Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

Часовня Параскевы Пятницы

У каждого города есть свой символ, место куда в первую очередь везут гостей города. Например во Владимире – это собор Покрова на Нерли, во Владивостоке – маяк Эгершельд или вантовый мост через пролив Босфор на остров Русский, в Иркутске – фигура Бабра с герба города (бабр — сибирский зверь) …

В Красноярске таким символом стала часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, которая расположена на самой высокой точке города.

Стоит упомянуть, что на купюре образца 1997 г. достоинством в 10 рублей изображена часовня Параскевы Пятницы.

Часовня расположена на вершине Караульной горы, на месте древнего языческого капища татар-качинцев. Ещё раньше, как уверяют историки, здесь были палеолитические объекты вроде кромлехов или дольменов. На местном наречии эту возвышенность называли Кум-Тигей (тюрк. – «песчаная вершина, сопка»), а с приходом русских она получила название – Караульная гора.

Место, где располагается часовня, считается одной из лучших обзорных площадок города. Она имела стратегическое значение во все времена истории этого места. Вот и история часовни началась с постройки деревянной сторожевой вышки, на которой располагался казачий дозор для предупреждения внезапного нападения «немирных» соседей: енисейских кыргызов, северных монголов и чёрных калмыков-джунгаров.

Во второй половине XVII века Красноярский острог подвергался набегам и не раз неприятель был близок к тому что бы захватить укрепление, но защитники удержали оборону.

В самом начале 1700-х годов на берегах Енисея устанавливается мирная жизнь.

В начале XVIII в. на месте сторожевой вышки был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нём памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 г.

По преданию, в тот день, когда ставили крест, горожане выловили в Каче икону Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.

Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители её особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).

Святая Параскева (Пятница, или Петка, особо почиталась на Руси, с её памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.

Есть версия, что часовню назвали в честь девушки Параскевы, которая собирала ягоды на склоне Караульной горы и увидела приближающийся к городу большой отряд кочевников. Она подняла шум, но погибла мученической смертью.

В прежние времена дважды в год, в девятую пятницу после Святой Пасхи и в сентябре, совершался крестный ход и молебен к часовне в память о чудесном спасении Красноярска от гибели и для принесения Господу молебного пения о ниспослании благовременных дождей и об изобилии плодов земных.

В 80-х гг. XVIII в. жители Красноярска обратились в Тобольскую консисторию с просьбой обновить крест, обнести его особой оградой и не запрещать молебны около него, но получили отрицательный ответ. Несмотря на это, горожане, на средства боярского сына Толщина, обновили крест и поставили над ним крышу на четырёх столбах.

В 1804 г. купец И.Л. Новиков на месте обветшавшего креста поставил новый железный, вокруг которого, как бы боковыми стенами, поставили «иконы большого размера с изображением святителей». В 1825 г. иконы «за обветшанием часовни» перенесли в собор на Стрелке. В таком виде часовня изображена на акварели «Вид Красноярска» ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 году.

Интересные факты

С холма, на котором стоит часовня, виден весь город и его окрестности, поэтому часовня стала излюбленным местом посещений жителями и гостями города.

К Караульной горе от красноярской почтово-телеграфной конторы был проведён телеграф. С его помощью ученые могли связаться со всеми наблюдательными станциями России. Перед затмением Солнца по городу прошли слухи, что произойдёт землетрясение, весь город разрушится и уцелеет только самое высокое место в городе, где сидят «астроловы». 19 августа 1887 года рано утром почти все горожане пришли на холм и смогли наблюдать редкое астрономическое явление. Ученые и временная обсерватория были отделены от зрителей цепью солдат 3-й роты местного батальона.

В составе астрофизической экспедиции, прибывшей из Петербурга, был молодой ученый, будущий изобретатель радио А. Попов. В память об этом событии на фасаде часовни установлена гранитная мемориальная доска.

Среди наблюдающих был художник В.И. Суриков, этюды которого, выполненные во время затмения, к сожалению, не сохранились.

Здесь же на Караульной горе пониже часовни стоит сигнальная пушка, появившаяся в 2001 году. Она стреляет один раз в сутки холостым выстрелом, сообщая о наступлении полудня. Такая идея была выдвинута казаками в память защитников города-казаков, которые вели здесь оборонительные действия после постройки острога.

В публикации использованы материалы из открытых интернет-источников:

Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

Часовня Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Верее была построена между 1875 и 1900 годами. Небольшая кубическая кирпичная часовня, является местом хранения древней резной иконы XVI века – великомученицы Параскевы Пятницы.

Эта икона до революции была в Успенском храме, в селе Набережная слобода. После закрытия Успенского храма икона была передана в верейскую церковь Ильи Пророка. После того как восстановили часовню святой Параскевы икона была перенесена крестным ходом на новое место.

Святая Параскева Пятница родилась в III веке н. э. в Римской империи в городе Иконий (территория современной Турции). В то время правителем государства был Диоклетиан, который совершал гонения на тех, кто проповедует христианство. Родители девушки свято верили в Единую Троицу, живя по Закону Божьему. Они всегда держали пост, чтили среду и пятницу, вспоминая в эти дни страдания Иисуса Христа, понесшего мучения в качестве искупления человеческих грехов.

За страх перед Богом и непоколебимую веру в Него Всевышний даровал родителям дочь. Нарекли они ее Параскевой, что в переводе значит «Пятница», так как девочка родилась именно в этот день. К сожалению, праведные очень скоро отошли в мир иной, оставив юную девушку одну на грешной земле. Святая Параскева Пятница продолжала дело своих родителей, соблюдая заповеди Божии и оставаясь целомудренной. Уже тогда она выбрала для себя небесного Жениха – Иисуса Христа, помышляя только о том, чтобы оказаться рядом с ним.

Читайте также:
Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Девушка была прекрасна и телом, и душой. К ней сватались многие богатые мужи, но она оставалась непреклонной. Родители Параскевы оставили дочери хорошее наследство. Полученные деньги великомученица Параскева Пятница тратила не на себя, а на одежду и еду для нищих. Все прелести жизни: дорогое облачение, украшения и развлечения – девушка считала временным и бренным. Вместо земных удовольствий Параскева молилась и проповедовала веру в Иисуса Христа.

Несмотря на то, что христиане тех времен подвергались страшным гонениям, Параскева продолжала проповедовать веру Христову. Многие юноши, увидев непорочную красоту святой, предлагали ей выйти замуж и поклониться идолу, дабы сохранить свою жизнь и не подвергнуться жестоким мучениям. Но великомученица Параскева Пятница всегда отвечала, что единый Бог – Иисус Христос и Он ее единственный Жених. Некоторые горожане благодаря святой обратились в веру, другие же упрекали ее за подобные проповеди.

Однажды Диоклетиан повелел своим подданным отправиться по городам Римской империи на поиски христиан, отвращающих остальных от идолопоклонничества. Эпарху Аэтию был дан указ посетить город Иконий и найти тайных верующих в единого Господа.

Народ встретил подданного государя с великими почестями. Горожане, не скрывая, рассказали, что есть одна девушка по имени Параскева, которая исповедует Иисуса Христа и не ходит в храм для поклонения идолам. Услышав это, Аэтий потребовал немедленно разыскать ее и представить пред судом. Воины быстро нашли девушку и отправили ее к эпарху. Аэтий, увидев прекрасную Параскеву, был очарован ее красотой. Святая не была печальна, а наоборот, светилась от радости. Аэтий пожелал узнать, не клевещут ли люди на прекрасную девушку. Параскева без страха и сомнений отвечала, что она есть истинная христианка и исповедница Господа. Аэтий предложил ей поклониться богам в храме идолов. За это он обещал ей сохранить жизнь. Подданный императора не скрывал, что Параскева очень ему понравилась, и он предложил святой выйти за него замуж.

Но дева была непреклонна. «Единственный Жених мой – Иисус», – отвечала она. Аэтий пригрозил Параскеве мучительными страданиями, которые палачи подготовили для нее. Но девушка не боялась этого, ведь она знала, что после всех пыток Господь примет ее к себе. Разъяренный Аэтий приказал палачам снять с нее одежды и избивать юное тело воловьими жилами. Параскева во время страшных мучений не проронила ни слова пощады, а лишь про себя славословила Господа. Аэтий, не в силах наблюдать за тем, как уничтожают красоту девушки, приказал палачам остановиться и еще раз повелел святой пойти поклониться идолам. Параскева, стиснув зубы, молчала. За это Аэтий оскорбил весь христианский род, после чего девушка плюнула ему в лицо. Для эпарха это было последней каплей. Вне себя от гнева он приказал палачам подвесить Параскеву вниз головой и терзать ее железными когтями.

Когда палач увидел, что девушка уже при смерти, он сообщил об этом Аэтию. Тот приказал бросить Параскеву в темницу, чтобы погибель земная была для нее более мучительной.

Израненная и без сил, Параскева Пятница лежала на полу тюремной камеры, будто мертвая. Но Господь, видя ее всеобъемлющую любовь к Святой Троице, направил к девушке Ангела. Тот явился к Параскеве с крестом, терновым венцом, копьем, тростью и губкой. Ангел утешил измученную девушку, растерев ее раны. Христос исцелил Параскеву – тело вновь стало здоровым, а ее лицо озарилось лучезарной красотой. Девушка сияла, будто ангел. Параскева в благодарность за исцеление начала славословить Господа.

Утром стража, появившись в тюремной камере Параскевы, обнаружила, что девушка совершенно здорова. Исполненная радостью, она пела молитвы и славословила Господа. Испугавшись, стражники ринулись к Аэтию и сообщили о небывалом чуде. Эпарх вызвал к себе Параскеву и сказал, что ее исцеление – заслуга идолов, которым поклоняются римляне. Аэтий, взяв девушку за руку, повел ее в один из храмов. Параскева, не сопротивляясь, вошла в капище. Обращаясь к небесам, она произнесла молитву к Господу, после чего случилось страшное землетрясение. Все статуи богов разрушились и превратились в прах. Многие, кто видел это, обратились в христианство. И лишь Аэтий расценил это как ритуал сильной магии, приказав подвесить святую к столбу и жечь ее бока светильниками.

Вновь обратилась Параскева ко Господу. По ее молитвам Всевышний отвратил жаркий огонь от девы, направив его на истязателей. Народ, видевший чудеса, которые совершались Господом через Параскеву, уверовал в Иисуса Христа, отвергнув язычество. Аэтий испугался, что он потеряет свою власть, которая и зиждилась на веровании в идолов. Поэтому он приказал отрубить Параскеве голову. Наконец Господь забирает душу измученной, хрупкой девушки в Царство Небесное, где ее ожидало вечное блаженство.

Покончив с многострадальной Параскевой, Аэтий как ни в чем не бывало решил отправиться на охоту. По дороге в лес его конь, встав на дыбы, сбросил правителя на землю. Тот умер на месте, отправив свою душу на вечную погибель в преисподнюю. После этого христиане, многие из которых уверовали в Господа благодаря Параскеве, забрали тело девы и смогли похоронить ее в домовой церкви. Мощи святой исцеляли душевные и физические болезни людей по ее молитвам перед Господом.

Параскева Пятница, на иконах изображается русоволосой девушкой с терновым венцом на голове. Она облачена в красный мафорий и синий покров. В левой руке великомученица держит свиток с текстом Символа веры, а в правой – крест, символизирующий веру во Христа и те страдания, которые понесла Параскева Пятница. Икона святой вплоть до XX века была почти в каждом крестьянском доме. Земледельцы особенно чтили ее образ, украшая его нарядными лентами, цветами или ризой. В день памяти великомученицы (10 ноября по новому стилю) крестьяне обязательно приходили на церковную службу и освящали плоды, которые хранились в доме до следующего года. Также в русских деревнях на праздник Параскевы Пятницы было принято освящать кусок льняной ткани, которой завешивали образ святой. Именно поэтому в православии можно встретить и другое имя великомученицы – Параскева Льняница. Крестьяне молились святой о сохранении скота, особенно коров.

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

Прежде всего, к ее помощи прибегают люди, занимающиеся сельским хозяйством и домашним бытом, а также те, у кого есть поголовье скота. Параскева Пятница, давшая обет девства, молится перед Господом за тех, кто ожидает достойного жениха. Те, кто долгое время не могут зачать ребенка, также могут обратиться к великомученице в надежде на чудо деторождения. Помогает наладить мир в семье также Параскева Пятница, о чем молятся все православные христиане. Святая исцеляет духовные и физические недуги верующих, особенно в случаях невыносимой боли, а также во время дьявольских искушений.

Как ни странно, в делах торговли также помогает Параскева Пятница, о чем молятся те, кто связан с этой деятельностью. Отсюда и пошла традиция организовывать ярмарки в пятничный день. Образ Параскевы нередко ставят при источниках и колодцах для того, чтобы вода обрела целительную силу. На Руси было также принято привязывать цветы к ее образу, а затем делать из них отвар, которым лечили не только физические, но и душевные болезни. Молитва Параскеве Пятнице обладала настолько великой силой, что ее текст люди прятали в кусочек ткани, которую прикладывали к больному месту и исцелялись.

На Руси люди почитали Параскеву Пятницу как заступницу девушек, желающих выйти замуж. Именно поэтому ей молились даже на Покров, прося помощи в делах любви. Параскева Пятница, о замужестве никогда не помышляющая и давшая обет девства, помогает целомудренным девушкам сделать достойный выбор в стремлении создать семью. Хранительница Пятницы Святая Параскева представлялась нашим предкам строгой женщиной, которая заповедовала им строго блюсти пост в среду и пятницу, а именно не заниматься домашними делами и не нести раздор в народ. Также она запрещала им употреблять в эти дни скоромную пищу. Святая приходила ко многим крестьянам в видениях, поэтому никто не сомневался, что это была сама великомученица. Именно поэтому в отдельных уголках нашей страны до сих пор сохранился обычай откладывать шитье, стирку белья и другие дела в день Параскевы Пятницы. Наши предки также рассказывали, что по селам Малороссии ходила святая великомученица, тело которой было исколото иголками из-за грехов женщин, не соблюдающих строгого поста в отведенные для нее дни. В честь Параскевы на Руси было установлено 12 пятничных дней, которые были приурочены к какому–либо великому празднику, например Благовещению, Пасхе, началу Великого Поста и т. д.

Часовня в Верее была закрыта в 1930-х годах, и использовалась в хозяйственных целях. Передана верующим в 1999 году и отремонтирована. Приписана к Рождественскому собору.

Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, Верея, Советская площадь. Координаты: 55.343899, 36.185462

Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня), г.Москва

Храм Святого Мартина Исповедника на Таганке — старинный православный комплекс, которому удалось уцелеть в период лихолетья. Он обладает многовековой историей. Основан храм в то время, когда князь Василий Иоаннович III был благословлен на княжение. Дата совпала с днем памяти святителя Мартина — 14 (27) апреля 1502 г. Истории Храма Святого Мартина Исповедника на Таганке посвящена статья.

Первоначальные исторические данные

Первое упоминание о храме в исторических памятниках встречается в 1625 году. В начале XVII века образовалась Алексеевская слобода, разместившаяся за Земляным городом, вдоль пути, связавшего Таганные ворота и Спасо-Андрониковский монастырь. На пути стояла Мартиновская церковь, слободу же назвали Алексеевской по аналогии с церковью, возведенной в честь Алексия, митрополита Московского, на том месте, где размещалась его палатка во время посещения монастыря. Слободу называли «черной», поскольку ее населяли торговцы и ремесленники, занимающиеся городским благоустройством. Во 2 половине XVII века слободу занимали торговцы хлебом, поэтому Храм Святого Мартина Исповедника на Таганке стали называть «в Хлебниках».

Современное состояние

Сегодня храм Мартина Исповедника — один из красивейших храмов столицы, отличающийся, в первую очередь, нетипичной для русского православия архитектурой. Эту церковь часто сравнивают с собором Святого Павла, находящимся в Лондоне, а также с римским собором Святого Петра.

Интерьер храма святителя Мартина Исповедника

К слову сказать, храм святителя Мартина построен в таком месте, где здания старой Москвы лишь подчеркивают самобытность храма, отлично дополняя его в этом историческом месте города.

Возведение и освящение

В 1791 г. обеспеченный московский торговец чаем (позже ставший городским головой Москвы) Жигарев Василий сделал заказ у архитектора Родиона Казакова на новый проект церкви. Этот зодчий стоял в одну ряду с такими именитыми архитекторами, как М. Казаков и В. Баженов, однако в истории он был незаслуженно забыт. Получив основы теории у названных мастеров, Казаков продолжил их труд, а также стал руководителем архитектурной школы, из стен которой вышло немало одаренных деятелей.

В 1792 году, заручившись благословением Московского Митрополита Платона, приступили к возведению Храма Святого Мартина Исповедника на Таганке. К 1798 году процесс был завершен. На средства Жихарева в том же году выстроили также частное народное училище по соседству с церковью.

Комплекс в XIX веке

В начале XIX века итальянский живописец Антонио Клаудо расписал храм, его работы сохранились на стенах комплекса до наших дней. Этот же мастер выполнил иконы для главного иконостаса. Итальянский стиль живописи был нехарактерен для храмов того времени. Так, в церкви появились не свойственные православным храмам сюжеты: изображение Моисея и апостола Петра.

Читайте также:
Жировичский монастырь: где находится и как доехать, история и описание

В 1806 году храм освятил московский митрополит Платон.

1812 год принес несчастье, храм сильно пострадал от пожара. Поэтому с 1813 по 1821 год его восстанавливали, реставрируя перекрытия и облицовку. В XIX веке основной храм функционировал без отопления. Только в начале XX века купец Сергей Александров поспособствовал тому, чтобы было организовано калориферное отопление. Кроме этого, обновили и живописное оформление интерьера.

Архитектурный стиль

Храм Святого Мартина Исповедника на Таганке принадлежит к памятникам русского классицизма, однако стоит особняком среди них. Здание выделяется своей оригинальной архитектурой. Храм расположен на холме, нисходящем к побережью Яузы. В свое время комплекс являлся одной из центральных градостроительных доминант всего Заяузья и, в частности, Таганского района.

Здание отличается монументальностью. Его архитектор, Казаков, ради идеи композиционного единства отказался от деления здания на привычные три части. Здание выдержано в духе русского классицизма: его формы торжественны и объемны. Оно состоит из 4-стопного четверика и большой апсиды, западного притвора и 3-ярусной колокольни. Масштаб внешнего оформления крупный. Боковые фасады отмечены 8-колонными портиками. Окна крупные, расположены по бокам фасада. Особенно выразителен вид храма со стороны Садового кольца.

Архитектура и убранство сооружения

Храм святителя Мартина на Таганке — образец архитектуры эпохи классицизма, его главная часть представляет собой крест, по обе стороны от которого расположены порталы с колоннами. Основной купол храма представляет по форме ротонду, с четырех сторон от которой расположены небольшие купола. С одной из сторон к храму примыкает колокольня, выстроенная в 3 яруса.

Интересно! Внутреннее убранство храма выполнено в стиле ампир, к этому стилю относятся и росписи, выполненные живописцем из Италии — Антонио Клаудио.

Времена разорения

До 1917 года при храме были открыты училища, богадельни, производилось попечительское служение для бедных. Однако после революции комплекс повторил судьбу многих святынь. Его разграбили, а в 1931 году закрыли. Церковные помещения были отданы киномастерской «Востоккино». В это время иконостас уничтожили, а интерьер храма был окончательно разграблен. Позже помещение заняла Всесоюзная книжная палата, разместив в храме литературный фонд.

Возрождение

В 1989 году родилась идея возрождения Храма Святого Мартина Исповедника. До этого момента в Таганском районе функционировала лишь одна церковь — Успения Богоматери в Гончарах. Однако количество верующих к концу 80-х годов неуклонно увеличивалось, что требовало открытия новых храмовых комплексов и возрождения прежних. Именно так решено было восстанавливать Храм Святого Мартина Исповедника на Таганке. Фото демонстрирует это прекрасное сооружение.

В начале 90-х храм вернули Русской православной церкви. В 1991 году был освящен престол. Настоятелем стал Сергей Суздальцев. Вскоре богослужения были возобновлены.

В 1991 же году состоялся крестный ход, в ходе которого в храм доставили образ Богоматери Грузинской. Память иконы чтят 4 сентября. Считается, что чудотворный образ помогает женщинам, страдающим от бесплодия. Судьба иконы Богоматери Грузинской, находившейся в церкви до революции, до сих пор неизвестна.

Настоятель храма с 1992 года — Александр Абрамов. Под его водительством комплекс освободили от книжного фонда, заменили отопительную систему, перестроили кровлю, обновили оконные рамы. Настенная живопись восстановлена, возвращен иконостас. Имена священников, принимавших активное участие в реставрационных работах: Михаил Федин, Сергий Точеный, Андрей Бондаренко.

В 1998 году храм был освящен патриархом Алексием.

История храма

Основание собора летописная традиция связывает с благословением на княжение Великого князя Василия Иоанновича III в Москве и Владимире, данным в день памяти святителя Мартина — 27 (14) апреля 1502 года.

Возведение и основание

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода была образована в начале XVII столетия вдоль дороги, соединяющей Таганские ворота со Спасо-Андрониковским монастырем. На этом пути, ставшим Большой Алексеевской улицей, стояла Мартиновская церковь. Основное население вокруг нее составляли ремесленники, торговцы и булочники.

По преданию, поселение основано на том самом месте, где была поставлена палатка святителя Алексея во время посещения им Спасо-Андоникова храма.

Богатый московский купец Василий Яковлевич Жигарев в 1791 году заказал проект новой церкви у архитектора Родиона Казакова. В следующем году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство. Работы были завершены к 1798 году. Живописец Антонио Клаудио расписал стены церкви в итальянском стиле.

Происхождение названия

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был выходцем из Тосканской области в Италии. Получив хорошее образование, он поступил в клир Римской церкви. Пресвитера Мартина избрали на престол после смерти папы Феодора I. В то время порядок нарушала ересь монофелитов, получившая широкое распространение.

Бесконечные религиозные споры происходили во всех слоях населения. Константинопольский патриарх Павел II и император Констанс придерживались сектантских взглядов. Правитель издал «Образец веры» (Типос) и обязал всех людей следовать ему. В нем накладывался запрет на дальнейшие споры.

Еретический «Образец веры» Рим получил в 649 году. Папа Мартин созвал Поместный Собор и отослал патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православию. Император разгневался и приказал военачальнику Олимпию привести святителя на суд.

Прибыв на место, военный побоялся народа и духовенства, сошедшего на Собор. Он подослал убийцу, чтобы все сделать тайно. Приблизившись к своей цели, воин неожиданно ослеп. Олимп испугался и поспешно уехал в Сицилию, где вскоре пал на поле боя.

Тогда Констанс послал другого военачальника Феодора. Он предъявил святителю тяжкие обвинения в хулении Пресвятой Богородицы, неканоническом вступлении на папский престол и тайном общении с врагами империи. Несмотря на предъявленные доказательства о полной невинности папы Мартина, Феодор схватил его ночью и отправил на Цикладские острова в Эгейском море.

Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

В этом месте исповедника держали почти год, а затем привезли на суд в Константинополь. Старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали отвечать стоя. Во время допроса воины поддерживали измученного святителя. Показания давали лжесвидетели, а оправдания святого никто даже не стал слушать.

В глубокой скорби Мартин сказал:

«Господу известно, какое великое благодеяние вы мне окажете, если скоро предадите смерти».

После слушаний его выставили в разодранной одежде на растерзание толпе. Через некоторое время пришел сакелларий и огласил приговор. Святого лишили сана и назначили время смертной казни. Его заковали в цепи и посадили в темницу с разбойниками. Они оказались милосерднее, чем еретики.

В это время император навестил умирающего патриарха Павла и рассказал ему о прошедшем суде. Тот отвернулся и сказал:

«Горе мне! Еще одно новое деяние к моему осуждению».

Он просил прекратить мучения папы Мартина. Констанс послал в тюрьму нотария для дополнительного допроса.

Святитель отвечал им, что не станет общаться с Константинопольской церковью, пока она окутана зловерием. Мучители поразились такому мужеству и заменили казнь на ссылку в отдаленный Херсонес Таврический. Там исповедник и скончался. Его погребли во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов осудили в 680 году на VI Вселенском соборе, а мощи святого папы Мартина перенесли в Рим.

Подробнее о святителе можно узнать из данного ролика.

Историческая судьба

Православная церковь святого Мартина на Таганке всегда занимала особое место среди памятников русского классицизма. Связано это с тем, что она выделялась своей оригинальностью и стояла особняком в истории московской архитектуры. Расположившись на вершине холма, храм был одной из значительных и мощнейших градостроительных доминант всего Заузья.

Во время оккупации французами в 1812 году здание пострадало от пожара. В течение девяти лет шел ремонт железных покрытий, реставрация облицовки церкви и прокладка прохода между колокольней и храмом. К началу XX столетия было устроено калориферное отопление, обновлена живопись.

После революции Мартиновская церковь разделила судьбу многих христианских святынь. По декрету 1922 года об изъятии ценностей храм лишился почти всей ризницы, а через два года его разграбили полностью. Здание закрыли, а помещение передали киностудии документальных фильмов и Всесоюзной книжной палате.

Церковь святителя Мартина вновь открылась только в 1989 году. Настоятелем храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Усилиями отца Сергия возобновились богослужения.

В 1991 году крестным ходом перенесли чудотворный образ Богоматери Грузинской. К 1996 здание полностью освободили от фондов книжной палаты, разобрали шесть этажей железобетонных перегородок и перекрытий, полностью заменили систему отепления, полы, кровлю и оконные рамы. Воссоздана настенная живопись, в Мартиновскую церковь вернули иконостас центрального алтаря.

Активное участие в реставрационных работах принимали:

  • священник Сергий Точеный;
  • священник Михаил Федин;
  • священник Андрей Бондаренко;
  • диакон Дионисий Пряхин.

В мае 1998 года патриарх Алексий II передал настоятелю Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 освящен один из приделов в честь преподобного Александра, монаха обители «Неусыпающих».

Современное положение

На данный момент церковь Мартина Исповедника ведет широкую общественную деятельность.

  1. Воскресная православная школа. Это учебное учреждение при храме предназначено для детей и взрослых.
  2. Помощь детскому дому. В течение многих лет братство занимается социальной и просветительской деятельностью. Осуществляется духовное окормление детского дома №1. Проводятся поздравления воспитанников с Рождеством и Пасхой, раздача подарков, устроение различных постановок и причащение.
  3. Работа с ветеранами Великой отечественной войны. В те же праздничные дни при самом храме организуются поздравления прихожан-ветеранов, устраиваются чаепития и концерты, раздаются подарки.
  4. Группа милосердия «Курский вокзал». Инициативная группа прихожан по помощи бездомным. Осуществляется кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.

Воскресная школа

В наши дни при храме действует воскресная школа. Целью ее является православное воспитание и образование детей в духе христианских ценностей. Дети учатся участвовать в Исповеди и Причастии, изучают Закон Божий, церковную историю, ход православного богослужения. Обучение в школе бесплатное. К воспитанникам предъявляются требования к опрятному скромному внешнему виду, благоговейному отношению к церковной утвари, в регулярном участии в богослужении.

Советы перед посещением

Духовенство храма дает несколько советов верующим при посещении Храма Святого Мартина Исповедника в Москве:

  • Входить в церковь следует с радостью, благоговением и кротостью.
  • При входе нужно совершить три поясных поклона, а в пост — три земных.
  • Во время богослужения не стоит ставить свечи и прикладываться к иконам, лучше сделать это заранее, до начала службы, чтобы не мешать никому из присутствующих. Чтение Евангелия, молитва «Единородный Сыне», часть литургии со слов «Иже Херувимы» — моменты особенного сосредоточения, когда запрещается ходить по храму.
  • Церковная свеча — это символ нашего горения перед Господом, поэтому и она заслуживает благоговейного отношения. Зажигать ее следует от соседней, и опалив основание, поставить в подсвечник.
  • Приветствовать знакомых следует скромно, поклоном.
  • Во время молитвы не стоит с интересом разглядывать окружающих, а лучше вникать в ход богослужения, чтобы песнопения исходили из сердца.
  • Детям следует привыкать к разумному поведению в храме, в чем немаловажна роль родителей. Запрещено принимать пищу в храме. Если ребенок заплачет, следует вывести или вынести его со службы.
  • Деньги на свечи следует готовить заранее, дома.
  • Покидать службу до окончания считается грехом, если это произошло, стоит исповедаться.
  • Женщинам приходить на службу рекомендовано без косметики. Принимать причастие с накрашенными губами запрещено.
  • Если кто-то из верующих в храме сделал замечание, не стоит расстраиваться, а лучше со смирением принять упреки.
  • Мобильный телефон должен быть выключен.

Паломнику

Расписание богослужений:

Богослужения в воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников, в дни памяти особо чтимых икон Божией матери и святых начало Божественной Литургии в 10:00.

Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

В будничные дни Божественная Литургия в 8:00.

Вечерние Богослужения в 17:00.

В пятницу в 17:00 в храме совершается вечерня и утреня с чтением акафиста «Грузинской» иконе Божией Матери.

В воскресенье в 17:00 совершается вечерня и утреня с чтением акафиста святителю Мартину Исповеднику.

(Богослужения с чтением акафиста совершаются во все указанные дни, кроме дней Великого Поста, дней Двунадесятых и Великих праздников, дней памяти особо почитаемых святых и особо чтимых икон Божией Матери, а также дней попразднства Двунадесятых Праздников).

История храма

Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, — один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года.

Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли «черные люди» — ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом — церковь святителя Мартина именовалась «в Хлебниках».

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, — но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью — частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.

Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.

Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.

Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.

1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

Читайте также:
Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.

В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.

Церковь Мартина Исповедника на Таганке

В историческом центре Москвы, именуемом сегодня Таганкой, а некогда — Заяузьем, находится храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского. Несмотря на то, что вид у церкви довольно современный, история храма началась еще во времена Василия III — в 15-16 веках.

История постройки

Если довольно подробно изучить историю московского храма Святителя Мартина Исповедника, то можно проследить основные вехи русской истории. Так стены церкви помнят времена нашествия Наполеона, пожар во время Отечественной войны 1812 года, период революции 1917 года — все эти события наложили свой отпечаток на судьбу этого храма.

О том, в какое время появился на Таганке храм Святителя Мартина, существует два предположения.

  • Согласно одному из них, по мнению Ивана Михайловича Снегирева — русского историка и археолога, церковь была построена предположительно в 1492 году.
  • Другая же дата — 1625 год, связана с первым упоминанием храма Святого Мартина в архивах города Москвы.

Интересно! Доподлинно известно, что изначально храм Мартина Исповедника именовался иначе. Когда в 1492 году был он возведен близ дороги ведущей от Кремля к Спасо-Андрониковой обители, главный престол храма был освящен в честь Вознесения Господа. В день, когда был венчан на царственный престол Василий III, по церковному календарю — день памяти святого Мартина, церковь получила новое название, оставшееся и до наших времен.

Считается, что во время посещения столицы в 1780 году австрийским императором Иосифом II зародилась идея о том, чтобы рядом со зданием храма Святителя Мартина заложить новый храм. Все это благодаря тому, что экскурсоводом по Москве для императора был избран не кто иной, как митрополит Платон. Однако строительство было начато лишь в 1791 году.

Другие православные храмы Москвы:

Промедление в начале стройки возникло по причине того, что только спустя 10 лет появились деньги на постройку новой церкви. Выделил их один из богатейших московских чаеторговцев — Василий Яковлевич Жигарев, ставший в дальнейшем главой города.

Архитектором проекта стал Родион Казаков, спроектировавший такие известные храмы, как:

  • церковь великомученицы Варвары;
  • один из соборов Зачатьевского монастыря;
  • церковь Симеона Столпника;
  • колокольня Андроникова монастыря и другие важные для культуры православия объекты.

В начале 1792 года состоялось благословение митрополитом Платоном начала строительства, а уже в 1806 году им же был освящен престол нового храма.

Первая служба состоялась в храме в 1812 году, и она была посвящена освобождению Москвы от французов. Случившийся в этом же году городской пожар не обошел стороной и церковь, после чего реставрация храма Святителя Мартина продолжалась до 1821 года.

Следует знать, что до начала 20 века храм считался летним, т.к. в нем полностью отсутствовало паровое отопление, которое появилось только в 1904 году, благодаря средствам, пожертвованным московским купцом Сергеем Андреевичем Александровым.

Советская власть внесла свои коррективы в судьбу храма — лишившись большей части церковной утвари в 1931 году храм был закрыт. В разное время в здании существовал архив студии «Востоккино», книжное хранилище, вычислительный центр одного из институтов Москвы.

Лишь в начале 90-х годов было принято решение вернуть помещению статус церкви, на что ушло целых 6 лет, а 28 мая 1998 года патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было проведено освящение храма.

Современное состояние

Сегодня храм Мартина Исповедника — один из красивейших храмов столицы, отличающийся, в первую очередь, нетипичной для русского православия архитектурой. Эту церковь часто сравнивают с собором Святого Павла, находящимся в Лондоне, а также с римским собором Святого Петра.

К слову сказать, храм святителя Мартина построен в таком месте, где здания старой Москвы лишь подчеркивают самобытность храма, отлично дополняя его в этом историческом месте города.

Архитектура и убранство сооружения

Храм святителя Мартина на Таганке — образец архитектуры эпохи классицизма, его главная часть представляет собой крест, по обе стороны от которого расположены порталы с колоннами. Основной купол храма представляет по форме ротонду, с четырех сторон от которой расположены небольшие купола. С одной из сторон к храму примыкает колокольня, выстроенная в 3 яруса.

Интересно! Внутреннее убранство храма выполнено в стиле ампир, к этому стилю относятся и росписи, выполненные живописцем из Италии — Антонио Клаудио.

Деятельность прихода

Многие годы священники храма занимаются как духовной деятельностью (при храме имеется воскресная школа), так и социальной (при участии прихожан и волонтеров организуются мероприятия для детей сирот).

Читайте также:
Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Святыни и престольные праздники

К основным святыням храма относят:

  • список с Грузинской иконы Божией матери, творящий чудеса;
  • святые мощи Мартина Исповедника, святителя Тихона, преподобного Никодима и многих других известных православных святых;
  • частица святых мощей и погребальная рубашка матушки Матроны Московской.

Один из главных престольных праздников храма связан с почитанием Грузинской иконы Богоматери, проходящий ежегодно 4 сентября.

Время работы

Храм Мартина Исповедника на Таганке открыт для прихожан ежедневно с 7.30 утра и до 19.30. Ежедневно проходят службы — в 8 утра и в 17.00 вечером. По выходным — в 10.00 и в 17.00.

Как добраться

В Москве добраться до храма довольно просто, достаточно ориентироваться на станции метро, ближайшие к храму: «Авиамоторная», «Марксистская», «Перово», «Шоссе Энтузиастов».

Достопримечательности

Посетив храм на Таганке, можно, кроме того, познакомиться и с такими достопримечательностями города, как:

  • музей мебели;
  • театр на Таганке;
  • церковь святого Николая Чудотворца;
  • дом-музей Владимира Высоцкого;
  • церковь Сергия Радонежского;
  • храм Успения Пресвятой Богородицы.

Храм святителя Мартина Исповедника – архитектурное украшение Таганки

Кем был Мартин Исповедник

Папа Римский Мартин родился в VII столетии в Италии

и получил хорошее образование. Тогда церковь была единой, однако уже вовсю шли непримиримые споры об основах христианской веры. Папа Мартин активно выступал на стороне православия. Он созвал в
Риме
Поместный собор, который осудил взгляды монофелитов.

Римский император был разгневан дерзким поступком церковного иерарха. Он отдал приказ военачальнику Олимпию убить Папу Мартина, но судьба уберегла владыку от смерти. Священника обвинили в тайном общении с врагами империи, проповедях ереси и на год отправили в заключение, которое он провел на острове Наксос.

Потом в Константинополе прошел суд, на котором больного Мартина лишили сана и выставили на поругание толпе. После разбирательств смертную казнь заменили ссылкой на Крымский полуостров

, в греческую колонию
Херсонес Таврический
. В далеком полисе бывший Папа и провел остатки своих дней.

Католики чтят святого Мартина, как мученика. В православной вере его считают исповедником. Так называют людей, которые открыто признали себя приверженцами христианской веры, но не умерли в мучениях.

Ранние годы

Храм иоанна предтечи на пресне: история, описание, расписание служб

Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.

Начало служения

В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.


Святой Мартин Исповедник

Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.

Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.

Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.

Падение

Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.

Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.

Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.


Икона святого Мартина, папы Римского

Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.

Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.

Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».

Смерть

Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.

История храма

Великий князь Василий III венчался на престол в день, когда церковь поминала Марина Исповедника – 14 апреля 1502 года. В память об этом торжественном событии новый правитель Руси велел заложить в главном городе государства храм Мартина Исповедника. Старая церковь простояла 300 лет, и была за ветхостью разобрана.

Читайте также:
Шуйская епархия: монастыри и храмы, духовенство, история

Каменный храм начали возводить в 1791 году на деньги прихожанина и богатого чаеторговца Василия Яковлевича Жигарева. Строительство приурочили к приезду в Россию императора Священной Римской империи Иосифа II, а проект здания разработал талантливый зодчий и мастер классицизма Родион Родионович Казаков.

Необычная церковь была закончена в 1806 году и освящена митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Благодаря выгодному расположению на холме, она стала архитектурной доминантой Таганки и Заяузья.

Любопытная история произошла с храмом в 1812 году, когда в Москве стояли войска Наполеона. Маршал Мюрат был настолько поражен красотой церкви, что выставил перед входом в нее вооруженный караул с офицером. Охрана защищала храм от мародеров, а при отступлении французов мюратовские солдаты сдались в плен русской армии.

Как и другие здания в Москве, храм сильно пострадал во время большого пожара. Когда французы оставили город, в церкви Папы Мартина провели благодарственное богослужение в честь избавления Москвы от неприятеля. Обгоревшие фасады пришлось восстанавливать более 10 лет.

На протяжении всего XIX столетия при храме существовали общество помощи бедным, церковно-приходская школа, богадельня и народное училище. Церковь была холодной. В ней не топили, поэтому богослужения шли только в теплое время года. В 1904 году церковный староста, состоятельный купец Сергей Андреевич Александров пожертвовал деньги, на которые была обновлена живопись на стенах и устроены калориферные печи.

После революции старинный храм разделил судьбу многих святынь Москвы. Когда в стране проводили кампанию по изъятию церковных ценностей, из ризницы вывезли более 14 пудов серебра. Вооруженные отряды забрали богослужебную утварь и оклады древних икон. Все внутреннее убранство храма, включая алтарь и придельные иконостасы, было полностью уничтожено.

В 1931 году церковь закрыли для богослужений. Опустевшее здание заняла киностудия документального кино. Потом в бывший храм вселилась Книжная палата, которая использовала помещения для книжных фондов. Долгое время территория вокруг была обнесена глухим высоким забором. Сквозь щели виднелся обветшавший фасад и большая надпись на фронтоне с названием храма.

В 1980-е годы здание занимал вычислительный центр одного из научно-исследовательских институтов. Когда в стране начались перемены, количество верующих выросло. Единственный действующий храм на Таганке – Успения Богоматери в Гончарах не справлялся с потоком прихожан. Было принято решение вернуть Церкви храм Папы Мартина. В 1991 году сюда перенесли чудотворный образ Божией Матери Грузинская.

Через пять лет реставраторы и волонтеры разобрали шесть перегородок из железобетона, которые были построены в годы советской власти. Постепенно были восстановлены настенные росписи, перестелены полы, заменены оконные переплеты, отопление и кровля. В храм вернулся иконостас, который несколько десятилетий хранился в стенах Донского монастыря

. Наконец, в 1998 году прошло торжественное освящение старинной церкви.

Особенности архитектуры

Улица, на которой стоит храм, носит имя Александра Солженицына. В советские годы она называлась Большой Коммунистической, еще раньше – улицей Коммунаров, а до революции – Большой Алексеевской. Это одна из главных улиц московских старообрядцев. Богатые купцы и фабриканты старательно берегли родные пенаты, поэтому до 1917 года здесь построили всего один дом в пять этажей.

Сейчас высоких домов больше, но изящный храм Мартина Исповедника открывается издалека. Колокольня и купол словно парят над двухэтажными каменными особняками и коваными оградами старинных усадеб.

Все, кто бывал в этом уголке столицы, отмечают, что время здесь словно остановилось! Аккуратные отреставрированные здания и дворы выглядят точно так же, как и на рубеже XVIII-XIX веков.

Представительная церковь Мартина Исповедника в Москве напоминает знаменитый собор святого Петра в Риме

. Волшебное творение Родиона Казакова отличают яркая монументальность и законченность. С запада к храму пристроена трехъярусная колокольня высотой 60 м. До 1820-х годов она была отдельным строением. К главному входу в церковь ведет широкое каменное крыльцо.

Двухъярусный основной объем удачно подчеркивают строгие римские портики и округлый купол со световой ротондой, которая имеет диаметр 17 м. Фасады, притвор и алтарную апсиду украшают колонны дорического ордера, а купол и колокольню – коринфского.

Месторасположение церкви

Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.

Находящиеся рядом здания:

  • музей мебели;
  • церковь Николая Чудотворца на Студенце;
  • театр на Таганке;
  • церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
  • церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
  • дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
  • церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

Как добраться

В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.

В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:

  • «Авиамоторная»;
  • «Марксистская»;
  • «Перово»;
  • «Площадь Ильича»;
  • «Шоссе Энтузиастов».

Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.

Интерьеры и святыни

Интерьер храма производит такое же сильное впечатление, как и само здание. Под тихими сводами горят свечи, и сверкает позолота. Посетители могут увидеть старинный резной иконостас, который в годы гонений на верующих находился в московском Музее архитектуры

. Алтарная преграда имеет оригинальную форму триумфальных ворот и посвящена победе России над французами.

Внутри сохранились оригинальные настенные росписи начала XIX века, которые сделал Антонио Клаудо. Фрески в итальянском стиле отличаются от того, что принято изображать в православных храмах. Под барабаном можно увидеть несвойственные для православия сюжеты – апостола Петра, пророка Моисея и множество фигур вокруг.

Главной святыней храма считается список с чудотворной иконы Богоматери Грузинская. Кроме того, в церкви находятся мощевики с частицами мощей христианских святых и погребальная рубашка, в которой похоронили блаженную Матрону.

Уникальный центральный иконостас в форме триумфальных ворот


Второго такого вы не найдёте. И удивительно, что не смотря на непростую судьбу храма, этот иконостас сохранился и сейчас снова украшает его изнутри. Сохранился почти полностью, даже потери резьбы весьма незначительны и очень аккуратно восстановлены. Сохранился благодаря Музею архитектуры имени А.В. Щусева, в чьих фондах в советское время он числился после демонтажа, а хранился в Донском монастыре. После возвращения храма церкви в 90-х годах прошлого века, иконостас был возвращён на своё законное место. Обязательно зайдите полюбоваться им! А ещё здесь всегда очень уютный Рождественский вертеп прямо у входа. Ольга Сорокина

Читайте также:
Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Полезная информация для паломников и туристов

Двери храма открыты для всех желающих с утра до вечера. Церковные службы проводятся ежедневно – в 8:00 и 17:00. При церкви создана воскресная школа, где занимаются дети прихожан.

Главный престол посвящен Вознесению Господню. Храмовая крестильня с баптистерием находятся в крипте, ниже уровня земли. Под церковью Мартина Исповедника бьет природный родник, воду которого используют для церковных обрядов.

Престольные праздники[править]

Мартин Исповедник, святитель, папа Римский

8 марта — день памяти преподобного Александра монаха

1 сентября — день перенесения в храм Грузинской иконы Божией Матери

4 сентября — день памяти Грузинской иконы Божией Матери

15 января — день памяти преподобного Серафима Саровского

24 января — день памяти преподобного Михаила Клопского

Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва)

Мiръ Россия Москва Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва)

Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского — православная церковь конца XVIII века, находящаяся между улицей Солженицына (д. 15) и улицей Станиславского (д. 2) в Москве. Церковь имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, – один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года.

Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли “черные люди” – ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом – церковь святителя Мартина именовалась “в Хлебниках”.

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, – но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником “Экспедиции Кремлевского Строения”, он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью – частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.

Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.

Читайте также:
Храм Воздвижения Господня в Алтуфьеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.

Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.

1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.

В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве».

Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени.

Деятельность [ править ]

  • Воскресная школа

При храме имеется воскресная школа для детей, а также Православная школа для взрослых.

  • Помощь детскому дому

Братство храма Святителя Мартина Исповедника в течении многих лет занимается различной просветительской и социальной деятельностью.

Ведется духовное окормление детского дома для брошенных детей инвалидов № 1 г. Москвы.

Проводятся поздравления детей с праздниками Рождества и Пасхи, раздача подарков, причащение, устроение различных постановок.

  • Работа с ветеранами ВОВ

При самом храме осуществляются поздравления прихожан-ветеранов в те же праздничные дни.

Устраваются концерты, чаепития и раздаются подарки.

  • Группа милосердия “Курский вокзал”

Действует инициативная группа прихожан на Курском вокзале по помощи бездомным, где проводится кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.

Святыни [ править ]

  • Грузинская икона Божией Матери

  • Мощевики с частицами святых мощей:

В первом мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.

Во втором мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.

  • Погребальная рубашка блаженной Матроны

Престольные праздники [ править ]

8 марта – день памяти преподобного Александра монаха

1 сентября – день перенесения в храм Грузинской иконы Божией Матери

4 сентября – день памяти Грузинской иконы Божией Матери

15 января – день памяти преподобного Серафима Саровского

24 января – день памяти преподобного Михаила Клопского

Как добраться [ править ]

Адрес: 109004 г.Москва, ул.Александра Солженицына, 15 (м.”Таганская” или “Марксистская”)

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

Богослужения в воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников, в дни памяти особо чтимых икон Божией матери и святых начало Божественной Литургии в 10:00.

В будничные дни Божественная Литургия в 8:00.

Вечерние Богослужения в 17:00.

В пятницу в 17:00 в храме совершается вечерня и утреня с чтением акафиста «Грузинской» иконе Божией Матери.

В воскресенье в 17:00 совершается вечерня и утреня с чтением акафиста святителю Мартину Исповеднику.

(Богослужения с чтением акафиста совершаются во все указанные дни, кроме дней Великого Поста, дней Двунадесятых и Великих праздников, дней памяти особо почитаемых святых и особо чтимых икон Божией Матери, а также дней попразднства Двунадесятых Праздников).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: