Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове

Автобус № 2, 7, 10, 20, 24 остановка “Музей”

Существует несколько версий о времени возникновения Борисоглебского мужского монастыря. Согласно одной из них, обитель появилась вместе с городом благодаря Юрию Долгорукому в XII веке. Но никаких письменных документов на этот счет не сохранилось. А первые упоминания о монастыре относятся к 1472 году, когда было объявлено завещание князя Юрия Васильевича. В некоторых источниках указывается и 1380 год. В позапрошлом веке на территории обители был найден старинный каменный крест, где среди выбитых слов имелась дата «1462 год». Сегодня находка размещается в Дмитровском краеведческом музее. Точнее назвать время постройки монастыря невозможно, все документы обители сгорели во время пожара 1610 года.

Из дошедших до нас документов ясно, что первоначально монастырь находился под княжеским управлением. В это время (1537) здесь был построен собор в честь святых Бориса и Глеба, своей каменной архитектурой напоминающий аналогичные церкви во Владимирской и Ярославской области. Позже обитель переходит в подчинение Патриарху. Этот храм стал главным строением монастыря. Сначала собор был возведен с двумя главами, но со временем одна из них была разрушена и не восстановлена. В XVII веке у собора появилась западная паперть и колокольня, а затем придел во имя Алексия, человека Божия. Строительством последнего занимались супруги Чаплины, в связи с чем многие члены этой семьи получили последнее успокоение на территории монастыря.

За свою историю эта обитель не раз страдала от пожаров. Так, в 1610 году польско-литовские войска под командованием Яна Сапеги разорили сам город Дмитров, а также сожгли и Борисоглебский монастырь. Спустя десятилетие обитель полностью восстановили. В середине века монастырь снова страдает от пожара, но теперь он возрождается уже в каменном обличии благодаря щедрым пожертвованиям многочисленных благотворителей. В истории монастыря принимали участие и царственные особы. В 1652 году по указу одного из Романовых обитель превращается в резиденцию митрополита Никона. А позже в главном соборе монастыря появляется придел во имя Алексия, человека Божия. Эта постройка стала данью уважения царю Алексею Михайловичу Романову. В конце века по периметру обители строятся каменные стены с угловыми башнями. Теперь монастырь имеет тот облик, который мы видим в наши дни.

С конца XVIII века в стенах монастыря располагалось духовное училище. До Октябрьской революции облик монастыря почти не претерпел серьезных изменений. Проводилось и различные восстановительные работы, но они уже не вносили больших изменений в существующий архитектурный ансамбль. Долгое время в монастыре велись и летописные записи.

С 1917 года для монастыря наступают тяжелые времена. Чтобы сохранить обитель, монахи организует артель для ведения коллективного хозяйства, но это не помогает. Еще несколько лет на территории монастыря находятся насельницы женской обители с Украины. Но с 1926 года религиозное учреждение ликвидировано, а в его стенах появляется местный краеведческий музей. В тридцатых годах прошлого века строения монастыря отдают под управление Дмитровского исправительно-трудового лагеря, который являлся подразделением ГУЛАГа. В этот период здесь были уничтожены многие православные святыни. Несколько следующих десятилетий на территории обители размещалось множество различных организаций, что также не способствовало сохранению монастырского имущества и недвижимости.

Новая духовная жизнь этой святыни начинается с 1993 года после ее возвращения под сень Русской православной церкви. Здесь снова поселяется братия, и начинается жизнь, наполненная постами и молитвами. В 2004 году полностью вновь открылся Борисоглебский собор. На территории монастыря появляется звонница из восьми колоколов, часы-куранты. Отстраиваются административный корпус и другие здания служебного назначения. В 2006 году у одной из стен монастыря был поставлен памятник святым Борису и Глебу. Бронзовые фигуры в боевых доспехах изображены сидящими на конях. В руках князья держат копья.

Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове: google-панорама

Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове: видео

Борисоглебский мужской монастырь, г. Дмитров Епархиальные монастыри РПЦ

История

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Читайте также:
Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана Затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня

Читайте также:
Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

Елоховский собор в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Елоховский богоявленский кафедральный собор в Москве знает чуть ли не каждый столичный житель – по крайней мере, все знакомые мне москвичи с пониманием кивают, когда я рассказываю им о своем паломничестве в эту знаменитую святыню, являющуюся сердцем светлой духовной жизни России последних лет. Величественный, сияющий храм был одним из немногих, кому посчастливилось выстоять в схватке с атеистическим мракобесием советских десятилетий. Все эти годы лампады собора продолжали сиять путеводной звездой для отчаявшихся, заблудившихся и верных, помогая сохранить истинную веру в сердцах сотен тысяч людей. Невозможно описать в нескольких словах, какое потрясающее впечатление произвел собор на меня, простую русскую женщину, которая решилась на паломничество, чтобы прикоснуться к его святыням и узреть собственными глазами его величие. Не теряйте времени попусту – посетите этот уникальный храм, дарящий благочестивым успокоение, умиротворение и радость.
Общий вид Елоховского собора со стороны улицы Спартаковской.

Адрес и телефон Елоховского собора в Москве

  • г. Москва, ул. Спартаковская, д. 15.
  • Телефон: 8 (499) 261-69-13.

Как лучше добираться до Елоховского собора в Москве

Добраться до Елоховского кафедрального собора можно двумя способами:

  1. на троллейбусах №22 или №25 до остановки «Елоховская площадь»;
  2. либо пройти пешком от станции метро «Бауманская».

Время работы Елоховского собора в Москве

Часы работы Богоявленского Елоховского собора разнятся в зависимости от праздников и дней недели.

  • В будние дни собор обычно открыт для верующих и туристов с 8:00 до 22:00.
  • В ночь с субботы на воскресенье храм работает круглосуточно.

Расписание служб в Елоховском соборе в Москве

  • 8:00 – Часы. Литургия.
  • 17:00 –Вечерня. Утреня.
  • 8:00 – Часы. Литургия.
  • 17:00 – Всенощное бдение.
  • 6:30 – Ранняя литургия.
  • 9:30 – Поздняя литургия.
  • 17:00 – Вечерня. Утреня с акафистом святителю Алексию.

Где можно остановиться рядом с Елоховским собором

В районе храма есть множество гостиниц и хостелов на любой вкус и кошелек, однако я хотела бы порекомендовать вам самые лучшие и проверенные мною или моими друзьями.

  • Отель «Елоховский» (ул. Спартаковская, д. 24). Главное преимущество этой гостиницы в том, что она находится буквально напротив Елоховского собора, рядом с метро и остановками общественного транспорта. Кроме того, в номерах удобно, чисто и уютно. Из недостатков стоит отметить слегка завышенную стоимость проживания, что не устроит паломников и туристов победнее.
  • Хостел «Артист» (ул. Бауманская, д. 20, стр. 7). Отель находится подальше, чем предыдущий – примерно в километре от собора. Стоимость проживания гораздо ниже, а номера чистые, после недавнего ремонта. По моему мнению, это оптимальный вариант для небольших групп паломников и туристов.

История создания Елоховского собора в Москве

  1. Современный Богоявленский кафедральный собор ведет свою историю от простой деревянной церкви в пригородном поселке Елох. Считается, что на паперти этой непримечательной церквушки в 1469 году родился будущий святой Василий Блаженный. Несмотря на это, в официальных документах собор появляется только в 1687 году, а в 1717-м его и вовсе снесли, чтобы выстроить в камне.
  2. Красавец-храм строили основательно и с любовью, а средства выделили благочестивые прихожане – есть свидетельства, что кирпич для него пожаловал сам император Петр I. Именно здесь в 1799 году был крещен знаменитый русский поэт Александр Пушкин. Позднее собор еще раз перестроили, чтобы он смог вместить все возрастающее количество прихожан.
  3. В XX веке храм ждали новые испытания. В период советской власти коммунистами было предпринято несколько попыток окончательно закрыть собор и переделать его то ли в клуб, то ли в кинотеатр, который должен был стать одним из крупнейших в Москве. Когда в 1938 году в Дорогомилове был закрыт собор Богоявления, прихожане Елоховского храма впали в отчаяние, ведь следующей на очереди должна была быть их любимая, оставшаяся единственной в округе, церковь. Однако этим коварным планам не суждено было сбыться – именно в тот день, когда храм должен был окончательно закрыться, началась Вторая мировая война. После войны страсти поутихли, и собор благополучно дожил до наших дней.

Архитектура Елоховского собора в Москве

В 1837 году начался современный, очень интересный с точки зрения архитектуры период Елоховского собора. Была разобрана часть старой церкви, и под руководством знаменитого московского зодчего Евграфа Тюрина начато строительство собора «о пяти куполах». Сооружениям архитектора была свойственна стилистика ампира и позднего классицизма, ранее он учился в школе при «Экспедиции московского строения» и имел отношение к разработке проектов зданий Московского университета.
Несмотря на тот факт, что Евграф Дмитриевич разработал новый Елоховский собор в рамках ордерной культуры Европы, он также не пожелал отступить от традиционного православного куба, который венчает каноническое «пятиглавие» куполов. При этом Тюрин восхитительным образом преобразовал классические для церквей средневековья конусы куполов в павильоны-ротонды с величественными оконными проемами, чьи практически невидимые переплеты создают ощущение воздушности и легкости. Кажется, что центральный купол как бы парит в вышине среди остальных куполов. Не менее пристального внимания ценителей заслуживают колокольня, трапезная XVIII века и иконостас, выполненный в лучших традициях русской резьбы.
Иконостас Елоховского собора.

Читайте также:
Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

Богоявленский собор в Елохове (Москва)

Мiръ Россия Москва Богоявленский собор в Елохове (Москва)

Богоявле́нский кафедра́льный собо́р в Ело́хове — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. С 1991 года кафедральный собор Московского Патриархата; в 1938—1991 годах был Патриаршим кафедральным собором.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Местонахождение
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Богоявленский кафедральный собор в Елохове, в народе больше известен как просто Елоховский. Он любим и дорог сердцам многих тысяч верующих. Нельзя пройти мимо него равнодушным любому человеку, рожденному в XX веке.

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.

Читайте также:
Иосиф Исихаст: житие и биография старца, книги и письма

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны.

Собор во времена Великой Отечественной войны

В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.

Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.

В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.

Великие личности Богоявленского собора

По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.

8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.

С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.

Читайте также:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.

14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.

Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.

До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.

Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.

Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.

До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.

А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.

Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.

Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.

Святыни собора

Самая почитаемая святыня собора да и всей православной Руси — это мощи Московского митрополита Алексия, возглавлявшего русскую церковь в середине XIV века.

В конце 80-х годов в Богоявленский собор были перенесены для поклонения верующих такие святыни, как частица древа Животворящего Креста Господня, десница апостола Андрея Первозванного, частица мощей Святителя Николая Чудотворца.

В храме пребывают особо почитаемые образы Пресвятой Богородицы:

Люди идут приложиться к образу Преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором молился Преподобный и с частицей его облачения.

Никогда не иссякает поток верующих и к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери.

Читайте о других почитаемых иконах:

Расписание богослужений

Этот уникальный красивый храм, богатый своей историей и святынями можно сравнить с драгоценным камнем в сокровищнице православной Москвы. А найти его в Москве просто: 7 минут пешком от метро Бауманская, улица Спартаковская, дом 15.

Настоятель храма протоиерей Александр Агейкин. Официальный сайт: www.elohovosobor.ru

Каждый день совершаются богослужения: в 8.00 — 8.30 — утреннее богослужение и в 17.00-17.30 — вечернее.

И в праздники, и в будни народ со всех концов России стремится к золотым куполам Елохова. Здесь люди разного возраста, достатка, социального положения, но одной веры. Они тянутся к Божьему свету и намоленности чудотворных святынь.

Елоховский Богоявленский Собор в Москве. Расписание богослужений, адрес, святыни, история

Елоховский Богоявленский собор долгое время остается главным святилищем Москвы. Он был «свидетелем» многих исторических событий, не единожды его пытались закрыть, сделать на его месте кинотеатр, музей, метрополитен, но прихожане отстояли церковь.

Елоховским собор прозвали по названию деревеньки Елох, окруженной ольховым лесом, которая в XIV веке располагалась на месте современного Басманного района. В нем находится усыпальница патриарха Сергия, а также Алексия II. Собор несколько раз перестраивали и реставрировали. Сейчас это величественный храм – «сердце» православной России.

Адрес Елоховского Богоявленского собора в Москве

Собор расположен почти в самом центре Москвы, на Спартаковской улице, д.15 – это Басманный район. Напротив него – торговый центр «Елоховский Пассаж» и отель «Елоховский», рядом с которым находится театр кукол.

Многие городские строения, окружающие храм, имеют историческую ценность.

Как добраться до собора на машине

На автомобиле маршрут до Богоявленского собора пролегает по левой стороне 3-й кольцевой до Русаковской площади. Съехав на «Бакунинскую» улицу, переместиться на улицу «Спартаковскую» и следовать по ней прямо до перекрестка с улицей «Нижняя Красносельская». Отсюда до Храма Богоявления Господня около 20 минут пути.

Как доехать до храма на общественном транспорте

Добраться общественным транспортом можно несколькими способами:

  • автобусами № 152 и № 40 от метро «Бауманская», либо № Т88 от метро «Комсомольская» до остановки «Комсомольская площадь»;
  • на троллейбусе № 22 или № 25 от метро «Бауманская» до «Елоховской площади»;
  • на трамвае № 50, 45 или 37 от метро «Красносельская» до метро «Бауманская».
Читайте также:
Церковь Троицы в Никитниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Далее двигаться пешком. У метро «Бауманская» свернуть направо, дойдя до перекрестка «Бауманской» и «Спартаковской» улиц, повернуть налево, перейти на другую сторону. Весь путь пешком займет 5-7 мин. У метро «Красносельская» свернуть налево. Двигаться по улице «Нижняя Красносельская» до ее пересечения со «Спартаковской». Это займет 10 мин.

История собора

Московский Собор Богоявления в Елохове имеет богатую историю. Маленькая деревянная церковь силами и любовью прихожан превратилась в красивый и величественный собор. Первые сведения о ней датированы 1694 г., до этого момента о ней ничего не известно, но считается, что на паперти Елоховской церкви был рожден в 1469 г. Василий Блаженный, известный юродивый.

Приход для небольшой молельни был довольно обширен и постоянно расширялся. В 1720 г. деревянную постройку с приделом почтения Благовещения, по указу прихожанина Петра I, снесли и построили на ее месте церковь из камня. Средства на ее строительство пожертвовала дочь Иоанна V. Некоторые свидетельства утверждают, что кирпич для нее выделил Петр I.

В середине 1731 г. состоялось освящение патриархом, а в конце 80-х гг. она подверглась глобальной реконструкции. В начале 1792 г. появился еще Никольский придел. Деньги выделили прихожане. В 1812 г. почти весь приход сгорел при пожаре, но церковь не пострадала. Ее разграбили. На пожертвования воссоздали ее внутренний вид, жилье восстановили.

Количество прихожан с каждым годом увеличивалось. К 1830 г. приход уже насчитывал 25 000 человек.

В1837 г. собор снова перестраивали, а в 1845 г. он подвергся реконструкции, после которой полностью изменил свой внешний вид. Только 1 уровень колокольни и трапезная сохранили прежний облик. В военные годы на колокольне храма стояли войска противовоздушной обороны. Митрополит Сергий прямо на молебне призвал неравнодушных людей защищать Отечество.

Верующие и духовные лица внесли собранные средства в оборонный фонд. А в 1942 г. в его стенах была проведена Пасхальная служба, несмотря на осадное положение, куда пришло 6500 верующих. Елоховский Богоявленский собор в Москве многократно пытались закрыть с 1934 г., но он выстоял под напором религиозных прихожан.

Елоховский Богоявленский Собор: тогда и сейчас.

С 1970-х гг. непрерывно ведутся реставрационные работы: расширялось помещение, восстанавливалось и дополнялось убранство, лепнина, настенная живопись. Современный величавый вид храма – результат этих усилий. В нем хранятся исключительные реликвии и люди тянутся к ним, чтобы преклонить колени.

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

Читайте также:
Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

Внутреннее убранство храма

Елоховский Богоявленский собор в Москве богато украшен изнутри. Своим внутренним убранством церковь тоже обязана прихожанам. В 1846 г. они обратились в Священный Синод с прошением украсить изнутри заново отстроенный храм библейскими изображениями.

В начале 50-х гг. соорудили многоярусный иконостас, 18 м в высоту, покрыли позолоченным орнаментом растительной тематики и украсили 65 святыми образами, написанными в стиле традиционной академической школы. На створках «Царских ворот» расположены медальоны, изображающие Богоматерь, 12 апостолов и архангела Гавриила.

Стены декорировали живописью и лепниной. Отделка внутренней части храма окончилась только в 1895 г. А в 1912 г. художник Куликов и иконописец Гурьянов заново расписали трапезную.

Об отделке иконостаса Николая Угодника позаботился позолотчик Чубаров. В 1897 г. на пожертвования прихожан созданы позолоченные хоругви, на одной из которых изображены иконы святых. Но самые значительные изменения в убранстве собора произошли в 1960-х гг. Реставрационные работы длились 20 лет. В оформлении внутренней части храма преобладает золотой цвет.

Стены и перекрытия украсили росписями, пол покрыли мрамором, обустроили и оградили бронзовой перегородкой кафедру. Отреставрировали иконостас, сделали возвышение под алтарем. В 70-х гг. реконструировали балконы и добавили еще балкон в центре, который отвели певчему хору. Также, была проведена реконструкция жилых и обеденных помещений.

Своды центрального купола изнутри расписаны образами Сергия Радонежского и Василия Блаженного. В центре расположились образы Святой Троицы. Храм оснастили лифтами и громкоговорителями, чтобы службу слышал каждый прихожанин. Технический прогресс не обошел стороной и Божий дом тоже.

Святыни и мощи собора

Важнейшие реликвии хранятся в стенах Елоховского Богоявленского собора:

  • копия иконы «Казанская Богоматерь», датируемая VIII веком, по преданиям она спасла страну от польских интервентов;
  • икона Богоматери Избавительницы, написанной в XIX веке;
  • образ святого Серафима Саровского, с частями камня, на котором молился православный святой и лоскутами его одежды в окладе;
  • бронзовая рака, в которую в 1947 г. поместили мощи митрополита Алексия, перемещенные сюда из Успенского собора;
  • усыпальница белого мрамора с мощами Патриарха Сергия;
  • куколь Сергия в стеклянном сосуде хранится у его надгробия;
  • икона Богоматери Владимирской, над которой прихожане молились в смутное время.

Наставники

Духовенство в храме неоднократно менялось.

Настоятелями были известные служители Господни:

  • в конце 1924 г. на должность наставника церкви Патриархом Тихоном был возведен священник Колчицкий Николай, который оставался им до своей смерти в январе 1961 г.;
  • архиепископ Пимен, ставший впоследствии Патриархом Московским, управлял собором до конца 1961 г.;
  • с 1962 г. по 1963 г. эту должность занимал викарий Леонид Поляков;
  • в 1965 г. Патриарх Алексий I сделал наставником протоиерея Соболева Иоанна;
  • в середине 1978 г. настоятелем стал протопресвитер Матфей Стаднюк;
  • в 2013 г. место наставника храма занял Агейкин Александр, бывший клирик Храма Христа Спасителя. Ныне действующий настоятель.

Расписание служб и режим работы храма

Елоховский Богоявленский собор в Москве открыт для посетителей ежедневно.

Часы работы:

  • в будни с 8.00 до 22.00;
  • в праздничныеи выходные дни – круглосуточно.

Праздничное и воскресное богослужение проводится дважды: в 6.30 и 9.30. В остальные дни литургия начинается в 8.00, после чего проводится молебен. На вечерних службах используется особое песнопение – акафист. Каждая вечеря проводится перед своей святыней. Зимой начало службы в 17.00, а летом – в 18.00.

Правила посещения собора

Посещая храм нужно помнить:

  • нельзя опаздывать и протискиваться между молящимися людьми за свечкой, лучше прийти на 10 мин. раньше;
  • входить в храм мужчинам нужно с обнаженной головой, а женщине обязательно покрывать ее платком или накидкой;
  • в церкви нельзя разговаривать, сотовые телефоны рекомендуется заранее отключить;
  • к иконе запрещается прикладываться накрашенными губами, отказаться стоит и от другой косметики, украшений и парфюмерии;
  • одежда должна быть скромной, опрятной, без вырезов, разрезов и страз, обязательно с длинными рукавами и юбкой ниже колен;
  • в пасхальное богослужение уместна одежда светлых тонов, в остальные дни необходимо предпочитать темные оттенки;
  • женщинам запрещено приходить в храм в брючной одежде и джинсах, мужчинам джинсы не возбраняются, но лучше предпочесть брюки;
  • майки, футболки, шорты нельзя надевать в церковь даже в сильную жару;
  • при входе, начиная и оканчивая молитву, прикладываясь к иконам или кресту, нужно совершать крестное знамение;
  • зайдя в церковь, необходимо подойти к иконе у «Царских врат», трижды осенить себя крестным знамением и приложиться к иконе, поцеловать край одежды святого, перекреститься и уйти в сторону;
  • всю службу рекомендуется стоять;
  • если открыты «Царские врата» сидеть не разрешено никому, даже немощным;
  • руки должны быть опущены вдоль тела, нельзя совать их в карманы, запрокидывать за спину или скрещивать на груди;
  • на выходе перекреститься, обернувшись на алтарь.
Читайте также:
Новодевичий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Эти несложные правила нужно соблюдать в любой церкви. Грубое движение или вопросы отвлекают верующих от богослужения. Нужно уважать чувства людей.

Престольные праздники Богоявленского собора в Елохеве

Храмовый праздник у Богоявленского собора проходит в дни Крещения Господня – 6/19 января. Именно во время крещения Господа предстала миру Святая Троица. Собор, освященный во имя этого великого события – Богоявления, чтит его память праздничной литургией и крестным ходом.

Прихожане и священнослужители 3 раза совершают обход вокруг храма, неся иконы и хоругви. По окончании богослужения поют «Многолетие» и приглашают прихожан на угощение – трапезу.

Интересные факты и загадки в истории собора

Богоявленский собор тесно связан с именем А.С. Пушкина. В его стенах в 1799 г. крестили новорожденного Александра. А на его 100 л. юбилей митрополит Московский, ныне священный мученик Владимир, провел Панихиду по усопшему поэту. На этой службе присутствовал московский генерал-губернатор с супругой.

А в 1991 г. в церкви установили мемориал А.С. Пушкину, упомянув о его крещении в Богоявленском храме. Часто богослужения в Елоховской церкви проводил Патриарх Тихон, но в назначенное время – 7.04.1925 г. – оно не состоялось. Тихон неожиданно скончался.

Собор пережил множество потрясений. В 1926 г. его признали памятником архитектуры, а в 1930 г. пришло постановление о закрытии собора.

Прихожане потребовали отменить решение, собрали 5000 подписей и храм был сохранен. Неоднократно делались попытки переделать или закрыть церковь, но она выстояла. Собирались организовать здесь книгохранилище, кинотеатр, музей, казарму, но каждый раз прихожане рьяно отстаивали ее. Даже во время репрессий они не боялись ставить подписи и полные данные о себе, ради сохранения храма.

Закрытие, планируемое на 22.06.1941 г. не состоялось по причине начавшейся войны. После обращения митрополита Сергия о защите нашего Отечества, власти оставили собор в покое.

Существует предание, что именно в приходе этого храма рожден Василий Блаженный, хотя первые данные о нем появились значительно позднее рождения юродивого. В 1990 г. при соборе создан храм для крещения имени Василия Блаженного. Во время строительства и реставрации собора, богослужения не прекращались тоже, их проводили в приделах храма.

Информация для посетителей

Дополнительные сведения:

  • крещение детей и взрослых в церкви проходит ежедневно с 11.00 до 15.00, в выходные дни в: 9.00, 12.00, 15.00;
  • венчание проводится по пятницам, средам и понедельникам;
  • разрешена непрофессиональная фото- и видеосъемка, заявление подается заранее в письменной форме, с указанием номера телефона для связи;
  • профессиональную съемку можно заказать дополнительно, при храме есть своя видеостудия;
  • имеется официальный сайт, где можно узнать о соборе больше;
  • при храме создана бесплатная воскресная школа, где преподают православную культуру, основы вероучения, изучают церковное песнопение и совершают паломничества;
  • собор организовывает паломнические туры – ближайший тур на Святую Землю – 16-23 февраля 2019 г.
  • правильно оформленные записки о здравии и за упокой облегчают молебен – все имена указываются в родительном падеже и на разных бланках.

Уникальная история Елоховского Богоявленского собора привлекает много паломников. В Москву съезжаются верующие и туристы с разных городов. Величавое здание с богатым внутренним убранством поражает воображение, и внушает трепет.

Множество фресок и декоративных элементов позволяют причислить его к памятникам архитектуры. Сила и мощь, выстоявшего все исторические колебания собора, достойна почитания и благоговения.

Автор: Стрекоза

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Елоховском Богоявленском Соборе

Богоявленский Патриарший собор в Елохове (Москва):

Святыни Собора Богоявления в Елохове и его история

В северно-восточной части Москвы располагается район, называемый Елохово. Когда-то тут стояло небольшое селение, присоединившееся со временем к столице и соседствующее теперь с районом Немецкая слобода. Здесь нашел себе приют храм Богоявления, кафедральный собор в Елохове.

  1. Историческая справка
  2. Возникновение названия собора
  3. Основание и строительство
  4. Реставрации и расширения
  5. Современное состояние и обустройство
  6. Главные святыни собора
  7. Список иконы Богоматери «Казанская»
  8. Икона Богоматери «Взыскание погибших»
  9. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»
  10. Икона Серафима Саровского
  11. Мощи святого Алексия Московского

Историческая справка

Богатую историю скрывают под собой стены немолодого храма. В ней были и взлеты, и падения, и даже полное разрушение.

Возникновение названия собора

Согласно преданиям, на территории села Елох увидел мир новорожденный, ставший впоследствии юродивым Василием Блаженным. Возможно, храм создавался на честь явления Богородицы или чудес Господних, являемых через этого святого мужа.

Основание и строительство

Впервые о церкви в селе упоминание появилось в 1698 году, о чем гласила запись, сделанная 24 августа того года в книгах Патриаршего Казенного приказа. Со временем храм из простой древесины обветшал, что привело к необходимости создания каменного здания.

Строительство заняло несколько лет. Первый камень был заложен в 1717 году, но воздвигнуть строение удалось лишь в 1722 году. Так началась история каменного собора Богоявления в неприметном, маленьком селе возле столицы огромной страны.

Читайте также:
Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде: история и адрес, описание, как добраться и где находится, расписание богослужений, святыни

Реставрации и расширения

Начало реставрации храма, а также его расширение пришлось на 1790-1792 г. В эти месяцы была осуществлена стройка вокруг храма, перестраивались трапезная и приделы, посвященные Благовещению, а также Николаю Святителю. Тогда же подверглась изменениями и колокольня. В стенах храма в 1799 году обрел свое имя во Христе и великий русский писатель А. С. Пушкин.

Время шло, столица росла, и на храм обратили внимание власть имущие. Решено было старую церковь перестроить заново. К вопросу о новом воплощении храма приобщился и известный архитектор Е.Д. Тюрин. Он и создал новый проект пятикупольного собора.

На воздвижение нового храмового здания необходимо было потратить 200 тысяч рублей, что по тем временам было просто неимоверной суммой. Треть ее взял на свои плечи известный меценат Щапов. Эта личность была известна в стране благодаря щедрым пожертвованиям на многие храмы. Купец второй гильдии, он занимал место ктитора с 1850 года и до самой кончины в 1864 году.

Старое здание разобрали в 1837 году, очистив место для нового здания. Быстро вознеслись в небеса 5 новых куполов. Уже в 1845-ом под сводами снова зазвучали первые песнопения.

Освящать храм прибыл Филарет (Дроздов), состоявший на то время в сане Митрополита Московского и Коломенского. Уже тогда, 18 октября 1853 года, он восхищался зданием, отмечая его размер, красоту и изящество, несмотря на то, что этот собор был всего-навсего небольшим окраинным приходом, приютившимся на восточных землях столицы.

Внешний вид и внутреннее убранство храма не раз еще подвергались переделкам. К тому же, многие события оставили свой след как на самом здании, так и на духовной его составляющей:

  • Архитектор П. П. Зыков (2-й) руководил созданием новой трапезной в 1889 г.
  • Праздник Сретение в 1925 году ознаменовался прибытием патриарха Тихона. Он сам совершил литургию и благословил прихожан.
  • К 1929 году живопись куполов состарилась и требовала основательного обновления. Реставрацией ее занялся архитектор И. С. Кузнецов.
  • С 1938 года стал кафедральным столичным собором, поскольку собор Богоявления, располагающийся в Дорогомилове, был закрыт 2 июля того года.
  • Храм несколько раз пытались закрыть, но постоянно что-то мешало. Так, даже после воскресной литургии 22 июня 1942 года сделать этого не удалось, поскольку всех огорошила новость о том, что фашистские войска начали военные действия против страны.
  • Резкое изменение статуса настигло собор в холодные февральские дни 1945 года. 25 февраля он был признан Патриаршим собором. Основной кафедрой, где постоянно проводили священнодействия Патриархи Московские и всея Руси, собор оставался несколько десятилетий. Потом, в 1991 году, передал он этот статус обратно кремлевскому Успенскому собору.
  • В 1945 году под сень собора из Кремля перенесли мощи митрополита Московского святителя Алексия.
  • В 70-е – 90-е годы ХХ века, когда ктиторство было возложено на Н. С. Капчука, было проведено ряд реставрационных работ и изменений. В те дни все купола были покрыты свежей позолотой, алтарь расширили, были созданы новые пристройки во дворе храма. Кроме того, в здании были установлены лифты и пробиты новые проходы. Это значительно исказило внешний вид храма с северной стороны.

Современное состояние и обустройство

На данный момент храм работает в обычном режиме. Сюда многие православные приносят свои святыни, посещают гости из других храмов. Нередко под своды собора привозят святыни из других храмов. Под сводами хранятся мощи и святыни, переданные из других епархий.

Сейчас при храме действуют духовно-просветительский центр «Богоявление», хоровая школа мальчиков и юношей, а также воскресная школа для прихожан всех возрастов.

Главные святыни собора

Многое пережил храм, но святыни свои он сберег и приумножил благодаря своим прихожанам и поддержке высоких сановников Церкви.

Список иконы Богоматери «Казанская»

История иконы очень поучительная и интересная. Согласно преданиям, у стрельца Онучина была девятилетняя дочь, во сне к которой приходила Матерь Божья. Она просила сообщить архиепископу и градоначальникам, что ее икону необходимо достать из пепелища казанского Кремля. И даже место точное указывала. Девочка боялась идти к начальникам города, ведь она понимала, что верить ребенку в таких делах никто не собирался, ведь родители не верили. Явилась Богоматерь и во второй раз, и в третий. В тот раз Матерь Божья рассерженно пригрозила малышке, если она не послушается, то просить Она будет уже другого, а девочка умрет. Испуганная мама повела расстроенную дочку к находящимся в городе воеводам и занимающему в то время пост архиепископа Иеремии. Как и думала девочка, ее словам никто не поверил.

8 июля мать ребенка нашла помощников и, взяв с собой дочку, направилась к пепелищу: раз градоправители не хотят исполнить волю Богородицы, то это сделают они. Так, слушаясь указания девочки, они пытались раскопать священный образ, но все попытки были тщетны, пока девочка сама не взялась за лопату. Прямо у печи она и откопала завернутый в суконный рукав образ Пресвятой Богородицы, оказавшийся ясным, чистым и ярким, при этом без следов пожарища на нем.

Читайте также:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Когда архиепископ и градоначальники узнали о чуде, они совершили крестный ход к месту обретения лика и забрали его в церковь Николы Тульского, а потом в Благовещенский собор.

Списков иконы Богоматери «Казанская» существует множество. Однако наиболее почитаемые находятся в Санкт-Петербурге и в Москве. Именно этот почитаемый список и располагается по левую сторону от алтаря в соборе Богоявления в Елохове.

Данный список является чудотворным, поэтому помогает многим. С ним ходил в поход против поляков Пожарский в 1611 году. Кроме того, Богородица стала считаться покровительницей дома Романовых.

Кутузов (после разгрома французов) из собранного серебра приказал изготовить серебряный иконостас, который должен был стать подарком Божьей Матери.

Исцеления и милости от Богородицы для обращающихся к ней просто неисчислимы. Обычно к ней подходят с просьбой о благословении молодых на счастливую семейную жизнь.

Чтимый список многие годы провел в Ватикане. Необходимо было вернуть ее, и Папа Римский тоже желал этого. Препятствием этому были условия, поставленные Католической Церковью, включающими в себя личную встречу патриархов, однако сама передача не считалась достаточным поводом для этого.

Лишь в 2004 году решением католической церкви стало снятие всех условий. В конце августа чтимый список был передан в Успенский собор во время Божественной литургии делегацией католиков, возглавляемой кардиналом Вальтером Каспером.

Икона Богоматери «Взыскание погибших»

Эта икона относится к древнему наследию христианства. Она прославилась еще в 6-м веке, поскольку стала причиной спасения от смерти инока Феофила в Адане, городе, расположенном в Малой Азии. Позже этот муж занял место среди преподобных, достигших высшего духовного совершенства.

Уже в 18-м веке эта икона прославилась и в России. С ее помощью был спасен от смерти на морозе крестьянин Феодот Обухов. Он, замерзая в снежной вьюге, молился к Богородице, представляя ее лик, увиденный в Георгиевской церкви, расположенной в Болхове. Его друга позвал женский голос, и он вышел наружу, где увидел сани и запряженную в них лошадь. На тех санях лежал промерзший Феодот. Потом спасенный заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви.

Много раз икона спасала людей, даря им чудо. Не раз и не дважды, во время холеры, ее выносили и крестным ходом шли в соседние села. С приходом власти советов лик был утерян.

Список, представленный ныне в храме Богоявления в Елохове, тоже можно отнести к чудотворным. К нему обычно обращаются, когда кому-то угрожает потеря жизни. Так, благодаря ее чудесам, спасается немало человеческих жизней.

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость»

Считается, что первое чудо иконы состоялось в 1688 году. В то время патриарх Иоаким проводил молебен за здравие своей тяжело больной сестры Евфимии. 6 ноября произошло чудо исцеления. После этого за помощью потянулись многие христиане. Не обошли вниманием, почитанием и венценосные особы. Список с нее стал одной из основных святынь Петербурга, куда увезла его Наталья Алексеевна, родная сестра Петра I.

Сейчас эта икона находится в соборе Богоявления в Елохово, поэтому каждый может обратиться к Богу и прикоснуться к святыне.

Икона Серафима Саровского

В главном приделе, слева от кафедры, расположились частицы мощей, икона Серафима Саровского в полный рост и облачения святого пустынника.

Считается, что святому при жизни были открыты и будущее, и прошлое любого человека. Он видел мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи. К этой святыни обращаются в таких случаях:

  • когда необходимо помочь побороть искушения и набраться душевных сил, необходимых для решения проблем;
  • когда надо найти баланс между внутренним и внешним миром;
  • когда необходимо исцеление души и тела;
  • при необходимости найти свою половинку или укрепления имеющихся отношений в семье;
  • при возникновении нужды в помощи в делах бизнеса.

Особенно часто к нему обращаются для избавления от алкоголизма и наркомании. Чудеса исцеления нередки. Главное – подходить к образу с чистым сердцем и открытой душой.

Мощи святого Алексия Московского

Протоиерей Алексей Мечёв жил сравнительно недавно. 922 июня 1923 года он покинул бренный мир. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Москвы. Потом его останки перенесли на «Введенские горы».

Могилу отца Алексия посещали многие христиане. Сотни и сотни их приходили сюда, чтобы избавиться от горестей и достичь просвещения. Уходили все очищенными и наполненными поистине божьим покоем.

Канонизировали Алексия через 70 лет после его успения. Первое его прославление в лике святых произошло 20 августа 2000 года.

После того, как мощи нового святого были доставлены в храм, к раке тянутся нескончаемые очереди страждущих, желающих найти утешение и успокоения души. Изливая горести, прихожане очищают свою душу и обретают настоящее утешение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: