Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Контактная информация

  • Статус собора: собор
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения совершаются в престольные праздники и по особым случаям.
  • Престольные праздники:
    • Благовещения Пресвятой Богородицы – Апрель 7 [по н.с.]
    • Александра Невского – Декабрь 6 [по н.с.] (день преставления), Сентябрь 12 [по н.с.] (перенесение мощей)
    • Архангела Гавриила – Апрель 8 [по н.с.] (Собор Архангела Гавриила), Июль 26 [по н.с.] (Собор Архангела Гавриила)
    • Входа Господня в Иерусалим – Апрель 25 [по н.с.]
    • Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
    • Собора Пресвятой Богородицы – Январь 8 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка: Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV — начала XV вв.

    Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

    Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик.

    В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения.

    Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

    Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI-XVII вв. его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. После перенесения столицы в Санкт-Петербург придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

    Богослужения в соборе Благовещения были прекращены в марте 1918 г. в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву. Вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нем произведений искусства. Свободный доступ в Кремль был возобновлен после организации музея, открытого для посещения 20 июля 1955 г.

    С 1993 г. в соборе возобновлены богослужения: на престольный праздник Благовещения, 7 апреля, Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II.

Благовещенский собор – древнейший храм Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший храм столицы, освященный в честь одного из двунадесятых православных праздников, Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 7 апреля по новому стилю. Небольшой по размерам величественный храм расположен в юго-западной части Соборной площади.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Основное место в росписях храма – иллюстрации Евангелия: праздники и страсти, чудеса и притчи, явление Христа по воскресении. Здесь представлены «Жития» Василия Великого, Иоанна Златоуста.

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Своды галереи занимает композиция «Древо Иессеево». Кроме родословной Христа здесь изображение пророков, праотцов и праматерей, библейские и евангелические сцены «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Помазание Давида», «Рождество Христово», «Сретение», «Вознесение». Венец композиции – изображение Богоматери с Младенцем у западного входа в собор.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

В иконостасе Благовещенского собора – уникальная коллекция икон, выполненных выдающимися мастерами, расположенными в несколько рядов. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежит Феофану Греку. Он же написал 3 центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел».

Андрей Рублев написал икону «Архангел Михаил» и 7 икон праздничного чина. Композиции выполнены на досках высотой более 2 метров и шириной 1 метр. При перестройке храмов работы перемещались в новый храм.

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

Символ точного времени – московские куранты

С великокняжеского двора Благовещенского собора началась история кремлевских курантов.

Впервые Москва стала узнавать точное время в 1404 году, когда мастер Лазарь Сербин установил за деревянным Благовещенским собором на башне часы с механической фигурой человека, который круглые сутки ударял молотком в «часник»-колокол по окончании каждого часа.

В 1624 году русские мастера Ждан и Шумило при помощи англичанина Христофора Головей установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. Потом подобные шатры увенчали и остальные кремлевские башни

Благовещенский собор сегодня

С 1955 года в Благовещенском соборе работает музей. С 1993 года в храме, закрытом в 1918 году, начались богослужения. Службы в соборе проходят один раз в году – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Перед ежегодным богослужением собор каждый раз освящается заново.

Благовещенье – светлый весенний праздник, когда по традиции после Литургии Святейший патриарх выпускает на волю птиц – символ свободы каждого Божьего творения.

В Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Видео: загадки и странные факты

Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи

Церковь святого Иоанна Предтечи в Керчи знаменита, прежде всего, своей древностью. Она была воздвигнута не позднее IX века византийцами. Из всех храмов, существующих на территории России, этот — самый древний.

История основания храма

Время создания храма точно не определено. Возможная дата относится к промежутку в два столетия, между началом VIII и концом IX века.

О православном Крыме:

На одной из церковных колонн есть греческая надпись: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Это 752 год н.э. Поэтому, условно церковь относят к VIII веку.

Однако, историки считают, что колонна осталось от другого, более древнего храма, который стоял на этом же месте, а затем был разобран за ветхостью. Вместо него построили церковь Иоанна Предтечи, скорее всего, в IX или даже в X веке.

Интересно! Историки соотносят появление храма с освобождением Крыма от хазар и возросшим влия нием Византии в этих землях. Мастера, вероятней всего, были присланы из Константинополя.

Годы под турками

В 1475 году часть полуострова, включая Керчь, была захвачена Османской Империей. Следующие три века были весьма тяжелыми для христианского населения Крыма. Церковь святого Иоанна Крестителя на все это время была превращена в мусульманскую мечеть. Фресковую роспись, которая была в ней изначально, и являлась, по одной из версий, творением учеников Феофана Грека, тщательно соскребли со стен.

После периода турецкого владычества в храме осталась только изображение двух святых, которое обнаружили уже в XIX веке под толстым слоем штукатурки.

В 1774 году, после первой Русско-Турецкой войны, между этими двумя странами был заключен мирный договор. Крымские земли, согласно его условиям, получили независимость, а спустя 9 лет были присоединены к России. В керченской церкви Иоанна Крестителя снова стали проводиться православные богослужения. Прихожанами ее были, в основном, греки.

В царской России

В XIX веке в храме проводились большие строительные работы. Постепенно церковь дополнили западным пределом, трехнефным притвором, северным притвором и колокольнями. До своего закрытия в послереволюционные годы, этот храм служил центром духовной жизни для местного греческого населения. Сюда стекалось множество паломников.

Интересно! К числу самых почитаемых в то время храмовых святынь относится один необычный камень с углублением, напоминающим след человеческой ноги. Люди верили, что этот след оставил святой, по одной версии, апостол Андрей Первозванный, по другой — пророк Господень Иоанн.

Этот камень снискал необыкновенное почитание в народе. Среди многочисленных паломников была традиция — наливать в «след от ноги» святую воду и пить ее. Камень этот сохранился до наших дней. Сейчас его можно найти во дворе храма.

До революции при церкви существовали две начальные школы для детей из грекоязычных и русскоязычных семей. В этом храме принял крещение один из самых известных святых XX века — архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Тогда он был еще младенцем.

Читайте о крымском святителе:

В советское время

Вскоре после революции, храм был закрыт. С этого времени он начал постепенно ветшать. Во время Великой Отечественной войны, храм утратил иконостас, многие древние образы и две ценнейшие богослужебные книги XI и XII веков.

В это время страна сильно рисковала навсегда потерять свой древнейший архитектурный памятник. Но, к счастью, в 50-х годах его, наконец, заметили историки. К тому времени церковь уже значительно обветшала, а рядом с ней находился рыбный рынок. Под руководством археолога Т. Макаровой были проведены раскопки. Тогда и обнаружили на этом месте следы существования более ранних культовых построек VI века.

В 70-х годах в храме были проведены огромные реставрационные работы. После этого, в нем располагалась историческая выставка.

В 1990 году здание вернули Церкви. С этих пор в храме вновь совершаются службы.

Внешний вид храма

Главная часть архитектурного сооружения — трехапсидный, четырехстолпный, храм, с полусферическим куполом, построенный в восточно-христианском стиле. Имеет очень характерный для византийских архитектуры тип кладки внешних стен — чередование белых известняковых блоков с тонкими красными кирпичами из глины.

В XIX веке, как уже было сказано, храм был дополнен другими постройками. Хотя, архитекторы старались стилизовать их под византийский стиль, они заметно отличаются от основной, древнейшей части храма.

  • 7 июля — рождество св. Иоанна Предтечи;
  • 11 сентября — усекновение главы св. Иоанна;
  • 20 января — собор св. Иоанна Крестителя;
  • 9 марта — первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи;
  • 7 июня — третье обретение его честной главы.

Как добраться

Адрес храма: Россия, Республика Крым, Керчь, улица Димитрова, 2.

Телефон: 8(36561) 2-22-93.

Добраться до Церкви можно на машине от улицы Чкалова, время пути — 10 минут. На общественном транспорте от автовокзала нужно сесть на маршрутку № 28, 5 или 3, либо на автобус № 5 и доехать до остановки «Площадь Ленина».

Где можно остановиться

В городе Керчи есть три гостиницы:

  • Гостиница «Море». Адрес: ул. Свердлова 5-а. Телефоны: +38 (06561) 6-12-45, (050) 160-70-56.
  • Отель «Лазурный». Адрес: ул. Мирошника, 1-в. Телефоны: +38 (06561) 5-20-04, (099) 644-22-46;
  • Гостиница «Меридиан». Адрес: ул. Марата, 9. Телефоны: +38 (06561) 6-15-07, (06561) 6-47-55, (066) 287-16-46.

Церковь Иоанна Предтечи — старейший храм в Керчи

Старейшая на территории Крымского полуострова христианская святыня – это, безусловно, Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, где он находится, является обладателем настоящего архитектурного сокровища. И приставок «может» и «одного из» нет, потому что он построен в ранний византийский период, то есть уникален. Воистину это единственное настолько древнее христианское строение на территории Восточной Европы, где до сих пор проводятся богослужения.

По последним данным, полученным во время археологических изысканий, заложена церковь в правление Юстиниана Великого, из чего следует, что ей уже почти 1,5 тысячи лет, что подтверждается целым рядом красноречивых находок. Конечно, сохранилась она далеко не в первозданном виде – ее неоднократно достраивали, перестраивали и реставрировали, но помня судьбу других православных построек в Крыму, кажется чудом, что храм вообще дожил до сегодня.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится храм в Керчи?

Находится Церковь Иоанна Предтечи в Керчи фактически в самом центре города. Точное расположение – между площадью Таврической (бывшая площадь Ленина) и Адмиралтейским проездом, к юго-западу от сквера Аленка, восточнее переулка Дмитрова.

Церковь на карте Крыма

История возникновения святыни

По мнению многих историков, первые христианские церкви на месте нынешней были построены еще в I веке нашей эры – с благословения апостола Андрея, жившего в то время в Крыму. Но тому нет никаких материальных подтверждений, кроме каменной плиты с отпечатком человеческой стопы, как полагают, самого Первозванного, заложенной в основание комплекса. Время постройки непосредственно храма Иоанна Предтечи на протяжении долгих лет было предметом споров и скандалов в ученом семействе, в ходе которых он то и дело становился древнее обычного, то, напротив, омолаживался. Датировка осложнялась еще и тем, что многие готовые элементы, колоны и капители, например, привезенные из Греции, принадлежали к разному временному промежутку, чем еще больше путали исследователей. Окончательно точку в этом вопросе поставила профессор Макарова доказавшая, что святыня была возведена еще при жизни императора Юстиниана, то есть не позже середины VI века.

Существование керченского храма

Как и византийский Боспор (древняя Керчь), Храм Святого Иоанна Предтечи располагался в окружении мощных крепостных стен, но это не спасло его от захвата Тюркским каганатом в 576 г., а в VIII столетии под названием Чарша город вошел в состав Хазарского каганата. К чести хазар, проявивших толерантность, ни священнослужителей, ни церковь не тронули, в ней проводились богослужения до пожара в X века, вспыхнувшего при захвате полиса дружиной Мстислава Владимировича, в котором она сильно пострадала. Мстислав, ставший князем Тмутараканским, начал масштабную реставрацию, законченную только спустя 60 лет – в середине XI века, при Глебе Святославиче. Когда же в 1117 г. Керчь захватили половцы, святыня оказалась заброшенной и оставалась в запустении до середины XIV столетия – когда ее основательно отремонтировали генуэзцы.

После захвата Крыма турками-османами, церковь Иоанна Предтечи в Керчи от разрушения спасло то, что она была преобразована в мечеть. После присоединения полуострова к России начались работы по возвращению ей прежнего вида. Первым делом существенно укрепили просевший фундамент, расчистили территорию вокруг и построили лестницу, спускающуюся на 8 ступеней к входу, как следствие, храм оказался в углублении. В 1834 г. к нему пристроили новый притвор, состоящий из трех нефов, а в 1845 г. двухъярусную звонницу и еще один притвор с северной стороны, укреплявший конструкцию. Последнюю реставрацию провели в 1974-1978 гг., когда укрепили купол, находившийся в плачевном состоянии, восстановили кладку идентичную оригинальной и частично обновили внутреннее убранство.

Чем интересна Церковь Святого Иоанна Предтечи?

Она являет собой собирательный образ, состоящий из трех частей. Фундамент, северная стена и некоторые элементы декора, такие как дорические колоны и мощеный внутренний дворик, где находится плита с «оттиском ноги Андрея Первозванного», относятся к VI веку, древнейшему ее периоду. Центральная часть сооружения хоть и была перестроена русскими князьями в X-XI вв., но сделано это настолько качественно и мастерски, что она полностью сохранила первоначальный вид. Сохранена характерная крестово-купольная структура, удивительным образом скопирован неповторимый византийский стиль того периода, к тому же при реконструкции использовались те же самые материалы, что и при первичной постройке.

Генуэзцы, ремонтировавшие в г. Керчь Храм Святого Иоанна Предтечи, оставили прежнюю планировку и ни перестройкой, ни надстройкой не занимались, в период их господства в Крыму он никак не изменился внешне. Но стоит отметить фресковые росписи стен XIV-XV вв. оставленные ими, которыми, как полагают искусствоведы, занимались ученики Феофана Грека. В мусульманский период, в бытность церкви мечетью, также не произошло никаких внешних изменений: татары ограничились тем, что покрыли противоречащие учению Корана росписи толстым слоем штукатурки. Во время последней реставрации штукатурку соскоблили, а фресковую живопись, оказавшуюся под ней, почти полностью восстановили, сейчас это одна из достопримечательностей святыни.

Ну и, наконец, пристройки первой половины XIX века. Безусловно, они повлияли на внешний вид достопримечательности Керчи, сильно ее видоизменили в общих чертах. Но следует отметить, что и северный и западный притворы, собственно, как и звонница, возведенные по проекту талантливого архитектора Александра Дигби, прекрасно вписались в общую композицию. Хорошо знакомый с византийской школой зодчества, при сохранении традиционного стиля и соблюдении необходимых пропорций он добился потрясающего единства всех храмовых элементов, а впоследствии стал одним из зачинателей неовизантийского архитектурного стиля.

Как добраться (доехать)?

Доехать до Храма Святого Иоанна Предтечи несложно на общественном транспорте. От автовокзала в его направлении следуют маршрутки №5 и №6, выходить нужно на остановке «пл. Ленина». От железнодорожного вокзала сюда идет тот же автобус №6.

На машине от центра Керчи добраться до церкви можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Дмитрова, 2, Керчь, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.351449, 36.476101.
  • Официальный сайт:
  • Телефон: +7-36561-2-22-93.

Не многие керченские достопримечательности способны сравниться с церковью Иоанна Предтечи. А ведь город за свою многовековую историю поменял только с десяток названий и еще больше приобрел – и в культурном, и в архитектурном плане. Но древний византийский храм всегда будет его важным украшением хотя бы потому, что подобного ему нет больше нигде! В завершении смотрите небольшое видео о нем.

Храм Святого Иоанна Предтечи, Керчь

В центре Керчи возвышается необычный четырехстолпный крестово-купольный храм Святого Иоанна Предтечи. Он совершенно не вписывается в современный антураж города. Высокий и нарядный бело-розовый храм с единственным плоским куполом на большом барабане настолько древний, что археологи до сих пор сомневаются, в каком веке он был построен – в VIII или IX.

Достоверно только, что произошло это до Крещения Руси. Храм в Керчи – старейший в России. Даже Европа вряд ли сможет похвастаться наличием такой древней каменной святыни, которая простояла в Крыму 12 столетий и выдержала все перипетии, происходившие за это время.

Архитектура храма

Храм Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) – памятник византийского зодчества, музей древней истории и действующая церковь одновременно. Он построен в лучших традициях восточно-христианской школы архитектуры по образу и подобию большинства древних церквей, возводившихся в столице Византии – Константинополе.

Храм Иоанна Крестителя состоит из двух частей. Первая – древняя. Она построена ориентировочно в VIII веке и существенно отреставрирована в X веке. В строительстве применялись большие белые и тонкие розовые кирпичи – плинфа. Они выкладывались рядами, за счет чего церковь приобрела бело-розовый цвет.

Такое чередование плинфы и белого кирпича использовалось не для эстетической красоты и нарядности, как можно было бы предположить, а служило естественным укреплением православной святыни на случай сейсмической активности. Именно этот важный нюанс позволил церкви Иоанна Предтечи сохраниться до наших дней.

Каменный храм увенчан плоским куполом и крестом, купол придерживают крестообразные своды, которые опираются на четыре столба. Роль несущих конструкций выполняют мраморные колонны с изящными коринфскими капителями. К храму примыкают три алтарные апсиды.

Вторая часть храма, включающая двухъярусную колокольню в русско-византийском стиле, трехнефный притвор и северный придел, была построена в XIX веке.

Любопытный факт: северный придел церкви был освящен в ноябре 1893 года во имя великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца в память о чудесном спасении наследника престола цесаревича Николая, на которого было совершено покушение в Японии.

Ровно через год после этих событий Николай стал императором Николаем II, прошел уготованный ему крестный путь и принял мученический венец в 1918 году. В 2000 году он и его семья были канонизированы и прославлены в лике святых, а в северном приделе храма Иоанна Предтечи появилась большая икона святого царя-страстотерпца Николая II и мемориальная табличка в его честь.

Как добраться до храма Иоанна Предтечи

Храм Иоанна Предтечи находится по адресу: Крым, город Керчь, переулок Дмитрова, 2.

От автовокзала Керчи в сторону храма знаменитого пророка, крестившего Иисуса Христа, следуют автобусы № 28, 19, 6, 5 и 3.

Туристам и паломникам необходимо доехать до площади Ленина.

Церковь Иоанна Предтечи на карте Керчи

Иоанна Предтечи, Керчь, история храма

Легенда гласит, что благословение на строительство церкви в Керчи дал ученик Иисуса Христа – Андрей Первозванный, который проповедовал в Крыму. И одним из первых городов, который посетил апостол, распространяя благую весть о воскресении Иисуса Христа, стала Керчь.

Возникновение храма Иоанна Предтечи в Крыму связывают также с именем Симона Кананита – второго апостола Христа, который входил в число двенадцати его учеников. Есть версия, что мощи святого Симона хранились в храме в течение непродолжительного времени, но так это или нет, сказать сложно.

Сегодня о следах пребывания Симона Кананита и Андрея Первозванного в Крыму свидетельствует каменная плита, стоящая во дворе церкви. В ее углублении находится след стопы, который, по церковному преданию, принадлежал одному из апостолов.

Официальной датой строительства храма в Керчи принято считать 752 год, то есть VIII век, хотя это всего лишь предположительная дата основания святыни. Она была взята за точку отсчета после того, как археологи обнаружили на одной из древних колонн надпись о том, что в 752 году в стенах церкви был похоронен некий мужчина по имени Георгий.

Однако сами колонны на 200 лет древнее надписи о захоронении. Археологи предполагают, что колонны могли быть взяты из еще более древней церкви, построенной в Керчи в VI веке. В IX веке эта церковь, по версии ряда исследователей, сгорела, а на ее месте был возведен храм Иоанна Предтечи.

Отсюда и взялись сомнения по поводу даты основания святыни: часть археологов относят ее к VIII веку, а часть – к IX.

Следующее упоминание о церкви Святого Иоанна относится к XI веку. На найденном в XIX веке Тмутараканском камне, хранящемся в Эрмитаже, указано расстояние между Керчью и Тмутараканью, которое князь Глеб измерил в 1068 году. Исследователи полагают, что за начальную точку измерения расстояния была взята церковь Иоанна Предтечи.

В средние века, когда Крым находился в колониальной зависимости от генуэзцев, храм Святого Иоанна находился на пике своей славы. Верующие генуэзцы даже Керченский пролив называли именем пророка, а саму Керчь именовали портом Иоанна Предтечи, что уж говорить о церкви их любимого святого: в эти времена она переживала свой расцвет.

Сложный период в истории храма начался в XV веке, когда в Крыму образовалось Крымское ханство. Крымские татары не стали разрушать христианский храм, но постарались соскрести и закрасить все фрески и иконы, бывшие в нем, а после превратили святыню в мечеть.

Статус православного храма церковь Иоанна Предтечи вновь обрела только после вхождения Крыма в состав Российской империи в конце XVIII века. А уже в начале XIX века, когда реконструировалась древняя часть храма, строители обнаружили под куполом две фрески с изображением святых, которые мусульмане не до конца уничтожили.

Фрески эти, по версии одного советского реставратора, написали ученики известного иконописца Феофана Грека.

Церковь Иоанна Крестителя после революции 1917 года

После событий, произошедших в 1917 году, церковь Иоанна Предтечи продолжала работать. Богослужения по-прежнему проводились в ней каждый день. Древний византийский храм был закрыт только в 30-х годах.

В 1974 году началась реконструкция храма. Реставраторы восстановили местами разрушенную кладку из белого кирпича и плинфы и установили металлический каркас под купол церкви, чтобы избежать его разрушения.

Художники обновили древнюю штукатурку и роспись церкви. Заключительным штрихом реконструкции стал православный крест, который строители установили на купол. Советские власти не давали добро на водружение креста, но сбрасывать его уже не стали.

В 1978 году в церкви открылся музей, в котором разместились предметы античного искусства, найденные во время раскопок в Керчи.

В лоно Русской православной церкви храм Иоанна Предтечи вернулся в начале 1990-х годов. Тогда же были возобновлены и Божественные литургии.

Храм святого Иоанна Предтечи (Керчь)

Мiръ Россия Республика Крым Храм святого Иоанна Предтечи (Керчь)

Храм Святого Иоанна Предтечи — православный храм в центре Керчи, старейший на территории Крыма. Памятник византийского зодчества.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Контакты
  • 5 Расписание богослужений
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Строение классифицируется как крестово-купольный храм, возведённый в традициях восточно-христианской архитектурной школы. Наиболее похожие по построению церкви существовали в азиатских областях Византийской империи, в Константинополе и на Кипре.

Древнейшая часть храма сложена из рядов белого камня и плоского кирпича. Полосатая бело-розовая кладка характерна для византийских зодчих — так строители укрепляли здания на случай сейсмической встряски.

Предположительное время постройки храма — между VIII и IX веками, но споры об этом продолжаются, и большинство специалистов склонны считать, что храм был возведён к IX или даже XI веке.

Подтверждением древности храма служат найденные в его кладке амфоры периода VIII века, использованные в качестве голосников, а также надпись на одной из колонн, которая поддерживает свод храма. Надпись гласит: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260» (что соответствует 752 году от Рождества Христова).

Существует предание, что постройка церкви начата с благословения Андрея Первозванного.

Следующее упоминание о церкви можно найти в надписи Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже. «В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Ряд исследователей предположили, что на камне высечена не столько ширина Керченского пролива, сколько расстояние между храмом Иоанна Предтечи в Керчи и церковью Богоматери на Таманском полуострове, ныне не сохранившейся.

Во время господства на Чёрном и Азовском морях генуэзцев храм пользовался большой известностью. Возможно, именно поэтому Керченский пролив называли проливом Святого Иоанна, а сам город именовали портом Святого Иоанна, хотя его официальное название в тот период — Черкио или Воспоро. Во время существования Крымского ханства храм был переоборудован в мечеть.

К моменту присоединения Крыма к России церковь находилась в запущенном состоянии. Фундамент её сильно осел, так что для входа в храм соорудили лестницу в восемь ступеней. Трёхнефный притвор в псевдовизантийском стиле пристроили к храму в 1834 году с западной стороны. В 1845 году комплекс пополнился ещё и двухъярусной колокольней и северным притвором, построенными по проекту архитектора Александра Дигби. В эти же годы строители, занимающиеся реконструкцией, обнаружили под куполом фрески изображение двух святых. По мнению Игоря Грабаря, фрески могли быть написаны учениками Феофана Грека.

В 30-х гг. XX века храм был закрыт. Официальная причина — отсутствие прихода. Лишь в конце 1950-х гг. о церкви вновь заговорили как о памятнике византийской архитектуры. В 1963 году ей был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. Однако это не помешало открыть возле храма рыбный рынок.

В период с 1974 по 1978 годы храм реставрировали. Чтобы поддержать и окончательно не разрушить остатки купола, строители установили металлический поддерживающий каркас. Для восстановления кладки использовались идентичные оригиналу камни и кирпичи. Художники восстановили часть росписей храма и древней штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов древнего храма понизили поверхность земли до первоначального уровня. Установили православный крест, хотя на это реставраторам разрешение не давали. По окончании реставрации в церкви открыли лапидарную коллекцию керченского исторического музея.

Богослужения в храме начались вновь в 1990-х гг., после того, как церковь передали керченской православной общине.

Описание [ править ]

Существует версия, что храм построен на месте ещё более древнего культового сооружения. Так, некоторые учёные полагают, что капители церкви относятся к раннему типу византийских и коринфских капителей, а их возраст берет начало в конце V — начале VI вв., поэтому есть предположение, что колонны и капители храма изготовлены задолго до строительства церкви и взяты из древней базилики, находившейся, возможно, на том же самом месте. Доказательством тому служат следы гари, найденные в районе храма, относящиеся к IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора, — исследователи выдвинули точку зрения, что базилика просто сгорела, а на её месте и был построен храм Иоанна Предтечи.

Сегодня церковь состоит из древней части и постройки XIX века. Во дворике церкви сохранилась каменная плита с углублением, которое напоминает след человеческой стопы. По местным сказаниям, этот след принадлежит Иоанну Предтече или Андрею Первозванному.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Россия, Республика Крым г. Керчь, проулок Димитрова 3.

Расписание богослужений [ править ]

Вторник, 8.00 — часы, литургия, исповедь,причастие

17.00 — вечернее богослужение

Среда, 8.0 — часы, литургия, исповедь, причастие

Четверг, 8.00 — часы, литургия, исповедь, причастие

17.00 — вечернее богослужение

Пятница — 8.00 -часы, литургия, исповедь, причастие

17.00 — вечернее богослужение

Суббота — 8.00 — часы, литургия, исповедь, причастие

17.00 — всенощное бдение

Воскресение — 7.00 — часы, 7.30 — ранняя литургия

9.30 — часы, 10.00 — поздняя литургия

По окончании литургии во все дни — молебен.

По окончании молебна — панихида.

В зимний период начало вечерних богослужений в 16.00.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОРОДА КЕРЧИ

Адрес храма: Россия, Республика Крым г. Керчь, проулок Димитрова 3.
тел: +7 (978) 060-28-93

ВТОРНИК, 8.00 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СРЕДА, 8.0 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

ЧЕТВЕРГ, 8.00 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ПЯТНИЦА — 8.00 -ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СУББОТА — 8.00 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ,ИСПОВЕДЬ,ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ — 7.00 — ЧАСЫ, 7.30 — РАННЯЯ ЛИТУРГИЯ

9.30 — ЧАСЫ, 10.00 — ПОЗДНЯЯ ЛИТУРГИЯ

По окончании литургии во все дни — МОЛЕБЕН

По окончании молебна — ПАНИХИДА
В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НАЧАЛО ВЕЧЕРНИХ БОГОСЛУЖЕНИЙ В 16.00

Самый древний каменный храм России и восточной Европы. Уникальный керченский кафедральный собор святого Иоанна Предтечи — единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутараканского княжества (X-XI вв.).

Храм Иоанна Предтечи – один из древнейших памятников раннего средневекового зодчества: здесь как бы соединены две архитектурные системы — базиликальная и крестово-купольная византийской планировке, как и Собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Храм – выдающееся произведение архитектуры, единственная из византийских церквей, чудом уцелевшая. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX века, их использовали в качестве голосников.

О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по делу от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря.

По преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н.э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня — камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года. В революционные годы камень исчез и дальнейшая его судьба не известна.

Из древних предметов, найденых в соборе, достойны внимания — деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши — одна XVI-XVII века, а другая — конца XVIII.

Собор Иоанна Предтечи состоит из двух частей: собственно — древней церкви Иоанна Предтечи и пристройки, сделанной в XIX веке. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор, освещенный в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом древнего храма были обнаружены фрески, с изображением двух святых.

В 60-е годы прошлого столетия вокруг храма был рынок — торговали рыбой. С выбитыми окнами, с кустарником на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. После реставрации в храме была открыта лапидарная коллекция музея. Только в 90-х годах древний храм был возвращен церкви, сегодня в нем совершаются богослужения. Cобор находится под охраной ЮНЕСКО.

Множество паломников приезжают сюда со всех уголков мира. Это прекрасное место, в котором современный человек может найти утешение, спастись от суеты шумного города. Здесь мы соприкасаясь с вечностью, забываем о времени и, наконец, вспоминаем об истинном смысле жизни.

Читайте также:
Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: