Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

По Тверской области. Часть 2: Борисоглебский монастырь. Сокровищница русской архитектуры

Поэтому и стал этот древний монастырь главной целью нашей поездки в Торжок, и именно туда наша туристическая группа отправилась первым делом по прибытии в Торжок – в тот день, когда мы выехали из Петербурга, чтоб совершить однодневное путешествие по Тверской области. О монастыре, о его красотах и интересных объектах- дальше мой рассказ!

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. По легенде, монастырь был основан в 1038 году Ефремом, который служил у князей Бориса и Глеба, убитых во время междоусобной войны, которая началась между сыновьями князя Владимира после его смерти. Ужасы кровопролитной схватки между братьями так повлияли на Ефрема, что тот удалился от суеты этого жестокого мира в глухие места, основав там монастырь, в память об убитых молодых князьях.

Правда, в летописях монастырь упоминается лишь во времена Ивана Грозного. Скорее всего, он был основан сильно позже, тем более, что почитаться, как святые, братья стали лишь через век после этих событий, когда ни одного из участников той войны уже не было в живых. Тут надо рассказать подробнее про ту историю.

Согласно канонической версии, у князя Владимира было несколько сыновей, старшим был Святополк, который родился от изнасилованной им Рогнеды, у которой святой князь убил родителей на ее глазах. Надо сказать, что Владимир был персонажем весьма неприятным – братьев своих он тоже убивал, насиловал направо-налево женщин, и поэтому его святость, основанная на крещении Руси, весьма условная. И сыновья его – тому доказательство, никакими христианскими добродетелями они не были наделены, ненавидели как отца, так и друг друга.
Считается, что Святополк был плохой и окаянный, а Ярослав Мудрый был хорошим, и вот негодяй Святополк поднял против отца мятеж, за что был брошен в темницу, а после его смерти был освобожден, стал убивать братьев, но пришел хороший Ярослав, его изгнал, и стал князем, отомстив за гибель Бориса и Глеба. Учебники, правда, умалчивают, что перед смертью Владимира Ярослав тоже поднял против него мятеж, и Владимир собирал войско, чтоб идти войной на сына, но вовремя помер.

Сейчас многие историки в канонической версии сильно сомневаются – дело в том, что убивать братьев, признававших старшинство Святополка, не было никакой причины ему – они были ему лояльны, его поддерживали, в отличие от других братьев – Ярослава и Мстислава. Во-вторых, скандинавские саги, недавно подробно исследованные, рассказывают, как Ярослав нанял варягов, чтоб убить брата Бориса. В-третьих, называть Святополка окаянным стали лишь через сто лет после всех событий, а до того еще долго это имя давали детям, и окаянным он не считался. Наконец, после прихода к власти, Ярослав был в весьма плохих отношениях с другими братьями, что говорит о том, что они-то знали, кто убил Бориса и Глеба на самом деле.

Так или иначе, но Борис и Глеб были убиты в ходе той братоубийственной войны, и монастырь посвящен памяти невинно убиенных.

Заходим в сам монастырь.

Самая древняя постройка в нем – каменная церковь Введения в храм Богородицы 1620 года постройки. Остальные, более древние строения – не сохранились, так как монастырь разорялся в Смутное время. Обратите внимание – сразу же после окончания Смуты монастырь возрождается, строится новый храм. О чем это говорит? О том, что Торжок был очень мощным экономически городом, способным тут же подняться из пепла.

Введенская церковь многократно достраивалась

Можно зайти внутрь, правда там все скромно.

По соседству с церковью – величественный собор Бориса и Глеба, который не действует. Строительные леса создают иллюзию реставрации, которой на самом деле нет.

Смешение стилей, архитектура всех видов – все это делает Борисоглебский монастырь совершенно уникальным местом! Жаль, что все в не очень хорошем состоянии.

Совет министров СССР когда-то взял этот памятник архитектуры под охрану. Видимо, охрана исчезла вместе с Советским Союзом. Сейчас архитектурное наследие как-то позабыто нашей властью

Борисоглебский собор построен в 1785-96 годы, при матушке императрице Екатерине Великой.

Одним из архитекторов был Н.А.Львов, прадед художника Василия Поленова.

Когда-то Торжок был очень богатым и значимым городом, если в нем строились такие великолепные храмы!

Колокольня – просто шедевр архитектуры!

Ради одной только этой колокольни стоило бы заехать в Торжок!

Входим в колокольню и поднимаемся наверх. Билет стоит 100 рублей.

Лестница добротная, идти не страшно. Но ноги нагружаются хорошо, пока дойдешь до верха.

Здесь когда-то висели колокола

Вид с обзорной площадки на территорию монастыря

Наверху было холодно, но уходить не хотелось – так здесь красиво!

Отсюда виден весь город, все церкви. На фото – Благовещенская церковь

Вдали видна заброшенная Георгиевская церковь

Река Тверца. Пешеходный и автомобильный мосты.

Верхушка башни. За ней – историческая малоэтажная часть города. И лишь вдали – бетонные пятиэтажки.

Вид сверху на крепостную стену монастыря

Читайте также:
Сретенская духовная семинария: описание, учебный процесс, курсы и лекции

Деревянные домишки Торжка

Украшения обзорной площадки

Наконец вся наша группа долезла до вершины колокольни. Процесс был долгим – подъем на высоту был не для всех легким

Пофотографировали – и идем вниз. Взгляд через окошко промежуточного этажа

А внизу есть роспись на стенах. часть изгажена надписями, но часть – сохранилась идеально!

Наша русская культура – на этих стенах.

Прощальный взгляд на колокольню

Отреставрированная часть крепостной стены. Единственная приличная часть, которая выглядит достойно. Хотя сама башня слегка облезлая. Монастырь главная достопримечательность города, но почему-то денег на восстановление не выделяют

Крепостная стена, дошедшая до нас, была выстроена в конце 18 или начале 19 века, взамен более старых стен, а какими были они, теперь уже не узнаешь. Но любой монастырь был крепостью в те времена, так как монахи обязаны были постоять за себя, за свои святыни и церковные богатства. К тому же, часто монастыри были пограничными укреплениями русских княжеств.

Великолепная, красивая башня крепости! Правда, когда она была построена, в 1860 году, монастырь уже точно не имел военного значения, и ее основной задачей было дарить людям красоту.

Та часть монастыря, что наиболее хорошо восстановлена, для туристов, к сожалению, закрыта. И очень-очень жаль! Так получается, что теперь туда ходить могут лишь монахи, историческое наследие в их собственности. Вдали виден старинный погреб.

Крепостная стена. Вполне годится для отражения атак со стороны отрядов разбойников.

А здесь та часть стены, что не реставрировалась.

Идем изучать ту часть крепостной стены, куда подходить не запрещено

Хочется надеяться на светлое будущее для этого места

Обратите внимание на кладку. Кирпич усилен вставкой из гранитных валунов. Такая стена намного прочнее, чем просто кирпичная.

Идем осматривать крепостную стену снаружи, раз нельзя подойти изнутри

Стена годится для ведения огня по врагу из ружей, а также стрельбы из луков и арбалетов

Построено весьма грамотно и изящно

Православие русского народа не мешало ему время от времени грабить монастыри и храмы. Разбойники нападали на обители довольно часто, забирая оттуда все ценное, нередко при этом убивая монахов. Монастырские стены – были очень полезной вещью в суровые 17-18 века, а уж про более ранние времена, когда здесь ходили туда-сюда войска разных государств, и говорить не приходится.

Красивая часть стены обрывается, далее какое-то кирпичное уродство

Где-то кирпич слез, и видно более древнюю кладку.

Самая мощная часть стены между Свечной башней и Надвратной колокольней

Вход на стену идет через Свечную башню, но она закрыта для посетителей. А жаль.

Эта высокая часть стены обращена в сторону города. Вижу такое не в первый раз. Часто монастырь строил высокую стену напротив городских укреплений по двум причинам. Во-первых, чтоб из города не было видно то, что происходит внутри монастыря. Во-вторых, чтоб показать, что монастырь еще более силен в военном плане, чем город.

Монастырь обязательно надо восстанавливать. Он ничуть не менее красив, чем Валдайский или Тихвинский монастырь, в нем уникальная и очень разнообразная архитектура. Это важный памятник истории и архитектуры России, а также нашей культуры.
Состояние его далеко от хорошего, но я рекомендую всем, кто любит нашу историю – в нем побывать!

Борисоглебский монастырь в Торжке

Как правило, путешественники по Тверской и Новгородской области делают в Торжке короткую остановку, в лучшем случае осматривая Новоторжский монастырь. На самом деле, этот маленький городок достоин более внимательного рассмотрения. Я пробыла здесь два дня и программа была очень насыщенной и интересной, в чем большая заслуга нашего экскурсовода Валерия Чукова. В своей авторской экскурсии Город золота, бархата и серебра он показал нам самые интересные места маленького Торжка.

Торжок – один из старейших городов России. Он никогда не был захвачен иностранцами и всегда находился в составе России. Много интересного и уникального сохранил город до наших дней.

По пути в Торжок мы проезжали много мест, интересных своей историей, ноя хочу сказать несколько слов про один храм. Он находится в Хотилово, и стоит прямо на Государевой дороге. Его история начинается во времена правления Елизаветы, дочери Петра I. Детей у нее не было, и главным претендентом на престол был ее племянник, Петр. В одном из путешествий, во время возвращения из Твери Петр заболел черной оспой. Он практически умирал и Елизавета Петровна дала обет, что она будет молиться днем и ночью до исцеления будущего императора. И если он выздоровеет, она построит храм, здесь на Государевой дороге. Два месяца, молитвами и лекарствами пытались спасти жизнь Петра. Он излечился и по указу императрицы в Хотилово был построен храм и это место по праву можно назвать чудесным, здесь произошло чудесное исцеление будущего императора.

А тем временем, мы приехали в Торжок и первая наша остановка в Борисоглебском монастыре, старейшем монастыре Тверской области. О нем я и расскажу вам подробнее.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Путинках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Легендарная история его основания возвращает во времена князя Владимира Святославовича, князя новгородского (970-988 гг.) и князя киевского (978-1015 гг.). В опасении потерять киевский престол он убил своих родных братьев Бориса и Глеба. У братьев был верный конюх Ефрем, и когда он узнал о страшной семейной трагедии он оставил мирскую жизнь и ушел искать тишину и покой. На реке Тверце он нашел тихое место на холме, где и остался молиться за упокой Бориса и Глеба. Сначала он основал здесь небольшой монастырь, и упоминания об этом датируются 1037 годом. Сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения, обитель постепенно разрасталась. Бориса и Глеба причислили к лику святых и монастырь получил название Борисоглебский. От него и начинает свою историю город Торжок.

В 1138 году к монастырю пришли жители Великого Новгорода и попросили у монахов разрешения поселиться около него. Так появилась крепость, а позже — город Новый Торг около монастырских стен.

Скоро Борисоглебскому монастырю будет 1000 лет, но первоначальные постройки уже не сохранились. И дело не в том, что они были разрушены или уничтожены. Торжок всегда был богатым городом, монастырь получал большие пожертвования и было достаточно средств для перестройки или обновления обветшалых строений. Сейчас самое старое здание монастыря – это храм конца XVII века.

На другом берегу реки Тверцы, напротив мужского Борисоглебского монастыря, находился женский монастырь, но до наших дней он не сохранился. Эти места были центром культурной жизни города, здесь находились иконописные мастерские, библиотеки. Есть даже версия, что книги из монастырской библиотеки использовал Карамзин при написании «Истории государства Российского».

Главный храм монастыря, храм святых мучеников Бориса и Глеба, был построен архитектором Николаем Львовым. Он родился недалеко от Торжка, провел здесь свое детство, и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города. Сейчас храм закрыт, находится на реставрации, и возможно уже ближайшим летом жители и гости города смогут увидеть сохранившиеся росписи в его интерьере.

От храма открывается красивый вид на реку Тверца.

Не менее красивая свечная башня 1870 года.

В башне находилась монастырская библиотека, и, по преданию, отсюда отправляли книги Карамзину, для написания «Истории государства Российского».

Колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного образа была построена в 1804-1811 гг. Строительством руководил городской архитектор Ф. Ананьин, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка». Колокольня возвышалась над монастырем и «своей красотой придавала величественный вид всей обители».

Сейчас колокольня находится на реставрации, но все равно выглядит красиво и празднично.

В колокольне храма Спаса Нерукотворного Образа есть смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на монастырь и окрестности. Очень рекомендую подняться!

А когда будете идти наверх, внимательно смотрите по сторонам. В интерьерах сохранились большие фрагменты великолепной росписи, выполненные в 1809 году художником М.Л. Ротокановым. Эта живопись относится к числу лучших образцов церковного искусства своего времени.

Вид с высоты смотровой площадки.

На территории монастыря есть действующая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Внутри красиво и спокойно. Можно поставить свечи или просто прогуляться в тишине.

Глядя на одну из построек монастыря, не сразу можно догадаться, что это монастырский холодильник. Он сохранился с XIX века.

Было жаль покидать это приятное место, но нас ждали другие новоторжские истории.

Прошли через входные ворота 1809 года.

Прощальный взгляд на монастырь…

Борисоглебский монастырь в Торжке я посетила во время экскурсии Город золота, бархата и серебра, авторского тура Валерия Чукова. Очень рекомендую эту экскурсию, подробное описание и запись на сайте компании Серебряное кольцо. А я уже готовлю другие истории о достопримечательностях Торжка. Stay tuned!

ВЯТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Успенский собор Вятского Трифоновского монастыря

Вятская и Слободская епархия Вятской митрополии Русской Православной Церкви

Зарождение Православия на Вятской земле

Область Вятской епархии до XIII в. была краем где проживали черемисы и вотяки, затерявшись в громадных лесных пространствах. Южная часть области входила в состав Болгарского царства. С XIII в. на Вятку стали проникать с севера русские колонисты, занесшие христианство в Новгородскую область.

До конца XV в. Вятка оставалась совершенно независимой ни от кого ни в политическом, ни в церковном отношении. Южная часть ее с нашествием татар перешла в их подданство. Утвердив свою власть в пределах Болгарского царства, татары постепенно расширяли свое влияние и подчинили себе почти весь север вятской области.

С покорением Вятки Московскому князю в 1489 году, этот край в церковном отношении был подчинён Митрополичьей области; пространство к югу Вятки осталось за казанскими татарами.

С падением Казани под ударами русского оружия в 1555 году остальное пространство Вятской епархии было подчинено власти Московского великого князя и в церковном отношении вошло в состав Казанской епархии.

Но церковная зависимость Вятки от Казани осталась лишь на бумаге. Отделенная от Казани непроходимыми лесами и поселениями татар и черемис Вятка после 1555 г. со всеми церковными нуждами обращалась в Москву. В 1598 г. Вятский протопоп Никольского собора называет себя патриарховым приказчиком; южная же часть территорий, вошедших позже в состав Вятской губернии, с гг. Малмыжем и Уржумом, основанными в 1587 г., селами Елабугой и Сарапулом, уже существовавшими в самом начале XVI в., состояла в церковном подчинении Казанскому архиепископу.

Учреждение епархии

По соборному определению от 5 декабря 1657 года волею царя и благословением патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия. В числе мотивов ее открытия приводилось то, что “оная страна грады и места имущи многочеловечны” и что “есть там немало останок языческих обычаев”.

В состав Вятской епархии вошла Вятская страна, составлявшая до сих пор одну из патриарших десятин и заключавшая в себе пять Вятских городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того в ведение Вятского епископа отошла из Новгородской четверти Великая Пермь, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин баронов Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке – р. Сылва, приток Чусовой, на юге – линия от Кукарки к востоку, на западе населенные места между р. Вяткой и Ветлугой, на севере – верховья Камы и Вычегды. По решению собора 1657 года епископу вновь открываемой епархии был дан титул Вятского и Великопермского. В то время Вятская епархия заключала в себе 138 церквей.

Укрупнение епархии продолжалось, по-видимому, и далее, так как встречается сообщение о том, что “. в 1672 году большая часть Великопермской епархии. подчинена была архиереям Вятским. “.

С 1991 года возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в городе Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 году открыта Вятская православная гимназия преподобного Трифона Вятского.

4 октября 2012 года из Вятской епархии были выделены самостоятельные Уржумская и Яранская епархии после чего в ведении Вятской кафедры остались городские округа, а также Верхошижемский, Кирово-Чепецкий, Кумёнский, Оричевский, Орловский, Слободской, Советский и Юрьянский районы в средней части Кировской области. Одновременно Вятская епархия была определена центром новоучрежденной Вятской митрополии.

Исторические названия

  • Вятская и Великопермская (1657 – 1799)
  • Вятская и Слободская (1799 – ?)
  • Вятская и Глазовская (? – 1921)
  • Вятская и Слободская (1921 – 1934)
  • Кировская и Слободская (1934 – 21 апреля 1994)
  • Вятская и Слободская (с 21 апреля 1994)

Статистика

  • 1862 – храмов – 539 (каменных – 409, деревянных – 130). Монастырей – 5 (мужских – 3, женских – 2). Священнослужителей – 1292. Монашествующих – 69, послушников и послушниц – 155 [2].
  • 1900 – храмов – 751 (соборных – 20, монастырских – 22, приходских и ружных – 587, домовых и при казенных заведениях – 27, единоверческих – 12, кладбищенских – 54, приписных и упраздненных – 29). Белого духовенства: протоиереев – 41, священников – 1047, диаконов – 15; псаломщиков – 85. За штатом: протоиереев – 3, священников – 66, дьяконов – 15, псаломщиков – 85. Монастырей – 9 (мужских – 4; женских – 5). Монашествующих – 183 (монахов – 52, монахинь – 131), послушников – 110, послушниц – 829. Духовная семинария (воспитанников – 403), женских епархиальных училищ – 2 (воспитанниц – 622), мужских духовных училищ – 6 (воспитанников – 794). Церковно-приходских школ – 1005, второклассных – 11, двухклассных – 12, одноклассных – 486, школ грамоты – 498 (учащихся в начальных школах – 38481) [3].
  • 1912 – архиерейских домов – 2. Храмов – 847, часовен и молитвенных домов – 705. Монастырей – 11 (из них 5 женских), 2 женские общины. Духовная семинария, духовных училищ – 6, епархиальных женских училищ – 2. Церковных школ – 848. Библиотек при церквях – 589 [4].
  • не позднее 1917 – приходов – 866 (в г. Вятке на 56 тыс. жителей – более 50 церквей, включая домовые и больничные.). Священнослужителей – 1853. Монастырей – 13. Монашествующих – более 200. Послушников и послушниц – 1300.
  • 1 января 1958[5] – 80 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2000-е – приходов – 175, храмов – 165 (из них действуют в пределах областного центра – 17), молитвенных домов – 14, часовен – 11 . Священнослужителей – 200. Монастырей – 9.
  • 31 декабря 2011 – приходов – 253 (в т.ч. 151 религиозная организация и 102 религиозные группы). Штатных клириков – 212 (пресвитеров – 183, диаконов – 29). Монастырей – 7 (мужских – 2, женских – 5) [6]
  • 1 декабря 2013 – 4 монастыря, 69 приходов, 136 клириков (в т.ч. монашествующих),
  • январь 2016 – 136 храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов и комнат, часовен); 137 штатных клириков (116 священников, 21 диакон) [7]

Архипастыри

  • Александр (5 декабря 1657 – 8 января 1674)
  • Иона (Баранов) (23 августа 1674 – 8 октября 1699)
  • Дионисий (Ушаков) (4 августа 1700 – 25 января 1719) [8].
  • Алексий (Титов) (25 января 1719 – 26 сентября 1733) [9]
  • Лаврентий (Горка) (26 сентября 1733 – 9 апреля 1737) [10]
  • Киприан (Скрипицын) (31 декабря 1737 – 18 мая 1739) [11]
  • Вениамин (Сахновский) (18 мая 1739 – 2 декабря 1742)
  • Варлаам (Скамницкий) (27 февраля 1743 – 28 февраля 1748) [12]
  • Антоний (Илляшевич) (25 мая 1748 – 16 ноября 1755) [13]
  • Варфоломей (Любарский) (19 июня 1758 – 5 июня 1774)
  • Лаврентий (Баранович) (6 августа 1774 – 13 марта 1796)
  • Амвросий (Орлин) (1 июня 1796 – 29 января 1804) [14]
  • Серафим (Глаголевский) (29 января 1804 – 7 июля 1805)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (20 августа 1805 – 3 мая 1817) [15]
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (15 июля 1817 – 28 октября 1822)
  • Павел (Морев-Павлов) (21 мая 1823 – 19 марта 1827)
  • Кирилл (Богословский-Платонов) (26 марта 1827 – 24 января 1832)
  • Иоанникий (Образцов) (3 апреля 1832 – 16 ноября 1835)
  • Нил (Исакович) (8 декабря 1835 – 23 апреля 1838)
  • Неофит (Соснин) (23 апреля 1838 – 29 марта 1851)
  • Елпидифор (Бенедиктов) (29 марта 1851 – 7 января 1860)
    • Никодим (Казанцев) (18 мая 1859 – 25 марта 1860) в/у, еп. Чебоксарский
  • Агафангел (Соловьев) (6 февраля 1860 – 17 июня 1866)
  • Христофор (Эммаусский) (17 июня – 5 октября 1866) [16]
  • Аполлос (Беляев) (12 декабря 1866 – 7 июня 1885)
  • Макарий (Миролюбов) (7 июня 1885 – 5 декабря 1887)
  • Сергий (Серафимов) (5 декабря 1887 – 10 августа 1896)
  • Алексий (Опоцкий) (10 августа 1896 – 10 ноября 1901)
  • Никон (Софийский) (10 декабря 1901 – 27 ноября 1904)
  • Филарет (Никольский) (27 ноября 1904 – 20 марта 1914)
    • Павел (Поспелов) (1912) в/у, еп. Глазовский
  • Никандр (Феноменов) (20 марта 1914 – 1921) [17]
  • Павел (Борисовский) (26 мая 1921 – 3 февраля 1929)
    • Симеон (Михайлов) (5 марта 1924 – 22 декабря 1925) в/у, еп. Глазовский
    • сщисп. Виктор (Островидов) (1926) в/у, еп. Ижевский
    • Стефан (Бех) (1926) в/у, еп. Ижевский
    • Симеон (Михайлов), 2-й раз (май 1926 – 21 июня 1927) в/у, еп. Глазовский
    • Нектарий (Трезвинский) (?) в/у, еп. Яранский
    • сщмч. Онисим (Пылаев) (1927) в/у, еп. Воткинский
    • Стефан (Бех), 2-й раз (1929) в/у, еп. Ижевский [18]
    • Никифор (Ефимов) (январь – апрель 1929) в/у, еп. Котельнический
    • Авраамий (Дернов) (22 февраля 1929 – 1931) в/у, еп. Глазовский
  • Стефан (Знамировский) (7 мая 1929 – 29 июня 1933)
    • Серафим (Трофимов) (октябрь 1930 – февраль 1931) в/у, еп. Яранский
    • Евгений (Зернов) (8 сентября 1933 – 16 мая 1934) в/у, архиеп. Котельнический
  • Макарий (Звездов-Макаров) (16 мая – 11 июня 1934)
  • Киприан (Комаровский) (11 июня 1934 – 5 августа 1937)
  • Вениамин (Тихоницкий) (27 декабря 1942 – 2 апреля 1957)
    • Товия (Остроумов) (1945) в/у, еп. Свердловский
    • Гавриил (Огородников) (1957) в/у, еп. Вологодский
  • Поликарп (Приймак) (19 июля 1957 – 16 ноября 1962)
  • Иоанн (Иванов) (22 ноября 1962 – 17 ноября 1966)
  • Владимир (Котляров) (19 ноября 1966 – 7 октября 1967)
  • Мстислав (Волонсевич) (7 октября 1967 – 25 марта 1978)
  • Хрисанф (Чепиль) (23 апреля 1978 – 4 января 2011)
    • Иоанн (Тимофеев) (5 января 2011 – 22 марта 2011) в/у, архиеп. Йошкар-Олинский
  • Марк (Тужиков) (с 22 марта 2011)

Викарные епархии

  • Глазовская (ныне самостоятельная)
  • Елабужская (недейств.)
  • Котельническая (недейств.)
  • Малмыжская (недейств.)
  • Нолинская (недейств.)
  • Сарапульская (ныне самостоятельная)
  • Слободская (недейств.)
  • Уржумская (ныне самостоятельная)
  • Яранская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • Вятское 1-е – г. Вятка (Киров)
  • Вятское 2-е
  • Слободское
  • Орловское
  • Кирово-Чепецкое
  • Кукарское

Вятская епархия

Русская Православная Церковь состоит из множества административных единиц. Некоторые из них занимают огромные в географическом плане территории, а другие — размещаются в пределах 4-5 светских районов. Вятская епархия занимает несколько районов в центральной части Кировской области.

История

Христианство принесли на Вятскую землю в конце XII в. выходцы из Великого Новгорода, которые основали здесь несколько укрепленных поселений. В память о тех временах в епархии ежедневно проводится крестный ход в село Никульчино, стоящее на месте первого христианского поселения. Через 200 лет был основан город Вятка (Хлынов).

В это время его окрестности подчинялись власти ростовских епископов. В 1383 г. была обретена главная епархиальная святыня — чудотворная икона Николая Чудотворца. Её явление произошло на реке Великая, куда ежегодно в первых днях июня проходит крестный ход. До революции в нём принимали участие более 25000 человек.

Духовное и монашеское служение активно развивались в вятских землях и до образования самостоятельной епархии. К концу XVII в. функционировали 20 монашеских общин и около 40 приходских храмов, возведённых в основном из дерева.

В 1657 г. Святейший Синод принял решение об образовании самостоятельной епархии, центр которой являлся город Хлынов. Первые архиереи приложили множество усилий для приведения местных традиций в соответствие православной Вере. Епископ Александр и архиепископ Иона также подготовили канонизацию первых вятских святых угодников:

  • преподобного Трифона Вятского — основателя Успенского монастыря;
  • блаженного Прокопия — ученик, прославившийся нестяжательством и кротостью;
  • преподобный Леонид Устьнедумский — проповедник, распространяющий православие на севере региона.

Большой вклад в христианское просвещение вятских народов вложили епископы Варфоломей и Лаврентий. При них была основана епархиальная духовная семинария, которая стала основой для духовно — просветительского центра.

Образование независимой епархии способствовало развитию каменного храмового строительства. На начало XX столетия в регионе насчитывалось более 8,5 сотни приходских храмов и 13 монастырей. Общее количество священнослужителей и монашествующих людей превышало 3000 человек.

Первые десятилетия советского режима принесли вятских христианам множество испытаний. В 30-е гг. были закрыты и уничтожены более 850 храмов, в том числе уникальный Александро-Невский собор, построенный по проекту Витберга в середине XIX столетия. Мученическую смерть приняли многие священнослужители, которые до последней минуты оставались верны Господу и Православной Церкви.

Первые попытки возрождения духовной жизни в Вятском бассейне начались после окончания Великой Отечественной войны. Благодаря усилиям архиепископа Вениамина число приходов увеличилось до 80 единиц. Антирелигиозная политика Хрущева привела к закрытию более чем половины возрожденных храмов.

Полноценное восстановление Вятской епархии началось в конце 80-х гг. прошлого столетия. При митрополите Хрисанфе произошли следующие важные события:

  • восстановление 120 храмов;
  • возобновление монашеского служения в Успенском Трифоновом монастыре;
  • начало занятия в духовном училище, расположенном в городе Вятка;
  • открытие православной гимназии, носящей имя преподобного Тихона Вятского.

В начале текущего столетия начался процесс канонизации подвижников веры, пострадавших во время религиозных гонений советского режима.

Структура

Вятская епархия — административная единица Русской православной церкви, имеющая упорядоченную структуру. Возглавляет её митрополит Вятский и Слободской Марк, который также является главой Вятской митрополии.

Епархиальные отделы

Ведением отдельных вопросов духовной, социальной и миссионерской деятельности занимаются соответствующие епархиальные подразделения.

  1. Миссионерский отдел содействует созданию православных образовательных учреждений всех ступеней. Также его специалисты сотрудничают со светскими общеобразовательными организациями, в которых преподаются духовно-нравственные дисциплины. На базе отдела ведётся работа по борьбе с зависимостями и различными сектантскими движениями. Работа проводится в тесном сотрудничестве с отделом религиозного образования и катехизации.
  2. Отделы по взаимодействию с вооружёнными силами и казачеством занимаются духовным окаймлением воинских частей и казачьих общин, организацией совместных мероприятий, улучшением духовно-нравственного климате в воинской среде.
  3. Отдел тюремного служения окаймляет служащих и заключённых исправительных учреждений. Они занимаются религиозным просвещением и духовной поддержкой отбывающих наказание людей, способствуют их социализации после освобождения.
  4. Социальными вопросами занимаются отделы социального служения, комиссия по делам семьи, материнства и детства. Специалисты и добровольцы из общественных организаций оказывают духовную и материальную поддержку малоимущим семьям, матерям-одиночкам, детям и старикам, оставшимся без попечения близких людей.
  5. Молодежный отдел организует религиозно-просветительскую работу среди молодого поколения. Православные молодые люди участвуют в культурных и спортивным мероприятиях, строительстве и восстановлении храмов, помощи нуждающимся категориям населения.

Благочиния

Вятская кафедра состоит 79 приходов, объединённых в 6 благочиний. Два из них находятся на территории города Киров. В пределах центральных районов области располагаются следующие благочиния:

  • Слободское;
  • Орловское;
  • Кирово-Печерское;
  • Кукарское.

Монастырские общины, функционирующие на территории епархии, находятся в ведении территориально соответствующего благочиния. На приходах и в монастырях духовное служение осуществляют 144 клирика.

Учебные заведения

В вятской епархии функционируют религиозные образовательные учреждения различных типов:

  • воскресные приходские школы;
  • православный детский сад № 145 города Кирова;
  • Вятское духовное училище;
  • христианский просветительский центр при храме иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», расположенного в городе Киров.

Средства массовой информации

При епархиальном управлении организована работа пресс-центра, в ведении которого находятся вопросы взаимодействия со средствами массовой информации. Также его специалисты занимаются ведением официального интернет-ресурса епархии, выпуском еженедельного печатного издания «Епархиальный вестник», подготовкой телевизионной передачи «Слово веры», выходящей на федеральном канале «Союз».

Святыни

На территории Вятской и Слободской епархии располагается множество святынь. Сегодня ведётся активное восстановление культовых построек, повреждённых в советские годы, и возведение новых храмов. Святые образы, располагающиеся в в них, привлекают в них не только местных прихожан, но и паломников из других регионов.

Храмы

Древнейшие деревянные вятские храмы не сохранились до настоящего времени. Древнейшие культовые постройки относятся к концу XVII в. К ним относятся следующие святыни:

  1. Свято-Успенский собор, расположенный на территории Трифонова мужского монастыря, возведён в 1684-1689 гг. Он является старейшим культовым зданием на территории епархии.
  2. Храм в честь рождества Иоанна Предтечи — одна из старейших каменных построек Кирова. Она была воздвигнута за один 1714 г. в уникальном стиле вятского барокко. В советские годы здесь располагался планетарий.
  3. Спасский собор города Кирова — постройка 60-70-гг XVIII столетия. Назван в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного, который до революции хранился в величественном храме.

Интересно: в настоящее время на вятской земле на стадии восстановления находится множество древних церквей, в реставрации которых активное участие принимают православные молодёжные объединения.

Монастыри

На подчинённой вятской кафедре территории функционируют три монашеских общины:

  • Преображенский женский монастырь, основанный в 30-гг. XVIII в. к северу от хлыновского Кремля;
  • мужская Свято-Успенская Трифонова обитель, основанная святым Трифоном Вятским в конце XVI столетия;
  • Христорождественский женский монастырь в городе Слободской, временем основания которого является первая четверть XVII века.

Реликвии

Главные святыни вятской земли хранятся в соборах Свято-Трифоновского монастыря. К ним относятся следующие реликвии:

  • мощи преподобного Трифона Вятского;
  • мощи блаженного Прокопия Вятского;
  • икона святого Николая Чудотворца, обретённая на берегу реки Великой;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • частица мощей Николая Чудотворца.

Вятская и Слободская епархия — одна из самых малочисленных административных единиц Русской Православной Церкви. Несмотря на это обстоятельства в ней ведётся активная духовная и социальная деятельность, привлекающая в Кировскую область множество паломников.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Вятская епархия

Учреждена в октябре 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 октября 1799 г. — Вятская и Слободская, с октября 1918 г. — Вятская и Глазовская, с лета 1922 г. — Вятская и Слободская, с 27 декабря 1934 г. — Кировская и Слободская, с 21 апреля 1994 г. имеет современное название.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 92) из состава епархии выделены Уржумская и Яранская епархии. Вятская епархия включена в состав Вятской митрополии.

Кафедральный город — Киров (до 1781 г. Хлынов, в 1781-1934 гг. — Вятка).

Епархия сегодня
(по состоянию на октябрь 2019 года)

Благочиния и благочинные

  • Вятское 1-е — протоиерей Димитрий Антонов
  • Вятское 2-е — иерей Михаил Казаковцев
  • Слободское — протоиерей Евгений Смирнов
  • Орловское — иеромонах Никодим (Полушкин)
  • Кирово-Чепецкое — иерей Михаил Казаковцев
  • Кукарское — иерей Николай Андреев
  • Нижнеивкинское — иерей Николай Андреев
  • Оричевское — протоиерей Николай Федько
  • Кстининское — иерей Алексий Киторога

Количество приходов — 81.

Клириков, в том числе монашествующих — 148.

Епархиальные отделы

  • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
    610021, г. Киров, ул. Воровского, 96; тел. (8332) 75-43-94; e-maileodm-vtk@yandex.ru
    руководитель — иерей Александр Коссов
  • по делам молодежи
    610047, г. Киров, ул. Луганская, 5; тел. (8332) 23-24-97, факс 24-00-39
    руководитель — протоиерей Сергий Ендальцев; заместитель — Алла Витальевна Карабанова
  • по социальному служению
    г. Киров, пр. Строителей, 23; тел. +7912 373-44-38; e-mail hr-vsezariza@yandex.ru
    руководитель — иерей Георгий Неустроев
  • миссионерский
    тел. +7922 975-33-55, e-mail missiavtk@gmail.com
    руководитель — иерей Петр Машковцев
  • по тюремному служению
    610018, г. Киров, ул. Проезжая, 27; тел. +7963 885-69-91; e-mail d_putinzev@mail.ru
    руководитель — иерей Владимир Путинцев
  • по взаимодействию с казачеством
    610000, г. Киров, ул. Казанская, 50; тел. (8332) 64-20-61
    руководитель — иерей Сергий Окуловский
  • межъепархиальная коллегия Вятской митрополии по взаимодействию с казачеством
    610021, г. Киров, пр-т Строителей, 21; тел. +7982 814-34-85; e-mail darovskoi-hram@yandex.ru
    руководитель — иерей Николай Бевз
  • религиозного образования и катехизации
    613100, г. Слободской, ул. Советская, 98; e-mail: otezevgenij@rambler.ru, otdelrove@mail.ru; тел./факс (83362) 4-15-34
    руководитель — протоиерей Евгений Смирнов
  • комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства
    610000, г. Киров, ул. Свободы, 70А; тел. (8332) 38-33-78
    председатель — Ольга Ильинична Устюжанина
  • комиссия по канонизации святых
    e-mail o_alexander@mail.ru
    председатель — протоиерей Александр Балыбердин
  • Пресс-служба
    610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4; e-mail eparhia_press@mail.ru; тел.: (8332) 64-82-78, +7922 993-87-28

Монастыри и подворья

  • Успенский Трифонов
    610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4; тел. (8332) 32-25-49
    наместник — архимандрит Феодор (Рулев)
    • подворье Успенского Трифонова монастыря
      610000, Кировская область, г. Киров, ул. Горбачева, 4

женские:

  • Преображенский
    610000, г. Киров, Динамовский проезд, 6; тел. (8332) 35-19-35; e-mail vyatka_monastir@mail.ru;сайт http://monast-vyatka.cerkov.ru
    настоятельница — игумения София (Розанова)
  • Христорождественский
    613150, Кировская область, г. Слободской, ул. Большевиков, 9; e-mail fdchkova@mail.ru; сайт http://hrism.ru/
    настоятельница — игумения Феодосия (Дьячкова)

Образовательные учреждения

  • Вятское духовное училище
    610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4; тел. (8332) 38-58-19; e-mail vdschool@yandex.ru; сайт vdschool.ru

Социальные учреждения

    Центр гуманитарной помощи (при отделе социального служения)
    г. Киров, ул. Герцена, 42Б; тел. +7912 330-52-01

Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

  • Главная
  • /
  • Епархия
  • /
  • Епархиальное управление
  • /
  • Епархиальные отделы
  • Миссионерский отдел
  • Молодежный отдел
  • Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами
  • Пресс-служба

Миссионерский отдел
Руководитель отдела – иерей Георгий Павлов
Тел.: 8-919-525-39-47
e-mail: vtkmission@mail.ru
Заместитель руководителя – Лариса Геннадьевна Шустова
Помощник благочинного по миссионерской работе – протоиерей Андрей Лебедев
e-mail: urzumsobor@mail.ru

Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
Руководитель – иерей Александр Коссов
Адрес: 610021, г. Киров, ул. Воровского, 96.
e-mail

Отдел по тюремному служению
Руководитель – иерей Владимир Путинцев
Тел.: 8(963) 885-69-91
Адрес: 610018, г. Киров, ул. Проезжая,27
e-mail: d_putinzev@mail.ru

Отдел по взаимодействию с казачеством
Руководитель – иерей Сергий Окуловский
Тел.: 8(8332) 642-061
Адрес: 610000, г. Киров, ул. Казанская, 50

Межъепареальная коллегия Вятской митрополии по взаимодействию с казачеством
Руководитель – иерей Николай Бевз
Тел.: 8(982) 814-34-85
e-mail: darovskoi-hram@yandex.ru
Адрес: 610021, г. Киров, пр-кт Строителей, 21.

Отдел социального служения
Руководитель – иерей Георгий Неустроев
Тел.: 7(912) 373-44-38
Адрес: 610000, г. Киров, проспект Строителей, 23
Центр гуманитарной помощи (при Отделе социального служения)
Тел. 8-912-330-52-01, 8(8332) 791-079
Адрес: г. Киров, ул. Герцена, 42б.

Отдел религиозного образования и катехизации
Руководитель – протоиерей Евгений Смирнов
Тел.: 8(83362) 41-534, факс 8(83362)4-15-34
613100, г. Слободской, ул. Советская, 98
e-mail otezevgenij@rambler.ru, otdelrove@mail.ru

Епархиальный отдел по делам молодежи
Руководитель отдела – протоиерей Сергий Ендальцев
Заместитель руководителя – Алла Витальевна Граблева
Тел.: +7 (922) 900-87-88
e-mail: eodm-vtk@yandex.ru
Адрес: 610047, г. Киров, ул. Луганская, 5А

Епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства
Председатель – Ольга Ильинична Устюжанина
Тел.: 8(8332) 383-378
Адрес: 610000, г. Киров, ул. Свободы, 70-а

Епархиальная комиссия по канонизации святых

Председатель – протоиерей Александр Балыбердин
e-mail: o_alexander@mail.ru

Секретарь – иерей Владимир Халявин

Пресс-служба

Тел.: (8332) 648-278, 8 (922) 993-87-28
Адрес: 610000, г. Киров, ул. Горбачева, 4
e-mail: eparhia_press@mail.ru

Епархиальный Архиерей
Митрополит Вятский и Слободской Марк

Подробнее document.write(‘ ‘); print_header(); // вывести заголовок дня document.write(‘

‘); // пустая строка print_day(); // вывести календарь на сегодня Четверг,
5 июля 2012 года

(22 июня ст.ст.). Седмица 5-я по Пятидесятнице. Петров пост. Пища с растительным маслом. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Сщмч. Геннадия пресвитера. Сщмчч. Феодора и Гавриила диаконов. Мчч. Зинона и Зины. Мчч. Галактиона и Иулиании. Свт. Григория, митр. Валашского. Рим., 118 зач., XV, 17-29. Мф., 49 зач., XII, 46 – XIII, 3.

Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Ликбез. Вятская губерния. Монастыри и церкви, духовенство.

2. Много ли в Вятской губернии было монастырей и монахов?

Православных христиан в Вятской губернии в 1909 году числилось 3 210 162 человека – значительное большинство населения губернии (прим. 1). Монастырей на Вятской земле тогда же было 6 мужских и 7 женских. В 1909 году в них числилось: в мужских – 75 монашествующих, в женских – 132. К примеру, в самой известной обители нашего края – Трифоновом монастыре – в 1909 году жило 11 монахов и 7 послушников. Славившийся в старину своими богатствами, Трифонов монастырь к началу ХХ века стал обыкновенной скромной обителью. Главными источниками его дохода кроме народных пожертвований были: крестные ходы по губернии с почитаемыми иконами, сдача монастырских построек под квартиры горожанам и продажа участков на монастырском кладбище. В старинном Спасском мужском монастыре города Орлова в 1909 году жило 7 монахов и 9 послушников, в Крестовоздвиженском мужском монастыре города Слободского – 11 монахов и 5 послушников (2). В целом же по Вятской епархии на 1 человека в монашеском чине приходилось 15 500 православных жителей губернии. В течение 1909 года монашеский постриг в вятских монастырях приняли 3 человека, все – из крестьян. То есть, как и в любое иное время, монашество в начале ХХ века было редкостью и уделом единиц. При том значительная часть иноков и инокинь были выходцами из крестьянского сословия, то есть наши монастыри были по сути и по духу не правительственными и уж никак не дворянскими, а сугубо народными учреждениями.
В 1760-е годы (при Екатерине II) монастырские и церковные земли были отобраны в казну (манифест “О разделении духовных имений. “). Большинство российских монастырей, в том числе и на Вятской земле, были закрыты. Но даже те старинные монастыри (действовавшие до манифеста Екатерины II) были в основном бедными. При открытии Вятской епархии на содержание епископа был отдан среди прочего Предтеченский монастырь города Котельнича. Судя по “Отказной книге 1658 года. “, этот монастырь был почти нищим: “Ничтожное количество икон, также и книг, крашеный престол, медный потир, оловянные блюда, ризы и прочие одежды – все ветхие, столб вместо колокольни с маленькими колоколами. “ (3).
К 1909 году 3 из 6 вятских мужских монастырей и 5 из 7 женских были новыми, созданными по народной инициативе в конце ХIХ – начале ХХ веков. Все эти новые монастыри не имели государственной поддержки (в отличие от старинных обителей). У новых монастырей не было ни древних святынь (почитаемых икон, мощей или могил праведников), ни славной истории. Однако, именно эти монастыри пользовались наибольшим почитанием народа. Содержались эти монастыри на народные пожертвования и за счет подсобного хозяйства (гостиниц, мастерских, ферм, пасек, мельниц). Вот, к примеру, описание Александро-Невского Филейского монастыря близ города Вятки в том же 1909 году: “Монастырь поражает деловитостью, хозяйственностью своих насельников. Кругом он обнесен каменной стеной, в ограде два каменных корпуса, два храма и несколько деревянных домов. За оградой в приличном расстоянии от нее находятся две громадные гостиницы для богомольцев с отдельными довольно чистыми номерами; за ними также на довольно значительном расстоянии мельница и скотный двор. С западной стороны от ограды воздвигается постройка нового собора. Аромат леса и какая-то необычная для населенного места тишина придают особеную прелесть месту. Замечательно, что плата за помещение в номере и за услуги не принимается гостинниками на руки: богомольцы, каждый по своему усердию могут опускать в висящие тут железные кружки. От вознаграждения лично им гостинники также настойчиво и искренно отказываются. “ (4). Как видно, этот молодой в то время монастырь представлял из себя образцовое хозяйство. Все насельники должны были старательно трудиться, чтобы содержать монастырское хозяйство в лучшем виде.


Филейский Александро-Невский мужской монастырь вблизи г. Вятки. Литография начала ХХ века.

3. Много ли в Вятской губернии было церквей и священников?

В 1806 году обер-прокурором Св.Синода были затребованы из Вятской епархии сведения о числе церквей и причта, о количестве церковной земли по приходам, о наличии домов для причта, о количестве прихожан, о доходе причта. Вятский епископ Гедеон (1805-1817) предоставил в Синод список всех приходов с перечислением всех просимых сведений. По переписи 1808 года в Вятской губернии насчитывалось 467 551 человек мужского пола (границы епархии были одинаковы с губернскими), стало быть общее население было близко к 1 млн. человек. В 1806 году в Вятской епархии насчитывалось 18 соборов и 320 церквей. В городе Вятке было 8 церквей, в Вятской округе (уезде) – 32 церкви. По своему составу приходы были неравномерны, от 600 прихожан обоего пола (в старинных городах) до 7 000. Были приходы очень многолюдные: приход Дмитриевской церкви Воткинского завода насчитывал до 10 700 прихожан, приход села Кичмы – до 9 300 душ обоего пола. В епархии было 14 протоиереев, 1 ключарь, 549 священников, 1 протодьякон, 336 дьяконов, 557 дьячков и 559 пономарей, 34 сторожа и звонаря, 24 певчих (при кафедральном соборе). Всего же 2079 человек – на миллион населения (5).

В 1909 году в Вятской епархии было 839 церквей (+ 27 монастырских), 705 часовен и молитвенных домов. Население губернии за сто лет ( с 1808 года) выросло почти в 4 раза (3 747 000 чел.), при том церквей стало больше в 2,5 раза. В 1909 году в православных храмах служило 1 256 священников, 597 дьяконов и 916 псаломщиков, певчих и сторожей (6). Вроде бы, на первый взгляд – очень много, но давайте разберемся в деталях. 1 256 священников – на 3 миллиона православных. Духовенство всех религий с семьями ( т. е. духовное сословие) по переписи 1897 года составляло 0,45% от населения Вятской губернии (7). Половина приходских церквей епархии были одноклирными – 362 из 659, то есть в них служили 1 священник и 1 пономарь. Таким образом, на одну церковь в Вятской епархии в среднем приходилось 3 700 прихожан, на одного священника – 2 500. Как и прежде, в епархии были и очень многолюдные приходы. В целом по Российской Империи положение было примерно таким же. В те же годы в Италии, где проживало 33 млн. человек (подавляющее большинство итальянцев – католики), было почти 69 тысяч католических священников, то есть 1 священник – на 500 человек.
В уездах Вятской губернии, особенно северных, некоторые деревни отстояли от ближайшей церкви на 30 и даже на 50 верст. Поездка в церковь для некоторых крестьян была большим и редким событием, однажды или два-три раза в году. При многолюдных приходах большинство сельских церквей епархии были бедными и никаких сокровищ не имели. “Вспоминаются ряды сельских церквей: тусклая позолота, убогенькие подсвечники, разорванные минеи, глазетовые ризы, скудные библиотеки, жалкие колокола. Так скажут про большинство церквей “ (8). Почти треть церквей и значительная часть часовен были деревянными, хотя замена деревянных храмов каменными шла уже более 200 лет, с начала XVIII века. При том статистика указывает и приоритеты в строительстве, сложившиеся к концу ХIХ века: к примеру, в 1896 году губернским строительным отделением было утверждено проектов на постройку: 5 церквей, 5 часовен и 3 мечетей, 30 школ, 8 больниц, 15 волостных правлений и 25 других разного рода зданий (9). Как видно, одних только школьных зданий в губернии в 1896 году было начато в постройке в шесть раз больше, чем церквей.

4. Участие духовенства в деле народного просвещения.

Существует мнение, что православное духовенство само было непросвещенным и противилось всякому просвещению среди народа. Однако на самом деле всё было ровно наоборот. Первым учебным заведением Вятского края была открытая еще при Петре Великом славяно-латинская школа, преобразованная позднее в Вятскую духовную семинарию. Это учебное заведение можно по праву назвать первым вятским университетом – столько знаменитых ученых во всех областях знания вышло из числа его выпускников. Множество врачей, учителей, земских деятелей, чиновников были выходцами из духовного сословия.
Со времени открытия славяно-латинской школы в Вятской епархии духовный сан принимали как правило образованные кандидаты. Позднее стало обязательным, чтобы священнослужителями становились только выпускники духовной семинарии, а церковнослужителями – выпускники духовных училищ.
В начале ХХ века епархиальные съезды вятского духовенства неоднократно высказывались за коренную реформу духовных школ. По мнению вятских священников учебную программу духовных семинарий следовало изменить в сторону более широкого общеобразовательного характера, наравне с гимназиями. Для специального же богословского образования предлагалось открыть дополнительные богословские курсы (годичные), куда могли бы поступать те, кто уже осознанно видел своим призванием священническое служение. Таким образом, само духовенство видело будущее духовной семинарии в виде обычного среднего учебного заведения с преобладанием светских предметов (математики, истории, географии, иностранных языков). Если разобраться – очень разумное пожелание. Невозможно отроку 10-ти лет или даже юноше 15 лет от роду с полной уверенностью сказать, желает ли он непременно стать священником или ему лучше все-таки заняться другим делом.
Во второй половине XIX века все чаще в российском обществе поднимается вопрос о всеобщем начальном образовании. Грамотный крестьянин имел куда больше возможностей для успешного ведения своего хозяйства. Императорской армии были нужны грамотные призывники. Вместе с тем, период террора “Народной Воли” и пропаганды революционных идей (“хождение в народ”) заставил правительство обратить более пристальное внимание на организацию народных школ. Церковно-приходские школы в России открывались и ранее, но 1880-е и 1890-е годы стали временем их наибольшего развития. По замыслу правительства церковно-приходские школы, наравне с школами земскими, должны были стать основой народного образования. В каждом селе была церковь, где служил священник, имевший среднее образование. Как правило, и жена священника имела диплом епархиального женского училища. Таким образом, священник и его супруга были уже готовыми учителями начальных школ. Специально для этой цели с 1884 года в Вятке при духовной семинарии и женском епархиальном училище существовали образцовые начальные школы, где учащиеся старших классов занимались педагогической практикой. Как правило, крестьяне доверяли своему священнику и охотно отправляли своих детей в церковную школу. В 1884 году были изданы “Правила о церковно-приходских школах”, по которым непосредственное руководство такой школой возлагалось на приходского священника, а общее руководство школами – на епархиального архиерея. Преподавателями церковных школ могли быть и светские лица, имевшие звание учителя, но предпочтение отдавалось выпускникам духовных семинарий и женских епархиальных училищ. Школы по возможности могли быть как одноклассными (с двухлетним курсом обучения), так и двухклассными (с курсом 4 года).


Вятка. Здание церковно-приходской школы при храме Иоанна Предтечи, построено в 1901-1903 гг.

Другой приметой того времени были школы грамоты – учебные заведения самого простого типа. Священник собирал группу прихожан, детей или даже взрослых, и обучал их (чаще всего у себя на дому) чтению, письму и счету. Некоторые священники шли дальше: они поручали самым талантливым ученикам обучать своих родственников и односельчан. Некоторые священники в этом деле достигали поразительных успехов, за несколько лет успевая обучить грамоте и счету почти весь приход.
За четверть века, к 1909 году православным духовенством в Вятской губернии было открыто 905 школ: 799 церковно-приходских и школ грамоты, 57 миссионерских, 49 школ братства св. Николая. В церковных школах края в 1909 году было 40 184 учащихся, в основном – крестьянских детей (10). Многие крестьяне, особенно среди нерусских народностей, имели возможность получить начальное образование только в церковно-приходских и миссионерских школах.
Немалую услугу в деле народного просвещения оказывали проводимые по инициативе священников народные чтения. После воскресной службы священник или сельский учитель собирали крестьян в подходящем помещении (в школе или своем доме), брали книгу и читали вслух, а затем чтение переходило в беседу. В начале ХХ века такие чтения часто сопровождались демонстрацией “туманных картин” с помощью “волшебного фонаря” (диапроектора того времени). Со временем такие чтения часто обращались в воскресные школы с преподаванием общеобразовательных предметов.


Н. П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895 год.

При многих церквах священники открывали библиотеки для народа. Одной из трех значительных общедоступных библиотек в Вятке в начале ХХ века была епархиальная библиотека-читальня. К примеру, в 1908 году епархиальную библиотеку посетило 15 337 человек, им было выдано 28 617 книг (11). Вот как описывается епархиальная библиотека в Памятной книжке Вятской губернии на 1906 год: “За 1904 год в библиотеку поступило 720 названий в 537 томах, в том числе пожертвовано 135 томов. Всего состояло 5 815 названий в 8 158 томах; выписывалось 20 духовных, 21 светский журнал и 7 газет; имеются 33 альбома и 283 отдельных снимка церквей епархии и др.; подписчиков 566, из них 415 составляют учащиеся разных учебных заведений; книг выдано 20 312, более прошлого года на 4 579, на каждого читателя до 36 книг; читальню посетили 13 128 человек, более прошлого года на 4 862; на содержание библиотеки поступило 2 257 руб. 17 коп., в том числе 17 почетных членов дали 950 рублей и до 23 благочиний вступили в члены библиотеки; священник В. Тихоницкий устроил для библиотеки электрическое освещение за свой счет. Эти цифры показывают, между прочим, что духовенство идет навстречу потребности к чтению, в особенности для учащихся, при том – всех без различия учебных заведений. При библиотеке начинает образовываться нечто вроде музея или древлехранилища: есть несколько интересных коллекций и много альбомов” (12).


Вятка. В читальном зале епархиальной библиотеки. Фото начала ХХ века.

Вместе с сельскими врачами и учителями священники старались искоренить дремучие крестьянские суеверия. Больницы и правильная медицина часто были для крестьян непривычным и страшным новшеством, а многочисленные знахари старались поддерживать суеверие, что врачи “не лечат, а калечат”. Часто именно священники своим авторитетом убеждали крестьян обращаться в больницы к врачам, а не заниматься знахарством. Священники убеждали своих прихожан не противиться прививкам, звать на роды акушерку, а не бабку-знахарку. Во время эпидемий и эпизоотий священники уговаривали крестьян не противиться действиям санитарных отрядов, а напротив – помогать им и исполнять все их указания.
В силу исторически сложившихся обычаев священнослужитель являлся непосредственным участником во всех наиболее важных случаях в жизни крестьянина. Ни радость, ни горе в каждой семье не обходились без священника. Как духовники и наставники своих прихожан священники имели на них громадное влияние. Если где-то закрывались кабаки, меньше становилось преступлений, если появлялись зажиточные хозяева и хорошо устроенная сельская школа, то почти всегда это было заслугой доброго священника. К примеру в составе комитетов о народной трезвости Вятской губернии в 1902 году первое место принадлежало духовенству – 198 человек (13).
Сельские священники по образу жизни мало чем отличались от крестьян. Они обрабатывали церковную землю, держали домашний скот, разводили пчел. Это еще больше сближало сельских пастырей с крестьянством. Священники часто становились первыми пропагандистами рациональных методов ведения хозяйства. Прослуживший 30 лет в церкви села Сернур Уржумского уезда священник Епифаний Саввич Гусев (1791-1872) завел большую пасеку. Он придумал рамочные улья особой конструкции и собственный метод искусственного вывода пчелиных маток. Епифаний Гусев участвовал в сельскохозяйственных выставках в Вятке и Петербурге, имел множество наград, являлся почетным членом нескольких научных обществ. За беспорочное служение престолу он был назначен благочинным своего округа, среди прихожан отец Епифаний имел непререкаемый авторитет. По его примеру и крестьяне окрестных сел стали заводить свои пасеки. Наследники отца Епифания передали пасеку опытной сельскохозяйственной ферме, которая получила название Епифаньевской (14). Епифаньевскую ферму упоминает в своих воспоминаниях поэт Николай Заболоцкий, детские годы которого прошли в селе Сернур.


Петр Коровин. Крестины. 1896 год.
———-
Примечания.
1. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 81
2. Там же. С. 86.
3. Там же. С. 24.
4. Вятские епархиальные ведомости. 1909, № 21.
5. Вятские епархиальные ведомости. 1907, № 45. П. Луппов. Вятская епархия сто лет тому назад (статистическая справка).
6. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 83.
7. Первая всероссийская перепись населения Российской Империи. Под редакцией Н.А. Тройницкого. Выпуск 8. Процентное распределение наличного населения Империи обоего пола по группам занятий. С-Пб., 1905. С. 6.
8. Вятские епархиальные ведомости. 1908. № 8. С. 220.
9. Календарь и Памятная книжка Вятской губернии на 1898 год. Вятка, 1898. С. 50
10. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912. С. 88.
11. Там же. С. 118.
12. Памятная книжка Вятской губернии на 1906 год. Вятка, 1906. Ч.2. С. 197.
13. Памятная книжка Вятской губернии на 1904 год. Вятка, 1904. Ч.1. С. 120.
14. Вятский край. – №089, 2014 год.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: