Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история

Череповецкая и Белозерская Епархия

История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц. Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала. Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.

Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.

Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

История становления епархии

Ныне епархия располагается в Вологодской области, но относительно церковного разделения она не раз переходила от одной юрисдикции к другой:

  • до 1657 года — ею управляли ростовские архиереи,
  • до 1788 года — управлялась Вологодской епархией,
  • до 1918 года — отошла под управление Новгорода.

Только в 1918 года, вместе с красной революцией, к епархии пришла самостоятельность и главный ее город Череповец стали рассматривать как самостоятельный орган управления областью. Это произошло по причине массовых репрессий относительно духовенства, поскольку большая часть была репрессирована или расстреляна, а требовалось все больше служителей.

К концу 1920 года в Череповце открыли кафедру викариев и стали выпускать священнослужителей. Однако это не прошло гладко — тогда же развернулась борьба истинного духовенства с обновленчеством. И только в конце 191 года Церковь признала Череповецкую епархию полностью самостоятельной. Однако просуществовала она не долго, именно в 30-е годы прошлого века все ее епископы были расстреляны, что привело к общему запустению и прекращению служб во всех храмах области.

Было принято решение об упразднении епархии в 1945 году и до 90-х годов 20 века она не существовала.

Современная церковная жизнь

С начала 2000-х годов церковная жизнь в области стала налаживаться: открывались новые храмы, восстанавливались разрушенные, возобновлялись службы.

Обновленный храм Афанасия и Феодосия Череповецких

В 2014 году Церковным указом была восстановлена Череповецкая и Белозерская епархия как самостоятельная единица. И только за этот год было возобновлено служение в 30 (!) приходах.

Октябрь 2014 года также ознаменовался важным событием — Священный синод включил отделение в Вологодскую митрополию и назначил правящего архиерея — иеромонаха Флавиана (Митрофанов).

Важно! Официальной датой образования епархии считается 23 октября 2014 года.

На данный момент в ее составе находится:

  • Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь (открыт в декабре 2016 г.),
  • Архиерейское подворье с 2 мужскими обителями,
  • около 20 недействующих монастырей.

Епархия объединяет храмы в городском округе Череповце, а также нескольких районах Вологодской области:

  • Череповецкого,
  • Бабаевского,
  • Кадуйского,
  • Устюженского,
  • Белозерского,
  • Вытегорского,
  • Чагодощенского,
  • Вашкинского.

Епископ области — Флавиан, был избран 23 октября 2014 года по указу Священного Синода. А уже 25 октября 2014 года получил сан архимандрита с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан

Паломническая служба

Паломническую службу до ноября 2017 года возглавлял иеромонах Нестор, однако 28 числа он отошел в Божий покой. Сегодня его должность занимает иерей Максим Бакулин. Несмотря на то, что Миссионерский отдел пережил утрату, он продолжает активно развиваться и на 2018 год уже запланирована масса поездок по святым местам.

Паломническая служба занимается организацией паломнических поездок по святым местам РФ и ближнего Зарубежья. Особенное внимание уделяется святым местам именно Череповецкой области, которая богата на святыни, ведь тут сохранено несколько святых мощей:

  • Афанасия и Феодосия Череповецких,
  • Филиппа Ирапского,
  • братьев Ломских,
  • Даниила Шужгорского,
  • Филарета Устюженского,
  • преподобных мучеников Евфросина и Ионы Синозерских.

Кроме того, в области есть храмы и монастыри, чудодейственные источники и чудотворные иконы. В 2018 году запланированы поездки в:

  • Ростов,
  • Варницы,
  • Тутаев,
  • Толгу,
  • Великий Новгород,
  • Павло-Обнорский и Спасо-Прилуцкий монастыри,
  • Троице-Сергиеву лавру.

Для сведения! Планируются поездки по всей Вологодской, Московской и Новгородской области. Также запланированы поездки за рубеж: Чехия, Израиль, Грузия.

Епархия была восстановлена только несколько лет назад, но Господь укрепил ею и ныне развивает, так что это уже не умирающий приход, а активная часть Вселенской Церкви.

История Вологодской епархии в 1943–1991 годы. Часть 3

Давление власти на религиозную жизнь в 1950–1960-е годы

Епископ Мелхиседек (Лебедев)

К 1953 году направление работы уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Вологодской области окончательно изменило первоначальную форму. Из органа, регулирующего отношение Церкви и государства, он превратился в орган надзора. Еще больший контроль устанавливался с 1956 года [1] . В планы уполномоченного включаются вопросы по оценке деятельности духовенства и приходов, большое внимание уделялось продолжительности церковных служб. Такие инциденты случались и ранее, при И.М. Игнатове:

«Было выявлено, что настоятель Каратыгин грубо нарушает “Положение об управлении Русской Православной Церкви” о том, чтобы уклад и распорядок приходской жизни не препятствовали выполнению прихожанам гражданских обязанностей, например в сельских местностях в период полевых работ, молотьбы, хлебопоставок; в прекрасную погоду 11 сентября в воскресенье Каратыгин служил в церкви до 12 часов дня, о чем мною устно было сообщено епископу Иустину, обещавшему дать указание по этому поводу всем церквям, чтобы настоятели не злоупотребляли временем колхозников и колхозниц в горячую уборочную пору» [2] .

Усилилось давление гражданских властей на духовенство и мирян. Ужесточился контроль, и применялись различные меры административного и иного воздействия в отношении членов партии и комсомольцев, посещавших церковь, а также участвовавших в таинствах крещения, венчания и обрядах отпевания.

14 ноября 1950 года в Совете по делам Русской Православной Церкви состоялось межведомственное консультативное совещание, в котором приняли участие его сотрудники, представители Совета по делам религиозных культов, МГБ, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Министерства юстиции. Постановлениями совещания была заложена дальнейшая стратегия ужесточения контроля за религиозной жизнью верующего населения. В частности, говорилось:

«1. На совершение религиозных обрядов крещения детей согласие обоих родителей или лиц, их заменяющих, обязательно, в любой форме – устной или письменной.

Читайте также:
Вологодская митрополия: духовенство и указы, церкви и монастыри, святыни

2. Участие детей и подростков до 14-летнего возраста в церковных службах противоречит законам о труде и всеобщем обучении и является недопустимым. Участие в церковных службах подростков до 14 лет нежелательно, но допустимо с согласия родителей» [3] .

Наиболее острые конфликты попадали в годовые отчеты уполномоченных и архиереев:

«С одной девушкой из старших классов местной музыкальной школы, способной и талантливой, имел место такой случай. Администрация школы отказалась допустить ее к переходным экзаменам, поставив ей в вину хождение в церковь. Условием допущения к экзаменам потребовали отказ от религии. Девушка категорически отказалась выполнить требование школьной администрации и была уволена. Ее мать, женщина, не безразличная к религии, вдова убитого на войне офицера, энергично протестовала и искала защиты в гороно, облоно, у прокурора и в облисполкоме, но безрезультатно. Мать упрекали в плохом воспитании дочери. Тогда она обратилась с письмом к председателю Президиума Верховного Совета. Последовало распоряжение: допустить девушку к экзаменам. Такое решение сверху несколько отрезвило усердствующих в преследовании школьников за религиозные убеждения» [4] .

Конфликты случались и в сельской местности. Чаще местные власти были строже и неуступчивее центральных. В 1944 году настоятелю Покровской Подгородней церкви, открытой 4 октября 1943 года накануне престольного праздника, протоиерею Павлу Никитину Кирилловский горисполком отказал в приобретении богослужебной утвари. По соседству в Ферапонтовом монастыре, превращенном в музей, ее, свезенной из закрытых храмов района, было в изобилии. Лишь при вмешательстве облисполкома вопрос был решен в сторону церковной общины. В 1952 году появились серьезные нестроения между отцом Павлом и председателем сельсовета, который «на совещании с председателями колхозов совершенно правильно назвал церковь и ее деятельность как дурман, опиум народа. Когда к настоятелю Никитину пришел член комиссии содействия по подписке на заем вместе с финагентом, он отказался подписаться на том основании, что председатель сельсовета обозвал церковь дурманом, опиумом народа. Председатель сельсовета вызвал настоятеля в сельсовет, разъяснил ему статью 124 Конституции о свободе совести и свободе антирелигиозной пропаганды. После этого настоятель признал “свою ошибку” и подписался на заем. В данном случае ошибку сделал и председатель Суховерского сельсовета, убеждая попа подписаться на заем» [5] .

Отчеты церквей со второй половины 1950-х годов стали анализироваться тщательным образом. В докладах и информационных записках и.о. уполномоченного по Вологодской области И.М. Иванова за 1956–1957 годы, направленных председателю облисполкома, выражается обеспокоенность ростом доходов церквей Вологодской области, возрастанием числа крещений, венчаний, отпеваний; указывается, что «открытые церкви с каждым годом богатеют, положение епархии укрепляется, имеют место факты оказания материальной помощи нуждающимся гражданам за счет средств Церкви» [6] .

О высоком уровне деятельности Вологодской епархии в 1950-е годы свидетельствует и рост доходов церквей. По официальным данным финансового отчета епархии, валовый доход церквей в 1952 году составил 4,3 миллиона рублей, в 1953 – 4,5 миллиона, в 1954 – 5,2 миллиона, за 10 месяцев 1955 года – 4,7 миллиона рублей. Только кафедральный собор в Вологде получил дохода около 2 миллионов рублей [7] . Епископом Гавриилом была разработана система материального поощрения священнослужителей, принимались конкретные меры для создания хороших бытовых условий. Они периодически получали различные дотации в виде вознаграждения к большим праздникам, выплат на лечение, на оплату квартир и проч. Для священников епархией было закуплено несколько домов в сельской местности и квартир в Вологде. Для настоятеля кафедрального собора была куплена квартира за 50 тысяч рублей, более 80 тысяч израсходовано на ее ремонт. В распоряжение нового настоятеля была выделена легковая машина «Победа» с постоянным шофером [8] .

В эти годы большое внимание уделялось вопросу подготовки новых кадров священнослужителей. Учебные заведения Вологодская епархия поддерживала материально. В 1955 году она сделала отчисление в фонд учебных заведений Патриархии в размере 230 тысяч рублей [9] . Проводилось работа по подбору молодых кадров. В 1953 году начинается служение на клиросе Воскресенского собора Череповца молодого Н. Кутепова, будущего митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая († 2001). Случалось и такое, что молодые люди отдавали предпочтение духовным учебным заведениям потому, что условия для учебы в них были лучше, чем в государственных учебных заведениях. В духовных семинариях учащиеся, кроме установленной стипендии, получали регулярную материальную поддержку от Вологодской епархии, а во время каникул находились на ее содержании.

На 1 января 1958 года в епархии служило 32 священника и 18 диаконов, из них до 40 лет – 14, 41–55 лет – 7, старше 55 лет – 30. За 1957 год проведено пять хиротоний [10] . На 1 января 1960 года числилось 29 священников и 14 диаконов; до 40 лет – 17, 41–55 лет – 7, старше 55 лет – 19 [11] .

Архивные документы свидетельствуют о том, что активная деятельность вологодских священнослужителей в 1950-е годы оказывала большое влияние на значительную часть населения, в том числе на молодежь и детей. Так, крещение только по двум церквям, действовавшим в Вологде, в отдельные дни доходило до 50–70 человек. При этом крестили не только новорожденных, но и подростков. В кафедральном соборе Рождества Богородицы за 19 дней июня 1956 года было более 2000 исповедников и около 70 крещений детей различного возраста [12] . Самая высокая по епархии посещаемость оставалось за Воскресенским собором в Череповце. Возросла посещаемость церкви молодежью. В воскресные дни церковь посещало до 30% молодежи из общего числа прихожан. О посещении церкви молодежью пишет и епископ Гавриил:

«Некоторые случаи из местной церковной жизни показывают, что проявление в школах усилия привить юношам и девушкам антирелигиозные мировоззрения не всегда достигает цели. С появлением сознательного отношения к жизни школьная молодежь, еще не достигшая совершеннолетия, со свойственной ей пытливостью ищет ответа на волнующие ее вопросы духовно-нравственного порядка. И в поисках правды и истины приходит в храм, просит разъяснений и иногда вопреки убеждениям своих неверующих родителей принимает святое крещение.

Читайте также:
Николаевский собор в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели и просветительский центр

Среди прихожан кафедрального собора я вижу довольно много подростков, молодых девушек и юношей. Они аккуратно посещают храм и всеобщие вечерние богослужения на неделе, когда читается акафист святителю Николаю Чудотворцу с участием молящихся в пении. Как относятся к этому руководители и педагоги школ? Они ревниво следят за ними и, надо полагать, принимают меры к их “перевоспитанию”» [13] .

Священник Никольской церкви села Дмитриево Уломского (теперь – Череповецкого) района Николай Жуков, сообщая епископу о проведении Пасхи в 1956 году, указывал, что прихожан в церкви было столько, сколько не было еще никогда [14] .

Росло число религиозных обрядов, совершаемых молодежью и комсомольцами. Так, например, в Великоустюгском районе с 7 января по 24 февраля 1957 года было совершено 95 венчаний, по городам Великому Устюгу и Красавино бракосочетание с венчанием в церкви совершено 21 парой комсомольцев [15] . Прихожанами были не только пожилые, но и более молодые, интеллигенция, образованные люди: учителя, офицеры, врачи, даже некоторые члены партии.

Период «хрущевской оттепели» не стал для Вологодской епархии, как и в целом для Русской Православной Церкви, благоприятным, хотя вначале надежды, связанные с начавшейся демократизацией общественной жизни, были. Число действующих церквей, молитвенных домов и духовенства в СССР начинает снижаться.

Интересно рассмотреть количество действующих православных церквей и молитвенных домов на 1 января 1956 года в соседних епархиях [16] :

О монастыре

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.

В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Основная литература:

  • Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
  • Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII–XXI век. Авт. текста Яшина О.Н. М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
  • Кондрашина В.А. Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998.
  • Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
  • Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря//Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007. С. 134–202.
  • Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.

Монастырь в Звенигороде Саввы Сторожевского

В живописном предместье Звенигорода расположился красивый храмовый комплекс, который стремятся посетить верующие разных стран. Ставропигиальный монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, считается одним из наиболее известных мест среди православных паломников.

Его постоянно посещали русские императоры и князья, на территории монастыря были даже построены отдельные покои для представителей царской семьи. Сейчас же посетить монастырь может каждый желающий.

История монастыря

Саввино-Сторожевский монастырь был излюбленным местом отдыха русских царей: его неоднократно посещал Иван Грозный; Алексей Михайлович и Михаил Федорович Романовы ходатайствовали о его перестройке и расширении.

Монастырь представляет исторический интерес, так как в его постройках нашли свое отражение архитектурные веяния разных эпох — это место, где можно прикоснуться к истории своего государства.

Кто такой Савва Сторожевский

История обители крепко и неразрывно связана с именем ее первого настоятеля. Чудотворец Звенигорода Савва Сторожевский был учеником и последователем самого Сергия Радонежского. Родился Святой в годы правления Ивана Калиты. Он долгое время прожил в обители отца Сергия, а после его смерти был игуменом Троицкого монастыря.

После предстоятель оставил Троицкую обитель и отправился в Звенигород со Смоленской иконой Божьей Матери в руках. По его инициативе был построен первый деревянный сруб на месте нынешнего монастыря. Весть об игумене Савве Сторожевском быстро разнеслась по ближайшим землям. Иноки шли к нему, так как хотели учиться у Саввы, видели в нем мудрого наставника. Так монастырь стал развиваться.

Читайте также:
Храм Петра и Февронии в Муроме: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Основание монастыря и ранний период его деятельности

Расположен монастырь на возвышенности, на горе Сторожи — это место, где небольшая речка Сторожка соединяется с Москвой-рекой. Ранее в этом месте были фортификационные сооружения и наблюдательный пункт, который позволял вовремя видеть передвижения неприятеля. Особенно актуальным это было во времена литовских и польских набегов. Монастырь на этом месте был основан в 1398 году.

Всю историю монастыря можно условно разделить на два периода. Первый период датируется концом 14 века, когда на месте нынешнего монастыря был построен деревянный Рождественский собор. Храм был обнесен высокой оградой, на территории новой обители была построена келья для иноков. В начале 15-го века на месте деревянного собора было построено высокое белокаменное здание.

У входа в новый храм были захоронены мощи Саввы Сторожевского, которого на Макарьевском Соборе причислили к лику Святых. Исторические здания монастыря пострадали во времена Смуты, в частности — во время польско-литовской интервенции.

Были разорены монастырские деревни, разграблены запасы, убиты иноки. Исторические здания были разрушены, многие памятники архитектуры не дошли до наших дней. Но страшнее всего было то, что в периоды правления Лжедмитрия I и Лжедмитрия II гибли люди, проживающие на территории монастыря.

Восстановление и развитие монастыря

Возрождение обители началось с приходом к власти династии Романовых. При Алексее Михайловиче началось большое строительство на горе Стороже. Был отреставрирован старый храм, воздвигнуто много новых построек, в их числе: новая трапезная и кельи для монахов, хозяйственные пристройки.

Вблизи монастыря были специально построены кирпичные заводы, которые бесперебойно обеспечивали обитель строительными материалами. Помимо основного здания были построены массивные крепостные стены, чтобы уберечь здания от последующих разрушений.

На территории обители располагались кельи, в которых проживали тяжело больные. Им оказывали помощь, лечили и выхаживали. Находились больничные постройки рядом с церковью Иоанна Лествичника.

Алексей Михайлович очень любил посещать монастырь. По преданию, именно по молитвам иноков обители, самодержец не погиб на охоте при нападении медведя. Именно в годы правления Алексея Михайловича монастырь стал лаврой. В подчинение новой лавре было отдано еще 19 монастырей, а сама обитель была приравнена по статусу к Троице-Сергиевой лавре.

Интересно знать! Во время стрелецкого бунта именно в стенах Звенигородской обители скрывалась царевна Софья с младшими братьями.

Разрушения во время войны 1812 года и Октябрьской революции

Во время войны 1812 года у стен монастыря завязался кровавый бой, в котором русские войска задержали противника на подступах к Москве. Позже обитель все-таки была занята французскими войсками. Монастырь пострадал во время боевых действий, но его убранство и Святыни остались нетронутыми.

В дальнейшем монастырь был отреставрирован, строительство и развитие обители продолжалось вплоть до Октябрьской революции.

В 1918 году, во время разграбления монастырских ценностей, произошел конфликт, повлекший за собой человеческие жертвы. После этого были арестованы и осуждены представители духовенства и миряне, в том числе — наместник монастыря игумен Макарий.

После кощунственного вскрытия саркофага с мощами преподобного Саввы, вызвавшего бурю негодования среди верующих, на монастырь обрушились новые аресты и гонения. В последующие годы обитель была закрыта для посещения. На ее территории располагались санатории, музеи, воинские гарнизоны.

По ходатайству Патриарха Алексия II деятельность монастыря была возрождена. В 1998 году Патриарх посодействовал возвращению в стены обители мощей преподобного Саввы.

Как выглядит обитель в наши дни

При посещении обители паломники в первую очередь идут в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Это то самое здание, которое было построено в 15-ом веке и сохранилось до наших дней. Иконостас в храме уникален, делался по заказу великого государя Алексея Михайловича. Роспись на стенах храма делали ученики Андрея Рублева.

Традиционно, самая высокая постройка в обители — ее звонница. Ранее в звоннице было 16 колоколов разных размеров, самый большой из них весил порядка 30 тонн. Звон колоколов в Звенигородском монастыре был слышен даже на территории Москвы. В 1941 году самый большой колокол упал, повредив звонницу. После войны она была восстановлена и отреставрирована.

Интересно знать! Колокола звонницы стали символом Звенигорода. Посещая город, туристы покупают в память о нем маленькие колокольчики.

Также на территории монастыря сохранились царские палаты, которые были построены специально для Алексея Михайловича. Позже в них останавливались представители царской семьи. Сейчас в этом здании действуют библиотека и монастырская лавка.

Особого внимания заслуживает и крепостная стена обители, строительство которой длилось более четырех лет. Выйти на стену можно из Провиантской башни, купив по дороге свежую выпечку и монастырские сладости.

Территория обители довольно большая, зеленая и обустроенная. Здесь есть лавочки для отдыха, трапезные, иконные лавки. Природа в окрестностях монастыря просто удивительная. Именно Звенигородская обитель вдохновила знаменитого художника А. Левитана на написание картины «Вечерний звон».

Святыни монастыря

В храме Рождества Пресвятой Богородицы с 90-х годов прошлого века хранятся мощи Саввы Сторожевского — первого настоятеля Звенигородской обители.

В храме хранятся частицы мощей Серафима Саровского, Матроны Московской, преподобного Филарета, Максима Грека. Также можно увидеть особо почитаемые иконы Саввы Сторожевского и Сергия Радонежского.

В специальном киоте храма хранятся частицы камня Гроба Господня и камня с горы Голгофы.

Деятельность прихода Звенигородской обители

  • Сейчас на территории монастыря действует детский приют, в котором воспитываются сироты и дети из неблагополучных семей.
  • Иноки обители проводят специальные богословские курсы для взрослых.
  • На территории монастыря открыта уникальная библиотека с читальным залом, посетить которую может каждый желающий.
  • Богослужения в храмах обители проводятся каждый день.

Престольные праздники монастыря

Один из главных праздников обители — Рождество Пресвятой Богородицы. Отмечают его 21 сентября. Остальные даты связаны с именем первого настоятеля монастыря, преподобного Саввы Сторожевского

  • 16 декабря — окончание земного пути Святого;
  • 1 февраля — первое обретение мощей преподобного Саввы;
  • 23 августа — второе обретение мощей Святого.
Читайте также:
Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Как проехать к монастырю

Добраться до монастыря из столицы не трудно. Можно сесть на электричку, которая отправляется с Белорусского или Савеловского вокзалов. Путь до Звенигорода занимает около часа, из города до монастыря можно дойти пешком, а можно проехать несколько остановок на автобусах 23 и 51.

На собственном автомобиле следует ехать по Можайскому шоссе, или по Новорижскому шоссе до Звенигородской развязки, далее ехать по указателям.

Сегодня монастырь продолжает свою церковную деятельность. Здесь была возрождена монашеская жизнь, регулярно проводятся службы — все это делает Звенигородскую обитель домом Божьим на земле. По молитвам духовенства и иноков Саввино-Сторожевского монастыря, жители монастыря, прихожане и паломники находятся под небесным покровительством преподобного Саввы.

Обитель на Стороже

В 2018 году Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь отмечает две значимые круглые даты: 620-летие со дня основания и 20-летний юбилей второго обретения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского. Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев) в интервью корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (№ 8, 2018) вспоминает историю изъятия мощей большевиками и их возвращения в Звенигород, а также рассказывает о современной жизни обители.

Святыня на блюде с Лубянки

— Ваше Высокопреподобие, вы возглавляете обитель уже 12 лет, а живете здесь в постриге и того дольше. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность Саввино-Сторожевского монастыря среди туристов, его востребованность у паломников?

— Прежде всего, говоря о значении Саввино-Сторожевской обители для России, Церкви и всего православного мира, следует напомнить, что монастырь этот ставропигиальный, то есть управляет им сам Святейший Патриарх Кирилл. Мне кажется, известность этого места на современном этапе развития монастыря обусловлена именно этим обстоятельством и, как следствие, неусыпным вниманием, которое Предстоятель уделяет нашей обители. Затем я бы вспомнил о масштабных торжествах в ознаменование шестивекового юбилея преставления небесного патрона монастыря, которые мы провели 11 лет назад. Тогда, в 2007 году, стало очевидно, как много православных людей знает об ученике преподобного Сергия — святом Савве Сторожевском. А началась эта длительная просветительская кампания, в свою очередь, непосредственно во время второго обретения мощей и их возвращения в родной для преподобного Саввы монастырь на горе Стороже. Тогда, в 1998 году, у нас побывало множество паломников и туристов. На рубеже веков Россия вспоминала преподобного Савву, заново узнавая и открывая его для себя. Не случайно — и очень правильно — день принесения (второго обретения) его честных мощей в наш монастырь 23 (10 ст. ст.) августа по благословению Патриарха Алексия II внесен в церковный календарь.

— Сложился ли у монастыря собственный приход ? Из кого в основном он состоит?

— Да, Господу содействующу, собственный приход, и очень хороший, у монастыря сложился. Примерно в равных пропорциях он состоит из москвичей, звенигородцев и жителей сопредельной сельской местности. Обычно на праздничных богослужениях Рождественский собор забит до отказа. Большинство прихожан бывают на богослужениях постоянно — каждый воскресный и праздничный день.

— Как вы думаете, что именно их здесь привлекает?

— Преподобный Савва, его помощь и молитвенное заступничество. Далее я бы назвал сравнительно большое число исповедующих священников: не менее четырех. Всегда есть возможность не торопясь, без опасения куда-то опоздать, исповедаться либо за вечерним, либо за утренним богослужением. Ну и, конечно, Божественная благодать, едва ли не явственно ощущаемая в здешнем воздухе.

— Мы беседуем в преддверии двух важных для монастыря дат: 620-летия его основания и 20-летия возвращения мощей преподобного Саввы в родной монастырь. Какая из них лично для вас наиболее значима?

— Вторая, ведь события 1998 года еще на нашей памяти. Тем более в тот момент я, один из первых двух пострижеников возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря, уже трудился здесь. Мы принимали непосредственное участие во втором обретении мощей, организовывали крестный ход и их торжественную встречу в Звенигороде. Думаю, уместно будет вспомнить историю этой святыни последнего столетия.

После попытки публичного вскрытия мощей и последовавшего за этим столкновения, вошедшего в историю Гражданской войны как Звенигородский мятеж (см. историческую справку. — примеч. ред.), 5 апреля 1919 года в монастырь в сопровождении стражи явились члены Звенигородского исполкома, вынули мощи из раки и увезли их, как сказали, «в музей». В 1920-е годы сотрудника Государственного исторического музея, православного верующего Михаила Успенского, вызвали на Лубянку, где хозяин кабинета протянул ему покоившиеся на блюде мощи звенигородского чудотворца со словами: «Вот все, что осталось от Саввы Сторожевского, делайте с этим, что хотите». Михаил Михайлович, проживший более 90 лет, затем его потомки, потом одна благочестивая монахиня и один московский священник хранили у себя святыню все долгие советские десятилетия. В 1985 году мощи оказались в открывшемся двумя годами ранее Даниловом монастыре. И уже оттуда Патриарх Алексий II благословил перенести их в возобновленный Саввино-Сторожевский монастырь.

Заветный камень

— Рака с мощами преподобного Саввы постоянно пребывает в монастырском Рождественском соборе. В каком режиме паломники могут им поклоняться, прикладываться к ним?

— Ежедневно в шесть часов утра у нас совершается братский молебен, после которого прикладываться к мощам можно свободно в течение всего дня до окончания вечернего богослужения. Более-менее ощутимая очередь бывает только по большим праздникам; в будние дни, как правило, ее нет вовсе, но это зависит от графика прибывающих паломнических групп.

— «Википедия» ставит ваш монастырь по посещаемости паломниками на третье место в России, располагая выше только Троице-Сергиеву лавру и Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Если в этом и есть преувеличение, то не слишком большое. Мы беседуем в будний день. Тем не менее, чтобы приложиться к мощам, мне пришлось подождать, пока большая группа иногородних паломников во главе со священником закончит петь акафист у раки в соборе. Довольно громко в Церкви в недавнем прошлом обсуждалась проблема ежедневного присутствия больших групп мирян в монастырских стенах. Доставляют ли братии неудобство ваши гости? Как вы миритесь с этим обстоятельством ?

Читайте также:
Успенский собор в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

— В выходные дни туристов действительно очень много. В церковные праздники много, наоборот, паломников. Братии и те, и другие посетители определенное беспокойство, конечно, доставляют. Но это не тот вопрос, ради которого лишний раз стоит ломать копья. Гостям мы всегда рады, а если какого-то насельника слишком уж сильно смущают большие массы посторонних людей, ему благословляется в такие моменты не покидать свою келью. Другое дело, из-за постоянного наплыва паломнических и туристических групп насельникам бывает сложно уединиться, помолиться в тишине, остаться один на один с Богом. Специально для разрешения этой проблемы на монастырской земле (хотя и вне крепостных стен обители) мы создали так называемое рыбное хозяйство. Это, по сути, большой пруд, выкопанный к западу от угловой Житной башни на южном прясле монастырской ограды. Промыслового значения этот водоем не имеет. Мы его однажды зарыбили, после чего биологическое сообщество там поддерживается автономно в естественной среде обитания. Братия даже в самый напряженный праздничный день может там уединиться, немного отдохнуть от людского потока и связанного с ним шума; кто хочет — поудить рыбу.

— Насколько многочисленна ныне братия монастыря? Откуда приходит пополнение, довольны ли вы им?

— Монашествующих в постриге у нас 31 человек: 12 священников, семь диаконов, семь монахов, пять иноков. Кроме этого, постоянно в монастыре пребывают пять послушников и четыре трудника, так что всего насельников ровно четыре десятка. Живут еще трудники, которые длительное время занимаются теми или иными работами на благо обители (например, ухаживают за цветниками). Но по смыслу служения и фактическому статусу это скорее волонтеры, свое будущее с принятием монашества однозначно они не связывают. Приток новичков у нас происходит по большей части из Центральной России. В основном это люди среднего возраста. Некоторых к нам направляют духовники, но так или иначе приводит в наш монастырь преподобный Савва. В принципе вся нынешняя братия прошла ступени трудничества и послушничества в Саввино-Звенигородской обители, так что все они — воспитанники нашего небесного покровителя.

— В последние годы вы благоустроили еще два значимых для обители места: источник преподобного Саввы и его лесной скит, где он любил молиться.

— Колодец между монастырем и рекой Сторожкой, по преданию, ископал сам святой первоначальник нашей обители, и он сам поначалу носил оттуда в монастырь воду. Это место как родник с вкусной ключевой водой было популярно в народе всегда, даже в самые глухие советские годы. В 1997 году мы частично его отреставрировали. А к 600-летию преставления преподобного Саввы воссоздали часовню над святым колодцем. Туда протоптана поистине народная тропа, все в округе почитают и ценят это место.

Скит удалось полностью восстановить также благодаря празднованию шестивекового юбилея преставления преподобного Саввы. Тогда это место находилось в плачевном состоянии. Еще бы чуть-чуть — и уцелевшие постройки признали бы аварийными. Мы кинули клич, и нашлись благотворители, согласившиеся профинансировать непростые работы по укреплению и реконструкции сооружений. Удалось забетонировать свайное основание фундамента, отреставрировать все фасады и внутренние стены братского корпуса, убранство храма. Сейчас скит в прекрасном состоянии. К сожалению, братии там немного — скитоначальник, его помощник и два брата.

— Паломники могут посещать это место?

— Конечно! Это же одно из самых чтимых мест нашей обители с пещерой, где, по преданию, молился преподобный Савва. Ее, кстати, удалось восстановить еще к 2007 году, там открылся камень, на котором преподобный Савва нес свои молитвенные подвиги. Теперь воссоздана старинная мозаичная икона преподобного, все желающие могут прийти и помолиться перед ней.

История с реставрацией

— У вас разработаны и проводятся прекрасные экскурсии. При этом исторически сложилось ваше соседство как с выставочными залами Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, так и с двумя учреждениями лечебно-восстановительного профиля (санаторием Министерства обороны и домом отдыха «Таежные дали»). Предлагаете ли вы паломникам и светским туристам разные экскурсионные программы или направляете их по одному и тому же маршруту?

— Каких-то особых различий мы не делаем. Стараемся рассказывать так, чтобы интересно было всем. При разработке тематического наполнения экскурсий наши гиды ориентируются на запросы православных паломников, имея в виду кругозор контингента санатория и дома отдыха (чьи отдыхающие часто бывают у нас на богослужениях). А кроме того, мы учитываем, что те, кто купил билет на музейные выставки, как правило, обязательно побывают и в монастыре и зайдут в наш паломнический центр. Часто, впрочем, бывает наоборот: группы или индивидуальные посетители сначала приходят в монастырь, а затем, обнаружив рядом музей, посещают и его.

— Скажите, пожалуйста, в каком состоянии находятся недвижимые памятники обители, то есть ее архитектурный ансамбль? По всем ли зданиям завершен реставрационный цикл или на каком-то из объектов еще предстоят масштабные работы?

— Прежде всего замечу, что монастырский ансамбль государство передало Церкви за исключением Казначейского корпуса, Привратницкой, Сторожки (в пределах монастырской стены) и 14-го гостиничного корпуса (снаружи от нее). Если говорить о находящихся в нашем распоряжении объектах, полный реставрационный цикл завершен практически по всем зданиям, за исключением Сергиевского придела в монастырском соборе, а также Преображенской церкви, где предстоит завершить роспись, установить иконостас и воссоздать полы. Весь этот комплекс работ, думаю, займет несколько лет.

Из небогослужебных зданий-памятников некоторое беспокойство вызывает состояние Казначейского корпуса, расположенного возле угловой Провиантской башни в северной части территории. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев пообещал Святейшему Патриарху Кириллу, что музей освободит его помещения. Но до сих пор там расположено фондохранилище, мало того, музей еще и отключил его от отопительной сети. Не знаю, как это повлияет на музейные фонды, но зданию это на пользу точно не пойдет. В следующем году в Звенигороде обещают закончить реконструкцию исторического Манежа на Московской улице, в свое время переданного властями музею. Надеемся, после этого музейщики перевезут свои фонды туда и окончательно освободят Казначейский корпус. Упомяну еще о важных работах по приведению в порядок инженерных коммуникаций. Электропроводку в братских корпусах уже заменили. В ближайшее время приступаем к ремонту и замене обветшавших труб водопровода и отопления в подвале Царского дворца Алексея Михайловича.

Читайте также:
Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

— Вам выпало жить в очень интересном здании, где сама история растворена буквально в каждом коридоре, в каждой комнате и в каждой старинной палате. Мысли о том, что когда-то здесь сам царь размещался, вас не посещают?

— Не без этого! Да и не только в царе Алексее Михайловиче дело, хотя этот государь, конечно, оставил колоссальный след в возвеличивании и благоукрашении нашей обители. Чего стоит хотя бы явление в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года преподобного Саввы наполеоновскому пасынку королю Италии Евгению Богарне! Ведь это событие, благодаря которому французы не разграбили монастырь, имело место тоже здесь, в одной из анфилад царского дворца. Архитектурное наследие монастыря — достояние и Церкви, и российского государства, и всего нашего народа, поэтому на нас лежит обязанность заботиться о нем и передать его будущим поколениям в должном состоянии.

Адрес: Звенигород, Ратехинское шоссе, 8. Тел. гостиницы: +7 (963) 640-37-00.

Проезд: электричкой — от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом № 23 или № 51 до остановки «Монастырь»; автомобильным транспортом — по Новорижскому шоссе, далее по ММК до Звенигорода, где повернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца, повернуть направо и далее вдоль реки Москвы до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь»; для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт «Саввинская слобода».

Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398 г. монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына святых Димитрия Донского и Евфросинии Московской. Вначале была выстроена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, где проводил время в молитве.

В XV-XVII вв. Саввино-Сторожевский монастырь выполнял роль западного форпоста Московского княжества. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией и получил лаврский статус, а по уставу был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. Монастырское предание объясняет особое усердие второго царя из династии Романовых к этой обители чудесным заступничеством звенигородского чудотворца — спасением самодержца на охоте от лап лютого медведя. В царствование этого же государя случилось и обретение честных мощей преподобного Саввы Сторожевского — 19 января (1 февраля н. ст.) 1652 г.

В 1917 г. настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918 г. отряд продкомиссара Константина Макарова реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского, что стало причиной Звенигородского мятежа. Участники мятежа убили Макарова и еще двух коммунистов, но подошедший вскоре вооруженный отряд из Дедовска подавил восстание. В середине 1919 г. монастырь был закрыт. В 1941 г. во время эвакуации сломали уникальный 35-тонный Большой благовестник (его изображение до сих пор украшает герб Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале нынешнего века его заменил другой, столь же массивный). В 1986 г. сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

Преподобный Са́вва Сторожевский, Звенигородский, игумен

Саввино-Сторожевский монастырь — действующая мужская обитель в 3 км от Звенигорода. Она является одной из самых старых в Москве. Некоторое время она служила оборонительным укреплением. Благодаря живописной природе вокруг место стало популярным среди деятелей искусства. Тут снималось множество фильмов.

Экскурсии

Экскурсии в монастырь возможны в рамках организованной группы по предварительной записи. Туристам рассказывают о прошлом и настоящем архитектурного ансамбля монастыря. Экскурсанты пройдут по всем храмам (собор Рождества Божией Матери, Преображенская церковь, Троицкая надвратная церковь), осмотрят музей Царицыных палат, где располагаются экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музеев. Гордостью выставки являются воссозданные на основании документальных источников боярские покои, которые включают предметы мебели, украшения, посуду XVII века. Интерес представляют красивые изразцовые печи, украшенные разноцветными изразцами.

Во Дворце царя Алексея Михайловича можно приобрести на память монастырские сувениры в местных лавках. По предварительной договоренности туристы смогут попробовать в трапезной вкусный сбитень.

На экскурсию в монастырь следует одеться подобающим образом: мужчины должны быть в брюках, женщины — в юбках, с закрытыми плечами и с покрытой головой.

Царицины палаты, © Наталья Путешественница

Современное состояние Сторожевской обители

Стоящий на горе монастырский комплекс кажется прообразом Небесного Иерусалима.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

  • Белоснежный великолепный храм Рождества Богородицы привлекает внимание своим золотым куполом и архитектурными украшениями в виде кокошников.
  • С 1950 года сохранилась надвратная церковь Живоначальной Троицы.
  • Храм Сергия Радонежского расположился в здании колокольни.
  • Церковь св. Алексея, человека Божьего привлекает паломников возможностью помолиться у святого лика мученика и попросить у него поддержки.
  • Царевна Софья оставила потомкам великолепное строение, собор Преображения Господнего, построенный по ее распоряжению, он виден издалека.

Монахи проживают в Братских корпусах, постройках XVII века.

Знаменит Саввинский монастырь и башнями уникальной архитектуры, такими как: Красная, Водовзводная, Житная, Усовая.

Купель в Саввино-Сторожевском монастыре

Примерно в 150 м от стен монастыря имеется святой источник Преподобного Саввы. Он образовался в глубоком овраге рядом с пещерой, в которую Савва уходил для общения с Господом и совершения молитв. Позже на этом месте построили скит, а воду в источнике освятили. Многие паломники после посещения этого места исцелялись от различных недугов.

Читайте также:
Киккский монастырь на Кипре: история и адрес монастыря, как добраться, архитектура и достопримечательности

В советские годы скит был разрушен. После Отечественной войны здесь располагался военный санаторий. Восстановление скита было осуществлено только в начале XXI века. Теперь здесь созданы все условия для комфортного посещения святого места: организованы стоянка, туалет, детская площадка, есть кафе. Купель окружена деревьями, везде установлены скамейки, на которых можно отдохнуть после купания и насладиться свежим воздухом в тени деревьев. На территории есть церковная лавка с большим ассортиментом товаров: иконами, маслом, свечами, духовной литературой. Вблизи расположился магазин, где можно приобрести приготовленные в монастыре пирожки и хлеб, сладости, кагор, безалкогольные целительные бальзамы, медвежий жир, травяные сборы.

Купель со святым источником, © Маргарита Кушниренко

Рядом с купелью стоит раздевалка, в которую паломники заходят перед погружением. Для удобного спуска установлена лестница с перилами. Температура воды в источнике круглый год держится на отметке 4°С, поэтому желающих окунуться обычно немного. После купания следует взять с собой бутылку святой воды, набранной из источника.

Ранний период истории монастыря конца XIV – начала XVII века

В конце XIV столетия Савва выстроил деревянный храм Рождества Богородицы и келью при нем. Совсем скоро в новую обитель устремились иноки, были построены новые кельи, монастырь обнесли деревянной оградой с воротами с северной стороны. Ища уединения для молитвы и благочестивых размышлений, преподобный Савва удалялся в пещеру, на месте которой сейчас находится скит.

Благодаря покровительству князя Юрия Дмитриевича, монастырь очень скоро становится важнейшей обителью Звенигородского края, которая была освобождена от дани и пошлин и получила в дар от князя многочисленные владения. В 1405 году был сооружен белокаменный собор Рождества Богородицы на месте деревянного храма.

Преподобный Савва скончался 3 декабря 1406 года, около 80 лет от роду, 60 из которых он совершал иноческий подвиг.

В 1547 году на Макарьевском соборе Савва был причислен к лику святых, в том же веке к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел в честь преподобного.

На протяжении нескольких веков Саввинский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на Западе и был любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжал Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор.

В начале XVII века монастырь сильно пострадал во время польско-литовской интервенции и был разорен. Возрождение обители началось при Михаиле Федоровиче Романове и его отце Патриархе Филарете, которые глубоко почитали преподобного Савву.

История

Монастырь основан в 1398 году учеником Сергия Радонежского преподобным Саввой-чудотворцем по просьбе князя Юрия Дмитриевича. Первая обитель состояла из храма Рождества Пресвятой Богородицы и монашеских келий. В начале XV века был возведен Рождественский собор из белого камня, у его входа вскоре был погребен преподобный Савва, который впоследствии был причислен к лику святых в XVI веке.

Монастырские постройки были подвержены разрушениям в период Смуты, а затем в начале XVII века в результате польско-литовских набегов. Обитель стала возрождаться при правлении царей из династии Романовых. В 1650 года царь Алексей Михайлович приказал построить новый монастырь на горе Стороже. Новый комплекс включал крепостные стены с 7-ю башнями, три храма, царский дворец, монашеские кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Позже царь часто бывал в монастыре и использовал его в качестве летней резиденции.

Памятник преподобному Савве, © Наталья Путешественница

В XVIII веке обитель утратила свое положение, большая часть ее земель подверглись секуляризации. Осенью 1812 году комплекс находился под оккупацией французских войск и получил ряд разрушений. После победы монастырь был восстановлен на царские пожертвования.

В 1918 году в стенах обители произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы, арест наместника и священнослужителей монастыря. Местные власти изъяли имущество обители, в том числе святые мощи преподобного Саввы, и прекратили ее работу. В советское время в зданиях размещались санаторий, затем музей.

В 1995 году монастырь был восстановлен и открыт для верующих. Часть мощей Саввы была сохранена семьей Успенских, которые передали их в Свято-Данилов монастырь. В честь 600-летнего юбилея обители реликвия была возвращена в стены Савво-Сторожевского монастыря. В настоящее время здесь живут 30 монахов и послушников. На территории работают богословские курсы и библиотека с читальным помещением, монастырь курирует детский приют. Некоторые помещения реставрируются до сих пор.

Казанская трапезная церковь и Троицкий храм, © Катерина Солосятова

История появления обители

По указу наследника князя Дмитрия Донского – Юрия Дмитриевича в середине 14-го века была основана священная община. Монастырь же стал тем местом, где Преподобный искал себе уединения и преследуя эту цель он даже вырыл небольшую по величине пещеру, проводя в ней в молебни многие часы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии

Скит Саввино-Сторожевский изначально был небольшой как по численности паствы, так и по своей площади, но, когда численность монахов со временем начала увеличиваться, тогда и сама обитель значительно расширилась территориально.

Подворье Саввино-Сторожевского монастыря

Подворье Саввино-Сторожевского монастыря включает множество построек. Территорию окружает высокие беленые стены с 6-ю башнями: Житней, Усовой, Водовозной, Красной, Северо-восточной, Северной. В последней расположено небольшое кафе, а за ее стеной находится смотровая площадка. Также недалеко от Северной башни расположен монастырский магазинчик. Центральную часть территории занимают собор Рождества Богородицы, Троицкая церковь, Казанский трапезный храм и Преображенская церковь со звонницей. Возле Житней башни имеется Дворец царя Алексея Михайловича с медпунктом и церковной лавкой, а также келейный корпус. Между Усовой и Водовозной башней находится большое Братское здание, а поперек к нему располагаются Царицыны палаты.

Читайте также:
Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Схема подворья Саввино-Сторожевского монастыря

Здания и сооружения

На территории Саввино-Сторожевской обители расположены несколько храмов и общественных зданий. Все они строились в разное время. Многие перестраивались и реставрировались впоследствии.

К важным зданиям относятся:

  1. Храм Рождества Богородицы. Является старейшим собором монастыря. Он построен в 1404—1405 годах, хотя эти цифры оспариваются некоторыми исследователями. Строительство начали еще при жизни преподобного Саввы, на месте старой деревянной церкви, построенной во владимиро-суздальском стиле. Позднее был пристроен придел.
  2. Преображенская церковь. Второе название — Трапезная церковь во имя Преображения Христова. Построена в середине XVII века, по второй версии — в конце XVII столетия на деньги царевны Софьи. Церковь примыкает к трапезной. При Советском Союзе в ней были размещены военный санаторий и радиорубка.
  3. Троицкая надвратная церковь (Святой Живоначальной Троицы). В середине XVII века церковь Сергия Радонежского была разобрана, а ее престол перенесен во вновь построенную Троицкую, что позволило сохранить преемственность. Тут располагался домовой храм императрицы.
  4. Звонница. Время возведения — 1650-е годы. Примыкает к трапезной и является самой высокой постройкой. В среднем ярусе была построена церковь Живоначальной Троицы, которую после переименовали в Сергия Радонежского.
  5. Дворец Алексея Михайловича. Был возведен постепенно. В 1652—1654 годах построили северную часть. В 1674—1676-ых строение было одноэтажным и состояло из 7 комнат: центр занимали царские покои, север — кухня, в остальных комнатах размещалась семья и свита. В 1686—1687-ых был построен деревянный второй этаж с наружными лестницами. В середине XVIII века палаты пострадали при пожаре, но были восстановлены. При СССР тут размещался военный санаторий.
  6. Царицыны палаты. Построены для супруги Алексея Михайловича Марии Милославской. До 30-х годов XIX века здание имело второй деревянный этаж, который после был снесен. Строение делилось на 2 части — парадную и хозяйственную. Первая часть состояла из центральной половины для царицы и боковой для слуг.
  7. Трапезная. Сооружена в 1650-х годах вместо старого здания, в начале XIX века было значительно перестроено из-за обрушения. Четырехэтажная трапезная стала одной из крупнейших каменных построек своего времени: в подвале на глубине 6 метров были колодец и ледник, на первом этаже — кухня, на втором — кельи, на третьем — столовая, на четвертом — казна.
  8. Братские корпуса. Находятся вдоль южной стены. Палаты имеют большие размеры. Сегодня там живут монахи.
  9. Стены и башни. Их строительство началось перед войной России и Польши. Монастырь имел важное оборонительное значение. Стены были построены менее чем за 5 лет. Изначально было 7 башен, но до нашего времени не все сохранилось.

В монастыре хранятся мощи преподобного Саввы Сторожевского в диске, камень с Голгофы и камень Гроба Господня, частицы мощей Матроны Московской. Помимо этого, обитель хранит важные иконы.

Второй этап строительства монастыря середины XVII–XIX века

В 1650 году начался второй значительный период в истории строительства монастыря — царь Алексей Михайлович издал указ о создании нового монастырского ансамбля на горе Сторожи. Именно тогда монастырь приобрел облик, который во многом сохранился и до наших дней. 19 января 1652 года при участии царя состоялось обретение мощей игумена. Царь избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни и царские палаты. Специально для царицы Марии Ильиничны были возведены Царицыны палаты.

Алексей Михайлович стал именовать обитель Лаврой и приравнял ее к Троице-Сергиеву монастырю.

В Рождественском соборе были проведены необходимые восстановительные работы, пристроены галереи, в одной из которых расположилась молельня царя. Стены храма заново расписали 29 царских иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. До наших дней сохранились фрагменты самых ранних росписей храма, которые относятся к XV веку и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева.

В 1650–1656 годах были построены основные здания и крепостные стены с семью башнями, из которых сохранилось шесть. Были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский, а также звонница и Трапезная палата, Царский дворец и Царицыны палаты, Братский и Келейный корпуса.

В XVIII веке монастырь утратил свое положение и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна, а также императрица Екатерина II. В 1839 году его посетил император Николай I, позже поклониться мощам преподобного Саввы приезжал император Александр II.

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.

Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Здания и сооружения
    • 3.1 Храмы
    • 3.2 Другие здания
    • 3.3 Башни
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Видео
  • 7 Престольные праздники
  • 8 Как добраться
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

Читайте также:
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес, описание, святыни

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.

Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, – что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание. В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.

Современное состояние [ править ]

Сегодня в обители 50 насельников. За прошедшие годы был восстановлен иконостас XVII века, отреставрированы фрески.

В августе 1998 года в Саввино-Сторожевском монастыре праздновали 600-летний юбилей. Святейший Патриарх Алексий II после Литургии в Московском Свято-Даниловом монастыре торжественно перевез в Звенигород мощи преподобного Саввы — основателя обители. В 2007 г. был открыт памятник преподобному Савве.

В монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение). При монастыре (в специальном здании за пределами основной территории) планируется открыть Музей церковного вина.

Здания и сооружения [ править ]

Храмы [ править ]

  • Рождество-Богородицкий собор (традиционная дата постройки — 1405 год — оспаривается), позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двустороннюю паперть и ризницу, кокошники воссозданы советскими реставраторами;
  • Надвратный храм Живоначальной Троицы построен И. М. Шарутиным в 1650 году;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского в колокольне;
  • храм святого Алексия, человека Божия;
  • Трапезная церковь, храм во имя Преображения Господня (построен в 1695 году по распоряжению царевны Софьи).

Другие здания [ править ]

  • Трапезная (1652—1654) — четырёхэтажное строение, которое с восхищением описал Павел Алеппский. Найденные при раскопках старая трапезная и Святые ворота были построены в XVI веке.

  • Царицыны палаты (1652—1654). Дворец был построен для царицы Марии Ильиничны Милославской — первой супруги царя Алексея Михайловича. Это одноэтажное здание с подклетом до 1828 года имело второй деревянный этаж. Здание делится на парадную и хозяйственную половины. Парадная половина состоит из трёх частей с отдельными входами: центральная часть — для царицы, боковые — для свиты. В хозяйственной половине анфилада комнат проходит через всё здание.
  • Дворец царя Алексея Михайловича строился в три этапа. В 1652—1654 гг. была сооружена северная часть дворца. В 1674—1676 гг. дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельными входами длиной около ста метров. Парадную центральную часть занимали покои царя, в северной части находились кухонные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. У четырёх клетей был деревянный второй этаж, куда вели узкие внутристенные лестницы. В 1686—1687 гг. при царевне Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания. Вместо внутристенных лестниц были сооружены наружные каменные крыльца на второй этаж. Дворец сильно пострадал при пожаре 1742 года.
  • Братские корпуса (сер. XVII века), место обитания монахов, неоднократно достраивались и перестраивались.
  • Жилой корпус Духовных училищ по проекту Д. Ф. Борисова (1820-е) на месте Казначейского корпуса.
  • Звонница имеет четырёхъярусную конструкцию, которую венчают четыре каменных шатра с главками.

Башни [ править ]

Крепость строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова.

В монастыре И. М. Шарутиным, также построившим стены Троицкого Калязинского монастыря, в 1650—1654 годах было сооружено семь башен, до наших дней дошли шесть.

  • Красная (над Святыми воротами)
  • Житная
  • Водовзводная
  • Усовая
  • Больничная (не сохранилась)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: