Боголюбский монастырь: история и адрес, архитектура и описание, святыни

Монастырь где убили Андрея Боголюбского. Чудо-храм Покрова на Нерли

Этот монастырь находится уже в СУЗДАЛЬСКОМ районе Владимирской области, хотя от Владимира он всего-навсего в 6 км на север.

Сведения о дате и обстоятельствах возникновения Боголюбского женского монастыря Рождества Богородицы настолько туманны, скудны и противоречивы, что я воздержусь от изложения их всех в данной заметке. Иначе погрязну в изложении версий и споров специалистов.

Это тайна, покрытая мраком средневековья. А поскольку автор этой заметки «исторический сухарь», любитель точных дат и зануда, то изложу лишь основную версию.

Очень вероятно, что монастырь был основан во искупление вероломного злодейского убийства князя Андрея Боголюбского.

Да-да, этот князь, построивший столько храмов, что дай Бог любому правителю, закончил свой земной путь при весьма печальных обстоятельствах и погиб именно здесь.

Для интересующихся личностью и политикой этого неординарного князя ссылка — drevo-info.ru/articles/24607.…

В Боголюбово на территории сегодняшнего монастыря находится дворец-замок Андрея Боголюбского — единственное гражданское здание Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Бытует мнение специалистов что строили его итальянские мастера, прислал которых знаменитый Фридрих Барбаросса.

По преданию князь ехал из Владимира в Ростов с чудотворным образом Богородицы (Владимирская икона), и во время ночёвки в этом месте ему явилась Богоматерь, а лошади отказались идти дальше. После этого здесь построили храмы и белокаменный замок.

Но скорее всего всё было прозаичнее.

Этот замок был построен Андреем на стратегически важном месте слияния бывших русел рек Клязмы и Нерли, чтобы «приглядывать» за своим ремесленно-торговым городом Владимиром и заодно боярским Суздалем.

А ещё в те далекие годы (как и сейчас) властьпридержащие старались селится подальше от простого люда. По иронии судьбы князь встретил свою гибель именно здесь. А живя Боголюбский поближе к народу в городе, глядишь и вступился бы кто-то из черни или «администрации президента» за любимого князя.

Князь опирался в своей политике на дружину и на горожан, а не на бояр (за что те дышали в его сторону ядом и ждали случая поквитаться).
И таки дождались.

А народ князя любил, как любят удачливых и харизматичных сильных правителей. Он был умным правителем и вместе с тем удалым рубакой. Короче, славный парень.

В политической жизни Боголюбский опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников — милостников, прообраз будущего дворянства. Он им за службу раздавал земли в условное владение.

Но как часто было, бывает, и (как это не печально) ещё долго будет в нашей стране, короля делает окружение (бояре, олигархи).

А народ что? Народ — безмолвствует. Как по Пушкину «Борис Годунов».

Князь проводил политику усиления самовластия, каким станет будущее самодержавие в Московской Руси XV—XVI вв.

Вообще, историки считают Боголюбского первым РУССКИМ самовласцем. Ключевский считает его первым русским (великороссом).

Интересное определение, если учесть что мать князя была половецкая княжна и облик его поэтому был наполовину тюрским.

Фото из интернета. Антропологическая реконструкция Герасимова 1939 года.

Совсем недавно, в 2007 году, провели новое медицинско — криминологическое исследование, инициированное Московским фондом имени Юрия Долгорукого, который создали по решению правительства Москвы и при поддержке РПЦ.
Так вот, заключение этого нового (заказного) исследования полностью исключает наличие «монголоидных» черт в облике князя и указывает на ошибку Герасимова.

Уважаемые читатели, как в облике человека могут отсутствовать черты полученные от матери половчанки? Лишний раз убеждаюсь что нас все эти фонды держат за «лошков» и все результаты делаются в современном мире «под заказчика».

Кто платит, тот и заказывает музыку.

Андрей Боголюбский канонизирован РПЦ и его мощи находятся в Успенском соборе Владимира.

А как канонизированный церковью может иметь «монголоидные» черты? Как-то некрасиво, непорядок.

Кстати, о канонизации и почитании. Прозвище Боголюбский князь получил за неутомимое строительство храмов в Боголюбово, прежде всего за строительство замка.

Всё грандиозное строительство во Владимирской земле должно было подчеркнуть могущество его земли. И для этой цели князь не жалел ни времени, ни сил, ни средств.

Этими произведениями великой архитектуры мы можем теперь любоваться.

Это с его лёгкой руки православные празднуют Покров и Спас, его заслуга.

Также Боголюбский это значит почитающий и любящий Бога. Прозвище князя понятно что означает.

Однако, справедливости ради замечу, что Боголюбский был известен и как инициатор карательного похода на Киев (матерь городов русских) в союзе с северными зависимыми от него князьями. Это чтобы добиться независимости от Киева и посадить на киевский престол угодного правителя. Чем не сепаратизм?

Взяв Киев, победители два дня жгли и грабили столицу. Множество киевлян были уведены в полон. В монастырях дружинники забирали не только драгоценности, но и святыни.

Знаменитый Софийский собор (Митрополия) и Печёрский монастырь были так же разграблены. И всё это с разрешения, вернее, с прямого приказа Андрея Боголюбского.

Вот такая «канонизация».

Получается, князь строил храмы на своей земле и грабил на киевской?
А разве бывают чужие и свои иконы? Чужие и свои храмы?

Читайте также:
Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Возвеличивая своих божеств, князь карал чужих. Видимо, Андрей усматривал, не без основания, в чужих храмах угрозу собственной идеологии.

Но возмездие за киевский разгром православных святынь князя настигло спустя 15 лет, в ночь с 28 на 29 июля 1174 года.

Согласно летописи заговор против князя организовали бояре Кучковичи, владеющие московскими землями, родственники князя.

Бояре были недовольны последними неудачными походами князя на Киев в 1173 году и против волжских булгар в 1171 году. Также они были недовольны казнью своего родственника (шурина Андрея Боголюбского), убитого отцом Андрея — Юрием Долгоруким.

Ну и, конечно, им не нравились милости в отношении мелкотравчатых дружинников, будущих дворян.

К заговору был также привлечен приближённый князя ключник Анбал, осетин. Что называется, пригрел князь змею на груди.

Долгое время по летописи было известно только 3 имени заговорщика.

Совсем недавно, в декабре 2015 года, при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20-ти заговорщиков убийц князя и описание обстоятельств убийства.

А дело было так…

По легенде бояре Кучковичи спустились вначале в винные погреба замка князя.
Употребили там, видимо, для храбрости изрядно. Пьяному море по колено.

Вот тут всё происходило, в этих старых серых каменных стенах, слева.

«Нагрузившись под завязку» мёдами хмельными, да винами заморскими, почуяв себя героями, подошли заговорщики к спальне князя и постучали.
Князь вполне резонно поинтересовался кого черти принесли в ночь глухую.

Один из заговорщиков назвался именем слуги Прокопия. Нет, это не Прокопий решил князь, хорошо знавший голос слуги и отворять не стал.

Дверь выломали. Князь кинулся к мечу, а меча-то нет, ибо его предварительно похитил ключник Анбал. Князь был не робкого десятка. Несмотря на 20-ти кратное превосходство противника одного из нападавших Боголюбский «подрихтовал» подручными предметами до степени трупа.

Сильный князь долго сопротивлялся и наконец окровавленный и изрубленный упал.

Нападавшие вновь спустились в подвал, отпраздновать победу, пить вино хмельное.
Славно потрудились!

Однако, могучий князь очнулся и пытался скрыться. Но это ему не удалось, его обнаружили по кровавому следу или стонам. Здесь ему и отрубили руку.

Фото из интернета. Картина Кириллова, «Убийство Андрея Боголюбского».

Перед смертью князь произнёс:
«Господи! В руки твои предаю дух мой….».

Вот в этой лестничной башне и растерзали «первого российского самодержца», Боголюбского.

Плохо закончили и участники заговора, убийцы. Все они были казнены следующим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, младшим братом Андрея.

У сыновей Андрея тоже с княжением как-то не заладилось. Все четверо сыновей умерли или погибли в походах. Один из них, Юрий успел даже побывать мужем знаменитой грузинской царицы Тамары и погиб в борьбе за власть в Грузии.

Короче, все умерли…

А как же развивались события сразу после убийства А. Боголюбского?

Владимирцы кинулись сразу грабить хоромы князя и княжеских приближенных, «чиновников».

А пограбить там было что!

Бесчинство и пьяный разгул продолжались долго. А меж тем о бывшем всесильном князе, вернее, об его теле лежащем на улице как-то все позабыли. Недосуг.

По легенде хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Через пару дней тело было перевезено из Боголюбово во Владимир, где и было отпето настоятелем Владимирского собора.

Высшее духовенство на службе не присутствовало, видимо, сочувствуя заговору. Понятно, что не было и бояр.

Люд владимирский когда увидел похороны, то даже устыдился и протрезвели многие.
Ведь ничего кроме добра простые горожане от своего князя не видели.

Боголюбский монастырь: бывший замок Андрея Боголюбского, где хранится икона Божией Матери

В слиянии рек Клязьмы и Нерли раскинулся один из известнейших монастырских комплексов нашей страны – Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области.

Уникальность его в том, что располагается он частично в светских зданиях – бывших покоях великого князя Андрея Боголюбского.

Небольшой городок Боголюбово входит в Золотое кольцо России, а храмы и старинные постройки находятся под охраной всемирной организации ЮНЕСКО.

  1. История монастыря
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Восстановление и реставрация
  5. Современное положение
  6. Архитектура и убранство
  7. Внешний вид
  8. Внутреннее оформление
  9. Святыня храма
  10. Архитектурный ансамбль
  11. Боголюбский собор с колокольней
  12. Остатки дворца Андрея Боголюбского
  13. Благовещенская церковь
  14. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
  15. Надвратная колокольня
  16. Богослужения
  17. Посещения
  18. Как добраться до монастыря
  19. Как добраться
  20. Где остановиться
  21. Видео

История монастыря

Монастырь в Боголюбово — один из самых старых: ему более 8 веков. Вместе со всей страной монахи переживали все значимые события нашей истории. Не обошли обитель стороной и набеги врагов, и кровавые войны, и смертоносные болезни, но после любых бед монастырский комплекс возрождался монахами и прихожанами.

Возведение и основание

Древняя легенда гласит, что в 1155 году через эти места проезжал сын Юрия Долгорукого великий князь Андрей. Неподалеку от Владимира ему пришлось заночевать, так как лошади отказывались идти дальше. С собой у Андрея была икона Божией Матери, перед которой князь молился. Ночью явилась ему Пресвятая Богородица и велела построить на этом месте храм.

Читайте также:
Елисаветинский монастырь в Минске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Князь Андрей Боголюбский славился своим благочестием и богопочитанием, за что и получил свое прозвище. И, конечно, он исполнил приказание — начались строительные работы. А в память о видении повелел написать икону, которая изображала Богоматерь и в последующие века прославилась многими чудесами исцеления от болезней и защиты от эпидемий чумы и холеры.

Рядом с собором Андрей приказал построить крепость и двухэтажный дворец, который стал основной резиденцией князя. Чуть позже при храме был организован монастырь.

Постепенно поселение разрослось и стало городом.

Княжеский замок в Боголюбове был древнерусским духовным и политическим центром: здесь Великий Князь принимал послов, поражая их великолепием и богатством убранства покоев и церквей. Здесь же решались важные государственные вопросы.

Андрей Боголюбский был мудрым, справедливым правителем, боролся за объединение русских земель. Не всем боярам это нравилось: летом 1174 года они собрали заговор и зверски убили князя. Место смерти в лестничной башне сохранилось до наших дней.

Историческая судьба

Монастырь существовал и действовал и после кончины своего основателя. Несколько раз обитель грабили и разрушали. Но снова и снова он восстанавливался силами монахов и жертвователей.

В разные годы были построены:

  • Благовещенская церковь в 1683 году;
  • Рождественский собор в 1751 году;
  • Надвратная колокольня – 1841 год;
  • Боголюбский собор в 1866 году.

В XIX веке в монастыре наблюдался духовный расцвет: увеличивалось количество монахов, возводились новые постройки, хозяйственные корпуса.

С самого возникновения храма в Боголюбово сюда приезжали молиться самые высокопоставленные деятели: и светские, и духовные. Здесь любили бывать известные и могущественные в те времена патриархи русской церкви. Нередко заезжал на монастырский двор и святой князь Александр Невский, здесь же его и отпевали после смерти.

Почетными богомольцами были Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Знаменитый Андрей Рублев, когда расписывал собор во Владимире, также приезжал в монастырь.

Не обошли обитель своим вниманием и российские правители. А царь Федор Иоаннович подарил монастырю свой наперстный крест для украшения Боголюбской иконы Божией Матери. Почтили своим посещением храмы монастырского комплекса Петр I, многие великие князья и последний российский император Николай II с семьей.

После революции 1917 года некогда богатые храмы были разорены, колокола разбиты, монахи разогнаны. В монастырских постройках размещались больница, школа, почтовая служба, отделение милиции, даже консервный завод. В церквях, утративших былое величие, разместили склады. Официально Боголюбский монастырь был окончательно закрыт летом 1923 года.

Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря находился учебный центр по подготовке новобранцев.

Восстановление и реставрация

Запустение продолжалось до 1991 года, когда часть построек была передана Православной церкви, и началось восстановление обители.

В 1997 году для возрождения церковной жизни из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря переселились 63 монахини. Всего за одно лето они оштукатурили и покрасили снаружи собор Боголюбской иконы Божией матери.

Под руководством опытных реставраторов была восстановлена роспись собора, выложен гранитом пол, мрамором отделаны солея (возвышение перед иконостасом), алтарь и престол.

Были отлиты и новые колокола взамен утраченных. Самый большой колокол весит 8 тонн.

У монастырских стен в честь иконы Божией матери выстроена часовня с двумя купелями: для служителей монастыря и для мирян. Купание в местной воде считают исцеляющим тело и душу.

Стараниями обитателей монастыря была проведена огромная работа:

  • замощена площадь перед Рождественским собором;
  • отреставрированы храмы снаружи и внутри;
  • заново покрашены купола церквей;
  • построены гостиница для паломников и здание детского приюта;
  • оборудован скотный двор с сенохранилищем;
  • отреставрирована старая монастырская баня;
  • восстановлены угловые башни;
  • поставлены новые ворота, главные из которых украшены аркой и иконами;
  • территория очищена от мусора, разобраны ветхие полуразрушенные постройки;
  • разбит фруктовый сад и огород;
  • заасфальтированы дорожки.

Современное положение

В настоящее время в монастыре проживают 170 сестер. Жизнь в обители протекает спокойно и размеренно. Монахини выполняют различные послушания: работают в хорошо оборудованных швейной и иконописной мастерских, продолжают восстанавливать постройки монастырского двора, обеспечивают жизнедеятельность монастырского комплекса.

Архитектура и убранство

Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области поражает своей грандиозностью и торжественностью. На сегодняшний день это самый крупный из монастырей Владимирской области.

Внешний вид

Изначально загородная резиденция задумывалась Андреем Боголюбским как хорошо укрепленная крепость с толстыми стенами, бойницами, боевыми башнями. Замок был обустроен по примеру западно-европейских: он был окружен по периметру земляными валами и рвом с водой.

Центром дворцового ансамбля был белокаменный Рождественский собор. Он был богато украшен резьбой по камню и имел позолоченный купол. С собором башнями и переходами был связан княжеский замок так, чтобы Андрей мог перейти прямо в храм, не выходя из дворца.

Площадь перед воротами в замок была замощена камнем, и на ней стоял киворий – каменный шатер над чашей со святой водой. Он располагался на том самом месте, где князю явилась Богородица.

Возведенные позже церкви являются типичными образцами русско-византийского зодчества: белокаменные стены, золоченые или голубые купола.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство церквей было не менее впечатляющим: иконы в золотых окладах, богатая настенная роспись. Церкви в Боголюбово Владимирской области мастера расписывали по подобию фресок Андрея Рублева.

Читайте также:
Старцы Псково-Печерского монастыря: современные и великие, в чем помогают и как к ним доехать

Своды храмов поддерживаются колоннами, раскрашенными под мрамор, в окнах – витражи удивительной красоты. В нишах располагаются иконы, отделанные драгоценными камнями.

Святыня храма

Главная святыня монастыря – Боголюбская икона Божией Матери. Богородица изображена на ней так, как увидел ее князь Андрей: со свитком в руке и ликом, обращенным к Христу. Эта одна из древнейших русских чудотворных икон считается символом Святой Руси. Сейчас она хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а в большом соборе находится чудотворная копия конца XIX века.

По традиции 2 июня ежегодно совершается крестный ход с Боголюбской иконой во Владимир, и целый месяц монахини со священнослужителями из обители носят святыню крестными ходами по всем приходским храмам, где служатся молебны. Затем торжественно возвращаются в монастырь накануне дня памяти Боголюбской иконы.

Архитектурный ансамбль

Как уже говорилось, за 800 лет своего существования монастырский комплекс много раз перестраивался и достраивался.

Боголюбский собор с колокольней

Самый большой храм комплекса — Боголюбский собор. Построен он был в 1866 году по чертежам архитектора Тона, который до этого строил Храм Христа Спасителя в Москве. В соборе одновременно могут молиться около 5 тысяч верующих. Именно здесь хранится список главной святыни Боголюбова – Боголюбская икона.

Остатки дворца Андрея Боголюбского

В архитектурный ансамбль входят строения, возведенные в основном в XVIII-XIX веках, но со времен князя Андрея Боголюбского сохранился пролет стены княжьего замка с лестничной башней, где был убит Боголюбский.

Благовещенская церковь

Вдоль южной монастырской стены расположена Благовещенская церковь. Она была построена в 1683 году на месте церкви великомученника Леонтия, которую возвели еще при жизни Великого Князя. Изначальный вид храма не сохранился, так как в начале XIX века он был полностью перестроен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рождественская церковь была центром резиденции князя Андрея. Для постройки храма были приглашены более 20 мастеров из разных стран. Этот собор не уступал по красоте убранства и архитектуре дворцам царя Соломона. Свет проходил через узкие окна, падал на блестящий пол, отражался от золотых подсвечников и украшенных драгоценностями одежд священников. От этого казалось, что церковь сияет. Такое впечатление производил собор на гостей князя, которых он обязательно приводил на хоры полюбоваться таким великолепием.

В конце XVII века было принято решение расширить окна, чтобы вставить стекла и впустить в собор больше света. После такой реконструкции храм простоял чуть больше 20 лет и рухнул.

В 1756 году собор восстановили, а спустя полтора века расписали изнутри стены и купола старинного сооружения.

Надвратная колокольня

При жизни князя Андрея была построена и надвратная церковь в честь святого Андрея Первозванного. В XVIII веке ее разобрали и позже построили на этом месте трехъярусную колокольню высотой 58 метров. На первом этаже были святые ворота, на втором — храм Успения Божьей Матери, а на самом верху — звонница с колоколами.

Также в комплекс входят келейные корпуса, где размещаются сестры-монахини, Иустиновский корпус, дом архимандрита, хозяйственные постройки, монастырская гостиница для паломников.

Богослужения

В Свято-Боголюбском женском монастыре службы проводятся ежедневно в 6.00 и в 16.00. По праздникам действует особое расписание, которое можно посмотреть в обители или на официальном сайте церкви в Боголюбово.

Посещения

Церкви открыты для туристов и паломников. Вход бесплатный, но можно оставить пожертвования.

Обитель можно посетить в составе группы в ходе экскурсии по Золотому Кольцу. Хотя никакого труда не составит доехать туда самостоятельно, чтобы спокойно, без спешки осмотреть древние места, окунуться в купели с чудотворной водой, отдохнуть и полюбоваться архитектурой и природой этих мест.

Как добраться до монастыря

Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.

Как добраться

Доехать до обители несложно.

  1. До Владимира на поезде с Курского вокзала. Этот путь занимает от полутора часов до двух с половиной. Оттуда на местных маршрутах от Владимирского хлебозавода до Боголюбово.
  2. На автобусе — со Щелковского вокзала.
  3. На автомобиле — по трассе М7 мимо Владимира и далее по указателям Нижний Новгород – Боголюбово.

Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.

  1. На электричке до Вязников и Коврова. Ехать всего 4 остановки. Далее от вокзала — пешком.
  2. На автобусе. Несколько маршрутов идут мимо центра на Соборную площадь примерно каждые полчаса.

Где остановиться

Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в городе Серафимович

Женская обитель, расположенная в городе Серафимович (Волгоградская область), который ранее назывался Усть-Медведицкой донской станицей. Основание монастырского комплекса произошло в середине XVII столетия, возведение благословил преподобный патриарх Иоаким. Сегодня женская обитель полностью восстановлена после репрессий и угнетений большевистского периода, здесь проживают добродетельные монахини.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Крапивниках: описание и адрес храма, история и святыни, расписание богослужений, как добраться

История обители

Монастырь считается самым посещаемым религиозным местом на правом берегу Дона. Его называют исторической жемчужиной края: постройки напоминают о духовном призвании, а стены своей белизной вызывают непомерный архитектурный восторг.

Своему первичному основанию обитель обязана донским казакам, заложившим первый камень в 1638 г. Так как монгольские неприятели совершали постоянные набеги на сооружение, монастырь решили перенести в более укрепленную местность. Второе строительство состоялось в период с 1652 по 1665 год.

Освящение новоявленного комплекса состоялось только в 1670 г., обитель получила название Преображения Господня. Архитектором сооружения являлся игумен Исайя, ему помогали три почетных старца.

Читайте также похожие статьи:

В 1752 г. на Пасху воды Дона вышли из берегов и затопили Усть-Медведицкую обитель, она фактически полностью ушла в речное пространство. Монашеская братия приняла решение о переносе строений дальше от берега и на более высокую местность. Через семь лет комплекс был вновь полностью восстановлен.

Преобразование в женскую обитель

В 1785 г. мужская обитель стала женской при содействии атамана А. Иловайского, отличившегося в баталиях против Турции и Польши. В монастырь пришли на служение четыре десятка монахинь, настоятелем являлся батюшка В. Михайлов. Первой игуменьей женского монастыря назначили матушку Марию (Карпову).

Деятельность монахинь регулировал батюшка В. Михайлов, которого назначил епископ Тихон III. Однако женская обитель действовала только несколько лет, Екатерина II в 1788 г. издала указ о закрытии нескольких комплексов Воронежской епархии. Открытие монастыря произошло осенью 1789 г., сюда стали принимать вдов и девочек-сирот. Руководила общиной та же матушка Мария, которая скончалась в 1827 г., её место заняла игуменья Августа. Новая настоятельница руководила монастырем восемь лет, в этот период здесь стали принимать дочерей донских казаков.

В 1835 г. игуменья Августа покинула бренный мир, её место заняла матушка Афанасия. В этот период Синод обновил письменный указ о правах Преображенской обители (первый экземпляр был создан еще в 1789 г.) Второе издание законодательного постановления исключило позиции, которые обеспечивали монастырскому комплексу содержание за счет государства. За монахинь вступился архиепископ Игнатий, возглавлявший в тот период Воронежскую епархию. Святитель лично составил положение в пользу общины и передал письмо царю. Николай I, рассмотревший прошение, восстановил насельниц в их государственных правах.

Интересно! В истории сохранилась легенда о том, что С. Разин (известный донской казак, возглавивший крупнейшее до XVIII в. восстание на территории Отечества) угрожал разорить монастырский комплекс. Однако Господь воспрепятствовал атаману совершить злодеяние. В день запланированной атаки поднялась сильнейшая буря, которая не позволила войскам Разина переправиться через Дон. На утро этот человек раскаялся в стремлении навредить Божьему дому, он сделал дорогие пожертвования обители в знак своей признательности.

Дальнейшая история

Наставница Афанасия умерла в 1847 г., игуменство перешло к матушке Вирсавии. Под управлением последней на территории монастырского комплекса воздвигли двухъярусную трапезную, увеличилось число монахинь. Матушка Версавия скончалась в конце осени 1863 г.

  • Монастырь достиг наивысшего расцвета при настоятельнице Арсении, родившейся в богатой семье донского купца и получившей достойное образование. В миру игуменью звали Анной, в 17-летнем возрасте отец отправил её в обитель. Девушка отличалась рассудительность, кротким нравом и любовью к труду. В 1854 г. Анна приняла постриг с именем Арсении. В начале 1864 г. матушка стала настоятельницей женского монастыря, в этом чине она служила до 1905 г.
  • При Арсении обитель превратилась в большой духовный центр епархии. На территории открыли школу для девочек, где обучали грамоте и наукам; устроили библиотечный корпус, а также студию для занятий живописью. Монастырский комплекс обогатился домами для священников, двухэтажными монашескими корпусами, хозяйственными помещениями, произошло обновление подворья, за оградой построили паломническую гостиницу.
  • В 1867 г. настоятельница Арсения распорядилась начать воздвижение женского училища, где имели возможность получить образование дети разных сословий. Преподавание материала было бесплатным, оно длилось четыре года. Здесь девочек обучали Закону Божьему, церковнославянскому и русскому языку, математике, истории, географии. Образовательное учреждение существовало до 1918 г.

Игуменья лично создала несколько красивых икон, до настоящего времени сохранилась только одна, её название — «Плащаница Христа». В 1871 г. матушка-настоятельница испросила у архиепископа Платона благословение на постройку в обители Казанского собора. План здания создал московский архитектор И. Горностаев, строительство окончили в 1885 г., а в сентябре храм освятили.

Трудный период и новое время

Обитель официально закрыли в 1928 г., нескольких насельниц отправили в ссылку. Оставшиеся монахини учредили сельскую коммуну и купили дом, где могли жить и молится. Они старательно зарабатывали деньги на пропитание.

После закрытия на монастырской территории организовали колонию для несовершеннолетних преступников. В период с 1942 по 1943 год. здесь располагался военный штаб генерала Н. Ватутина. Женскую обитель в значительной степени разрушили бомбардировки немецких войск в битвах за Сталинград.

В Казанском храме монастыря действовал пионерлагерь, зерновой склад, а спустя время и птицефабрика. Позже грубым способом демонтировали электростанцию в Казанском соборе: строение взорвали так, что остались только голые стены и мраморные колонны.

Читайте также:
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Возрождение монастырского комплекса началось в 1992 г. Первыми насельниками значились три иеромонаха, несколько послушников, а также два иеродиакона. Братия осуществила ремонт кровли некоторых строений, отреставрировала перекрытия.

Ещё интересные статьи о православии:

С территории убрали оставшиеся элементы электростанции, монахи починили хозяйственные строения, возродили пещеры, благоустроили домовой храм, а также воздвигли настоятельские покои с трапезной.

Женская община вернулась в монастырь в 2001 г., настоятельницей назначили матушку Георгию. Эта группа монахинь прибыла в обитель из Украины. Открытие и освящение Казанской церкви состоялось в начале осени 2012 г., реставрация собора заняла более двух десятков лет. В 2002 г. в нижнем ярусе восстановили храм, освященный в честь Арсения Великого. Преображенскую церковь строили в течение десяти лет, в это же время на территории воздвигли часовню Серафима Саровского.

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Архитектурная композиция

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

  • Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
  • Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.

Как добраться

Женский монастырь находится на юго-западе Серафимовича, на улице Преображенская, дом № 7. Чтобы добраться из Волгограда до Божьего дома, необходимо ехать по трассе Р-22. Время поездки на личном автомобиле — примерно 4 часа.

Обитель открыта для каждого желающего, богослужения совершаются ежедневно с 7:30 до 18:00.

На заметку! На территории располагается паломническая трапезная, разрешено делать фотоснимки внешнего облика строений.

Обитель, построенная казаками, изначально являлась духовным оплотом донского казачества. Пережив немало суровых испытаний, монастырский комплекс продолжает возрождаться и ежедневно открыт для посещения православными людьми. Паломники приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой, живописными местами, а также воочию увидеть чудотворный камень Пречистой Девы.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Мiръ Россия Волгоградская область Серафимович Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь был основан 1638 году как донской “Межигорский монастырь”, предназначался для донских казаков.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Храмы
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и расчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало “коммуну”. Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места.

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

Храмы [ править ]

  • Собор Казанской иконы Божией Матери

Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.

В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря.

С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен , гроб игуменьи Арсении был вскрыт, тело ее оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.

В настоящее время Собор Иконы Божией Матери Казанская в Спасо-Преображенском Усть-Медведицком монастыре – это верхний храм Казанской иконы Божьей Матери и нижний храм пр. Арсения Великого.

  • Церковь Спаса Преображения

Необыкновенной красоты храм с 33 куполами (по числу лет земной жизни Христа) появился в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в городе Серафимовиче Волгоградской области. Возведение храма в честь Преображения Господня началось по инициативе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в 2003 году.

При составлении проекта прототипом этого храма послужил Преображенский храм в Кижах, который также является деревянным и многокупольным (33 купола с крестами).

Праздничная церемония освящения храма Господня с 33 куполами состоялась 7 сентября 2014 г.

В честь открытия храма в монастыре состоялся праздник, в котором приняли участие около 10 тысяч паломников. Во время торжеств, в храме пели певчие из Киево-Печерской лавры. Литургию исполняли редким Киевским распевом Х века.

Святыни [ править ]

  • Монастырские пещеры

10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.

Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.

Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсении. По преданию, игуменья Арсения молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

  • Арка-звонница

На этом месте, тогда ещё в мужском монастыре, стоял каменный храм с середины 18-го века. В 1934 году он был взорван и осталась только арка. Игумения Георгия решила переделать оставшуюся арку под звонницу.

На территории монастыря есть грот в память о стойкости грузинской святой Шушаники.

  • Могила семи святых монахинь

В 2014 году в монастырь перезахоронены с городского кладбища города Серафимовича останков семерых монахинь — Анимаиды, Афанасии, Варсонофии, Евфалии, Евфрасии, Надежды, Раисы. Эти монахини жили в монастыре до 1928 года.

  • Источник

Существовал ещё при игумении Августе. Остался фрагмент лестницы к источнику, которая была построена около 1830 года.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Путешествуем по святым местам Волгоградской области: трехвековая обитель и Монашкин камень

30 июня 2016 15:40

Увидев в интернете фотографии великолепнейших церквей и благодатной обители, я твердо решила для себя, что обязательно должна побывать в Серафимовичском монастыре. И как только выдался свободный денек, отправилась в путешествие.

Два поворота в рай

Добраться туда несложно: сначала едем от Волгограда до Михайловки, а там сворачиваем на Серафимович. Всего 260 километров.

На самом деле монастырь называется Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский. До 1933 года город Серафимович был Усть-Медведицкой казачьей станицей войска Донского. Отсюда и историческое название монастыря.

Два поворота налево по указателям на западном краю Серафимовича, и перед нами открывается поистине божественный вид: на правом берегу Дона сияют на солнце храмы, утопающие в цветах и зелени, и только звон колоколов изредка нарушает тишину и покой.

Сегодня монастырь практически полностью отреставрирован и заселен монашками. Хотя за четыреста лет его перестраивали и отстраивали после войн, потопов и советских устоев несколько раз. В какое-то время в обители даже располагалась тюрьма, потом пионерский лагерь, а чуть позже – местная электростанция. И только в 1992 году его благословили на возрождение.

По приезде первым делом идем в церковную лавку – от ворот прямо, никуда не сворачивая. Во-первых, здесь можно купить все, начиная от свечей, сувениров и икон до платков ручной работы. А еще всевозможные святыни, которые лечат от бессонницы, головных болей и других болезней. Во-вторых, если вы приехали неорганизованной группой, здесь можно у старшего лавки попросить провести для вас экскурсию. Идем вдохновляться.

Четыре жемчужины

На территории монастыря сегодня расположено несколько храмов. Самый большой – Казанский собор. Большую лепту в становление храма внесла матушка Арсения. 11 лет ушло на его возведение, и в 1885 году он был готов. Средства собирали буквально по крупицам со всего мира. Например, колонны храма, поддерживающие его изнутри, доставили из Венеции, а обработали в Петербурге. В наши дни за эти колонны немцы предлагали заасфальтировать все дороги Серафимовича, но администрация города отказала предприимчивым европейцам.

Про историю храма в деталях вам с удовольствием расскажут в самом монастыре, а также обо всех чудесах, которые здесь случались. Кстати, там даже есть специальная тетрадка, куда люди записывают свои чудные истории и исцеления после посещения монастырских святынь. А еще уникальные пещеры, история которых насыщена загадками. О них вам тоже поведают. Вход в пещеры расположен в нижней части храма Казанской иконы Божией Матери в притворе церкви Арсения Великого.

Третий невероятной красоты храм – храм Преображения. 33 купола – в честь земной жизни Спасителя, блестят на солнце так, что невозможно отвести глаз.

Четвертый храм обители – Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящен совсем недавно, в июле 2015 года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.

Помимо красивых храмов, на территории обители много всевозможных построек и для самих жителей монастыря, и для паломников. Есть даже небольшой водопад и много-много цветов. Трудами матушек и сестер обители каждый уголок монастыря согрет любовью и заботой.

Святыни

Общая длина – около 165 метров. Есть две версии их появления. Основная – их со своими духовными дочерьми вырыла игуменья Арсения. Главный ход пещер она назвала «Крестным путем Спасителя», другая часть – все, что вокруг – «Страстным путем Божией Матери». По другой версии, они были вырыты задолго до строительства Казанского храма.

Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Перед спуском монахини любезно напоминают правила поведения в святом месте.

Кстати, все пещеры имеют направление в гору на юг. Ходы узкие – едва расходятся два человека. По пути встречаются ниши, где хранились иконы, воспроизводящие путь Христа на Голгофу.

Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

Есть легенда, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона и по нему можно было перебраться в Монастырский лес на другой стороне реки. Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы.

В одной келье пещеры находится святой камень Пресвятой Богородицы, его еще называют Монашкин камень. Это глыба, на которой отпечатались женские ладони и колени.

По преданию, игуменья Арсения молилась на нем, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица.

Именно к этой святыне за помощью и верой едут тысячи паломников со всех уголков света. Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нем освящают иконы и нательные кресты. Случаев исцеления верой после посещения святыни к сегодняшнему дню зафиксировано множество. Особенно охотно помогает камень женщинам, отчаявшимся забеременеть.

НА ЗАМЕТКУ

Храмы открыты ежедневно с 7.00 до 20.00. Но в верхний этаж храма Казанской иконы Божией матери туристов пускают только на время богослужения.

Экскурсии по территории монастыря проводятся регулярно по просьбе прихожан и посетителей. Для этого надо обратиться к старшему в церковную лавку.

Экскурсии в принципе бесплатные, но пожертвования приветствуются. Большинство символически платят по 100 рублей, и только взрослые.

Как найти

Волгоградская область, город Серафимович, улица Преображенская, 7.

Телефоны: +7 (903) 371-70-49, +7 (84464) 4-45-44.

Как добраться

На машине 250 километров. Расход топлива – 25 литров.

Автобус Волгоград – Серафимович ходит 7 раз в день. Цена билета – 450 рублей в один конец.

От автостанции в Серафимовиче до монастыря можно добраться на такси за 100 рублей, на единственном автобусе, который курсирует по городу и ходит раз в час, или пешком (от остановки ДРСУ 30 минут).

Где остановиться

В Серафимовиче есть две гостиницы – «Пристанская» и «Лазоревая». Их уровень остался в Советском Союзе, а цены рыночные – от 500 рублей. Турбаза «Донские просторы» – от 550 рублей в сутки номер эконом-класса.

Материал подготовлен в рамках проекта “Места знать надо!”

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Это – рассказ путешественницы Светланы из Ростова-на-Дону, члена Клуба любителей Шевроле-Нивы (на форуме автолюбителей-шнивоводов она под ником Kusha69).

По пути на Медведицкую гряду в компании таких же автопутешественников она посетила удивительное место Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. И теперь делится своими впечатлениями с читателями сайта Дороги мира.

Прикосновение к чуду

В день отъезда в наше путешествие по Волгоградской области сижу на работе, и как добросовестный, трудолюбивый работник, в предвкушении поездки, листаю картинки в Одноклассниках. Вижу картинка – «Церковь с 33 куполами, такого чуда никто не видел». Никто не видел? Мы увидим. Решение принято, мы заезжаем в монастырь.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь основан по разным источникам примерно в 1638-1652 годах. Сначала он был мужской, а в 1784 стал женским.

Когда входишь в монастырь, в первую очередь видишь магазин, и конечно все, кто приехал в монастырь с мыслью поглазеть, идут в первую очередь туда за чем-то им, наверное, нужным. Товара в магазине много: начиная от свечей, книг, крестиков, заканчивая резными иконами. Я купила себе свечек, а всякие там иконки для машины и крестики у меня уже есть. Хотя в магазине услышала, что этот монастырь необычный и всё купленное здесь имеет особую священную силу (ну не верю я, что купленное имеет какую-то силу – коммерция есть коммерция, жить им на что-то надо). Я спросила: «А где тут свечки ставить?» На что мне монахиня ответила: «В храме Казанской Божией Матери». Так вот свечки были мной приобретены для посещения главного храма.

Монастырь более чем ухожен.

Дизайн, именно дизайн – на высшем уровне.

Цветы, камни, водопад – красота.

Церковь Преображения Господня, которая с 33 куполами (по числу лет жизни Христа на земле) была закрыта. Обидно.

Церковь с 33 куполами. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Церковь с 33 куполами

Но издалека сияла куполами на солнце и поражала своей необычностью и красотой.

Вид с холма, на котором расположен монастырь, тоже не поддается описанию. Дон, степи, леса – дух захватывает.

Что действительно велико духовно и больше всего впечатляет и запомнилось – так это Храм.

Как и половина монастыря, часть храма на ремонте.

Монахини с любовью благоустраивают территорию монастыря

На входе, на лесенке, как я понимаю в главный зал храма, висит табличка «Храм на реконструкции» и чуть ниже – табличка со стрелочкой «В храм» и мы пошли по направлению стрелочек. По стрелочкам спустились в подвал. Налево вход в большой зал, прямо вход в пещеры, перед пещерой табличка: «30 мин.».

Подвал – это, наверное, временное замещение главного зала (я не знаю, как называется главный зал в церкви), где висят иконы, а под ними стоят большие подсвечники, в которые тыкают свечи за здравие и упокой (куда я поставила купленные свечи). Так вот что меня поразило и потом мы это обсуждали, пока ждали очереди в пещеры: в храме, т. е. в его подвале на стенах никакой росписи, всё побелено и всё чистое (без копоти) – даже потолки. Иконы висят простые, оклады мне почему-то не запомнились (я так думаю что они или просто деревянные или иконы вообще просто под стеклом, что на этом даже взгляд не остановился, и в памяти не запечатлелось). Подсвечники такие же, как и во всех церквях, но свечек там немного, по 3-5 на каждом. Но больше всего меня поразил воздух – свежий, прохладный, чистый, прозрачный. Поискали с мужем глазами какую-нибудь вентиляцию или что-то подобное – не нашли, и дружно решили, что просто в те времена, когда строили, архитекторы и строители знали какие-то секреты и строили качественно и для себя, а не для людей.

Подошли Марина с Саней и уговорили нас подождать и всё-таки попасть в пещеру. Мы сели на лавочки возле входа в пещеру и стали ждать. Моему мужу стало скучно, и он стал вертеть табличку с надписью «30 мин.». На другой стороне таблички оказалась надпись «15 мин.». Ну, естественно, мы стали искать жертву кто же пойдет к монахине, что бы узнать, когда начались 30 мин. и когда можно попасть в пещеру. Марина узнала, что в пещеру можно будет попасть: «Когда соберётся народ». Мы сидим минут 20, а народа нет и нет. Вдруг откуда ни возьмись набежала толпа, то ли экскурсия приехала, то ли просто собрались.

Подошла монахиня (50-55 лет, в своеобразном головном уборе, платье и фартуке – головной убор поразил, я всё его стояла рассматривала, пока она говорила – капюшон с попоной (или как там называется эта косынка), сшитый по контуру головы, с дыркой для лица, дырка отстрочена тесьмой, причем явно на промышленной машинке, от ушей завязочки для того чтоб капюшон не спадал на лицо, хотя при разговоре она его постоянно поправляла) и спросила: «У всех есть свечи для входа в пещеру?» Её голос! Высокий, нежный, певучий, не соответствующий её внешнему облику. Естественно у нас свечей не оказалось, но проблема решались очень просто: «Можете купить у меня». Когда покупали свечи, она порекомендовала взять больше, чем по одной на человека. Мы пошли ко входу в пещеру, а монахиня опять куда-то таинственно растворилась.

Вернулась она минут через 10, народу собралось уже полный тамбур. «Перед входом в пещеру висит свеча – от неё зажигаете свои свечи и проходите по пещере. Держитесь правой стороны, когда заходите и выходите, чтоб не было столпотворения. И не мешать людям, которые заходят или выходят. В комнату с камнем заходит 4 человека, а потом один выходит и заходит сразу следующий. Когда идёшь по пещере нужно читать молитву Пресвятой Богородице. Все знают молитву?» (все промолчали). Она посетовала о том, как можно не знать такую молитву. Прочитала несколько строк молитвы и продолжила: «Ну, тогда, кто не знает молитву, просто молитесь и заходите с чистыми мыслями, потому что Господь всё слышит. Камень имеет целебные свойства, раньше мы записывали все чудеса, потом перестали, а сейчас вроде опять нам пишут люди и чудеса записываются, но я этого не знаю. Не знаю. Не знаю» (качая головой).

Она повернулась, прошла вглубь пещеры, увидела на двери большой амбарный замок и вспомнила, что ключи она где-то оставила и опять ушла. В этот раз она вернулась быстро и продолжила: «Вот тут зажигаете свечу, проходите за мной. Подходите к камню дважды креститесь, прикасаетесь лбом к камню, ещё раз креститесь и выходите, как уже говорила по правой стеночке. А свечечки когда выйдете, потушите, никуда не девайте, они тоже целебные. У нас одна женщина каждые полгода приезжает и по 10 штук увозит. Мы спросили «Зачем?», она ответила, что когда ей плохо или давление повышается, она зажигает дома свечу и ей сразу становится легче». Тогда мы и поняли, почему она порекомендовала взять больше свечей.

И, наконец, мы пошли в пещеру. Узкий проход, сквозняк, свечу надо было прикрывать рукой, чтоб не потухла. Холодно, именно холодно, а не прохладно. Освещение только от свечи, что в руках. Стены каменные, гладкие, когда к ним прикасаешься – ледяные, темно-коричневого цвета (ну так показалось при свете свечи). Жуть. Проходы в другие коридоры огорожены верёвочкой.

Комната с камнем размером примерно 2х2. Посередине на постаменте камень – прямоугольный, на верхнем основании четыре вмятины, причем прямо видно ладони с пальцами и ноги, в районе коленей вдавлено сильней. На нём игуменья Арсения молилась. На стене иконы, кажется три штуки, а по бокам икон горят свечи. Каждый подходит, крестится, стукается лбом, крестится и выходит – своеобразный поток людской. Монахиня берёт свечи подержать, чтоб они не мешали при преклонении.

Когда находишься в пещере, на тебя действительно наваливается ощущение ответственности, и веры во что-то сверхъестественное, в какое-то чудо. Стараешься думать только о хорошем, всех простить. Выходишь из пещеры, сердце стучит, дыхание учащённое и на мир смотришь другими глазами – светлее всё становится (а может просто из темной пещеры вышла), но ощущение чуда остается.

Вот так и получилось – ехала на одно чудо посмотреть, а получила другое.

P.S. Это — рассказ читательницы (а теперь — и ещё одного соавтора) этого сайта, ростовчанки Светланы, известной в среде любителей «Нивы-Шевроле» и ралли на внедорожниках под ником Kusha69. Вы также можете почитать цикл рассказов Светланы о Таиланде. Увлечения Светланы: путешествия и покатушки по грязи.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Светлана Kusha69, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Схожие записи:

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (6 фото)

История монастыря богата событиями и трагична. Созданный в 1652 г., спустя 100 лет под Пасху 1752 г. при разливе Дона, он целиком сползает в воду и разрушается. К 1759г. монастырь отстраивается заново. В 1863г. настоятельницей монастыря становится Арсения, с именем которой связан его небывалый расцвет.

В 1874 г. под монастырем были выкопаны подземные ходы длиной 150 метров. С приходом советской власти монастырь закрывается.

После Великой Отечественной войны здесь размешают электростанцию, которую в конце 1960-х годов демонтируют с помощью взрывных работ, после чего от здания уцелели только стены и мраморные колонны. Мраморные колонны – особая ценность монастыря – они изготовлены и доставлены из Италии специально для этого монастыря.

С 1991 г. монастырь стал возрождаться, сначала как мужской, потом с 2002г. как женский.

В 1849 году 16-летняя дочь богатого помещика и знаменитого генерала Войска Донского Михаила Себрякова Анна ушла в монастырь и через 4 года была пострижена под именем Арсения.

Инокини с радостью приняли в свою среду умную, энергичную и изящную красавицу, которая не гнушалась никакой черной работы. Арсения все свое свободное время проводила в молитвах, чтении духовных книг и занятиях живописью, к которой имела большие способности. Так, Арсения собственноручно написала на холсте плащаницу и шесть больших икон.

В 1863 году по просьбе сестер, оценивших по достоинству ее великое трудолюбие и организаторские способности, Арсения становится во главе монастыря, который при ее управлении довольно быстро благоустраивается и преображается.

Под руководством матушки Арсении на территории монастыря был выстроен великолепно спроектированный академиком Санкт-Петербургской академии художеств И.И.Горностаевым храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, ставший духовной святыней донского казачества.

Стараниями матушки игуменьи в монастыре было открыто бесплатное четырехклассное женское училище, в котором преподавались Закон Божий, русский и славянский языки, география, арифметика и история государства российского. Были организованы школа живописи и библиотека, сооружен пещерный комплекс по подобию пещер Киевско-Печерской лавры.

За свое образцовое управление Усть-Медведицким монастырем в течение 40 лет игуменья Арсения получила награды. Знак Красного Креста за русско-турецкую войну в 1877-1878 гг. Медаль в память царствования императора Александра Ш. Библия, выданная матушке Арсении в 1905г. из Синода в качестве поощрения за создание монастырского училища. Наперстный крест и крест с драгоценностями, пожалованный матушке Арсении из кабинета Его Величества Государя Императора.

Особая реликвия монастыря – камень с отпечатками коленей и ладоней Богородицы, который обладает чудесным свойством исцелять искренне молящихся на нем.
История Серафимовичского района тесно связана с историей донского казачества. Станица Усть-Медведицкая – такое название имел город Серафимович до 1933 года – являлась столицей 6-го казачьего корпуса Войска Донского. Сама станица была основана в ХVI веке – первое письменное упоминание о ней относится к 1595 году. Примечательно, что станица была отмечена в личном дневнике самим Петром Первым во время своего путешествия по Дону в Астрахань.

Согласно исследованиям археологов и историков, эти места были заселены племенами кочевников еще до татаро-монгольского ига. Казаки же стали здесь селиться с ХУ1 века. Не обошли эти места известные казачьи восстания под предводительством Кондратия Булавина и Степана Разина. Во время Гражданской войны именно у станицы Усть-Медведицкой происходили наиболее горячие столкновения между «красными» и «белыми».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: