Андрей Мазур: биография архидиакона, награды и труды, история службы

Архидиакон Андрей Мазур

Андрей Мазур родился в Польше, но позже его родные земли вошли в состав СССР

Андрей Лазаревич Мазур родился 8 декабря 1926 в Новом Кокореве. Это село тогда принадлежало Польской республике, а сегодня оно входит в состав Западной Украины.

день рождения Андрея Мазура

Он рос в окружении верующих людей. Отец был церковным старостой. А вот с матерью маленький Андрей толком не успел пообщаться — она умерла, когда ему было около 4-х лет.

Церковный староста — это мирянин, который заведует церковным хозяйством.

Через год мальчик уже учился в польской школе. Русского языка он не знал, зато изучал православие. В 1939 Западная Украина вошла в состав СССР.

«У отца была земля, хозяйство, лошади.

Я пас коров, когда еще даже не ходил в школу.

И в поле работал, и косил, и ездил за дровами.

В школе польский язык учил, и сейчас его хорошо помню.

Польский учили как основной, а украинский ― как иностранный.

По-русски стал учиться только в семинарии».

Забот по дому хватало: 8 гектаров, где требовалось пасти скот, пахать и косить.


Архидиакон Андрей Мазур на службе

Помимо учёбы и труда, юный Андрей уделял время церкви. Ходил в храм отца, где пел в хоре.

Перемены, которые принесла советская власть, не радовали Андрея Лазаревича:

«Раньше все у нас были верующими, до 1939 года я не видел ни одного неверующего человека.

Советская власть пришла ― и началось: гонения, раскулачивания.

Высылали в Сибирь ― родственников моей матушки выслали ни за что: объявляли кулаками за пять гектаров земли, корову и лошадь…

В общем, брали всех, кто был чуть-чуть побогаче, чем бедный.

Вообще у нас ни нищих, ни особо богатых не было, были бедные и средние».

Архидиакон Андрей Мазур отошел ко Господу

3 мая 2021 года в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни отошел ко Господу Патриарший архидиакон Андрей Мазур, сообщает Патриархия.ru.

Отец Андрей родился 8 декабря 1926 г. в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет вместе с родителями посещал Почаевскую лавру.

После демобилизации в 1946 г. поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре Москвы.

В 1950 г. принял диаконский сан, а через три месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе шесть лет, переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора.

В 1968 г. переведен в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 г. назначен Патриаршим архидиаконом.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной Патриаршего архидиакона Андрея Мазура:

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому

Клиру Санкт-Петербургской епархии

Ульяне Васильевне Мазур, родным и близким архидиакона Андрея Мазура

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы!

Дорогая матушка Ульяна! Братья и сестры!

Примите искренние соболезнования в связи с кончиной одного из старейших клириков Санкт-Петербурга — архидиакона Андрея Мазура.

Отец Андрей прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, главным смыслом и содержанием которой было беззаветное и самоотверженное служение Господу и Его Церкви. Еще с детских лет почивший полюбил красоту и стройность православного богослужения. Огромное влияние на его духовное становление оказали посещения Почаевской Успенской лавры, где он неоднократно бывал вместе со своими благочестивыми родителями, привившими своему чаду любовь к Дому Божиему и желание восхвалять Творца всяческих.

В непростые годы атеистического давления на Церковь отец Андрей принял твердое решение посвятить все силы и таланты прославлению имени Христова. Он никогда не изменял своему призванию, не сходил с этого трудного, однажды им избранного пути, во всех обстоятельствах жизни являя горячую веру и непоколебимую решимость следовать за Господом.

Мне довелось хорошо знать покойного священнослужителя. Я прекрасно помню его труды под омофором Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, у которого ему Промыслом Божиим суждено было нести послушание, помогая ему свидетельствовать о красоте и истинности Православия.

Без малого семь десятилетий отец Андрей с усердием и благоговением совершал труды в диаконском сане. Из них почти три десятилетия он являлся Патриаршим архидиаконом. Наделенный от Господа необычайно красивым и уникальным по тембру голосом, отец Андрей умел создать особый молитвенный настрой в храме, совершая богослужение особо торжественно и величественно.

Он обладал подлинно христианским устроением души и замечательными человеческими качествами, за что его искренне любили не только собратья-сослужители, но и простые верующие.

Да упокоит Всещедрый и Премудрый Бог душу верного Своего раба и служителя во стране живых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и сотворит ему вечную и блаженную память.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Андрей Лазаревич участвовал в боях за Берлин, но его демобилизовали по здоровью

В 1943 году Андрея Лазаревича призвали в Красную Армию, но к счастью для него, советская власть относилась к полякам настороженно.

«Мне очень мало пришлось воевать.

Нас, «западников», почему-то на фронт не пускали,

держали в Марийской республике ― считали,

что мы ненадежные, бандеровцы, если что,

переметнемся на сторону врага.

Под конец уже послали, когда были бои за Берлин.

Должность, которую получил будущий священник, — командир отделения миномётчиков. Также он был ротным запевалой.

Из-за плохого питания Андрей Лазаревич угодил в госпиталь. И не удивительно: ведь среди солдат считалось удачей угодить в наряд по кухне, чтобы запечь очистки от картошки.

Читайте также:
Благовещенский собор Казанского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Иногда случились и удачные дни — когда посылки с едой из дома доходили, но так происходило далеко не всегда. Из-за проблем со здоровьем Андрея Мазура демобилизовали.

В армии Андрей Лазаревич освоил русский язык. Точнее, научился на нём разговаривать.

Что же касается письменности, то в ней он успехов не имел, да и вряд ли мог бы найти время для серьёзного её изучения.

Несмотря на гонения отец Андрей служил во многих храмах и пел в хоре

В 1950 отец Андрей стал протодиаконом Пермского кафедрального собора — служил у того самого архиепископа Иоанна, который посоветовал жениться.

в этом году отец Андрей переехал служить в Ленинград

В 1957 году понадобилось переехать в Ленинград. Только там стало понятно, насколько действительно тяжело приходилось священникам:

«Я увидел настоящие гонения. Митрополитам разрешали служить только в Никольском соборе, он был кафедральным.

Если митрополит хотел служить в другом храме, требовалось разрешение уполномоченного по делам религий.

Нам тоже запрещено было служить в других храмах.

В Крещение, когда люди стояли в очереди за святой водой, мы иногда выносили воду на улицу, чтобы сократить очередь, но если приходил уполномоченный, вынуждены были возвращаться в храм».

До 1968 года отец Андрей служил протодиаконом Троицкого собора Александро-Невской лавры. Туда его назначил митрополит Никодим. Эту деятельность протодиакон совмещал с другой — был регентом в будничном хоре.

Смотрите также статью Почему возникли обновленческие движения в церкви

Послушать голос Андрея Мазура можно на видео службы:

Затем его перевели в Ленинградский кафедральный собор, где отец Андрей двадцать два года участвовал в богослужениях и пел в хоре.


В соборе Казанской иконы Божией Матери (г. Санкт-Петербург) отец Мазур прослужил 22 года

Отошёл ко Господу Патриарший архидиакон Андрей Мазур

Отец Андрей служил в Русской Православной Церкви более 70 лет…

3 мая 2021 года на 92-м году жизни отошёл ко Господу один из старейших и заслуженных клириков Русской Православной Церкви Патриарший архидиакон Андрей Мазур, сообщает Патриархия.Ru.

«Отец Андрей прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, главным смыслом и содержанием которой было беззаветное и самоотверженное служение Господу и Его Церкви. Ещё с детских лет почивший полюбил красоту и стройность православного богослужения. Огромное влияние на его духовное становление оказали посещения Почаевской Успенской лавры, где он неоднократно бывал вместе со своими благочестивыми родителями, привившими своему чаду любовь к Дому Божиему и желание восхвалять Творца всяческих, — говорится в Патриаршем соболезновании родным и близким отца Андрея.

В непростые годы атеистического давления на Церковь отец Андрей принял твердое решение посвятить все силы и таланты прославлению имени Христова. Он никогда не изменял своему призванию, не сходил с этого трудного, однажды им избранного пути, во всех обстоятельствах жизни являя горячую веру и непоколебимую решимость следовать за Господом.

Мне довелось хорошо знать покойного священнослужителя. Я прекрасно помню его труды под омофором Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского, у которого ему Промыслом Божиим суждено было нести послушание, помогая ему свидетельствовать о красоте и истинности Православия.

Без малого семь десятилетий отец Андрей с усердием и благоговением совершал труды в диаконском сане. Из них почти три десятилетия он являлся Патриаршим архидиаконом. Наделенный от Господа необычайно красивым и уникальным по тембру голосом, отец Андрей умел создать особый молитвенный настрой в храме, совершая богослужение особо торжественно и величественно.

Он обладал подлинно христианским устроением души и замечательными человеческими качествами, за что его искренне любили не только собратья-сослужители, но и простые верующие.

Да упокоит Всещедрый и Премудрый Бог душу верного Своего раба и служителя во стране живых, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, и сотворит ему вечную и блаженную память».

Отец Андрей родился 8 декабря 1926 г. в селе Новый Кокорев близ Почаевской лавры в верующей семье крестьян. С малых лет вместе с родителями посещал Почаевскую лавру.

После демобилизации в 1946 году поступил послушником в Почаевскую лавру, где пел в монастырском хоре и был помощником келаря. Через два года поступил в Московскую духовную семинарию, располагавшуюся тогда в Новодевичьем монастыре Москвы.

В 1950 году принял диаконский сан, а через три месяца был поставлен протодиаконом Пермского кафедрального собора. Прослужив в соборе шесть лет, переехал в Ленинград, где служил в Троицком соборе Александро-Невской лавры и был регентом будничного хора.

В 1968 году переведён в Ленинградский кафедральный собор, где продолжил протодиаконское служение и пел в хоре духовенства под руководством протодиакона Павла Герасимова.

В 1990 году назначен Патриаршим архидиаконом.

Русская линия / klikovo.ru

Алексий II возвёл отца Андрея в сан архидиакона, и тот благодарно продолжал служение

В 1990 году патриарх Алексий 2 назначил Андрея архидиаконом. С тех пор тот служил с ним и сопровождал в различных поездках.

«У меня больше 80 выездов за границу. Я был и в Америке, и в Италии, и в Японии, и во многих других странах».

После смерти Алексия II Андрей стал помощником патриарха Кирилла. Однако служить Церкви в полную силу уже не мог. Болезнь ног мешала ходить в храм.

Однако этого от архидиакона и не требовали. Ему предоставили свободный график работы, лишь бы тот мог продолжать нести свою миссию.

Оглядываясь на прожитые годы, архидиакон Андрей рассуждал о счастье и называл себя счастливым человеком:

«Счастье в моей жизни – это служить Богу. 68 лет стоять у Престола со многими архиереями, с патриархами.

Для меня счастье — богообщение. Ну и, конечно же, семья.

Не всё было хорошо и гладко в жизни. У меня умерло два сына.

Читайте также:
Монастыри Суздаля: действующие мужские и женские

У одного была злокачественная опухоль; другой расстроился очень, стоя над могилой брата, и долго не прожил после его смерти — скоропостижно скончался.

Остальное всё хорошо.

И хотя я не служу сейчас, но всё равно нет причин жаловаться.

С патриархом я не служу, потому что у меня очень болят ноги.

Мой зять, священник, построил храм.

Я туда хожу на каждую службу. Для моих 88 лет это счастье — самому еще ходить в храм».

Голос Русской Церкви: Светлой памяти архидиакона Андрея Мазура

3 мая 2018 года на 92-м году земной жизни отошёл ко Господу один из самых любимых в церковном народе клириков Русской Церкви — многолетний патриарший архидиакон, отец Андрей Мазур

“Когда умирают люди, поют песни”, — в этих словах поэта Велимира Хлебникова есть толика изумления. Почему уход в мир иной наших ближних у людей православных обычно сопровождается не заунывным плачем, но песнопениями? А в дни пасхальные — песнопениями светлыми и радостными? Ответить на это несложно, куда сложнее принять подлинно христианское отношение к смерти — как к малой Пасхе, а не трагедии. Конечно, и это осознание не избавит нас от скорбной печали и слёз (даже Христос прослезился, узнав о кончине Своего друга Лазаря), но способно уберечь от греха уныния. Ведь самое главное для христианина — осознание того, что на самом деле никакой смерти нет, а земное умирание — это рождение для Вечной жизни.

Так, в одной из своих проповедей тяжёлого послевоенного 1946 года Русский Златоуст XX века, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) произнёс очень важные слова:

Смерти нет, но к смерти надо готовиться всю жизнь, потому что смерть — это дверь в вечность. Какое это великое, ни с чем не сравнимое счастье — наше бессмертие! Святой Григорий Богослов, рассуждая о бессмертии в одной из своих проповедей, говорит: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной»“.

Митрополит Николай уже давно встретился с вечностью. Сегодня же уходят в мир иной последние люди, опалённые Великой войной. Среди них архидиакон Андрей Мазур, отошедший ко Господу 3 мая, в один день с приснопамятным Патриархом Пименом с разницей в 28 лет. Именно после кончины Святейшего Владыки Пимена, в 1990 году, отец Андрей стал известен всему церковному народу всем, кто хотя бы раз побывал на Патриаршем богослужении, кто хотя бы раз видел его телетрансляцию. Не запомнить этого человека было просто невозможно: его уникальный бас, не столько громкий, сколько глубокий, выделялся на любом фоне. И именно поэтому на протяжении десятилетий голос архидиакона Андрея был самым настоящим “голосом Русской Церкви”. Гласом не проповедническим и не общественным, отец Андрей всегда был очень скромен, сторонясь известности и славы, но оттого его звучание было ничуть не менее значимым: это был богослужебный голос всей нашей Церкви.

Одна из последних официальных фотографий отца Андрея Мазура (справа). Фото: patriarchia.ru

Сын Почаевской Руси

Если взять карту и посмотреть, где родился отец Андрей, то человек, мало знающий церковную историю, но искушённый в современной политике, удивится: “Так ведь это же Галичина! Самая Западная Украина, рассадник самостийничества и русофобии!”. Так, да не так. Действительно, будущий патриарший архидиакон родился на территории Тернопольщины, входившей в те времена в состав “Второй Речи Посполитой” Польской республики времён правления Юзефа Пилсудского.

По воспоминаниям отца Андрея, в школе он учился по-польски, а в приходских храмах в те годы заставляли служить по-украински, однако и в те времена Свято-Успенская Почаевская Лавра, близ которой прошли детство и юность будущего архидиакона, оставалась оплотом Русского Православия в западнорусских землях. Вплоть до того, что и сейчас, в условиях крайне агрессивного окружения, здесь твёрдо хранят верность каноническому Православию, не просто не помышляя об антимосковской “автокефалии”, но находясь в авангарде защитников единства Русской Церкви.

Почаевская Лавра. 1930-е годы. Фото: pravoslavie.ru

Наверное, именно эта близость к Святому Почаеву воспитала в юном Андрее Лазаревиче Мазуре твёрдое стремление служить Церкви Христовой. А потому после службы в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии, недолгой, но героической (будущий архидиакон брал Берлин), он решил стать лаврским послушником, трудился в хлебопекарне, просфорной и трапезной, пел в хоре (именно здесь в полной мере раскрылся его великолепный бас). И если бы не решение поступить в Московскую духовную семинарию (в то время Богословский институт при Новодевичьем монастыре), быть бы ему почаевским монахом. Но Господь определил иначе. Вот как вспоминал об этом спустя полвека сам отец Андрей:

Это был 1948 год. Я пел в хоре. Учился неплохо. Через два года мой друг пригласил меня к себе в Пермь. В то время там был архиепископ Иоанн (Лаврененко). Когда-то он около Почаевской лавры, в Кременце, был настоятелем. Пришли к нему на приём. Конечно, до этого была служба, мне дали читать Апостол. Вижу, у Владыки лицо весёлое, потом на приёме говорит: «Андрей, идите к нам протодиаконом». Я говорю: «Владыка, я же не женат ещё, учиться надо». — «Ничего». Дали мне денег, поехал к себе на Украину, женился, а через месяц приехал и 17 сентября 1950 года принял сан диакона. А в 1957 году епископ Алексий (Коноплев), впоследствии митрополит Тверской, которого тогда назначили в Петербург восстанавливать Троицкий собор в Александро-Невской лавре, предложил мне поехать с ним: «Отец Андрей, иди в Петербург, служить некому». Так я оказался в Питере”.

Православный ленинградец

1957 год. Начало ленинградского служения отца Андрея (на фото слева). Фото: pravoslavie.ru

Читайте также:
Церковь Рождества Христова в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, время и часы посещений

О православной жизни в послевоенном Ленинграде сохранилось немало воспоминаний самых разных людей. Именно здесь служили такие столпы Русской Церкви того периода, как митрополиты Григорий (Чуков) и Елевферий (Воронцов), воспитанники ещё дореволюционных духовных школ, в 1961-1963 годах Ленинградскую кафедру возглавлял будущий Патриарх Пимен, а с 1963-го митрополит Никодим (Ротов), учитель и наставник Святейшего Патриарха Кирилла.

К слову, и наш сегодняшний Предстоятель духовно возрастал именно в те же самые годы, когда отец Андрей Мазур сначала служил протодиаконом и ризничим в Александро-Невской лавре. А затем и в Никольском кафедральном соборе, где митрополичьим иподиаконом в то время уже был юный Володя Гундяев, вскоре постриженный владыкой Никодимом в монашество с именем Кирилл, а затем рукоположенный им в иеродиаконы и иеромонахи. Времена были непростые, хрущёвская “оттепель” обернулась самой настоящей волной гонений. За веру уже не расстреливали, но давление было постоянным и очень сильным. И некоторые ломались, как, например, бывший профессор Ленинградской духовной академии, протоиерей Александр Осипов, который не только отказался от сана, но и присоединился к активной атеистической, а по сути богоборческой пропаганде.

Отец же Андрей, несмотря на все трудности того времени, верно служил Церкви Христовой. И до последних дней очень тепло отзывался о том, как митрополит Никодим, ушедший из жизни совсем молодым в 1978 году, смог в этих условиях переломить давление местного уполномоченного по делам религий и по-настоящему возродить церковную жизнь Северной столицы.

Вот как вспоминает те времена епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев), уроженец Ленинграда и выпускник Санкт-Петербургских духовных школ, в эксклюзивном интервью “Царьграду” рассказавший о последних годах служения отца Андрея в ещё советском Ленинграде:

“В 1980-е годы в Ленинграде гремел оперный бас Борис Штоколов, многие были в восторге от, к примеру, его исполнения партии Бориса Годунова в Мариинском театре. И в те же самые годы в кафедральном соборе я впервые услышал отца Андрея Мазура и вдруг понял, что его богослужебное пение и возгласы даются значительно легче, чем прославленному оперному певцу. И для меня, а также моих сверстников, воцерковлявшихся в начале и середине 1980-х, отец Андрей был сродни небожителю, человеку, необыкновенно одарённому, в первую очередь, музыкально, вокально. Но когда я познакомился с ним лично, меня поразила его удивительная скромность.

Протодиакон Андрей Мазур, будущий епископ Антоний (Завгородний) и будущий Святейший Патриарх Кирилл, 1975 год. Фото: pravoslavie.ru

А познакомились мы при следующих обстоятельствах. Когда я уже заканчивал семинарию, мне довелось несколько раз иподиаконствовать у епископа Ладожского Арсения, сегодняшнего митрополита Истринского, первого викария Святейшего Патриарха. И в те времена протодиакон Андрей Мазур ездил вместе с нами на простом «РАФике», общаясь с нами безо всякого превосходства, по-дружески. И самое замечательное воспоминание связано с нашей совместной поездкой в Петрозаводск в 1990 году, когда из местного музея передавали Церкви мощи преподобного Елисея Сумского. И мы с отцом Андреем ехали в одном купе. И мы, юные иподиаконы, шутили, что если наш громогласный протодиакон захрапит, то перебудит весь вагон. А когда приехали в Петрозаводск, то поняли, что отец Андрей не спал всю ночь, чтобы не доставить неудобство тем, кто с ним ехал.

Что же касается его дальнейшего служения архидиаконом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, то нужно помнить, что он сменил другого выдающегося архидиакона — отца Стефана Гавшева. Нужно сказать, что у отца Стефана была своя манера архидиаконского служения, кому-то она нравилась, а кому-то совсем не нравилась. И богослужения с отцом Андреем Мазуром стали совершенно иными, чем при отце Стефане, они стали намного более молитвенными и спокойными. Ни в коем случае не произнося суд над отцом Стефаном и его богослужебной манерой, факт остаётся фактом. Необыкновенно светлая осталась память об отце Андрее. Царствие ему Небесное!”

Смиренный Патриарх архидиаконского служения

С избранием в 1990 году Первосвятителем Русской Церкви митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) отец Андрей Мазур, многолетний протодиакон Ленинградского кафедрального собора, оказался в Третьем Риме, став патриаршим архидиаконом. С этого дня его голос стал постоянно звучать в патриаршем кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, а затем и в возрождённом Храме Христа Спасителя.

Архидиакон Андрей Мазур. Фото: Алексей Ларионов, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Не было практически ни одного Патриаршего богослужения (а Святейший Патриарх Алексий II славился своей особой любовью к богослужениям, совершая их намного чаще, чем абсолютное большинство других пастырей и архипастырей), за которым не был бы слышан величественный бас архидиакона Андрея. Именно в это время у отца Андрея появился ученик молодой выпускник Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Александр Агейкин. Человек, более десяти лет служивший протодиаконом Храма Христа Спасителя, а сегодня являющийся настоятелем Елоховского собора, штатным клириком которого до своих последних дней оставался отец Андрей. Протоиерей Александр Агейкин также поделился с “Царьградом” своими тёплыми воспоминаниями о новопреставленном отце архидиаконе:

“Для меня отец Андрей — это настоящий духовный отец, человек, который меня родил для служения Церкви. С первых же дней служения в сане диакона, с 1996 года, я всегда был рядом с отцом Андреем. И как он сам говорил после моего назначения настоятелем Елоховского собора: «Я никогда не думал, что ты станешь моим настоятелем», искренне радуясь этому, поскольку относился ко мне, как к сыну.

Архидиакон Андрей Мазур. Фото: patriachia.ru

Удивительно чуткий человек, очень тонкий, очень смиренный. Такие люди редко встречаются. И когда вчера вечером мы получили известие о кончине отца Андрея, оно было радостно-скорбным, и потому что сейчас продолжаются Пасхальные дни, и, конечно, вспомнилось само общение с отцом Андреем, очень переживавшим в последнее время, что уже не может совершать богослужения. Сразу сложилось впечатление, что умер святой человек, потому что по своей преданности, по своей верности и глубокой вере он был самым настоящим Авраамом, Патриархом диаконского служения. И эта его верность Церкви может вмениться ему в праведность.

Всей своей душой он был неразрывной частью Церкви, ничего своего в нём не было. И это — удивительный дар человека, который через глубочайшее смирение воспринимал своё служение, которое было воплощением его мечты служить диаконом. Ещё в Почаеве он, молясь, просил у Бога стать диаконом. Как-то отец Андрей рассказывал, что ему приснилось его священническое рукоположение, и он проснулся в слезах.

Он был настоящим диаконом во всём своём служении и во всей своей жизни, потому что другого для себя не видел. И нам, молодым диаконам, которые столь же искренне хотели служить, он отдавал всего себя без остатка. При этом был настолько смиренным, простым и доступным, никогда никто от него не слышал ни единого грубого слова, и я уверен, что никто не сможет вспомнить о нём ничего негативного”.

Декабрь 2016 года. Одно из последних богослужений отца Андрея. Фото: patriarchia.ru

Конечно, это лишь малая толика того, что можно сказать об отце Андрее, тело которого уже совсем скоро обретёт вечный покой в стенах столь любимой им Александро-Невской лавры. Душа же его, как говорится в заупокойных молитвах, во благих водворится, и память его в род и род. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему, новопреставленному архидиакону Андрею, и сотвори ему вечную память!

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Успенский Свенский мужской монастырь

Успенский Свенский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Брянской области. Был основан в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году. Монастырь возвращен Церкви в 1992 году.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Монастырь основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой — Печерской иконой Божией Матери. Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень, куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский.

Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами, в 1664 — крымскими татарами.

Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко. В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I. Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века, а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.

В 1681—1786 годах монастырь был приписан к Киево-Печерской лавре и носил наименование Ново-Печерский. В эти годы здесь были построены надвратная Спасо-Преображенская церковь (1742) и монументальный Успенский собор (1758, снесён в 1930). Перед стенами монастыря шумела ярмарка, одна из самых крупных на западе России.

После возвращения монастырю статуса самостоятельного он, чтобы избежать прежнего неблагозвучного названия, был наименован Свенским, соответственно и речка Свинь была переименована в Свень. Согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель (1764), монастырь был отнесён к третьему классу.

Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антонием и Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век).

В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус.

Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Спаса Преображения
  • Церковь Сретения Господня
  • Церковь Антония и Феодосия Печерских
  • Надкладезная часовня Свенской иконы Божией Матери

Свенский Успенский мужской монастырь

Свенский Успенский мужской монастырь — это один из старейших монастырей России, который по сей день остается действующим. Обитель расположена в поселке Супонево Брянской области, недалеко от того места, где впадала в Десну речка Свени. Сегодня этой речки не найти ни на картах, ни на местности, как ни стараются энтузиасты. Зато с территории открываются потрясающие виды на Десну.

Люди приезжают, чтобы участвовать в богослужениях, молиться, окунаться в купель, осматривать величественные сооружения в стиле русского барокко и совершать умиротворяющие прогулки по яблоневому саду и бескрайним лугам.

В монастыре действуют строгие правила, если вы хотите приехать, уважайте требования братьев: женщины только в юбках и платках, мужчины в брюках (шорты непозволительны) и с непокрытой головой. Фотографировать здесь запрещено, это касается не только пространства храмов, но и дворовой территории. Также будьте внимательны, здесь есть зоны, куда доступ разрешен только послушникам и монахам.

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Расписание богослужений

Каждый день без исключений в соборе монастыря проводятся службы, которые могут посетить все желающие. Утренняя начинается в 8:00, вечерняя — в 17:00.

История Свенского монастыря

Как и у многих древних строений, у Свенской обители есть своя легенда. Гласит она, что в 1288 г. князь Дебрянский и Черниговский по имени Роман Михайлович (Роман Брянский) стал терять зрение. Испугавшись слепоты, князь отправил монахов в Киево-Печерскую лавру и поручил им привезти оттуда исцеляющую икону Пресвятой Девы Марии. Она изображена с младенцем Иисусом на коленях, по две стороны от Богоматери стоят Печерские чудотворцы: Антоний и Феодосий.

Уже на обратном пути ладья с монахами вдруг стала посреди реки, и гребцы не смогли сдвинуть ее. Путники остановились на берегу ночевать, а утром обнаружили, что пропала чудодейственная икона, которую они везли князю. Стали искать, обошли весь берег и обнаружили реликвию на ветвях дуба, что стоял на возвышенности меловой горы. Это было чудо.

О происшествии сообщили князю. Тогда он вместе с семьей и священнослужителями приехал на место явления иконы, стал молиться там об исцелении и мгновенно прозрел. В благодарность правитель пообещал Божьей Матери отдать все земли, которые только видит вокруг. Тут же он сам и все его спутники стали заготавливать лес, чтобы возвести храм на месте сотворения чуда.

Здесь поселились 70 монахов, которые оградили территорию частоколом и основали монастырь. Свенская обитель быстро стала культурным и духовным центром региона. Его развитие и укрепление поощряли и московские правители. При царе Иване Грозном вместо деревянных храмов стали строить каменные.

В XVI в. на территорию обители совершали разрушительные набеги то крымские татары, то войска поляков. В документах сохранились свидетельства, что игумен и братья претерпевали страшный голод, но до последних сил продолжали защищать святыню и даже возглавили патриотическое движение горожан. В 1583 г. монастырь потерял часть библиотеки, иконы и деревянные постройки — все было сожжено. Но чудотворную икону братья спасли, прячась с нею в брянских лесах. В 1664 г. обитель пережила нападение татар, была полностью разорена.

В 1678 г. появилась трехкупольная надвратная церковь. Но в целом положение монастыря оставалось бедственным. В это время представители Киево-Печерской лавры просили у московских правителей убежища. Чтобы как-то исправить ситуацию царь Федор Алексеевич в 1681 г. передал Свенскую обитель Киево-Печерской лавре, а киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу приказали заняться хозяйственными вопросами.

В начале XX в. здесь постоянно жили 100 братьев, которые занимались земледелием (80 десятин земли) и ухаживали за фруктовым садом. С приходом советской власти все изменилось: чудотворная икона Свенской Богоматери была изъята и передана в Третьяковскую галерею, а сама обитель — в ведение губернского музея в 1926 г. Но самое страшное произошло в 1930 г., когда по приказу НКВД Успенский собор был взорван, разрушено монастырское кладбище, повреждены колокольня и храм Антония и Феодосия Печерских. И даже домик Петра I (царь останавливался здесь во время путешествия) разобрали на кирпичи.

В течение 40 лет святое место находилось в запустении. В 70-х годах сотрудники краеведческого музея взялись за восстановление территории, а потом открыли ее для посещения в 1988 г. И только в 1992 г. Свенская обитель была снова возвращена в ведение Православной Церкви. До сих пор здесь продолжаются работы по восстановлению и благоустройству.

Территория

Территория монастыря окружена каменной стеной с бойницами и шестью башнями. Эту стену длиной 800 м возвели еще в XVIII в. Высота ограждения варьируется от 5,5 до 8 м на разных участках.

Над главными воротами (называются они «Святые врата») возвышается старый храм Сретения Господня с позолоченными куполами. Именно здесь велись службы до восстановления нового Собора. Если посмотреть вправо, то вы увидите возвышающуюся над западной стеной Спассо-Преображенскую церковь.

Войти во двор монастыря можно через калитку. По правую руку возвышается недавно отстроенный Успенский Собор, прямо перед вами — Храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Во дворе есть скамейки и информационные стенды, которые познакомят вас с историей Свенского монастыря. Здесь представлены старые фото территории и храмовых сооружений, а также план-схема. Работает трапезная и церковная лавка, за стенами есть гостиница с кафе.

Вокруг обители очень красивые места, располагающие к пешим прогулкам: рядом раскинулся яблоневый сад, за которым ухаживают братья, если спуститься к реке — Андреевские луга (место проведения Свенской ярмарки). Если обойти монастырь вокруг, то найдете смотровую площадку с видом на извилистую Десну, долину и брянские леса. Это очень популярное место для фотосессий, сюда приезжают молодожены. Гуляя вокруг монастыря, вы найдете древний дуб, защищенный металлическим забором. Бытует мнение, что это именно то дерево, в ветвях которого нашли чудодейственную икону.

Успенский собор

Первый храм в честь Успения Богородицы на этой земле был деревянным, его построили еще в XIII в. Позже царь Иван Грозный делал огромные вклады в развитие обители. Это дало возможность в XVI в. возвести каменный Собор, в который поместили исцеляющую икону Свенской Божьей Матери. Строил храм тверской зодчий Гавриил Маков. Здание было трехапсидным, с трех сторон его окружали галереи — паперти. Одновременно появилась и колокольня, колокола для которой (весом 40 и 200 пудов) тоже подарил обители царь.

В результате войн и вражеских набегов, а также по причине не очень удачного расположения на косогоре, Успенский собор был почти полностью разрушен. В середине XVIII в. императрица Елизавета Петровна, путешествуя по стране, застала Свенский монастырь в плачевном состоянии и пожаловала на строительство нового храма большую сумму. Братья выбрали безопасное ровное место и заложили первый камень Нового Успенского Собора в 1749 г. Проект и расчеты делал архитектор Н. А. Мичурин, а строительством, которое длилось долгих 9 лет, руководил Иоганн Битнер. Собор получился огромный пятиглавый, в нем установили семиярусный иконостас XVII в. Внутреннюю роспись выполнил крепостной художник Кирилл Холодов, которого доставили сюда из Киева. В XIX в. собор обветшал, а с приходом советской власти и вовсе был разрушен. Заново отстраивать его начали в 2011 г.

Читайте также:
Храм Святого Духа в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Чудотворцев Антония и Феодосия

При царе Иване Грозном был возведен и храм в честь Чудотворцев Антония и Феодосия. Возводила церковь артель Гавриила Дмитриева, но работы были выполнены некачественно, поэтому, не простояв и века, строение разрушилось. В своих летописях монахи отмечали, что ни одна икона и алтарь не пострадали вовсе.

Церковь восстановили, но вопреки традиции ориентировали алтарную часть не на восток, а на юг. Форма одноглавого храма соответствует канонам московско-суздальского зодчества. Особое внимание на себя обращает изящно декорированный барабан купола и наличники окон второго этажа. К зданию пристроили трапезную, богатых украшений не делали, только расписали внутри сюжетами чудес Иконы Божьей Матери. До XIX в. храм выполнял роль трапезной для братьев, а когда для приема пищи построили отдельное помещение, Храм Чудотворцев стал теплым храмом. С приходом советской власти церковь тоже разрушили, но не полностью. Позднее она стала объектом изучения для историков архитекторы. Восстановили сооружение в 2012 г.

Надвратный храм Сретения Господня

В монастырских записях значится, что надвратная церковь возведена именно в том месте, где князь Роман Михайлович благодаря молитве получил чудесное исцеление. Возвели каменный храм в конце XVII в. Строение ярусное двухэтажное, сама церковь заняла второй этаж, а первый — это проход и проезд на территорию обители. Архитектурный стиль историки определяют как русско-украинское барокко. Все дело в том, что так и не удалось установить, на территории какого государства он впервые появился. В начале XIX в. здание перенесло сильный пожар, который повредил главы и крышу. В конце века уже отреставрированный храм расписали, пристроили помещение для привратников.

Спассо-Преображенская церковь

Это очень интересный образец зодчества эпохи перехода от барокко к классицизму: храм в виде пятиярусной башни над западными воротами монастыря. Эти ворота еще называют Ярмарочными. Построена она была на деньги купцов в середине XVIII в., работы велись 8 лет. Первый этаж выполнен в виде галереи, украшенной арками. На второй ярус храма можно подняться по каменной лестнице. Иконостас строили мастеровые из Москвы, он был позолоченный и расписной. В середине XIX в. место проведения ярмарки перенесли в Брянск, а западные ворота заложили.

Свенский мужской монастырь на Google-панораме

Святой источник

Слева от стен монастыря можно спуститься к источнику, однако здесь металлическая лестница довольно крутая, хотя и оборудована перилами. Впрочем, прихожане часто предпочитают именно этот путь. Чтобы подъехать ближе к купели на автомобиле, нужно повернуть налево перед главными воротами и двигаться по асфальтированной аллее. Из источника можно пить, можно набрать водички с собой. Над источником в 2006 г. выстроена кирпичная купель-часовня. Все желающие могут совершить омовение.

Как добраться до Свенского монастыря

Добираться сюда из Брянска очень удобно: от центра города всего 11 км. Вы можете преодолеть их на машине, для которой найдется удобное парковочное место на площадке перед воротами обители.

Добраться можно и на автобусе:

  1. В 50 м находится остановка «Свенский монастырь» по улице Фрунзе. Сюда приезжает маршрутка № 45 каждые 15 минут. Следует рейс от Станции Снежетьской, проезжает мимо ж/д вокзала Брянск-2-Льговский.
  2. Остановка «Свенский монастырь» по улице Московской в 350 м. Сюда приходит автобус № 7, маршрутки № 36 и 177.

Заказать поездку можно и в одной из служб такси, например, «Городское такси», «Таксфон», «Максим».

Вид на Свенский монастырь с высоты (видео)

Свенский монастырь Брянск

Обойдя Свенский монастырь с любой стороны, попадаешь на смотровую площадку. Здесь не бывает безлюдно, разве что в плохую погоду или в будни утром. Сюда часто приезжают фотографироваться молодожёны. Вид на Десну, поля и леса просто прекрасный. Если спуститься с холма чуть ниже, можно устроиться на пикник, выпить чай из термоса, съесть чего-нибудь вкусненького любуясь природой.

У подножия холма, на котором стоит Свенский монастырь есть святой источник и купель. Слева от стен обители вниз ведет лестница. Ступенек много. Спуск и подъем станут хорошей разминкой. Примерно в середине пути организованы лавочки для отдыха. Пусть лестница вас не пугает. С подъемом справился даже мой четырёхлетний сын. Внизу из трубы течёт святая вода. Можно попить и набрать с собой. Напротив источника построена кирпичная купель. Есть дверь, которая закрывается на щеколду. Любой желающий может окунуться. Хорошо при этом иметь с собой полотенце. Пройдя по тропинке за купель, можно выйти к Десне.

История Свенского монастыря

Свенский монастырь основал в 1288 году князь Брянский и Черниговский Роман Михайлович. Князь внезапно стал слепнуть и отправил монахов за чудотворной иконой Богородицы в Киево-Печёрский монастырь. Икону везли по реке. На ночь остановились монахи на берегу Десны. Утром икона исчезла. Нашли её на дубе недалеко от места впадения реки Свинь в Десну. Князь пешком шел к Печерской иконе Богородицы и молился перед её образом о прозрении. Случилось чудо. Зрение вернулось к Роману Михайловичу. На месте обнаружения иконы князь основал монастырь. Название ему было дано не самое благозвучное – Свинский – по имени реки Свинь.

Читайте также:
Храм Державной Божией Матери в Чертанове: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Монастырь в 13 веке строили из дерева и обнесли частоколом. При Иване Грозном в Свенском монастыре начали строительство каменных храмов взамен деревянных. Так в 1566 г. была возведена церковь во имя чудотворцев Антония и Феодосия, которые изображены на Печерской иконе вместе с Богородицей и младенцем. А в 1578 г. построили главный храм обители – Успенский собор. В него и поместили главную святыню Свенского монастыря чудотворную икону Божьей матери.

Войска литовцев и крымских татар совершали набеги на обитель в 16-17 веках. Деревянные постройки, книги и другое имущество неприятели сжигали, а храмы грабили. Только чудотворный образ Печерской иконы Божьей Матери монахам удалось спасти, укрываясь в лесах.

В конце 17 века построили Сретенскую надвратную церковь, которая сохранилась до нашего времени. К середине 18 века Успенский собор совсем обветшал и начал разваливаться. Тогда в 1749-1758 гг. в Свенском монастыре построили Новый Успенский собор. Позже в 1764 г. вокруг обители возвели каменные стены в форме восьмиугольника с шестью башнями.

Советская власть монастырь закрыла, а часть построек снесли. Главную реликвию – чудотворную икону Божьей Матери увезли в Третьяковскую галерею, там она и находится до сих пор. В 1930 г. по приказу советской власти Успенский собор взорвали, уничтожили древнейшие надгробия на монастырском кладбище. Церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия сильно пострадала от взрыва и её разобрали.

Только в 1992 г. монастырь вернули Русской Православной Церкви. В 2011 года начали восстанавливать Успенский собор. В 2012 г. вновь отстроили церковь Антония и Феодосия Печерских. 20 октября 2019 г. вновь возрожденный Успенский собор освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Епархиальные монастыри РПЦ

История

Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».

Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.
При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

Читайте также:
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.
Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.
Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

Успенский Свенский мужской монастырь в Брянской области

Успенский Свенский монастырь г. Брянска, расположен на высоком берегу р. Десны в месте впадения р. Свени. Это один из древнейших монастырей в России. Расположенный на юго-западе Руси, за свою историю он претерпел немало испытаний, но сохранился до нашего времени.

Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

История постройки

Основания монастыря относят к 1288 году и связано оно со следующим чудом. Брянский князь Роман Михайлович ослеп. Желая получить исцеление, он приказал доставить в Брянск икону Божией Матери из Киево-Печерского монастыря. По прибытии в город повозка с иконой остановилась именно на том месте, где будет основан Свенский монастырь, а князь получает исцеление.

Сама икона осталась в монастыре и прославилась в дальнейшем многими чудесами, получив название Свенская. А дальнейшая судьба обители складывалась следующим образом:

  • князь Роман Михайлович заложил деревянную Успенскую церковь, в которой и был погребен, при его жизни в монастыре уже проживало 70 монахов и послушников;
  • в XVI веке началось каменное строительство в обители: в 1566 году возведен храм в честь св. прп. Антония и Феодосия Печерских, в 1578 году возведен Успенский собор, а также каменная колокольня;
  • в течение XVII века обитель не раз подвергалась разорению, то со стороны литовцев, то со стороны крымских татар, а в 1664 г. монастырь был сожжен крымскими татарами, все деревянные постройки сгорели, а храмы были сильно повреждены;
  • в 1682 году Свенская обитель была приписана к Киево-Печерскому монастырю, так как самостоятельно уже не могла поддерживать в должном состоянии все постройки;
  • надвратная Сретенская церковь была построена в 1678 году;
  • новый Успенский собор был воздвигнут в 1758 году;
  • в 1764 г. Свенский Успенский монастырь г. Брянска обнесен каменной оградой высотой от 5,5 до 8 м.

С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, главная святыня Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею. В 1930 году взорван Успенский собор, повреждена церковь прп. Антония и Феодосия и колокольня. Став филиалом Брянского областного краеведческого музея Свенская обитель начала восстанавливаться с 1970 года и в 1988 году смогла принимать первых посетителей.

Читайте также похожие статьи:

Новая страница в истории Свенского монастыря г. Брянска открылась в 1992 году, когда его передали Церкви и началось возрождение обители.

Интересный факт! Находясь в Свенском монастыре в 1708 году, Петр I узнал о предательстве Мазепы. Долгое время на территории монастыря сохранялся домик Петра, где государь останавливался, когда пребывал в обители.

Описание архитектуры

Из дореволюционных построек монастыря хорошо сохранилась стена, разрушенная только частично и восстановленная в 2011 году. Храм надвратный Сретенский выкрашен в розовый цвет и имеет несколько главок. Церковь прп. Антония и Феодосия Печерских восстановлена, так как была полностью разрушена. Это однокупольная церковь без столпа.

Преображенская церковь (построена в 1742 г.) — пятиярусная башня над вратами, у которой нижние ярусы квадратные, а верхние круглые. Восстановлен также и главный храм обители — Успенский собор. На деньги жертвователей восстановление его осуществилось в течение последних нескольких лет. В соборе установлен 22 метровый иконостас. Иконы в нем именные, т. е. написаны на пожертвования тех, кто жертвовал на каждую конкретную икону.

Важно! К концу XIX века монастырь обладал довольно большой библиотекой, в которой была неплохая коллекция старопечатных книг XVI — XVII веков. К сожалению, большая часть книг погибла во времена советского лихолетья.

Престольные праздники и святыни

В монастыре несколько престольных праздников:

  • 19 августа Преображение Господне;
  • 28 августа Успение Божией Матери;
  • 15 мая память прп. Антония Печерского;
  • 26 июля память прп. Феодосия Печерского;
  • 15 февраля Сретение Господне.

В возрожденной обители не так ещё много святынь. Среди них наиболее почитаемыми являются икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей его св. мощей и список с иконы Свенской Божией Матери.

Ещё интересные статьи:

Есть и свои реликвии, а также достопримечательные места. Не так давно жительница Канады передала в монастырь покровец XVII века с изображением иконы Божией Матери «Знамение». Когда-то он принадлежал монастырю, но в послереволюционное время был вывезен за границу.

Недалеко от монастыря сохранился так называемый Петровский дуб. По преданию, Петр I, когда останавливался в обители, любил отдыхать под этим дубом. Также у стен монастыря располагается святой источник, к которому ведет длинная лестница-спуск с высокого склона.

Интересно! В 2015 году на территории Свенской обители был обнаружен уникальный артефакт, белая плита с изображением всадника с мечом и надписью. Сама надпись до сих пор расшифровывается, но остается непонятным предназначение самой плиты. Она находится в стенах обители.

Расписание богослужений

Служат в монастыре ежедневно, вечернее богослужение начинается в 17.00, литургия в будние дни в 8.00. По воскресеньям служат две литургии: раннюю в 8.00 и позднюю в 10.00.

Во все дни после литургии обязательно служат молебен святому дня и панихиду по усопшим.

Рядовыми будничными днями вечером служат вечерню и утреню, а под воскресенье и праздничные дни всенощное бдение. На сайте монастыря есть расписание на каждый день с указанием праздников и памяти святых каждого дня.

Как добраться

Свенский монастырь находится по адресу: г. Брянск, поселок Супонево по адресу ул. Фрунзе, д. 1б. Если паломник добирается до монастыря от железнодорожного вокзала, то надо сесть на троллейбус № 1 и доехать до конечной станции «Телецентр», здесь пересесть на автобус № 7 и уже добраться до остановки «Свенский монастырь».

В случае когда приходится добираться от автовокзала, также надо сесть на автобус № 7 и добраться до монастыря. Также до остановки под названием «Свенский монастырь» едут маршрутки №№ 36 и 45.

Телефон Свенского монастыря в Брянске (4832) 92-20-74.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: