Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Даниловский монастырь в Москве

17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и “родоначальником московского княжеского дома”, по определению русских дореволюционных историков.

В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это – древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.).

Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.

По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря – “не в церкви, а в ограде”.

Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто “сельцо Даниловское”, а гробница князя была со временем заброшена его потомками.

Только при Иване III произошло знаменательное событие, с которого началось постепенное возрождение древнейшего московского монастыря и особое почитание памяти князя Даниила Московского, – еще до обретения его честных мощей и причисления его к лику святых. По преданию, Иван III ехал однажды со своими слугами вдоль Москвы-реки – мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Внезапно под одним всадником споткнулся конь, слуга упал наземь, и ему явился неведомый князь, молвив: “Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!”

Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи – и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным.

Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.

Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию – собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке.

В том же XVII веке сам монастырь был сильно укреплен и поновлен. Во-первых, был выстроен новый собор, доживший до наших дней. Долгое время ученые спорили, является ли действующий соборный храм монастыря в своей основе первым сооружением времен Ивана Грозного, или же он был выстроен заново при Алексее Михайловиче. Только при реставрации монастыря были обнаружены остатки фундамента первого собора, возведенного по повелению Грозного – к северу от здания нынешнего собора. Таким образом, выяснилось, что ныне действующий собор Даниловского монастыря был построен во второй половине XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович построил в обители Покровскую церковь. Как писал старинный краевед, она “особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде”.

В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.

Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.

Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На Даниловском погосте обрели последнее пристанище славянофилы Ю.Ф.Самарин и А.С.Хомяков, поэт Н. Языков, музыкант Н.Г. Рубинштейн, – создатель Русского Музыкального Общества, предтечи Московской консерватории, художник В.Г. Перов и самый знаменитый здесь мирянин – Н.В. Гоголь. Гроб с его телом на руках принесли сюда, в Замоскворечье из университетского Татианинского храма на Моховой, где Гоголя отпевали как почетного члена Московского университета. Только в 1953 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище – как и других упокоенных здесь. Но это произошло уже при советской власти.

До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те “нечестные” в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.

Новая беда пришла в обитель с революцией. Как известно, после 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр за то, что они не приняли идеологии “обновленчества” и оставались верными традициям русского православия. Их так и называли “даниловцами” – многие из них были потом отправлены в ссылку и в заключение.

Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах древнейшей московской обители поселились малолетние преступники – здесь устроили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им приходилось даже обедать прямо на могильных плитах вместо столов.

Тогда, для расширения “полезной” территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.

Только в мае 1983 года решением советского правительства Даниловский монастырь был вновь отдан Московской Патриархии для устройства в нем официальной резиденции. История его возвращения поистине чудесна, – православные москвичи увидели в ней Волю Провидения.

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.

Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

Даниловский монастырь

Первая мужская обитель в Москве, расположенная недалеко от площади Серпуховская Застава, — Даниловский монастырь. Он был основан на небольшом холме в том месте, где тихая река Худенец, начинавшаяся в Замоскворечье, сливалась с широкой и полноводной Москвой-рекой.

Адрес

115191, Москва, ул. Даниловский вал, д. 22.

Как добраться

  • Станция метро «Тульская». Последний вагон из центра. Выйдя из метро, повернуть назад и дойти до трамвайных путей. Затем повернуть направо и идти прямо до монастыря.
  • От станции метро «Павелецкая» ехать на любом трамвае до остановки «Свято-Данилов монастырь».
  • Территория открыта для посетителей с 6:00 до 21:00.

История

Даниловский монастырь в Москве был основан московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского. Князь отличался благочестием, справедливостью и милосердием. Правил он 30 лет и за это время сумел положить начало единению Русских земель вокруг будущей столицы и стал первым Московским Великим князем всея Руси. Первоначально в обители был построен деревянный храм во имя преподобного Даниила Столпника, покровителя святого пророка Даниила. Перед смертью князь принял монашеский постриг. В 1303 году он был похоронен согласно своему завещанию на простом братском кладбище обители «не в церкви, а в ограде».

Фрески в летней церкви

История Даниловой обители непроста. Много испытаний пришлось ей выдержать. В 1330 году сын Даниила Иван Калита перевел её в Кремль, где было безопаснее от набегов и приписал его к собору Спаса на Бору. Затем обитель была перемещена на Крутицкий холм. Здесь был устроен Новоспасский монастырь. Всё это время обитель оставалась в запустении. В нём были только храм и кладбище. Могила князя Даниила была заброшена. Но чудесные исцеления прихожан, посещающих могилу князя Данила, послужили возрождению обители. Иоанн Грозный восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье. Обитель была заселена иноками. Раньше подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, теперь он вновь стал самостоятельным. А позже князь Даниил был причислен к лику святых и были обретены его нетленные мощи. Установили два дня памяти святого Даниила — 17 марта в день его кончины и 12 сентября в день обретения его св. мощей (по старому стилю это 4 марта и 30 августа).

Читайте также:
Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Обитель имела важное значение в обороне столицы. Она сыграла большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году. В смутное время, в 1606 году, бунтовщики под предводительством Болотникова потерпели поражение от войска царя Василия Шуйского. В 1610 году самозванец Лжедмитрий II поджег обитель. Но вскоре её отстроили и обнесли каменной красивой стеной с башнями.

Крепостная стена и Надвратная колокольня с церковью Симеона Столпника

По красоте её можно было сравнить с крепостной стеной Кремля. Во время войны с Наполеоном обитель была разграблена. С гробницы святого князя Даниила похитили серебряный оклад, созданный на пожертвование князя Федора Голицына. В 1817 году святые мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. После революции, во времена гонения на церковь, обитель также подверглась преследованию и репрессиям. Была снесена 300-летняя часовня. Даниловский монастырь в Москве укрывал многих священнослужителей, изгнанных из других церквей за то, что они оставались верными традициям русского православия. Их называли «даниловцами». Многие из них были отправлены в ссылку или в заключение. В 1930 году обитель в Москве была закрыта, а часть монахов была расстреляна. Исчезли мощи святого князя Даниила. Возможно, их унесли сами верующие, чтобы спасти их от поругания. На территории был установлен памятник Ленину. Работали детская колония и склады. Были вскрыты захоронения. Останки некоторых известных деятелей были перенесены на другие кладбища. Данилово кладбище было варварски уничтожено. В 1983 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Начинается ее восстановление, завершившееся к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

Храмы

К настоящему времени обитель восстановлена в том виде, в каком она была в 17–19 веках. Самая старая из церквей обители — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

Собор Отцов Семи Вселенских соборов

Был построен в 1555–1560 годах и освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии Царя Иоанна Грозного. К концу 17 века рядом с храмом была построена трапезная Покровская церковь с приделом в честь пророка Даниила. Позже старый храм разобрали, а новый построили в начале 18 века на сводах Покровской церкви, которая стала нижним этажом храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

Нижняя церковь собора Отцов Семи Вселенских соборов

В начале 19 века в верхнем храме появляются северный придел — во имя благоверного князя Даниила Московского и южный — во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба.

Придел во имя благоверного князя Даниила Московского (северный)

Покровская церковь, находящаяся на первом этаже, имеет северный придел во имя святого пророка Даниила, небесного покровителя преподобного князя Даниила в монашестве. Престольный праздник отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю). После поздней литургии в этот день бывает крестный ход вокруг храма. В 18 веке в третьем ярусе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов над притвором была построена церковь в честь преподобного Даниила Столпника.

Самый большой собор в Даниловском монастыре — Троицкий. Построен в 1833–1838 годах по проекту архитектора О. Бове в стиле позднего русского классицизма на средства Шустовых и Куманиных.

Это одно из последних творений великого зодчего. Престол освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом 13 сентября 1838 года. Тогда же освящены два придела. Северный — в честь зачатия праведной Анны (северный). Южный — в честь преподобного Алексия, человека Божия. После возрождения обители престол в честь Святой Троицы был вновь освящён 27 апреля 1986 года. Престольный праздник — день Святой Троицы, или Пятидесятницы, празднуется на 50-ый день после пасхи. В храме установлен иконостас Костромской школы 17 века.

Иконостас Троицкого собора

Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Также воссозданы надвратная церковь преподобного Симеона Столпника 1732 года.

Надвратная церковь Симеона Столпника и колокольня

В 1980-е годы в часовне западного проема Святых ворот, в подклете больничного корпуса, построена церковь во имя преподобного Серафима Саровского. 7 июля 1988 года в подклете Троицкого собора освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Примечателен его белокаменный иконостас, украшенный богатой резьбой. В праздники здесь совершается Таинство исповеди. Архитектором Алоновым построена надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси на площади Даниловского монастыря.

Надкладезная часовня и Собор Отцов Семи Вселенских соборов

Пока ещё не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим памятником всем захороненным стала часовня-костница — поминальная часовня, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова. Рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа. 4 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летия Москвы, на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому. А вскоре в честь него была освящена часовня. В 2003–2008 годах были возвращены 18 колоколов, которые в 1930-е годы ради спасения от переплавки были куплены американским промышленником Чарльзом Крейном и подарены Гарвардскому университету. Главная святыня обители — это частицы мощей святого князя Даниила Московского. Они находятся в Троицком соборе и храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

Информация для туристов

Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью управляет его наместник в сане архимандрита. Монастырь по своему уставу общежительный, что означает общую молитву, труд и трапезу монахов. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в больницах, детских учреждениях и в местах заключения. Кроме того, осуществляется преподавание в светских и духовных высших учебных заведениях.

Действуют воскресная школа и катехизические курсы для взрослых (преподается учение о православной вере). Здесь расположены издательство «Даниловский благовестник» и различные мастерские. Работает экскурсионная служба. Имеются подворья в Рязанской области и в Подмосковье. Действует храм святителя Николая в Измайлово, являющийся самым высоким деревянным храмом России. Его высота — 46 метров.

История Самарского женского иверского монастыря

Самарский Иверский женский монастырь был заложен в 1850 году, первоначально как община сестер милосердия, а через десять лет в 1860 году указом Святейшего Синода переименован в монастырь. Его территория — семь десятин условно пригодной для строительства земли — была частью пожертвована самарским обществом, а частью куплена. В 40-х годах 19 века у Самарцев возникла мысль о необходимости устроить в Самаре, бедной церквами, женскую обитель примерно на 100 сестер. Вначале думали устроить обитель на улице Мечетной, но потом, когда купчиха Евдокия Синягина, чиновницы Сухова и Тимашева и мещанин Назаров пожертвовали для проектируемой обители свои домовые места, решили монастырь там и построить. Затем стали собирать денежные приношения на построение обители, как посредством открытой по сему поводу подписки, так и в двух нарочно построенных часовнях: одной на городском базаре, а другой — на месте, предназначенном под обитель.

Читайте также:
Святогорская Лавра: где находится, история и адрес, описание

В декабре 1850 года была окончена часовня, вокруг нее желающие посвятить себя монашескому житию построили 8 келий. Образовавшейся таким образом общине в 1852 году был дан свой священник и вскоре была выбрана первая настоятельница общины, девица Мария Янова. 14 апреля 1855 года в общине был освящен преосвященным Евсевием небольшой храм. После этого будущая обитель начала быстро обстраиваться, так что 13 июля 1857 года в ней был освящен уже другой небольшой храм, в нижнем этаже первого во имя Иерусалимской Божией Матери, а 17 сентября 1858 года заложен обширный каменный храм во имя Сретения Господня. А 21 августа 1860 года община была переименована в женский общежительный монастырь. Обитель стала как бы отдельным городком: на ее территории было десять жилых корпусов, деревянных на каменных фундаментах, и один каменный все большею частью 2-этажные, 4 деревянных флигеля, два каретника, 4 амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, каменные погреба с погребицами, под одною крышею с квасною; большой колодец; прекрасный цветник; кладбище, занимающее 100 саж. длины и 60 ширины, обсаженное кустами и деревьями и хорошо содержимое.

Монастырь жил на добровольные подаяния, доходами со своих имений, а главное, трудами рук своих обитательниц… К началу 20 века комплекс Иверского женского монастыря представлял собой значительный для Самары архитектурный ансамбль, красивые сооружения которого активно формировали внешние и внутренние панорамы города. На территории монастыря были храмы:
— деревянный на каменном фундаменте, теплый трехпрестольный: главный — во имя Иверской Божией Матери (1855), второй — во имя равноапостольной царицы Елены и Св. великомученицы Варвары (устроен Алабиным в 1877 году), третий — во имя Иерусалимской Божией Матери (1857);
— Каменный холодный трехпрестольный: главный — во имя Сретения Господня (1869), второй — во имя Св. апостолов Петра и Павла (1867), третий — во имя Преп. Сергия Радонежского (1896);
— каменный на втором этаже отдельно стоящей у монастырских ворот колокольни высотой 37 саженей во имя Святителя и Чудотворца Николая (1882);
— теплый каменный во имя Иверской Божией Матери (начат в 1882, окончен в 1888 году), в нем придел во имя Архангела Михаила;
— трапезный храм, построенный в 1908 году.
Внутри монастыря было четыре каменных двухэтажных и 13 деревянных корпусов, в которых размещались помещения для монашествующих, училище, открытое в сентябре 1889 года, контора, дом игуменьи и другие. Монастырь был обнесен каменной оградой в 4 аршина высотой и 3/4 шириной, в которой было четверо ворот. Вне монастыря располагалась каменная двухэтажная больница (ныне дом по ул. Молодогвардейской, 204), дома священнослужителей. На кладбище, где «хоронились и миряне за особую плату», было несколько сот захоронений.
Среди покоящихся на кладбище были:
— П. В. Алабин с женой, сыном, дочерьми;
— А. А. Щербачев, архитектор-градостроитель Самары;
— И. П. Голев, генерал, Герой обороны Севастополя в Крымскую войну;
— Л. С. Кугушев, князь;
— внуки декабриста Анненкова;
— граф Н. А. Толстой (отец писателя А. Н. Толстого) и многие другие видные общественные деятели.

В настоящее время из всех захоронений сохранилась лишь могила П. В. Алабина и его жены В. В. Алабиной. На надгробном памятнике сохранилась надпись: «1824—1896 гг. Петр Владимирович Алабин. Действительный статский советник, воин и летописец четырех войн — 1849, 1853, 1877, 1878, всецело посвятивший свою деятельность с достоинством и честью на пользу государству, земству и городу, основавший общину сестер милосердия, устроивший водопровод, памятник Александру II и библиотеку, способствовавший скорейшему окончанию собора и много другого сделавший. Вечная память, мой незабвенный, благородный, неутомимый труженик». В 1876 году в Иверском женском монастыре было изготовлено знаменитое «Самарское знамя», сделавшее Самару известной всему миру и которому в Болгарии поставлен гранитный памятник. Самарское знамя было изготовлено и вышито монахинями по эскизам художника Н. Е. Симакова. Сшитое из двух полотнищ, шелковое, трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители; на другой стороне также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год».
При вручении этого знамени 18 мая 1877 года 3-ей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что знамя прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Старой Загорой болгарская дружина билась под знаменем. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена городу Самаре в 1981 году. Сейчас она находится в Самарском краеведческом музее им. П. В. Алабина. В 1989 году Самарским отделением Союза архитекторов России по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Иоанна был проведен конкурс на проект восстановления комплекса Иверского женского монастыря. В нем приняли участие архитекторы Самары, Москвы, Саратова. В проекте, получившем высшую оценку жюри, предполагалось восстановление «былой роскоши» комплекса путем укрепления, реставрации сохранившихся строений, строительства утраченных и разборки «не монастырских» строений, появившихся после 1925 года — времени закрытия монастыря. Программа реализации замысла была рассчитана на 10 лет. В проекте В. Самогорова, В. Пастушенко, Л. Пастушенко четырехэтажные «обкомовские» дома, появившиеся в 40—50-х годах, превращались в современный гостиничный комплекс при монастыре, внутри него восстанавливалась верхняя часть пятикупольного храма.
В проекте И. Постникова, В. Савосина, А. Логинова предусматривалось размещение в строящемся на территории монастыря — русско-болгарского центра духовного братства. Основным принципом проекта также являлось максимальное сохранение существующих построек и максимальное восстановление утраченных. Предусматривалось создание мемориальной зоны с музеем (на месте монастырского кладбища), восстановление колокольни, создание музея монастыря. Разрушение ансамбля монастыря началось с 1925 года, когда было принято решение о закрытии монастыря и создании на его территории «рабочего городка» для рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1925 году была закрыта церковь Иверской Божией Матери, в 1929 году еще три храма. В 1930 году горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». В 30-х годах были разобраны колокольня и пятикупольный храм, другие строения, снята ограда монастыря. При строительстве четырехэтажных «обкомовских» домов основная часть территории кладбища была засыпана землей, склепы священнослужителей вскрыты и осуществлено их «перезахоронение». Недалеко от могилы П. В. Алабина, на месте склепа князя Л. С. Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник.
Возрождение Иверской обители началось с регистрации Общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального Управления, общественных организаций, верующих, Самарской городской и областной администраций, городского и областного Советов народных депутатов Общине были переданы Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей «Ремесленной» и другие строения, принадлежавшие различным организациям. С 29 октября 1992 года в отселенном к тому времени первом этаже одиннадцатого корпуса в приспособленном для богослужений помещении начались регулярные богослужения священником Евгением Зеленцовым.

Читайте также:
Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Иверский Самарский женский монастырь

История православия немыслима без упоминания в ней великих святых русской земли — монастырей. Расположились они по всей России, и каждый из них уникален, у каждого своя история, сопровождаемая и бедами, и радостями, а часто и чудесами.

История основания обители

На берегу реки Волги расположился один из прекраснейших храмовых комплексов города Самары — Иверский женский монастырь. Его история началась еще в середине XIX века, когда по императорскому указу в этом месте была основана небольшая женская община. Всего лишь за первые 10 лет жизни община настолько разрослась, что было принято решение преобразовать ее в монастырь с действующей больницей, школой и мастерскими. В нем проживало на тот момент 400 монахинь и множество послушниц.

Известно, что некогда, в XVIII веке в Самаре имелась небольшая женская обитель — Спасо-Преображенский монастырь, где проживали на тот момент около 30 монахинь, однако, в годы правления Екатерины II обитель была ликвидирована, а проживающих в ней насельниц перевели в другую обитель. Спустя полвека женщины, представляющие интересы религиозного движения «келейниц» стали добиваться того, чтобы в память о некогда существовавшем здесь монастыре была открыта православная женская община.

Читайте также похожие статьи:

Благодаря поддержке дворянского и купеческого сословия города решено было создать на месте Спасо-преображенского монастыря православную женскую общину, ставшую после Иверским женским монастырем.

Свое название обитель получила по имени святого образа Иверской Божьей матери, подаренной монастырю купчихой Марихиной.

Годы запустения

В тяжелые годы советской власти послушницы приняли разумное решение благодаря наличию швейных мастерских замаскировать обитель под швейную артель, но, к великому сожалению, отсрочить «гибель» обители удалось таким образом всего лишь на несколько лет.

В начале XX века монастырь был разворован и разорен, церковь была и вовсе подорвана и полностью разрушена. Спустя некоторое время уцелевшие корпуса женского монастыря были перестроены под общежитие. Согласно местным церковным преданиям, тех самых монахинь, некогда ратовавших за образование обители, советская власть, собрав всех на барже, утопила в Волге.

Лишь в конце XX века, оставшиеся на месте женского монастыря строения, были признаны архитектурными памятниками и возвращены в Самарскую епархию. С этого времени начался долгий процесс восстановления Иверской Самарской женской обители.

Современное состояние

С 1994 года общине вернули монастырский статус и, начиная с 1998 года, обитель зажила своей обычной жизнью. Первое богослужения в отреставрированном Иверском храме прошло в конце октября 2008 года, с тех самых пор службы не прекращались и до наших дней.

Сегодня Иверская женская обитель вновь считается одним из красивейших мест города.

Описание архитектуры

Самарский монастырь представляет собой красивейший архитектурный комплекс, который к тому же является центром для православных общин на Поволжье. Хотя обители всего около 150 лет, в Самаре монастырь является старейшим из архитектурных памятников православного христианства. И хотя, по мнению некоторых искусствоведов, монастырские здания напоминают по типу застройки заводские цеха, многие отмечают сходство Иверской обители с Московским Кремлем.

Ещё интересные статьи о православии:

На территории монастыря расположились такие храмы, Никольский храм, Церковь Иверской Божьей матери, Иерусалимский, демонстрирующий богатство резного декора и Иверский, привлекающий внимание необычным фасадом. Рядом с Иверским храмом возведена копия некогда стоящей на этом месте колокольни со звонницей в 15 колоколов.

Важно! На примонастырской территории сохранилось разгромленное некогда кладбище, где упокоены известные люди города Самары, и, хотя, с эстетической точки зрения кладбище представляет собой скорее руины, но с исторической составляет большую ценность.

Деятельность прихода

Сегодня, как и много лет назад, на монастырской территории работают мастерские, такие как швейная, иконописная и издательская.

Все они служат одной цели — обеспечению монастыря и монахинь, пребывающих в нем, необходимым — монашьим одеянием, иконами для церковных лавок и распространением печатной продукции для тех туристов, которые во множестве своем стремятся посетить обитель.

Святыни

Как уже говорилось, одной из главных святынь Иверского женского монастыря является Иверская икона Божьей матери — семейная реликвия, некогда переданная в дар купчихой Марихиной.

Помимо этого образа Богоматери, есть в монастыре и Иерусалимский образ Богородицы, который считается чудотворным. Известно, что одна из первых монахинь храма даже составляла список тех чудес, которые были сотворены при помощи обращения к иконе, однако в тяжелые годы, когда обитель была разгромлена, этот список исчез.

Есть в монастыре и небольшое количество икон с мощами святых — Тихона Задонского, Матроны Московской, а также частицы святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного и Марии Магдалины.

Престольные праздники

Основные престольные праздники, когда в монастыре проходят дополнительные богослужения, как правило, связаны с теми святынями, которые покоятся в храмах монастыря:

  • 25 февраля и 26 октября — почитание Иверской иконы Богоматери;
  • 4 января, 15 октября и 22 июня — дни, когда почитают святого праведника Александра Чагринского;
  • 19 декабря и 22 мая — почитание Николая Чудотворца;
  • 25 октября — почитание Иерусалимской иконы Божьей матери.
Читайте также:
Монастырь святой Екатерины: святыни и иконы, история и описание, как добраться

Как добраться

Иверский женский монастырь находится по адресу: г. Самара, Волжский проспект, дом 1. Добраться до него можно, проехав на метро до таких станций, как «Алабинская», «Российская» или «Московская». От станции «Алабинская» до монастыря можно пройти пешком (расстояние около 3 км) либо на автобусе № 61, маршрутном такси № 247.

Из Москвы добраться в Иверскую обитель можно самолетом — ежедневные рейсы прибывают в Самару из нескольких аэропортов Москвы. На поезде из Москвы можно проехать с Казанского вокзала.

Из города Санкт-Петербурга можно также добраться самолетом либо на поезде рейсами с Московского вокзала.

Иверский монастырь, Самара: описание

На живописном крутом берегу Волги находится главная самарская достопримечательность – Иверский женский монастырь. Три года назад (в 2014-м) эта обитель отметила двадцатилетие с того момента, как она, разрушенная и упраздненная советской властью, была возвращена РПЦ. Её приняла на баланс Самарская епархия. Обитель вновь обрела статус монастыря.

История женской общины

В 1850 году жители Самары обратились с прошением к Федотию – епископу Симбирскому – об открытии в городе женской общины. На тот момент 38 женщин пожелали посвятить свою жизнь служению Богу. Община была названа Иверской согласно воле Е. И. Марихиной – елабужской купчихи, которая пожертвовала ей фамильную икону Иверской Божией Матери в драгоценном золотом окладе.

Иверская женская община была основана в 1850 году, но официально утверждена указом императора в 1855 году.

История Иверского монастыря (Самара)

Александр II в середине июня 1860 года утвердил решение Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Самаре в монастырь. За этим последовало разрешение на постриг в мантию двадцати сестер и настоятельницы. Одна из них была духовного сословия, две – дворянки, четверо представляли купеческое сословие, две –крестьянское, а остальные – мещанское. Возраст сестер был от 40 до 60 лет.

Монашеский постриг состоялся 21 августа, а спустя неделю, 28 августа произошла и церемония открытия монастыря, на которой присутствовали представители духовенства Самары, городские чиновники и многочисленные гости из числа простых горожан. Настоятельницей монастыря стала Мария Янова, которая в иночестве была наречена Маргаритой. Она получила сан игуменьи.

Монастырские угодья

В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь (Самара) получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря.

Прошение о выделении монастырю мукомольной мельницы, которое поддержал епископ Феофил, не было удовлетворено. Разочарованный отказом правительства голова Самары вместе с одним из постоянных жертвователей обители купцом В. Буреевым передали монастырю арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам.

На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники.

При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. До наших дней сохранилась только могила П. В. Алабина – городского головы.

Самарское знамя

В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте.

С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы.

Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре.

Монастырь в XX веке

К началу прошлого века Иверский женский монастырь представлял собой крупный архитектурный ансамбль, который постоянно расширялся. В 1901 году на территории обители появился трапезный храм, хотя на территории к тому времени уже было три храма, двадцать два жилых корпуса, монастырская школа, корпуса настоятельницы и мастерские.

Большие площади были отведены под хозяйственные постройки: квасоварня, прачечная, просфорная, два каретника, баня, три амбара, три погреба и т. д. В монастыре большое внимание уделялось благоустройству территории: все свободное пространство, занимали палисадники, клумбы с цветами, различные кустарники.

Обитель при советской власти

Как и большинство культовых сооружений нашей страны, Иверский женский монастырь в 1919 году был закрыт, а на его территории была зарегистрирована община верующих, которой были переданы храмы монастыря. Здесь начала работу швейная артель. Практически все жилые корпуса были отданы под квартиры для рабочих заводов «Металлист» и «Водосвет».

Монахиням было позволено проживать в сохранившихся зданиях до 1929 года, но при условии внесения квартплаты наравне с другими горожанами.

Изъятие ценностей

Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи.

В 1925 году прекратила свою деятельность и швейная артель, в жилые корпуса были заселены работниками Самарской ГРЭС и Жигулевского пивоваренного завода, которые находились неподалеку. Таким образом, руководство города сформировало «рабочий городок». В том же году закрыли Иверский храм, а через год разобрали и деревянный придел Иерусалимского храма.

Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Чудом уцелела могила Петра Алабина, и в 1987 году ее объявили памятником истории. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям.

Возрождение обители

В начале декабря 1991 года община Иверского монастыря была официально зарегистрирована. Самарская епархия, точнее, ее администрация, поддерживаемая различными общественными организациями, областным и городским советом народных депутатов добились передачи РПЦ в феврале 1992 года сохранившихся монастырских строений, в том числе и Иерусалимского храма.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Мытищах: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В марте 1992 года в соответствии с постановлением главы администрации Самары Иверский храм Божией Матери, дом игуменьи, трапезный храм, мастерские и некрополь были объявлены памятниками истории и культуры конца XIX века. Уже осенью 1992 года Иверский храм стал местом проведения регулярных богослужений.

В августе 1994 года патриарх Алексий II издал указ, согласно которому возрождающуюся обитель возглавила игуменья Иоанна (в миру Людмила Ильинична Капитанцева). Когда ей было 24 года, она приняла монашеский сан в Красногорском женском монастыре, откуда была переведена в Самару. В то время в обители проживало 12 насельниц.

Иверский монастырь (Самара) в прошлом и в наши дни

Монастырь был построен на крутом берегу Волги и занимал почти семь десятин земли. Высокая выбеленная каменная стена с башнями в виде часовен по углам окружала его со всех сторон. По территории обители проходила дорога от Святых до выездных ворот. Она делила территорию на две части — большая находилась на вершине холма, меньшая — у его подножья.

К 1905 году на территории монастыря находилось двадцать два корпуса. Часть строений были каменными, два корпуса – деревянными, обложенными кирпичом. Остальные помещения были построены из дерева на каменных фундаментах и снаружи обшиты тесом. Здания преимущественно окрашивались в коричневые и желтые цвета и были крыты железом.

Корпуса находились и в верхней, и в нижней части обители, причем довольно симметрично. Иверский женский монастырь имел свою школу, странноприимный дом, больницу. Был здесь и водопровод, который подавал воду в сооружения обители, а также в дом священнослужителей, располагавшийся на пересечении улиц Саратовской и Александровской.

Монастырю принадлежало 1130 десятин земли. Из них 835 отводились под пахоту, 150 — занимали луга, 120 десятин, расположенных на правом берегу Волги, занимали лес и известковая каменоломня, еще 23 десятины были отведены под фруктовые сады. В начале XX века обитель имела в своем хозяйстве 25 лошадей для выезда и работы, 60 овец, 40 голов рогатого скота.

С началом возрождения обители, Иверский монастырь (Самара) получил во владение землю, площадью менее одного гектара (0,79 га), что составило около 10% от когда-то принадлежавших ей угодий. Но постепенно владения монастыря расширялись, в итоге составив около половины первоначальных, но большая часть бывшей территории обители сегодня занимают жилые дома.

Взамен ранее утраченной собственности монастырю была передана в 1995 году территория трудового лагеря, который располагался в 40 км от Самары (Волжский район). Здесь был построен храм во имя Святого Духа и создано подворье монастыря. Сегодня в обители работают иконописная и золотошвейные мастерские, возрождающие традиции мастериц древности, огромная библиотека для прихожан.

К началу XXI века в возрождающемся монастыре проживало уже шестьдесят пять насельниц, среди них – десять монахинь, три схимонахини, тридцать послушниц и двадцать две инокини. Восемь человек проживало в богадельне монастыря.

Храм Иверский

Первым храмом в монастыре стала деревянная теплая трехпрестольная церковь, которая была освящена 24 апреля 1855 года Евсевием – первым самарским епископом. Строительными работами руководил архитектор Фирсов. Храм был построен на высоком каменном фундаменте, имел продолговатую форму. Его обшили тесом и покрыли железом. В храме было 13 окон, но несмотря на это, он казался довольно темным, так как с двух стороны был затенен холмами.

В церкви был двухъярусный иконостас, с вызолоченной резьбой на белом фоне. Его создали на средства Василия Головачева – купца из Самары. Иверская икона находилась от царских врат с левой стороны, а Иерусалимская икона – за левым клиросом.

Каменный храм

Теплый деревянный храм к началу восьмидесятых годов XIX века заметно обветшал, да и размером он был невелик. По этой причине в 1882 году был заложен первый камень в фундамент нового храма. Его проект разработал самарский архитектор П. А. Иностранцев в сотрудничестве с архиепископом Серафимом. Архитектор контролировал строительство до своей кончины в 1886 году, а затем его сменил архитектор Т. С. Хилинский.

Трапезный храм

Иверский монастырь (Самара) в 1900 году отмечал свое пятидесятилетие, и осенью этого года Феофания (настоятельница) обратилась с прошением к епископу Гурию о разрешении строительства нового трапезного храма к юбилею монастыря. Новый храм был заложен в 1901 году. На том месте, где предполагалось строительство престола, был установлен крест из дерева, в фундамент апсиды были уложены святые мощи, прикрытые медной доской с высеченной на ней датой закладки.

Строительные работы велись по проекту архитектора Т. С. Хилинского. На нижнем этаже церкви находилась квасоварня, пекарня, а также могильные склепы, на верхнем располагался трапезный храм с престолом. Освящение его состоялось в конце сентября 1903 года. Сохранившийся придел от предыдущего храма во имя великомученицы Варвары и царицы Елены и в новом остался приделом.

В 1925 году, после закрытия храма, в нем размещался клуб водников, затем Дом науки. С 1992 года он был открыт вновь и стал первым в возрождающемся монастыре.

Святыни монастыря

Следующие святыни хранит в своих храмах Иверский монастырь (Самара): иконы Иерусалимской Божией Матери в серебряном позолоченном окладе; Божией Матери Иверской с изумрудами и алмазами; Божией Матери Троеручицы в серебряной ризе, которая написана на кипарисовой доске афонскими иноками.

В июне 2000 года по благословению Сергия – архиепископа Сызранского и Самарского – в обитель были перевезены мощи чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова, который был причислен к лику святых. За годы возрождения обитель разрослась и расцвела. В наши дни монастырь снова стал духовным центром Самары.

Как добраться?

Найти главную достопримечательность города несложно. Иверский монастырь (Самара, адрес: Волжский проспект, 1) можно посетить, если от станции метро «Алабинская» пересесть в автобус № 11 и проехать до остановки «Иверский монастырь». С железнодорожного вокзала можно добраться до достопримечательности на маршрутном такси (остановка «Улица Фрунзе»). И еще один совет: в дни церковных праздников, необходимо предварительно узнать расписание богослужений, которые проводятся в обители. Телефон Иверского монастыря (Самара) можно узнать на официальном сайте.

История Самарского женского иверского монастыря

Описание и месторасположение

Обитель расположилась на левом берегу Волги. Сперва он стоял практически на берегу, сейчас от воды территорию отделяют жилые дома.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

До революции в его ведении находилась огромная территория, но с приходом СССР ее забрали и на половине построили жилые дома.

Важно знать: внешний вид обители во многом определил вид Самары со стороны Волги.

Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами. На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Вышенском Успенском женском монастыре и святителе Феофане Затворнике.

История обители

История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.

В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.

На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

История Самарского женского иверского монастыря

Самарский Иверский женский монастырь был заложен в 1850 году, первоначально как община сестер милосердия, а через десять лет в 1860 году указом Святейшего Синода переименован в монастырь. Его территория — семь десятин условно пригодной для строительства земли — была частью пожертвована самарским обществом, а частью куплена. В 40-х годах 19 века у Самарцев возникла мысль о необходимости устроить в Самаре, бедной церквами, женскую обитель примерно на 100 сестер. Вначале думали устроить обитель на улице Мечетной, но потом, когда купчиха Евдокия Синягина, чиновницы Сухова и Тимашева и мещанин Назаров пожертвовали для проектируемой обители свои домовые места, решили монастырь там и построить. Затем стали собирать денежные приношения на построение обители, как посредством открытой по сему поводу подписки, так и в двух нарочно построенных часовнях: одной на городском базаре, а другой — на месте, предназначенном под обитель.

В декабре 1850 года была окончена часовня, вокруг нее желающие посвятить себя монашескому житию построили 8 келий. Образовавшейся таким образом общине в 1852 году был дан свой священник и вскоре была выбрана первая настоятельница общины, девица Мария Янова. 14 апреля 1855 года в общине был освящен преосвященным Евсевием небольшой храм. После этого будущая обитель начала быстро обстраиваться, так что 13 июля 1857 года в ней был освящен уже другой небольшой храм, в нижнем этаже первого во имя Иерусалимской Божией Матери, а 17 сентября 1858 года заложен обширный каменный храм во имя Сретения Господня. А 21 августа 1860 года община была переименована в женский общежительный монастырь. Обитель стала как бы отдельным городком: на ее территории было десять жилых корпусов, деревянных на каменных фундаментах, и один каменный все большею частью 2-этажные, 4 деревянных флигеля, два каретника, 4 амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, каменные погреба с погребицами, под одною крышею с квасною; большой колодец; прекрасный цветник; кладбище, занимающее 100 саж. длины и 60 ширины, обсаженное кустами и деревьями и хорошо содержимое.

Монастырь жил на добровольные подаяния, доходами со своих имений, а главное, трудами рук своих обитательниц… К началу 20 века комплекс Иверского женского монастыря представлял собой значительный для Самары архитектурный ансамбль, красивые сооружения которого активно формировали внешние и внутренние панорамы города. На территории монастыря были храмы: — деревянный на каменном фундаменте, теплый трехпрестольный: главный — во имя Иверской Божией Матери (1855), второй — во имя равноапостольной царицы Елены и Св. великомученицы Варвары (устроен Алабиным в 1877 году), третий — во имя Иерусалимской Божией Матери (1857); — Каменный холодный трехпрестольный: главный — во имя Сретения Господня (1869), второй — во имя Св. апостолов Петра и Павла (1867), третий — во имя Преп. Сергия Радонежского (1896); — каменный на втором этаже отдельно стоящей у монастырских ворот колокольни высотой 37 саженей во имя Святителя и Чудотворца Николая (1882); — теплый каменный во имя Иверской Божией Матери (начат в 1882, окончен в 1888 году), в нем придел во имя Архангела Михаила; — трапезный храм, построенный в 1908 году.


Внутри монастыря было четыре каменных двухэтажных и 13 деревянных корпусов, в которых размещались помещения для монашествующих, училище, открытое в сентябре 1889 года, контора, дом игуменьи и другие. Монастырь был обнесен каменной оградой в 4 аршина высотой и 3/4 шириной, в которой было четверо ворот. Вне монастыря располагалась каменная двухэтажная больница (ныне дом по ул. Молодогвардейской, 204), дома священнослужителей. На кладбище, где «хоронились и миряне за особую плату», было несколько сот захоронений. Среди покоящихся на кладбище были: — П. В. Алабин с женой, сыном, дочерьми; — А. А. Щербачев, архитектор-градостроитель Самары; — И. П. Голев, генерал, Герой обороны Севастополя в Крымскую войну; — Л. С. Кугушев, князь; — внуки декабриста Анненкова; — граф Н. А. Толстой (отец писателя А. Н. Толстого) и многие другие видные общественные деятели.

В настоящее время из всех захоронений сохранилась лишь могила П. В. Алабина и его жены В. В. Алабиной. На надгробном памятнике сохранилась надпись: «1824—1896 гг. Петр Владимирович Алабин. Действительный статский советник, воин и летописец четырех войн — 1849, 1853, 1877, 1878, всецело посвятивший свою деятельность с достоинством и честью на пользу государству, земству и городу, основавший общину сестер милосердия, устроивший водопровод, памятник Александру II и библиотеку, способствовавший скорейшему окончанию собора и много другого сделавший. Вечная память, мой незабвенный, благородный, неутомимый труженик». В 1876 году в Иверском женском монастыре было изготовлено знаменитое «Самарское знамя», сделавшее Самару известной всему миру и которому в Болгарии поставлен гранитный памятник. Самарское знамя было изготовлено и вышито монахинями по эскизам художника Н. Е. Симакова. Сшитое из двух полотнищ, шелковое, трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители; на другой стороне также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год».

Читайте также:
Григорий Григорьев: биография священника, лекции и беседы, труды


При вручении этого знамени 18 мая 1877 года 3-ей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что знамя прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Старой Загорой болгарская дружина билась под знаменем. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена городу Самаре в 1981 году. Сейчас она находится в Самарском краеведческом музее им. П. В. Алабина. В 1989 году Самарским отделением Союза архитекторов России по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Иоанна был проведен конкурс на проект восстановления комплекса Иверского женского монастыря. В нем приняли участие архитекторы Самары, Москвы, Саратова. В проекте, получившем высшую оценку жюри, предполагалось восстановление «былой роскоши» комплекса путем укрепления, реставрации сохранившихся строений, строительства утраченных и разборки «не монастырских» строений, появившихся после 1925 года — времени закрытия монастыря. Программа реализации замысла была рассчитана на 10 лет. В проекте В. Самогорова, В. Пастушенко, Л. Пастушенко четырехэтажные «обкомовские» дома, появившиеся в 40—50-х годах, превращались в современный гостиничный комплекс при монастыре, внутри него восстанавливалась верхняя часть пятикупольного храма.


В проекте И. Постникова, В. Савосина, А. Логинова предусматривалось размещение в строящемся на территории монастыря — русско-болгарского центра духовного братства. Основным принципом проекта также являлось максимальное сохранение существующих построек и максимальное восстановление утраченных. Предусматривалось создание мемориальной зоны с музеем (на месте монастырского кладбища), восстановление колокольни, создание музея монастыря. Разрушение ансамбля монастыря началось с 1925 года, когда было принято решение о закрытии монастыря и создании на его территории «рабочего городка» для рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1925 году была закрыта церковь Иверской Божией Матери, в 1929 году еще три храма. В 1930 году горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». В 30-х годах были разобраны колокольня и пятикупольный храм, другие строения, снята ограда монастыря. При строительстве четырехэтажных «обкомовских» домов основная часть территории кладбища была засыпана землей, склепы священнослужителей вскрыты и осуществлено их «перезахоронение». Недалеко от могилы П. В. Алабина, на месте склепа князя Л. С. Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник. Возрождение Иверской обители началось с регистрации Общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального Управления, общественных организаций, верующих, Самарской городской и областной администраций, городского и областного Советов народных депутатов Общине были переданы Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей «Ремесленной» и другие строения, принадлежавшие различным организациям. С 29 октября 1992 года в отселенном к тому времени первом этаже одиннадцатого корпуса в приспособленном для богослужений помещении начались регулярные богослужения священником Евгением Зеленцовым.

1. Биография Курлиных 2. Появление первой школы в Самаре 3. История постройки Самаро-Златоустовской железной дороги 4. История появления речного яхт-клуба в Самаре 5. Известные англичане бывавшие в Самаре

Дайджест

Иверский монастырь: история и современность

Милостию Своею Бог судил нам вступить в 2000-летний год от Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Мы благодарим нашего Спасителя за Его дивный Промысл, сохранивший Свою Церковь Православную среди всех испытаний и гонений. Благодарение Богу, что вновь на Руси строятся храмы, восстанавливаются обители, в которых вновь возрождается монашеская жизнь.

Вот и Иверский женский монастырь в городе Самаре благодатию Божиею строится, украшается.

В 40-х годах XIX столетия у самарцев возникла мысль устроить в городе женскую обитель в надежде, что сия обитель послужит духовному просвещению народа.

Купцы И. Н. Синягин и М.Н. Назаров пожертвовали примыкавшую к реке Волге береговую полосу земли, затем были пожертвованы соседние к этой полосе участки. Это место в то время было уже за городом и свободным от построек. Территория монастыря составляла 7 десятин условно пригодной для строительства земли. Среди самарских жителей, пожертвовавших свои земельные участки под общину, были: жена губернского секретаря О. И. Тимашева, чиновница П. Д. Сухова, титулярная советница О. Л. Федорова и другие.

Жили сестры по правилам, утвержденным Священным Синодом для женских православных общежитий Арзамасского, Дивеевского и других монастырей Нижегородской епархии. «Самарские епархиальные ведомости» писали: «Основавшись прочно на новом месте, около устроенной часовни, и упрочивши внешний и внутренний порядок под руководством правил сих, юная община смело и радостно стала смотреть в свою будущность».

12 марта 1855 года Государь Император Николай I высочайше утвердил образование в Самаре женской общины под названием Иверская с тем, чтобы она, подобно другим богоугодным заведениям, оставалась на собственном способе содержания, без всякого пособия из казны.

В том же году Преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил в обители небольшой деревянный, на каменном фундаменте теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Храм строился около трех лет. Поставили его под горой, возвышающейся к востоку.

Благодаря неутомимой деятельности настоятельницы и сочувствию местного населения, обитель быстро обустраивалась. Были выстроены дома для священнослужителей, корпус для настоятельницы и три корпуса для сестер. В 1857 году в подвале Иверского храма устроили небольшую церковь для ранних литургий, освятив престол во имя Иерусалимской иконы Божией Матери.

В связи с расширением монастыря и увеличением числа его насельниц возникла необходимость в постройке вместительного храма с колокольней. Проект разработал губернский архитектор Макке, и 17 сентября 1858 г. заложили каменный холодный, трехпрестольный храм с пятью главами. Стены были отделаны под белый мрамор, поставлены многоярусные резные иконостасы, алтарь выложен мрамором. Это был самый высокий храм в городе, первый пример русско-византийского стиля в Самаре. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, боковые — в честь апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского.

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: дар Преосвященного Феодотия — святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери «Иверская» в золотой ризе с алмазами и изумрудами, подаренная общине Е. С. Марихиной с условием, что обитель будет именоваться в честь прославления этой иконы; Божией Матери «Троеручица» в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

21 августа 1860 года Иверская община была переименована в женский общежительный монастырь и настоятельница Маргарита возведена в сан игумении.

По инициативе и на средства Самарского городского головы П. В. Алабина в 1874 году состоялось расширение Иверского храма. Придел, построенный с южной стороны, освятили во имя равноапостольной святой царицы Елены и святой великомученицы Варвары — в память его дочери и в честь супруги, под придельным алтарем был устроен фамильный склеп Алабиных.

В 1879 году на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу. В конце 80-х годов XIX века на территории монастыря был устроен водопровод.

В 1882 году возвели монастырскую колокольню с въездными воротами, над которыми расположился небольшой храм во имя святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Начало строительства колокольни положил житель города Иван Васильевич Жуков, пожертвовавший монастырю сто тысяч штук кирпича и 1000 рублей. Его примеру последовали и другие производители кирпича.

Древнерусская традиция, предусматривающая устройство церквей над главными въездными воротами крепостей, воплотилась и в ансамбле Самарского Иверского монастыря. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу, устремленную к небесам, и считался символом дореволюционной Самары. Ее постройка сделала общий вид монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древнерусских монастырей.

К 1890 году Иверский монастырь стал настоящим городком, в его стенах вместе с перечисленными храмами было десять жилых корпусов (деревянных на каменном фундаменте и один каменный), четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня — все деревянные, каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода совершенно непригодна для употребления.

«Самарские епархиальные ведомости» за 1880 год сохранили такое описание: «Иверский женский монастырь, расположенный на скате крутого волжского берега, составляет великое украшение местности города. Главы большого храма, стоящего на гребне берега, первые бросаются в глаза путнику, плывущему сверху по Волге; с верхней площади монастыря открывается восхитительный вид на Волгу ». Панорама женской обители напоминала традиционные силуэты древнерусских монастырей.

Иверская обитель стала духовным центром города. Самарские архиереи, отслужив Божественную литургию в его храмах, совершали освящение закладки кафедрального собора и Духовной семинарии. Здесь происходило возведение в игуменский сан настоятелей некоторых российских монастырей. В 1876 году в мастерских Иверского монастыря по эскизам художника Н. Е. Симакова было изготовлено и вышито Самарское знамя. Сшитое из двух полотнищ, шелковое трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были изображены Кирилл и Мефодий — болгарские и славянские просветители, на другой стороне — также в золотом кресте — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара. 1876 год». Оно сделало Самару известной всему миру. С этим знаменем 20 апреля 1877 года Самара провожала ополченцев, едущих в Болгарию на помощь в борьбе за освобождение от турецкого ига.

При вручении Самарского знамени 18 мая 1877 года третьей болгарской дружине П. В. Алабин подчеркнул, что оно прислано болгарам от лица всей русской земли. 19 июня 1877 года под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга, и все легли убитыми или ранеными. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства. Копия знамени была изготовлена в Болгарии и подарена Самаре в 1981 году. Сейчас оно хранится в Самарском краеведческом музее имени П. В. Алабина.

В 1882 году в монастыре был заложен новый теплый каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Через шесть лет строительство завершилось. Здание венчалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и небольшой главкой. Внешний вид церкви был достаточно скромным. В ней разместилась монастырская библиотека.

Развитие монастыря продолжалось. В 1876 году было всего 270 обитательниц, из которых полное пострижение имели 21 монахиня, 83 было рясофорных и 116 послушниц. К 1899 году монахинь было 67, рясофорных — 142 и 164 послушницы.

В сентябре 1900 года на месте старого деревянного Иверского храма и в честь 50-летия со дня основания монастыря состоялась закладка каменного трапезного храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Трапезная церковь имела девятиглавое завершение.

К югу от Иверской церкви находилось нижнее кладбище. Посреди него на столбах стояла деревянная колокольня с девятью колоколами. Здесь были захоронения многих известных в Самаре людей: городского головы П. В. Алабина с женой, дочерьми и сыном, городского архитектора А. А. Щербачева, князя Л. С. Кугушева, героя обороны Севастополя генерала И. П. Голева, отца писателя А. Н. Толстого — графа Н. А. Толстого, внука декабриста Ивана Анненкова. На кладбище покоились останки родовых князей Урусовых, Нащокиных, Толстых, Шелашниковых. На верхнем кладбище у Сретенского храма в основном хоронили священнослужителей. Могила первой игумении монастыря Маргариты была устроена в построенном ее трудами Сретенском храме. Вторую игумению — Антонину похоронили в серединном пространстве под полом церкви Иверской иконы Божией Матери, против придела Архангела Михаила.

К 1917 году на территории кладбища насчитывалось до 700 различных захоронений.

В начале XX века ансамбль монастыря был окончательно сформирован. В это время главные архитектурные постройки — храмы, уже заняли свои места, став архитектурными доминантами монастырского ансамбля и панорамы города вместе с Кафедральным собором. Располагаясь ярусами на волжском склоне, взметнув к небу маковки церквей, монастырь придавал необыкновенную выразительность силуэту города.

Монастырь имел две часовни — около железнодорожного вокзала и в городском Струковском саду. Ему принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, пожертвованные купцом Ф. С. Щеткиным, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбные ловли, хутор, колодезь, огород и сад в семи верстах от обители.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1910 году в монастыре проживали уже 500 сестер. Здесь функционировали больница на 15 человек и библиотека. Существовал монастырь на добровольные подаяния, доходы от своих имений, а главное — трудами его насельниц. А были в обители мастерские: золотошвейная, белошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная. Изготовляли сестры священнические облачения и шитые золотом и серебром ризы для икон, почти не отличимые от чеканных.

При строительстве четырехэтажных домов по улице Вилоновской, основная часть кладбища была засыпана землей, склепы священнослужителей вскрыты и осуществлено их «перезахоронение». Оставшиеся строения и постройки были приспособлены под помещения различных организаций, а часть передана в жилищный фонд. Недалеко от могилы П. В. Алабина на месте склепа князя Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник.

Славящаяся когда-то чистотой и высоким уровнем благоустройства территория превратилась в замусоренный, заросший сорняками, тяжелый в криминальном отношении участок города. В Трапезном храме долгое время размещался Дом науки и техники, в Иверской церкви — обувные мастерские. На семь десятилетий исчез с карты города Иверский монастырь. Вместо него появился Рабочий городок. Называли это место и по-другому — «дно».

А в памяти самарцев монастырь жил. Чудом уцелела, единственная из всех, могила Петра Владимировича Алабина. И в истории Самарского знамени всегда поминались монахини Иверской обители.

Сохранились устные предания о гибели иверских сестер, о том, что власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати сестер, поверив этой лжи, пришли к родной обители, их погрузили на старую баржу, устроив в ней течь, вывезли на Волгу за пустынный остров и потопили. Однако никаких документальных подтверждений этого события до сих пор не найдено.

Возрождение Иверской обители началось с регистрации общины Иверского монастыря 6 декабря 1991 года. Усилиями Самарского Епархиального управления, общественных организаций и областного Совета народных депутатов общине было передано 0,79 га (около 10% от первоначальной площади) земли с сохранившимися постройками. Общине передали Трапезный храм, дом игуменьи, здание бывшей ремесленной мастерской и другие строения, принадлежавшие к тому времени различным организациям.

24 февраля 1993 года в канун праздника Иверской иконы Божией Матери архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием было совершено первое с 1928 года торжественное архиерейское богослужение в Трапезном храме. Им же подарена Иверскому монастырю икона Иверской Божией Матери, установленная ныне слева от алтаря — главная святыня обители.

С августа 1994 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иверский монастырь возглавила игумения Иоанна, которая по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия прибыла сюда из Красногорского женского монастыря города Золотоноши Черкасской епархии и является четвертой со дня основания обители настоятельницей.

В то время в обители уже проживали 12 насельниц, а сейчас в ней 65 насельниц, среди них 3 схимонахини, 10 монахинь, 22 инокини и 30 послушниц. В богадельне проживают 8 человек.

В монастыре совершают Богослужения один игумен, два иеромонаха, один иеродиакон и проживает на покое протоиерей Стефан Вахрушев.

С Божией помощью обустраивается монастырская жизнь насельниц по незыблемым традициям русских православных монастырей, в частности, Красногорского женского монастыря, в котором сохранились старые традиции.

В половине шестого сестер будят на молитву, в 6 часов утра начинается полунощница, акафисты и Божественная литургия. В 17 часов совершается вечернее Богослужение, под праздники — всенощное бдение.

В монастыре с 1995 года читается Неусыпаемая Псалтирь, где сестры постоянно молятся о живых и усопших, о «благодетелях и благоукрасителях святыя обители сия».

По благословению архиепископа Сергия монастырские священники служат в Окружном военном госпитале в Никольской Церкви, духовно окормляют воинов, находящихся на излечении. Руководство Приволжского Военного округа, в свою очередь, старается помочь монастырю — часть строительных работ выполняется силами военнослужащих.

За годы возрождения обители здесь произошли благоприятные изменения. Был отремонтирован трехэтажный корпус, в котором живут сестры и располагается швейная мастерская, где шьют облачения для священнослужителей и иноческие одежды для сестер; постепенно возрождается золотошвейное искусство; на первом этаже этого корпуса находится просфорная.

К сожалению, в аварийном состоянии находится самый большой храм — Иверский. На сегодняшний день закончены обширные архитектурные обследования храма и теперь вплотную можно подойти к его реставрации. Однако недостаточность материальных средств затрудняет начало работ. Надеемся, что по молитвам Царицы Небесной Господь поможет обители восстановить порушенную святыню.

С 1996 года монастырь имеет свое хозяйственное подворье. Оно находится в 40 км от обители. Это территория бывшего трудового лагеря, переданного городской администрацией взамен принадлежащей ранее монастырю земельной собственности. Здесь строится храм во имя Святого Духа, отчего и скит получил название Свято-Духовского. Там трудятся сестры в поле, в огороде, на скотном дворе. Во временном помещении, приспособленном под храм, совершаются ежедневные иноческие правила и богослужения, тем более что на значительном расстоянии от скита нет храмов, окрестные жители духовно окормляются в нашем скиту.

Во время визита Святейшего Патриарха Алексия II в Самару в октябре 1999 года обитель радостно принимала у себя своего Первоиерарха. Это событие явилось неизреченной радостью для всех сестер. Святейший Патриарх побывал в действующем храме во имя Иерусалимской Божией Матери, осмотрел библиотеку, комнату, где читается Неусыпаемая Псалтирь. В трапезной и на кухне тепло побеседовал с сестрами, которые там трудятся. Осмотрев строящийся в то время игуменский дом, Святейший Патриарх отметил, что новое здание, как и звонница, гармонично вошли в архитектурный ансамбль монастыря. Святейший Патриарх благословил насельниц обители на дальнейшие труды и молитву, заметив, что «на молитвах монашеских держится Земля».

Итак, вновь засветилась в Иверском монастыре свеча монашеского делания. Покровительством Пресвятой Богородицы с помощью Божией Иверская обитель становится не только украшением города, но и одним из его духовных центров. И именно православное уставное монастырское богослужение, умилительное монашеское пение помогает народу Божию обретать в обители душевное успокоение, приобщаясь к богатейшей сокровищнице Православия, ибо «Господь един и тойже вчера, днесь и во веки».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: