Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в Костроме: разбираем подробно

Обитель просуществовала 600 лет. За шесть веков на ее долю выпали и периоды подъема, и годы упадка. После советской разрухи, монастырь полностью восстановлен и радует своим великолепием, украшая городскую панораму.

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским. Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году. Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей. Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году. Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь — Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы — дочери Дмитрия Донского.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем. В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь. За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось. Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа — генерал-майора М.П. Салтыкова.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Архитектурный ансамбль монастыря

План монастыря имеет форму трапеции. В системе нынешней планировки Костромы его территория ограничена улицами: Богоявленской (Симановского) с запада, Ново-Троицкой (Козуева) с востока, Пятницкой с юга, Троицкой (Комсомольской) с севера. В систему стен входили квадратные башни, значительно выступавшие вперёд, — четыре наугольные и две проездные, в середине западной и восточной сторон. Седьмая, в центре южного прясла, выступала наружу. Сохранились только угловая, юго-западная и западная башни, но были сильно перестроены.

Главное здание — Богоявленский собор, самый древний из сохранившихся храмов монастыря. Построенный в 1559—1565 годах, он был пятиглавым и с трёхчастной алтарной апсидой. В 1672 году интерьер собора расписан фресками, возможно, костромскими мастерами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Но они не сохранились. В 1825 году была построена Смоленская часовня на основе угловой квадратной башни. Она была с пологим куполом, а у её главки имелся двухъярусный ордерный декор с тосканскими колоннами. Тогда же были перестроены угловые северо-западная, северо-восточная и юго-восточная башни и вся западная сторона монастырской ограды. К югу от колокольни были пробиты новые ворота. К северу от Смоленской часовни, вдоль линии ограды, построили двухэтажные Больничные кельи.

Описание архитектуры

Облик монастырского комплекса претерпевал много изменений на своем веку. Его двор напоминает вытянутую трапецию. Самое старое здание, дошедшее до нашего времени — Богоявленский кафедральный собор. Он отличается сдержанностью внешнего вида.

Крыша храма увенчана луковичными золотыми главками. Внизу имеется подклет.

В настоящее время на территории обители имеется еще колокольня, церковь Смоленской иконы Божьей Матери и собор Богоявления. До революции здесь была Никольская церковь в стиле барокко, собор св. Иоанна Богослова и Трехсвятительская церковь.

Праздники и чтимые даты

В монастыре хранится много святынь и чудотворных икон:

  • чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;
  • чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;
  • святые мощи преподобного Никиты Костромского;
  • святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • крест-мощевик с частицами мощей 278 святых;
  • складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы.
Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Измайлово: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Престольными праздниками являются:

  • Богоявление (Крещение Господне) — 19 января;
  • 11 ноября — преподобномученицы Анастасии Римляныни;
  • 12 января — преподобномучеников Богоявленских (местн.);
  • 19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • 3 февраля — преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.);
  • 5 февраля — Собор Костромских святых;
  • 27 марта и 29 августа — Феодоровской иконы Божией Матери;
  • 18 июля и 8 октября — преподобного Сергия, игумена Радонежского;
  • 10 августа — Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери;
  • 28 сентября — преподобного Никиты Костромского (местн.)

Богослужение в Богоявленском монастыре

Божественные службы проводятся регулярно. В будние дни утренняя молитва начинается в 7:30. По воскресеньям и в большие праздники — в 9:00. Вечерняя служба начинается в 18:00. В 7:30 проходит Божественная Литургия.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера. Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг. Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене. В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов. Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Тесная связь с историей России

Хотите почувствовать аромат веков? Побывайте здесь! Это историческое место, где хочется просто постоять, послушать тишину и открыть себя в себе.

На территорию монастыря посетителей не пускают. По крайней мере, когда мы оказались здесь в вечернее время, вход был закрыт. Но в Богоявленском соборе и часовне около него, открытых для гостей, есть многое, что заслуживает вашего внимания.

Удивительно, но это действительно так, — в церкви источают приятный аромат, мироточат 11 икон!

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 г. на реке Суле, неподалёку от центральной части города – Костромского кремля. Его “строителем” и первым игуменом летопись называет Преподобного Никиту – “сродника и ученика” Преподобного Сергия Радонежского.

Долгое время монастырь оставался деревянным, Его первым каменным зданием стал пятиглавый Богоявленскийсобор,построенныйв1559-1565 годах, при царе Иоанне IV, Грозном, по благословению святителя Макария – митрополита Московского. Собор возведён был артелью каменщиков, прибывших в Кострому, как предполагают, из Ростова Великого. За образец строители взяли Успенский собор Московского Кремля.

На протяжении своей многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что пользовался он покровительством и поддержкой и Великих князей и Государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. И сам её царственный супруг не оставлял Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит наша древняя обитель и страшные дни гнева его, когда за почести, оказанные царскому племяннику, направлявшемуся через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, Государь постарался затем искупить свой грех пред обителью, одарив её многими дарами и милостями, ноте страшные дни остались в истории обители и в истории града нашего запечатлёнными навсегда.

Страшные дни. Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные удары времени монастырь встречал и превозмогал достойно. В годы Смутного времени, например, иноки его явили пример, достойный благодарной памяти потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады н штурма монастырь бью охвачен и разграблен. Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть. Имена сих преподобных мученников сохранились до наших дней. Память их 12 января по новому стилю. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.

Читайте также:
Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных, и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

ХVII век для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многие, но главными жертвователями были: бояре Салтыковы, мать царя Михаила – инокиня Марфа, его отец – Патриарх Филарет и другие патриархи Московские и всея Руси.

В 1610 году била воздвигнута каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова, которую освятил сам патриарх Гермаген – будущий священномученик.

В начале того же столетия к Богоявленскому собору были пристроены каменные галереи, затем воздвигнуты Трехсвятительская и Сретенская церковь, звонница с приделом честь Преподобного Сергия Радонежского – в нижнем её ярусе, и церковь в честь святителем Михаила, Петра и Ионы – над святыми вратами обители.

Особенно благоукрасился монастырь при измене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего срока монастырь был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башен возвышались над стеной: четыре – угловых и две – надвратных. В 1678 году Багоявленский собор был расписан “на иждивение” боярина Петра Михайловича Салтыкова. К этому же времени относится и написание на стене юго-западной башни иконы Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось её особое почитание. Здесь сначала была построена деревянная часовня, а в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе “Смоленской часовнями”.

В ХVIII веке и в первой половине ХIХ века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Навое строительство в нём почти не ведётся. лишь в 1758-1760 годах на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь его имя Святится Христова Николая – над гробом супруга её Михаила Петровича Салтыкова. Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года Сюда были помещены все присутственные места города, которые находись здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена духовная семинария.

Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещённый столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошённому и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продали кирпич разбираемых его Развалин для строительства частных здании, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны, таким образом, Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать.

Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником самому исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.

Начинается новая страница истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось и его название: к прежнему названию добавилось слово Анастасиин, Воистину символическое добавление. “Анастасия” – с древнегреческого – означает воскресение. Именно воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.

Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игумения Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и Никольский храм.

После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Трудами и заботами игумении Марии была восстановлена, почти полностью местами разрушенная, монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.

Над юго-западными въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением лика Св. Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел перед образом. Когда хотели приступить к разборке этих врат, каменщик, поднявшийся наверх, неожиданно упали сильно ушибся. После, на исповеди, он поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена деревянная часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре, посетившем Кострому в 1887 году. В 1892 году была заменена каменной, более просторной.

Читайте также:
Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Во время пожара 1887 года вновь остался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.

В восстанавливаемом игуменией Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и настоятельский корпус, а также – двухэтажный, с подвалом – Трапезный корпус, в котором, помимо трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерская. Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса – казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная вода Сулы для потребностей монастыря.

Все вновь построенные здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего она устроила здесь училище для девочек, из которых в нём готовили сельских учительниц.

В 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Позднее были организованы такие же лечебницы для сельского населения в трёх вотчинах обители, где крестьяне до того не имели никакой врачебной помощи .Сёстры милосердия – воспитанницы монастыря – участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых во время войн. Деятельность народных лечебниц и курсов сестёр милосердия принесла монастырю заслуженную известность и получила высокую оценку государства. Выл издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.

Игумения Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для этой цели в 1888 году несколько сестёр Вогоявленско-Анастасиина монастыря, во главе с монахиней Варварой, основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нём – бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Монахиня Варвара стала первой игуменией основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным центром распространения Православия в Эстонии.

В 1887 году упомянутый выше пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария вновь восстановила его, Однако силы её оказались подорванными, вскоре она заболела и умерла. День смерти её – 29 января 1889 года. В дальнейшем монастырём управляли, последовательно, ещё три игумении – Игумения Евпраксия, Игумения Анна и Игумения Сусанна.

После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что – навсегда. Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиях расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

20 июля 1990 года, на первом заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря. Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стены кафедрального собора был установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы – Георгию Победоносцу.

Свято-Данилов мужской монастырь в Москве

Свято-Данилов мужской монастырь — одна из жемчужин в короне христианских обителей России, по своему строению напоминающий кремль, имеющий статус ставропигии. Ставропигиальные обители находятся под непосредственным руководством Патриарха Всея Руси.

Величие белоснежных строений с зелено-золотистыми куполами покоряет с первого взгляда, в них ощущается мир, покой, благодать. Это совсем другой мир, свободный от суеты и мирских утех, только в стенах Божьих соборов можно остаться один на один с Богом.

История создания главного монастырского комплекса Москвы

Еще до своего княжества юный Даниил, будущий князь Московский, во время пребывания в Сирии, встретился с монахом Симеоном. Отшельник, живущий на маленьком плато на самой вершине горы, именуемой столпом, поразил мальчика силой веры и отречением от мирских благ для познания Божьей благодати.

Другие монастыри Москвы:

Симеонов столп и поныне стоит в крупнейшем центре Алеппо Сирии, как хранитель памяти о Данииле Столпнике, обладающем даром пророчествовать и врачевать. Данила Московский, ставши князем, увековечил память об отшельнике, пророке и врачевателе Данииле Столпнике, построив Данилову обитель в 1282 году.

Молодому Даниле досталось в наследстве самое малое княжество, однако, именно при его правлении московские земли достигли расцвета. Прожив наполненную любовью к своему княжеству жизнь, уклоняясь от распрей и междоусобных войн, князь в старости уходит в монахи.

После смерти Даниила Московский был похоронен около монастырских стен. В XVII веке Синод причислил миролюбивого князя к лику святых, его мощи были перенесены в Троицкий храм Даниловской обители, где хранятся и поныне.

  • В 1610 году войсками Лже-дмитрия Второго были разграблены и сожжены монастырские постройки, но за 200 лет святыня восстала из пепла.
  • 1812 год принес новое разорение Свято-Даниловскому монастырю, французы украли не только казну, но и серебряный оклад с раки князя Даниила. В это же время пропали и сами мощи.
  • Начало двадцатого столетия ознаменовалось революцией, Гражданской войной и массовым закрытием христианских святынь. Не обошла эта участь и мужскую обитель в Москве, ее закрыли в 1930 году. Большинство монахов расстреляли.
Читайте также:
Храм Рождества Христова в Йошкар-Оле: описание и адрес храма, история, как добраться

Беспризорные дети, жившие в детской колонии, которая после революции расположилась в святых кельях и храмах, разворовали все, что можно было, унесли, осквернили и испортили фрески, иконы и рисунки.

Только в 1988 году, когда христианский мир готовился к 1000-летию Крещения Руси, началось восстановление святыни, ставшей резиденцией Патриарха Московского и всея Руси.

Уникальна история спасения церковных колоколов, звонивших в свое время так, что слышала вся Москва. Их во время революции собирались переплавить на пушки, но шедевры литейного мастерства были выкуплены американским обладателем литейной компании Чарльзом Крейном и переправлены в Америку в 1930 году.

В 2009 году Данилов монастырь вновь надел на колокольни вернувшиеся на родину колокола, и Москва наслаждалась колокольным звоном Свято-Даниловской обители.

Современный вид Даниловой святыни

Храмовый ансамбль Святых Отцов Семи Вселенских соборов состоит из нескольких церквей, первый этаж занимает собор Покрова Пречистой Божьей Матери.

Троицкий собор, в котором хранятся мощи святого Даниила Московского, остается самым большим храмом монастыря.

На заметку! В Троицкий собор приходят верующие помолиться и попросить заступничества у чудотворных икон Богородицы «Троеручница» и святого Иоанна Кассиана.

В современном архитектурном монастырском ансамбле находятся вновь построенные храмы:

  • князя Владимира Великого Киевского;
  • Живоначальной Троицы;
  • Всех Святых;
  • Серафима Саровского;
  • надвратная церковь святого Симеона Столпника;
  • церковь Рождества Иоанна Предтечи;
  • поминальная часовня;
  • надкладезная часовня.

Частицы мощей святого Даниила остаются главной святыней Даниловского мужского монастыря. Они были возвращены в 1986 году архиепископом Вашингтона.

Совет! Существует поверье, если при посещении Даниловой обители помолиться у иконы святого Спиридона и положить записку между башмаком и святым ликом, то ответ на просьбу обязательно придет.

Общежительный устав монастыря

Все в Даниловой обители общее, начиная от молитвы, заканчивая трапезой. Патриарх Московский и всея Руси является настоятелем московской святыни, повседневная жизнь обители управляется наместником Патриарха архимандритом.

Помимо ежедневных богослужений, братия обители участвует в жизни нескольких социальных проектов.

При Даниловом мужском монастыре работают:

  • реабилитационные центра для нарко- и алкозависимых людей;
  • воскресные учебные заведения для детей и взрослых;
  • мастерские;
  • печатное издательство газеты «Данииловский вестник»;
  • центр духовного развития молодежи;
  • школа звонарского мастерства;
  • лечебные корпуса.

Подворья московской обители можно посетить в Рязанской области, Измайлово и Подмосковье.

Святыни монастыря

Гордится монастырская братия самым большим и древним иконостасом собора Святых отцов Семи Вселенских Церквей.

Среди множества икон особо почитаемыми являются святые образа Богородицы «Владимирская», «Казанская».

В приделе Данииловой церкви паломники могут помолиться у икон Спаса Нерукотворного и Богородицы «Гора Нерукосечная».

Иконостас этого храма выполнен в четыре яруса. Особой гордостью собора Даниила Столпника являются Царские ворота, возвращенные из музеев Кремля Москвы.

Нельзя не восхищаться архитектурной красотой и богатством икон иконостаса надвратной святыни Симеона Столпника.

Информация для паломников и туристов

Находясь в Москве, к московской святой обители Даниила проще всего добраться на метро.

  • По карте метро следует выйти на Серпуховско-Тимирязевскую линию, сесть в поезд, идущий до остановки Тульская.
  • Выйдя из метро, выйдите на улицу Тульскую и идите по ней, пока перед вами не появится площадь Серпуховской заставы.
  • Поверните направо и двигайтесь вдоль трамвайной линии улицей Данилевский вал, пока не увидите ворота московской святыни.

Планируя посетить Данилов монастырь на праздничные дни, расписание богослужений уточняйте по телефону.

На заметку! Мужской монастырь открыт ежедневно, начиная с 6 утра и до самого вечера, 20.00 часов.

При желании на память о посещении святыни Москвы можно приобрести освященную икону, свечи, памятные сувениры в монастырской лавке, она работает с 8.00 утра.

Каждый посетитель мужского монастыря может заказать молебен, Сорокоуст, подать записки на Литургию.

Даниловский монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Свято-Троицкий Данилов монастырь – это одна из уникальных обителей, основал которую «отец Москвы», князь Даниил, сын Александра Невского. В некрополе этого монастыря был похоронен Николай Гоголь, многие другие известные люди. Сегодня обитель привлекает немало паломников, которые хотят приложиться к мощам Даниила, а также к башмачку Спиридона Тримифунтского, который тоже находится в Даниловском монастыре. На территории монастыря размещены Синодальная резиденция, резиденция Патриарха, Отдел внешних церковных связей. Каков же адрес Данилова монастыря, когда лучше побывать в обители, что о ней стоит знать?

Адрес Даниловского монастыря

Как лучше добраться до Свято-Даниловского монастыря

  1. Попасть сюда можно как на такси или собственном авто, так и на общественном транспорте.
  2. Если вы решили посетить Даниловский монастырь, необязательно досконально изучать карту столицы, чтобы понять, как добраться до обители на метро. Сделать это можно, доехав до станций Павелецкая или Тульская.
  • В первом случае необходимо сесть на трамвай и доехать до остановки Свято-Данилов монастырь (все маршруты пролегают через нее);
  • во втором – поверните назад после выхода из метро. После того как дойдете до трамвайной остановки, сделайте поворот направо. Никуда не сворачивайте, и вы дойдете до обители.

Посещение обители, режим работы

Посетители могут попасть на территорию монастыря в строго ограниченное время: утром он открывается в 6.00, вечером закрывается в 21.00. Экскурсии для посетителей проводят ежедневно, с 9.00 до 18.00.
Если вы решили посетить эту обитель, помните, что она является действующей, поэтому следует соблюдать такую форму одежды:

  • для женщин – платья или юбки, закрывающие колени; закрытые плечи, покрытая голова (платок, косынка, шапка);
  • для мужчин – закрытые ноги и плечи (в шортах в обитель не пустят), снятый головной убор.
Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

У монастыря есть два подворья: в Измайлово, где располагается высочайший деревянный храм столицы (действующий), а также в Рязанской области, где находится скит во имя Сергия Радонежского. Отправиться туда можно самостоятельно, без экскурсовода.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала Храм
Понедельник-пятница Полунощница
Часы, Литургия
Часы, вечерня, утреня
6.00
7.00
17.00
Храм Святых Отцов
Суббота Часы, Литургия
Всенощное бдение
6.45
8.45
17.00
Храм Святых Отцов
Троицкий собор
Троицкий собор
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня, утреня, часы
6.45
8.45
17.00
Храм Святых Отцов
Троицкий собор
Троицкий собор

В дни Великого поста в храме Святых Отцов Свято-Данилова монастыря меняется расписание богослужений: Литургия совершается вместе с вечерней по средам, пятницам и дням, накануне которых проходило полиелейное богослужение, а с воскресенья по четверг утреня и повечерие начинаются в 16.30.

Где остановиться неподалеку

При самом монастыре нет гостиницы для паломников. Здесь также не принимают на ночлег. Неподалеку от обители построена гостиница «Даниловская», которая принимает и паломников, и туристов. Здесь есть одно- и двухместные номера, апартаменты, полулюкс. Можно забронировать места заранее, в том числе и на сайте.

История создания обители

  1. Основал этот монастырь в конце XII века князь Даниил Московский, который позже принял постриг и стал иноком обители (похоронен здесь же). Названа она в честь Даниила Столпника. Это была первая московская мужская обитель.
  2. Через полвека братию перевели в Спасский монастырь при Кремле, а о Даниловой обители забыли на полвека, до времен Ивана Грозного, когда здесь снова возродилась монашеская жизнь. В это время заложили храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – это была первая каменная церковь монастыря.
  3. Уникально и ее посвящение – до этого не было аналогичных православных храмов.
    Позже обитель помогала отражать нападения крымских татар, под ее стенами Василий Шуйский боролся с бунтовщиками. Лжедмитрий II, сбегая из Москвы, поджег монастырь, но его отстроили и обнесли стеной (работы длились более полутора веков).
  4. В 1812 году этот монастырь захватили французы, ограбив его. Позже при обители действовала богадельня для священнослужителей и их вдов.
  5. Некрополь Данилова монастыря был одним из древнейших, и здесь нашли вечный покой многие писатели, деятели искусства, известные люди. В советское время был уничтожен.
  6. Хотя официально обитель закрыли в 1918 году, монашеская жизнь здесь продолжалась еще двенадцать лет. Фактически он перестал действовать последним в столице. Большинство иноков было расстреляно в 1937, а мощи князя Даниила пропали.
  7. В обители были склады, колония для малолетних преступников.
  8. Этот монастырь вернули верующим одним из первых, отреставрировав к тысячелетию Крещения Руси. Были восстановлены храмы, колокольни. В начале XXI века сюда вернули и исторические колокола, которые были выкуплены американским промышленником в тридцатые годы и подарены Гарвардскому университету.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – самая древняя церковь монастыря, которая была первой каменной. При освящении первоначального храма присутствовал Иван Грозный. Позже к церкви пристроили трапезную церковь, на сводах которой и возвели новый Святоотцовский храм (предыдущий разобрали из-за ветхости).
  • Троицкий собор – этот храм построили в первой трети XIX века. Имел центральный престол и два придела. Сегодня его возродили в первоначальном виде.
  • Надвратный храм Симеона Столпника – расположен над воротами монастыря, в колокольне, высота которой составляет 45 м.
  • Храм Серафима Саровского – размещена в строении бывшей колокольни, в подклете корпуса больницы. Это был первый московский храм, посвященный этому святому.
  • В Синодальной резиденции Патриарха также действует церковь Всех российских святых.

Святыни Данилова монастыря

В Даниловском монастыре сегодня находятся многие святыни: это и раки и ковчеги с мощами, и иконы с частицами мощей, и чтимые иконы. Значительная их часть была передана обители после возрождения, в середине 80-х годов.

  • Главной святыней обители являются мощи святого Даниила, ее основателя. Здесь находятся рака и ковчег, а также икона с частицами мощей.
  • Также здесь хранится башмачок и ковчег с частицами мощей Спиридона Тримифунтского – в Москве первая святыня оказалась в 2007 году, когда ее передали Данилову монастырю с греческого острова Корфу, где покоится святой. Сделано это было в связи с тем, что здесь же находится его десница.
  • Рака с мощами Георгия (Лаврова) – в 20-х годах был старцем Данилова монастыря, сослан в Казахстан, по пути из ссылки умер.
  • В храмах обители хранятся и ковчеги с частицами мощей святителя Николая и Александра Невского.
  • Из икон, хранимых в обители, стоит назвать иконы Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Пантелеимона, Матроны Московской, – все они с частицами мощей. Здесь же сохраняется частица мантии и четки Серафима Саровского.

Фото и видео Свято-Даниловского монастыря

  • Монастырь поражает своей величественной архитектурой.
  • Стена с башнями была возведена после поджога обители Лжедмитрием.
  • Церковь Святых Отцов уникальна своим посвящением.
  • Троицкий собор – один из центральных храмов обители.
  • Колокольня монастыря с надвратной церковью привлекает внимание и ночью.
  • Восстановили обитель к тысячелетию Крещения Руси.

Данилов монастырь – это обитель, история которой изобилует чудесами, яркими страницами расцвета и черными датами упадка. Она раз за разом возрождалась, а количество святынь в ней увеличивалось. И сегодня сюда едут паломники, чтобы поклониться мощам святых, хранимых здесь.

Читайте также:
Церковь Рождества Христова в Краснодаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Данилов ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Древнейшая иноческая обитель Москвы была основана святым благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Первым зданием монастыря был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, имя которого носил святой князь Даниил и небесному покровительству которого он вверил свою обитель. Святой князь построил и содержал обитель на свои княжеские средства, пожаловал ей земли, луга, «рыбные ловли», разместил вокруг несколько крестьянских дворов. С самого основания монастыря князь Даниил возвел его на высшую степень обителей, установил навсегда, чтобы настоятель в нем был в сане архимандрита (в то время на Руси так было всего в двух-трех крупнейших монастырях). После смерти князя Даниила (†1303) монастырь недолго просуществовал на своем месте: в 1330 году сын святого князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита, перевел даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса-на-Бору. Второе переселение монастыря произошло в конце XV века при великом князе Иоанне Васильевиче III, который перевел монастырь из Кремля на Крутицкий холм. По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским, или монастырем «Спаса на Новом».

Более двухсот лет на месте древнего Данилова монастыря стояли лишь храм Даниила Столпника да небольшое сельцо Даниловское. И вот настало время, когда по воле Божией святой князь Даниил стал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами. Возрождение монастыря началось в середине XVI века и связано с именами царя Иоанна Грозного и митрополита Московского и всея Руси Макария.

В 1555 году в двухстах метрах от деревянной церкви преподобного Даниила Столпника, на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила, был заложен новый каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, были построены деревянные кельи, территория обнесена деревянными стенами и монастырская братия вернулась на свое изначальное место – монастырь продолжил свое существование. 30 августа/12 сентября 1652 года в обители были обретены святые мощи благоверного князя Даниила Московского. Вскоре преподобный и благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

В XVII веке Данилов монастырь продолжал строиться и благоустраиваться, главным образом благодаря попечению о нем русских государей. Была возведена каменная ограда, вблизи храма Святых Отцов строится ансамбль монастырской трапезной с двумя сопредельными храмами – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Божия Даниила. В XVIII веке старый храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов был разобран до основания (ныне можно видеть лишь остатки фундамента), а над Покровским и Даниловским храмом убрали верхи (главы, барабан, кровли) и сделали новые пониженные своды, на которых и был возведен новый храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Над северными Святыми вратами находится церковь во имя преподобного Симеона Столпника с колокольней, построенной в 1730–1732 годах. К концу XIX века подбор Даниловских колоколов был одним из лучших в Москве и представлял большую художественную ценность.

Троицкий собор монастыря – самый большой и величественный храм обители. Он построен в 1833–1838 годах по проекту архитектора Осипа Бове на средства купцов Куманиных и Шестовых. В 1869 году был утвержден проект расширения монастырской территории в западном направлении. В результате реконструкции общая площадь Данилова монастыря увеличилась почти вдвое. До наших дней в монастыре сохранилась планировка, сложившаяся к концу XIX века.

Даниловский некрополь ведет свою историю от древнего братского монастырского кладбища. Здесь были похоронены писатель Н.В. Гоголь, пианист и дирижер Н.Г. Рубинштейн, художник В.Г. Перов, религиозные философы и публицисты А.С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин и многие другие видные отечественные деятели. При разорении монастыря в 1930-е годы та же участь постигла и некрополь.

В страшные послереволюционные годы обитель святого князя Данила просияла как духовный центр неподвластной богоборческим силам Православной Церкви. Формально монастырь был закрыт в 1918 году, но монашеская жизнь в обители продолжалась до 1930 года. С 1917 по 1930 год настоятелем Данилова монастыря был епископ (с 1923 года архиепископ) Феодор (Поздеевский), вокруг которого группировались миряне и клирики, противостоящие попыткам новых властей влиять на Церковь. Это особая, славная страница в истории Русской Православной Церкви и новомучеников Российских. После закрытия монастыря святые мощи преподобного князя Даниила были сначала перенесены в ближайший храм – Воскресения Словущего, а в 1932 году были ночью увезены, неизвестно кем и куда. В монастыре разместили детский приемник-распределитель.

Даниловская обитель во все времена жила жизнью, неотделимой от судьбы России и всего русского народа. В 1930-е годы монастырь был закрыт, братия расстреляна, монастырское имущество конфисковано, а колокола проданы по цене металлолома (тем самым спасены от переплавки) американскому промышленнику и дипломату Чарльзу Крейну. Почти восемь десятилетий колокола находились в Гарвардском университете и лишь 17 марта 2009 года, в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, столица вновь услышала звон родных вернувшихся колоколов.

Второе возобновление обители началось в 1983 году. В кратчайший срок Данилов монастырь был восстановлен и с этого времени стал не только местом монашеской молитвы, но и духовно-административным центром Русской Православной Церкви. В 1988 году в Даниловом монастыре проходили юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси. Ныне на территории монастыря расположена Патриаршая и Синодальная Резиденция, а также Отдел внешних церковных связей (ОВЦС). С заботой о будущих поколениях в 1999 году при Даниловом монастыре был создан Центр духовного развития детей и молодежи, с 2004 года получивший наименование Патриаршего. Сегодня многочисленные миссионерские и социальные проекты Центра объединяют свыше десяти тысяч москвичей и жителей других регионов.

Читайте также:
Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

При обители действует православный центр «Метанойя» для помощи людям, страдающим от алкогольной и наркотической зависимостей.

В 2016 году монастырь отметил 25-летний юбилей издательства «Даниловский благовестник», книги которого широко известны православным читателям не только в нашей стране, но и за рубежом.

По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «. адрес Даниловского монастыря стал адресом всей Русской Православной Церкви».

Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь

Данилов монастырь – действующий мужской монастырь в Москве, подчиняющийся непосредственно патриарху. Хотя, по преданиям, он был основан еще в XIII веке, комплекс сохранившихся до наших дней зданий возводили гораздо позже, начиная с XVI века. Тем не менее, Данилов монастырь считается древнейшей обителью столицы. Его также называют Свято-Данилов монастырь или Даниловский монастырь.

Сегодня это один из важнейших объектов православной жизни: в храмах ежедневно проходят службы, широко отмечаются престольные праздники, монахи ведут просветительскую деятельность, работают ремесленные мастерские и православные лавки. На территории Данилова монастыря расположена резиденция патриарха и зал заседаний Синода.

Сэкономь на путешествии!

История Данилова монастыря

Археологические данные подтверждают существование деревянных церквей на месте Данилова монастыря примерно с XIV века, более конкретной информации пока не найдено. Исторические источники называют основателем монастыря московского князя Даниила Александровича, получившего свое имя в честь выдающегося христианина V века Даниила Столпника. Последний был пламенным последователем Симеона Столпника после того, как стал свидетелем многолетнего подвига святого. На своем столпе в окрестностях Константинополя Даниил простоял около 30 лет, являя миру всевозможные чудеса исцеления страждущих, после чего мирно скончался в глубокой, по тем временам, старости в возрасте 80 лет. Именно с этими церковными деятелями: двумя Даниилами и Симеоном – связаны главные предметы поклонения обители.

Данилов монастырь на гравюре XVIII века Данилов монастырь на фотографии конца XIX века

История каменного ансамбля

Строительство храма Святых Отцов Семи Соборов было завершено в 1560 году, после чего через год его освятили в присутствии Ивана Грозного. В Смутное время, в годы восстания Болотникова, Данилов комплекс невольно оказался в гуще событий – рядом с ним происходили опустошительные сражения и казни. В XVIII веке 20-30 членов братии чувствовали себя более спокойно, на мирное течение монашеской жизни никто не посягал.

Очередные проблемы начались в 1812 году, когда ризницу и иные ценности эвакуировали в Вологду и Троице-Сергиеву лавру, а обратно так и не вернули. В остальном в XIX веке Даниловский монастырь процветал: хотя количество монахов оставалось скромным, росли земельные наделы и появлялись владения вне его территории.

Храм Святых Отцов Семи Соборов Вход в храм

Упадок и возрождение монастыря в ХХ веке

После революции в Даниловом монастыре были собраны опальные епископы, не поддерживавшие патриарха Тихона. В 1929 году его закрыли по решению НКВД. Колокола вывезли в США, некрополь разорили, прах Гоголя, Хомякова, Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, останки художника Перова – в Донской монастырь. Многие рукописи и книги перешли в государственный архив. В бывшем монастыре был открыт спецприемник: сюда свозили детей репрессированных на Бутовском полигоне. Смертность среди никому не нужных воспитанников была огромной, и у монастырских стен возникли новые, уже безымянные захоронения.

В 1983 году при патриархе Пимене на государственном уровне было принято решение о возвращении монастыря верующим. Сначала речь шла о Донском монастыре, потом, после смерти Брежнева, власти остановили свой выбор на Даниловом. В 80-е годы началась реконструкция соборов и хозяйственных помещений одновременно со строительством резиденции патриарха. Несколько лет назад резиденцию реконструировали, после чего монастырь продолжил работу в стандартном режиме: незначительная его часть открыта для прихожан, остальное находится под бдительной охраной казаков.

Остатки утраченного некрополя

Храмы Даниловского монастыря

Старейший храм обители, церковь во имя Святых Отцов, в первозданном виде продержался менее 200 лет. В 1730 году его разобрали, а новый с тем же именем построили на цоколе близлежащей церкви XVII века – Покровской. На этом архитектурные эксперименты не закончились. В 1806 году над собором Святых Отцов надстроили два придела: южный посвящен Борису и Глебу, северный – Даниилу Московскому.

В результате вместо одного престольного праздника в церкви Святых Отцов отмечают несколько – каждый в своем отделении. Главное торжество в честь Вселенских Соборов проходит 31 мая. Из Покровской церкви, с цокольного этажа храма Семи Соборов, 14 октября отправляется крестный ход вокруг здания и расположенного рядом Троицкого собора. Придел Покровской церкви посвящен пророку Даниилу, престольный праздник которого отмечается 30 декабря. Церковь Даниила Столпника устроена в третьем ярусе храма Семи Соборов, здесь празднуют его день 24 декабря.

Строители монастыря не могли забыть и об учителе Даниила Столпника – Симеоне. Этому святому посвящена надвратная церковь XVIII века, увенчанная 45-метровой колокольней. Торжественная служба проходит здесь 14 сентября. Храм Рождества Иоанна Крестителя в подклете Троицкого собора и церковь Серафима Саровского на месте часовни в больничном корпусе обустроены недавно, в 80-е годы ХХ века.

Надвратная церковь с колокольней Троицкий собор Церковь Серафима Саровского

Архитектурные особенности ансамбля

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Ливнах: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.

Эклектичность монастырского ансамбля Строгие монастырские стены Данилов монастырь

Резиденция патриарха

В западной части монастырского комплекса расположен особо охраняемый объект – Синодальная резиденция патриарха. Двухэтажное здание построено по проекту Юрия Рабаева, одного из авторов Могилы Неизвестного солдата у стен Кремля. В результате его усилий получился классический обком партии с элементами церковной архитектуры – башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. На втором этаже резиденции находится домовая церковь Всех Святых. Здесь проводят наречение в епископы перед тем, как новый православный иерарх пройдет хиротонию в храме Христа Спасителя. В 2011 году Синодальную резиденцию полностью обновили, объяснив эту необходимость несовершенными строительными технологиями 25-летней давности.

Святыни монастыря

Место захоронения князя-основателя было забыто, но в 1652 году мощи были обретены и погребены в храме Вселенских Соборов. В 1932 году, после закрытия и монастыря, и расположенных рядом с ним церквей, останки Даниила пропали. В 90-е годы частицы мощей, сохраненные усилиями уцелевших иерархов в стране и за ее пределами, были возвращены в Данилов монастырь. Рака вернулась в собор под северную арку, ковчег, приехавший из Америки, сейчас хранится в Троицком соборе. Еще две иконы с мощами – на аналое и между иконостасами. Обретение мощей отмечается в приделе храма Семи Соборов 12 сентября. Ежегодно 17 сентября вспоминают о дне смерти святого.

В Покровской церкви хранится рака с мощами преподобного Георгия, сосланного в Казахстан после революции и умершего в 1932 году в пути из ссылки. В Троицком соборе содержится фрагмент останков Александра Невского, в церкви князя Даниила в соборе Святых Отцов – частица мощей Николая Чудотворца. Здесь же можно увидеть ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком.

Ковчег с мощами Святого Даниила Икона Святого Даниила Московского Ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком

Монастырское производство

Сотрудники художественно-реставрационных мастерских расписывают храмы, создают иконы, ювелирные изделия для православной церкви, киоты и ковчеги из дерева. При Даниловом монастыре открыта собственная мастерская по производству колоколов с мастер-классами и обучением звонарей. В ней изготавливают новые, реконструируют старые колокола, специалисты участвуют в проектировании звонниц с расчетом звучания инструментов, проводят экспертизы.

История подлинных даниловских колоколов драматична: в 30-е годы оригиналы чудом вывезли в США и хранили в Гарвардском университете. В 2007 году их обменяли на точные копии, спонсором доставки стал Вексельберг. Благодаря удачной сделке с 2010 года в монастыре в последнее воскресенье сентября проходит фестиваль русских звонов.

Правила поведения в монастыре

Поскольку Данилов монастырь действующий, к тому же мужской, в нем есть свои ограничения по посещению. Женщины приходят исключительно в юбках и надевают платок при входе на территорию, мужчины снимают головные уборы при входе в храм. На богослужении женщинам рекомендуют становиться справа, мужчинам – слева. Женщинам нельзя входить в храм с накрашенными губами: предполагается, что они будут целовать крест. Первыми причащаются монахи, затем дети, мужчины, в конце – женщины.

По всей территории ходит казачья охрана, следящая за порядком. Фотографировать в обители запрещено, особенно монахов, иначе вмешаются казаки.

Прихожане В храме Посетители монастыря

Покупки в Даниловом монастыре

На территории монастыря, рядом с ним, на Даниловском валу, и в интернете работают магазины. В палатке с 8 до 20 ч можно приобрести репродукции картин православных художников или даже оригиналы, например парадный портрет патриарха Кирилла. «Монастырский мед» реализует продукты из Греции, мед и хлеб собственного производства, безалкогольный бальзам, косметику для ухода за кожей, постные полуфабрикаты и спирулину. Другие монастырские лавки продают кожаные изделия с православной символикой: пояса, брелоки, портмоне, сумки, ключницы, а также футболки с картинами, иконы и киоты.

Богослужения

В Свято-Даниловом монастыре не крестят, не венчают и не отпевают, принимают только личные заказы молитв во здравие и за упокой. Насущные вопросы можно решить с дежурным священником с 9 до 17 ч в приемной, в воскресенье и праздники – с 12 часов. Торжественные службы по престольным праздникам проходят в храмах обители. Исповедь начинается в 7 утра в храме Святых Отцов. В 6, 7 и 17 часов по будням в храме Святых Отцов проходит повседневная молитва, по субботам и накануне праздников с 17 часов в Троицком соборе начинается Всенощная. В выходные в Троицком служат литургию в 8.45, в 6.45 – в храме Семи Соборов. Еще одна служба проходит по воскресеньям в 17 часов в соборе Святых Отцов.

Патриаршее богослужение в Даниловом монастыре Сувенир из Данилова монастыря

Отдых у стен Даниловского монастыря

Хотя на территории монастыря нет условий для проживания паломников, вне его стен, с южной стороны, построена гостиница «Даниловская», принадлежащая патриархии. Заведение носит светский характер, оснащено рестораном с баром, бассейном. Стоимость проживания в двухместном номере с завтраком – от 7 тысяч рублей в сутки, трехкомнатные апартаменты с кроватью под балдахином и гидромассажной ванной стоят от 13000 рублей. Гостиничный ресторан предлагает блюда монастырской кухни, самая дешевая позиция в постном меню, гречка с грибами и луком, стоит 250 рублей за порцию.

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Измайлово: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Как добраться

Попасть в Данилов монастырь можно от станции метро «Павелецкая» на трамвае любого маршрута до одноименной остановки. Более типичный маршрут – пройти от метро «Тульская», ориентируясь от последнего вагона от центра, около 300 м к северо-востоку вдоль трамвайных путей. Вход в Даниловский монастырь бесплатный с 6.30 утра до 9 вечера, внутри можно перекусить у киоска с выпечкой.

Свято-Данилов монастырь – достопримечательности, святыни, как добраться

Свято – Данилов монастырь был построен в 18 веке. Святыня расположена на пересечении Даниловского Вала и Большой Тульской улицы. В исторических документах не содержится информации о дате зарождения. О прошлом можно судить только по церковным преданиям, которые сохранились до нашего времени. Если верить одному из них, то обитель была построена в 1282 году. Деньги на строительство были пожертвованы сыном Александра Невского – Даниилом. Святыня была посвящена небесному защитнику князю Даниилу Столпнику.

Как известно, в 1303 г. князь стал монахом. Позже его похоронили в своем монастыре. В стенах обители длительное время существовала архимандрия. С течением времени Московское княжество укреплялось. Вскоре сын Даниила Иоанн I Калита начал думать о строительстве рядом с княжеством духовного центра. В связи с этим, обитель была переведена в Московский Кремль.

Когда братии и настоятели покинули территорию, монастырь на протяжении длительного времени находился без присмотра. А к 15 веку от святыни осталось маленькое село и старая деревянная церковь.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует паломнические поездки.

Обитель построили на правом побережье реки Москва. Это примерно 4,5 км от московского Кремля. Монастырский комплекс построен на Даниловском Валу. Удобно перемещаться на метро. Остановка для выхода – станция «Тульская». Также вблизи обители ходят трамваи под номерами 35, 38, 3. Можно воспользоваться маршруткой № 3.

Коротко об истории

Первые исторические записи можно увидеть только в 1560 году. Благодаря царю Иоанну IV Грозному, монастырская жизнь начала возрождаться. Спустя год, на месте кладбища возвели красивый монастырский храм. Когда войска крымского хана Казы-Гирея стали максимально близко подходить к границам города, появился военный лагерь. Именно здесь располагались столичные вооруженные силы.

На следующем этапе наступили Смутные времена. Царь Василий Шуйский организовал возле монастыря поле битвы. В роли руководителей военных от рядов выступали Иван Болотников и Филипп Пашков.

Свято – Данилов монастырь всегда отличался не многолюдностью. К 18 столетию на территории проживало около 30 иноков. Количество монахов не превышало 17. По историческим данным во владении обители находилось 178 десятин, каменный двор и несколько домов.

Монахи занимались благотворительностью. Они оказывали помощь больным и немощным. В 1805 году здесь начала свою деятельность богадельня. В ней проживали престарелые женщины. Через 50 лет здесь появился приют. Проживали священники преклонного возраста.

В 1918 году пришла официальная власть и монастырь закрыли. Однако монашеская жизнь продолжала существовать. Здесь жили епископы, архиереи, спасавшиеся от арестов. В 1929 год – это время переломных изменений. Издали постановление о ликвидации монастыря. Все иноки были выгнаны на улицу, а колокольню разгромили. Колокола не успели переплавить. Этому посодействовал американский бизнесмен Чарльз Ричард Крейн. Ценны элемент длительное время хранился в Гарвардском университете. Он вернулся на Родину только в 2007 году.

В 1930-х начался процесс, направленный на ликвидацию монастырского кладбища. Прах известных личностей был перенесен на Новодевичий некрополь. К ним относятся писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М Языков, историк Д.А. Валуев и другие. Останки художника В.Г. Петрова захоронили на территории Донской обители. Остальные погребения ждала безжалостная участь.

На освобожденной территории организовали приемник-распределитель. Здесь жили дети репрессированных, которых называли «враги народа». Условия характеризовались низким уровнем. По этой причине дети часто страдали от различных заболеваний. Те, кто не смог справиться с недугом, был похоронен прямо под монастырскими стенами. С 1988 года сегодня на месте монастырского кладбища монтирована часовня для поминальных служб.

Территория вернулась монастырю только в 1983 году. На ее месте создали резиденцию Московского Патриарха. Средства на восстановление были созданы благодаря усилиям московских приходов. Восстановительные мероприятия растянулись на несколько лет.

Достопримечательности и постройки на территории

Сегодня территория является ухоженной и облагороженной. Но некоторые виды реставрационных работ продолжаются и до сих пор. Сегодня полностью восстановлена колокольня, в котором находится храм преподобного Симеона Столпника. Колокола данной достопримечательности заслуживают отдельного внимания. Дело в том, что на создание великолепного колокольного ансамбля ушло около 200 лет. Сегодня их количество насчитывается 18. Все они имеют различный окрас и тональности.

Самым главным является «Большой» колокол. Его вес составляет 12 тонн. Он был заказан знатной купчихой Захаровой, в честь своего мужа, которого не стало. Вторым по размеру является «Будничный» колокол. Его вес – 2,5 тонны. Остальные элементы звона выполняют подзвонную функцию. Их вес варьируется от 30 до 500 килограмм. Среди них есть и тот, который был отлит еще в 1682 году. Это был подарок царя Феодора Алексеевича.

Каждый колокол играет важную роль в создании мелодии. К примеру, «Постовой» всего отбивается отдельно от других. Его вес составляет 2300 кг. Поэтому, от него отходит особенное, неповторимое звучание. Это достаточно редкое явление для инструмента с внушительной массой.

Монастырь находится в окружении мощных и величественных крепостных стен. В вечернее время включается подсветка. Белоснежные башни при освещении смотрятся элегантно. В стенах крепости остались переходы. Посетители не могут ими воспользоваться. У многих возникает желание прогуляться через них.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сама территория комплекса является достаточно компактной. Все объекты аккуратно расположены, образуя единый и дружный ансамбль. Строений из камня здесь много. Несмотря на большую плотность возведений, ощущение простора не теряется. Дорожки вокруг святынь аккуратные и удобные для хождения. Продумано освещение и есть много лавочек. Многие останавливаются на них посидеть для того чтобы спокойно подумать о чем-то высоком и духовном.

Самое старое строение на территории – это храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Объект был построен еще в 17 веке. Он прошел длительный этап восстановительных работ, был освещен. Архитектурное сооружение отличается сложностью композиции. Цокольная часть 17 века представлена церковью Покрова, имеется два верхних храма 18 столетия.

Над святыми воротами монастыря вы увидите церковь в честь Симеона Столпника. Чуть выше ее вы увидите колокольню. Стройная высотка является ярким украшением пространства.

Самым крупным объектом является собор Троицы Живоначальной. Во время богослужений он вмещает до 3000 верующих. Строительство святыни осуществлялось по проекту Осипа Бове в 30-е годы 19 столетия. Здание славится монументальностью и может похвастаться роскошным оформлением. Оно выполнено в традициях русского ампира. Элегантные тосканские портики делают фасад торжественным.

С западной стороны расположилась надкладезная часовня. Постройка состоит из двух этажей. Тут организована Патриаршая и Синодальная резиденция. Верхний ярус представлен домовой церковью Всех Святых. Часовню монтировали к 1000-летию Крещения Руси.

Также при монастыре прекрасно сохранились три здания из камня. Они выделены под монашеский корпус, больницу и покои настоятеля. На площади вы увидите памятник князю Владимиру и камень – хачкара, привезенный сюда из Армении.

Современное состояние территории является отличным. Сегодня монастырь является действующим. Управление осуществляется наместником, имеющим сан архимандрита. Службы проводятся каждый день. Время проведения -7.00 и 17.00. В субботу и воскресение – в 8.45 и 17.00. В праздничные дни расписание может быть скорректировано.

Территория является открытой для посещения. Прийти можно в любой день. Много приезжих из других городов. Просят не фотографировать и не снимать на видео насельников, монахов, убранство. Во время посещения службы необходимо руководствоваться общепринятыми нормами поведения. Не следует шуметь, конфликтовать, броско одеваться. Женщинам важно не забывать о платке.

Работает лавка, где можно приобрести всю необходимую церковную утварь. Здесь продается вкусный и полезный монастырский мед, книги, иконы, свечи, брошюры, картины и многие другие изделия. При колокольном центре функционируют курсы. Записаться может каждый желающий на освоение звонарского мастерства. Вы сможете изучить устав церковных служб, услышать историю изготовления колоколов. Курсы теории и практики сопровождаются увлекательными экскурсиями по святым местам Золотого кольца России. Желающие на курсы всегда можно, поэтому записываться удобно заранее.

Кроме того, монастырь предлагает двухгодичные регентско-певческие курсы. Здесь работает воскресная школа и есть собственный издательский центр. Мастерские славятся высококачественными православными изделиями. Подворья данного монастыря есть и в других городах. Их можно посетить в Рязани, Московской области.

Святыни

Мужская обитель хранит в себе раку, ковчег и много различных образов с мощами Даниила. Более того, здесь находится рака с мощами архимандрита Георгия (Лаврова). Он погиб еще в 1930 гг. Это был период церковных репрессий. Сюда приходят за помощью к древнейшей иконе, которую создавали изографы 15 века. На ней изображен лик Владимирской Богоматери. Также большое число паломников приезжает к бархатному башмачкучудотворца Спиридона Тримифунтского. Он привезен сюда прямо с острова Корфа.

Социальная служба

При обители функционирует центр помощи «Метанойя». Он помогает всем людям, которые страдают от алкогольной, наркотической зависимости. Если вы хотите, как можно больше узнать о православии, то можно пройти обучению дистанционному курсу «Православный интернет-курс». Он был создан усилиями Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи. Работает волонтерская служба. Волонтеры принимают активное участие в жизни детских домов, интернатов, больниц.

Где остановиться на ночлег?

Если вы хотите как можно дольше наслаждаться красотами монастырского комплекса, то удобнее всего расположиться в гостинице «Даниловская». Она расположена рядом со святыней и отличается комфортными условиями проживания. Номерной фонд богат и разнообразен. Здание является современным. На стенах его встречаются библейские изображения, сюжеты их Евангелия.

Номера простые, но в них предусмотренные все нужные удобства. Стоимость жилья приемлемая. Но, пожалуй, самое главное преимущество – это невероятно красивый вид на монастырь. Вечером включается подсветка, и улица наполняется особенной атмосферой. Вы будете просыпаться под колокольный звон, и не потребуется заводить будильник. Поэтому, если вы не любите рано просыпаться, возьмите на вооружение этот нюанс. Гостиница может похвастаться прекрасно оборудованным парком. В нем есть пруд, фонтан и скульптуры.

Уютным вечером здесь приятно прогуляться. Есть красивая беседка, в которой также можно расположиться. Туристы тут любят организовываться фотосессию. Это место популярно и у молодоженов. Вокруг много эффектных клумб.

Красотой Свято – Даниловского монастыря хочется наслаждаться бесконечно долго. Он восхищает элегантной, нарядной, но в тоже время строгой архитектурой. Стены белоснежного цвета кажутся неприступными. Каждая постройка на территории имеет свою историю и находится на нужном месте. Святой источник отличается современным видом. Вокруг царит красота, спокойствие и гармония. Благодатная атмосфера наполняет душу смирением и добротой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: