Даниил Сысоев: биография священника, семья и жена, смерть, за что убили, проповеди и труды

СЫСОЕВ ДАНИИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ

Свящ. Даниил Сысоев

Сысоев Даниил Алексеевич (1974 – 2009), священник, миссионер, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской.

Родился 12 января 1974 года в городе Москве, в семье учителей – художников: Алексея Николаевича Сысоева [1] и Анны Мидхатовны Амировой.

31 октября 1977 года принял святое Крещение в храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах священником Евгением. Начиная с 1977 года семья Сысоевых стала постоянными прихожанами храма святителя Николая Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Затем Сысоевы посещали также малый Собор Донского монастыря, храм Ризоположения на Шаболовке.

Когда отец работал алтарником в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Афинеево Московской области, Даниил помогал ему в алтаре и пел на клиросе. Летом 1988 года участвовал в восстановительных работах в возрождающейся Оптиной Пустыни. Когда началось возрождение храма Всех Святых бывшего Новоалексеевского монастыря, там Даниил также пел на клиросе, и настоятель отец Артемий Владимиров рекомендовал его к поступлению в Московскую духовную семинарию.

В 1991 году, после окончания средней школы, Даниил поступил в Московскую духовную семинарию. Учась в семинарии он нёс послушание певца и уставщика смешанного хора Регентской школы.

19 декабря 1994 года посвящен во чтеца епископом Магаданским и Чукотским Ростиславом.

22 января 1995 года обвенчался с Юлией Михайловной Брыкиной. Таинство Венчания было совершено в гимназическом храме апостола Иоанна Богослова священником Дионисием Поздняевым. В этом же году у них родилась дочь Иустина.

13 мая 1995 года рукоположен в сан диакона епископом Верейским Евгением.

14 июня 1995 года закончил Московскую духовную семинарию по первому разряду и поступил на Заочный сектор Московской духовной академии.

С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах православной классической гимназии “Ясенево”.

Начиная с августа 1996 года, по благословению Святейшего Патриарха, вел миссионерские библейские беседы с людьми пострадавшими от деятельности сект и оккультистов на Крутицком Патриаршем Подворье. После создания Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского под руководством иеромонаха Анатолия (Берестова), стал его сотрудником.

С 1998 по 2007 год состоял в редакционном совете православного журнала “Благодатный Огонь”, в котором опубликовал большое количество статей [2].

В 2000 году окончил Московскую духовную академию, защитил кандидатскую диссертацию “Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества Сторожевой Башни и ее анализ”.

В том же году родилась вторая дочь – Дорофея.

Являлся секретарём Миссионерско-просветительского центра “Шестодневъ”, сотрудником центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Отец Даниил основал в Москве школу уличных проповедников, а также помогал в организации таких же школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске.

За активную миссионерскую деятельность и полемику с мусульманами, часто подвергался критике со стороны мусульман и получал угрозы.

Вечером 19 ноября 2009 года был смертельно ранен в храме апостола Фомы, двумя выстрелами из пистолета в грудь и голову. Также выстрелом в грудь был ранен помощник настоятеля 41-летний регент Владимир Стрельбицкий. Убийце, бывшему в медицинской маске, удалось скрыться. О. Даниил скончался незадолго до полуночи [4].

Отпевание состоялось 23 ноября того же года в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, утром в храме состоялась Литургия, после которой викарий патриарха Московского и всея Руси архиепископ Истринский Арсений возглавил чин отпевания почившего. В заупокойном богослужении приняли участие благочинные города Москвы, сонм московского духовенства. По окончании отпевания в храм прибыл святейший патриарх Московский и всея Руси Кириллл который с амвона обратился к собравшимся с первосвятительским словом, после чего совершил заупокойную литию у гроба почившего. Погребён на территории храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни на территории Кунцевского кладбища города Москвы.

9 октября 2009 года о. Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике:

Сочинения

Книги

  • Летопись начала. — Изд-во Сретенского монастыря, 1999. — 2-е изд: Изд-во «Аксиос», 2003., – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 608 с.
  • Прогулка протестанта по православному храму. Издано автором, 2001., – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 96 с.
  • Антропология Адвентистов Седьмого дня и свидетелей Иеговы. — М.: Изд-во «Русскій Хронографъ», Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ», 2002.
  • «Кто, как Бог?» или сколько длился день творения. — Изд-во: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 2003., – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 170 с.
  • Почему ты еще не крещен?. — Изд-во «Даниловский благовестник», 2004. — 2-е изд: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. – 3-е изд.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 128 с.
  • Зачем ходить в храм каждое воскресенье? — М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2007, 2008, М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011 – 48 с.
  • Замуж за неверующего?. — М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007. Изд-во Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. — 144 c. Тираж: 10000., – БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2010. – 32 с.
  • Брак с мусульманином. — М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2006. Тираж: 3000 экз., – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 256 с.
  • Спасутся ли некрещёные. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2010. – 128 с.
  • Огласительные беседы. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2010. – 352 с.
  • Инструкция для бессмертных. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 160 с.
  • Как наследовать жизнь вечную (электронная книга в форматах pdf и epub) – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2010. – 320 с.
  • Как часто надо причащаться? (в соавторстве с диаконом Ю.Максимовым). – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 128 с.
  • Вопросы священнику Даниилу Сысоеву. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 192 с.
  • Простыми словами о тайне Троицы. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 64 с.
  • Инструкция для ловца человеков. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 96 с.
  • Ислам. Православный взгляд. – М.: Духовное наследие АНО, 2011. – 96 с.
  • Гражданин неба. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 224 с.
  • Дневник миссионера. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 128 с.
  • Курс лекций по догматическому богословию. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 432 с.
  • Толкование на Апокалипсис. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 384 с.
  • Уроки святости. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2011. – 544 с.
  • Проповеди. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 288 с.
  • Толкование книги пророка Даниила. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 320 с.
  • Беседы о страстях. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 144 с.
  • Закон Божий. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 544 с.
  • Как узнать волю Божию. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 96 с.
  • Книга, отрезвляющая человека. Толкование книги Екклесиаста. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 176 с.

Статьи в сборниках

  • «Шестоднев против эволюции». В защиту святоотеческого учения о творении (Сборник статей). Под редакцией диакона Даниила Сысоева. — Изд-во «Паломникъ», 2000.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 1. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. — Изд-во «Паломникъ», 2001.
  • Божественное откровение и современная наука. Альманах: Выпуск 2. Под ред. священника Даниила Сысоева, кандидата богословия. — Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2005.
  • «Православный ответ исламу» (на примере одного отступничества). Редактор и составитель сборника: Ю. В. Максимов. — Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, Православное миссионерское братство святого Амира Иерусалимского, 2007.

Статьи в журналах

  • Православный журнал “Благодатный Огонь”: http://www.blagogon.ru/authors/26/

Опубликовал более десятка статей креационной и противосектантской направленности.

Книги о. Даниила можно скачать с сайта Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева – http://www.mission-center.com/ru/izdat

Награды

  • благодарственная грамота Отдела религиозного образования и катехизации (24 мая 2000 года).
  • камилавка (от патриарха Алексия II, за усердное служение Церкви Божией, 3-4 апреля 2004 года)[6]
  • наперсный крест (от патриарха Алексия II, за усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов, 31 марта 2007 года).[7]

Литература

  • Неизвестный Даниил. – М.: БФ “Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева”, 2012. – 416 с.

Использованные материалы

  • Автобиография на личном сайте
    • http://sysoev2.narod.ru/biography.html

[1] впоследствии – настоятель храма ап. Иоанна Богослова при Православной Классической Гимназии “Ясенево” и клирик храма Петра и Павла в Ясенево

Отец Даниил Сысоев: разбираемся в общих чертах

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сысоев.

Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем.

Последнее интервью иерея Даниила Сысоева: «Бегите в небо!»

Священник Даниил Сысоев о целительстве: Бог, сатана, человек или космос?

О миссионерской школе отца Даниила Сысоева: Ловцы человеков: разведка боем

О миссионерских поездках о.Даниила: По следам апостола Фомы: миссионеры в Киргизии

Детство Даниила

Детство будущего священнослужителя проходило в Москве в 70-ые годы. Его детство было маленькой пророческой летописью всей его последующей взрослой жизни: первые попытки рассказать о своей вере в государстве, которое к вере относится с презрением, насмешки одноклассников и учителей и старательное радостное пение Символа веры во время Литургии, восхищавшее даже взрослых.

Искренний свободолюбивый ребенок, готовый отстаивать свои взгляды и не стесняющийся их, таким он оставался всю свою жизнь.

Происхождение и рождение

Сысоев родился в Москве года в семье двух художников. Как он сам говорил, он был наполовину татарином, наполовину русским. Его отец впоследствии стал клириком храма Петра и Павла в Ясеневе. Прадед матери был муллой.

Семья

Семья мальчика была воцерковлена, и оба родителя приняли Крещение. Но ребенка под давлением бабушек и дедушек, настроенных категорически против религии, долго боялись крестить. И лишь когда мальчик тяжело заболел, они решились на этот шаг, это произошло в 1977 году.

После они вместе с родителями начали посещать церковные богослужения, в основном бывая в церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Папа Даниила трудился алтарником в Афинеево и в то время часто брал сына с собой. Мальчик приобщался к православной вере, с удовольствием наблюдая за службой, участвуя в пении на клиросе, чтениях и молитве.

По воспоминаниям его матери, Анны Мидхатовны Амировой, вместе с тем, как их сын шел к вере и рос, и они совершали тот же путь, также возрастая духовно.

Когда ему было 14, он участвовал в восстановительных работах Оптиной пустыни, где священник Артемий Владимиров дал ему благословение на поступление в Московскую духовную семинарию.

Расследование убийства. Версии и мнения

Предшествовавшие конфликты

О неоднократных угрозах убийством за его высказывания об исламе говорил сам Сысоев осенью 2009 года.

Мнения

года руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, лично знавший убитого, сказал:

Отец Даниил был яркой фигурой в московском священстве — человек творческий, активный, истинный проповедник и миссионер. Думаю, он пострадал именно из-за своей активной позиции.

В тот же день высказался протодиакон Андрей Кураев:

Я убежден, что это был выстрел религиозно мотивированный. Если это так, то, конечно, отец Даниил пополняет число российских новомучеников.

23 ноября политолог Станислав Белковский высказал мнение, что «у о. Даниила был конфликт с одной крупной компанией», которая «хотела забрать себе земельный участок, на котором стоял храм св. апостола Фомы». Отмечалось также, что убийство было совершено в канун дня рождения Патриарха Кирилла.

…его кончина есть христианская жертва ради того высокого дела, к которому он считал себя призванным. Смерть — очевидная победа, ибо «воинов Божиих и Христовых не убивают, а увенчивают»

Иеромонах Димитрий (Першин), лично знавший о. Даниила, так отозвался о произошедшем:

Убиенный отец Даниил — священномученик. Сегодня день его рождения в Вечность. Ключевые слова Евангелия этого дня — это слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело…».

Версия следствия

По основной первоначальной версии уголовного следствия, убийство было совершено на религиозной почве: ранее погибшему неоднократно угрожали представители некой экстремистской группировки. Ответственность за убийство взял на себя никогда не бывавший на Кавказе сторонник амира мусульман Доку Умарова, имя которого не раскрывается.

За помощь в поимке убийцы инвестиционный холдинг «Вашъ Финансовый Попечитель» объявил награду в 1 млн рублей. Позже некоторую информацию об убийце предоставили боевики «кавказского сопротивления», но обещанное вознаграждение так и не было выплачено.

Инциденты после убийства Даниила Сысоева

5 декабря 2009 года, около 4 часов вечера, клирик храма апостола Фомы священник Виталий Зубков был избит тремя неизвестными на Кантемировской улице, по дороге к храму, — согласно сведениям, полученным от самого Зубкова. Нападение отец Виталий связывает с убийством настоятеля.

На 40-й день после смерти иерея Даниила Сысоева, 30 декабря 2009 года, ДПНИ решило провести пикет, посвященный его памяти. На сайте Миссионерского центра пророка Даниила появилось обращение с просьбой не участвовать в данной акции и «не поддаваться возможным провокациям на межнациональной почве».

Заявления о раскрытии убийства Даниила Сысоева

года представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооружённое сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительно того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила».

На следующий день киргизские журналисты со ссылкой на слова матери Карыбекова заявили, что убитый года на посту в Махачкале мог быть не Бексултаном Карыбековым; глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко, ранее объявивший о вознаграждении за раскрытие убийства, по состоянию на года воздерживался от выплаты премии — в связи с тем, что «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева».

Награды

  • благодарственная грамота Отдела религиозного образования и катехизации ( года).
  • камилавка (от патриарха Алексия II, за усердное служение Церкви Божией, 3- года)
  • наперсный крест (от патриарха Алексия II, за усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство, труды по восстановлению порушенных храмов, года).

Юношеские годы и молодость

Юность и молодость были началом серьезной духовной учебы, а затем и настоящей церковной службы. Это были времена его студенчества, обретения семьи, рождения первой дочери, появления новых друзей. В это же время он начал миссионерство и задумал свой проект возведения храма.

Студенческие времена

О временах его студенчества вспоминает друг Петр Мещеринов. Он выделил его сразу из всего большого потока пришедших учиться. Даниил любил читать. Он всегда бывал на лекциях, но редко их слушал, потому что уже почти все читаемое знал. Садился всегда в конце аудитории поближе к окошку и погружался в книгу.

Другие друзья и знакомые по семинарии о Сысоеве вспоминали как о человеке, который не только веру исповедовал, но и проповедовал ее, о человеке искренне любящем и заботливом.

Сам он говорил, что во время учебы окончательно убедился в том, что лишь православие несет в себе истину, и имея широкие познания, спорил со студентами и преподавателями, убеждая их в правильности своих суждений.

Семинарию он закончил в 1995 году, после чего был рукоположен в сан диакона, и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию, а в 2000 году закончил и ее со степенью кандидата богословия.

Личная жизнь

Общие друзья из семинарии познакомили парня с его будущей женой Юлией Сысоевой (в девичестве Брыкиной). Молодые люди быстро поняли, что они очень друг другу подходят, и года с благословения пастыря они поженились.

В браке у них родились три дочери: старшая Иустина, средняя Дорофея и младшая Ангелина. Они были прекрасной семьей, Даниил показывал себя, как любящего мужа и отца.

Матушка Юлия стала со временем писательницей православных книг.

Церковная служба

Свое диаконское служение он проходил в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, где бескомпромиссно следовал уставу и требовал того же от других, из-за чего не смог найти общий язык и был в плохих отношениях с настоятелем храма. Также с 1996 года служил при Крутицком Патриаршем подворье, где также оказывал помощь людям, пострадавшим от действий различных сект и оккультных обществ. Входил в состав Душепопечительного центра.

В 2001 был рукоположен самим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сан иерея, после чего служил в храме Петра и Павла в Ясеневе клириком, а в 2004 году им же к празднику Святой Пасхи был удостоен права ношения камилавки за усердное служение Церкви Божией.

С 2006 года начал служение во временном деревянном храме, чей престол был освящен во имя апостола Фомы, где Сысоев стал настоятелем. Там же он начал активно развивать свою миссионерскую деятельность.

Основание храма

В 2003 году отцом Даниилом была задумана и организована самостоятельная приходская община, располагавшаяся в районе станции метро Кантемировская, а в ноябре 2003 года, получив благословение от патриарха Алексия II, он начал организацию строительства храма в честь святого пророка Даниила (пророк Даниил — его небесный покровитель) на территории Южного административного округа Москвы.

Из-за небольших разбирательств по поводу земель, отведенных под храм, строительство затянулось и происходит и по сей день. На официальном сайте продолжается сбор средств, а также принимается любая помощь. Храм был мечтой Даниила, воплощение которой ему так и не удалось увидеть.

Община храма пророка Даниила

В 2005 году правительство Москвы выделило общине храма пророка Даниила на Кантемировской, возглавляемой Даниилом Сысоевым, 0,5 гектара земли в Москворечье-Сабурове (Пролетарский проспект, 62/16), недалеко от станции метро Кантемировская, для строительства каменного храма в честь пророка Даниила. Пока построен (в ноябре 2006 г.) лишь временный деревянный храм в честь апостола Фомы.

В августе 2009 года Департамент природопользования Москвы, указав на нарушение природоохранного законодательства деятельностью общины, заявил о намерении снести храм. 11 августа 2009 года заместитель префекта ЮАО заявил, что принято принципиальное решение разрешить строительство храма в этом месте, а жители, во время общественных слушаний по новому Генеральному плану Москвы, потребовали внести храм в проект Генплана..

При храме действуют миссионерские курсы, певческая школа, иконописная школа, отряд скаутов.

Позиция и деятельность

Был известен своей активной миссионерской работой в среде мусульман-мигрантов (в Москве), обращением в православие татар, чеченцев, дискуссиями о креационизме, диспутами с мусульманами, многостраничной полемикой и статьями о патриотизме и «уранополитизме». Некоторые СМИ квалифицировали его оценки ислама и мусульман как «радикальные». За свои резкие высказывания об исламе критиковался и со стороны православных священнослужителей. В связи с этим Сысоев неоднократно получал угрозы в свой адрес.

Высказывался на темы проповеди православия и миссионерства среди различных групп, включая скинхедов, старообрядцев, мусульман. С августа 1996 года вёл беседы с людьми, пострадавшими от деятельности сект и оккультистов. Занимал консервативную позицию по отношению к занятиям йогой, карате, латиноамериканскими танцами и танцем живота, призывая христиан не посещать данные занятия. Отвергал теорию эволюции, был редактором сборника «Шестоднев против эволюции».

Придерживался взглядов «уранополитизма», который главным родством признает родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Отец Даниил говорил, что во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея», а пропаганда национализма — отход от подлинного христианства. Здесь он имел в виду национализм как чувство превосходства своей национальности над другими, а не как отстаивание интересов одного народа и культуры. Относительно второго считал, что только христианство может обеспечить настоящую национальную идентичность, говоря:

Так какая же из религий обеспечивает настоящую национальную самоидентичность? Очевидно, что только христианство, которое не уничтожает народы, но указывает своё место любви к нации в общем хоре истинно вселенской Веры.

Отрицательно относился к коммунизму, считая его заразой, корнем зла которого являлось чувство зависти.. года принял участие в молебне о переименовании станции столичного метро «Войковская», прошедшем в московском храме Всех Святых на Соколе, в ходе которого назвал ликвидацию мавзолея и памятников кровавым деятелям большевизма необходимым актом покаяния.

Считал, что образование должно быть только церковным, а нехристианское образование заведомо разрушительно

Использованные материалы

  • Автобиография на личном сайте

впоследствии — настоятель храма ап. Иоанна Богослова при Православной Классической Гимназии “Ясенево” и клирик храма Петра и Павла в Ясенево

Критика

В 2007 году сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов собирался подать в суд на Даниила Сысоева за книгу «Брак с мусульманином», которая, по его словам, содержит оскорбительные для мусульман выражения; Нафигулла Аширов назвал православного священника «русским Салманом Рушди».

Журналист Халида Хамидулина обвинила Даниила Сысоева в разжигании ненависти к исламу в его публикациях и подала иск в суд.

Высказывали недовольство в отношении Даниила Сысоева некоторые ультраправые околоправославные издания за его антимонархическую, по мнению данных изданий, позицию.

Представители старообрядцев давали самые негативные оценки Даниилу Сысоеву за высказывания в адрес старообрядцев. После выхода в апреле 2007 года статьи отца Даниила под названием «Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине» старообрядцы обвиняли Сысоева в низком уровне высказываемых им суждений, в клевете, лжи и искажении исторических фактов. Данная статья Сысоева послужила причиной обращения предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви митрополита Корнилия в отдел внешних церковных связей Московского патриархата (ОВСЦ). В обращении митрополит Корнилий указал на многочисленные случаи лжи и клеветы против старообрядцев в статье Сысоева, а также сказал, что данная статья разжигает межрелигиозную вражду. В ответе, написанном от имени ОВСЦ митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, говорится о недопустимости впредь публикации в изданиях Русской православной церкви статей, содержащих оскорбления чувств старообрядцев и игнорирующих соборные определения Русской православной церкви. Митрополит Кирилл предложил провести круглые столы представителей РПЦ и РПСЦ. После этого состоялись три диспута со старообрядцами.

Протодиакон Андрей Кураев выразил «пожелание… чтобы методы его миссии не были канонизированы вместе с отцом Даниилом». По мнению Кураева, «вина» в том, что на многих мусульманских сайтах радостно реагировали на убийство священника, лежит и на нём самом.

Видео лекция Даниила

Лекция отца Даниила для студентов в Димитровградском филиале Ульяновского государственного университета.

Память

года его вдовою был представлен фонд его памяти. По словам Юлии Сысоевой, «идея фонда заключается в максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству».

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Как известно, в годы советской власти храмы в России взрывали, использовали для промышленных нужд или просто закрывали. В лучшем случае, превращали в музеи искусства.

Но было небольшое количество церквей, которые Бог сохранил действующими даже в годы атеизма, и в них не прекращалась служба никогда. Одна из них — храм иконы Божией Матери Знамение на Рижской в Москве.

Историческая справка

В XVII веке в Переяславской слободе стояла деревянная церковь, освященная в честь Иоанна Крестителя. Об этом сохранились упоминания в Писцовых книгах.

Когда ее построили, точно не известно, вероятно в конце XVI века. В 1712 году первый храм был уничтожен пожаром. Местные жители очень быстро собрали средства, и уже через год на этом месте была воздвигнута новая церковь, освященная в честь Знаменской иконы Богородицы. Также как и первая, она была из дерева.

Но прихожанам хотелось видеть у себя каменный храм. И в 1857 году, по их прошению, началось его строительство, завершившееся через 8 лет. Имя первого архитектора не известно.

В 1888 году церковь переделали. Немного изменили расположение приделов, сделав их более симметричными, добавили две пристройки к звоннице, и проход, соединяющий колокольню с храмом. Обнесли церковный двор каменной оградой, по стилю гармонично сочетающейся с архитектурой храма.

В этом виде Знаменская церковь и существует сейчас. Автор архитектурного проекта — С.В. Крыгин. До революции на приходе действовала школа и богадельня.

С 80-х годов XX века, в этом месте снова начались строительные работы. Храм отремонтировали и построили рядом с ним церковный дом. Затем, архитектурный ансамбль дополнили две маленькие церкви: в 1998 году — в честь святого новомученика Александра Хотовицкого, а в 2014 году — Крестовоздвиженская.

Все современные постройки старались с особой точностью выполнять в том же стиле, что и главный храм — барокко, в нарядных красно-белых тонах.

Для справки! В настоящее время, церковь на Рижской имеет четыре престола. Главный — в честь Знаменской иконы Богоматери, боковые посвящены Усекновению главы Иоанна Крестителя и святому Николаю Чудотворцу. И есть еще приставной престол святого мученика Трифона, добавленный в 1980-м году.

Этот престол — дар одного из прихожан церкви, Кудинова, который своими руками вырезал его из дуба.

Главные святыни Знаменского прихода

Поскольку все советское время церковь на Рижской была действующей, в неё свозились святыни из закрывавшихся московских храмов. Здесь собрано множество старинных икон.

Особенно почитаются прихожанами несколько:

  • Образ Богородицы «Знамение» — главная храмовая икона. Список XVI века с чудотворного новгородского образа Знамения Богоматери.
  • Икона святого Иоанна Предтечи — образ южного придела, написанный в XVII веке. С ним связано одно чудо недавнего времени. 11 сентября 2000 года, когда совершалось престольное богослужение в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя, образ чудесно обновился. Это видели многие прихожане.
  • Икона святого мученика Трифона с частицей его мощей. У этой чудотворной иконы довольно сложная история. В XVI веке в Москве был построен храм великомученика Трифона, очень почитаемого жителями города святого. Эту церковь закрыли в 1937 году, но сохранился ее главный образ, так как был вовремя передан в храм на Рижском.

Важно! Святой Трифон так почитается местным приходом, что перед его образом каждый день служат молебны с акафистами, а сам Знаменский храм в народе часто называют церковью святого Трифона.

  • Образ преподобного Серафима Саровского. Был отдан на хранение Знаменскому храму монахинями Дивеевского подворья, разрушенного в 30-е годы. К иконе приделан фрагмент гроба святого Серафима.
  • Честной и Животворящий Крест Господень. Эта святыня когда-то находилась в Страстном монастыре. В 1928-м году ее перенесли в Пименовский храм, а затем она попала сюда, в предел Иоанна Крестителя. Каждую пятницу перед крестом поют акафист.
  • Крест с Троицкой заставы. Находится в недавно построенной на территории прихода Крестовоздвиженской церкви. Этот крест в 1652 году поставили на Троицкой заставе Камер-Коллежского вала, в память о перенесении мощей святителя Филипа. Затем, на том месте воздвигли часовню, специально для хранения этой святыни.

При советской власти часовню разрушили, и крест оказался у Знаменского прихода. Долгое время он хранился в алтаре, а к 2014 году для него построили отдельную маленькую церковь, на замену разрушенной Крестовской часовне. Теперь святыня доступна для поклонения.

Престольные праздники

В храме почитаются и празднуются такие праздники:

  • 10 декабря — день Знаменской иконы Пресвятой Богородицы;
  • 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
  • 19 декабря, 22 мая и 11 августа — дни памяти святителя Николая Чудотворца;
  • 14 февраля — память святого мученика Трифона;
  • 27 сентября — Воздвижение Животворящего Креста Господня;
  • 4 декабря — память священномученика Александра Хотовицкого.

Читайте о других православных праздниках:

Расписание богослужений

Службы на приходе совершаются каждый день.

Литургию служат в 8:00 по будням, и две подряд в 7:00 и 10:00 в воскресные и праздничные дни. Вечернее богослужение начинается в 17:00 зимой и в 18:00 в летнее время.

После литургии служат молебен св. муч. Трифону.
Адрес Знаменского прихода: 129110, Москва, 2-ой Крестовский пер., д. 17
Настоятель: Феодор Семенович Рожик.

МОСКОВСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ ХРАМ В ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ СЛОБОДЕ

Церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе

Московский храм в честь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе (Сретенское благочиние Московской епархии)

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда “блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек”. Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: “В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы”. Причину переименования история не сохранила.

Московский храм в честь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе, 1882 год. Фото из альбома Найденова

В 1757 году “тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей” началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день. Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию.

В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI-XVII веков. Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале XX века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа.

В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

Святыни

  • распятие из разрушенного Страстного монастыря, в южном приделе
  • икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника)
  • икона святого Иоанна Предтечи (XVII в.)
  • икона святителя Николая (XVIII в.)
  • икона мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице
  • икона святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения
  • икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба
  • икона святого праведного Филарета Милостивого

Приписные храмы

Настоятели

  • Василий Флерин (1906 – 31 марта 1908)
  • Гавриил Коссин (1908 – 1915)
  • Сергий Глаголевский (1916 – 1917) [1] .
  • Леонид Багрецов (1923 – ?) .
  • сщмч. Иоанн Смирнов (30 декабря 1935 – 22 ноября 1937)
  • Стефан Марков (1937 – 28 февраля 1954)
    • Александр Державин, и.о. на время болезни о. Стефана, затем почетный настоятель [2]
  • Клеоник Вакулович (1954 – 1971)
  • Владимир Рожков (декабрь 1979 – 20 февраля 1984 [3])
  • Сергий Вишневский (1984 – 9 августа 1990)
  • Феодор Рожик (с 9 августа 1990 [4])

Использованные материалы

  • Москва. Церковь иконы Божией Матери “Знамение” в Переяславской слободе. // Сайт “Народный каталог православной архитектуры”
    • http://sobory.ru/article/?object=03724
  • Церковь Иконы Божией Матери Знамение, что в Переяславской Ямской слободе // Сайт “Храмы России”
    • http://temples.ru/card.php?ID=6001
  • Дневник храма “Знамения” Божией Матери, альманах “Альфа и Омега”, № 61, 2011:
    • http://www.pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniya-bozhiey-materi/
  • Е.А. Мусорина, С.И. Выстрелков, “Храм Знамения Богородицы в Переславской Ямской слободе” М. 2007, Изд-во “Православная Таганка”, с. 34-38.
    • http://taganka-pravoslav.narod.ru/Znamenie-B.pdf

[1] Ростислав Ярема, прот., “Север Москвы вокруг Ярославской дороги”, М., 2013. – 340 с. С. 106.

Храм Знамения Божьей Матери в Переяславской слободе Москва

Знаменский собор — это бывший главный храм Знаменского монастыря, расположенный в Москве. Работает как приходская церковь.

Адрес: Москва, улица Варварка, дом 8а.


Знаменский собор

Знаменский монастырь построили в 1631 году на месте усадьбы бояр Романовых. Никто не знает, по какой причине. В одной версии говорится о том, что монастырь был построен после смерти матери Романовых.

В другой же версии монастырь построен в честь рождения наследника престола Романовых. Но чтобы там ни было, все связано именно с этим родом.

В 1668 году в знаменском произошел страшный пожар, после чего монастырь был сильно разрушен.

Иван Иванович Милославский — в то время близкий приближенный к царю.

Монахи обратились за помощью к царю. Тогда боярин Иван Иванович Милославский выдал денег на строительство нового собора, а царь выделил денег на покрытие.

Новый собор построили в 1679 по 1684 год на месте бывшего храма Афанасия Афонского. В свои годы здесь тоже был пожар, но остатки храма разобрали, для того, чтобы построить новый собор.

Патриарх Иоаким — предпоследний патриарх в досинодальный период.

Знаменский собор был освящен в 1684 году патриархом Иоакимом.

Собор был двухэтажный. На верхнем этаже был холодный храм и освящен был в честь иконы Божией Матери «Знамение».


Одна из почитаемых икон в России. Празднование в честь иконы «Знамение» совершается 10 декабря

А нижний храм, теплый, был освящен вначале в честь Афанасия Афонского, но после его снова освятили во имя Сергия Радонежского.

Рассвет храма начинается в 18 веке

В конце XVIII века начинается новый период рассвета собора. Собор был красиво расписан, жизнь в нем начала налаживаться.

Но в 1812 году, во время Отечественной войны, монастырь был разграблен наполеоновскими солдатами. Но здание собора не было разрушено. В нижнем храме ежедневно проводились службы, даже во время оккупационного периода.

Вскоре собор снова начинают восстанавливать. Архитектором становится Дмитрий Борисов.

И в 1827 году храм снова открывают. Во время визита в Москве Александра второго, он обращает внимание на плачевное состояние палат Романовых. Именно он приказал их восстановить и после сделать музей.

В августе 1859 года состоялось официальное открытие палат бояр Романовых.

В 1907 году на территории храма проживает архимандрит, 9 монахов и 12 послушников.

К 300 летию дома Романовых, на месте которого был и построен монастырь, собор полностью отреставрирован.


Так выглядел знаменский храм в 1882 году после реставрации

В 1910 году храм верхний храм был вновь освящен во имя преподобного Михаила Малеина.


Михаил Малеин — православный святой, учитель Афанасия Афонского, основатель великой Лавры Афона. Дата памяти Михаила Малеина 12 июля

После 1923 года храм был закрыт. А его здание и собор стало обычным жильем.

В 1960 годах здания подворья и конюшни были снесены. А все что осталось тогда, было в ужасном аварийном состоянии.

Здание собора отдавали общественной организации — Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. Там разместили концертные залы.

В 1980 годах провели реставрационные работы. И уже с 1992 года в соборе начались богослужения.

В 2015 году была построена крыша над лестницей в верхнюю церковь. Планировалось воссоздать старую монастырскую колокольню. В свое время 1782 году ее разобрали по случаю ветхого и аварийного здания.

В 2021 году собор покрасили в красный цвет с белыми деталями.

Собор и палаты в наше время часть музея «Палаты Романовых».


В таком виде мы можем сейчас видеть Знаменский собор

Сейчас на территории находится:

  • знаменский собор;
  • келейный корпус с колокольней;
  • братский корпус;
  • палаты бояр Романовых;
  • служебный корпус.

История храма

Возведение было произведено в конце 18 века. Эта деревянная постройка была освящена на честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Со временем в храме построили придел во имя святителя Николая. Он был покровителем путешественников. В 1638 году, согласно записи в Переписной книге, храм было переименовано в храм Знамения Пречистой Богородицы. Причина такого события не сохранилась. С 1757 года было заложено начало возведения каменного храма, освящение которого произвели в 1765 году. Он существует по сегодняшний день.

Этот храм создан в стиле барокко с симметричной осевой композицией. Окончательно ее формирование завершилось только в 1888 году. Нарядность и строгость строению придает сочетание красного цвета стен и белого цвета отделки.

Собор Знаменский построили по подобию Успенского собора

Архитекторами собора были Федор Григорьев и Григорий Анисимов. Их изображения не дошли до наших дней.

Пятиглавый собор построили в старинных русских традициях, он имел 2 яруса. Сходство имел с Успенским Собором.


Успенский собор Московского кремля — на него похож и наш Знаменский собор

Знаменский собор был самым большим зданием во всем Зарядье. Даже сейчас он сохраняет свое доминирующее положение.

С восточной стороны собора находится верхний и нижний алтари.


Так в 2014 году еще выглядела восточная часть собора

А с западной части паперть с лестницей.


Западная часть Знаменского собора в 2014 году

В центре имелся повышенный квадрат, который завершался сводом и пятью главами. 4 были расположены на углах, а 5 в центре.

С юга-запада была пристроена шатровая колокольня, которую разрушили в 1782 году.

С севера-запада в верхнюю церковь ведет лестница. Но после того как снесли колокольню, лестницу разобрали. Новая была построена по центру западного фасада.

Находится храм по адресу: Москва, улица Варварка, дом 8а.

В случае, если нужно спросить что-то, или уточнить время работы храма можно позвонить по телефону.

Или написать на электронную почту:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Литература

  1. Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
  2. Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
  3. Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
  4. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Служители и настоятели храма

Настоятели: протоиерей Владимир Алексеевич Курлюта с марта 1989 года, с 30 декабря 2014 протоиереем назначен Александр Гусаков.

  1. Протоиерей Александр Гусаков, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии. В сан священника рукоположен 24 октября 2004 года. В кафедральном соборе служит со 2 марта 2012 года. С 30 декабря 2014 настоятель собора, благочинный Первого Кемеровского благочиния и Кемеровского округа.
  2. Протоиерей Виталий Макаров. 15 февраля 2015 он был рукоположен в сан иерея. При хиротонии получил желтый крест. Ключарь собора, руководитель архиерейской канцелярии.
  3. Протоиерей Сергий Семиков, руководитель Молодежного отдела Кемеровской епархии. 17 марта 1996 года рукоположен в сан священника. В Знаменском соборе служит с 2006 года.
  4. Иерей Владимир Хить, ответственный за работу с глухими и слабослышащими людьми.
  5. Иерей Георгий Якин является штатным священником собора и настоятелем храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Кемерово, несет послушание помощника благочинного по общим вопросам.
  6. Иерей Михаил Пышинский, является помощником руководителя молодежного отдела Кемеровской епархии.
  7. Иерей Петр Хить, Заместитель руководителя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в КЕУ (Кемеровском епархиальном управлении).
  8. Иерей Александр Гулевский. Саном протодиакона награжден 15 апреля 2012 г. Рукоположен в сан священника 14 октября 2021 г. Несет послушания Приходского консультанта, администратора сайта, проводит беседы перед венчанием.
  9. Диакон Вячеслав Ланский исполняет обязанности протодиакона с 15 февраля 2015 года, референт архиерейской канцелярии.
  10. Диакон Аркадий Тишкин, референт арх. канцелярии.
  11. Диакон Димитрий Саломатов, референт арх. канцелярии.
  12. Диакон Евгений Медников, в сан диакона рукоположен 21 сентября 2017 года.

Роспись

Дошедшая до нашего времени стенная роспись Знаменского собора Великого Новгорода была сделана в самом начале XVIII века при митрополите Иове. Для художественного оформления пригласили иконописцев из Костромы, которыми руководил знаменитый в то время художник Иван Бахматов.

Из всех фресок наибольшую известность получило изображение ведомых в ад грешников. Среди всех присутствующих на фреске людей резко выделяется высокий человек, одетый в немецкое платье. Вероятно, художники отождествляли этого персонажа с Петром I.

На других фрагментах росписи можно разглядеть волхвов, четырех всадников Апокалипсиса, сцены из Страшного суда.

Сохранившаяся фреска «Волхвы», ©

Как добраться до собора

Началось строительство 28 августа 2004 года:

  1. Установили первый крест на основном храме.
  2. В Рождественский сочельник, 7 февраля 2007 года, храм был освящен иерейским чином. Богослужение возглавил епископ Аристарх (Смирнов).
  3. 3 февраля были освящены и установлены колокола.

Настоятелем церкви служит митрофорный протоиерей Любомир Крохтяк.

Фактический адрес церкви: город Кемерово, улица Соборная, дом 24. В самом городе к храму проложено множество маршрутов общественного транспорта. Добираясь по ним, нужно ориентироваться на остановку «Цирк». Потом требуется пройти по улице Соборная 500 метров. От железнодорожного вокзала ходит трамвай № 1, который останавливается прямо возле собора.

Маршруты от авто- и ж/д вокзалов, по которым можно добраться до Кафедрального собора:

  1. От остановки «Железнодорожный вокзал» на проспекте Ленина (нечетная сторона): на троллейбусах № 3, 11, на автобусах № 1, 8, 7, 19, 81, 93, на маршрутных такси № 2, 6, 10, 17, 19, 21, 22, 47, 61, 81, 105, 106.
  2. От остановки «Железнодорожный вокзал» на привокзальной площади (конечная): на маршрутных такси № 2, 6, 13, 22, 47, 81, 105, 106, автобусах № 1, 81, 93, 101, 104, 105.

Святыни храма

Тут хранятся не только лики святых, но и ковжецы с частицами мощей. Среди наиболее известных выделяют:

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Мы часто ропщем: — За что мне такие несчастия? Мы часто ропщем: — За что мне такие несчастия?А Богородице — за что семь ран (скорбей) таких? Если бы каждый день, хотя бы один поклон делать Богородице, она уже не отпустит, возьмёт под своё покров и приведёт в Царство Небесное.Если вы обидели мать и она вас прокляла или об�… Читайте далее

Не давайте своих батюшек в обиду Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины — такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет на своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам … Читайте далее

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна ег… Читайте далее

В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте… В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее

чудотворная икона «Скоропослушница» с Афонского монастыря. ее подарили храму в 1996 году. День памяти образа – 22 ноября.Икона Богоматери «Знамение». Была подарена прихожанином, который пожелал остаться неизвестным. Была передана храму отцом Серафимом 10 декабря 1991 года. Этот день был престольного праздника и первого богослужения в новом храме.Икона Казанской Божьей Матери. Она располагается в Никольском храме. Дни памяти: 21 июля и 4 ноября.Икона святого Алексия Южинского.Икона апостолов Петра и Павла. День памяти 12 июля.

Обязательно к прочтению: Женский Свято-Иверский монастырь Ростов-на-Дону

Ковжецы с мощами святых доступны для поклонения в верхнем храме во время проведения богослужений.

В храме есть и престольные праздники:

10 декабря — икона Божьей Матери «Знамение»,19 декабря – святитель Николай архиепископ Мир Ликийских,23 декабря – мученик Евграф,6 мая, 16 ноября, 9 декабря – великомученик Георгий Победоносец.

Престольные праздники

В храме почитаются и празднуются такие праздники:

10 декабря — день Знаменской иконы Пресвятой Богородицы;11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;19 декабря, 22 мая и 11 августа — дни памяти святителя Николая Чудотворца;14 февраля — память святого мученика Трифона;27 сентября — Воздвижение Животворящего Креста Господня;4 декабря — память священномученика Александра Хотовицкого.

Читайте о других православных праздниках:

Святых апостолов Петра и ПавлаПокров Пресвятой БогородицыОбрезание Господне

Храм Знамения на Рижской — история, описание внутреннего убранства и святынь

Храм Знамения на Рижской – великолепное сооружение, представляющее собой не только огромную культурную ценность, но и являющееся удивительным памятником архитектуры Москвы. Храм Знамения на Рижской, в отличие от многих других церковных заведений, был всегда открыт для прихожан. Он уцелел во времена нашествия Наполеона в 1812 году, пережил атеистические гонения советской власти, милосердием Божием был сохранён при обстрелах Москвы в 1941 году. Опасность храму представляла Рижская эстакада. Но Пречистая Богородица силой Божественной молитвы отвела беду от Своего дома.

Храм Знамения Богородицы – чудесное место, где успокаивается душа, где можно помолиться и напрямую поговорить с Богом. А окружающее вас благолепие храмового убранства поможет настроиться на нужный лад и хотя бы на время забыть о мирской суете.

История появления храма

В XVI веке в Переяславской слободе стояла маленькая деревянная церквушка, названная в почитание Усекновения главы Иоанна Крестителя. Но пожар полностью уничтожил церковь. Через год в 1713 году на её месте уже стояла новая церковь, под названием «Знамения Пречистой Богородицы».

Прошло 44 года и на пожертвования православных граждан, началась постройка каменного здания храма. В 1765 году храм Знамения Пречистой Богородицы был освящён. В конце XIX века храм подвергся реконструкции – к нему были пристроены новые пределы и переход между колокольней и хорами. В таком виде он стоит и до сих пор.

Храм первоначально выстроен в стиле барокко, поздние перестройки были произведены в том же стиле и потому создаётся впечатление единого законченного сооружения. В храме Знамения находятся 4 престола, в каждом из которых имеется свой почитаемый образ:

  • центральный престол – Пречистая Богородица «Знамение»;
  • южный престол – «Усекновение главы Иоанна Предтечи»;
  • северный престол – святитель Николай;
  • приставной престол – св. мученик Трифон.

Последний из престолов преподнёс в подарок храму искусный мастер по дереву В.И. Кудинов (1980 год). Престол был сработан из дуба-великана, возраст которого насчитывал 250 лет.

Снаружи стены здания храма покрашены в красный цвет, отделка произведена белой краской. Сочетание этих цветов придаёт храму торжественный и праздничный вид. Внутреннее убранство Знаменского храма поражает высокохудожественным вкусом.

Интерьеры оформлены в тёплых пастельных тонах, нет ничего яркого, вызывающе кричащего. Всё в меру, чувствуется, что оформительские работы проводились с большой любовью.

Историческая справка

В XVII веке в Переяславской слободе стояла деревянная церковь, освященная в честь Иоанна Крестителя. Об этом сохранились упоминания в Писцовых книгах.

Когда ее построили, точно не известно, вероятно в конце XVI века. В 1712 году первый храм был уничтожен пожаром. Местные жители очень быстро собрали средства, и уже через год на этом месте была воздвигнута новая церковь, освященная в честь Знаменской иконы Богородицы. Также как и первая, она была из дерева.

Но прихожанам хотелось видеть у себя каменный храм. И в 1857 году, по их прошению, началось его строительство, завершившееся через 8 лет. Имя первого архитектора не известно.


Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

В 1888 году церковь переделали. Немного изменили расположение приделов, сделав их более симметричными, добавили две пристройки к звоннице, и проход, соединяющий колокольню с храмом. Обнесли церковный двор каменной оградой, по стилю гармонично сочетающейся с архитектурой храма.

  • Церковь святителя Николая в Хамовниках
  • Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
  • Церковь Бориса и Глеба в Зюзине

В этом виде Знаменская церковь и существует сейчас. Автор архитектурного проекта — С.В. Крыгин. До революции на приходе действовала школа и богадельня.

С 80-х годов XX века, в этом месте снова начались строительные работы. Храм отремонтировали и построили рядом с ним церковный дом. Затем, архитектурный ансамбль дополнили две маленькие церкви: в 1998 году — в честь святого новомученика Александра Хотовицкого, а в 2014 году — Крестовоздвиженская.

Все современные постройки старались с особой точностью выполнять в том же стиле, что и главный храм — барокко, в нарядных красно-белых тонах.

Для справки! В настоящее время, церковь на Рижской имеет четыре престола. Главный — в честь Знаменской иконы Богоматери, боковые посвящены Усекновению главы Иоанна Крестителя и святому Николаю Чудотворцу. И есть еще приставной престол святого мученика Трифона, добавленный в 1980-м году.

Этот престол — дар одного из прихожан церкви, Кудинова, который своими руками вырезал его из дуба.

Святыни храма «Знамение»

Во времена советского атеизма в Москве были закрыты и разрушены многие церкви. Знаменский храм был в тот период действующим, и туда свозились святыни из пострадавших церквей. Сейчас под храмовыми сводами Знамения собраны столичные фолианты христианской веры.

Икона с мощами святого Трифона

Икона Богородице в Знменском храме

Особо почитаемые храмовые иконы и символы православия:

  • Образ «Знамение» основной храмовый лик, списан с иконы 16 века (Новгород). Богоматерь на ней изображена приподнявшей руки в молитвенном благословении, на груди у неё запечатлён Божественный Младенец.
  • Образ Иоанна Предтечи – икона 17 века, в 2000 году произошло её чудесное обновление на глазах у прихожан.
  • Образ св. муч. Трифона – икона из церкви св. Трифона (1931 год). В образе запечатлены частицы мощей св. муч. Трифона.
  • Образ чудотворца Серафима Саровского – икона была передана сёстрами Дивеевского подворья после его закрытия в 1927 году. Вместе с иконой в храме находятся и части гроба преподобного Серафима.
  • Честной и Животворящий Крест Господень – распятие из Страстного монастыря (30-е годы XX века).
  • Чудотворный Крестовский Крест – святыня датируется 1652-м годом, появилась в храме в 1929 году. Первоначально Крест стоял в часовне у Крестовской заставы. Часовня была разрушена.

История[править]

В XVII веке на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она называлась так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе».

В 1712 году церковь сгорела и была отстроена заново на деньги благотворителей и прихожан в 1713 году. При этом главный престол был освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Каменный храм начал строиться в 1757 году по прошению ямщиков Переяславской слободы и был освящен в 1766 году.

В 1888 году по проекту епархиального архитектора С. В. Крыгина храм был расширен: боковые приделы вынесли вперед, в линию с главным, по бокам колокольни были сооружены две пристройки, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами. Об этом событии напоминает мраморная доска на южной стене трапезной (около свечного ящика). В то же время по проекту Крыгина возведена церковная ограда.

В начале XX века при храме работали богадельня и церковно-приходская школа. После 1917 года храм не закрывался, в него были переданы иконы из закрывшихся окрестных церквей.

В 1929−1931 и в 1950-х годах в храме служил протоиерей Александр Михайлович Державин (1871−1963).

В 1979 году прошёл внешний ремонт здания. В начале 1980-х был выстроен новый церковный дом. В ноябре 1980 году был освящен приставной престол во имя мученика Трифона. Новый престол изготовлен из 250-летнего дуба, работы краснодеревщика В. И. Кудинова, прихожанина храма.

В декабре 1997 освящен каменный крестильный храм во имя священномученика Александра Хотовицкого.

Как добраться до храма

Храм Знамения на Рижской находится по адресу: 2-й Крестовский пер., д. 17, с. 1.

Добраться до него можно с помощью метро – ближайшая станция Рижская, идти пешком придётся всего пару минут. Можно доехать автобусом, маршруты 239, 84, Т25, остановки расположены у храма. Недалеко, в нескольких минутах ходьбы, находится железнодорожная платформа Ржевская, где останавливаются электропоезда белорусского, курского и рижского направления. Этим видом транспорта, если это удобно, также можно воспользоваться.

Как доехать

Храм находится по адресу г. Житомир, переулок 2-ой Крестовский дом 17. Доехать до обители можно двумя способами:

  • до станции метро «Речной вокзал», автобус 188,284, 857, 745, до остановки «Больница, библиотека имени Короленко»,
  • добраться до платформы «Ховрино» ленинградского направления. Затем пройдите пешком через Грачевский парк.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Казанской Божьей Матери в Коломенском

Господь всегда с Вами!

Расписание богослужений

Литургия в Знаменском храме служится ежедневно. В будние дни один раз, в 8 часов утра. По воскресеньям и праздникам служба проводится дважды, в 7 часов и 10 часов утра. Вечерняя служба начинается зимой в 17 часов, летом – в 18 часов.

Каждый день по окончании литургии служится молебен с акафистом св. муч. Трифону. После воскресной вечерней службы проходит молебен с водосвятием и чтением акафиста Знамение Пречистой Богородицы. Можно также заказать панихиду по усопшим. Она проводится после литургии.

Паломнику[править]

Актуальное расписание богослужений на месяц

Храм открыт для посетителей с 7:00 до окончания вечернего богослужения.

Расписание богослужений:

В храме иконы Божией Матери «Знамение» богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером.

В праздничные и воскресные дни совершается две Божественные Литургии: ранняя в 7:00, поздняя в 10:00.

В праздники Рождества Христова и Пасхи совершается три Божественные Литургии: в 1:30, в 7:00 и в 9:30.

В будние дни в храме совершается одна Божественная Литургия в 8:00.

Каждый день после утреннего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом святому мученику и чудотворцу Трифону (кроме 1 седмицы Великого поста, Страстной седмицы и Святок).

В дни двунадесятых и великих праздников после поздней литургии молебен мученику Трифону не совершается.

Вечернее богослужение в храме начинается в летнее время (от Пасхи до Успения) в 18:00, в зимнее — в 17:00 ежедневно.

По средам после вечернего богослужения совершается акафист святому мученику и чудотворцу Трифону.

В пятницу после вечернего богослужения — акафист Кресту.

В воскресенье после вечернего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Знамение».

Вечерние акафисты не служатся во время Великого поста и в период от Пасхи до Троицы.

Храм святого мученика Трифона

открыт ежедневно с 10-00 до 17-00.

Божественная Литургия совершается в 7-30 в субботу, воскресенье и двунадесятые праздники.

Храм Воздвижения Креста Господня у Крестовской заставы

открыт ежедневно с 12-00 до 17-00.

Божественная Литургия совершается в день престольного праздника 27 сентября, а также в другие дни по особому благословению настоятеля.

В храме ежедневно совершаются молебны с чтением акафиста в соответствии со следующим расписанием:

понедельник — Ангелу Хранителю, вторник — Иоанну Предтече,

среда — Воздвижению Креста Господня, четверг — святителю Николаю,

пятница — Божией Матери перед иконой «Умягчение злых сердец»,

суббота — акафист о упокоении усопших.

Начало в летнее время (от Пасхи до Успения) в 17-00, в зимнее — в 16-00.

В воскресные дни в 13-00 проходят огласительные беседы для взрослых, желающих принять таинство крещения, а также для родителей и восприемников, желающих окрестить маленьких детей.

Акафист в воскресные дни не читается.

В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого.

Храм Знамения на Рижской — история, описание внутреннего убранства и святынь

Храм Знамения на Рижской – великолепное сооружение, представляющее собой не только огромную культурную ценность, но и являющееся удивительным памятником архитектуры Москвы. Храм Знамения на Рижской, в отличие от многих других церковных заведений, был всегда открыт для прихожан. Он уцелел во времена нашествия Наполеона в 1812 году, пережил атеистические гонения советской власти, милосердием Божием был сохранён при обстрелах Москвы в 1941 году. Опасность храму представляла Рижская эстакада. Но Пречистая Богородица силой Божественной молитвы отвела беду от Своего дома.

Храм Знамения Богородицы – чудесное место, где успокаивается душа, где можно помолиться и напрямую поговорить с Богом. А окружающее вас благолепие храмового убранства поможет настроиться на нужный лад и хотя бы на время забыть о мирской суете.

История появления храма

В XVI веке в Переяславской слободе стояла маленькая деревянная церквушка, названная в почитание Усекновения главы Иоанна Крестителя. Но пожар полностью уничтожил церковь. Через год в 1713 году на её месте уже стояла новая церковь, под названием «Знамения Пречистой Богородицы».

Прошло 44 года и на пожертвования православных граждан, началась постройка каменного здания храма. В 1765 году храм Знамения Пречистой Богородицы был освящён. В конце XIX века храм подвергся реконструкции – к нему были пристроены новые пределы и переход между колокольней и хорами. В таком виде он стоит и до сих пор.

Храм первоначально выстроен в стиле барокко, поздние перестройки были произведены в том же стиле и потому создаётся впечатление единого законченного сооружения. В храме Знамения находятся 4 престола, в каждом из которых имеется свой почитаемый образ:

  • центральный престол – Пречистая Богородица «Знамение»;
  • южный престол – «Усекновение главы Иоанна Предтечи»;
  • северный престол – святитель Николай;
  • приставной престол – св. мученик Трифон.

Последний из престолов преподнёс в подарок храму искусный мастер по дереву В.И. Кудинов (1980 год). Престол был сработан из дуба-великана, возраст которого насчитывал 250 лет.

Снаружи стены здания храма покрашены в красный цвет, отделка произведена белой краской. Сочетание этих цветов придаёт храму торжественный и праздничный вид. Внутреннее убранство Знаменского храма поражает высокохудожественным вкусом.

Интерьеры оформлены в тёплых пастельных тонах, нет ничего яркого, вызывающе кричащего. Всё в меру, чувствуется, что оформительские работы проводились с большой любовью.

Святыни храма «Знамение»

Во времена советского атеизма в Москве были закрыты и разрушены многие церкви. Знаменский храм был в тот период действующим, и туда свозились святыни из пострадавших церквей. Сейчас под храмовыми сводами Знамения собраны столичные фолианты христианской веры.

Икона с мощами святого Трифона

Икона Богородице в Знменском храме

Особо почитаемые храмовые иконы и символы православия:

  • Образ «Знамение» основной храмовый лик, списан с иконы 16 века (Новгород). Богоматерь на ней изображена приподнявшей руки в молитвенном благословении, на груди у неё запечатлён Божественный Младенец.
  • Образ Иоанна Предтечи – икона 17 века, в 2000 году произошло её чудесное обновление на глазах у прихожан.
  • Образ св. муч. Трифона – икона из церкви св. Трифона (1931 год). В образе запечатлены частицы мощей св. муч. Трифона.
  • Образ чудотворца Серафима Саровского – икона была передана сёстрами Дивеевского подворья после его закрытия в 1927 году. Вместе с иконой в храме находятся и части гроба преподобного Серафима.
  • Честной и Животворящий Крест Господень – распятие из Страстного монастыря (30-е годы XX века).
  • Чудотворный Крестовский Крест – святыня датируется 1652-м годом, появилась в храме в 1929 году. Первоначально Крест стоял в часовне у Крестовской заставы. Часовня была разрушена.

Как добраться до храма

Храм Знамения на Рижской находится по адресу: 2-й Крестовский пер., д. 17, с. 1.

Добраться до него можно с помощью метро – ближайшая станция Рижская, идти пешком придётся всего пару минут. Можно доехать автобусом, маршруты 239, 84, Т25, остановки расположены у храма. Недалеко, в нескольких минутах ходьбы, находится железнодорожная платформа Ржевская, где останавливаются электропоезда белорусского, курского и рижского направления. Этим видом транспорта, если это удобно, также можно воспользоваться.

Расписание богослужений

Литургия в Знаменском храме служится ежедневно. В будние дни один раз, в 8 часов утра. По воскресеньям и праздникам служба проводится дважды, в 7 часов и 10 часов утра. Вечерняя служба начинается зимой в 17 часов, летом – в 18 часов.

Каждый день по окончании литургии служится молебен с акафистом св. муч. Трифону. После воскресной вечерней службы проходит молебен с водосвятием и чтением акафиста Знамение Пречистой Богородицы. Можно также заказать панихиду по усопшим. Она проводится после литургии.

Читайте также:
Павел Груздев: жизнеописание старца, могила и смерть, книги и труды
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: