Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Десятинная церковь в Киеве (989-969) — история строительства, интересные факты, фото

Большинство архитектурных памятников напрямую связаны с различными важными событиями. Десятинная церковь в Киеве — это первый христианский храм древней Руси, сделанный из камня. Собор Пресвятой Богородицы был построен в скором времени после крещения князя Владимира. Сооружение было самым большим и величественным на тот момент.

Описание архитектурного шедевра

Для строительства Десятинной церкви князем Владимиром были приглашены лучшие мастера из Византии. Вместе с ними пришла мода на подражание византийским храмам, то есть на возведение крестово-купольных построек. Шестиярусный собор украшали 5 куполов, а также галереи с 3 сторон, в которых находились различные помещения.

При раскопках первой каменной церкви на Руси археологи находили элементы, которые свидетельствовали о довольно богатом внутреннем убранстве. Например, к ним можно отнести:

  1. Части фресок.
  2. Куски мрамора.
  3. Отдельные элементы мозаики.
  4. Яшму.
  5. Порфир.
  6. Ценные породы дерева.

Внутри церкви было большое количество старинных икон, крестов, а также сосудов из Херсонеса. В качестве подарка Владимир передал мощи святого Климента — христианского великомученика и проповедника I века н. э.

Десятичная церковь ещё называется храмом Успения Пресвятой Богородицы (официальное название). О монастыре упоминается в различных старинных документах, рукописях и архивах. Несмотря на огромное количество разных источников, ни в одном из них нет изображения, показывающего внешний вид церкви, поэтому можно только предполагать, какой она была, основываясь на археологических находках. Большинство историков и археологов считают, что церковь Успения Пресвятой Богородицы (989−996) полностью соответствовала архитектурным взглядам византийских мастеров.

Также учёные предполагают, что рядом с основным зданием были покои киевской знати, а также дворец князя. Довольно близко находился международный рынок, который располагался на площади под названием Бабий торжок.

Интересные факты и теории

Сейчас есть несколько интересных теорий, которые связаны с церковью. Одна из них рассказывает о кафедральном соборе как о символе православного мира. Если верить этим источникам, в то время святое церковное строение имело важнейшее значение и занимало особое место в культуре древних славян.

Оно находилось на киевской горе, откуда хорошо было видно Подол, Лукьяновку, Левый берег, Львовскую площадь, а также другие интересные места современного Киева.

Точно известно, что Десятинная церковь была посвящена Пресвятой Богородице, но невозможно сказать дате смерти (Успению) или рождения (Рождеству). Название Десятинная появилось из-за того, что князь тратил десятую часть всех доходов на её строительство и содержание.

Другие интересные факты:

  1. В народе храм святой Богородицы называли «мраморным». Всё дело в том, что фасады были покрыты многочисленными мраморными элементами, а полы — геометрическими рисунками из отдельных разноцветных мраморных кусков.
  2. Основан собор «на крови» русских мучеников. Первыми стали Иоанн и его отец Фёдор. Это было родовое захоронение.
  3. Десятинной храм стал последним пристанищем для князя Владимира и его жены Анны. Сюда же заложили чудотворные мощи княгини Ольги.
  4. Пётр Могила посадил липу в память о возрождении церкви. Она растёт по сей день.

Большинство историков уверены, что первая каменная церковь является монументальным сооружением, которое способствовало развитию христианской религии. Это было началом массового перехода от язычества к православию.

Технология строительства

Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.

Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.

К большому сожалению, от величественного храма ничего не осталось, только картинка. Учёные смогли найти лишь небольшие части фундамента этой церкви.

Исторические сведения о происхождении

Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.

Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собор, из-за чего значение Десятинной церкви значительно снизилось. Информации о её дальнейшей судьбе практически нет. Есть подтверждения фактов нападения:

  1. Князь Мстислав Андреевич в 1169 году разграбил храм.
  2. То же самое сделал Рюрик Ростиславович в 1203 году.

Церковь с трудом перенесла землетрясение, перестройку и пожар. Полное разрушение произошло после нападения армии хана Батыя при осаде Киева в 1240 году. Городские жители спрятались в соборе в поисках спасения от вражеских войск. Стены сооружения не выдержали под натиском стенобитных орудий и упали, похоронив всех, кто был внутри.

Кроме своего основного назначения, храм использовался в качестве усыпальницы. На его территории покоились мощи Климента, Анны, Владимира и Ольги, которую перенесли позже.

Через некоторое время останки князя перепрятали, но по непонятной причине они были утеряны и больше не вернулись в усыпальницу. Их местонахождение до сих пор неизвестно.

Дальнейшая судьба церкви

Десятинную церковь несколько раз пытались возродить. Первую попытку сделал Пётр Могила в начале XVII века. Он начал очищать стены и фундамент храма, а также возвёл небольшую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Для этого были использованы сохранившиеся старые стены. Внутри здания митрополит разместил икону святого Николая, которую привёз князь Владимир из Херсонеса. После смерти Пётр Могила завещал целую тысячу золотых на восстановление старинного собора.

Читайте также:
Желтиков монастырь в Твери: история и адрес, описание и настоятели, как проехать и добраться

Интерес возобновился в XIX веке. Во время раскопок и других археологических исследований обнаружились части мозаик, фундамента и фресок. Собор решили восстановить, поэтому из Санкт-Петербурга в Киев пригласили знаменитого архитектора Василия Стасова. На новое строительство ушло 14 лет и 100 тыс. золотых рублей. Осветили реконструированную церковь в 1842 году.

Она довольно сильно отличалась от своей предшественницы. Её построили в византийско-русском стиле. Сооружение представляло собой квадрат, каждая сторона которого была длиной почти 30 м, что в 2 раза меньше храма Владимира. Церковь Стасова разрушили коммунисты в 1928 году, так как при советской власти она подлежала обязательному сносу, как и большинство других культурных памятников. Уже 1936 году фундамент собора был полностью разобран. Из-за этого монументальное сооружение до сегодняшних дней не сохранилось.

Возведение нового современного храма

Мраморная церковь является огромным и довольно функциональным сооружением. Во время строительства использовались дорогие стройматериалы, например, гранит, кварцит и редкие породы дерева. Вяжущим материалом была цемянка — так называется раствор тщательно разведённой извести и толчёной керамики.

С помощью него можно было возводить довольно крупные и надёжные строения.

В 1996 году выпустили 2 коллекционных монеты с изображением собора. Одну из них сделали из чистого серебра, а другую — из сплава меди и никеля. Снизу находится надпись «Духовные ценности Украины». Фотографии этих монет есть в школьных учебниках по истории Украины.

Разрушение храма Пресвятой Богородицы вполне можно назвать настоящей трагедией для огромного количества верующих, историков и просто любителей величественной архитектуры. Благодаря кооперации людей в 2006 году на месте руин возвели храм-скинию. Но сооружение было незаконным, поэтому возникло множество споров и скандалов.

В конечном итоге в 2007 году приняли решение разрушить новую церковь, а на её месте построили маленький храм из дерева. В этом же году здание освятил Блаженнейший митрополит Владимир.

В 2009 году во внутреннем дворе нового храма создали мужской монастырь. Уже в следующем году хотели построить ещё один собор, который был бы максимально похож на Десятинную церковь князя Владимира. Макет и проект уже разрабатывались, но местные чиновники так и не одобрили идею.

Довольно трудно переоценить важность создания подобного сооружения во времена князя Владимира. Строительство этой церкви изменило архитектурные традиции Руси, а также поспособствовало усилению христианской веры в государстве.

Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской монастырь

Официальный сайт монастыря

История

Предыстория

■ Под 988 г. древнерусская летописная «Повесть временных лет» сообщает об отказе Киевского князя Владимира от язычества и введении на Руси христианства. По словам ПВЛ, накануне князь взял византийский г. Херсонес (Корсунь). На основе древнерусских и византийских источников выдвинуты 2 версии о причинах взятия города: 1) дорожа политической независимостью, князь решил не просить, а требовать от Византии крещения; 2) Византия откладывала брак князя с царевной Анной, обещанный за военную помощь. ПВЛ гласит, что взять Херсонес помог его житель Анастасий (пустив стрелу с надписью о месте расположения водопровода), и позже, соорудив Десятинную церковь, Владимир «поручил ее Анастасию Корсунянину, и священников корсунских приставил служить в ней, вложив сюда все, что было взято в Корсуне – иконы, и сосуды церковные, и кресты», а близ храма установил привезенные из Херсонеса медные статуи. После венчания с Анной Владимир вернул Херсонес Византии.

■ После крещения киевлян св. равноап. князь Владимир воздвиг в столице первый на Руси каменный христианский храм. Его закладку источники датируют по-разному: 989 , 990, 991, 993 гг. (989 – в Лаврентьевской летописи кон. XIV в.); окончание постройки большинство источников датируют 996 г. (998 – в Никоновской летописи XVI в.). Храм был освящен во имя Пресвятой Богородицы, но в честь какого из Ее праздников – летописи не уточняют; в ряде источников XVI-XVIII вв. и исторических трудов XIX-ХХ вв. храм назван Успенским, но с XVII в. существует также мнение, что он назывался Рождество-Богородичным. Поскольку на содержание храма св. Владимир выделил десятую часть казны, его также прозвали Десятинным. О начальном облике храма нет единой точки зрения – известно лишь, что его строили зодчие из Византии (ПВЛ), которые использовали глину для изготовления плинфы (кирпича), местные породы камня, привозной мрамор; внутри храм украшали мозаики и фрески (данные раскопок).

■ Супрасльский список (первая половина XVI в.) Летописи Авраамки (кон. XV в.) утверждает, что в 996 г. при Десятинном храме был учрежден монастырь: «Свершиша манастырь Святую Богородицу»; поскольку в других списках вместо «манастырь» читается «мастеры», сообщение об основании монастыря в древности признается спорным.

■ «Чтение о свв. Борисе и Глебе» (†1015) прп. Нестора Летописца (рубеж XI-XII вв.) называет храм «кафоликани иклисиа» («кафедральный собор»). Вскоре этот статус перешел к другому храму – в нач. XI в. в Киеве был построен Софийский собор, который летопись называет «митрополичьим». Тем не менее, как мемориал Крещения Руси, Десятинная церковь осталась одним из 2-х главных храмов Киева. Так, летописи упоминают, что в 1150-1151 гг. Софийский собор и Десятинную церковь посещали боровшиеся друг с другом за Киев князья: 28 авг. 1150 г. Галицкий князь Владимир, войдя в город, посетил Софийский собор, а затем Десятинный храм; выгнав Владимира из Киева вместе с Юрием Долгоруким и готовясь к новому бою, их соперники во главе с Изяславом Мстиславичем посетили 1 мая 1151 г. Десятинный храм, а затем Софийский собор; одержав победу, Изяслав и его союзники вновь посетили Софию и Десятинную церковь 6 мая.

Читайте также:
Храм Саровского в Дегунино: описание и адрес храма, праздники, как добраться

■ Со времен св. Владимира Десятинный храм стал княжеской усыпальницей. Двое из погребенных в церкви лиц княжеского рода были причислены к лику святых, а их гробы почитались как раки со святыми мощами. Имеются сведения о перенесении в храм гробов св. равноап. княгини Ольги («Похвала» св. Владимиру Иакова Мниха XI в.; пролог XV в.; «Степенная книга» XVI в.) и полоцких потомков св. Владимира – Изяслава Владимировича (†1001) с сыном Всеславом (†1003) («Помянник» лаврского архимандрита Иосифа Тризны XVII в.), погребении Владимировой супруги Анны (†1011) (дата кончины: ПВЛ; погребение: «Хроника» Титмара Мерзебургского) и самого св. Владимира (†1015, ПВЛ); в 1044 г. князь Ярослав Мудрый перенес сюда кости братьев св. Владимира – Ярополка и Олега (их окропили освященной водой, т.к. оба умерли язычниками), в 1078 г. в церкви был погребен князь Изяслав Ярославич, в 1093 г. – внук Изяслава Ростислав Мстиславич (ПВЛ).

■ В 1039 г. храм был заново освящен, вероятно, вследствие ремонта; в 1169 или 1171 гг. – подвергся разорению при нападении на Киев коалиции князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, а в 1203 г. – при нападении Рюрика Ростиславича. В 1240 г. территория храма стала последним рубежом обороны Киева от войск хана Батыя: после многонедельной осады монголы проломили городскую стену, и начались 2-дневные уличные бои, в ночь между которыми киевляне насыпали вал вокруг усадьбы Десятинной церкви; в последний день борьбы в храм сбежалось много людей «с товары своими»: они теснились на полатях и кровле церкви; не выдержав нагрузки, храм обрушился, похоронив под собой многих осажденных: по мнению историков, свою роль сыграла и ветхость церкви, и воздействие на нее землетрясений (1230), и прежние разорения, и возможное применение монголами стенобитных таранов.

■ В «Списке русских городов ближних и дальних» ( кон. XIV в. ) упоминается «Святая Богородица Десятинная, камена, была о полутретьятцати версех». С 1605 г. документально известен униатский Свято-Николо-Десятинный храм на месте разрушенной Батыем древней Десятинной церкви (1240). В 1500 г. отсюда в Минск был перенесен чтимый образ Пресвятой Богородицы. В 1633 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила отобрал храм у униатов. Как сообщает вышедшее в 1635 г. печатное издание «Киево-Печерского Патерика» («Патерикон»), от древней церкви «едва кусок стены выглядывающей стоит» (на момент публикации книги); там же сказано, что свт. Петр «ныне из земной тьмы выкопать велел и свету дня раскопанной явить» Десятинный храм. К тому же году личные записи свт. Петра относят начало сбора денег «на реставрование церкви Святой Пречистой Десятинной». Сохранился акт с записью о том, что в 1636 г. свт. Петр «церковь святого Николая, названную Десятинной… разобрать приказал». Начатый свт. Петром новый малый храм (на его окончание митрополит завещал 1000 злотых) был освящен в 1654 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 г. церковь обновили на средства известной подвижницы Киево-Флоровского монастыря схимонахини Нектарии (Долгоруковой) .

■ В 1822 г. на Киевскую митрополичью кафедру был назначен выдающийся ученый иерарх – владыка Евгений (Болховитинов) . Работая над «Описанием Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» (издание – 1825), он оказался перед необходимостью решения вопроса: каковы были размеры древней Десятинной церкви? Не афишируя свое исследование (при значительной недооценке археологии в то время, выступление епископа инициатором раскопок на погосте церкви могло быть воспринято неоднозначно), архиерей в 1823 г. организовал (и профинансировал) разведочные земляные работы; в результате было установлено, что древнерусский фундамент храма – уцелел. После этого владыка решил раскрыть фундамент по всей площади древней церкви, и в 1824 г. продолжил раскопки официально. Непосредственным исполнителем работ был археолог-любитель Кондратий Лохвицкий . Получив ответ на интересовавший его вопрос, митрополит Евгений справедливо полагал, что дальнейшее изучение фундамента следует поручить профессионалу. Тем временем, к архиерею обратился отставной поручик Александр Аннеков : проживая в Киеве с 1820 г. и скупая земли на территории Детинца, он еще от предшественника митрополита Евгения (владыки Серапиона) получил согласие на «возобновление» древней святыни, а теперь предлагал воздвигнуть новую церковь, проект которой заказал архитектору Андрею Меленскому . Отбывая в 1825 г. в Санкт-Петербург по делам, архипастырь представил данный проект в Академию художеств, но, со своей стороны, заметил, что «фасад» Меленского не соответствует древнему облику храма, тогда как более тщательное изучение фундамента и принятие Софии Киевской за образец позволили бы подготовить более обоснованную документацию. В 1826 г. из Санкт-Петербурга в Киев был командирован архитектор Николай Ефимов : проведя еще один сезон раскопок, он пришел к выводу об ошибочности плана церкви, составленного Лохвицким и опубликованного митрополитом Евгением. Восприняв это с обидой, Лохвицкий написал в Санкт-Петербург негативные письма о Ефимове, из-за чего последний лишился возможности представить императору свой проект нового храма (впрочем, Лохвицкому это не прошло даром: он лишился прежнего доверия митрополита); не видя работы Ефимова, государь утвердил проект архитектора Василия Петровича Стасова , реализованный в 1828-1842 гг. Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы занял 2/3 площади древней церкви; при его сооружении храм времен свт. Петра Могилы был разобран.

Читайте также:
Иеромонах Фотий: биография и история жизни, участие в шоу «Голос»

■ В рамках новых археологических исследований Старокиевской горы, развернутых в 1907 г. по инициативе Викентия Хвойки , в 1908-1914 гг. археологи Дмитрий Милеев и Сергей Вельмин осуществили раскопки фундаментов северной и восточной стен древней Десятинной церкви, которые остались снаружи «Стасовского» храма. Продолжению работ помешали кончина Милеева и начало I-й мировой войны. В сер. 1930-х гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и уничтожена; в 1939 г. всю площадь Десятинного храма Х в. исследовал археолог Михаил Каргер . Впоследствии в науке был разработан целый ряд графических реконструкций древнерусской церкви. В связи с празднованием 1500-летия Киева (1981-1982), засыпанные остатки фундаментов старейшего каменного храма Руси обозначили на поверхности полосами бутовой кладки; в ознаменование юбилея 1000-летия Крещения Руси (1988-1989), на могиле убитых монголами киевлян (1240) за алтарем церкви был установлен каменный крест.

Основание

■ В 2000-2004 гг. Правительством Украины стал рассматриваться вопрос о возрождении святыни. Разработка концепции нового благоустройства территории храма, которая бы предусматривала сохранение остатков древней церкви, потребовала проведения дополнительных археологических исследований; они были осуществлены в 2005-2011 гг. Одновременно на прилегающей с севера территории развернулось церковное строительство: в 2006 г. был установлен храм-палатка, в 2007 г. его сменила деревянная церковь, которая через несколько лет обрела пристройки, была оштукатурена и оформлена в псевдовизантийском стиле. В 2010 г. при храме учрежден монастырь. В дек. 2012 г. интерьер церкви пострадал от поджога злоумышленниками (однако престол, иконостас и святыни остались почти невредимы) и был обновлен до конца весны 2013 г.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
    • Православная Москва
    • Нарушение прав верующих УПЦ
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

История Владычного монастыря в Серпухове

Монастырь основан около 1360 года. Поводом к его возникновению послужило следующее чудесное обстоятельство. Однажды святитель Алексий, митрополит Московский, совершал молитвенное правило в своей келье перед иконой Богоматери. Когда прочитан был уже акафист Пречистой Деве, вдруг необыкновенный свет озарил келью митрополита, и от образа Пресвятой Богородицы ему двукратно послышался чудный глас, говоривший святителю:
– Алексие! Подобает тебе поставить монастырь имени Моему

Святитель спросил, где надлежит ему устроить обитель, на что был ему ответ:
– В пределах града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим.

Повинуясь воле Царицы Небесной, святитель Алексий в скором времени послал ученика своего Варлаама в Серпухов выбрать место для нового монастыря. Когда святитель Варлаам пришел в Серпухов, особое знамение указало ему место на холме, покрытом дремучим бором и расположенном у слияния реки Оки и Нары. При этом чудесном откровении Варлааму последовало дивное видение. Варлаам увидел ангелов, держащих обитель на своих раменах, а в ней храм. В дверях этого храма стоял первосвященник Захария, к которому по ступеням шествовала Святая Дева Мария в сопровождении Своих родителей. Когда Пречистая приблизилась к первосвященнику, он взял Ее и ввел во храм.

Предание повествует, что Варлаам был не только утешен, ободрен и укреплен этим видением, но из него он должен был уразуметь и то, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и монастырь и именно в честь Введения Ея во храм. Видение показало строителю, что даже ангелы будут помогать ему в деле построения храма и хранить обитель, что в этой церкви Сама Владычица Небесная будет пребывать так же Своей благодатью, как некогда Она пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. Преподобный Варлаам сам говорил, что монастырь этот назовется Владычным, потому что он видел Владычицу и дело создания обители было по Ея помышлению. Преподобный с благоговейным трепетом хранил в своем сердце это видение и просил самого святителя Алексия не спрашивал о нем до смерти. Но видение это не осталось неизвестным. Когда в старости ослепшему преподобному Варлааму чудесным образом было даровано прозрение, он письменно поведал о дивном знамении Божественного благоволения.

Читайте также:
Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм.

Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма.

После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами.

Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне.

Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других – на правом и левом столпах храма.

К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями.
Третий храм обители – двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря.

К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел – один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне.

Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

С именем преподобного Варлаама связано явление в 1878 году иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”.
Ныне в монастыре находится почитаемой список с утерянной после революции чудотворной иконы.
Монастырь вновь передан Церкви в 1995 году в полуразрушенном состоянии.

СЕРПУХОВСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний [1] женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Подольской епархии

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: “Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память”. Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря “в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим”. Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы – Её Введение во храм, – в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже “составлена была каменная церковь”, впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского – святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы – под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”. Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма “Владычная слобода”, после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года [2] решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория – завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники – направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

  • ок. кон. XIX в. – 300 насельниц [3]
  • нач. XX в. – игумения, 50 монахинь, 326 послушниц [4]
  • 1919, перед закрытием – ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц [3]
  • 2010 – 16 насельниц [3]
Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа – придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году – северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата – главный вход в монастырь – почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане – 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

  • Прп. Варлаам (1360 – ок. 1375) .
  • Феодосий (1551)
  • Дионисий (1551 – 1559) .
  • Варсонофий (1572 – 1580) .
  • Сергий (1584 – 1593) .
  • Вассиан (Ладыженский) (1598 – 1599) .
  • Пимен (упом. 1607)
  • Савватий
  • Иосиф (упом. 1614) .
  • Кирилл (1618 – 1625) .
  • Фома (1628 – 1629)
  • Феодосий (1629 – 1633)
  • Иона (1634 – 1647)
  • Стефан (1649- 1650) .
  • Макарий (1653 – 1656)
  • Герасим (1656 – 1661)
  • Игнатий (1661 – 1683)
  • Давид (1683 – 1686)
  • Александр (1686 – 1691)
  • Рувим (1691 – 1697)
  • Симеон (1697 – 1720)
  • Павел (1721 – 1724)

Святыни

  • Мощи прп. Варлаама Серпуховского – покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
  • Чудотворный список иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” – чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
  • Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
  • Чудотворная икона мч. Иоанна Воина

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре [5]. 28 апреля 2000 года – икона Божией Матери “Всецарица”, а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона [6].

Литература

  • Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. – Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. – 376 с.

Использованные материалы

  • “К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове”, Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
    • http://www.mepar.ru/library/vedomosti/52/855/
  • “Храмы”, раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
    • http://www.inokini.ru/svjatyni/hram/ (см. ссылки слева; материал использован частично)
  • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
    • http://www.inokini.ru/letopis/ (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
  • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow_area&page=186 – “Введенский Владычный женский монастырь”
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9564 – “Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь.”
  • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:
    • http://sobory.ru/article/?object=00622
    • http://sobory.ru/article/?object=14051

[1] Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма “Владычный”.

Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

Построенный более шестисот лет назад по велению самой Царицы Небесной, серпуховский монастырь дошёл до нашего времени в полуразрушенном состоянии. Но в 1995 году он вновь возродился и продолжает действовать, помогая очищать людские души от брани современного мира.

История постройки

Появление монастыря относится к 1360 году. По преданию, митрополиту Алексию Московскому сама Богородица велела возвести обитель «в пределе града Серпухова». Голос Божией Матери прозвучал возле её иконы и, действуя по воле Господа и Девы Марии, Алексий отправил инока Варлаама в указанные места. Через некоторое время Алексий и сам приехал в Серпухов. Но ему показалось, что дремучий лес на пересечении двух рек — это не самое лучше место для закладки обители.

В ту же ночь святитель услышал голос Богородицы снова, который сказал ему, что именно там и должен появиться монастырь. После этого Алексий без колебаний назначил Варлаама строителем и велел возвести деревянную церковь.

Возведение церкви

В 1362 году ходатайством Варлаама была построена каменная церковь, которую Алексий Московский освятил в честь Введения Богородицы во храм. Именно преподобный Варлаам стал первым настоятелем монастыря. После своей смерти он считался его заступником в Царстве Божием.

Читайте также похожие статьи:

По причине частых неприятельских набегов в XV-XVII веках со стороны татарских племен, обитель было решено обнести каменной оградой. Монастырь стал похож на военную крепость. Следует отметить, что жизнь обители была весьма бедной. И лишь с приходом к власти царя Иоанна Грозного уровень благосостояния начал расти.

Впоследствии, внимание государей к монастырю возросло. Это связано, в частности, с походом царя Бориса Годунова, направленным на предупреждение очередного набега татар. Исход сражения был на стороне монарха. В результате на средства Годунова были отстроены новые собор и трапезная, возле которых возвели и новый храм в честь Георгия Победоносца.

Перед монастырём появилась крепостная стена, башни и новый надвратный храм мученика Феодота Анкирского. Для проживания братии построили новый каменный корпус.

Явление иконы «Неупиваемая чаша»

Тяжёлые времена для обители вновь наступили после того, как её приписали к Высоцкому монастырю. В 1737 году там остался всего один иеромонах преклонного возраста. Видя всю плачевность ситуации, митрополит Московский Платон обратился к императору Александру Павловичу с просьбой преобразовать монастырь в женский.

Так, в 1806 году было утверждено создать на месте мужской обители женскую, что повлекло её повторный расцвет. Начали возводиться новые храмы. А в 1878 году тут была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Ещё интересные статьи:

Предание гласит, что некий пьяница увидел во сне старца, повелевшего ему идти в Серпухов и молиться перед этим образом, чтобы получить исцеление от своего недуга. Добравшись до ранее неизвестного ему места, мужчина попросил священнослужителей показать ему именно эту икону Богоматери.

Никто не понимал, о каком образе идёт речь. Но когда посмотрели на оборот иконы, то увидели надпись «Неупиваемая Чаша». К тому же, увидев мощи преподобного Варлаама, человек узнал в нём старца, который явился к нему во сне. Так был обретен чудотворный образ.

Советский период

С приходом большевизма монастырь закрыли в 1919 году. Некоторые храмы по-прежнему продолжали действовать вплоть до 1927 года. На то время пастырские обязанности выполнял священник Иаков Бриллиантов. Спустя некоторое время он был расстрелян. Та же участь постигла мученицу Елизавету Крымову, приютившую несколько сестёр у себя дома.

До семидесятых годов здания монастыря разрушали, разбирая буквально по кирпичикам. Потом храмы начали реставрировать, а 5 мая в 1995 году в Серпухове вновь открыли женский монастырь. Настоятельницей стала монахиня Алексия, которую возвели в сан игуменьи.

Описание

Храмы монастыря не отличаются пышностью убранства. Им свойственна лаконичность и простота. Введенский собор в советское время служил складом. Его реставрацией занимались в начале 2000-х годов. Сейчас это пятиглавое здание, с облицовкой из белого кирпича.

Храм Георгия Победоносца при Трапезной представляет собой шатровую церковь со звонницей. Постройка также прошла реставрацию, в ней совершаются регулярные богослужения.

Храм Феодота Анкирского отражает традиции зодчества, существовавшие при Борисе Годунове. Церковь небольшая, каменная. Это уникальный архитектурный памятник тех времён. Он расположен над святыми вратами, которые достаточно хорошо сохранились до нашего времени. Во всяком случае, их нижний ярус из камня.

Возможно, существовал и верхний ярус, деревянный. Исследователи предполагают, что ворота входили в систему укреплений обители, выполненную из дерева. Территория монастыря чистая и ухоженная, о чём заботятся монахини. Кругом много цветов и зелени.

Святые и подвижники благочестия, чтимые даты

В обители с большим почтением и любовью относятся ко всем, кто имел отношение к монастырю и был канонизирован, не исключая других святых. В определенные дни их память почитают с молитвами. К таким датам относятся:

  • 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря — почитается Великомученик Георгий Победоносец;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — почитается память святого Николая Чудотворца;
  • 25 февраля, 2 июня — дни памяти святителя Алексия, митрополита Московского;
  • 31 мая, 20 июня, 20 ноября — дни памяти мученика Феодота Анкирского;
  • 14 декабря — день праведного Филарета Милостивого;
  • 10 октября — почитается преподобная Рахиль Спасо-Бородинская;
  • 18 мая — преподобный Варлаам Серпуховский;
  • 28 мая, 16 июня — дни памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского;
  • 2 декабря — почитают память священномученика Иакова Бриллиантового.

В обители также помнят блаженную Евфросинию Алексинскую, игуменью Валентину, старицу монастыря монахиню Еликониду и Гедеона Серпуховского.

Праздники

Насельницами Введенского Владычного монастыря с особым благоговением почитаются такие праздничные дни, как:

  • 6 июня — Вознесение Господне;
  • 18 октября — день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Иова, Филиппа, Петра, Тихона, Ермогена, Иннокентия, Макария и Филарета, Московских и всея России чудотворцев;
  • 18 мая — день иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • 2 июня — обретение мощей святителя Алексия.

Внимание! Престольным праздником Введенского женского монастыря считается 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Святыни и святые источники

За долгую историю своего существования монастырь обрёл множество религиозных реликвий. В советское время были утеряны оригиналы древних икон, но их списки оказались не менее чудотворными и продолжают вызывать трепет у верующих по сегодняшний день.

К числу святынь в первую очередь относятся иконы Богородицы «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». Также здесь хранятся иконы великомученика Георгия Победоносца и Иоанна Воина, которые мироточат. Мироточащий Крест-Голгофа находится здесь же. Многие паломники приезжают в Введенскую обитель приложиться к мощам преподобного Варлаама.

Отдельно стоит упомянуть о чудотворных иконах царевича Димитрия Угличского и «Введение Богородицы во Святая Святых».

Важно! Святой источник «Неупиваемая Чаша» помогает истинно верующим паломникам избавиться от тревожащих недугов.

Храмы и богослужения

Во дворе обители действуют три храма:

  1. Надвратный, в честь мученика Феодота Анкирского.
  2. Собор в честь Введения во храм Богородицы.
  3. Храм в честь Георгия Победоносца.

В соборе Литургия начинается в 7:15 (в понедельник с 8:00), вечерня служба — с 17:00. В храме Георгия Победоносца Литургическое пение начинают с 8:00, вечерняя служба и всенощная — с 17:00.

Богослужение в монастыре

График божественных служб монастыря предполагает Литургию в будние дни с 7:15, по выходным и в праздники — с 8:00.

Вечерние службы начинаются в будние дни с 17:00. По субботам и в праздники совершается всенощное бдение также с 17:00.

Сёстры начинают свой день с полунощницы в 6:30 утра. Затем приходят на Литургию. После чаепития в 10:00 расходятся на послушания. А в 14:30 уединяются в кельях для выполнения келейного правила.

Деятельность прихода

При обители работает воскресная школа для взрослых и детей. Здесь также функционирует духовно-просветительский центр, названный именем святителя Алексия. Принимает на обучение детей классическая гимназия имени преподобного Варлаама Серпуховского.

В монастырь принимают женщин, желающих пройти послушания. Место для ночлега и питание в трапезной — бесплатные, если паломницы готовы помогать сестрам своим трудом. Для паломнических групп есть возможность побывать на экскурсии.

О прибытии нужно заранее сообщить в обитель, чтобы не возникло проблем с ночевкой и питанием. Если прибывает большая паломническая группа, спать предлагается в помещении храма на полу, на матрасах. Постельное бельё желательно иметь с собой.

Важно! Монастырь оказывает помощь зависимым от алкоголя и наркотиков женщинам. Многим удалось справиться со своей проблемой после проживания в стенах обители.

Контактная информация

В обитель всегда можно позвонить для уточнения интересующих вопросов по номеру телефона: +7 (4967) 72 46 25. Кроме того, в сети интернет есть официальный сайт монастыря http://www.inokini.ru, на котором есть вся необходимая информация.

Как добраться

Адрес женской Владычной обители: Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40.

Доехать к монастырю из Москвы можно на электричке, следующей по курскому направлению. Доехав до станции Серпухов, нужно пересесть на автобус No4 или маршрутку, идущую до станции «Октябрьская». Выходить необходимо на конечной остановке.

Электрички в нужном направлении отправляются с Курского вокзала и со станции Каланчевская, если выходить на станции метро «Комсомольская». В Москве они также останавливаются на станциях метро «Текстильщики» и «Царицыно». Путь занимает два часа.

Если нет желания добираться на электричке, то можно сесть на автобус, отправляющийся со станции метрополитена «Южная». Он прибывает прямо на вокзал города Серпухов.

Введенский женский монастырь является одним из древнейших среди русских обителей. И даже после богоборческого лихолетья ему удалось вернуть себе былое величие. Каждый уголок хранит историю прошлых веков. Здесь всегда много паломников, некоторым из которых удаётся кардинально изменить жизнь, отдавая себя в руки Господа и принимая духовную помощь от сестёр. Сама Богородица отвечает на мольбы тех, кто приходит просить совета и помощи.

Введенский Владычный монастырь

Серпухо́вский Влады́чный Введе́нский же́нский монасты́рь – старейший монастырь города, основан в 1360 митр. Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Духовенство
  • 2 Храмы
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
    • 7.1 Проезд
    • 7.2 Адрес
    • 7.3 Телефон
  • 8 Паломнику
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Введенский Владычный женский монастырь (в церковных кругах принято название Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь) основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием. В 1362 году уже «составлена была каменная церковь» трудами келейника святителя и ставшего первым настоятелем Владычного монастыря преподобного Варлаама, через посредничество которого в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

По легенде, основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!» Икона прославилась тем, что по молитвам к образу Богородицы происходили (и происходят – теперь, правда, от списка) многочисленные исцеления от недуга пьянства и других страстей.

1598-1609 годах осуществилась полная перестройка монастыря на средства Бориса Годунова в честь бескровной победы на реке Оке. Перестройка охватила все без исключения здания: расширен Введенский собор, построен двухъярусный храм в честь св. вмч. Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями и церковью над Святыми вратами в честь св. мч. Феодота Анкирского (1599г).

В 1806 монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императоруа Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И с 1806 по 1815 годы первой игумениею монастыря стала мать Дионисия, определенная из казначеи Московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы.

В 1919 году Владычный монастырь был закрыт. На территории размещена школа «красных военлетов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме – клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт. Алексия – склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Икона «Неупиваемая Чаша» перенесена в собор «Николы Белого». В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр. «хозяйственными» людьми. С 1995 год во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

Знаменитая на всю страну икона «Неупиваемая чаша» до 1919 года хранилась в этом монастыре. В дальнейшем она была утрачена, и сегодня в Высотском мужском монастыре и Владычном женском хранятся выполненные в XX веке чудотворные списки.

В 2000 году было восстановлено почитание (в лике местночтимых святых) преподобного Варлаама, который наряду со святителем Алексием является одной из главных фигур в истории Введенского монастыря.

Духовенство [ править ]

протоиерей Игорь Евгеньевич Хромов, 1968

священник Георгий Валентинович Коротких, 1963

диакон Виктор Николаевич Курсай, 1952

Храмы [ править ]

1. Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм

2. Церковь свт.Алексия, митрополита Московского

3. Церковь вмч.Георгия Победоносца (в трапезном корпусе)

4. Церковь св.мч.Феодота Анкирского (над Святыми вратами)

Другие постройки: Святой источник “Неупиваемая чаша”

Сень над гробницей прп. Варлаама Серпуховского

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

Владычний Введенский монастырь – с высоты птичьего полета

Сень над гробницей преподобного Варлаама

Святой источник “Неупиваемая чаша”

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд [ править ]

Электропоездом с Курского вокзала Москвы до Серпухова или автобусом от станции метро “Южная” до Серпухова. Далее на автобусе №4 или маршрутном такси “Октябрьское” до конечной остановки.

Адрес [ править ]

142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40.

Телефон [ править ]

Паломнику [ править ]

Божественная Литургия в монастыре совершается каждый день.

Вечернее Богослужение начинается в 17-00, утреннее — в 7-15.

По выходным и двунадесятым праздникам литургия начинается 8-00.

Исповедь проводится после вечернего Богослужения.

О паломниках и трудниках. Монастырь принимает православных паломниц, желающих помолиться, а также помочь посильным трудом сестрам святой обители. Ночлег и трапеза предоставляются бесплатно при условии, что паломницы несут монастырские послушания. Женщины старше 60-ти лет принимаются на срок не более двух недель.

Паломнические группы (экскурсии). Монастырь также принимает паломнические группы. Для проведения экскурсии, предоставления трапезы, ночлега надо заранее договориться по телефону. Большие паломнические группы размещаются на ночлег в храме на полу на матрасах (желательно иметь с собой простыни и одеяла).

О монастырском храме. Храм в монастыре открыт весь день. В любое время можно придти помолиться, подать записки, поставить свечи, приложиться к святыням.

Серпухов исторический: Владычный Введенский женский монастырь

“Серпухов исторический” – новый проект на портале СМИтанка, который расскажет жителям о прошлом самых интересных достопримечательностях города.

История монастыря начинается в 1360 году. Согласно преданию, Святителю Алекию во время молитвы было видение: сама Пресвятая Богородица обратилась к нему с призывом построить храм в ее честь в пределах града Серпухова. Алексий тот час же отправил на поиски подходящего места преподобного Варлаама. Найдя такое место, преподобный Варлаам решил переночевать там. Ночью услышал он звон, неизвестно откуда взявшийся, и решил, что это знак от Богородицы, что место он нашел то самое. Через некоторое время сюда пришел и Алексий. Выбором места остался доволен и повелел поставить здесь деревянную церковь. Варлаама же назначил главным строителем.

В 1362 году уже была построена первая каменная церковь и трапезная. Преподобный Варлаам строил монастырь 13 лет, вплоть до самой своей смерти. Чувствуя, что скоро земные дни его закончатся, попросил он Алексия похоронить его около монастыря, чтобы и после смерти смотреть на результаты своих трудов, быть рядом с главным делом своей жизни.

После смерти Варлаама по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых». Эта икона в течение 540 лет была главной святыней монастыря и по праву почиталась, как чудотворная.

Вплоть до конца 16 века монастырь продолжал строиться, обитель получала от разных царей земли и пожертвования. Царь Иван Грозный, отличавшийся, как известно, не только особой кровожадностью, но и такой же безграничной набожностью, пожаловал монастырю мельницу и землю, чтобы монахи могли хоть как-то прокормиться.

В 1599 году был построен Надвратный храм Феодотия Анкирского. В 1598—1609 монастырь полностью перестраивается на деньги царя Бориса Годунова в честь бескровной победы русского войска над ханом Казы-Гиреем на реке Оке. Строительство осуществлялось не только на деньги Годунова, но и под его контролем. Преобразования охватили все без исключения постройки монастыря: расширен Введенский собор, построен храм в честь Святого Георгия, монастырь обнесен каменной крепостной стеной с башнями.

В 1607 году по велению Василия Шуйского монастырю был подарен Чудотворный образ царевича Дмитрия. В это время в обители уже было около 30 монахов. Обитель процветала и принимала множество паломников.

Самостоятельность монастырь потерял спустя век. В 1724 году, согласно новому духовному Регламенту, обитель была приписана к Московскому Заиконоспасскому монастырю. На протяжении нескольких лет обитель постепенно пустела, ветшала, и дошло даже до того, что некому было проводить церковные службы. Настоятелями монастыря на протяжении долгого времени были простые иноки-строители.

В 1806 году монастырь пришел в такой упадок, что решено было его упразднить. Но, как это часто бывало на Руси, положение спасли женщины. Монастырь получил вторую жизнь, благодаря игуменье Дионисии, которая прибыла сюда из Новодевичьего монастыря с пятью монахинями и четырьмя послушницами. Скорее всего, немалую роль в возрождении монастыря сыграла и княгиня Евдокия Вяземская, которая прожила здесь последние свои дни под именем старицы Ефросиньи.

Примечательна также личность еще одной обитательницы Введенского монастыря – игуменьи Митрофании. До 26 лет будущая игуменья и не помышляла о монастырской жизни. Тогда ее звали Прасковья Розен, и принадлежала она к древнему аристократическому роду баронов Розен. Что именно так повлияло на образованную и умную барышню, да к тому же еще и фрейлину супруги Николая первого – неизвестно. Но в 26 лет она принимает монашество и уходит в Алексеевский монастырь. В 1861 году Митрофания становится игуменьей Владычного Свято-Введенского монастыря в Серпухове и ставит себе цель: сделать монастырь не просто процветающим, а лучшим из лучших. Свои связи при дворе она успешно конвертирует в денежные пожертвования, которые так нужны обители. При ней монастырь прирастает и постройками, и послушницами.

Современники Митрофании отмечали ее организаторские способности, сильный характер, решительность и деловой склад ума. Благодаря ей была создана первая община сестер милосердия, а монастырь стал известен своей миссионерской деятельностью. Но такая миссионерская помощь людям была чужда православным традициям и многим не нравилась. В 1874 году игуменью обвинили в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом, подвергли судебным разбирательствам и по приговору сослали в монастырь Енисейской губернии.

В 1878 году в монастыре произошло знаменательное событие – обретение чудотворной иконы «Неупивемая чаша».

Официальная версия этого обретения такова. Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат николаевской армии, имел непреодолимую тягу к спиртному. Справиться сам с этой болезнью он не мог, пропивал все, что было в доме. В довершении всего у него отнялись ноги, но и это не могло остановить его. И вот однажды ночью видит он во сне старца, который велит ему идти в Серпухов и во Владычном монастыре отыскатьикону «Неупиваемая чаша». Старец обещает, что молитва перед этой иконой излечит и его тело, и его душу. Крестьянин поначалу не внял советам старца, да и отправляться в такой долгий путь, не имея возможности встать на ноги, не захотел. Старцу пришлось еще два раза грозно повторить свое наставление во сне, прежде чем крестьянин решился на четвереньках ползти из Тульской губернии в Серпухов. Дорога была трудной, но, видимо, не располагала к распитию спиртного. Поэтому в монастырь крестьянин вошел на своих ногах, хоть и опираясь на палку. Икону, о которой крестьянин слышал во сне, сестры нашли в проходе Георгиевского храма. До этого никто не знал, что эта икона носит такое название и исцеляет от пьянства. С тех пор икона была помещена в храм и к ней потянулись многие страждущие.

В 1919 году с приходом Советской власти для монастыря настали самые трудные времена. Всех монахинь изгнали, монастырь закрыли, а драгоценная чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была навсегда потеряна. Георгиевский храм стал кинотеатром, во Введенском соборе и приделе св. Алексия разместились склады, а остальные постройки были отданы летному училищу.

В 1978 году летное училище закрыли, и монастырь пришел в окончательный упадок. Храмы и монастырские стены буквально растаскивали по кирпичам местные дачники.

Лишь в 1995 году в монастыре вновь начались службы. Обитель начала свою новую историю.

Под руководством игуменьи Алексии в марте 1995 года началось восстановление полуразрушенного монастыря. Каким-то чудом сохранившиеся кресты на церквях снова дают надежду всем верующим, а заново написанная икона «Неупиваемая чаша» — исцеляет от тяжкого недуга.

Сегодня, как и много веков назад, белоснежный Введенский собор открыт для посещения, а Надвратный храм святого Феодота Анкирского встречает паломников.

В монастырский комплекс входят несколько храмов и церквей, святой источник, многочисленные монастырские постройки, гостиница для паломников, православная гимназия, а также гробница Варлаама Серпуховского, главного строителя монастыря, и основная святыня храма – икона «Неупиваемая чаша».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: