Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

Далматовский монастырь – история мужской обители и Успенского храма в Курганской области

Далматовский монастырь

Далматовский монастырь – Успенский мужской монастырь Шадринской епархии Русской православной церкви, расположенный на высоком левом берегу реки Исети в центре города Далматово Курганской области.

«Откуда есть пошло русское Зауралье»

Небольшой городок Далматово Курганской области своим появлением обязан Свято-Успенскому монастырю. В 1664 году сюда, к месту слияния реки Течи с Исетью, пришел старец Далмат. На крутом берегу Исети вырыл землянку и предался уединённым молитвам.

Отшельник Далмат

До 50 лет старец Далмат, сын запорожского казака из дружины Ермака, был Мокринским Дмитрием Ивановичем. Похоронив любимую жену, завещая имущество детям, казак оставил должность тобольского городничего. Он, образованный человек, с детства знающий военное дело, принял постриг в Невьянском монастыре под именем Далмат.

Вскоре, желая уединиться, Далмат ушел из монастыря – ушёл налегке, взяв в путь икону Успения Божьей Матери. Преодолев 250-километровый путь, ископал себе пещерку на левом берегу Исети, на земле, принадлежащей татарскому мурзе Илигею.

К местечку Белое Городище, где в чужеземном краю поселился отшельник, Илигей посылал своих воинов с приказом убить незваного гостя. Несколько раз нападал и сам, но погубить пришельца никак не удавалось.

Однажды в сонном видении явившаяся мирзе Богоматерь запретила чинить обиду отшельнику. Илигей, устрашённый видением, смиренно пришёл к Далмату и подарил часть своей земли для обители. В знак примирения мирза оставил монаху свой шишак и кольчугу, доселе хранящиеся в монастыре.

Русское заселение Зауралья

Местные крестьяне, прознав об отшельнике, приходили к нему сначала из любопытства, а потом – за советом и молитвой. К Далмату, умеющему выслушать собеседника, успокоить и дать ненавязчивый совет, постепенно собирались люди, так что землянка подвижника уже не вмещала всех желающих.

Старец, дальновидный и умный человек, никогда не гонявшийся ни за властью, ни за славой, собирал вокруг себя учеников. Постепенно монахи обустроили деревянную Успенскую часовню и кельи. Монашеский скит положил начало русскому заселению Южного Зауралья.

Успенский монастырь – мощная крепость и духовная твердыня

В 1651 году Далмат, уехав по делам из монастыря, скоро вернулся и увидел, что обитель разорена. При очередном набеге строения сожгли калмыки, трудников монастыря забрали в плен и убили. На пепелище старец отыскал невредимую икону Божьей Матери «Успение Пресвятой Богородицы», которая с тех пор стала покровительницей Далматовского монастыря.

Во вновь отстроенном монастыре с деревянными стенами и башнями, с церковью Далмат принимал беглых русских крестьян и расселял их на монастырских землях, вопреки воле местных властей.

В 1662 году монастырь полностью разрушили отряды внуков последнего сибирского хана Кучума. Восстанавливать храм помог сын Далмата, постриженный в монашество с именем Исаак, который после кончины отца в 1697 году продолжил его дело.

После смерти Далмата в возрасте 103 лет усыпальница преподобного – главная святыня созданного им монастыря.

Очередной пожар уничтожил деревянную церковь в 1704 году.1707-1720 годы на государственные средства воздвигли грандиозный Успенский собор, невиданный до того в округе. Огромный двухэтажный храм с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней окружали широкие каменные стены с зубцами и четырьмя башнями. Успенский собор – первое каменное здание в Зауралье.

В стенах крепости – бойницы для верхнего боя и для подошвенного (нижнего). У восточной стены – вход для подъёма на стену.

Внутри ограды – келии и хозяйственные постройки. Около усыпальницы Далмата возвели церковь «Всех скорбящих радость». Облик монастыря формировался 180 лет.

Неприступная крепость выдержала ни один штурм. В 1762 году по Зауралью прокатилось крестьянское восстание, названное «Дубинушка». Мятежники осадили монастырь, отрезав от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска сняли блокаду с крепости.

В феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачёвцев, которое 20 дней осаждало крепость. 400 защитников монастыря пулями и камнями ожесточённо отгоняли противника. На страх врагам неприступная твердыня стояла до 1917 года.

В монастыре работали талантливые иконописцы, действовали богатая библиотека и певческая школа и славяно-латинская семинария. В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей, позднее – духовное училище.

В Далматовском духовном училище воспитывался будущий начальник духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний, изобретатель радио Попов, организатор Томского университета Флоринский и полярный исследователь Носилов.

Монастырь после революции

В 1922 году монастырь превратили в краеведческий музей, упразднённый в 1928 году. Вскоре здесь прошло последнее богослужение. Большевики сняли колокола, разобрали колокольню и уничтожили иконы, а также разрушили библиотеку и сожгли православные книги.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре работали курсы переподготовки военнослужащих и госпиталь. После войны вековые стены храмов монастыря превратили в цеха завода «Старт» по производству молочного оборудования. Монастырские строения уничтожали.

Восстановление монастыря

6 мая 1992 года Далматовский монастырь передали Русской Православной церкви, и начался долгий процесс восстановления святыни с поэтапной реставрацией.

Монастырь получил природный газ, силами братии побелили монастырские стены. Перед монастырём заасфальтирована площадка и установлена новая кованая ограда с автоматическим шлагбаумом центрального входа. На реставрацию комплекса потрачено 50 миллионов рублей из федерального бюджета.

Сегодня на площади 4.7 га, занимаемой монастырём, живут 30 человек. При монастыре действует «Дом паломника» на 80 человек. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший поклониться преподобному Далмату. На попечении обители – дом престарелых и наркологический реабилитационный центр, работает воскресная школа.

Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах города Далматово и Далматовского района. Священнослужители Далматовского монастыря служат в приходских храмах и молитвенных домах Далматовского района.

Преподобный Далмат – местночтимый святой в Курганской и Шадринской епархии и внесён в Собор сибирских святых. В феврале 2013 года Архиерейский собор Русской Православной церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.

Имя святого прославляется во всех православных храмах России и за рубежом.

В помещениях северных келий открыт монастырский музей. Ежегодно с 29 июля-6 августа проводится традиционный крестный ход Курган-Далматово, посвящённый годовщине обретения мощей Далмата.

Читайте также:
Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храмы и святыни

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре – 100 частиц мощей угодников Божиих, для которых изготовлена рака с сенью. Каждая частица заключает в себе благодать целых мощей. Святыня монастыря – икона «Торжество Пресвятой Богородицы» и шлем с кольчугой Далмата Исетского.

В состав комплекса Далматовского монастыря входят храмы:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы.
  • Церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
  • Церковь во имя апостола Иоанна Богослова.
  • Часовня-усыпальница Далмата Исетского.
  • Звонница.

Видео: Успенский Далматовский мужской монастырь с высоты

Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской епархии Русской Православной Церкви, был основан в XVII веке, на землях татарского мурзы Илигея, и стал первой территорией русских в чужеземном крае. Монастырь 3-го класса основан в 1644 году на берегу реки Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом, в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). А началось всё когда старец Далмат ископал себе пещеру в овраге, на берегу Исети, при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью.

Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Становление и развитие монастыря было не легким и часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет монастырь жил в страхе в ожидании нападения. С помощью Божией и с помощью людей добрых, монастырь выстоял в лишениях и тяготах, не один раз приходилось отстраиваться чуть ли не заново.

В монастыре было три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами – во имя Иоанна Богослова. Внутри ограды стояли: деревянная игуменская келья, келья старца Далмата, четыре деревянные братские кельи, между кельями – сараец малый, где помещался гроб старца Далмата, келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год – Иосиф, а потом игуменом стал Афанасий.

Далматовский монастырь, возникший из одинокой пустыни отшельника и превратившийся в общину монахов, имел огромное значение в христианизация края. Во многих селениях началось возведение храмов и часовень. Монастырские земли – богатые природные угодья, привлекают пришлых людей и они оседали здесь. Начинают образовываются деревни и поселья, а уже в них строятся церкви. Преодолевая многодневный путь, крестьяне-переселенцы, добравшись сюда получали возможность жить и трудиться на привольных и благодатных приисетстких землях. Обширные леса были для многих и кормильцем и кровом, расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им “льготы” и всячески старался помогать. Со временем монастырь обзавелся постройками – конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Трудами монастырской братии и крестьян, а также вкладами доброохотных христолюбивцев, святая обитель становилась сильной и все более продвигаясь к благоденствию и процветанию.

Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала в огне, на ней был опален один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага иноверца.

После восстановления обитель, еще три раза была осаждаема врагами калмыками. Первый раз в 1662 году, когда бунт, произведенный, по заговору Сеита – «Сеитский бунт», князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Второй раз в 1704 году, во время бунта Адларь-Бая Исекеева. Третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году, во время бунта, зачавшийся под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Но после калмыцких набегов монастырь был осаждаем и другими вражинами – двумя бандами разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Читайте также:
Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения

Опустошительные пожары деревянных строений после набегов кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Монастырская стена, построенная почти 300 лет назад – главная достопримечательность города Далматово.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на Божие покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство пронеслось через годы пренебрежения.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения в т.ч. театр, основные разрушения приходятся на послевоенные годы с 1945 г., когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» – завод «Старт». Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского – местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 — в лике Собора Сибирских святых, к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 9 человек, в т. ч. 4 монашествующих, наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням. Особо почитаемые святыни монастыря: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и разных святых, Порт-Артурская икона Божией Матери, святой источник в честь преподобного Далмата Исетского.

Службы: ежедневно совершается утреннее и вечернее братское правило у мощей прп. Далмата; Божеств. Литургия — не ежедневно: как правило, все бденные и полиелейные службы. Вечерняя служба — с 17.00, исповедь — с 7.30, Литургия — с 9.00.

Праздники и памятные дни: 28 февраля н.ст. — Далматской иконы Божией Матери, 8 июля н.ст. — преставление прп. Далмата Исетского, 6 августа н.ст. — обретение мощей прп. Далмата Исетского, 28 августа н.ст. — Успение Божией Матери, 6 ноября н.ст. — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники — крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.

Адрес: 641730, Курганская область, город Далматово, улица Советская, дом 194, Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь
Телефон: +7 (352-52) 3 15 92, 3 17 71

На фото Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь, 1912 год, С.М. Прокудин–Горский.

Никольский храм в Пушкино

Многие паломники и прихожане отмечают необычную атмосферу духовности, чистоты и света в старинном намоленном храме, стоящем на берегу реки Уча в подмосковном городе Пушкино. Никольский храм в Пушкино — удивительной красоты православная святыня, величественная каменная постройка, возрожденная в 21 веке.

История первых построек Никольской церкви в Пушкино

Храм Николы на горе — самый старинный церковный комплекс в подмосковном Пушкино, история которого начинается в далеких временах 14 столетия. Пушкино получило свое название от первого владельца и его основателя боярина Григория Пушки. В середине 16 столетия при нашествии на Москву Довлет-Гирея село было полностью разорено. По историческим документам узнаем, что село в 1585 году было владением митрополита, а с конца 16 столетия известно, как патриаршее.

Жители близлежащих деревень посещали деревянную церковь святого Николая Угодника, она несколько раз подвергалась пожарам, но каждый раз отстраивалась. По причине частых пожаров в 1692 году было принято решение о возведении каменного строения. 24 апреля этого же года состоялось освящение камня будущего храма патриархом Киром Адрианом.

Патриарх освятил нововозведенный храм святого Николы в 1694 году.

Благолепный пятиглавый храм привлекал людей со всей округи, сюда приходили рабочие с соседних мануфактур, наличие народа порой мешало богослужению. Многие прихожане молились дома из-за тесноты в церкви, что не могло не волновать священника Дмитрия Сперанского, настоятеля Никольского храма того времени.

Читайте также:
Церковь Зосимы и Савватия в Гольяново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Другие храмы Подмосковья:

После долгих молитв отца Димитрия в 1868 году по воле Божьей купец Николай Иванович Авученков, избранный старостой прихода, благословил средствами пристройки двух приделов, соединенных при помощи открытых арок.

Прошло почти 2 столетия до новой реконструкции и пристройке к Никольской церкви в Пушкино в 1872 году колокольни.

В 1874 году приступили к строительству церкви преподобного Сергия Радонежского и придела апостола Иоанна Богослова.

Храм Николы на горе не пострадал после революции, но был закрыт перед войной и полностью разграблен. Сломав иконостас, замазав ценнейшие фрески, в святых стенах разместили колхозные склады.

В 1947 году церковная община добилась возвращения святыни в лоно Православия. Закрытая всего на 7 лет церковь была разрушена, требовала восстановления всего интерьера, постройки нового иконостаса.

Важно! Святые образа верующие приносили с собственных домов, наличные сбережения приобрели колокола, окончательное восстановление колокольной звонницы состоялось в 2007 году.

Уникальная архитектура Никольского храма в Пушкино

Благодаря неизвестным зодчим прошлых веков размещение храма на возвышенности и в 21 веке идеально вписывается в ландшафт города. Килевидные кокошники украшают пятиглавие, а короновидные наличники являются особой архитектурной изюминкой храма.

Привлекает взор входящих людей и фриз, под которым притаилось обрамление иконы. Тонкие гурты перехватывают пилястры оконных наличников.

Святыни

Современный храм Николы на горе привлекает прихожан святынями, среди которых святые образа Богородицы «Казанская», «Феодоровская».

Каждый верующий, зашедший в храм, спешит отдать честь и помолиться у иконы Николая Угодника, в которой хранятся частицы мощей святого.

Престольные праздники

По числу приделов отмечаются престольные праздники в Никольском православном комплексе:

  • 22 мая отдается дань памяти обретения святых мощей Николая Мирликийского;
  • 19 декабря — на торжественной Литургии почитается день смерти Николая Чудотворца;
  • 21 мая, 13 июня,9 октября — в эти дни отдается честь памятным событиям, связанным с жизнью и представлением апостола, любимого ученика Иисуса. Иоанна Богослова;
  • 18 июня, 8 октября верующие собираются почтить память святого преподобного Сергия Радонежского.

В помощь паломникам и туристам

Богослужения в Никольской церкви в Пушкино проводятся каждый день, за исключением понедельника, с 8.00 до 18.00. Расписание богослужений можно уточнить на сайте церкви.

Адрес храма Николая Чудотворца: Московская область, город Пушкино, Ярославское шоссе, д. 34.

Добраться до Пушкинской святыни можно общественным транспортом, доехав электричкой до станции «Пушкино», далее автобусом 22 до Ивантеевского поворота. От станции метро «ВДНХ» ходит автобус № 451.

Полюбоваться белоснежной церковью с пятью голубыми куполами и наполниться духовностью заезжают прихожане, проезжая по Ярославскому шоссе в сторону Москвы.

Благодаря стараниям настоятеля церкви, протоиерея Иоанна Герасимовича в храме ощущается атмосфера духовности, теплоты, открытости и особого приема, что отмечается в отзывах большинства посетителей.

Пушкино

Храмы Московской области

Церковь Святителя Николая Мирликийского

Первые письменные свидетельства о с. Пушкино относятся к 1401 г., когда в духовной грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (1358-1410) – того, кто ударом засадного полка решил победу на поле Куликовом, – было упомянуто село на р. Уче, переходившее в руки его сына Андрея Владимировича (после 1372-1426), с 1410 г. – удельного князя Радонежского.

Впервые село под названием Пушкино фигурирует в описании 1498 г. уже как владение митрополичьего дома. Тогда здесь насчитывалось 16 дворов. В 1-й четверти XVI в. в состав владения митрополита входили с. Пушкино и окружающие его 25 деревень. В середине века возле Пушкина образовалась слободка с 29 бобыльскими дворами.

В 1571 г. владение митрополичьего дома было разорено при набеге хана Девлет-Гирея на Москву.

Деревянный Никольский храм, построенный “клецки”, впервые упоминается в документах как “строение патриаршее” в 1585 г.

В этом храме во время своих “походов” молились следовавшие из Москвы патриархи Филарет, Иосиф, Никон, Иоаким (здесь был “первый стан”, то есть первая остановка в пути). Ныне существующая Никольская церковь построена в 1692-1694 гг. по указанию патриарха Адриана.

Он сменил почившего патриарха Иоакима на первосвятительской кафедре в августе 1690 г., когда был уже немолод – родился в 1627 г. Был архимандритом кремлевского Чудова монастыря, а с 1686 г. – митрополитом Казанским. Он вполне разделял убеждения патриарха Иоакима, его избрали на патриаршество приверженцы старомосковской партии в противовес кандидату молодого царя Петра – митрополиту Псковскому Маркелу, известному своими прозападными взглядами.

Избрания Адриана желала и царица Наталья Кирилловна Нарышкина, почитавшая его за благочестие и высокодуховную жизнь. Пётр подчинился матери, но стало ясно, что единомыслия между патриархом и царём-западником не получится. В речи при интронизации Адриан чётко сформулировал основные принципы своей будущей деятельности: борьба со старообрядческим расколом и западными – латинскими и протестантскими – влияниями.

Патриарх, обличая западничество Петра I, не выступал резко, так как понимал, что в единстве церковной и светской власти – залог мира в государстве и церковной жизни. Тем не менее Адриан решительно осуждал насаждаемые Петром западные обычаи: брадобритие, курение табака и прочее, за что грозил церковным отлучением. А здравые инициативы царя находили поддержку у предстоятеля Русской Церкви: Патриарх Адриан благословил азовские походы Петра.

Но престарелый, немощный от болезней патриарх (с 1696 г. частично парализованный), которому государь оказывал лишь внешние знаки уважения и к голосу которого мало прислушивался, уже не мог изменить направление жизни русского общества, которое молодой царь властно погнал в сторону Европы. Тем не менее Адриан сопротивлялся противным духу православия начинаниям. Он отказался насильственно постричь в монашество отверженную жену царя Евдокию Лопухину, после чего между государем и первоиерархом отношения значительно ухудшились. Адриан не согласился, несмотря на требование царя, расстричь тамбовского епископа Игнатия, одобрительно отзывавшегося о сочинениях Григория Талицкого, в которых тот называл Петра “антихристом”.

Читайте также:
Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

Отношения окончательно испортились после того, как Адриан явился к Петру с иконой печаловаться, по давнему обычаю, за приговорённых к смертной казни участников стрелецкого бунта 1698 г. Царь прогнал первосвятителя.

С этого времени патриарх Адриан, тяжело переживавший перекраивание России на западный манер, слёг и последние годы почти безвыездно провёл в подмосковном Николо-Перервинском монастыре, где и скончался в октябре 1700 г.

Царь Пётр два десятилетия откладывал избрание нового патриарха, затем и вовсе упразднил патриаршество, заменив его синодальным правлением.

По описанию 1714 г., при церкви имелась библиотека, насчитывавшая 34 тома (больше, чем в среднем в храмах Московского уезда).

В 1-й четверти XIX в. построена трёхъярусная колокольня.

Село росло, увеличивалось и число прихожан. Уже не все верующие могли войти в храм в праздничные дни, многим приходилось молиться, стоя на паперти и на церковном дворе. Настоятель храма о. Дмитрий Сперанский начал собирать средства для расширения храма.

В 1874 г. по проекту архитектора Николая Павловича Милюкова (1825-?) была построена трапезная, в которой освящены престолы Преподобного Сергия Радонежского (на северной стороне) и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на южной).

Много жертвовал церковный староста, купец Н.И. Авученков. Шатёр колокольни перестроен в 1884 г. по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина (1828-1913). Построена и каменная ограда с воротами.

На средства Б.А. Медынцева устроена каменная лестница от Троицкой дороги к колокольне.

На средства Армандов рядом с храмом была построена богадельня.

В Пушкино родился о. Михаил Михайлович Ежов. В юности он бывал у о. Алексия Зосимовского в 1903 г. на торжествах в Сарове.

В 1907 г. по благословению 112-летней монахини Зачатьевского монастыря Сары, предсказавшей ему священство, ушёл в Оптину, где стал послушником схиархимандрита Варсонофия. Тот скончался в Голутвином монастыре в 1913 г., Михаил привёз его тело в Оптину Пустынь.

В 1914-1917 гг. пережил фронт, голод, холод, тиф. Возвратился в Пушкино, окончил пастырские курсы.

В 1948 г. в Сыктывкаре стал диаконом, а в Архангельске – священником. Написал воспоминания об Оптиной пустыни и “Канон Божией Матери, читаемый в душевной скорби”. Скончался на 85-м году жизни 26 апреля 1967 г. в Калужской епархии.

Около 1926 г. в Пушкино перебрались из Новгорода игумений Сергия и Иоанна (Екатерина и Наталия Борисовны Мансуровы), основательницы Сергиевского женского монастыря в Риге и Преображенской пустыни под Митавой (Елгавой). Сергия в 1927 г. умерла в Пушкино (её прах в 1980-х гг. перенесён в Преображенскую пустынь). Игуменья Иоанна последние годы жила, скрываясь, в г. Геническе.

С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (реабилитирован в 1939 г.) в храме с. Пушкино служил известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине “Уходящая Русь”. Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

С 1910 г. служил диаконом во многих московских церквах, в том числе в храме Христа Спасителя.

В середине 1940 г. храм был закрыт и разграблен, погибло его внутреннее убранство.

В 1947 г., после настойчивых обращений прихожан, возвращён верующим. Церковной общине пришлось заново восстанавливать весь интерьер. Трёхъярусный иконостас привезли из закрытого храма в с. Болтино Мытищинского района. Прихожане приносили из дома иконы, приобрели новые колокола.

При церкви сохранилось старое кладбище, которому более 300 лет.

Здесь похоронены настоятели церкви – протоиерей о. СП. Полиевктов (1931), о. С.Д. Сокольский (1938), а также купец В.И. Камзолкин -дед художника Е.И. Камзолкина.

У Никольской церкви похоронен Николай Петрович Бахрушин (1854-1927), потомственный почётный гражданин, выборный Московского Биржевого общества и Московского купеческого сословия, председатель Совета и попечитель Александро-Мариинского Замоскворецкого училища и начальной школы при фабрике «Товарищества Алексея Бахрушина Сыновей», основатель школы имени П.А. Бахрушина, член Московского общества любителей рыболовства. Его сын Николай погиб в 1929 г в лагере на Соловках, дочь Елена, сестра милосердия в Первую мировую войну, погибла в 1942 г. от голода в блокадном Ленинграде, дочери Мария и Елизавета (1893-1934, похоронена у Никольской церкви в Пушкино), также были сестрами милосердия в Первую мировую войну. За северной церковной оградой находятся две могилы: местного фабриканта Евгения Ивановича Арманда (1890) и его жены М.Ф. Арманд (1901).

К концу XVII в. в Пушкино было 26 дворов крестьян и бобылей, 14 дворов деловых работных людей, бывших на жалованье, 3 двора кузнецов, 5 дворов плотников, 2 двора рыбаков и 2 – сторожей. В начале XVIII в., кроме двора приказчиков и бывшего патриаршего двора, в селе имелись 102 двора крестьян. К концу века Пушкино располагалось по обеим сторонам р. Учи. Во 2-й половине XVIII в. начали развиваться ткацкие промыслы: крестьяне на домашних станах производили шерстяное сукно, кушаки, шёлковые платки.

В 1764 г. Пушкино стало экономическим селом. Его жители “большею частию промышляют в Москве извозчеством, подрядами и торгом, также имеют при домах своих постоялые дворы”. Ведь Пушкино находится на дороге к Троице-Сергиеву монастырю (нынешнее Ярославское шоссе), мимо днём и ночью следовали экипажи и пешие паломники, которых к концу XIX в. стало до миллиона в год.

Начало промышленного развития села и ближайшей округи приходится на 1-ю половину XIX в.

В 1812 г. в Пушкино существовал медный завод, производивший в год более 1 тыс. пудов труб, кубов (емкостей), латуни и проволоки.

В 1843 г. имелось суконное заведение И.И. Брумлея, на котором было занято 144 рабочих. К.Ф. Фавор в 1844 г. основал в устье р. Серебрянки, при слиянии её с Учей, шерстоткацкую фабрику. Она одной из первых в Московском уезде была оснащена механическими ткацкими станками, которых в начале 1850-х гг. имела 150.

Читайте также:
Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Вскоре фабрика перешла в руки Евгения Ивановича Арманда, который расширил ткацкое и красильное отделения, построив для них новые каменные помещения.

Родоначальником российских Армандов был Поль Арманд (1760-1835), прибывший в Россию в конце XVIII в. Осев в Москве, он открыл на Кузнецком мосту магазины галантереи и модной одежды.

В 1812 г. по приказу московского генерал-губернатора Ф.В. Ростопчина (1763-1826), в связи с приближением Наполеона, всех иностранцев депортировали из Москвы. Арманды на барже плыли в Ярославль, глава семейства дал сопровождавшему их офицеру расписку в том, что претензий к властям не имеет и что обращение с вынужденными переселенцами было прекрасное.

После изгнания наполеоновских войск из России Арманды возвратились. Однако Поль Арманд был разорён, он умер в 1835 г. и похоронен на Введенском кладбище в Москве. Его сын Жан Луи Арманд (1786-1855) принял российское подданство и православие и стал величаться Иваном Павловичем. Как и отец, он занимался торговлей, был купцом 3-й гильдии. Вместе с женой Мари Барб (1780-1872) упорным трудом восстановил дело.

В 1809 г. у него родился сын Евгений, который после получения образования приобщился к красильному делу и работал мастером на шерстоткацкой фабрике французского предпринимателя К.Ф. Фавора.

В 1853 г. началась Крымская война, в которой против России выступили Франция, Англия, Турция и Сардиния. Французский подданный К.Ф. Фавор был выслан из России. Его фабрику приобрёл Евгений Иванович Арманд (1809-1890).

В 1854 г. на ней работало 144 человека. В 1859 г. в полуверсте вверх по Серебрянке Арманд выстроил двухэтажный каменный корпус новой самоткацкой фабрики, каменное здание газового завода и проложил от станции шоссе (в наше время Московский проспект). В 1861 г. на предприятиях Арманда было занято 570 рабочих, оборот капитала составлял 180 тыс. руб.

В том же году Арманд расширил новую самоткацкую фабрику, выстроив второй каменный корпус. На ней было занято 150 человек. На предприятиях Арманда работали крестьяне Пушкина и близлежащих селений, треть составляли пришедшие в поисках работы жители других уездов и даже губерний. Единственная спальня при фабрике была рассчитана на 50 человек, остальные жили в своих домах либо снимали угол у окрестных крестьян. На предприятиях Арманда, оснащённых восемью паровыми машинами общей мощностью в 273 л.с, в конце XIX в. работало уже 1200 человек, оборот капитала составлял 900 тыс. руб.

На средства Евгения Ивановича в с. Пушкино были открыты школа (1869), больница для рабочих (1884) и библиотека (1890). Е.И. Арманд умер 23 мая 1890 г. на 81-м году жизни. Через два месяца, 15 июля 1890 г., скончалась его жена Мария Францевна. Оба похоронены на погосте Никольской церкви с. Пушкино.

Дело перешло к сыновьям – Евгению, Эмилю и Адольфу. Прежняя мануфактура стала называться “Торговый дом Евгения Арманд с сыновьями”. Главой большой семьи Армандов стал старший из братьев, Евгений Евгеньевич, потомственный почётный гражданин и мануфактур-советник. Почётное гражданство в России введено в 1832 г. взамен именитых граждан – сословной категории, выделенной в 1785 г. Оно было потомственным или личным.

Пушкино многим обязано семье Армандов. На их средства был построен первый вокзал, проложено шоссе, создан посёлок для рабочих из 50 благоустроенных домов. Они построили больницу, школу, богадельню при Никольском храме. В их доме собиралось культурное общество со всей округи. 40 лет существовал домашний театр, приобщавший всё новые поколения сельской интеллигенции и рабочих к искусству.

Революция и последовавшее за ней разорение, смерть старших представителей рода не смогли погасить стремления семьи к служению людям. Во время разрухи и голода жена Льва Эмильевича Арманда, Лидия Марьяновна, создала в усадьбе «Вынорки», которой в начале XX в. владел В.Э. Тальгрен (современное название «Зверосовхоз», между Пушкино и Красноармейском; рядом, в пос. Жуковка, сохранилась усадьба П. С. Карцева) школу-интернат, отличавшуюся высоким уровнем преподавания, возможностью всестороннего развития способностей, полным самообслуживанием и самообеспечением.

Школа существовала до 1924 г. и закрыта инспекцией, которая вынесла приговор: «Вся группа, и детей и взрослых, приучается стоять над жизнью, отделяется от неё, обособляется в своего рода орден людей, понимающих друг друга и тесно связанных этим пониманием». Один из педагогов, толстовец О.В. Поль, замучен в застенках как религиозный фанатик. Сама Лидия Арманд в 1931 г. умерла в ссылке в Казахстане. Дети были разосланы по другим колониям, усадьба перестроена, в ней открыт питомник для норок и лис-чернобурок.

В Пушкино на улице Арманд сохранился дом, который занимал Е.Е. Арманд, его дети с семьями жили в двухэтажной части дома.

В 1840-1850-х гг. промышленным центром стало расположенное близ Пушкино с. Никольское-Кудрино (в наше время в черте города). Здесь на правом берегу Учи существовала бумагопрядильная фабрика Н.А. Небольсина. Бумагопрядильную фабрику А.И. Барановой вместе с имением приобрёл купец И.Ф. Прохоров и устроил здесь суконное производство.

В 1880 г. фабрику купило Товарищество суконной мануфактуры (Г.К. Дюпюи, М.Е. Попов, Н.А. Алексеев). Она занимала участок земли в 10 десятин. На нем располагались фабричный корпус с пристройками и жилые строения для рабочих. В основном оснащённая ручными ткацкими станками, фабрика имела одну паровую машину в 36 л.с. В зависимости от времени года число рабочих колебалось от 350 до 500, среди них многие являлись жителями других уездов и губерний. В отличие от предприятий Арманда, более половины рабочих жили при фабрике, размещаясь либо в особых спальнях, либо в самих мастерских.

Читайте также:
Деревянные церкви: деревянные храмы России, список, описание

Условия труда и быта рабочих на фабриках Пушкина и Никольского-Кудрина были такими же, как и на большинстве других ткацких предприятий России. Рабочий день продолжался с 5 часов утра до 8 вечера. На обеих фабриках широко применялся труд малолетних и подростков.

Так, в 1880 г. на фабрике в с. Никольском-Кудрине они составляли четвёртую часть всех работающих, на одной из фабрик Е.И. Арманда – половину. Заработная плата была низкой: мужчина получал 13-15 руб. в месяц, женщина – 7-8 руб., подросток – 5-7 руб.

В 1868 г. в Пушкине было открыто земское училище, под него выстроили специальное здание, состоящее из одной классной комнаты.

Обучались дети в возрасте от 8 до 14 лет, проживавшие как в самом селе, так и в д. Новой.

В 1882/83 учебном году училище посещали 33 мальчика и 17 девочек.

В 1890 г. на средства Е.И. Арманда открылась библиотека.

В Пушкино были две фабричные больницы. Одну из них, на 18 коек (4 родильных и 14 общих), открыл в 1884 г. Адольф Арманд и назвал Андреевской в память об умершем сыне. Так в селе появилось первое лечебное заведение. В 1889 г. выстроено инфекционное отделение (4 койки). Первым врачом был Успенский, его сменил А.Л. Коль, ставший впоследствии зятем Армандов. Другая больница, на 6 коек, была на фабрике в Никольском-Кудрине. В 1913 г. появилась земская больница.

Со строительством железной дороги и открытием ст. Пушкино окрестности стали дачным посёлком. Уже в 1890-х гг. вдоль станции в окружении елового леса насчитывалось до 700 дач. Эта часть Пушкина была, главным образом, сезонным поселением. Здесь имелись маленькое озеро, общественные парки и летний театр, построенный в 1896 г. На его сцене; сдаваемой на лето в аренду различным антрепренёрам, ставились оперы, оперетты, разыгрывались фарсы, водевили, устраивались концерты.

К концу XIX в. в целом выявилась территория будущего города, охватывавшая три части: Пушкино-село, Пушкино-промышленное, включавшее предприятия с фабричными посёлками, Пушкино-станцию с примыкавшим к ней дачным посёлком. Были и роскошные дачи-дворцы (например дача финансиста Ф.Ф. Берга, построенная в 1912 г. по проекту архитектора Игнатия Игнатьевича Нивинского, 1880-1934, в наше время тубдиспансер), и скромные, как дача Рабенека, в которой в наше время размещается историко-краеведческий музей, или дача протоиерея Петра Алексеевича Преображенского, редактора “Православного Обозрения”.

В дни революции 1905-1907 гг. первый митинг рабочих с требованиями улучшения жилищных условий, повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня состоялся 6 ноября 1905 г. А в декабре того же года рабочие фабрик Пушкина и Никольского-Кудрина примкнули к всеобщей политической забастовке.

Возникло несколько пропагандистско-агитаторских кружков: в Пушкине (24 человека), Ивантеевке (25 человек), Невзорове (7 человек). В 1906 г. в квартире Н.П. Буланова, находившейся при входе на фабрику, по решению партийного кружка была организована подпольная типография, в которой печатались прокламации.

В 1907 г. на фабрике Арманда произошли две забастовки.

В 1907 г. организовалось Товарищество Е. Арманд с сыновьями, объединившее механическо-ткацкую и красильно-отделочную фабрики, с основным капиталом в 800 тыс. руб. и числом рабочих в 1800-2000 человек.

В 1915 г. Арманды продали ткацкую фабрику рижскому акционерному обществу “Льноджут”. Из Риги в Пушкино было перевезено новое оборудование, и фабрика стала выпускать мешковину и верёвки.

После Февральской революции, сразу же по возвращении из эмиграции, Инесса Арманд посетила Пушкино, где встретилась с революционно настроенными рабочими. Под её влиянием в апреле 1917 г. в Пушкине был создан Совет рабочих депутатов. Вскоре в него вошли также депутаты 190-го полка, стоявшего подачам в пос. Клязьма. Председателем Совета рабочих и солдатских депутатов был избран ГА. Быков.

1 мая 1917 г. состоялся митинг, рабочие требовали передать власть Советам.

После революции, лишившись имущества, потеряв высокое общественное положение, Арманды не покинули Россию. Старший сын Александра Евгеньевича, Фёдор, в Первую мировую войну был лётчиком, его брат Александр сражался на фронтах гражданской войны, дочь Инна много лет работала в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, другая дочь, Варвара, -художник в текстильной промышленности. Внучка “товарища Инессы” Елена Арманд стала сподвижницей Сахарова. Сын Льва Евгеньевича Давид Арманд (1905-1976) – доктор географических наук, профессор.

Никольский храм в Пушкино

Многие паломники и прихожане отмечают необычную атмосферу духовности, чистоты и света в старинном намоленном храме, стоящем на берегу реки Уча в подмосковном городе Пушкино. Никольский храм в Пушкино — удивительной красоты православная святыня, величественная каменная постройка, возрожденная в 21 веке.

История Пушкино

Никольская церковь в Пушкино – самая старинная церковь города Пушкино Московской области.

История Пушкино начинается где-то в далеком XIV веке. Село располагалось на р.Уча по дороге из Москвы в Лавру. Первым владельцем села был боярин Григорий Пушка.

В дальнейшем село Пушкино упоминается как митрополичье владение, а с конца ХVI века как большое патриаршее село.

Иконы в церкви Святителя Николая

Сегодня в Никольском храме находится множество святынь. Особое место среди них занимают старинные иконы. Среди них образа «Спас в Силах» и «Богоматерь Тихвинская». Это самые древние иконы, они относятся к XVII веку.

В храме можно приложиться и к богородичным иконам конца XVII -начала XVIII столетия: Богоматерь «Донская», Богоматерь «Бого-любская», Богоматерь «Страстная», Богоматерь «Казанская». Среди образов этого времени и икона «Спас Вседержитель». Значительная часть храмовых икон относится ко второй половине XIX века. В церкви имеются иконы с частичками мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны, святителей Филарета и Иннокентия Московских.

Саша Митрахович 07:10

Уникальная архитектура Никольского храма в Пушкино

Благодаря неизвестным зодчим прошлых веков размещение храма на возвышенности и в 21 веке идеально вписывается в ландшафт города. Килевидные кокошники украшают пятиглавие, а короновидные наличники являются особой архитектурной изюминкой храма.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

Привлекает взор входящих людей и фриз, под которым притаилось обрамление иконы. Тонкие гурты перехватывают пилястры оконных наличников.

Строительство Никольского храма в Пушкино

года Патриарх Адриан приехал в Пушкино осматривать места для строительства нового, каменного, Нимкольского храма взамен древней уже изрядно ветхой церкви. Патриарх желал воздвигнуть новую постройку по образцу храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в московских Кадашах.

Пушкинский храм возводился два года. В сентябре 1693-го сюда был закуплен колокол, весивший фунтов, т. е. более 330 килограммов. В трапезной нового храма разместили иконы из старой церкви, некоторые из них были выполнены иконописцами еще в 1643 году. Например, храмовый образ святителя Николая Чудотворца, украшенный серебром и басмой. Храм возвели однопрестольным и не отапливаемым — богослужения в нем совершались только летом.

В 1694 году патриарх Адриан освятил новый каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца в Пушкино.

Храмоздатная надпись в Никольском храме в Пушкино

«От мироздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692 года, благоволением Всетворца нашего Бога с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, великан господин Святейший Кир Адриан, архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран Патриарх, созда сей храм Господень в честь угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая. Строен из домовния патриарший казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем освященным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича».

Саша Митрахович 07:14

Святыни

Современный храм Николы на горе привлекает прихожан святынями, среди которых святые образа Богородицы «Казанская», «Феодоровская».

Феодоровская икона Божией Матери

Каждый верующий, зашедший в храм, спешит отдать честь и помолиться у иконы Николая Угодника, в которой хранятся частицы мощей святого.

Внутри храма святителя Николая Чудотворца в Пушкино

В храме святителя Николая Чудотворца в Пушкино три престола: главный — в честь святителя Николая Чудотворца, северный — во имя преподобного Сергия Радонежского, южный — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Также к четверику храма с западной стороны примыкают трапезная и колокольня.

Трапезная достаточно обширна. Она вытянута по оси запад-восток. Из нее можно попасть и в основное пространство храма (четверик, или, на греческий манер, наос), и в оба придела. Стены и своды трапезной расписаны; среди сюжетов, размещенных здесь, можно увидеть «Сошествие Святого Духа на апостолов» (южный свод). «Вознесение Господне» (северный свод), а также другие композиции. При входе в трапезную располагается свечная лавка.

В четверик храма из трапезной ведет широкий проход через арку. Четверик, так же как и трапезная, расписан Особое внимание входящего приковывает деревянный резной иконостас. Его можно назвать четырехъярусным, хотя верхний ярус не совсем обычный: иконы помещены в отдельных медальонах, которые возвышаются над основным объемом иконостаса.

В центральном медальоне — Господь Саваоф. Еще один не совсем обычный элемент иконостаса — позолоченные головы агнцев, которые находятся над царскими вратами и образом «Тайная вечеря». Вместе с позолоченной крылатой головой ангела, размещенной между ними, строго по центру, агнцы составляют особую декоративную композицию. В нижнем — местном — ряду иконостаса, на традиционном месте, правее Христа, находится храмовый образ святителя Николая Чудотворца. По иконографии это тип «Никола Можайский».

В едином стиле с иконостасом основного престола выполнены и небольшие иконостасы приделов. На всем пространстве храма — и в трапезной, и в основной части, и в приделах — полы выложены разноцветной узорчатой плиткой.

Саша Митрахович 07:27

Храм Николая Чудотворца в Пушкино советское время

Храм в честь святителя Николая Чудотворца в Пушкино советские власти постановили закрыть года; церковное здание было решено переоборудовать под клуб. Однако приходу удалось продержаться несколько месяцев, до июня 1940-го, когда старинный храм был все-таки закрыт. В качестве клуба его не переоборудовали, но площади заняли — под вековыми сводами разместился склад колхоза «Вперед».

Никольский храм в Пушкино был разграблен. Сосновые, позолоченные, с резными колоннами и царскими вратами иконостасы сломали. Фрески с «историческими картинами новозаветными» замазали. Иконы, а это были древние образа, особенно в главном иконостасе, относящиеся ко времени постройки храма в конце XVII века, сняли и отправили невесть куда. Наконец, Никольский храм лишился своего «голоса»: с кирпичной колокольни были сброшены колокола и отправлены на переплавку.

Но время вскоре повернуло вспять. В 1947 году храм снова был открыт. В середине — второй половине 1940-х, после некоторого ослабления антирелигиозной борьбы в СССР, отдельные закрытые приходы оказались восстановлены. Приходскую жизнь пришлось возрождать почти с нуля. Из закрытого храма села Болдина Мытищинского района перенесли трехъярусный иконостас. Прихожане приносили в церковь свои домовые иконы. Приобрели и колокола. Никольский храм стал одним из немногих, восстановленных в советское время.

Никольский храм Пушкино

Содержание:

Храм святителя Николая Чудотворца в Пушкино, сохранившийся до наших дней, был построен в 1690-е годы по заказу Патриарха Московского и всея Руси Адриана.

Храм Николая Угодника в Пушкино упоминается с 1585 года. Хотя, с большой долей вероятности, храм здесь существовал еще раньше, возможно, уже в XV столетии.

Иконы в церкви Святителя Николая

Сегодня в Никольском храме находится множество святынь. Особое место среди них занимают старинные иконы. Среди них образа «Спас в Силах» и «Богоматерь Тихвинская». Это самые древние иконы, они относятся к XVII веку.

В храме можно приложиться и к богородичным иконам конца XVII -начала XVIII столетия: Богоматерь «Донская», Богоматерь «Бого-любская», Богоматерь «Страстная», Богоматерь «Казанская». Среди образов этого времени и икона «Спас Вседержитель». Значительная часть храмовых икон относится ко второй половине XIX века. В церкви имеются иконы с частичками мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны, святителей Филарета и Иннокентия Московских.

Читайте также:
Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

Строительство Никольского храма в Пушкино

24 апреля 1692 года Патриарх Адриан приехал в Пушкино осматривать места для строительства нового, каменного, Нимкольского храма взамен древней уже изрядно ветхой церкви. Патриарх желал воздвигнуть новую постройку по образцу храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в московских Кадашах.

Пушкинский храм возводился два года. В сентябре 1693-го сюда был закуплен колокол, весивший 20 пудов 36 фунтов, т. е. более 330 килограммов. В трапезной нового храма разместили иконы из старой церкви, некоторые из них были выполнены иконописцами еще в 1643 году. Например, храмовый образ святителя Николая Чудотворца, украшенный серебром и басмой. Храм возвели однопрестольным и не отапливаемым – богослужения в нем совершались только летом.

В 1694 году патриарх Адриан освятил новый каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца в Пушкино.

Храмоздатная надпись в Никольском храме в Пушкино

«От мироздания 7200 года, от Рождества же Христова 1692 года, благоволением Всетворца нашего Бога с помощью Пресвятые Девы Богородицы Марии, великан господин Святейший Кир Адриан, архиепископ царствующего града Москвы и всея России и всех северных стран Патриарх, созда сей храм Господень в честь угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая. Строен из домовния патриарший казны. Освяти его чинодейством святейший Адриан патриарх со всем освященным собором в 7202 году месяца июня в 17 день. Бысть же сие во дни православных монархов и благочестивых наших царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича».

Внутри храма святителя Николая Чудотворца в Пушкино

В храме святителя Николая Чудотворца в Пушкино три престола: главный – в честь святителя Николая Чудотворца, северный – во имя преподобного Сергия Радонежского, южный – во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Также к четверику храма с западной стороны примыкают трапезная и колокольня.

Трапезная достаточно обширна. Она вытянута по оси запад-восток. Из нее можно попасть и в основное пространство храма (четверик, или, на греческий манер, наос), и в оба придела. Стены и своды трапезной расписаны; среди сюжетов, размещенных здесь, можно увидеть «Сошествие Святого Духа на апостолов» (южный свод). «Вознесение Господне» (северный свод), а также другие композиции. При входе в трапезную располагается свечная лавка.

В четверик храма из трапезной ведет широкий проход через арку. Четверик, так же как и трапезная, расписан Особое внимание входящего приковывает деревянный резной иконостас. Его можно назвать четырехъярусным, хотя верхний ярус не совсем обычный: иконы помещены в отдельных медальонах, которые возвышаются над основным объемом иконостаса.

В центральном медальоне – Господь Саваоф. Еще один не совсем обычный элемент иконостаса – позолоченные головы агнцев, которые находятся над царскими вратами и образом «Тайная вечеря». Вместе с позолоченной крылатой головой ангела, размещенной между ними, строго по центру, агнцы составляют особую декоративную композицию. В нижнем – местном – ряду иконостаса, на традиционном месте, правее Христа, находится храмовый образ святителя Николая Чудотворца. По иконографии это тип «Никола Можайский».

В едином стиле с иконостасом основного престола выполнены и небольшие иконостасы приделов. На всем пространстве храма – и в трапезной, и в основной части, и в приделах – полы выложены разноцветной узорчатой плиткой.

Храм Николая Чудотворца в Пушкино советское время

Храм в честь святителя Николая Чудотворца в Пушкино советские власти постановили закрыть 4 сентября 1939 года; церковное здание было решено переоборудовать под клуб. Однако приходу удалось продержаться несколько месяцев, до июня 1940-го, когда старинный храм был все-таки закрыт. В качестве клуба его не переоборудовали, но площади заняли – под вековыми сводами разместился склад колхоза «Вперед».

Никольский храм в Пушкино был разграблен. Сосновые, позолоченные, с резными колоннами и царскими вратами иконостасы сломали. Фрески с «историческими картинами новозаветными» замазали. Иконы, а это были древние образа, особенно в главном иконостасе, относящиеся ко времени постройки храма в конце XVII века, сняли и отправили невесть куда. Наконец, Никольский храм лишился своего «голоса»: с кирпичной колокольни были сброшены колокола и отправлены на переплавку.

Но время вскоре повернуло вспять. В 1947 году храм снова был открыт. В середине – второй половине 1940-х, после некоторого ослабления антирелигиозной борьбы в СССР, отдельные закрытые приходы оказались восстановлены. Приходскую жизнь пришлось возрождать почти с нуля. Из закрытого храма села Болдина Мытищинского района перенесли трехъярусный иконостас. Прихожане приносили в церковь свои домовые иконы. Приобрели и колокола. Никольский храм стал одним из немногих, восстановленных в советское время.

Никольский храм Пушкино богослужения контакты как добраться расположение на карте

Никольский храм Пушкино расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно с 8:00. В воскресенья и большие праздники две службы в 7:00 и 10:00, накануне – всенощное бдение в 17:00.

Престольными праздниками Никольского храма являются дни памяти святителя Николая Чудотворца, 22 мая и 19 декабря; апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 мая и 9 октября; преподобного Сергия Радонежского, 18 июля и 8 октября.

Контакты

  • Адрес: 141205, Московская область, г. Пушкино, Ярославское шоссе, 34.
  • Телефон: 8 (496) 535-84-00
  • Эл. почта: info@nikolskijhram.ru
  • Сайт: http://www.nikolskijhram.ai

Как добраться самостоятельно к церкви

Своим ходом можно доехать электропоездом с Ярославского вокзала Москвы до платформы «Пушкино», далее автобусами №№ 22,40, 41 до остановки «Ивантеевский поворот».

На автомобиле: по Ярославскому шоссе до поворота на Пушкино.

Никольский храм, Пушкино. Расписание богослужений

Подмосковный город Пушкино имеет богатую историю. Согласно мнению исследователей, первым его владельцем являлся боярин Григорий Пушка, живший в ХIV в. Позднее это место принадлежало митрополиту, патриарху. В конце ХVI в. в Пушкино, согласно расписанию, часто проводились торжественные богослужения, для которых был возведен храм во имя Николая Чудотворца.

Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История храма

История Никольского храма тесно связана с городом Пушкино. Этот храм является одним из самых старинных в этом городе. В 1585 г. в этом городе была возведена деревянная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу.

Когда хан Довлет-Гирей напал на Москву, его воины полностью уничтожили Пушкино и церковь вместе с ним. В последствии, когда Пушкино перестраивали и восстанавливали, было принято решение построить каменное здание.

Согласно информации в Патриаршем приказе, место для постройки церкви выбрал патриарх Адриан в 1693 г. Также он участвовал в проектировании здания, в подборе архитектурных форм. Никольский храм в селе Пушкино освятили после одного из богослужений в июне 1695 г. Церковь имела деревянную колокольню, которая пострадала в пожаре в том же году.

Позднее церковное здание подвергалось ремонту – в 1714 и 1749 гг. В тоже время в документах упоминается кладбище, находившееся при Никольской церкви. В начале XIX в. к храму была пристроена колокольня и трапезная.

В середине того же столетия у церкви появился староста, который руководил сбором пожертвований на пристройку северного и южного приделов. Обе пристройки освятили в августе 1876 г. В то же время у входа установили две закладные доски.

1884 г. – перестройка храмовой колокольни по проекту архитектора Николая Никитина. Меценат Б. А. Медынцев спонсировал постройку высокой каменной лестницы, а Армандов пожертвовал средства на постройку богадельни.

Никольский храм, Пушкино, 1929 г.

Церковь закрыли и разграбили в 1940 г., в советское время в ней размещались склады пушкинского колхоза. Через 7 лет Никольскую церковь возвратили верующим и более не закрывали. В 1960 г. храм был признан значимым архитектурным памятником и поставлен под охрану.

Расположение (адрес, как добраться)

Никольский храм в Пушкино, расписание богослужений которого представлено на сайте церкви, располагается по адресу: г. Пушкино, Ярославское шоссе, 34. Добраться до этого места можно на общественном транспорте (на автобусе, поезде) – сначала до платформы «Пушкино», затем на автобусе 22, 40 или 41 до остановки «Ивантеевский поворот».

Также доехать до церкви можно на автомобиле, по Ярославскому шоссе, доехав до Пушкино, со стороны Никольского храма, после этого спуститься к первому светофору вниз, затем налево по стрелке и прямо до железнодорожного моста, после чего перед АЗС повернуть направо.

Расписание богослужений

Никольский храм в Пушкино (расписание богослужений наиболее часто ищут в поисковых интернет-запросах) во второй половине июля 2021 г. проводит богослужения каждый день, начиная с 8.00. Время начала изменяется по воскресеньям и в дни церковных праздников – в 7.00 и 10.00, а накануне, в 17.00, проводится всенощное бдение.

Сайт храма предоставляет подробную информацию о том, какие службы в какой день проходят. Также был создан архив с расписанием за предыдущие месяцы – например, в настоящее время на сайте хранится расписание за май и апрель.

Помимо таблицы, рассмотренной выше, каждый день на сайте выкладывается более детальная информация о том, какая служба проходит в определенный день: рассказывается о том, какого святого вспоминают в данный день, какие отрывки из богослужебных книг в этот день следует читать.

Особенности архитектуры

Образец для постройки Никольского храма – пятиглавый храм Космы и Дамиана в Москве. Однако, этот храм был разрушен в 30-х гг. прошлого столетия, а пушкинский продолжает функционировать до сих пор.

Изначально храм был деревянным, а позднее его заменила каменная постройка. Архитектура отражала особенности того времени, поскольку была построена по образцу храмов конца XVII в.: кубический объем, с карнизом-бегунком, который украшен кокошниками. Освещение попадает в помещение через 2 больших окна с резными наличниками, а украшением верхушки было пятиглавие.

Также вход украшает ниша с иконой внутри. Эта ниша была заимствована у архитекторов из Западной Европы. Оконные фронтоны имеют различный вид, так, например, у входа они имеют форму короны, а в задней части здания напоминают алтарные апсиды. Окна алтаря были украшены треугольными фронтонами.

Домовые иконописцы Патриарха под руководством Федора Рожнова подробно описали богослужебную утварь и иконы, которые хранились в этой церкви. До настоящего момента сохранились 2 доски, которые были установлены по двум сторонам у входа в церковь.

На одной из досок содержится информация о том, кто являлся инициатором строительства, когда оно было закончено и кто является небесным покровителем церкви. Вторая из них повествует о том, когда были пристроены 2 придела, о том, кому эти пристройки посвящены и кто спонсировал строительство.

В XIX в. к Никольскому храму было пристроено 2 придела, которые повторяют стиль главного здания. Пристройки имеют кокошники, которые выполняют декоративную функцию. Колокольня сочетает в себе 3 стиля: верхушка выполнена в древнерусском стиле, пространство под шатром относится к стилю барокко, два последних яруса относятся к классицизму.

В том же столетии церковь была расписана масляными красками; в середине следующего века росписи обновили.

Изначально храм был не очень популярным местом, поскольку до него было сложно добраться. В 1862 г. начала работать железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, что изменило ситуацию. Этот район стал очень популярным местом для постройки дач. Прихожан стало больше, и в храме было недостаточно места.

По этой причине в 1868 г. был открыт сбор денежных средств на постройку двух приделов – северного и южного. Архитекторы удачно выбрали место для размещения храма – он был построен на возвышенности и до сих пор привлекает внимание жителей города и всех туристов.

Читайте также:
Владимирская церковь в Быково: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Внутреннее убранство

Никольский храм в Пушкино, расписание богослужений которого меняется в зависимости от праздников, известен своими святынями.

Так, среди икон верующими наиболее почитаются:

  • Казанская икона Богородицы;
  • Феодоровская икона Божией Матери;
  • Икона Николая Чудотворца с частицей мощей святого.

Также у церкви имеется 3 престола: северный, посвященный Сергию Радонежскому, южный – во имя Иоанна Богослова, главный же престол назван в честь Николая Чудотворца, покровителя храма. Одна из пристроек – трапезная, откуда можно пройти непосредственно во все приделы храма.

К росписям, украшающим трапезную, относятся «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на апостолов». В свечной лавке, на входе в трапезную, можно приобрести свечи и книги.

Украшением храма является деревянный резной иконостас, состоящий из 4 ярусов. Его уникальность заключается в том, что иконы на верхнем ярусе размещены в отдельных медальонах. Над царскими вратами установлены головы агнцев и образ «Тайная Вечеря». Храмовый образ святителя Николая расположен в нижнем ярусе, правее образа Иисуса Христа. Иконостасы приделов похожи на основной.

Современное состояние

Несмотря на то, что в советское время власти постановили закрыть церковь, на долгое время это сделать не удалось. В течение 7 лет в церковных помещениях размещались склады пушкинского колхоза. И хотя храм был разграблен и разрушен, а значительная часть икон потеряна, прихожанам удалось восстановить внутреннее убранство: были принесены иконы и резной иконостас.

Согласно информации, представленной на сайте храма, приходская община ведет активную деятельность. Так, действует воскресная школа, ученики которой разделены на 3 группы (младшая, средняя и старшая. Помимо церковных дисциплин (Закон Божий, церковная история, пение и другие), дети могут посещать кружки рукоделия или театральный кружок. Также ученики могут участвовать в спортивных состязаниях.

Прихожане храма собирают продукты для неимущих и малоимущих горожан. Кроме того, ученики воскресной школы и их учителя помогают пациентам онкологического отделения одной из местных больниц. Помогают и Ветеранам Великой Отечественной войны.

В 2014 г. храм отметил 320 лет. В день праздника митрополит Ювеналий вместе с другими представителями духовенства Московской области провел Божественную Литургию. На сайте Никольской церкви выложены фотографии, которые показывают как проходило богослужение.

Никольский храм в Пушкино, расписание богослужений которого находится в свободном доступе, открыт ежедневно. Регулярно проходят богослужения – в будни, на выходных и в дни церковных праздников. Священники служат Литургии, проводят вечерние богослужения и читают акафисты.

Интерьеры и святыни

Как отмечалось выше, в Никольской церкви хранятся 3 особо почитаемых иконы: 2 образа Божией Матери и образ Николая Чудотворца с частицей мощей святого.

Казанская икона является одним из наиболее почитаемых образов в православной церкви. Впервые она явилась девочке Матроне в городе Казань летом 1579 г. Эта икона помогала воинам одержать победу над вражескими войсками и освободить Россию. Также перед этим образом Божьей Матери молятся те христиане, которые хотят получить помощь в разрешении семейных проблем и конфликтов.

Евангелист Лука еще при жизни Богоматери создал 70 образов Божьей Матери. Один из них стал в последствии именоваться Феодоровской иконой Божьей Матери. Об истории этой иконы известно мало, в частности, исследователи знают лишь, что в XIII в. она была обретена в городе Городец.

Вскоре она пропала, однако князь Василий Костромской, младший брат Александра Невского, обрел образ Божьей Матери снова. Феодоровская икона была обретена во второй раз в городе Кострома. Икона является чудотворной, она не погибла в пожарах, которые охватывали город. Также она помогла защитить Кострому от монгольского войска.

Когда на царство был призван первый представитель Романовых, Михаил Федорович, именно перед этим образом Богородицы молилась мать будущего царя и благословила его на царствование. Эта икона стала почитаться девушками, которые собираются выйти замуж, и беременными женщинами. Очень часто перед ней молятся те, кто долго не может забеременеть.

Также в церкви имеются образа Богородицы, которые относятся к началу XVIII в.:

  • «Донская»;
  • «Боголюбская»;
  • «Казанская;
  • «Страстная».

Приходская община владеет несколькими иконами с частицами мощей мученицы княгини Елисаветы Федоровны, Иннокентия и Филарета Московских.

У церкви имеется 3 придела, главный посвящен святителю Николаю Чудотворцу. С западной стороны к храму пристроены колокольня и трапезная.

Трапезная очень просторная, вытянута с запада на восток. Отсюда можно попасть в главный, северный и южный приделы. Как и церковь, трапезная расписана различными сюжетами. Внимание всех молящихся привлекает необычная композиция – головы агнцев и ангел между ними.

Храмовый образ занимает место в нижнем ряду резного четырёхъярусного иконостаса. Полы украшены узорчатой плиткой разных цветов.

Престольные праздники

Поскольку у храма 3 придела, престольных праздников выделяется несколько.

Так, главными храмовыми торжествами являются те дни, когда почитаются:

  • Николай Чудотворец – 22 мая по новому стилю (перенесение мощей), 19 декабря по новому стилю (день смерти святого).
  • Иоанн Богослов – 21 мая по новому стилю, 13 июля по новому стилю (Собор 12 апостолов), 9 октября по новому стилю (день смерти святителя).
  • Сергий Радонежский – 18 июля по новому стилю (обретение мощей), 8 октября по новому стилю (день смерти святого).

Никольский храм в Пушкино, расположившийся на возвышенности, привлекает паломников своими частыми богослужениями, святынями и особой атмосферой. Несмотря на то, что церковь была закрыта всего на 7 лет, внутренние ее помещения значительно пострадали. Прихожанам пришлось приложить много усилий, чтобы восстановить церковь и снова собираться в ней на богослужениях.

Видео о храме

Видео-обзор Никольского храма в Пушкино:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: