Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

Чесменская церковь

Фотографии

Среди монументальных сооружений сталинской поры и безликих хрущевских пятиэтажек вдруг нашему взгляду предстает настоящее чудо, архитектурный шедевр – легкая, взмывающая вверх бело-розовая церковь. Узкие стрельчатые окна, остроконечные башни, устремленные в небо… Откуда на Московском проспекте взялось это удивительное здание? А внимательный путешественник еще заметит рядом настоящий средневековый замок.

По приказу императрицы…

История создания архитектурного комплекса уходит своими корнями вглубь веков.

В 1774 году по распоряжению государыни Екатерины II на дороге между Петербургом и Царским Селом началось возведение небольшого путевого дворца. В нем государыня желала останавливаться во время своих переездов. Построен дворец был на небольшом возвышении, окруженном земляным валом. По проекту двухэтажное здание имело в плане треугольную форму с равными сторонами. Внутреннее убранство должно было напоминать родовой замок: стены украшали многочисленные портреты предков и родственников императрицы. Окружающая дворец местность имела название “Лягушачье болото” или по-фински “Кикерикексен”. Поэтому построенный замок стал называться Кикерикексенский.

Предание гласит, что в этом дворце государыня получила радостную весть о победе в битве при Чесме. Сражение, начавшееся 24 июня 1770 года, в день Рождества Иоанна Предтечи, закончилось разгромом турецкого флота. Оно стало первой морской баталией, закончившийся победой Российского флота, со времен государя Петра I.

В память об этом событии высочайшим повелением была учреждена серебряная медаль и создано несколько монументов: обелиск в Гатчине, ростральная колонна в Екатерининском парке, Чесменский зал в Петергофском дворце.

Но особенное значение придавала государыня возведению храма-памятника. Автором проекта стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Церковь, освященная во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, была торжественно заложена в 1777 году в присутствии императрицы Екатерины II, царского двора и шведского короля Густава III. Место выбрано не случайно – рядом с Кикерикексенским дворцом, там, где государыня получила радостное известие. Освящение нового храма состоялось 24 июня 1780 года, в 10 годовщину чесменской битвы. Дворец, церковь и вся местность вокруг стали называться Чесменскими.

Государыня любила Чесменскую церковь и посещала ее на Масленицу и в храмовый праздник. Для нее было обустроено под красным бархатным балдахином царское место, украшенное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивались праздники для народа и гулянья.

В 1830 году Николай I повелел обустроить в Чесменском дворце богоугодное заведение для проживания инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 года. К зданию были пристроены двухэтажные флигели, территория вокруг благоустроена, в разбитом парке построены три часовни.

Чесма в советское время

Церковь Иоанна Предтечи оставалась действующей до июня 1919 года. Потом старики и инвалиды были поспешно перемещены в другие богадельни, а в Чесменском дворце разместился первый в России концлагерь. Иконы и церковная утварь из храмы передали в Государственный Эрмитаж, а здание использовали под склад, архив, а затем под столярные мастерские.

Пожар, произошедший в храме зимой 1930 года, практически полностью уничтожил уникальные интерьеры и, в том числе, иконостас, выполненный по проекту архитектора Фельтена.

Чесменский дворец и церковь в годы Великой Отечественной войны оказались на передовой линии обороны. Оба здания сильно пострадали от обстрелов и бомбардировок. После войны было принято решение о реставрации и консервации и дворца, и храма.

В 1970-хх годах здание церкви отреставрировали и передали Военно-Морскому музею для организации филиала “Чесменская победа”.

Возрождение храма

В 1990 году началось возрождение Чесменского храма. Его передали Санкт-Петербургской епархии, первый молебен прошел при закрытых дверях 31 декабря 1990 года. Православная община была зарегистрирована 4 января 1991 года, а в ноябре уже началось постоянное богослужение.

Реставрационные работы были начаты в 1996 году. В 1998 году был освящен иконостас, воссозданный по чертежам, обнаруженным в архивах.

В настоящее время в храме проходят богослужения, поминальные службы, действует воскресная школа.

Чесменская церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге — расписываем по порядку

По преданию, Чесменская церковь была возведена там, где императрица Екатерина II получила известие о победе русской эскадры над турецким флотом в Чесменской бухте. В то время эта местность носила название «Кикерикексен», что обычно переводится с финского как «Лягушачье болото»

Церковь Рождества Иоанна Предтечи более известна как «Чесменская церковь». Завершение строительства храма приурочили к десятой годовщине блестящей победы русского флота над турецким в Чесменском сражении.

Читайте также:
Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Это поистине удивительный храм — в плане он имеет довольно редкую для русской архитектуры форму четырехлистника с ориентированными по сторонам света «листами». Четырехугольное внутреннее пространство перекрыто куполом. Красная окраска фасадов, контрастный белокаменный декор, стрельчатые и круглые окна, башенки, шпили — дань европейской готике.

Внутреннее убранство Чесменской церкви погибло в пожаре 1930 года, спустя шесть лет после того, как храм был закрыт. Ныне интерьеры восстановлены по сохранившимся рисункам Фельтена. Храм еще в 1991 году вернули Русской Церкви, в нем снова звучит молитва; кроме того, он признан памятником архитектуры федерального значения.

Саша Митрахович 07:13

История

Строительство храма и дворца недалеко от Путевого дворца было задумано и одобрено самой Екатериной II. По преданию, на месте храма императрица получила от курьера известие о победе в Чесменском бою.

Торжественная закладка храма состоялась 6 (17) июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля Густава III, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм строился по проекту архитектора Юрия Фельтена.

Возведение храма было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение 24 июня (5 июля) 1780 года совершил митрополит Гавриил (Петров). На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

Вскоре после освящения храм был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца. В связи с этим некоторое время Чесменскую церковь именовали «Георгиевской».

Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место. Церковь была приписана к придворному ведомству. В 1802 году храм был передан в ведение Гоф-интендантской конторы.

В связи с тем, что Чесменская церковь была холодной и неотапливаемой, 11 (23) декабря 1811 года в Чесменском дворце был освящён зимний храм Рождества Христова.

С передачей дворца Николаевской военной богадельне храм был передан в военное ведомство.

Храм был закрыт 1 июня 1919 года, но прихожане и служители храма смогли возобновить службы в новом здании — даче К. К. Вебера на Московском шоссе, 29, — где церковь просуществовала до 17 июля 1924 года. Чесменская церковь находилась на территории первого лагеря принудительных работ в Советской России. В 1924 году с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку. Вместо креста на куполе были установлены скульптурные изображения наковальни, клещей и молота.

После закрытия лагеря в 1924 году, с 1925 по 1930 год в Чесменской церкви находился архив Главнауки, а с 1930 года — столярные мастерские Автодорожного института.

В 1930 году в храме произошёл пожар, в котором погибли интерьеры церкви, в том числе иконостас. В 1941 году здание церкви было передано под склад Авиационно-приборостроительному институту.

Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году была произведена консервация здания церкви, позднее было принято решение восстановить её как памятник архитектуры. В 1960-е годы в Чесменской церкви начались крупные реставрационные работы по проекту архитектора А. П. Куликова. Были отремонтированы купола, укреплена кирпичная кладка, восстановлены утраченные элементы; отреставрированы интерьеры. Колокола были отлиты на заводе «Монументскульптура». В декабре 1977 года здесь был открыт музей «Чесменская победа» — филиал Военно-морского музея.

Ныне в здании церкви действует воскресная школа для детей и подростков.

Свято – Георгиевский женский монастырь близ станицы Ессентукской Епархиальные монастыри РПЦ

История

Проезжая 35-й километр федеральной трассы Мин-Воды – Кисловодск, невозможно не заметить белостенный монастырский храм стоящий «верху горы» и большой сестринский корпус необычной архитектуры, построенный из красного кирпича. Этот величественный по красоте и своему назначению монастырский ансамбль на сегодняшний день единственная крупица женского монашества на Кавказских Минеральных Водах.

Читайте также:
Александр Мень: биография протоиерея, книги и проповеди, духовный путь

Идея строительства храма на горе Дубровка в честь Святого Георгия принадлежит двоюродным братьям – Павлу Владимировичу Музенитову и Константину Максимовичу Асланову, жителям города Ессентуки.

Благословил строительство храма митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (18.12.1929 – 21.03.2003), а глава администрации Предгорного района Александр Иванович Майдан выделил на это доброе дело 2,5 гектара земли.

16 ноября 1998 года, в день праздника Святого Великомученика Георгия Победоносца, протоиереем Свято-Никольского собора города Кисловодска Иоанном (Знаменским) была совершена торжественная закладка камня в основание храма и братья с помощью родственников, друзей и просто добровольцев начали возводить на горе храм.

В 2003 году архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан благословил строительство женского монастыря с приютом для девочек – сирот. Вслед за возведенным храмом и колокольней начинается их отделка, строительство часовни и современного жилого корпуса для монахинь и воспитанниц детского приюта.

По благословению Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана 6 мая 2004 г., в день праздника святого Великомученика Георгия Победоносца, собором духовенства Кавказских Минеральных Вод, был заложен крест в фундамент монастырского корпуса, и освящено место под строительство Свято­Георгиевского женского монастыря.

3 февраля 2006 года по направлению митрополита Калужского и Боровского Климента из Свято-­Никольского Черноостровского женского монастыря города Малоярославца в Свято­-Георгиевский монастырь старшей монахиней была направлена монахиня Варвара (Шурыгина) с двумя сестрами.

11 апреля 2006 года по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Свято­-Георгиевский женский монастырь был открыт официально. Монахиня Варвара была назначена настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности.

Первые два года сестры жили в специально обустроенном для жилья вагончике. Приходилось мириться со многими тяготами и неудобствами, но желание жить и молиться в монастыре всегда поддерживало дух сестер в трудную минуту.

На сегодняшний день в обитель назначен постоянный священнослужитель и богослужения совершаются полным кругом. Также сестры читают псалтырь и акафисты святым угодникам Божиим.

25 марта 2008 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан в торжественной обстановке освятил колокола.

Сестры обители живут вековыми обычаями православного монашества, основу которого составляет молитва и труд. С одинаковой радостью и усердием монахини трудятся в иконописной мастерской, мастерской золочения изделий из дерева, на кухне, в швейной мастерской, на садовом участке и огороде, в иконной лавке и храме, ухаживают за животными и цветами.

По ходатайству Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана было выделено монастырю 7,7 гектаров земли. Благодаря заботе, проявленной администрацией, у обители появилась возможность расширить монастырское хозяйство.

На сегодняшний день в монастыре посажен фруктовый сад, разбиты небольшие плантации малины и клубники, обработаны участки для посадки свеклы, картофеля, моркови, лука, фасоли, капусты, зелени. Сестры содержат несколько коров, кур, небольшую пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом.
Немало святынь находится под сводами монастырского храма. Главной из них является частица мощей покровителя обители Святого Великомученика Георгия. Также обитель хранит частицы мощей преподобного Серафима Саровского, всех преподобных жен Дивеевских, преподобного Ионы Киевского, Святой Великомученицы Варвары, преподобномученицы великой княгини Елисаветы и многих других святых. Стены храма украшают росписи и иконы, среди которых чудотворные образы Божией Матери «Всецарица» и «Феодоровская».

По Божьему промыслу в обители хранится еще одна святыня – старинный деревянный крест с запечатанными в его тыльной стороне частицами святых мощей. В 2009 году крест был принесен в монастырь священником Александром, клириком Пантелеимоновского собора г. Ессентуки. Поиск владельцев этого креста привел к двум монахиням, насельницам Тебердинского Сетинского Спасо­Преображенского женского монастыря ­ Анне (Анна Акимовна Иванова) и матушке Серафиме (Ирина Павловна Москаленко), которые, несмотря на тюрьмы, годы гонений и скитаний, сохранили дружбу, веру и крест родного монастыря и завещали передать его в храм Божий.
Работы по росписи храма начались в декабре 2009 года.

22 марта 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви от Ставропольской и Владикавказской епархии было образовано три новых епархии: Пятигорская и Черкесская, Ставропольская и Невинномысская, Владикавказская и Махачкалинская.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Свято­Георгиевский женский монастырь вошел в состав Пятигорской и Черкесской епархии, епископом которой назначен преосвященнейший Феофилакт (Курьянов).
С особой заботой и любовью устраивались в монастыре помещения приюта для девочек­сирот. Подготовлены уютные спальни, светлые классы, медицинский кабинет, просторные комнаты для игр и отдыха.

Детский приют получил свое рождение в январе 2009 года, когда в оби­тели появились трое деток с тяжелой судьбой.

Каждый год Свято­Георгиевский женский монастырь на летние каникулы принимает детский православный лагерь. Девочки съезжаются из разных городов и населенных пунктов Кавказских Минеральных Вод. Начало этой традиции положили дети из Православного центра при Свято­Лазаревском храме города Пятигорска. Многие из них уже обзавелись семьями или поступили в высшие учебные заведения, а те, кто по­младше, приезжают в обитель и по сей день. Каждое лето монастырь принимает до 15­20 девочек.

Обитель особого назначения

Один за другим в разных концах России восстанавливаются десятки разоренных в атеистические времена монастырей. А вот возведение новых обителей – явление не такое частое. Поэтому так интересен и важен рассказ о Свято-Георгиевском женском монастыре, который находится близ города Ессентуки, на 35-м километре федеральной трассы Минеральные Воды – Кисловодск. Золотые купола храма и его белоснежные строения видны издалека – ведь обитель построена на самой вершине горы Дубровка, которая, по мнению некоторых специалистов, своими очертаниями напоминает известную библейскую гору Фавор.

Святой Георгий повелел

Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков. Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ. В Пятигорье, территории нынешних Кавказских Минеральных Вод, сегодня есть целые греческие станицы, жители которых хранят многие обычаи своей исторической родины. Один из таких обычаев – возведение храмов по обету. Об этом и пойдет речь.

В 1998 году двоюродные братья-греки Павел Музенитов и Константин Асланов задумали построить на вершине горы Дубровка православный храм во имя Георгия Победоносца. Получив благословение митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона, они приступили к строительству церкви. Братья вложили немало личных средств, а еще больше отдали сил сооружению храма во имя Георгия Победоносца. Огромную поддержку оказали их родственники, многие окрестные жители и местная администрация.

«Монастырю здесь быть с приютом для девочек»

– Прихожанам сюда будет трудно добираться, и, похоже, такой прекрасный храм будет пустовать, – по некотором размышлении сказал владыка. А потом, словно полушутя, добавил: – Это вряд ли понравится святому Георгию. Монастырю здесь быть с приютом для девочек, – благословил архиепископ Феофан и полностью взял на себя финансирование и руководство работами по созданию на Северном Кавказе новой православной обители. По свидетельству очевидцев, владыка очень много времени проводил на стройке и иногда буквально на коленке рисовал планировку будущего монастыря, чертил наброски новых строений.

И вот через несколько лет на горе Дубровка уже высился величественный храм в византийском стиле. Рядом с церковью красовалась белоснежная колокольня, ажурная, необыкновенно воздушная, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Вслед за этим началось строительство большого четырехэтажного корпуса, в котором предусмотрели сестринские кельи, помещения для приюта (в том числе спальни, классы для занятий, домовый храм и др.), а также две трапезные и подсобные помещения.

Владыка Феофан, опытный практик и устроитель церковной жизни, все годы своего пребывания на Кавказских Минеральных Водах уделял особое внимание созданию и становлению Свято-Георгиевской обители. Можно сказать, что этот монастырь стал его любимым детищем, ведь даже после возведения в сан митрополита и назначения главой Татарстанской митрополии он не оставляет о нем своего попечения, по-прежнему считает сестер своими духовными чадами и в ответ получает их почтительную любовь.

Нынешний глава епархии архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт достойно «принял эстафету» своего предшественника – насельницы обители всегда чувствуют его неустанную архипастырскую заботу, помощь и поддержку.

Читайте также:
Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

По благословению Священного Синода 11 апреля 2006 года официально был открыт Свято-Георгиевский монастырь – на сегодняшний день единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах. За два месяца до этого события сюда приехали первые насельницы – монахиня Варвара, инокиня Антония и послушница Елена из Свято-Никольского Малоярославецкого монастыря, широко известного в православном мире своими твердыми духовными устоями. Первое время им пришлось жить в строительном вагончике и неустанно трудиться во славу Божию во вновь создаваемой обители.

Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Варвара (Шурыгина), с возложением наперсного креста по должности, а в 2011 году она была возведена в сан игумении. За прошедшие годы обитель стала важным духовным центром Северного Кавказа, излюбленным местом паломничества, душевного успокоения и возрождения христианской веры. А игумения Варвара снискала любовь и уважение священноначалия и администрации, сестер, прихожан и местных жителей.

Путь на Дубровку

Вопрос о том, какими же путями люди приходят в монастырь, всегда волновал меня. В малоярославецкой обители, как, впрочем, и в любой другой, не принято делиться друг с другом, а тем более с мирскими людьми, своими воспоминаниями о прошлом. Так что историю матушки Варвары я узнала, как говорится, из первых уст, только когда «интервьюировала» ее в качестве журналиста и писателя.

Детство и юность Анны, будущей игумении Свято-Георгиевского монастыря, прошли в небольшом симпатичном городке Кимры, раскинувшемся по берегам Волги и впадающей в нее реки Кимрки. Матушка Варвара с теплотой вспоминает милый среднерусский пейзаж, приветливую атмосферу, сохранившийся особый колорит архитектурного облика, который отличается большим количеством построек в стиле модерн. Это, наверное, единственный «город провинциального русского модерна», яркий и неповторимый, при этом тихий и уютный.

Но настало время, и Аннушке пришлось покинуть это милое сердцу место – школа окончена, надо продолжать образование. Девушка выбрала Тверской университет и поступила на исторический факультет. В студенческом общежитии ее соседкой стала верующая девушка Галя, благодаря которой у бывшей комсомолки Ани появился интерес к Православию. Первой иконой стал образ преподобного Серафима Саровского, который она поместила на письменном столе, чтобы он всегда был перед глазами во время занятий. Это было начало 1990-х, когда стали возрождаться многие монастыри. Но первое свое паломничество Анна совершила в недавно открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель. Почти месяц трудилась там во славу Божию.

– После Дивеева было горячее желание оставить университет и немедленно отправиться туда пожить, пусть хотя бы трудницей. Но, представь, остановил меня строгий взгляд батюшки Серафима с той самой первой моей иконы. Я вдруг четко поняла, что университет все-таки надо закончить. Продолжила и учебу, и поездки по святым местам.

После Дивеева самым удивительным и впечатляющим стало посещение Оптиной пустыни. В этой пока еще полуразрушенной обители так остро чувствовался вековой молитвенный покров оптинских старцев, что смутно бродившая мысль о монашеской жизни превратилась в жгучее желание. После одной из таких поездок Анне довелось возвращаться в Москву в одной машине со старцем Илием. И она робко, полувопросительно обратилась к нему:

– Батюшка, как же хочется в монастырь, пожить настоящей монашеской жизнью.

– Что, так хочется все время в навозе копаться? – спросил старец.

– Да хоть бы и в навозе, лишь бы в монастыре! – с горячностью ответила девушка.

Представьте себе, что именно коровник стал на тринадцать лет главным послушанием Анны, в постриге Варвары. И не где-нибудь, а в Малоярославецком Свято-Никольском монастыре, который был связан тесными духовными узами с Оптиной пустынью еще в XIX веке, в годы расцвета старчества. Это оптинское устроение дивным образом возродилось в Никольском монастыре после его возвращения Русской Православной Церкви в 1993 году. Сегодня это один из самых процветающих монастырей, который больше всего известен именно своей строгой монашеской жизнью, потому что его настоятельница игумения Николая с первых дней проявляет неусыпную заботу о духовном становлении сестер. О результатах этих трудов лучше всего свидетельствует назначение ее 15-ти сестер настоятельницами женских монастырей по всей России. В их число попала монахиня, а ныне игумения Варвара. Так что помимо трудовых навыков, приобретенных в коровнике, она, несомненно, достигла такого уровня духовной зрелости, который позволяет ей руководить столь необычной обителью, как Свято-Георгиевский монастырь близ города Ессентуки.

Читайте также:
Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

Удивительно, что в такой беспокойной окружающей обстановке и особых сложностях устроения монашеской жизни в новой обители матушке Варваре удается всегда сохранять ровное настроение и благорасположение ко всем – и к сестрам, и к наемным рабочим, и к многочисленным посетителям. Я уж не говорю о приютских детишках, которые бегут к своей любимой матушке со всех ног. И для каждого у нее находится доброе слово и ласковый жест. А ведь они так необходимы обездоленным детям.

Согреть любовью и заботой

Раз речь зашла о детях, то стоит рассказать о некоторых особенностях их жизни в приюте «София», созданном практически одновременно с открытием монастыря. Игумения Варвара ведет меня в отдельное крыло келейного корпуса, отведенное для детишек. Когда перешагнешь его порог, возникает ощущение, что ты уже не в монастыре, а в многодетной семье. Девочки одеты по-домашнему и по-разному. Комнаты, в которых они живут, обставлены прекрасной детской мебелью, на окнах – красиво задрапированные занавески самого что ни есть девичьего розового цвета, пол устлан веселыми ковриками. Честно говоря, такое убранство могут позволить себе только очень состоятельные родители. А в «Софии» всеми этими удобствами и красотами пользуются дети из малоимущих и, мягко говоря, неблагополучных, социально несостоявшихся семей.

Матушка Варвара рассказывает:

У каждой из двенадцати воспитанниц, даже самых маленьких, за плечами недетские переживания и страдания

– Наш приют – не аналог детского дома, к нам под опеку поступают девочки, у которых есть родители, но такие проблемные, что не могут обеспечить своим детям самого элементарного содержания. Например, у четырех наших девочек папы есть, а мам как будто бы нет – кто пьет, кто сидит, кто шатается. Вот недавно Машу привезли, с мамой она в бомжатнике жила больше года. Отец ее еле разыскал и оттуда вытащил, опеку оформил, изо всех сил старался для дочки, но потом понял, что не справляется, и в шесть лет привез ее нам. Потом он может забрать подросшую и окрепшую дочку. Есть вообще страшные истории – недавно привезли малышку, у которой на глазах маму убили. И у каждой из двенадцати наших воспитанниц, даже самых маленьких, есть за плечами такие недетские переживания и страдания, что можно понять все срывы и депрессии, которые у них случаются. Вот мы и стараемся окружить их теплом и заботой, чтобы они успокоились и почувствовали нашу любовь.

Не прерывается молитва

Молитва – главное монашеское делание, и в любом монастыре основное внимание уделяется богослужениям и молитвенному правилу его обитателей. Они молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.

У Георгиевского монастыря особое предназначение – молиться о многих тысячах болящих

Но у Георгиевской обители есть еще своя особая миссия. Здесь молятся не только обо всех, живущих на Кавказе, но и о тех, кто приехал сюда поправить здоровье, подлечиться от болезней разной степени тяжести. В санатории Кавказских Минеральных Вод ежемесячно приезжают тысячи людей со всех концов страны, и практически все они посещают Свято-Георгиевский монастырь. Кто-то делает это вполне осознанно, с желанием помолиться о здоровье, своем и своих близких, многие просто из чистого любопытства отправляются на экскурсию после лечебных процедур. Но даже такие «экскурсанты», пусть даже за компанию, но непременно в церковной лавке покупают свечи и пишут записки о здравии живущих родных и близких и об упокоении ушедших в мир иной. Иной человек уехал и забыл об этом. Но не забыли его сестры и поминают в своих молитвах. Так и получается, что у Георгиевского монастыря особое, ответственное предназначение – молиться о многих тысячах болящих и страждущих, приезжающих в эти края в надежде получить исцеление души и тела.

Читайте также:
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Обители – десять лет

Несмотря на молодой возраст монастыря, в нем уже собрано немало святынь. Это чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица» и «Феодоровская», частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, преподобного Ионы Киевского, святителя Луки Симферопольского, всех преподобных жен Дивеевских. Тысячи людей смогли уже поклониться этим святыням и получить поддержку и утешение. Сестры обители тщательно записывают все случаи чудесных исцелений и благодатной помощи, о которых им сообщают верующие.

Сердце монастыря – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Его интерьер поражает необычайным сочетанием изысканности и великолепия. Белоснежные колонны из уральского мрамора, гранитный пол с вмонтированной мозаикой в виде Вифлеемской звезды, излучающие золотой свет иконы – все это создает благоговейное ощущение покоя и гармонии и располагает к сердечной молитве Богу. Этот духовный настрой поддерживают и усиливают росписи стен в византийском стиле, мастерски выполненные местными иконописцами Андреем Бухникашвили и Вячеславом Симаковым.

Сегодня в монастырский комплекс входят еще две часовни – Архангельская, где совершается Таинство Крещения, и водосвятная – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», купальня в честь Крещения Господня; современный жилой корпус, просторная церковная лавка, помещения для паломников и, конечно, хозяйственные постройки. А хозяйство в обители большое: сестры содержат коров, кур, пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом. Радует урожаями фруктовый сад, плантации малины и клубники. Есть, конечно, и огород – помидоры и огурцы, свекла, картофель и морковь, лук, фасоль, капуста и зелень по мере созревания украшают монастырскую трапезу. Всех этих плодов хватает и для заготовок на зиму, так что сестры и детишки не страдают от недостатка витаминов.

Территория веры и надежды

Расставаясь с гостеприимной обителью и матушкой игуменией Варварой, задерживаюсь на соборной площади, выложенной узорчатой плиткой и огороженной ажурной кованой оградой с круглыми декоративными светильниками. Вдоль ограды тянутся чудесные цветочные композиции, нарядные альпийские горки, необычного вида хвойные кустарники. С этой великолепной смотровой площадки, находящейся на высоте семисот метров, открывается живописная панорама Кавказских Минеральных Вод – многочисленные поселки, разбросанные по зеленым долинам вдоль русла реки, голубые пятнышки озер, крыши городских кварталов Пятигорска и Ессентуков, горы Машук и Бештау. А с северной стороны при ясной погоде хорошо просматривается снежная шапка Эльбруса и отроги Кавказского хребта.

В подтверждение моего восторженного отношения к этой действительно особенной обители приведу слова одного из паломников: «Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках – особая рукотворная достопримечательность. Это не просто место отшельников, это мощная энергетика добра и позитива, богатые возможности исцеления прихожан и паломников, территория веры и надежды на исполнение любой мечты!»

Завершу свой рассказ стихотворением шестиклассницы из Пятигорска Ольги Свистельниковой:

Среди полей, среди цветов,
Среди холмов, среди лесов,
Под небом ярко-голубым,
С крестом, как солнце золотым,
Как птица белая парит –
Храм на верху горы стоит.
Звон колокольный раздается
И вдоль по воздуху несется,
Под ним в небесной синеве
Святой Георгий на коне
Летит, благословляя нас,
И молится за весь Кавказ.
Здесь труд монахинь и смиренье,
И Богу теплое моленье.
В их лицах – мир и доброта.
В глазах любовь и чистота.
Увидев эту красоту,
Забыть ее я не смогу!
Душа трепещет и горит,
И Господа благодарит.

Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках

Недалеко от города Ессентуки на фоне величественных пиков Северного Кавказа, на горе Дубровка расположились красивые белокаменные строения — Свято-Георгиевский женский монастырь. Возведенная в начале XXI века обитель является центром женского монашества в кавказском регионе.

История основания обители

Неподалёку от города Ессентуки в местечке Ясная поляна у подножия горы Дубровка находится дом Константина Максимовича Асланова, которому в 1998 году пришла мысль поставить на вершине православный храм. Идея нашла поддержку у его брата Павла Владимировича Музенитова, имеющего строительное образование, а также у их родственников, друзей и знакомых. С благословения владыки Гедеона — митрополита Ставропольского и Владикавказского — 16 ноября этого же года установили закладной камень.

Читайте также:
Монастыри Грузии: действующие православные мужские и женские, лучшие места, которые стоит увидеть

Следующей весной началось активное строительство, ведущееся на личные средства основателей, а также пожертвования местных жителей и меценатов. Поддержку строителям оказывала местная администрация.

Другие монастыри Георгия Победоносца:

Богослужения начали проводиться в строящемся георгиевском соборе через год после закладки первого камня. Каждое воскресенье местные клирики и священнослужители из Кисловодска совершали водосвятный молебен.

Интересно! Место для возведения собора было выбрано неслучайно, так как многие исследователи сравнивают Дубровку с библейской горой Фавор.

Да будет монастырь!

В 2003 году стройку Георгиевской церкви посетил владыка Феофан, приемник почившего митрополита Гермогена. Он осмотрел постройку и постановил, что новый собор станет основой первого в регионе женского монастыря. С этого момента поиском средств для строительства и наблюдением за ним занималась Ставропольская и Владикавказская епархия.

Через три года после решения о формировании Свято-Георгиевского женского монастыря на горе Дубровка появились первые монахини во главе с будущей игуменьей Варварой.

Все трое были насельницами Черноостровского Свято-Никольского монастыря в Малоярославце, известного своим строгим уставом. Позже к ним присоединились ещё шесть сестёр. До 2008 года они жили в строительном вагоне, со стойкостью и смирением принимая все бытовые тяготы и физические испытания.

На заметку! Как и в малоярославском монастыре, при Свято-Георгиевском монастыре с 2009 года работает приют для девочек, оставшихся без попечения родителей.

Архитектура и интерьер: главный храм и колокольня

Главный храм Свято-Георгиевской обители выполнен в византийском стиле. Величественное, монументальное здание сложено из красного кирпича и облицовано белым уральским мрамором. В плане оно представляет собой крест, над перекрестием которого расположен большой световой барабан, увенчанный полукруглым куполом. С восточного фасада к постройке примыкает одна полукруга апсида. Внешняя отделка храма отличается минимализмом и строгостью линий.

Внутреннее убранство было закончено в 2012 году. Мраморная тема повторяется в покрытии пола и поддерживающих купол колоннах, которые богато украшены позолоченной резьбой. Резной иконостас, росписи и большинство икон, выполненные местными мастерами под руководством Вячеслава Симакова и Андрея Бухникашвили. Под куполом церкви висит большое позолоченное паникадила. Пол центральной части украшен выложенной из мрамора Вифлеемской звездой.

В соборе собрана большая коллекция икон. Наиболее почитаемыми из них являются образы Божией Матери «Феодоровская«,»Всецарица» и «Живописный источник».

Главными монастырскими святынями являются:

  • частица мощей Георгия Победоносца и фрагмент его хитона;
  • частицы мощей Серафима Саровского, Ионы Киевского, Луки Симферопольского;
  • крест с частями мощей всех Дивеевский жен.

Одновременно с церковью возводилась высокая ажурная колокольня, состоящая из трёх открытых арочных ярусов. Её венчает золоченый купол.

Монастырский комплекс

Кроме этого, в монастырский корпус входят следующие здания:

  1. Сестринский корпус, выполненный из красного кирпича. В нем расположены кельи монахинь, помещения детского приюта «София», хозяйственные комнаты, монастырская гостиница.
  2. Водосвятная часовня с источником, в котором можно набрать прозрачной, холодной воды. Ёмкость для неё можно приобрести в этом здании.
  3. Часовня-купель, в которой проводится Таинство Крещения и омовение паломников.
  4. Иконная лавка, в которой продаются не только святые образы, но и продукты собственного монастырского производства.

Площадь вокруг храмового храма покрыта тротуарной плиткой, склоны и неровности оформлены природным камнем. Рядом с монастырским комплексом оборудована большая парковка, с которой наверх ведут красивые лестницы.

Деятельность прихода

Монашеская община проводит своё время в трудах и молитвах. Монахини занимаются различными видами деятельности, а также занимаются воспитанием девочек, проживающих в монастырском приюте.

Богослужения

Ежедневно в храме совершаются церковные богослужения. Присутствовать на них можно два раза за день: в 8.00 и 16.00 часов. Кроме этого, сёстры каждый день совершают крестный ход вокруг монастыря, вознося молитвы за мир и покой на кавказской земле.

Расписание богослужений изменяется в дни престольных праздников — 6 мая и 16 ноября.

Социальное служение

При монастыре святого Георгия в Ессентуках действует приют для девочек «София». В нём живут одиннадцать девочек, оставшихся без семейного попечения. Возраст девочек колеблется от 5 до 14 лет. Монахини окружают их любовью и заботой, обеспечивая им возможность полноценного всестороннего развития и социальной адаптации. Дети посещают советскую школу и детский сад; в городских воспитательно-развивающих центрах занимаются музыкой, рисованием, танцами.

Читайте также:
Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

Летом в монастырский лагерь приезжают городские девочки. Они помогают в уходе за растениями в монастырском огороде, ходят на экскурсии, выезжают на пленэр, участвуют в театральных постановках.

Монахини посещают многодетные семьи, помогают женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации.

Хозяйственная деятельность

На территории обители монахини выращивают овощи и фрукты для себя и продажи в монастырской лавке. А также они разводят кур, ухаживают за несколькими коровами и содержат маленькую пасеку. Насельницы и воспитанницы работают в иконописной мастерской и изготавливают свечи.

Как добраться

Свято-Георгиевский женский монастырь расположен на 35 км трассы из Минеральных вод в Кисловодск неподалёку от села Ясная поляна. От центра города Ессентуки его отделяют 7-8 км.

Добраться до обители можно несколькими способами:

  1. Паломники и туристы, желающие добраться до монастыря на горе Дубровка, могут воспользоваться услугами такси, нанятого в Ессентуках.
  2. Владельцам личного автотранспорта следует выехать на трассу А-157, соединяющую Минеральные воды и Кисловодск. В районе Ессентуков, примерно 35 км трассы, установлен большой указатель поворота на георгиевский монастырь.
  3. В праздничные и выходные дни в 7.30 от железнодорожного вокзала г. Ессентуки в обитель отправляется монастырский автобус. Уточнить информацию о расписании автобуса в конкретный день следует по телефону информационной службы обители.

Информация для туристов

  1. Личный автомобиль можно оставить на одной из двух охраняемых стоянок, оборудованных камерами наблюдения.
  2. Юбку и платок, для посетительниц обители, можно найти в специальных баках, стоящих под навесом у главных ворот.

Внимание! Снимать и фотографировать внутри главного храма нельзя. Но фотоаппарат взять с собой необходимо обязательно, так как архитектуру и пейзажи, открывающиеся с монастырской площади, стоит увековечить.

Женщины, желающие потрудиться в монашеской общине и помолиться вместе с сестрами, могут быть размещены в монастырской гостинице.

Свято-Георгиевский монастырь в городе Ессентуки — место, где можно отдохнуть от мирской суеты. Насельницы монастыря не только совершают монастырское служение, проводя время в молитвах и трудах, но и опекают девочек-сирот.

Свято-Георгиевский женский монастырь (Ессентукская)

Мiръ Россия Ставропольский край Свято-Георгиевский женский монастырь (Ессентукская)

Свято-Георгиевский женский монастырь (Ессентукская) – православная женская обитель, основанная в 2006 году. При монастыре действует гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Идея строительства храма на горе Дубровка в честь Святого Великомученика Георгия принадлежит жителям г. Ессентуки и двоюродным братьям – Павлу Владимировичу Музенитову и Константину Максимовичу Асланову. Место для строительства храма выбрано удивительное – с горы открывается, как на ладони, неповторимая по красоте панорама Кавказских Минеральных Вод.

16 ноября 1998 года, в день св. Георгия, было получено благословение митрополита Ставропольской и Владикавказской епархии Гедеона на строительство храма и братья с помощью родственников, друзей и добровольцев заложили и за несколько лет построили здесь храм в честь Георгия Победоносца.

С 1999 года на весь период строительства храма на горе Дубровка проходят воскресные водосвятные молебны.

Белый мрамор для облицовки стен храма привезен с Урала, тщательно подбирались детали отделки. Внутри храма установлены мраморные колонны и мраморная напольная мозаика, в пол вмонтирована восьмиконечная Вифлеемская звезда. А величественные купола засияли золотом.

В этот же период была построена колокольня.

В 2003 году владыка Феофан (архиепископ Ставропольский и Владикавказский) благословил строительство женского монастыря с приютом для девочек – сирот. Так на Северном Кавказе началось созидание новой православной обители. Вслед за возведенным храмом были построены часовня, иконная лавка и современный жилой корпус для монахинь, послушниц, паломников и воспитанниц детского приюта.

Третьего февраля 2006 года в монастырь прибыли первые насельницы – монахиня Малоярославецкого Черноостровского Свято-Никольского монастыря, что в Калужской области, а ныне – игуменья Свято-Георгиевского монастыря матушка Варвара, и еще две сестры – инокиня Антония и послушница Елена. Первое время им пришлось жить в строительном вагончике и трудиться во славу Божию во вновь создаваемой обители.

Читайте также:
Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

11 апреля 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах (на КМВ) был официально открыт Свято-Георгиевский женский монастырь с назначением монахини Варвары (Шурыгиной) настоятельницей монастыря. Особенностью Георгиевского монастыря стало создание при нем приюта для девочек, лишенных родительского попечения. Приют получил свое рождение в декабре 2009 года, когда в обитель прибыли трое детей с трудной судьбой.

Роспись храма монастыря начата в 2009 году и все еще продолжается. Обитель уже живет полной жизнью на этой освященной земле – возделывается сад и огород, доятся коровы, делаются сыры, пишутся иконы, воспитываются девочки. Дети нашли здесь ласку и самые лучшие условия для жизни и учебы.Но главное – это молитва. Монахини молятся за весь мир, за Церковь, за страну, за народ, за всех, кто просит их молиться, и исполняют это послушание тщательно, с любовью к Богу и людям.

Немало святынь находится под сенью монастыря. Это чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всецарица», икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская», частицы святых мощей Великомученика Георгия Победоносца, Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Ионы Киевского, Святого Луки (Симферопольского), всех Преподобных жен Дивеевских. Сотни верующих смогли уже поклониться этим святыням и получить благодатную помощь и утешение.

С 22 марта 2011 года Свято-Георгиевский женский монастырь принадлежит к Кисловодскому благочинию Пятигорской и Черкесской епархии. Правит епархией – епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В монастырском богослужения совершаются регулярно.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

На сегодняшний день в монастыре посажен фруктовый сад, разбиты небольшие плантации малины и клубники, обработаны участки для посадки свеклы, картофеля, моркови, лука, фасоли, капусты, зелени. Сестры содержат несколько коров, кур, небольшую пасеку, обеспечивая обитель молочными продуктами, яйцами и медом.

Действует иконописная мастерская.

При монастыре с 2009 года действует приют-пансион “София” для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В приюте воспитывается одиннадцать девочек от пяти до четырнадцати лет. Все они, в прошлом, в своих семьях, пережили драматические события, приведшие их сюда, поэтому игумения Варвара делает все, чтобы дети чувствовали себя любимыми и окруженными непрестанной заботой. В учреждении работают внимательные и чуткие педагоги, для которых каждый день в приюте – это неизмеримый душевный труд и огромное терпение. Конечно же, большое внимание уделяется социальной адаптации девочек в обществе, их светскому воспитанию. Дети учатся в Поселке Ясная Поляна недалеко от монастыря в школе № 26, дошкольники посещают детский садик № 41.

Девочки получают также музыкальное образование в Школе искусств г. Ессентуки. Все воспитанницы занимаются в изостудии “Колорит” при МБУ “Городской Дом культуры”. В теплый период дети выезжают на пленэр, посещают художественные музеи. Каждая из девочек стала победителем или лауреатом городского, районного или всероссийского конкурсов рисунка.

Жизнь в приюте учит воспитанниц дружить, ценить заботу и любовь окружающих, понимать ценность труда и знаний. Сестры относятся к девочкам с большой любовью, ведь цель устроения приюта для детей состоит не только в том, чтобы дать им кров и пищу. Важнее всего для малышек обрести здесь настоящую семью, любовь, заботу, и, отогревшись душой, научиться нести в мир любовь.

В школьные каникулы в монастырь приезжают дети. Девочкам очень нравится трудиться на послушаниях, ходить в лес, ухаживать за животными, рисовать, готовить спектакли. Сестры находят время и для регулярного посещения многодетных семей — устраивают для детей небольшие праздники, оказывают посильную материальную помощь.

Храмы [ править ]

  • Церковь Георгия Победоносца
  • Водосвятная часовня

Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках

Автобус По выходным и праздникам из центра г. Ессентуки курсирует монастырский автобус, место отправления – напротив ж/д вокзала.

Свято-Георгиевский женский монастырь — место уединенное, вдали от городской суеты. Монастырь находится в урочище Дубровка, между ессентукским микрорайоном Белый Уголь и поселком Ясная Поляна. С высшей точки монастыря открываются красивейшие панорамы Кавказских гор. Даже если вы не являетесь религиозным человеком, монастырь стоит посетить, чтобы посмотреть с обзорной площадки на Эльбрус и ближайшие горы Машук и Бештау.

Читайте также:
Храм царевича Димитрия: история и адрес, описание, святыни

История монастыря

История монастыря начинается 16 ноября 1998 года, когда был заложен первый камень храмового фундамента. Идея возведения принадлежит двум местным жителям — Павлу Владимировичу Музенитову и Константину Максимовичу Асланову. Двоюродные братья предложили построить храм на горе Дубровка — в одном из самых живописных мест в окрестностях Ессентуков. Для строительства Георгиевского храма администрация района выделила 2,5 га земли в Предгорном районе.

Храм был благословлен митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном. Для строительства храма использовался белый мрамор из Уральских гор (из Челябинской области). Вершину храма Святого Георгия венчает купол, покрытый золотом. В 2003–2004 годах было решено расширить территорию храма и построить монастырь, а также основать приют для девочек-сирот. В те же годы было принято решение сделать монастырь женским.

Официальное открытие монастыря состоялось 11 апреля 2006 года. После открытия работы по отделке храма продолжали идти — в 2009 году началась роспись внутренних стен выпускниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы. Впечатляет и мозаичный пол с восьмиконечной звездой.

Настоятельницей монастыря является монахиня Варвара. В 2011 году она была произведена в сан игумении.

Информация для паломников

Для посетителей (как туристов, так и паломников) монастырь открыт ежедневно, с 07:00 до 19:00. Останавливаться в монастыре могут только женщине — при себе необходимо иметь паспорт с отметкой о прописке.

Паломники, желающие остаться поработать в монастыре, могут проживать прямо в монастыре, в помещении для паломников.

Узнать условия размещения или заказать обзорную экскурсию с рассказом об истории монастыря и его традициях можно по телефону 8(928)362-53-05.

Богослужения проходят ежедневно, в 8 и 16 часов, в воскресенье в 8 и 8:30.

Святыни Свято-Георгиевского женского монастыря

Структура монастыря, относящегося к Пятигорской и Черкесской епархиям, включает в себя: храм Святого Георгия; две часовни — Архангельскую, которая используется как место для крещения, и имени иконы «Божией Матери» с купальней; лавка с освященными товарами (включая иконы); жилой корпус для послушниц, паломников и приюта «София».

Главная святыня Свято-Георгиевского монастыря — это частица мощей святого покровителя обители Великомученика и Победоносца Георгия, а также часть его хитона. Помимо этого, в храме есть и другие святые мощи, преимущественно святых женщин: преподобных жен Дивеево, Святой Великомученицы Варвары, великой княгини Елисаветы.

Стены Свято-Георгиевского храма украшены иконами с чудотворными образами, в том числе с изображением Божией Матери («Феодоровская»).

Одна из уникальнейших святынь храма — деревянный крест с запечатанными в него частицами мощей русских святых. Крест долго скрывали во времена советской власти. Он был подарен храму ессентукскими священнослужителями.

Как доехать до Свято-Георгиевского монастыря в Ессентуках

Свято-Георгиевский монастырь находится за пределами городской черты, в 8 км на юго-запад от Ессентуков.

Самый удобный способ добраться — самостоятельно на автомобиле или на такси по дороге А-157. Монастырь располагается на 35 километре. Точные координаты GPS: 44.028661, 42.810569. В регионе функционируют Яндекс. Такси и Такси Везёт (приложение RuTaxi).

Карта-схема автомобильного маршрута от курортного парка Ессентуков до Свято-Георгиевского монастыря на Google. Maps

В выходные и праздничные дни паломникам и туристам предлагается воспользоваться монастырским автобусом (маршруткой), который отправляется из центра Ессентуки, от входа в парк напротив ж/д вокзала. Время отправления — 7:30. О рейсе на конкретный день рекомендуется уточнять в паломнической службе монастыря по телефону (в представленных выше контактных данных).

Панорамный вид на Свято-Георгиевский женский монастырь на картах Google. Maps

Видео о Свято-Георгиевском монастыре

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: