Акафист и молитвы Пресвятой Богородице пред ее иконой “Знамение” – священные тексты Богоматери об окончании бедствий

Полный текст молитвы перед иконой Царскосельской Богородицы Знамение

Почитание Божией Матери началось на Руси с первых лет принятия православия. Святые изображения Царицы Небесной неоднократно являли чудеса, что еще более укрепляло веру в милосердие и могущество Пресвятой Девы Марии. Молитвы иконе «Знамение» Богородицы Царскосельской помогают православным верующим при тяжелых болезнях, разгуле стихии, вражеском нашествии.

История появления иконы Божией Матери «Знамение»

Икона Пресвятой Девы под названием «Знамение» известна и почитаема в русской земле с XII века. В ее честь был установлен общецерковный праздник под этим же названием, отмечаемый 10 декабря/27 ноября (новый/старый стиль). Чудотворный образ Богородицы был назван «Знамение» после победы новгородцев над осаждавшими город войсками Андрея Боголюбского.

Междоусобные войны этого периода объяснялись спорами за передел земель потомками великого киевского князя Владимира Мономаха. Во время осады Новгорода стрела попала в лик Богородицы. Из иконописного глаза вытекла слеза, Богоматерь обернулась к городу.

После этого нападающих охватил необъяснимый ужас, и они стали убивать друг друга. Новгородцы воспользовались моментом и разгромили во много раз превосходящие силы противника. Архиепископ Иоанн, как воспоминание о чудесном заступничестве, установил праздник в честь Знамения Божией Матери в Новгороде. Впоследствии праздник стала отмечать вся Русская церковь.

С Новгородской иконы были сделаны многочисленные списки, прославившиеся чудесами в местах почитания:

  • Курская;
  • Дионисиево-Глушицкая;
  • Абалацкая;
  • Серафимо-Понетаевская.

Царскосельский святой образ был подарен царю Алексею Михайловичу константинопольским патриархом Афанасием Пателарием в 1653 году. Предполагается, что он привез его со святого Афона. Более точные данные о происхождении святого лика отсутствуют.

Изображение Богородицы выполнено в древневизантийском стиле. Новгородский и Царскосельский образы отличаются незначительными деталями. Это равноценные иконописные лики, выполненные в стиле «Оранта».

Знаменская Царскосельская икона стала фамильной святыней семейства Романовых. От Алексея Михайловича она перешла к Петру I, который завещал ее дочери Елизавете. Елизавета Петровна стала императрицей после свержения с престола Анны Леопольдовны. Перед тем, как решиться на такой шаг, она долго молилась перед образом Богородицы «Знамение».

Свой успех Елизавета объясняла не только удачным стечением обстоятельств, но и покровительством иконы. В Царском Селе по ее приказу была возведена в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» церковь. В 1747 году образ был торжественно (крестным ходом) перенесен в Царскосельский храм. Святыня неоднократно являла чудеса.

  • избавление жителей Царского Села от чумы (1771 год);
  • от холеры (1831 год);
  • прекращение пожара в Царскосельском Лицее и дворце (1820 год);
  • в Воскресенской церкви (1863 год).

В 1929 году был утвержден акафист, посвященный Царскосельской святыне. Во время Великой Отечественной войны реликвия была похищена из храма оккупантами и найдена в Риге. В 1948 году образ был передан Ленинградской духовной академии, где находится до настоящего времени.

Описание и значение

На иконе изображена Божия Матерь (в полный рост или по пояс) с молитвенно поднятыми руками. На ее груди, на фоне щита, изображен младенец Иисус Христос с благословляющим жестом. По велению Елизаветы иконе был сделан драгоценный оклад и дописаны по сторонам иконы изображения тезоименников деда и отца: человека Божия святого Алексия, апостола Петра. В середине иконы изображены святые Захарий и Елисавета.

Такой тип иконы Пресвятой Богородицы считается самым первым иконописным вариантом. Подобное изображение было обнаружено в римской усыпальнице, датируемое IV веком, где Богородица сидит с поднятыми к небу руками и Младенцем Иисусом на коленях. На древневизантийском образе (VI век) Царица Небесная сидит на троне и держит перед собой щит с изображением Сына Божия в младенческих годах.

Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» в православной традиции имеет два значения: как иконописный тип и как название праздника этого образа. Название «Знамение» стало означать «знак милости от Божией Матери».

О чем молятся перед святым образом

В молениях к Знаменской иконе просят защитить от вражеского нашествия, пожара, исцелить от паралича, дать силы противостоять невзгодам.

Тексты молитв богородице перед иконой «Знамение» на русском языке

Тропарь и кондак читаются одинаково для Новгородского и Царскосельского ликов Божией Матери.

Тропарь

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Читайте также:
Молитвы апостолам Петру и Павлу - священные тексты и прошения святым о помощи, работе и здравии

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небе-се и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приимй благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помилованы быти, аще не Ты умйлостивиши его о нас, Владычице: Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей. Услыши нас молящихся Тебе, осенй нас Вседержавным Покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя Православной Державе Российской мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение: пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощные люди Твоя: разсеянныя по распутием мира собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия: воздвйгни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставлыиыеся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо ecu, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга, и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы

Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Читайте также:
Молитва от врагов видимых и невидимых: как и когда читать

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:

Псалом 89 — молитва Моисея

Моисей, единственный из пророков, назван в Ветхом Завете человеком Господним. Его жизненный опыт и шествие перед лицом Творца являются примером верности Богу.

В Псалтыре эта древнейшая песня отличается авторством, принадлежащим Моисею.

Значение псалма

Исследователи писания так и не нашли причины, которая легла в основу уникального псалма. Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в книгу песен Господних, написанная пророком на склоне жизни, после выхода из сложных жизненных ситуаций при поддержке Господа.

Человек Божий, не один раз переживший личную встречу с Творцом, написал молитву-ходатайство перед Всевышним обо всех живущих на земле.

Важно! Читая Псалом 89 на русском языке, христиане вместе с великим пророком Моисеем могут размышлять и утверждаться в величии и совершенстве Бога, сопоставляя Его бессмертие и краткость человеческих дней на земле.

В Псалме 89 псалмопевец дает ответ о причине гнева Господнего на еврейский народ, во время выхода из Египта, это неверность, неверие и неисполнение Заповедей.

Еще о Псалмах Давида:

Толкование Псалма Моисея

В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.

1 Молитва Моисея, человека Божия

2 Господи, Ты прибежище наше из рода в род!

3 Прежде чем встали горы и была создана земля и вселенная, от века и до века Ты есть!

4 Не подвергни человека унижению, ибо Ты сказал: «Возвратитесь в землю, сыны человеческие!»

5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, уже минувший, и как время стражи ночной.

6 Ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветет и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет ее, пожелтеет она и засохнет.

7 Ибо изнемогли мы от гнева Твоего и от ярости Твоей пришли в смятенье.

8 Взираешь Ты на беззакония наши, озаряешь нашу жизнь сиянием лица Твоего.

9 Ибо дни наши убывают, и мы от гнева Твоего изнемогаем.

10 Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших — семьдесят лет, если же в силах мы, — восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся.

11 Кто познает силу гнева Твоего, и в страхе пред Тобой кто постигнет ярость Твою?

12 Посему яви мне спасающую десницу Твою и людей, укрепивших сердце мудростью!

13 Обрати взор Твой к нам, Господи! Доколе гневаться будешь? Умилосердись над рабами Твоими!

14 Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся;

15 Во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло.

Читайте также:
Правило от осквернения: что это такое, главные молитвы и правила их чтения

16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и наставь сыновей их!

17 И да осияет нас свет Господа Бога нашего. Деяния рук наших исправь, исправь дела рук наших!

Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.

  • Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
  • Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.

Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.

Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.

Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.

  • 9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.

Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.

Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.

  • Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.

Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.

Когда читается псалом 89 в православии

По православной традиции послание Моисея читается во время похорон христиан, ибо нет лучшего напоминания для людей, оставшихся жить, о скоротечности жизни и суете.

В отличие от завета Христа этому псалму не хватает веры в вечную жизнь, спокойного отношения к смерти, когда все мы возвращаемся в Отчий дом. Иисус Христос Воскрес, Духом Святым Он всегда рядом.

Читая песню-наставление, многие христиане находят ответы на свои неисполнившиеся воззвания к Всевышнему, проходя личный путь из плена обстоятельств, собственный Египет.

Священство советует читать Псалом 89 в период засухи, чтобы Господь послал дождь. Под засухой можно понимать все житейские проблемы, а дождь — изобилие Божьей благодати, изливающаяся помощь для их решения.

В чем помогает верующему чтение молитвы псалом 89

Христианский текст 89 псалма, открывающего четвертую книгу псалмов, необычный: это единственный псалом в еврейской, славянской и латинской Библиях, авторство которого принадлежит великому пророку еврейского народа Моисею.

Согласно толкованию, 89 псалом – самый древний в книге псалмов, написанный Моисеем на склоне лет, и носящий поучительный характер. В самом начале псалма автор его почтительно назван человеком Божиим, и следует отметить, что в ветхозаветной традиции это единственный пророк, заслуживший подобное именование.

Христианский псалом 89 в помощь истинно верующим

В тексте 89 псалма Моисей много размышляет над величием совершенного и бессмертного Бога, над его непостижимостью для человеческого ума, и противопоставляет ему существование смертного человека, полное грехопадений. Кроме того, он поясняет евреям причины гнева, который Бог неоднократно изливал на Свой избранный народ, начиная от египетского рабства и заканчивая сорокалетним блужданием по пустыне: это, конечно, нерадивое исполнение Его заповедей. Читать и слушать онлайн текст православного псалма 89 церковь советует во время засухи, чтобы Господь даровал дождь.

Читайте также:
Молитва в родительскую субботу - какие и как читать о поминовении усопших

Слушать на видео православную молитву псалом 89 на русском языке

Читать церковный текст молитвы псалом 89 на русском языке

Молитва Моисея, человека Божия.

Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие. Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Православный Псалтырь, текст молитвы псалом 89 на церковнославянском языке

Господи, прибежище был eси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века ты eси. Не отврати человека во смиренiе, и рекл eси; обратитеся, сынове человечестiи. Яко тысяща лет пред oчима твоима, Господи, яко день вчерашнiй, иже мимо иде, и стража нощная. Уничижeнiя их лета будут; утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет; на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет; яко изчезохом гневом твоим, и яростiю твоею смутихомся. Положил eси беззаконiя наша пред тобою, век наш в просвещенiе лица твоего. Яко вси днiе наши оскудеша, и гневом твоим изчезохом; лета наша яко паучина поучахуся; днiе лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, oсмьдесят лет, и множае их труд и болезнь; яко прiиде кротость на ны, и накажемся. Кто весть державу гнева твоего, и от страха твоего ярость твою изчести? Десницу твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. Обратися, Господи, доколе? и умолен буди на рабы твоя. Исполнихомся заутра милости твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся; во вся дни нашя возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны eси, лета, в няже видехом злая. И призри на рабы твоя и на дела твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.

Псалом 89

Пророк Моисей — это самый известный вождь и законодатель еврейского народа. Именно он организовал исход евреев из Древнего Египта, а также сплотил израильский народ. Еще в глубокой древности, когда говорили о Моисее, присоединяли эпитет «человек Божий». После 40 лет скитания по пустыне и был написан им псалом 89.

  1. Текст молитвы псалом 89
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Для чего читают псалом 89?
  6. Толкование псалма Моисея 89

Текст молитвы псалом 89

На церковнославянском языке с ударениями

1 Молитва Мои́сеа челове́ка Божия,

2 Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род.

3 Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́.

4 Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

5 Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.

6 Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.

7 Яко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся.

8 Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́.я.

9 Яко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом,

10 ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся.

11 Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою исчести́?

12 Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.

13 Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.

14 Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся,

15 во вся дни на́шя возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.

16 И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.

17 И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

Читайте также:
Иисусова молитва: текст на русском языке, как и когда правильно читать

На русском языке

1 Молитва Моисея, человека Божия.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

История написания

Псалом 89 принадлежит Моисею. В псалме Моисей воспевает величие Господа, а затем изображает греховность и ничтожество человека перед Ним. Моисей молит Бога о том, чтобы Он смиловался над евреями. Псалом был написан к концу земной жизни Моисея, после его скитания в пустыне.

Для чего читают псалом 89?

По церковной традиции псалом 89 читают во время похорон христиан, потому что нет лучшего напоминания людям о скоротечности жизни. Также псалом читается о ниспослании дождя во время сильной засухи.

Во время церковной службы принято читать тексты на старославянском языке, но дома разрешено читать псалом 89 на русском языке. Перед чтением необходимо зажечь лампадку у икон, и отвлечься от всех мирских дел. Нужно, чтобы все посторонние мысли не мешали вашему общению с Богом.

Толкование псалма Моисея 89

Для того чтобы понять смысл данного псалма, нужно разобрать каждый его стих по отдельности:

  • Стих 1-3: псалмопевец говорит о неизмеримости существования Бога. Только он для всех людей защита и укрытие;
  • Стих 4: говорит о том, насколько же мимолетно человеческое бытие;
  • Стих 5-6: Моисей описывает, насколько коротка земная жизни, а для Господа тысяча лет, как один день. Человек же цветок, который может распуститься утром и завянуть вечером;
  • Стих 7-12: повествует о том, что все грехи человека не тайна для Бога. Они вызывают гнев и ярость у Всевышнего;
  • Стих 13-17: это мольба о возвращении милости Господа народу. В этих стихах Моисей просит Бога о том, чтобы Он не оставил его народ после его смерти.
Читайте также:
Молитва о вразумлении - священный текст о даровании вразумления и ума человеку, правила чтения

Псалом 89: текст на русском языке, для чего и в каких случаях читают молитву, значение и толкование

Пс.89:1 . Молитва Моисея человека Божия.

Говорят, что Моисей, написав эту молитву, передал ее для хранения в тайне, чтобы люди последующих времен знали, как должно приносить им исповедание, когда впадут в напасти, какие постигнут их на последок времен, после непокорности их Господу и по совершении убийства. Но чтобы со временем молитва эта не предана была забвению, включили ее в число псалмов, и весьма кстати поместили после восемьдесят восьмого псалма, который изображает страдание Господне.

Пс.89:2 . Господи, прибежище был еси нам в род и род.

Желая преклонить Бога на милость, прилично начинает молитву воспоминанием многократно уже оказанных благодеяний. А как благодетельствовал Бог в каждом роде, можно видеть это всякому, обратив внимание на то, что было при Фараоне, что стало при Иисусе, и что было в Вавилоне.

Пс.89:3 . Прежде даже горам не быти, и создатися земли.

Поскольку, смотря на плоть Господню, почитали Господа простым человеком, и говорили: «тридцатилетнего 8 возраста Ты не достиг еще, и Авраама ли еси видел» ( Ин. 8, 57 )? – а это самое, что не признали они Божества, и было наиболее причиною их падения: то исповедающиеся теперь ясно говорят, что Он прежде всей твари и соприсущ Отцу.

Пс.89:4 . Не отврати человека во смирение.

Этим начинается исповедание. Просит Псалмопевец Бога, чтобы и Сам Он обратился после того, как все народы призвал в познание истины. Ты рек, Владыко: «возвратитеся, сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша» ( Иер. 3, 22 ). Итак, поскольку мы обратились, «не отврати нас во смирение» .

Пс.89:5 . Яко тысяща лет пред очи́ма Твоима, Господи.

Разумеет время подзаконного служения, в которое наипаче процветали израильтяне, по сооружении Божественного храма. Ибо от Соломона, создавшего дом, до осады, бывшей после честного Креста, исполнилась тысяча лет. Но эта тысяча лет вменена пред Тобою в день един или, лучше сказать, в малую часть дня. Справедливо же уподобляет ночи время, предшествовавшее пришествию Спасителя; потому что все люди пребывали во тьме и смятении, так как не воссияло еще для них Солнце правды.

Пс.89:6 . Уничижения их ле́та будут.

Яснее сказать: лета их, т. е. отрекшихся от Тебя, будут в великом уничижении; потому что стали они попранием для людей и демонов, как отрекшиеся от Искупившего и Спасающего их.

Утро процветет и пре́йдет .

Словом «утро» означает время бывшего им явления Христова на горе Синае; а словом «трава» изображает подзаконное служение, как имеющее вскоре потом увянуть.

На вечер отпадет, ожестеет и и́зсхнет.

«Вечером» именует время при конце века, в которое и явился Единородный, и в которое прошел цвет подзаконного служения, приведенный в «ожестение» обольщением непокорности.

Пс.89:7 . Яко исчезохом гневом Твоим.

Ясно возвещают бедствия, постигшие их за собственные их грехи. А это может быть применено и к иудеям, и ко всем людям; потому что весь род человеческий, в наказание за беззаконие свое, подвергся бедствиям и обуревается всякого рода треволнениями, а иудеи, за лукавство сердца своего, лишились свободы.

Пс.89:8 . Положил еси беззакония наша пред Тобою.

Не оставил Ты, говорит, без внимания беззаконий наших, потому что сами мы призвали их на главу нашу, сказав: «кровь Его на нас, и на чадех наших» ( Мф. 27, 25 ).

Век наш в просвещение лица Твоего .

Как бы так говорит: жизнь наша и дела наши в продолжение жизни оказываются лукавыми пред лицом Твоим; потому что не безызвестно Тебе все, что делалось у нас от начала до конца.

Пс.89:9 . Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом.

Грех подвиг на нас гнев Твой; а гнев навел наказание; наказание же произвело болезни. Ибо в болезнях провели мы краткое время жизни нашей.

Пс.89:10 . Ле́та наша яко паучина поучахуся.

Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного, подобно паутине легко расторгается.

Дние лет наших в нихже седмьдесят лет .

Читайте также:
Молитва о даровании молитвы - прошение святым о помощи, правила чтения

Это подобно сказанному патриархом Иаковом: «малы и злы. дние мои: не достигоша во дни. отец моих» ( Быт. 47, 9 ). Поэтому, хотя иные живут более сказанного времени; но это бывает с немногими. Здесь же показывает, что всего обыкновенные, и чему подлежит большая часть людей. Ибо, как не упомянул об умирающих преждевременно, так не сказал и о долговечных, кончающихся в глубокой старости. Впрочем, и краткое это время жизни исполнено болезни и трудов.

Яко прии́де кротость на ны, и накажемся ,

потому что как бы мертвенна и ничтожна жизнь наша, и не знаем, что после этого будет с нами под державою Твоею. Поэтому, наказывай нас кротко. Ибо сказано «прии́де» вместо «да приидет». Просят же о том, чтобы принять им наказание чрез Христа, Который есть Отчая Десница. Потому и сказано:

Пс.89:12 . Десницу Твою тако скажи ми.

Слово «скажи» относится к тому и другому, то есть, скажи нам Десницу Твою, или Христа, и скажи нам тех, у которых в сердце мудрость; а это святые Апостолы и Евангелисты, которые научили нас, как обратиться.

Пс.89:14 . Исполнихомся заутра милости Твоея.

Как бы достигнув уже того, о чем молились, говорят это; потому что и для них взойдет Солнце правды при скончании века этого.

Пс.89:16 . И при́зри на рабы Твоя, и на дела́ Твоя.

Сказано опять: «призри» вместо: «призрел», или назирал рабов Твоих и дела рук Твоих. В этом посещении увидев светлость Бога нашего, и обратившись, исправимся, как скоро совершим дело обращены.

Пс.89:17 . И буди светлость Господа Бога нашего на нас.

Свет боговедения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми.

И дела́ рук наших исправи[imp].

«Дела» – что по Закону; а «дело» – что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын.

И дело рук наших исправи[imp] .

Или: «дела́» рук – отдельно взятые наши поступки, а «дело рук» – ведение, вследствие тех приобретаемое.

Οὔπω τριάκοντα ἔτης γεγονας . В другом сочинении св. Афанасия этот текст читается совершенно правильно: πεντήκοντα ἔτη οὔπω ἔχεις (IV послание к еп. Серапиону, О Святом Духе, п. 17

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на Псалтирь – Псалом 89 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толковая Псалтирь – Псалом 89 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  3. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 89-го. – блаженный Феодорит Кирский
  4. Толкование на Псалмы – Псалом 89 – епископ Палладий (Пьянков)
  5. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 89 – протоиерей Григорий Разумовский
  6. Беседы на Псалмы – Беседа 3 на псалом 5 – Святитель Иоанн Златоуст
  7. Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником – Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном Затворником – святитель Феофан Затворник
  8. Беседы на псалмы – святитель Василий Великий
  9. Толкование на Второе послание святого апостола Петра – Глава третья – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  10. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве – архиепископ Иоанн (Шаховской)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Псалом 89: текст на русском языке, для чего и в каких случаях читают молитву, значение и толкование

Молитва Моисея человека Божия.

И о сей надписи мы сказали в 5-й главе предисловия книги псалмов, т. е., что это псалом Давидов, но прилагается, по словам Феодорита, к Моисею. Cей псалом учит, как должно молиться Богу во время скорбей*).

*) Афанасий и Евсевий говорят, что Моисей написал и предал сию молитву в тайне, чтобы люди по временам могли знать (изучаться), как должны исповедываться, подвергаясь таким бедствиям, какие приключились им Иудеям в последние времена по (гнусном) убиении Господа и упорства их. Феодорит изъясняет, что этот псалом -пророчествует о бедствиях иудеев в плену и дает понятие о тленности и краткости человеческой природы и об изменении иудеев и человеческой природы в лучшее. Слова Нисского: “Молитва Моисею—человеку Божию”. Ибо как человечество содержалось в узах гpеxa и, отторгшись от единения с благом (Богом), оскверняло (противными) страстями и имело нужду в ходатайстве к Могущему воззвать его из погибели: то человек Божий делается ходатаем, защищающим падших единоплеменников и преклоняющим Бога к состраданию к погибшим. Ибо тотчас как бы оправдывается пред слышащим Богом и говорит, что только одному Богу свойственно быть постоянным и неподвижным и всегда одинаковым во благе, а подлежащему превратности и изменению человечеству никак не возможно пребывать в одном и том же положении, ни тогда, когда оно восходит к Богу, ни тогда когда оно отпадает от единения с Богом (лучшим). Почему и просит, чтобы непреложный (Бог) во всякое время был заблуждающему прибежищем ко спасению.

Читайте также:
Милосердия двери отверзи нам: текст молитвы на русском языке

Ст. 2. Господи, прибежище был ecи нам в род и род. Выражение в род и род употреблено вместо: в каждом роде. Так перевел и Симмах*).

*) Слова Феодорита: (Бог) был прибежищем Иудеям не только в Египте, но и в пустыне и при Иисусе Навине и при Гедеоне, Вараке и Иефеае и Сампсоне и Самуиле и Давиде и чрез пророков удостаивая их величайшего попечения. И вся человеческая природа употребляла сии слова, напоминая Богу о благодеяниях всякого рода, как Он преложил Еноха, как в то время, когда все возлюбили зверскую жизнь, сохранил для рода искру—божественного Ноя, как избрал пaтpиapxa Авраама и всем народам обещал благословение.

3. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты ecи. Ты, Господи, прибежище нам во всяком роде, потому что Ты всегда существуешь. До рождения гор и создания земли и вселенной Ты, говорит, существуешь. Говоря же, что Творец существует прежде тварей, псалмопевец тотчас прибавляет и другое, что Он безначален и безконечен. Ибо слова: от века и до века Ты ecи поставлены вместо: от вечности и до вечности Ты один и никто другой. В книгах Ветхого Завета слово век значит очень часто всегда. Слова же: прежде горам не быти и создатися земли и вселенней означают одно и тоже и содержат повторение речи, но придают речи торжественность и величие.

4. Не отврати человека во смирение. Различным образом принимается в Писании смирение. Иногда оно поставляется вместо кротость, как в словах: научитеся от Мене, яко кроток и смирен есмь сердцем (Матф. 11, 29). Иногда же вместо исправления, происходящего от испытаний, как в словах благо мне, яко смирил мя ecи. (Пс. 118, 71). А иногда еще в смысле разрушения, как в словах: Ты смирил ecи, яко язвена гордаго (Пс. 88, 11). Иногда же в смысле подпадения под власть врага, как и в этом месте псалма. Не допусти, говорит, Господи, обратиться в это смирение после того, как я к Тебе прибегнул.

И рекл ecи: обратитеся, сынове человечестии. Ты, говорит, сказал: обратитесь, сыны человеческие. Ибо во многих местах Пятикнижия Моисеева Бог говорить это: итак приими нас, обращающихся к Тебе.

5. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная. Это сказано также в доказательство вечности Божией. Тысяча лет в очах Твоих считаются столь же коротким временем, как у нас один день и притом уже прошедший. Ибо день прошедший кажется короче чем настоящий. И снова тысяча лет пред Тобою столь же короткое время, как для нас четвертая часть ночи, каковую часть назвал стражею нощною. Ибо исполняющие попеременно в войске стражу обыкновенно делят ночь на четыре части и каждую часть называют стражею. Сравнивши сначала тысячу лет с одним днем и притом с днем прошедшим, он присоединяет еще и некоторое гораздо более короткое время, именно четвертую часть ночи. Ибо ночь всегда кажется скорее проходит, чем день, вследствие бессознательного состояния спящих, вследствие темноты и успокоения от трудов. Не так у Бога считается тысячелетие, как у нас прошедший день или четвертая часть ночи, поелику самые годы всегда протекают, а Бог неизменен и вечен. Слово: яко, поставлено в утвердительном смысле вместо: подлинно.

6. Уничижены (ничто) их лета будут. Сказавши, что лета жизни человеческой малы, хотя бы жизнь наша продолжалась до тысячи лет, псалмопевец упрощает высказанную им мысль, говоря, что и более продолжительное время ничто в сравнении с вечностью Божиею. Уничижение, ничто, говорит, будет предо мною тысяча их лет. Выясняя иначе ничтожество такого рода лет, он продолжает:

Читайте также:
Псалом 2: текст на русском языке, толкование, для чего читают священный текст

Утро яко трава мимо идет. Утро сказал здесь вместо скоро, как мы видели и в других местах. Скоро, говорит, пройдут тысяча лет, на подобие скоро-погибающей какой либо травы.

Утро процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет. Все это относится к быстрому увяданию травы, которая утром цветет, потом переходит от цвета, то есть отцветает, а вечером опадает на землю, затем, лишившись влажности, которую имела, она твердеет и засыхает. Утро и вечер употреблено вместо утром и вечером. А чтобы показать, как быстро трава погибает, описывает, что она в один и тот же день цветет и засыхает. Или же сказал это так потому, что некоторые травы в один и тот же день и отцветают и засыхают. Некоторые же утверждают, что это сказано об иудеях, замечая, что богослужение их в храме продолжалось тысячу лет, т. е. от Соломона до распятия Иисуса Христа, так что смысл здесь будет такой: эти тысяча лет за беззаконие их считаются как день вчерашний и уничижение иyдеев будет все больше и больше увеличиваться. И мы видим, что уничижения их никогда не переставали. Можно разуметь и иначе, что утро их, т. е. благосостояние их пройдет как трава. Благосостояние же их продолжалось только в царствование Соломона, а после они всегда находились в бедствиях.

7. Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Исчезохом вместо изнемогли, погибли, когда Ты гневаешься за грехи наши. О гневе и ярости мы часто говорили, особенно в псалме 6-м.

8. Положил ecи беззакония наша пред Тобою. Ты положил их открытыми и видимыми пред Тобою. И как они не могут сокрыться, а всегда пред очами Твоими, то поэтому всегда только раздражают Тебя против нас.

Век наш в просвещение лица Твоего. Веком называет нынешнюю жизнь нашу. Вся, говорит, жизнь наша открыта для наблюдения Твоего. Смысл, как и в предъидущем стихе.

9. Яко вcи дние наши оскудеша. Прошли дни жизни нашей, и мы уже близки к смерти; так думать убеждают меня чрезвычайные бедствия. Ибо находящиеся в бедствиях обыкновенно говорят о себе, что они совсем уже погибли от них и отчаиваются в спасении. Не раз уже мы говорили и снова повторяем, что частица яко употребляется иногда в значении утвердительном; вместо подлинно, иногда в значении повествовательном, а иногда представляется излишнею, как и здесь; в псалмах Давида часто находим ее излишнею. Это и на будущее да будет тебе, читатель, правилом. Излишне повторять часто одно и тоже.

И гневом Твоим исчезохом. Это уже говорил выше; повторяет же по обычаю выпрашивающих милосердие.

10. Лета наша яко паучина поучахуся. Глагол поучахуся стоит вместо считались. Смысл же будет тот, что годы жизни нашей считаются нами за паутину, которая делается с большим трудом и существует не долго. Ибо паутина вследствие своей тонкости ткется с многим трудом, а вследствие своей непрочности скоро пропадает.

Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет. Определяет здесь число лет, сколько человек может прожить. Дни лет наших, т. е. наши дни, в них, т. е. в нас самих, семьдесят лет. Ибо дотоле мы в нас самих, т. е. владеем собою, движемся собственною силою; если же кто будет в силах, т. е. с усилием, так как тогда с трудом может быть что нибудь сделано, проживет восемьдесят лет.

И множае их труд и болезнь. Если же кто проживет сверх этих лет, то вследствие крайней слабости жизнь его будет труд и болезнь. Труд же поставил здесь вместо бедствия. Другие же толковники слова: и множае их, понимают так, что в годы за семидесятью и восмидесятью немного удовольствий, но больше горя вследствие частых падений.

Яко прииде кротость на ны, и накажемся. Под кротостью разумеет умеренное наказание Божиe. Назвал же кротостью потому, что если сравнить его с тем наказанием и исправлением, какого мы достойны за свои пороки, то это будет не наказание, а кротость.

11. Кто весть державу (силу) гнева Твоего? Если и малое наказание Твое произвело на нас такое действие, то кто может знать, какова сила гнева Твоего против нехотящих исправиться? Несомненно велика и невыносима.

Читайте также:
Псалом 99: текст на русском языке, для чего читают молитвы, значение и толкование

И от страха твоего ярость Твою исчести? И кто снова умеет измерить гнев Твой, т. е. знать, каков он? Подлинно никто не может, поелику Ты весьма страшен.

12. Десницу Твою тако скажи ми. Тако, т. е. в кротости и умеренном наказании управляя мною, дай узнать мне в день суда Твою правую руку. Дашь же Ты мне узнать ее, когда поставишь меня по правую сторону в числи овец Твоих.

И окованныя сердцем в мудрости. И сверх того еще покажи мне тогда праведников, соединив меня с теми, сердца которых прежде их смерти окованы были мудростью. Начало же премудрости есть страх Господень. Или мудрость Божия есть различие между добродетелью и пороками и следование добродетели. И таким образом эти слова нужно относить к будущему суду. Можно же понимать и в отношении к настоящему времени, в смысле: дай нам познать правую руку Твою, т. е. благодеющую и охраняющую силу Твою, и кроме того тех людей, которые мудры в делах, относящихся к божественному, ибо и я чрез них хочу сделаться благоразумнее.

13. Обратися, Господи. Или Ты обратись к нам, от которых Ты отвратился ради наших грехов, или же обрати к Себе нас, которые блуждали вдали от Тебя.

Доколе? Т. е. доколе не обратишься?

И умолен буди на рабы Твоя. Умилостивись над рабами Твоими, которые бедствуют и взывают к Тебе.

14. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся. Настоящая жизнь может быть сравниваема с вечером и ночью, вследствие приключающихся в ней обольщений, и поелику, когда умираем, то говорят, что спим. Напротив, будущая жизнь может быть названа утром и днем вследствие светлости и воскресения из мертвых. Итак говорит, что утром, т. е. в будущей жизни мы, последовавшие, как сказано, Твоему обращению, исполнимся от Тебя милости, возрадуемся и возвеселимся. Здесь прошедшее время поставлено вместо будущего, как перевел Акила и другие.

15. Во вся дни наша возвеселихомся. Здесь также сказано возвеселихомся вместо возвеселимся. Во вся дни наша, т. е. постоянно. Ибо радости будущего века вечны и непрерывны.

За дни, в няже смирил ны ecи, летa, в няже видехом злая. Смирил Ты нас всяким злостраданием, которое постигает праведников. Злая же—это скорби и искушения.

16. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. Посмотри, говорит, на служивших Тебе отцов и учителей наших и ради их путеводя сынов их к добродетели. Или посмотри на нас рабов Твоих, и не только нас, но и плотских и духовных сынов наших путеводи.

17. И буди светлость Господа Бога нашего на нас. Светлость Божия есть божественная благодать, просвещающая всех своих причастников. Сказал же: светлость Господа вместо светлость, которая от Господа.

И дела рук наших исправи на нас. На нас вместо: в нас, или нам. И дело рук наших исправи. Дела рук, которые выше назвал во множественном числе, суть обыкновенные действия, производимые руками и о которых молимся, чтобы они не уклонялись от правильности, т. е. от надлежащего. Под делом же рук в единственном числе некоторые в частности разумеют милостыню, о которой вспомнил пророк отдельно, как деле особенно приятном Богу. Милостив же не только дающий, но и сострадающий. Ибо у тех, кто не имеет денег, просят только сочувствия и утешения. Другие под делами рук разумеют различныя практические дела добродетели. Ибо слово руки часто принимается за добродетели этого рода. Под делом же рук разумеют самое созерцание, как более в своем роде однообразное. Ибо и руки некоторым образом также принимаются за самый разум, потому что чрез него, как бы некоторыми руками, душа наша направляется к добродетели и приводится к Богу.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: