Барнаульская епархия: история и монастыри, святыни, духовенство

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий: “Церковь – это единственная сила, которая может повысить уровень нравственности народа”

– Внешне кажется, что это так. В Церкви очень много новоначальных, еще не узнавших истинной сути церковной жизни людей, и они, естественно, ошибаются, поступают иногда не так, как принято. Но они постепенно преображаются, поэтому смотреть нужно по итогам, а не по процессу. В церковной организации иногда бывают недостатки: что греха таить, сами вносим иногда сумятицу, но каемся, исправляемся и возвращаемся на путь истинный.

В нашей епархии на Алтае предыдущими архиереями все было заведено по порядку, по правилам. Мои предшественники, епископы Антоний и Максим, многое сделали для того, чтобы здесь утверждалось православие, истинная духовная жизнь. Было открыто множество приходов, монастырей. Если учесть, что епархии всего-то 20 лет, и практически с нуля создана большая церковная структура, из которой осенью прошлого года уже была выделена самостоятельная Горно-Алтайская епархия. Это показатель духовного роста Церкви на Алтае.

– В епархии Алтайского края есть задачи, которые Вам необходимо решить в первую очередь?

– Есть недоработки, но нам они нужны, чтобы сохранялась динамика и сила роста. Еще требуется довести до нормального состояния отдельные приходы, храмы. Не завершились устроения обителей – их у нас шесть. Нужно, чтобы была налажена и материальная база, и духовная жизнь. Для этого требуется титанически работать тем людям, которые призваны созидать церковные общины.

– Планируете ли Вы строительство новых храмов и если да, то где?

– Строительство храмов не только планируется, но и идет полным ходом! В первую очередь это касается Барнаула. У нас запланировано строительство кафедрального собора, которого, к сожалению, пока нет. Пока еще идут процессы согласования, выделения, оформления участка земли. Каждая столица епархии должна иметь такой центральный собор, в котором располагается кафедра правящего архиерея и епархиальное управление. К сожалению, пока у нас в этом направлении вопрос не решен, но мы находим поддержку и полное одобрение со стороны губернатора и краевой администрации. Мы надеемся на успех.

Помимо этого, у нас на территории Барнаула есть еще 8 зарегистрированных общин, в которых отчасти согласовано строительство храмов и оформляется документация. В частности, речь идет о восстановлении храма на Нагорном кладбище, уже забытом и заброшенном. Мы хотим обратить внимание населения края на то, что на кладбище должен стоять храм как место молитвы о тех, кто ушел в мир иной. Этот вопрос решается, и в ближайшее время, даст Бог, строительство возобновится. Вы знаете, что там были определенные препятствия, в том числе непонимание истинных причин со стороны людей, у которых сама идея строительства храма вызвала возмущение. Теперь кладбище вместе с храмом будет восстановлено и благоустроено как силами верующих людей, так и городской администрации и общественности.

Положительно решается вопрос о передаче нам другого кладбищенского храма – Кресто-Воздвиженского, где сейчас располагается планетарий. Уже принято решение о передаче этого здания Церкви. Я надеюсь, что в ближайшее время положительно решится вопрос о переносе планетария в более подходящее для этого здание. Как только разрешится эта проблема, храм сразу начнет функционировать. Там тоже было кладбище, и сейчас это парк, но действующий храм будет напоминать жителям, что они находятся на месте упокоения наших предков, которое должно быть почитаемо.

– Владыка, а на территории районов и других городов края будет что-то строиться?

– В пределах края у нас сейчас в стадии созидания около 30 храмов. Интересно, что иногда в районных центрах нет храмов и нет желающих их строить, а вот в отдаленных деревушках – есть. Сейчас завершается строительства храма в Троицком, заложен фундамент храма на родине Роберта Рождественского – в селе Косиха. Сейчас возводится храм по программе “Казачьи рубежи России” на границе с Казахстаном – в селе Малиновое Озеро. Строятся храмы в Старобелокурихе и в Заринске, есть проект восстановления храма в Солоновке, в Благовещенке, Степном Озере. Скоро будем освещать еще один храм вблизи Бийска, а в самом Бийске восстанавливается Сретенский храм. Планировали построить храм в селе Верх-Обское, но пока там нет инициаторов. Однако родина Михаила Евдокимова находится под пристальным вниманием администрации края, и я думаю, что в рамках какой-либо краевой программы храм там появится вместе с мемориалом в память о нашем губернаторе и великом, талантливейшем артисте. У нас есть Клуб православных меценатов, и по его инициативе уже приступили к строительству храма в районном центре Топчиха. Строительство храмов идет в Мамонтово, Волчихе, где строится великолепный храм по уникальной монолитной технологии. В Славгороде закладывается два храма – Александро-Невский и кафедральный собор. Реставрируется великолепный храм в Камне-на-Оби, заложено два храма в поселке Фирсова Слобода и в новостроящемся поселке неподалеку от него. Ведется строительство в селе Бобровке. Однако тяжелее всего согласовывать и строить храм в самом Барнауле, потому как здесь много противоборствующих моментов, непонимания со стороны местного населения, привыкшего мыслить штампами атеистического времени, и со стороны чиновников, которые не всегда способны взять на себя такую ответственность.

Читайте также:
Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

– Да, масштабное строительство развернуто в крае…

– Да. Планов много, и я очень рад, когда вижу их исполнение, но огорчаюсь, если где-то происходит торможение или непонимание. К примеру, подобный случай был в Антоньевке, где территория бывшего храма занята школой. Коллектив учителей выступил против с опасениями вроде “А вдруг дети будут ходит в храм?”. В результате разъяснительной работы они изменили свое мнение и не будут препятствовать – храм там строиться будет. Меня особо радует, что люди ко мне приходят с просьбами об открытии новых приходов и строительстве храмов в других районах. Наша задача в том, чтобы каждый районный центр имел свой храм. Она постепенно решается, так как большинство районных центров уже имеют храмы или же готовы к их созиданию.

– В разное время в нашей епархии поднимались вопросы о возвращении Церкви принадлежавших ей ранее зданий – речь идет не только непосредственно о храмах, но и о бывших административных церковных зданиях. Насколько этот вопрос сейчас актуален, и что будет делаться в этом направлении?

– Безусловно, это самый актуальный вопрос, потому что по церковным правилам все, что когда-то было посвящено Богу, не может быть использованным по другому назначению. Наша задача за этим тщательно следить и содействовать, чтобы здания снова перешли к служению духовному воспитанию и развитию людей. Благодаря политике нашего правительства был принят закон N327, предусматривающий возврат всех церковных зданий религиозным организациям вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Сейчас мы занимаемся решением этих вопросов и, находя определенные исторические документы, подаем заявки в органы власти о возврате. На основании этого закона нам уже возвращено здание бывшего духовного училища в Барнауле по проспекту Ленина, 17, которое занимала администрация города. Это очень важный шаг, который свидетельствует о том, что законы выполняются, что у нашего чиновничества происходит поворот к духовным потребностям и задачам, которые решает наша православная церковь. Принято постановление о возврате храма, в помещении которого, как я уже говорил, находится планетарий.

– На Алтае много зданий, которые необходимо вернуть Церкви?

– В Алтайском крае на самом деле не так много объектов, которые нужно возвращать. Это следствие того, что Алтай заселялся сравнительно поздно, и здесь не было такого количества каменных храмов, как, например, на Урале. Основные здания, которые подлежат возврату, находятся в Барнауле, Змеиногорске и Бийске, где сохранилось больше всего исторических зданий. Кстати, в Бийске у нас возникла проблема с возвращением Александро-Невского собора, который по непонятным обстоятельствам был продан в частную собственность, и владелец никак не хочет его освобождать. Я надеюсь, что власти и закон помогут решить эту проблему. В Барнауле возврату должны подлежать здания Казанского монастыря, которые теперь принадлежат следственному изолятору системы исполнения наказаний. Это исторические церковные здание, и все документы на них есть. Есть здания бывшей гостиницы и школы Одигитриевской церкви в Барнауле, недалеко от Димитриевского храма. Мы сделали заявку по этим зданиям, и нам, возможно, за них выделят компенсацию либо просто возвратят. По закону возврат имущества может осуществляться в течение шести лет со дня принятия соответствующего заявления.

– Дмитриевский собор ведь тоже был возвращен Церкви?

– Да, возвращен и отреставрирован за федеральный счет. Дмитриевский приход уже давно существует, но в восстановленном храме еще ведутся работы. Мы благодарны, что этот храм был возвращен и отреставрирован за счет государства потому, что он является единственным памятником архитектуры федерального значения в крае. Кстати, с памятниками федерального значения значительно легче проходят процедуры возврата и реставрации, а вот с памятниками местного значения – сложнее. Это связано с тем, что бюджет нашего края дотационный, и нам не хватает средств на восстановление этих памятников.

– Владыка, недавно в епархии был создан клуб матушек. Каковы его задачи, чем он будет заниматься?

– Клуб матушек – добровольная организация, а чем им заниматься, они будут решать сами. Я участвовал в создании его только через благословение. Я думаю, что это благое начинание, потому что матушки не только спутницы, но и сотрудницы наших священнослужителей, они находятся всегда в тени, им трудно даже между собой наладить общение. Нужно их было как-то собрать и показать друг другу, тем самым дав своеобразный толчок их общению и взаимодействию. Они будут обучаться, как правильно организовывать домашнюю церковь, какой должна быть семья священнослужителя, да и всякого христианина. Матушки будут выступать в качестве образца настоящей жены христианина.

– Как оценивается ситуация в Алтайском крае с религиозными сектами? Много ли их, по Вашим данным, и много ли у этих сект последователей?

Читайте также:
Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

– В Алтайском крае действует множество религиозных общин, но нас, православных, большинство – 80%. Есть представители старинных, традиционных конфессий: мусульмане, католики, протестанты, небольшая община иудеев. С представителями традиционной религии проще договариваться, мы встречаемся с их лидерами на общественных мероприятиях, находим взаимопонимание и толерантны друг к другу. Другое дело, что из нашей среды иногда выходят какие-то экстремистки настроенные сектантские образования. Они образовались, видимо, на почве личных амбиций или психических отклонений. Они немногочисленны, но весьма контрпродуктивны и активны в своей непонятной идеологии.

– У Вас есть опасение, что их количество будет увеличиваться?

– Нет, такого опасения у меня нет. Сейчас активно развивается секта “Свидетелей Иеговы”, за последние годы особенно активно распространяются неопятидесятнические секты – “Новая жизнь” и т.п. Наша задача – вести открытую духовную жизнь, и тогда люди будут видеть наши добрые дела. Наше дело – не бояться их распространения и не смотреть за ними, а заниматься позитивной духовной работой, и люди сами разберутся, кто прав. Основных неправославных крупных религиозных организаций на Алтае – девять. Мы не ведем контрпропаганды, конфронтации, ведь вера должна быть прежде всего показуема, а не доказуема.

– Владыка, в последние годы много говорится о том, что стране нужна национальная идея, что нам нужно защищать наши традиционные ценности. В то же время социологи, политологи, философы ломают копья, пытаясь сформулировать эти самые идеи и ценности. А какова точка зрения Церкви на этот счет?

– Что такое национальная идея? Можно взять знаменитую триаду – православие, самодержавие, народность, которая выразилась в формуле Российской Империи “За Веру, Царя и Отечество”. Легко было сформулировать это в XIX веке, но в постсоветское время все было растоптано, а новое не создано. Корнем является религиозность, вера, которая присуща всем народам земли. Я считаю, у нас должна быть традиционная православная вера в единого Бога. Однако должно быть и земное начало, объединяющее нацию – власть в виде президента или помазанника Божия. Сейчас от идеи восстановления монархии отказались, и возврат к ней очень затруднителен, ведь многие не согласятся, это грозит расшатыванием и падением трона. Государственная власть – это константа, без которой не существует ни один народ, и нам нужен национальный лидер, которому большинство нации будет доверять. В национальной идее должно присутствовать полное доверие национальным лидерам. У нас это трудно, но все же такое отношение создается.

– А патриотизм является такой ценностью?

– Конечно! Патриотизм должен быть краеугольным камнем национальной идеи. На это должны быть направлены все силы и, в том числе, образовательная система. Мы, в свою очередь, всегда были преданы любви к своему Отечеству, и Церковь в лихую годину вставала на сторону защиты Отечества и наших священных рубежей. Любовь к Отечеству способствует развитию и укреплению духовной силы народа, а всякие смуты приводят к ненависти и разрухе, отторжению от Бога.

– Владыка, давно уже говорится о необходимости перевода богослужений на современный русский язык. Как Вы думаете, способна ли эта мера привлечь в Церковь новых верующих?

– Я противник переводов богослужебных текстов на какие-либо современные разговорные языки. Языки вульгаризируются со страшной силой! На какой язык переводить? На сленговый? Это абсурд! Тут на самом деле другая проблема – доступности. Нужно дать людям, которые приходят к нам, возможность адаптироваться в языковой среде – для этого есть пособия и курсы. Какими-то послаблениями, поблажками, красивыми упаковками, оформлениями на доступном и понятном языке можно привлекать верующих до бесконечности, но толку мало, потому что внешние эффекты быстро проходят. И если это привлекает кого-то, то только людей неглубоких, которые очень быстро уходят обратно. Зачем муссировать тему, как привлечь новых верующих? Привлекает дух Божий и высокие идеалы христианства, а не легкость формы и доступность. Кроме вреда, реформа языка никогда ничего хорошего никакому народу не приносила. Западная Церковь перевела свои богослужения на современные языки, но все равно секуляризация постигла западное общество еще более заразительным образом. Наш церковнославянский язык – это язык межнационального общения всех славян. Я думаю, что для церковно ориентированного человека это будет не только не привлекательным, но и отталкивающим. Если мы уберем силу соединяющего нас церковнославянского языка, то мы нарушим все славянское единство.

– Владыка, сейчас много говорят об общем падении нравственности в нашей стране. Возможно ли его остановить, или точка невозврата уже пройдена?

– Всегда есть точка возврата, и она находится в сердце человеческом. Я не верю во всеобщее развращение, его не может быть, потому что человек рождается с одним и тем же набором нравственных качеств у всех поколений. На самом деле новое поколение дает нам массу высоконравственных людей. Хочу подчеркнуть, что все не смогут быть высоконравственными, но в целом положение во все времена одно и то же. Я не считаю, что уровень нравственности ниже, чем был когда-то, он приблизительно на одном уровне. Просто категории нравственности у нас самих меняются. Мы предъявляем оценки нравственности советской к постсоветскому человеку, а это неправильно. Отрадно видеть, например, что потребление алкоголя сейчас сократилось, а количество желающих бросить курить возросло. Это значит – в большинстве своем молодежь за здоровый образ жизни, за здоровую семью. Мы о нравственности судим по ток-шоу, а это же не так, там все наигранно, а в реальной жизни – наоборот. И не надо бояться Церкви, ведь это единственная сила, которая может повысить уровень нравственности народа.

Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

Алтайский край (монастыри)

Содержание

  • 1 Знаменский женский монастырь (Барнаул)
  • 2 Иоанно-Кронштадтский женский монастырь (Кислуха)
  • 3 Богородице-Казанский женский монастырь
  • 4 Ксение-Покровский женский монастырь (Яровое)
  • 5 Свято-Димитриевский мужской монастырь (Алейск)
  • 6 Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог)
  • 7 Богоявленский женский монастырь (Камень-на-Оби)

Знаменский женский монастырь (Барнаул) [ править ]

24 июня 1754 года в Барнауле была освящена только что построенная церковь во имя святых и 37,01 Kbправедных Захария и Елисаветы. Кроме горожан, к приходу церкви были приписаны жители 11 деревень. Уже к 1772 году здание церкви обветшало. Были собраны средства, и в 1778 году построена новая деревянная церковь по проекту И.И.Черницына, ученика И.И.Ползунова.

С февраля 1994 года богослужения в храме стали проводиться регулярно. При Знаменском храме, распоряжением правящего архиерея был образован женский монастырь, первой настоятельницей которого стала монахиня Глафира (в миру Галина Викторовна Любицкая). Через два года молитвами и трудами первых сестер монастыря – ныне покойной схимонахини Филареты, схимонахини Георгии, схимонахини Гавриилы и других – был восстановлен главный храм и освящен придел в честь иконы Знамения Божией Матери.

Адрес: 656043, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Большая Олонская, 24.

Иоанно-Кронштадтский женский монастырь (Кислуха) [ править ]

10 октября 1996 года указом Святейшего Патриарха создан Иоанно-Кронштадтский женский монастырь.

Престол домовой церкви освящен Владыкой Антонием 24 октября 1996 года.

Земельный участок территории 2.1943 га оформлен в собственность 11 мая 2007 года.

В 2008 году построено овощехранилище, в 2009 году настоятельский дом.

С 2007 года ведется строительство хоздвора вне территории монастыря.

В настоящее время 10 монастырских дач, сельхозназначения общей площадью 1 га в процессе оформления. В хозяйстве монастыря 10 коров, 2 лошади, 20 кур, 1 грузовая машина. В аренде 42 га земли для выпаса скота.

В монастыре находится святыня – дореволюционный портрет св. Иоанна Кронштадтского.

Адрес: 658065, Алтайский край, Первомайский район, с. Кислуха, ул. Верхняя, 12. тел. 8 (38532) 94-5-18.

Богородице-Казанский женский монастырь [ править ]

Монастырь находился в нагорной части города Барнаула. Он являлся значительным духовно-просветительским центром города. Здесь был построен в 1903 году крупнейший в городе Казанский собор. Сегодня от монастырских построек сохранились храмовый придел, келейный корпус, школа, причтовый дом, крепостная стена. После закрытия в начале 1920-х годов из монастырских зданий была сделана тюрьма.

На территории монастыря был чудотворный Никольский источник с деревянной часовней. Часовня была разрушена, но недавно было обнаружено ее основание. Источник сохранился, и ныне очень почитаем верующими.

Недалеко от территории монастыря в нагорном бору находится место расстрела и погребения десятков невинных узников: священников, монахов и мирян. В память о них общественность города в начале 1990-х годов установила памятный знак.

Адрес: Алтайский край, Усть-Пристанский район, село Коробейниково, улица Советская дом 11.

Ксение-Покровский женский монастырь (Яровое) [ править ]

21 июля 1991 года в день празднования обретения Казанской иконы Божией Матери была отслужена первая Литургия в открывшемся Ксение- Покровском храме. Заслуга в этом принадлежит протоиерею Николаю Земляному. Родился и окончил школу он в Яровом. После прохождения послушания в храме на Псковской земле, закончил Ленинградскую Духовную семинарию и вернулся в Псковскую область, служа около 20 лет священником на приходе.

И вот, с солидным багажом знаний, опытный батюшка возвращается в родные места. Глубокая вера и поддержка семьи помогли ему вскоре обрести единомышленников. Была образована община. Местная власть поддержала просьбу общины и отца Николая – передать пустующий сельский клуб: здание кирпичное, просторное, с широким подворьем. В июле 1991 года клуб был отдан в их распоряжение. Радости не было предела, ведь уже на протяжении месяца по просьбе верующих отец Николай проводил службы и беседы с людьми в квартире своей матери Евдокии Карповны (Царство ей Небесное). Засучив рукава, отец Николай с добровольными помощниками начал ремонтировать и облагораживать здание внутри и снаружи. Расчистили двор и обнесли оградой, высадили деревья и цветы. Впоследствии построили притвор и возвели купол. Внутреннее оформление радовало глаз.

Адрес: 658837, Алтайский край, г. Яровое, ул. Покровская, 2

Свято-Димитриевский мужской монастырь (Алейск) [ править ]

Алейский Свято-Димитриевский мужской монастырь открыт в 1994 г. в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Силами насельников были обустроены келейный корпус, трапезная, хозяйственные помещения. В начале двухтысячных монастырь был закрыт. К счастью, храм продолжал оставаться духовным центром на алейской земле и сюда приходило очень много людей. В 2001 году в кровлю храма ударила молния, она частично сгорела, но внутренне убранство храма не пострадало.

Читайте также:
Церковь святых Константина и Елены в Чернополье: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 2014 году по благословению владыки Сергия, епископа Барнаульского и Алтайского, мужской монастырь получил свою вторую жизнь. Сейчас в нём нашли свою обитель все желающие посвятить свою жизнь Богу.

Адрес: 658137 Алтайский край, Алейск, ул. Маслозаводская 39

Телефоны: +7(960) 964-85-19 (игумен Макарий (Вандокуров)); +7(909) 503-53-42 (и.о. духовника иеромонах Феодосий (Масленников))

Электронная почта игумена Макария: o.makariy@mail.ru

Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог) [ править ]

Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит».

Неподалеку от храма находится святой источник.

По свидетельству местных жителей, источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок.

В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха.

Адрес: Россия, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Сорочий лог

Богоявленский женский монастырь (Камень-на-Оби) [ править ]

Богоявленский женский монастырь основан в 1997 году.

Малый монастырский храм во имя преподобного Антония Печерского был сооружен в 1997-2001 годах в связи с невозможностью скорой передачи епархии старого Богоявленского храма.

Богоявленский храм является историко-культурным памятником местного значения.

Адрес: 658710, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Декабристов, д. 19

Церковь святого Николая Чудотворца и великомученицы Александры в Ялте

В 1914 году в поселке Массандра при военном санатории была построена церковь. Архитектурный проект, был выполнен архитектором из Москвы Максимовым. Храм святого Николая Чудотворца и царицы Александры в 2016 году отметил свое столетие. Находится церковь в живописном крае, среди густой зелени, гор и теплого моря.

История

Ялта — жемчужина крымского побережья. В конце ХІХ века большой кусок земель вокруг этого города принадлежал императору Николаю II, часть из которых, он передал местным властям под постройку приютов и больниц. Знаменитые врачи Боткин и Дмитриев, после изучения местного климата пришли к выводу, что в данном месте подходящий воздух для лечения болезней легких.

В 1900 году на южном крымском берегу началось масштабное строительство санатория, через год закончили первое здание и освятили его. Многие меценаты не стеснялись вкладывать деньги в данный проект. Решили построить небольшой храм для того, чтобы больные могли обращаться к Богу.

Проект постройки здания храма был доверен ученику академика А.В. Щусева, Владимиру Максимову, который хорошо разбирался в древнерусском стиле построек. Он изготовил огромное количество эскизов здания. Архитектор Максимов в работе над проектом, опирался на внешний вид храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Гдове, но выполнил здание в своем индивидуальном видении.

Святые места Крыма:

Начало Первой мировой войны, вынудило прекратить работу над строительством церкви. В город стали свозить большое количество раненных, которые нуждались в помощи, они получали лечение в больницах и санаториях и храмах. Многие православные воины нуждались в постоянном исповедании, причащении, молитвах в церкви, а почившие — в отпевании.

В 1902 году на территории Ялтинского санатория для больных была возведена небольшая однокупольная церковь. Храм был построен в древнерусском стиле с резным деревянным иконостасом. Освящение церкви произошло в 1916 году в декабре.

Интересно! Для внутреннего убранства по пожеланию архитектора, специальная комиссия искала и покупала только старинные иконы.

Все убранство храма было выполнено по чертежам профессора архитектуры из Москвы Федора Яковлевича Мишукова. Все иконы были тщательно подобраны в районах Пскова и Новгорода Великого и были датированы ХVI-XVII веками. Нижняя часть стен была обита материей кустарной работы.

В послереволюционные годы в здании церкви открыли музей православных икон, но к 1930 году ее закрыли, снесли купол и использовали под государственные хозяйственные нужды. Храм простоял закрытым долгие годы, лишь спустя 60 лет началось его восстановление: установили новый, сияющий на солнце купол и крест. Храм освятили в честь святого Николая Чудотворца и великомученицы Александры. Эти святые были покровителями всей императорской семьи.

В 1992 году приход вновь оказался в руках православных прихожан. Сразу начались проводиться восстановительные и реставрационные работы, оборудован нижний пещерный крестильный храм, освященный в честь Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, сооружен мраморный иконостас, ставший украшением храма. И сегодня в Массандровском храме вновь находят утешение и исцеление не только «больные и недужные», но и все желающие.

Читайте также:
Никольская церковь в Зеленограде: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

В 2012 году, в октябре представители фонда «Возрождение культурного наследия», действительные члены Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин и С. Я. Ваксман посетили церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры с официальным визитом.

Вместо санатория, сейчас на том месте находится НИИ имени И. М. Сеченова, прихожанами собора становятся пациенты данного учреждения, люди которые ищут облегчения болезни и спасения. Институт помогал приходу на стадии восстановления, оплачивал многие счета прихода.

Сейчас территория церкви выглядит очень ухоженной, белоснежные стены здания утопают в южной зелени, большой купол возвышается над санаторием, создавая особую атмосферу. Со временем при церкви была создана воскресная школа для детей. Ученики церковно-приходского учреждения проходят богословские курсы, занимаются творчеством, поют в хоре, выступают на церковных праздниках с композициями.

Архитектурные постройки

Изначально храм был задуман как здание в древнерусском церковном стиле, который выделяет:

  • большой, единичный, выделяющийся купол;
  • стройные барабаны;
  • выразительные старинные иконы внутри.

Престольные праздники

22 мая — день Святителя Николая Чудотворца.

6 мая — праздник святой мученица царицы Римской Александры.

Месторасположение и контакты

Церковь Святого Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры находится по адресу: РФ, Крым, город Ялта, ул. Дзержинского, 34.

Телефон: 8 (365) 435-00-43.

Часы работы: ежедневно с 8:00 до 18:00.

Храм посещает большое количество паломников, приехать в это место можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионных групп.

Где остановиться

При самостоятельном посещении данного Храма можно расположиться в одной из многих гостиниц поселка Массандры, в основном они сосредоточены недалеко от винного завода «Массандра».

Церковь святого Николая Чудотворца и великомученицы Александры в Ялте

Александринская церковь (церковь во имя Св. мученицы царицы Александры) — православный храм в городе Иркутске, ныне утраченный. Построен в 1910-1914 в неорусском стиле по проекту архитектора А.С. Покровского, на средства купчихи А.Н. Портновой. Церковь была возведена в квартале, ограниченном улицами 3-й и 4-й Иерусалимскими, Большой Блиновской и Сарайной, неподалеку от магнито-метеорологической обсерватории. После закрытия в 1934 помещения храма использовались под склад, позднее под шиноремонтный завод. Здание церкви разрушено в 1961 (до начала работ по первому реставрируемому в Иркутске объекту Спасской церкви оставалось 6 лет).

История

Ялта — жемчужина крымского побережья. В конце ХІХ века большой кусок земель вокруг этого города принадлежал императору Николаю II, часть из которых, он передал местным властям под постройку приютов и больниц. Знаменитые врачи Боткин и Дмитриев, после изучения местного климата пришли к выводу, что в данном месте подходящий воздух для лечения болезней легких.

В 1900 году на южном крымском берегу началось масштабное строительство санатория, через год закончили первое здание и освятили его. Многие меценаты не стеснялись вкладывать деньги в данный проект. Решили построить небольшой храм для того, чтобы больные могли обращаться к Богу.


Церковь Николая Чудотворца и великомученицы Александры

Проект постройки здания храма был доверен ученику академика А.В. Щусева, Владимиру Максимову, который хорошо разбирался в древнерусском стиле построек. Он изготовил огромное количество эскизов здания. Архитектор Максимов в работе над проектом, опирался на внешний вид храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Гдове, но выполнил здание в своем индивидуальном видении.

Святые места Крыма:

  • Керченская церковь Иоанна Предтечи
  • Космо-Дамиановский мужской монастырь
  • Кизилташский мужской монастырь

Начало Первой мировой войны, вынудило прекратить работу над строительством церкви. В город стали свозить большое количество раненных, которые нуждались в помощи, они получали лечение в больницах и санаториях и храмах. Многие православные воины нуждались в постоянном исповедании, причащении, молитвах в церкви, а почившие — в отпевании.

В 1902 году на территории Ялтинского санатория для больных была возведена небольшая однокупольная церковь. Храм был построен в древнерусском стиле с резным деревянным иконостасом. Освящение церкви произошло в 1916 году в декабре.

Интересно! Для внутреннего убранства по пожеланию архитектора, специальная комиссия искала и покупала только старинные иконы.

Все убранство храма было выполнено по чертежам профессора архитектуры из Москвы Федора Яковлевича Мишукова. Все иконы были тщательно подобраны в районах Пскова и Новгорода Великого и были датированы ХVI-XVII веками. Нижняя часть стен была обита материей кустарной работы.

В послереволюционные годы в здании церкви открыли музей православных икон, но к 1930 году ее закрыли, снесли купол и использовали под государственные хозяйственные нужды. Храм простоял закрытым долгие годы, лишь спустя 60 лет началось его восстановление: установили новый, сияющий на солнце купол и крест. Храм освятили в честь святого Николая Чудотворца и великомученицы Александры. Эти святые были покровителями всей императорской семьи.

В 1992 году приход вновь оказался в руках православных прихожан. Сразу начались проводиться восстановительные и реставрационные работы, оборудован нижний пещерный крестильный храм, освященный в честь Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, сооружен мраморный иконостас, ставший украшением храма. И сегодня в Массандровском храме вновь находят утешение и исцеление не только «больные и недужные», но и все желающие.


Икона святой мученицы царицы Александры Римской

В 2012 году, в октябре представители фонда «Возрождение культурного наследия», действительные члены Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин и С. Я. Ваксман посетили церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры с официальным визитом.

Вместо санатория, сейчас на том месте находится НИИ имени И. М. Сеченова, прихожанами собора становятся пациенты данного учреждения, люди которые ищут облегчения болезни и спасения. Институт помогал приходу на стадии восстановления, оплачивал многие счета прихода.

Сейчас территория церкви выглядит очень ухоженной, белоснежные стены здания утопают в южной зелени, большой купол возвышается над санаторием, создавая особую атмосферу. Со временем при церкви была создана воскресная школа для детей. Ученики церковно-приходского учреждения проходят богословские курсы, занимаются творчеством, поют в хоре, выступают на церковных праздниках с композициями.

Прогулки по району. Церковь святой царицы Александры в Низино

В светлый праздник Рождества Христова LL приглашает читателей на прогулку в окрестности церкви святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа.

Православный храм в деревне Низино возвели в 1850-х годах. Соответствующее распоряжение архитектору Андрею Штакеншнейдеру дал император Николай I. В документе, который архитектору передал министр царского двора, поручалось «составить проект на постройку небольшой православной пятиглавой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах». На составление потребовалось несколько месяцев. Первый камень заложили в августе 1851 года в присутствии императора. В основание фундамента заложили табличку с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11». Специально с берега реки Иордан. На строительство потребовалось три года. Освятили храм 22 августа 1854 года. Впоследствии церковь регулярно посещала не только семья Николая I, но и супруга последнего русского императора Николая II Александра Федоровна.

Легенда о царице Александре

Церковь близ Петергофа решили назвать именем святой благоверной мученицы царицы Александры Римской. Она стала жертвой собственного мужа – императора Диоклетиана.

Согласно православной традиции, в 303 году царица пошла наперекор супругу. Видя твердость веры святого Георгия Победоносца во время его мучений и став свидетельницей чудесного исцеления великомученика Георгия от страшных ран, полученных им при истязаниях, она пожелала принять христианство. Однако проконсул Магнеций удержал ее от этого. Через некоторое время царица Александра увидела, как великомученик Георгий, зарытый по плечи на три дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым. После того, как силой крестного знамения великомученик Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, царица Александра пришла в суд и открыто исповедала себя христианкой, высмеяв языческих богов.

Озлобленный Диоклетиан приговорил Георгия и царицу к смерти. Святая Александра с радостью приняла этот приговор и кротко пошла на место казни. По дороге святая, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Присев на камень у дороги, она тихо скончалась. Память святой празднуют одновре­менно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.

Советский период

Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры проводили до осени 1940 года. Тогда храм собирались превратить в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.

Во время Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы серьезно повредили здание.

После войны в здании бывшей церкви долгое время располагалась совхозная мастерская. В подвалах церкви разместили овощехранилище. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. Территория вокруг храма использовалась для своза мусора при строительстве многоквартирных домов в Низино.

Возрождение в 1990-е

Восстановление церки началось в конце XX века. 6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы царицы Александры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского служили божественную литургию. С апреля 1999 года богослужения стали регулярными.

Внешнее убранство

Сейчас церковь радует прихожан своей красотой внутри и снаружи. Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола.

В фасадах ясно прослеживаются черты так называемой ордерной системы. Снаружи храм украшен декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII веков. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.

Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедисталах и цоколях, что имеет не только декоративное, но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола.

Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.

При возведении церкви Андрей Штакеншнейдер подтвердил репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями.

Интерьеры церкви отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов оформление интерьеров Александрийской церкви носит классический характер. В обрамлении преобладают штукатурные тяги и лепка. Пройдя через главный вход, прихожане попадают в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем. Перекрытый куполом, он опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены четыре тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея.

На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.

Школы Ломоносовского района не уйдут на ранние каникулы

3 месяца назад менее 1 мин чтения
«Регион не планирует введение досрочных каникул в школах, так как ситуация с заболеваемостью в образовательных учреждениях стабильна.

Понравилось это:

Нравится
Следите за нашими новостями в соцсетях и мессенджерах:

Понравилось это:

Похожее

Архитектурные постройки

Изначально храм был задуман как здание в древнерусском церковном стиле, который выделяет:

  • большой, единичный, выделяющийся купол;
  • стройные барабаны;
  • выразительные старинные иконы внутри.


Интерьер храма Николая Чудотворца и великомученицы Александры

Интересно! Такое композиционное решение было принято императрицей Александрой Федоровной, на чьи деньги возводился санаторий. Она считала, что со строгими линиями зданий — корпусов, такой облик церкви будет смотреться органично.

Архитектура

Церковь возвели в неорусском стиле. Двухсветный четвериковый храм завершался пятью главами: крупной центральной и четырьмя небольшими над углами четверика. Ярусная стройная колокольня по высоте превосходила храм и была увенчана шатром, силуэт которого подчеркивало вычурное венчание. Длина всего здания была 18 саженей, ширина – 12, высота колокольни – 20, а средней части 12 саженей с куполами.

Фасады были очень нарядным – с обилием элементов, свойственных древнерусской архитектуре XVII: кокошники, ширинки, перехваченные поясками колонки, сухарики. Общий характер декора с традиционным акцентом углов, проемов и карнизов, свидетельствует о внимании автора к творческим принципам древних мастеров.

Архитектура храма стилистически близка Тулунской Покровской церкви, также построенной по проекту А. С. Покровского. Еще большее сходство обнаруживается с Верхоленским Воскресенским каменным собором, авторство которого не установлено, но объемное построение и декоративное убранство обеих построек настолько близки, что можно приписать последнюю творчеству того же зодчего.

Современное состояние

Приход относится юрисдикционно к Хельсинкской епархии и насчитывает около 2300 зарегистрированных членов, в их числе — жители Аландских островов.

Священнослужителями прихода, кроме церкви святой Александры в Турку, обслуживаются ещё три часовни: святителя Николая Чудотворца (1956) в городе Раума, Воздвижения Креста Господня в городе Сало и Воскресения Христова (1881) на городском кладбище Турку.

Богослужения совершаются на финском языке и раз в месяц — на церковно-славянском языке (иногда — на румынском).

Как добраться

Почтовый адрес:

Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, 6 Heshin str., P.O.Box 1042, Jerusalem 9100902, Israel

Местоположение:

Иерусалим, Русское подворье (евр. — «Миграш а-Русим», араб. — «Маскобúя»)

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме располагается между почтовым отделением на ул. Яффо и Иерусалимским Муниципалитетом (Ирия), в одном здании с Мировым судом (Бейт Мишпат а-Шалом). Вход в Миссию с ул. Яффо или ул. Хешин.

Церковь святого Николая Чудотворца и великомученицы Александры в Ялте

Церковь Святого Николая Чудотворца в Массандре была построена в 1916 г. по проекту архитектора В. Н. Максимова для санатория больных туберкулезом нижних чинов и офицеров Российского императорского флота. года храм был освящен в честь Святого Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры — небесных покровителей императорской четы. Храм выполнен в древнерусском стиле. До закрытия в 1930 г. в церкви находилось собрание древнерусских икон.

История

Ялта — жемчужина крымского побережья. В конце ХІХ века большой кусок земель вокруг этого города принадлежал императору Николаю II, часть из которых, он передал местным властям под постройку приютов и больниц. Знаменитые врачи Боткин и Дмитриев, после изучения местного климата пришли к выводу, что в данном месте подходящий воздух для лечения болезней легких.

В 1900 году на южном крымском берегу началось масштабное строительство санатория, через год закончили первое здание и освятили его. Многие меценаты не стеснялись вкладывать деньги в данный проект. Решили построить небольшой храм для того, чтобы больные могли обращаться к Богу.

Церковь Николая Чудотворца и великомученицы Александры

Проект постройки здания храма был доверен ученику академика А.В. Щусева, Владимиру Максимову, который хорошо разбирался в древнерусском стиле построек. Он изготовил огромное количество эскизов здания. Архитектор Максимов в работе над проектом, опирался на внешний вид храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Гдове, но выполнил здание в своем индивидуальном видении.

Святые места Крыма:

Начало Первой мировой войны, вынудило прекратить работу над строительством церкви. В город стали свозить большое количество раненных, которые нуждались в помощи, они получали лечение в больницах и санаториях и храмах. Многие православные воины нуждались в постоянном исповедании, причащении, молитвах в церкви, а почившие — в отпевании.

В 1902 году на территории Ялтинского санатория для больных была возведена небольшая однокупольная церковь. Храм был построен в древнерусском стиле с резным деревянным иконостасом. Освящение церкви произошло в 1916 году в декабре.

Интересно! Для внутреннего убранства по пожеланию архитектора, специальная комиссия искала и покупала только старинные иконы.

Все убранство храма было выполнено по чертежам профессора архитектуры из Москвы Федора Яковлевича Мишукова. Все иконы были тщательно подобраны в районах Пскова и Новгорода Великого и были датированы ХVI-XVII веками. Нижняя часть стен была обита материей кустарной работы.

В послереволюционные годы в здании церкви открыли музей православных икон, но к 1930 году ее закрыли, снесли купол и использовали под государственные хозяйственные нужды. Храм простоял закрытым долгие годы, лишь спустя 60 лет началось его восстановление: установили новый, сияющий на солнце купол и крест. Храм освятили в честь святого Николая Чудотворца и великомученицы Александры. Эти святые были покровителями всей императорской семьи.

В 1992 году приход вновь оказался в руках православных прихожан. Сразу начались проводиться восстановительные и реставрационные работы, оборудован нижний пещерный крестильный храм, освященный в честь Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, сооружен мраморный иконостас, ставший украшением храма. И сегодня в Массандровском храме вновь находят утешение и исцеление не только «больные и недужные», но и все желающие.

Икона святой мученицы царицы Александры Римской

В 2012 году, в октябре представители фонда «Возрождение культурного наследия», действительные члены Московского областного отделения Императорского Православного Палестинского Общества А. Н. Панин и С. Я. Ваксман посетили церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры с официальным визитом.

Вместо санатория, сейчас на том месте находится НИИ имени И. М. Сеченова, прихожанами собора становятся пациенты данного учреждения, люди которые ищут облегчения болезни и спасения. Институт помогал приходу на стадии восстановления, оплачивал многие счета прихода.

Сейчас территория церкви выглядит очень ухоженной, белоснежные стены здания утопают в южной зелени, большой купол возвышается над санаторием, создавая особую атмосферу. Со временем при церкви была создана воскресная школа для детей. Ученики церковно-приходского учреждения проходят богословские курсы, занимаются творчеством, поют в хоре, выступают на церковных праздниках с композициями.

Собор Александра Невского в Ялте

Собор Александра Невского — главный действующий православный храм Ялты, находится в центре города, на небольшом возвышении у подножья холма Дарсан и хорошо заметен издалека. Фасад храма выполнен в московском стиле XVII века, интерьер — в византийском духе, с украшающими его настенными росписями. Собор по праву считается одной из важнейших и красивейших достопримечательностей Ялты.

Расписание богослужений в Соборе Александра Невского в Ялте

В воскресенье Божественная литургия в 9:00, в будни в 8:00, двунадесятые праздники в 8:30 или 9:00.

Вечернее богослужение всегда в 17:00.

Отслеживать актуальное расписание богослужений удобно на официальном сайте собора.

История строительства

На рубеже XIX — XX веков Ялта приобрела неофициальный статус «столицы» Крыма. Главный южный курортный город расширялся, с каждым годом увеличивалось число отдыхающих, поездки к берегу Чёрного моря вошли в моду, а для кого-то являлись и просто необходимостью: местный климат как нельзя лучше подходил для лечения многих болезней. Храм Иоанна Златоуста, главный православный храм Ялты в XIX веке, больше не мог вместить всех желающих. Так или иначе, в процветающем курортном городе появилась необходимость строительства большого собора, религиозного центра, который мог бы объединить всех православных отдыхающих. История его строительства неразрывно связана с императорской семьей. Проект собора появился в 1891 году и был утвержден лично императором Александром III, решившим строить собор в память о трагически погибшем отце, российском императоре Александре II. Строительство собора заняло 11 лет и освящен он был в декабре 1902 года во имя князя Александра Невского. На церемонии его открытия присутствовал император Николай II с семьёй.

Архитектура

Создатели собора архитекторы П. К. Теребенев и Н. П. Краснов воплотили в жизнь задумку императора Александра III, мечтавшего, чтобы новый ялтинский собор был построен в «исконно-русском» стиле XVII века. Внешний вид собора производит сильное впечатление: богато украшенный характерными декоративными элементами, он действительно напоминает древнерусский сказочный терем. Стены собора окрашены в легкие светлые цвета: бело-розовый и желтый, что придает его внешнему виду легкость и воздушность. Но в то же время нельзя не отметить и монументальность сооружения, его величественность и внушительные размеры. В одном из писем А. П. Чехов так отозвался о новом соборе: «Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию».

Храм состоит из двух престолов. Нижний освящен в честь святого Артемия и вмещает около семисот человек, верхний — в честь знязя Невского и может принимать до тысячи прихожан одновременно. Над созданием внешнего и внутреннего убранств собора трудились лучшие мастера своего времени из разных городов и стран. Так, автор украшающего наружную сторону собора мозаичного изображения Александра Невского — венецианец Антонио Сальвиати, оформление интерьеров проходило под руководством архитектора С.Крошечкина. Потолочные и настенные росписи внутри собора — дело рук киевского мастера И. Мурашко. Оригинальные колокола собора были отлиты и доставлены в Ялту из Москвы. Иконостас выполнен по чертежам архитектора Н. П. Краснова с включением в них иконописных образов, специально написанных для нового собора иконописцами из села Мстёры Владимирской губернии. Полный архитектурный ансамбль собора дополняют церковный дом и церковно-приходская школа, построенные рядом в едином с собором стиле несколько позднее.

В непростой период российской истории, во времена Первой Мировой войны и революции собор служил важным духовным центром, где прихожане могли найти успокоение. Во время гражданской войны и обстрела Ялты в 1918 году собор не пострадал и после революции еще какое-то время продолжал свою духовно-просветительскую деятельность. Но в 1938 году по решению властей собор был закрыт, затем его здание было отдано под спортивный клуб. В период фашистской оккупации Крыма с 8 ноября 1941 года по 16 апреля 1944 года собор стал понемногу функционировать как духовное учреждение, окончательно же богослужения возобновились в 1942 году. Удивительно, но в советский период нашей истории, собор формально осуществлял свою деятельность и официально не закрывался. В настоящее время богослужения в соборе совершаются ежедневно.

В 2002 году собор Александра Невского отмечал свое столетие праздничными мероприятиями, была проведена внутренняя реконструкция росписей, позолочены купола. Собор приобрел более торжественный и парадный внешний вид, как и положено одному из главных соборов города и Крымского побережья.

Почему стоит посетить

Интерес представляют прежде старинные иконы и другие православные святыни, главные из которых — иконы с частицами мощей блаженной Матроны Московской, преподобного Серафима Саровского и святого благоверного князя Александра Невского. Собор является выдающимся памятником архитектуры русского зодчества и по праву признан одним из красивейших соборов Крыма. Это именно тот случай, когда достопримечательность входит в разряд «must see» и ее посещение является обязательной частью знакомства с Ялтой и Крымским берегом в целом.

Как добраться

Собор находится в самом центре Ялты, близко к другим достопримечательностям. Пешком до него можно дойти с набережной, прогулка неспешным шагом займёт не более 7 минут. Также пешком возможно дойти до достопримечательности от городского автовокзала, куда прибывает почти весь общественный транспорт Ялты. Можно воспользоваться троллейбусом № 1, выходить нужно на остановке «Ул. Морская». Кроме того, рядом с собором располагается нижняя станция ялтинской канатной дороги, поэтому сообщение доступно также и этим видом транспорта.

Парковка есть рядом с собором, она бесплатная. Также вы можете воспользоваться услугами такси. На территории Крыма работают известные фирмы-перевозчики, такие такси Максим.

Ялтинский собор Александра Невского на панорамах Google Maps

Видео о Невском соборе Ялты

История храмов нашей епархии. 100-летие храма святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры в Массандре.

Автор: Евдокимов В. вкл. 19 октября 2016 . Опубликовано в История храмов епархии

18 октября храм святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры в Массандре отметил 100-летие с дня освящения. Вспомним историю создания этого архитектурного шедевра. В уникальной местности Массандры в 1912 году было решено создать «санаторию» для больных туберкулезом нижних чинов российского императорского флота.

Средства на постройку были выделены императрицей Александрой Федоровной и также собраны благотворительные пожертвования. Закладка комплекса зданий санатория состоялась 29 мая 1913 года, по проекту петербургского архитектора Н.Н.Малеина. В апреле 1914 года состоялось освящение первого здания Морского санатория в честь императрицы Александры Федоровны. Впоследствии построенные другие корпуса будут названы в честь царских детей. Не было только церкви. Императрица решила, что храм должен быть в древнерусском стиле XIV века. Проект постройки церкви заказали ученику академика А.В.Щусева, Владимиру Николаевичу Максимову знатоку данного стиля. Он сделал около сотни вариантов эскизов храма.

  • В.Н.Максимов, 1905 г

В настоящее время в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В.Щусева находится двенадцать эскизов проектов церкви, с номерами от 76 до 92. За основу проекта В.Н.Максимов взял храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Гдове, но выполнил в своем вкусе. Начавшаяся Первая мировая война отодвинула строительство на неопределенный срок. В Ялту стали поступать раненные, они размещались и получали лечение в больницах и санаториях. Многие православные воины нуждались в постоянном исповедании, причащении, молитвах в церкви, а почившие в отпевании. В мае 1915 года императрица Александра Федоровна встретилась с морским министром генерал-лейтенантом И.К.Григоровичем и архитектором В.Н.Максимовым, что ускорило строительство храма. Летом 1916 года начинается строительство под личным руководством талантливого зодчего. В короткий срок церковь была воздвигнута. В крипте, под храмом была сделана покойницкая, для умерших в санатории. Настал день освящения, вот как описано это знаменательное событие в газете «Русская Ривьера», выходившей в Ялте. «Вчера, 5 октября состоялось освящение храма во имя святого угодника Николая и царицы Александры, построенного при санатории морского ведомства на средства собранные среди его членов и служащих.

В 10 часов утра началось богослужение, которое совершил митрофорный протоиерей Александр Терновский в сослужении с причтом старого собора. Храм не мог вместить всех собравшихся молиться. На богослужении присутствовали: министр Императорского Дворца генерал-адъютант граф В.Б. Фредерикс, ялтинский градоначальник генерал-майор А.И.Спиридович, председатель строительного комитета тайный советник д – р Киберъ, члены строительного комитета д-р Шредер и д-р Зиновьев, ялтинский предводитель дворянства камергер П.В.Попов, начальник ливадийского-массандровского удельного управления Ю.Л.Львов, архитектор высочайшего двора Н.П.Краснов, городской голова А.П.Еленев, председатель земской управы Н.Н.Богданов, уполномоченный Красного Креста П.М.Марцынкевич, инспектор печатных заведений г.Ялты генерал-майор Тарнау, комендант г.Ялты подполковник Ровняков, ялтинский полицмейстер М.М.Гвоздевич, жандармский подполковник В.В.Троцкий, ялтинский уездный исправник статский советник Каленский, старший врач санатория им.Александра III д-р П.Ф.Федоров, старший врач здравницы Ея Величества д-р Н.З. Ищенко, и.д. правителя канцелярии ялтинского градоначальника Г.А.Качубей, чиновник особых поручений при ялтинском градоначальнике Р.О.Бохвиц, архитектор В.Н.Максимов, по проекту которого построен храм, строитель его архитектор В.А.Кракау, врачи служебный персонал санатория морского ведомства и много других лиц.

Во время богослужения протоиерей Александр Терновский обратился к присутствующим с прочувствованным словом, указав на значение открываемого храма. Под его покровом, – сказал о.Александр, – больные и недужные будут находить утешение и силы для исцеления. После обедни и краткого молебствия на площадке перед храмом состоялся парад войск местного гарнизона, которым командовал комендант г. Ялты полковник Ровняков. Принимал парад министр Императорского Двора генерал-адъютант граф В.Б. Фредерикс. Во время парада играл духовой оркестр ялтинской Александровской гимназии, под управлением А.А.Кусевицкого.

Вновь сооруженный храм построен в древнерусском стиле, отличается изяществом и простотой. Внутри нижние части стен обиты материями кустарной работы, изделиями местных татар».

Прошло сто лет и вновь собрались прихожане и гости, чтобы празднично отметить юбилей. Он начался Божественной литургией, которую возглавил благочинный Ялтинского церковного округа, настоятель собора святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Адам Дмитренко

в сослужении настоятеля храма святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры в Массандре протоиерея Валерия Скрипченко, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде протоиерея Николая Доненко, настоятеля храма Воскресения Христова в Ялте протоиерея Иоанна Никитенко и дьякона Сергия Никитина из собора святого Александра Невского в Симферополе. По окончании литургии был совершен чин освящения вновь воссозданного иконостаса по старым фотографиям и чертежам.

Дети церковно приходской школы представили праздничную музыкально-поэтическую композицию. В этот день состоялось еще одно знаменательное событие. Священство, прихожане, гости Крестным ходом от храма прошли к месту, где со временем будет часовня в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия».

В этом месте торжественно прошел чин ее закладки. Закладную капсулу и первый камень заложили протоиерей Адам Дмитренко и Глава администрации города Ялта Андрей Ростенко. По возвращению в храм всем были подарены новые, прекрасно изданные буклеты, рассказывающие историю этого архитектурного шедевра и местности где он находится.

Владимир Евдокимов, Ялта

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр.
9:00 – 16:00 (пятница 9.00 – 14.00)

Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 – 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: