Богоявленский собор в Ногинске: история, описание и адрес храма, святыни, праздники

Богоявленский Собор в Ногинске

Х рам выстроен в 1755–1767 гг. Трапезная с Покровским и Никольским приделами сооружена в 1823 г. В 1885–1886 гг. над колокольней надстроен четвёртый ярус. Храм закрыт в 1938 г., в нем разместились производственные помещения. Вновь был открыт в 1989 г.

Смотрите также

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Богоявленский собор в городе Орел: история и описание

Елохово – бывший пригород Москвы

В северо-восточной части Москвы расположен район, названный Елохово. Когда-то здесь стояло небольшое селение Елох, что по словарю Даля обозначает «ольха». В деревеньке, среди густого ольхового леса, построили небольшую церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери.

Елохово вошло в историю православия как место рождения Василия Блаженного, московского юродивого и чудотворца, причисленного к лику святых. Старинная легенда утверждает, что мать родила Василия на паперти деревенской церкви, куда пришла молиться о «благополучном разрешении» летом 1469 года.

В эпоху Ивана Грозного юродивый, единственный, кто безнаказанно, прилюдно и нелицеприятно, укорял московского государя в жестокости. Когда 86-летний Василий Блаженный умер, Иван Грозный вместе с боярами нес на своих плечах гроб с телом усопшего чудотворца, чтобы похоронить его в Троицком храме на Красной площади.

Время шло, Москва строилась, Елохово превратилось в столичный пригород. Деревянная церковь обветшала и не вмещала всех верующих.


Основание и строительство Богоявленского храма

В 1731 году при посредничестве прихожанина полковника Воронцова кирпич на строительство каменного храма пожаловал лично Петр I. На щедрые пожертвования царевны Прасковьи Иоанновны, племянницы императора, Богоявленский собор достроили, и Елохово украсило каменное сооружение.

В конце XVIII века прихожанами петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. В 1799 году здесь крестили Александра Пушкина, о чем сегодня свидетельствует мемориальная доска на стене храма.

Петровский собор простоял до середины XIX века, но и этому сооружению потребовалась реконструкция. Старую церковь разобрали, чтобы возвести новую, величественную и монументальную. Работу поручили известному архитектору Евграфу Дмитриевичу Тюрину.

По проекту зодчего на строительство новой церкви в стиле ампир требовалось 200 тысяч рублей. Третью часть баснословной по тем временам суммы пожертвовал из личных средств купец второй гильдии Щапов. 18 октября 1853 года красивый и изящный, грандиозный пятикупольный собор, строящийся 26 лет, освятил архимандрит Филарет.

Сияющие лазурью и золотом купола и византийская роскошь Елоховской церкви олицетворяли величие Руси и мечту о высоких судьбах Родины.

Знакомство с храмом

Елоховская церковь притягивает взгляд и погружает в светлые мысли. Талантливый архитектор построил в Елохове Богоявленский собор в стиле классицизма с элементами ампира и эклектики.

Архитектура собора

Колонны и лепнина, позолота и высокие сводчатые окна, разнообразные объемы и строгие вертикальные линии гладких стен – все характерные признаки стилей воплощены при создании храма Богоявления.

Богоявленский собор – поднятый на высокий подклет четверик (четырехугольное сооружение), завершенный монументальным пятиглавием высотой 56 метров, площадью 1164 кв.м и вместимостью 3000 человек.

Главный купол пирамидальной формы установлен на мощной световой ротонде с фонариком (вид круглого сооружения, окруженного колоннами и увенчанного куполом). Ротонда украшена сдвоенными колоннами и большими проемами сводчатых окон с мелкими переплетами. Легкое и воздушное сооружение словно парит в ясном небе. По бокам – четыре подобных купола с цилиндрическими барабанами.

Гладь фасадов контрастирует с пышными сдвоенными колоннадами и портиками, украшенными пилястрами. С северной и западной сторон Елоховский храм опоясывают широкие галереи. Южный фасад разделен на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами и нишами. Окна обрамляют наличники с парными треугольными фронтончиками.

Внутреннее убранство

Вход в Богоявленский собор через просторный притвор колокольни ведет в широкую трапезную с низкими сводами, соединенную проходом с основным храмом. Собор освещается 12 арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проемов в стенах.

Центральный купол ротонды украшает композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. По кругу барабана – образы русских святых, 12 угодников Божиих. На сводах – святые евангелисты: Матфей и Марк, Иоанн и Лука, а также сюжеты из Нового Завета.

Читайте также:
Московская епархия: духовенство, указы, храмы и монастыри, приходы

Величественная ротонда, которая опирается на гигантские арки, целиком покрывает храмовое пространство. Тяжесть Богоявленского собора принимают на себя четыре мощных столпа, поддерживающие арки.

На западной стене собора – две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними – изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф».

Главный алтарь православного собора в Елохове посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела – святителя Николая Чудотворца и Благовещения Пресвятой Богородицы. В главном алтаре – настенные росписи: «Сошествие Святого духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста».

18-метровый пятиярусный иконостас, выполненный в традиции русской резьбы и украшенный позолоченным растительным орнаментом, вмещает 65 икон. Царские врата украшены медальонами с изображением Божьей Матери, архангела Гавриила и евангелистов.

В местном ряду – образы «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы» и «Спаситель, Святое Богоявление Крещение Господне» в серебряных окладах.

Колокольня

Колокольня собора – удивительной красоты вертикальное сооружение высотой 65 метров, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками.

Последний регистр колокольни венчает легкая золоченая маковка с крестом. Белый архитектурный декор сооружения усиливает впечатление воздушности и невесомости. Стройная колокольня полностью гармонирует с храмом.

17 колоколов Богоявленского собора массой 6800 кг звонили даже в самые тяжелые для церкви годы. Самый большой из колоколов отлит в 1900 году на московском заводе Самгина.

Церковь официально не закрывали, а при запрете советской власти на колокольный звон в алтаре собора оборудовали небольшую звонницу. В 80-е годы прошлого века звонарей Елоховского собора пытались заменить «звонарной машиной», но автомат постоянно ломался, и тогда на колокольню вернулись люди.

История собора

Строительство деревянного храма

Богоявленский собор не только историческое место, достопримечательность города Орла, но и его духовный центр. История собора начинается в XVII веке. В 1606 году поляки и литовцы сожгли Орёл. Разрушенный город 30 лет находился в запустении. В 1636 г. царём Михаилом Фёдоровичем Романовым был издан указ о восстановлении Орловского городища, и в период с 1641 по 1646 год на том месте, где в последствии будет стоять Богоявленский собор, построили деревянную церковь.
Вскоре рядом с церковью Богоявления построили церковь святых Бориса и Глеба. Так возник вокруг церквей Богоявленский монастырь, первым настоятелем которого стал монах Боголеп (до пострига в монахи — Борис).

Основание каменного собора

Пожар 1680 года подтолкнул к решению перенести монастырь. Возведение каменного храма на месте Богоявленского собора датируется началом XVIII в.

По своей архитектуре строение относилось к нарышкинскому стилю, сочетая живописность форм и богатое декорирование. Особенности стиля — основной объём, трапезная, колокольня, двухцветность, образуемая стенами красного кирпича и белокаменными наличниками и карнизами — соединились в храме, ставшем украшением города. На протяжении XVIII-XIX веков колокольня была самой высокой точкой в Орле.

С 1766 года в храме совершались торжественные городские богослужения, с 1770 года храм принимал орловского епископа, издавшего указ об упразднении кладбища при церкви.

От классицизма до неорусского стиля

Перестройка Богоявленской церкви началась в 1837 году. Решение в стиле позднего классицизма привело к изменению пропорций, и архитектурный ансамбль утратил свою целостность. В пятипристольном храме находилось три четырёх-ярусных иконостаса. В центре одного из них находилась икона Богоматери «Всех скорбящих Радость». Ещё один иконостас венчала икона «Нерукотворенного образа» Спасителя. Стены церкви украшала живопись.

В 1900 году, по решению специально созданной комиссии, была разобрана колокольня, угрожавшая обрушением. К строительству новой приступили только в 1908 году и теперь её архитектура относилась к неорусскому стилю. Надвратная колокольня увенчала открытую арку, являвшуюся входом на территорию храма.

Разрушение и закрытие собора

В 1939 году колокольню и ограду Богоявленской церкви, закрытой с 1937 года, разобрали на кирпич. В годы войны главка с крестом и малый восьмерик были сбиты. В ходе ремонтных работ 1948 года ограду вновь возвели и завершили восстановление храма.

В 1957 году Богоявленская церковь была расписана в основном объёме. Но в 1962 Богоявленский собор перевели в Ахтырскую церковь, и храм Богоявления снова закрыли. В 1964 году здание передали театру кукол и переделали под его нужды, убрав внутренний купол и кресты.

Восстановление и жизнь в наши дни

Богоявленский собор вновь был передан верующим в 1994 году. Регулярные богослужения стали проводиться после освещения престола в 1996. В 2005-2007 годах для храма отлили колокола, а в 2008-м началось возведение колокольни. В 2014 году, после поднятия и освящения полного комплекта колоколов, Богоявленский собор огласил окрестности колокольным звоном, и в 2015-м реконструкция была полностью завершена.

Настоятель храма в наши дни — митрофорный протоиерей Александр Прищепа. При соборе работает воскресная школа, открытая в 2011 году. На богослужениях поёт мужской хор из восьми человек. В 2014 году хор записал и выпустил диск с песнопениями.

Для детей и взрослых с нарушением слуха проводит свои занятия воскресная школа, для них ведутся богослужения с сурдопереводом.

Храм стал хорошей платформой для сплочения молодёжи. Образовалось движение «Богоявленская семья». Ребята — участники движения — оказывают помощь семьям, в которых есть дети с задержкой развития. Совершают походы по святым местам, вместе занимаются спортом, устраивают просмотры фильмов, беседы.

Туристы, посещающие Орёл, отмечают удачное расположение собора, его красоту и лояльное отношение прихожан и духовенства.

Богоявленский собор в послереволюционное время

После Октябрьской революции Богоявленский собор в Елохове не закрыли, но в 1922 году изъяли в пользу голодающих церковные ценности. Закрыть церковь безуспешно пытались несколько раз.

Безапелляционный приказ о запрете богослужений, полученный 22 июня 1941 года, отменила начавшаяся война. В военные годы на храмовой колокольне разместились боевые расчеты зенитчиков, защищающие город от авиабомб.

Священники объявили сбор пожертвований для обороны страны. Духовенство и верующие прихода внесли в фонд обороны 835 200 рублей и 535 100 – на подарки бойцам Красной Армии.

На случай захвата города храм заминировали, однако в январе 1942 года по распоряжению Государственного комитета обороны взрывчатые вещества изъяли. В феврале 1945 года собору в Елохове присвоили статус Патриаршего.

Читайте также:
Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

В 1988 году к празднованию 100-летия Крещения Руси капитально отремонтировали фасад, кровлю, обновили позолоту на иконостасе и церковную ограду, а также фресковую живопись внешних стен.

Свежей позолотой заблестели купола, расширили алтарь и создали новые пристройки во дворе храма. Непрерывно, начиная с 70-х годов XX века, реставрируют интерьеры Богоявленского собора. С 1991 года Богоявленский храм в Елохово – кафедральный собор Московской городской епархии.

Внутреннее убранство

Стены храма украшает отреставрированная живопись:

  • Под сводами Богоявленского собора в трапезной части изображена Святая троица.
  • На других фрагментах росписи изображены Сретение Господне, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, Святитель Тихон, князь Александр Невский, Великомученица Варвара, князь Владимир, князья Борис и Глеб.
  • Резной иконостас сохраняет старинные иконы.

Святыни храма

Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.

По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.

Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.

Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.

Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.

Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.

Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.

Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:

  • Частица древа Животворящего Креста Господня.
  • Десница апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частица мощей Николая Чудотворца.
  • Частица мощей святого Петра.
  • Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.

Современное обустройство храма

Храм работает в обычном режиме. При нем работает духовно-просветительский , воскресная школа для прихожан всех возрастов с изучением церковного пения, а также хоровая школа мальчиков и юношей.

При соборе действует сестричество во имя Марии Магдалины. Клирики и сестры посещают больных городской больницы № 6, оказывают духовную и материальную поддержку нуждающимся в них детям и пожилым прихожанам.

В Богоявленский собор привозят святыни из других храмов, к которым приходят поклониться прихожане Елохова.

Деятельность при храме

Открыта воскресная школа для детей от 5 до 14 лет. Преподают Закон Божий, народное творчество, рукоделие, проводят хоровое пение.

Малоимущие и бедные люди могут прийти каждый день с 11.00 до 12.00 и отобедать в благотворительной столовой.

На территории Богоявленского собора г. Ногинска работает христианская гимназия и детский сад. Прихожане и служители организуют паломнические поездки. Создано благотворительное общество «Милосердие».

Святая гора Афон в Греции

Афон — это земля, окруженная особой таинственной атмосферой. Здесь нашли приют тысячи монахов, и постоянно приезжают христианские паломники, желающие прикоснуться к истокам истинной веры.

Общая информация об Афоне

Площадь иноческой земли составляет 335,63 квадратных километров. На территории полуострова находится двадцать монастырей. По состоянию на 2001 год Афон населяло 2262 человека. Столицей избран город Карея.

Рельеф полуострова плавно переходит от равнины к скалистой цепи гор. Венчает горный массив Святая гора Афон, высотой 2033 метра. Для летоисчисления на Афоне используется юлианский календарь. Причём в документообороте тоже.

Важно! 4 апреля 1998 года Афон причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Афона

По историческим данным, первыми, кто поселился на Афоне, были фракийцы. Хороший климат и удачное расположение способствовали ведению уединенного образа жизни. Произошло это примерно за тысячу лет до Рождества Христова.

Интересно! Согласно фракийской легенде, название горы произошло от имени титана Афона. Во времена войны богов Олимпа и титанов, Афон сражался с Посейдоном. Он запустил в него огромный камень, но промахнулся, и камень упал в море. Этот камень и стал Святой горой, впоследствии.

Спустя 500 лет на полуостров попадают греки. Обосновавшись на новых землях, они принесли с собой и свою культуру. Примерно с 691 по 692 годы нашей эры данное место становится полностью монашеской обителью. В 1144 году ей официально присвоено звание Святой горы Афон. Император Алексей Комнин так назвал гору в своей грамоте, адресованной монастырю Великая Лавра.

Православные храмы Греции:

Существует ещё одна легенда, по словам которой, в 49 году корабль с Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом на борту, попал в шторм и его вынесло к берегам полуострова. Богородица была поражена живописностью края. По молитвам и просьбам Марии, Господь отдал под её покровительство Афон. Монахи по сей день часто называют гору «Сад Богородицы» или «Удел Богородицы».

Святая гора Афон собирает ежегодно тысячи паломников из разных уголков мира. Здесь много веков подряд монахи совершают свой благочестивый подвиг во имя веры и хранят религиозные традиции в их первозданной чистоте.

Читайте также:
Дмитрий Авдеев: биография православного психотерапевта, труды и книги

Географическое и политическое положение острова

Полуостров Халкидики напоминает трёхпалую кисть. Её восточное ответвление, которое и является афонским полуостровом, окружено водами Эгейского моря и залива Сингитикос.

Территория Афона в юридическом плане не зависит от официальных греческих властей. Афон — это самоуправляемое монашеское государство, подчиняющееся Константинопольскому патриархату.

На документальном уровне суверенный статус Афона закрепили Лозаннским договором в 1923 году. С 1926 года он входит в состав греческого государства.

Климат и природа

На афонском полуострове довольно жаркое субтропическое лето и мягкая дождливая зима. Самым комфортным временем года паломники называют осень. В это время уже не так жарко, как летом, но и до влажной зимы ещё далеко.

Православные святые Греции:

Вокруг простираются зеленые лесные массивы. На горе Афон сохранилось много редких растений. Монахи обеспечивают себя всем необходимым. Здесь можно увидеть раскинувшиеся виноградные и оливковые рощи, сады с фруктовыми деревьями.

Пресную воду берут из высокогорных родников.

Монастыри Афона

Афонские земли разделены между общинами двадцати монастырей. Обители живут по строгому уставу. Запрещается основывать новые поселения. Ежегодно от четырёх монастырей выбирают представителей, которые войдут в состав Священной эпистасии, принимающей на себя управленческие функции.

С течением времени сформировалось пять монастырских групп:

  1. В первую вошли Великая Лавра, Эсфигмен, Ксенофонт, Дохиар.
  2. Вторая группа состоит из Иверского монастыря, Симонопетра, Филофея, Пантократора.
  3. Третья включает Каракалл, Ватопед, Кутлумуш, Ставроникиту.
  4. Четвертая группа — это Констамонит, монастырь Святого Пантелеймона, Дионисиат, Зограф.
  5. В составе пятой — обитель Святого Павла, Хиландар, Григориат, Ксиропотам.

Статус обители в иерархии монастырей определяет возможность участия в вопросах управления и даёт право на владение территориями.

Великая Лавра — наиболее древний монастырь. Её основатель — святой Афанасий. Появление обители относят к 963 году. На территории Лавры есть монастырь с ценными реликвиями и фресками. Например, там есть кусок дерева с Креста Господня и мощи святых. Там же хранится жезл и крест святого Афанасия. В монастыре имеются чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса».

На заметку! В подчинении монастырей действует 12 скитов. Они не имеют никаких прав, полностью подчиняясь порядку, установленному монастырём, в ведении которого находятся.

Святые Афона

На Святой горе почитают память многих святых, которые при жизни готовы были претерпевать любые муки и несли христианскую веру в мир.

Одним из ярких примеров был преподобный Агапий.

По преданию, монах был захвачен пиратами, приставшими к берегам Афона, и продан в рабство мусульманину. Он провёл в тяжёлом труде и повиновении долгих 12 лет, молясь о спасении. Однажды ему явилась Богородица, расковала цепи и приказала бежать на Афон. Так Агапий и сделал. Придя к афонскому старцу, Агапий был отвергнут. Старец сказал, что он ответит перед Богом за свой поступок. Ему было велено возвращаться и служить хозяину.

По словам старого монаха, как только Господь благословит его, мусульманин отпустит Агапия. Только так он найдёт своё спасение. Преподобный Агапий выполнил наставление старца и вернулся. Мусульманин был поражён преданностью вере своего раба. Вместе с сыновьями и Агапием он поехал на Афон. Там они приняли православие и до самой смерти жили на Святой горе в смирении и молитве.

Святая гора Афон и русские паломники

В исторических свидетельствах записи о посещении горы Афон русскими паломниками появились во времена, относящиеся к крещению Руси. Одним из первых сюда прибыл Антоний Печерский. Монах долгое время провёл на Афоне, а затем отправился в Киев, чтобы там проповедовать православие и основал Киево-Печерскую лавру.

Сведения о появлении на полуострове русского монастыря относятся к 1016 году. Никто не может точно сказать где он располагался, но, предположительно, это обитель «Ксилургу».

Начиная с 1870 года русским признан Свято-Пантелеимонов монастырь. Эта обитель на сегодняшний день является мощным центром русского православия, куда приезжает множество российских паломников. В Свято-Пантелеимоновом монастыре в своё время жил великий подвижник — старец Силуан Афонский, который канонизирован и почитается

Иверский монастырь (гора Афон)

Иверский монастырь основали грузины в 980 году. Он занимает третье место в святогорской иерархии. В его стенах хранится очень почитаемая среди русских православных Иверская икона Богородицы.

Как добраться до Афона

Чтобы добраться до святой горы, нужно преодолеть непростой путь, ведь Афон находится в той части полуострова, куда обычным мирянам вход строго воспрещён. Прежде всего, необходимо приехать на полуостров Халкидики. В процессе путешествия придётся совершить не одну пересадку.

Сначала нужно добраться в Салоники. В Салоники отправляются авиарейсы, но можно доехать из любого другого греческого города на автобусе или поезде. Чтобы попасть на Священную гору Афон с Халкидики, понадобится приехать в порт Дафни. Из Салоников курсируют автобусы до городка Уранополиса. Стоимость билета составляет 12,5 евро. Всего на путь к Уранополису придётся потратить около двух с половиной часов. Можно сократить время на поездку, воспользовавшись такси, но тогда нужно заплатить на порядок больше — от 120 до 140 евро.

В Уранополисе туристы и паломники получают разрешение на посещение Афона. Туда лучше приехать пораньше, чтобы не опоздать на паром, идущий в Дафни. Из Салоников автобусы отправляются в 5:30 и в 6:15.

Важно! Разрешения получают с половины восьмого утра. Отправление парома — в 9:45. Те, кто не получил разрешение, не допускаются на борт судна.

Паром плывёт до места назначения два часа. Услуга переправы обойдётся пассажиру в 8 евро. Кроме того, можно отплыть на катере частного извозчика. Их курсирует из Дафни несколько. Быстроходные катера стоят немного дороже — 10 или 12 евро. Но путь на них займёт гораздо меньше времени и на Афон получится попасть максимум за полчаса. Единственное, нужно заранее позаботиться о заказе места.

Виза для посещения

Для посещения Афона мужчины должны получить разрешение — диамонитирион. Запрос на получение подаётся за 30 дней до даты прибытия. Подача заявления бесплатна. Само разрешение оплачивается при получении в Уранополисе и стоит 25 евро. Процедура осуществляется через Паломническое бюро. Необходимо туда сообщить срок, в который планируется приехать, и отправить ксерокопию первой страницы загранпаспорта.

Читайте также:
Храм Покрова Богородицы в Измайлово: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Пребывать на территории Афона по визе можно четверо суток. Для ночлега можно выбрать любой монастырь, плату за это не берут. В Карее, при желании, продлевают действие разрешения.

На заметку! Оформление визы можно осуществить и через туристические агентства, но такая услуга обойдётся примерно в 100 евро.

Правила посещения

Для тех, кто хочет побывать на Святой горе, есть свод правил, которым нужно неукоснительно следовать.

Несмотря на хлопотание ЕС по поводу пропуска на полуостров женщин, монахи непреклонны. Так, на Афон допускаются только мужчины с визой. Клирики также получают соответствующий пропускной документ от Вселенского патриархата.

От туристов и паломников требуется соблюдать некоторые правила при посещении этого места:

  • При нахождении на Афоне необходимо соблюдать режим дня, которого придерживаются монахи.
  • Одежда должна закрывать плечи и ноги, не быть вызывающе яркой.
  • На Афоне нельзя громко разговаривать, употреблять нецензурную лексику, загорать или купаться.
  • Снимать на видеокамеру также не разрешается. Фотографировать позволительно с согласия монахов.
  • Можно приобрести сувенирную продукцию, которую изготавливают иноки.

Это место излучает мощную обновляющую энергетику. Многие паломники отмечали, что после посещения Афонской земли обретали душевный покой и внутреннюю полноту.

Женщины на горе Афон

В соответствии с правилами монашеского устава Святой горы, на неё не допускаются женщины и дети до 12 лет.

Важно! За нарушение порядка представительницам прекрасного пола могут дать до 1 года тюремного заключения. Это условие нарушается только в экстремальных ситуациях, когда жизнь женщин и детей под угрозой. В таком случае им позволяют укрыться в стенах церкви.

А в обычном режиме женщины могут осмотреть Афон с комфортабельного парохода, который с этой целью курсирует вдоль побережья полуострова. С него открываются виды на древние постройки монастырей, гору и окружающую живописную природу.

Однако в селении Суроти действует обитель, которая открыта для посещения женщинами. Её основателем является святой Паисий Святогорец. Он покровительствовал монахиням монастыря и там покоятся его мощи, обладающие чудотворной силой.

История Святой Горы Афон

Святая Гора Афон – удивительное место, где расположилась уникальная монашеская республика. Здесь из поколения в поколение переходят духовные традиции православия, которые веками бережно хранятся монахами уже более тысячи лет. Сейчас Святая Гора считается главным оплотом христианского монашества.

Живописные склоны полуострова, погруженные в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению – освещению всех православных людей светом веры.

Афон в древности

Человек жил на Афонском полуострове с давних времен, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики. Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных еще за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.

Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединенный образ жизни. Люди, в основном, вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством. Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка. Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на Горе монашества, все там пребывало в запустении.

Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.

А в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращен в исключительно монашеское сообщество, где нашли свое пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.

Византийский расцвет Святой Горы

Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.

В целом, в IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.

Работа над Уставом велась, в частности, отцом Петром Афонским и преподобным Евфимием Новым (Солунским), которые представляли разные направления форм проживания монахов. Именно тогда Святая Гора и была признана независимой и самоуправляемой. И принятые с тех пор правила монашеской жизни остаются неизменными до сих пор.

Тяжелые испытания для Афона

После периода расцвета политические противоречия, набеги пиратов и варваров стали тяжелыми жизненными испытаниями для Афона. А в 1205 году Святая Гора подверглась опустошающему захвату еретиков-крестоносцев. Они на протяжении целого столетия грабили монастыри и другие монашеские поселения. Именно в этот период Афон лишился множества ценных христианских реликвий.

В 1308 году на Афон началось нашествие каталонцев, которые были наняты для войны с турками, но вскоре выступили против Византии. Западные наемники не погнушались убивать как мирян, так и монахов, они же до основания разрушили часть обителей на Афоне. А после захвата Салоник турками в 1430 году, Святая гора стала считаться тимаром (поместьем) католического епископа Севастийского, который угнетал подвластные ему области.

Затем была предпринята попытка силой навязать афонским монахам объединение церквей, последовавшее после принятия в 1724 году Лионской унии. Но предпринятые униатами усилия – ссылки и конфискации имущества, заточения и даже пытки – не сломили дух монахов. Святогорцы остались верны православию и своим традициям.

Масштабы катастрофы на Афоне, разразившейся в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, можно отобразить таким фактом – за этот период число обителей уменьшилось более чем в 10 раз. Да и наступивший затем XVIII век стал временем общего упадка монашества на Святой Горе в связи с оккупацией этой территории турками и проводимыми ими репрессиями.

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

А с сентября 1829 года, когда между Россией и Турцией был подписан Адрианопольский мирный договор, ситуация на Святой горе стала урегулироваться. Но только в апреле 1830 года, после окончательного ухода турков, монахи смогли начать возвращение на родные земли Афонского полуострова, везя с собой спасенные ценные реликвии, уникальные рукописи и Святые мощи.

Афон в составе Греции

После освобождения от турецких оккупантов судьба Афона была неясна. И на Лондонской конференции в 1913 году Россия предложила признать Афон независимым государством, которое возглавил бы Вселенский патриарх. Но священный Кинот Святой Горы воспротивился и издал постановление, согласно которому монахи признавали над собой только власть греческого короля Константина. Поэтому особой исторической вехой для афонского монашества стал 1923 год, когда Лозаннским договором над Афонским полуостровом был закреплен суверенитет Греции.

Во времена Мировых Войн и в период Гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Все это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (было зафиксировано всего 1145 монахов).

Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привела к резкому подъему интереса к Святой горе – как с религиозными, так и с туристическими целями.

Современное афонское монашество

В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать традиции Святой Горы, и ранее передававшиеся из поколения в поколение. Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона. Оплот православия сейчас силен, как во времена своего самого яркого расцвета.

Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой горы сыграли старцы Афона – харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.

Святая гора Афон в Греции

Общая информация об Афоне

История Афона

В середине I века Пресвятая Дева Мария, сопровождаемая апостолом Иоанном, находилась на пути в Кипр. Корабль, на котором они плыли, попал в бурю и был выброшен на берег близ Афонской горы. Богородица была очарована красотой полуострова и обратилась к Богу с просьбой даровать Афон ей в удел. Так началась история Афона.

В конце VII века Трулльский Собор, состоявшийся в Константинополе, постановил скитающихся пустынников определять в монастыри и причислять к монашеской братии. После этого многие скитальцы стали устремляться на Святую Гору.

Во время Крестовых походов католики захватили власть на Святой горе, однако монахи не приняли идею унии с католиками и остались православными. В начале XIV века Афон был разгромлен каталонскими наемниками. Однако этот же век позже стал веком наибольшего расцвета Святой афонской горы.

В XV веке Афон в числе прочих греческих земель был захвачен турками. После того, как Константинополь пал, Афон пользовался своими прежними привилегиями, но уже в следующем веке турецкий султан лишил все афонские монастыри своих имений.

В последующих веках Афон стал оплотом греческого просвещения. При Лавре была основана книжная типография, и таким образом, здесь образовался центр книгопечатания. Однако уже в XIX веке полуостров попал в зону турецкой оккупации. Спасаясь от репрессий, монахи были вынуждены расселиться по всему архипелагу Эгейского моря. В следующем, XX веке, Афон приобрел свой нынешний статус — административной самоуправляемой единицы Греции.

Географическое и политическое положение острова

Святая гора Афон расположена на полуострове под названием Халкидики в северо-восточной Греции и омывается Эгейским морем. Высота горы составляет 2033 метра.

В настоящее время это сообщество из двадцати монастырей, осуществляющих местное самоуправление. С XIV века Афон находится в церковном подчинении Константинопольского патриархата. Население Афона достигало своего максимума в начале XX века — более десяти тысяч монахов. Однако к настоящему времени оно существенно уменьшилось и составляет менее двух тысяч человек.

Из двадцати монастырей Афона семнадцать являются греческими, по одному — русский, сербский и болгарский.

Карта монастырей на Святой горе

Климат и природа

Климат Святой горы — средиземноморский, субтропический. Он характерен мягкой зимой с частыми дождями, и жарким летом. Почти вся гора покрыта лесами, основными деревьями которых являются дуб, сосна и каштан. Практически вся земля покрыта густыми зарослями кустарника, которые при движении к вершине сменяют вересковые пустоши.

Монахи выращивают здесь виноград, оливки, черешню и грецкие орехи. Если зимой выпадет снег, то держится он недолго. Питьевая вода на Афоне берется из горных ручьев.

Как добраться

Гора покрыта труднопроходимыми лесами и оврагами. Попасть сюда можно только по морю или вертолетом. Можно попасть и пешком, но только в порядке исключения, если, например, на море шторм. Такой способ осложнен еще и тем, что по периметру Афон обнесен высоким бетонным забором.

Видео «История Афона и его обителей»

В этом видеосюжете описана история каждой святой обители горы Афон.

Монастыри Афона

Афонские святые обители подчиняются непосредственно Вселенскому патриарху, минуя местную епархиальную власть.

Великая лавра

Самая древняя монашеская обитель Святой горы — Великая лавра. Иначе она еще называется лавра Святого Афанасия. Временем ее основания считается середина X века. На сегодня это главный монастырь Святой Горы. Он расположен недалеко от моря на юго-востоке полуострова.

Основание Лавры связывают с именем святого Афанасия Афонского. Он был также и первым создателем системы монашеского общежития, которая пришла на смену отшельническому монашеству. Эта система стала впоследствии основным образом жизни монахов на Святой горе, а после этого и в иных православных монастырях. В последующих веках такая система монашества распространилась на Руси благодаря усилиям преподобного Сергия Радонежского.

Читайте также:
Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

Центральным храмом Лавры является Соборный храм. Его стены украшены фресками XVI века, выполненными Феофаном Критским. Храм имеет два придела. В северном установлена гробница преподобного Афанасия.

В Лавре пребывают драгоценные реликвии — крест и жезл преподобного Афанасия. Так же в этом храме пребывают две чудотворные иконы. Одна из них установлена на месте явления Богородицы св. Афанасию, рядом с живоносным источником. Вторая же пребывает в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Ватопедский монастырь

Этот монастырь является вторым после Лавры в афонском диптихе монастырей. Это один из наиболее древних афонских монастырей. Временем его основания считается X век. Ватопедский монастырь включает в себя Главный собор и шестнадцать маленьких храмов. Архитектурный ансамбль монастыря включает храмы во имя святых Архангелов, святого Николая, великомученика Димитрия и Святой Троицы. Архитектурный тип малых храмов это разные вариации вписанного креста.

В XVII веке в этом монастыре располагалась Афонская академия.

Среди реликвий можно назвать частицы мощей святых апостолов, а так же частицу Животворящего Креста Господня. Также в этой обители пребывает несколько икон Пресвятой Богородицы. Восемь из них почитаются как чудотворные.

Ватопедский монастырь был основан в X веке

Монастырь Иверский

В списке монастырей Святой горы эта монашеская обитель занимает третье место. Он, как и Ватопедский, основан в X веке грузинами, что нашло свое выражение в названии монастыря — Иверский. Первым строителем монастыря был монах Иоанн Иверский, а финансирование строительства происходило грузинским царским родом Багратиони. Знаменитая и особо почитаемая в России чудотворная икона Иверской Богородицы пребывает в этом монастыре. Главный собор обители состоит из двух приделов — св. Николая и придела Святых Небесных Сил Бесплотных, в котором находится большинство святынь.

Иверская обитель была основана в X веке грузинами

Хиландар

Эта обитель является величайшей святыней Сербской православной церкви. Хиландар был основан сербским князем Стефаном в XII веке. После пожара, случившегося в 2002 году, в монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы, финансируемые Сербией.

Хиландар имеет обширную библиотеку, где находится большое количество греческих и славянских рукописей. Также в библиотеке имеется около 20 тысяч печатных экземпляров, три тысячи которых напечатаны на греческом языке. В архитектуре святой обители можно узреть балканские и византийские мотивы, которые придают ему схожесть с базиликами Константинополя.

В архитектуре Хиландара преобладают балканские и византийские мотивы

Монастырь Святого Пантелеимона

Начиная с XV века монахами монастыря являлись в основном сербы. Позже, в XVIII веке монастырь был официально объявлен греческим. Но со средины XIX века в обители стало увеличиваться количество русских насельников. С этого времени монастырь св. Пантелеимона попал под покровительство русской императорской фамилии, что дало большой толчок к его восстановлению и отстройке. К концу этого века монастырь св. Пантелеимона являлся самым большим монастырем Афона как по занимаемой площади, так и по количеству насельников. К началу XX века там проживало почти полторы тысячи монахов. Однако уже в 70-х годах население этого монастыря сократилось до 13 человек.

Из известных реликвий в монастыре пребывает чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Иерусалимская», а также древний образ целителя св. Пантелеймона.

Обитель св. Пантелеимона является самой большой на горе Афон

Дионисиат

Основание монастыря относят к XIV веке и связывают с именем св. Дионисиея, в честь которого монастырь и носит свое имя. Сегодня насельниками монастыря являются около 50-ти монахов. В библиотеке насчитывается около 800 рукописей и 4 тысяч печатных книг. Наиболее древняя рукопись библиотеки принадлежит IX веку.

Монастырь стоит на берегу морского залива. В афонском диптихе монастырей он занимает пятое место.

Архитектура храмов обители практически повторяет стиль, характерный для большинства афонских храмов. Только на восточной стороне имеется несколько особенностей — там находятся помещения, называемые «типикарии», которые выполнены в виде восьмиугольника, если смотреть снаружи, и круга при взгляде изнутри.

Пантократор

Это седьмой монастырь в списке Афонских монастырей. Его архитектура отличается от архитектуры остальных храмов Афона. Монастырь Пантократор представляет собой крепость с бойницами и содержит Главный храм Преображения Господня, колокольню и трапезную палату. Впервые об этом монастыре упоминается в источниках IX века.

Среди священных реликвий монастыря можно назвать чудотворную икону Богоматери Геронтисса — одну из самых почитаемых афонских святынь.

Ксиропотам

Считается самым древним монастырем Святой горы. Он был основан в V веке византийской правительницей царевной Пульхерией. Монастырь расположен на береговом склоне прямо над пристанью Дафни. Эта древняя обитель является примером традиционной афонской архитектуры. На массивных стенах расположен ряд балкончиков, которые являются келиями. Весь архитектурный ансамбль венчает купол главного храма, выполненный в византийском стиле.

Зограф

Зограф — девятый в диптихе афонских обителей. Этот монастырь является болгарским, и освящен в честь св. Георгия Победоносца. Обитель расположена в живописном уголке поросшего густым лесом ущелья и является одним из трех славянских монастырей на Святой горе.

Архитектурные формы Зографа производят особое впечатление, так как они относятся к разным историческим периодам развития Афона.

Зограф был освящен в честь св. Георгия Победоносца

Дохиар

Расположен на морском побережье, среди живописной рощи. В обители сейчас проживают 50 насельников. Главный храм монастыря — Архистратигов, является самым высоким из всех афонских храмов. Его отличительной особенностью является то, что он облицован мрамором.

У входа в трапезную в часовне пребывает чудотворный образ Приснодевы Марии, написанный в X веке, «Скоропослушница».

Монастырь Дохиар является самым высоким из всех афонских храмов

Правила посещения Святой горы Афон

На Афоне с XV века и поныне действует аватон, что означает запрет женщинам ступать на территорию полуострова. За нарушение аватона в Греческом уголовном кодексе предусмотрена даже соответствующая статья — лишение свободы до одного года. Это правило восходит к преданию I века, когда Афон стал уделом Пресвятой Богородицы. С тех давних пор по Ее завету женщина не имеет права ступать на землю Святой горы. Однако женщины все же бывали на Святом Афоне. Это случалось во время войн, когда монахи принимали семьи беженцев.

Читайте также:
Желтоводский Макарьевский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни

Право посещения Афона имеют только христиане мужского пола. Для того, чтобы ступить на землю Афона, им нужно получить разрешение, которое называется диамонитирион. Представителям иных религий, а также сектантам вход на Святую Гору запрещен.

Святая гора Афон является великим оплотом монашества, особо почитаемым местом христианского мира и неугасимой лампадой православной веры, озаряющей православные сердца уже более тысячи лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

«Афон – место, где происходит встреча с Преданием»

От историка не всегда ожидаешь услышать, что для изучения его научной темы нужно поначалу позабыть о книгах. Не ожидаешь, потому что во многих случаях сведения о предмете исторической науки как раз сохранились только в книгах, иначе изучать его просто не получится. Но так как речь идет об истории Афона, то начать его изучение исследователь истории Святой Горы, заместитель главного редактора одноименного Издательского дома Афанасий Зоитакис предложил именно с живого знакомства с ним.

– Афанасий Георгиевич, в этом году мы отмечаем 1000-летие русского монашества на Афоне. В чем Вы видите уникальность значения Святой Горы и его влияния на Россию?

– В настоящее время Афон является главным центром восточно-христианского монашества. Функция Афона, где духовный опыт передавался и продолжает передаваться от старца к ученикам, – сохранять Предание. Этот огромный накопленный опыт открыт и для отдельного паломника и для целых Поместных Церквей. Так, например, было в начале пути Русской Церкви в случае с русским святым Антонием Киево-Печерским, который, посетив Святую Гору, основал на Руси монастырь «афонского образца».

Всего же было несколько исторических этапов, когда проявилось особое духовное влияние Святой Горы на весь христианский мир и в том числе и нашу Церковь. Первый связан с деятельностью преподобного Афанасия Афонского. Второй – это движение исихазма. Учение свт. Григория Паламы вдохновило весь православный мир. Оно было всеобъемлющим, затронуло не только монашество, богословие, но и мирян, обновило всю жизнь христиан. Время свт. Григория было похоже на наше: многие христиане оставались православными лишь в виду традиции и привычки, не осознавая смысла своего существования. Исихазм, по учению которого цель жизни человека не только в нравственном совершенствовании, но и в полном его преображении, вдохновил многих людей. Исихазм влил новую жизнь в православное богословие и искусство. Движение исихастов также сыграло объединительную роль: при инициативе и посредничестве афонских монахов произошло примирение православной Сербии и Византии. В 1374 году по настоянию афонского сербского монаха Исайи Константинопольский Патриарх снял анафему с Сербской Патриархии. Благодаря идеалу исихазма Балканские народы сохранили свою целостность и идентичность во время долгого мусульманского ига; под его влиянием сохранялось единое православное наднациональное сообщество. В этой традиции вместе подвизались и взаимодействовали представители различных национальностей.

В 18–19-м веках подобное влияние оказало Филокалическое возрождение, движение Коливадов, частью которого была школа прп. Паисия Величковского, которая в свою очередь повлияла на духовное возрождение в России. Представителями этого движения были и греки, и славяне, и румыны. Про то время нельзя сказать, что греки учились у русских или русские у греков, это было единое движение, которое взаимно обогащалось представителями различных народов. Это характерно и для современных святогорцев. Архимандрит Софроний Сахаров, который, вероятно, вскоре будет прославлен, говорил, что он не грек, не русский, а святогорец. Православие выше национального своеобразия, и Предание нельзя делить национальным вкладом той или иной страны. На Афоне разные народы учились друг у друга, и в этом проявлялась полнота Православия.

Что касается современности, помимо той встречи с Преданием, которая сейчас происходит на Афоне, нужно выделить значение Афонского богословия. В России Издательским домом «Святая Гора» много лет издаются «Слова» преподобного Паисия Святогорца и его «Житие». Его духовное наследие близко русскому менталитету, сам старец воспринимается как родной подвижник. Современный Афон связан в наше время с возрождением опытного, живого богословия, и тут нужно вспомнить имена архимандрита Ефрема Мораитиса (Аризонского), архимандрита Георгия Капсаниса и целого ряда других выдающихся богословов и миссионеров. В то время как богословие наполняют рассудочными категориями, превращают его в философию или повторительную компиляцию, на Афоне оно продолжает исходить из аскетического опыта. В трудах современных подвижников мы видим, что Церковь жива, и в каждое время Господь даёт богословов высокого уровня. Они не предлагают нового богословия, но данные в Священном Писании и Таинстве Пятидесятницы истины могут высказать на современном языке, чтобы они стали доступными не только монашествующим, но даже нецерковным людям. Так благодаря старцу Ефрему Аризонскому в Америке было основано двадцать монастырей, насельники которых в значительной степени выходцы из неправославной среды.

Стоит сказать, что в наше время особо чувствуется культурно-политическое значение Афона. Для западного мира Святая Гора является духовным ориентиром. Я неоднократно встречал людей из западной Европы, которые посещали Афон из любопытства в туристических целях и настолько проникались его опытом, что принимали Православие, и начинали приезжать туда регулярно.

– Когда Вы говорили об особом значении Афона, его функции сохранения Предания, то несколько раз уточнили, что духовные движения, связанные с Афоном были наднациональными. Это также признак верности Преданию, православному опыту? Когда жизнь в Боге превосходит национальные разделения?

– Хотелось бы ответить словами преподобного Иустина (Поповича): «Церковь – это Богочеловеческая вечность, воплощённая в границах времени и пространства… Она – вселенская, соборная, богочеловеческая, вечная, поэтому хула, непростительная хула на Христа и Духа Святого – делать из неё национальный институт, сужать её до мелких, преходящих, временных национальных целей.

Церковь – это Личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь неделима и как Личность Богочеловека, и как Тело Христово. Поэтому в самой основе ошибочно неделимый Богочеловеческий организм делить на мелкие национальные организации. На своём историческом пути многие Поместные Церкви склонялись под ярмо национализма, под гнёт национальных целей… Церковь формировалась по отношению к народу, хотя естественным является обратное: народ должен формироваться по отношению к Церкви.

Читайте также:
Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Уже время, уже пошёл двенадцатый час, пора нашим отдельным церковным представителям перестать быть исключительно слугами национализма и политики, всё равно какой и чей, и стать первосвященниками и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Заповеданная Христом и осуществляемая святыми отцами миссия Церкви состоит в следующем: насаждать и взращивать в душе народной чувство и сознание того, что каждый член Православной Церкви – личность соборная и вселенская, личность вечная и богочеловеческая, что он – Христов».

– Но если мы сейчас посмотрим на карту монастырей, то увидим, что есть так называемые греческие обители, которых большинство, и по одной «национальной обители»: русский, сербский монастырь и т.д.

– Да, в наше время, к сожалению, появилось такое понятие, как сербский, русский, болгарский монастырь, румынские скиты, но в истории Святой Горы было не так. Так, на игуменстве в Хиландаре сменяли друг друга сербы и греки. В монастыре Св. Павла было время, когда преобладала славянская братия, а в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре – греки. Национальное разделение появилось в 19-м веке, когда под влиянием идей французской революции автокефалия стала восприниматься атрибутом национальной идентичности, как, к примеру, герб, монета, флаг. Но всё же история 19-го века не была только историей борьбы национальных партий – такой взгляд на жизнь Святой Горы является преувеличением. Так преподобный Хаджи Георгий рассказывает о своем видении, в котором Пресвятая Богородица раздала равные благословения братии разных национальностей Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Сами святогорцы сейчас не хотят потерять духовное взаимодействие различных народов на Афоне, это и желание нашей Русской Церкви.

Большинству современных святогорцев чужд национализм. Об этом свидетельствует повсеместное почитание прп. Силуана Афонского и других русских подвижников. Многие современные афонские старцы греки говорили мне, что труды ученика св. Силуана, архимандрита Софрония (Сахарова) – это недооцененное сокровище. Национальные традиции дополняют друг друга, так иконы прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского можно увидеть в кельях греческих монахов, их опыт и жизнь являются для них ориентиром. Когда я был на Святой Горе, то в греческих монастырях не раз слышал, как на трапезе читали труды свв. Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Наследие святых разных наций составляют единую традицию.

– Вы привели в пример русских святых, можно выделить русскую традицию на Святой Горе? В каком вообще смысле может идти речь об особенностях национальной традиции, когда мы говорим о наднациональности Афона?

– Сами монахи считают, что они в течение жизни в обители становятся частью единой Афонской традиции. Вообще же сейчас жительство русских монахов имеет много различных форм: это и Свято-Пантелеимонов монастырь и различные кельи, много русских живут в греческих монастырях: Дохиар, Каракалл, Св. Павла, Филофей. Форма русской монашеской традиции разнообразна. У Свято-Пантелеимонова монастыря есть свои архитектурные особенности, особенность храмовой росписи. Важно найти баланс, при котором бы и сохранялось русское своеобразие, и чтобы оно гармонично соединялось с Афонской традицией и ей не противоречило.

– Можно ли выделить какие–то направления в изучении Афона, чем он в первую очередь интересен для исследователей?

– Основные темы при изучении Святой Горы – это исихазм, наследие свт. Григория Паламы. Так как в каждой православной стране изучают Афон, то помимо той основной темы исследователи из различных поместных Церквей посвящают свои труды национальному вкладу в святогорскую традицию, национальному присутствию на Афоне. В то же время более подробного исследования ожидает движение Коливадов, Филокалическое возрождение. Несмотря на то, что есть классические труды Панайотиса Христу «Афон: история, искусство, жизнь», Герасима Смирнакиса «Святая Гора», Антония-Эмилия Тахиаоса «Византия, Славяне, Святая Гора». По-прежнему не хватает фундаментальных трудов об истории Афона, когда исследователь был бы знаком с библиографией на разных языках. Историографические традиции, к сожалению, сейчас существуют отдельно друг от друга.

– Скажите, сформировались ли какие-либо школы по изучению истории и наследия Святой Горы?

– Сами же святогорцы и сделали многое для изучения богословия Афона и Святой Горы в целом. Во второй половине 20-го века на Афоне возродилось ученое монашество. Богословы, приняв постриг, не оставляли своих научных опытов, и продолжали выступать на конференциях, издавать журналы. Моисей Святогорец издавал журнал «Протат», архимандрит Георгий Капсанис – журнал «Паракатафики». В это время трудились такие люди, как Эмилиан Симонопетрит, Феоклит Дионисиатский, святогорскими монахами издавались очень интересные богословские, историко-канонические труды. Помимо Афонской школы нужно отметить богословскую церковно-историческую школу при Фессалоникийском университете. Там, в Центре Святоотеческих исследований, историк Панайотис Христу и его ученики много сделали для изучения Святой Горы. Благодаря их усилиям сейчас выходит много монографий на греческом языке.

– Какие, на Ваш взгляд, сейчас самые перспективные темы для изучения касательно Афона?

– В наше время ещё живы многие участники возрождения Святой Горы в 60-е годы, как например, Василий Гондикакис, Григорий Зумис, ученики св. старца Паисия. Для исследователей важно не упустить эту возможность пообщаться с продолжателями афонской традиции лично. Отправиться к ним с диктофоном в руках, попросить рассказать об их духовном опыте, монашеской жизни, современной жизни Афона. Это бесценный материал значение которого невозможно переоценить. Издательский дом «Святая Гора» подготовил к изданию книгу «Афонские старцы о спасении и современном мире», основанную на беседах с современными афонскими подвижниками.

– Чтобы Вы как преподаватель посоветовали прочитать об Афоне обратившемуся к Вам студенту?

– Знаменитый византинист Иван Иванович Соколов на эту тему сказал: «нельзя подходить к изучению Православия, Византии так же, как подходят к изучению жуков или фольклора – надо воплотиться в объект своего исследования». Это относится и к изучению Святой Горы. Нельзя изучать Афон на расстоянии или же делать выводы об афонском наследии, побыв на Святой Горе несколько дней. В первую очередь надо уловить Афонскую частоту. Понять то, что собирает на Горе людей всех национальностей, пришедших в Церковь из разных конфессий. Поэтому, что касается книг, нужно изучать первоисточники – начать с Афонского патерика или таких современных богословов, как св. Паисий Святогорец, обязательно прочесть книгу «Силуан Афонский» архимандрита Софрония Сахарова, старца Херувима Карамбеласа «Из удела Божьей Матери» и также в обязательном порядке книгу Павле Рака «Приближение к Афону». Это не научное исследование, но в ней очень хорошо передан дух Афона.

Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

“СВЯТАЯ ПУСТОТА”

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря. Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АФОНЕ

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов.

© AP Photo/Dimitri Messinis

Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Афон

Статья 186-я Устава Святой горы, принятого в 1924 году

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

Памятка для паломника

Монастыри Афона

• Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

• Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

• На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

• В южной части Афона есть район, который местные называют Карули (“цепи”) – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

• Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

• С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат. Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

• На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

Читайте также:
Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

• На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого “плотник”, “древодел”). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название “Прибрежный Русcик”. Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

В настоящее время братия Свято-Пантелеимонова монастыря составляет более 100 монахов

С 1979 года настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является схиархимандрит Иеремия. В октябре 2015 года ему исполнилось 100 лет

Всего обитель насчитывает 25 храмов и параклисов (часовни или особые приделы храма в честь Похвалы Пресвятой Богородице). На фото: главный вход Свято-Пантелеимонова монастыря

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен недалеко от моря, на берегу живописной бухты

В монастыре имеется обширная библиотека и архив: около 88 тыс. томов более 42 тыс. наименований книг, множество брошюр на духовные темы, уникальные рукописи на греческом, славяно-русском и других языках. Самый древний из документов датирован 1030 годом. На фото: Русский Андреевский скит

В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся мощи более 300 святых и множество чудотворных икон. На фото: Русский Ильинский скит

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]”>

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА ЖИЗНЬ МОНАХОВ

Византийское время и распорядок дня

“На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: “Мы встаем в 3 часа”. В какие 3 часа? Все путаются”. Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

“Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза”, – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

“Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание”, – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Афонское подворье в Москве © Борис Кавашкин/ТАСС

Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

“Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может”, – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. “Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках”, – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.

Сенокос. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Кузница. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Шинкование капусты. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: