Бобренев монастырь в Коломне: история и адрес, описание, святыни и иконы, храм

Бобренев монастырь

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.

Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и имел значительную роль в обороне Москвы.

Расцвет

К началу 18 века, старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом.

По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году. Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом.

Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века.

В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

Упадок

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение. В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения. В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение.

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин. Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения.

Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия. Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты. В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании. По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии.

С названием Бобренева монастыря связано множество легенд. По одной из версий он был основан воеводой Боброком. По другой версии основателем был разбойник по прозванию Бобреня, который впоследствии раскаялся в своих злодеяниях, и таким образом решил искупить грехи.

В монастыре есть не многим известный храм «Поющих Ангелов». Несмотря на то, что он открыт для посетителей, туристы редко его посещают как раз по этой причине. А ведь этот храм достоин поистине неугасаемого внимания. А все потому, что в нем совершенно уникальная акустическая система. Она устроена так, что создается впечатление множества голосов, даже если поет только один человек.

Бобренев монастырь

Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь – один из старейших монастырей Подмосковья. Расположен на берегу Москвы-реки напротив г. Коломны.

Монастырь имеет как минимум три названия:

  • во-первых, Богородице-Рождественский, так как Куликовская битва, в честь которой был возведен монастырь, пришлась как раз на этот день;
  • во-вторых, Бобренев – в честь воеводы Дмитрия Донского — Дмитрия Боброка;
  • в-третьих, Обетный, так как монастырь был заложен по обету.
Читайте также:
Барнаульская епархия: история и монастыри, святыни, духовенство

Несмотря на то, что время основания обители документально никак не подтверждено, ибо письменные источники не сохранились, тем не менее, благодаря археологическим находкам, ученым удалось доказать столь раннюю датировку строительства монастыря. В ходе раскопок были обнаружены остатки керамики, характерной для рубежа XIV-XV вв.

Современные исследователи датируют основание обители более поздним временем – XV век, — исходя из особенностей отделки камня. Так что, вполне вероятно, что тот вид Бобренева монастыря, который сейчас можно лицезреть, не является первоначальным, и у собора имелась деревянная предшественница. Но дискуссии по поводу датировки возведения Богородице-Рождественского монастыря ведутся и по сей день.

История

Монастырь был основан в XIV веке в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем. В благодарность Богу за победу России в Куликовской битве, великий князь по возвращении в Коломну дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы.

Благословение на строительство монастыря дал преподобный Сергий Радонежский. И в 1381 году начинает возводиться здание монастыря. Главным строителем Богородице-Рождественского монастыря стал воевода князя Дмитрий Михайлович Боброк-Волынец (Волынский), в честь которого, по версии некоторых исследователей, монастырь получил свое второе название – «Бобренев».

В последствии монастырь становится не только обителью, но и имеет важное значение в обороне Москвы, являясь одним из звеньев заградительной линии на юго-востоке страны.

Некоторыми сведениями об истории монастыря обладает игумен обители Петр (Дмитриев). По его словам, ведется активная работа как в государственных, так и региональных архивах по поиску любой информации о Бобреневе монастыре. На данный момент удалось найти более 120 письменных источников, открывших новые ранее неизвестные сведения о жизни обители.

Интересно, что Писцовые книги 1577—1578 гг. первыми из всех исторических документов упоминают о Богородице-Рождественском монастыре как о каменном соборе и трапезной церквушке.

Изначально монастырь был достаточно невелик, предполагалось проживание на его территории небольшого числа братии, поэтому состоял он всего лишь из двух храмов, но затем по причине обветшалости один из них пришлось разобрать в середине XIX века и возвести новый – храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.

Те же Писцовые книги повествуют о разорении и обветшалости монастыря. В период Смутного времени обитель была сильно разорена, полностью восстановить ее удалось только к середине XVII века.

Опись 1701 г. дает сведения о монастырском соборе, как небольшом, бесстолпном, одноглавом, сложенном из блоков белого камня.

После того, как в 1764 г. Учреждаются монастырские штаты, Богородице-Рождественский монастырь был вынужден отдать вотчины, а также перевестись в ряд «заштатных», то есть таких, которые содержатся на собственные средства. Поэтому любое строительство в обители прекращается.

К 1790-м гг. архиепископ Афанасий определяет Богородицерождественский собор как летнюю дачу коломенских архиереев. Позже, в начале XIX столетия, Бобренев монастырь объединяют со Старо-Голутвиным, так как Коломенская епархия была упразднена.

Вклад Давида Хлудова в строительство монастыря

Большой вклад в развитие уже имеющихся монастырских построек, строительство новых и восстановление разрушенных внес Давид Иванович Хлудов (1822—1886). История Бобренева храма была бы неполной, если бы не упоминалось имя этого человека, почетного гражданина Москвы и, как бы мы сейчас сказали, мецената, пожертвовавшего немалые денежные средства Богородице-Рождественской обители.

Происходил Давид Иванович из рязанского рода промышленников. Получив строго религиозное образование, Д.И.Хлудов всю жизнь оставался верующим и религиозным человеком. Став совершеннолетним, Давид Иванович начал активно вдаваться в торговлю и продолжать деятельность своей семьи. Но позднее, после избрания его городским главой, Д.И.Хлудов стал постепенно отдаляться от промышленных дел, и посвятил себя благотворительности.

Строительство храма на погосте в Егорьевском уезде, восстановление Рязанского Богословского монастыря, пожертвования в Ольгов монастырь недалеко от Рязани, пожертвования на храмы многих рязанских сел – это только часть того, что сделал этот великий человек.

А однажды, проезжая мимо Бобренева монастыря, он решил посетить его. Состояние обители глубоко поразило Давида Ивановича, и не оставило равнодушным. Он добился самостоятельности для Богородице-Рождественского монастыря, которое стоило ему огромных денег. В благодарность за невероятную благотворительность множеству храмов в одном из монастырей была поставлена икона преподобного Давида Солунского-святого, именно такое имя Давид Иванович Хлудов получил при крещении.

Не единожды Давид Иванович получал благодарности за свою благотворительную деятельность, а так же был удостоен множества орденов – орден Св. Станислава 2 степени, орден Св. Анны 2 степени, орден Св. Владимира 3 степени, и др. В конце концов Д.И.Хлудов пожертвовал все свое огромное состояние на благотворительность, продал все, что у него осталось, выехал из родного поместья родителей и начал жить в небольшом домике на окраине города.

Существует предание, что Давид Иванович Хлудов отправился как-то в Задонск, во время разлива рек. Недалеко от города находилась естественная преграда – Дон, через который необходимо было перебраться. Но все мосты были разобраны, а река покрыта непрочными льдами. Но Давид Иванович, как смелый и отважный человек, решился все-таки переправиться и пошел по льду. Внезапно лед затрещал и тронулся, и прямо на льдине его понесло вдоль по течению реки. Тогда Давид Иванович взмолился Богу, пообещав все деньги, имевшиеся при нем (а сумма была немалая), пожертвовать жителям этого города, если ему удастся выжить. Каким-то невероятным образом льдина, на которой стоял Д.И.Хлудов, медленно подошла к берегу, а сам он сошел на землю, даже не промочив ноги. И он сдержал свое обещание, раздав все имевшиеся при нем средства раздал погорельцам Задонска.

Последние годы своей жизни Д.И.Хлудов жил отшельником, никуда, кроме храма Божьего, не выходил, ничего, кроме божьих книг, не читал. Перед смертью он был серьезно болен, и ушел из жизни в возрасте 64-х лет.

Что же касается Богородице-Рождественского монастыря, то к концу XIX века обитель насчитывала чуть более двадцати монахов и послушников. В 1903 году открывается церковно-приходская школа. Рассчитана она была на 30 учеников. Находилась школа в специально отведенном для нее отдельном здании, в котором находились так же квартиры для учителей. Через 6 лет количество учащихся в школе возрастает в два раза, притом в их числе были и раскольники.

Читайте также:
Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

После 1918 года Бобренев монастырь официально был закрыт. Но существовавшая приходская община при храмах жила по уставу, и, таким образом, неофициально продолжала существовать.

В результате переустройства обители на светский лад, когда в зданиях храмов устраивались гаражи и склады для удобрений, к концу XX века монастырь превратился в руины. По утверждению некоторых ученых от монастыря не осталось и следа. Это место, являвшееся когда-то одним из древнейших русских монастырей, превратилось в свалку, куда свозилось битое стекло, мусор.

Лишь на рубеже XX-XXI вв., несмотря на все трудности, начинают восстанавливаться здания, и возобновляется монастырская жизнь и деятельность. Восстановление монастыря продолжается и по сей день.

Монастырь в наши дни

Сейчас Бобренев монастырь ведет активную жизнь. 21 сентября 2016 года он отметил 25-летие возрождения монашеской жизни. В Феодоровском храме обители была проведена Божественная литургия владыкой митрополитом. В этот день прибыли к монастырю почетные гости – главы муниципальных районов Московской области, многочисленные прихожане и паломники. После совершения крестного хода для всех была организована праздничная трапеза.

А 3 октября здесь прошло собрание духовных сановников Коломенского округа, на котором поднимались многие вопросы, такие как: Рождественские чтения на приходах, подготовка к мероприятиям, посвященным увековечиванию памяти святых новомучеников Коломенского края, и пр.

Фотографии

Монастырь на карте

Как добраться

  1. Междугородные автобусы: Москва-Коломна, Рязань-Коломна;
  2. На городском транспорте: с Казанского железнодорожного вокзала до ст. «Хорошово», затем автобус № 43, или, как вариант, — пешком 3 км;
  3. На автомобиле: по Новорязанскому шоссе до г. Коломны, перед Коломной по указателю на Рязань / Челябинск до указателя «Бобренев монастырь».

Адрес, телефон, расписание богослужений

  • Адрес Бобренева монастыря: село Старое Бобренево Коломенского района Московской области.
  • Телефон: (496) 617-20-75

Расписание богослужений на текущий месяц вы можете найти на официальном сайте монастыря

«Старайся жить так, чтобы люди уходили от тебя утешенные»

Игумен Никон (Воробьев) и его наставления

7 сентября мы вспоминаем игумена Никона (1894–1963). Отец Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился еще в царской России. Стал свидетелем всех трагических и великих событий XX века: революции, нескольких войн, репрессий, социальных потрясений и научных открытий.

Сын крестьянина, умный, талантливый, он выделялся среди шестерых братьев серьезностью, особой честностью, кротостью и добрым сердечным нравом. Ему всегда хотелось дойти до сути, узнать смысл жизни, он никогда не был поверхностным человеком, всегда искал глубину. Эти черты отец Никон сохранил на всю жизнь.

Получил предсказание о монашестве еще в детстве и, став монахом в годы закрытия монастырей и разрушения храмов, до конца своих дней подвизался в миру, на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь к себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью. Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на личном опыте и наполнены светом Божией благодати.

Мир в душе и с ближними

«Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом — мир в душе».

«Сохраняй мир внутри себя, а потом и с ближними».

«Лучше испортить дело, но сохранить мир с ближним, не забывай этого».

«Старайся жить со всеми так, чтобы от тебя люди уходили утешенные и за тебя благодарили Господа».

«Грех против ближнего очень тяжело ложится на совесть. Да и Господь прощает такие грехи только тогда, когда мы сами примиримся с ближним».

«По-моему, к людям надо относиться так, как врач к больным. Мы все больны всеми болезнями, только у одних выпирает одна, у других другая болезнь».

«Там, то есть в больнице, не ругают, что кто-нибудь заболел легкими, сердцем, животом, не говорят: “Ах ты, негодяйка слепая, ишь, глазами заболела!” Так и вам друг друга не ругать надо за душевные болезни, а терпеть и жалеть друг друга. “Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов”, — говорит апостол».

Огонек истинного «я»

«Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни».

«Все мы завалены хламом, а всё же из-под него мерцает огонек истинного “я”».

Вражда делает бесполезными все труды

«Никакая правда земная не может оправдать вражду. Говорю “земная”, потому что небесная правда дает мир и внутренний, и внешний. Если умрет тот, кого вы считаете своим недругом, вы будете страдать, так как рано или поздно вы почувствуете свою вину. Обычно это делается во время молитвы. Если вы умрете во вражде (да не будет этого), то знайте, что все ваши добрые дела и вся надежда на спасение погибнут. Вы пойдете в руки сеющих вражду. Царствие Божие есть царство любви и мира. Не может в него войти вражда».

«Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны раньше его совершенно изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».

Не осуждай никого

«Никогда не говорите плохого или иронически ни о ком… Ваши слова могут быть переданы даже не по злобе или неприязни, а просто по невниманию или в виде шутки — и вот, вы приобрели врага себе».

«Путь ко спасению — через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния».

«И наоборот — признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних. Делай свое дело, какое тебе поручено; не входи в чужие дела; по возможности, всегда молчи; никогда не переноси ничего другим; как камень в море, пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь; всех жалей, всех прощай и в душе, и на деле, если случай будет».

Читайте также:
Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

«Закрой глаза на чужие грехи, а если нельзя не видеть, то молись о грешащих, как о себе, чтобы Господь простил им, тогда получишь милость от Господа».

Оскорбители — наши лучшие учителя

«Необходимо также, чтобы кто-либо и оскорблял нас, но не без всякого основания, а так, чтобы вскрывался, хотя бы и преувеличенно, какой-либо недостаток. Говорю не из теории, а на себе испытал не раз благотворность этого и совершенно убежденно говорю, что оскорбители — наши лучшие учителя».

Больше читай хороших книг

«Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать».

Не бойся ничего

«Не бойся ничего. Внедряй в себя мысль, что во всем мире не происходит ни малейшего движения без ведома и соизволения Божия».

«Господь ведет, устраивает обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего спастись».

«Иногда человек находится в таких обстоятельствах, что в данном городе, в данном месте не может спастись. И тогда Господь устраивает так, что этому человеку или этой семье возникает необходимость переселиться в другое место. Там встречаются верующие люди, которые становятся друзьями и содействуют укреплению веры. Там, может быть, вблизи окажется и церковь или какой-нибудь духовно верующий человек, который помогает этой семье спастись».

«Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается».

«Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь. Гордится человек, тщеславится — Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком. Если человек-христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания, все мечты направляет к тому, как бы правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами — приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает и всё то, что он имеет. Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе».

Господь следит за нуждами тех, кто доверился Ему

«Ищи Царствия Божия и правды его — и, по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, приложится и всё необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами и всё подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и прочее».

«Кто ищет угодить Богу, тот не будет оставлен Богом, лишь бы мы не оставили Его».

Единственный путь — терпение скорбей

«Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей».

«Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть».

«Только при руководстве очень опытных духовно людей могли бы быть допущены те или иные подвиги, но их теперь нет, не найти. Руководителем теперь является Сам Господь да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами».

«Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми — то скорби станут легче».

«Если же человек будет роптать на скорби и болезни, будет искать виновника этим скорбям среди людей, бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, и прочее».

«Люди и обстоятельства — только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают».

«Умный и верующий человек использует скорби к великому успеху в духовной жизни, а немудрый, ропотливый теряет случай для приобретения, вредит себе, расстраивая и тело, и душу».

Не хочешь скорбей — не греши

«Не хочешь скорбей — не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит».

Средства от тоски, от скорби

«Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: “Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе”. Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией».

Лучший путь — средний

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Челябинске: описание и адрес храма, праздники и святыни, певчие, как добраться

«Слишком огорчаться внешними трудностями — признак маловерия; слишком огорчаться внутренними — признак гордости».

«Не требуйте от себя больше, чем можете. Надейтесь на милосердие Божие, а не на свои добродетели».

«Не перегружайте себя телесными трудами. Лучший путь — средний. Слишком здоровое и слишком слабое тело одинаково мешают».

Не дела, а смирение склоняет Господа на милость

«Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения».

«Не дела, а смирение склоняют Господа на милость».

Игумен Никон Воробьев

Быть духовным наставником — дар от Бога, данный не многим. Основным качеством душепопечителя является терпение, умение слушать, понять, принять и не осудить, а дать совет, в котором проявится сила любви Христа.

Игумен Никон Воробьев — православный писатель, монах, попечитель множества духовных детей, священнослужитель РПЦ, оставивший в наследство будущим поколением огромное наследие в виде сборника «Нам оставлено покаяние».

Детство

Николай Васильевич Воробьев родился 4 мая 1894 года, в селе Микшино Тверской губернии в многодетной семье крестьян. В верующем семействе, где кроме Коли было еще шестеро детей, много работали, но при этом не забывали об утренних и вечерних молитвах, соблюдении постов. Коля практически ничем не отличался от остальных детей в детстве, разве что всегда всех жалел, был не по годам порядочным и честным.

Первое пророчество о своем монашестве игумен Никон получил в детстве от живущего в деревне юродивого, который при встрече с мальчиком кричал: «Монах!» Выходец из села, подросток проявлял настоящие таланты в познании математических и технических наук, став студентом реального училища. Наравне с математикой, черчением Коля прекрасно поет, танцует и быстро освоил игру на альте.

О других православных писателях:

Родители, имея в семье еще шестеро детей, практически не помогали сыну во время учебы, но он быстро нашел выход, стал репетитором для богатых, но слабых в науках учеников, зарабатывая себе на оплату проживания и еду. Позже в реальное училище поступает младший брат Михаил, порой голодая сам, Коля берет и его на свое содержание, до окончания обучения.

Юношеские годы

После окончания реального училища в 1914 году Воробье становится студентом Психоневрологического Петроградского института, много читает и ищет ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Порой он деньги, отложенные на последний кусок хлеба, отдает за книгу, увлекаясь особенно философией, где ищет ответы на волнующие его вопросы.

Разочаровавшись в учебе, молодой человек бросает институт. Потерявшийся в своих исследованиях отрок впадает в депрессию, не находя ответа на вопрос о смысле жизни. Взамен приходят мысли о суициде, и в 1915 году он решает уйти из жизни, но перед этим буквально кричит к Богу, прося об откровении.

Даже сам Николай не смог впоследствии объяснить того надлома и просветления, происшедшего в его душе, но именно в самый страшный момент своей жизни он приобрел веру, увидел свое предназначение в служении Всевышнему.

Важно! Чтение Жития Святых Отцов навсегда отвратило Николая от мирской жизни и мирских увлечений, он увидел свое назначение в несении Слова Божьего в мир, для наполнения его любовью, добротой и чистотой.

В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции. Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба.

Работая псаломщиком, живет в полу нищете и холоде, но все свое время проводит в молитвах и постах, наполняясь Божьей благодатью, принимает решение стать монахом.

Принятие монашества и ссылка

Епископ Феофан (Семеняко) 5 апреля 1931 года, что пришлось на Вербное воскресение, в Никольском храме Козыревского кладбища в Минске совершил пострижение в монахи Николая Воробьева, дав ему имя Никон.

Через два дня 7 апреля того же года, в праздник Благовещения Пречистой Девы Марии отец Никон принимает посвящение в чин иеродиакона, а 8 января 1933 года он рукополагается в иеромонахи.

1933 год — время зачистки в коммунистической партии и борьбы с «врагами народа», когда в каждом человеке видели вредителя и антисоветского агента, под это веяние попал и иеромонах Воробьев.

7 июня 1933 года согласно постановлению суда он на пять лет отправлен в ссылку в Сибирь.

Тюремное заключение не сломило верного христианина, он выстоял среди допросов, пыток, но никого не оговорил, не дал ложных свидетельств, а только молился, благословляя гонителей, отдавая весь суд Господу.

После освобождение в 1937 году возвращается в родные края, работает помощником в доме доктора, где вся семья была ярыми коммунистами и атеистами. Жена доктора и ее сестра не раз унижали и провоцировали на скандал смиренного и терпеливого батюшку, но взамен раздражения отец Никон показал пример истинной кротости, чем и завоевал их сердце.

По прошествии времени обе женщины приняли Христа своим Спасителем, а сестра Елена, будучи врачом, оставила лечебную практику и приняла монашеский постриг, став монахиней Серафимой. В семействе доктора отца Воробьева, духовная жизнь которого заключалась служить примером кротости и терпения, застало известие о Второй мировой войне.

Путь настоятеля

Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.

В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.

Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.

В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.

Читайте также:
Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

Последние годы

В течение шести лет игумен отдавал все свои силу богослужениям и восстановлению церкви, но его здоровье все чаще давало сбои. В последний год он ел только белый хлеб, молоко и свежие ягоды, слабел на глазах, но всегда находился в ясном состоянии ума, наполняя всех вокруг себя удивительным спокойствием.

Накануне смерти батюшка Никон, уже лежа в постели, причастил духовных детей и дал им наставления:

  • исполнять заповеди;
  • хранить веру;
  • держаться святителя Игнатия (Брянчанинова);
  • оставить суету, опустошающую души.

Игумен Воробьев четко понимал, что его жизненный путь подходит к концу, благодарил Бога за прожитые годы и часто принимал Причащение Святых Таинств. Он говорил о том, что никогда не находил радости в земной жизни, но с радостью уходит к Отцу, что ему жалко остающихся, ибо приходят времена, когда «живые будут завидовать мертвым».

Игумен Николай Воробьев почил 7 сентября 1963 года в возрасте 69 лет. Отпевание состоялось 9 сентября, после чего тело игумена предали земле в Гжатске.

Духовное наследие

Отец Никон является одним из самых ярких представителей русской православной церкви 20 столетия, который всю свою жизнь положил на дело исследования наследия Спасителя.

Прожив земную жизнь и оставив потомкам пример смирения и терпения, игумен Воробьев записал наблюдения, заключения, откровения и советы в своем наследии:

  • книгах;
  • проповедях;
  • наставлениях.

Профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, ученик и духовный сын старца приложил огромные усилия для собрания и публикаций духовного наследия отца Никона. Особенная манера подачи собственного мнения у игумена Воробьева отличается тем, что он не навязывает своей мысли, а мягко подводит человека к решению того или иного вопроса, оставляя выбор за читателем.

Получателями духовных писем являются конкретные люди, но во время их чтения создается впечатления, что послания отправлены именно тебе. Отец Никон не просто излагал Библию или откровения Святых отцов, он делился откровениями и собственными переживаниями в познании и открытии для себя сущности Бога и Святой Троицы.

На заметку! В 300 письмах духовного наставника, оформленных в сборнике «Нам оставлено завещание» христиане и жаждущие познать Бога люди найдут ответы на множество вопросов по поводу истинного христианства.

Красной нитью через все послания проходит тема любви к ближнему, покаяния и смирения. Разобраться с собственным самолюбием и самооправданием поможет послание «О началах жизни». Все наставления, как результат исследования духовной жизни святых, записаны в сборнике «Внимай себе».

Вопросы зависимостей, пьянства, лени глубоко затронуты в письмах Никона Воробьева «Будь милостив себе. Письма к пьющему брату». Об укреплении православной веры и познании Бога говорится в посланиях:

  • «Чистое сердце»;
  • «Письма к духовным детям»;
  • «О непрестанной молитве» и множестве других.

Прожил человек, всю жизнь посвятил поискам истины, посадил сад, оставил в наследие людям проторенную дорожку к познанию Бога и тихонько ушел в Небеса, как истинно святой сын Божий.

игумен Никон (Воробьев)

Биография

Детские годы

В миру Воробьев Николай Николаевич, родился в семье крестьянских тружеников, в Тверской губернии, в селе Микшино, в 1894-м году.

В детстве Николай во многом походил на своих братьев (всего в семье Воробьевых насчитывалось семеро сыновей), хотя и выделялся сред них определенной серьезностью, добротой нрава. Между тем, ещё в его детстве Бог указал на него как на Своего будущего служителя.

Их село посещал известный в округе юродивый, Ванька. Иногда он останавливался там, играл с детворой. Однажды Ванька подошёл к Николаю и обратился к нему как к монаху. В тот момент мало кто обратил внимание на слова деревенского простачка, однако со временем им суждено было сбыться.

Когда Николай достиг надлежащего возраста, отец своими стараниями устроил его в реальное училище, располагавшееся в Вышнем Волочке.

Здесь Николай проявил себя как ответственный ученик. Благодаря дарованиям и усидчивости ему давались даже самые трудные дисциплины. Он хорошо разбирался в математике, чертил, рисовал, пел, танцевал, играл на альте. И это не проходило мимо внимания руководства: за время обучения Николай удостоился нескольких грамот, похвальных листов.

Первоначально родители, по мере сил, оказывали ему материальную поддержку. Но впоследствии, в связи с необходимостью оплачивать обучение братьев, помощь была ограничена. Между тем Николай не отчаивался. Обучение он не забросил. Напротив, после уроков стал примерять на себя роль молодого учителя: добывая средства на обеспечивание проживания, питания, обучения, помогал отстающим богатым товарищам.

Когда в то же училище поступил его брат, Михаил, Николай взял на себя и его содержание. Было трудно: приходилось голодать, а зимой — мёрзнуть, но Николай и не думал отступать от поставленной цели: закончить образование и помочь брату.

Несмотря на то, что семья Николая была православной, его вера не имела достаточно твёрдой опоры. Окунувшись в науки, он посчитал, что именно там находится главная истина. Повзрослев, он, как и многие его сверстники, озадачился смыслом жизни, и хотел обнаружить его в философии. Случалось, что он покупал интересную книгу на последние деньги, предпочитая её куску хлеба. Со временем Николай достиг в этой области завидных успехов. Иногда с ним советовались даже преподаватели.

В конце концов, взрослея, он всё больше и больше убеждал себя в мысли, что философия не даёт точных ответов на самые важные жизненные вопросы: в чём состоит призвание человека, для чего он живёт, что его ожидает за смертной чертой?

Молодость

Время окончания реального училища пало на 1914 год. Разочаровавшись в философии, Николай решил не идти дорогой философа и поступил в Петроградский Психо-Неврологический институт.

Проучившись там всего один год, он пришёл к ещё большему разочарованию и оставил учёбу. В этот период Николай испытал тяжелейшее психологическое потрясение. Напряженность его душевного кризиса достигала такой глубины, что он даже подумывал о суициде.

Читайте также:
Владимирский собор в Лисках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

И вот, вспомнив о Боге, Николай прибегнул к единственно верному решению: взмолился Богу, прося Его открыться. И Бог ответил на эту молитву.

После Откровения в его душе произошёл настоящий нравственный перелом. Его больше не интересовали мирские увлечения. В этот период он предался молитвенному деланию, внимательному, вдумчивому чтению Евангелия и произведений святых отцов.

В 1917 году Николай поступил в Московскую духовную академию. Но в связи с революционными событиями и последующими политическими изменениями в стране обучение в академии продлилось недолго.

Какое-то время он проживал в уединении в Сосновицах, преподавал математику в школе. Затем Промыслом Божьим он оказался в Москве, трудился псаломщиком в Борисоглебской церкви.

Монашеский подвиг

В 1931 году, в городе Минске, Николай принял монашеский постриг и новое имя — Никон. Вскоре он был хиротонисан во иеродиакона, а на следующий год рукоположен в иеромонаха.

Ревностное отношение к Богу и непримиримое отношение к антицерковной политике государственной власти привлекли внимание со стороны карательных органов. В 1933 отец Никон был арестован, осужден и отправлен на перевоспитание в Сибирь. На свободу он вышел только в 1937 году.

Возвратившись из лагеря, поселился в Вышнем Волочке и устроился работать, в качестве прислуги, в доме врача. Здесь ему пришлось пройти ещё одну ступень кротости. Дело в том, что супруга врача, и её сестра, Елена Евфимовна, были твердыми атеистками; иногда они позволяли себе грубые высказывания в адрес верующих и их религиозных чувств; отцу Никону приходилось с этим мириться. Однако со временем, сам образ его праведной жизни убедил сестёр оставить веру в безбожие и принять веру во Христа.

Елена Евфимовна, врач по профессии, постриглась во ангельский образ с именем Серафима. Когда она умерла, коллеги по больнице провожали её торжественно, с музыкой. Но мало кто знал, что в её гробу, под подушечкой, лежала монашеская мантия и четки.

После начала Великой Отечественной войны, с открытием храмов, отец Никон приступил к священнослужению. В 1944 году Калужский епископ Василий посвятил его в настоятеля Благовещенского храма, в городе Козельске. Здесь отец Никон прослужил вплоть до 1948 года. В этот период он квартировался у местных монахинь, предавался суровым аскетическим подвигам, много проповедовал.

Вторым иереем, служившим в этом храме, был отец Рафаил Шейченко. Также, как и отец Никон, он обладал твердостью религиозных убеждений, за что немало страдал в лагерях. Несмотря на то, что между пастырями было много общего, диаволу удалось их рассорить, да так, что отец Никон был запрещен, епископом Калужским, в священнослужении. Впоследствии мир между священниками был восстановлен, а запрещение снято.

В 1948 году отец Никон был определен в город Белев, потом — в Ефремов, затем — в Смоленск. Оттуда его направили в Гжатск, вверив под руководство достаточно бедный, слабо организованный, захудалый приход. Сам он рассматривал это назначение как ссылку.

Первое время он испытывал трудности, связанные как с содержанием прихода, так и себя. Все его личное имущество состояло из простенькой одежды и нескольких алюминиевых приборов. Сам он относился к этому ровно, спокойно, полагая, что излишнее «богатство» препятствует монаху воспарять духом горе.

Надлежащую строгость проявлял отец Никон и в отношении богослужений. Служил он просто, без вычурности, этого же требовал и от других. Рассказывают, что однажды он прервал чтение Шестопсалмия, когда чтец, увлекшись театральностью, стал выказывать слушателям артистический нрав. В результате Шестопсалмие дочитывал другой чтец.

Вместе с тем он боролся с практикой чрезмерно спешного чтения, за что на него обижались псаломщицы.

Особо внимание батюшки было направлено на то, как и в чём каются прихожане. Он решительно выступал против формального отношения к Таинству Исповеди. В этом отношении он не раз порицал даже (некоторых) священнослужителей, утверждая, что Таинство Покаяния подменяется ими обрядом «разрешения от грехов».

Проявляя уместную, справедливую требовательность в отношении подчиненных, он был строг и в отношении себя самого. Ложился поздно, вставал рано. В свободное время молился, занимался физическим трудом (в частности — ухаживанием за садом), много читал. Несмотря на болезненное состояние, связанное с лагерным прошлым, он не позволял оказывать ему личные услуги по дому или хозяйству, старался всё делать сам.

В 1956 году отец Никон был удостоен звания игумена.

В конце 1962 года его здоровье серьёзно ухудшилось. В последующее время он всё больше и больше слабел, стал быстро утомляться. В этот период жизни его пищу составляло молоко и ягоды, иногда — белый хлеб.

На свою болезнь отец Никон не жаловался и до конца своих дней сохранял спокойствие духа.

За несколько дней до кончины силы оставили его, и он слёг в постель. Под Праздник Успения он исповедовал своих ближних, преподал им душеспасительное увещевание. Сам уже не мог ходить в храм и последние дни причащался Святых Таинств дома.

Перед кончиной отец Никон попросил своих духовных чад найти выдержку из жизнеописания подвижника Амвросия Оптинского, то место, где сообщалось о запахе тления, исшедшем от его тела по смерти. В тот момент эта просьба многим показалась непонятной. Однако, накануне его преставления, ночью, читавшие Евангелие вдруг ощутили исхождение запаха тления от его гроба (между тем, во время отпевания этого запаха не было).

Священнослужитель Игумен Никон Воробьев: биография, проповеди и духовные письма

Юношеские годы

После окончания реального училища в 1914 году Воробье становится студентом Психоневрологического Петроградского института, много читает и ищет ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Порой он деньги, отложенные на последний кусок хлеба, отдает за книгу, увлекаясь особенно философией, где ищет ответы на волнующие его вопросы.

Разочаровавшись в учебе, молодой человек бросает институт. Потерявшийся в своих исследованиях отрок впадает в депрессию, не находя ответа на вопрос о смысле жизни. Взамен приходят мысли о суициде, и в 1915 году он решает уйти из жизни, но перед этим буквально кричит к Богу, прося об откровении.

Читайте также:
Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Даже сам Николай не смог впоследствии объяснить того надлома и просветления, происшедшего в его душе, но именно в самый страшный момент своей жизни он приобрел веру, увидел свое предназначение в служении Всевышнему.

Важно! Чтение Жития Святых Отцов навсегда отвратило Николая от мирской жизни и мирских увлечений, он увидел свое назначение в несении Слова Божьего в мир, для наполнения его любовью, добротой и чистотой.

В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции. Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба.

Работая псаломщиком, живет в полу нищете и холоде, но все свое время проводит в молитвах и постах, наполняясь Божьей благодатью, принимает решение стать монахом.

Краткое жизнеописание

Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.

Происхождение

Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.

Детские годы

Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.

Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.

Молодость

Николай часто задумывался о философских идеях, хотел понять и осмыслить суть бытия. Отец помог ему поступить в Реальное училище, что было весьма престижно для сына простого крестьянина. Заведение было окончено Николаем блестяще, хотя он полностью разочаровался в философии, так и не найдя ответов на свои вопросы. Этот период был одним из самых тяжелых. По воспоминаниям игумена, к нему приходили мысли о самоубийстве – так тяжело было собственное бессилие. Наконец, он подумал о Боге, начал молиться, тогда к нему пришла благодать.

Позднее он решился на поступление в Духовную семинарию, но революционные события в стране помешали ему окончить первый курс.

Монашеский подвиг

В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.

Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.

За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.

Постепенно он привел к вере в Господа атеистически настроенных хозяек, одна из них постриглась в монахини с именем Софья.

Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:

  • он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
  • батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
  • установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
  • после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
  • был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.

Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.

Смерть

Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.

Принятие монашества и ссылка

Епископ Феофан (Семеняко) 5 апреля 1931 года, что пришлось на Вербное воскресение, в Никольском храме Козыревского кладбища в Минске совершил пострижение в монахи Николая Воробьева, дав ему имя Никон.

Через два дня 7 апреля того же года, в праздник Благовещения Пречистой Девы Марии отец Никон принимает посвящение в чин иеродиакона, а 8 января 1933 года он рукополагается в иеромонахи.

1933 год — время зачистки в коммунистической партии и борьбы с «врагами народа», когда в каждом человеке видели вредителя и антисоветского агента, под это веяние попал и иеромонах Воробьев.

Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

7 июня 1933 года согласно постановлению суда он на пять лет отправлен в ссылку в Сибирь.

Тюремное заключение не сломило верного христианина, он выстоял среди допросов, пыток, но никого не оговорил, не дал ложных свидетельств, а только молился, благословляя гонителей, отдавая весь суд Господу.


Старец Никон Воробьев

После освобождение в 1937 году возвращается в родные края, работает помощником в доме доктора, где вся семья была ярыми коммунистами и атеистами. Жена доктора и ее сестра не раз унижали и провоцировали на скандал смиренного и терпеливого батюшку, но взамен раздражения отец Никон показал пример истинной кротости, чем и завоевал их сердце.

Юность и молодость

Окончание училища пришлось на 1914 год. Молодой выпускник отмел желание стать философом, ибо, как говорилось выше, разочаровался в данной науке. И поступил в Петроградский психоневрологический институт.

Студента хватило на год. Будущий игумен Никон Воробьев разочаровался и в этой отрасли. Его постиг глубочайший кризис. Уныние было настолько сильным, что молодой человек подумывал о самоубийстве. И в тот момент, когда он подошел к опасной черте, стал усиленно молиться. Взывая к Богу, просил Его открыться. Господь услышал молитвы юноши. И после Откровения Божия Николай перестал интересоваться мирскими науками и увлечениями. Все свои силы он положил на внимательное изучение Евангелия.

В год революции Николай поступил в Московскую духовную семинарию. Проучился там недолго в связи с политической обстановкой в стране. Затем оказался в Сосновицах, работал школьным учителем математики. А потом — снова в Москве. Где трудился псаломщиком в Борисоглебской церкви.

Путь настоятеля

Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.

В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.

Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.

В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.


Книга Никона Воробьева «Письма о духовной жизни»

В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

По труду воздастся

Старец особо относится к труду, он призывает всех искоренять в себе лень, культивировать старание и прилежность. Он пишет, что за старание и терпение Бог вознаграждает сполна, но куда лучше носить не только свои, но и тяготы друг друга. Только тогда закон Христа исполнится, и тогда человек не будет подвластен унынию, скорбью, страданию. Только в таком случае в сердцах людей будет царить любовь к ближнему, и недостатки друг друга померкнут по сравнению с верой в Бога.

Книги игумена Никона (Воробьева) преисполнены жизнелюбием и смирением. Старец пишет, что уныние, скука, негодование отдаляют нас от Господа. Что может быть страшнее? Всевышний терпит все, но людские грехи разрушают душу, а значит, отворачивают его от Бога. Спасение рождается от покаяния, любви, умиления, плача. Чувство жалости, но не к себе, а к своим близким, способно пробудить в сердцах кротость и терпение.

Последние годы

В течение шести лет игумен отдавал все свои силу богослужениям и восстановлению церкви, но его здоровье все чаще давало сбои. В последний год он ел только белый хлеб, молоко и свежие ягоды, слабел на глазах, но всегда находился в ясном состоянии ума, наполняя всех вокруг себя удивительным спокойствием.

Накануне смерти батюшка Никон, уже лежа в постели, причастил духовных детей и дал им наставления:

  • исполнять заповеди;
  • хранить веру;
  • держаться святителя Игнатия (Брянчанинова);
  • оставить суету, опустошающую души.

Игумен Воробьев четко понимал, что его жизненный путь подходит к концу, благодарил Бога за прожитые годы и часто принимал Причащение Святых Таинств. Он говорил о том, что никогда не находил радости в земной жизни, но с радостью уходит к Отцу, что ему жалко остающихся, ибо приходят времена, когда «живые будут завидовать мертвым».

Игумен Николай Воробьев почил 7 сентября 1963 года в возрасте 69 лет. Отпевание состоялось 9 сентября, после чего тело игумена предали земле в Гжатске.


Могила старца Никона Воробьева (Гагарин, Смоленская область)

Наследие

После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.

Стилевые особенности автора

Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.

Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.

Письма о духовной жизни

Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.

Читайте также:
Тихвинская епархия: монастыри и храмы, хор, духовенство и священники

Как жить сегодня

Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:

  • он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
  • повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
  • батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
  • главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
  • батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.

«Нам оставлено покаяние»

Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.

Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.

Игумен Никон учился в Психоневрологическом институте

Вопрос о сущности человеческой жизни продолжает волновать молодого Николая. Изучение наук, философии в реальном училище не дали ответа. Он решает погрузиться в изучение психологии человека и там найти ответ.

Для этого Николай решает поступить в Психоневрологический институт, который находился тогда в Петрограде. Именно там он надеялся найти ответы на свои вопросы.

К сожалению, здесь его ожидало ещё большее разочарование, чем в реальном училище. Коля увидел, что психология изучает совсем не человека, а скорость процессов, которые протекают в человеческом организме, состояние памяти.

После окончания первого курса института он прекращает учебу.

Передача «Родная душа» про Никона Воробьева. Повествуют его современники и духовные ученики: профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, протоиерей Владимир Еремин — настоятель храма в честь иконы Божией Матери в Сущеве г. Москвы, иерей Федор Кривонос — клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, Наталья Георгиевна Малинина — староста Свято-Вознесенского храма г. Гжатска (ныне Гагарин).

Игумен Никон (Воробьев): духовные письма, биография

Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который, бесспорно, достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова.

Поучения о христианской жизни

Сама манера, в которой игумен Никон Воробьев обращается в письмах к тем людям, которые считали его своим наставником, говорит о высокой степени духовности этого священнослужителя.

В отличие от многих других современных старцев, он не дает воспитанникам приказов, которые следует безоговорочно выполнять. Батюшка Никон лишь советует, причем, в весьма деликатной, ненавязчивой форме. Так, в письме к одной из своих учениц, игумен Никон Воробьев просит ее не смущаться в том случае, если она сочтет нужным не воспользоваться его рекомендацией, а поступить иначе. Он всячески дает ей понять, что целью переписки является та духовная польза, которую могут принести его наставления. В случае же, если необходимый результат достигнут не будет, то можно и прервать общение. Данный фрагмент из наставлений игумена Никона Воробьева характеризует автора писем, как истинного христианина, ведущего борьбу со своими собственными пороками. В том числе и с гордыней.

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову божию.

О чем письма игумена Никона Воробьева?

В своих духовных наставлениях батюшка высказывает свое мнение по таким важнейшим вопросам, как правильная христианская молитва, борьба с грехами, наследие святых отцов.

Относительно последней из упомянутых тем, стоит сказать, что письма игумена Никона Воробьева содержат больше всего цитат из литературных творений святителя Игнатия Брянчанинова. Его батюшка называл светильником православной веры. Профессор Осипов говорит о том, что заслуга Воробьева во многом состоит в том, что он пересказал наставления святителя Игнатия языком, понятным современному русскому человеку. Кроме того, духовные письма игумена Никона Воробьева содержит множество ссылок и на других святых отцов, таких как, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и других. Как и полагается настоящему священнику, он редко дает какие-либо рекомендации, основываясь лишь на собственном опыте, а подкрепляет свои высказывания цитатами из Евангелия или святоотеческого наследия.

Игумен Никон Воробьев в письмах о духовной жизни не раз упоминает о том, что первый признак того, что человек находится на правильном пути к христианству – его ведение своих пороков, а вслед за этим, и собственной греховности.

Пример смирения

Образец человека, живущего по заповедям Христа, можно также найти на страницах книг игумена Никона Воробьева, в лице самого автора. Например, в ответе одной из своих учениц после необходимых наставлений батюшка просит передать одному из знакомых священников просьбу, чтобы тот помолился о нем. Далее следуют сокрушенные слова о том, что игумен Никон осознает свою духовную немощь, а потому надеяться на помощь искренней молитвы о нем.

Особенности стиля

Игумена Никона Воробьева можно отнести к числу образованнейших людей своего времени. Он учился в нескольких заведениях разнообразных профилей, самостоятельно выучил французский и немецкий язык с целью в подлинниках изучить трактаты великих философов. Также он читал труды античных мыслителей в оригинале, поскольку прекрасно владел латынью и древнегреческим. Поскольку первым учебным заведением, которое окончил отец Никон, было реальное училище, то он был прекрасно осведомлен о достижениях науки. Современники Воробьева, знавшие его лично, говорят, что отец Никон прекрасно играл на скрипке и некоторое время руководил церковным хором. Также священник был отличным оратором. Его блистательные проповеди привлекали в храм множество народа.

Читайте также:
Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

Поэтому и письма игумена Никона Воробьева написаны ярким выразительным языком, который дает возможность донести понятия об основах христианской жизни широкому кругу читателей. Священник охотно давал письменные ответы на все интересующие вопросы верующих, признаваясь, что это занятие дается ему легко.

Кроме духовных писем, в книге «О началах жизни» об игумене Никоне Воробьеве, его биографии и проповеднической деятельности дается полный и интересный рассказ.

Поиск смысла жизни

Стоит сказать несколько слов об авторе писем – игумене Никоне Воробьеве.

Будущий священник родился в одном из поселков Тверской губернии в девяностых годах 19 века. Родители Никона Воробьева были крестьянами и имели множество детей. Мальчик рос любознательным и способным к наукам. Он с отличием окончил сельскую школу и поступил в реальное училище. Будущий священнослужитель принадлежал к числу людей, которым не безразличен вопрос о смысле их земного существования. Поэтому он не просто стремился получить диплом о высшем образовании, но и найти в книгах сведения о сути человеческой жизни.

Годы, проведенные в реальном училище, дали ему необходимые знания по специальности, но не способствовали его духовному развитию.

Поэтому юноша решает продолжить свое образование в психоневрологическом институте Санкт-Петербурга. Однако лекции по физиологии тоже не утолили духовную жажду игумена Никона Воробьева. По этой причине после второго курса будущий священник решает бросить учебу. Поиски смысла жизни зашли в тупик. Молодой человек находился в крайне подавленном состоянии, не зная как ему быть дальше.

Божья помощь

В этот нелегкий момент он обратился к Всевышнему за помощью. В своей молитве он просил творца явить ему доказательство, что тот существует.

В этот момент к Никону Воробьеву пришло ощущение глубокой веры в Творца, которое не покидало его всю оставшуюся жизнь.

Учеба в духовной академии

Через два года юноша поступает в Московскую духовную академию. Молодой человек с невероятным увлечением посвятил себя изучению основ богословия. Но, по стечению обстоятельств, закончить это заведение ему было не суждено. Через несколько лет академия, как и многие богословские учреждения, была закрыта.

Никон переехал в село Вышний Волочек, где стал преподавать математику в местной школе. Еще через некоторое время, Воробьев перебрался в Минск, где принял монашеский постриг, а затем и священнический чин.

Однако посвятить себя церковной службе тогда ему не удалось. Отца Никона вместе с некоторыми другими церковными деятелями арестовали по обвинению в антисоветской деятельности.

Допросы и заключение

Отца Никона неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что этот человек не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных бумаг видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не делал ложных показаний.

Батюшка Никон не признал своей вины в антисоветской агитации. Он сказал, что все его проповеди были посвящены только проблемам духовной жизни и не содержали в себе никаких политических призывов и манифестов.

Отвечая на вопросы, священник утверждал, что посвящал себя только служению Богу, в которого уверовал и в его существовании нисколько не сомневается.

Несмотря на то что не было найдено никаких серьезных доказательств вины отца Никона, ему все равно вынесли приговор в виде пяти лет лишения свободы. Отбывать срок наказания он отправился в Сибирь. Даже в эти тяжелые моменты жизни батюшка не забывал о Боге и упросил конвоиров позволить ему взять с собой в лагерь Священное Писание на греческом. Охранники, естественно, не знали этого иностранного языка, поэтому не смогли прочитать ни единого слова из предъявленной книги. В итоге им пришлось разрешить отцу Никону читать Евангелие.

Пробыл в заключении священник около 5 лет. Его освободили раньше срока из-за примерного поведения и перевыполнения рабочего плана. Это обстоятельство тоже можно считать чудом, потому что в скором времени правительство страны отменило закон, на основании которого это было сделано.

После освобождения игумен Никон Воробьев поселился в городе Козельске, который теперь называется Гагариным. Там ему доверили небольшой храм, находившийся на заброшенном кладбище.

По инициативе священника вокруг церкви был разбит огромный сад с фруктовыми деревьями. Батюшка сам работал над посадкой растений. Люди, лично знавшие его, вспоминают, что это был очень трудолюбивый человек. Священник ежедневно ложился спать не раньше полуночи, а вставал в пять часов утра.

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы. Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения. Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором. Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

Заключение

Данная статья была посвящена биографии игумена Никона Воробьева и его литературному наследию Этот священник был мудрым наставником для множества людей, ищущих путь к правильной христианской жизни.

Его книги, составленные из писем к духовным детям, и сегодня служат путеводной звездой для огромного числа верующих.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: