Богоявленский собор в Орле: адрес и описание, где находится и как доехать, святыни

Орловская митрополия

Богоявленский собор города Орла

Историческая справка

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644). по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге. » участок земли «. под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254).

Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую.

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее. Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору.

В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века.

К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.

В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. При этом старожилы засвидетельствовали, что в таком положении колокольня находилась уже, как они помнят, около 70-ти лет. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали.

До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды. На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной.

Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма.

В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда. В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска.

В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая. В 1956 году «художником из Москвы» была частично расписана трапезная храма, а в 1957 — его основной объем с восстановлением старой живописи.

Читайте также:
Церковь Иверской Божией Матери в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В годы Великой Отечественной войны храм стал кафедральным собором Орловской епархии. Здесь же находились мощи великого святого — святителя Тихона Задонского. Поклониться к ним приезжало много паломников. Конечно, это раздражало власть. Обкомовским распоряжением было велено спрятать мощи в Орловском краеведческом музее. Изымали святыню в полночь. Мощи сложили в мешок и увезли. В храме остались только облачение и вериги святого (которые сегодня находятся в Свято-Иоанно-Крестительском храме Орла). Было это в 1960 году. Храм закрыт в 1962 году и приспособлен под кукольный театр.

Указом митрополита Орловского Антония (Кротевича) с 25 мая 1962 г. кафедральный собор переведен из Богоявленской церкви в Ахтырскую. Богоявленский храм был закрыт 27 июня 1962 г.

Вскоре Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.

В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм. В церкви ежедневно совершаются богослужения.

С 19 века колокольня Богоявленского собора славилась своими звонами далеко за пределами Орла. В 1822 году для храма был вылит особый благовестный колокол, звук которого был отмечен как «ясный». Тогда же последовал указ орловского епископа Гавриила: «прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе его не начинать», а самому храму, и так уже бывшему в центре всех городских праздников, дан статус собора. В 2005 году для храма в Донецке отлит самый большой в Орловской области колокол весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в два метра, а в 2007 году — набор из девяти колоколов общим весом чуть менее 7 тонн.

28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Орловскую митрополию совершил Божественную литургию в Богоявленском соборе .

С 3 по 6 сентября 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Богоявленском соборе пребывал ковчег с честной главой преподобного Силуана Афонского. Порядок во время богослужений обеспечивали волонтеры молодежного православного движения «Богоявленская семья». Оргкомитетом всероссийского принесения святыни высоко была оценена работа настоятеля собора протоиерея Александра Прищепы и православных добровольцев.

По материалам сайта Богоявленского собора

Богоявленский собор

Что всякий проезжающий ожидает видеть в историческом центре города, когда тому почти полсотни лет? Ну, например, разрушенную крепостную стену… А она здесь, в месте слияния ленивой Оки и синего Орлика, и стояла, да давно не осталось от нее и камешка. Может быть, монастырь. Было и такое, но это дела минувших дней. Тогда что же?

Ныне, перебрасывая мостик от начала ХVIII века к веку XXI, на знаменитой орловской «стрелке» сверкает золотыми куполами и созывает колокольным звоном верующих и не очень ОН, Богоявленский собор – самая древняя постройка Орла.

Наш Богоявленский – ровесник Северной столицы, и дух захватывает при мысли о том, сколько великих мира сего по пути с севера на юг и обратно осеняли себя крестом, проплывая мимо в экипаже!

Если посмотреть с исторической колокольни

Начинавшийся с деревянной церквушки собор неоднократно перестраивался и видоизменялся и к сегодняшнему дню вырос в строгого белоснежного красавца, сочетающего элементы 3-х стилей: барокко (барабан и купол), классицизма (стены, портики и фронтоны) и неорусского (колокольня).

Если не брать в расчет реконструкции, тихо простояв себе два века, собор продолжал бы в этом духе и дальше, но тут грянул ХХ-й… и понеслось. Храм открывали и закрывали, одно время в нем даже располагался антирелигиозный музей (спасибо, не фабрика, хотя как знать?), а люди поколения 70-х ещё помнят, как мамы водили их туда на кукольные спектакли и концерты.

Старожилы рассказывают, как противился Собор пусть и благородным, но совсем не подобающим культовому месту мероприятиям: звук в пространстве распределялся так, что с некоторых точек зритель, пришедший насладиться прекрасным, получал взамен эхо-какофонию.

Храм выстоял, и в 1994 г. здание вернули Церкви. В конце 2015 года было завершено воссоздание колокольни, и собор вновь обрёл завершённый облик.

Явленные чудеса Богоявленского собора

Внутри собора – смотреть не пересмотреть! Но главной святыней храма считается чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С ней связана окутанная тайной история. Один из настоятелей Богоявленского записал рассказы очевидцев, которые свидетельствовали следующее: в 1848 году некий человек незадолго до страшного пожара предупредил, что икону вместе с тремя другими необходимо из соседнего деревянного здания торговых рядов срочно перенести в храм. Считается, что тем неизвестным был Святитель Николай, чей образ был одним из спасенных.

Уже в наше время, в 2004 году, с иконой, уцелевшей в войну и советские безбожные годы, опять чуть не случилось несчастье. Она была похищена из храма среди бела дня и продана орловскому коллекционеру, который, узнав о её происхождении, вернул святыню в храм .

Каждое воскресенье во время вечерней службы перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» читается акафист. О её чудотворениях имеется множество достоверных свидетельств. Верующие просят Богородицу о заступничестве в болезни, бедности, невзгодах, печали, скорби.

Читайте также:
Спасо-Елеазаровский монастырь: история и адрес, настоятельница и игуменья, описание, святыни

Часовенка с секретом

При храме имеется артезианская скважина, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора – Богоявление (Крещение Господне). Ну а в обычные дни можно испить святой водицы в надкладезной часовенке, расположенной перед входом в собор. Она находится над скважиной, по которой со 140-метровой глубины поднимается вода и стекает по Кресту внутри самой часовни.

Такие разные Святые чудотворцы.

Два столпа Богоявленского

Нет нужды напоминать, кто такой Серафим Саровский, чей памятник распложен по левую руку от здания. Выходя из храма, каждый словно попадает под благословение преподобного батюшки, пальцы правой руки которого собраны в троеперстие. Памятник был подарен городу на его 450-летие и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Но не все знают, кому принадлежит скромный барельеф, находящийся по правую руку. А изображен на нем Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко. Тридцатилетним статным красавцем с военной выправкой, играющим на скрипке и обращающимся к любому на «вы», но бедно одетым и босым, пришел он в наш город, потому что Орел, по его словам, был дан ему «в удел».

Несмотря на странное поведение, Афанасий Андреевич своей прозорливостью и умением читать мысли завоевал доверие людей, которые толпами ходили за ним, чтобы услышать его слово.

Уже полвека, как старца Афанасия нет с нами, и верующие не сомневаются: его вот-вот причислят к лику Святых, а мощи перенесут в храм. А пока они покоятся на Крестительском кладбище, что всего в 4-х трамвайных остановках от Богоявленского собора. Место погребения Афанасия Андреевича находится недалеко от центральной аллеи, сразу за церковью. Могилу не трудно отыскать, ведь там всегда люди и много цветов. В Свято-Иоано-Крестительском храме ведут счет чудотворениям старца, и список этот непрерывно пополняется новыми историями.

Собор-заговорщик

Богоявленский строго следит за тишиной во время богослужений. И правильно, нечего шептаться, когда служба идет! А то, благодаря местам с особой акустикой, с вами может случиться конфуз. Опытный прихожанин знает про такие точки в храме и держится от них подальше, ведь можно ненароком подслушать, например, о чем секретничают старушки-подружки метров за 15 от тебя. А сделай шаг в сторону – эффект пропадает.

А что это за тайные места, мы вам тихо шепнем на ушко, когда приедете!

Фомам неверующим

Скептики, ожидая, пока их спутники разглядывают фрески и наслаждаются пением мужского хора – гордости собора – могут посидеть неподалеку в многочисленных кафе на ул. Ленина, прогуляться у реки. Детишек легко занять в Детском парке, вытянувшемся вдоль Орлика между двумя пешеходными мостами: подвесным и понтонным. Там можно покататься на каруселях, покормить уточек, прокатиться на пони.

Всё в шаговой доступности.

Храм зажигает огни

По вечерам город расцветает огнями. Гармонично вписывается в галерею объектов свет-арта и Богоявленский собор. Отражаясь в реке белым лунным и синим небесным, храм, словно невесомый, парит над землей.

К вашему сведению

Откуда бы вы ни ехали: с севера или юга, с запада или востока – вам не миновать Богоявленского собора. Назовите прохожему или электронному помощнику волшебное слово «стрелка» – и попадете на Богоявленскую площадь, 1.

Богослужения в соборе совершаются ежедневно:

– В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00;
В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00

Но сам храм держит двери распахнутыми весь день, а в свечной лавке для каждого всегда найдется подарок по душе: икона, книга, сувенир.

Чтобы не жалеть о несделанном

Итак:

– помолиться у чудотворной иконы «Всех скорбящих радость»;
– попросить о сокровенном у нашего любимого батюшки Афанасия Андреевича;
– выведать тайну храма, – это ли не повод побывать в Богоявленском соборе, который, даже утратив свою «кафедральность», остается самым популярным и самым любимым храмом города Орла!

Свято-Юрьев мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Свято-Юрьев мужской монастырь, самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый ( во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей, и именовалась лаврою. Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской.

Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «. поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии» По указу императрицы Екатерины II «О секуляризации церковных земель» Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу.

Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров.

Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия(Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I. Духовной дочерью отца Фотия была графиня Анна Орлова (единственная дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), обладавшая огромным состоянием.

Читайте также:
Свято-Троицкий Симферопольский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Когда в 1822 году отец Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала ему всемерное содействие в осуществлении его планов. На её богатые вклады в обители началось обширное строительство. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых,Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, по преданию она задумывалась выше колокольни Ивана Великого в Москве, но император Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус. Сам архимандрит Фотий вел очень строгую жизнь, отказываясь от чая и кофе, выпивая только стакан горячей воды. С наступлением поста, он строго выполнял обет безмолвия, все распоряжения делались письменно, а все время отец Фотий проводил в церкви почти без пищи. С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала серебренная риза под бронзовой сенью. Храмовая икона великомученика Георгия 12 века была покрыта драгоценною ризою украшенную драгоценными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из изумруда и украшенный бриллиантами.

В 20-30-е годы монастырь был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться. Производится ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство.
В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Собор великомученика Георгия, главный храм древнего Юрьева монастыря, был построен в 1119 году повелением выдающегося русского военачальника и правителя князя Мстислава Великого, Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына.

Мстислава князя Всеволода-Гаврила, княжившего тогда в Новгороде. Известны не только имена основателей главного храма Юрьева, князей Мстислава и Всеволода, но и имя его строителя, великого русского архитектора мастера Петра.

Спустя одиннадцать лет, 12 июля 1130 года, на память первоверховных апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне Попьяне и игумене Исайе, его предшественник Кириак умер за два года до освящения храма.

Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше – он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов – позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.

Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела- Благовещения и святых Бориса и Глеба.

Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. В 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича – Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В Юрьевом монастыре принял монашеский постриг знаменитый посадник Новгорода Мирошка Нездинич, новый инок был погребен в соборе в 1203 году, вскоре, в 1207 году здесь же похоронили его сына Дмитра Мирошкинича. В 1233 года в соборе был погребен юный князь Феодор Ярославич, старший брат святого Александра Невского. Позже, в 1224 года в Юрьевом монастыре умерла мать Феодора и Александра св. княгиня Феодосия Мстиславна, перед смертью она приняла в обители иночество под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына. Мощи св. князя Феодора были обретены в 1614 г. и перенесены в св. Софию.В январе 1786 года древний монастырь святого Георгия обрел великую святыню, сюда, по благословению митрополита Гавриила (Петрова), были перенесены мощи св. архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку упраздненного Благовещенского монастыря.

Читайте также:
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 30-е годы XIX в. при архимандрите Фотии, благодаря помощи графини А.А.Орловой Юрьев монастырь переживает новый расцвет. Несомненно, особое внимание настоятель уделял Георгиевскому собору, но оно оказалось гибельным для росписи XIIв., фрески были почти полностью сбиты со стен собора, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново, тогда же был выполнен роскошный семи ярусный иконостас, в состав которого, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора. Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней.

Стенопись Георгиевского собора, созданная по воле архимандрита Фотия, не сохранилась так же, как и бесценные фрески 1130 года. В 1898 г. в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы, фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М.Н. Сафонова. В 1902 году, незадолго до потрясшей Россию революционной катастрофы, Георгиевский собор после поновления освятил Архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.

В 1920 г. Юрьев монастырь был закрыт, вскоре прекратились богослужения в Георгиевском соборе. Древний храм вновь обрел жизни после возвращения Юрьева монастыря Русской Церкви в 1991 г.

Юрьев монастырь

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий-диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке), принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской Епархии, но всей России. Он был основан в 1030 году сыном равноапостольного крестителя Руси, православным русским князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде. С начальных времен христианизации Руси и на всем протяжении ее истории св. Георгий становится бесконечно почитаемым заступником Отечества и русского княжеского дома.

Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь св. Георгия. В 1119 году повелением еще одного выдающегося русского военачальника и правителя св. благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Князь Всеволод-Гавриил остался в памяти народа не только как великий воин, но как великий храмоздатель, построивший многие церкви, в том числе кафедральный Троицкий собор во Пскове, где и был погребен в 1138 году. Церковное почитание князя сложилось уже в конце XII века, после обретения нетленными его мощей. Память о святом князе Всеволоде, веками жившая в Юрьевском монастыре, отразилась в посвящении ему престола храма, не сохранившегося до наших дней.

Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному. Внутренне убранство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, “палати” по-славянски, здесь же, на хорах, располагалось два придела – Благовещения Пречистой и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Незадолго до освящения собора, около 1030 года, стены его были расписаны; к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне.

Положение Юрьева монастыря в Новгородской епархии было исключительным, основанная русскими князьями обитель на протяжении веков почиталась первой по значению среди новгородских монастырей, именовалась даже Юрьевской Лаврой. С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича – Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В июне 1233 года в соборе был погрбен яный князь Феодор Ярославич, старший брат святого благоверного князя Александра Невского. Смерть постигла четырнадцатилетнего Феодора внезапно, молодому князю уготован был на земле удел воина и защитника Отечества, но иначе судил Бог, Русь защитил Он рукою брата его Александра, в лице Феодора народ обрел воина и заступника небесного. Через одиннадцать лет, 5 мая 1224 года, умерла мать Феодора и Александра княгиня Феодосия Мстиславна, перед смертью она приняла иночество в Юрьевом монастыре под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына.

В 1611-17 годах монастырь претерпел жестокое разорение от шведских интервентов, но в эти страшные годы шведского пленения в обители промыслом Божиим совершилось знаменательное для Новгорода и России явление – обретение мощей святого благоверного князя Феодора Ярославича. В 1614 году охваченные безудержной жаждой наживы шведские солдаты принялись раскапывать могилы в поисках кладов. Вскрыв одно из погребений в Георгиевском соборе, они обнаружили в нем нетленные останки святого князя, вытащив его из могилы, они поставили его к стене, неразрушенное тело стояло как живой человек.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

В послереволюционные годы Юрьев монастырь разделил участь всех русских обителей, крестный путь Церкви. В 1922 году изъятие церковных ценностей носило характер бессовестного разграбления монастыря, были переплавлены снятые с икон ризы, серебряная рака св. Феоктиста, богослужебные сосуды. Лишь малая часть ценностей стала достоянием российских музейных собраний. Через несколько лет, в 1929 году, монастырь был окончательно закрыт, уцелевшая братия разогнана. Разорение монастыря довершилось в 1935 году, при архитектурной реставрации Георгиевского собора по странным и необдуманным соображениям эстетического порядка был уничтожен семиярусный иконостас.

Юрьев монастырь был возвращен Русской Православной Церкви 25 декабря 1991 года, Новгородская епархия получила достаточно обветшавшие храмы и постройки обители, в которой не осталось ни единой иконы, не говоря уж об убранстве церквей, и грандиозные проблемы по сохранению и поддержанию древнего монастыря. С 1995 года в Юрьеве была возобновлена монашеская обитель. Молитвами и трудами священноархимандрита Георгиевского монастыря высокопреосвященнейшего Льва, Архиепископа Новгородского и Старорусского, немногочисленной пока братии и приезжающих жить и работать помощников монастырь возрождается, совершается богослужение по монастырскому уставу, постепенно восстанавливаются храмы, пишутся иконы, устраивается монастырское хозяйство.

Свято-Юрьев мужской монастырь в Великом Новгороде

Новгородская земля славится своими храмами и обителями, но самая известная религиозная достопримечательность этой территории — это Свято-Юрьев мужской монастырь.

Данная обитель в Средневековье была центром духовной жизни Новгородской волости, во времена Российской империи — высококлассным монастырем и только правление большевиков прекратило деятельность монахов. Обитель была восстановлена в 1995 году и с тех пор является частью культурного наследия области.

История обители

Впервые обитель встречается в документах 1119 года, в них описывается возведение собора СВ. Георгия. По легенде же Юрьев монастырь основали в 1030 году, когда князь Ярослав Мудрый построил несколько храмов по стране в честь своей победы. Георгиевский храм стал усыпальницей великих новгородских деятелей, поэтому всегда был поддерживаем властью финансово и был одним из крупных собственников земли. Монахи вели хозяйство и торговали в Новгороде. Даже в конце XVII века, когда все монастыри стали подвергаться изыманию имущества, во владении Юрьева монастыря остались около 15 мелких обителей, тысяч крестьян и обширные земельные угодья, включая водные и лесные хозяйства.

В XIX веке обитель вновь стала важной фигурой в Новгородской губернии — ее поддерживала местная графиня Анна Орлова-Чесменская. Именно на ее деньги были построены дополнительные здания и отреставрированы старые, были высажены ивовые аллеи и разведены многочисленные цветники.

В 1921 году советская власть отобрала все имущество у обители, а на его территории разместило дом инвалидов. Во время Второй мировой войны немцы располагали свои части в корпусах. После освобождения тут размещались попеременно различные государственные учреждения и только в 1991 году монастырь снова стал частью РПЦ.

Описание

Белые стены монастыря далеко видны над синими водами реки Волхов, а неподалеку раскинулось и озеро Ильмень. Даже сегодня, когда комплекс Юрьева монастыря до конца не отремонтирован и не отреставрирован, но его сооружения смотрятся грандиозно. На территории обители располагается несколько корпусов и высится большая колокольня. Большинство зданий отделано в стиле классицизма и представляют собой традиционные русские храмы.

Георгиевский собор

Он стал центральным собором всего монастыря, а строительство его началось в 1119 году по инициативе князя Мстислава I и под руководством мастера того времени Петра. Руке мастера, по преданию, принадлежит и строительство церкви Благовещения, а также Николо-Дворищенского собора. Храм Св. Георгия строили в течение 11 лет и только летом 1130 года он был освящен. Поскольку это был самое большое строение на территории монастыря, собор стал некрополем для новгородских знатных людей и русских князей.

В 1820-е годы собор был отреставрирован, но при этом пострадали его фрески, датируемые XII веком — они сохранились лишь частично. Во время реставрации оформление собора было проведено заново. В 1902 году отремонтированное здание вновь было освящено.

С приходом большевиков и советской власти в соборе были остановлены богослужения, его сильно повредили военные действия и восстановили лишь в 1951–1952 гг. Сегодня в нем продолжаются работы по восстановлению, хотя богослужения уже активно проводятся.

Крестовоздвиженский собор

Строительство нового собора проходило под руководством архимандрита Фотия и было поистине масштабным. Новый собор имел белые традиционные стены снаружи и внутри, и яркие синие купола со звездами. Главу храма видно издалека, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что украшали их с любовью. Всего на главах насчитывается 208 восьмиконечных звезд.

С приходом советской власти здание было определено вначале под музей, затем почту и склад. В начале 90-х годов тут располагалась галерея местных мастеров-живописцев. Только в 19991 году здание вернулось под руководство РПЦ и началась масштабная реконструкция — в 2004 году деревянные каркасы сменились металлическими, обновилась обшивка глав, система отопления была налажена. Сегодня в соборе проходят службы каждое воскресенье.

Спасский собор

Первая церковь, которая стала затем Спасским собором, была воздвигнута в 1763 году по заказу архимандрита Иоанникия I. Однако через 60 лет произошел сильный пожар, полностью уничтоживший строение. На фундаменте сгоревшего здания был воздвигнут Спасский собор по заказу того же архимандрита Фотия.

Читайте также:
Церковь Святого Духа на Даниловском кладбище: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм имеет четыре придела, которые достраивались на протяжении 100 лет и паперть, которую также построили гораздо позже основного здания (только в 1830 году). Тем не менее общий стиль здания был сохранен, и он величественно сегодня смотрится как цельный комплекс, чему поспособствовали неоднократные реставрации. зданию пристроили паперть, а в 1836 году на цокольном этаже разместилась церковь Похвалы Богородицы. Именно в ней были захоронены тела Фотия и благодетельницы Анны Орловой-Чесменской.

При советской власти здание не использовалось по назначению и было несколько демонтировано — разобрали его купола и барабаны, чтобы они не затмевали главную церковь обители, Георгиевский собор. Здание серьезно пострадало в 1941-1945 годы и было частично восстановлено в 1950-х годах. Только после возвращения собора в РПЦ были отстроены заново купола и храм стал иметь прежний величественный вид.

Мелкие постройки

На территории внимание привлекает колокольня — она датируется 1841 годом воздвижения и имеет 4 яруса и высоту в 52 м. Ее части заметно различаются по параметрам — по легенде Николай I лично внес правки в уже готовый проект так, чтобы итоговое здание не стало выше или лучше колокольни в Кремле. Наверху колокольни ранее были часы с 17 колоколами, которые отбивали время. Самый большой из них весил 33,6 тонны — это был колокол «Неопалимая купина». Сегодня на ее вершине не только купола, но и вышка мобильной связи.

Две церкви на территории обители построены не отдельно, но стали частью больших зданий. Одна из них — это храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Она была заложена как просьба к Богу о защите монастыря от пожаров, поскольку именно от огня он несколько раз полностью сгорал. В 1828 году была заложена церковь, но войти в нее можно только из Южного корпуса.

Внимание! Сегодня там проводят службы для насельников и в праздники. Туристы не могут самостоятельно посетить эти помещения.

Второй храм — это церковь Архистратига Михаила, которая находится в башне с юго-восточной части стены. Башню возвели как часть ограды в 1760 году, а церковь там устроили в 1831 году. Реставрации тут впервые произошла в 2010-2013 гг.

Святыни и праздники

Особенные торжественные богослужения проводятся 4 раза в год, за исключением великих христианских праздников — Рождества, Крещения и Пасхи. Престольные праздники обители приходятся на следующие даты:

  1. Георгий Победоносец — день памяти 6 мая.
  2. Воздвижение — 27 сентября.
  3. День памяти образа «Неопалимая Купина» — 17 сентября.
  4. День памяти Михаила Архистратига — 19 сентября и 21 ноября.

Паломники могут приехать в один из праздников, чтобы присутствовать на торжественном богослужении. Но и в обычные дни в обители можно приобщиться к святыням, которые там хранятся:

  1. Икона свт. Георгия и Богородицы «Неопалимая Купина».
  2. Мощи священномученика Феоктиста Новгородского и княгини Феодосии Владимирской.
  3. Плащаница Д. Шемяки, вышитая золотом.

До революции в обители хранился кусок скалы, на которой была прикована знатная девица — именно ее спас великомученик Георгий. Там же в ризнице сохранялась и драгоценное блюдо, подарок от князя Всеволода-Гавриила. Но после революции эти святыни были утеряны или украдены.

На заметку! На территории расположен большой некрополь, в котором упокоены многие знатные люди Новгорода. Среди них и Анна Алексеевна Орлова-Чесменская — графиня, которая выступала покровительницей монастыря.

Современная деятельность прихода

Монастырь, несмотря на активную деятельность, не насчитывает большое количество братии — в некоторые годы их количество достигало всего 4 человек. Руководит братией архимандрит Лев. На территории 4-х храмов обители регулярно проходят богослужения, некоторые из них не отапливаются и присутствовать на службах в зимнее время года может быть затруднительно.

С 2005 года на территории была открыта Духовная семинария, которая с 2015 года называется «Епархиальные богословские курсы» и управляется архимандритом Львом. На территории обители расположен большой яблоневый сад, за которым ухаживают прихожане и монахи.

Для паломников вход на территорию монастыря бесплатный, но крайне желательны пожертвования, которые идут на реконструкцию и поддержание культурного достояния. Помимо богослужений, паломники могут остановиться в гостинице на территории и исследовать округ несколько дней, тем более окружающие пейзажи к этому располагают (возле обители есть даже пляж). Работает для туристов и трапезная, которая обслуживается братией.

Как добраться

Монастырь находится по адресу Великий Новгород, микрорайон Юрьево, Юрьевское шоссе, д. 10. Проще всего добраться до него на машине — на территории есть парковка и автомобиль позволяет окрестные пейзажи. Чтобы добраться на автомобиле из Новгорода надо выезжать по улице Троицкой, затем по главной дороге и ехать до поворота на Юрьев монастырь.

Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород)

Свя́то-Ю́рьев монасты́рь — один из древнейших монастырей России. Основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. В прошлом — духовный центр Новгородской республики, ныне — действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Строения монастыря
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.

Читайте также:
Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В 1125 году Мстислав наследовал престол киевский. Уже став великим князем, он женился на дочери новгородского посадника. В 1130 году он наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, написанная на пергаменте от лица Мстислава и его сына Всеволода, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится в Новгородском музее. При реставрации монастыря в 1990-е годы была обнаружена надпись на штукатурке (в бытовой графике) о посещении Мстиславом Великим (в крещении Феодором) на свои именины Юрьева монастыря: «Конязь былъ на Феодорово дьне Мстиславо».

Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи 1333 года.

В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики, а её глава — новгородский архимандрит — главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.

После секуляризации монастырских вотчин в 1770-х монастырь потерял значительную часть своих владений и пришёл в запустение.

В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I. Ему также благоволила графиня Анна Орлова-Чесменская (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), одна из богатейших помещиц России. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 году была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. Осенью 1924 года в Юрьеве действовало шесть церквей, но уже к 1928 году оставался только один храм — Крестовоздвиженский. В начале 1930-х какое-то время богослужения велись в одном из помещений Архимандритского корпуса. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, и части прибалтийских коллаборационистов, в частности батальон литовской полиции вермахта. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям.

После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий монастыря был передан в ведение Новгородской епархии. В 1995 году была создана монашеская община.

В настоящее время богослужение совершается в 4-х храмах монастыря: Георгиевский собор, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор (храм Рождества Христова), и церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купина.

В 2005 году Священный Синод, по прошению архиепископа Новгородского Льва, благословил открытие в монастыре духовного училища, с назначением архиепископа Льва его ректором.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий.

В монастыре совершаются ежедневные богослужения. Для паломников действует трапезная и гостиница.

При монастыре действует Духовная семинария.

Строения монастыря [ править ]

  • Георгиевский собор

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном.

Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Юрьевич Шемяка.

В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века (оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь). Собор был полностью расписан заново. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием.

В 1929 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения.

В 2014 году под полом собора были обнаружены сбитые при архимандрите Фотии фрагменты фресковой живописи XII века., в том числе с древними граффити (о смерти архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) в 1232 году, сыновей князя Ярослава Владимировича в 1198 году и о пожаре Троицкой церкви в 1160 году), начались работы по сбору фрагментов и реконструкции фресок.

  • Крестовоздвиженский собор

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня находится на северо-восточном углу монастыря. Собор выстроен в 1823 году при архимандрите Фотии, на остатках безымянной, выгоревшей в 1810 году церкви, строительство которой было произведено в 1761 году.

Имеет 5 глав синего цвета, на которых размещены 208 восьмиконечных звёзд. После закрытия монастыря большевиками храм со временем утратил настенную роспись, и в настоящее время не имеет таковой. Внутренние стены окрашены в белый цвет. В советские годы в соборе располагались поочерёдно музей, почтовое отделение, склад, в 1990-91г. картинная галерея местных художников. Летом 2004 года были заменены деревянные каркасы и металлическая обшивка всех пяти куполов и крестов. Собор имеет систему отопления и используется для регулярных богослужений как в летнее, так и в зимнее время.

  • Спасский собор
Читайте также:
Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Расположен к северо-западу от Георгиевского собора, с севера и юга к нему вплотную примыкают крылья Архимандритского корпуса.

В 1763 году в нескольких метрах западнее Георгиевского собора была построена каменная церковь Александра Невского и его брата Федора. Заказчик храма — архимандрит монастыря Иоанникий I. В 1823 году эта церковь сгорела во время сильного пожара. В 1823—1824 гг. на фундаменте старой церкви, с использованием старой кладки, был построен Спасский собор. Заказчик храма — архимандрит Фотий. Собор был построен с двумя приделами: Святой Анны и Фотия и Аникиты. В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристраивается паперть. В 1836 году в подвальном этаже собора устраивается церковь Похвалы Богородицы. Позже в ней были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская. В 1841 году с юга пристроен придел Всех Святых, который непосредственно примкнул к приделу Святой Анны. В 1848—1849 годах собор обновляется. В 1850 году с севера пристроен еще один придел — Алексия Митрополита Московского, примкнувший к приделу Фотия и Аникиты. Заказчик построек архимандрит монастыря Мануил.

В 1936 году при историке архитектуры, археологе М. К. Каргере были разобраны купола и барабаны, как погашающие доминанту облика монастыря – Георгиевский собор.

Также собор пострадал в годы Великой Отечественной войны. Восстанавливался в 1954—56 годах. В 2004-07 годах заново отстроены барабаны и восстановлены купола с крестами.

Памятник представляет собой рядовое здание XIX века, решенное в формах провинциального классицизма. Интерес могут вызвать планировка и характер сводчатых перекрытий.

  • Колокольня

Представляет собой четырёхъярусную постройку высотой 52 метра. Воздвигнута в 1838—41 годы архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строительство велось после смерти архимандрита Фотия, финансировала работы графиня Анна Орлова. Колокольня имеет заметную несоразмерность частей. На этот счёт существует легенда, согласно которой Николай I вычеркнул из проекта средний ярус, дабы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле.

Раньше на колокольне (в круглой нише верхнего яруса) располагались часы. Время отбивали 17 связанных с ними колоколов (третий ярус). Ниже висели ещё 15 колоколов. Самый большой монастырский колокол звался «Неопалимая купина» и весил 2100 пудов (33,6 тонны). Второй по величине — «Крест» — 1140 пудов (18,2 тонны). В 2002—03 зимний сезон на верхнем ярусе колокольни были установлены антенны мобильной связи. Последняя масштабная реставрация прошла в 2009 году.

  • Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Монастырь нередко страдал от пожаров и по повелению архимандрита Фотия в 1828 году была заложена эта церковь в честь указанной иконы, считающейся в православии охранительницей от пожаров. Войти в церковь возможно только через коридор «Южного» корпуса, минуя кельи насельников. Церковь имеет отопление, но в настоящее время используется для служб только в праздничные дни и молебнов насельников. В отличие от паломников массовому туристу доступ в эту часть монастыря закрыт.

  • Церковь Архангела Михаила

Располагается в юго-восточной башне ограды монастыря. Сама башня постройки 1760 года. Церковь устроена в 1831 году при архимандрите Фотии. В ходе боёв за Новгород в 1941-44 годах была полностью разрушена. В 1950-х годах восстановлена форма здания. В 2010—13 годах восстановлены барабан и купол храма. Восстановление внутреннего убранства ожидается.

Свято Юрьев Монастырь в Великом Новгороде

Свято Юрьев Монастырь в Великом Новгороде — уникальное место, совмещающее в себе действующую обитель, памятник древнерусской архитектуры, видовую площадку и изумительную выпечку. По этой причине он и должен быть в вашем списке обязательного к посещению.

Как добраться

Если вы не на своей машине, то проще всего это сделать на автобусе №7 и №7А, которые идут от вокзала

Время отправления и прибытия автобуса (между Юрьевом монастырем и Витославлицами 2 минуты на автобусе или 4 минуты пешком)

Если вы на машине, то у монастыря есть парковка.

  • Время работы: 08:00 – 20:00
  • Георгиевский собор: 10:20 – 17:00
  • Вход: бесплатно

Историческая справка

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия известен больше как Юрьев монастырь. Он расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода и стоит в месте, где река Волхов берет свое начало из озера Ильмень.

Изначально все строения были деревянными, первый каменный храм — сегодняшний Георгиевский собор — заложили лишь в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.

Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.

В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.

Читайте также:
Храм Алексия Московского: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

В XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.

В начале XIX века при поддержке государя и помещиков монастырь реставрируется, а заодно обзаводиться новыми церквями и корпусами. Но при советской власти обитель закрыли, ценности уничтожили или разграбили. Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют. Восстановление былого величия началось только в 1990-х годах и длится по настоящее время.

Путеводитель 1974 года называет монастырь «крупнейшим очагом религиозного мракобесия» и сообщает о намерениях открыть гостиницу в кельях монастыря и ресторан в трапезной. Но эти планы не воплотили в жизнь.

Территория

На момент возвращения монастыря в Новгородскую епархию в 1991 году, его территория находилась в удручающем состоянии. Здесь проживали несколько семей, располагалось СПТУ, общежитие и мастерские. В корпусах была проведена перепланировка, сделавшая их непригодными для жизни монахов. В храмах отсутствовали иконостасы, сад больше напоминал свалку. Спасский собор стоял без куполов, а вся колокольня была разрисована вандалами.

Сегодня монастырь является действующей мужской обителью и памятником архитектуры Древней Руси. В его составе 8 основных строений:

  • собор великомученика Георгия Победоносца;
  • собор Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский собор);
  • собор Спаса Нерукотворного Образа (Спасский собор);
  • церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»;
  • церковь Михаила Архангела;
  • церковь святого Алексия митрополита Московского;
  • колокольня;
  • часовня-сень над источником.

Юрьев монастырь соседствует с пляжем, поэтому в жаркие дни рядом с ним много людей, желающих позагорать или искупаться. Это не способствует уединению монахов, но служители относятся с пониманием.

Монастырь строился не только как духовный оплот. Он выполнял еще и защитные функции. Его стены впервые упоминаются в летописях в 1333 году. Если посмотреть на монастырь сверху, то видны очертания крепости с угловыми башнями — церквями. Двухъярусные стены покрыты красной черепичной крышей, под которой находится галерея с чередой узких окон.

Корпусов на территории четыре: Полуденный, Орловский, Северный и Архимандритский. Все, кроме последнего, являются келейными, то есть относящимися к кельям.

Архимандритский корпус был отреставрирован, и с 2004 года в нем размещается Новгородское духовное училище. Оно не уступает по комфорту современным светским школам: имеет просторные классы, библиотеку, трапезную и актовый зал. Здесь постоянно проводят встречи, симпозиумы и чтения по религиозным вопросам. Ученики проходят практику в Спасском соборе, который является частью корпуса.

Орловский корпус занимают кельи монахов и гостиница для паломников. Он расположен прямо в крепостной стене. Внутри длинные изогнутые коридоры с кельями, которые, кажется, совсем не изменились с XVIII века. Есть только кровать с жестким матрасом, стул и столик у окна. На современность намекает лишь тусклая лампочка в углу.

Полуденный (Южный) корпус до конца не восстановлен. Отремонтирована лишь часть с церковью иконы Божьей Матери. Северный корпус выделен под канцелярию и кельи наместника, но реставрация в нем еще идет.

Карта схема Юрьева Монастыря на входе, там вы сможете посмотреть где что находится

Это интересно:

Самое высокое здание на территории — четырехъярусная колокольня, построенная в 1838-1841 годы. На то, что она кажется непропорциональной, есть своя причина. По легенде Николай I изменил план конструкции и убрал средний ярус, чтобы сооружение не превосходило колокольню Ивана Великого в Москве. В итоге высота составила 52 метра. Раньше в круглой нише на верхнем ярусе висели часы. Время отбивали связанные с ними 17 колоколов. На втором уровне располагались еще 15. Самый большой колокол монастыря «Неопалимая Купина» весил почти 34 тонны. Зимой 1932 года все 32 колокола сняли и отправили на переплавку.

В петербургских архивах хранится запись перезвона Юрьевских колоколов, записанная за несколько дней до их уничтожения. Этот колокольный набор был самым тяжелым и масштабным в России.

Сейчас в монастыре 13 колоколов, самый большой из которых полутораметровый «Благовестник». Последняя реставрация колокольни проходила в 2009 году.

Сень-часовня над святым источником Юрьева монастыря представляет собой восьмиугольную ротонду, опирающуюся на уцелевшие семь колонн из восьми. Она увенчана большим луковичным куполом с крестом и кокошниками. В центре расположена каменная чаша. Дата основания не известна.

Храмы Юрьева Монастыря

Основной интерес для посетителей представляют Крестовоздвиженский, Спасский и Георгиевский соборы, а также церковь Неопалимой Купины.

Пятиглавый собор Воздвижения Креста Господня расположен в восточной части крепостной стены. Построен на месте сгоревшей безымянной церкви в 1823 году. Он имеет ярко-синие главки, украшенные золотыми восьмиконечными звездами. Их, кстати, насчитывается 208. До захвата власти большевиками собор имел богатое убранство и был украшен сюжетной росписью. На настоящий момент она не восстановлена, стены просто покрашены в белый цвет. Интересно, что в 1921 году собор являлся единственным действующим на территории монастыря, а в 1993 году именно с него началось возобновление служб. Храм отапливается, поэтому богослужения проводятся здесь круглый год.

Спасский собор возвели в начале XIX века на фундаменте сгоревшей церкви Александра Невского и его брата Федора. С тех пор он неоднократно менялся: были построены 4 новых придела и паперть, а в подвале устроена церковь Похвалы Богородицы. В ней похоронены архимандрит Фотий, 16 лет возглавлявший монастырь, и его духовная дочь Анна Орлова-Чесменская, которая являлась благотворителем монастыря. Их союз вызывал множество сплетен, даже А.С. Пушкин описал об этом в одной из эпиграмм: « Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию архимандриту Фотию». В 1936 году на храме были разобраны барабаны и сняты купола. Восстановили их только в 2007 году, после чего в 2009 году собор освятили.

Читайте также:
Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

При отце Фотии были построены Крестовозвиженский и Спасский соборы, Орловский корпус, колокольня, церкви иконы Божьей Матери и Михаила Архангела, а также проведены огромные реставрационные работы.

Монастырь часто страдал от огня. Поэтому в 1828 году началось строительство церкви в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая считается защитницей от пожаров. Церковь расположена в середине Южного корпуса, поэтому проход внутрь возможен лишь через его коридор. Туристов туда не пускают, но паломникам вход разрешен.

Высота до главы, длина и ширина церкви «Неопалимой Купины» составляют по 10 метров.

На углах крепости есть две небольшие церквушки, которые обычно не вызывают интереса у туристов. Первая — церковь Архангела Михаила, построенная в 1970 году в качестве крепостной башни. Тогда она носила имя Михайловская. Лишь через 71 год в ней устроили церковь, которая была полностью разрушена во время Великой Отечественной Войны. Позже форму башни восстановили, но куполом она обзавелась только к 2013 году. Внутренние помещения пока находятся на реставрации. Вторая — церковь святого Алексия митрополита Московского. Она является построенным в 1850 году приделом Спасского собора и посвящена княгине Орловой-Чесменской.

Трехкупольный Георгиевский собор — главный храм монастыря. Его внешний облик остался близок к первоначальному, хотя храм самый старый в ансамбле. За восемь веков у собора появилось много разных пристроек, но их разобрали при реставрации в 1930-х годах. Однако во время своего появления собор был на метр выше и имел не кровлю, а покрытие, повторяющее форму стен.

В Новгороде Георгиевский собор по размерам уступает только Новгородской Софии.

Внутреннее устройство собора соответствовало званию княжеского храма. В нем специально для княжеской семьи построили просторные палати и два придела— Благовещения Пречистой и святых Бориса и Глеба.

Собор освятили в 1130 году. Перед этим его стены были расписаны, но древняя живопись почти полностью утрачена. Сохранились только фрески маленького храма, который расположен в северо-западном барабане. В восточной части между оконными проемами можно разглядеть изображения Богоматери Оранты, Богоматери Одигитрии и Спасителя. Справа и слева от них написаны фигуры пророков, преподобных и святителей. Потолок украшают изображения евангелистов.

Остатки росписи также можно увидеть в лестничной башне и на оконных откосах. Остальные изображения сбили со стен при реставрации. Часть использовали в строительстве, другие просто выбросили.

Собор расписали заново и установили семиярусный иконостас с серебряными царскими вратами. Иконы одели в позолоченные ризы с драгоценными камнями, повесили огромные светильники. В алтаре поставили кресло, принадлежащее Петру I. Графиня Орлова подарила храму образок Знамения Божьей Матери, выполненный из цельного изумруда и бриллиантов.

В 1929 году монастырь закрыли. Большая часть ценностей была украдена, но часть все же попала в музеи. Разорение продолжалось до 1935 года. Именно тогда уничтожили иконостас. Через 60 лет снова начался ремонт, и роспись в очередной раз заменили. Для работы пригласили знаменитых иконописцев М.Н. Сафонова. Эта настенная живопись сохранилась до наших дней.

Новый иконостас имеет пять ярусов, украшен колоннами и старинной резьбой. Над ним размещены изображения страстей Господних и крест. Конструкция занимает 20 метров в высоту и 15 в ширину. Несмотря на внушительные размеры помещения, внутри храма нет ощущения пустоты. Пространство зрительно сужено и раскрывается вверх.

Храмовая икона Святого Георгия сейчас находится в Третьяковской галерее.

Советы посетителям

  • Посещайте монастырь с экскурсией. Гид расскажет вам много интересного об этом месте.
  • Если решили добираться на автобусе, то вам нужен №7 или 7-а, который идет от вокзала. Остановка назначения – «Юрьево».
  • Если едете на автомобиле, то выезжайте из города по улице Троицкой, а затем следуйте по главной дороге до поворота на монастырь.
  • При осмотре не ограничивайтесь архитектурными памятниками, обойдите крепостную стену и спуститесь к реке. С берега открывается прекрасный вид.
  • Обязательно попробуйте местную еду. В трапезной подают вкусные обеды, а в монастырской лавке продают восхитительную выпечку. Кстати, по воскресениям тут кормят всех желающих бесплатно.
  • Послушайте хор.
  • Раз уж вы оказались здесь, то посетите музей зодчества Витославицы. Он находится в 10 минутах ходьбы от монастыря.
  • На территории ведутся раскопки и реставрации, будьте готовы к тому, что часть зданий может быть закрыта для посещения.
  • Для паломников и их детей экскурсии проводят послушники монастыря.
  • На противоположном берегу Волхова располагается Рюриково городище — торговый и военный центр Приильменя, резиденция новгородских князей. Можно посмотреть на него с помощью оптики у ворот.

Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственный уцелевший пример ансамблевой исторической застройки, сохранившийся в южных окрестностях города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: