Андреевский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Андреевский монастырь в Москве: фото, история, адрес, расписание богослужений

Русь всегда славилась своими многовековыми духовными центрами. Сегодня в Москве есть 22 православных монастыря. Все они – действующие. Среди них есть и мужские монастыри, и женские. Об одних знают только жители столицы, о других – вся страна.

Общая информация

Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.

Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.

Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

История

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.

Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей – крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

Первая Московская академия

Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.

Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.

Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Советские годы

Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.

Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.

Восстановление

Возрождение Андреевского монастыря началось только в 1991 году. Именно в это время здесь было учреждено Патриаршее подворье, начали отстраиваться и открываться храмы. Вновь заработала Андреевская церковь. В монастыре расположили Синодальную библиотеку. И с 2013 года здесь начинает действовать Андреевский ставропигиальный монастырь (для мужской братии).

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.

Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Читайте также:
Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.

В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.

Андреевский монастырь: расписание богослужений

Верующие, просто горожане и туристы могут посетить обитель в любой день недели с утра до вечера. Ежедневные службы проходят в Воскресенском храме. В будни они начинаются в 7:30 или 17:00, а по праздникам и в воскресные дни – в 9:00 и 17:00.

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен.

С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были воз-обновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

Читайте также:
Церковь Рождества Христова в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.

Церковь Ризоположения в Леоново

15 июля православные верующие собираются на богослужение в уникальную старинную церковь Москвы по случаю престольного праздника, в память обретения священной Ризы Божьей Матери, подаренной Пречистой Богородицей еще при жизни девушке-еврейке.

Церковь Ризоположения в Леоново — храм Московского Патриархата Троицкого благочиния, история которого берет начало с середины 16 столетия.

Уникальная история древней святыни

Упоминание о Леоновской пустоши впервые встречает в книгах песцов в 1573 году, далее об этих землях упоминается в 1629 году, когда по благословению их владельца Ивана Хованского было начато возведение деревянной церкви в честь Ризоположения Пречистой Богоматери.

Церковь строили более шести лет, так как в округе было мало населения из-за татарских набегов, поэтому и пожертвования поступали в очень небольшом количестве.

Другие православные храмы Москвы:

Василий Петрович Хованский, на то время молодой повеса, принял Леоново в наследство в 1716 году. Вначале на шалости молодого князя смотрели с нисхождением, но когда в пьяном виде, ради шутки, его уложили в гроб, занесли в храм и совершили шуточное отпевание, терпению местного священника Филиппа Леонтьева пришел конец.

Посланная царю Петру Первому записка вначале вызвала у того бурю гнева, поступил наказ немедленно казнить всех участников попойки, потом царь успокоился и явил милосердие. В царском присутствии молодые повесы были при всенародно биты плетьми.

Раскаявшийся князь просил Священный Синод дать разрешение на возведение каменного храма на месте деревянного, строительство которого началось в 1719 году и длилось три года.

На заметку! Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове, имеющий на то время 2 придела, был освящен в 1722 году протопопом Феодором Панкратьевым в присутствии братии.

Через полстолетия Леоновские владения переходят во владение ученого-натуралиста Павла Демидова, который занимался предпринимательством и меценатством.

Более 30 лет новый владелец уделяет особое внимание устройству прекрасного парка, редкостные растения для которого выписывались даже с Сибири. В парке появились оранжереи с прекрасными птицами и искусственные водоемы с уникальными рыбами, но страдающего психическими расстройствами ученого раздражал звон колоколов.

В 1800 году по настоянию Демидова церковь была закрыта по разрешению митрополита Платона, при этом церковная утварь и иконостас передали в другие храмы.

При вторжении французов в 1812 году, в святом месте поместили стойла для коней.

После смерти Павла Демидова в 1821 году усадьба в Леоново была продана купцу Кожевникову.

Новый хозяин в 1825 году приказывает вырубить все деревья и расчистить парк, но оставляет без внимания еще на 25 лет древние развалины церкви, на крыше которой выросли деревья.

Переехавшая в Леоново семья Капустиных в 1859 году начала возрождение храма, меценатом реставрации пожелал стать хозяин ситценабивной мануфактуры, расположенной неподалеку от усадьбы Капустиных.

В то время появились уникальные фрески на внешних стенах Леоновского храма, подкупольное пространство украшала копия картины «Явление Христа Народу», ярко освещаемая лучами Солнца.

Время разрушения и возрождения

Церковь Ризоположения Богородицы в Леонове пережила революцию, первую мировую войну и в 1918 году передана прихожанам.

Из Свято-Михайловского храма Гродненской епархии были переданы в дар уникальные иконы и богатая церковная утварь. Подаренные иконы «Феодоровская» и «Трех радостей» и поныне можно увидеть в церкви.

1922 год стал временем разорения, когда большевицкими властями были вынесены все ценности, в 1930 году храмовые богослужения запрещаются, а священника Павла Фелицына в 1937 году отправляют в десятилетнюю ссылку, где он отошел к Богу в 1941 году.

Важно! Отец Павел в 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к чину новомучеников и исповедников Российский.

Ежегодно 17 января в Леоновской церкви чтят память Павла Фелицына.

После 1942 года, когда немецкие войска были отогнаны от стен Москвы, настоятелем церкви Ризоположения в Леонове назначается протоиерей Иоанн Марков, начавший реставрацию святыни, богослужения возрождаются.

Архитектура церкви

Уникальная древняя святыня построена по типу восьмерика, к ней примыкает:

  • прямоугольная апсида;
  • два придела в трапезной;
  • колокольня, украшенная старинными колоколами, перезвон которых посылают в небо Москвы малиновый перезвон.

Леоновский храм, как памятник архитектуры, с восстановленным в 2004 году парком «Сад будущего» привлекают туристов и паломников всего мира.

Белокаменная арка встречает каждого, сюда проходящего верующего. Святыня Леоново, выполненная в барроковском стиле, до сих пор восхищает красотой фасадов и пышностью убранства.

Святыни храма

Главным в храме является престол «Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». К нему, как и в древности, пристроены 2 придела:

  • святого образа Божией Матери «Неопалимая Купина»;
  • святого Николая Чудотворца.

К написанию во времена существования деревянной церкви относятся святые образа Богородицы «Утоли моя печали» и икона «Казанская», размещенные на стенах трапезной.

С 19 века хранится икона «Положения честной ризы Богоматери». Придел Николая Чудотворца привлекает внимание паломников росписью «Избиение младенцев», созданной мастерами аргуновской школы.

Читайте также:
Церковь-маяк Николая Чудотворца в Малореченском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За частицей благодати приходят верующие к ковчегам, хранителям частиц мощей Иоанна Шанхайского чудотворца, великомученика Пантелеймона, блаженной Матроны и других святых.

Современная жизнь и социальные служения

По благословению настоятеля церкви протоиерея Андрея Рахновского как дети, так и взрослые могут пройти обучение в воскресной школе.

Под духовным окормлением клириков и прихожан находятся больные в геронтологическом научно-клиническом центре, хосписе, а также малообеспеченные граждане, находящиеся под опекой центра социального обслуживания «Ярославский» и заключенные в исправительных учреждениях.

В помощь паломникам и туристам

Ежедневно с 9 утра до 17.00 можно посетить храм Ризоположения в Леонове, расписание богослужений на каждый день следует уточнить на сайте церкви. Священники храма ведут постоянную работу среди населения и прихожан.

  • в 12.00 служится молебен перед святым образом «Неупиваемая чаша» для освобождения зависимых от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • 17.00 — богослужение и чтение акафиста Воскресению Христа;
  • 18.00 — беседы с людьми, которые готовятся к принятию Таинства Крещения.

По вторникам на вечернем служении чтение акафиста святому образу «Неопалимая Купина». Каждую среду священники ведут занятия по изучению Нового Завета. На вечернем пятничном богослужении читается акафист иконе Ризоположения, после чего в 19.30 клирики ведут беседы с молодыми людьми.

В субботу накануне православных праздников в 17.00 начинается всенощное бдение.

Адрес святыни: Москва, район Ростокино, улица Докукина, д.15. Добраться до святой обители проще всего на метро, она находится в 300 м от станции «Ботанический сад».

Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва)

Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в бывшем селе Леонове — приходской храм Московского Патриархата; Троицкое благочиние.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Приходская жизнь
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г.

Каменный храм, выстроенный в 1719–1722 гг. из камня, был освящен в 1722 г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.).

Церковь затворили в 1800 г., и она «оставалась без пения до 1859 г.», придя в полное запустение. В 1812 г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. В 1859 г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих.

После октябрьского переворота, атакам богоборческой власти подвергся и храм Ризоположения. По договору от 17 декабря 1918 г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. В годы Великой Отечественной Войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Существуют свидетельства того, что в разные годы храм посещали московские Патриархи: Алексей I, Пимен, Алексей II.

В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. — «Утоли моя печали» и Казанский, расположенные один против другого у стен боковых пределов. Храмовый образ «Положения честной Ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX в.

В храме Ризоположения Божией Матери в Леоново в ХХ-м веке в разные годы служили замечательные пастыри, внесшие весомый вклад в дело укрепления Православия на российской земле. Так, после окончания войны в храме алтарником служил будущий старец схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980), подвизавшийся в советские годы в Псково-Печерском монастыре.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Построена из камня и кирпича, отштукатурена. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с так называемыми сухариками на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени реставрации церкви в 1859, осуществлённой на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры, располагавшейся неподалёку. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 выполнены иконостасы и живопись в интерьере.

Приходская жизнь [ править ]

При храме действует воскресная школа, курсы обучения иконописи и пению.

Проводится работа по социальному служению, работает клуб православной молодежи.

Ежемесячно выходит в свет иллюстрированный журнал «Леоновский Благовестник».

Каждый понедельник вечером проводятся беседы с прихожанами.

Святыни [ править ]

  • Мощевик в правом углу центрального придела
  • Чтимые ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ри­зо­по­ло­же­ние» (с час­ти­цей Ри­зы Бо­жи­ей Ма­те­ри), Смо­лен­ская (ХVI в.), «Трех Ра­до­стей», Фео­до­ров­ская, «Уто­ли моя пе­ча­ли», Ка­зан­ская, «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» с Афо­на, ико­на вмч. Пан­те­леи­мо­на с Афона
  • Крест-мощевик
  • Ковчег с мощами свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францискского чудотворца
  • Икона святой блаженной Матроны Московской с мощами
  • Икона священноисповедника Николая Алма-Атинского с мощами

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Располагается в Северо-Восточном административном округе Москвы, район Ростокино, по адресу улица Докукина, дом 15, примерно в трёхстах метрах к юго-востоку от станции метро Ботанический сад.

Вплотную к храму подступает современный парковый массив «Леоново», где сохранились остатки липовой аллеи парка и декоративный пруд. Парк был разбит во второй половине XVIII в., когда село Леоново принадлежало Демидовым, и благоустроен летом 2007-го года. В парке находятся стенды с краткой историей храма. Также в непосредственной близости протекает река Яуза, через которую недалеко от храма есть пешеходный мостик.

Читайте также:
Церковь Иверской Божией Матери в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Адрес: 129226, ул. Докукина, 15с1, м. «Ботанический сад».

  • общественным транспортом: м. «Ботанический сад», последний вагон из центра, 5 мин. пешком через парк в сторону ул. Докукина
  • на машине: Поворот с Проспекта Мира на ул. Докукина, у кладбища поворот налево и до конца.

Церковь Ризоположения пресвятой Богородицы в Леонове (Москва)

Храм Ризоположения в Леонове, который принадлежит Московской епархии, был возведен в 1722 году на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633 году.

Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был выстроен из камня на средства хозяина этих земель князя Василия Хованского. Позднее усадьба поменяла нескольких владельцев. Сначала принадлежала Павлу Демидову, затем фабриканту Молчанову. Начиная с 1800 года богослужений в храме не проводили. Действовать он начал только в 1859 году после реставрации, которую провел на свои средства купец и промышленник Евграф Молчанов. С тех пор храм почти не закрывался, не действовал всего 12 лет — с 1930 по 1942 год.

Как доехать до храма на Леоновском кладбище

Общественный транспорт

Метро:

От станции «Ботанический сад» пройти к храму 400 м через парк «Сад будущего».

Автомобиль:

С ТТК на просп. Мира, через 5 км съезд влево, на ул. Докукина и 2-й проезд Леонова, к храму.

С МКАД на Ярославское ш., Северянинский путепровод и проспект Мира. Через 1 км вправо, на ул. Докукина и 2-й проезд Леонова, к зданию храма Ризоположения.

Архитектура и убранство сооружения

Здание Леоновского храма является памятником архитектуры. Его окружает заново благоустроенный в 2004 году парк «Сад будущего» с декоративным прудом и остатками липовой аллеи.

На территории можно увидеть стенды, на которых представлена история храма. Рядом протекает река Яуза. Недалеко от церкви через реку перекинут пешеходный мостик. В непосредственной близости от святыни расположено Леоновское кладбище.

На колокольне сохранились старые колокола, которые регулярно наполняют московское небо малиновым звоном. Храм опоясывает живописная ограда. Комплекс находится под охраной.

Внешний вид

Храм Ризоположения в Леонове по-своему уникален. Его можно рассматривать в качестве архитектурного наследия, примера мастерства русских зодчих, памятника истории русского духовенства.

Церковь построена в стиле барокко петровской эпохи, который в тот период был очень популярен. Для этого направления характерны вычурность фасадов и пышность убранства интерьера. Вход на территорию комплекса выполнен в виде белокаменной арки с решетчатыми створками.

Стены сооружения выложены из камня и кирпича, сверху оштукатурены.

Архитектурный ансамбль включает:

  • храм, сконструированный в форме восьмерика на двусветном четверике с прямоугольной апсидой в плане;
  • трапезную из двух приделов;
  • двухъярусную колокольню.

Первоначально фасадная декорация состояла из угловых пилястров, профилированных карнизов с отделкой из так называемых сухариков на четверике, а на апсиде — рядом мелких филенок. Позже композицию дополнили штукатурные наличники с «ушами» и наружная настенная живопись времен 1859 года, когда церковь была отреставрирована. Тогда же расширили трапезную и возвели верхний ярус колокольни, а внутри разместили иконостасы и украсили интерьер живописью.

Внутреннее оформление

В обители есть святыни древнего письма, которые были перенесены из деревянного храма, — икона «Утоли моя печали» и образ Богородицы «Казанская». Они созданы в одинаковой живописной манере, имеют идентичные размеры. Иконы размещены в трапезной одна напротив другой на стенах боковых приделов.

Образ «Положения честной ризы Богоматери» написан маслом и датируется XIX веком.

На четырехъярусном иконостасе расположены иконы тонкого письма XIX века. Стены были расписаны позднее в разное время.

На западной стороне придела Святого Николая находится достойная особенного внимания роспись «Избиение младенцев», написанная в стиле конца XVIII века. Ее создали ученики школы Аргунова, академика живописи, который был крепостным графа Шереметева.

Фрески сохранились только с левой внешней стороны храма.

Святыни

В храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове хранятся чудотворные иконы, а также крест-мощевик и ковчеги с частицей мощей св. Иоанна Сан-Францискского и Шанхайского чудотворца (дни памяти — 2 июля и 12 октября), к которым можно приложиться и получить свою частицу благодати.

  • «Ризоположение» — особо почитаемая храмовая с частицей одеяния Божией Матери (чествование 15 июля);
  • «Утоли моя печали» (7 февраля);
  • Богоматери «Трех радостей» (празднование 8 января);
  • Феодоровская икона Божией Матери (27 марта и 29 августа);
  • Смоленская икона Богородицы XVI века (10 августа);
  • «Казанская» (21 июля и 4 ноября);
  • «Скоропослушница», привезенная с Афона (22 ноября);
  • великомученика Пантелеймона (9 августа);
  • священноисповедника Николая Ама-Атинского с частицей мощей (8 сентября и 25 октября);
  • блаженной Матроны Московской с частицей святых мощей (8 марта и 2 мая);
  • и другие святые образы.

Схема Леоновского кладбища

Телефон

В храме на Леоновском кладбище можно на совершение треб и таинств:

  • соборования;
  • исповеди;
  • причащения на дому или в больнице.

При организации православных похорон с помощью Ritual.ru можно передать записку об упокоении, заказать службы и требы:

  • отпевание на дому и в храме;
  • заочное отпевание, если тело покойного отсутствует;
  • панихиду;
  • сорокоуст.

Для православного погребения подбирается особый ритуальный комплект:

Покрывало (саван), венчик на голову, крест нательный, крест в руку, лист с разрешительной молитвой, восьмиконечный надгробный крест.

Как проходят богослужения

Божественная Литургия в Леоновском храме служится ежедневно в 9.00, а вечернее богослужение — в 17.00, по воскресеньям и двунадесятым праздникам ранняя Литургия начинается в 7.00 и поздняя в 10.00. В летний период с июля по сентябрь проходит одна Литургия в 9.00.

Молебны и беседы в храме Ризоположения:

  1. По воскресным дням в 12.00 совершается молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» о страдающих от пьянства и наркомании. В 17.00 проходит вечерняя служба с чтением акафиста Христову Воскресению. С 18.00 до 21.00 священник проводит разъяснительные огласительные беседы с прихожанами, желающими принять таинство Крещения.
  2. По вторникам во время вечернего богослужения читается акафист иконе «Неопалимая Купина». По средам — прославляющий акафист Николаю Чудотворцу.
  3. По средам в 19.00 священники проводят с прихожанами беседы по изучению Евангелия.
  4. По пятницам в 17.00 служится утреня с акафистом образу «Ризоположения», за исключением праздников с полиелеем. В 19.30 проводятся беседы с молодежью.
  5. По субботам накануне двунадесятых праздников проходит всенощное бдение в 17.00.
Читайте также:
Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники

Святыни[править]

  • Мощевик в правом углу центрального придела
  • Чтимые ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ри­зо­по­ло­же­ние» (с час­ти­цей Ри­зы Бо­жи­ей Ма­те­ри), Смо­лен­ская (ХVI в.), «Трех Ра­до­стей», Фео­до­ров­ская, «Уто­ли моя пе­ча­ли», Ка­зан­ская, «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» с Афо­на, ико­на вмч. Пан­те­леи­мо­на с Афона
  • Крест-мощевик
  • Ковчег с мощами свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францискского чудотворца
  • Икона святой блаженной Матроны Московской с мощами
  • Икона священноисповедника Николая Алма-Атинского с мощами

Современная жизнь храма[ | ]

При церкви существует воскресная школа — как для детей, так и для взрослых. Есть библиотека.

Литургия совершается ежедневно по будням в 9 часов утра. По воскресеньям в зимнее время две божественные литургии: ранняя — в 6:30 , поздняя — в 9:40. В летнее время одна божественная литургия в 9:40 Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17 часов вечера.

Настоятель храма — протоиерей Андрей Рахновский.

Клирики храма служат также в храмах: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, домовой церкви Феодоровской иконы Божией матери Российского государственного социального университета [1].

Избран одним из 10-ти храмов Москвы, в которых в рамках V Московского Пасхального фестиваля проходила «Звонильная неделя». [2]

Социальная работа[ | ]

Клирики и прихожане храма ведут социальную работу (окормляют):

  • Российский геронтологический научно-клинический центр
  • Хоспис № 4
  • Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский» — филиал «Ростокино»
  • Исправительное учреждение ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области

Храм Федоровской иконы Божией Матери при Российском государственном социальном университете

Фото взято с сайта храма Ризоположения в Леонове (Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). www.hram-leonovo.ru

Почтовый адрес: 129256, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр.1.

Проезд: от метро «Ботанический сад» 10 минут пешком.

Престол(ы): Феодоровской иконы Божией Матери.

История: построен и освящен Великим освящением в 2006 г.

Настоятель: прот. Андрей Рахновский

Причт: свящ. Кирилл Киселев, свящ. Владислав Мишин, свящ. Михаил Уйбоайд, свящ. Аркадий Гоглов, диакон Сергий Виноградов.

Церковь Ризоположения пресвятой Богородицы в Леонове (Москва)

г. Москва, ул. Докукина, д. 19 (тел.), метро «Ботанический сад».

Церковь Ризоположения пресвятой Богородицы выстроена на месте древней деревянной в 1719–1722 гг. Приделы: северный — иконы Богоматери Неопалимая Купина, 1719 г., южный — Николая Чудотворца, также 1719 г. Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г., второе — в 1635 г. Первое время при наследниках И. Н. Хованского — братьях Иване и Петре Хованских — поселение было весьма немногочисленно, своего прихода почти не было. Причт получал от владельцев поместья ругу. В начале XVIII в. Леоново перешло в собственность Василия Петровича Хованского, вельможи петровского склада, при котором произошел следующий прискорбный случай, описанный неким Берхгольцем, камерюнкером герцога Голштинского, жившего одно лето на даче в Свиблове рядом с Леоновом. Молодой князь Василий пригласил гостей, преимущественно светскую молодежь, которые, сильно выпив сами, напоили хозяина до бесчувственного состояния и, положив его в гроб, отнесли в церковь, где перед алтарем в кощунственной форме совершили положенные обряды, после чего разъехались, оставив хозяина в церкви, откуда лишь под утро его вывел священник Филипп Леонтьев. Узнавший об этом от канцлера Шафирова царь Петр всех участников выходки приговорил к смертной казни, которую впоследствии заменил телесным наказанием в своем присутствии. После этого случая Хованский обратился в Синод с ходатайством о разрешении построить новую, каменную церковь. Но в связи с повсеместным запрещением каменного строительства везде, кроме Петербурга, сделанным в 1714 г., указ о строении каменного храма был выдан лишь в 1719 г. Новый храм, выстроенный в 1719–1722 гг. из камня, был освящен в 1722 г. в день праздника Положения Ризы пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.). В указе записано: «Церковь освятить Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву с братией». В 1767 г. имение было продано Павлу Григорьевичу Демидову, который прожил в нем почти безвыездно 54 года. При нем был создан прекрасный парк, для которого он выписывал из Сибири редкие деревья, устроены оранжереи и пруды с множеством рыбы и птиц. К концу жизни он заболел нервным расстройством (выражавшимся, в частности, в том, что «не выносил» колокольного звона и поэтому настоял на закрытии храма). Церковь затворили в 1800 г., и она «оставалась без пения до 1859 г.», придя в полное запустение. Одно из первых изображений церкви — гравюра 1806 г., на которой вид ее во всем соответствует современному, за исключением двух небольших главок, расположенных на скатах кровли над существующими доныне приделами. В 1812 г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. После смерти Демидова 1821 г. его наследники продали имение. Новый владелец, в свою очередь, продал его в 1825 г. купцу Кожевникову. При Кожевникове был вырублен лес и почти полностью парк. В 1859 г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих. Видимо, в это время были выполнены фресковые росписи на внешних боковых стенах центрального куба. До молчановского ремонта храм, вероятно, был еще холодным. На фото конца XIX в. уже видна железная печная труба. Последними владельцами села до 1917 г. были Капустины. 23 апреля 1922 г. в храме с. Леоново было изъято 26 пудов 3 золотника серебра. По договору от 17 декабря 1918 г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. Из договора видно, что она в это время являлась приписной и находилась в свибловском Свято-Троицком приходе. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Эти иконы сейчас находятся в приделах, икона Богоматери «Трех радостей» — у правого клироса главного алтаря, а Феодоровская — у левого клироса. На участке храма — единственное надгробие прот. Иоакима Вас. Смирнова, скончавшегося на 88-м году жизни в 1917 г. и прослужившего в леоновской церкви 46 лет. В 1917–1929 гг. здесь служил внук о. Иоакима — о. Владимир Смирнов. Затем храм, видимо, закрыли, так как следующие сведения о нем идут с 13-летним перерывом. Позднее здесь служил прот. Иоанн Марков — с 1942 г. по 1955 г. При нем была сделана электропроводка, печное отопление заменено на водяное. Он приобрел паникадила, много сил отдавал реставрации икон. В годы войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Антиминс для главного алтаря освящен Патриархом Алексием 11 (24) апреля 1948 г; по-видимому, Патриарх тогда же и служил в этом храме. Для Неопалимовского придела антиминс был освящен еще митр. Филаретом Дроздовым; по причине ветхости он был заменен новым, освященным Патриархом Пименом 1 ноября 1971 г. Антиминс Никольского придела был освящен митр. Московским Владимиром (Богоявленским, убит в 1918 г, первый из новомучеников Российских) «для церкви преподобной Ксении при детском Ксениевском приюте в Москве» 20 августа 1900 г. (церковь разрушена). По благословению Патриарха Тихона 10 сентября 1923 г. «сей антиминс был дан священнику московской Николоявленской на Арбате церкви Николаю Громову». В начале 1930-х годах архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов), управлявший Московской епархией, передал антиминс в леоновский храм, о чем гласит надпись на его обороте: «В Ризоположенскую церковь Леонова. А. Питирим». В 1972 г. храму исполнилось 250 лет. Однако празднование юбилея решено было провести в престольный праздник следующего года, когда 15 июля по благословению Патриарха Пимена литургию и праздничный молебен в храме служил архиепископ Волоколамский Питирим. В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. — «Утоли моя печали» и «Казанская», расположенные один против другого в трапезной на стенах боковых приделов. Храмовый образ «Положения честной ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX в. Четырехъярусный иконостас с иконами тонкого письма — XIX в. Росписи на стенах — позднейшего времени, выполнены в разные сроки. Интересна роспись «Избиение младенцев» на западной стене придела св. Николая. По стилю она относится к концу XVIII в. и принадлежит школе Н. П. Аргунова — академика живописи, бывшего крепостным графа Шереметева. Фреска на наружной стене сохранилась только слева. На колокольне храма сохранились колокола, которые регулярно звонят. Вокруг сделана церковная ограда. Храм стоит на государственной охране под № 185. В 1989 году храм подвергся ограблению. В настоящее время храм действующий.

Читайте также:
Церковь архангела Михаила в Крыму: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Ризоположения в Леонове: история святыни, архитектурный облик, как добраться в Москве

Храм Ризоположения в Леонове, который принадлежит Московской епархии, был возведен в 1722 году на месте деревянной церкви, первые упоминания о которой встречаются в 1633 году.

Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне был выстроен из камня на средства хозяина этих земель князя Василия Хованского. Позднее усадьба поменяла нескольких владельцев. Сначала принадлежала Павлу Демидову, затем фабриканту Молчанову. Начиная с 1800 года богослужений в храме не проводили. Действовать он начал только в 1859 году после реставрации, которую провел на свои средства купец и промышленник Евграф Молчанов. С тех пор храм почти не закрывался, не действовал всего 12 лет — с 1930 по 1942 год.

  1. История храма
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Реконструкция здания
  5. Современное состояние
  6. Месторасположение церкви
  7. Как добраться
  8. Архитектура и убранство сооружения
  9. Внешний вид
  10. Внутреннее оформление
  11. Святыни
  12. Как проходят богослужения
  13. Видео об усадьбе Леоново и храме

История храма

Впервые Леоновская пустошь упоминается в Писцовых книгах 1573—1574 годов. В первой половине XVII столетия владельцем этих земель стал князь Иван Никитич Хованский, который построил здесь церковь из дерева в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы. Сооружение возводилось в 1629 по 1635 год. Церковь была ружной — владельцы поместья выплачивали причту жалованье в виде отсыпного хлеба (пшеницы), так как население деревеньки было малочисленным по причине набега на Москву крымских татар в 16 веке, прихожан практически не было.

Возведение и основание

В 1716 году Леоново перешло по наследству князю Василию Петровичу Хованскому, который в будущем стал камергером, а пока был молодым повесой, птенцом гнезда Петрова, отличался пристрастием к алкоголю и любил «пошалить» с друзьями. Но однажды дело дошло до нарушения религиозных канонов.

Друзья напоили Василия до бессознательного состояния и сами сильно напились, затем положили его в гроб, отнесли в храм, в кощунственной форме совершили обряд отпевания и разъехались по домам. Хозяин усадьбы оставался в церкви, пока рано утром не пришел местный священник Филипп Леонтьев и не вывел его.

Читайте также:
Среднеуральский женский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Служители церкви сообщили об этом инциденте в Петербург Петру I. Услышав от канцлера Шафирова о происшествии, царь поначалу сильно разгневался и отдал распоряжение казнить Василия и всех его друзей, но потом проявил милосердие и подверг участников святотатства наказанию плетьми в своем личном присутствии.

После этого происшествия князь в качестве раскаяния, чтобы хоть как-то загладить свою вину за проступок перед Богом и царем, обратился в Священный Синод с просьбой разрешить постройку в имении Леоново храма из камня. Но указ пришел только спустя несколько лет, после снятия запрета 1714 года на возведение каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. Поэтому строительство удалось начать только в 1719 году.

В 1722 году в день Положения Ризы Богоматери храм освятил протопоп Феодор Панкратьев с братией . Церковь имеет два придела: в честь иконы Богоматери «Неопалимая купина» (17 сентября) и Святого Николая Мирликийских Чудотворца (его память отмечается 22 мая и 19 декабря).

Историческая судьба

В 1767 году владельцем усадьбы в Леонове становится ученый-натуралист, предприниматель и меценат Павел Демидов. Он разбил в имении прекрасный парк, редкие деревья для которого выписывал из Сибири, устроил оранжереи, искусственные пруды со множеством рыб и птиц.

В 1800 году Демидов настоял на закрытии храма, поскольку страдал психическим расстройством и не мог выносить никакого шума, в том числе колокольного звона. Митрополит Платон пошел навстречу Павлу Григорьевичу, иконостасы и утварь были переданы другим обителям. Более пятидесяти лет святыня оставалась без богослужений, в состоянии полного запустения. Не ее крыше даже выросли деревья.

В 1812 году кавалеристы войска Наполеона, вошедшего в Москву, устроили в храме конюшню для своих лошадей, осквернив святыню. В 1821 году Демидов скончался, а его наследники продали усадьбу. В 1825 году хозяином имения становится купец Кожевников, по приказу которого вырубили весь лес и почти полностью парк.

Реконструкция здания

После 1859 года усадьба в Леоново перешла к семье Капустиных, и церковь вновь возродилась. Ее реставрацией пожелал заняться фабрикант Молчанов, который построил неподалеку ситценабивную мануфактуру, а храм решил подготовить для духовных нужд своих рабочих. Предположительно в это время были созданы фрески с внешней стороны на боковых стенах центрального куба.

Прихожане, большую часть которых составляли работники текстильной фабрики, могли видеть в подкупольном пространстве копию ивановского изображения «Явление Христа народу», которая ярко освещалась солнечными лучами.

В 1918 году советская власть решила передать храм прихожанам безвозмездно. Свято-Михайловская церковь Гродненской епархии передала приходу много икон и церковной утвари. Некоторые святые образы и по сей день находятся в обители: Феодоровская икона Божией Матери у левого клироса в главном храме и образ «Трех радостей» в одном из приделов.

В 1922 году власти изъяли из Леоновского храма все ценности. Во времена гонений с 1931 по 1937 год настоятелем был священник Павел Фелицын. В 1937 году он был приговорен к 10 годам заключения и отправлен лагерь. Священник скончался в 1941 году. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году прославил отца Павла в лике новомучеников и исповедников Российских. Его память православные христиане и прихожане храма в Леонове празднуют 4 (17) января.

Как известно, в Советском Союзе проводилась политика отрицания веры во Христа и повсюду насаждался государственный атеизм. Поэтому, скорее всего, в период 1930—1942 год богослужения не совершались.

С 1942 по 1955 год настоятелем храма был протоиерей Иоанн Марков. В период его служения произошли некоторые преобразовательные изменения: смонтировали новую электропроводку, обустроили водяное отопление вместо печного, иконы отреставрировали, приобрели паникадило. В период Великой Отечественной войны приход регулярно помогал материальными средствами Красной Армии.

Современное состояние

В наши дни от имения Леоново остались лишь пруд, небольшая липовая аллея и двухэтажный дом, совершенно утративший прежний облик.

Сегодня при храме открыта воскресная школа для взрослых и детей. Прихожане могут посетить церковную библиотеку. Также работает гранитная мастерская, в которой изготавливают надгробные памятники.

Под патронажем храма находятся Институт геронтологии, Центральная клиническая больница № 2 им. Семашко и хоспис № 4. Клирики и прихожане ведут работу в Территориальном центре социального обслуживания «Ярославский» (филиале Ростокино) и исправительном учреждении ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области.

Во время V Московского Пасхального фестиваля в церкви Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне проходила «Звонильная неделя».

Настоятелем храма в настоящее время является протоиерей Андрей Рахновский. Кроме него, несут службу священники Роман Колесников и Сергий Виноградов, диакон Алексей Арефьев.

Клирики Леоновской церкви служат и в приписных храмах:

  1. Федоровской иконы Божией Матери при РГСУ (Москва, м. «Ботанический сад», ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1).
  2. Святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибирево (Москва, м. «Алтуфьево», ул. Корнейчука, д. 52а).

Месторасположение церкви

Леоновская церковь с 1917 года находится по адресу: город Москва, СВАО, район Ростокино, ул. Докукина, 15.

Как добраться

Сегодня храм принадлежит Троицкому благочинию Московской епархии.

Добраться до святой обители можно двумя способами.

  1. На метро. Доехать до станции «Ботанический Сад» (этот храм в простонародье называется Церковь в Ботаническом саду в Москве). Садиться необходимо в последний вагон поезда, идущего из центра. Далее следует пройти около 300 м через парк в юго-восточном направлении к улице Докукина.
  2. На машине. Нужно повернуть с Проспекта Мира на улицу Докукина, а затем у кладбища повернуть налево и ехать до конца.

Архитектура и убранство сооружения

Здание Леоновского храма является памятником архитектуры. Его окружает заново благоустроенный в 2004 году парк «Сад будущего» с декоративным прудом и остатками липовой аллеи.

Читайте также:
Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

На территории можно увидеть стенды, на которых представлена история храма. Рядом протекает река Яуза. Недалеко от церкви через реку перекинут пешеходный мостик. В непосредственной близости от святыни расположено Леоновское кладбище.

На колокольне сохранились старые колокола, которые регулярно наполняют московское небо малиновым звоном. Храм опоясывает живописная ограда. Комплекс находится под охраной.

Внешний вид

Храм Ризоположения в Леонове по-своему уникален. Его можно рассматривать в качестве архитектурного наследия, примера мастерства русских зодчих, памятника истории русского духовенства.

Церковь построена в стиле барокко петровской эпохи, который в тот период был очень популярен. Для этого направления характерны вычурность фасадов и пышность убранства интерьера. Вход на территорию комплекса выполнен в виде белокаменной арки с решетчатыми створками.

Стены сооружения выложены из камня и кирпича, сверху оштукатурены.

Архитектурный ансамбль включает:

  • храм, сконструированный в форме восьмерика на двусветном четверике с прямоугольной апсидой в плане;
  • трапезную из двух приделов;
  • двухъярусную колокольню.

Первоначально фасадная декорация состояла из угловых пилястров, профилированных карнизов с отделкой из так называемых сухариков на четверике, а на апсиде — рядом мелких филенок. Позже композицию дополнили штукатурные наличники с «ушами» и наружная настенная живопись времен 1859 года, когда церковь была отреставрирована. Тогда же расширили трапезную и возвели верхний ярус колокольни, а внутри разместили иконостасы и украсили интерьер живописью.

Внутреннее оформление

В обители есть святыни древнего письма, которые были перенесены из деревянного храма, — икона «Утоли моя печали» и образ Богородицы «Казанская». Они созданы в одинаковой живописной манере, имеют идентичные размеры. Иконы размещены в трапезной одна напротив другой на стенах боковых приделов.

Образ «Положения честной ризы Богоматери» написан маслом и датируется XIX веком.

На четырехъярусном иконостасе расположены иконы тонкого письма XIX века. Стены были расписаны позднее в разное время.

На западной стороне придела Святого Николая находится достойная особенного внимания роспись «Избиение младенцев», написанная в стиле конца XVIII века. Ее создали ученики школы Аргунова, академика живописи, который был крепостным графа Шереметева.

Фрески сохранились только с левой внешней стороны храма.

Святыни

В храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове хранятся чудотворные иконы, а также крест-мощевик и ковчеги с частицей мощей св. Иоанна Сан-Францискского и Шанхайского чудотворца (дни памяти — 2 июля и 12 октября), к которым можно приложиться и получить свою частицу благодати.

  • «Ризоположение» — особо почитаемая храмовая с частицей одеяния Божией Матери (чествование 15 июля);
  • «Утоли моя печали» (7 февраля);
  • Богоматери «Трех радостей» (празднование 8 января);
  • Феодоровская икона Божией Матери (27 марта и 29 августа);
  • Смоленская икона Богородицы XVI века (10 августа);
  • «Казанская» (21 июля и 4 ноября);
  • «Скоропослушница», привезенная с Афона (22 ноября);
  • великомученика Пантелеймона (9 августа);
  • священноисповедника Николая Ама-Атинского с частицей мощей (8 сентября и 25 октября);
  • блаженной Матроны Московской с частицей святых мощей (8 марта и 2 мая);
  • и другие святые образы.

Как проходят богослужения

Божественная Литургия в Леоновском храме служится ежедневно в 9.00, а вечернее богослужение — в 17.00, по воскресеньям и двунадесятым праздникам ранняя Литургия начинается в 7.00 и поздняя в 10.00. В летний период с июля по сентябрь проходит одна Литургия в 9.00.

Молебны и беседы в храме Ризоположения:

  1. По воскресным дням в 12.00 совершается молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша» о страдающих от пьянства и наркомании. В 17.00 проходит вечерняя служба с чтением акафиста Христову Воскресению. С 18.00 до 21.00 священник проводит разъяснительные огласительные беседы с прихожанами, желающими принять таинство Крещения.
  2. По вторникам во время вечернего богослужения читается акафист иконе «Неопалимая Купина». По средам — прославляющий акафист Николаю Чудотворцу.
  3. По средам в 19.00 священники проводят с прихожанами беседы по изучению Евангелия.
  4. По пятницам в 17.00 служится утреня с акафистом образу «Ризоположения», за исключением праздников с полиелеем. В 19.30 проводятся беседы с молодежью.
  5. По субботам накануне двунадесятых праздников проходит всенощное бдение в 17.00.

Видео об усадьбе Леоново и храме

Посмотрите видео, в котором показаны бывшая усадьба Леоново и Храм Ризоположения.

Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове (Москва)


Сайт: hram-leonovo.ru

Почтовый адрес: 129226, Москва, ул. Докукина, 15.

Ст. метро: Ботанический Сад.

Смотреть расписание богослужений

Как проехать общественным транспортом: м. «Ботанический сад», последний вагон из центра, 5 мин. пешком через парк в сторону ул. Докукина.

Как проехать на машине: Поворот с Проспекта Мира на ул. Докукина, у кладбища поворот налево и до конца.

Престол: по­ло­же­ния Че­ст­ной Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахер­не (15 июля).

При­де­лы: ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Не­опа­ли­мая Ку­пи­на» (17 сентября), свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря).

  • ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ри­зо­по­ло­же­ние» (с час­ти­цей Ри­зы Бо­жи­ей Ма­те­ри), празднование 15 июля;
  • Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, ХVI в. (10 августа);
  • ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Трех Ра­до­стей» (8 января);
  • Фео­до­ров­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (29 августа, 27 марта);
  • ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уто­ли моя пе­ча­ли» (7 февраля);
  • Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (21 июля, 4 ноября);
  • ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» с Афо­на (22 ноября);
  • ико­на вмч. Пан­те­леи­мо­на с Афона (9 августа);
  • крест-мощевик;
  • ковчег с мощами святых;
  • ковчег с мощами свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францискского, чудотворца (2 июля, 12 октября);
  • икона святой блаженной Матроны Московской с частицей мощей (Собор Московских святых, 8 марта, 2 мая);
  • икона священноисповедника Николая Алма-Атинского с частицей мощей (8 сентября, 25 октября).

История

Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г.

Читайте также:
Преображенская церковь в Никитском ботаническом саду: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Каменный храм, выстроенный в 1719–1722 гг. из камня, был освящен в 1722 г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.).

Церковь затворили в 1800 г., и она «оставалась без пения до 1859 г.», придя в полное запустение. В 1812 г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. В 1859 г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих.

После октябрьского переворота, атакам богоборческой власти подвергся и храм Ризоположения. По договору от 17 декабря 1918 г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. В годы Великой Отечественной Войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Существуют свидетельства того, что в разные годы храм посещали московские Патриархи: Алексей I, Пимен, Алексей II.

В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. — «Утоли моя печали» и Казанский, расположенные один против другого у стен боковых пределов. Храмовый образ «Положения честной Ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX в.

В храме Ризоположения Божией Матери в Леоново в ХХ-м веке в разные годы служили замечательные пастыри, внесшие весомый вклад в дело укрепления Православия на российской земле. Так, после окончания войны в храме алтарником служил будущий старец схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980), подвизавшийся в советские годы в Псково-Печерском монастыре.

Храм Ризоположения на Донской

Его история очень похожа с той, которую прожил его собрат. Судьбы храмов на Руси часто перекликаются. В 1625 году персидский шах передал русскому царю и патриарху Филарету одну из четырех частей ризы Христова. По легенде, именно в этом одеянии Христос шел к месту казни. Ее передали Кремлевскому Успенскому Собору, но на месте великой встречи была построена деревянная церковь. Строительство закончилось в 1690 году. Но уже в 1713 году появился проект строительства каменной церкви, и на месте старой постройки воздвигли храм Ризоположения на Донской. Руководил строительством московский архитектор Я. Бухвостов.

Современное состояние

Описание

Построена из камня и кирпича, отштукатурена. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с так называемыми сухариками на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени реставрации церкви в 1859, осуществлённой на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры, располагавшейся неподалёку. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 выполнены иконостасы и живопись в интерьере.

Приходская жизнь

При храме действует воскресная школа, курсы обучения иконописи и пению.

Проводится работа по социальному служению, работает клуб православной молодежи.

Ежемесячно выходит в свет иллюстрированный журнал «Леоновский Благовестник».

Каждый понедельник вечером проводятся беседы с прихожанами.

Богослужение

Еже­днев­но: Божественная Ли­тур­гия в 9 часов; Вечернее Богослужение в 17:00.

В Вос­кре­сеные и Празд­ни­чные дни: Божественная Ли­тур­гия в 7:00 и 10:00, на­ка­ну­не – Все­нощ­ное Бде­ние в 17 час.

Летнее расписание: с июля по сентябрь по Воскресным и Праздничным дням одна Божественная Литургия в 9 часов утра.

Богослужение (Великий пост): совершаются все уставные богослужения Великого поста.

Воскресная школа: при хра­ме дей­ст­ву­ют вос­крес­ная шко­ла и при­ход­ская биб­лио­те­ка.

Клирики храма окормляют больных Института геронтологии, хоспис №4, ЦКБ №2 им. Семашко.

Святыни

  • Мощевик в правом углу центрального придела
  • Чтимые ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ри­зо­по­ло­же­ние» (с час­ти­цей Ри­зы Бо­жи­ей Ма­те­ри), Смо­лен­ская (ХVI в.), «Трех Ра­до­стей», Фео­до­ров­ская, «Уто­ли моя пе­ча­ли», Ка­зан­ская, «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» с Афо­на, ико­на вмч. Пан­те­леи­мо­на с Афона
  • Крест-мощевик
  • Ковчег с мощами свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францискского чудотворца
  • Икона святой блаженной Матроны Московской с мощами
  • Икона священноисповедника Николая Алма-Атинского с мощами

Схема Леоновского кладбища

Телефон

В храме на Леоновском кладбище можно на совершение треб и таинств:

  • соборования;
  • исповеди;
  • причащения на дому или в больнице.

При организации православных похорон с помощью Ritual.ru можно передать записку об упокоении, заказать службы и требы:

  • отпевание на дому и в храме;
  • заочное отпевание, если тело покойного отсутствует;
  • панихиду;
  • сорокоуст.

Для православного погребения подбирается особый ритуальный комплект:

Покрывало (саван), венчик на голову, крест нательный, крест в руку, лист с разрешительной молитвой, восьмиконечный надгробный крест.

Как добраться

Располагается в Северо-Восточном административном округе Москвы, район Ростокино, по адресу улица Докукина, дом 15, примерно в трёхстах метрах к юго-востоку от станции метро Ботанический сад.

Вплотную к храму подступает современный парковый массив «Леоново», где сохранились остатки липовой аллеи парка и декоративный пруд. Парк был разбит во второй половине XVIII в., когда село Леоново принадлежало Демидовым, и благоустроен летом 2007-го года. В парке находятся стенды с краткой историей храма. Также в непосредственной близости протекает река Яуза, через которую недалеко от храма есть пешеходный мостик.

129226, ул. Докукина, 15с1, м. «Ботанический сад».

  • общественным транспортом: м. «Ботанический сад», последний вагон из центра, 5 мин. пешком через парк в сторону ул. Докукина
  • на машине: Поворот с Проспекта Мира на ул. Докукина, у кладбища поворот налево и до конца.

Архитектура церкви

Уникальная древняя святыня построена по типу восьмерика, к ней примыкает:

  • прямоугольная апсида;
  • два придела в трапезной;
  • колокольня, украшенная старинными колоколами, перезвон которых посылают в небо Москвы малиновый перезвон.
Читайте также:
Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники

Леоновский храм, как памятник архитектуры, с восстановленным в 2004 году парком «Сад будущего» привлекают туристов и паломников всего мира.

Белокаменная арка встречает каждого, сюда проходящего верующего. Святыня Леоново, выполненная в барроковском стиле, до сих пор восхищает красотой фасадов и пышностью убранства.

Священнослужители храма[ | ]

Усопшие священнослужители храма Положение ризы Пресвятой Богородицы в Леонове

  • Иерей Павел (1646 г.)
  • чтец Емельян Еремеев (1646 г.)
  • Иерей Родион Иванов (1678 г.)
  • Иерей Мелетий Провов (1703 г.)
  • Иерей Филипп Леонтьев (1705—1728 гг.)
  • Иерей Иоанн Алексеев (1729 г.)
  • Иерей Константин (1859—1870 гг.)
  • Протоиерей Иоаким Смирнов (1871—1917 гг.)
  • Иерей Владимир Смирнов (1918—1929 гг.)
  • Диакон Стефан Ремизов (1917 г.)

Священномученик Павел Фелицын, пресвитер Леоновский (1931—1937 гг.) канонизирован в 2001 году.

  • Иерей Василий Ремизов (1937 г.)
  • Протоиерей Иоанн Марков (1942—1955 гг.)
  • Схиигумен Савва (Остапенко) (1945 г.) (был в качестве алтарника)
  • Протоиерей Виктор Ипполитов (1955—1960 гг.)
  • Протоиерей Ерос Ясенчук (1960—1964 гг.)
  • Протоиерей Стефан Немеришин (был в качестве регента)
  • Протоиерей Борис Егоровский (1964—1976 гг.)
  • Протоиерей Валентин Тюргашкин (1976 г.) † 2000 г.
  • Протоиерей Аркадий Станько (1981 г.)
  • Протоиерей Анатолий Цвиркунов (1986—1992 гг.)
  • Протоиерей Виктор Иванов (2001 г.)
  • Иерей Андрей Грачёв (1992—1997 гг.)
  • Иеродиакон Иларион (Бабышев) (1980—1990 гг.)
  • Диакон Вениамин (2000 г.)
  • Иерей Вячеслав Трусов (2005-† 2012 гг.)
  • Иерей Аркадий Гоглов (2001-† 2013 гг.)
  • Протоиерей Анатолий Стаднюк (1990—2004 гг.)[10] † 2014 г.
  • Протоиерей Геннадий Нефёдов (1976—1981 гг.) † 2021 г.

Основные ценности храма

Помимо частицы Ризы Господней, которая является основообразующей святыней храма, здесь хранится очень ценная икона. Речь идет об иконе Божией Матери Ильинской-Черниговской. Она была преподнесена в дар храму братьями из монастыря Чернигова. Это уникальный образ, который датируется 1696 годом. Рядом с ликом Богородицы на нем изображен двуглавый орел с одной стороны, а поэтическое посвящение Петру I — с другой. Эти строки говорят о победе над турками и взятии Азова. Аналогов такого изображения Божией Матери, как на этом полотне, нет более нигде в мире.

Кроме того, именно здесь верующие могут помолиться около уникальной святыни, аланойской иконы «Положение Ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей Ризы. Тем, кому требуется помощь и исцеление, следует обратиться к образу-складеню с частицей мощей апостола Иакова Алфеева, а также многих других святых. Этот образ считается очень сильным, и если вы пришли с чистым сердцем, то обязательно получите необходимую помощь. Часто сюда приносят маленьких детей, чтобы исцелить или защитить от болезней.

Еще одна святая икона, которую необходимо отдельно отметить – это икона Божией Матери «Взыскание погибших». В этом особенном мире, который явственно ощущается, когда вы перешагиваете порог храма, время замедляется, суета уходит и наступает понимание, ради чего мы проходим наш путь на земле. Возможно, именно ради этого стоит приходить в столь древние храмы, здесь настолько намоленная, умиротворяющая атмосфера, что каждый посетитель уйдет, ощущая некоторые перемены в себе.

Два потрясающих храма, а суть одна — хвала Господу за то, что он передал на русскую землю часть одеяния Христова, в котором он шел на Голгофу. Это величайшая святыня христианского мира. Сегодня в стенах обителей собираются сотни верующих, как и сотни лет назад они общаются с Господом.

История[ | ]

Каменная церковь построена в 1719—1722 годах в вотчине князя Василия Хованского[1], сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушение церковных обрядов в нетрезвом виде.

В 1800 году церковь была закрыта по распоряжению учёного-натуралиста и мецената Павла Демидова[1], страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума[2]. В соответствии с резолюцией митрополита Платона, утварь и иконостасы были розданы другим церквям[3]. После 1859 года, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещённая солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу»[4].

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. 23 апреля 1922 года «в период ограбления храмов под предлогом изъятия ценностей в пользу голодающих» из храма изъяли 26 пудов 65 золотников серебряных изделий[5]. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын[6] (прославлен в лике святых в 2000 году)[7].

На рубеже 1930—1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии[8].

В чем уникален этот храм

Сложнее сказать, в чем он похож на другие. Само его рождение уже было чудом. В те времена каменное зодчество было под запретом, поскольку этот материал требовался для строительства (а точнее, перестройки) Петербурга. Но тем не менее в 1716 году на донской улице в Москве появился великолепнейший храм, выполненный в стиле московского барокко. Его выделяет из всех остальных современников пять глав, пропорциональный четверик, завершенный аттиком. Центральный крест увенчан короной, точной версии этой задумки нет. Этот храм не закрывался ни разу с момента открытия. По сей день там идут службы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: