Благовещенская церковь в Петровском парке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

МОСКОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХРАМ В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ

Московский Благовещенский храм в Петровском парке. Фото 28 ноября 2014 г.

Московский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Московской епархии

Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной.

В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь – графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки.

Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант – храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом – представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов – церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную.

7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён.

В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.

25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия.

Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина – изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж.

13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.

Храм был передан в собственность Русской Православной Церкви распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве №249 от 16 марта 2017 года [1].

Настоятели

  • Димитрий Смирнов (сентябрь 1991 – 2020), до 21 октября – почетный настоятель
  • Феодор Лукьянов (с августа 2020 [2])

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, Москва

Благовещение Пресвятой Богородицы является великим праздником для православного народа и каждый год отмечается с большим размахом. В честь него построено несколько больших храмов, но самый красивый стоит в Петровском парке Москвы. Храм отличается историей своего возведения и неотрывно связан с семьей императора и Анной Нарышкиной.

Он давно уже стал популярным среди паломников не только своим внутренним убранством, но и красотой окружающего его Петровского парка. Прежде чем отправляться в паломничество к нему или посещать богослужения, полезно узнать богатую историю этого строения.


Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

Описание архитектуры храма

Основой замысла проекта стала церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково, которая относится к типу столпообразных. Возвели здание в два яруса: нижний этаж прямоугольной формы и верхний — восьмиугольной. Сверху располагались треугольные и полукруглые кокошники. Венчал крышу большой купол. Узкие длинные окна от пола до потолка сделали большими — во всю грань верхнего здания. С западной части расположили крыльцо или паперть.

Главный стиль — русский, все лестницы и кокошники были отделаны именно в нем. Черты русского стиля присутствуют и в колокольне на крыше, которую сделали шатровой с 4 гранями.


Иконостас нижнего храма церкви Благовещения Пресвятой Богородицы

Престол стоит в верхнем храме, а пределы в нижнем. Они посвящены святым: первый — Симеону Богоприимцу и Пророчице Анне, второй — святым Ксенофонту и Марии. Купол сделан традиционно лукообразным, покрытый сусальным золотом и двухэтажным. Второй этаж не отапливается, поэтому богослужения там проводят только в теплое время года.

Для сведения! Главное отличие церкви — ее необычный цвет, ведь все здание покрашено яркой коралловой краской, на фоне которой отлично смотрятся и выделяются колонны из белого камня и простые внешние украшения.

Присутствуют и иконы, выложенной мозаикой. Окружает здание зеленый газон и парковые аллеи, а роль забора играет кованая решетка на белых каменных столбах.

Современное состояние[править]

Крестильный храм посвящён настоятелю храма Митрофана Воронежского на Хуторской священномученику Владимиру Медведюку, расстрелянному в 1937 году на Бутовском полигоне
По проекту архитектора С.Я. Кузнецова на территории прихода возведены крестильный храм во имя священномученика Владимира Медведюка и новомучеников и исповедников Российских, а также Православный просветительский центр. На церковной территории разбит парк.

Благовещенский храм составляет единый приход с храмом Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской. В приходе действуют служба оглашения и катехизации, катехизаторские курсы, воскресная школа, Сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы с патронажной службой, служба милосердия, гимназия «Свет», детский дом и детский пансион семейного типа «Павлин», молодежный клуб и театральная студия «Петровский парк», певческая школа, иконописный класс, мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, Елизаветинское издательство, мультимедийное издательство «Деоника», приходской сайт «Благодрево», музей, библиотека, радиопрограмма «Благовещение», интернет-библиотека «Благовещение», книжный магазин «Риза», кинолекторий «Прикосновение к христианству», проходят семейные встречи «Отчий дом», выпускается ежемесячный журнал «Календарь». Настоятель прихода возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

Святыни и текущая работа храма

В храме присутствует ряд святынь Православной Церкви. Среди них иконы:

  • мозаичного типа «Благовещение» — образ Гавриила и Богородицы в момент сообщения Благой вести;
  • икона «Господь Вседержитель» — созданный в ХVII веке образ содержит изображение Иисуса как Небесного Царя и судьи;
  • Иверская икона Богородицы — образ «Путеводительница» изображает Деву Марию как Мать Христа;
  • икона «Моление о чаше» — показывающая муки Христа в Гефсиманском саду;
  • икона святителя Митрофана Воронежского и часть его мощей.

Во дворе прихода также находиться могильный крест преподобного Валентина. Помимо святынь есть и свои праздники:

  • 7 апреля — Благовещение;
  • 1 июля — праздник Боголюбской Девы Марии;
  • 16 февраля — Симеона Богоприимца и святой Анны;
  • 8 февраля — святого Ксенофонта и его семьи.

Любой желающий может поучаствовать в праздничной литургии, которая проводится в 7 и 9 часов утра, а также в 5 часов вечера. В обычные дни богослужения проводятся в 8 утра и 5 часов вечера.


Архиерейское Богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Помимо регулярных богослужений здесь проводиться и прочая социальная работа:

  • воскресная школа для детей от 5 лет;
  • театральный и музыкальные кружки;
  • евангельские молодежные встречи;
  • семейный клуб;
  • певческая школа;
  • гимназия «Свет»;
  • детский дом и лагерь;
  • патронажная служба.

Подробное расписание можно увидеть на сайте https://xn—80abedlaaxvzh8k.xn—80adxhks/.

Храм Благовещения в Петровском парке Каждая церковь поистине уникальна в своем роде. Часто мы пытаемся сравнивать архитектурный облик одного храма с другими, пытаемся подобрать слова и понять, какой же из них красивее, ищем аргументы, в действительности же сравнения здесь неуместны, ведь у каждого человека есть свое собственное ощущение и понимание красоты. Каждый раз заходя в новую церковь, я понимаю, насколько все они, как и люди, не похожи друг на друга. Есть храмы светлые, сияющие, со множеством новых икон, в такие заходишь и понимаешь: вот оно, торжество Света, нимб православия. В таких церквах всегда много людей, и ходят они туда с удовольствием.

В деревнях можно встретить храмы простые, безыскусные, но чудесные в своей скромности, уединении и смиренности. Не отданные в дар за чудесное исцеление перстни с каменьями и золотые кресты висят на иконах, а чудные вышитые деревенские полотенца, платочки, отданные в дар Богородице.

Есть храмы, в которых совершенно нет праздничной атмосферы, в них темно, подчас даже мрачно, но именно в таких местах еще ярче сверкает луч надежды, духовного прозрения, блестят слезы раскаяния. Об одном из таких Храмов я и хочу рассказать.

В Москве у метро Динамо есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви.

История Храма насчитывает почти два столетия: в 1841 году Анна Дмитриевна Нарышкина , подруга Екатерины II, обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте ее дачи вблизи Петровского парка храм.

У Анны Нарышкиной случилось большое горе, у нее умерла дочь, а затем скончалась и внучка. Нарышкина дала себе обет, что обязательно построит Храм, и, преодолев все преграды, выполнила свое обещание. Первый проект Храма был отвергнут царем, вероятнее всего это было сделано из-за того, что храм походил на Петровский дворец, располагающийся неподалеку от этого места. Вскоре проект другого архитектора и реставратора, известного в своей среде человека, участника строительства Большого кремлевского дворца, Федора Рихтера, был одобрен, и строительство началось в 1844 году, на пожертвование Нарышкиной. Архитектор хотел сделать купол колокольни вытянутым, параболическим, но данная деталь была перечеркнута царем Николаем I. Глава же церкви осталась традиционной, луковичной.

Закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола для церкви. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. В 1934 году церковь была отдана Академии им. Жуковского, в ней располагался склад, была разобрана часть колокольни и купола, пострадало крыльцо.

1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные ремонтные и реставрационные работы.

Главной святыней храма является икона «Господь Вседержитель Владыка мира», она располагается в левом углу иконостасного ряда. Когда заходишь в церковь, оказываешься как будто бы во тьме собственной греховности, в глубине своей собственной души.

Справа на иконостасе — икона Вседержителя с полными печали огромными глазами, писанная на трех досках в далеком 17 веке. Говорят, что иконе более чем 350 лет.

В иконе нет смиренности, она огненно поражает в самое сердце, шокирует своей глубиной. Нет в ней искусственности, приукрашивания. Этот образ не от мира, он далек от эстетики и изящества. Он написан суровым, северным русским человеком на простом наивном языке, безо всякой изобразительности, без творческих задач, начертан так, как Бог на душу положил написать простому прямодушному человеку.

Есть в ней что-то отреченное, монашеское, строгое. По преданию, сотворена она старцем Дионисием Глушицким в XV веке.

В полумраке церкви глаза Вседержителя производят впечатление не на поверхностном эстетическом уровне, а на каком-то глубинном, подсознательном, они смотрят из глубины веков. Каждый раз у меня складывается ощущение, что образ строжайше говорит самым последним грешникам «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41)

И каждый раз в сиянии свечей, в полумраке церкви, под этим прямым и твердым взглядом, клятвенно обещаешь себе исправиться.

Найдена икона якобы «случайно», как говорит отец Димитрий Смирнов: два молодых человека на праздник Успения принесли три старые доски, композицию размером 206 х 161,5, на нем был потемневший образ Христа. В церкви уже предположили, что доски гораздо старее написанного Образа и стали потихоньку очищать изображение, и под слоем краски оказался огромный глаз Господа Вседержителя размером в две ладони!

Аналогов этой иконе нет в Москве.

Престольной же иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Эта икона праздничная, нарядная, ее очень любят дети. Есть здесь и старинные иконы Николая Чудотворца, Матрены Московской, Серафима Саровского и множество других, к этим образам святых и к Богу люди приходят за помощью и получают ее.

Есть в этой церкви ощущение того, что происходит возрождение православия в его настоящем, честном, безыскусном виде. Как вернулась из небытия икона Вседержителя, пережив под «покровом» революцию и гонения на церковь, так и люди, пришедшие в Храм, постепенно возвращаются к истокам своей веры, к началу своей истории.

История создания храма

Этот храм неизменно ассоциируется с императорской семьёй. Почему так?

Во-первых, спонсором и идейным вдохновителем стала камергерша Анна Нарышкина, которая захотела построить церковь в Петровском парке в честь своей внучки Анны Булгари. Девочка умерла в возрасте 13 лет и Нарышкина долго по ней горевала.

Во-вторых, разрешение на постройку было выдано по указу самого императора. Анна Нарышкина обратилась к нему с личной просьбой, когда, взяв в аренду территорию Петровского парка ей было отказано в строительстве там.

Дело в том, что территория эта относилась к приходу церкви Всех Святых и ее служители были против возведения еще одного храма, ведь тогда они бы потеряли существенный доход. И Совет Консистории одобрил запрос на постройку только после обращения самого императора. Аренду парка и строительство по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера полностью проспонсировала Нарышкина.

Император также принял участие в строительстве, именно он одобрил проект Рихтера и отказал Тюркину, который изначально должен был строить, поскольку его проект слишком был похож на Петровский дворец. В итоге, 7 апреля 1844 года был заложен храм Благовещения, а уже к концу 1844 года бо́льшая часть работ была закончена.

В 1847 году Нарышкина оповестила митрополита Филарета о конце строительства и готовом убранстве. Духовенство было назначено из церкви св. Иоакима и Анны с Большой Якиманке, а всего на строительство было потрачено более 200 тыс. рублей, исключая затраты на покупку утвари, книг и прочего убранства. Помимо этого, Нарышкина выделила 10 000 рублей на содержание служителей и их жилье.

Приходской церковь стала не сразу, первое прошение Нарышкиной об этом было отклонено и храм остался без прихода. Это было сделано в пользу Всехсвятской церкви. Анна Дмитриевна сагитировала жителей Петровского парка для составления нового прошения, которое было удовлетворено Консисторией.

Близость к императорскому дворцу и царской семье стало причиной роста прихожан и благосостояния самого здания. Так, в 1856 году в нем был сделан ремонт по случаю коронации Александра II.

Мозаичная икона «Благовещение» на южном фасаде Благовещенской церкви в Петровском парке

История его содержит несколько важных дат:

1881 год — построены новые дома для служителей купцом И. В. Натрускиным;1880-е — построен забор;1884 год — начинается строительство приходского училища для юношей;1899 год — капитальный ремонт и новое освящение;1901 год — устанавливают тяжелые колокола;1900-е — здание расширяют за счет постройки 2 боковых приделов и осуществляют его реконструкцию по проекту И. Гаврилова;1916-1917 года — оформляют интерьер нижнего храма.

С приходом советской власти приход, как и другие церковные здания, серьезно пострадал. Его закрывают предположительно в 1934 году и перестраивают, для чего были разрушены близлежащие деревянные постройки.

Внимание! Только с 1990-х начинается его реконструкция и восстановление, вскоре после передачи его обратно в лоно Православной Церкви в 1991 году и повторного освящения. В 1997 году храму было 150 лет. Он стал местом паломничества и просто регулярного посещения местными прихожанами и всеми желающими.

Режим работы и расписание богослужений

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке открыт для прихожан и паломников ежедневно. С понедельника по субботу — с 7:30 до 20:00. В воскресный день двери церкви открыты с 6:15 до 20:00.

Расписание богослужений:

с понедельника по пятницу в 8:00 — Исповедь, Божественная литургия, в 17:00 — Вечерня. Утреня; в субботний день и накануне праздников в 8:00 — Исповедь, Божественная литургия, в 17:00 — Всенощное бдение, Исповедь; в воскресенье и праздничные дни в 7:00, — Исповедь, Божественная литургия, в 9:00 — Божественная Литургия, в 17:00 — Вечерня. Утреня.

Престольные праздники[править]

Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы

В Симонов монастырь я приехал делать интервью с человеком, который организовал уникальную общину – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан. Ей в этом году исполнится 25 лет. Еще до беседы с протоиереем Андреем Горячевым – настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Симоновом монастыре – я немного заблудился. Пришлось обойти все уцелевшие стены древней обители. Хочу поделиться тем, что узнал, увидел и услышал.

Башни и стены Симонова монастыря

От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

«Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.

Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.

Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

Глубокая история поверхностными мазками

А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) 1 . И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.

Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца 2 .

Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере 3 . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.

В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

Высокая классика и роскошное барокко

Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:

«Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар» 4 .

До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.

А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.

Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

Похороненный некрополь

Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.

В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

Вот час последнего страданья!
Внимайте: воля мертвеца
Страшна, как голос прорицанья.
Внимайте: чтоб сего кольца
С руки холодной не снимали; –
Пусть с ним умрут мои печали
И будут с ним схоронены.

«Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.

Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.

Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.

В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само интервью об уникальном приходе слепоглухонемых появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.

Симонов монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Адрес Симонова монастыря: г.Москва, Восточная ул., д.4. Добраться до Симонова монастыря просто. Метро Автозаводская (последний вагон из центра). Потом идете по улице Мастеркова, после пересечения с улицей Ленинская Слобода идете также прямо уже по улице Восточной. И впереди слева видите Солевую башню Симонова монастыря. Основан монастырь в 1370 году южнее Москвы на землях боярина Степана Васильевича Ховрина. Став монахом, Степан Васильевич получил имя Симон, отсюда и название монастыря. Монастырь был одним из самых почитаемых в России. Но в 1920-м его упразднил. А в 1930-м часть построек и вовсе взорвали. А на их месте возвели ДК ЗИЛ. А в другой части устроили какие-то производства. История монастыря – богатейшая. Да все просто: набираете в любом поисковике «Симонов монастырь» – и открываются сотни ссылок с обилием исторических фактов. Там на десять передач хватит. Я о другом хочу сказать. Вот, казалось бы – ну, что здесь смотреть? Из построек сохранились немногие. Один храм — церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Из стен — целиком лишь южная, фрагмент западной да малая часть восточной. Три башни. Реставрация? Ну, так… идет ни шатко, ни валко… МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ НАСЧЕТ НИ ШАТКО… И все-таки. Ни один монастырь не вызывал у меня таких эмоций, как Симонов. Попробую объяснить. Знаете, ведь монахи не были кроткими агнцами, и наряду с церковными книгами и четками столь же умело держали в руках и меч, когда речь шла о свободе страны. И монастыри далеко не всегда были тихими обителями, но чаще – мощнейшими крепостями. И вот в Симоновом монастыре… В нем это есть… Дух народа, дух непокорной и непокоренной Руси… Он, этот дух в каждом кирпичике, он струится из каждой трещины в стенах монастырских башен… И не зря именно в Симоновом монастыре похоронены иноки Ослябя и Пересвет… Да-да, те самые, герои Куликовской битвы… Уточним, однако, что их захоронение находится недалеко от нынешнего… в Старом Симоновом, это на улице Восточной, 6, на территории , в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и к ней можно свободно пройти… Так вот… стоишь посреди, казалось бы, разрушенных построек… И понимаешь, что по большому-то счету, не это главное… важное, но не главное… Дух… вот пока он есть… Ведь стоит Симонов монастырь… И осаждали его, и разрушали, и грабили, и взрывали… А – стоит! Стоит Симонов монастырь! Строки-то пушкинские помните? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»: Стоит Симонов монастырь! Как символ Руси. И будет стоять. Отныне и навеки.

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время. Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку, которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Важно! Отправляясь в эту обитель, помните, что всем паломникам и туристам следует соблюдать определенную форму одежды: женщинам необходимо покрыть голову, надеть юбки или платья, которые закрывают колени, не оголять плечи; мужчинам нельзя находиться на территории в шортах, с оголенным торсом, в головных уборах.

История Симоновского монастыря

Стоит отметить, что в Симонов монастырь являлся одним из самых богатых и велико почитаемых не только в Московии, но и по всей Руси. В местном некрополе вплоть до конца XIX столетия предавали земле самых известных представителей дворянского сословия. В монастырских стенах получали образование многие церковнослужители, которые впоследствии внесли огромный вклад в могущество Русской Православной церкви.

Первой значимой постройкой обители стал храм Успения, выстроенный из камня. Его заложили в 1379 году, и после окончания строительства он немногим уступал по размерам соборам Кремля, которые являлись самыми большими в Москве.

В 1485 году на территории обители была возведена Трапезная палата, а немногим позже и Преображенская церковь с высокой колокольней.

В 1593 году в Симоновском монастыре у входных ворот построили очередную церковь, а спустя еще 40 лет — в 1643 году — рядом с главным собором подняли церковь Знамения. Защитные кирпичные стены с устроенными сторожевыми башнями возвели в XVI столетии.

Новую трапезную с использованием фундамента и части стен прежней возвели в 1680 году по указу самодержца Федора Алексеевича. Руководил строительством зодчий Петр Петров. Однако и она вскоре была вновь перестроена под руководством архитектора Осипа Дмитриевича Старцева в стиле «нарышкинского» барокко.

С восточной части этого сооружения со временем появилась Тихвинская церковь, которую возвели благодаря Марии Алексеевне, приходившейся родной сестрой императору Петру I.

В период с 1832 по 1839 годы по проекту архитектора Константина Андреевича Тона на монастырской территории построили 90-метровую колокольню, получившую формы и декор русско-византийского стиля. Являясь самой высокой в Москве и превышавшей высоту колокольни Ивана Великого в Кремле (удивительно, что было дано разрешение на такое строительство со стороны светских властей), она стала доминантой этого района города.

Средства на колокольню, напоминавшую своим видом подобное сооружение на территории Новодевичьего монастыря, выделил московский купец Игнатьев.

Расписание богослужений в Симоновом монастыре

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Обедница 9.00
Суббота, воскресенье Исповедь Литургия 8.30 9.00

На текущий момент богослужения проходят не во всех храмах обители, а лишь в церкви Тихвинской иконы Богоматери. Учтите этот момент, собираясь посетить монастырь с паломничеством.

Важно! Богослужения в храме ведутся как словами, так и жестами, что позволяет посещать их даже глухим или людям с сурдологическими проблемами. Также в храме есть резные иконы для слепоглухих.

Настоятели

  • свт. Феодор (1370 — 1386)
  • cвт. Геронтий (упом. 1447 — 1453)
  • свт. Вассиан (Санин) (ок. 1502 — 1506)
  • Иоанн (1514 — 9 февраля 1520)
  • Филофей (1560 — 1562)
  • Павел (сентябрь 1612 — август 1613)
  • Левкий (1620 — 6 июля 1634)
  • Иосиф (Дьяков) (1639 — 1642)
  • Павел (май 1671 — 15 сентября 1674)
  • Рафаил (Краснопольский) (нач. 1704 — 1708)
  • Иосиф (Туробойский) (1708 — 1710 [1])
  • Дорофей (Короткевич) (1710 — 1712)
  • Кирилл (Флоринский) (? — июль 1741)
  • Павел (Пономарев) (27 ноября 1783 — 13 октября 1785)
  • Аполлоний (Матвеевский) (1851 — 1861)
  • Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881 — 12 августа 1889)
  • Андрей (Садовский) (1889 — 1893)
  • Александр (Закке-Заккис) (16 апреля — 3 сентября 1893)
  • Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)
  • Мисаил (Крылов) (4 декабря 1908 — ?)
  • Филипп (Перов) (не ранее 1912 — 1917)
  • Иаков (Пятницкий) (1921 — март 1922)
  • Петр (Руднев) (1923 — 1927 [2])
  • Фото обители

    • Лучше всего сохранились монастырские башни.
    • Остатки архитектурного ансамбля соседствуют с современными зданиями.
    • Представить общий вид Симонова монастыря сегодня можно лишь по его старым изображениям.
    • Отреставрированная трапезная обители привлекает внимание посетителей.
    • Далеко не все строения получили «вторую молодость».
    • Солодежня – одно из немногих сохранившихся зданий монастыря.
    • Церковь Рождества Божьей Матери, расположенная на территории Старо-Симонова монастыря в Москве, сохранила свой облик.
    • В храме Рождества Богородицы хранятся останки героев Куликовской битвы.
    • Между строениями, которые относятся к ансамблю обители, возвышаются и жилые дома.

    Некрополь

    Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год

    В монастырском соборе похоронили Симеона Бекбулатовича — крещёного касимовского царевича. В 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же были захоронены сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины[4].

    На территории Симонова монастыря находился обширный некрополь, в котором были похоронены поэт Дмитрий Веневитинов, писатель Сергей Аксаков, его сын Константин Аксаков, композитор Александр Алябьев, коллекционер Алексей Бахрушин, сподвижник Петра I Фёдор Головин, а также многочисленные представители старинных русских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, Петрово-Соловово[4][54].

    В 1930-х годах одновременно с монастырём уничтожили и некрополь. С разорённого кладбища на Новодевичье перенесли останки поэта Дмитрия Веневитинова и писателей Аксаковых. На месте захоронений устроили гальванический, а потом столярный цеха. После передачи монастыря Церкви, во время строительных работ 1990-х годов, некоторые останки были найдены и вновь захоронены[55].

    Симонов монастырь — видео

    Симонов монастырь, который был одной из богатейших и красивейших московских обителей, постепенно возрождается силами общины слабослышащих. Хотя храмы и некрополь, где были родовые усыпальницы многих дворян, еще не восстановлены, территория бывшей обители уже не выглядит заброшенным пустырем, а в храме Тихвинской иконы Богоматери снова звучит молитва.
    https://youtu.be/xboawmLgdgI

    Бывали ли вы в этом монастыре, видели ли три сохранившихся башни и Солодежню? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

    Примечания

    1. Рудаков В. Е.
      Симонов монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    2. Никон, архимандрит.
      Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца // Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Репринт с издания 1904 года. — Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1990. — С. 229.
    3. Клосс Б.
      Избранные труды. — М., 1998. — Т. 1. Житие Сергия Радонежского. — С. 45.
    4. Кучкин В.
      Начало московского Симонова монастыря // Культура средневековой Москвы XIV—XVII вв.. — М., 1995. — С. 119.
    5. Борисов Н.
      Сергий Радонежский. — 3-е. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — С. 288. — (Жизнь замечательных людей).
    6. 1234Низовский А. Ю.
      Самые знаменитые монастыри и храмы России. — «Вече», 2001. C. 464. ISBN 5-7838-0578-5
    7. 1234
      [www.msk-guide.ru/page_160.htm Симонов монастырь]
    8. Шаблон:Книга:Нащокина М. B.: Архитекторы московского модерна
    9. 12
      [www.bytic.ru/compsc/2002_dip/Moscow/Simon.htm Московские монастыри и храмы]
    10. По преданию, выкопан Сергием Радонежским.
    11. 12
      [nashenasledie2008.ya.ru/replies.xml?item_no=1913&ncrnd=4832 Симонов монастырь на сайте «Наше наследие»]

    Как добраться до монастыря?

    Добраться до Симонова монастыря, часы работы которого — с 8.30 до 19.30, совсем несложно. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то садитесь на метро до станции «Автозаводская». Далее следует пройти по улице Мастеркова в направлении улицы под названием Ленинская Слобода. Как только вы окажетесь на перекрестке, увидите Солевую башню, которая принадлежит Симонову монастырю. Адрес: город Москва, улица Восточная, дом 4.

    Время в пути от метро до самого монастыря составит около восьми минут пешком.

    Ссылки

    Афанасьевский • Богоявленский Троицкий • Вознесенский • Спас на Бору • Чудов
    Прочее:
    Алексеевский (старый) • Варсонофьевский • Крестовоздвиженский • Моисеевский • Новинский • Страстной

    Симонов мужской монастырь в Москве

    Это был один из богатейших монастырей древнего Подмосковья, который впечатлял своей монументальностью и вдохновлял многих отечественных писателей и поэтов. Его судьба сложилась довольно трагически, но память о великой святыне живет в произведениях искусства и сердцах верующих.

    История становления монастыря

    Симонов монастырь — это грандиозное сооружение, защищающее в прежние времена подступы к городу с южной стороны. До наших дней дошли лишь отголоски былого величия, но даже сегодня это место остается одним из наиболее посещаемых православными верующими.

    А начиналось все в далекие 1370-е годы. Племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского, Федор, решил построить обитель вниз по течению Москвы-реки. Земельные угодья под монастырь пожертвовал боярин Стефан Васильевич Ховрин. Позже он принял монашеский постриг с именем Симон. По одной из версий, именно поэтому обитель носит название Симоновой. Изначально монастырь возводился немного ниже по руслу реки, у большой дороги в Москву. Но святой Федор счел его недостаточно уединенным, поэтому в 1379 году состоялся перенос. На прежнем месте осталась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая существует и ныне.

    Другие монастыри в Москве:

    В тот же период прошла закладка церкви Успения Божией Матери, чин освящения которой произвели в 1405 году. В один из ненастных дней в купол храма ударила молния, сильно повредив его. Масштабная перестройка была проведена в конце XV века под руководством одного из последователей именитого архитектора Фиораванти. Внешне церковь теперь напоминала кремлевский Успенский собор. Сергий Радонежский относился к Симонову монастырю, как к части Троице-Сергиевой Лавры и, путешествуя, часто здесь останавливался.

    На заметку! Из стен Симоновой обители вышло немало выдающихся святителей, среди которых: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Геронтий, патриарх Иосиф, Максим Грек и другие.

    Получение Ставропигиального статуса

    В 1383 году Симонов монастырь обрел статус ставропигиального, что переводило его в ведение патриарха Константинопольского. Его известность на Руси росла с каждым годом, а с ней и благосостояние. Очень любил посещать обитель брат императора Петра I, Феодор Алексеевич. Для него здесь даже была предусмотрена личная келья. Роспись сооружения была окончена артелью царских художников в конце XVII века.

    Затем был подготовлен большой резной иконостас, в котором хранилась самая ценная реликвия — икона Тихвинской Богоматери. Согласно преданию, этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. От царевны Марьи Алексеевны монастырь получил в дар золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями.

    Появление Трапезной относят к 1680 году. Ее возведением занималась артель мастеров царя Федора Алексеевича. Для создания проекта пригласили Парфена Петрова. Но его работа не понравилась представителям монастыря. Против архитектора даже начали судебные разбирательства. К слову, он придерживался традиций раннемосковского зодчества, элементы которого широко использовались в первой половине XVII века. В конечном счете Трапезную перестроили. На сей раз руководство процессом на себя взял зодчий Осип Старцев. Его авторству принадлежали на то время многие постройки не только в Москве, но и в Киеве. Он придерживался стиля московского барокко.

    Оборонительная роль в истории Руси

    Немного позже, по ходатайству Марии Алексеевны, была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, к которой в XIX веке добавили два придела. При царствовании Екатерины II обитель упразднили и превратили в изолятор для больных чумой. В то время как раз бушевала эпидемия болезни в Москве. Спустя 24 года монастырь вновь вернулся к жизни по просьбе графа Мусина-Пушкина. Как свидетельствуют записи в летописях, обитель многократно принимала на себя удар вражеских сил. К ее стенам подходили татарские орды, а в Смутное время захватчики разрушали монастырские постройки почти до основания.

    Основные оборонительные комплексы — башни и стены — строились в XV веке Федором Конем. После этого они укреплялись при Борисе Годунове. Впоследствии новые дозорные башни и прочие укрепления достраивались с включением фрагментов «Коневской» работы. В 1630 году общая протяженность стен составляла 825 м, а их высота достигала 7 м. До нашего времени дошло три башни — Дуло, Кузнечная и Солевая, две последних пристраивались в 1640-е годы, после разрушений, причинённых в Смутное время.

    Войти во двор обители можно было с трех сторон — с северной, восточной и западной. После победы над татарскими набежчиками здесь появилась надвратная церковь Всемилостивого Спаса, а через несколько сотен лет, над восточными вратами построили церковь Николая Чудотворца. Во время Отечественной войны с наполеоновскими войсками монастырь был разорен. В его помещениях организовали конюшни, а в кельях расположились солдаты.

    Строительство колокольни

    В 1832 году началась подготовка к строительству колокольни. Деньги на это выделил купец Иван Игнатьев. Первоначально проектированием занимался Н. Е. Тюрин. Предполагалось, что башня будет возведена в стиле классицизма. Через три года она была заложена, но процесс приостановился. В итоге решили строить в «русском» стиле, а архитектором выступил К. А. Тон. Пятиярусное сооружение напоминало колокольню Новодевичьего монастыря, возвышаясь на 90 метров. Колокольня была видна за много километров со всех сторон. Вес самого большого колокола достигал 16 тонн. На предпоследнем ярусе установили часы.

    Успенский собор Симонова монастыря восстановили и освятили в 1896 году. На территории обители существовал большой некрополь, на котором были похоронены представители многих знатных дворянских фамилий, таких как Нарышкины, Муравьевы, Татищевы, Дурасовы, Оленины и др. Здесь нашли упокой сын князя Дмитрия Донского, князья Мстиславские, бояре Головины, а также поэты и композиторы.

    Советский период

    Приход советской власти принес монастырю большие потери, которые уже не вернуть.

    В 1923 году здесь оборудовали музей (в Тихвинской церкви). Затем планомерно закрывались храмы. Последний перестал действовать в 1929 г. На шестую годовщину смерти В. И. Ленина серией взрывов были уничтожены колокольня, стена, башни и многие другие древние сооружения. Захоронения «классовых врагов» уничтожили, смешав прах покойных с землей.

    В 1931 году в трапезной открылся киноклуб. На остальной территории по проекту Весниных возвели Дворец культуры ЗИЛа.

    Современное состояние

    После расцвета и забытья в советские атеистические годы, монастырь был передан вновь Русской православной церкви в 1995 году. С тех пор здесь ведутся восстановительные мероприятия и налаживается приходская жизнь.

    До сегодняшнего дня дошли немногочисленные фрагменты монастырского ансамбля. Сохранилась южная стена с башнями «Дуло», «Кузнечная» и «Солевая». Также остались в сохранности новая трапезная по проекту Старцева и церковь Святого Духа. Не разрушены и братский корпус XVII века, вместе со старой трапезной палатой XV века, и мастеровая с хозяйственными постройками.

    Останки на бывшем кладбище, которые были осквернены большевиками, частично идентифицировали и перезахоронили.

    Действует единственный храм Тихвинской иконы Божией Матери, который реставрируется, братские кельи с хозпостройками используются, как мастерские. Что касается стен и башен, то они заброшены.

    Под руководством священнослужителей действует коллектив жестовой песни и инсценировки. Здесь же проводятся воскресные духовные беседы с людьми, имеющими проблемы со слухом или зрением. Организация «Шанс» помогает справиться с зависимостью алкоголикам, а в «Восток-4» работают с наркозависимыми.

    Описание архитектуры

    В монастырский комплекс входили:

    • Успенский собор. Иконостас XV века был украшен иконами работы Максима Грека и Андрея Рублева. Демонтировали храм в 1930 году;
    • колокольня. Возводилась в XVI веке и включала два придела — архангела Михаила и Николая Чудотворца. Перестраивалась, после чего упомянутые приделы были упразднены. Уничтожена большевиками;
    • Спасская церковь над Святыми вратами. Строилась в конце XVI века в память о победе над ордой Казы-Гирея. В XIX веке в ней велись ремонтные работы, в результате чего был установлен новый иконостас и позолочена главка;
    • церковь Сошествия Святого Духа. Представляла собой двухэтажный храм с одним куполом;
    • церковь Тихвинской иконы Богоматери;
    • надвратная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с восточной стороны;
    • новая трапезная по проекту Осипа Старцева;
    • крепостная стена с башнями. Обитель располагала пятью башнями. С четырех сторон располагались ворота — Луговые, Западные, Боковые, Водяные;
    • некрополь с захоронениями представителей дворянства.

    Святыни и престольные праздники

    К числу почитаемых православных святынь Симонового монастыря относятся иконы:

    • список Тихвинской Божией Матери;
    • Казанский образ Богородицы;
    • «Умягчение злых сердец»;
    • Исцеления глухого;
    • Преподобных Отцов Симоновских с частицей мощей святителя Ионы.

    Также здесь пребывает ковчег с мощами Оптинских старцев.

    Престольный праздник отмечается 9 июля — Тихвинской иконы Богоматери.

    Как добраться

    Монастырь находится в городе Москве по адресу: ул. Восточная, д. 4. Удобней всего добираться на метро, выйдя на станции «Автозаводская». Затем необходимо добраться до ул. Мастеркова, и после того как пройден перекресток с ул. Ленинская Слобода, нужно идти прямо по Восточной.

    Расписание богослужений

    Паломники могут посетить богослужения, которые проводятся по будням с 9:00. В пятницу, субботу и воскресение — Литургия, также с 9:00. В двунадесятые праздники и дни памяти великих святых читается акафист.

    На заметку! Все службы ведутся голосом и жестами без сопровождения церковного хора.

    Это место навевает романтическое и немного меланхолическое настроение. Живописные окрестности с многовековыми постройками позволяют окунуться в атмосферу жизни тех времен и прикоснуться к истории.

    Симонов мужской монастырь (Москва)

    Мiръ Россия Москва Симонов мужской монастырь (Москва)

    Симонов мужской монастырь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. Основан учеником и племянником прп. Сергия Радонежского — свт. Федором в 1370-х гг. на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии. В настоящее время на территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Деятельность прихода
    • 4 Святыни
    • 5 Престольные праздники
    • 6 Как добраться
    • 7 Паломнику
    • 8 Фото
    • 9 Видео
    • 10 Ссылки

    История [ править ]

    Мужской монастырь был основан вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря. Монастырь и позднее сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); здесь была усыпальница его представителей.

    Считалось, что монастырь был основан в 1370 году. Современные исследователи относят основание к 1375—1378 годам или к весне-осени 1377 года.

    В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.

    Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла известные церковные деятели: св. Кирилл Белоезерский (1337—1427), митрополит Иона, патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн. В XVI веке в монастыре проживали и работали знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов Максим Грек.

    За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время.

    В прежние времена монастырь был одним из самых известных и почитаемых в ближайшем Подмосковье; сюда стекалось и огромное количество людей, и богатые материальные вклады. Особенной любовью монастырь пользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел здесь собственную келью для уединения.

    В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор. Лишь в 1795 году он был восстановлен в своем религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина. При этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Большого Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

    После установления советской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года. Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил отношения с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление сторожей и дворников за счёт общины. В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация построек монастыря.

    В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также упразднено кладбище. На месте снесённых построек в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

    В 1991 году храм Тихвинской Божией Матери Симонова монастыря был возвращен Церкви. Его передали первой и на тот момент единственной православной общине людей с нарушениями слуха.

    В 1995 в Храме было возобновлено богослужение. Оно идет с параллельным переводом на язык жестов. Восстановление же разрушенного здания храма продвигается намного труднее.

    В настоящее время сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря:

    • Южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».
    • «Новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитектор О. Старцев)
    • Братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.)
    • Мастеровая палата
    • Хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило»

    Современное состояние [ править ]

    На территории монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери и крестильный храм преподобного Александра Свирского.

    Проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    Деятельность прихода [ править ]

    • Община глухих и слабослышащих
    • Воскресная школа
    • Симоновские встречи для детей, молодежи и взрослых
    • Библиотека

    Святыни [ править ]

    • Тихвинская икона Божией Матери (мерный список с чудотворной иконы)
    • Икона Симоновских святых
    • Икона святителя Феодора Симоновского, архиепископа Ростовского
    • Икона «Исцеление глухонемого»
    • Икона покровителей Симонова монастыря
    • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

    Престольные праздники [ править ]

    • Икона Пресвятой Богородицы “Тихвинская” – 9 июля
    • Сергий Радонежский, преподобный – Собор Московских святых, 18 июля (Обретение честных мощей), 8 октября (Преставление)
    • Александр Свирский, преподобный – 12 сентября
    • Собор Всех Святых – первое воскресенье после Дня Святой Троицы
    • Феодор, архиепископ Ростовский, святитель – 11 декабря

    Как добраться [ править ]

    Адрес: 115280, Москва, ул. Восточная 4

    Проезд: Проезд до ст. метро «Автозаводская», из Центра в последнем вагоне, далее по ул. Мастеркова и Восточной ул. идти в направлении стадиона им. Эдуарда Стрельцова и КЦ «Южный» 7-8 минут.

    Паломнику [ править ]

    Каждое воскресенье с 12:00 в Симоновом монастыре, по храму и территории, проходят экскурсии.

    Телефон: +7 926 113 01 72 (Елена Юрьевна – экскурсовод)

    Фото [ править ]

    Внутренний вид Тихвинского храма Симонова монастыря 1928 г.

    Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

    Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Вид с востока

    Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Вход

    Симонов монастырь

    Симонов монастырь в Москве и сегодня пленяет своей архитектурой, хоть от его построек и мало что осталось. Это место не на слуху даже у жителей города, а туристы здесь вообще большая редкость. Но те, кто находят это место, пребывают под впечатлением от него. Это смешанные чувства восторга от облика величественных строений и горечи от их состояния и разрухи вокруг.

    Монастырь до сих пор не может оправиться от тех разрушений, которые были ему нанесены в годы советской власти. Однако постепенно собираются средства и готовится план реставрационных работ, которые позволят привести в порядок постройки. В трапезной работает храм Тихвинской иконы Божией Матери, при нем была создана община неслышащих, слабослышащих и слепоглухих.

    Панорама архитектурного ансамбля московского Симонова монастыря на Яндекс. Картах:

    История Симонова монастыря

    Датой основания обители считаются 1370-е годы, изначально она находилась в другом месте — сейчас там располагается церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1379 году монастырь перенесли в другое место, его назвали Новое Симоново. В этом же году заложили первый каменный Успенский собор, его освящение состоялось в 1405 году. В нем хранилась Тихвинская икона Божией Матери, ею преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

    В середине XV века на территории монастыря начинает возводиться кирпичная ограда. Его владения постепенно расширяются, и он становится одним из самых почитаемых и красивых монастырей страны. Над его архитектурным ансамблем трудились талантливейшие архитекторы того времени. Среди них Федор Конь, прославившийся строительством Кремля в Смоленске, Осип Старцев. Последний построил в обители Трапезную палату в стиле московского барокко. Славился монастырь и своей братией, из их числа со временем многие прославились как подвижники и святые, к примеру святой Кирилл Белозерский, святой Иона, митрополит Московский и всея Руси, преподобный Максим Грек.

    Раньше многие монастыри были не только местом молитвы, но и фортификационными сооружениями, Симонов монастырь не исключение. Наряду с другими обителями он защищал подступы к Москве на южном направлении. Не раз его мощные стены, самоотверженность воинов и монахов спасали столицу. Так, в конце XVI века удалось отразить нашествие войска татарского хана Казы-Гирея, позднее сдержать натиск предводителя восстания крестьян Ивана Болотникова. Сам монастырь много страдал от различных потрясений, наиболее сильны разрушения были после Смутного времени. Почитаемый монастырь восстановили с усердием и любовью.

    Тяжелые времена настали для него во второй половине XVIII века, во время эпидемии чумы его закрыли и использовали в качестве изолятора для содержания зараженных этой болезнью людей. В конце XVIII века прошения о восстановлении монастыря были удовлетворены. Сильный удар нанесло обители вторжение армии Наполеона — многие постройки пострадали от пожара, сам монастырь был разграблен. Благодаря пожертвованиям из казны и от частных лиц удалось восстановить утраты.

    Времена испытаний сменились периодом процветания и вплоть до начала XX века монастырь преображался. В это время на его территории появилась колокольня, построенная по проекту известного архитектора Константина Тона. Она была архитектурной доминантой всего города, так как являлась самым высоким сооружением.

    Коренным образом все поменялось после Октябрьской революции, ценности обители перенесли в Оружейную палату. В 1923 году ее и вовсе закрыли, учредив в стенах Тихвинского храма музей военно-крепостной обороны. Еще сильнее тучи сгустились над монастырем после решения построить на его территории дворца культуры. В 1930 году по приказу властей был взорван Успенский собор вместе с окружавшими его стенами, разрушениям подверглись колокольня, надвратные церкви и другие постройки.

    Уцелели трапезная с Тихвинским храмом и южная стена с тремя башнями. В части помещений располагались цеха по производству рыболовных снастей. Постепенно оставшиеся постройки бывшего Симонова монастырь ветшали и разрушались. В 1991 году Храм Тихвинской иконы Божией Матери передали церкви, в нем начала работать община для людей с нарушением слуха. Первые богослужения прошли в 1995 году.

    Сейчас ведутся подготовительные работы по реставрации уцелевших построек монастыря, каждый желающий может пожертвовать деньги на восстановление территории бывшего монастыря. Жители и гости города могут посетить экскурсии, знакомящие с архитектурным ансамблем, территорией обители, ее богатой историей. С расписанием экскурсий можно ознакомиться на официальном сайте Тихвинского храма.

    Храмы Симонова монастыря

    К началу ХХ века на территории действовало 6 храмов с 22 престолами. Первым появился Успенский собор, его иконостас был расписан Максимом Греком и Андреем Рублевым. О богатстве украшения храма можно судить по сохранившимся золоченым Царским вратам, которые сейчас выставлены в экспозиции Эрмитажа. В архитектурном ансамбле монастыря были Спасская церковь, церкви Сошествия Святого Духа, Знамения Пресвятой Богородицы и другие религиозные постройки.

    До наших дней сохранился только храм Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный при трапезной Симонова монастыря в 1677 году. В нем регулярно проводятся богослужения. В храме 4 придела (Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Феодора архиепископа Ростовского, преподобного Сергия Радонежского, Всех Святых) и крестильный храм преподобного Александра Свирского. Среди святынь храма — мерный список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, иконы покровителей Симонова монастыря, «Исцеление глухонемого», «Умягчение злых сердец», Симоновских святых.

    Башни Симонова монастыря

    В прошлом мощный форпост имел протяженные крепостные стены и 5 башен. Из них уцелели только 3 башни (Дуло, Кузнечная, Солевая) и часть стен.

    Считается, что Кузнечная и Солевая башни были построены по проекту зодчего Антипа Константинова в XVII веке. Кузнечная башня пятиугольная, имеет каменный шатер, покрытый красной черепицей. Солевая башня — девятнадцатигранник, имеющий арочные ниши с нижними и средними боями.

    Дуло производит впечатление самой крепкой и могучей из башен. Ее авторство приписывают зодчему Федору Коню. По одной из версий, ее название происходит от имени или прозвища татарского предводителя, убитого стрелой, которую пустили с башни. Она имеет 16 граней, ее ребра украшают лопатки, они делают вид башни стройным.

    Как добраться

    Архитектурный ансамбль бывшего Симонова монастыря находится в Даниловском районе Москвы. К нему примыкает детский парк «Липки» — популярное место семейного отдыха на природе. Он оборудован аллеями для прогулки, спортивной и детской площадками.

    До монастыря можно добраться на наземном общественном транспорте, ближайшая остановка — «Завод Динамо». Здесь останавливаются автобусы № 8, 9, 99, 186, 193, т26, т67. От нее до достопримечательности около 450 метров.

    Также неподалеку находится станция метро «Автозаводская» (зеленая ветка), расстояние от нее до монастыря составляет примерно 700 метров.

    Еще один вариант — поездка на такси, вызвать машину можно с помощью приложения, в городе доступны Ситимобил, Везет, Яндекс. Такси, Максим, Gett и другие.

    Аэросъемка территории бывшего Симонова монастыря в Москве, видео:

    Читайте также:
    Шуйская епархия: монастыри и храмы, духовенство, история
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: