День памяти святого пророка Божия Илии: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Ильин день – 2 августа

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день в 2020 году — 2 августа

Ильин день в 2021 году — 2 августа

Ильин день в 2022 году — 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Читайте также:
Название Пасха: почему так называется праздник, история и значение

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Читайте также:
Именины Ильи: когда по церковному календарю в 2020 году

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Читайте также:
Дмитриевская поминальная суббота: история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как поминать усопших

Читайте также:

Протоиерей Сергий Хмыров. Слово в день пророка Илии

Православный Ильин день — 2 августа 2020 года

Православная Церковь 2 августа (20 июля по старому стилю) вспоминает ветхозаветного пророка Илию, а восточные и южные славяне отмечают традиционное торжество. Этот праздник имеет авторитет не только в среде верующих, но и глубоко почитается у мирян как климатический рубеж, ведущий от лета к осенней поре.

Истоки праздника

Пророк Илия очень знаменит в православной традиции, и считается несгибаемым ревнителем веры в Господа. Честнейший святитель наставляет заблудшие души и покровительствует всем тем, кто искренне отдался вере.

В подчинении преподобного служителя Господа находятся громогласные молнии и сильные дожди. К тому же он властен дарить плодородие обрабатываемым землям.

Дата торжества всегда неизменна, но может варьироваться в тех или иных христианских течениях. Католицизм вспоминает ветхозаветного пророка Илию 16 февраля, армянская церковь — в первый воскресный день после празднования Троицы. В исламе Илия считается небесным посланником и великим праведником, который вознесся к Отцу после своей кончины.

  • История празднования берет свое начало с окрестностей горы под названием Кармил («святое место»), где проживали христиане, иудеи и мусульмане. Согласно Евангельским текстам, здесь Илия молился и одержал победу над языческими жрецами Ваала. В окрестностях Греции и на Ближнем Востоке, славящимся культом крестьянства, народ признавал за пророком власть над дождевыми осадками.
  • Эти представления основаны на Библейском сюжете, в котором ветхозаветный пророк говорит о существовании Бога и демонстрирует Его могущество, наказывая население засухой до поры, когда в окрестностях перестанет править идолопоклонство. Молитвы святителя были настолько сильны, что не давали опуститься дождю на землю три с половиной года.

О днях почитания других праведников:

Почитание Илии на территории Византии началось в IX- X столетиях. Традицию празднования вознесения великого Божьего служителя на Небеса установил император Василий I, который чрезвычайно чтил этого святого. На торжествах демонстрировались театральные представления и различные увеселения.

Сразу после Крещения Руси ветхозаветный пророк чрезвычайно полюбился славянскому народу. Святитель органично вписался в новое религиозное течение государства и полноценно заменил бога-громовержца Перуна. В византийских и древнерусских представлениях Илия управлял небесной колесницей, пускал молнии в неверующих и преследовал ужасающего змия. В этот мифологический образ вложили и черты древнегреческого бога Зевса.

На заметку! По мнению некоторых исследователей, в конце IX столетия на Руси воздвигли храм в честь святителя. Сюда приходили крещёные варяги и давали честное слово соблюдать мирный договор 944 г. с Византией.

Альтернативная версия говорит о том, что этот собор находился в самом Константинополе и хранил в своих стенах накидку пророка Илии. Время клятвы совпало с торжествами, которые проходили в честь ветхозаветного святителя.

Традиции торжества

Ильин день — чрезвычайно почитаемая дата для православия. Церковь проводит специальные богослужения, крестные ходы вокруг храмов, а также Литургии, почитающие память великого служителя Господа.

В противоположность другим христианским торжествам, оно не изобилует значительными обрядами, однако ко дню (2 августа) приурочено множество различных верований, мифов и всяческих примет.

    Православные верующие посещают церкви и молят Всевышнего о богатом урожае, благополучии в семье и мирном небе над головой. Кое-кто приносит семена разнообразных растений для того, чтобы освятить их. Некоторые хозяева окуривают жилище ладаном, чтобы молния не смогла ударить в дом.

О суевериях и поверьях:

Другие приметы на Ильин день

Так как этот ветхозаветный святитель являлся безусловным исполнителем Божьего Закона, темные силы избегают встречи с ревнителем чести и праведности. Скрываясь от небесного старца, бесы вселяются в ползучих гадов и диких зверей, а иногда и в домашних животных. Поэтому хозяева не выпускают своих любимцев из дома 2 августа.

  • Если нечистая сила в облике животного прокралась в дом, существует вероятность того, что Илия-громовержец направит в жилище свою карающую молнию.
  • В день почитания пророка рыбаки тщательно осматривали улов и избавлялись от живности с красными глазами, так как верили в вероятное воплощение нечистого духа в этом создании.
  • Часто люди выносят предметы роскоши из дома, считая эти их прибежищем греховности. Поверье же гласило, что в посуде способно укрыться демоническое создание.
  • Так как 2 августа — своеобразный перевал между летом и зимой, крестьяне молят о дожде или солнце, в зависимости от нужды. Необходимо обязательно завершить покос сена и приняться за жатву.

Нужно помнить, что Православная Церковь всегда негативно относилась к языческим проявлениям верований людей. Поэтому в этот день нужно уделять внимание не поверьям, а тем богослужениям, которые проходят в храмах.

В день памяти ветхозаветного пророка Илии православные верующие посещают церковь и молятся о благодатном урожае и мире над головой. Святитель чрезвычайно почитаем не только в рамках религиозности, но и в славянских обрядах, где его приравнивают к богу грома и молний. Традиция празднования Ильина дня породила множество обрядов, примет и особенных воззрений.

Грозный пророк

2 ав­гу­ста (20 июля по ст. ст.). Па­мять про­ро­ка Илии (IX в. до Р. Х.)

Сре­ди мно­же­ства имен, за­пол­ня­ю­щих хри­сти­ан­ские Ме­ся­це­сло­вы, имя про­ро­ка Илии, жив­ше­го по­чти три ты­ся­чи лет то­му на­зад, за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. Ма­ло кто из свя­тых поль­зу­ет­ся та­ким по­чи­та­ни­ем в пра­во­слав­ном на­ро­де. Но в то же вре­мя он пред­ста­ёт лю­дям фигу­рой по­лу­с­ка­зоч­ной, ка­ким-то со­пер­ни­ком Зев­са Гро­мо­верж­ца, ко­то­рый разъ­ез­жа­ет по небе­сам в ко­лес­ни­це и ме­чет на зем­лю мол­нии. Од­новре­мен­но он на­столь­ко «охла­жда­ет» в день сво­е­го празд­ни­ка во­ду в ре­ках и озе­рах, что ку­па­ние в них ста­но­вит­ся, для суе­вер­ных рос­си­ян, де­лом по­чти что по­ги­бель­ным (ре­аль­ная тем­пе­ра­ту­ра во­ды, осо­бен­но в юж­ных ре­ги­о­нах, по­че­му-то в рас­чёт не при­ни­ма­ет­ся)! Ра­зу­ме­ет­ся, сам ве­ли­кий про­рок в этом от­нюдь не ви­но­вен; ви­но­ва­та по­лу­язы­че­ская на­род­ная тра­ди­ция и эле­мен­тар­ное неуме­ние по­ни­мать древ­нюю пись­мен­ность с её об­раз­но-по­э­ти­че­ским язы­ком, оби­ли­ем ги­пер­бол и кра­соч­ных ме­та­фор, бук­валь­ное вос­при­я­тие ко­то­рых и рож­да­ет в ма­ло­об­ра­зо­ван­ных лю­дях неле­пые фан­та­зии. Мож­но сто раз чи­тать или слу­шать биб­лей­ское по­вест­во­ва­ние о про­ро­ке; но без по­ни­ма­ния ис­то­ри­че­ско­го кон­тек­ста – это бес­по­лез­но.

Что же мы до­сто­вер­но зна­ем об Илие? В ка­кой об­ста­нов­ке он жил? Что про­ис­хо­ди­ло по­чти три ты­ся­чи лет то­му на­зад на Ближ­нем Во­сто­ке?

Из­ра­иль­ское цар­ство в IX ве­ке до н. э.

Жизнь Илии (точ­нее – толь­ко го­ды его об­ще­ствен­но­го слу­же­ния) опи­са­на в биб­лей­ских хро­ни­каль­ных 3-й и 4-й «Кни­гах Царств» и от­ра­жа­ет ре­аль­ный ре­ли­ги­оз­ный кон­фликт то­го вре­ме­ни. Он по­яв­ля­ет­ся в ис­то­рии уже зре­лым че­ло­ве­ком, так как о его про­ис­хож­де­нии из­вест­но лишь, что он – «фе­свитя­нин из жи­те­лей га­ла­ад­ских» (3Цар.17:1). Глав­ное де­ло про­ро­ка – борь­ба за ве­ру в ис­тин­но­го Бо­га, за со­хра­не­ние нрав­ствен­ных и со­ци­аль­ных за­ко­нов Мо­и­се­е­вой ре­ли­гии, из ко­то­рой воз­рос­ло поздне́е хри­сти­ан­ство. На это ука­зы­ва­ет и са­мо тео­фор­ное имя Илия («Мой Бог – Ях­ве»).

По­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (око­ло 931 до н. э.) его бле­стя­щая мо­нар­хия раз­де­ли­лась на два со­пер­ни­ча­ю­щих цар­ства – Из­ра­иль­ское (со сто­ли­цей в Са­ма­рии) и Иудей­ское, на тер­ри­то­рии ко­то­ро­го остал­ся Иеру­са­лим. Вско­ре Из­ра­иль, ис­пы­ты­вав­ший куль­тур­ную экс­пан­сию со сто­ро­ны вы­со­ко­раз­ви­тых со­се­дей – Си­рии и Фини­кии, ока­зал­ся под угро­зой пол­ной утра­ты сво­ей уни­каль­ной ре­ли­ги­оз­ной са­мо­быт­но­сти. Кри­зис до­стиг апо­гея в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка до н. э., ко­гда же­ной сла­бо­ха­рак­тер­но­го ца­ря Аха­ва (874–853) ста­ла фини­ки­ян­ка Ие­за­вель, дочь тир­ско­го ца­ря-жре­ца Еф­ваала (Ит­баала). Она стре­ми­лась пол­но­стью уни­что­жить бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея и сде­лать культ сво­е­го бо­га Ва­а­ла (Бе­ла) го­судар­ствен­ной ре­ли­ги­ей Из­ра­и­ля. По при­ка­зу этой фа­на­тич­ной языч­ни­цы ал­та­ри Ях­ве бы­ли раз­ру­ше­ны, а Его слу­жи­те­ли пе­ре­би­ты.

Ях­ве или Ва­ал?

Лу­кас Кра­нах Млад­ший (1515–1586). Про­рок Илия и жре­цы Ва­а­ла (жерт­во­при­но­ше­ние Илии).

Ва­ал – это ха­на­а­ней­ский (фини­кий­ский) бог бу­ри, до­ждя, пло­до­ро­дия и физи­че­ской по­хо­ти. Культ Ва­а­ла и его су­пру­ги Астар­ты со­про­вож­дал­ся «свя­щен­ной про­сти­ту­ци­ей» (при­вле­кав­шей мо­ло­дых из­ра­иль­тян), изу­вер­ства­ми и ноч­ны­ми ра­де­ни­я­ми (как у неко­то­рых сек­тан­тов) в осо­бых ро­щах, во­круг огром­ных ка­мен­ных фал­ли­че­ских изо­бра­же­ний (по ев­рей­ски мац­це́бы – «вы­со­ты», как сму­щен­но пе­ре­во­дит этот непри­стой­ный тер­мин на­ша Биб­лия). По до­ро­гам сло­ня­лись же­но­по­доб­ные язы­че­ские жре­цы, мно­гие из ко­то­рых бы­ли скоп­ца­ми, и вы­со­ки­ми го­ло­са­ми рас­пе­ва­ли рит­мич­ные гим­ны, вво­див­шие слу­ша­те­лей в экс­таз.

В это вре­мя и по­яв­ля­ет­ся в нрав­ствен­но по­ги­ба­ю­щем Из­ра­и­ле про­рок Илия. Он без­бо­яз­нен­но пред­ре­ка­ет страш­ную за­су­ху, по­сы­ла­е­мую Бо­гом для вра­зум­ле­ния бо­го­от­ступ­ни­ков (о ней сви­де­тель­ству­ют и фини­кий­ские тек­сты). Вско­ре пе­ре­сы­ха­ют по­след­ние ис­точ­ни­ки; царь и на­род убеж­да­ют­ся в право­те слов про­ро­ка и со­гла­ша­ют­ся с пред­ло­же­ни­ем Илии устро­ить меж­ду ним и слу­жи­те­ля­ми Ва­а­ла ре­ли­ги­оз­ное со­стя­за­ние, ко­то­рое долж­но зри­мо от­крыть со­мне­ва­ю­щим­ся ис­тин­но­го Бо­га.

Царь Ахав и мно­го­чис­лен­ные из­ра­иль­тяне, со­брав­ши­е­ся у го­ры Кармил (дав­шей позднее на­зва­ние муж­ско­му и жен­ско­му ка­то­ли­че­ским ор­де­нам), на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го мо­ря, во­очию убеж­да­ют­ся в лож­но­сти Ва­а­ла. Ав­тор Кни­ги Царств не без юмо­ра опи­сы­ва­ет, как язы­че­ские жре­цы, ска­кав­шие во­круг жерт­вен­ни­ка весь день, гром­ко во­пив­шие и ко­лов­шие се­бя но­жа­ми, не смог­ли до­бить­ся от сво­е­го бо­га ни­ка­ко­го зна­ме­ния. На­про­тив, по мо­лит­ве Илии, в ко­то­рой он про­сил Бо­га явить Се­бя «в огне» и об­ра­тить серд­ца лю­дей, нис­пав­шее с небес пла­мя по­гло­ти­ло дро­ва и ле­жав­шую на них жерт­ву, – при­чём жерт­ву, обиль­но по­ли­тую во­дой, что ис­клю­ча­ло со­мне­ния в ис­тин­но­сти чу­да. На­род пал на ко­ле­ни и ка­ял­ся в сво­ем от­ступ­ни­че­стве, вос­кли­цая «Ях­ве (Гос­подь) – вот [ис­тин­ный] Бог!», а Илия тор­же­ство­вал по­бе­ду. Язы­че­ские жре­цы, раз­вра­щав­шие на­род, бы­ли каз­не­ны. Вслед за этим хлы­нул дождь, и за­су­ха от­сту­пи­ла (3Цар.18:20-40).

Неудав­ша­я­ся мис­сия?

Но вос­ста­нов­ле­ния ис­тин­ной ве­ры не про­изо­шло: царь Ахав вновь ока­зал­ся бес­силь­ным пе­ред яро­стью Ие­за­вель, объ­явив­шей про­ро­ка сво­им лич­ным вра­гом. «И по­сла­ла Ие­за­вель гон­ца к Илие ска­зать: Ес­ли ты – Илия, то я – Ие­за­вель; пусть то́ и то́ сде­ла­ют мне бо­ги и ещё боль­ше сде­ла­ют, ес­ли я зав­тра к это­му вре­ме­ни не сде­лаю с тво­ей ду­шой то­го, что сде­ла­но с ду­шой каж­до­го из них» (3Цар.19:2). Неумо­ли­мая в сво­ем фа­на­тиз­ме ца­ри­ца хо­чет ото­мстить за сво­их по­гиб­ших жре­цов.

Фер­ди­нанд Боль. Ан­гел кор­мит Илию
в пу­стыне. 1660-63 гг.

Илия бе­жит к свя­щен­ной го­ре Си­най, где неко­гда Мо­и­сей по­лу­чил свои зна­ме­ни­тые За­ко­ны, а Из­ра­иль осо­знал се­бя на­ро­дом Бо­жи­им и дви­нул­ся на за­во­е­ва­ние Зем­ли обе­то­ван­ной. Про­рок в от­ча­я­нии го­во­рит Бо­гу о кра­хе сво­ей мис­сии и «неудав­шей­ся» ис­то­рии Из­ра­и­ля, ко­то­рую он сво­им сим­во­ли­че­ским со­ро­ка­днев­ным пу­тем через Си­най­скую пу­сты­ню слов­но бы хо­чет об­ра­тить вспять. «Сы­ны Из­ра­иле­вы оста­ви­ли за­вет Твой, раз­ру­ши­ли Твои жерт­вен­ни­ки и про­ро­ков Тво­их уби­ли ме­чом; остал­ся я один, но и мо­ей ду­ши ищут, чтобы от­нять её» (3Цар.19:10).

Нет, не всё по­те­ря­но, – слы­шит в от­вет Илия. Бог го­во­рит ему, что оста­лись в Из­ра­и­ле семь ты­сяч че­ло­век, «не пре­кло­нив­ших ко­ле­ни пе­ред Ва­а­лом». Он дол­жен вер­нуть­ся в стра­ну и из­брать се­бе пре­ем­ни­ка в ли­це Ели­сея, ко­то­рый и за­вер­шит на­ча­тую им борь­бу за ве­ру.

Зем­ная жизнь Илии по­сле это­го за­вер­ше­на: его плащ про­ро­ка па­да­ет у ног Ели­сея, а сам он та­ин­ствен­но ис­че­за­ет – воз­но­сит­ся на небо «в ог­нен­ной ко­лес­ни­це» (сим­вол осо­бой бо­го­из­бран­но­сти).

Ме­сто Илии в биб­лей­ской тра­ди­ции

В биб­лей­ской тра­ди­ции Илия – один из двух вет­хо­за­вет­ных свя­тых, не уви­дев­ших смер­ти на зем­ле, но удо­сто­ен­ных рая ещё до при­хо­да Иису­са Хри­ста. По­это­му на неко­то­рых ико­нах Вос­кре­се­ния мож­но ви­деть Илию и Ено­ха у во­рот рая, встре­ча­ю­щих древ­них пра­вед­ни­ков, вы­во­ди­мых Хри­стом через взло­ман­ные во­ро­та ада.

Вто­рое яв­ле­ние на зем­ле Илии про­ис­хо­дит пе­ред при­ше­стви­ем Мес­сии, и Хри­стос сам ука­зы­ва­ет на Иоан­на Пред­те­чу как на про­ро­ка, явив­ше­го­ся пе­ред Ним «в ду­хе и си­ле Илии», но остав­ше­го­ся тра­ги­че­ски неузнан­ным (смот­ри­те: Мал.4:5; Мф.11:14, 17:10-13). Вме­сте с Мо­и­се­ем он так­же яв­ля­ет­ся на го­ре Фа­вор во вре­мя зна­ме­на­тель­ной сце­ны пре­об­ра­же­ния Иису­са Хри­ста. Два са­мых ав­то­ри­тет­ных че­ло­ве­ка Вет­хо­го За­ве­та оли­це­тво­ря­ют со­бой За­кон и Про­ро­ки – два пер­вых и важ­ней­ших раз­де­ла Свя­щен­но­го Пи­са­ния. (По­дроб­нее о смыс­ле это­го яв­ле­ния смот­ри­те в мо­ей ста­тье о празд­ни­ке Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.)

Илия в на­род­ной тра­ди­ции и ико­но­пи­си

На­ши пред­ки с глу­бо­кой древ­но­сти бла­го­го­ве­ли пе­ред этим угод­ни­ком Бо­жи­им. В Ки­е­ве ещё до офи­ци­аль­но­го кре­ще­ния Ру­си бы­ла цер­ковь во имя Свя­то­го Про­ро­ка Илии (упо­ми­на­ет­ся в «По­ве­сти вре­мен­ных лет» под 944-м го­дом).

Но в по­лу­язы­че­ской сла­вян­ской тра­ди­ции (от ко­то­рой мы до сих пор не мо­жем из­ба­вить­ся) Илия – мо­гу­чий и гроз­ный рас­по­ря­ди­тель са­мых страш­ных и бла­го­де­тель­ных сил при­ро­ды. Он по­сы­ла­ет на зем­лю мол­нию, гре­мит по небу, разъ­ез­жая в сво­ей ко­лес­ни­це, ка­ра­ет тём­ные адские си­лы, низ­во­дит на по­ля дождь и да­ёт им пло­до­ро­дие. В од­ном древ­не­рус­ском сбор­ни­ке на­хо­дим та­кое объ­яс­не­ние: «Мол­ния есть си­я­ние ог­ня су­ща­го ввер­ху на твер­ди; небес­ный же огонь, то ты ра­зу­мей огнь су­щий, его же Илия мо­лит­вою сведе на по­ле­на и на все­со­жже­ние. Се­го ог­ня си­я­ние есть мол­ния». Ко­рот­ко и яс­но! С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства сла­вяне воль­но или неволь­но отож­де­стви­ли свя­то­го про­ро­ка Илию с Пе­ру­ном, ко­то­ро­го на­ши пред­ки так­же счи­та­ли глав­ным рас­по­ря­ди­те­лем гро­ма, мол­нии, до­ждя и дру­гих яв­ле­ний сти­хии.

В от­ли­чие от дру­гих празд­ни­ков, в «Ильин день» не со­вер­ша­ли ка­ких-ли­бо зна­чи­тель­ных об­ря­дов; в то же вре­мя к это­му дню при­уро­че­но мно­же­ство ве­ро­ва­ний, ка­лен­дар­ных и хо­зяй­ствен­ных при­мет, за­пре­тов. Боль­шин­ство из них свя­за­ны с сель­ско­хо­зяй­ствен­ным ка­лен­да­рём, а сам этот день, как пра­ви­ло, сов­па­дал с на­ча­лом жат­вы. «До Ильи поп до­ждя не умо­лит, по­сле Ильи ба­ба фар­ту­ком на­го­нит», – чи­та­ем мы в сло­ва­ре Вла­ди­ми­ра Да­ля. И еще: «Илья-про­рок два ча­са свет­ло­го вре­ме­ни уво­лок», «Ильин день до обе­да – ле­то, по­сле обе­да – осень», «Илья ле­то кон­ча­ет». Груст­но, но это так, не за го­ра­ми – «Пер­вый Спас», дей­стви­тель­ный пред­вест­ник осе­ни.

Рус­ская ико­но­гра­фия Илии слож­на и раз­но­об­раз­на. На­ря­ду с еди­но­лич­ны­ми об­ра­за­ми Илии сре­ди дру­гих про­ро­ков (рос­пи­си ку­по­лов хра­мов, ико­ны про­ро­че­ско­го ря­да ико­но­ста­са), ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ком­по­зи­ции, имев­шие про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние. Чу­дес­ное «Корм­ле­ние про­ро­ка Илии во­ро­ном» (3Цар.17:2-6) – это вет­хо­за­вет­ный про­об­раз но­во­за­вет­ной Ев­ха­ри­стии, а «Ог­нен­ное вос­хож­де­ние Илии на небо» (4Цар.2:8-14) – это ука­за­ние на Воз­не­се­ние Иису­са Хри­ста. Пред­став­ле­ние об Илии как об од­ном из пер­вых оби­та­те­лей рая за­пе­чат­ле­но в ико­нах «Вос­кре­се­ние-Со­ше­ствие во ад», где он вме­сте с Ено­хом встре­ча­ет вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков у рай­ских врат.

Ли­те­ра­ту­ра: Цвет­ков В. Жи­тие св. про­ро­ка Илии. М., 1900; Ма­ка­ши­на Т. С. Ильин день и Илия-про­рок в на­род­ных пред­став­ле­ни­ях и фольк­ло­ре во­сточ­ных сла­вян // Об­ря­ды и об­ря­до­вый фольк­лор. М., 1982. С. 83–101; Горш­ко­ва В. В. Служ­ба И. Про­ро­ку и ико­на «Илия Про­рок» из со­бра­ния Яро­слав­ско­го ху­до­же­ствен­но­го му­зея // Ли­тур­гия, ар­хи­тек­ту­ра и ис­кус­ство Ви­зан­тий­ско­го ми­ра. СПб., 1995 (Ви­зан­ти­но­рос­си­ка. Т. 1). С. 138-146. Цер­ков­но-на­род­ный ме­ся­це­слов на Ру­си И. П. Ка­лин­ско­го. М., 1997. С.149–152.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Кто такой пророк Илия и за что его почитают православные христиане?

2 августа Православная Церковь отмечает день памяти святого пророка Илии. Почитают его не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских церквях и исламе, а следы его образа присутствуют и в язычестве.

Житие пророка Илии

Пророк Илия (переводится с иврита «Мой Бог») родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: «мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнём и питали пламенем огненным».

Илия с малых лет посвятил себя Богу, жил в пустыне, проводил время в посте и молитве. Его пророческое служение пришлось на правление царя Ахава*, которого жена Иезавель убедила принять язычество.

Поэтому в стране культивировалось поклонение языческому богу Ваалу**. По преданиям, для вразумления царя и развращённого им израильского народа пророк Илия поразил землю трёхлетней засухой. Через некоторое время, по молитве пророка Илии, Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Пророк Илия также упоминается в Новом Завете: во время Преображения Господня он вместе с пророком Моисеем прибыл на гору Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

Пророк Илия совершал множество чудес. Однажды он отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая не пожалела последней горсти муки и масла, поэтому мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Тогда же пророк Илия совершил ещё одно чудо: он оживил недавно умершего сына вдовы.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох***, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня Второго пришествия Иисуса Христа.

Второканоническая книга, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. В его честь ещё в начале IX века при князе Аскольде**** был воздвигнут соборный храм в Киеве. Княгиня Ольга во имя пророка Илии поставила церковь на севере Руси.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, связаны как с образом Перуна, так и с тем, что пророк Илия живым попал на небо в огненной колеснице.

Ильин день

После принятия христианства день памяти пророка Илии стал приурочен к традиционному народному празднику восточных и южных славян. Празднество получило название Ильин день.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день называли серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей. В этот день начинали пользоваться плодами нового урожая. Славяне связывали праздник со свадьбой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Отмечать этот праздник начинали ещё накануне – с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Марины лазоревой, когда переставали заниматься полевыми работами.

Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.

В этот день совершались молебны в поле и в церквях, и часовнях, посвящённых Илье-пророку (установленных часто по обету); кое-где крестьяне постились всю предшествующую неделю; окуривали дом и постройки ладаном, выносили из дома или прятали все блестящие, сверкающие предметы, чтобы обезопасить себя от гнева Ильи.

На Руси почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого, на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньям молодёжи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Ильин день считался календарной границей сезонов, когда в природе появлялись первые признаки осени и менялось поведение зверей, птиц и насекомых.

В Ильин день категорически запрещалось:

  • работать — труд в этот день не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. Работающего в этот день останавливали и наказывали его же односельчане: в Калужской губернии, например, выпрягали лошадь из телеги, на которой он собирался возить сено, а конскую упряжку относили в кабак и сообща пропивали;
  • купаться – потому что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк).

Поговорки и приметы Ильина дня:

  • Илья грозы держит.
  • Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
  • Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
  • С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
  • Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
  • На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
  • После Ильи комары перестают кусаться.

* Ахав — царь Израильского царства в 873 – 852 гг до н. э., сын и наследник Омри. История его правления подробно изложена в Третьей книге Царств.

**Енох — потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой патриарх начиная от Адама. В пятой главе Книги Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом» и прожил 365 лет, после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24).

***Ваал — божество в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшееся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца. Ваал создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека.

****Князь Аскольд (умер в 882 году) — киевский князь (по одной из версий — правил совместно с князем Диром).

Справка:

В Москве есть православный храм в честь пророка ИлииХрам Илии Пророка Обыденного. Он располагается по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Храм был построен в 17021706 годах на Остожье. Настоятель со 2 ноября 2012 года — протоиерей Максим Юрьевич Шевцов.

Пророк Илия

2 августа – день Пророка Божия Илии

В самом центре российской столицы, в считанных минутах ходьбы от Красной площади и Кремля есть знаменитая улица Ильинка. Одна из старейших улиц Москвы, названная в честь не сохранившегося до наших дней Ильинского монастыря. В память от этой обители осталась лишь церковь Пророка Божия Илии, внешне мало напоминающая храмовое здание, но в то же время являющаяся одним из старейших храмов Третьего Рима. Святыней, посвященной одному из самых почитаемых на Руси ветхозаветных святых.

ИЗ ИСТОРИИ ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ

“Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его борьба с идолослужителями напоминала самую настоящую войну. Так, во время жертвоприношения на горе Кармель, устроенного с целью сравнения могущества Бога-отца и языческого божества Ваала, жрецы потерпели полное поражение и были собственноручно казнены пророком. Сам же Илия в конце своей земной жизни был взят на Небеса живым: “вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и понесся Илия в вихре на Небо” (4Цар. 2:11). “

Несмотря на то, что Илия-пророк всегда почитался как грозный святой, его особенно любили в народе. Почитая как повелителя грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. И возводя ему множество храмов и монастырей, среди которых и церковь на Ильинке.

ИЗ ИСТОРИИ ХРАМА ПРОРОКА ИЛИИ НА НОВГОРОДСКОМ ПОДВОРЬЕ

“Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила названия улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, “а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило”. В 1864 году после изменения фасада и значительной перестройки церковь стала частью Торговых рядов. Храм закрыли в 1923 году, более 70 лет в его здании располагались различные учреждения. “

Лишь в 1995 году в Ильинском храме возобновились богослужения и начались противоаварийные и реставрационные работы. А ниже современного уровня улицы был раскрыт древний храм начала XVI века. Как рассказал Царьград.TV настоятель этого храма протоиерей Андрей Речицкий:

“По мере того, как мы стали опускаться в глубины истории нашего храма, делая раскоп на месте нижнего храма, стали все более и более понимать, что он сохранился практически в своей первозданности. В 2000 году это событие стало известным, и Сергей Сергеевич Подъяпольский, один из ведущих специалистов по XVI веку, проводил здесь работы, анализ нашего древнего храма, который открылся и высказал предположение, что это одна из последних работ в Москве Алевиза Фрязина или его ближайших учеников, которые строили Московский Кремль. “

Именно с храмом на Ильинке, откуда ежегодно в Ильин день на Красную площадь отправляется величественный Крестный ход, связана новая православная традиция. Почитание Пророка Божия Илии как Небесного покровителя русских небесных воинов – Воздушно-десантных войск нашей страны, чей праздник традиционно отмечается именно в Ильин день. Отец Андрей Речицкий убежден:

“Эта связь, видимо, всегда присутствовала в ВДВ, потому что Илия-пророк в каноне за богослужением именуется “воздушным воином”. Точно также и десантники – наше воздушное воинство. И эта связь особым образом проявилась в наше современное время, когда стало возможным объединить эти два праздника видимым образом – через Крестный ход, который совершается по улице Ильинка совместно с командованием, солдатами и ветеранами Воздушно-десантных войск. “

И сегодня каждому, кто молитвенно обращается к Пророку Илие, стоит помолиться и за наших воинов. Тех, за кого пред Престолом Божиим предстоит этот грозный святой.

Святой пророк Илия. Справка

Русская православная церковь отмечает в воскресенье день памяти ветхозаветного пророка Илии, которого почитают своим небесным покровителем российские десантники.

Святой пророк Илия родился в Фесвии Галаадской (в ветхозаветные времена Галаадом называлась большая область к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря) за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отошел от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один ‑ от жрецов Ваала, другой ‑ от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, ‑ сказал пророк Илия, ‑ и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. На горе Харив Господь явился святому пророку Илие, утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице. За святую жизнь и пламенную ревность по славе Божией святой Илия был взят живым на Небо.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом

По преданию Святой Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Православная Церковь свято чтит память пророка Илии. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Традиция празднования Дня Святого пророка Илии связана с преданием о том, как в 1606 году под набатные звуки колокола московского храма Ильи Пророка началось народное восстание против Лжедмитрия I и польских интервентов, вскоре переросшее в национально‑освободительное движение, охватившее всю Россию. С XVII века празднование Ильина дня получило государственное значение. В ходе празднования царь Михаил Федорович (1596-1645) и Патриарх Филарет (ок. 1554-1633), желая показать свое особое отношение к Пророку Божию шли крестным ходом из Кремля к храму Илии Пророка в Китай‑городе, останавливаясь по пути на Лобном месте, чтобы совершить молебен.

О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.

В народе пророк Илья олицетворяется как небесный покровитель и защитник земледелия, ведающий силами природы – дождями, грозами, от которых зависит урожай хлебов и огородных культур. Считалось, что с приходом праздника Ильин день пора начинать жатву хлебов и заканчивать сенокос. На Ильин день, крестьяне пекли из новой муки хлеб, который потом вместе с бараньей или телячьей ногой несли в храм для благословения. Ильин день праздновался всегда на Руси весело и богато, так как был новый первый сжатый хлеб. Отсюда и пословицы с поговорками: “Пророк Илья в поле копны считает”, “Илья‑пророк – косьбе срок”, “Пророк Илья лето кончает, жито зажинает”, “Новая новина – на Ильин день”, “Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год”, “До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня – против ветра”.

Еще в России Ильин день считали днем сердитым; в этот день особенно боялись грозы, поэтому люди не решались выходить в поле работать.

Ильин день ‑ время обновления места для стоянки пасеки (при кочевке на разнотравьях). В последний раз пчеловоды меняют место пребывания пчел для того, чтобы обеспечить наиболее полный сбор меда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. По этому поводу есть присловье‑поговорка: “Богат, как ильинский сот”.

Ильин день ‑ начало охоты, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности ‑ волчьи, норы. И охотники с утра снаряжались в первый въезд на волков. Если на Ильин день удавалось вернуться “с полем”, т.е. добыть “серого”, ‑ это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.

С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь ‑ на прибавление. “Илья пророк два часа светлого времени уволок”, “С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна”. На Илью обыкновенно бывают “воробиные ночи”, когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться: “Илья воду остудил”. Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) ‑ к обильному урожаю на следующий год.

Святой пророк Илия является небесным покровителем российских десантных войск, чей праздник традиционно отмечается 2 августа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ильин день 2020: история и традиции, почему считается опасным, что нельзя делать 2 августа

Ильин день, отмечаемый 2 августа (западные христиане отметили праздник 20 июля), в народной традиции — очень важный день, а пророк Илия — один из самых почитаемых святых в христианском мире. Илия считается грозным святым, на Руси его не только почитали, но и боялись.

За мощь, умение повелевать стихиями и «управлять» молниями Илия признан покровителем «крылатой пехоты» — российских Воздушно-десантных войск. В частности, именно поэтому праздник в честь ВДВ отмечается в России в день церковного поминовения пророка Илии — 2 августа.

Кто такой Илья-пророк: история праздника

Пророк Илия (на Руси его называли Илья-пророк) почитается во всех авраамических религиях (в иудаизме, христианстве, исламе). Пророк был известен с глубокой древности, он славился строгой набожностью, последовательным отстаиванием идеи единобожия, нетерпимостью к язычеству и нарушению божественных заповедей.

В связи с этим у Илии возник конфликт с тогдашним царем Израиля Ахавом, который находился под сильным влиянием своей жены-язычницы — финикиянки Иезавель, даже имя которой считается символом распутства.

Илия в своих требованиях строгого почитания единого Бога был непреклонен, он не позволял Иезавели соблазнять израильтян языческими культами. За это пророк подвергался преследованиям и был вынужден скрываться от гнева распутной царицы в пустыне. Господь укрепил дух и силы Илии, благодаря этому пророк сумел добиться возвращения Ахава и всех израильтян к истинной вере, а распутница Иезавель погибла страшной смертью.

Легенда гласит, что после окончания своего земного служения Илия был живым поднят в небесные божественные чертоги на огненной колеснице (эту сцену часто изображают на иконах и в религиозной живописи). На Руси пророк почитался как «заведующий» громами и молниями, который может сурово наказать нечестивцев и ослушников, вплоть до испепеления грешников.

Народные традиции на Ильин день: что можно и нельзя делать 2 августа

Поскольку Илья-пророк имел репутацию грозного святого, день его памяти на Руси считался довольно опасным. Люди опасались гроз, пожаров от молний, болезней и стихийных бедствий, которые Илия мог наслать за грехи. Поэтому в этот день от людей требовалась не только осторожность, но и особое благочестие. Верующие всеми силами пытались задобрить грозного святого молитвой и соблюдением всех традиционных запретов.

В Ильин день на Руси по традиции проводились массовые крестные ходы, во время которых люди старались умилостивить молитвенным пением грозного святого и упросить его отвести от людей беды, пожары, мор и голод. После общей молитвы, которая называлась «мольба» и часто проводилась прямо в поле, в селах устраивали общую трапезу с плодами и хлебом нового урожая.

Ильин день считался большим праздником, поэтому любая работа была под строжайшим запретом, и за соблюдением этого правила следили очень строго. Согласно суеверию, Илья пророк мог испепелить не только самого ослушника, решившего поработать, но и все село.

В этот день под запретом также были стирка, уборка, все женские рукоделия. Запрещалось в одиночку посещать поля, леса и берега рек, это считалось небезопасным. Любителей одиноких прогулок пугали молниями, которыми Илия мог поразить человека. В то же время это был последний день, когда по берегам рек и других водоемов разводили большие ритуальные костры.

Кроме того, с Ильина дня на Руси в средней полосе прекращали купаться в открытых водоемах, вода с этого времени, согласно суеверию, становилась не только холодной, но и нечистой, а значит — опасной. Виноватым в этом считался сам пророк, который бросал в воду ледышку, либо — по другой версии — холодный камень. Суеверие, что со 2 августа нельзя купаться, популярно до сих пор.

Кроме того, на Илью-пророка под строжайшим запретом были ругань, споры, ссоры, нечестивые мысли, которые грозный пророк мог «прочитать» прямо в голове у грешника. На Руси в этот день не разрешались мирские забавы и развлечения, строго осуждалось пьянство и разгул. А вот запретов на еду в это время нет, тем более, что в 2020 году праздник приходится на воскресенье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: