Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Антониево-Сийский монастырь

Святыня духовная и. гражданская

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Северная Фиваида русская, ожерелье монастырей, рассыпанных от Москвы до далекого Мурмана, необыкновенно пестра. Есть среди ее многочисленных бусин и громадные, процветающие обители – еще три века назад их настоятели, бывало, управляли территорией размером с небольшое европейское государство. А есть и малые жемчужины – пустыньки на островах, по берегам озер и рек. Где-то одна церковка, а где-то – с полдюжины храмов один другого величественнее. По нынешним же временам добавилось еще одно различие: здесь монастырь блистательно реставрирован, тут – жизнь едва теплится в развалинах, а там – и тропы-то не осталось, всё заросло…

Если современная северная обитель выглядит процветающей, если церкви ее как следует восстановлены, если вернулось к ней величие, значит, скорее всего, нашлись некие щедрые жертвователи, подарившие ей новую жизнь. А их, в свою очередь, привлекло какое-то историческое обстоятельство, поставившее монастырь в фокус общественного внимания.

Именно там обстоят дела со знаменитым Антониево-Сийским монастырем в Архангельской области.

Не столь уж много дошло до сегодняшнего дня святынь допетровской России, прямо и нерасторжимо связанных с династией Романовых. Какие древние обители в первую очередь приходят на ум, когда вспоминаешь ее судьбу? Новоспасский монастырь в Москве, Новоиерусалимский – под Москвой, да Ипатьевский – в Костроме.

Следующим в этом ряду надо ставить именно Антониево-Сийскую обитель. Преподобный Антоний основал ее в первой четверти XVI века на месте, где, по словам из его жития, задолго появления иноческой братии крестьяне слышали колокольный звон и пение церковное, видели монахов, рубящих лес. Первый век своей биографии монастырь жил небогато, обходился деревянными храмами и держался весьма строгих правил киновиального уклада.

Потом, однако, всё изменилось. В начале XVII столетия сюда направили знатного постриженика: опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, во иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет, сдружился с игуменом и сохранил в памяти своей самые добрые воспоминание о месте, которое, вроде бы, предназначалось для его унижения.

За пределы обители инок Филарет вышел в самый разгар великой русской Смуты. Страну ожидало еще десять с лишком лет войны, интервенция и всеобщее обнищание, а Филарета Никитича – головокружительная духовная «карьера» и… тяжелый плен у поляков.

В 1613 году его сын, Михаил Федорович, был избран русским царем и первым из Романовых занял русский престол. После этого Михаил Федорович приложил немало усилий, чтобы вызволить отца. Филарет вернулся в Россию шестью годами позже. Очень быстро он занял патриаршую кафедру. Впоследствии страной долгое время правил дуумвират: царь-сын и патриарх-отец, подсказывающий отпрыску львиную долю решений в делах большой политики.

Тогда и началась эпоха благоденствия для Антониево-Сийского монастыря. Филарет благоволит обители, посылает туда дорогие подарки, способствует строительству великолепных каменных храмов. А вслед за ним и прочие представители царской династии оказывают знаки заботы далекому северному монастырю.

Обитель растет, обитель набирается благолепия. Обитель становится одной из самых больших и красивых во всей стране. Всё это продолжается до 1917 года…

Надо ли перечислять, сколько всего там разрушили, испортили, осквернили при советской власти? Зачем? Как везде, в общем-то…

Однако в наши дни на земле монастыря очень многое счастливо восстановлено. И соборная церковь, и уникальный храм-колокольня, воздвигнутый новгородскими зодчими, и большая каменная трапезная. В обители сейчас около пятидесяти священников, дьяконов, монахов, послушников и трудников. Для нашего севера это очень много. Можно сказать, фантастически много…

Старинное величие и старинное цветение возвращается к монастырю с новой силой.

Конечно, дело не обошлось без благочестивых жертвователей. Возможно, их привела сюда древняя слава большого святого – преподобного Антония. Но, скорее, другое. Россия постепенно меняет свое отношение и к своей истории в целом, и к истории последней династии в частности. Всё, что связано с судьбами Романовых, до недавнего времени было табуировано, да чуть ли не проклято от властей. Ныне же всё это приобретает значение гражданских святынь.

Вот и в Антониево-Сийском монастыре вырос новый храм – не восстановленный, а именно новый, творение наших дней. Он освящен по имя святого Николая, последнего государя Российского, недавно канонизированного Русской православной церковью. Эта церковь сама по себе – неоспоримое доказательство того, что мировидение народа обретает иной вид. «Позвонки столетий» срастаются, идет «возвращение имен».

Медленно всё это происходит, очень медленно. Однако… что такое век для истины? Господь наш терпеливо, не спеша, расставляет по своим места стулья, разбросанные во вселенском доме Его непослушными детьми, чинит их руками столы, ими же когда-то переломанные и вставляет окна, ими выбитые.

Фото автора, фото на заставке – архим. Трифон (Плотников)

Антониево-Сийский монастырь: уникальное святое место в Архангельской области

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь – мужская обитель, созданная в XVI веке. Это одна из самых значимых и известных обителей Русского Севера.

Читайте также:
Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Монастырь – одно из немногих мест, в котором сохранились древние постройки.

В монастыре также хранятся Евангелие, созданные в шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках чудотворная икона Живоначальной Троицы, икона Богородицы «Умиление» и другие православные святыни.

Где находится в Архангельской области?

Монастырь находится в Архангельской области, на полуострове, который располагается в Большом Михайловском озере. Из озера вытекает река Сия, которая впадает в Двину, именно её название отразилось в названии обители.

Обитель образует населённый пункт – деревню Антониево-Сийский монастырь, которая относится к Емецкому муниципальному образованию, расположенному в Холмогорском районе.

В форме поиска ниже вы можете посмотреть стоимость авиабилетов:

История Свято-Троицкой обители


Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием, который впоследствии сам же писал для церкви иконы, и получил название в честь своего главного храма – Свято-Троицкий.

До XVIII века монастырь вёл активную жизнь и был одним из крупнейших центров притяжения верующих, но со временем деятельность в обители стала угасать.

В 1923 году он был закрыт по решению Губернского исполнительного комитета, и прилежащие территории заняли колхоз, дом отдыха и интернат, а в семидесятых годах прошлого века появился пионерский лагерь для детей, родители которых работали на автотранспортных предприятиях региона.

С 1992 года обитель вновь принадлежит Русской православной церкви.В ней время от времени проводится реставрация, работает возрождённая иконописная мастерская, а также ведётся хозяйство – обители принадлежат ферма, конюшня, многочисленные теплицы и пекарня.

Здесь можно выбрать жилье в Архангельске:

Библиотека

Особого внимания заслуживает местная библиотека, которая насчитывает более 40 тысяч единиц хранения. В библиотеке находится не только духовная литература, но и современные издания, например, книга Архимандрита Тихона “Несвятые святые”. Есть также книги для детей и издания о святыне.

В монастыре ежемесячно выпускается миссионерская газета “Духовный Сеятель”, а также ежегодный церковно-исторический альманах “Сийский Хронограф”.

Как добраться самостоятельно?

Добраться в монастырь можно только на автобусе из Архангельска или на собственном автомобиле. Однако стоит учесть, что нет такого автобусного маршрута, который пролегал бы непосредственно до места.

Доехать можно на автобусах, которые идут в Вельск, Березник, Котлас или Коряжму; нужно выйти на автобусной остановке Сия и пройти пешком около восьми километров до обители.

Добираясь на автомобиле, нужно отправиться в сторону Вологды по трассе М-8, а затем свернуть с трассы на 152-м километре и проехать ещё 8 километров.

На карте указан автомобильный маршрут из Архангельска до обители. Карту можно посмотреть на сайте или скачать по ссылке.

Постройки

Троицкий собор и Благовещенская церковь

Троицкий собор располагается на месте самой первой постройки – деревянной Троицкой церкви, возведённой преподобным Антонием и иноками. Каменное здание собора была построено после пожара в конце XVI века, уничтожившего деревянную постройку, в нём по сей день хранятся мощи основателя монастыря.

В декабре 2019 года Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о реставрации этого важнейшего культурного памятника. Окончательное восстановление собора запланировано к 2023 году.

Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами была возведена в 1644 году и стала вторым каменным зданием на территории монастыря. В 1992 году она сильно пострадала при пожаре.

Церковь Серея Радонежского

Надвратная каменная церковь с архиерейскими покоями была третьим каменным зданием, её строительство завершилось в 1670 году. Церковь нуждается в реставрационных работах, однако Министерство культуры никаких решений, касающихся этого вопроса, не принимает.

Посмотреть расписание поездов можно здесь:

Экскурсии и паломничество

Архангельские туристические компании предлагают совершить автобусные экскурсии до обители, в которые входит знакомство с комплексом и подъём на звонницу.

Также по предварительной договорённости экскурсии проводит и братия монастыря. В программу входит не только осмотр территории, но и трапеза и посещение божественной литургии.

Специальная служба на официальном сайте

Чтобы совершить паломничество в Антониево-Сийский монастырь, необходимо предварительно обратиться в паломническую службу.

Видео

Посмотрите небольшое видео об истории и сегодняшней жизни обители:

Антониево-Сийский монастырь – очень важное место для паломников, но поездка в обитель заинтересует не только православных верующих, но и тех, кто любит культуру и историю России.

Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Мiръ Греция периферия Южные Эгейские острова Мужской монастырь ап. Иоанна Богослова (Патмос)

Монастырь Иоанна Богослова основан на месте где, находясь в ссылке, проповедовал апостол и где он получил «Откровение». Монастырь находится в юрисдикции Константинопольского патриархата. Греческое название — Μονή Αγ Ιωάννου Θεολόγου.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Пещера Апокалипсиса
    • 2.2 Библиотека монастыря
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Ссылки
Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История [ править ]

Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом, прибывшим на Патмос с острова Кос. Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, которой передал остров Патмос в собственность монастыря, освободил от всех налогов и запретил доступ на остров любым государственным чиновникам. Благодаря этому Патмос, по словам Ф. Шаландона, стал маленькою религиозной, почти независимой республикой, где могли жить только монахи.

Местом постройки монастыря был выбран холм с руинами храма Артемиды. Один из блоков её храма был использован в качестве престола для монастырского кафоликона во имя апостола Иоанна, украшенного фресками (самыми ранние датированы XII веком). Христодул стал первым игуменом основанного им монастыря и начал его строительство, продолжавшиеся 19 лет. Монастырь построен как крепость с бастионами и башнями. Вокруг него за годы строительство образовался небольшой посёлок с пастбищами, положивший начало городу Хора. Монастырь регулярно подвергался пиратским набегам. Христодул покинул его и вернулся на Кос, где скончался около 1111 года. Несмотря на это монастырь продолжил своё существование, позднее в него перенесли мощи Христодула, хранящиеся в часовне его имени. В период своего рассвета монастырь имел владения вне Патмоса — на Крите, Косе, Наксосе, в Смирне, на Закинфе. В XIII веке остров Патмос перешёл под власть Никейской империи, но уже императоры Феодор II Ласкарис и Михаил VIII Палеолог подтвердили все имущественные права права монастыря на Патмос (хрисовул Михаила VIII сохранился в монастырской библиотеке).

После 1453 года Патмос, как и другие греческие острова, попал под власть турок и выплачивал дань турецкому султану. В этот период монастырь продолжал действовать. В 1647 году монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1770—1774 годы остров Патмос был занят русским флотом под руководством адмиралов Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.

Современное состояние [ править ]

В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Пещера Апокалипсиса [ править ]

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Библиотека монастыря [ править ]

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Мужской монастырь святого Иоанна Богослова на острове Патмос, Греция

Патмос — маленький и уютный островок в Греции, о котором говорят, что это самое религиозное место в стране. «Иерусалим Эгейского моря» — так иначе называют это место.

История основания монастыря

Одной из достопримечательностей Патмоса является пещера, в который по преданиям и был записан «Апокалипсис Иоанна Богослова», другой — украшение острова — Монастырь в честь этого святого апостола.

Датой основания монастыря считают 1088 год, когда преподобный Христодул, приехав на остров, получил у императора Византии — Алексея I Комнина, разрешение на возведение монастыря. Император к тому же принял решение передать сам остров Патмос в монастырскую собственность, тем самым освобождая монахов в первую очередь от уплаты налогов, а во вторую — запретив совершенно всем чиновникам появляться на острове. По этим причинам постепенно остров превратился в отдельное религиозное государство, основным населением которого были лишь монахи.

Читайте также:
Ставропольская митрополия: паломнический центр, храмы и монастыри, святыни

Статьи об апостоле Иоанне Богослове:

Монастырь был построен на холме, где еще оставались руины храма, посвященного Артемиде, более того, один из каменных блоков ее храма был выбран для престола монастырского кафоликона, посвященного апостолу Иоанну. В целом строительство монастыря продолжалось около 19 лет, за это время обитель приобрела вид крепости, окруженной бастионами и башнями. Во время строительства за пределами крепости появился поселок, со временем ставший городом Хора.

Ни периодически случавшиеся набеги пиратов, ни тот факт, что в 1554 году остров был взят турками, не повредили обители — монастырь продолжал существовать.

Островом Патмос довольно долго владели турки, однако дел монастырских они не касались, в 1912 году остров перешел в собственность итальянцев, а в 1943 — немцев, но ни те, ни другие не смогли хоть сколько-нибудь навредить обители. В 1948 году остров был присоединен к Греции.

Важно! В 1647 году греческие монахи прибыли в Россию с ценным подарком царю Алексею Михайловичу — камнем с изображенной на нем Богородицей, который по преданию выпал из рук ангела в тот момент, когда Иоанн писал Евангелие. Эта святыня по сей день находится в Благовещенском храме Московского Кремля.

Современное состояние

С 1999 года Монастырь святого Иоанна Богослова включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По сегодняшний день жизнь в обители идет своим ходом — здесь трудятся примерно 40 монахов.

Описание архитектуры

Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове.

Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.

Читайте также похожие статьи:

В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.

Деятельность прихода

В монастыре имеется большая библиотека, собранная монахами и включающая собрания как рукописных, так и печатных книг. На сегодняшний день это самая крупная библиотека христианских книг в мире, по подсчетам ученых в ней хранятся около тысячи книг, написанных вручную и около полутора тысяч печатных книг XVII — XVIII веков.

К тому же сейчас в библиотеке хранится уже несколько тысяч современных христианских книг, а также множество некоторое количество уникальных документов, раскрывающих историю монастыря.

Самая ранняя рукопись, обнаруженная в монастырской библиотеке, датируется V веком. К тому же большинство из изданий до обнаружения их на Патмосе считались пропавшими, что позволяет судить о их высокой ценности.

На заметку! Ежегодно, в конце августа, на острове проходит Международный фестиваль церковной музыки, на котором представляют свое дарование коллективы из разных стран.

Богослужение в монастыре

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно с 3 до 6 утра по будням. В дни церковных праздников здесь проходят расширенные богослужения, как правило, с участием священников и монахов из России.

Святыни

Главная святыня монастыря — икона апостола Иоанна, предположительно написанная в XII веке. Ее иконостас выполненный из ореха и дуба, в XIX веке был позолочен, а святые образы, запечатленные в окладе, были некогда подарены императрицей Екатериной II. Кроме того, среди святынь, хранящихся в обители можно выделить:

  • цепи апостола Иоанна Богослова;
  • мощи Святого апостола Фомы;
  • голова священномученика Антипы Пергамского;
  • мощи преподобного Христодула Никейского;
  • мощи преподобного Макария Патмосского;
  • 3 креста с частицами Честного Древа;
  • частица мощей великомученика Федора Стратилата;
  • частица мощей святого великомученика Пантелеимона;
  • частица мощей преподобного Стефана Нового;
  • обувь преподобного Христодула.

Престольные праздники

Ежегодно — 9 октября, в день памяти святого Иоанна Богослова на острове Патмос проходят праздничные службы. В пещере Апокалипсиса также утром и вечером проходят литургии. А днем богослужение проходит также на берегу Эгейского моря, где когда-то, согласно преданиям, Иоанн крестил первых христиан.

Как добраться

Посетить остров Патмос можно, приобретя путевку с паломническим туром. Из России группы туристов сначала прибывают на остров Родос, и в дни празднеств посещают с экскурсиями остров Патмос.

Читайте также:
Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

Самостоятельно на остров можно добраться из Афин, самолетом долетев до острова Самос или Кос, а затем пересев на паром.

Храм апостола Иоанна богослова на острове Патмос

Храм апостола Иоанна богослова — расположен на острове Патмос в селе с. Чемал.

Туристский район: Нижняя Катунь и Чемальский район

Как проехать

После того, как вы въезжаете в с. Чемал, проехав 4 км по главной улице Пчёлкина, сворачиваете по асфальтовой дороге вправо и поднимаетесь в гору. Чуть больше 1 км вы двигаетесь по ней прямо по горе Бешпек, а потом дорога сворачивает направо. Ещё около 600 м и вы приедете на площадку для стоянки автомашин. Оставив машину на площадке, вы спускаетесь около 450 м по тропинке прямо к мосту на остров Патмос.

Топонимика

«Патмос», скала на Катуни получила в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов – тот самый, который написал последнюю книгу Нового Завета – “Апокалипсис”. Как гласят местные легенды, с середины XIX века на катунском острове искали уединения монахи, соорудившие там небольшую келью. В том числе и Иоанн, мирское имя которого забыто.

История храма

Это особое место на Алтае. С ним связано предание, что евангелисту Иоанну Богослову в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой, один – в Средиземном море, другой – далеко от него, в алтайской глубинке. Любопытно, что название острова – Патмос – в Средиземноморье и на Алтае совпадает. Остров Патмос на Катуни – небольшой каменный остров, до которого добраться ранее можно было только на лодке по бурным водам.

Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским – потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых – Макарию Глухареву(Михаил Яковлевич Глухарев) [1792 – 18(30).05.1847] и Макарию Невскому [1(13).10.1835 – 16.02.1926]. Они служили здесь в разное время. Первый был причастен к открытию Чемальского стана Алтайской духовной миссии, второй прожил здесь 15 лет.

Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола – евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы.

В 1855 г. томский архиепископ Парфений, обозревая епархию, прибыл в Чемал, где, отслужив молебен в миссионерском храме, переправился на остров Патмос.

Патмос был освящён епископом Парфением 9 августа 1855 года. Об этом свидетельствовала собственноручная надпись архиерея на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна”. Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма надпись, сделанная епископом Парфением, была увековечена в чугуне.

В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским.

В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос. “Владыка – душа Храм на о. Патмос в 20-е годы Чемальской общины, ее защитник и хранитель, молитвенник за нее перед Богом. Тут некогда он начинал служение, и дорогое ему место стало обителью всех скорбящих радости. Там, где ранее дико камлали камы, звучат теперь колокола, и Катунь вторит не диким завываниям, а чистым голосам детей, собранных в одну дружную семью”, – писала А.И. Макарова-Мирская. Сам Святитель писал своей духовной дочери: “Находясь сейчас в Чемальской общине, отдыхаю на свободе. Добрые сестры не дают мне ни скучать, ни хворать. Среди величественных гор, соснового леса, на берегу быстротечной реки Катуни душа и тело чувствуют себя слишком удовлетворенными после городской жизни – шумной, пыльной, душной и утомительной. »

С течением времени Иоанно-Богословская церковь стала мала. В 1875 г. был построен новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая. В 1895 г. храм был заново освящен как молитвенный дом в честь иконы Всех Скорбящих Радость. Благодаря стараниям священников-миссионеров на месте, где когда-то стоял первый миссионерский стан и храм Иоанна Богослова, был образован детский приют. Вокруг приюта начала складываться женская община.

Находясь во главе Томской епархии, епископ Макарий проявлял особую заботу и о приюте, и об общине. Он направлял сюда пожертвования, заботился об оборудовании приютской школы.

В 1914 году в Чемале была построена новая церковь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих Радость”, а старую перебрали, заменили нижние венцы и установили на выровненную площадку на скале.

Читайте также:
Монастыри Армении: действующие мужские и женские, описания и история

Освящение храма было совершено епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) также 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после первого освящения. Храм был освящен (как и в первый раз) во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова.

К этому событию на остров со стороны территории общины-приюта был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничных укосинах.

В 1916 году, накануне трагических событий, святитель Макарий в последний раз посещает Алтай. В Чемале он пробыл месяц, с 7 июля по 7 августа. В течение месяца он, по свидетельствам современников, ежедневно уединялся на Патмос на два-три часа…

По его словам, «нет на Земле места, где бы он так хорошо слышал Господа, а он его». На Архиерейском Соборе в 2000 г. святитель Макарий был причислен к лику святых.

Храм на острове, по разным сведениям, был разрушен в конце 1920-го или в начале 1930 годов. Возможно, это произошло в 30-х годах прошлого века, и спалил храм один из отдыхающих Чемальского санатория, увлекавшийся рисованием. Очевидцы трагедии так рассказывали: “Закончил писать картину, вошел в храм, спичкой чиркнул. Сухому дереву много ли надо”. Нечто похожее твердят туристам и старожилы: живописцу, нарисовавшему островной храм, настолько понравилась собственная работа, что он приревновал холст к реальному пейзажу. И чтобы храм остался только на его картине, художник поджёг его, а головешки сбросил в Катунь.

Новый храм

В конце 1980-х годов в Чемал приехал фотограф Виктор Николаевич Павлов, чтобы снять сюжеты для задуманной им книги “Православие Сибири и Дальнего Востока: на рубеже веков и тысячелетий”. Привычно принялся изучать тему, и был поражён тем, что в небольшом курортном посёлке в начале XX века было аж три храма и две православных общины: для прихожан и монашек местного скита. Такого не было, кажется, ни в одном сибирском селе. А когда местный краевед за чаепитием показал Павлову старую фотографию с изображением церкви, вознесённой на вершину острова, так заинтересовался историей этого места, что стал расспрашивать старожилов, работал в архивах Новосибирска и Барнаула.

И неожиданно для себя понял: его место – здесь, в Чемале, а главная жизненная цель – возродить необычный храм над бурлящими водами Катуни.

Павлов привлёк московского архитектора, под наблюдением которого по благословению епископа плотники лесхоза сработали кедровый сруб.

Проблемы возникали ежедневно, а Павлов частенько бывал в отъездах. Вроде бы землю оформил, закупил стройматериалы, оставил деньги доверенному человеку, определил объём работ, но возвратится из Москвы через неделю-другую, а тут – хуже, чем до отъезда. К тому же кроме организационных проблем появились финансовые: накопления съедала инфляция. Приходилось брать взаймы, в долг.

Почти никто всерьёз не верил, что у него что-то получится. В том числе родственники, друзья. Да и самого Павлова подчас посещали мысли о тщетности усилий.

Промаявшись так три года, он понял, что для того чтобы завершить задуманное, необходимо жить в Чемале. Наконец, и его жена Гаянэ, инженер-конструктор микроэлектроники, решилась на переезд. Продали квартиру в центре Москвы, обстановку, собственную фотостудию с современнейшей аппаратурой и переехали на Алтай.

Деньги потратили на строительство храма. Сами сначала жили во времянке. Потом соорудили деревянный дом на берегу Катуни, напротив острова.

Поначалу в нём ещё не было окон, крыши, мебели. Всю зиму 1994-1995 годов они изнутри конопатили дыры.

Долго ломал голову Виктор Павлов, советовался со специалистами, как строить мост к острову. Знал, что прежде здесь был деревянный настил оригинальной конструкции, покоящийся на лиственничных сваях. Но и он, как рассказывали старожилы, не выдержал водной стихии. Однажды во время сильной бури плывущее по Катуни огромное дерево с корнями взломало опоры.

Летом в лодке плавал, зимой по льду ходил – думал соорудить конструкцию на опорах, но однажды весной увидел, как двинулся толстенный лёд, и понял, что он просто срежет сваи. Нужно делать подвесной. И размещать мост надо будет в другом месте – не с восточной, а с южной стороны острова – там позже появится монашеский скит.

С трудом нашёл человека, который проектировал и строил подвесные мосты. И тот спроектировал мост. Да ещё и порекомендовал людей, которые знали, где добыть тросы, как их правильно натянуть, соорудить настил.

В 1998 году за 50 дней три человека прокинули мост с берега к острову. Для Чемала это было событием! Народ валом повалил на остров, где ещё только предстояло возвести деревянный храм.

В 1999 году на пасхальную седмицу освятили место под будущий духовный дом. Когда Павлов ставил на этом месте новый храм, обнаружил на острове головёшки. Но вновь закопал их – незачем ворошить старое.

Читайте также:
Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

И начали доставлять на остров бревна сруба, ставить их на паклю. Но возвести стены – это ещё не воздвигнуть православную обитель. Нужны иконы, каноническая церковная утварь, многое другое.

По просьбе родителей всё это закупали в Москве дочь с зятем. Присылали, привозили сами. В итоге к осени 2000 года храм был обустроен, обрёл иконостас, светильники, иконы. Приехали монахи и в присутствии прихожан провели малое водосвятие и крестный ход.

Освящение храма во имя апостола Иоанна Богослова тогдашний владыка Барнаульский и Алтайский Антоний наметил на Святки, 10 января 2001 года. Но сразу после Рождества установились морозы под 40 градусов.

Нашлись доброхоты, которые предлагали отложить священнодейство до прихода тепла. На что владыка отрезал: «Пусть будет хоть под пятьдесят, всё равно храм освятим!» И словно по промыслу божьему в ночь на 10 января морозы ослабели до пяти градусов. Епископ проводил торжественный молебен вместе с семнадцатью священниками и десятками прихожан.

Тогда же Виктор Павлов принял решение подарить храм Барнаульской и Алтайской епархии. Епископ Антоний издал документ о его передаче Знаменскому женскому монастырю в Барнауле.

В Чемале, на берегу Катуни, открыли монашеский скит, куда приехали настоятельница, инокини. Как и сто лет назад, над островом вновь зазвучали медный звон и истовые молитвы.

За труды по восстановлению храма и усердные миссионерские заботы Виктор Павлов награждён орденом Серафима Саровского третьей степени и медалью Святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Но он трудился не за награды. Исполнял скромную должность эконома при ските. И преподавал вместе с женой в созданной ими воскресной школе.

Немало времени пришлось потратить на борьбу с бюрократическими препонами по оформлению в аренду земли, прилегающей к скиту.

Сегодня Чемал превратился в самое посещаемое и доходное место в Барнаульской и Алтайской епархии. В летние месяцы здесь ежедневно бывают сотни человек, а в выходные – и того больше. В храме на острове исполняют все церковные требы. Недаром же именно сюда стремятся молодожёны для венчания, чтобы скрепить духовными узами свой брак.

Монашки и местные прихожане утверждают, что в храме обновилась деревянная икона Божьей Матери. Будто бы Виктор Павлов намеревался отдать ее на реставрацию, но она стала самовосстанавливаться. Проявились лик, прежде размытые одеяния, цвета. Словно кто-то рисовал икону. Еще говорят, что она слышит. То есть у нее можно просить о сокровенном.

Есть здесь и рукотворное чудо. Называется оно «билами». Билы – предшественники церковных колоколов. Они представляют из себя металлические пластины, различные по размеру. Когда по ним ударяют специальными колотушечками, над Чемалом долго плывут необыкновенные звуки.

При некотором воображении посетители храма могут различить абрис Божьей Матери с нимбом над головой и ребёнком на руках.

Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. Образ Богородицы разглядела настоятельница женского скита Надежда, после чего его высекла в камне бывшая альпинистка и скульптор, а ныне монахиня барнаульского Знаменского монастыря Фелофея.

Это её руками изготовлена настенная величественная икона «Молитва Спасителя об Иерусалиме» в монастыре. А для Чемальского скита она по благословению епископа написала большую настенную икону святой великомученицы княгини Елизаветы.

Украшением островного храма являются также иконы “апостола Алтая” святителя Макария Невского, который позже являлся митрополитом Московским и Коломенским, а также святого евангелиста Иоанна Богослова.

Последние два года Виктор Николаевич жил идеей создания монастырского подворья рядом со скитом. да и сделано было немало, правительством республики Алтай по его прошению было выделено под эти цели земельный участок около 9 га, который был передан Барнаульской епархии (вообще все, что восстанавливал Виктор Николаевич в Чемале передавалось Барнаульской епархии), был освящен и заложен крест под строительство нового большого храма, рядом с часовней, Николаю Чудотворцу.

Для осуществления своих идей Виктор Николаевичем в 2010 году создается Благотворительный Фонд имени Святителя Макария, главной целью которого было строительство храма и восстановление монастырского подворья, которое существовало на этой земле во времена Алтайской Православной Миссии в конце 19 века. В фонде он был директором.

7 ноября 2011 – Павлову Виктору Николаевичу должно было быть 74, но, к сожалению, именно должно. 21 августа он скоропостижно скончался.

По истине не стало очень замечательного человека.

Похоронен он был рядом с часовней Святителю Макарию (рядом со скитом). Панихиду отслужил епископ Барнаульский и Алтайский Максим, также на похоронах были представители правительства республики Алтай и сельской администрации, много простых людей.

Сейчас дело Виктора Николаевича продолжает его супруга Гайане (Галина) Степановна. Она стала директором фонда.

А Храм на острове Патмос сегодня является действующим. В нем наблюдается постепенное обновление старых икон. Это свидетельство того, что это место действительно связано с небесами, как говорят христиане.

Читайте также:
Знаменский собор в Кемерово: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, часы работы и телефон

Пройти в храм может всякий желающий по подвесному мосту. Перед мостом, на правом берегу Катуни, расположена духовная лавка. По мосту через Катунь нужно проходить без спешки, не раскачивая мост. В храм нужно входить в виде, не оскверняющие чувства верующих. Шорты и майки здесь неуместны. Женщины должны быть в головном уборе.

P.S. Павлов Виктор Николаевич (7.11.1937, Москва – 21.08.2011, Чемал, Алтай), фотохудожник, член Союза Журналистов, эконом Иоанно-Богословского скита, строитель Иоанно-Богословского храма на острове Патмос в селе Чемал. Фотографировать начал в 1959 г., а в 1967г. пришел в фотожурналистику, много учился и в 1970 г. был принят штатным фотокорреспондентом в Союз журналистов СССР, но уже через два года ушел на “вольные хлебы”, т.е. работал по договорам до выхода на пенсию в 1997 г. Первый раз приехал в Сибирь по заданию редакции в начале 1973 г.

Фильм «Алтайская повесть» российского православного режиссера Сергея Роженцева о Викторе Николаевиче Павлове был награжден Патриаршей грамотой, которую вручил Его Святейшество Алексий II на международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел» (г.Москва, 2007), дипломом XVI Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой Витязь» (г.Пятигорск 2007 год), почетным Дипломом 1 Всероссийского фестиваля духовного кино «Десять заповедей» (г.Тамбов 2007 год), призом зрительских симпатий и медаль Память России фестиваля «Бородинская осень» (г.Можайск, 2008 год).

Е. Гаврилов, 13 января 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Остров Патмос и храм Иоанна Богослова

Посреди горной реки Катунь на Алтае расположился каменный остров под названием Патмос, к которому ведет подвесной мост. Виды отсюда открываются невероятные: горная местность, быстрая изумрудная река и высокие деревья. Находится данная достопримечательность в южной части поселка Чемал, который является туристическим объектом. Само село очень популярно среди путешественников, ведь оно удачно расположилось на ответвлении от федеральной трассы Р-256.

Одно из них гласит, что Иоанну пришло видение свыше, в котором были два храма посреди воды. Один из них располагался посреди Средиземного моря, а второй — в другом конце земли. Неподалеку от села Чемал была воссоздана точная копия древнего храма из деревянных брусьев.

Путь на остров лежит через подвесной мост, растянутый над бурной рекой Катунь на высоте 15 метров. Подвесной мост неплохо раскачивается от проходящих по нему людей, что вызывает определенный страх у некоторых посетителей. Одновременно на мосту может находиться не более восьми человек, об этом предупреждают таблички на пути к подвесной переправе.

Направляясь к храму по мосту, уже можно разглядеть лик Божьей Матери с ребенком, высеченный прямо в скале. Это творение рук монахини-скульптора Фелофеи, постоялицы из Барнаульского Знаменского монастыря. Образ Богородицы явился настоятельнице женского скита Надежде, а после его решили воплотить в жизнь, воссоздав на том самом камне, где его увидела монахиня.

История Патмоса на Алтае

Свое название скальное образование посреди горной реки получило в честь одноименного острова в Греции — Патмос, на который был сослан Иоанн Богослов. Находясь там, апостол написал откровение «Апокалипсис». Построенная на нем церковь максимально соответствовала оригинальному храму, где когда-то жил апостол. Храм был построен еще в 1849 году, однако он стоял не на острове, а неподалеку от него. Затем в 1915 году Патмос был освящен и на него перенесли Иоанно-Богословский храм. Летом 9 августа 1915 года здание было освящено епископом Иннокентием из города Бийск.

В 1920-е годы церковь была разорена и разрушена на волне борьбы советской власти с религиозными течениями. Лишь по прошествии 80 лет ее решили заново воссоздать. К работам приступили в 2000 году. В качестве основы для проектирования использовались старинные рисунки и архивные чертежи. Спонсором данного мероприятия выступал знаменитый фотокорреспондент В. Н. Павлов.

Сразу после окончания строительных работ в январе 2001 года храм освятил епископ Алтайский и Барнаульский Антоний в честь Иоанна Богослова. Собор был передан женскому монастырю Барнаула. По сегодняшний день это место является действующим женским скитом, в котором регулярно проводятся ритуалы богослужения. Несмотря на это, он всегда открыт для посещения всех жаждущих.

Храм Иоанна Богослова

Остров Патмос в горном Алтае известен человечеству уже практически 150 лет. Назван в честь одноименного греческого острова в Эгейском море, на который ссылали неугодных язычников и христиан Римской империи. В их числе был апостол Иоанн Богослов, написавший последнюю книгу Нового Завета.

На алтайском Патмосе уже с XIX века селились вдали от людей монахи. Немного позже на острове возвели часовню и назвали её в честь святого апостола Иоанна. Это дало толчок для названия острова посреди горного Алтая возле поселка Чемал — «Патмос». В конце 1920-х годов храм полностью сгорел, о его восстановлении вопрос возник лишь в начале 1990-х. Новый храм появился на острове только в 2001 году. Сейчас здесь монахи не живут, они расположились в кельях, что находятся неподалеку от подвесного моста на «большой земле».

Читайте также:
Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

Храм на острове представляет собой небольшую деревянную церковь площадью около 20 квадратных метров и несколько прилегающих к ней помещений, куда вход посторонним закрыт. Перед мостом у самого берега реки расположена церковная лавка.

Одна из монахинь собственными руками изготовила около входа в часовню вертеп в скале — воссозданное место рождения Иисуса Христа. Еще одно рукотворное чудо на острове имеет название билы. Они представляют собой плоские металлические пластины, которые предшествовали появившимся позже церковным колоколам. Билы имеют разные размеры, от которых зависит издаваемый звон. Для биения используются специальные колотушки. Когда настоятели ударяют по ним молоточками, то над всем поселком Чемал раздается прекрасный перелив звуков.

Храм на острове Патмос на реке Катунь крайне интересен всем гостям Республики Алтай. Туристы и путешественники прокладывают свои маршруты через Чемал, чтобы полюбоваться рукотворной и природной красотой скалистого островка, расположившегося посреди бирюзовой горной реки Катунь, а также увидеть чудесные иконы, известные во всем мире.

Чудотворные иконы

На территории храма посетителей ждет обновленная икона Богоматери, которая была привезена сюда в ужасном состоянии. Изначально планировалось отдать её на реставрацию, но после нахождения в монастыре икона начала самостоятельно восстанавливаться. Постепенно проявился лик, затем — размытое одеяние, а также усилились цвета. Это настоящее чудо, которое удивляет не только настоятелей храма, но и всех приезжих.

Неподалеку от неё расположена мироточащая икона «Господь Вседержитель». На лике, скрытом под стеклом, проявляются мелкие капельки влаги. Местные богослужители заверяют, что эта икона способна слышать мольбы посетителей. Священники уверены, что через остров Патмос Господь демонстрирует нерукотворное писание икон.

Отзывы о Патмосе

Туристы в своих отзывах на Туристер. Ру и ресурсе «Отзовик» поделились собственными впечатлениями от посещения острова Патмос в Чемале. Они отмечают, что данная достопримечательность достойна внимания приезжих. Неподалеку расположена смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на сам остров. Большое количество эмоций вызывает прохождение по подвесному мосту. Не все могут преодолеть страх высоты, так как мост расположен в 15 метрах над рекой Катунь. В сезон здесь очень много желающих посмотреть на храм и каменный остров, поэтому могут быть небольшие очереди перед мостом на Патмос из-за того, что одновременно по подвесному мосту могут передвигаться до 8 человек.

Отдыхающие отмечают живописные виды, созданные природой. По пути на остров открываются прекрасные картины из гор, деревьев и реки Катунь. Воздух наполняют сосновые и кедровые ароматы, запах горной и цветочной свежести. Добраться до места можно несколькими путями. Некоторые тропы довольно узкие и крутые, что нужно учитывать посетителям со слабым физическим состоянием.

Все люди, оставившие свои отзывы, сходятся в едином мнении — посетить остров Патмос однозначно необходимо. Это место оставляет яркие воспоминания и приносит незабываемые впечатления.

Экскурсия

Экскурсия на остров Патмос в Алтае очень популярна, сюда можно брать детей. Дети могут следовать по мосту исключительно в сопровождении взрослых.

Особенно много посетителей приходится на летнюю пору, когда приезжие из всех уголков России и зарубежья путешествуют по живописным местам горного края в поисках достопримечательностей и мест для отдыха.

Лучше всего отправляться сюда в ясный день, тогда подвесной мост не будет скользким, как в дождливый, а с него будут открываться красивые виды. В дождь же место будет выглядеть загадочным, так как на Катунь спускаются облака, она обретает серый мутный цвет, а вокруг царит порой непроглядный туман.

Каждый человек, посетивший церковь, имеет возможность привести свои мысли в порядок, найти умиротворение и гармонию. За этим сюда приезжают и паломники, и туристы.

Как добраться до Патмоса

К мосту через Катунь на остров Патмос ведет широкая дорожка, вымощенная из досок через лес. Здесь есть скамейки для отдыха. Для транспорта у дороги предусмотрена стоянка. Чтобы пешком дойти до подвесного моста, придется потратить 7–10 минут.

Пешком до места дислокации можно добраться от автовокзала. Став на посадочной платформе спиной к вокзалу, направляйтесь по дороге влево по улице Советской, пройдите мимо магазина «Аникс», затем прямо до школьного двора. Обойдите двор с левой стороны от школы, а затем двигайтесь прямо по улице. Далее, дойдя до церковного здания, сверните направо и направляйтесь по длинному настилу из досок с перилами — это спуск к реке и мосту. От берега к острову ведет подвесной мост для пешего перехода.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Егорьевске: описание и адрес храма, мощи и святыни, телефон, расписание богослужений

Поклонники экстремального туризма могут добраться до места от Чемальской ГЭС, пройдя по Козьей тропе над обрывом. Однако любителям не стоит выбирать опасные маршруты, особенно в неблагоприятную погоду.

Как доехать на машине

Путешествуя по Алтаю на автомобиле, не возникнет проблем с тем, как добраться до острова Патмос. Чтобы прибыть к началу моста, необходимо, прежде всего, доехать до посёлка Чемал. От центра села к южной части ведет сосновый бор, около которого вправо уходит асфальтированная автомобильная дорога. Повернуть необходимо между детским санаторием и магазином. Двигаясь по дороге, вам обязательно встретится табличка-указатель на остров. На транспорте можно добраться до парковки, расположенной в 500 метрах от берега Катуни.

Маршрут из Бийска на машине — Google Maps

Мужской монастырь святого Иоанна Богослова на острое Патмос, Греция

Патмос — маленький и уютный островок в Греции, о котором говорят, что это самое религиозное место в стране. «Иерусалим Эгейского моря» — так иначе называют это место.

Апостол любви

Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников, которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей – Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой.

Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них — Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос, место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.

После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни.

Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) – так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому–то именуют его «Апостолом Любви».

Монастырь Иоанна Богослова

Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.

Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос.

В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу — разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.

Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город.

Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.

Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году — тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.

Лишь по окончании Второй мировой войны острова архипелага Додеканес, а среди них и Патмос, присоединятся к Греции. Начнется реставрация старых и возведение новых храмов, возрождение монашеской жизни. На одном только острове Патмос на сегодняшний день на три тысячи жителей приходится пять сотен церквей.

Монастырь Иоанна Богослова. Фото — www.ipaper.gr

Монастырь Иоанна Богослова, несмотря на все невзгоды минувших времен, переживает новый расцвет. В особой атмосфере спокойствия этого места скрывается сила страшных пророчеств, но вместе с ней и сила Любви, которую заповедовал людям апостол Иоанн Богослов.

Пещера Апокалипсиса

Вход в храм над пещерой Апокалипсиса

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Читайте также:
Храм Святого Духа в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Описание архитектуры

Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове.

Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос

Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.

В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Деятельность прихода

В монастыре имеется большая библиотека, собранная монахами и включающая собрания как рукописных, так и печатных книг. На сегодняшний день это самая крупная библиотека христианских книг в мире, по подсчетам ученых в ней хранятся около тысячи книг, написанных вручную и около полутора тысяч печатных книг XVII — XVIII веков.

Кафоликон (главный храм) монастыря Иоанна Богослова на Патмосе

К тому же сейчас в библиотеке хранится уже несколько тысяч современных христианских книг, а также множество некоторое количество уникальных документов, раскрывающих историю монастыря.

Самая ранняя рукопись, обнаруженная в монастырской библиотеке, датируется V веком. К тому же большинство из изданий до обнаружения их на Патмосе считались пропавшими, что позволяет судить о их высокой ценности.

На заметку! Ежегодно, в конце августа, на острове проходит Международный фестиваль церковной музыки, на котором представляют свое дарование коллективы из разных стран.

Богослужение в монастыре

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно с 3 до 6 утра по будням. В дни церковных праздников здесь проходят расширенные богослужения, как правило, с участием священников и монахов из России.

Святыни

Главная святыня монастыря — икона апостола Иоанна, предположительно написанная в XII веке. Ее иконостас выполненный из ореха и дуба, в XIX веке был позолочен, а святые образы, запечатленные в окладе, были некогда подарены императрицей Екатериной II. Кроме того, среди святынь, хранящихся в обители можно выделить:

  • цепи апостола Иоанна Богослова;
  • мощи Святого апостола Фомы;
  • голова священномученика Антипы Пергамского;
  • мощи преподобного Христодула Никейского;
  • мощи преподобного Макария Патмосского;
  • 3 креста с частицами Честного Древа;
  • частица мощей великомученика Федора Стратилата;
  • частица мощей великомученика Святого Пантелеимона;
  • частица мощей преподобного Стефана Нового;
  • обувь преподобного Христодула.

Рака с мощами преподобного Христодула, основателя монастыря

Престольные праздники

Ежегодно — 9 октября, в день памяти святого Иоанна Богослова на острове Патмос проходят праздничные службы. В пещере Апокалипсиса также утром и вечером проходят литургии. А днем богослужение проходит также на берегу Эгейского моря, где когда-то, согласно преданиям, Иоанн крестил первых христиан.

Как добраться

Посетить остров Патмос можно, приобретя путевку с паломническим туром. Из России группы туристов сначала прибывают на остров Родос, и в дни празднеств посещают с экскурсиями остров Патмос.

Самостоятельно на остров можно добраться из Афин, самолетом долетев до острова Самос или Кос, а затем пересев на паром.

Монастырь Святого Иоанна Богослова.Остров Патмос. Греция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: