Архангельский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архангельский собор Московского Кремля

Первая царская усыпальница

Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.

В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.

Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Украшение Московского Кремля – Архангельский собор снаружи и изнутри

Архангельский собор Московского Кремля

В центре Московского Кремля на Соборной площади – большой белоснежный собор, посвященный Архангелу Михаилу, единственный московский собор с не покрытыми позолотой куполами: здесь находится древнейшая родовая усыпальница русских князей и царей.

История основания

Деревянный храм во имя Архангела Михаила, своего небесного покровителя, возвел в Москве в XIII веке во время недолгого царствования брат Александра Невского, князь Михаил Хоробрит. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви выстроил собор из белого камня.

Читайте также:
Владимир Крупин: биография писателя, книги и произведения

Величественный собор – благодарность Господу за спасение России от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет становится родовой царской усыпальницей, а Иван Калита – первый правитель, захороненный в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флязин.

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Вновь построенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен Архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после вступления на царство.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Усыпальница

Здесь хоронили по примеру Византии правителей Рюриковичей, Романовых и их родственников до XVIII века. Собор служил местом погребения мужчин царского рода. Цариц и княгинь хоронили в соборе Вознесения Христова кремлевского Вознесенского монастыря, разрушенного в 1929 году.

Тогда захоронения из монастыря перенесли в южную часть Архангельского собора. Сюда же перенесли мощи «прародителей государевых». Над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещалась икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Гробницы

Внутри Архангельского собора – 46 надгробий, под которыми покоятся 56 представителей княжеского рода. Бронзовые саркофаги белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей установлены во время правления Михаила Романова. Напротив надгробий – изображение в полный рост всех погребенных здесь великих князей.

Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам – великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья – вдоль северной.

У юго-западных столпов захоронена принявшая православие татарская знать, служившая при русском дворе. 51 захоронение под плитами пола, две раки стоят на полу. В усыпальнице храма погребен сын Ивана Грозного, убитый вспыльчивым отцом, и его малолетний брат царевич Дмитрий, который дважды «воскресал» во времена Смуты.

Здесь же похоронены Романовы: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где и стали хоронить представителей царской династии.

В Архангельском соборе – пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее прах Бориса Годунова погребли в Троице-Сергиевой Лавре.

Читайте также:
Иоанн Шаховской: житие архиепископа, труды и книги, стихи

У северной стороны Архангельского собора – рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного к лику святых. Князь отказался подчиняться золотоордынскому хану Батыю, за что потерпел мученическую смерть. В Архангельском соборе служили панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей.

Росписи усыпальницы

В XVI веке собор покрыли художественной росписью. Во времена правления Алексея Михайловича выполнены настенные росписи, над которыми трудились 92 мастера. Военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом занимает главное место в живописи.

Интересна галерея из условных «надгробных» портретов князей и царей, похороненных в усыпальнице. Нижний ярус – «портретная галерея» реальных исторических лиц: более 60 «портретов» московских и удельных князей. Галерею открывает изображение Ивана Калиты.

В куполах – лики пророков и праотцов, эпизоды из жизни Спасителя, на сводах – сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане – фигуры Адама и Евы. В западных куполах – образы Архангела Михаила и Гавриила, ниже – апостолов и святых угодников, воинов-мучеников и святого покровителя храма – Архангела Михаила. В роспись включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с захватчиками.

Главная православная святыня собора – четырехъярусный иконостас с иконами «Михаил Архангел с житием» и икона Божьей Матери «Благодатное небо». Над алтарем – композиция Богородичного цикла – «Успение Богоматери».

Это интересно

  • Во время войны 1812 года французские гренадеры унесли с собой ценные оклады с икон.
  • В 1918 году храм объявили культурным памятником и закрыли на реставрацию, которая затянулась до 50-х годов XX века.
  • С 1955 года в здании храма работает Музей.
  • Первое богослужение после реставрации прошло в 1991 году.
  • В 2008 году Архангельскому собору исполнилось 500 лет.
  • Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год – на престольный праздник и в Радоницу. Попасть в старейший храм столицы можно только с организованной экскурсией.

Видео: Божественная литургия

История

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

Читайте также:
Храмы Ростова-на-Дону: адреса и список церквей и монастырей

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Деятельность прихода
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Как добраться
  • 8 Паломнику
  • 9 Фото
  • 10 Видео
  • 11 Ссылки

История [ править ]

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

  • Подворье в Санкт-Петербурге
  • Подворье в Емецке

Деятельность прихода [ править ]

Святые [ править ]

  • Прп. Феодосий, игумен Сийский
  • Прпмч. Вениамин (Кононов), архимандрит Сийский, Соловецкий
  • Прп. Никанор Сийский, Ручьевский и прп. Исаия Сийский, Ручьевский
  • Прп. Пахомий, игумен Кенский
  • Прпп. Иоаким и Александр Сийские
  • Прп. Исаия (он же Илия) Сийский
  • Прп. Антоний, игумен Сийский
Читайте также:
Троицкий монастырь в Рязани: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Святыни [ править ]

  • Чудотворный образ Богоматери «Смоленская»
  • Образ Богородицы «Владимирская»
  • Чудотворная икона Живоначальной Троицы
  • Икона Богородицы «Умиление»
  • Евангелие напрестольное московской печати, 7135 (1627) года
  • Евангелие напрестольное 7189 (1681) года от патриаршего казначея Паисия
  • Евангелие напрестольное 7189 (1681) года, серебряный потир и воздух, вклады дворянина Семена Тимофеевича Риморева
  • Евангелие апракос XVII века
  • Евангелие XV-XVI века принадлежавшее преподобному Антонию
  • Чудотворный образ Богоматери «Смоленская»
  • Ризы персидской материи
  • Образ Богородицы «Владимирская»
  • Служба Преподобному Чудотворцу Антонию
  • Ризы преподобного Антония
  • Евангелие, 1570-е гг.
  • Деревянный ковчежец для хранения святых останков
  • Запрестольный крест
  • Крест напрестольный
  • Плащаница
  • Евангелие Толковое на Евангелиста Луку
  • Евангелие большое XVII века
  • Чудотворная икона Живоначальной Троицы
  • Икона Богородицы «Умиление»
  • Покрова на раку прп. Антония Сийского

Престольные праздники [ править ]

  • День Святой Троицы – 50-й день после Пасхи
  • Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
  • Сергий Радонежский, преподобный – Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

Как добраться [ править ]

Адрес: 164537, Архангельская область, Холмогорский район, д. Антониево-Сийский монастырь.

Проезд: Добраться до г. Архангельск можно самолетом, поездом или автобусом.

Автобусами № 503 (Архангельск-Емецк), № 511 (Архангельск-Котлас), № 505 (Архангельск-Вельск), № 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

Паломнику [ править ]

Паломническая Служба организует паломничество к святыням Антониево-Сийского монастыря и к местам подвигов основателя обители преподобного Антония.

В обители попечение о паломниках оказывает братия монастыря и их помощники. Паломники размещаются в гостевых келиях обители. Организовано их питание.

Наиболее важным во время пребывания паломника в обители является его участие в храмовом богослужении. Приветствуется оказание помощи братии в ее трудах по благоустройству монастыря.

В сопровождении экскурсовода паломники посетят храмы обители и те места, где подвизался один из великих угодников Божиих преподобный Антоний Сийский.

Для организации паломничества можно связаться с Паломнической службой по следующим телефонам:

Руководитель паломнической службы:

Телефон: +7 911 597 78 87 – иеромонах Лука (Костоломов).

Сотрудники паломнической службы, координирующие паломнические поездки:

Телефон: +7 911 593 33 63 – Крылова Наталья Серафимовна,

Телефон: +7 921 476 56 70 – Беляева Наталья Михайловна.

Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь

В Холмогорском районе Архангельской области находится святое место, пребывание в котором заставляет забыть о быстротекущем времени и неурядицах этого мира.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь — православная мужская обитель с древней историей, несущая духовное очищение и спасение как северному краю, так и всей России. В 2020 году одна из главных христианских российских святынь будет отмечать свое пятисотлетие.

История основания архангельской святыни

Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.

Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.

Святитель Антоний

Интересна предыстория жизни святителя Антония.

  • Его родители в середине 15 века переехали из Новгорода Великого в Двинскую область, село Кехта. Никифор, отец будущего преподобного, был зажиточным крестьянином. Они с женой Агафьей славились своим христианским благочестием, но Господь не давал им деток.
  • Много времени провела пара в молитвах, паломнических поездках и вымолила мальчика, которого крестили Андреем. Богом посланный мальчуган рос смышленым, в возрасте 7-ми лет он уже прекрасно читал и обрел навыки иконописи, обучаясь у местного священника этому искусству.
  • В возрасте 25 лет Андрей похоронил родителей и решил вернуться в Великий Новгород, где женился на прекрасной дочери местного боярина. Судьба распорядилась таким образом, что вскоре молодая жена, за ней и ее отец отошли к Богу, после чего Андрей принял решение посвятить себя Господу, поселившись в мужской обители Каргополя.
  • Вскоре он принимает монашеский постриг с именем Антоний, тяжко трудится, находит утешение в молитвах и уходе за больными и немощными.

Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.

Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.

Открытие монастыря

В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.

  • 39 лет посвятил святой Антоний своему детищу, в возрасте 79 лет отошел к Творцу, оставив мужскую обитель под попечительство старца Кирилла.
  • В 1587 году была получена грамота на возведение каменного храма, строительство которого из-за смутных времен, частой смены царей, растянулось на 2 десятилетия.
  • Это время занесено в историю русской державы, ибо Борис Годунов сослал сюда Феодора Романова, который был пострижен в монахи, и был известен, как Филарет, ставший патриархом всей Руси после возвращения из ссылки.

Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.

Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.

Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.

В «Кормовой книге» записаны все благодетели, сделавшие пожертвования на развитие монастыря, среди них братия постоянно поминает царей:

  • ВасилияІІІ;
  • Иоанна Грозного;
  • Федора Иоанновича;
  • Бориса Годунова.

Вошедший в силу Троицкий Антониево-Сийский монастырь обладал крупной казной, из которой не раз выдавались деньги в долг государям для ведения военных действий.

Важно! Сийская святыня принимала на поклонения царей, в лице императоров Александра Первого, Александра Второго и ряда августейших особ.

17 век стал временем расцвета Антониево-Сийской мужской обители в Архангельске, приезды царственных особ собирали множество паломников и прихожан, что способствовало накоплению казны.

С 1652 года монастырем управляют архимандриты.

Более 200 монахов проживало в то время в обители, были возведены храмы:

  • Живоначальный Троицкий с церковью преподобного Антония;
  • Благовещения Пречистой Божьей Матери с приделом в честь Николая Угодника;
  • колокольня Святителей Московских;
  • надвратный в честь Сергия Радонежского.

В монастырских владениях находились деревни, земли, солеварни, рыбные промыслы по всему Кольскому полуострову.

Из поколения в поколение передается предание о том, что во времена грозящего голода из-за холодов и ненастья, в 1672 году Иоанн Тырданов был посещен преподобным Антонием, который нарекал жителям полуострова за грешную жизнь, несоблюдение постов. Святой повелел совершить Крестный ход из святыни к месту его начального обитания на озере Угловатое, названное в народе Святым.

После Крестного хода установилась хорошая погода. Угроза голода миновала, а около Святого озера возникла Крестовоздвиженская церковь, к которой с 2000 года ежегодно совершает Крестный ход в первое воскресенье Петровского поста.

Духовное наследие святителя Феодосия

После кончины в 1687 году преподобного Феодосия обитель получила неоценимое наследство — книги, 25 из них были написаны вручную, 28 — напечатаны.

Ризница Сийской обители являлась хранилищем более двадцати тысяч православных изданий. Там же была собрана целая коллекция ювелирных изделий, имеющих историческую ценность:

  • редчайшей святыней был ковчежец для хранения святых мощей, сделанный из серебра;
  • особой реликвией считалось Евангелие 1570 года;
  • чаша для святой воды была датирована 1589 годом;
  • серебряную с позолотой дарохранительницу в 1685 году преподнес архимандрит Никодим.

В 18 веке императрица Екатерина Вторая отбирает у монастырей земли, урезает средства на монастырское содержание до 1000 руб. в год, после чего монастырское существование приходит в упадок.

Ещё статьи о православии:

В 19 веке расцветает миссионерская деятельность, направленная на просвещение народов Севера.

В начале 20 века паломников встречал перезвон 20-ти колоколов, поражала красота покрытых позолотой иконостасов, еще можно было поклониться святым мощам св. Антония и помолиться у древних образов Святой Троицы и Богородицы «Смоленская».

Святость и красота Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря надолго оставались в памяти паломников.

Время разрушения

В 1920 году на монастырской территории большевики устроили колонию для малолетних преступников. Церковные ценности вывезли, старинные издания были переданы в архив Архангельска, а затем перевезены в Москву, монашескую братию разогнали или отправили в ссылку.

Впоследствии здесь была трудовая коммуна, бом отдыха, интернат детей-инвалидов и престарелых людей, только большой пожар 1992 года прекращает вакханалию в святых стенах.

Огонь полностью уничтожил кровлю, но нетронутыми оказались мощи святого Антония.

Время возрождения

В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.

Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.

Так началось возрождение православия в северном крае России.

Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Святыни и престольные праздники

Прихожане и паломники приходят с молитвами и поклонениями перед монастырскими святынями, святыми образами:

  • Богородицы «Смоленская»;
  • Божьей Матери «Владимирская»;
  • Живоначальной Троицы;
  • Богородицы «Умиление».

Тысячи прихожан и паломников собираются на территории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря в день Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день от Воскресения Иисуса Христа.

7 апреля в особой атмосфере покаяния и благоговения проходит Литургия в честь Богородицы, принявшей со смирением и великим доверием Благовещение Господнее о даровании ей права родить Сына от Духа Святого.

18 июля и 8 октября воздается память Московским Святым и преподобному Сергию Радонежскому.

Информация для паломников

Все желающие могут доехать да архангельской святыни, с автовокзала Архангельска до Сии ходят регулярные автобусные рейсы.

Людям престарелого возраста, больным и родителям с детьми следует учесть, что от остановки до монастыря надо пройти до 9 км пешком. Комфортабельная гостиница «Сийский паломник» принимает на ночлег паломников, решившихся провести в святом месте не один день.

Для монастырской братии и паломников, прибывших пожить жизнью монахов, богослужения начинаются в 5.30 молебном преподобному Антонию, в 6.30 начинается полунощница.

Прихожане приходят на утреню, она начинается в 7.00 по будним дням, в 8.00 — по воскресеньям и праздникам. В 9.00 звучит Литургия. Вечернее служение — в 21.00. после него чтение вечернего правила и крестным ход с чтением 150 молитв.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.

Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители. Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.

В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.

Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.

История создания

Монастырь был основан в 1520 г. преподобным Русской церкви Антонием Сийским, обосновавшимся на этом тогда еще пустынном месте с разрешения великого князя владимирского и московского Василия III. Носивший в миру имя Андрей, основатель стал первым игуменом Сийской обители и затем в 1579 г. был причислен к лику святых.

Спустя несколько десятков лет после возведения первой часовни, в 1587 г., пришла первая грамота на возведение в этой части полуострова каменного собора, строительство которого растянулось на целых четыре царствования — храм был полностью готов только спустя 20 лет. В этот же временной период (1601—1605 гг.) на территории монастыря пребывал в заключении боярин Федор Никитич Романов, сын которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых, поэтому место привлекает не только верующих, но и историков с разных уголков России.

Интересно, что к обители Антониево-Сийского монастыря до 1613 г. относился Ивановский Емецкий монастырь, который располагался в Холмогорском уезде в 180 км от Архангельска вплоть до его полного уничтожения князем Пронским, опасавшимся вторжений польских войск.

Сийский монастырь в допетровское время являлся одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. В его книжном собрании были представлены такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI в., а также иллюстрированные святцы. В послереволюционный период, однако, рукописи были изъяты у монахов и перевезены в Архангельский областной архив, а в 1958 и 1966 гг. были переданы в Российский государственный архив древних актов в Москве.

Стоит также отметить, что в 1730 г. в монастыре останавливался первый крупный русский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, которому был подарен тулуп, чтобы скрасить долгий путь в Москву.

В 1923 г. Антониево-Сийский монастырь был закрыт постановлением местного управления. Территория же была использована для нужд колхоза, а также в качестве зоны отдыха работников лесной промышленности, дома для детей-инвалидов и дома престарелых. В 1970-х гг. здесь разместился пионерский лагерь «Автомобилист».

В 1992 г. монастырь был официально передан Русской православной церкви, и вскоре началось восстановление святой обители.

Подворье Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.

Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.

Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.

Как добраться до Антониево-Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).

Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.

Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт

Антониево-Сийский монастырь на видео

Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Антониев Сийский монастырь основан в 1520 г. прп. Антонием на о-ве Михайловского озера, у истоков реки Сии (ныне – Холмогорский район Архангельской области) в 100 км от Холмогор. По своему первому и главному храму носит также имя Свято-Троицкого монастыря.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви 15 июня 1992 года, при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни, 23 августа 1992 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 — 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой — в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) — братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 — с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 — часы 1-й, 3-й, 6-й и далее — Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне — Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: