200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

Нынешние власти пытались в самом начале представить «программу-200» храмов в качестве некоего «требования» со стороны народа, поскольку, по мнению власти, у нас вдруг возник резкий переизбыток православной паствы, что уж прямо храмов не хватает, хотя в данный момент из действующих храмов в Москве используется лишь чуть больше половины.

Как можно заметить, в целом строительство храмов именно по «программе-200» воспринимается негативно. Причем поддержку программе оказывают если не сами попы, то чиновники или же православные провокаторы, которые и так постоянно присутствуют на подобных митингах, правда, как правило, это небольшие группы.

Говорить, что программа не находит поддержки в целом, конечно, тоже неправильно. Действительно, есть люди, в том числе и местные жители, которые искренне хотели бы, чтобы храм был по близости, но, что тоже важно, их не большинство, а также они часто говорят о том, что они за храм, но вот только против того, чтобы храм был построен на зеленой территории. Т.е. они хотят и храм, и парк. Причем вроде бы даже они не против того, чтобы храм был построен на отшибе. Но вот только церковники и чиновники против, поскольку тогда пропагандистский эффект нулевой. Они ведь рассчитывают на пропаганду, а не на желание отдельных фанатиков зайти в храм. Церковь должна быть как рекламный щит, мимо которого сложно пройти большому скоплению народа.

Понятно, что поскольку за дело взялись чиновники, да и в целом «программа-200» носит государственный окрас, то суды, когда приходится решать вопросы строительства, часто решают их в пользу строительства храмов, и фактически против желания местных жителей. Когда жителям ничего не остается, они идут на нарушение закона.

Типичный случай произошел на улице Камова в Косино-Ухтомском районе Москвы, когда стройплощадка храма была фактически разгромлена. Причем это происходило не один раз, и вызвано явным неприятием этого строительства.

В итоге власти все же не пошли на компромисс и решили просто лучше охранять стройплощадку в дальнейшем. В сообщении от МВД указано:

“С жителями п. Ухтомский, выступающими против строительства храма, были проведены разъяснительные, профилактические беседы о недопущении совершения противоправных действий”

Подобное происходит на многих потенциальных участках строительства, и поскольку программа не завершена еще даже и на 10%, то, вероятно, подобное стоить ожидать и в дальнейшем. К сожалению, все в целом устроено так, что правительство просто в приказном тоне заявляет, что храмы нужны, причем даже курирует проект не поп, а член государственной думы Ресин.

И тут хочется добавить интересное историческое свидетельство по поводу Ресина:

«Потом ко мне приходит Ресин, начальник Главмосстроя, и говорит: “Юрий Анатольевич, я больше типографии строить не буду. Я переключаюсь на строительство предприятий пищевой промышленности”. – “В чем дело? Почему? – “Вы что, газет не читаете? Лигачева с идеологии на сельское хозяйство перевели. Теперь будет давить, чтобы строились пищевые предприятия”.

И действительно, Егор Кузьмич забыл про типографии – строили, не строили – и начал “душить” строителей и Сайкина совершенствованием и реконструкцией предприятий пищевой промышленности» (Как убивали партию. Юрий Прокофьев).

В данном случае речь идет о 1988-89 гг., т.е. период перестройки, а Ресин, как видно, исполнял те же функции, что и сейчас. Однако, что важно, тогда-то государство в действительности занималось строительством необходимых объектов, а вот теперь речь о церкви, которая, как известно, отделена от государства. И РПЦ, как и любая другая «некоммерческая организация, должна заниматься подобным строительством самостоятельно, при этом не нарушая законы РФ, в т.ч. если речь идет о строительстве (т.к. РПЦ претендует часто на участки, где строительство запрещено).

“Программа-200” по строительству храмов в Москве вызывает все новые недовольства среди горожан

В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл заметил, что Москва Златоглавая уже давно не оправдывает своего названия: столица пребывает на последнем месте среди всех регионов России по соотношению храмов и православного населения. Для того, чтобы выровнять этот показатель хотя бы до среднего значения по стране – 11,2 тыс. человек на один приход, – необходимо построить в городе еще 591 храм. Решать эту проблему взялся фонд “Поддержки строительства храмов города Москвы”, который совместно с Правительством Москвы приступил к реализации “Программы-200”. Эта программа предусматривает разработку проектов и строительство 200 новых церквей за 8-10 лет. На сегодняшний день уже построено 18 храмов и столько же находится на стадии строительства.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”). Что касается “Программы-200”, ее финансирование осуществляется исключительно за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов, в основном, через официальный сайт программы. Однако Правительство Москвы не остается безучастным и бесплатно выделяет земли под строительство, а также оказывает помощь в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций. Этот факт и является камнем преткновения для многих горожан. За четыре года действия программы москвичи уже подписали не одну петицию и устроили не один митинг, призывающий остановить ее реализацию. Сбор голосов против “Программы-200” проходит и на официальном сайте Российской общественной инициативы, однако предварительные результаты позволяют предположить, что данная инициатива не наберет необходимого количества голосов.

Читайте также:
Церковь Новомучеников и Исповедников российских в Строгино: история и адрес храма, расписание богослужений

Всеволод Чаплин, протоиерей, член Общественной палаты РФ:

“При строительстве любого объекта есть согласные и несогласные, в связи с чем возникают определенные дискуссии. Но при этом надо понимать, что люди с разными жизненными интересами (от религии до спорта), люди разных национальностей должны иметь места для того, чтобы встречаться по своим интересам. Поэтому мы все ратуем за то, чтобы сложившаяся ситуация разрешилась и как можно скорее”.

15 июля 2014 года в Общественной палате РФ прошли слушания, на которых были обсуждены основные причины недовольства горожан, возникшие при реализации “Программы-200”, а также пути их решения. Среди претензий выступающие отметили вырубку скверов и парков под строительство культовых сооружений, отчуждение земель общего пользования, изменение категории земельных участков. Публичные слушания, по мнению москвичей, проходят с многочисленными нарушениями. Наталья Антонова, юрист, представитель инициативной группы жителей района Куркино г. Москвы, так охарактеризовала сложившуюся в ее районе ситуацию: “Среди инициативной группы много православных, и мы не возражаем против строительства храмов. Нас возмущает местное самоуправление, которое злоупотребляет полученными полномочиями и действует не в интересах жителей района. Органы власти, пользуясь принципом политической анонимности, бесцеремонно и цинично выбирают для строительства церквей наиболее ценные для горожан участки, как правило, парки. Мы, жители района Куркино, предлагали участок, который находится в шаговой доступности и устраивает всех, кроме органов местного самоуправления. Последние не только не хотят нас слышать, но и шантажируют тем, что если мы не согласимся на строительство храма, они возведут мечеть. Это недопустимо с точки зрения и закона, и русской православной веры”. Вместе с тем, перечень мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмов на территории Москвы строго определен одноименным распоряжением Правительства Москвы от 20 октября 2010 г. № 2367-РП и федеральными нормативными актами, в частности, Земельным и Градостроительным кодексами РФ.

Дискуссия относительно реализации программы по строительству храмов в Москве проходила очень бурно. Татьяна Теренина, представитель экологической общественности ВАО г. Москвы, высказала опасения, что на отведенной под храм территории могут появиться объекты совсем иного назначения. Александр Голомолзин, президент фонда “Здравомыслие”, заявил, что под прикрытием программы по строительству православных святынь общественная земля стоимостью 150 млн руб. и выше бесплатно передается в частное пользование, а все строительные работы ведутся незаконно. Между тем сторонники реализации программы уже организовали Координационный центр “Защитим “Программу-200” и ведут активную работу по содействию в возведении в столице храмовых комплексов шаговой доступности.

Участники развернувшейся дискуссии предлагали разные способы решения проблемы: строительство храмов из легких переносных конструкций или на сваях, использование экологически чистых материалов, оборудование помещений под церковь на первых этажах жилых домов. В конце слушаний Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ, внес две рекомендации, исполнение которых поможет столице завершить начатую “Программу-200” и сгладить нарастающие в этой связи противоречия в обществе: “Во-первых, муниципальным властям следует неуклонно придерживаться предусмотренного законодательством механизма. Все мнения горожан должны быть услышаны. Во-вторых, православные общины должны вести гораздо большую разъяснительную работу среди жильцов, объяснять им те социальные функции, которые могут привнести православные общины, и те экологические усилия по возрождению зеленых насаждений, по использованию пространства для общественных нужд, которые будут реализованы после строительства храмовых комплексов”.

Иосиф Дискин, член Общественной палаты РФ:

“Программу-200″ нужно реализовывать в строгом соответствии с российским законодательством. Эта программа должна стать модельной для формирования широкого общественно-социального диалога. Надеюсь, мы сможем многому научиться в ходе ее реализации, чтобы затем на основе гражданской активности и ответственности решать сложные проблемы. Земля всегда была ценностью. Вокруг нее всегда были споры и разрешать их можно только одним способом: понимая, зачем и подо что она отводится. Укрепление государства российского – важнейшая задача, но при этом средства решения этой задачи должны быть адекватны ее цели: широкий диалог, понимание, ответственность и умение слышать”.

Читайте также:
Тихон Шевкунов: биография архимандрита, книги и публикации, здоровье, где сейчас служит

Строительство храмов в Москве – дело благое, а значит, и методы его проведения должны быть такими же. При возведении православных объектов права одних горожан не должны нарушаться ради интересов других. Поэтому завершить начатое дело получится, только если противники и сторонники “Программы-200” смогут договориться.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Хабаровская епархия

Началом истории Православной Церкви в Амурском крае можно считать учреждение первой епархии в Сибири с кафедрой в Тобольске, которое произошло в 1620 г. В результате подписания в 1689 г. Нерчинского договора с Цинской империей территория Албазинского воеводства оказалась отъятой у России. После этого распространение Православия в Приамурье приостановилось более чем на полтора века, хотя в низовьях Амура и на берегу Охотского моря русские селения сохранялись.

В 1858 г. после заключения Айгунского договора с Китаем Приамурский край был возвращен России. Вновь обретенные земли были включены в состав Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1859 г. в Благовещенск была перенесена архиерейская кафедра.

В конце 1869 г. из состава епархии была выделена самостоятельная Якутская кафедра; в 1870 г. после продажи Аляски — Алеутская епархия. В 1899 г. Камчатская епархия была разделена на Приамурско-Благовещенскую и Владивостокско-Камчатскую.

В 1925 г. в составе Благовещенской епархии было учреждено Хабаровское викариатство, просуществовавшее до 1933 г. В 1943-1946 гг. дальневосточные приходы управлялись Новосибирским и Барнаульским архиереем. В 1946 г. была учреждена самостоятельная Хабаровская и Владивостокская епархия. В 1949 г. кафедра вновь была временно упразднена; ее приходы перешли в состав Иркутской и Читинской епархии.

Возрождение самостоятельной Хабаровско-Владивостокской епархии произошло в 1988 г. С 1990 г. епархия именовалась Хабаровской и Благовещенской — в связи с выделением Владивостокской и Приморской епархии. В 1993 г. после создания самостоятельной Благовещенской и Тындинской епархии хабаровские архиереи носят титул «Хабаровский и Приамурский».

В 2004 г. из состава Хабаровской выделена Биробиджанская и Кульдурская епархия.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 107) из состава Хабаровской епархии выделена Амурская епархия; Хабаровская епархия включена (журнал № 132) в состав Приамурской митрополии. В административных границах Аяно-Майского, Николаевского, Охотского и Тугуро-Чумиканского районов Хабаровского края Священный Синод учредил Николаевское викариатство Хабаровской епархии. Викарному архиерею Синод постановил иметь титул «Николаевский» и пребывать в г. Николаевск-на-Амуре.

Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. (журнал № 81) из состава Хабаровской и Амурской епархий выделена Ванинская епархия.

Епархия сегодня
(по состоянию на октябрь 2021 года)

Благочиния и благочинные

  • Хабаровское — протоиерей Георгий Сивков
  • Троицкое — протоиерей Валерий Масленников
  • Амурское — протоиерей Алексий Лавренюк

  • Женский монастырь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла
    680524, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Петропавловка, ул. Зеленая, 5; тел.: +7 914 409 9035, +7 914 406 91 60; сайт http://stppmonastir.ru ; e-mailstppmonastir@mail.ru
    настоятельница — игумения Антония (Кочубей)

Количество приходов — 58, в том числе, имеющих государственную регистрацию — 38.

Количество клириков — 65,

  • монашествующих (не являющихся священнослужителями) — 13,
  • иеромонахов — 6.

Социальные учреждения

  • Епархиальный центр по утверждению трезвости «Метанойя»
    680003, г. Хабаровск, ул. Прогрессивная, 2Б; тел. +7909 879-16-39
    руководитель — Александр Швец
  • Социальная служба Спасо-Преображенского кафедрального собора
    680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 24; тел. (4212) 21-57-59
  • «Школа для беременных» при Спасо-Преображенском кафедральном соборе
    680000, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 24; тел. (4212) 21-57-59
  • Социальная служба при храме Покрова Пресвятой Богородицы
    г. Хабаровск, ул. Вологодская, 28А; тел. (4212) 53-41-39
  • «Центр трезвости» при храме Покрова Пресвятой Богородицы
    г. Хабаровск, ул. Вологодская, 28А; тел. (4212) 53-41-39
  • Вещевой склад при храме Покрова Пресвятой Богородицы
    г. Хабаровск, ул. Вологодская, 28А; тел. (4212) 53-41-39
  • Сестричество милосердия вел. кн. Елисаветы
    г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49А, храм преподобномученицы великой княгини Елизаветы; тел. (4212) 20-89-36
    старшая сестра милосердия — Вера Павловна Тихонова
  • Центр сестринского ухода «Марфо-Мариинская богадельня»
    г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49А; тел.: (4212) 20-89-36 (старшая сестра милосердия — Вера Павловна Тихонова), 24-30-61 (координатор от епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению)
  • Епархиальный гуманитарный склад
    г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49А, храм преподобномученицы великой княгини Елизаветы; тел. (4212) 20-60-36
  • Гостиница временного проживания для онкобольных детей с сопровождающим лицом на период прохождения лечения
    г. Хабаровск, Владивостокское шоссе, 42; тел. (4212) 24-30-61 (координатор от епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению)
  • Пункт сбора и распределения вещевой, продуктовой и бытовой помощи при храме святой блаженной Ксении Петербургской
    Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Ленина, 16; тел.: +7924 204-20-34, +7914 208-13-06
    руководитель — протоиерей Валерий Масленников
  • Служба помощи людям, оказавшимся в трудной/кризисной жизненной ситуации, при храме святой блаженной Ксении Петербургской
    Хабаровский район, с. Некрасовка, ул. Ленина, 16; тел.: +7924 204-20-34, +7914 208-13-06
    руководитель — протоиерей Валерий Масленников
  • Хабаровская краевая общественная организация «Милосердие» по поддержке малообеспеченных граждан
    г. Хабаровск, ул. Красноводская, 2; тел. (4212) 20-27-66; e-mail xkoo.miloserdie@mail.ru; сайт http://hkmiloserdie.ru/
  • Социальная служба при храме святителя Иннокентия Иркутского
    г. Хабаровск, ул. Тургенева, 73Б; тел. (4212) 56-24-34; сайт http://svt-innokentiy.info
  • Социальная служба при храме преподобного Серафима Саровского
    г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 167; тел. (4212) 20-50-67
  • Группа помощи детям-сиротам «Светоч» при храме преподобного Серафима Саровского
    г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 167; тел. (4212) 20-50-67
  • Волонтерское движение «Милосердие-ДВ»
    г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49А; сайт http://miloserdiedv.ru, страница «ВКонтакте» https://vk.com/club82118622, страница в Instagram @miloserdie_dv

Епархиальные СМИ

  • «Образ и подобие. Газета о православной жизни» (издается каждые два месяца)
  • Телестудия Приамурской митрополии (YouTube-канал https://www.youtube.com/c/pravostok/videos)
  • Епархиальный интернет-сайт «Самый восточный» http://pravkhabarovsk.ru/
  • сайт Николаевского викариатства http://nikolvikar.cerkov.ru/
  • официальные страницы епархии в социальных сетях: «ВКонтакте» https://vk.com/pravostok; «Одноклассники» https://ok.ru/pravostok; Instagram @pravkhabarovsk
Читайте также:
Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Учебные заведения

Высшие духовно-образовательные учреждения

  • Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария»
    680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 26; e-mail rectorat@dvseminary.ru; сайт http://dvseminary.ru

При всех зарегистрированных приходах и монастырях епархии действуют воскресные школы.

ХАБАРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Хабаровский Преображенский собор

Хабаровская и Приамурская епархия Приамурской митрополии Русской Православной Церкви

  • Действующие храмы и монастыри
  • Восстанавливаемые и строящиеся храмы

Территория нынешнего Хабаровского края начала осваиваться русскими с XVII века. Вместе с ними здесь появляется и Православие, земли эти входят в состав Тобольской епархии. По Нерчинскому договору 1689 года русские ушли с Приамурья, но Айгунский договор 1858 года вернул России левый берег Амура. Тем временем Дальний Восток России входил в Ируксткую (с 1721 года), а затем в Камчатскую (с 1840 года) епархии. В 1898 году Святейший Синод разделил последнюю на Владивостоксую и Благовещенскую, и территория современного Хабаровского края оказалась в составе обеих. Во время революционного лихолетья обе епархии были разгромлены и пресеклись – первая в 1934-1935 годах, вторая в 1936 году. В 1920-х годах назначаются первые архиереи с титулом Хабаровский как викарии Благовещенской епархии.

К началу Великой Отечественной войны в Хабаровске не было действующих церквей, оставались только часовни на кладбище и у вокзала. В годы войны государство сделало шаг навстречу верующим и в Хабаровске открылось два храма: Рождественский и Александро-Невский в Краснофлотском поселке, которые вошли в ведение Новосибирского владыки. 25 января 1945 года было принято постановление Священного Синода об учреждении Хабаровской и Владивостокской епархии в пределах Приморского и Хабаровского краёв, Камчатки, Сахалина и Курильских островов. Под окормление епископа Хабаровского также передавались приходы Якутского и Читинского викариатств Иркутской епархии. Вначале кафедральным городом намечался Хабаровск, но вскоре после начала деятельности епархии кафедра была перемещена во Владивосток [1]. Епархия сохраняла самостоятельное управление до 1949 года, после чего вдовствующей епархией управляли Иркутские иерархи. С 1943 по 1948 год в пределах епархии было открыто 10 приходов, после чего вплоть до 1980-х годов все многочисленные прошения верующих об открытии новых приходов откланялись властями.

С конца 1980-х годов пошел процесс возрождения Дальневосточных епархий. 19 июля 1988 года было принято постановление о восстановления Хабаровской и Владивостокской епархии в состав которой вошли Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области. 31 января 1991 года из её состава были выделены Владивостокская и Магаданская епархии. 28 декабря 1993 года из Хабаровской была выделена Благовещенская епархия. Наконец, 7 октября 2002 года из состава Хабаровской была выделена Биробиджанская епархия. Вместе с этим границы епархии совпали с границами Хабаровского края.

5 октября 2011 года из состава Хабаровской епархии была выделена самостоятельная Амурская епархия. При этом в ведении Хабаровской кафедры остались Хабаровский городской округ и Амурский, Бикинский, Вяземский, Советскогаванский, им. Лазо, Нанайский, Хабаровский, Николаевский, Охотский, Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский районы на севере и юге Хабаровского края. Тогда же в пределах последних четырех районов было учреждено поместное Николаевское викариатство [2].

6 октября 2011 года в пределах Хабаровского края была образована Приамурская митрополия, включающая в себя Амурскую и Хабаровскую епархии. Главой митрополии определено быть Хабаровскому архиерею [3].

21 октября 2016 года ряд районов на юго-востоке края были переданы в состав новоучреждённой Ванинской епархии, после чего в непосредственном ведении Хабаровской епархии остались Хабаровский городской округ, а также Харабовский и Амурский районы. Николаевское викариатство на территории Николаевского, Охотского, Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов было тоже сохранено в ведении Хабаровского владыки.

Исторические названия

  • Хабаровская (викарная, 1925 – ?)
  • Хабаровская и Владивостокская (25 января 1945 – 22 октября 1990)
  • Хабаровская и Благовещенская (22 октября 1990 – 28 декабря 1993)
  • Хабаровская и Приамурская (с 28 декабря 1993)

Статистика

  • кон. 1948 – 10 приходов: Александро-Невский и Рождественский в Хабаровске, по одному во Владивостоке, Благовещенске, Ворошилове, Лазо, Магдагачах, Свободном, Спасске, Сучане[4].
  • 1 января 1958[5] – 13 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • ок. 19 июля 1988, на момент возрождения – 15 приходов, два благочиния (Хабаровское и Приморское), 26 священнослужителей [6]
  • ок. 2004 – 46 приходов; 48 священнослужителей (42 священника, 6 диаконов); 26 воскресных школ [7]
  • 31 декабря 2005[6] – 45 приходов, 1 монастырь, 6 часовен, 57 штатных священников, 8 диаконов.
  • ок. 2010 – религиозных объединений в Хабаровском крае: иеговистов 77 (7 организаций и 70 групп); православных 55 (48 огранизаций и 7 групп); “христиан веры евангельской” 46 (32 организации и 14 групп); баптистов 32 (17 организации и 15 групп); адвентистов 17 (11 организаций и 6 групп); пресвитериан 13 (12 организаций и 1 группа); “евангельских христиан” 9 (9 организаций); “новоапостольской церкви” 8 (1 организация и 7 групп); мусульман 6 (6 организаций); старообрядцев 6 (1 организация и 5 групп); кришнаитов 5 (1 организация и 4 группы); новых религиозный движений 5 (5 групп); римо-католиков 4 (3 организации и 1 группа); лютеран 3 (3 организации); методистов 3 (3 организации); иудаистов 3 (3 организации); мормонов 1 (1 организация); буддистов 1 (1 организация); бахаев 1 (1 организация) [8]
  • 2011 – население в пределах епархии 1 400 425 человек; территория 788 600 км²; 52 прихода, 38 храмов, 1 монастырь, 1 семинария, 10 строящихся храмов; более 80 клириков [9]

Архипастыри

  • Трофим (Якобчук) (1925)
  • Никифор (Ефимов) (3 апреля 1926 – 25 апреля 1928)
  • Пантелеимон (Максунов) (1930 – 11 февраля 1933)
    • Сщмч. Герман (Коккель) (июль – сентябрь 1931) еп. Никольско-Уссурийский
  • Серафим (Трофимов) (24 августа – 5 декабря 1933)

    Викарные епархии

    Приамурская митрополия по решениям от 21 октября 2016 г.

    География благочиний

    • Хабаровское:
      • г. Хабаровск, о. Большой Уссурийский, с. Краснореченское, п. Сосновка
    • Амурское (Амурский р-н):
      • г. Амурск, п. Эльбан, п. Литовко
    • Хабаровское районное (Хабаровский р-н):
      • с. Бычиха, с. Виноградовка, с. Заозерное, с. Князе-Волконское, п. Корфовский, п. Некрасовка, с. Петропавловка

    • Николаевское викариатство (Николаевский, Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский р-ны):
      • г. Николаевск-на-Амуре, с. Арка, с. Аян, с. Нелькан, п. Охотск, с. Чумикан

    Епархиальные отделы

    • информационный
    • миссионерский
    • по религиозному образованию и катехизации
    • по взаимодействию с силовыми структурами
    • по работе с молодежью
    • паломническая служба

    Монастыри

    Учебные заведения

    Средства массовой информации

    • газета Образ и подобие (с 2011)
    • газета Православный вестник Приамурья (1993 – 2011)
    • Православный календарь, телепередача

    Объединения и организации

    • православное общество “Святая Русь” (с 1992)
    • сестричество, Хабаровск

    Использованные материалы

    • Страница сайта Русское Православие:
      • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_3006
    • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/31201.html
    • Сердюк Мария Борисовна, “Русская Православная Церковь на советском Дальнем Востоке (1939-1955 гг.)” Россия и АТР, 2007, № 1, 30-39:
      • http://www.riatr.ru/2007/ATR2007-1-WEB/03p30-39.pdf

    [1] ГАПК. Ф. Р-1578, оп. 1, д. 16, л. 1, цит. в Сердюк Мария Борисовна, “Русская Православная Церковь на советском Дальнем Востоке (1939-1955 гг.)” Россия и АТР, 2007, № 1, 34, http://www.riatr.ru/2007/ATR2007-1-WEB/03p30-39.pdf

    [2] Журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, журнал 107 – http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [3] “Журнал № 132”, Журналы заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 6 октября 2011, http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

    [4] Сердюк Мария Борисовна, “Русская Православная Церковь на советском Дальнем Востоке (1939-1955 гг.)” Россия и АТР, 2007, № 1, 35, http://www.riatr.ru/2007/ATR2007-1-WEB/03p30-39.pdf

    [5] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    Хабаровская епархия: история и современность

    Становление Хабаровской епархии. Обзор епархий, образованных на территории Дальнего Востока.

    Первая собственно дальневосточная епархия – Камчатская, Курильская и Алеутская – была образована в декабре 1840 г. В ее состав вошли: северо-восточная часть Сибири, русские владения в Северной Америке, Алеутские и Курильские острова. Резиденция епископа располагалась в Новоархангельске на о. Ситха. В 1852 г. в состав епархии была включена Якутская область, а в сентябре 1853 г. епископская кафедра перенесена в Якутск; в Новоархангельске было учреждено викариатство.

    После присоединения к России Приамурского края в 1868 г. его территория вошла в состав Камчатской епархии. В 1862 г. кафедра правящего епископа была перенесена в г. Благовещенск, а в Якутске учреждена кафедра викарного епископа. В 1869 г. это викариатство вышло из состава Камчатской епархии и было превращено в самостоятельную епархию. В следующем, 1870 г., самостоятельной Алеутской и Аляскинской епархией стало Новоархангельское викариатство. После этой реорганизации епархия на дальневосточных землях получила название Камчатской, Курильской и Благовещенской.

    Для улучшения управления этой огромной церковно-административной единицей в 1898 г. Святейшим Синодом было принято решение о ее разделении. В 1899 г. были образованы две епархии: Владивостокская и Камчатская и Благовещенская и Приамурская.

    Благовещенская и Приамурская епархия включала Амурскую область, часть Приморской области, приходы в низовьях р. Уссури, по линии Уссурийской железной дороги и на нижнем Амуре. Кафедра правящего епископа находилась в Благовещенске. В 1910 г. все приходы по линии Уссурийской железной дороги были переданы Владивостокской епархии.

    После революции 1917 г. Благовещенская и Приамурская епархия фактически просуществовала еще довольно долго, до 1933 г., но после ареста епископа Евгения (Зернова) кафедра часто вдовствовала, назначаемые на нее епископы задерживались в Благовещенске на совсем маленькие сроки, и довольно часто ее управляющими назначались архиереи Хабаровской викарной кафедры, открытой в Благовещенской и Приамурской епархии в 1925 году. На ней, до ее фактического упразднения в 1933 г., сменилось шестеро епископов, двое из которых – епископ Пантелеимон (Максунов) и епископ Герман (Коккель) – канонизированы Русской Церковью в лике новомучеников Российских.

    Уже после Великой Отечественной войны, спустя более, чем десять лет после перевода последнего Хабаровского архиерея, епископа Серафима (Трофимова), на Ростовскую кафедру, 25 января 1945 г. было принято постановление C вященного C инода об учреждении Хабаровской и Владивостокской епархии с центром во Владивостоке. В 1946 г. с титулом «Владивостокский и Камчатский» сюда был назначен епископ Венедикт (Пляскин), а в 1948 г. – епископ Гавриил (Огородников). Епархия существовала как самостоятельная до октября 1949 г. После отъезда епископа Гавриила территория епархии перешла под управление епископа Иркутского и Читинского.

    Хабаровская епархия с 1988 г. по настоящее время.

    Возрождена Хабаровская и Владивостокская епархия была спустя почти сорок лет – 19 июля 1988 г. было принято постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода о назначении на Хабаровскую и Владивостокскую епархию епископа Гавриила (Стеблюченко). В ее состав входили Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области – всего 15 приходов, два благочиния (Хабаровское и Приморское) и 26 священнослужителей.

    Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 22 октября 1990 г. были открыты новые епархии: Владивостокская и Приморская, Магаданская и Камчатская, Хабаровская и Благовещенская (ставшая в декабре 1993 года Хабаровской и Приамурской). В 1992 г. на Хабаровскую и Благовещенскую кафедру был назначен епископ Иннокентий (Васильев; с 1993 по 1995 гг. – епископ Хабаровский и Приамурский, ныне – архиепископ Корсунский). С 1995 года по настоящее время правящим архиереем Хабаровским и Приамурским является архиепископ (с 2005 г.) Марк (Тужиков).

    В феврале 1993 г. были образованы Сахалинская и Камчатская епархии, а в декабре этого же года была восстановлена Благовещенская епархия, которую возглавил первый правящий архиерей Хабаровской кафедры после ее возрождения епископ Гавриил (Стеблюченко; в настоящее время – архиепископ). Таким образом, церковно-административное деление Дальнего Востока было приведено в соответствие с государственно-административным.

    В 90-х гг. XX в., после принятия Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», Православие на Хабаровской земле постепенно начало возрождаться. Русской Православной Церкви был возвращен храм святителя Иннокентия Иркутского, была построена часовня в память о жертвах репрессии на городском кладбище, открыт храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова в бывшем кинотеатре «Мир». В 1999 г. состоялось освящение часовни, а в 2002 г. и домового храма Серафима Саровского. На своем историческом месте восстановлен Градо-Хабаровский Успенский собор. В июне 2007 года архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком и епископом Уссурийским Сергием, викарием Владивостокской епархии, был освящен двухпрестольный храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны при Дорожной клинической больнице ДВЖД. Помимо этих храмов, в большинстве населенных пунктов края открыты православные приходы, построены храмы и часовни.

    24 октября митрополит Калужский и Боровский Климент, епископ Хабаровский и Приамурский Марк, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил и епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф совершили освящение нового кафедрального Спасо-Преображенского собора, построенного на площади Славы.

    В 2002 году в Хабаровской епархии была открыта первая на ее территории обитель – женский монастырь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм обители был освящен архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком и епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом 20 мая 2006 г. Монастырь регулярно представляет Хабаровскую епархию на различных всероссийских выставках, на которых обитель представляет печатную продукцию с изображением обители и ее святынь. Настоятельницей монастыря является монахиня Антония (Кочубей).

    Эпохальным событием в жизни Хабаровской епархии стало открытие в 2005 году Хабаровской духовной семинарии – первого духовного учебного заведения в Хабаровском крае и первой семинарии на территории Дальнего Востока спустя почти 80 лет с тех пор, когда Благовещенская семинария была закрыта безбожной властью. Комплекс зданий семинарии был построен при поддержке Правительства Хабаровского края ФГУП «Дальспецстрой» в течение неполных двух лет (с момента закладки первого камня здания семинарии 20 октября 2005 г. до освящения домового храма семинарии и всего комплекса зданий 30 мая 2007 г.), причем занятия в новом учебном корпусе семинарии начались в ноябре 2006 года.

    Семинария, несмотря на столь малый срок своего существования, уже успела зарекомендовать себя как динамично развивающийся и миссионерски активный учебный центр, прежде всего благодаря проведению ряда значимых мероприятий всероссийского и даже международного масштаба. 19-21 сентября 2006 года была проведена Международная научно-практическая конференция «Христианство на Дальнем Востоке», в которой участвовали ряд иерархов Русской Православной Церкви (по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II конференцию возглавил председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений; в работе конференции также приняли участие архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, епископ Сендайский Серафим, представлявший Японскую Автономную Церковь, и епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ МП), представители ведущих научных центров по изучению Дальнего Востока, синодальных отделов и ведущих учебных заведений Русской Православной Церкви, представители Японской Автономной Православной Церкви, различных христианских конфессий, а также представители властных структур (среди которых – губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев), светских высших учебных заведений и дальневосточной интеллигенции, деятели культуры и представители широкой общественности.

    В мае-июне 2007 года Хабаровск стал центром всероссийских торжеств в честь 210-летия со дня рождения и 30-летия канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Дальнего Востока и Северной Америки. 30 мая состоялось освящение домового храма семинарии в честь святителя Иннокентия Московского (его совершили архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Верейский Евгений, архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, епископ Якутский и Ленский Зосима), 31 мая – 1 июня была проведена научно-практическая конференция «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)», а с 1 по 10 июня проходил памятный сплав с тем же названием по реке Амур (маршрут сплава: Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск), в ходе которого были посещены населенные пункты, стоящие на Амуре, и памятные места, связанные с путешествиями святителя Иннокентия по Амуру.

    Сейчас Хабаровская епархия – это одна из самых динамично развивающихся епархий Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке. Перед ней стоят самые широкие задачи, прежде всего – в области миссионерской деятельности, в которой самое активное участие отводится Хабаровской семинарии, являющейся учебным заведением с миссионерским направлением деятельности. Деятельное участие во всех значимых мероприятиях епархии принимают представители православной молодежи и прихожане храмов епархии. И именно благодаря такому вовлечению всей паствы епархии в ее деятельность каждый из нас может успешнее выполнить завет Христа: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа » (Мф 28.19).

    Церковь, История

    10 главных храмов Хабаровска

    Посещение храмов Хабаровска обязательно включают в экскурсионную туристическую программу. Большей частью это православные храмы, однако, есть и необычное своей архитектурой здание церкви евангельских христиан-баптистов. Православные храмы построены в традиционном русском стиле, с элементами эклектики, но у каждого из них есть свои отличительные черты. Успенский храм поражает туристов своей красотой и величием. Любители исторических зданий отправляются к храму Святителя Иннокентия Иркутского.

    Часть туристов начинает осмотр с самого высокого храма – Спасо-Преображенского кафедрального собора. У храмов Хабаровска разная история. Какие-то построены в начале этого века, но уже успели завоевать любовь и доверие прихожан. Какие-то храмы пережили разрушения в советское время, но были восстановлены трудом прихожан и служителей церкви.

    Действующие церкви и соборы Хабаровска

    Список самых известных и популярных храмов города.

    Спасо-Преображенский собор

    Православный собор. Возведен на берегу Амура в 2004 году. Строительство длилось три года. Один из самых высоких храмов в России – его высота составляет 83 метра. Украшают собор пять куполов, покрытых позолотой. Фрески внутри храма создавали специально приглашенные из Москвы художники. Их пригласил епископ Амурской и Хабаровской областей. Спасо-Преображенский кафедральный собор может вместить до 3000 прихожан.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Тургенева, 24

    Успенский собор

    Первый каменный собор, построенный в Хабаровске. Один из самых крупных в этом городе. Строительство храма завершилось в 1886 году, однако в 1930 году его разрушили. Восстановление храма началось только в 2002 году, причем для этого создали новый архитектурный проект. Из старого варианта взяты только формы арок и куполов и сохранен русский стиль постройки. Икона храма «Слово плоть бысть» считается чудотворной.

    Адрес: г. Хабаровск, Комсомольская площадь, 1

    Храм Серафима Саровского

    Расположен в Краснофлотском районе, на месте называемом «Серафимова горка». В Хабаровск в 1993 году привезли икону преподобного Серафима Саровского, именно с этим событием связывают принятие решения о строительстве храма в его честь. Считается, что многочисленными знамениями, которыми произошли во время нахождения иконы в городе, нельзя пренебречь, и в 2001 году храм начали строить. Закончилось строительство в 2004 году.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 167

    Храм Святителя Иннокентия Иркутского

    Возведен на Военной горе в 1869 году. Около построенного из камня храма возвели лечебницу, основали церковно-приходскую школу. Во времена советской власти в 1931 году здание храма забрали у церкви и использовали для хозяйственных и административных нужд. Почти 30 лет в здании храма работал Хабаровский планетарий. Вход в него осуществлялся через алтарь. Возрождать храм начали в 1991 году.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Тургенева, 73 Б

    Христорождественский собор

    Деньги на строительство деревянной церкви рядом с Сибирской железной дорогой в 1900 году выделил фонд Александра III. В церкви открыли школу, также за ней закрепилось духовное просвещение ссыльных и служащих военных частей. В народе церковь называли «вокзальной» или «высыльной». После появления пристройки – придела Иннокентия Иркутского небольшая ранее церковь стала епархиальным кафедральным собором.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 65

    Храм преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы

    Возводить храм начали в 2000 году. В нем есть святыни, которые считаются великими. Это иконы и ковчеги, где хранятся частицы мощей святых, в том числе и частица хитона Господня. Высота храма составляет 54 метра. Вместимость – более 2000 прихожан. В храме проводятся необычные службы. Например, ежегодной традицией стало проведение молебна на закрытие мотосезона, на котором присутствуют члены мотоклуба «Ночные волки».

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49/1

    Храм Александра Невского

    Открыт 1943 году – в годы Великой Отечественной Войны. В 1982 году здание храма сильно пострадало от пожара. Уцелели часть стен и фундамент. Однако прихожанам удалось сохранить икону Святого Александра Невского. Полностью восстановление храма заняло 2 года. К 2010 году завершена реконструкция храма, в помещениях провели капитальный ремонт. Храм получил новые мебель и оборудование, а также позолоченное Евангелие.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Ясная, 24 А

    Часовня Воскресения Христова

    Построена в 2000 году у входа на городское кладбище. Создавали часовню в память о невинно убитых жертвах. В 1930-х годах на этом кладбище сделали братскую могилу для расстрелянных «врагов народа». В эти годы в Хабаровском крае расстреляли по разным источникам около 10 тысяч человек. Часовня построена на пожертвования людей. Под чашей со свечами при строительстве замуровали капсулу с посланием потомкам.

    Адрес: г. Хабаровск, Хабаровское кладбище, к юго-востоку от здания по адресу ул. Карла Маркса, д. 205 В

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы

    В этом здании ранее располагался кинотеатр «Мир». Когда здание в 1992 году передавали храму, оно было практически разрушено. Не работали подача воды, канализация, не было подведено электричество. Восстановление здания происходило несколько лет. Службы и религиозные обряды, в том числе крещение, проводились в еще ремонтируемом здании. Освящение храма и его официальное открытие произошли только в 2008 году.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Вологодская, 28 А

    Церковь евангельских христиан-баптистов

    Представляет собой здание, которое внешним видом отличается от привычных православных храмов. Вместо привычных куполов – остроконечные посеребренные шпили, вместо белых оштукатуренных стен – красная кирпичная кладка. Располагается рядом с небольшим уютным сквером, вдали от центра города. Необычное здание привлекает туристов, да и местные жители считают это здание достопримечательностью.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 23 А

    Хабаровский край (храмы)

    Содержание

    • 1 Собор Казанской иконы Божией Матери (Комсомольск-на-Амуре)
    • 2 Кафедральный собор Илии Пророка (Комсомольск-на-Амуре)
    • 3 Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Чегдомын)
    • 4 Храм Благовещения Божией Матери (Нелькан)
    • 5 Спасо-Преображенский кафедральный собор (Хабаровск)
    • 6 Кафедральный собор Рождества Христова (Хабаровск)
    • 7 Собор Успения Пресвятой Богородицы (Хабаровск)
    • 8 Храм святителя Иннокентия Иркутского (Хабаровск)
    • 9 Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Хабаровск)
    • 10 Свято-Елисаветинский храм (Хабаровск)
    • 11 Храм святителя Иннокентия Московского (Хабаровск)

    Собор Казанской иконы Божией Матери (Комсомольск-на-Амуре) [ править ]

    Решение о закладке и строительстве Собора Казанской иконы Божией Матери было принято после того, как пожаром было уничтожено еще недостроенное деревянное здание Казанского храма, находившегося на берегу реки Амур (пожар произошел на второй неделе Великого поста 7 марта 1999 года, во время Литургии). Новое место под строительство Собора было выбрано по благословению епископа Хабаровского и Приамурского Марка, при участии краевых и городских властей. Собор было решено построить в самом центре города, на пересечении основных транспортных маршрутов, чтобы жители любого из районов города могли без труда доехать до храма.

    Приходское собрание, на котором было принято решение о создании Прихода собора Казанской иконы Божией Матери, было проведено по благословению епископа Хабаровского и Приамурского Марка 4 июня 2000 года. На Приходском собрании было принято решение о создании Прихода с дальнейшим строительством Собора, принят Устав Прихода, выбран Приходской совет.

    Адрес: Россия, 681013, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре, проспект Первостроителей, 28

    Кафедральный собор Илии Пророка (Комсомольск-на-Амуре) [ править ]

    В 2001 году епископ Хабаровский и Приамурский Марк своим Распоряжением № 151 от 03.12.2001 г. благословил создание и регистрацию общины в честь пророка Илии в г. Комсомольске-на-Амуре.

    16 января 2002 года состоялось Учредительное собрание прихода. Общину составили православные горожане, проживающие в Ленинском округе города, в котором расположено Комсомольское-на-Амуре Авиационное Производственное Объединение имени Ю. Гагарина. Поэтому и было решение именовать приход и храм в честь пророка Илии, покровителя воздухоплавателей. К тому же в селе Пермское, на месте которого построен город Комсомольск-на-Амуре, была церковь в честь пророка Илии, уничтоженная в годы советской власти.

    Совместно с Владыкой Марком, генеральным директором завода В.И. Меркуловым и Главой города В.П. Михалевым было выбрано место строительства храма – в сквере на площади Гагарина, напротив главных проходных завода.

    4 декабря 2002 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, Владыкой Марком в сослужении духовенства города был освящен закладной камень на месте строительства храма. Рядом с храмом построен приходской дом, в котором находятся иконная лавка, классы воскресной школы, трапезная и др.

    Адрес: Россия, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Копылова, 54

    Телефон: 8-914-211-12-37 (иерей Александр Носков, настоятель собора); +7 (4217) 52-69-36

    Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской (Чегдомын) [ править ]

    В 1994 году епископ Хабаровский и Приамурский Иннокентий благословил двух хабаровских священников на окормление чегдомынской паствы. Приход в п. Чегдомын был зарегистрирован в 1995 году. По благословению епископа Хабаровского и Приамурского Иннокентия, он был назван в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских, многие из которых приняли мученическую смерть в таких же лагерях, как и те, что окружали Чегдомын.

    Администрация поселка выделила приходу свободное помещение в районном Доме культуры.

    Открыт Приход был на Троицу в 1995 году. Окормлял его иерей Олег Киреев, настоятель Прихода Святой Троицы в поселке Новый Ургал. В п. Чегдомын стали совершаться литургии, исполнялись требы, праздничные службы.

    Однако Приходу нужен был настоящий храм. Все проектные работы и расходы взяло на себя ОАО «Ургалуголь». Уже к декабрю 1996 года на выбранном месте была расчищена площадка для строительства, а 17 июля 1997 года здесь была освящена часовня в честь иконы Божией матери Албазинская.

    В 2002 году было завершено строительство фундамента и с 2003 года началось возведение храма.

    Нынешнее здание храма Новомучеников и Исповедников Российских было окончательно достроено в 2007 году, и в этом же году 19 июля его освятил архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.

    Адрес: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, п.Чегдомын ул. Центральная 10 а

    Храм Благовещения Божией Матери (Нелькан) [ править ]

    Судьба Нельканской церкви самобытна, интересна, трагична и является отражением в уменьшенных масштабах истории православия России в прошлом и нынешнем тысячелетиях. В подтверждение заявленного достаточно сказать, что Нельканская церковь — младшая сестра столичного Храма Христа Спасителя, так как «отцом» обоих храмов был знаменитый архитектор Константин Тон; в годы становления Советской власти священник Нельканской Благовещенской церкви самолично составлял опись конфискуемого имущества, так как председатель правления СовРевКома был неграмотным; почти 70 лет в здании бывшей церкви располагался клуб и под ее сводами пели агитбригады, а на макушке вместо сброшенных крестов возвышался люминесцентный фонарь; здесь пытались в годы перестройки разместить краеведческий музей и только волеизъявление нельканских жителей смогло вернуть зданию первоначальное предназначение- оно снова становится Церковью. Однако вернуть утраченное очень трудно и как показывают последние 7 лет, приходу храма Божьей Матери самостоятельно восстановить церковь не по карману…. Оставаясь единственной деревянной церковью на Севере Дальнего Востока, имея «знатное» происхождение, сегодня церковь не в силах при той поддержке, которую оказывают добрые люди, завершить восстановительные работы.

    Адрес: Россия, Хабаровский край, Аяно-Майский район, с.Нелькан, ул.Юбилейная, 36

    Спасо-Преображенский кафедральный собор (Хабаровск) [ править ]

    Строительство кафедрального собора в Хабаровске благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Первый камень в основание храма был заложен в 2001 году. 16 октября 2003 года епископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил благодарственный молебен по завершении строительства.

    Златоглавый собор с пятью куполами сооружался на пожертвования жителей края, спонсорские средства предприятий и организаций. Высота куполов Преображенского собора составляет 83 метра, высота с крестами — 95 метров. Для сравнения — высота Дома радио, расположенного по соседству с храмом, чуть больше 40 метров. Храм был построен по проекту архитекторов Юрия Живетьева, Николая Прокудина и Евгения Семёнова.

    Фрески внутри храма (на куполе Спас-Вседержитель и апостолы) выполнила группа московских художников, специально приглашённая по этому случаю в Хабаровск епископом Хабаровским и Приамурским Марком. Спасо-Преображенский кафедральный собор в состоянии одновременно принять три тысячи прихожан.

    Спасо-Преображенский кафедральный собор имеет два раздельных придела, основной, с центральным входом и малый (нижний храм), находящийся под основным.

    Современный адрес: Россия, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 24

    Телефон: 21-57-59

    Кафедральный собор Рождества Христова (Хабаровск) [ править ]

    Собор Рождества Христова в Хабаровске был построен на средства фонда императора Александра III, учрежденного святым государем Николаем II в память своего отца, как храм-школа при станции ТСЖД Хабаровск. По различным сведениям, постройка здания относится к 1897-1898 годам или началу XX века. Труды почетного гражданина П. И. Егорова способствовали строительству и началу богослужения в храме. 27 мая 1901 года было совершено великое освящение.

    Переселенцы, прибывшие для жительства на Дальний Восток, представляющие в большей массе своей малороссов, привезли с собой память о своих родных местах и святынях. Поэтому для храма была написана, благоукрашена и установлена спускаемая для поклонения верующим Почаевская икона Божией Матери, наподобие чина, установленного в Почаевской Лавре.

    Адрес: г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 65

    Собор Успения Пресвятой Богородицы (Хабаровск) [ править ]

    Средства на строительство собрал купец первой гильдии А. Ф. Плюснин. Закладка произошла в 1876 году, но, вследствие нехватки средств строительство храма началось только в 1884 году. Руководил строительством полковник В. Г. Мооро, а проект храма разработал инженер С. О. Бером. 16 декабря 1886 года собор был освящён епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским Гурием (Буртасовским), тогда же прошла первая рождественская служба.

    Градо-Хабаровский Успенский собор на почтовой открытке, 1917 год. В 1891 году в честь приезда цесаревича Николая был построен придел, названный в честь Николая Чудотворца. В 1892 году собор был освидетельствован специальной комиссией.

    В Успенском соборе был похоронен барон Андрей Николаевич Корф (1831—1893), первый Приамурский генерал-губернатор.

    В 1894 году была поставлена временная деревянная колокольня и в соборе установили 185 пудовый колокол. В то же время собор обзавёлся первыми канделябрами. В 1895 году при соборе была построена церковно-приходская школа для мальчиков. В 1904-1905 году построили два боковых придела, также была построена постоянная каменная колокольня, вместо прежней временной и расширен основной придел.

    Адрес: Россия, г. Хабаровск, Соборная пл., 1

    Храм святителя Иннокентия Иркутского (Хабаровск) [ править ]

    Свою историю старейшая церковь Хабаровска ведет с 1870 года, когда на склоне Военной горы, на берегу реки Чардымовки (сейчас Амурский бульвар) была поставлена деревянная церковь, освященная в честь покровителя Сибири и Дальнего Востока Иннокентия Иркутского. Через четверть века церковь обветшала и уже не вмещала всех прихожан, потому в 1896 году городские власти и епархиальное управление приняли решение о строительстве каменного храма.

    Основными попечителями строительства стали купцы – Андрей Федорович Плюснин, по инициативе которого и началось строительство церкви взамен ветхой и маленькой церкви Марии Магдалины, Михаил Игнатьевич Чардымов и священник Иоанн Гомзяков, воспитанник и ставленник святителя Иннокентия (Вениаминова). Строительство Свято-Иннокетьевского храма шло всего год – с 1868 по 1869, велось оно силами войсковой постовой команды, царские врата были сделаны отцом Иоанном Гомзяковым. Кроме того, купцом Киселевым будущему храму был пожертвован отлитый в Москве колокол весом в 98 пудов 25 фунтов. 23 июня 1870 года епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) освятил сооруженный храм во имя небесного покровителя Сибири и Дальнего Востока святителя Иннокентия Иркутского.

    Адрес: Россия, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 73Б

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Хабаровск) [ править ]

    В апреле месяце 1992 года Божией милостью и по благословлению епископа Хабаровского и Приамурского владыки Иннокентия в районе 5-ой площадки Южного округа г. Хабаровска был образован Приход Покрова Пресвятой Богородицы.

    Инициаторами создания Прихода были Сульдина Анна Игнатьевна, Канашевич Надежда Степановна, Богданова Татьяна Андреевна.

    Первыми прихожанами стали Холина Мария Марковна, Карасева Екатерина Игнатьевна, Корочанская Тамара Николаевна, Новикова Тамара Васильевна, Батогова Анна Васильевна, Захаров Евгений Петрович, Волков Леонид Акимович и многие другие. Отдел культуры горисполкома отдал для размещения Прихода в аренду здание бывшего кинотеатра «Мир». Здание было совершенно разрушено. Кроме стен и потолка с крышей не было ничего. Не работала канализационная система, не было ни холодной, ни горячей воды, отсутствовала система отопления, не было электричества, стекол в окнах. Везде лежали горы мусора.

    Первым настоятелем Прихода стал в 1994 году иерей Иоанн Кислинский.

    Адрес : Россия, г. Хабаровск, ул. Вологодская, 28А

    Свято-Елисаветинский храм (Хабаровск) [ править ]

    Из уст в уста передается предсказание схимонахини Серафимы (в миру Евдокия Марусова), которая, находясь на лечении в Дорожной больнице на станции Хабаровск-1, однажды посмотрела в окно, выходящее в больничный двор, где ее духовному взору предстал храм, возведенный в честь святых мучеников. Старица указала место будущей обители. Предсказание пожилой схимонахини впервые стало известно на Хабаровской земле в 1998 году.

    Примерно в это же время правящему архиерею, в то время, епископу Хабаровскому и Приамурскому Марку, Господь открыл необходимость создания храма в честь новомученицы Великой княгини Елизаветы. Так, независимо друг от друга, два духовных лица узнали волю Божию.

    Одновременно с этими событиями, в 1998 году, возможно, по молитвам правящего архиерея и старицы-монахини, у представителей администрации Дорожной клинической больницы зародилась идея о создании курсов сестер милосердия, которые могли бы оказывать квалифицированную медицинскую и психологическую поддержку тяжелобольным людям и их семьям, в сотрудничестве с социальными государственными службами. Идея была продиктована опытом деятельности в столице Марфо-Мариинской обители милосердия.

    Адрес: 680022 г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49 А

    +7 (4212) 919-128, доб. 117 – помощник настоятеля

    Храм святителя Иннокентия Московского (Хабаровск) [ править ]

    Сердцем семинарии является ее храм. Храм Хабаровской духовной семинарии освящен в честь святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Дальнего Востока и Северной Америки.

    Освящение храма Хабаровской духовной семинарии было совершено 30 мая 2007 года.

    Чин освящения и первую Божественную литургию совершил архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, которому сослужили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений, ректор Хабаровской семинарии архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк, епископ Якутский и Ленский Зосима.

    В богослужении приняли участие преподаватели и гости семинарии в священном сане. Святейший Патриарх Алексий II передал в дар семинарии икону с частицей мощей святителя Иннокентия.

    Адрес: 680030, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 26

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: