Богородице-Рождественский монастырь во Владимире: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Адрес Богородице-Рождественского монастыря:600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 68
Адрес Богородице-Рождественского монастыря: http://monastery.vladimir.ru/
Телефоны Богородице-Рождественского монастыря: (4922) 42-12-06, 32-67-10
Как проехать к Богородице-Рождественскому монастырю: монастырь находится рядом с Вокзальной площадью. От вокзала подняться вверх по улочке вдоль стены Рождественского монастыря до Большой Московской улицы (справа будет гостиница “Владимир”), свернуть налево и дальше также вдоль стены дойти до входа в монастырь.
На автомобиле: из Москвы – въехать во Владимир, по главной улице мимо Золотых ворот, мимо Соборной площади доехать до Рождественского монастыря – монастырь будет справа. Чтобы припарковаться без проблем, нужно, как только проедете Соборную площадь, на первом светофоре свернуть направо на маленькую улочку, которая ведет к Дмитриевскому собору. Оставить здесь машину и пройти дальше к монастырю.
Посмотреть на карте яндекса:
Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире.

Сочинение краеведа К.Н.Тихонравова.
Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.

Оглавление

Владимирский Рождественский монастырь XII века, где почивали св. мощи В К. Александра Невского, по перенесения в С.-Петербург.
Сочинение Действительного Члена Археологических Обществ: Императорского С.-Петербургского и Московского Б.Тихонравова.
Город Владимир. 1869.

Оглавление

1. Этапы истории.

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, древнейший на Руси, был основан, согласно летописным свидетельствам, великим князем Всеволодом Большое Гнездо 22 августа 1191 года, при епископе Иоанне.

С самого основания монастырь занимал важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные архиерейские кафедры. До 1230 года монастырем управляли игумены, позднее была учреждена Архимандрия. Рождественская обитель стала называться «великой», а также «лаврою». С половины XIII до начала XIV века обитель считалась кафедральной для российских митрополитов.

23 ноября 1263 года, в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, почил мощами великий князь Александр Ярославич Невский, в схиме Алексий. Эта великая святыня оставалась в монастыре вплоть до 14 июля 1723 года, когда по высочайшему указу императора Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского были торжественно перенесены из обители в Санкт-Петербург.

Святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

В 1237 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергается полному разрушению, а его настоятель архимандрит Пахомий с братией принимают мученическую кончину.

В 1561 году, когда звание первого монастыря на русской земле окончательно закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь стал вторым по значению, а по устроению в Петербурге Александро-Невской Лавры – третьим. Однако, он по-прежнему оставался ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху.

В 1667 году настоятелю Богородице-Рождественского монастыря архимандриту Филарету греческими патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским дано было право носить мантию со скрижалями, именоваться «преподобнейшим» и употреблять за богослужением архиерейский жезл.

В 1607 году иждивением Ростовского митрополита Ионы над святыми вратами была возведена надвратная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, впоследствии упраздненная. Ее помещение было соединено с новым обширным храмом в честь Рождества Христова, построенным в 1866 году при Святителе Феофане Затворнике (Говорове), в бытность его Правящим архиереем Владимиреской епархии. Храм имел также придел в честь Иверской иконы Божиеи Матери, устроенный в память о временном пребывании этой московской святыни здесь во время войны 1812 года. Бывший же надвратный храм служил ризницей при новом.

В 1695 году в южной части монастыря, близ больничных палат, была устроена церковь в честь святого пророка и Предтечи Иоанна, который упомянут в Библии.

С 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, Богородице-Рождественский монастырь был обращен в резиденцию Владимирских архиереев.

Главным, соборным храмом обители являлся древний белокаменный храм во имя Рождества Богородицы. С севера от него находилась церковь святых мучеников Фотия и Аникиты, построенная в XVIII веке в другом месте и перенесенная на территорию монастыря в 1800 году. Подлинным украшением обители была шатровая колокольня с часами, находившаяся к западу от собора, на одной линии с ним.

Двухэтажный архиерейский дом с подвалом был построен в 1748 году епископом Платоном. При том же Преосвященном к югу от архиерейского дома строится двухэтажный корпус, где разместились часть семинарии и покои викарного архиерея.

В 1850 году при епископе Парфении была устроена домовая церковь во имя Святой Троицы. Впоследствии она была упразднена. Усердием Преосвященного Парфения строится также двухэтажный корпус для певчих и братии, который в совокупности с архиерейским домом и Христорождественским храмом образовал внутреннее каре.

После 1918 года и до недавнего времени территорию обители занимало Управление служб государственной безопасности по Владимирской области. Вследствие этого в 1930 году были снесены все храмы, кроме Христорождественского, включая древний собор и уникальную колокольню, заложены Святые врата и упразднена бывшая при них часовня.

21 сентября 1991 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, совпавший с 800-летием Богородице-Рождественской обители, впервые после семидесятилетнего «вавилонского пленения» состоялся бывший когда-то традиционным крестный ход из Успенского кафедрального собора в Богородице-Рождественский монастырь, где на месте взорванного древнего храма был водружен Поклонный Крест.

В1992 году, осенью, в распоряжение Владимиро-Суздальской епархии окончательно была передана вся территория обители. Ныне здесь располагаются Епархиальное управление, Свято-Феофановская духовная семинария и собственно монастырский корпус.

Усилиями Преосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского, священноархимандрита Богородице-Рождественского монастыря, народных депутатов России, глав областной и городской администраций были освобождены и занимаемые КГБ помещения. Соответствующие документы были подписаны 11-13 июля 1992 года.

Первым наместником возрожденной обители стал архимандрит Юстиниан (Саган). Горстка первых насельников разместилась в голых стенах. Позднее здесь же расположились и воспитанники духовного училища. Надо было организовать нормальную жизнь нескольких десятков людей и, конечно, совершать богослужения.

Литургию служили на переносном престоле в разных углах храма (по мере подготовки). Администрация и жители города поддержали возрождение монастыря – была оказана материальная помощь, благодаря которой удалось приобрести церковную утварь, паникадило, подсвечники, фанеру для временного иконостаса. Местный музей передал монастырю гробницу Александра Невского.

В 1993 году была осуществлена предварительная реконструкция Христорождественского храма, освященного еще в 1863 году великим Святителем Феофаном Затворником: пробиты заложенные кирпичом проемы. В 1994 году храм был приведен в относительно приличное состояние и вновь освящен.

29 октября 1995 года при большом стечении народа в стенах монастыря была отслужена панихида по безвинно убиенным жертвам политического террора, захороненным на территории обители. Вместе с братией монастыря в ней участвовал хор юношей и девушек из Владимирской православной духовной школы. К мемориалу – белокаменному кресту в монастырской стене – были возложены цветы и установлены поминальные свечи.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

В сентябре 1995 года торжественно отмечалось вступление города во второе тысячелетие. Для монастыря эти дни тоже стали знаменательными, так как торжества почтил своим присутствием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Здесь, в монастыре, Святейший Предстоятель Русской Православной Церкви совершил торжественное освящение закладного камня возрождаемого собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основана церковь сия в честь и память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и главнаго Ее Рождества, при Патриархе Московском и всея Руси Алексии при святительстве Переосвященнейшего Евлогия, епископа Владимирского и Суздальского в лето от сотворения мира 7503 от Рождества же по плоти Бога Слова 1995 августа месяца 9 дня».

В настоящий момент строительство храма, воплотившего характерные черты древнего владимиро-суздальского зодчества и ставшего собирательным образом белокаменной архитектуры, близко к завершению.

В монастыре находятся частицы мощей преподобных Киево-Печерской Лавры, преп. Серафима Саровского, преп. Силуана Афонского, свт. Феофана Затворника, святых, подвизавшихся в Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии – преподобных Зосимы и Германа, старца Алексия, священноисповедника пресвитера Петра Чельцова, Великодворского.

В октябре 2000 года в Христорождественский храм были торжественно перенесены мощи Святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца, прославленного в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. В 1920 году будущий Святитель Афанасий был назначен наместником Владимирского Богородице-Рождественского монастыря и на 20 января (12 февраля) 1920 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, возведен в сан архимандрита.

Важной вехой в новейшей истории обители стал выход в свет в 2000 году «Патерика Владимирского Богородице-Рождественского монастыря».

К 2000 году, когда христианский мир торжественно отмечал двухтысячелетие со дня Рождества Христа Спасителя, монастырь снова вступил в полноценную духовную жизнь, свидетельствуя об Истине иного бытия, высшего и вечного, открытого всем Воплощенным Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом.

С июля 2001 года наместником Богородице-Рождественского монастыря стал архимандрит Нил (Сычев), ранее настоятельствовавший в Зосимовой пустыни. Братия Зосимовой пустыни перенесли в монастырь чудотворную
икону Тихвинской Божией Матери. Хотя число насельников обители невелико (10 монахов и 2 послушника), они активно принялись за хозяйственно-восстановительные работы, дела милосердия и благотворительности. Но свою первоначальную задачу иноки видят в созидании духовной основы монастырской жизни.

Монастырь, построенный на крови мучеников, вечен. Даже на какое-то время разрушенный, он возродится непременно – об этом ярко свидетельствует славная многовековая история Богородице-Рождественского монастыря.

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь — монастырь Владимиро-Суздальской епархии, до основания Троице-Сергиевой обители являлся главным центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси.

Город Владимир считается одним из старейших городов не только современной России, но и территорий, которые ранее являлись единое древнерусское государство. Много событий связаны с этим городом, но с тех пор прошло много времени, и сегодня город уже не имеет того политического значения, как раньше. Но до сих пор сохраняет дух древности и истории благодаря архитектурным сооружениям. Каким и является мужской Богородице-Рождественский монастырь.

Панорама Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире на Яндекс. Картах:

Богородице-Рождественский монастырь — одна из древнейших обителей Русской земли, которая в свое время стала свидетелем многих событий: периоды расцвета, нашествие татаро-монгол, жестокие междоусобные войны, кончина великого князя Александра Невского. В стенах монастыря творилась и хранилась Лаврентьевская летопись. Долгое время этот монастырь являлся важным духовным центром Северо-Востока.

В монастыре пекут бездрожжевой хлеб по уникальному рецепту, а также делают различную постную выпечку.

Храмы и часовни монастыря:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Колокольня с церковью св. кн. Александра Невского;
  • Надвратная церковь св. кн. Александра Невского и Часовня свт. Николая Чудотворца;
  • Пристенный храм Рождества Христова;
  • Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи.

Другие постройки монастыря:

  • Казённые кельи (XVII в.);
  • Проездные ворота;
  • Архиерейский корпус (XVIII в.) с церковью свт. Феофана Затворника при архиерейском кабинете;
  • Монастырская постройка;
  • Больничный корпус (XVII—XIX вв.);
  • Келейный корпус (XVII—XIX вв.);
  • Мемориальный крест;
  • Контрфорсы (XIX в.);
  • Стены и башни ограды (XVIII в.).

Подворья:

  • Покровское подворье;
  • Свято-Троицкое Подворье с. Заястребье;
  • Богородице-Рождественское подворье с. Мёдуши.

На базе монастыря рабоатет церковно-исторический музей, созданный в 2021 году. Музей посвящен истории одного из древнейших монастырей России, жизни и деятельности святого благоверного великого владимирского князя Александра Невского. Экспозиция музея располагает книгами и вещами, информационными стендами, которые повествуют об основных этапах жизни князя Александра Невского, связанные с историей Владимирского края и Богородице-Рождественского монастыря.

В монастыре нужно придерживаться строгих правил — на службе царит особая атмосфера, здесь женщины должны стоять слева, мужчины — справа. На входе стоит охрана, там же висит свод правил, которые должны придерживаться приезжающие туристы. Фото и видео можно делать только с благословения настоятеля монастыря. На территории очень красиво, тихо и спокойно. Каждые полчаса звонят колокола.

Аудиоэкскурсии

История

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич положил начало мужскому монастырю, именно поэтому первое упоминание о нем датируется этим годом. До 1744 года был мужским монастырем. В 13–14 веках был одним из крупнейших центров русского летописания.

Первое время монастырем управляли игумены, затем в обители была учреждена архимандрития. В 1238 году при взятии Владимира татарами монастырь был сожжен, а братия и игумен убиты. Затем здесь был похоронен князь Александр Ярославич, известный под прозвищем Невский.

Рождественский монастырь долгое время считался старшей обителью на Руси. В 1561 году монастырь уступил первенство Троице-Сергиевой лавре, а в далее — Александро-Невской Лавре, куда в 1723 году по решению Петра I были перенесены мощи Александра Невского. С того времени монастырь стал считаться третьим по значимости в России.

Многие настоятели монастыря занимали епископские кафедры, они принимали участие в церковных Соборах. Богородице-Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. В 1701 году в монастыре жили 72 монаха, в 1715 году жили 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В 1741 году в монастыре числились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек.

По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году была учреждена Владимирская епархия, именно тогда построили Архиерейский дом. А с мая 1788 по апрель 1798 года в служебных зданиях размещалась администрация Владимирского наместничества.

Читайте также:
Покровский мужской монастырь в Харькове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Библиотека монастыря к 1653 году насчитывала 93 книги. Часть рукописных и старопечатных книг после 1917 года хранилась в собрании ГВСМЗ.

В 1910 году монастырь закрылся, в начале 30-х гг. был взорван древний храм Рождества Пресвятой Богородицы. На территории монастыря размещались здания следственного изолятора, где расстреливали и хоронили осужденных. Возрождение Богородице-Рождественского монастыря началось с 1991 года.

Несмотря на тот факт, что со временем значение основного духовного центра России монастырь утратил, он оставался важным центром паломничества и святым местом. Это длилось до 1917 года, после чего обитель и вовсе была закрыта, а на ее территории разместились карательные советские органы, которые расстреливали репрессированных. Работы по восстановлению обители начались в начале 90-х годов, когда ансамбль стали реконструировать, а другие здания строить заново.

В XX веке, во время гонений на православную веру со стороны советской власти, монастырь был разорён и закрыт для верующих, но в 1991 году был возвращён Церкви. В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря составляют строения XVII века, выполненные в стиле эклектики и барокко, а в обители проходит своя спокойная жизнь. В храмах ежедневно проводят богослужения, на которые может попасть любой желающий, а по территории монастыря проводятся экскурсии. С июля 2014 года наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря назначен игумен Кирилл (Сурков).

Как добраться до Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире

Монастырь расположился недалеко от городского парка «Липки». Доехать до монастыря можно на следующем транспорте:

  1. На автобусе: № 12с, 15, 22, 25, 26, 28, 152.
  2. На троллейбусе: № 1, 5.

Выходить на остановке «Соборная площадь», которая расположена у парка «Липки», далее пройти к Александро-Невскому скверу, у которого и располагается монастырь и все его постройки.

Добраться также можно на такси: сервис заказа такси «Максим», Такси Тройка, Сервис заказа такси Яндекс Go, Red Taxi, Такси Успех, Такси Везет, Uber Taxi.

Видео: Богородице-Рождественский мужской монастырь, Владимир

Дмитрий Смирнов

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства — именно под такой должностью православные люди знают одного из наиболее известных и выдающихся миссионеров и проповедников современной Церкви. Протоиерей Дмитрий Смирнов всю свою жизнь несет Слово Божие людям, открывает путь Истины.

Несмотря на всю неоднозначность его персоны и, порой, довольно резкие высказывания, которые он себе позволяет, отец Дмитрий является безусловным авторитетом в православном мире России. Познакомимся с ним поближе.

Детство будущего пастыря

Родился будущий служитель церкви 7 марта 1951 года в Москве. Родители мальчика хоть и не отрицали Бога, в храм не ходили и своих детей никак не воцерковляли — сказывался дух атеистического советского времени. Тем не менее, духовные корни у отца Дмитрия впечатляющие — его прадед, священник Василий Смирнов был настоятелем одного из храмов в Подмосковье.

В 1930-х годах, когда имели место самые жестокие гонения и нападки на православную веру, священник Василий Смирнов погиб за веру, а впоследствии был причислен к лику святых в чине священномученика. Таким образом, отец Дмитрий Смирнов является правнуком канонизированного православного святого, что не могло не повлиять на его духовную жизнь.

С детства Дмитрий проявлял незаурядный ум, хорошо учился, очень много читал. Этому способствовало и воспитание в семье — родители всячески прививали своим детям любовь к музыке, хорошей литературе, воспитывали вкус.

Дмитрий окончил физико-математическую школу, после чего поступил в педагогический институт на художественно-графический факультет. Уже со студенческой скамьи будущий священник много времени уделяет работе с детьми, ведет кружок в доме пионеров.

Важно! Несмотря на то, что в семье проповедника не принято было говорить о Боге и вере, батюшка с большим теплом вспоминает свое детство и родительский кров. Семейное воспитание дало ему ту базу, которая во взрослом возрасте позволила раскрыть духовные качества.

Первые шаги в вере и служение

Хорошее светское образование не давало ответов на самые важные вопросы о смысле человеческой жизни. Душа юноши всегда стремилась к Богу, поэтому, получив свое первое высшее педагогическое образование, Дмитрий принимает решение о поступление в духовную семинарию.

Имея отличную образовательную базу и ясный ум, молодой человек оканчивает ее экстерном, после чего поступает в Московскую духовную академию, которую также быстро и успешно оканчивает. Рукоположение во священники Русской Православной Церкви состоялось 2 августа 1979 года.

Первым местом служения батюшки стал небольшой храм в селе Алтуфеево, освященный в честь праздника Крестовоздвижения. В 1991 году отца Димитрия переводят в Московский храм святителя Митрофана Воронежского, в котором священник служит и по сей день.

К отцу Дмитрию постоянно тянулись верующие люди, и количество его паствы быстро росло. Видя такое горячее служение, священноначалие вверило в попечение отца Дмитрия целых 7 приходов в различных храмах.

Семья и социальное служение

Несмотря на то, что отец Дмитрий Смирнов является очень известной и даже медийной персоной (потому что регулярно появляется в православных теле- и радиопередачах, его печатают православные СМИ), о его семье известно крайне мало.

Женился будущий пастырь в 28 лет, в браке у него родилась дочь Мария. О личности матушки практически ничего не известно, она совершенно не публичный человек. Взрослая дочь Мария получила филологическое образование, преподает в нескольких ВУЗах. Пойдя по стопам своего отца, Мария занимает активную жизненную и социальную позицию, принимает участие во многих православных мероприятиях, форумах, читает лекции.

Также не афишируются данные о том, что отец Дмитрий Смирнов является попечителем сразу трех небольших детских домов. Примерно полсотни детей и в духовном, и в физическом смысле окормляются батюшкой, находят у него помощь и поддержку, так необходимую сиротам.

Также очень разнообразно и обширно служение отца Дмитрия в Православной Церкви. Помимо служения в храмах и на своих приходах, у Церкви существует еще большое количество социальных и внутрицерковных связей. Церковь не является неким закрытым организмом, задача которого ограничивается проведением Литургий, крещениями и отпеваниями.

Церковь — это также огромный социальный институт, требующий многоплановой работы. И отец Димитрий много трудится на благо родной Церкви. Так, в 2001 году он становится главой Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Не обошли стороной известного батюшку и награды. Так, он удостоин:

  • с 2009 года ношения митры;
  • в 2011 году орденом святого благоверного великого князя Димитрия Донского II ст.;
  • в 2012 году лично президентом РФ введен в состав Совета по делам казачества.
Читайте также:
Зосимова пустынь: история и адрес женского монастыря, святыни, как добраться

С 2013 года начинается важнейшая часть социальной работы отца Дмитрия, которую он ведет по сей день. Он назначается в состав Патриаршей комисии по вопросам семьи и защите материнства. В это же время он заканчивает свою работу в «военном» ведомстве, о чем до этого неоднократно просил патриарха.

Тема семьи и детей всегда была очень близка отцу Дмитрию, поскольку он сам рос в многодетной семье со стесненными условиями. Батюшка постоянно предлагает различные меры по поддержке многодетных семей, по улучшению их образа жизни, по повышению социального статуса многодетной семьи в обществе.

Такая обширная деятельность на благо Церкви и общества не является исчерпывающей. Протоиерей Дмитрий Смирнов имеет еще несколько должностей и является:

  • проректором Свято-Тихоновского православного института;
  • деканом на православном факультете в Академии ракетных войск;
  • членом Церковного совета по биомедицинской этике;
  • членом Высшего церковного совета РПЦ.

Проповеди и деятельность в обществе

Большой пастырский опыт позволяет отцу Димитрию вести насыщенную общественную деятельность. Так, на многих приходах батюшки были открыты и успешно работают воскресные школы для детей, где не только учат Закон Божий, но и занимаются творчеством, рукоделием, всесторонним развитием детей.

Имея первое педагогическое образование и всячески опекая детей, отец Дмитрий Смирнов в 1991 году основывает православную гимназию «Свет», а немного позже и детский православный лагерь «Богослово». Не обходит вниманием и больницы — лично берет под опеку одно из отделений в городской больнице, а позже создает целое сестричество в честь святой Елисаветы.

Будучи убежденным противником абортов, священник создает при храме целый комплекс под названием «Жизнь», деятельность которого направлена на предупреждение абортов и даровании зачатым младенцам права на рождение.

Интересно! Проповеди отца Дмитрия можно услышать не только на его службах. Батюшка ведет свой мультимедийный блог, где в записи можно послушать его проповеди и размышления на самые разные темы.

Также протоиерей Дмитрий Смирнов является частым гостем на различных православных теле- и радиоканалах. Так, на радио «Радонеж» выходят программы с его участием, где обсуждаются многие актуальные темы современной жизни с точки зрения православия.

На телеканале «Союз» отец Дмитрий Смирнов постоянно участвует в программе «Беседы с батюшкой». Формат передачи в основном предполагает ответы священника на вопросы телезрителей. Также программа со священником под названием «Диалог под часами» выходит на еще одном известном православном телеканале «Спас».

Задать вопрос можно заранее, написав на сайте телеканала или на официальной странице в социальных сетях, а также дозвонившись по телефону в прямой эфир.

Высказывания и критика

Отец Дмитрий славится своими высказываниями, которые, порой, носят довольно резкий характер. Так, в православной среде известным стало его высказывание о «православной ведьме». Под этим ироничным понятием отец Дмитрий предполагает женщин, которые излишне ревностно относятся к внешнему православному благочестию.

Наверняка многие люди встречали в наших храмах очень верующих старушек, которые крайне внимательно следят за тем, как ведут себя в храме другие люди. И стоит хоть немного нарушить то, что они считают правильным — тут же начнутся замечания, упреки, а иногда и откровенные оскорбления.

Отец Дмитрий всегда очень живо обличает подобное наносное благочестие, считая, что такое поведение только отталкивает новоначальных христиан от посещения православного храма. Широкую огласку получил скандал с участием Дмитрия Смирнова в праздновании 20-летия известной радиостанции «Серебряный дождь».

Организаторы праздника устроили большой концерт, а группа активистов под предводительством отца Дмитрия ворвалась на сцену и силой заставила прекратить концерт под предлогом того, что музыка играет слишком громко и мешает проводить богослужения в храме.

Реакция православного общества была очень разной на этот инцидент, но многие осудили такие радикальные действия священника. В частности, известный миссионер диакон Андрей Кураев отметил, что совершенно недопустимо было прерывать богослужение в храме ради скандала на концерте, пусть даже изначально мотивы и были благородными.

Интересно! Много критики отец Дмитрий Смирнов высказывает в адрес современной системы образования. Будучи педагогом и имея большой личный опыт работы с детьми, священник указывает, что современная школа не столько учит и воспитывает детей, сколько калечит их и умственно, и духовно. Поэтому он призывает семьи рассматривать вопрос о домашнем обучении.

Несмотря на многие резкие высказывания протоиерея Дмитрия Смирнова и некоторые его резкие действия, он является одним из столпов, на которых держится современная Русская Православная Церковь. Его горячность не всем по душе, но его заслуги перед Церковью и обществом действительно значимы, этого нельзя не учитывать.

Каждый православный христианин вправе выбирать себе священника по душе, но нельзя забывать, что мы призваны никого не осуждать. Каждый человек сам будет отвечать за свои прегрешения и поступки, оставим это на суд Божий. А наша задача — во всем искать Промысла Божиего, следовать за ним. Именно к этому в своих проповедях и призывает нас отец Дмитрий Смирнов.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Фото Все

Видео Все

ОТВЕТ СВЯЩЕННИКА. ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК С ПРОТОИЕРЕЕМ ДИМИТРИЕМ СМИРНОВЫМ

Протоиерей Димитрий Смирнов. Интервью для документального фильма казахского телеканала “Хабар”

Протоиерей Димитрий Смирнов и Владимир Познер

Протоиерей Димитрий Смирнов — биография

Димитрий Смирнов – священнослужитель РПЦ, митрофорный протоиерей, выдающийся общественный и церковный деятель. С 1990 года являлся настоятелем двух храмов и шести церквей в Москве и области. Известен своей активной деятельностью в СМИ, на радио и интернет-пространстве, вел свой блог. Участник телепрограмм «Беседы с батюшкой», «Диалог под часами», «Благовещение».

Митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов всегда защищал традиционные христианские ценности, боролся с педофилией и гомосексуализмом, был противником изъятия детей из семьи. Смирнов придерживался мнения, что дети младше 21 года не могут пользоваться интернетом и проводить время за компьютерными играми. Он был ярым противником абортов, обвинял правительство СССР за то, что с его разрешения этот грех стал привычным явлением. Священник убежден, что в России очень мало по-настоящему убежденных атеистов, и если следовать логике вещей, то они должны самовольно уйти из жизни, в связи с полным отсутствием смысла в ней. Однако ни один из них это он сделал, значит все же боится брать грех на душу и с этим грехом предстать перед Всевышним.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Детство и юность

Димитрий Смирнов родился 7 марта 1951 года в Москве. Отец мальчика был физиком и писал музыку. Именно он привил детям любовь к классическим произведениям. Мама была очень набожным человеком, знала молитвы, и когда сын начинал слишком шалить, останавливала его с помощью слов Писания. Прадед Димитрия тоже был священником, дед по линии отца служил в Белой гвардии в чине офицера, крепко верил в Бога.

Мальчика отдали в школу, где углубленно изучали физику и математику. После получения аттестата он стал студентом художественно-графического отделения столичного пединститута, учился заочно. Однако выбранная специальность не очень привлекала молодого человека, он понял, что хочет пойти по стопам своих предков и решил продолжить обучение в духовной семинарии Сергиево Посада.

Учеба настолько заинтересовала Смирнова, что он за два года прошел весь курс семинарии. Сдал экзамены экстерном. Теперь молодой человек не сомневался, что выбранный образ жизни соответствует его интересам и образу мышления, и является правильным. Димитрий решил не останавливаться на достигнутом, стал слушателем духовной академии, после выпуска из которой его направили на службу в один из московских храмов в сане священника.

Служение

С 1991 года биография Димитрия Смирнова связана с храмом святителя Митрофана Воронежского. Туда он пришел в качестве отца-настоятеля. Прихожане сразу полюбили нового батюшку, душевного и искреннего. Спустя некоторое время он получил должность настоятеля еще в шести московских храмах. Но на одной церкви интересы Смирнова не ограничились, он не только вел службы в храмах, но и стал сотрудником Синодального отдела. Димитрий отвечал за взаимодействие вооруженных сил и правоохранителей с церковью.

Димитрий Смирнов в молодости служит в церкви

В 2009 году в биографии священника случилось важное событие, ему дали почетное право на ношение митры. В 2013 году Димитрий ушел из Синодального отдела по причине получения новой должности. Он занял место первого заместителя руководителя патриаршей миссии, которое до этого принадлежало патриарху Кириллу. Подразделение занималось вопросами помощи семье и материнству.

Димитрий Смирнов получил массу наград за служение церкви, и прослужил ей верой и правдой достаточно долго, но, несмотря на это, он автор многочисленных скандальных высказываний и суждений. Многие из его спорных цитат становились предметом обсуждения в Твиттере и других социальных сетях. Иногда проповеди, лекции, диалоги появляются в его блоге, и касаются отношений между мужчиной и женщиной, института семьи и воспитания подрастающего поколения. Свои взгляды священник часто озвучивал и в программе «Русский час».

Димитрий Смирнов

Журналисты мгновенно придумали для Смирнова прозвище – «главный православный тролль», ведь священник своими обвинениями очень похож на Всеволода Чаплина, такого же любителя огорошить зрителей обвинительными проповедями. Многим Смирнов напоминал и другого «нетрадиционного богослова» — Владимира Головина.

Отец Димитрий ратовал за запрещение разводов и абортов. Много раз он клеймил позором гомосексуальные отношения. Многих задело и высказывание священника об атеистах. Протоиерей считал, что неверующие не имеют смысла в жизни, поэтому стоит ли им продолжать свое земное существование, неизвестно.

Много «лайков» получил отрывок из одной проповеди Смирнова под названием «Ты уже в аду, сынок!». В ней отец Димитрий выступал с упреком в сторону современной молодежи, упрекал их в отсутствии веры и выказывал мнение, что это и есть причина всех ее несчастий.

Смирнов не стеснялся и более эмоциональных и даже жестких выражений. Так, к примеру, он с «чувством глубокого удовлетворения» отозвался о смерти Игоря Кона, известного психолога и социолога. Неоднозначно воспринималось и высказывание священника по поводу разгрома витрин магазинов, торгующих секс-атрибутикой. В нем звучал прямой призыв для верующих выходить на эти погромы.

Смирнов негативно относился и к службе ювенальной юстиции. Он считал, что представителям этой службы нужно давать отпор, если не выходит словами, то с оружием в руках. Отец Димитрий знал, что это противоречит закону, но был уверен, что защищать собственную семью нужно любыми средствами.

В блоге также обсуждали высказывание Смирнова о запрете доступа в Интернет лицам, не достигшим 21 года. Он мотивировал свое мнение тем, что Сеть развращает неокрепшую душу девушек и юношей, подталкивает их к неправедным делам и поступкам.

В 2015-м священник высказался и по поводу властей страны Советов. Он считает, что даже Гитлеру далеко до злодеяний, совершенных коммунистами с жителями большой страны. Побывав в гостях передачи Владимира Познера, священник выступил с критикой современной политической системы. В частности он считает, что выборы это «чистое жульничество». Смирнов уверен, что Россия должна носить звание русского государства, и что Владимиру Путину нужно выступить с инициативой внесения такой поправки в основной закон страны.

А задолго до этого высказывания, в 2010 году отец Димитрий поддержал неизвестных преступников, которые собирались уничтожить памятник Ленину в городе Пушкин. После этой выходки, в прокуратуру города поступило заявление на священника, но официальная власть никак не отреагировала на обращение граждан.

В 2015-м священник на деле доказал, что может действовать не только словами, но и применять силовые методы отстаивания интересов церкви. 4 июля 2015 года Смирнов инициировал сбор верующих, ворвавшихся на праздничное мероприятие, приуроченное 20-летнему юбилею основания радиостанции «Серебряный дождь». Толпа верующих ворвалась в концертный зал, «вырубила» всю аппаратуру, и таким образом, сорвала торжество. Позже стало известно, что христиане прибегли к таким радикальным мерам по той причине, что музыка мешала им совершать молитвенный обряд.

Димитрий Смирнов с верующими врывается на праздник радиостанции «Серебряный дождь»

Эти неправомерные действия верующих вызвали большой резонанс в обществе, их сравнивали со скандальными участницами коллектива Pussy Riot. Помимо этого, руководители радиостанции выразили сильные сомнения по поводу того, как музыку из закрытого зала могли услышать в храме, расположенном в километре от этого места. К тому же, за лесным массивом.

Известны и рассуждения православного священника о мусульманских верующих. Он считает, что в будущем власть будет принадлежать им, потому что верят сильно и искренне, и готовы отдать жизнь за веру, в отличие от беспомощных и слабых христиан.

Смирнов видел в террористах отчаявшихся людей, желающих сохранить свои устои, не допустить поползновения к ним похабной эстрады, толерантности и слабой власти, а также других атрибутов современного европейского общества. После этих слов священнику можно было выдвигать обвинения в оправдании радикалов и их экстремистских методов борьбы за веру.

Кроме выступлений на телевидении и ведения блога, Смирнов писал и книги. Его перу принадлежат несколько сборников, куда вошли избранные беседы и проповеди.

Читайте также:
Тульская епархия: приходы и церкви, святые, духовенство

Свои убеждения священник провозглашал и в телевизионных передачах, которые транслировал канал «Спас», и в эфире радиостанции «Радонеж». Отца Димитрия часто приглашали в гости редакторы программ «Беседы с батюшкой» и «Диалог под часами», выходившие на канале «Союз». Был у Смирнова и собственный сайт –dimitrysmirnov.ru, где священник публиковал свои статьи на тему православия, отвечал на вопросы читателей. Главными темами, которых касался в своих публикациях отец Димитрий, были христианские ценности, жизнь и смерть, необходимость соблюдать пост и другие не менее волнующие проблемы.

Димитрий Смирнов на канале «Спас»

В 2019 году священника избрали на должность спикера Гиппократовского медицинского форума. Он выступал там на тему «репродуктивная этика». Отец Димитрий имел свое собственное мнение по поводу абортов, он утверждал, что аборт – это форменный фашизм, и винил в этом, кто бы мог подумать, Владимира Ленина. По мнению священника, именно вождь пролетариата был приверженцем абортов, считал их не просто допустимым, но и желательным явлением.

В самом начале 2020 года Смирнов высказался по поводу еще одной категории женщин, а именно, его волновали гражданские жены. Протоиерей утверждал, что женщины, живущие в незарегистрированном браке, те же «бесплатные проститутки», ведь мужчины не дорожат гражданскими браками, считая, что это не более, чем «временная утеха». Запись этой скандальной беседы вскоре была опубликована на ютуб-канале «Россия 24».

Публика глубоко возмутилась этим интервью Смирнова, особенно негодовали женщины. Руководители Русской православной церкви ответили, что сказанное отцом Димитрием не нужно воспринимать буквально, так как он высказал свою мысль в присущей ему образной манере. Однако эта цитата нашла одобрение актера Ивана Охлобыстина и протоиерея Андрея Ткачева. Поддержал Смирнова и Владимир Соловьев, правде он сказал, что позиция священника ему не нравится, но каждый человек имеет право говорить собственное мнение в рамках демократии и свободы слова.

Однако у большинства знаменитостей слова Смирнова вызвали неприязнь. По мнению Оксаны Пушкиной, высказывание священника – это провокация и «набрасывание ладана на вентилятор», а у Сергея Шнурова родилось стихотворение, в котором основное место занимают нецензурные выражения.

Сам отец Димитрий дал интервью журналистам «Комсомольской правды» в котором сказал, что его слова сильно исказили, и что он выступал с критикой мужчин, их пренебрежительного отношения к женщинам и отсутствие желания идти в ЗАГС. Священник хотел исправить ситуацию, но получилось только хуже. Он обвинил мужчин в том, что они на протяжении жизни остаются «маменькиными сынками», что у них нет ответственности за семью, что из них не получается полноценный глава семейства и опора для любимой женщины, они инфантильны, и это уже становится национальной катастрофой.

Личная жизнь

Не только карьера Димитрия Смирнова сложилась отлично, в личной жизни он тоже был счастлив. Протоиерей состоял в браке, супруга родила ему дочку Марию.

Димитрий Смирнов с женой

Девушка продолжила дело отца, ее жизнь посвящена христианству, она обычный учитель в детдоме. Родной брат священника тоже прославился, хотя служит не Богу, а искусству. Ивана Смирнова знают, как популярного джазмена, гитариста и композитора.

Смерть

Летом 2019-го появилась информация о проблемах со здоровьем у отца Димитрия. Пожилого священнослужителя госпитализировали, он лечился в кардиологической реанимации. Руководство РПЦ заверило прихожан, что опасность миновала, и в настоящее время жизни батюшки ничего не угрожает.

В мае 2020 года Димитрия Смирнова свалил коронавирус. Он долго и трудно выздоравливал, но борьба с болезнью оказалась нешуточной. В августе 2020 года протоиерея освободили от занимаемой должности, так как здоровье его резко ухудшилось. В сентябре отца Димитрия снова госпитализировали.

Похороны Димитрия Смирнова

Смирнова не стало 21 октября 2020 года, ему шел 70-й год. Священнослужитель умер от осложнений перенесенного коронавируса.

Интересные факты

  • Священнослужителей всегда упрекают в том, что они ведут роскошный образ жизни. Не стал исключением и Смирнов. В ответ на эти обвинения протоиерей всегда говорил, что брать дары не есть грехом, особенно те, которые сделаны от чистого сердца. Он сказал, что никогда не покупал себе машину, ему дарили автомобили благодарные прихожане, а посол Швейцарии подарил ему роскошный подарок – дорогущие часы.
  • В 2017 году отец Димитрий выступил с критикой россиян, которые серьезно увлечены футболом. Он уверен, что это увлечение можно сравнить с алкоголизмом, развращающим дух и отвлекающим главу семьи от исполнения своих обязанностей.
  • Димитрий Смирнов – приверженец гендерного равенства. Он полагает, что женщины обладают более низким интеллектом, и им не нужно работать. Предназначение женщины – вести дом и растить детей. Однако он сам был вынужден признать, что для современного мира эта модель не подходит, так как инфантильные мужчины не могут ни нести ответственности за семью, ни обеспечить ее материально.
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Димитрий Смирнов

Биография

Протоиерей Димитрий Смирнов был яркой и неоднозначной фигурой Русской православной церкви. Этот человек являл собой пример истовой веры и желания нести слово Христово в общество. Следуя духу времени, отец Димитрий выкладывал проповеди и лекции в собственном мультиблоге, а также постоянно участвовал в съемках телепрограмм.

Детство и юность

Биография Димитрия Николаевича Смирнова началась в Москве. Родился будущий подвижник христианства 7 марта 1951 года. Прадед священника также посвятил жизнь церкви, а дед в молодости был офицером Белой гвардии, которая славилась крепкой верой в Бога.

Смирнов окончил школу с углубленным изучением математики и физики, затем поступил на заочное отделение Московского пединститута, на художественно-графическое отделение. Однако вскоре молодой человек решил пойти по стопам прадеда и отправился учиться в духовную семинарию в Сергиевом Посаде.

Интерес к постижению знаний о религии оказался таков, что Димитрий Смирнов окончил семинарский курс экстерном, потратив на это 2 года. Не усомнившись в правильности выбранного образа жизни, Смирнов окончил и духовную академию, после чего получил сан священника в одном из столичных храмов.

Личная жизнь

Личная жизнь Димитрия Смирнова сложилась счастливо, протоиерей был женат. Дочь Мария пошла по стопам отца и посвятила жизнь христианству: верующая работает учителем в одном из детских домов. Интересно, что родной брат Димитрия Смирнова, Иван, также яркая личность. Однако мужчина выбрал другой путь — служение искусству: он популярный джазмен, композитор и гитарист.

Читайте также:
Щигровская епархия: храмы и монастыри, духовенство, описание

Служение

С 1991 года Димитрий Смирнов был переведен в храм святителя Митрофана Воронежского. Там священника назначили отцом-настоятелем. Прихожанам сразу понравился новый батюшка, искренний и с душой. Вскоре отца Димитрия назначили настоятелем еще шести столичных храмов. Однако интересы священника не ограничились церковью: он стал совмещать службы и работу в Синодальном отделе, став ответственным за взаимодействие церкви с вооруженными силами и правоохранителями.

2009 год был отмечен для Димитрия Смирнова получением почетного права носить митру. Несколько лет спустя, в 2013-м, Смирнов оставил работу в Синодальном отделе и был назначен на новую должность. Он стал первым заместителем руководителя патриаршей комиссии, сменив на этом посту патриарха Кирилла. Работа подразделения была направлена на помощь в сфере материнства и семьи.

Несмотря на наличие наград и внушительный срок, посвященный церкви и вере, Димитрий Смирнов успел прославиться скандальными высказываниями и суждениями. Многие спорные цитаты священника моментально становились предметом обсуждения в «Твиттере» и других соцсетях, а также в блоге Смирнова. Свои взгляды от также излагал в передаче «Русский час». Лекции, проповеди и диалоги, опубликованные в микроблоге Димитрия Смирнова, касались в основном отношения к институту семьи, отношений, воспитания детей.

СМИ прозвали его «главным православным троллем»: в медийном пространстве он занял место умершего Всеволода Чаплина, который также был любителем шокировать публику обличительными речами. Не избежал он и сравнений с «нетрадиционным богословом» Владимиром Головиным.

Так, Смирнов выступал за нерушимость семейного очага, рьяно настаивал на запрещении абортов. Также отец Димитрий неоднократно высказывался за запрет гомосексуальных отношений. Не оставило никого равнодушным и высказывание Димитрия Николаевича о неверующих людях. По мнению протоиерея, жизнь тех, кто не придерживается православной веры, бессмысленна, поэтому им стоит покончить с собой. На видеохостингах популярностью пользовался отрывок из проповеди священника «Ты уже в аду, сынок!», на котором он упрекал современную молодежь в неверии и утверждал, что она глубоко несчастна именно по этой причине.

Смотрите прямо сейчас специальный выпуск программы “Прямая линия. Ответ Священника”. В течение 2-х часов в прямом эфире.

В целом священник неоднократно позволял себе и более жесткие и эмоциональные высказывания. Чего только стоило выраженное Смирновым «чувство глубокого удовлетворения» в ответ на известие о кончине ученого, социолога и психолога Игоря Семеновича Кона. Неоднозначным оказалось и высказывание, призывающее верующих громить витрины магазинов секс-атрибутики.

Множество комментариев вызвало мнение Смирнова по поводу ювенальной юстиции. Священник полагал, что представителям ювенальных служб следует противостоять с оружием в руках. Димитрий Николаевич признавал, что это незаконно, однако считал: для защиты собственной семьи подобное действие оправдано.

Еще одним обсуждаемым в блоге и на других площадках высказыванием стало заявление Димитрия Смирнова о том, что необходимо запретить доступ к сетевым ресурсам всем людям, которые не достигли 21 года. Это обосновано тем, что Интернет, как полагал священник, способен развратить неокрепшие умы юношей и девушек и подтолкнуть молодых людей к неправедным поступкам.

В 2015 году Димитрий Смирнов озвучил мнение по поводу советской власти. По словам священника, «Гитлер отдыхает» по сравнению с тем, какие преступления совершили коммунисты по отношению к жителям страны. В гостях у Владимира Познера он раскритиковал и современную политическую систему, назвав выборы «чистым жульничеством». Также Смирнов заявил, что Россию следует официально называть русским государством, а Владимир Путин должен инициировать соответствующую поправку в конституции.

Пятью годами ранее, в 2010-м, Смирнов выразил поддержку неизвестным преступникам, которые попытались взорвать памятник Владимиру Ленину в городе Пушкине. Подобная выходка священника даже стала поводом для обращения в прокуратуру, однако никакой реакции от официальной власти не последовало.

В том же 2015 году Смирнов доказал, что может не только рассуждать и осуждать, но и силой отстаивать интересы церкви. 4 июля священник собрал группу верующих, которые в прямом смысле ворвались на концерт по случаю 20-летия радио «Серебряный дождь» и выключили аппаратуру, сорвав тем самым торжественное мероприятие. Столь решительные действия христиан, как выяснилось позже, стали ответной реакцией на музыку, якобы мешавшую совершать молитвы.

Подобное действие вызвало шквал осуждения как со стороны представителей церкви, так и из уст мирских журналистов. В частности, эта хулиганская акция сравнивалась с действиями скандальной группы Pussy Riot. Кроме того, руководство радиостанции выразило сомнения, что музыка из закрытого помещения могла быть слышна в храме, расположенном на расстоянии километра, да еще и через лесной массив.

Смирнов известен своими рассуждениями о мусульманах. По его мнению, именно они в будущем получат власть, поскольку тверды в вере и готовы умереть за нее, а современные христиане слабы и беспомощны. Отец Димитрий назвал террористов отчаявшимися людьми, которые не хотят расшатывать свои устои, не готовы «пустить к себе похабную эстраду», слабую власть, толерантность и другие атрибуты европейского общества. Такие слова дали повод обвинить священника в оправдании радикализма.

Помимо занятости на телевидении и написания блога, Димитрий Смирнов выпускал книги. Имя и фото священника украшают несколько печатных изданий с избранными проповедями и беседами.

Свои взгляды он излагал и в программах на канале «Спас» и эфире радио «Радонеж». Димитрий Смирнов был постоянным гостем передач «Диалог под часами» и «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз». Также священнослужитель вел свой сайт dimitrysmirnov.ru, на котором выкладывал свои статьи о православии и отвечал на вопросы пользователей о жизни и смерти, христианских ценностях, правилах поста и других волнующих проблемах.

Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы журналиста Владимира Познера Владимир Познер: Здравствуйте, у нас в.

В 2019-м Смирнов стал спикером Гиппократовского медицинского форума, где высказался о вопросах репродуктивной этики. Он считал, что аборты сопоставимы с фашизмом, а в сложившемся отношении к этой медицинской процедуре виноват Владимир Ленин, который в свое время пропагандировал аборты не только как допустимое, но и желательное явление.

В начале 2020-го в прессе наделало шума еще одно высказывание Смирнова о гражданских женах. По его мнению, женщины, соглашающиеся на незарегистрированные отношения, могут быть приравнены к «бесплатным проституткам», мужчины не воспринимают всерьез гражданские браки, считая их «временной утехой». Запись скандального разговора со священником появилась на ютьюб-канале «Россия 24».

Цитата из интервью глубоко возмутила публику, особенно женскую ее часть. Руководство РПЦ на это ответило, что не стоит понимать сказанное Смирновым буквально, потому что мысль была сформулирована в «свойственной ему образной манере». Протоиерей Андрей Ткачев и актер Иван Охлобыстин заявили, что согласны со Смирновым. Заступился за Димитрия Николаевича и Владимир Соловьев, отметив, что не разделяет позицию священника, но считает, что тот вправе высказать свое мнение в рамках существующей свободы слова.

Читайте также:
Андрей Лоргус: биография священника, книги и труды психолога

Большинство известных лиц, однако, восприняли слова Смирнова неприязненно. Оксана Пушкина назвала высказывание провокацией и «набрасыванием ладана на вентилятор», а Сергей Шнуров посвятил теме стихотворение, полное нецензурных слов.

Сам Смирнов позже заявил через «Комсомольскую правду», что журналисты исказили его слова, а критика направлена была в первую очередь против мужчин, их «беспардонного» отношения к противоположному полу и нежелания жениться. Пытаясь исправить ситуацию, Смирнов наговорил еще больше резких вещей, заявив, что современные мужчины — «маменькины сынки», не способные стать главой семьи и опорой для женщины, а их инфантильность уже вылилась в национальную катастрофу.

Смерть

Летом 2019 года стало известно, что у Димитрия Смирнова проблемы с сердцем: немолодой священнослужитель был госпитализирован в кардиологическую реанимацию. Представители РПЦ поспешили успокоить почитателей, заверив, что опасности уже нет и текущее состояние здоровья батюшки оценивается как удовлетворительное.

В мае 2020-го Смирнов заболел коронавирусом, после которого долго не мог оправиться. В августе того же года Димитрия освободили от должности из-за ухудшившегося здоровья. Месяцем позже священнослужитель был госпитализирован.

21 октября 2020 года стало известно, что Димитрий Смирнов скончался. Он умер на 70-м году жизни. По предварительной информации, причиной смерти стали осложнения, вызванные ранее перенесенным коронавирусом.

«Он говорил подчас резкие слова, но говорил от боли сердца, от любви» — священники и миряне вспоминают протоиерея Димитрия Смирнова

Приблизительное время чтения: 14 мин.

21 октября 2020 года умер протоиерей Димитрий Смирнов. Чего не знают о нем те, кто лишь видел отца Димитрия на телеэкране или читал его реплики в новостях? «Фома» собрал несколько воспоминаний лично знавших отца Димитрия людей.

«Ощущение, что отец Димитрий даже ближе, чем был»

Мне отец Димитрий всегда представлялся словно бы персонажем христианских блокбастеров — ведь он часто был героем информационной повестки дня. Поэтому у меня все никак не могло уложиться в голове, что тот самый отец Димитрий придет на мероприятие, которое устраиваю я, — на одну из первых пресс-конференций нашего фонда «Женщины за жизнь». Мы не были знакомы до этого, так что я очень волновалась перед встречей.

Оказавшись в одном пространстве с отцом Димитрием, я чувствовала, будто воздух заряжен его энергией — он был главным лицом этой пресс-конференции. С его приходом все отошло на второй план: он был шире, чем конкретная тема, он был про «все и сразу».

Отец Димитрий влетел в зал как молния и по окончании так же быстро ушел. Я выбежала вслед за ним, чтобы познакомиться без камер, наедине. Он был готов дружить. Мы обменялись телефонами, продолжали пересекаться на мероприятиях, и я стала привыкать к тому, что отец Димитрий всегда доступен, если надо срочно о чем-то посоветоваться.

Однажды по радио я услышала его резкое высказывание на ту тему, что волновала лично меня. Я решила позвонить ему и попросить объяснить сказанное. «Можно я к вам приеду?» — вымолвила я. «Давай, приезжай» — услышала в ответ. Мне надо было получить ответ на свой вопрос, совет и благословение — и наша беседа растянусь на несколько часов.

В спорном моменте, за разъяснением которого я и приехала, он был на моей стороне, всячески пытался помочь, но так и не благословил меня на то, что я хотела сделать. Мне было ужасно досадно. И все же, когда я уходила, скованности не было. Отец Димитрий был очень внимателен, сам наливал мне чай, кормил конфетами и сушками, пытался сделать все, чтобы я чувствовала себя как дома. Он и пальто подал мне как настоящий джентльмен: у меня было ощущение, словно он — король, а я его важный гость.

В ту встречу я была настолько отогрета его любовью, вниманием, что все нюансы, которые смутили меня в услышанном по радио, вдруг перестали меня беспокоить.

Отец Димитрий сильно повлиял на мою жизнь, на принятие поворотного для нее решения. Он не благословил меня на то, во что я очень верила. Однако наш диалог не закончился, а затянулся на пять лет: все мои отношения с отцом Димитрием — это продолжение того важного, ключевого разговора моей жизни.

Когда я узнала, что отец Димитрий умер, отказалась в это поверить. Невыносимо осознавать, что больше не получишь от него сообщения или звонка, не услышишь заботливое, отеческое «Тебя никто не обижает, Натуля?»

И одновременно с этим — острое чувство, что он рядом.

Там, у гроба, я продолжила наш диалог и — произошло чудо: я получила ответ на свой вопрос. Рано об этих чудесах свидетельствовать, но с его уходом точно понимаю — смерти нет. Ощущение, что отец Димитрий даже ближе, чем был.

«С ним непонятное выступало из тьмы и хотелось сказать: «Эврика!»

Я служу священником в подмосковном храме и радуюсь тому, что когда-то отец Димитрий Смирнов открыл для меня это удивительное служение. Просто показал (как он всегда это делал — наглядно), и для меня это открылось. Он тогда был третьим священником Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве, а я — бегавшим от рутины советской школы десятиклассником. С тех пор так и повелось: отец Димитрий был всегда интересен тем, что всякий раз открывал что-то новое.

Воскресная школа начала девяностых. Тайком, на квартире. Отец Димитрий пересказывает историю грехопадения. Господь задает вопрос: «Не ел ли ты запретного плода?» Звучит известный ответ Адама: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне, и я ел». И краткий комментарий отца Димитрия: «С тех пор эту фразу повторяют все мужчины». Все мужчины? Все мужчины! Я тогда еще был мальчишкой, но вдруг понял, что в отношениях мужчин и женщин есть трагическая тайна, когда сильный винит слабого, а конечным виновником делает Бога. Именно это делает Адама не Адамом, мужчину не мужчиной… А отец Димитрий именно тем и занимался, что являл образ весомого, трезво мыслящего мужчины, который знает цель, к которой ведет. Такой простой образ мужества и отцовства. Я рос без отца и вдруг понял, чего мне не хватало — вот этого ясного водительства к такой цели, которая больше этой жизни со всеми ее мелкими целями.

Читайте также:
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

Вот другой эпизод: я, уже воцерковленный пономарь, вникаю в важные правила совершения литургии: Божественная литургия служится на белом хлебе и красном вине. Смущаюсь известием о том, что отец Таврион Батозский в лагере служил на клюквенном соке, в чем его укоряли Глинские старцы. Задаю этот вопрос отцу Димитрию. Округленные глаза, сокрушенный вздох, характерный жест рукой: «Да хоть бы он вообще на пиве служил!»

И все встает на свои места: оказывается, правила правилами, но при игре без правил только святость находит способ все-таки совершить литургию в самом логове смерти. А главное — святость есть! Просто глаза-то открой!

Известная всем резкость высказываний отца Димитрия — просто приглашение совершить очередное открытие:

— Батюшка, не могу терпеть такого человека.

— Не можешь терпеть? А ты его убей…

— Ну зарежь или отрави…

Открытый рот, расширенный взгляд — человек вдруг понимает, что его нетерпение, которое он хочет оправдать, доведенное до конца — абсурдно, зловеще, немыслимо и невозможно. Просто ад разверзается под ногами! Нет уж, лучше потерпеть! Как дорого стоят такие простые открытия!

Моя мама была врачом, в свое время тоже потянулась к отцу Димитрию, но однажды имела неосторожность сказать беременной женщине со множеством заболеваний, что вообще стоит задуматься, как быть с ребенком. Та обратилась к батюшке, он ответил: «Передай тому врачу, что она. » — и далее употребил довольно резкое выражение. Несчастная женщина все так и передала. Реакция мамы была бурной, болезненной, недоуменной: «Меня не так поняли!» Потом покаянной. А финал истории такой: я уже служил в селе Рождествено, и, когда моя мама умерла, занятой отец Димитрий приехал к нам в село на ее отпевание и похороны, потому что она была его духовным чадом.

С отцом Димитрием все открывалось по-новому, обветшавший мир как будто оживал от совмещения мистики и практики. Непонятное выступало из тьмы и хотелось сказать: «Эврика!» Так произошло и на его отпевании.

…Как-то само собой сложилось в голове, что день похорон любимого батюшки не может быть днем без литургии. И вот — Храм Христа Спасителя. Перед службой мы с женой уже успели подойти ко гробу и попрощаться. На великом входе думаю: «Батюшка уходит от нас туда, где лучше, чем здесь, но где же может быть лучше, чем на литургии? Может ли отец Димитрий не быть здесь, где столько людей пришло с ним проститься, отслужить вместе эту службу?» И вот литургия: батюшка хоть и на небесах причащается, но только духом, а мы здесь и духом, и телом — целым человеком, как в раю… Простой и ясный опыт воскресения. Невероятное стало очевидным.

«Чувство, что я осиротел»

Люди моего поколения помнят, как сложно в советское время было найти духовника, регулярно ходить в храм: атеистическое государство не скрывало своей враждебности к Церкви и православию, так что верующим порой приходилось очень несладко и они чувствовали себя едва ли не подпольщиками. Тому, кто смолоду занимался темой послереволюционных коммунистических репрессий, найти духовника, довериться кому-либо до конца было тем более непросто. В свое время для меня таким человеком стал отец Александр Мень. Целая страница в жизни связана с поездками к нему в Новую Деревню, с его проповедями, разговорами о Церкви и мире. Потом мне пришлось эмигрировать, а когда я вернулся в Россию, отца Александра убили. Мне показалось тогда, что я вдруг оказался в безвоздушном пространстве.

Однажды, по приглашению знакомых, я поехал на освящение Голгофо-Распятского скита на остров Анзер, один из островов Соловецкого архипелага. Там же оказался целый «десант» батюшек из Москвы.

Голгофский скит — это одно из самых страшных гулаговских мест. Я бывал там в 70-х, когда всюду были видны следы лагеря: на стенах надписи смертников, решетки на окнах, глазки в дверях — я помнил скит как гулаговскую тюрьму, как штрафной изолятор, как место, куда свозили узников умирать. И какое радостное чувство нахлынуло на меня, когда я увидел скит отреставрированным и вновь открытым после советских десятилетий.

Там, на многолюдном празднике по случае освящения Распятского храма, прямо на улице были накрыты столы, меня посадили рядом с отцом Димитрием Смирновым. Слово за слово, мы разговорились. Я быстро понял, что это батюшка, которому я могу доверять, с которым мне будет духовно тепло. Вот так началось наше знакомство и дружба.

Тогда, в нашу первую встречу отец Димитрий расположил меня к себе полным отсутствием морального снобизма, назидательности, отсутствием всякой позы — наше общение строилось как общение равных людей. Конечно, в духовном плане он был неизмеримо выше меня, но в культурном мы были очень близки. Среди духовенства чтение поэзии не частая вещь, но он знал мою публицистику, хорошо относился и к моим стихам, разделял то, о чем я говорил в своем творчестве.

Одинаковые взгляды на новейшую историю России — вот что нас окончательно сблизило. Это непостижимо для меня, но многие, даже в духовной среде оправдывают сталинизм, революцию, которую мы с отцом Димитрием расценивали как историческую катастрофу. «После революции 1917 года великая страна превратилась в живодерню», — однажды сказал ему я. Отец Димитрий тогда вздрогнул и ответил: «Юра, я все не мог подобрать слова к тому красному большевистскому террору, который воцарился в России после революции. Как точно и емко ты определил это таким страшным словом!»

Потом некоторое время встречи наши были нечастыми, пока он сам не позвонил мне и не пригласил на свою программу «Диалог под часами». С тех пор мы записали три беседы и договорились встречаться ежегодно в декабре-январе и подводить итоги минувшего года: говорить о православии, политике, о том, что происходит в мире. Увы, судьба распорядилась иначе.

А полтора года назад отец Димитрий с матушкой нагрянул к нам с супругой в Поленово, где мы и живем большую часть времени. Они провели у нас три дня — и это была самая дорогая сердцу встреча. Мы много гуляли вдоль Оки, много беседовали. Приятно было разговаривать с единомышленником: какая же это редкость и огромное удовольствие, когда тебя понимают с полуслова…

Читайте также:
Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Как отозвалась во мне его смерть? Чувство, что я осиротел. Как будто родного человека потерял. И это ощущение не проходит. Мне кажется, как я осиротел, осиротела и вся православная Россия: он был замечательным проповедником. Люди его слушали, люди ему доверяли.

Отец Димитрий лучами своего слова и дела освещал окружающую жизнь и ее потемки. Что теперь будет? Где найдется ему замена? Непредставимо.

«Он ничего не боялся»

Из записи епископа Пантелеимона, которую он опубликовал в Facebook на девятый день после смерти отца Димитрия:

Сегодня 9-й день нашему дорогому и всеми любимому о. Димитрию Смирнову, всероссийскому батюшке.

В день его отпевания меня попросили сказать несколько слов о нем. Сказанные мною слова записали, расшифровали, я их немного подправил (тогда я очень волновался и допустил оговорки и неточности), но по сути ничего не изменил.

Хотел бы и в 9-й день в память о моем любимом друге повторить сказанное у гроба.

Простите, я буду сегодня, может быть, слишком откровенен, потому что перед отцом Димитрием, перед его гробом, неудобно лицемерить, прикрываясь мнимым благочестием. Я всегда чувствовал себя перед ним каким-то пигмеем. Он никогда не боялся говорить правду и вообще ничего не боялся. Не один раз он защищал меня — даже от физической расправы. Однажды спас меня от пьяного, который пристал ко мне на станции электрички.

Перед его гробом хочется сказать главное: нам не хватает той правды, о которой отец Димитрий так бесстрашно свидетельствовал — и своими словами, и всей своей жизнью.

Он говорил подчас резкие слова, иногда грубые, но говорил от боли сердца, от любви. Он как-то привел такое сравнение, на мой взгляд не совсем справедливое, — он сказал, что Высоцкий — это Пушкин современности. Может быть, и отец Димитрий — это такой пророк современности, который обличал пороки нашего времени… Папе Франциску повезло, что отец Димитрий скончался до того, как услышал, что тот сказал об однополых браках, а то ему не поздоровилось бы, наверно…

Отец Дмитрий говорил правду от всего своего страдающего сердца, от боли, оттого, что умел сопереживать и сочувствовать всем. Он создал три детских дома и воспитывал там детей как своих собственных. Он защищал женщин. Когда он говорил об этих несчастных гражданских женах, то он говорил это от боли за тех женщин, которые унижены, поруганы современным миром. Сейчас к его гробу пришло очень много женщин, они не обиделись на его слова, они видят в нем защитника своей чести и достоинства.

Он имел любовь в своем сердце — сострадающую, сочувствующую. Не любовь-размазню, не ту, что ограничивается красивыми словами и сюсюканьем, а мужественную любовь, которая может брать в свои руки оружие и защищать слабых и угнетенных.

Его слова не резче и не грубее слов святого Иоанна Предтечи, который называл «змеиным отродьем» (см. Мф 3:7) тех, кто приходил лицемерно ко Христу. В словах отца Димитрия была удивительная сила, исходящая из его любящего сердца, — сила любви. Любовь в нашем мире иногда бывает слишком слабой, слишком бесхребетной, такое лайт-христианство. А у него было подлинное христианство.

Я его побаивался немного при жизни, потому что никогда неизвестно было, что он может сказать и что он может сделать, — в каждый момент можно было ждать от него чего угодно. Хочется просить у него, если он найдет дерзновение перед Богом — а дерзновения ему было всегда не занимать, — чтобы он ходатайствовал о нас, собратья священнослужители, дабы и нам уметь говорить правду и ничего не бояться. Политкорректность очень важна в наш век, и отец Димитрий умел быть дипломатом, когда это было нужно, но все-таки его правдивости, искренности и прямоты нам не хватает.

Отец Димитрий всегда вносил живую горячую струю в официальные мероприятия, совершаемые соборно богослужения. Он был сам всегда живой, и у него была удивительно живая, непосредственная вера.

И вот мы видим, какой может быть смерть. Она может быть торжеством. Владыка Дионисий, митрополит Воскресенский, совершающий отпевание, признался, что, когда ехал в Храм Христа Спасителя — горевал, а оказался здесь на самом деле на празднике. Отпевание христианина совершается и как его прославление. Мы у гроба отца Димитрия не только плачем о нем, но и благодарим его, и прославляем.

Он любил всех. Ваше Святейшество, может быть, Вы смотрите это отпевание, Вы не смогли сегодня быть здесь, врачи Вам не разрешили. Отец Димитрий очень Вас любил, Вас некоторые боятся, некоторые заискивают, думая сделать карьеру. А есть те, кто Вас любит, и отец Димитрий был таким человеком, он Вас очень любил, почитал Ваши таланты, преклонялся перед Вашими трудами. И когда, заботясь о нем, во время его болезни Вы передали ему с любовью строгое наставление, что и как нужно делать, он потом со слезами просил передать Вам свою сердечную благодарность. Он любил Вас и молится о Вас, я думаю, и ныне.

Дорогие братья и сестры, все прихожане отца Димитрия, вам будет очень сейчас тяжело. Вряд ли вы найдете еще такого пастыря как отец Димитрий. Но есть Господь. Приходит время — и нас оставляют наши учителя, родители, чтобы мы обращались уже непосредственно к Богу, у Него просили помощи и у Него находили утешение.

Дорогая матушка, позволь я обращусь к тебе на ты, Людочка, тебе будет особенно трудно, но друзья отца Димитрия никогда тебя не оставят одну и всегда будут помогать тебе. И я очень прошу Машеньку, когда у нее родится, надеюсь, младенец Димитрий, пригласить меня на его крещение. Я бы там стал таким крестным дедушкой, так как его дедушка на Небесах.

Еще раз хочу пожелать всем нам быть правдивыми, искренними, смиренными. Отец Димитрий был смиренный человек, он умел слушаться и умел почитать священноначалие (когда я стал архиереем, он начал даже ко мне стал относиться по-другому, с большим уважением). Он умел преклоняться перед любовью, перед братиями. Он умел быть кротким и смиренным, но не лицемерно наклонять голову, называя — только называя! — себя первым грешником, напускать на себя внешнее смирение. Он по-настоящему ощущал свое недостоинство. Он умел просить прощения, когда был неправ. Он плакал о своих грехах, искал помощи у Бога.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Туле: история и адрес, описание, святыни

А еще нам всем надо у него попросить, чтобы он помог нам научиться радоваться. Я сам часто унываю из-за какой-нибудь ерунды, а вот отец Димитрий всегда радовался и очень легко переносил трудности, которых выпало достаточно на его долю, особенно в последние месяцы жизни. Он в последнее время своей жизни не раз оказывался в реанимации и говорил, что ужаснее места нет на свете. Но он, несмотря на всё это, сохранял благодушие и радость. Рассказывал, что однажды впал в уныние, и это было так страшно, что он очень сочувствует всем, кто находится в унынии и печали. Он умел радоваться и, не теряя радости, переносить все те сложности жизни, которые есть у всех нас.

Я сердечно благодарю всех вас, дорогие братья и сестры, и благодарю отца Димитрия, что он своей смертью всех нас объединил в молитве, в любви, в вере. Мы верим, что, представ перед Богом, он обретет еще в несоизмеримо большей степени ту радость, которой он жил уже здесь, на земле. Аминь.

«Бессовестный народ из маменькиных сынков» Умер протоиерей Дмитрий Смирнов. Что он думал о мужчинах, женщинах, богатстве и атеистах?

В среду, 21 октября, в РПЦ сообщили о кончине одного из самых известных и точно самых скандальных священников России — протоиерея Дмитрия Смирнова. Ему было 69 лет, о причинах смерти священнослужителя не сообщается. В РПЦ Смирнов возглавлял патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Эти ценности он защищал со всей страстью — едва ли не каждое высказывание протоиерея вызывало скандал: он сравнивал гражданских жен с бесплатными проститутками, предлагал атеистам покончить с собой и выступал против обучения девочек в школах. Главные высказывания Смирнова — в материале «Ленты.ру».

«Женщины слабее умом. Конечно, бывают какие-нибудь Марии Кюри, но все-таки это редкость».

«Чего [девочкам] там в этой школе делать? Учиться зависти, обзыванию, скверным словам, хамству учителям? А так она будет уже готовая мама. Все будет уметь».

«Неохота сказать “я бесплатная проститутка”, поэтому говорят: “у меня гражданский брак”. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги — и все, а так тебя никто за жену не считает».

«Когда мужчина покупает автомобиль, он почему-то его регистрирует. Ему даже дают два регистрационных номера — спереди и сзади. Когда получает квартиру, тоже быстро регистрирует. А брак считается чем-то третьестепенным».

«[Российские мужчины —] это вообще бессовестный народ из маменькиных сынков».

«Если взять юношу тридцатых годов и современного — у нас только в спецназе мужики остались».

«У нашего народа абортированное сознание. Это народ-убийца».

«Ну, что, например, в Москве — недостаточно кирпичей, чтобы все эти секс-шопы разгромить? Но ведь никто не разбил даже витрину такого заведения!»

«Когда начнется практическое выполнение этого закона (о профилактике семейно-бытового насилия — прим. «Ленты.ру»), будут стрелять. Государству это надо?»

«Слышь, псина, куда ты идешь?»

«Когда придут к нам с юга мусульмане, а с востока — азиаты, и мы будем у них в подчинении, тогда узнаем, что такое варикоз».

«Современный мусульманин — он хочет умереть за свою веру. Он обматывает себя динамитом. (. ) А почему эти юноши умирают? Потому что они не хотят, чтобы у них было государство, которым правят педерасты».

«Мы просто благодарны Господу Богу, что он благословил наших ученых создать в очень трудных условиях вот это замечательное [ядерное] оружие, поэтому освящаем ракеты как наших защитников».

«Следующий шаг от тяжелого рока — это трава, а следующий шаг — это уже кокаин».

«У меня тоже дети, мы аккуратно подбираем фильмы, которые хорошо посмотреть, а есть фильмы, которые не надо смотреть, а есть мультфильмы — их вообще не надо смотреть, кроме старых».

«Дайте мне 10 лет и полномочия — я вам увеличу рождаемость в стране на несколько миллионов человек в год».

«[Половое просвещение должно быть] только в рамках семьи. Как только это выходит за рамки, сразу начинается блуд, разврат и незнамо что».

«Зачем [детей] в детские дома? Я готов всех усыновить. И таких, как я, тысячи. Если детей, которые не нужны матерям, предложить женщинам, которые не могут иметь детей, этот вопрос решится в течение недели».

«Мегаполис сам по себе — это вообще существование не жизненное. Господь дал человеку землю, да еще в раю, а мегаполис — это противоположность этому раю, это просто ад!»

«Каждый нормальный христианин мужского пола должен желать стать священником».

«Последовательный атеист должен покончить самоубийством. Потому что нет смысла “жить, учиться и бороться”, если после смерти только лопух вырастет. Уж лучше сразу в гроб. Но этого же нет? Значит, атеисты это не настоящие. Боятся чего-то».

«Когда я учился в семинарии, я изучал пособие для пастырей XIX века. И там написано, что священник должен жить скромно. Он “должен довольствоваться квартирой в семь-восемь комнат и комнатой для прислуги”. Довольствоваться! А журналисты гоняются за жареными фактами — часы не те, ботинки не такие. Я за свою деятельность пастырскую пока еще не купил себе ни одной машины. Зачем мне покупать? Мне мой народ дарит. Какую подарят — на такой и езжу».

«Люди, у которых дети учатся за границей, у которых за границей много собственности, большая часть их капиталов за границей — они нам будут говорить о патриотизме? Но мы ж тоже не полные дураки! Взять и спросить: слышь, патриот, а где твои активы?»

«Люди, ничего не зная, посылают мне угрозы с матом, угрожают меня избить и прочее. Что я кому плохого сделал?»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: