Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области

Фотографии

Православный мужской Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь расположен в живописном месте — на высоком берегу Рощинского озера в Ленинградской области. Святая обитель известна своими памятниками архитектуры XVI и XVII веков, которые можно посетить всем желающим паломникам и туристам, изучающих духовное наследие Санкт-Петербурга.

На территории Александро-Свирского монастыря находятся уникальные старинные храмы и сооружения: Троицкий собор, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной, Троицкая Звонница, Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, Преображенский собор и церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца и Преображенская Колокольня.

Основание монастыря

Монастырь был основан в конце ХV века в глухом Олонецком крае. Он находился в девственных дремучих лесах. Обитель очень быстро приобрела известность среди проживающего там языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди. В монастырь отовсюду начал стекаться народ. Приходили иноки и верующие, ищущие молитвенной помощи.

Преподобный Александр Свирский

Основал монастырь преподобный Александр Свирский, от кого произошло название обители. Благодаря строгому, благочестивому, подвижническому образу жизни святого служителя стало возможным укрепление православной веры в этом крае.

Ещё при жизни Александра Свирского монастырь начал формироваться как объединение 2-х поселений: при братских кельях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI–XIX веков.

“Северная Лавра” и дальнейшая судьба

На рубеже XVIII–XIX веков монастырь называли “Северной Лаврой”. В судьбе монастыря были разные времена и испытания: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд.

Были годы — в начале и конце XIX века, когда в монастыре после разрушений оставались только мощи святого преподобного Александра Свирского — главная святыня, и несколько монахов.

Было и совсем тяжёлое время, когда в 1918 году в монастыре не стало ни святыни, ни иноков. Во время восстановления обители в 1997 году пришлось очень много потрудиться насельникам. Самым большим событием в жизни возрождающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — преподобного Александра Свирского 30 июля 1998 года.

С молитвами и помощью святого преподобного Александра Свирского постепенно восстанавливается древняя обитель. Уже приведены в порядок храмы, часть корпусов, территория Преображенского и Троицкого комплексов, налажена богослужебная жизнь обители.

Посещение монастыря: его храмы

Cвято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в 260 километрах от Санкт-Петербурга и в 21 километрах от районного центра города Лодейное Поле. Обитель расположена в 6 километрах от реки Свирь — в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера.

Большинство старинных построек хорошо сохранились. Сегодня они очень наглядно демонстрируют высокое искусство зодчих, возводивших их. Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим преподобным Александром Свирским в 1533 году. Её строительство велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.

На территории монастыря можно увидеть каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского 1644 года постройки; каменный собор Живоначальной Троицы, возведённый в 1791 году. Но прежде на этом месте стояла деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и была освящена в 1509 году.

Все храмы обители старинные и уникальные, каждый со своей удивительной историей. Образцы раннего отечественного зодчества однозначно стоит увидеть всем любителям истории. Интересны и такие храмы монастыря, как Церковь святых пророков Захарии и Елизаветы, возведённая в 1685 году; Церковь Иоанна Дамаскина, которая была построена в 1718 году.

Интересные факты о монастыре

  • Каменную часовню Святой Троицы воздвигли на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.
  • На строительство церквей и монастырских сооружений вносили большие вклады Российские цари и императоры, родовитые бояре и дворяне, великие князья и купцы.
  • Сведения о каждой постройке монастыря бережной рукой монахов заносились в “Переписные книги”.
  • Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в 3-х исторических архивах Санкт-Петербурга.
  • Жизнь монастыря за свою 500-летнюю историю внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси.
  • В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами.
  • Историки XIX века называли обитель “Северной Лаврой”, в подчинение которой находились 27 монастырей и пустыней этого края.
  • Святыни монастыря: мощи святого преподобного Александра Свирского, копия Туринской плащаницы, частицы мощей святых, святой источник.

Условия посещения обители

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 6:00 до 20:00. Вход в храм со святыми мощами преподобного Александра Свирского неограничен и возможен с понедельника по субботу с 6:00 до 20:00, в воскресенье и праздничные дни с 8 утра и до 8 часов вечера. Подворье открыто: со вторника по субботу с 09:00 до 16:00.

На территорию обители и на богослужения — вход свободный для всех, при условии соблюдения тишины и приличия. Можно посетить монастырь с осмотром внутреннего обустройства храмов в составе экскурсионной группы паломников и туристов.

Экскурсионное обслуживание производится только во внебогослужебное время и по предварительной заявке по телефону или при подаче последней на электронную почту. Все данные находятся на официальном сайте монастыря.

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Предстательством Св. Прп. Александра Свирского

Да пребывает с Вами Божие благословение

В 15 километрах от города Лодейное Поле, почти на самой границе с Карелией, между озерами Рощинским и Святым из-за деревенских изб древнего села Свирского поднимаются ввысь величественные белокаменные постройки Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря. «Местность там, — как написано в справочнике «Православные русские обители» за 1910 год, — сухая, возвышенная, окруженная сосновым бором, необыкновенно здоровая». Еще справочник утверждает, что в окрестностях монастыря, по мнению тамошних старожилов, «живут самые долговечные люди». Что касается описания местности, то оно остается справедливым и сейчас, по прошествии уже почти целого века. Куда ни кинь взгляд — везде окружает белоснежные стены монастыря бархатно-зеленая полоса хвойного леса.

Святая обитель основана в 1508 году Преподобным Александром Свирским, иноком Валаамского монастыря близ устья реки Свирь. Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Аммоса, именем которого и был назван. Родителей Преподобного Александра, крестьян из села Мандеры, что на берегу Ояти, звали Стефан и Васса. С детских лет Аммос отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия. Когда ему исполнилось 19, он узнал о намерении родителей женить его и тайно ушел на Валаам. Решение созрело у него после беседы с иноком Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, которого Аммос встретил неподалеку от родительского дома.

Читайте также:
Знаменский собор в Кемерово: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, часы работы и телефон

После семи лет, проведенных на Валааме послушником, в 1474 году Аммос принял постриг с именем Александр. Узнав о месте пребывания сына, ушли в монастырь и его родители. После их смерти, по благословению игумена, Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжил свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник покинул Валаам и удалился в свирские леса, где в уединении и безмолвии, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве.

В 1508 году Преподобному Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Ранее в таком виде Святая Троица являлась только Аврааму, а в истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Святой Троицы известно как единственное.

Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». Церковь была построена на том месте, которое указал Ангел, перекрестив его три раза. В том же 1508 году была построена деревянная, а в 1526 году — каменная церковь Живоначальной Троицы.

Слава великих подвигов Святого Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни Преподобного, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Сам же он, став игуменом, сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Известен такой случай: однажды, когда не хватало дров, эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами. Услышав это, Преподобный ответил: «Я празден» и отправился сам рубить дрова.

В конце жизни Преподобный Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице он сел отдохнуть в келье и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении кельи, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и Преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель.

Перед своей кончиной Преподобный Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, Преподобный указал хоронить его не в обители, а в пустыньке у церкви Преображения Господня.

Преподобный Александр преставился в 85 лет — 30 августа 1533 года. Известие о кончине Преподобного Александра Свирского было включено в ряд важнейших событий в Новгородский летописный свод 1539 года. Причислен к лику святых через 14 лет после своей кончины, что в истории Православия встречается крайне редко. На церковном Соборе 1547 года Преподобному в числе 12 святых было определено повсеместное празднование. В Успенском соборе Кремля была установлена икона Преподобного Александра Свирского со ста двадцатью восьмью клеймами. Один из приделов храма Святого Василия Блаженного в октябре 1560 года был освящен в честь Святого Александра. Преподобного называли царским заступником. Иоанн Грозный молился Преподобному Александру Свирскому перед взятием Казани, а после победы объявил его на всю Россию великим Чудотворцем.

Большие пожертвования на монастырь внесли царь Федор Иоаннович и семейство царя Бориса Годунова, приезжавшие сюда на богомолье. На средства Федора Иоанновича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя Преподобного Александра Свирского. В приделе была устроена каменная гробница Преподобному, на которую были возложены покрова, присланные в монастырь от Федора Иоанновича и Бориса Годунова. На покровах были вышиты фигура Преподобного Александра Свирского в полный рост и тексты молитв.

Михаил Федорович Романов особенно почитал святого, а одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Преподобного Александра Свирского. Не раз приезжал Петр I и в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам Преподобного Александра, которые были обретены в 1641 году при перестройке собора.

Случилось это следующим образом. 17 апреля 1641 года во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Братия, повествует древнерусская летопись, «открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда стали служить молебен, тело Преподобного, бывшее захороненным 108 лет назад, покрылось каплями мира, распространявшего вокруг сильное благоухание. 10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа и др. мощи были тщательно обследованы. «Иерарх снял схиму и параман, раскрыл перси и руки Преподобного…» Таким образом убедились в нетленности тела и в том, что мощи принадлежат первому игумену Свирской обители Преподобному Александру. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали, как у новопочившего — правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону».

До революции бесценная для всей России святыня — нетленные мощи Преподобного Александра Свирского почивали в приделе храма Преображения Господня, покоясь в драгоценной серебряной раке, подаренной царем Михаилом Федоровичем. Рака была изготовлена мастерами Оружейной палаты в Москве, крышка раки сохранилась и находится в Русском музее Петербурга. В монастырской ризнице, кроме того, хранились часть посоха Преподобного Александра, обретенная вместе с мощами его во гробе, сам гроб, железные вериги, холстинная риза и поручи, а также покровы на раку, присланные в дар от царя Федора Иоанновича. Здесь же сохранялись жалованные грамоты монастырю от московских царей (большинство грамот принадлежало Борису Годунову).

Читайте также:
Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники

В 1918 году в западной стене Троицкого собора братия устроила тайник, в который были заключены рака и часть ризничных вещей. Но в октябре 1918 года тайник был обнаружен. Олонецкая губернская Чрезвычайная комиссия изъяла все предметы и перевезла их в Петрозаводск. Были арестованы, а потом и расстреляны архимандрит Евгений, казначей Варсонофий, иеромонах Исайя, Алексей Петров и Василий Стальбовский. Им поставили в вину «контрреволюционные призывы и сопротивление». Еще пятерых монахов посадили в тюрьму. В последующее время в Троицкой части монастыря был расквартирован артиллерийский дивизион, а в Преображенской жили около 40 пожилых монахов.

Во время погрома Свирского монастыря, окончательно закрытого лишь в 1925 году, были потревожены мощи Преподобного Александра. Как известно из рапорта епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия, адресованного патриарху Тихону, — «мощи из раки вынули, трогали их. Хотели увезти с собою, но братия упросила оставить, и оставили».

Но мощи недолго оставались в монастыре. В декабре 1918 года их перевезли в Лодейное Поле, где они были освидетельствованы губернскими врачами. После этого останки святого были выставлены на обозрение в больничной часовне. Тогда, в разгар «антимощевой» кампании, это было в порядке вещей. Все это делалось для «беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли».

О первых временах существования Александро-Свирской обители сохранилось весьма немного сведений. Бывшее в Смутное время разорение монастыря, известное по монастырским записям как Литовское разорение, а также пожар в конце 1784 года истребили и повредили много драгоценных памятников, документов и книг, хранивших информацию о монастыре, особенно о его первоначальной истории.

Монастырь как единое целое сложился в XVI — XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных ансамблей — Троицкого и Преображенского. Вот описание монастыря, сделанное в 1905 году: «Самая Обитель Свирская составилась как бы из двух отдельных монастырей, на расстоянии один от другого около 130 сажен. И до сих пор они отделены особыми оградами и носят особенные наименования, по устроенным в них церквам. Один из них называется Троицким, а другой, где была отходная пустынь Преподобного, — Преображенским».

А вот как описывает монастырь справочник «Православные русские обители» за 1910 год: «Храмов шесть. Главный — соборный, в честь Святой Троицы, второй, также соборный, в честь Преображения Господня, с приделом во имя святого Александра Свирского. В этом приделе в драгоценной серебряной раке почивают мощи Преп. Александра Свирского. Празднование ему совершается в Троицын день, когда его мощи переносятся отсюда в Троицкий собор, и 30 августа. Другие храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Преподобного Иоанна Дамаскина, Пророка Захарии и Святителя Николая в архиерейских покоях…»

Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный Иоанном Грозным из Москвы для «каменного дела». Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг. И в дореволюционное время внизу, под почерневшими за несколько столетий каменными сводами, можно было видеть сохранившиеся следы монастырской братской кухни первых времен — две огромные печи, каждая «в 5 аршин шириною».

В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы, разобранные в XIX веке при перестройке звонницы.

В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами.

Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, — уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы. Он построен в 1695 году при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 году, 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров — строителей собора костромичей Петра Ивановича Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского «иконника» Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.

Церковь Преподобного Иоанна Дамаскина, или «Больничная», построена в 1716 году к северу от Троицкого собора. Когда-то от времени пришедшая в полное разрушение, она была возобновлена в 1896 году благодаря старанию настоятеля Агафангела и щедрым пожертвованиям мирян.

Эти храмы находятся в Троицкой части монастыря, келейные корпуса которой были приспособлены в 60-х годах ХХ-го столетия под больничные палаты (по проекту архитектора А. Н. Наумовой) и до сих пор заняты психиатрической больницей. Так что действующим здесь является только Свято-Троицкий собор.

Преображенская же часть в настоящее время полностью принадлежит монастырю, и на ее территории, как и прежде, в Преображенском соборе почивают святые мощи Преподобного Александра Свирского. Первоначально собор был срублен в 1533 году, но в 1618-м, когда монастырь подвергся разорению, храм сгорел. Нынешний Преображенский собор построен в 1641 году, при игумене Авраамии, а придел во имя Преподобного Александра Свирского — в 1716 году. В 1856 — 1857 гг. инженер Гортинг-Гортицкий заменил деревянные перекрытия металлическими. Тогда же под руководством архитектора Тухтарева были расширены некоторые дверные и оконные проемы. В 1873 — 1874 гг. был вновь оформлен фасад. В 1900 году архимандритом Агафангелом была сделана пристройка к западной стороне собора с хорами для братии, отделанными деревянными точеными перилами. В 1903 и 1904 годах собор был расписан внутри живописными изображениями, отделан заново придел и также расписан. Особую нарядность придают собору соединенные с ним колокольня и Захарьевская церковь.

Читайте также:
Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Церковь Святого пророка Захарии и Елисаветы построена в 1668 году при игумене Макарии. Руководил работами каменных дел мастер Максим Семенов. Помогали ему каменщики Феофил Петров, Осип Климентьев и Елизар Пан. Церковь была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей. После пожара 1784 года и ремонта в 1833 году церковь сильно изменилась. От первоначального собора сохранилось окно над входом южного фасада, имеющее наличник из двух колонок с треугольным фронтоном.

С 1803 по 1870 г. при монастыре существовало духовное училище.

Что касается наиболее известных подвижников, то с июня 1817 года здесь подвизались иеромонах Леонид (впоследствии первый Оптинский старец, в миру Лев Данилович Наголкин) и схимонах Феодор — ученик молдавского старца Паисия (Величковского). Прожив вместе на Валааме 6 лет, они ушли, стремясь к безмолвию, в Александро-Свирский монастырь. Известно, что там однажды с ними беседовал государь Александр I. В 1822 году отец Феодор преставился, а отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Но, будучи еще в Александро-Свирской обители, он стал духовным наставником для еще одного русского святого — Игнатия (Брянчанинова). Ведь Святитель Игнатий начал свой иноческий подвиг именно в монастыре, основанном Преподобным Александром, где поначалу, еще послушником, исполнял распоряжения повара. В 1868 году монастырь посетили Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна.

С 1873 года настоятельство Свирского монастыря предоставлено епископам Олонецким и Петрозаводским, а в монастыре учреждено наместничество. В 1890 году обитель вновь стала самостоятельной с особым настоятелем — архимандритом, которым с 1892 г. стал отец Агафангел (Амосов), прибывший из Валаамского монастыря.

За 18 лет своего настоятельства архимандрит Агафангел привел обитель во внешнее и внутреннее благоустройство: все храмы и корпуса были отремонтированы, появились новые мастерские, возобновлено монастырское хозяйство, почти пришедшее в упадок, отстроена ризница.

В обители было введено общежитие и старческое руководство иноков, а богослужение — по Валаамскому чину. При архимандрите Агафангеле монастырь настолько духовно вырос, что его стали называть Олонецкой Лаврой. Почил о Господе старец 27 декабря 1909 года и погребен в обители против алтаря Преображенского собора.

Всего в начале 1900-х годов в монастыре жило более 200 человек братии. Они имели большое хозяйство: 40 лошадей, около 100 коров, занимались хлебопашеством, а также содержали огород, овощей с которого хватало не только для питания братии и богомольцев, но и для продажи. На воспитании в монастыре находилось 40 сирот. Бедным жителям окрестных деревень бесплатно отпускались лекарства и оказывалась медицинская помощь.

За 500-летний период существования монастырь претерпел много бедствий, но самое ощутимое началось в 1917 году, когда не внешний враг, а невежество, предательство, разрушающая сила атеизма крушили святыню и ее материальные ценности.

Сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны и частично отреставрированный, Александро-Свирский монастырь был возвращен Церкви. 19 августа 1997 года произошла официальная передача поруганного и бесхозного монастыря Русской Православной Церкви. В 1998 году вновь обретены мощи преподобного Александра Свирского Чудотворца. 30 июля 1998 года – дата второго обретения мощей преподобного Александра Свирского.

Монастырь, куда 23 ноября 1998 года перенесены вновь обретенные святые мощи преподобного Александра Свирского, возвратился к жизни. В обители совершаются богослужения, налаживается хозяйственная жизнь. Братии в монастыре к 2003 году насчитывается 17 человек монахов и послушников. Настоятель монастыря – игумен Лукиян. К Преподобному, у святых мощей которого совершается множество чудес и исцелений, приезжают многочисленные паломники.

Есть в монастыре колодец, который вырыт руками Преподобного. Он восстановлен, но в данный момент воду пока из него пить нельзя, потому что много лет рядом с ним находилась бензоколонка.

На месте, где было явление Святой Троицы Преподобному, сохранилась часовня, построенная во второй половине XIX века во время настоятельства архимандрита Павла. В ней служатся молебны.

Адрес монастыря: 187729, Ленинградская область, Лодейноп ольский район, Андреевская волость, д. Старая Слобода.

Тел. (264) 14 – 530

Настоятель — игумен Лукиан (Куценко).

Преподобного Александра Свирского 17(30) апреля и 30 августа (12 сентября).

Подворье Александро-Свирского монастыря в Петербурге с церковью в честь Рождества Христова: пер. Челиева, 10 (угол Дальневосточного пр. и ул. Тельмана).

Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды

Предисловие к русскому изданию

Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Отец Серафим (Роуз). / Пер. с англ. под ред. С. Фонова — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 1056 с.: ил.

Удивительна судьба православного миссионера иеромонаха Серафима (Роуза; 1934–1982). Рожденный в протестантской американской семье, он в 1962 году после духовных исканий пришел к Православию, а в 1972 году принял монашество с наречением в честь преподобного Серафима Саровского. Не давая поблажек себе даже в малом, он предпринял беспримерный подвиг служения православным людям. За немногие отпущенные отцу Серафиму годы из-под его пера вышли десятки статей и несколько книг: «Православие и религия будущего» (1975); «Душа после смерти» (1980); «Будущее России и конец мира» (1981); «Святые отцы: верный путь христианства» (1983, опубликована посмертно). Что-то из написанного отцом Серафимом о положении Церкви в атеистической Советской стране могло показаться резким, категоричным, но никогда — безнадежным. Тут он был единомыслен со своим духовным наставником, «апостолом России в рассеянии» святителем Иоанном (Максимовичем; 1896–1966), безгранично верившим в благодатную силу молитв тысяч служителей Христовой веры, считавшим, что «Русская Церковь за пределами России не отделена духовно от своей страждущей Матери. Она молится за нее, хранит ее духовное и материальное богатство и в должное время воссоединится с ней, когда исчезнут причины разделения».

Важнейшим вкладом иеромонаха Серафима был его часто повторяемый призыв православным христианам следовать «царскому пути» — ходить по умеренному, среднему пути, избегая обеих крайностей: справа — неумеренный ригоризм, склоняющийся к фанатизму, и слева — послабление, ведущее к модернизму и экуменизму. Он пишет: «Мы можем сказать, что “царский путь” истинного Православия сегодня — это среднее, которое лежит между крайностями экуменизма и реформаторства с одной стороны и “ревности не по разуму” (Рим 10, 2) с другой. Истинное Православие не идет “в ногу со временем”, с одной стороны, но оно не делает “строгость”, “корректность” или “каноничность” (что все положительно само по себе) оправданием для фарисейского самодовольства, эксклюзивности и недоверия, с другой”. Эту истинно православную умеренность не следует путать с простой теплохладностью, или безразличием, или с каким-либо компромиссом между политическими крайностями».

Читайте также:
Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

Четверть века минуло со дня кончины иеромонаха Серафима (Роуза). За это время произошли огромные перемены. Русские люди могут теперь свободно, открыто исповедовать веру отцов. В 2000 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских, принявших страдания в годы гонений с именем Христа на устах. А в 2007 году после восьмидесятипятилетнего разделения воссоединились две ветви Русской Православной Церкви — патриаршая и Зарубежная.

В 2005 году Братство прп. Германа Аляскинского (Калифорния, США) выпустило книгу иеромонаха Дамаскина «Отец Серафим (Роуз): его жизнь и труды». Теперь эта книга в переводе Сергея Фонова становится доступной и людям, живущим в России.

Протоиерей Александр Лебедев,
настоятель Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе

Введение

В России знают и любят отца Серафима (Роуза), и особенно те, кто не отошел от веры предков, от православного христианства. Говорят, книги его меняют судьбы людей.

Один православный из США, проведя несколько месяцев в России, писал: «Как только узнавали, что я из Америки, сразу спрашивали: “А вы знакомы с отцом Серафимом (Роузом)?”» Поразительно! Похоже, его в России знают все, даже дети. А его работы, равно и самую жизнь, полагают крайне важными для нынешнего возрождения Святой Руси.

Упреждая дух безбожия, охватывающий современный мир, отец Серафим открыто обращался к народу России, призывая не стыдиться своей древней веры, вселяющей силу и отвагу к продолжению борьбы. Он взывал к сердцам и душам, указывая, что не напрасны долгие годы гонений и страданий, что они ведут к очищению.

Более двадцати лет тому назад работы отца Серафима впервые попали из Америки в Россию. Кое-что перевели, и машинописные странички нелегально полетели во все уголки страны. С наступлением более открытых времен его произведения печатают не таясь, немалыми тиражами, как в журналах, так и отдельными книгами; о них рассказывают по радио и телевидению. Их можно купить везде — даже на книжных развалах в метро и в уличных киосках. Как в свое время Россия принесла в Америку полноту истины — Православие, так теперь Америка с помощью отца Серафима делится ею с Россией.

Знают и почитают его и в иных православных странах, до недавнего прош­лого тоже находившихся под духовным гнетом коммунистов. Его работы опубликованы на сербском, румынском, грузинском, латвийском, польском, болгарском, греческом, итальянском, французском языках и на языке малаялам (Южная Индия).

Так кто же этот человек, которого на богатом, плюралистичном Западе знают лишь единицы и который в страждущих государствах Восточной Европы так глубоко впечатляет массы людей? Кто этот проникновенный философ духа, точно вышедший из древнего патерика? Кто этот отшельник, избравший монашескую жизнь в пустыни, чье имя в России овеяно легендами?

Ответ прост: человек, ставший в Православии отцом Серафимом, — обычный, «стопроцентный» и, главное, честный американец. Вырос он в Южной Калифорнии, недалеко от Голливуда и Диснейленда, в семье, где и слыхом не слыхивали о Православии (тем более о русском). Мать желала сыну одного — преуспеяния в жизни, а отец — счастья.

Биография Евгения (так звали его до принятия монашества) — отнюдь не рядовое жизнеописание, а пример того, как может всколыхнуться американская душа, затронь Господь самую трепетную ее струнку — чувство праведности.

Врожденная честность — движитель праведности — и помогла отцу Серафиму пробить брешь во мраке сегодняшней жизни не только для своих сограждан, но и для людей в далеких заморских странах, порабощенных коммунизмом.

С «младых ногтей» восстал он против главенства в западной жизни сугубо мирских, материальных ценностей, сухой расчетливости, против бездушного, неглубокого и невнимательного отношения к человеку. Его протест совпал с бунтарскими настроениями передовой интеллигенции, богемы и битников, то есть тех, кого впоследствии прозвали поколением «сердитых молодых людей». Он тоже изведал и неприкаянность, и отчаяние, и нигилизм, и неприятие существующих законов. Но, в отличие от других, не впал в жалость к самому себе и не стал бежать от действительности — этому воспрепятствовали его честность, прямодушие, готовность поступиться своим благополучием, то есть черты, свойственные простому американскому парню. Они же не дали найти ему духовное пристанище в экзотическом буддистском «просветлении». Страждущая душа не утолилась этим, но лишь когда Господь явил Себя будущему отцу Серафиму, в чутком сердце того произошел поворот от новомодных бунтарских настроений к древнему, апостольскому Православию. Придя же к нему окончательно, он, не задумываясь, порвал все связи с внешним, суетным миром. И все ради того, чтобы познать и почувствовать суть истинного, не от мира сего, христианства. Он проторил путь и для других американцев, внемлющих исконно американскому зову к праведности.

Но есть и еще одна черта отца Серафима, особенно дорогая сердцу православных христиан, томившихся за железным занавесом. Он знал, что означает страдание, и, по свидетельству его многолетнего сотаинника в монашестве, умел страдать. Познав силу искупительного страдания, явленную на примерах современных мучеников и исповедников, он сознательно избирает тот же путь, и не только внешне, через тяготы монаха-отшельника, но и внутренне, «болезнованием сердца» — вот отличительный признак христианской любви. Прежде он страдал, не в силах обрести Истину. Теперь же — во имя Истины.

Я, автор этих строк, — духовное чадо отца Серафима. Его стараниями я возвратился в лоно Христовой любви. Мои первые впечатления о нем сводились, во-первых, к тому, что это самый мудрый человек, которого я когда-либо встречал; и во-вторых, что он был как один из мертвых: как человек, который умер себе и всему в мире сем, ибо вперил свой взор к горнему Царству. Я благоговел перед ним. Во время моих неоднократных посещений монастыря и бесед с ним я мало-помалу все глубже познавал Обитавшего в нем. Но я не знал его: я не ведал всей истории того, как он стал таким человеком. И лишь после его упокоения я узнал о его предыдущей жизни, о той тьме, из которой он встал и вышел. И еще большее благоговение я испытывал перед Христом, преобразившим его в существо новое, а также перед самим отцом Серафимом, позволившим свою ветхую самость предать смерти столь совершенно и, наряду с апостолом Павлом, каждый день умирать (ср.: 1 Кор 15, 31). Я убедился, что не только мое первое впечатление о нем было верным, но и что я лишь только прикоснулся к оболочке той глубокой тайны, которую мир никогда не сможет познать: к воссозданию души благодатью Иисуса Христа.

Читайте также:
Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В скромной монастырской церкви у гроба отца Серафима, глядя на излучающее свет и покой лицо почившего, я не сдерживал благодарных слез: ведь это он открыл мне Истину — бесценное сокровище, ради которого стоит отказаться от всего мирского сребра и злата.

Больше двадцати лет прошло после его кончины. Как много успел сделать отец Серафим за столь короткую (всего сорок восемь лет) жизнь, которая повлияла на жизнь миллионов людей, в том числе и на мою!

Моя непременная цель — донести до людей учение отца Серафима, поделиться тем, что стало моим достоянием. Благодаря отцу Серафиму — одному из столпов американской совести — на здешней почве взращен плод древнего, высокодуховного христианства, глубин которого Америка ранее не ведала. Оно родилось в безмолвном сердце катакомб, вдали от суеты и гордыни человеческой, и по природе своей оно — не от мира сего, оно пребывает в общении с Царством горним, Божиим.

Содержание

  • Предисловие к русскому изданию
  • Предисловие к американскому изданию
  • Введение
  • Истоки
  • Зачатки бунта
  • «Белые вороны»
  • В поисках сущего
  • Под маской
  • От Бога не скрыться
  • «Прощай, о бренный мир!»
  • Привкус ада
  • Истина превыше всего
  • Два наставника
  • Мелькнут вдали огни родного дома
  • В тупике
  • Воплощенная Истина
  • Прощай
  • Истина или мода?
  • Влияния ранней поры
  • Конец мира неизбежен
  • Путь философа
  • Замысел созрел
  • Царство человеческое и Царство Божие
  • Перелом
  • Откровение Православия в Новом Свете
  • Святая Русь в Америке
  • На пороге
  • В объятиях Отчих
  • Добрая земля
  • Чудотворец последних времен
  • Живые звенья святоотечества
  • О звездах и музыке
  • Суд над святым
  • Томас Мертон, хилиазм и «новое христианство»
  • Связь с прошлым
  • Знакомство с Россией в Монтерее
  • «Доверяю тебе»
  • Братство
  • Богословское обучение
  • Книжная лавка
  • «Православное слово»
  • Подвиг
  • Американская душа
  • Апостольское видение архиепископа Иоанна
  • Успение святого
  • Видение скита
  • Перед решающим шагом
  • Земля от владыки Иоанна
  • Вспашка новины
  • Исход из мира
  • На диком Западе
  • На дальних рубежах
  • По стопам блаженного Паисия
  • Природа
  • Ревнители Православия
  • Апогей Братства
  • Постриг
  • Конфликт и примирение
  • Устремляя взор горе
  • Сотаинник владыки Иоанна
  • Рай в пустыни
  • Святоотеческая мудрость
  • Современное академическое богословие
  • Пустынь на задворках
  • О средстве нашего искупления
  • «Сверхправильность»
  • Книга Бытия. Творение и первый человек
  • Дети
  • Новые братия
  • Пустынь для американок
  • Меньшие братья
  • Православный уголок Америки
  • Новые американские паломники
  • Курс православного выживания
  • «Духовное» самомнение
  • Уже позже, чем вы думаете
  • Страдалица-Россия
  • Путь к возрождению Оптиной
  • Монастырские издания
  • Православие и религия будущего
  • Православное наследие Запада
  • Наследие Сербского епископа Саввы
  • Пророк страждущего Православия
  • Царский путь
  • Рукоположение
  • Православные миссии
  • Пастырские наставления
  • Человек сердца
  • Православие сердца
  • Простота
  • Новообращенные
  • По стране
  • Сестры блаженной Ксении
  • Душа после смерти
  • Богословие превыше моды
  • Воскрешение Святой Руси
  • Сегодня — в России, завтра — в Америке
  • Санта-Круз
  • Воспитание младых душ
  • Небесные гости
  • «Гигант старшего поколения»
  • Надежда
  • Погребальный звон
  • К звездам!
  • Упокоение
  • Сорок дней
  • Со святыми
  • Эпилог. Царство Божие
  • Примечания автора и выражение признательности
  • Библиография
  • Содержание

иеромонах Серафим (Роуз)

Письма и послания

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Труды на иностранных языках

Биография

В поисках Истины

Иеромонах Серафим Роуз родился на территории США, в Калифорнийском городе Сан-Диего, 12 августа 1934 года. Его предками были выходцы из Европы. В миру будущего отца Серафима звали Юджин Деннис Роуз.

Дед Юджина, Джон, прибывший в США из Норвегии, какое-то время работал бурильщиком в отрасли по добычи алмазов, затем занялся фермерским хозяйством. Его средняя дочь, Эстер, впоследствии стала матерью Юджина. Выросшая в атмосфере умеренной нужды, она умела быть бережливой, считать каждый цент.

Её возлюбленный, Френк Роуз, имел в роду французов и датчан. Отец Френка был владельцем кондитерской, но по высокому счёту не относился к прослойке богатых людей. В детстве Френк прислуживал в храме: так хотела его мать. Повзрослев, он попал в армию, был участником Первой Мировой войны.

Френк встретил Эстер в кондитерской отца (который был её работодателем). Несмотря на одиннадцатилетнюю разницу в возрасте (Френк был старше), они полюбили друг друга и поженились. В 1924 году семья Роузов обосновалась в Калифорнии. В Сан-Диего Френк открыл собственную кондитерскую, но доход от неё не оправдывал ожиданий, и, отказавшись от бизнеса, он устроился на работу уборщиком.

Юджин Деннис был не первым ребёнком в семье и родился во время экономического кризиса в стране (великой депрессии). Не хватало еды, приходилось экономить на всём. Мать Юджина, Эстер, протестантка, была требовательной к детям, держала их в педагогической строгости, не баловала чрезмерной нежностью и лаской, хотя в душе всегда их любила и восторгалась при каждом удобном случае. Старшая дочь, сестра Юджина, помогала матери присматривать за ним.

Юджин был скромным и послушным ребёнком. От отца он заимствовал такие черты как ровность характера, спокойствие, умение довольствоваться тем, что есть, а от матери — практичность, активность и даже деловитость.

В детстве он выделялся из сверстников особенной сдержанностью и задумчивостью. На занятиях в школе схватывал материал на лету. Но это не затмевало в нём такого важного качества как усердие. Достаточно рано он стал учтиться игре на фортепиано. Вместе с тем Юджин не отказывался от возможности поучаствовать в играх с мальчишками. В подростковом возрасте он вступил в ряды скаутов.

Школьный курс закончил с отличием, первым учеником. По решению администрации школы, получил внушительную поощрительную стипендию, чем привел в восторг свою мать. Шёл 1952 год.

На тот период Юджин не задумывался глубоко, с какой именно профессией следует связать свою будущую жизнь. Он продолжил образование в частном колледже города Помона, близ Лос-Анджелеса. Этот колледж был одним из лучших в Калифорнии.

Читайте также:
Свято-Духов собор в Минске: история, описание и адрес храма, святыни и праздники

Юджин поселился в общежитии. К тому времени он несколько отошёл от идей протестантизма в сторону философского осмысления мира и своего места в жизни, охладел к христианству как к системе особого мировоззрения и миросозерцания. По его личному признанию, в тот период он искал Истину, но не находил.

По выпуске из колледжа, в 1956 году, Юджин продолжил обучение в Академии востоковедения, расположенной в Сан-Франциско.

Здесь он вошёл в круг признанных интеллектуалов. Это, конечно, сказалось на образе времяпровождения. Так, на сэкономленные средства он посещал рестораны, оперу, театр, позволял себе курить дорогие сигареты, сделался ценителем вин.

Что касается основной цели его пребывания в Сан-Франциско, образования, об этом он не забывал. Здесь, помимо прочего, он занимался исследованием, анализом и сопоставлением различных религиозных воззрений. Примечательно, что изучая основополагающие религиозные источники, он предпочитал, по мере возможности, пользоваться текстами, составленными на языке оригинала.

В 1957 году Юджин поступил в университет в Беркли. Главным образом, им двигало желание изучать китайскую мудрость, китайский язык.

Православный путь

В то время Юджин увлекался буддизмом. Но однажды, один из студентов обратил его внимание на сокровищницу святоотеческих произведений, Добротолюбие. Для Юджина этот труд стал открытием. В другой раз тот же знакомый пригласил его посетить богослужение в Православном соборе. Он откликнулся. Увиденное в храме тронуло ему душу и сердце.

Пусть не сразу, но постепенно, в конце концов Юджин охладел к буддизму и обратился в сторону Православия. Вместе с тем он стал заниматься изучением русского языка.

Когда Юджин поведал родителям о своём увлечении Православной культурой, те не сразу и поняли, о чём идёт речь, ведь они практически ничего не знали о Православии. Отец Юджина, Френк, воспитывавшийся в духе католицизма, и вовсе подумал, что речь идёт о Католичестве, ведь сын объяснял ему, что проникся уважением к истинной вере. Мать, по неведению, предполагала, что русское Православие сродни коммунизму и поначалу никак не желала поддерживать сына в его начинании.

В 1961 году Юджин, закончив работу на степень магистра, неожиданно для всех оставил университет, предпочтя посвятить ближайшее время работе над книгой по теме исследования проблематики духовного состояния современных людей. И это несмотря на то, что в университете его могла ждать блестящая научная и преподавательская карьера.

В феврале 1962 года он принял Православие. Административно он вошёл в состав общины РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей).

Знания, приобретённые прежде, и природная любознательность, способствовали вдумчивому и глубокому осознанию истин вероучения. Духовным же воспитанием Юджин во многом обязан святителю Иоанну Шанхайскому, строгому подвижнику, ставшему для него духовным отцом. В этот период Юджин служил в храме чтецом, повышал знания в области русского языка, изучал церковно-славянский.

Большое влияние на его жизнь оказало и знакомство с Глебом Подмошенским, молодым русским, выпускником Свято-Троицкой Джорданвилльской семинарии. Несмотря на некоторые различия в характерах, они сблизились через общие взгляды и идеи. Постепенно между ними завязалась крепкая дружба.

Через какое-то время друзья стали и «деловыми» партнёрами: начали издавать просветительский бюллетень «Православный вестник», а затем организовали одну из первых на территории США православную лавку по продаже духовной литературы, церковной утвари и святых икон. На вырученные деньги планировали приобрести печатный станок, заложить материальную основу для миссионерской деятельности, помочь Православному братству, а также купить землю для строительства Православного скита.

В этот период Юджин прошёл трехгодичное обучение на богословских курсах, испробовал свои силы в проведении миссионерских бесед, писал статьи. Иногда в свободное от трудов время он спешил в лес: любил уединяться и собирать грибы.

В 1967 году на земельном участке, приобретенном в Калифорнийском лесу, близ городка Платина, был основан скит. Поначалу у основателей возникало множество организационных и технических трудностей, но по мере их поступления, с помощью Божьей трудности разрешались.

Монашеская и священническая жизнь

В 1969 году Юджин и Глеб переехали и поселились в скиту, а на следующий год, в октябре, оба приняли монашеский постриг и новые имена: Глеб получил имя Герман, а Юджин — Серафим, в честь святых Германа Аляскинского и Серафима Саровского соответственно. Предварительно оба друга испросили благословения у родителей, и их матери, смирившись с их выбором, благословили их идти спасительным путём.

Исполняя монашеское делание, они продолжали выпускать «Православный вестник», писали и публиковали работы различной богословской направленности.

В 1977 году отец Серафим был возведён в сан священника. Прежде этого посвящения он несколько лет отказывался от предложений принять иерейское достоинство, желая жить жизнью простого монаха, по примеру многих великих подвижников. В конце концов, церковное начальство настояло и убедило его принять сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

В этом духовном звании отец Серафим продолжал заниматься литературной деятельностью, много трудился как проповедник и миссионер. По воспоминаниям современников, как пастырь он был крайне внимателен и сострадателен к людям.

В конце земной жизни, когда во многих странах социалистического лагеря стали происходить политические перемены, связанные с ослаблением веры в коммунистическую идеологию, отец Серафим обращал особое внимание на Россию, далекую географически, но близкую его православному сердцу. В своих беседах и проповедях он много говорил о будущем возрождении Руси.

Последняя проповедь отца Серафима состоялась накануне дня празднования Преображения Господня. 2 сентября 1982 года отец Серафим почил о Господе. Смерти предшествовала тяжелая болезнь.

Смерть о. Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета, лежавшее в досчатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать.

Архиепископ Хризостом. Воспоминания об о. Серафиме

Отец Серафим оставил нам богатое литературное наследие. Среди его сочинений большой известностью пользуются: Душа после смерти, Как сегодня быть православным, Знамения времени, Опасности на пути к живой вере, Когда Бог открывается сердцу, Православие и религия будущего, Православное мировоззрение, Православное воспитание и окружающий мир, Православный взгляд на эволюцию, Святые Отцы Православия и др.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Нижневартовске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Иеромонах Серафим Роуз

Разными дорогами люди приходят к православию и Господу. Кто-то рождается в искренне верующей семье и с раннего детства воспринимает христианские догматы и каноны. А другие люди проходят долгий путь исканий, наполненный ложными идеалами, греховными мыслями и поступками, а также разочарованиями.

Но, пройдя через страдания, они с детской непосредственностью открывают сердце Господу и стараются нести Слово Его окружающим. Такой была дорога к Богу Юджина Денниса Роуза, известного православным людям под именем иеромонаха Серафима.

Биография

Серафим Роуз был незаурядным человеком, личность которого сложилась под влиянием общения со многими крупными учёными и священнослужителями XX в.

Детство

Юджин Деннис Роуз родился в калифорнийском городе Сан-Диего 12 августа 1934 г. Он был вторым ребёнком в семье Фрэнка и Юджинии Эстер Роуз. Как и многие люди в годы Великой депрессии, родители будущего миссионер много работали, чтобы прокормить детей. Забота о мальчике лежала на плечах его старшей сестры. Он рос прилежным, серьёзным, но необщительным и замкнутым ребёнком.

Одарённый юноша добился больших успехов в изучении иностранных языков и математики, игре на фортепиано, а также в скаутских занятиях. Став одним из лучших учеников в своём выпуске, Юджин получил математическую стипендию, которая позволила ему поступить в Помонский колледж.

Духовное становление личности будущего сподвижника православия в детские годы проходило под влиянием матери, являющейся убежденной протестанткой. Несмотря на ежедневную занятость, она каждое воскресенье водила детей в церковь.

Интересно: после поступления в 1952 г. в колледж Юджин отошёл от идей протестантизма, которые довольно жестко закладывала в своих детей миссис Роуз.

Юность

В колледже юноша, являющийся по характеру интровертом, продолжил изучать языки и философию. В это время особый интерес у молодого человека вызвала китайская культура. Юджин под диктовку писал сложные китайские письмена, утверждая, что их написание соответствует смысловому значению.

Увлечение восточной философией у одаренного студента поддерживал преподаватель Шу Йичин. Но с отдалением учителя уменьшился и интерес к преподаваемому им предмету. При этом миссионер всегда с теплом вспоминал о профессор-китайце.

Духовные искания

Для духовного развития личности важно присутствие рядом правильного и мудрого наставника. Но в молодом возрасте бывает трудно отличить правильный путь от греховных искушений. Знакомство Юджина с оригинальными идеями Алана Уотса повернуло юношу к идеям дзен-буддизма.

В 1956 г. молодой человек завершил обучение в колледже и поступил в Академию востоковедения, расположенную в Сан-Франциско. Здесь под руководством Уотса он изучал различные мировые религии, что давало ему возможность воспринимать их идеи. Изучение религий подтолкнуло дальнейшее развитие интереса к языкам.

У общения с одним из основоположников движения хиппи была и обратная сторона — Юджин пристрастился к вредным привычкам, которые были свойственны его наставнику. В процессе духовных исканий юноша познакомился с работами Рене Геона и Томаса Мертона. Французский философ оставил глубокий след в его мировоззрении.

В своих богословских трудах монах Серафим часто употреблял идеи француза, хотя и не ссылался на него напрямую. Мертон не оказал на Юджина большого влияния. Но биографы проповедника отмечают, что после знакомства с трудами католического писателя у американского студента появилась мысли об уходе из мирской жизни и принятие монашеского служения.

Вступление на православный путь

Поворотной точкой в жизни Юджина Роуза стало посещение православного храма. Богослужение и интерьер собора во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости произвели на молодого человека очень сильное впечатление. Он вспоминал, что на душу снизошел покой, который не ощущался в храмах других религиозных конфессий.

Важно! Под впечатлением от полученных эмоций студент начал изучать основы православия, русский и церковнославянский язык.

В 1957 г. Юджин становится студентом Калифорнийского университета. Под руководством профессора П. А. Будберга он получил магистерскую степень в области востоковедения. Русский научный руководитель пророчил талантливому ученику блестящее научное будущее, видя в нём своего преемника.

Но в 1961 г. Роуз покидает университет и устраивается работать простым дворником. Это решение связано с началом работы над книгой, посвященной духовному состоянию современных людей. Работа не была закончена, но позволила мужчине определить свои жизненные приоритеты. Он предпочёл посвятить себя поиску истины, а не попыткам построить карьеру ученого.

В начале 1962 г. Юджин Роуз принял православие. Его духовным отцом и наставником стал святитель Иоанн Шанхайский. За несколько месяцев до этого мужчина познакомился с Глебом Подмошенским, который являлся потомком русских эмигрантов. Он закончил духовную семинарию в Джорданвилле. Евгений и Глеб начали совместно издавать православный бюллетень.

Через некоторое время друзья открыли недалеко от собора лавку, в которой продавали иконы и духовную литературу. С помощью соратника будущий миссионер изучил русский язык и окончил теологическую школу.

Монашество

Через несколько лет после принятия Юджином православия соратники организовали православное братство. В 1967 г. они купили небольшой участок земли недалеко от города Платина. За несколько лет землю расчистили от густого леса и поставили небольшой скит, в который друзья переехали в 1969 г.

Через год они приняли монашеский постриг, взяв имена в Серафим и Герман в честь Серафима Саровского и Германа Аляскинского. Монахи продолжили издание «Православного вестника», занимались писательской, миссионерской и катехизаторской деятельностью. В 1977 г. Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.

Окончание земного пути

Близкие люди иеромонаха Серафима отмечают, что в последние годы он стал истинным христианским пастырем. Он с любовью и пониманием относился к людям. Несмотря на сильные боли, вызванные тяжёлым заболеванием кишечника, он с усердием выполнял духовное служение.

Земной путь православного проповедника закончился 2 сентября 1982 г. После смерти лицо платинского сподвижника оставалось ясным и светлым. Несмотря на высокую температуру на теле настоятеля не появились среды разложения. Прихожане, пришедшие проститься с иеромонахом, отмечали, что не ощущали запаха разложения.

Интересно: братия Платинского скита подготовила материалы для инициирования канонизации иеромонаха Серафима Роуза. Они собрали множество подтверждённый фактов совершения чудес по молитве подвижнику.

Читайте также:
Храм Воздвижения Господня в Алтуфьеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Основные труды

За короткое время, отведённое на земле иеромонаху Серафиму Господом, он создал большое количество трудов на богословскую и нравственную технику. Среди них можно выделить следующие работы:

  1. «Православный взгляд на эволюцию» — труд, который является первой попыткой опровержения теории эволюционизма.
  2. «Душа после смерти» — самое известное произведение иеромонаха, в котором раскрываются вопросы православного восприятия существования души после физической смерти.
  3. «Будущее России и конец мира» — лекция отца Серафима, в которой он указывает на особую роль России в духовной жизни человечества.

Иеромонах Серафим Роуз — уникальная личность, работы которого привели к Господу множество людей по обе стороны Атлантического океана. Уникальность его работ состоит в том, что в разгар холодной войны американский гражданин, проникнувшись идеями православной веры и любовью к России, открыто говорил об особой роли русской земли в становлении духовной культуры людей всего мира.

Серафим Роуз: биография отца, книги и цитаты, труды

Биография

Отец Серафим (Юджин Роуз) родился в городке Сан-Диего в Калифорнии 12 августа 1934 года и рос в типично американской протестантской семье. В детстве он посещал протестантский библейский класс, был одаренным мальчиком и часто удивлял родителей тем, что наизусть цитировал Священное Писание. В 12 лет он крестился в методистской церкви. Взрослея, он инстинктивно не принимал идеалов окружающей его молодежи. В то время как его сверстники проводили время в развлечениях, он любил уединение и размышления о том, что такое жизнь и где его место в ней.

В 1952 году он поступил в один из старейших университетов Калифорнии — Помола Колледж. К тому времени его перестал удовлетворять тот вариант христианства, который предлагал протестантизм. Он испытывал отвращение к самодовольному и прагматичному миру, в котором вырос.

В 1956 году, окончив колледж в Помоле со степенью бакалавра, Юджин поступил в Сан-Францисскую академию востоковедения. Он изучал иудаизм, индуизм, суфизм и другие восточные религии. Большое влияние на него оказали труды французского философа Рене Генона, описавшего духовные пути различных традиционных религий, преимущественно индуизма. То, что Генон гораздо менее глубоко излагал древнекитайские религии, побудило Юджина заняться их изучением, и именно в этой области он стал специалистом как ученый. Кроме древнекитайской мудрости были у Юджина и другие интересы, например тибетский буддизм, который поражал его перспективой сверхъестественных способностей.

Как пишет о нем иеромонах Дамаскин (Христенсен), духовный сын отца Серафима и его биограф, Юджин, отвергнув как слабое и бесплодное христианство протестантизм, углубился в изучение восточных религий и философий, говорящих, что Бог абсолютно безличен. Подобно абсурдистским художникам и писателям его времени, он экспериментировал с умопомешательством, ломая процессы логического мышления, для того чтобы «прорваться на ту сторону». В долгих и мучительных поисках истины Юджин стал читать Фридриха Ницше. Тот высмеивал христианство как религию слабых, намеренно упуская из виду элемент аскетического подвига. Этот сумасшедший «пророк» черпал свое вдохновение в новой религии сверхчеловека, антихриста. Тем не менее молодому и горячему Юджину он нравился больше, чем то бесхребетное христианство, которое ему предлагали. Он усердно вчитывался в слова безумного «пророка» нигилизма Фридриха Ницше, пока эти слова не отозвались в его душе с поразительной адской силой. Он дошел до такого отчаяния, что когда позже его просили описать свое состояние, он только и мог сказать: «Я был в аду». Он пил и начинал бороться с Богом, о Котором заявлял, что Его нет: он бился об пол и кричал Богу, чтобы Тот оставил его в покое. Однажды в состоянии опьянения он написал: «Я болен, как болен всякий, пребывающий вне любви Божией». «Атеизм, — писал Евгений [Юджин] позже, — настоящий, экзистенциальный атеизм, горящий ненавистью к якобы несправедливому и немилосердному Богу, — это состояние духовное, реальная попытка бороться против истинного Бога, чьи пути неисповедимы даже для самих верующих людей, и подобная борьба не раз приводила к тому ослепительному представлению о Боге, Которого и ищет в действительности настоящий атеист. Именно в таких душах действует Христос. Антихрист же обретается не только в душах великих отрицателей, но и в душах тех мелких поддакивателей, у которых только на устах имя Христа. Ницше, назвав себя антихристом, тем самым доказал свою неутолимую жажду Христа. »

В таком-то состоянии неутолимой жажды оказался Евгений в конце 1950-х годов. И тогда, как при резком порыве ветра, в его жизнь вошла реальность, которую он прежде не мог и предвидеть. В конце своей жизни он вспоминал: «Долгие годы своих занятий я удовлетворялся тем, что был выше традиций, оставаясь каким-то образом верным им. Я пошел в православную церковь, чтобы посмотреть на еще одну “традицию”. Однако когда я вошел туда — это была русская церковь в Сан-Франциско, — со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и традиции. Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осознавать, что истина — не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личностное, даже больше, некая Личность, Которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа».

Как пишет отец Дамаскин, в начале 1960-х годов в одном из подвальных помещений в деловой части Сан-Франциско за столом, заваленным книгами и бумагами, Юджин Роуз, будущий отец Серафим, начал писать монументальную хронику войны человека против Бога, против старого порядка с целью создания нового, без Христа, его стремления отрицать существование Царства Божиего и заменить его собственной земной утопией. Эту книгу предполагалось озаглавить «Царство Божие и царство человеческое».

Работая над ней, Юджин все еще пребывал в брани, осмысливая то, что он нашел. Он нашел истину в неискаженном образе Христа, сохранившемся в Православной Церкви, но он страстно желал войти в «самое сердце» этой Церкви, ее духовное измерение, а не в скучную, мирскую организационную структуру. Он желал Бога, и желал Его всем сердцем. Сочинения того периода были для него своего рода освобождением от неистины, выходом из темноты на свет. Хотя в них гораздо больше философии, чем в позднейших работах, эти ранние произведения были рождены сильным страданием, все еще жившим в его душе. Совершенно естественно, что он больше писал о царстве человеческом, в котором прострадал всю жизнь, чем о Царстве Божием, отблеск которого только упал на него. Царство Божие он все еще воспринимал сквозь призму царства человеческого.

Читайте также:
Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Из четырнадцати глав, которые, по мысли Роуза, должны были войти в книгу, были напечатаны целиком только семь глав, остальные сохранились написанными от руки. Седьмая глава, которую мы приводим здесь, была посвящена философии нигилизма.

«Нигилизм, вера в то, что нет абсолютной истины, что всякая истина относительна, — утверждал Роуз, — является основной философской доктриной ХХ столетия. Нигилизм столь распространен в наше время, он так глубоко проник в умы и сердца сегодняшних людей, что не осталось ни одной сферы, ни одного фронта, на котором с ним можно было бы бороться». Суть этой философии, писал он, лучше всего была выражена Ницше и одним из героев Достоевского: «Бог мертв, потому человек сделался богом и все дозволено».

Из своего опыта Юджин знал, что современный человек не может прийти окончательно ко Христу, пока не увидит, как далеко он и его общество оказались от Христа, пока не столкнется с нигилизмом в самом себе. «Нигилизм нашей эпохи существует во всем, — писал он, — и те, кто с помощью Божией не становятся в ряды борцов во имя полноты принадлежности Богу Живому, уже поглощены им. Мы оказались у края бездны, зовущейся ничто, и, признаем мы ее природу или нет, мы будем затянуты в нее без всякой надежды на спасение по сродству с вечно присутствующим “ничто” внутри нас самих, если не прилепимся к полноценной вере во Христа, без Которого мы действительно ничто».

Роуз чувствовал, что его обязанность как писателя состоит в том, чтобы вызволить своих современников из этой бездны. Он писал не только ради собственного стремления к Богу, но и ради тех, других, которые тоже к Нему стремились, и даже для тех, кто, как некогда он сам, отрицали Бога и воевали против Него, потому что на самом деле они также желали Его…

25 февраля 1962 года, в день памяти святого Евгения Александрийского, Роуз принял Православие с именем Евгений. Но он не удовлетворился тем, что нашел ту веру, которая отвечала на его давние поиски, в которой он увидел бесконечную полноту истины. И он решил принять Православие, что называется, «до конца». Так же, как Глеб Подмошенский, Евгений стал стремиться к монашеству, между двумя молодыми людьми завязалась глубокая дружба.

С благословения архиепископа Иоанна (Максимовича), которого можно назвать последним связующим звеном со Святой Русью, два друга основали братство, целью которого было распространение подлинного, традиционного Православия среди американцев. Братство назвали в честь тогда еще малоизвестного монаха Германа, который лет сто до этого жил на Аляске, делом и примером распространяя Православие среди туземцев.

История братства преподобного Германа Аляскинского стала в большой степени жизнеописанием отца Серафима. Братья занялись книжной лавкой рядом с русским собором. Эта лавка станет со временем настоящим центром Православия в Америке.

Каждое утро Евгений и Глеб пели на клиросе Божественную литургию. Вечером они чаще всего тоже были в храме, а днем работали и подготавливали издания миссионерского журнала на английском языке. Но, что еще важнее, они стали жить по-монашески. Их духовником стал сам архиепископ Иоанн.

В 1965 году братство выпустило первый номер своего журнала «The Orthodox Word» («Православное слово»). Первые номера издавались на маленьком печатном станке с ручным набором.

В 1966 году неожиданно для всех скончался архиепископ Иоанн. Братьям было поручено расследование и публикация многочисленных чудес, которые происходили по молитвам владыки Иоанна. Этим они послужили распространению почитания их любимого архипастыря во всем мире и его прославлению в 1994 году.

Незадолго до своей кончины владыка сказал Евгению: «Мне кажется, что в Калифорнии будет миссионерский монастырь».

В 1969 году, на праздник Успения, братья переехали на участок земли в лесу, на холме, в двух милях от поселка Платина и в 250 милях от Сан-Франциско, и организовали скит. Жизнь в лесу была лишена всех удобств, но, по словам Евгения, это было «преимуществом, способствовавшим трезвенной духовной жизни».

Братья вместе совершали по-монашески каждый день полный цикл богослужений, исполняли келейное правило, упражняясь в Иисусовой молитве, изучая святоотеческие писания, духовно укрепляли себя строгим постом и ночными молениями. И несмотря на все трудности, «The Orthodox Word» не только продолжал регулярно выходить, но и количество подписчиков все росло, даже за пределами американского континента. В своем скиту братья установили строгие афонские порядки: женщин не впускали и никого из светского мира не приглашали. В эти первые годы только несколько человек регулярно навещали их и поддерживали. Благодаря большей частью трудам братства, Русская Православная Церковь Заграницей канонизировала в августе 1970 года преподобного Германа Аляскинского.

Через два месяца после этого торжества Евгений был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Серафима Саровского. Одновременно его сподвижник был также пострижен и назван в честь новопрославленного преподобного Германа Аляскинского. Руководителями в их монашеской жизни стали епископ Нектарий (Концевич), ученик последнего оптинского старца Нектария, и архимандрит Спиридон (Ефимов), близкий друг владыки Иоанна (Максимовича).

Отец Серафим выстроил себе келью на склоне горы и назвал ее Оптина. Кроме исполнения всех служб, он ежедневно читал святых отцов. Как преданный сын, он старался исполнять их заветы и следовать их боговдохновенной мудрости. Если возникали вопросы, он обращался за разъяснением к своим духовным наставникам, среди которых были отец Михаил Помазанский, Елена Концевич, племянница Сергея Нилуса и духовная дочь Феофана Полтавского, и архиепископ Аверкий, к которому рекомендовал обращаться владыка Иоанн по всем теологическим вопросам.

Со временем деятельность скита приняла более широкий характер. Труды отца Серафима заключались главным образом в переводах и статьях для журнала, а в последние годы отец Серафим стал выступать (по приглашению и послушанию) с лекциями. Кроме бесчисленных отдельных житий святых и различных статей, отец Серафим перевел и составил следующие труды: «Северная Фиваида», «Vita Patrum», «Паисий Величковский», первую часть книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Путь к спасению», «Грех Адама» преподобного Симеона Нового Богослова, труд протопресвитера Михаила Помазанского «Догматическое богословие», «Толкование Апокалипсиса» архиепископа Аверкия (Таушева), большую часть труда «Катакомбные святые России».

Читайте также:
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Отец Серафим был строгим аскетом-подвижником, человеком совершенно не от мира сего. Он был голосом традиционного святоотеческого Православия, умеренного, лишенного и узколобого фанатизма, и неестественного модернизма. Он считал, что наш век характерен совершенно новыми искушениями против Церкви Христовой и ее членов. С одной стороны, силы зла стараются раздробить Тело Христово на враждующие юрисдикции, а с другой стороны, — переманивают всех ко псевдоэкуменическому объединению. Подлинный экуменизм отец Серафим понимал как обмен мнениями между разными вероисповеданиями в добросовестном поиске полноты единой истины. Участие Православной Церкви как носительницы полноты истины в таких контактах должно носить чисто миссионерский, а не компромиссный характер.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

СЕРАФИМ (РОУЗ)

Иеромонах Серафим (Роуз)

Серафим (Роуз) (1934 – 1982), иеромонах, духовный писатель.

В миру Роуз Юджин Денис, родился 12 августа 1934 года в курортном городе Сан-Диего, в штате Калифорния, США, и рос в типичной американской протестантской семье.

Ещё в детстве он обращал на себя внимание учителей своей чрезвычайной одаренностью. С отличием окончил школу и в 1952 году поступил в колледж в Помоне, близ Лос-Анджелеса. К тому времени он отошел от протестантизма своего детства.

По окончании колледжа в 1956 году, поступил в Академию по изучению Азии в Сан-Франциско, а ещё через полтора года в Калифорнийский университет в Беркли. Курс сравнительной религии при академии давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Он изучил их все, ища, как он сам говорил, “прежде всего истину”, причем каждую религию он стремился изучать на ее родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском. В университете за работу о древних наречиях китайского языка он получил степень магистра.

Один из академических друзей Юджина, специализировавшийся на Восточном Христианстве, однажды посоветовал ему посетить православное богослужение. Это произошло в Великую Пятницу в православном соборе Сан-Франциско. После этого он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, читать книги о Православии. Вскоре он начал писать. В 1961 году, завершив подготовку диссертации на звание бакалавра, и, несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он решает оставить учебу на время, необходимое для написания книги – исследования духовного состояния современного человека. Задуманная вещь требовала отдачи всех его душевных сил и энергии. Отказавшись от преподавания в университете, он выбирает для заработка самую грязную, неквалифицированную работу уборщика, дворника, предпочитая любой физический труд умственному, чтобы не мешать ходу своих мыслей. В том же 1961 он серьезно заболел. Врачи нашли его болезнь неизлечимой и предсказывали близкую смерть. Физические страдания усугублялись мыслью о том, что он не успел свершить своего предназначения. Он горячо молился Богородице и выздоровел.

В феврале 1962 был принят в лоно Православной Церкви.

Много времени проводил в храме, посещая все утренние и вечерние службы, с особенным благоговением взирая на архиепископа Сан-Францисского, святителя Иоанна, о котором было известно, что он ведет аскетическую жизнь и имеет дар чудотворения. Владыка Иоанн предложил ему читать на клиросе. Он быстро освоился со сложными церковнославянскими текстами. Когда же владыка Иоанн учредил в Сан-Франциско богословскую школу, Юджин, отучившись три года, закончил курс с отличием, несмотря на то, что лекции читались по-русски. По благословению архиепископа Иоанна он стал писать статьи в местный церковный бюллетень “Православный вестник”.

Ближайший друг Юджина, выпускник Джорданвилльской духовной семинарии Глеб Подмошенский (будущий игумен Герман), понимая, каким редким даром обладает Юджин, предлагает ему организовать братство, которое продолжит дело Православной миссии в Америке, начатой ещё монахом Валаамского монастыря преподобным Германом Аляскинским, и назвать братство в его честь. Работа должна была начаться с открытия книжной лавки. В то время в Америке ещё не было книжных магазинов, продававших православную литературу. Вскоре рядом с собором в Сан-Франциско открылась книжная лавка “Православные книги и иконы”, ставшая настоящим центром Православия в Америке. Через Братство многие американцы пришли к вере.

Друзьям все чаще приходила мысль о монашестве. Особенно привлекал их подвиг пустынножительства. Им хотелось отбросить всякую мирскую суету, хотелось жизни, наполненной тишиной и молитвой, жизни среди дикой природы в единении с Богом. В июле 1967 года был начат поиск места для устройства скита. Вскоре найден был участок земли на холме, поросшем лесом, в нескольких милях от небольшого городка Платина в Северной Калифорнии. В 1969, в праздник Успения Божией Матери они совершили переезд в свою пустыньку, где в течение года работали в тишине и молчании, продолжая выпускать “Православное слово” и другие издания.

В октябре 1970 года они были пострижены в монашество и Юджин был наречен в честь преподобного Серафима Саровского. Благодаря ежедневным Богослужениям, постоянному изучению духовной литературы и отделенности от мира, отец Серафим приобретал все более глубокий духовный опыт. Изучая святоотеческие писания, он успешно передавал дух их в своих работах, окормляя тем самым тысячи читателей. В 1977 году отцы Серафим и Герман были рукоположены во священники. В 1982 году, накануне праздника Преображения Господня, отец Серафим произнес свою последнюю проповедь. Он скончался 2 сентября 1982.

Книги, написанные отцом Серафимом за годы подвижнической жизни, оказали огромное влияние на развитие Православия в Америке. Они стали духовной классикой XX века и снискали известность и любовь далеко за пределами США.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: