Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь — древний монастырь, основанный в 1360 году, который много раз подвергался разрушениям и последний раз был воссоздан в 2013 году.

Как добраться до монастыря

Доехать до станции метро «Красносельская» выйти из метро, пройти вдоль Краснопрудной улицы до пресечения с улицей Гаврикова, по пешеходному переходу перейти на противоположную сторону дороги и пройти вдоль улицы Гаврикова.

Монастырь на карте Москвы

Храмы на территории монастыря

Храм Алексия, человека Божия

В старом монастыре это был двухшатровый храм, построенный в 1634 году, — шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году во время подготовительных работ, предшествовавших строительству храма Христа Спасителя.

В 1853 году в самом центре монастырских земель был построен новый храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором его проекта стал московский архитектор Михаил Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён красивой стеной с башнями.

Основной объём храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, а в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого практически равна высоте основного объёма.

В 2002 году после долгих лет запустения в храме возобновлены богослужения.

Собор Воздвижения Честного Креста Господня

Крестовоздвиженский собор. За колокольней виден купол Иосифовской церкви при богадельне Геер.

Построен в 1692 году. В сильно перестроенном виде частью Ново-Алексеевского монастыря после его переезда в связи со строительством на его старом месте пребывания храма Христа Спасителя. В советское время храм превращен в гражданское сооружение и полностью потерял свой облик: здания храма и ближайших монастырских построек послужили основой для здания Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии и встроены в это здание.

Церковь Алексия Цесаревича

Церковь Алексия Цесаревича при доме-интернате для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия» — надстроенный келейный корпус бывшего Алексеевского женского монастыря в Москве. В настоящее время в нём помещается дом-интернат для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия» с Алексиевской церковью. Принадлежит Всехсвятскому храму. Надстраивался в 1990-е годы.

Церковь Михаила Архангела

Построена в 1879 году по проекту архитектора М. Д. Быковского. В канун своего столетия, в 1979 году она была снесена, а на её месте возвели жилой дом.

Храм Всех Святых

Был заложен 23 августа 1887 года. Достроен 4 года спустя, в 1891 году. Храм строился по проекту архитектора А. А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI—XVII веков. Здание храма выполнено из красного кирпича с элементами белого камня.

Архитектура: однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья. Центральный престол храма посвящён всем святым, а правый придел — в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

В 1991 году Всехсвятский храм был передан Русской православной церкви. С этого времени начались восстановительные работы в самом храме и на прилегающих бывших монастырских территориях. В настоящее время (2009 год) на территории храма закончено строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», вся территория огорожена новым кирпичным забором с красивыми воротами.

С 2013 года является главным храмом Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

Фото храма

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь фото вблизи

Врата, ведущие на территорию храма

Надвратная мозаика с левой стороны от входа на территорию

Надвратная мозаика с правой стороны от входа на территорию

Храм Всех Святых

Арка, ведущая к мемориальному комплексу «Аллея Славы» на территории монастыря

Информация о мемориальном комплексе

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г.Москва

1358 год – это дата основания в столице нашей родины Алексеевского женского монастыря. Эта церковная обитель обладает очень богатой и интересной историей. Монастырь был освящен во имя Алексия, которой родился в семье христиан во второй половине четвертого века в Риме. Уже в восемнадцать лет юноша женился. Со стороны могло показаться, что этот шаг он совершил с целью обеспечить свою невесту материально. После свадьбы он сразу же ушел из дома родителей и решил посвятить свою жизнь странствованиям по разным уголкам мира.

Абсолютно все имущество Алексий подарил беднякам и нищим. Также вместе с ними он стал проживать на паперти храма в Эдессе. На питание он зарабатывал подаяниями прихожан. Такой жизнью мужчина жил в течение семнадцати лет. Слухи об Алексии вскоре разнеслись далеко за границы Эдессы. Священнику этой местности два раза снился один и тот же сон. В нем Пресвятая Богородица указывала ему на бедного Алексия в качестве Божьего человека и носителя Святого Духа. Еще семнадцать лет мужчина вновь пробыл в своей семье. Его никто не узнавал, а сам он скрывал свое имя. Только после его смерти семья узнала правду. В тот момент в одном из римских храмов совершалась Божественная литургия. Во время литургии была произнесена фраза о том, что нужно искать Божьего человека в доме Евфимиана, который отходит в мир иной. Родственники Алексия нашли его уже усопшим только после возвращения домой. Сияющее лицо, благоухающее тело и листок с подробными сведениями последних лет жизни были самыми важными подтверждениями сказанных в храме слов.

До того, как в Москве образовался Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, в стране существовали во имя Алексия отдельные церкви и храмы. Большинство из них были созданы еще в четырнадцатом веке. Однако женский монастырь обладает более интересной историей, ведь главным вдохновителем идеи был митрополит Алексей. Он и проявил инициативу начала строительства. С самого начала месторасположение находилось между двумя реками – Москва и Остоженка. Сейчас там размещен Зачатьевский монастырь. Примечательно, что его также основал митрополит Алексий. Правда, сделал он это по просьбе сестер (Иулиании и Евпраксии). Уже в первые годы существования Остоженской обители можно было заметить, что она была несчастливой. Беды и горести постоянно обрушивались на нее. Например, одной из неприятных ситуаций стало нашествие Тохтамыша. Подвергался монастырь многочисленным пожарам, и разрушительному землетрясению, произошедшему в 1445 году. В летописи в качестве Алексеевского монастыря это церковное здание было упомянуто лишь в1472 году. Однако с тех пор его и стали величать именно как Алексеевский монастырь.

Читайте также:
Храм Параскевы Пятницы в Бутово: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

1514 год для христианского сооружения оказался страшным — монастырь сгорел. В то время правителем Руси был князь Василий III. Он и приказал построить на месте пожара церковь, где будут расположены престолы во имя Алексия – Божьего человека. Заняться данным проектом, было поручено зодчему по имени Алевиз Фрязин. Однако в 1547 году пожар повторился. Его причиной стал перенос монастыря к стенам Кремля Москвы в соответствии с приказом правителя Ивана Грозного. Он пожелал, чтобы храм располагался именно в том месте. Кстати, по сей день монастырь находится там.

Смена места мало помогла Алексеевскому монастырю, так как здесь опасностей не стало меньше. Вскоре наступила Великая Смута. В ее период монастырь был разграблен поляками. Но все же к 1652 году был восстановлен в 1625 году. Но и тут он простоял недолго. Во время пожара он вновь полностью сгорел, после чего полное восстановление произошло уже в 1634 году. В тот момент также был построен храм Алексеевского монастыря с двумя шатрами. Строительство храма совершалось согласно типу церкви Рождества Богородицы. Это здание находится в Путниках и сохранено в наши дни. В 1648 году эта церковь стала последней с присутствием подобных куполов. Далее патриарх Никон издал указ о запрете на Руси строительства храмов с шатрами. Но после смерти Никона указ был отменен.

Кстати, судьба Никона также несколько переплетена с женским Алексеевским монастырем. Именно здесь приняла постриг его жена, взяв имя Таисия. После ее примера и он принял пострижение. На кладбище на территории монастыря захоронены некоторые известные и знаменитые московские жители тех лет. Среди них братья Панины, князь Щербатов и другие. Алексеевскому монастырю очень часто преподносили дары. Нередко дарителями были высокочинные особы государства. Рядом с образом святого Алексия располагалась лампадка. Ее храму преподнес Михаил Федорович Романов – первый царь этой династии. Также дары сюда приносили мать Петра Первого, князь Ромодановский, патриарх Филарет и другие люди. Еду из Кремля привозили в монастырь в большие праздники христианского характера и именины царей Алексеев. В стенах монастыря до сих пор сохранена икона Грузинской Божией Матери. В 1655 году именно она помогла побороть моровую язву. Затем отмечать день этой иконы стали каждый год в дату 15 октября.

Особенный ущерб был нанесен Алексеевскому ставропигиальному женскому монастырю в период войны 1812 года. В это время монахини, жертвуя собой и своей жизнью, пытались спасти имущество монастыря. Драгоценные вещи они закопали в землю, после чего поставили свои кровати поверх них. Далее они стали изображать ужасно больных язвой женщин, лежащих на кровати. Французские солдаты побоялись приближаться к ним, боясь заражения. Невзирая на такой отважный поступок монахинь, трагедии женского монастыря на этом не закончились. Николай Первый приказал на месте Алексеевского монастыря построить Храм Христа Спасителя, а его перенести в Красное Село рядом с Воздвиженской Церковью. Все постройки монастыря были снесены. На новом месте восстановить монастырь удалось только к концу девятнадцатого века.

Еще одна интересная история в отношении Алексеевского монастыря заключена в проклятии игуменьи. Последнее богослужение на старом месте совершилось года. Затем все монахини должны были покинуть это место. Однако настоятельница приказала приковать ее к дубу, растущему во дворе. Ее поступок восприняли как бунт. Игуменью все же заставили насильно уехать оттуда. После этого она будто прокляла это место, сказав, что стоять здесь в течение долгого времени не будет ни один храм. Сейчас Алексеевский ставропигиальный женский монастырь находится в Москве.

Некрополь

См. также: Похороненные на кладбище московского Новоалексеевского монастыря

По числу захоронений выдающихся людей кладбище Ново-Алексеевского монастыря соперничало с гораздо более древними московскими монастырями. Здесь находились могилы историков П. И. Бартенева и А. Ф. Вельтмана, публициста и издателя М. Н. Каткова, поэта А. М. Жемчужникова, мемуариста Ф. Ф. Вигеля, архитектора А. С. Каминского, художников С. К. Зарянко и И. М. Прянишникова, физика П. Н. Лебедева, просветителя А. Л. Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В. М. Васнецова) и Алексеевых, родителей К. С. Станиславского, семейные склепы Абрикосовых, Перловых, Оловянишниковых, Шустовых. Некрополь был снесён советской властью в 1930-е годы.

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Алексеевский монастырь в Москве — первая женская московская обитель, основанная митрополитом Алексием в XIV веке, поистине возрожденная из пепла, трижды меняющая свое место существования, восстановленная в XXI веке.

Красно-каменное строение церкви Всех Святых величаво возвышается на холме Красного Села, являясь духовной святыней Москвы с уникальной историей.

Святыни и престольные праздники

Современный Алексеевский женский монастырь, официально возрожденный в 2013 году, славится множеством чудотворных икон, святых мощей, благодаря которым в обители происходят чудотворения и чудеса исцелений.

Восстановленная церковь была освящена чудотворным списком Богородицы «Всецарица», который был привезен с Афона. Ныне поклониться святому образу приходят прихожане и паломники.

В этой же обители хранятся части мощей св. Филарета, великомученицы Татьяны, прп. Серафима Саровского и многих других святых.

Чудом можно назвать возвращение в храм Алексия, освященным в 2002 году, иконы человека Божьего. Ее принес простой незнакомец, который увлекался коллекционированием старины. Он нашел святой образ около ограды одной из станций метро и решил передать в Алексеевский монастырь, услышав об его открытии.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Обнинске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

На заметку! 30 марта, на престольный праздник Алексеевского монастыря в Москве собираются тысячи прихожан, чтобы поклониться и почтить память святого человека Божьего Алексия.

По великой милости Господней на монастырской территории построен приют для престарелых, где работают насельницы.

Вновь возобновили работы прежние мастерские, заработала церковная лавка, появился музей истории обители, работают воскресные школы для взрослых и детей.

В помощь паломникам

Попасть на 2-ой Красносельский переулок, 7 проще всего на метро. Доехав до остановки «Красносельская» следует идти по улице Краснопрудной до эстакады Русаковской, под ней перейти автотрассу, свернуть налево и идти прямо, пока перед вами не появится краснокирпичная ограда.

На заметку! Каждый храм имеет свое расписание служений на каждый день, уточнить его можно на сайте монастыря.

Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история

О храме

Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний — в честь Казанской иконы Богородицы.

С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма — протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской — главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).

При храме сегодня функционирует:

  • Церковно-приходская школа.
  • Детский городской оздоровительный лагерь «Державный».
  • Народный хор для всех желающих.
  • Православный магазин для духовных семейных нужд.
  • Иконные мастерские.
  • «АРТОСЪ» — благотворительный фонд.
  • Домовой храм имени цесаревича Алексия.

Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро «Красносельская» на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.

Архитектурные памятники и святыни

В той части монастыря, которая расположена к северо-западу от Третьего транспортного кольца, стоит старинная церковь Всех Святых, возведенная в 1887 году, благодаря архитектору Александру Алексеевичу Никифорову. Живописный храм построен в стиле ретроспективизма и вобрал лучшие традиции русского зодчества XVI-XVII веков. Однокупольная церковь соединена с оригинальной трехкупольной колокольней. Краснокирпичные стены украшены небольшими вставками из белого камня и многоцветными мозаичными иконами.

Рядом возвышается прямоугольное здание, перестроенное из бывшего келейного корпуса. С 1994 года внутри пятиэтажной постройки находится интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея. Здесь живут пожилые инокини и старые одинокие мирянки.

Церковь Алексия, человека Божия

С юга от краснокирпичной богадельни можно увидеть небольшую изящную часовню, построенную в 1995-2000-х годах. Она посвящена почитаемой иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и со всех сторон украшена мозаиками.

С другой стороны Третьего транспортного кольца, возле 2-го Красносельского переулка, находится главный Алексеевский храм. Это самая старая церковь монастыря, сохранившаяся до наших дней. Ее построили в 1853-1858 годах по проекту, подготовленному М. Д. Быковским.

С восточной стороны прямоугольный храм завершается тремя полукруглыми абсидами, а широкий световой барабан венчает большой богато декорированный купол.

Главные святыни храма

Храм Всех Святых на Красносельской — это еще средоточие святынь, поклониться которым, — светлая цель верующего:

  • Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
  • Старинная икона с апостолом Павлом.
  • Тихвинская икона Богородицы, «Сретение Господне», «Сошествие Христа в ад» — иконы XVIII века.
  • Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
  • Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
  • Казанская икона Богоматери.
  • Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.

Расписание богослужений

В храме Всех Святых на Красносельской богослужения ведутся согласно общему расписанию.

Утро День Вечер
Пн 6:40 — утренняя служба 16:45 — 9-й час

17:00 — вечерняя служба

17:00 — вечерняя литургия, акафист преподобному Алексию

17:00 — вечерняя служба

12:00 — Крещение 16:45 — 9-й час

17:00 — Всенощная молитва

9:00 — начало молебна

9:30 — поздняя утренняя служба

16:00 — начало вечерни

16:30 — молитва с акафистом у иконы «Богоматерь Всецарица»

После расписания храма Всех Святых на Красносельской перейдем к основным вехам его истории.

Отрывок, характеризующий Ново-Алексеевский монастырь

Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее. Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют. – А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было. Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка. – Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа. В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук. – Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной. Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит! – Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях. Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. – Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете… – Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных. – Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним… – Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним. – Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть! – Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила. – Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они. – Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было… – Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики. – Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала. Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери. Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем. Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал. – Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы… – Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые. Наташа вдруг остановилась. – Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться. – Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло. Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то. Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями. После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь. Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке. – Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым. Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых. – Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю. Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им. Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу. Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда. В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые. – Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге. Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег. Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани. – След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи. – Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей. «Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся. – Вы что, Nicolas? – Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям. Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных. – Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.

История красносельского Всехсвятского храма

Первые упоминания в летописи о Красном селе относятся к 1480 г. Нельзя не отметить, что место, где построен храм, — это одно из самых древних поселений столицы. Название населенный пункт получил по Красному (Великому) пруду, своей площадью не уступавшему кремлю города.

Следующее историческое упоминание — уже 1837 год. Тогда из центра Москвы в Красное село был перенесен Ново-Алексеевский монастырь. В 1887-1891 гг. на его новом кладбище и был построен Всехсвятский храм по замыслу архитектора А.А. Никифорова. Строение было необычным и грандиозным:

  • Трехглавая высокая колокольня.
  • Внутренняя роспись, исполненная руками троицесергиевских иконописцев.
  • Иконостас белого камня по плану архитектора Н.И. Чичагова.
  • Усыпальница в подклете.

К началу прошлого века на землях Алексеевского монастыря было уже четыре храма — Всех святых, Архистратига Михаила, Крестовоздвиженский, человека Божьего Алексия. Советскую эпоху удалось пережить только двум — Всехсвятскому и Алексеевскому. В 1926 г. монастырь был закрыт на многие лета.

Во времена СССР храм Всех Святых на Красносельской частично служил производственным помещением, частично — хранилищем для архивов. Русской Православной церкви обратно он был передан в 1991 г.

Всехсвятский красносельский храм — один из немногих, чудом переживших нетерпимую к религии советскую эпоху. Сегодня он живет активной духовной жизнью, в нем регулярно проводятся утренние, вечерние богослужения. Многие верующие приезжают в красносельский храм Всех Святых, чтобы приложиться к его чудотворным, старинным иконам, кресту-мощевику.

Интересные факты про монастырь

В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.

Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.

Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.

В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.

Храм святой Троицы Живоначальной в Борисове, Москва

Борисово один из районов Москвы, первоначально существовал как село, которое вошло в состав столицы при её расширении в 1960 году. Село относилось к дворцовому ведомству, и было основано в конце XVI века царем Борисом Годуновым на берегу большого пруда. Но храм в селе был построен значительно позже его основания.

История основания храма

Строительство храма Живоначальной Троицы в Борисове относят к 1628 году. Тогда это была деревянная церковь, освященная в честь свт. Николая Чудотворца.

В дальнейшем в истории храма можно отметить следующие этапы:

  • на рубеже XVII — XVIII вв. в селе был возведен каменный храм, который освятили в честь Святой Троицы;
  • к 1826 году церковь настолько обветшала, что в ней было запрещено служить;
  • церковь была полностью разобрана и заново построена, освящение состоялось в 1829 году;
  • в период с 1870 по 1873 года, был построен новый храм в другом месте, в нем появилось два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Утоли мои печали».

Старый храм не был разобран, хотя и пребывал в совершенно ветхом состоянии.

Интересный факт! Разобрать старый храм препятствовало Московское археологическое общество, которое считала его памятником архитектуры. Средств на восстановление церкви не было и общество в 1897 году согласилось с тем, что старую церковь необходимо разобрать.

В советское время храм к 1938 году не был действующим. При ликвидации села сохранился, так как был признан памятником истории и архитектуры. В 1991 году храм Св. Троицы в Борисове передан Церкви и с этого времени в нем снова совершаются богослужения.

Описание архитектуры

Архитектура храма необычна, поэтому, вероятно, он и привлекал внимание архитекторов, которые отстаивали право сохранения церкви как памятника.

В плане это трапезная с колокольней, причем алтарь не столь ярко выражен. Все очень лаконично, скромно и в то же время без некоторого изыска. Скорее всего, борисовцев на строительство именно такого каменного храма подвигло элементарное отсутствие средств на то, чтобы сделать свою приходскую церковь более фундаментальной.

Деятельность прихода

Церковь Св. Троицы в Борисове была передана православной общине в ужасающем состоянии, фактически сохранились только стены. Но в короткое время удалось воссоздать храм в прежнем виде и возобновить богослужение.

Ныне при храме действует воскресная школа, которая осуществляет всю работу по катехизации и религиозном просвещении всего населения района:

  • учебным днем в школе является суббота;
  • расположена она в Центре непрерывного образования им. прп. Серафима Саровского, который находится по адресу ул. Ясеневая, 33/2;
  • воскресная школа шефствует над социальным приютом детей-подростков и коррекционным детским домом № 9.

Также при храме регулярно организуются паломнические поездки по святым местам России.

Святые и святыни

Прихожанином храма являлся Алексий Зверев, прославленный Русской православной церковью как новомученик. Он был членом Поместного собора 1917 — 1918 гг. и входил в состав комиссии по расследованию убийства архиепископа Пермского Андроника (Никольского).

Среди наиболее почитаемых святынь храма:

  • икона блаж. Матроны Московской (на ней святая с открытыми глазами);
  • икона свщмч. Алексия Зверева;
  • икона Успения Божией Матери с частицей Гроба Господня;
  • старинные иконы архангелов Михаила и Гавриила;
  • иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Державная», «Утоли моя печали»;
  • икона свт. Николая Чудотворца.

Престольный праздник и расписание

Главный праздник храма посвящен Св. Троице и отмечается он в 50-й день после Св. Пасхи. Служат в храме ежедневно утром и вечером:

  • все вечерние службы в 17.00;
  • литургия в будние дни в 8.00;
  • по воскресеньям и большим праздникам служится две литургии в 7.00 и в 10.00.

Как добраться

Храм расположен на Борисовском проезде, д. 15, корп. 4.

Чтобы добраться до церкви надо доехать до метро «Каширское», а далее на автобусе № 275 до остановки «Борисовский проезд».

Храм Троицы Живоначальной в Борисово (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной в Борисово (Москва)

Храм Тро́ицы Живонача́льной в Бори́сове в Москве — православный храм в бывшем селе Борисове, на юге Москвы; приход относится к Даниловскому благочинию Московской городской епархии. Каменная церковь построена в конце XVIII века; в начале XX века — фактически выстроена заново. До революции на колокольне храма размещался один из самых больших колоколов Москвы весом 300 пудов.

После революции храм был закрыт; возвращён верующим в 1990 году, освящён вновь 14 сентября 1991 года.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Возникновение села Борисово связано с именем царя Бориса Годунова. В конце XVI века Годунов устроил на речке Городёнке (Городне), протекавшей через дворцовую вотчину, развитый каскад прудов. Верхний пруд начинался у сельца Черная Грязь (впоследствии – Царицыно). На берегу последнего, восточного пруда, и возникло поселение Борисово – хозяйственный приселок дворцового села Коломенского. Пруд сохранил древнее название «Борисовский» или «Цареборисовский». В составе дворцовых земель (удельного ведомства) Борисово находилось до 1917 г.

Как село, имеющее церковь, по сведениям исследователей Холмогоровых, Борисово впервые упоминается в приходных окладных книгах патриаршего приказа за 1628 г. Это означает, что раньше здесь не было церковного места. Первый деревянный храм был освящен в честь святителя Николая. В дозорных книгах патриаршего казенного приказа 1680 г. так же значится церковь Николая Чудотворца в селе Борисове. Затем была построена новая, белокаменная церковь, освященная в честь Святой Живоначальной Троицы. Точная дата ее построения не известна. Холмогоровы обнаружили документ в 1710 г., где храм фигурирует, уже как построенный. Это была одноглавая церковь с четырехскатной кровлей, поднятой так высоко, что заслужила название «шатровой». Церковь имела полукруглый алтарь, а декорация фасадов была крайне скупа.

С 1710 по 1722 гг. в церкви служили священник Никита Афанасьев и его сын дьячок Дмитрий.

О жизни села и храма в продолжении XVIII – начала XIX вв. сведений не сохранилось.

Сохранился документ 1826 – 1829 гг. о ремонте обветшавшего храма. В процессе ремонта храм был разобран до основания и выстроен вновь. Был поставлен новый иконостас и отреставрированы иконы. 11 мая 1829 г. Троицкая церковь была заново освящена.

Следующим документом, из дошедших до нас по времени, является топографическая карта Московской губернии 1838 г., где четко обозначено местоположение Троицкого погоста. Церковь стоит возле самого берега пруда, рядом расположено кладбище.

В 1839 году село Борисово горело, пострадала так же и церковь, как следует из документа с тех пор: «стены ее пестреют, где белым камнем, где кирпичом».

В 1859-х годах в Троицкую церковь села Борисово был назначен новый священник, отец Николай Смирнов, «… С первого дня поступления моего на настоящее место – писал он в одном из своих прошений епархиальному начальству, — положение храма Божия возбуждало во мне сожаление и опасение. Построен он из белого камня и по недостатку свода он треснул в куполе во все стороны. Скудным видом крашен иконостас, от сырости потерял свой вид, каменный пол выкрошился, тесовая крыша на притворе сделалась совершенно негодною. Ограды и колокольни нет, а колокола висят на деревянных столбах. Такое жалкое положение храма Божия не давало мне покоя, посему в 1862 году убедил я прихожан… построить новый каменный теплый храм.».

Получив от митрополита Филарета разрешение, отец Николай в 1863 году отправился в Московскую губернскую Строительную и дорожную комиссию «для освидетельствования в правильности архитектуры» «избранный нами проект», каковой после доработки был утвержден лишь год спустя. В архивном фонде Строительной и дорожной комиссии не сохранились чертежи. В сопроводительную документацию не попало и имя архитектора, автора проекта.

Строительство нового храма началось не сразу: «Церковных денег – продолжает отец Николай – имелось только 1400 руб. , с такой суммою нельзя было совершить строения. Посему исходатайствовано у Его Высокопреосвященства разрешение «сбирать пожертвование на книгу и печатать в газетах приглашение к пожертвованиям, и к маю прошлого 1868 года составилось у нас в церкви до 4000 руб.»

В резолюции Московской духовной консистории от 27 февраля 1864 года за № 1233 разрешено было «существующую каменную церковь, по разбирании ее трапезы, оставить для отправления в ней богослужения и впредь до построения новой каменной церкви, а потом дозволить разобрать ее для употребления материала ее в состав новой колокольни». Началась тяжба, закончившаяся тем, что 19 июня 1869 года «согласились все строить новый храм вблизи существующего, напротив священнического дома на пустопорожнем месте и для всех удобном месте».

Строительство шло медленно. Еще в 1862 году крестьяне общим приговором обязались собрать на построение храма по рублю серебром с каждой ревизской души, но к 1870 году «ни копейки не собрали». Не поставлялись также подводы для перевозки строительного материала.

Церковь была выстроена и освящена в 1873 году, отделка продолжалась до 1874 года. Тогда же на колокольню был поднят большой колокол.

Старая церковь, по каким-то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освящено сразу три престола: Троицкий — в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский, и вновь устроенный – во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».

Служба в старой церкви не совершалась. Но, когда прихожане решили ее все-таки сломать, действовала уже Императорская комиссия по сохранению древних памятников, и причт борисовской церкви вынужден был обратиться в Московское археологическое общество для проведения экспертизы,- является ли храм памятником древней архитектуры и нет ли препятствий к его разборке.

Московское археологическое общество препятствовало сносу белокаменного храма много лет. В 1897 г. Епархиальный архитектор С. Крыгин, «осмотрев сию церковь, донес, что … более 14-ти лет.. богослужений не совершается, крыша ветха, рамы без стекол, по всем стенам видны в разных направлениях трещины… и весь храм по видимой ветхости в далеком будущем должен разрушаться…» Прихожане настоятельно просили церковь разобрать, на что архитектор московского архитектурного общества В. Гамбурцев дал, наконец, разрешение, с условием: «произвести разборку с большей внимательностью и сохранить найденные древние части – голосники, камни с надписями и прочее». 17 ноября 1897 г. Вопрос о разборе борисовской церкви был решен утвердительно.

Новый храм к этому времени претерпел изменения. В 1891 г. была надстроена и укреплена пристройками колокольня. Сделано это было потому, как объяснял священник в прошении, «что дома прихожан на очень низком месте между гор и садов», и хотя на колокольне имеется большой колокол весом в 300 пудов, « низкая местность и пять глав церкви настолько останавливают звук, что прихожане часто нимало не слышат его благовеста…» Желая надстроить колокольню на 10 аршин, прихожане собирались также «в поддержку ей» возвести с двух сторон пристройки.

Работы по перестройке храма закончились в 1895 г. А 19 ноября состоялось освящение церкви, о чем было извещение в газете «Московские церковные ведомости». Проект надстройки колокольни не был в натуре выполнен в точности. Вместо запланированного промежуточного полуяруса был возведен полноценный второй ярус. Об этом свидетельствует фотография 1938г.

Белокаменную церковь снесли в 1898 г., а в 1900 г. на месте древнего престола была возведена часовня. Сохранились чертежи этого самого незатейливого сооружения, представляющего собой небольшой одноглавый четверик с тремя окнами и входом с запада. Подпись архитектора под чертежами проекта отсутствует.

В 1901 г. в селе, между двумя крестьянскими домами поставлен часовенный столп. Сохранились его чертежи без подписи, но с надписью: «Рисунок с натуры памятника часовни, купленного для постановки в селе Борисове Московской губернии и уезда». По какому поводу установлена часовня, не выяснено.

В том же 1901 г. по проекту архитектора П. Благовещенского, в церкви было устроено в подвале калориферное отопление, в связи с чем в полу были сделаны вытяжки. Чертежи проекта сохранились. Печь была сделана под северной пристройкой к колокольне, из пристроек в храм было пробито две арки. Любопытно, что в сопровождающей проект записке церковь названа «трапезной».

В том же году, тем же архитектором был спроектирован алтарь, которого церкви так не хватало, весьма, правда, небольшой. С востока в центре к объему храма был пристроен пятигранный выступ, вынута часть восточной стены, немного расширен проем из храма в помещение под колокольней. Алтарь большого размера церковь позволить себе не могла, иначе он подошел бы к самой ограде. Среди чертежей проекта генплан, на котором нанесена ограда, очерчивающая границу погоста. В северо-восточном углу ограды находилась часовня, рядом в северном прясле были ворота, а западнее, в ограде же, церковный домик – кладовая. Главные ворота располагались в восточном прясле ограды, близ юго-восточного угла. За пределами ограды, с юга, стоял дом священника. Как и на генплане села, на данном генплане территория погоста имеет косоугольную конфигурацию.

18 августа 1902 г. новый алтарь был освящен викарным епископом Трифоном, о чем незамедлительно последовало сообщение в газете «Московские церковные ведомости». Среди выполненных работ отмечена замена деревянного пола плиточным, новая живопись на стенах, обновление церковной утвари. «Весь этот ремонт стоил не менее 13000 р.»

В 1906 г. в Борисове сформировалась Троицкая старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1912 году. В 1915 г. в селе был построен, вернее, перестроен из избы, старообрядческий молитвенный дом. Сохранились проектные чертежи, подписанные архитектором Мартьяковым. Троицкая старообрядческая община приглашала для совершения треб священников Рогожского кладбища.

Летом, в страду (Тяжелая летняя работа в период косьбы, жнитва и уборки хлеба) в селе Борисове часто совершались крестные ходы, для чего приносили чудотворные иконы Иерусалимской Богоматери из Измайловской богадельни, Николая Чудотворца из Николо-Угрешского монастыря и великомученицы Екатерины из Екатерининской пустыни.

Точное время закрытия церкви неизвестно. Сохранилась фотография 1938 г., отдельные детали которой говорят о том, что храм к этому времени был уже закрыт. Главы и кресты стояли еще на месте, но колоколов уже не было. В части ограды выломаны металлические решетки, а часть северного прясла была разобрана. С севера от храма, в непосредственной близости от него была выстроена изба. Вдали с юга видно старый дом священника, а с севера, за пределами ограды стоял деревянный дом нежилого вида, возможно, училище. Фотография фиксирует момент, когда пруд был спущен.

После закрытия храм приспособили под склад зерна борисовского совхоза.

В 1978 году совхоз был ликвидирован, а склад выведен из церкви. Начался снос села, от которого не осталось ни дома, но хорошо прослеживаются трассы главных улиц, сходящихся у церкви. Кладбище ликвидировано, не сохранилось ни единого надгробия.

В 1960 г. усадьба Царицыно, а с ней и весь каскад борисовских прудов был поставлен на государственную охрану. Вместе с Цареборисовским прудом поставлена на охрану и борисовская церковь, которая по ошибке названа в перечне памятников архитектуры, изданным Управлением госконтроля по охране памятников истории и культуры г. Москвы «церковью Богородицы» (охранный № 396).

Ограда и часовня при церкви были снесены, дом священника использовался под жилье и исчез вместе с селом. На месте часовни в хрущевские времена был построен сельский клуб с помпезным портиком, в котором теперь расположен спортзал и контора.

Эта организация владела и церковным зданием, в котором в 1980-х гг. размещался гараж мотоклуба. На церковной территории выстроена сторожка конторы, поставлена ограда. Территория захламлена, разрыта траншеями прокладывающихся коммуникаций. С конца 1980-х гг. здание церкви не использовалось. Со времени закрытия ни разу не проводился ремонт, кровля отсутствует, разобран свод северной пристройки к колокольне. Постоянно намокающие своды находятся в аварийном состоянии. Сильно пострадал пол. Живопись и иконостасы уничтожены».

В начале 1980 годов подвергся чистки каскад борисовских прудов. Берег около церкви укреплен бетонной конструкцией. Троицкая церковь входит в состав охранной усадьбы Царицыно, разработанной в 1978 году НИПИ Генплан г. Москвы.

В 1991 г. церковь Троицы в Борисове передана Русской Православной Церкви.

Деятельность прихода [ править ]

  • Молодёжный отдел
  • Волонтёрское служение
  • Народный хор
  • Спортивные секции
  • Психологические встречи (беседы и лекции)

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

  • Чтимые иконы Божией Матери:
    • икона Успения Пресвятой Богородицы с частицей гроба
    • «Державная»
    • «Скоропослушница»
    • «Нечаянная Радость»
    • «Взыскание погибших»
    • «Утоли моя печали»
    • икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • Икона свт. Николая Чудотворца
  • Икона прав. Матроны Московской (редкая икона, где святая изображена с открытыми глазами)
  • Икона сщмч. Алексия Зверева
  • Икона Илии Пророка
  • Икона Всех Святых
  • Икона мчч. Гурия, Самона и Авива
  • Древние иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила

Престольные праздники [ править ]

  • День Святой Троицы – 50-й день после Пасхи

Как добраться [ править ]

Адрес: 115563, г. Москва, Борисовский проезд дом 15, корпус 4

  • до ст. метро «Каширская», далее на автобусе № 275 в сторону МКАД до остановки «Борисовский проезд»;
  • до ст. метро «Домодедовская», далее на автобусе № 275 в сторону центра от остановки «»Мебель-Град» до остановки «Борисовский проезд»;
  • до ст. метро «Красногвардейская», «Шипиловская» далее на автобусе № 711 в сторону центра до остановки «Борисовский проезд».

Телефон: +7 495 393 91 22 (храм), +7 916 264 47 76 (дежурный священник)

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

  • Ежедневно – Божественная Литургия в 8-00;
  • Ежедневно – вечерня и утреня в 17-00 часов;
  • По воскресным дням – Божественная Литургия 7-00 и 10-00 часов;
  • В дни двунадесятых и великих праздников – Божественная Литургия – в 7-00 и 10-00 часов; накануне Всенощное бдение (вечерня и утреня) в 17-00 часов.
  • По воскресеньям в 17-00 часов читается вечерня с акафистом Богородице «Утоли моя печали», «Свт. Николаю» (по очереди).

Огласительные беседы перед принятием Таинства Крещения в нашем храме проводятся по средам и воскресным дням с 15.00 до 17.00

Храм Живоначальной Троицы в честь тысячелетия крещения Руси

Расположение и архитектура храма

Троицкий храм находится в Южном административном округе Москвы. В районе Орехово-Борисово Северное. Расположен на правом берегу Борисовского пруда. Важно не путать этот храм с Троицким храмом в Борисове, расположенным неподалеку.

Представляет собой комплекс зданий (патриаршее подворье), выполненных в византийском стиле. В составе комплекса – главный храм, приходской дом (притч), воскресная школа, надвратная звонница, часовня Александра Невского и две башни. По периметру храм обнесен ажурной кованной оградой.

От Каширского шоссе к центральному входу в храмовый комплекс ведет аллея, проходящая по арочному каменному мосту. Аллея носит имя Патриарха Алексия II.

  • Статус – Патриаршее подворье.
  • Адрес храма – Борисовский проезд, д. 15, корп. 4.
  • Сайт – 1000let.ru

Главный храм

Это однокупольное крестообразное здание с четырьмя приделами (экседрами), которые оканчиваются четырьмя полукуполами. Здание выполнено из бежевого кирпича и украшено элементами из мрамора.

В восточном приделе находится главный алтарь, в западном – притвор. Храм перекрывает мощный свод, который опирается на стены, имитируя древние византийские постройки. Здание завершает большой сферический купол, который окрашен в голубой цвет. Ярко-голубой цвет символизирует высшую чистоту и непорочность – это цвет Божьей Матери. Полукупола на приделах также выкрашены в голубой цвет, отчего храм кажется многоглавым.

Фасад здания украшен барельефами. На углах здания расположены четыре массивных двуглавых орла. Фигуры орлов являются изюминкой храма. Отливающие золотым цветом, они, расправив крылья, величественно восседают под куполом храма.

Внутренняя отделка выполнена из дорогих материалов – мрамора и позолоты. Внутри собора расположен уникальный иконостас, сделанный из фарфора мастерами из Санкт-Петербурга. В Москве такой единственный, во всей России таких три.

На входе в храм находится мозаичная икона Пресвятой Богородицы и висят две таблички с надписями.

Икона, как и другие мозаичные изображения на часовне, Воскресной школе и звоннице, выполнена в мастерской Екатерины Огородниковой в Санкт-Петербурге.

На одной из табличек золотыми золотыми буквами написана информация о застройщике храма, на другой – данные о личностях, принимавших участие в его строительстве.

На массивных дверях, ведущих в главный храм, изображены гравюры святых и сцены из библейских сюжетов.

Высота главного храма (с крестом) – 70 метров. Он второй по величине после храма Христа Спасителя.

Троицкий храм может вместить в себя до 4 тыс. человек.

Надвратная звонница

На входе в комплекс расположена надвратная звонница. В ее арке, слева, находится витая лестница, ведущая к колоколам. Справа находится распятие.

Первоначально при проектировании колокольни был вариант построить ее в отдельном здании. В конечном счете был осуществлен вариант надвратной звонницы. Таким образом звонница не только украшает вход в комплекс, но и выполняет свое прямое назначение.

Сам объект был построен быстро, но внешняя отделка мрамором заняла достаточное время. Привезены и установлены 11 колоколов, возведен помост и устроена система управления. Самый большой колокол весит почти 2,5 тонны. Звонницу завершает купол голубого цвета, повторяющий форму купола главного храма.

Высота звонницы около 15 метров.

Часовня во имя Святого благоверного князя Александра Невского

Часовня стала первым сооружением на территории комплекса. Красивая и изящная, как и все остальные здания Патриаршего подворья, она была выполнена в том же византийском стиле, что и главный храм.

Внутренняя отделка часовни сделана без излишней вычурности, главное внимание отведено иконе святого князя Александра Невского.

До 2003 года в часовне проводились первые молебны, после они стали совершаться в главном храме.

Приходской дом (притч) и воскресная школа

На территории храмового комплекса также находится двухэтажное здание притча и одноэтажная Воскресная школа. Здания построены с элементами традиционной русской архитектуры.

Из главного храма в дом притча ведет подземный ход. В цокольном этаже приходского дома действует пекарня, где готовят просфоры и литийные хлеба.

В помещении воскресной школа действуют детский хор, православная подготовительная гимназия, школа иконописи.

Сквер у Храма Живоначальной Троицы

На территории храмового комплекса есть небольшой сквер с яблоневым садом. Здесь посетители могут отдохнуть на скамейках в тени яблоневых деревьев.

Расписание богослужений в храме

В храме совершаются все виды обрядов и Таинств Русской Православной Церкви. Время работы храма и подробное расписание богослужений можно узнать здесь — Расписание служб

Краткая история храма

Первоначально храм планировали построить рядом с музеем-заповедником «Царицыно», даже был заложен и освящен закладной камень. Но по разным причинам строительство так и не было начато.

Проект храмового комплекса подразумевал застройку территории площадью около 5 тыс.кв.м. Но после кончины автора проекта – архитектора А.Т.Полянского его переделали и церковная площадь была сокращена до 1100 кв.м.

1988 год – в преддверии юбилея Крещения Руси принято решение о строительстве храма в честь Святой Троицы. Прошло освящение закладного камня.

2000 год – Патриарх Алексий II обратился к мэру Москвы с просьбой разрешить начать строительство храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах.

2001 год – начало строительство храма в Орехове-Борисове. По этому поводу был произведен молебен Патриархом Алексием II.

2004 год – завершение строительства главного храмового здания.

Видео храма в 4K

Храм Святой Живоначальной Троицы

Храм Святой Живоначальной Троицы расположен в историческом месте г.Борисова. Рядом находятся исторический объект войны 1812 года “Батареи”, Борисовский объединенный государственный музей, памятник экипажу танка Павла Рака, автомобильный мост через Березину.

В настоящее время построен цокольный этаж Храма Святой Живоночальной Троицы. Рядом с ним возведен Богоявленский храм-часовня.

Автобусами №9, 11, 12.

Еще в начале XX века возникла идея создания храма-памятника, посвященного 100-летию победы над Наполеоном. Сам государь-императорНиколай II предложил построить церковь в память победоносных сражений в Борисове и у деревни Студенка, на реке Березине. Архитектор Фомин приступил к проектированию храма. Он должен был представлять из себя ротонду — невысокое, круглое в плане здание, увенчанное куполом, с колоннами.

Однако бурные и трагические события (три революции, первая мировая, гражданская и Великая Отечественная войны, гонения на Церковь) не позволили воплотиться в жизнь этому проекту. Но строительство храма-памятника погибшим в ту далёкую войну воинам, хоть и с запозданием почти на сто лет, все же началось. Это уже было совсем другое время, отличное от предшествующего. Стало активно осуществляться сотрудничество между государством и Белорусской Православной Церковью. Большую заинтересованность в создании храма проявил тогда бывший председатель Борисовского горисполкома Виктор Людвигович Капульцевич, сын которого протоиерей Андрей Капульцевич является сейчас настоятелем прихода храма святого Архангела Михаила в д. Зембин Борисовского района. Мэр города оказывал и конкретную помощь в строительстве храма-памятника, в том числе и финансовую, содействовал привлечению через спонсоров необходимых средств. Уроженец Борисова, он хотел, чтобы храм Святой Живоначальной Троицы был не только духовным центром, но и отражал славную историю города. Автором нового проекта стал борисовский архитектор Донцов. Место для храма было выбрано очень удобное, хорошо просматриваемое со всех сторон, так как он расположен на возвышенности. А напротив находится краеведческий музей, где каждый посетитель имеет возможность ознакомиться с экспонатами, отражающими события Отечественной войны 1812 года.

Настоятелем прихода был назначен протоиерей Михаил Барашко, одновременно возглавлявший приход святителя Николая Чудотворца в д. Большая Ухолода Борисовского района. Он сразу активно приступил к осуществлению этого проекта, началось строительство. В 1997 году митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси был освящен закладной камень. Постепенно с Божией помощью, силами строительных организаций и прихожан был возведен и перекрыт цокольный этаж храма. Но вскоре столкнулись с трудностями. Когда председатель Борисовского горисполкома В.Л. Капульцевич перешел на другую работу, финансирование строительства и иная необходимая помощь значительно сократились. В этих условиях отец Михаил, не отказываясь от планов возведения Троицкого храма, вместе с местными благотворителями решил построить небольшой храм-часовню, начать молиться, вести приходскую жизнь, а затем постепенно достраивать основной храм. Храм-часовню назвали в честь Святого Богоявления. В 2010 году, из-за ухудшения здоровья, протоиерей Михаил Барашко подал прошение владыке Филарету о переводе его настоятелем в другой приход, которое было удовлетворено.

Продолжил его работу протоиерей Георгий Тюхлов, назначенный настоятелем прихода храма Святой Живоначальной Троицы в 2010 году. «Когда я сюда пришел, — рассказывает отец Георгий, — хоть здесь и не было крыши, мы начали с молитвы. Первым был молебен с акафистом Святой Живоначальной Троицы. В теплую и сухую погоду мы молились на фундаменте этого храма-часовни, а во время дождей прятались в подвальном помещении. Там было неуютно, стояла вода, но мы укладывали стеллажи, делали небольшую возвышенность, ставили аналой, зажигали свечку, потому что электричества еще не было, и молились в этой темноте, сырости и холоде. Крышу накрыли в начале 2012 года. Это было уже практически зимой. А в апреле 2012 года в день Святой Пасхи совершили первую Божественную литургию. Тогда еще в часовне было очень много недоработок, стояли леса, делались потолки, стены, хоть и отштукатурены, но не покрашены, чувствовался холод, так как отопление отсутствовало. Но это уже было начало, и у всех в душе была радость. Так в дальнейшем и сочетали — богослужения и строительство». За прошедшее после этого время, строительство Богоявленского храма-часовни в основном было завершено.

В настоящее время проводится благоустройство территории. Но и вокруг пока еще «замороженного» строительства храма Святой Живоначальной Троицы кипит жизнь. На перекрытии цоколя храма в престольный праздник совершаются богослужения, устраиваются концерты, где с духовным песнопением выступают самодеятельные артисты, прихожане, народный камерный хор «Преображение», народная хоровая капелла «Светоч». Большим событием в жизни прихода стала передача мемориальной доски в память Ивана Хрисанфовича Колодеева. Он был не только известным библиофилом, меценатом, человеком, который внес огромный вклад в культурное и экономическое развитие г. Борисова. Именно Колодеев прилагал большие усилия, чтобы в городе был возведен храм в честь воинов, погибших во время Отечественной войны 1812 года. Пока мемориальная доска находится в Богоявленском храме-часовне, а после окончания строительства будет установлена в храме Святой Живоначальной Троицы. Память о воинах, жизнь свою за Отечество положивших, нетленна. Пройдет какое-то время, и в г. Борисове появится величественный храм-памятник, где будут чтить и вспоминать героев не только войны 1812 года, но и всех тех, кто совершил бессмертный подвиг во имя Отчизны, кто в жестоких сражениях отстаивал нашу православную веру.

МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ОРЕХОВЕ-БОРИСОВЕ

Московское патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси

Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове, патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси в черте Московской епархии

Троицкий храм и прочие постройки патриаршего подворья возведены на берегу Борисовских прудов, на сложном, но живописном ландшафте. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.

Идея строительства административного центра Русской Православной Церкви была выдвинута в 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Официальное разрешение на строительство новой церкви в Москве стало в то время сенсацией. Храм был заложен 13 июня 1988 года в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе. Закладка камня в основание храма сопровождалась богослужением при участии патриарха Московского и всея Руси Пимена. В то время первосвятитель выразил значение храма в следующих словах:

Был проведен конкурс, в котором победил проект архитектора Анатолия Полянского. Было организовано РСО по построению храма в честь Тысячелетия Крещения Руси (в 1990-1992 годах директором состоял протоиерей Сергий Суздальцев), но начало работ всё откладывалось. В 1993 году Полянский скончался, а затем главным храмостроительным проектом столицы стало восстановление Храма Христа Спасителя. В итоге к возведению храма приступили лишь тринадцать лет спустя, причём первоначальный проект был в корне пересмотрен. Площадь, выделенную под новое патриаршее подворье в честь 1000-летия Крещения Руси, уменьшили более чем в пять раз, и она составила 1100 квадратных метров.

В октябре 2000 года Балтийская строительная компания приступила к строительным работам. Церковные здания начали возводиться в 2001 году. Первым законченным зданием стала часовня во имя благоверного князя Александра Невского, и течение двух лет, до конца 2003 года, в ней по воскресным дням совершались молебны с чтением акафистов. После часовни строители возвели надвратную колокольню. 11 колоколов (самый большой – весом почти 2500 килограмм) отлитых Воронежской фирмой “Поддорожный и Ко” привезли в 2001 году, в 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году – соорудили помост и смонтировали “систему управления” звоном.

Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове

Тем временем продвигались работы и по возведению храма Живоначальной Троицы. В 2001 году под храм был вырыт огромный котлован для фундамента. Для его создания были проведены многочисленные исследования высококвалифицированными специалистами грунта. Сразу после завершения фундамента строители принялись за возведение каркаса будущего храма. Следующим этапом в строительстве было возведение кровли экседр, затем – сооружение главного купола и установка креста. Фасад здания украсили разнообразными барельефами. Особо трудоёмкие работы велись по внутренней отделке храма, где использовались дорогие материалы – мрамор, позолота. В храм был помещён изящный фарфоровый иконостас работы петербургской художественно-реставрационной мастерской “Гильдия мастеров” Юрия Волкотруба в традициях Кузнецовских мастерских века. Живописные работы проводились под руководством заслуженного художника России Василия Нестеренко, а группу иконописцев возглавляла Анна Белянова. В цокольном этаже храма был устроен баптистерий для крещения через полное погружение. Здания подворья были украшены мозаикой, выполненной в мастерской Екатерины Огородниковой в Санкт-Петербурге. Храм был отстроен к началу 2004 года. 19 мая того года патриарх Алексий II совершил освящение храма и отслужил первую литургию.

Троицкий храм стал вторым по величине храмом столицы после Храма Христа Спасителя. С сентября 2004 года на подворье открылась воскресная школа для всех желающих, начиная с малышей четырехлетнего возраста. На 2009 год на подворье обучалось более 250 воспитанников разных возрастов; кроме воскресной школы действовали различные студии и кружки для детей, театр, иконописная школа; проходили занятия логопеда и курсы подготовки к школе [2].

Часовня Александра Невского Московского патриаршего подворья в честь 1000-летия Крещения Руси

Архитектура

Троицкий храм является средоточием патриаршего подворья в честь 1000-летия Крещения Руси, которое также включает в себя часовню, колокольню, здание воскресной школы, двухэтажный дом причта с административными помещениями (соединён с храмом подземным ходом). Купола построек подворья окрашены в ярко-голубой цвет – символ Божией Матери и ангельских сил, а стены – в теплый розоватый цвет, напоминающий цвет стен первых русских церквей Киева и Новгорода.

Троицкий храм

Массивный храм выстроен в неовизантийском стиле. Вместимость – до трёх тысяч человек [3], высота с крестом – 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным. В восточной экседре (апсиде) расположен главный алтарь, в боковых – приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершено здание величественным полусферическим ребристым куполом, в барабане которого двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.

Александро-Невская часовня

Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского стала первым сооружением, возведённым на подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.

Колокольня Московского патриаршего подворья в честь 1000-летия Крещения Руси

Колокольня

Здание совмещает в себе главные ворота подворья и высящуюся над ним надвратную колокольню. Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.

Настоятели

    • Олег Воробьёв (28 декабря 1999 – 30 марта 2011) и/о
  • Олег Воробьёв (с 30 марта 2011)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: