Белогорский Николаевский Пермский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятели и святыни

Белогорский монастырь — духовная жемчужина Пермского края

Белогорский монастырь — самый крупный монастырь Пермского края. Сегодня это крупнейший духовный центр не только Прикамья, но и всего Урала. Посещение монастыря будет интересно как паломникам, так и обычным жителям. Ежегодно Белогорский монастырь посещают свыше 100 тысяч человек, и каждый находит в нём что-то своё.

Открытка с изображением комплекса Белогорского монастыря. До 1917 года.

Описание Белогорского монастыря

Белогорский монастырь находится в Кунгурском районе Пермского края, на расстоянии около 100 километров от Перми. В систему монастыря входит не только комплекс зданий на Белой горе, но и монастырское подворье в Перми. Сам монастырь находится на живописной Белой горе, откуда открывается замечательный вид на окрестности.

Архитектурная жемчужина Белогорского монастыря — Крестовоздвиженский собор. Это крупнейший храм Пермского края, который построен по проекту талантливого архитектора Александра Турчевича. Здание собора является крупнейшим культовым сооружением в Пермском крае, и безусловно, одним из самых красивых храмов Урала.

Неофициальное название монастыря — “Уральский афон”, подчеркивает статус духовного центра Урала. Устав монастыря, как и аналогичный устав греческого монастыря, достаточно строг. Перед поездкой в святыню желательно ознакомиться с общими правилами посещения и соблюдать их на всей территории монастыря.

Общий вид Белогорского монастыря

Святыни Белогорского монастыря

Главная святыня Белогорского монастыря — икона Иверской Божией матери, писанная иконописцами горы Афон. Святыня поступила в монастырь в 2010 году, из Свято-Троицкого кафедрального собора. Икона является точной копией образа, подаренного Белогорскому монастырю в 1898 для храма Иверской Божией матери. В XIX веке святыню для монастыря также писали на горе Афон.

Еще одной важной святыней монастыря является образ Святителя Николая. Святой Николай Чудотворец является небесным покровителем монастыря и по праву считается одной из самых почитаем святых на Руси. Кроме того, в честь Святителя Николая устроен источник, при котором можно набрать святой воды.

Еще одна важная для монастыря святыня — Ковчег святых угодников из Иерусалима. Этот ковчег был доставлен в конце XX века, при возрождении обители. В нём хранятся мощи особо почитаемых святых, в частности Великомученника Пантелеймона. Молебен перед ковчегом совершается каждую субботу в здании Крестовоздвиженского собора.

Вид на окрестности с монастыря

Посещение Белогорского монастыря

Белогорский монастырь доступен для посещения круглый год. Сюда приезжают посетители из России и других стран. Для паломников при монастыре имеется приют, кроме того, здесь организован целый ряд миссионерских и воспитательных программ. Богослужение начинается с раннего утра, для получения точной информации рекомендуем ознакомиться с официальным сайтом монастыря.

При посещении монастыря рекомендуется иметь надлежащий внешний вид. Для мужчин это брюки с рубашкой, для женщин длинная юбка и закрытая одежда. Также, рекомендуется выбирать одежду неярких расцветок. Обращаем Ваше внимание на то, что необходимо поставить гаджеты в беззвучный режим (не только телефоны, но и смарт часы, планшеты и т.д.). При посещении богослужения желательно не вести громких разговоров и не мешать молящимся.

Если Вы хотите сделать красивые фотографии на Белой горе, рекомендуем выбрать период с мая по июль. Особенно красивыми получаются фотографии, сделанные на рассвете (5-6 утра) или закате (22-23 часа). Для фотографов это одна из самых интересных площадок не только в Кунгурском районе, но и в Пермском крае. Обязательно посетите Белогорский монастырь, чтобы познакомиться с частицей духовной жизни Прикамья.

Белогорский монастырь интересен для посещения в любое время года. Побывать здесь и прикоснуться к скрытой грани Бытия будет интересно как паломникам, так и простым туристам. После посещения таких мест, человек начинает по-другому смотреть на свою жизнь и замечать рядом с собой значительно больше хорошего.

Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря

Как добраться до Белогорского монастыря

Многие читатели сайта Parmaday интересуются, как добраться до Белогорского монастыря. Существует несколько вариантов:

  • Доехать на личном транспорте
  • В составе экскурсионной или паломнической группе
  • На маршрутном автобусе и пешком.

Чтобы добраться до Белогорского монастыря на личном транспорте, необходимо выехать на дорогу Р-242 ( она же E-22), Пермь-Екатеринбург. На 65 километре трассы от Перми поворачиваем направо. При движении со стороны Екатеринбурга поворачивать налево по указателю на село Калинино. Далее, необходимо двигаться все время по главной дороге. В селе Калинино двигаться по указателю на Белую гору.

Читайте также:
Храм Ксении Петербуржской в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Общая протяженность маршрута от Перми составляет около 110 километров (Время в пути 1,5-2 часа). Расстояние от Екатеринбурга примерно 330 километров (время в пути около 4,5 часов). Асфальтированная дорога идет прямо до монастыря, поэтому проблем с проездом не будет.

Второй удобный способ добраться до Белой горы — в составе экскурсионной (паломнической) группы. В этом случае не возникнет проблем с поиском объекта. Можно выбрать комбинированный маршрут и доехать до села Калинино на рейсовом автобусе, после чего пройти до монастыря пешком 12 километров. Этот вариант желательно использовать в хорошую погоду.

Подворье Белогорского монастыря в Перми:

Схема проезда до Белогорского монастыря из Перми:

Видео про Белогорский монастырь

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь

Адрес, телефоны и схема проезда

Адрес : 617426, Пермская область, Кунгурский р-н, с. Калинино. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь.

Проезд : Ежедневно автобусом Пермь — Калинино. Отправление из Перми в 7.35 и 14.35. Далее от села Калинино 12 км пешком Каждую среду в 9.00 автобусом от Представительства Белогорского монастыря по адресу г. Пермь, ул. Кирова, 36. Телефон для справок 12-50-54, 12-09-55 Экскурсионные поездки организует Пермское бюро путешествий и экскурсий. Пермь, ул. Горького, 14а. Телефон 12 28 29

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе насельников монастыря, об изменениях в расписании служб, об истории монастыря, о предстоящих и прошедших событиях в монастыре, о святынях монастыря, о вариантах проезда к монастырю, и пр. – сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Может быть, обращаюсь не по адресу. На днях просматривал свой дневник и подумал, что эта запись может быть интересна еще кому-нибудь. Порылся в интернете, нашел Ваш адрес и посылаю. Извините, если не к месту.

20 января 2000г. Вчера, в Крещенье, под вечер в очередной раз ездил на Белую гору. Монастырь потихоньку меняется, принимая все более и более живой вид. И дело не только в том, что медленно, но основательно восстанавливается Крестовоздвиженский собор, ремонтируются прежние и возводятся новые строения подсобного хозяйства монастыря, а в том, что все более и более ощутимой становится духовная атмосфера на горе. Даже коммерциализация околомонастырского быта не в состоянии испортить умиротворения, которое испытываешь после пребывания там.
Мне есть с чем сравнивать, поскольку бываю на Белой ежегодно 3-4 раза с 1984 года. Первое время, не смотря на царившие там разруху и опустение, вызывавшие в душе какое-то мрачное, жутковатое настроение, я находил в алтаре собора, на его крыше и возле колодца Святого источника места, где вдруг становилось легко и спокойно. Они-то, периодически, и вызывали во мне желание вновь и вновь приезжать сюда, чтобы посидеть в этих маленьких оазисах пробуждения собственной души.
Кажется, до 86-го года там жили умалишенные. Своим присутствием они резонировали мрачность развалин, вызывая во мне смешенное чувство брезгливости и сочувствия. После, года два-три на Белой горе было почти пусто. Редкого местного жителя можно было встретить у колодца со святой водой, из которого они черпали воду чем попало для всех житейских нужд. Бывали там и туристы – не туристы, паломники – не паломники, а так – любопытствующие вроде меня, случайно слышавшего от кого-нибудь и что-нибудь из истории монастыря или Святого источника. В запустении был и колодец. На его дне под метровым слоем холодной прозрачной воды лежали покрытые толстым темным илом консервные банки, разбитые бутылки и какие-то железяки.
Потом здесь появился отец Варлаам, невысокий суровый мужчина лет пятидесяти. Вместе с ним трехэтажное монастырское здание возле храма обживали несколько стариков, монахов и сочувствующих. Надо было видеть те груды многолетнего мусора только в Нижнем храме, чтобы оценить теперь, слушая там монашескую службу, колоссальный труд совершенный этими подвижниками. И теперь Белогорским реставрационным работам далеко до завершения, но это уже монастырь, приобретающий все более и более великолепный вид.
И хотя я светский человек, мало понимающий в религии, да и не стремящийся к этому, потребность в вере ощущаю. Здесь, на Белой горе, глядя на родные уральские просторы, золотые купола и высокое небо над ними, почти физически чувствую и свою душу, и присутствие Бога. А без этого уже трудно чувствовать себя человеком. Потому и езжу сюда.
Об этой поездке договорились с приятелем Андреем. Недавно он, восхищаясь, рассказывал о своей первой поездке в монастырь на Рождество. Ну, а я не был там с осени и предложил съездить еще раз на Крещение. Он согласился, и мы с ним договорились предварительно созвониться в день поездки. Слишком часто у меня срывались такие мероприятия, и потому не очень рассчитывал, когда позвонил ему. Но он заехал за мной в четыре, и мы не только поехали во время, но даже добрались туда быстро и без проблем. Приехали, когда уже вечерело. Я показал ему собор снаружи и, вкратце, рассказал, что меня сюда тянет, и какие ощущения испытываю во время посещения монастыря. Затем мы зашли в нижний храм. Там шла вечерняя служба. Кроме монахов было 4-5 прихожан, но меня сразу захватило ощущение притягивающей силы иконы ?Нерукотворного Спаса?, возле которой я и остановился и стал, как обычно молча молиться. Теперь уже смутно помню, о чем просил Бога. Были мы там недолго. Я забыл про Андрея, хоть он и стоял за мной, а когда выходили из храма, успел заметить, что он был взволновано молчалив. Потом он сказал, что у него даже как-то странно закружилась голова.
Мы сходили к машине за ёмкостями, и пошли на колодец. Прежнего старого, досчатого шалаша, накрывавшего его, давно нет. Святой источник дважды перестраивали, и теперь он представляет собой бетонный колодец, над которым соорудили небольшой, но добротный павильон. На деревянную площадку перед ним выведена труба, у которой обычно стоят паломники в ожидании своей порции Святой воды.
Стемнело, но лестница к источнику и место перед ним освещались электричеством. Людей не было видно, а отверстие в настиле над трубой было прикрыто старым заснеженным листом железа. Я понял, что вода не течет. И прежде зимой ручеек источника нередко пересыхал. Пока я соображал, как быть, Андрюша направился к двери павильона. Она обычно была закрытой, и я сказал, что туда нельзя заходить прихожанам, но Андрей открыл дверь. За ней два молодых монаха черпали ведром с веревкой воду из колодца и наполняли алюминиевые фляги. На его вопрос ? можно ли войти? ? они ответили утвердительно, и мы зашли внутрь.
Центральную часть небольшого помещения занимает круглый бетонный остов колодца. В правом, дальнем от входа углу сделан небольшой иконостас, на котором стояли иконы Христа, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца и святого Пантелеймона. Вдоль стен слева и справа от колодца были лавки. В правом, ближнем углу топилась большая железная печь. На лавке под иконами одевались двое обсыхающих мужчин. Монахи помогли наполнить наши многочисленные бутыли и спросили, будем ли мы обливаться? Мужики поделились восторгом от испытанной купели, и мы не задумываясь, согласились.
Быстро раздевшись у печи до трусов, я вышел так за монахами, тащившими флягу, на снег. Босым по нему никогда не ходил, и к радостному восторгу, который охватил меня после согласия на крещенскую купель, вместе с холодом, душу стал заползать какой-то жуткий страх. Почти полная луна просвечивала сквозь редкие перистые облака. Вечер не был холодным, было около – 100 С, но мне казалось, что я быстро превращаюсь в сосульку. Монахи направились за павильон, где в сугробе была вырыта яма. На ней лежала какая-то обледеневшая деревянная дверь, на которую монах, проводивший церемонию, велел встать мне. Все во мне сжалось, ощущение все более пронизывающего холода быстро вытесняло все другие чувства. И я вдруг понял, что Вера в Бога есть ни что иное, как радостное принятие благости происходящего и безграничное доверие Ему, а неверие и есть этот жуткий, холодный, цепенящий тело и душу страх непреодолимости, покинутости и одиночества. И ничему боле в этот момент не была подвержена моя душа, как двум этим борющимся друг с другом силам. Первая разливалась по всем членам теплом и радостью, и я восторженно ощущал себя парящим в огромном пространстве над Белой горой, вторая сковывала страхом падения с этой высоты и неумолимости смерти.
Вместе с тем я ни на секунду не отвлекался от происходящего, и весь напрягся, готовясь принять обливание. Когда вода полилась мне на спину, захватило дух и, казалось, что сердце вот-вот остановится от холода. Едва дождавшись пока ведро опустело я, было, кинулся в павильон, но монах вернул меня сказав, что положено окатиться три раза. И здесь что-то произошло во мне. Страх, холод и напряжение куда-то пропали. Появилась непонятная, но уверенная радость. Со спокойным любопытством я прислушивался к своим ощущениям, анализируя как бы со стороны происходящее. Под вторым ведром Святой воды я уже смог расслабился, а под третьим даже пытался плескаться. Причем холод ощущался телом так же жгуче, но был где-то на втором плане.
Впрочем, после разрешения монаха, в павильон я заскочил довольно резво. Радость, наполнявшая меня, все более разрастаясь, гремела в душе необыкновенным музыкальным хором. Эти аккорды приглушено звучат в памяти и теперь. Не могу объяснить, что произошло там со мной, но чувствую, что-то очень хорошее. Всю дорогу домой мы молчали, боясь видимо нарушить эту неожиданно обретенную, необъяснимую душевную гармонию.

Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Собор святой Софии в Полоцке

Софийский Храм — уникальное христианское сооружение среди других церквей Европы, названных аналогично. Полоцкий собор принадлежит к одному из древнейших построений на территории Древнерусского государства. Собор занесен в предварительный список Юнеско.

История основания обители

Полоцкий Собор поставили у правого побережья Западной Двины города Полоцк в 11 веке. В середине 18 столетия церковь реставрировали по проекту Яна Глаубица в стиле виленского барокко. Изначально сооружение отстраивалось по мотивам монументального древнерусского зодчества с элементами романского стиля.

Храм расположен по сторонам света. На юге стоят возвышающиеся остроконечные башни высотой в 50 метров. Они символизируют объединение католической и православной церкви. Толщина стен составляла 1,45 м. Они были выложены из бутового камня, который чередовался с кирпичом по технике полосатой кладки. Образовалась двухцветная гамма, свойственная местной школе искусства.

В конце 15-начале 16 века сооружение перестроили в пятибашенный собор оборонительного вида. В 1620 году церковь претерпела существенные изменения. Происходило ее восстановление. В то время архиепископом служил Иосафат Кунцевич, мощи которого покоятся в католическом соборе Святого Петра в Ватикане.

Во время Северной войны с 1700 до 1721 года в церкви размещался пороховой склад русской армии. В 1710 году его взорвали, но была уничтожена лишь одна стена — алтарь слева.

Важно: За свою историю храм горел несколько раз. Претерпевала изменения принадлежность веры — от православия к униатам и обратно.

Общее количество основательных перестроек Полоцкого Собора насчитывает 6 реставраций. В последний раз его меняли в 18 веке.

Архитектура

В 11 столетии храм имел общие черты с Новгородским и Киевским соборами — все имели крест и купол на возвышении, галереи, 5 нефов. Но индивидуальные особенности тоже присутствовали:

  • вима — дополнительное разделение в алтаре, которое образовано 2 столбами — данное исполнение применялось исключительно в Болгарии;
  • семиглавие, символизирующее 7 Вселенских Соборов.

Современное состояние

Храм числится в комплексе историко-культурного музея-заповедника. Поблизости от него расположен Борисов камень. Ежегодно в залах Собора в апреле и ноябре организовывают фестивали древней и органной музыки.

Читайте также:
Андрей Лоргус: биография священника, книги и труды психолога

Один раз в году 5 июня в честь св. Ефросиньи Полоцкой проходят православные богослужения и совершают крестный ход.

В церкви поставлены колонны в стиле барокко, помещены лепные украшения, карнизы в виде фигур. Алтарь отделен преградой в три яруса, на своде которой расположено барельефное изображение Троицы — Отца, Сына, Святого Духа.

Интересно! Сейчас Полоцкий Собор принимает музыкантов. Это знаменитый культурный центр страны. На территории устраивают выставки, дают концерты, организовывают творческие мероприятия.

Музей истории архитектуры собора начал свою деятельность в 1987 году. На его выставках находятся редкие экземпляры, рассказывающие о жизни, развитии собора, отличительных чертах архитектуры, последней реставрации.

В 1983 г. открыли концертный зал, тогда он и принял гостей впервые. Он известен своей хорошей акустикой. Спустя 2 года стал звучать орган. Знаменитые белорусские и зарубежные музыканты проводят уникальные мероприятия:

  • Международный фестиваль старинной и модной камерной музыки в марте-апреле;
  • фестиваль органных произведений проходит в ноябре и декабре.

Каждое воскресенье в 15.00 приезжие и гости могут посетить концерты органной музыки.

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

Святыни и престольные праздники

Святая Ефросиния Полоцкая отошла к Господу в 1173 году в Иерусалиме, когда совершила туда паломничество. Ее мощи захоронили в монастыре преподобного Феодосия при церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1187 году на территорию страны вторглись египтяне, нетленное тело праведницы перенесли в Киев.

732 года мощи святой Ефросинии покоились в пещере Киево-Печерской Лавры. В годы правления Николая Первого люди начала просить о перенесении преподобной в Полоцк.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Престольный день приходится на 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

Как добраться

На площади возле вокзала стоит информационный стенд, где указаны разные контакты и карта города с интересными местами. От вокзала и автовокзала по улице Октябрьская, 25 отправляется автобус № 2. На нем доезжают до остановки «Швейная фабрика», если паломник едет с автовокзала или до остановки «Райисполком» при поездке с вокзала, расположенного на ул. Толстого.

Ещё интересные статьи о православии:

Гость может совершить пешую и прогулку и добраться до памятника архитектуры самостоятельно. От вокзала нужно пройти по улице Гоголя до набережной Западной Двины по ул. Нижне-Покровская. Затем сворачивают направо и проходят 2 км.

Информация для паломников и туристов

Церковь находится в невероятно красивом месте на правом побережье Западной Двины, где в нее впадает река Полота. Храм Софии привлекает своим великолепием. В Полоцке расположено много исторических и архитектурных памятников, основная масса принадлежит православной вере. Комплекс состоит из культовых сооружений, построенных по просьбе Ефросиньи.

Неподалеку от собора расположены следующие достопримечательности:

  • Борисов камень на расстоянии 52 метров, это один из 4 белорусских валунов, на которые нанесены картинки крестов и древние надписи;
  • родник расположен при спускании к Нижне-Покровский улице;
  • памятник студенту в 468 м;
  • Полоцкий краеведческий музей;
  • художественная галерея в полукилометре;
  • монумент героям Отечественной войны 1812 г.;
  • памятник кривичам находится в 175 метрах;
  • памятник Ефросинии Полоцкой.

Полоцкий собор — историческая и архитектурная гордость, храм уважают все православные. Церковь по своей ценности, значимости и почитанию верующих стоит наравне со многими знаменитыми соборами.

Интересные факты

Софийский собор в Полоцке — одно из древнейших сооружений в Беларуси. При храме расположен концертный зал, в котором каждый год проводят свыше 300 концертов камерной и органной музыки. Чтобы самостоятельно посетить музей, посетителям предлагают аудиогид на белорусском, английском и русском языках. Также им вручают путеводитель с планом церкви и картой города.

В стенах Собора размещается музей истории архитектуры. Стал принимать первых гостей в 1987 году, а в 1983 г. открыли концертный зал. В музее находятся экспозиции, знакомящие прихожан с возникновением и развитием храма, его перестройках, реставрациях. Здесь имеются уникальные предметы — дошедший до 21 века фундамент и древние росписи 11 века.

Читайте также:
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликово: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Софийский собор (Полоцк)

Софи́йский собор (белор. Сафійскі сабор) — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии. Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора 11 в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в 11 в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с “утопленным рядом”, когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в 11 веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I.

Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno [1705], mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же [1705] году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»).

По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии[4].

В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

Читайте также:
Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

Современное состояние [ править ]

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

Описание [ править ]

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: улица Замковая 1, Полоцк, Беларусь

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Софийский собор в Полоцке, Беларусь: история, описание, фото

  • Описание
  • Карта местоположения
  • Экскурсии
  • Туры

Полоцк, ул. Замковая, 1

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Одним из самых древних городов Беларуси и восточной части Европы называют Полоцк, который был известен, исходя из летописных источников, уже в 862 году. Все Полоцкое княжество было в свое время центром развития культуры и ремесел.

История возникновения Софийского собора в Полоцке.

Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор. Он был третьим по счету преподобным храмом на Славянских землях. Собор является максимально точной копией святого храма из Византии. Софийский собор был первой каменной святыней на территории Беларуси.

В период Северной войны начала XVIII века в здании храма находился склад с порохом, который в 1710 году взорвался. После взрыва от собора мало что осталось, и он простоял в таком разрушенном состоянии более 25 лет.

Как выглядел храм изначально, однозначной версии нет. Одни историки утверждают, что он был пятиглавый, кто-то считает – семиглавый. Известна точно только информация о том, что в середине XVIII века собор был полностью перестроен и видоизменен: главный фасад стали украшать две новые башни, и был надстроен верх. При помощи известного архитектора Глаубицы, храм был преобразован в униатский собор с барочной отделкой.

В период Отечественной войны 1812 г. французские солдаты использовали собор в качестве конюшни.

В 1839 году храм стал принадлежать православным. Однако, спустя время, в первой половине XX века собор был закрыт, и в нем был размещен краеведческий музей.

Описание Софийского собора в Полоцке.

Сегодня Софийский собор представлен как пример первого памятника с характерными чертами, свойственными типичному искусству земель Полоцка. После восстановления здания храма, перед его посетителями предстала статная постройка в стиле виленского барокко с видоизмененным фасадом, достройками и преобразованным интерьером. Внутри храма появились украшения из лепнины, резные карнизы, а также изменилась цветовая гамма. На алтарной преграде можно увидеть точную копию фрески «Тайная вечеря», которая неплохо сохранилась до наших дней.

Читайте также:
Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

После появления Софийского собора на территории Полоцка то и дело появлялись памятники, в которых прослеживалась тенденция стилистики архитектуры XII века.

Достопримечательность Полоцка в наше время.

Ныне закончилось восстановление собора, в котором был открыт большой концертный зал с органом. В этом зале ежегодно в середине весны и в конце осени проходят фестивали камерной и органной музыки. На выступление сюда съезжаются знаменитые органисты с разных стран. Храм относится к культурно-историческому музею-заповеднику Полоцка. Рядом со зданием собора располагается Борисов камень.

Каждый год, 5 июня, когда почитают память Ефросинии Полоцкой, в соборе идет православная служба, после чего проходит крестный ход от храма до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Софийский собор в Полоцке стоит увидеть своими глазами.

Этот замечательный храм и прилегающие постройки можно увидеть, отправившись в экскурсионный тур по Беларуси, который позволяет посетить не одну святыню края и обогатить свой духовный мир новыми впечатлениями.

Кроме того, в Полоцке Вы увидите много других, не менее интересных достопримечательностей: Музей белорусского книгопечатания, Коллегиум Иезуитов, и даже памятник букве – самой интересной букве белорусского алфавита «Ў». И где еще, как не в Полоцке, Вы получите уникальную возможность сфотографироваться в самом центре Европы.

Софийский собор — древняя православная святыня Полоцка

Софийский собор в Полоцке — один из первых православных храмов в Придвинье, является гордостью и святым достоянием Республики Беларусь. Уникальный, белоснежный храм, один из трех самых ранних в Древней Руси, возведенный в камне на территории Белоруссии.

В 2011 г. вошел в топ-семерку чудес страны. Включен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  1. История
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Восстановление и возрождение храма
  5. Реставрация и реконструкция
  6. Современное положение
  7. Месторасположение
  8. Как добраться
  9. Архитектура и убранство сооружения
  10. Внешний вид
  11. Внутреннее оформление
  12. Концертный зал
  13. Музей истории архитектуры
  14. Богослужения
  15. Видео о соборе

История

Впервые храм упоминается:

  • в Новгородской летописи за 1066 год ;
  • в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» ;
  • в «Слове о полку Игореве».

Возведение и основание

Первоначально при Изяславе Владимировиче был деревянным. Вместо него князь Всеслав Брячиславич, по прозвищу Чародей, распорядился построить новый каменный храм Святой Софии Премудрости Божией.

В 1044—1066 гг. величественную святыню возводили византийские мастера и горожане по византийским канонам, но с соблюдением традиций полоцкого зодчества.

Строение представляло собой симметричную композицию с семью куполами. В центре располагался главный и самый большой купол, а по бокам от него располагались еще четыре купола меньших размеров. Могучие стены, толщиной до 1,45 м были украшены удивительными фресками, которые, к сожалению, сохранились лишь небольшими фрагментами.

Храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и поместьем епископа.

  • приемы послов;
  • располагалась богатейшая, уникальная библиотека;
  • архив государственных указов;
  • государственная казна;
  • магистрат;
  • хранились религиозные святыни, т.к. Божий храм был кафедральным собором Полоцкой православной епархии, а позже и Полоцкой униатской архиепархии;
  • княжеская усыпальница, в ней при раскопках археологи обнаружили 16 саркофагов.

Во времена Великого княжества Литовского эта церковь была единственным православным храмом в городе.

Историческая судьба

История существования храма долгая и горестная. Сооружение много раз горело, разрушалось, перестраивалось, меняя свое предназначение. От первоначальной постройки остались только фундамент, стены в нижней части и опорные столбы, а также восточная апсида — алтарный выступ, поднимающийся на высоту около 12 м.

После принятия в 1596 году Речью Посполитой Брестской унии православный храм перешел во владение греко-католиков.

В 1607 году во время большого пожара в Полоцке строение получило значительные разрушения и было в запустении.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году здание вновь пострадало от пожара, но вскоре было восстановленно.

В ходе русско-польской (1654—1667) войны Полоцк был захвачен русскими войсками. Царь Алексей Михайлович посетил собор в 1654 году. До 1667 года храм был православным, а затем вновь перешел к униатам.

Читайте также:
Луганская епархия: храмы и монастыри, история, святыни и священники

Во время Северной войны со Швецией (1700—1721) в 1705 году при посещении храма Петром I, произошел конфликт, спровоцированный дерзким поведением униатских монахов. Царь приказал арестовать непокорных монахов, сопротивление переросло в рукопашную схватку, в результате которой был убит настоятель и четверо монахов-базилиан. 11 июля 1705 года храм был закрыт. Православная община отказалась принять собор, опасаясь, что против них начнутся репрессии.

В притворе храма до 1 мая 1710 года был размещен пороховой склад. При отступлении русской армии из Полоцка склад был взорван. Взрывом уничтожило одну стену, левый боковой алтарь, был поврежден фундамент, колонны, потолок. В таком разрушенном состоянии сооружение пролежало до 1738 года.

Восстановление и возрождение храма

За свою многовековую историю собор основательно перестраивался шесть раз. Последняя капитальная перестройка произошла в 1738—1750 гг. при участии униатского архиепископа Флориана Гребницкого. Храм был перестроен выдающимся польским архитектором Я. Глаубицем в каменную базилику в стиле виленского барокко.

Собор приобрел вид двухбашенной базилики с причудливыми карнизами и барочными колоннами. По униатским канонам храм был направлен с юга на север, главным фасадом обращен к реке Западная Двина, а высокой апсидой — к городу.

В период Отечественной войны 1812 года французскими войсками храм использовался как конюшня.

Удивительный факт, что во время войны в стене храма была замурована священная православная реликвия— Крест Евфросинии Полоцкой, таким образом он был сохранен.

В феврале 1839 года в соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царским правительством и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Собор провозгласил отмену решений Брестского собора 1596 года. Униатская церковь в Беларуси была причислена к Русской православной церкви.

Храм часто ремонтировался — в 1850г., в 1879 г. Очередной ремонт Полоцкого Софийского собора проводился капитально и был выполнен в 1913 году с участием русского архитектора П. Покрышкина. Была проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

В период недолгой оккупации части территории Беларуси в 1918 году в соборе была устроена немецкая кирха.

В 1924 году в рамках советской атеистической программы церковь закрыли. София была превращена в краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны с начала 1942 по июль 1944, желая завоевать симпатии населения, немецкие власти разрешили возобновить богослужения.

После войны из-за нехватки складских помещений в соборе разместили склад ”Заготзерно”. Многие годы собор служил хранилищем и архивом.

Реставрация и реконструкция

С конца 1969 года до 1983 года в соборе проводились реставрационные и восстановительные работы по проекту белорусского архитектора Валерия Слюнченко. Одновременно проходили архитектурно-археологические исследования под руководством искусствоведа, кандидата наук Валентина Булкина.

После их окончания в 1983 году был открыт концертный зал, который славится своей великолепной акустикой.

В 1987 году впервые открыл свои двери Музей истории архитектуры Софийского собора.

В период с 2010 года по 2013 год в храме в процессе реконструкции обновили:

  • фасад;
  • кровлю;
  • оконные проемы.

В 2017 году проводились сложные ремонтные работы по наладке отопления, вентиляционной системы и по покраске фасада.

Современное положение

В настоящее время Софийский собор — один из важнейших культурных центров Беларуси, главный объект религиозного туризма. Здесь проходят экскурсии, концерты, творческие вечера, проводятся фестивали, совершаются богослужения.

Музей истории архитектуры и концертный зал находятся в составе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.
Читайте также:
Нижегородская епархия: паломнический центр и архиерейский хор, монастыри и храмы, священники

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта : sophia.polotsk@museum.by

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Концертный зал

Впервые в концертном зале прозвучала музыка 19 февраля 1983 года.

В 1985 году чешские мастера установили орган, изготовленный по индивидуальному проекту. На открытии первым исполнителем был известный российский композитор Олег Янченко. Первой же солисткой была Вивиана Софроницкая.

С 1988 года бессменной солисткой является лауреат международных конкурсов — Ксения Погорелая.

Благодаря известной исполнительнице музыка в стенах собора звучит круглый год:

  • каждое воскресенье в 15-00 проводятся органные концерты;
  • для юных слушателей проводятся различные музыкальные программы;
  • ежегодно в марте-апреле проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки;
  • в ноябре-декабре— Международный фестиваль органной музыки «Званы Софii».

Музей истории архитектуры

Открытие музея состоялось в 1987 году. Выставочная экспозиция размещена в нижнем уровне собора, поскольку там в ходе археологических раскопок были обнаружены стены и кладки древней постройки.

Экспозиция музея рассказывает о событиях многовековой истории края. С западной стороны сохранился фрагмент главного входа в Софийский собор Xl века. В проеме древнего портала представлены миниатюры из Радзивилловской летописи, в которой описываются строительные традиции Древней Руси.

Богослужения

В 20-е годы XX века богослужение в церкве было прекращено.

Только один раз в год — 5 июня — в день памяти святой Евфросинии Полоцкой проводится православное богослужение.

Затем проходит крестный ход до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Для самостоятельного посещения базилики и музея можно воспользоваться аудиогидом на белорусском, русском и английском языках. У входа в здание работает киоск, в котором можно приобрести путеводители, карты, сувениры, книжную продукцию.

Видео о соборе

В этом видео диктор очень интересно рассказывает о самой главной достопримечательности города Полоцка.

В этом видео вы можете прослушать, как звучит музыка в концертном зале.

Софийский собор в Полоцке – самая древняя святыня Белоруссии

Адрес: Республика Беларусь, г. Полоцк
Дата первоначального строительства: 1030 – 1060 годы
Дата разрушения собора: 1710 год
Дата восстановления: 1738 -1750 годы
Архитектор: Иоганн Глаубиц
Координаты: 55°29’10.9″N 28°45’30.7″E

Краткое описание

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с его судьбой неразрывно связано 10 веков белорусской истории.

Читайте также:
Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Софийский собор в Полоцке с высоты птичьего полёта

Именно на этом холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. На этом месте Всеслав Брячиславич по прозвищу Чародей воздвиг собор св. Софии, ставший первой каменной постройкой на территории Белоруссии.

С 1030 по 1060 годы на высоком берегу Западной Двины вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне. Возводя храм во имя св. Софии по образцу собора-тёзки в Константинополе, Всеслав стремился возвеличить княжескую власть в Полоцке.

Вид на собор с противоположной стороны реки Западная Двина

В ходе перестроек XV века Полоцкий Софийский собор приобрёл облик мощной крепости с массивными (около 2 метров толщиной) стенами. После того как часть Речи Посполитой в 1596 году приняла Брестскую унию, храм св. Софии перешёл во владение греко-католиков. В 1607 году в Полоцке бушевал большой пожар, не миновавший и Софию Полоцкую.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич, противник православия, взялся за восстановление храма: он повелел «укоротить» украшавшие церковь купола, чтобы они не напоминали о прошлом. Кунцевич жестокими мерами насаждал греко-католичество в пределах полоцкой епархии. В 1623 году православные представители русских городов подали жалобу в Варшавский сейм на притеснения со стороны архиепископа.

Вид на фасад собора

Горожане сетовали на то, что вот уже как 5 лет Кунцевич держит православные церкви опечатанными, заключает в тюрьмы и подвергает пыткам священников, не желающих принимать униатский катехизис. В своём фанатизме епископ дошёл до того, что в 1622 году приказал выкопать христианские тела из могил и отдать их на растерзание собакам. Не выдержав притязаний, православные убили Кунцевича в ходе Витебского восстания 1623 года и сбросили его окровавленное тело в Западную Двину. В ответ на бунт полоцкое правительство приговорило 100 человек к смертной казни. Колокола, по сигналу которых началось восстание, были перелиты в один большой колокол в память о Иосафате Кунцевиче. Прах Кунцевича, привезенный по реке в Полоцк, обрёл покой в Соборе св. Софии.

Фрагмент фасада собора

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко.

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: