Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

МУРОМСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Муромский Благовещенский монастырь. Фотография с сайта pskov-palomnik.ru

Муромский Благовещенский мужской монастырь Муромской епархии

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

Муромский Благовещенский монастырь, 2 июня 2002 года. Фотография Алексея Комлева с сайта sobory.ru

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Иверская, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов.

В 1940 году Благовещенский собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм, до 1991 г. он оставался единственным действующим храмом в городе.

В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

Сегодня в монастыре совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.

Храмы

  • Благовещения Пресвятой Богородицы, собор архидиакона
  • Стефана Первомученика

Подворья

Настоятели

  • Иаков (Кротков) (28 января 1884 – 1884/1885)
  • .
  • Кронид (Козлов) (с 1995)

Святыни

  • Рака с мощами св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев
  • Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора
  • Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей
  • Икона Иверской Божией Матери
  • Икона св. бл. кн. Петра и Февронии
  • Икона Знамения Божией Матери
  • Икона Николая Чудотворца

Свято-Благовещенский монастырь

В центре Мурома, буквально «плечом к плечу» с Троицким монастырем, расположился великолепный Благовещенский монастырь. История Свято-Благовещенского мужского монастыря уходит корнями в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., которое связано с именем князя Константина (Ярослава) Святославича. В этом деле ему помогали сыновья – Михаил и Федор. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В дальнейшем икона Богоматери греческого письма, привезенная князем из Византии, стала именоваться Муромской. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы. В Благовещенском соборе находилась икона Муромской Богоматери.

В 1552 г. во время похода на Казань царь Иван IV Грозный остановился в Муроме. Он отслужил молебен муромским святым и обещал построить в городе несколько храмов в случае победы над Казанью. В 1553 г., во исполнение этого обета, на месте старой деревянной церкви был возведен великолепный каменный Благовещенский собор, куда были перенесены мощи святых Константина, Михаила и Феодора. Так был основан Благовещенский монастырь, который пользовался высочайшим покровительством царя. Иван Васильевич выделил монастырю средства из государственной казны, земельные владения, прислал богатую церковную утварь.

В 1616 г. монастырь был разграблен и разорен во время польско-литовского нашествия. Отряд пана Лисовского вывез многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Но, благодаря новым царским пожертвованиям, началось постепенное восстановление обители. Основные же средства на обновление собора выделил богатый муромский купец Тарасий Борисов, прозванный в народе Богданом Цветным, который в конце жизни принял постриг в Благовещенском монастыре и был здесь похоронен.

В 1664 г. Благовещенский собор был основательно перестроен и приобрел совершенно новый облик, практически ничего общего не имеющий с творением зодчих середины предшествующего столетия. От прежнего здания сохранился лишь высокий подклет. Широкие стены собора делятся выступающими пилястрами-лопатками на три неравных части: средняя более узкая, чем боковые. Верхняя часть стен опоясана широким резным карнизом, с зубчиками и ширинками, который служит основанием для больших глубоких кокошников полукруглой формы, по три с каждой стороны здания. Над ними поднимается второй ряд несколько меньших по величине кокошников. Третий ряд килевидных кокошников служит основанием для вытянутых ввысь барабанов глав: центральный, световой барабан, более широкий; четыре угловых барабана – глухие, изящные, украшены аркатурно-колончатым поясом. Разнообразные по форме резные наличники больших окон с кокошниками создают на плоскостях стен причудливый орнамент, особенно эффектный в яркие солнечные дни.

С запада к собору пристроены невысокая крытая паперть и колокольня. Вход на паперть оформлен высокой беседкой крыльца, с бочкообразными и гранеными столбами. Над крыльцом возвышаются три шатра (один большой и два маленьких), увенчанные кувшинообразными главками. Нижний ярус стройной шатровой колокольни опоясан резным карнизом, близким по рисунку к собору. На колокольне были установлены часы с боем. Благовещенский собор по смелости композиционного решения и роскошному убранству не уступал столичным храмам.

Интерьер собора был также богато декорирован. Роскошный перспективный портал, оформляющий вход в собор с паперти, украшен разнообразными розетками, бусинами, кувшинообразными столбиками.

В Благовещенском соборе, как и во всех муромских храмах XVI-XVII вв. не было настенных росписей. Их отсутствие компенсировалось пышностью иконостаса в стиле барокко, старейшего в Муроме, сохранившегося до сегодняшнего дня. Он был поставлен в 1797 г. и сохранился благодаря тому, что храм практически не закрывался в советское время (не работал только в 1940-1942 гг.), единственный в Муроме. В нем есть старинные иконы XVI-XVIII веков: на западной стене храма – икона «Страшный Суд», рядом с ней – образы Николая Чудотворца и Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских мастеров XVII – начала XVIII вв., А.И. Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Во время войны с Наполеоном 1812 г., незадолго до сдачи Москвы, 10 сентября (по старому стилю), в Муром привезли две московские святыни – иконы Иверской Богоматери (ныне в московском храме в Сокольниках) и Владимирской Богоматери (ныне в храме при Третьяковской галерее). Их сохраняли в Благовещенском соборе до 20 октября 1812 г. Но еще до привоза этих святынь в Благовещенском монастыре уже был список Иверской Богоматери работы московских иконописцев 1688 г. Почитание ее вспыхнуло с новой силой, что выразилось в изготовлении серебряного чеканного оклада в 1816 г. на средства муромского купечества. Икона Иверской Богоматери является величайшей святыней Благовещенского монастыря.

В 1716 г. была возведена каменная надвратная Стефановская церковь. Несмотря на переделки 1836 г., эта небольшая одноглавая церковь не утратила своего первоначального вида и до сих пор очаровывает простотой и изяществом. Верх здания опоясан резным карнизом и одним рядом килевидных кокошников, а барабан главки украшен аркатурным поясом и карнизом, повторяющим декор стен. Арки в нижней части церкви декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты. Оформление храма напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII в.

В 1811 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой с угловыми башнями. Тогда же обновили и надвратную церковь. Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось. Только в 1828 г. выстроили келейный корпус, а в 1900 г. – одноэтажный дом игумена, завершивший оформление архитектурного облика Благовещенского монастыря.

В 1919 г. монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но продолжала служить в соборе. Благовещенский собор действовал как приходской храм (кроме 1940-1942 гг.). В 1923 г. произошло вскрытие раки с мощами святых муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до 1989 г.

Мощи святых князей были возвращены в храм в 1989 г. Там же хранится и надгробный камень с могилы святых князей, почитаемый в городе как помогающий исцелению больных. Он стоит у стены в притворе собора, слева от входа в придел апостола Ионна Богослова. В соборе лежит и другая реликвия монастыря – мощи святой XVII в. Иулиании Лазаревской.

В 1991 г. Благовещенский мужской монастырь был возобновлен. В 2007 г. у апсид Благовещенского собора, на месте захоронения (1914 г.) старца иеромонаха Аполлония Муромского, известного чудотворными деяниями, возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.

Святыни монастыря:

  • мощи святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора;
  • местночтимые иконы Божией Матери древнего письма: “Иверская”, “Знамение”, “Козельщанская”.

Спасо-Влахернский женский монастырь с.Деденево Епархиальные монастыри РПЦ

История

История Спасо-Влахернского женского монастыря насчитывает полтора столетия. Датой его основания считается 1861 год – когда по решению Синода Влахернское общежитие монашествующих девиц, созданное в 1854 году, было переименовано в монастырь. Обосновалось общежитие волей и попечением дворян Головиных из Деденевской-Новоспасской ветви – Анны Гавриловны Головиной и ее сына, Гавриила Павловича Головина. Истоки этого события восходят к более давним временам – с обретения Головиными древних православных святынь, в числе которых была Влахернская икона Божией Матери. Место для устроения монастыря также было предопределено задолго до его появления, а именно, в 1712 году, когда в дворянском имении села Деденево заложили церковь во имя Спаса Нерукотворного.

История Спасо-Влахернского женского монастыря берет свое начало с деденевского имения дворян Головиных и принадлежащих их роду святынь, в числе которых была чудотворная икона Божией Матери «Влахернская».

Деденево несколько раз переходило «из рук в руки». С 1687 года Василий Петрович Головин стал его полноправным владельцем, выкупив часть поселения у Алмазовых и Стрешневых. С тех пор Деденево принадлежало Новоспасской ветви рода Головиных и уже более не переуступалось. В 1711 (12?) году в их деденевском имении была заложена деревянная церковь в честь Спаса Нерукотворного. Полтора века спустя, в 1861 году, на этом месте появится Спасо-Влахернский женский монастырь, ну а пока это был новый деревянный храм в дворянском имении. 4 октября 1713 года он был освящен, как указано в летописи – Дионисием, епископом Вятским и Велико-Пермским, по другим источникам – архимандритом Дмитровского Борисоглебского монастыря Андрианом.
По названию храма село Деденево стало именоваться Новоспасским. Летопись гласит, что в ночь с 19-го на 20-е сентября 1775 года в Новоспасском случился пожар, от которого пострадали все усадебные строения, однако Спасская церковь уцелела, хоть и загоралась трижды.

Когда пришел срок, в 1798 году, Василий Васильевич Головин заложил на месте обветшалого деревянного храма, другой – каменный, одноглавый, 43 аршина в длину и 42 аршина в ширину. Строительство было закончено в 1811 году (22 мая) – сыном Василия Головина, Павлом. В обновленном храме предполагались, помимо основного – во имя Спаса Нерукотворного, еще два придела: преподобного Сергия Радонежского и Влахернской иконы Божией Матери. Но внутренняя отделка храма затянулась во времени и престолы были освящены гораздо позже: придел преподобного Сергия Радонежского ¬¬– в 1818 году (6 апреля), а придел иконы Божией Матери «Влахернская» – в 1832 году (23 октября).

На протяжении десятилетий архитектура храма еще несколько раз менялась. Поначалу он имел форму креста, затем (в 1843-1850 г.г.) обрел прямоугольный вид, за счет пристроек. Переустройством занимался Гавриил Павлович Головин с благословения Митрополита Московского Филарета (Дроздова). В итоге это был уже двухэтажный пятикупольный собор с десятью приделами. Занимаясь расширением и обустройством собора, Гавриил Павлович планировал перенести в него православные святыни, находившиеся в их семье.

• (прим: К числу реликвий относились барельеф – икона Спасителя в Терновом Венце (Беленький Спаситель), часть древа Креста Господня и часть Ризы Господней, привезенная из Бара-Града янтарная икона Святителя Николая (подарок княгини Анны Петровны Лопухиной), множество ковчегов с частичками святых мощей. По преданию некоторые иконы были письма Андрея Рублева, в их числе икона Спаса Нерукотворного, Икона Смоленской Божией Матери, икона Владимирской Божией Матери и еще великое множество святынь. Из всех них и особо чтимых дворяне выделяли Влахернскую икону Божией Матери. Уезжая на зиму в Москву, они забирали икону с собой, в крестовую палату своего московского дома).

Устрояя собор, Головины также думали и об учреждении при нем женского монастыря, полагая, что при сельском приходском храме обеспечить полную сохранность святынь будет сложно. В 1852 году Анна Гавриловна Головина, урожденная княжна Гагарина (мать Гавриила Павловича), обратилась с намерением обустроить в деденевском имении монастырь, в честь почитаемой в своем роду Влахернской иконы Божией Матери. Ходатайствовала о том перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова). Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц. Сие решение было утверждено императором, о чем сообщалось в письме Митрополита Филарета к Анне Гавриловне, упомянутом в начале нашего повествования. Правда, несмотря на положительный результат, общежитие открыли лишь два года спустя, поскольку необходимо было произвести дополнительное строительство помещений для него и завершить обустройство приделов собора. Начальницей общежития была назначена девица Елизавета Андреевна Татаринова, дворянка по происхождению.
Анна Гавриловна и Гавриил Павлович стали попечителями общежития, передав обители деденевское имение, часть своих земель, а также дом в Москве, унаследованные ими от Павла Васильевича Головина и полученные по разделу (документу), учиненному между всеми наследниками. Гавриил Павлович очень заботился о будущем монастыря и во избежание недоразумений, которые могли возникнуть в будущем, после его смерти, оформил свое решение о передаче земель и имущества монастырю, соответствующим распоряжением с пометкой: «в собственность и в вечное владение той обители», где обозначил, что все переданное не обременено какими либо спорами, тяжбами или долгами, и тем самым, дав монастырю полную самостоятельность и возможность жить своей жизнью.

Основательница общежития Анна Гавриловна приняла в 1853 году монашеский постриг с именем Иоанна, затем, 7 го апреля 1856 года – схиму (схимонахиня Иоанна). 25 июня того же года она обрела покой и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом.

Гавриила Павловича не стало 7 июля 1861 года. В этот же год (13 ноября) заботами Митрополита Филарета (Дроздова) Святейший Синод принял решение о переименовании общежития в Спасо-Влахернский женский монастырь. Данное решение было утверждено императором 2 декабря, а с 1862 года началось его устройство.
Монастыри должны были обеспечивать себя и потому, ходатайствуя об учреждении Влахернской обители перед Святейшим Синодом, святитель Филарет особо отмечал важность для нее «положительного дохода с московского дома» (находящегося в Москве на Малой Дмитровке).

Гавриил Павлович передал его монастырю, – как основу материального обеспечения для общежития, – «…в собственность и в вечное владение той обители… каменный двухэтажный дом со всякими в нем жилым и нежилым строением и землей…». Дом представлял собой: строение каменное двухэтажное, крытое железом, шириной по улице Дмитровке на 12 саженях, длиной во двор на 6 саженях. К нему принадлежали и другие строения. Настоятельница общины, Елизавета Андреевна Татаринова, приняла городское владение 16 апреля 1857 года. Дом сдавался. Доходы направлялись не только на нужды монастыря, но и на исполнение всех требований Московской городской думы, в том числе по содержанию строений, территорий, а также на ремонт самого здания.

В том же 62-м году (7 августа) Елизавета Татаринова была пострижена в инокини с именем Серафима, а 23 сентября была возведена в сан игумении.

Через два года в монастыре был поставлен еще один, деревянный, храм. Госпожа Попова из села Горбунова уступила его обители вместе с иконостасом. Установили эту церковь на каменный фундамент. 14 ноября 1864 года она была освящена в честь великомученика Димитрия Солунского. В этот период перемены коснулись и Собора Спаса Нерукотворного. Это связано было с тем, что колокола тяжестью своей оттягивали западную часть храма. Во избежание разрушения в 1886 году по проекту Н.В. Никитина пред собором выстроили колокольню с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. А в 1890 году колокольню и собор соединили, достроив между ними двусветную трапезную.

Деденевская обитель успешно развивалась и благоустраивалась. К 1908 году здесь подвизались около 180 монашествующих, в 1913 году их численность дошла до трехсот. Продолжалось строительство. На территории монастыря появилась трапезная, больница, аптека, гостиницы. На месте кладбищенской часовни в 1911 году был построен по проекту архитектора М. Холмогорова каменный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

В начале ХХ века с разрешения Московской Епархии Спасо-Влахернский женский монастырь предположил возвести на завещанном ему Головиными московском участке на Малой Дмитровке еще несколько домов. Это связано было с тем, что прежние строения пришли в ветхость и содержание их и ремонт стали неподъемными. О том хлопотала настоятельница обители игумения Евпраксия. Разрешение было дано. Для этого монастырь взял ссуду в Городском кредитном обществе. Окончательное завершение постройки датируется 1916 годом.

В страховом свидетельстве «московских строений Спасо-Влахернского монастыря значилось уже три дома: каменный двухэтажный с надстройкой (построен в начале XIX в., до 1812 года), каменный четырехэтажный с жилым полуподвалом (1909-1910 гг) и каменный пятиэтажный (1913-1916гг).

С началом Первой мировой войны при монастырской гостинице был устроен Влахернский госпиталь. Возможно, появление госпиталя произошло по следующему обстоятельству, – Племянник Гавриила Павловича Головина, Федор Александрович Головин ( деденевский помещик, политический деятель, успешный коммерсант, крупный землевладелец, участник нелегальных организаций земцев, масон), возглавлял Общество помощи жертвам войны. И военный госпиталь в монастыре мог быть устроен этим Обществом. Но находился он там недолго. Лазарет несколько раз распределяли и перемещали между разными домами на территории Деденева (Новоспасского). Наряду с медперсоналом в нем трудились и монахини монастыря – ухаживали за больными и раненными, а главврачем была жительница поселка Лидия Александровна Пухова.

После революции 1917 года началась масштабная кампания по изъятию церковного имущества и святынь. Ф.А. Головин получил должность комиссара временного правительства, в марте 1917 года он организовал особое совещание по делам искусств, позднее работал в советских учреждениях, в т.ч. в Помголе (Комитет помощи голодающим). Как раз Помгол и контролировал в то время процесс изъятия церковных ценностей. Можно предположить, что Федор Александрович был свидетелем или участником изъятия имущества в Спасо-Влахернском женском монастыре, но история об этом событии умалчивает (сам он был арестован в 1921 году, позднее расстрелян). Документов по изъятию ценностей в монастыре, присутствующих при нем, и времени его проведения нет, скорее всего, они не сохранились. А потому судить можно лишь о его масштабе. Согласно описям святынь, сделанным до революции, бесследно утрачены более 500 наименований, не считая утвари. Чудом уцелели лишь две святыни: Образ Спасителя в Терновом Венце и Влахернская икона Божией Матери.

«Спаситель в Терновом Венце» был тайно перенесен и оставлен у храма Вознесения Господня села Перемилова. Так святыня была сохранена, находясь в перемиловской церкви до момента возрождения Спасо-Влахернского женского монастыря. А Влахернская икона Божией Матери неведомыми нам путями оказалась в Дмитровском музее, позднее она была передана в Музей древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева (в 2015 году икону возвратили монастырю)).

К 1922 году обитель вынужденно была преобразована во Влахернскую трудовую сельхозартель. Привычные к труду и дисциплине монахини сделали работу артели успешной. Занимались животноводством, растениеводством и переработкой сельхозпродукции. Была своя мельница, водокачка. Кроме того, Влахернский монастырь славился рукоделием, и теперь тут тоже находилась мастерская, в которой трудились вышивальщицы. Показатели артели значительно превышали колхозные. В 1927 году она была удостоена на Московской выставке Горького приза за овощеводство, однако в 1928 году была закрыта с формулировкой «лжеколхоз». Начало по прекращению работы ее было положено еще в 1926 году. Хотя жители поселка ходатайствовали о сохранении артели: «…Нас поражает, почему артели стараются везде устраивать, а это так хорошо ведущееся исключительно женским трудом хозяйство разоряют…». Но защита людей не помогла. Влахернскую артель закрыли. Монахинь выселили. Спасский собор был частично взорван, колокола отправили на переплавку. Храм Великомученика Димитрия Солунского сгорел. Началось запустение.

По некоторым свидетельствам несколько тяжелобольных монахинь все еще оставались жить на территории монастыря *(прим: зимой 1941 года после немецких авиаударов, окна в здании, где они находились, были выбиты. Монахини погибли от холода. На груди у каждой лежала ее любимая кошечка, так вместе и замерзли. Сестры были похоронены в общей могиле. Сейчас на том месте установлен памятный крест с их именами: Александра, Анисья, Серафима, Стефанида, Агриппина, Екатерина, Анастасия и Христина…).

В 1941 году купола Собора Спаса Нерукотворного сбросили, на его колокольне наши войска установили зенитные орудия и разместили пункт наблюдения и связи. Немцы бомбили Деденево с воздуха, одна из бомб попала в собор и он был разрушен. Все остальные здания в монастыре, кроме одного, находящегося с южной стороны, и Спасского собора, уцелели. Возможно, промыслительно. Ведь по воспоминаниям очевидцев после закрытия Влахернской обители собор использовался под хозяйственные нужды, в его стенах даже обустроили курилки и туалеты. Косметический ремонт вряд ли бы исправил следы поругания, а потому дано было собору отстроиться заново, с чистого листа.

После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны.

Возрождению обители предшествовало создание в 1990 году Влахернской православной общины поселка. Прошел первый сход, собравший около трехсот жителей, из числа которых были выбраны актив и староста. Старостой была назначена Мария Петровна Денисова. Позднее это решение собрания утвердили в Епархии. Избранный актив стал хлопотать об открытии в Деденеве церкви. Первые богослужения проходили в бывшем помещении поселковой аптеки (прим: до революции это была иконописная мастерская монастыря, а в наши дни, в восстановленном монастыре – сестринский корпус). Но и это помещение православным отдали не сразу.

По благословению настоятеля храма Вознесения Господня (в Перемилове) отца Анатолия монах Хотьковского монастыря Иова написал для Деденева икону Божией Матери «Влахернская», копию той, что была сделана в иконописной мастерской Головиных.

В 1998 году на средства жителей был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А в конце 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в пока еще разрушенной обители появились первые насельницы.

20 апреля 2001 года совершилось торжественное открытие Спасо-Влахернского женского монастыря. Начался новый этап в истории.

Был отстроен заново и освящен храм святого великомученика Димитрия Солунского, полностью воссоздан собор Спаса Нерукотворного и двухэтажный трапезный корпус.

В здании бывшей просфорной обустроили двухэтажную Воскресную школу – с четырьмя учебными классами, залом, трапезной и санитарными комнатами. Сегодня в ней занимаются дети разных возрастов.

В 2002 году в качестве подворья монастырю был передан храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в селе Ново-Карцево. Покровская церковь была построена в 1631 году (это был деревянный храм), а в 1720 году на его месте был выстроен каменный. После революции и во время войны он уцелел, вернее, его стены, которые использовались в качестве склада под химикаты. Стараниями жителей Ново-Карцева церковь была восстановлена.

12 сентября 2003 года Спасо-Влахернский женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел вновь выстроенный храм великомученика Димитрия Солунского.

29 августа 2009 года, в престольный праздник монастыря, храм был освящен Епископом Серпуховским Романом.
В этом же году в главном приделе Собора Спаса Нерукотворного был завершен и установлен резной деревянный иконостас (основа), изготовленный мастерской Азбухановых.

К 2014 году завершились основное строительство, роспись и подготовка к освящению Спасского собора. 22 апреля 2014 года состоялся великий чин освящения восьми его приделов. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский высокопреосвященнейший Ювеналий.

31 января 2015 года вернулась в обитель чудотворная Икона Божией Матери «Влахернская».

Спасо-Влахернский монастырь

Спасо-Влахернский монастырь – православный женский монастырь в селе Деденево, Московской области. Основан в 1852 году. Был закрыт в 1922, вновь возвращен Церкви в 2001. При монастыре открыта воскресная школа. Для паломников действует гостиница и трапезная.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Спасо-Влахернский монастырь ведет свою историю с 1852 года. Находится он в 60 км от Москвы в направлении города Дмитрова, на красивой возвышенности, которая омывалась с трех сторон реками Икшей, Волгушей и Малой Яхромой. Возвышенность называлась Деденевской пустошью. Она была приобретена дворянами Головиными в 1677 году.

Поколение Головиных сменялось одно за другим, и в 1852 году вдова майора Головина Анна Гаврииловна (урожденная Гагарина) и сын ее Гавриил Павлович, губернский секретарь Московской губернии Дмитровского уезда, решили отдать свое имение под монастырь.

К этому времени в имении стоял большой храм Спаса Нерукотворного. В храме были собраны святыни рода Головиных – иконы в серебряных и вызолоченных окладах, на окладах икон в ковчегах помещены частицы святых мощей. На иконах венцы, диадемы, убрусы и подубрусники богато украшены крупным жемчугом, драгоценными камнями, обделанными в золоте алмазами, изумрудами и яхонтами.

Возымев желание передать имеющееся богатство монастырю, Анна Гаврииловна и Гавриил Павлович стали ходатайствовать перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова), об открытии женского общежития по примеру Спасо-Бородинского монастыря по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой пустыни с тем, чтобы впоследствии обратить его в женский монастырь, назвав в честь почитаемой в роду Головиных иконы Влахернской Божией Матери.

Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц, что и было утверждено императором в 1852 году.

Анна Гаврииловна приняла монашеский постриг, затем схиму, а спустя год с небольшим в 1856 году скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом под алтарем главного престола с северной стороны.

Анна Гаврииловна пожертвовала на содержание общежития усадьбу, сто десятин пахотной земли, восемьдесят десятин дровяного леса, шесть деревянных и один каменный флигель со всеми прилегающими к ним хозяйственными постройками, мукомольную мельницу на реке Яхрома, двухэтажный дом в Москве на ул. Сретенка. В свою очередь, Гавриил Павлович пожертвовал восемь десятин земли для хлебопашества, обнес общежитие деревянной оградой, построил часовню и обещал содержать храм в благолепии, что и делал до своей кончины. Скончался Гавриил Павлович в возрасте 55 лет 7 июля 1861 года.

Источник постоянной материальной помощи иссяк, но несмотря на возникшие трудности, общежитие успешно развивалось, обустраивалось внутренне и внешне, что позволило заботливому покровителю Митрополиту Филарету обратиться в Святейший Синод с просьбой разрешить переименование общежития в общежительный монастырь. Он указал, что в общине имеется храм со многими святынями.

В 1861 году Синод переименовал общежитие в Спасо-Влахернский монастырь третьего разряда. Игуменьи монастыря

В 1852 году начальницей Спасо-Влахернского общежития была назначена Татаринова Елизавета Андреевна из Дивеевской обители (основанной Серафимом Саровским). После переименования общежития в Спасо-Влахернский монастырь Елизавета Андреевна была пострижена в иночество с именем Серафимы и возведена в сан игуменьи Митрополитом Филаретом.

Игуменья Серафима так умело вела хозяйство, что положение монастыря постоянно укреплялось, давало стабильный доход. В монастыре постоянно велось большое строительство – достраивался храм, строились новые кельи, возводились хозяйственные постройки, возводилась каменная ограда.

За свое особенное умение руководить монастырем игуменья Серафима неоднократно получала высокие награды: 1872 год – Наперстный крест от Синода; 1882 год – благотворители обители и граждане города Дмитрова поднесли ей золотой наперсный крест с драгоценными украшениями; в 1888 году она пожалована наперстным крестом из кабинета его Императорского Величества.

Игуменья Серафима скончалась в 1897 году в возрасте девяноста лет после сорока трех лет управления Влахернским монастырем и была похоронена близ храма Спаса-Нерукотворного на монастырском кладбище.

Преемницей игуменьи Серафимы стала близкая ей монахиня Леонида, одна из бывших при Серафиме сестер.

В 1897 году Московский митрополит Сергий возвел ее в сан игумений Спасо-Влахернского монастыря.

При игуменье Леониде в монастыре были построены каменные корпуса. В двухэтажном корпусе в нижнем этаже разместилась просторная монастырская трапезная, кухня и хлебопекарня, вверху рукодельная и несколько небольших келий для монахинь. В 1901 году устроена больница с помещением для больных, с кроватями и другими удобствами. Исправлен корпус для занимающихся живописным и иконописным писанием, который был построен при игуменье Серафиме. Сохранилась переписка игуменьи Леониды с преподобным старцем Амвросием из Оптиной пустыни.

В начале 20-х годов позапрошлого века, игуменьей Спасо-Влахернского монастыря была Апполинария. Об этом узнаем из воспоминаний родственницы священника о. Павла, которая будучи ребенком, ходила со своей мамой в храм и дружила с воспитанницей игуменьи Апполинарии девочкой Валей.

В последние годы перед закрытием Спасо-Влахернским монастырем управляла игуменья Евпраксия из рыбинского купечества. При ней обитель продолжала процветать. В монастыре велось большое строительство: строились новые кельи и хозяйственные постройки. В храме вновь вызолочен иконостас. В алтарях приделов Иерусалимского, Влахернского, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского окрашены стены. В Никольском приделе написано пять икон, орнаменты и расписана арка.

К этому времени число монашествующих доходило до трехсот человек. Монастырь из третьеклассного переведен во второклассный.

В 1922 году Спасо-Влахернский монастырь был объявлен закрытым. Монахини разбрелись кто куда. Осталась игуменья Евпраксия, еще те, кому некуда было идти, и несколько лежачих монахинь.

Игуменья Евпраксия организовала при монастыре сельскохозяйственную артель “Влахернская”. Работу монахини знали, поэтому урожай у них был высокий. Осенью волостное Дмитровское начальство подводило итоги сельхозработ и оказалось, что показатели артели “Влахернской” выше, чем в коммунах, что не понравилось. По этой причине артель монахинь разогнали.

Так Спасо-Влахернский монастырь прекратил свое существование на восемьдесят лет.

После долгого забвения монастырь был открыт 20 апреля 2001 года. Определением Священного Синода назначена настоятельницей Спасо-Влахернского женского монастыря Московской Епархии монахиня София (Колосова Анна Анатольевна). Из Крестовоздвиженского храма с. Юсупово Домодедовского района Московской области. Управляла монастырем до декабря 2003 года.

В конце 2005 года прошли Влахернские Рождественские образовательные чтения, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II на тему «Вместе возрождаем Россию». Чтения прошли при большом количестве верующих. При подведении итогов чтения получили высокую оценку.

Открыты Воскресные школы, одна для детей, другая для взрослых, где занятия проходят по воскресеньям.

При монастыре создана иконописная мастерская, в которой принимаются заказы от населения. Непрерывно идет реставрация старых зданий монастыря.

Современное состояние [ править ]

Сегодня в монастыре монашеская жизнь идет своим чередом. Определен устав монастыря. Службы проходят ежедневно. Торжественно отмечаются церковные праздники при большом стечении жителей поселка, ближайших деревень и почитателей из Москвы. Монастырь незаметно влился в жизнь поселка. Торжественно совершается крещение новорожденных. Церковным отпеванием смягчается боль расставания с уходящими от нас в мир иной родственниками. Немалое влияние оказывается на воспитание детей поселка.

В монастыре принимают паломников, пока только на один день, так как еще не восстановлены бывшие монастырские здания. Приезжающие паломники получают послушания на различные работы: красить, строить, убирать территорию, помогать на кухне и т.д. Приезжают из разных мест школьники, с которыми сестры монастыря проводят беседы на христианские темы, рассказывают историю монастыря, устраивают для них трапезу. Монастырь располагает хорошей библиотекой.

Храмы [ править ]

  • Собор Спаса Нерукотворного
  • Церковь св. вмч. Димитрия Солунского
  • Церковь иконы Божией матери “Нечаянная Радость”

Святыни [ править ]

  • Барельеф “Спаситель в терновом венце”
  • Икона Божией Матери “Влахернская”

Престольные праздники [ править ]

  • Собор Спаса Нерукотворного (29 августа)
  • Церковь св. вмч. Димитрия Солунского (8 ноября)
  • Церковь иконы Божией матери “Нечаянная Радость” (14 мая)

Фото [ править ]

Собор Спаса Нерукотворного

Церковь св. вмч. Димитрия Солунского

Церковь иконы Божией матери “Нечаянная Радость”

Спасо-Влахернский монастырь

Спасо-Влахернский женский монастырь

Спасо-Влахернский монастырь — женская православная обитель, расположенная в поселке городского типа Деденево, в 60 км к северу от Москвы. Село на холмах Клинско-Дмитровской гряды был основано много веков назад, и первоначально называлось Деденевской пустошью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Влахернский монастырь

Основные моменты

Монастырь в Деденево существует с середины XIX века. Он находится на живописном холме и окружен долинами Яхромы, Волгуши и Икши. Крутые овраги неподалеку от Спасо-Влахернского монастыря пользуются большой популярностью у любителей зимних видов спорта. Здесь проложены лыжные трассы, работают подъемники.

Искусственный холм делит Спасо-Влахернский монастырь на две части. В центре возвышается величественный собор Спаса Нерукотворного образа, который является архитектурной доминантой всего монастырского ансамбля. По периметру участка расположены монастырский пруд, жилые и хозяйственные строения – гостиница, больница, дом игуменьи, настоятельский корпус, дом притча и просфорная.

Спасо-Влахернский монастырь прошел через период упадка и забвения. Реставрационные работы в нем начались в конце прошлого века и продолжаются в наши дни. За эти годы в обители построили храм Дмитрия Солунского, сестринский корпус и трапезную. В соборе Спаса Нерукотворного Образа хранится почитаемая икона Влахернской Божьей Матери, к которой по воскресеньям в старинный храм приходит много верующих.

В наши дни в обители живет 10 насельниц и настоятельница. Здесь открыта воскресная школа для детей прихожан, а для туристов и паломников проводятся экскурсии по территории Спасо-Влахернского монастыря.

История Спасо-Влахернского монастыря

В 1852 году в имении Головиных появилась женская община из шести монахинь. Спустя 9 лет она получила статус монастыря. Обитель быстро росла, и к началу Первой мировой войны в ней насчитывалось уже 300 монахинь и послушниц.

После появления Спасо-Влахернского монастыря Головины перенесли усадьбу на 1,5 км южнее. В 1907 году на новом месте построили главный усадебный дом, автором проекта которого был известный архитектор Федор Осипович Шехтель. Этот дом не сохранился до наших дней, и сегодня о бывшей усадьбе напоминает лишь небольшой полузаросший парк с прудами и служебная постройка.

В 1922 году обитель в Деденево ликвидировали. В 1930-е годы рядом с поселком начали возводить Канал имени Москвы, который должен был соединить столицу с Волгой. Для масштабной стройки использовали труд заключенных, поэтому на территории Дмитровского района организовали Дмитлаг. Во время строительства канала Деденево сильно разрослось. В бывшем Спасо-Влахернском монастыре жили заключенные. Ужасные условия их содержания и каторжные работы привели к тому, что за время стройки умерли более 22 тысяч человек.

Потом монастырь оказался заброшенным и до конца XX века простоял в руинах. В 1992 году верующие провели собрание и приняли на нем устав Спасо-Влахернского храма. Летом следующего года прошла первая церковная служба, и после этого начались масштабные работы по реставрации православной обители. Монастырь был восстановлен в 2001 году, когда в нем поселились три монахини.

Спасский собор

Главный храм Спасо-Влахернского монастыря выстроили на деньги владельца имения В. В. Головина в 1798-1818 годах. В середине XIX века на средства Г. П. Головина прошла реконструкция Спасского собора. Церковь превратили в пятикупольный храм, а ее фасады декорировали четырьмя колонными портиками.

В 1880-1890-е годы перед собором возвели многоярусную колокольню, стоящую на массивном трехэтажном основании. Высокое здание построили по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина. Потом Спасский собор и колокольню объединили двухсветной трапезной. В годы Великой Отечественной войны архитектурный памятник получил сильные повреждения от артиллерийских обстрелов. В наши дни собор полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Другие постройки на территории обители

Рядом с главным храмом Спасо-Влахернского монастыря можно увидеть деревянную церковь, освященную в честь святого Дмитрия Солунского. Это новодельный храм, построенный в начале 2000-х годов в традициях русско-византийского стиля.

С севера, за монастырской оградой, стоит каменная церковь Нечаянная Радость, возведенная в 1911 году в традициях псевдорусского стиля архитектором М. Д. Холмогоровым. Храм появился по инициативе Спасо-Влахернского монастыря и до революции использовался в качестве часовни.

Как добраться

Спасо-Влахернский монастырь расположен в Дмитровском районе Подмосковья. Он находится улице Школьной, 4, в селе Деденево, через которое проходит автотрасса А-4. Чтобы добраться до обители на электричке, от Савеловского вокзала нужно ехать до станции «Турист». От станции до монастыря около 0,5 км. Автомобилисты приезжают в Спасо-Влахернский монастырь по Дмитровскому шоссе. От МКАД до Деденево 40 км, и при свободном трафике это расстояние легко проехать за полчаса.

Спасо-Влахернский монастырь в Деденево

Спасо-Влахернский монастырь расположен в старинном Подмосковном селе Деденево, в очень живописном месте. История монастыря связана с владельцами села Головиными. Они были попечителями обители и много для нее сделали.

История монастыря

Деденево не всегда принадлежало Головиным. Только в 1687 году село было выкуплено Василием Петровичем Головиным у его двух владельцев по фамилии Стрешнев и Алмазов. С этих пор имение находилось в руках этой семьи и первое, чем они озаботились — это строительством храма:

  • в 1711–1713 годах был построен и освящен деревянный храм в честь Спаса Нерукотворного;
  • с момента появления церкви в селе оно получило и второе название Новоспасское;
  • духовная жизнь села наладилась, и в 1775 году произошло чудо, во время пожара, в котором сгорели многие дома, но церковь не пострадала, хотя воспламенялась три раза;
  • новое поколение Головиных построили на месте деревянного каменный храм, строительство продолжалось с 1798 по 1811 годы;

Позже храм не раз перестраивался и ко второй половине XIX века церковь уже была двухэтажной и пятикупольной с десятью приделами. Владельцы Деденево, так усердно заботящиеся о храме, захотели устроить в своем имении монастырь. С этого момента начинается история Свято Влахернского монастыря.

Интересный факт! В семье Головиных хранилось немало реликвий и святынь, таких как частица Креста Господня, частицы разных святых в нескольких ковчежцах, мраморный барельеф Спасителя в Терновом Венце, икона святителя Николая изготовленная из янтаря, а также множество других святынь. Среди них в семье особо почиталась икона Божией Матери «Влахернская».

Открытие монастыря

Обладая таким количеством святынь, хозяева имения хотели, чтобы они были в сохранности, и им отдавалось должное поклонение. Поэтому очередная владелица Деденево Анна Гавриловна Головина в 1852 году подает прошение в Святейший Синод об открытии монастыря в имении.

  1. Было разрешено открыть женскую общину. Головины передали в пользу общины свое имение, некоторые земли, которые им принадлежали и дом в Москве.
  2. Община была преобразована во Влахернский монастырь, произошло это в 1861 году, особое участие в жизни монастыря принимал святитель Филарет Московский.
  3. На обеспечение монастыря шли доходы от Московского дома, переданного Головиными обители.
  4. В 1864 году из села Горбунова в обитель была перенесена церковь во имя св. Дмитрия Солунского.
  5. В 1911 году был построен еще один храм в честь иконы Богородицы «Нечаянная Радость».
  6. В 1916 году на усадьбе московского дома было построено два дома и доход от аренды этих строений увеличил содержание самого монастыря.
  7. В период Первой мировой войны в части корпусов Спасо-Влахернского женского монастыря располагался госпиталь.

Советский период

После революции судьба обители была печальна, как и многих других в России. Новая власть не признавала монашествующих полноценными членами общества.

Дальнейшая судьба монастыря складывалась следующим образом:

  • в 1922 году обитель преобразована в трудовую артель, занимаясь огородничеством и промыслами, эта организация была настолько успешной, что на выставке в Москве 1927 года получила приз за лучшее развитие овощеводства;
  • после этого успеха обитель официально была закрыта, Новоспасский собор частично взорвали, окончательно он был разрушен в 1941 году, после немецких бомбардировок.

После войны в монастыре располагался пансионат ветеранов войны. В таком живописном месте здоровье ветеранов восстанавливалось быстро и на долгие годы. Но наступили новые времена, и появилась возможность вернуть обитель.

Возрождение обители

В 1990 году то, что осталось от монастыря, было передано Русской Церкви. Начал действовать в 1998 году восстановленный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

Другие православные храмы:

В 2001 году состоялось официальное открытие возрожденного Спасо-Влахернского женского монастыря. В последующее время был восстановлен храм в честь великомученика Димитрия Солунского, а в 2014 году состоялось полное освящение храма в честь Спаса Нерукотворного.

Храмы и богослужения

На территории монастыря несколько церквей, главная из них это собор Спаса Нерукотворного. Заложен он был в 1798 году и в течение века не раз перестраивался. В итоге, к 1861 году это был храм прямоугольный в плане, в два этажа, с пятью куполами и десятью приделами.

Во время войны он был разрушен и к моменту возвращения от него оставались только руины.

Однако усилиями жертвователей собор был восстановлен в своем прежнем виде, правда, пока не полностью восстановлена роспись стен, которая в дореволюционное время существовала.

Богослужение в храме Спаса Нерукотворного совершается в субботу, литургия начинается в 8.00, а Всенощное бдение в 17.00. В воскресенье литургия в 9. 00.

Помимо собора, на территории обители есть еще два храма.

  1. Храм в честь великомученика Димитрия Солунского был построен еще в 1864 году, но в советское время, когда монастырь закрыли, он полностью сгорел. Восстановленный в 2009 году он стал храмом, где богослужение совершается каждый день: литургия в 8.00 начинается, а вечерняя служба в 17.00.
  2. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Построена она была на монастырском кладбище, вместо часовни в 1911 году и также в годы господства советской власти уничтожена, а восстановлена в 1998 году. Здесь регулярных богослужений не проводится.

Это храмы, которые расположены в самой обители, но есть еще подворье, находящееся в Дмитровском районе, недалеко от Влахернского монастыря в селе Ново-Карцево, здесь существует Покровский храм, построенный еще в 1720 году. Он практически полностью восстановлен, но еще продолжаются работы по внутренней отделке храма.

Святыни и святые источники

Одна из причин, из-за которой был основан монастырь, состояла в том, чтобы в должном почитании хранить святыни, которые накопились в семье Головиных за несколько веков. А также дать возможность людям пользоваться благодатной силой этих святынь. По описи таких реликвий было более пятисот, но до нашего времени сохранилось очень немного. Самое главное состоит в том, что уцелел список Влахернской иконы Божией Матери.

Важно! По преданию, эта икона была в числе первых, на которых изображена Богородица. По месту ее пребывания в церкви пригорода Константинополя Влахерны, она получила свое название и прославилась множеством чудес. Список образа был привезен в Россию в XVII веке.

Копия Влахернской иконы, которая оказался в семье Головиных, по преданию, была написана на горе Афон в Греции в 1705 году и находилась с 1713 года в Спасском храме с. Деденево. А когда был устроен монастырь, образ Влахернской Богородицы стал его главной святыней. К иконе было прикреплено два ковчега с частицами святых мощей множества святых. Эти ковчеги были утрачены.

В 1920-е годы оклад и драгоценные камни с иконы были сняты, но сам образ спасли доброхоты и передали сначала в Дмитровский музей, затем в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева. В 2015 году Влахернская икона Божией Матери навсегда вернулась в монастырь.

Еще одна святыня — это мраморный барельеф Спасителя. Здесь он в Терновом Венце после снятия с Креста. Этот образ также был в коллекции реликвий семьи Головиных, который они передали во Влахернский монастырь. Последующая судьба его такова:

  • когда власти в 1922 году пришли изымать ценности в обитель, они посчитали барельеф, не представляющим никакой ценности, поэтому не тронули его;
  • верующие взяли образ и передали в Вознесенский храм с. Перемилова, он не закрывался в советское время и барельеф Спасителя пребывал там.

Известно два случая исцеления у этого образа, которые произошли еще в довоенное время. Как только монастырь был открыт, барельеф был передан монахиням.

Святые и подвижники благочестия

С монастырем связаны имена немалого количества подвижников, два из них прославлены в лике святых.

  1. Преподобноисповедница Параскева (Матиешина). Родом с Украины, она в 1921 году была пострижена в монашество во Влахернском монастыре. С 1931 года была в ссылке в Казахстане, после возвращения жила у своих духовных чад, умерла в 1953 году. Мощи ее обретены в 2001 году, и сейчас рака с ними находится в Дмитровском храме.
  2. Священномученик Николай Крылов, последний настоятель Спасского собора монастыря. Он служил в нем с 1925 году и был арестован в 1936 году. Отец Николай отказался выдать место жительства монахинь, с которыми он вел переписку, был сослан и сгинул в лагерях Казахстана.

Но помимо прославленных, есть и не прославленные еще Церковью подлинные подвижники духа, связанные со Спасо-Влахернским монастырем:

  • схимонахиня Рафаила (Вишнякова), она была расстреляна на Бутовском полигоне;
  • схимонахиня Серафима (Кочеткова), пораженная параличом, она 33 года пролежала на одре болезни, предаваясь постоянно молитве, умерла в 1928 году;
  • схимонахиня Мария (Буторова), с малого возраста слепая, она получила от Господа дар прозорливости, умерла в 1939 году.

В настоящее время могилки этих двух стариц находятся на территории Влахернского монастыря. Кроме указанных подвижников и святых, с монастырём связаны также были святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский.

Современная деятельность

Многие паломники отмечают, что обитель очень уютна, красива, и даже несмотря на то, что рядом с ней проходит Дмитровское шумное шоссе, здесь всегда тихо, а для самых маленьких паломников устроена детская площадка. В монастыре также действует воскресная школа, устроенная в здании бывшей просфорни. В ней обучаются как взрослые, так и дети.

Воскресная школа не ограничивается только преподаванием основных предметов по основам вероучения. При ней действует секция самбо, хор и музыкальный кружок.

Престольные праздники

В обители несколько храмов и в них много престолов, только в одном Спасском соборе их восемь. Но особо чтятся следующие памятные события:

  • 22 мая и 19 декабря посвящены святителю Николаю Чудотворцу;
  • 29 августа перенесение из Едессы Нерукотворного Образа Спасителя;
  • 26 февраля память преподобной Фотинии Палестинской;
  • 25 октября чтят икону Богородицы «Иерусалимская»;
  • дни памяти прп. Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября;
  • 8 ноября вспоминают вмч. Димитрия Солунского;
  • 22 декабря чтят икону Божией Матери «Нечаянная Радость»;
  • 20 июля память Влахернской иконы Божией Матери;
  • 21 ноября Собор Архистратига Михаила, отдается почтение всем Небесным силам.

Почитают также местную святую преподобноисповедницу Параскеву (4 декабря), священномученика Николая Крылова (12 декабря), священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского (26 августа).

Настоятельница

В 2008 году настоятельницей монастыря назначена игуменья Александра (Балабанова) именно при ней произошли наиболее значительные перемены в жизни монастыря:

  • возвращена Влахернская икона Божией Матери;
  • обустроен Покровский храм на подворье;
  • освящено 8 престолов Спасского собора.

Игуменья Александра третья настоятельница монастыря после его возрождения.

Как добраться

Монастырь расположен по адресу Московская область, Дмитровский район, пос. Деденево, ул. Школьная, д. 10.

Если добираться на электричке, то с Савеловского вокзала до станции «Турист» оттуда пешком к монастырю. На автомобиле по Дмитровскому шоссе до пос. Деденево, первый съезд надо повернуть там есть указатель, который верно покажет дорогу.

Поездка в Спасо-Влахернский монастырь в Деденево

Те, кто проезжают по Дмитровскому шоссе за Икшей или плывут в этих местах по каналу имени Москвы, наверняка обращали внимание на небесно-голубой купол и белоснежные стены, которые отчетливо выделяются на фоне зеленых холмов и строений. Это — Спасо-Влахернский монастырь в Деденево. Я часто проезжала мимо него, но вот вовнутрь попала недавно, этим летом. И сегодня я хотела бы немного рассказать об этом замечательном месте.

Спасо-Влахернский монастырь в Деденево, фото с сайта temples.ru

История Спасо-Влахернского монастыря в Деденево

В 1677 году эти земли в этих местах, которые тогда назывались Деденевской пустошью, приобрели дворяне Головины. Вскоре здесь появилось имение, был построен большой храм Спаса Нерукотворного, в котором хранились святыни рода Головиных — иконы в богатых окладах, мощи святых. В 1852 году овдовевшая Анна Гавриловна Головина (урожденная Гагарина) и ее сын, губернский секретарь Дмитровского уезда Московской губернии Гавриил Павлович, приняли решение передать свое имение церкви и устроить здесь женское общежитие.

В этом же году разрешение Синода, утвержденное императором, было получено. Анна Гавриловна стала попечительницей общежития. Вскоре Анна Гавриловна приняла монашеский постриг, затем схиму и в 1856 году скончалась. Погребена она была в семейном склепе под Спасским храмом. В 1861 году скончался и ее сын. Вскоре иссякли средства Головиных, из которых финансировалось общежитие. Однако общежитие продолжало обустраиваться. В 1861 году митрополит Филарет обратился в Священный Синод с просьбой устроить здесь общежительный монастырь. Так появился Спасо-Влахернский монастырь. Своим названием он обязан фамильной святыне рода Головиных — иконе Влахернской Божией Матери.

При монастыре было организовано большое хозяйство. Монастырская квашенная капуста славилась по всей округе. Сестры работали в саду и огороде, выращивали цветы, писали иконы и шили церковные облачения. В монастырском пруду ловили рыбу. К 1914 году в монастыре проживало около 300 сестер.

Монастырь занимает почти квадратную в плане территорию на вершине холма. Поэтому его видно издалека. Его главной доминантой является собор Спаса Нерукотворного Образа. Его объем сложился на основе одноименной усадебной церкви, построенной в 1798-1811 годах. В 1843-1850 годах он был реконструирован. Высокая колокольня в романском стиле была возведена в 1886 году по проекту архитектора Н.В.Никитина. В 1890 году храм был соединен с колокольней трапезной. В 1910 году храм был расписан по эскизам В.Васнецова. В Спасском соборе было устроено 10 престолов, освященных в 1832-1869 годах. В 1864 году был освящен храм в честь великомученика Димитрия Солунского.

Монастырь был закрыт в 1922 году. Чтобы сохранить сестричество, насельницы организовали трудовую сельхозартель «Влахернская» — подобные артели на месте монастырей устраивались повсеместно. Однако в 1924 году артель была закрыта по причине сохранения монастырского уклада. В 1928 году в обители был размещен дом инвалидов, впоследствии преобразованный в санаторий для участников Великой Отечественной Войны. Монахини жили тут же, проходили службы. В 1931 году монастырь был окончательно закрыт, 42 монахини были арестованы. Часть монахинь поселилась неподалеку, в селе Батюшкове. В 1939 году сгорел храм Димитрия Солунского.

В годы войны монастырские постройки серьезно пострадали от артобстрелов — здесь проходил один из рубежей битвы за Москву (об этом можно прочитать в статье «Перемиловские высоты: мемориал и храм Вознесения Господня»).

В 1993 году началась реставрация монастыря и в 2001 году он был снова открыт.

Если будете проезжать мимо Деденева, сверните с Дмитровского шоссе по указателю (с левой стороны, если ехать из Москвы) и полюбуйтесь великолепным бело-голубым собором и монастырским постройками.

Фотографии Спасо-Влахернского монастыря

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Я не был там, но был у монастыря за Переяславом-Залесским.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: