Действующие монастыри Москвы: адреса и метро мужских и женских, история и описание

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Мужские и женские действующие монастыри Москвы

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Соборы и монастыри Москвы всегда вызывали восторг у прибывших заморских гостей, что в свою очередь служило поводом для гордости. Следует отметить, что в 1914 г. даже проводилась специальная перепись, цель которой была запись всех действующих обителей и численность людей, проживающих в них. А вот узнать более подробно, о том сколько в Москве монастырей ныне действующих, общие сведенья об их истории, где они находятся и как к ним добраться Вы сожете из нашей статьи.

Действующие монастыри Москвы с адресами и метро

Представленная подборка обителей Божьих, которые находяться в современных границах города. Это известные, красивые и значимые для каждого православного верующего обители, которые на сегодняшний день являются действующими или же возрождающимися.

Действующие обители — это государство в государстве, где жизнь совсем отличается от нашей, мирской. Там нет хлопот и суеты. Монахи живут по своему уставу и законам Божьим. К стати, не везде можно приехать и все посмотреть, в некоторые обители туристам вход ограничен.

Мужские монастыри в Москве

  • Андреевский ставропигиальный основан в 1648 году. Адрес: Андреевская набережная, д. 2. Станция метро: «Ленинский проспект».
  • Богоявленский монастырь основан благоверным князем Даниилом Александровичем. Адрес: Богоявленский пер., д. 2. Станция метро: «Площадь революции».
  • Высоко-Петровский ставропигиальный основан архимадридом Иоанном в 1326 году, а в 1377 году обитель была отстроена святым князем Дмитрием Донским. Адрес: ул. Петровка, д.28.Станция метро: «Чеховская».
  • Свято-Даниловская ставропигиальная община была основана святым богомольцем князем Даниилом Московским в 1282 году. Адрес: Даниловский вал, 22. Станция метрополитена: «Тульская».
  • Донской ставропигиальный монастырь основан в благоверным царем Федором Иоановичем в 1591 году. Адрес: Донская пл., д.1. Станция метро: «Ленинский проспект».
  • Заиконоспасская ставропигиальная обитель основана еще в XV веке. Адрес: Никольская ул., д. 7-9. Станция метро: «Площадь революции».
  • Николо-Перервенский монастырь был основан так же в XV веке. Адрес: ул. Шоссейная, д.82. Станция метро: «Печатники».
  • Николо-Угрешский ставропигиальный основан благоверным князем Дмитрием Донским в 1380 году. Адрес: Московская обл., гор. Дзержинский, пл. Святителя Николая, д.1. Станция метро: «Люблино».
  • Новоспасская ставропигиальнаятанция обитель основана благоверным князем Даниилом Московским еще в XIII веке. Адрес: Крестьянская пл., д. 10. Станция метро: «Пролетарская».
  • Сретенский ставропигиальный основан был в 1397 году в часы правления великого князя Василия Дмитровича. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Станция метро: «Сретенский бульвар».

Действующие монастыри Москвы женские

  • Алексеевский ставропигиальный основан в 1837 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси. Адрес: 2-й Красносельский пер., д.5. Станция метро: «Красносельская».
  • Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь основан княгиней Марией, что была супругой князя Андрея Серпуховского, в 1386 году. Адрес: Рождественка ул., д. 20. Станция метро: «Трубная».
  • Зачатьевская ставропигиальная женская обитель основана Алексием митрополитом Московским в 1360 году, и возобновлена благоверным царем Феродором Иоановичем в 1584 году. Адрес: пер. Зачатьевский, д. 2. Станция метрополитена: «Кропоткинская».
  • Иоанно-Предтеченский ставропигиальный основан еще в XV веке, а затем был отстроен царем Иоанном Грозным в 1533 году. Адрес: Малый Ивановский пер., д. 2. Станция метро: «Китай-город».
  • Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия была основана великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1908 году. Адрес: Большая Ордынка, д. 34. Станция метро: «Третьяковская».
  • Новодевичий Смоленской иконы Богородицы – основан великим Князем Василием III в 1524 году. Адрес: Новодевичий проезд, д. 1. Станция метро: «Спортивная».
  • Покровская ставропигиальная женская обитель была изначално основана царем Михаилом Федоровичем в качестве мужской общины в 1635 году, а уже в XX веке, после разорения монастырь стал женским. Адрес: ул. Таганская, д.58. Станция метро: «Крестьянская застава».
  • Троице-Одигитриева Зосимова пустынь основана была в 1826 году монахом Зосимой. Адрес: пос. Зосимова, Пустынь поселения Новофедоровское, Троицкого админ. округа города Москвы.
Читайте также:
Церковь Зосимы и Савватия в Гольяново: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Московские действующие монастыри с адресами, приведенными выше, позволят совершить паломничество к святым местам, а так же окунуться в духовную атмосферу исторического наследия столицы.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно совершить видео экскурсию по Московским монастырям и храмам:

Читайте еще:

  1. Новоиерусалимский монастырь: расписание богослужений, адрес и как доехать
  2. Александро-Свирский мужской монастырь
  3. Валаамский монастырь в Москве
  4. Иверский монастырь на Валдае
  5. Спасо-Андроников монастырь
  6. Белогорский монастырь Пермский край
  7. Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле
  8. Свято-Данилов монастырь
  9. Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь
  10. Ипатьевский монастырь Кострома
  11. Соловецкий монастырь: история, как добраться, где находится
  12. Иоанновский монастырь на Карповке
  • Православные монастыри, соборы и церкви
  • монастырь

One thought on “ Мужские и женские действующие монастыри Москвы ”

Жиды читают мысли, внушают мысли, присылают наваждения и сны.

Монастыри Москвы

Основан Свято — Покровский монастырь был в 1635 при Михаиле Федоровиче Романове. Им была выделена земля на окраине Москвы под строительство. Это была часть кладбища, на которой хоронили бездомных. До начала строительства здесь была расположена Покровская приходская церковь. В комплекс монастыря входят следующие строения: храм Воскресения Словущего, храм Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня, святой источник, некрополь и Подворье Покровского женского монастыря, украшением которого является храм Казанской иконы Божией матери, созданный в XVII веке.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, образованный в 1397 году, размещен в центре Москвы, на улице Лубянка. По преданию это место является местом сретения иконы Владимирской Божией Матери.Создание монастыря посвящено победе над Тамерланом. На территории монастыря находится две церкви: храм преподобной Марии Египетской и собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи. Храм св. Николая ранее находившийся на в монастыре не сохранился до наших дней.

Монастырь был создан в XIII веке князем Даниилом Московским святым благоверным. Первый храм, созданный на территории монастыря, посвящен преподобному Даниилу Столпнику. Монастырь является местом упокоения многих иерархов Церкви , а также некоторых русских деятелей культуры, таких как: Гоголь, монастырь Рубинштейн, Языков, Перов и другие. В 1983 церкви возвратили монастырь, восстановили его за 5 лет, были устроены : поминальная часовня и надкладезная, поминальная. Монастырь в 1988 году стал одним из центров празднования тысячелетия Крещения Руси.

Впервые известно о Высоко — Петровком мужском православном монастыре стало из письменных источников 1377 года. В начале XX века был закрыт большевиками, но храмы продолжали действовать. В это время образовалась подпольная монашеская община, одна из крупнейших в СССР. Полноценная деятельность монастыря началась с 2009 года. Восстановление монашеской жизни в монастыре началось по прошению Зарайского. Самой главной святыней монастыря являются мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Находятся они в Петровском соборе.

Рождественский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы появился в 1386 году на берегу Неглинки. Основала его Мария Серпуховская,мать Владимира Храброго, героя Куликовской битвы, жена князя Андрея Серпуховского. В 1389 она приняла в этом монастыре постриг, незадолго до своей смерти. Монастырь был закрыт и его помещение использовалось в самых разных целях. В одной из частей располагался архитектурный институт.

Зачатьевский (ранее Алексеевский) православный женский монастырь является одним из древнейших в Москве. В 60-х годах XIV века митрополитом Алексием была построена деревянная церковь и при ней им же был основан женский монастырь. Храм был освящен как церковь Зачатия святой Анны. Зачатьевским он был назван по церкви. Иулия, родная сестра Алексия, была первой игуменьей монастыря. После смерти ее похоронили на территории монастыря. После революции монастырь был разграблен. Последняя служба прошла в 1925 году, в 30-е годы разрушили соборный храм. Восстановление современного монастыря началось лишь в 1991 году.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Крылатском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Новоспасский ставропигиальный монастырь был образован при князе Иване III в 1462 году. Подвал собора Спаса Нерукотворного является главной усыпальницей монастыря. В ней хранятся останки членов семьи династии Романовых , их родственников из других княжеских фамилий. Также здесь похоронены другие известные исторические личности. С 1972 года монастырь находится под государственной охраной и здесь проводятся реставрационные работы. С 1991 Новоспасский монастырь вернули Русской Православной церкви. В настоящее время при монастыре работает школа иконописи и воскресная школа, хор монастыря является одним из лучших на территории нашей страны.

Донской монастырь является мужским монастырем Русской Церкви. Он находится в черте города Москвы. Монастырь был возведен в 1591 году после нападения крымского хана. Донской монастырь называют “Архитектурным кладбищем”, так как тут захоронены многие известные архитекторы. В 1934 году в монастыре был открыт музей русской архитектуры. В него привозили фрагменты разрушенных памятников.

По преданию на месте, где сейчас расположен Николо — Угрешский монастырь, в 1380 году Дмитрий Донской останавливался со своим войском перед битвой на Куликовом поле. И именно здесь произошло явление Святителя Николая Чудотворца, после чего вера Дмитрия была укреплена. А после был основан Николо — Угрешский монастырь, а место стало называться Угреша.

Основали Спасо — Андроников монастырь в 1360 году. Для защиты от подступов к Москве с Юго — Востока бывший мужской монастырь расположен на берегу Яузы. Свое название монастырь получил ученика Сергия Радонежского и первого игумена монастыря, Андроника. В настоящее время в монастыре существует музей древнерусского искусства им. А. Рублева, в нем представлено большое количество икон XV – XVII веков.

Новодевичий монастырь — это памятник архитектуры 16 века. Находится в историческом месте Москвы, столетия назад называвшемся Девичье Поле. Основан московским князем Василием III в честь иконы Божьей Матери и в память о взятии Смоленска. Удивительный по красоте монастырский ансамбль Москвы, духовный, загадочный. Это место ссылки многих знатных, царственных дам. Здесь находилась в заточении царевна Софья и сейчас в действующим монастыре и музеи, есть поверье, что если загадать желание и прижаться к Напрудной башне монастыря, то желание непременно сбудется.

Иоаннский — Предтеченский женский монастырь основан в XV веке. Расположился он к югу от места, где ранее пришла в запустение Владимирская церковь. На жертвования различных знатных покровителей проходило содержание монастыря. Также из государственной казны также получались средства для содержания. Монастырь действует в Москве и в настоящее время, его замечательный живописный вид очень нравится многим кинематографистам и поэтому он часто применяется в кадрах кинофильмов.

В 1907 году Марфо-Мариинская обитель была основана Елизаветой Федоровной, Великой княгиней. Елизавета Федоровна отдалилась от светской жизни после гибели ее мужа, Сергея Александровича, все ее дни проводились в молитве. На создание обители ушло два года. Помещение для будущей обители, усадьба на Большой Ордынке, было приобретено Елизаветой Федоровной на деньги от проданных ею собственных драгоценностей и личного имущества. В дальнейшем усадьба была переоборудована необходимым образом. Официальной датой открытия Марфо — Мариинской Обители милосердия — 10 февраля 1909 год.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Фили-Давыдково: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В настоящее время монастырь имеет статус патриаршего подворья, ранее он считался мужским монастырем. Предполагается, что временем основания монастыря являются 1380 – е года. Документально известно об обители стало с 1623 года. Строительство помещений из камня в монастыре началось с середины XVII века. В 1649 году — это церковь Успения Божией матери и церковь Николая Чудотворца и колокольня, в 1647 году — храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Также монастырю в это время передается часовня, расположенная между Неглинскими воротами.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

Преображенское благочиние Москвы
(Восточный округ)

Ныне существующий храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней был выстроен в 1842 г. После 1917 г. храм был закрыт и обезглавлен. Вновь освящен в 1990 г.

Престолы

  • Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких
  • Иконы Божией Матери ”Живоносный Источник”
  • Мчч. Адриана и Наталии

Святыни:

  • Чтимые иконы мчч. Адриана и Наталии с частицами мощей
  • Икона ап. Андрея Первозванного
  • Икона первомч. архидиакона Стефана
  • Икона прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы
  • Икона равноап. Феклы
  • Икона мц. Агриппины
  • Икона вмч. Феодора Стратилата
  • Икона мч. Трифона
  • Икона мч. Иоанна Воина
  • Икона свт. Николая
  • Частицы св. мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Примечание : Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа для детей и взрослых, благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим. Формируется библиотека и церковный музей.

Расписание : ежедн. – утреня и Литургия в 8 ч., вечерня в 18 ч., по воскр. и великим праздн. – две Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 18 ч..

Адрес : Байкальская ул., 35

Проезд : авт. 68, 148, ост. “Аптека”

  • Метро “Щелковская”

Духовенство:

Настоятель – прот. Владимир Тимаков, иерей Игорь Коньков, иерей Александр Елисеев.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. – сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

Храм освящен Патриархом в 1999 году.В храме так-же служат о.Анатолий Стрельников, о.Алексий Тимаков, о.Геннадий Орлов, о.Алексий Довгополый, и два дьякона. Храм заново расписан. Построено новое здание воскресной школы.

24/11/2005 Сергей

Дополнение к истории (найдено в интернете)

Церковь святых Зосимы и Савватия – Соловецких чудотворцев в селе Гольяново построена в 1662 году.
Каменный храм во имя Зосимы и Савватия в стиле позднего классицизма был выстроен на средства владельца села Гольянова князя Ивана Николаевича Трубецкого. Его освятили в 1842 году. На основной объем кубической формы поставлен крупный цилиндрический барабан, увенчанный сферическим куполом с небольшой главкой. Северный и южный входы украшены портиками с колоннами дорического ордера упрощенных и монументальных очертаний. Храм имеет два придела: Адриана и Натальи и Богоматери “Живоносный источник”. Местное предание выводит название южного придела от находившегося поблизости целебного источника. В 1890 году колокольню надстроили третьим ярусом по проекту личного почетного гражданина Василия Баранова. Она украсилась красивым луковичным куполом и киотами. Классические детали перемежались с вариациями русского стиля.
В тридцатые годы сельская церковь была закрыта, а ее помещение переоборудовали под макаронную фабрику. Богослужения возобновились в апреле 1990 года.

24/11/2005 Игорь

Иереи Игорь Коньков и Александр Елисеев в этом храме уже не служат лет 7-8.
Иерей Игорь служит в Храме Девяти Мучеников Кизических.

24/11/2005 Кирилл

авт.68,171,3 остановка “Аптека”,
авт.627 остановка “Химчистка”.

24/11/2005 Кирилл

Церковь не могла быть открыта в 1990 году – меня в ней крестили в 1989.

Читайте также:
Петропавловский собор в Казани: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

24/11/2005 Кирилл

Прот. Владимир Тимаков,иерей Алексей Тимаков,иерей Анатолий Стрельников,иерей Геннадий Орлов, иерей Алексей Долгополов, дьяконы Евгений, Павел.

24/11/2005 Сидоров Дмитрий

исправление на карте

Улица которая тут на карте называется Белы Куна, на самом деле называется Байкальская.

24/11/2005 Сергей

Действующим настоятелем Храма Св. Зосимы и Савватия является по-прежнему протоирей Владимир Тимаков. Многая ему лета! Действующие в храме иереи: отец Алексий, отец Алексий 2, отец Анатолий и отец Геннадий.

24/11/2005 Алешечкина Наталья Витальевна

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, Москва. Фото, история, расписание богослужений, режим работы, как добраться

В конце прошлого столетия произошло изменение отношений между властью и духовенством. Закончилась полоса разрушений храмов, гонений священнослужителей. По всей стране совместными усилиями стали восстанавливаться храмы, люди обретают веру.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

На востоке Москвы, в спальном районе Гольянове находится православный храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Недавно восстановленный, он стал для жителей города центром духовного воспитания, культурного наследия, полезного обучения и интересного времяпрепровождения. Территория и двери храма открыты для прихожан в течение всего дневного времени.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Величественный храм, построенный в начале XIX века, является единственным старинным сооружением в районе многоэтажных новостроек. Памятник культуры, простоявший долгий период времени в запустении, был возвращен РПЦ.

Патриарх Пимен в 1990 году дал свое благословение, и началось возрождение храма, которое проводилось очень бережно, с использованием сохранившихся документов и фотографий. Храм выполнен неизвестным зодчим в стиле ампир. Рядом располагается трехъярусная колокольня. Фасады комплекса оформлены умеренной отделкой, без архитектурных излишеств.

История строительства

Истории храма и поселения Гольянова неразрывно связаны друг с другом. Впервые название местечка прозвучало в середине XVII столетия как земельное владение царя Алексея Михайловича.

Приблизительно тогда же здесь была поставлена небольшая церковь из дерева, освященная в честь Зосимы и Савватия, иноков Соловецкого монастыря, признанных чудотворцами. Царь пожаловал храму землю под пашню и покосы, а прихожанами были жители окрестных деревень, всего 58 дворов.

Через сто лет село Гольяново, вошедшее в распоряжение Главной дворцовой канцелярии, управлявшей всеми хозяйственными вопросами двора, было продано в частные руки, как не приносившее дохода. С 1811 года его владельцем стал надворный советник И.Н. Трубецкой.

Потеряв в московском пожаре 1812 года столичную усадьбу, князь с супругой обосновался в подмосковном имении Гольяново. С этого момента жизнь тихого села забурлила.

Храм Зосимы и Савватия в Гольяново до реставрации

Помимо преобразований в усадьбе, связанных с реконструкцией дома, разбивкой парка, созданием огромного пруда, И.Н. Трубецкой строит каменный храм Зосимы и Савватия в Гольяново. Освящение происходит в 1842 году. Рядом с храмом из земли бил источник ключевой воды.

В советское время храм был закрыт, а в его стены въехала макаронная фабрика, которую сменила химическая лаборатория. Из-за воздействия реактивов на настенную роспись, она была полностью утрачена.

В негодность пришли даже кирпичи. Колокольня была переделана в печную трубу для фабрики, а шлак ссыпался на территории предприятия. Переданные в руки церкви руины с захламленной территорией 31 марта 1900 года представляли собой печальное зрелище. Прихожане пришли на помощь, и через неделю на расчищенном пространстве состоялась первая служба.

Внутреннее убранство

Сегодня в храме 3 алтарных помещения, освященные именем:

  • преподобных Зосимы и Савватия (главный), основателя Соловецкого монастыря и его инока;
  • мучеников Адриана и Наталии (левый), отказавшихся от поклонения идолам ради веры в Христа;
  • иконы Богородицы «Живоносный источник» (правый), появившийся недавно на месте высохшего ключа.

Для росписи храмовых стен была приглашена известная семья мастеров Брягиных, которые копировали характерные особенности фресок XVII века. Роспись храма была завершена в 2005 году.

Читайте также:
Успенский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Над куполом и основной частью внутреннего помещения, четвериком, работал известный художник и специалист по древне-русской живописи Н.В. Гусев. Масштабная площадь купола дала возможность художнику написать образ Вседержителя, повторив роспись Ферапонтова монастыря.

Особенности и характер ферапонтовских росписей были использованы и при работе в четверике. Фрески не были дописаны в связи с кончиной художника. Завершили начатую работу его дочь и мастера семьи Брягиных.

Святыни и мощи храма

Наиболее почитаемыми святынями храма Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново являются две старинные иконы. Одна из них с образом Николая Мирликийского создана иконописцами Твери, вторая – «Введение во храм Пресвятой Богородицы» датирована 1691 годом.

Среди чтимых икон более позднего времени – образы членов семьи последнего российского императора, погибших мученической смертью, а также образ преподобного Гавриила Самтаврийского.

В трех мощевиках находятся сто пятьдесят частиц священных реликвий, среди которых известных православных святых.

Духовенство, наставники

XX век стал временем испытания подлинной веры. Среди тех, кто пронес веру в Спасителя через всю жизнь, протоиерей Владимир Тимаков, которому в этом году исполнилось 90 лет. Он является почетным настоятелем храма Зосимы и Савватия.

Рукоположен был в сан священника в 1955 году, и, несмотря на гонения со стороны советской власти, служил в московских храмах до 1990 года. С момента передачи гольяновской церкви РПЦ был ее настоятелем, прикладывая все силы и знания на ее восстановление. Сегодня это высокочтимый священнослужитель, кандидат богословия, почетный доктор богословия.

Настоятелем храма с 1916 года является иерей Роман Богдасаров, который закончив МИФИ и отслужив в армии, поступил в Православный Свято-Тихоновский университет. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл оказал этим назначением большое доверие священнослужителю. Кроме того, он издал распоряжение, сделав настоятеля ответственным за работу с московской Росгвардией.

Духовенство храма представляют также:

  • Протоиерей А. Стрельников, который руководит курсами по введению в православие при храме и проводит молебны в следственном изоляторе.
  • Иерей Г. Хозяшев назначен клириком храма.
  • Иерей И. Воронков является священником храма, ведет служение в московской тюрьме.
  • Диакон А. Молчанов преподает в воскресной школе при храме.
  • Диакон В. Атрошенко — наставник в клубе для молодежи «Адриан и Наталия».
  • Пономарь Н. Зинченко – старший алтарник храма, работает в отделе по взаимодействию с московской Росгвардией.

Приход и хор храма

Прихожанами храма Зосимы и Савватия являются жители района Гольяново. Они посещают богослужения и еженедельные беседы с настоятелем. С каждым годом становится все больше воцерковленных москвичей. Духовенство осуществляет богослужения в «Матросской тишине», а также среди военнослужащих Росгвардии.

В церковном хоре проводятся специальные занятия по вокалу для желающих. Народный хор участвует по выходным в пении на молебнах.

Социальная работа, повседневная жизнь

Храм, помимо дома молитвы, стал местом получения знаний, навыков, интересного времяпрепровождения для многих верующих жителей района.

Занятия в воскресной школе и на курсах по введению в православие пользуются успехом. Молодежный клуб при храме под руководством наставников еженедельно организует встречи на волнующую их тематику. Работают кружки и спортивные секции.

Здесь не забывают о помощи ближнему своему. Почти триста семей, нуждающихся в духовной и материальной поддержке, получают ее.

Воскресная школа

В 1990 году, сразу после возвращения храма РПЦ, была открыта воскресная школа, сначала взрослое, а чуть позже – детское отделения. Через семь лет появились курсы «Введение в православие», на которых в течение полугода помогают взрослому человеку подготовиться к обучению в воскресной школе.

Задача школы – воцерковление человека, передача ему нравственных христианских наставлений, приобщение его к святому писанию, к молитвенному опыту. Ликвидируя религиозную безграмотность, школа помогает прихожанам строить свою жизнь с учетом духовных норм и светских реалий.

Читайте также:
Храм Преображения Господня в Долгопрудном: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

Помимо воскресной школы при храме работают Русская классическая школа, обучающая детей по специальной методике и учебникам, иконописная школа.

Престольные праздники

Основными престольными праздниками храма являются:

  • 21 августа – день преподобных Зосимы и Савватия Соловецких;
  • 8 сентября – во имя мучеников Адриана и Наталии;
  • пятница Светлой Седьмицы – в честь иконы Богоматери «Живоносный источник».

Расписание служб, режим работы

Храм открыт для прихожан ежедневно. Время работы с 7-00 до 21-00. В будние дни службы проводятся в 8-00 и в 18-00. В воскресенье и праздники график меняется: утром служат две литургии – в 7-00 и в 10-00.

Интересные факты про храм, что в окрестностях

Поселение Гольяново получило свое название от маленькой рыбки-вьюна «гольяна», которая водилась во множестве в местных водоемах. Там, где раньше бил из земли источник, сегодня располагается баптистерий, то есть помещение для совершения таинства крещения.

Художник Гусев за основу росписи купола и центральной части храма взял фрески Ферапонтова монастыря Вологодской области, выполненные Дионисием с сыновьями в начале XVI века. Это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески иконописца Дионисия.

Информация для паломников

При храме есть паломническая служба, которая организует поездки прихожан к отечественным и зарубежным святыням.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес храма: улица Байкальская, 37а. От станции метро «Щелковская» можно проехать на автобусах NN 627, 627к, С7 или на маршрутном такси 1251к до остановки «Гольяновский пруд».

На территории храма Зосимы и Савватия создана зона отдыха. Здесь разбиты цветники, высажены деревья, установлены лавочки. Храмовый двор украшают фонтан и скульптуры сказочных героев. Жители Гольянова приходят сюда просто погулять. А в 2008 году здесь был установлен памятник царевичу Дмитрию, принявшему мученическую смерть в Угличе.

Оформление статьи: Мила Фридан

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, Москва

На северо-востоке Москвы в районе Гольяново находится церковь в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких. Храм на этом месте существует уже 356 лет. За это время произошли как трагические, так и положительные события.

История

Храм и село Гольяново тесно связаны. Впервые название упоминается в XVII веке. Селом владел царь Алексей Михайлович.

Деревянная постройка

По приказу владельца в 1662 году построена деревянная церквушка, освящённая в честь чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, которые считаются покровителями пчеловодов. Её приход включал в себя не только Гольяново, но и окрестные деревни. Храм содержался на доходы от села Покровское и свечного завода, также организованного царем. Кроме этого, церковь имела десятую часть от сельских пашни и покоса.

Каменный храм

В начале XIX века владельцами села Гольяново стали князья Трубецкие. Новые хозяева вложили много средств и сил в обустройство усадьбы. В 20-е годы на месте деревянной постройки началось возведение каменного храма. Трубецкие оплачивали и лично участвовали в строительстве. Освящение каменного строения состоялось в 1842 году.

Советское время

В годы советской власти церковь была закрыта. В здании расположилась макаронная фабрика. Частично разобранная колокольня использовалась в качестве трубы. Позднее арендатором помещения стало химическое производство, хранившее здесь химические вещества.

В результате хозяйственной деятельности внутреннее убранство было практически уничтожено, купола колокольни и четверика разобраны, гора шлака и мусора высилась выше кровли здания.

Восстановление церкви

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких была передана московской епархии в 1990 году. Благодаря усилиям настоятеля протоиерея Владимира Тимакова и слаженным действиям прихожан помещение церкви за неделю очистили от последствий хозяйственной деятельности светских организаций.

Другие православные храмы Москвы:

В настоящее время храм полностью восстановлен. На прилегающей к нему территории разбита живописная клумба с фонтаном, построено здание воскресной школы.

Читайте также:
Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

Внешнее и внутреннее убранство

Церковь в Гольянове представляет собой памятник XIX века, возведённый в стиле позднего классицизма.

Здание состоит из:

  • летней церкви, состоящая из четверика с престолом в честь преподобных Зосима и Савватия;
  • трапезной с приделами в честь святых мучеников Адриана и Натальи и иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Внутренне убранство храма состоит из фресок, выполненных в стиле XVII века и икон, пожертвованных первым настоятелем восстановленной церкви. А также в церкви хранятся частицы более 150 православных святых.

Духовно-просветительская деятельность

Посетить церковь в селе Гольяново можно в любой день недели. Можно прийти к богослужению, которые начинаются в будние дни в 8 и 18 часов. В воскресенье и праздничные дни проводят ещё одну Божественную литургию в 10 часов утра. Помещение и территория храма открыты для прихожан в любое дневное время.

Здесь молятся, осматривают внутреннее убранство храма, гуляют с детьми на прилегающей территории. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых. Храм помогает малоимущим прихожанам и поддерживает сотрудников московской Росгвардии.

Интересно! В воскресной школе, работающей при церкви, преподают не только церковные предметы, но и английский язык. А также занимаются шахматами, шашками, резьбой по дереву, выжиганием и рукоделием.

Схема проезда

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев расположен по адресу: Москва, улица Байкальская 37-А. Жителям столицы, желающим посетить церковь в Гольяново, следует доехать до станции метро «Щёлковская», пересесть на автобус No3 или No 68 и доехать до остановки «Церковь Зосимы и Савватия Соловецких».

История и деятельность храма преподобных Зосимы и Савватия в Гольяново

История обители

Храм преподобных Зосимы и Савватия тесно связан с селом Гольяново, названного в честь маленькой рыбки гольяна, которой была богата река Сосенка.

Архивное фото церкви (1925 год)

Деревянная постройка

В XVII веке небольшим поселком Гольяново и окрестными деревнями владел русский царь Алексей Михайлович Романов. Он же приказал возвести церковь, которую освятили по имени Соловецких. Такой выбор был сделан не просто так, ведь все село кормилось от свечного завода, а преподобные считались покровителями пчеловодства. Кроме того, приход содержался за счет сельского хозяйства, имея десятину от собранного урожая.

Каменный храм

Деревянная церковь просуществовала до 1842 года. В это время селом уже владел князь Николай Сергеевич Трубецкой, за которым также значились близлежащие селения Лукино, Никольское, Абрамцево и Суково. Вложив немалый капитал, он заменил уже обветшавшую постройку на каменный храм. По задумке архитектора новое здание было выполнено в стиле позднего классицизма, а к основному престолу добавился еще один. Спустя почти полвека церковь вновь перестроили, взяв за основу проект Василия Федоровича Баранова.

Советское время

Храм св. Зосимы и Савватия Соловецких благополучно существовал до 30-х годов ХХ столетия. После прихода к власти большевиков начались антирелигиозные кампании, и церкви стали массово закрываться. Из гольяновской святыни вынесли все православные реликвии, а помещение отдали под макаронную фабрику. Тогда же был разобран купол звонницы, из которой сделали печную трубу.

Естественно, церковное здание никто не ремонтировал, а все производственные отходы складировали прямо на улице, возле храма. Когда фабрику закрыли, ее место заняла химическая лаборатория. Из-за постоянного испарения химикатов вся внутренняя храмовая роспись была уничтожена. По итогу, к концу 80-х годов церковь представляла собой печальное зрелище – разобранный купол и звонница в аварийном состоянии, разрушенная практически до основания апсида, воронка вместо пола, а также горы мусора высотой до самой крыши.

Храм Зосимы и Савватия в Гольяново

Восстановление церкви

Храм Зосимы и Савватия вернули РПЦ только 31 марта 1990 г. Настоятелем стал протоиерей Владимир Тимаков. Тогда же начались активные реставрационные работы.

Утерянные настенные фрески восстановить не удалось, однако получилось воссоздать стилизованную под XVII век роспись, над которой трудились Евдокия Трофимовна и Татьяна Александровна Брягины – потомственные мастера храмовой живописи. Всю остальную часть расписывал знаменитый русский изограф Николай Владимирович Гусев. Когда он скончался, его дело продолжила дочь.

Реставрация была завершена только в 2005 г. Тогда же храм на постоянной основе открыл свои двери посетителям.

Видео «Храм Зосимы и Савватия в Гольяново»

В этом видеосюжете рассказывается история старинной церкви.

Внешнее и внутреннее убранство

Несмотря на утерю оригинального декора, церковь преподобных Соловецких официально признана историческим памятником XIX столетия. Храм выстроен в стиле ампир, имеет трехъярусную звонницу, два престола и один придел, освященный в честь богородичной иконы «Живоприемный источник». Здание облицовано светло-желтой штукатуркой, которая гармонично сочетается с белоснежными архитектурными элементами. Храмовая роспись повторяет стилистику первоначальных фресок.

Территорию гольяновской святыни украшает элегантный фонтан и живописные цветочные клумбы. Здесь же можно полюбоваться множеством сказочных скульптур, а также памятником св. Дмитрию Углицкому, открытому 21 августа 2008 г. Позади церкви расположена трехэтажная прямоугольная постройка, где находится воскресная школа, библиотека, художественный музей, конференц-зал.

Духовно-просветительская деятельность

Помимо регулярных богослужений, храм преподобных Зосимы и Савватия активно занимается не только просветительской, но также социальной деятельностью. Как уже было сказано, при церкви открыта воскресная школа, куда могут поступить все желающие независимо от возраста. Те, у кого есть вокальный талант, могут стать участниками церковного хора или просто посещать кружок пения. Каждые выходные хористы поют на торжественных или поминальных службах.

По воскресеньям, после второй Божественной литургии, нынешний настоятель Роман Богдасаров проводит с прихожанами беседы. На них обсуждаются текущие проблемы, новости в мире православия, церковный устав, а также годовое расписание богослужений.

При гольяновской церкви работает молодежный клуб. Там регулярно встречаются единомышленники, которые ведут различные дискуссии на религиозную тематику или обсуждают актуальные жизненные вопросы.

Храм помогает малообеспеченным и многодетным семьям, предоставляет гуманитарную помощь неимущим, инвалидам, одиноким старикам. С февраля 2018 г. церковь является духовным центром Росгвардии – занимается окормлением столичных военнослужащих.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново (Москва)

Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове — православный храм Воскресенского благочиния Московской епархии. Храм расположен в районе Гольяново, Восточного административного округа города Москвы.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Первое упоминание о селе, получившем название от рыбки “гольян”, в изобилии водившейся в местных водоемах, относится к 60-м годам XVII столетия, когда Гольяново было вотчиной царя Алексия Михайловича Романова. Через него проходила древняя Хомутовская дорога, идущая из Москвы к «великокняжеским бортням» на реке Клязьме. Его точное именование было: «Покровское, Васильцова уезда, стана Радонежской десятины». Близко к этому времени в Гольянове была построена деревянная церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Видимо, застройщиком ее являлся сам царь Алексей Михайлович. Храм получал «хлебную ругу» (содержание) из села Покровского. Еще свидетельствуется, что храм наделен был «десятиной пахотной земли и десятиной покосов», на эти доходы содержался храм и его причт. Царем Алексеем Михайловичем в Гольянове был построен еще и свечной завод. С момента построения храма в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия, к Гольянову уже нельзя относится как к приселку, а только как к селу.

В 60-е годы ХVII века (1662 г.) приход состоял из 58 дворов, причем, входили сюда не только жители Гольянова, но и крестьяне соседних деревень – Черницыно, Абрамцево, Кобылино.

Гольяново с окрестными деревнями находилось уже в ведении Главной дворцовой канцелярии. Но поскольку доходным имением оно не было, то к началу XIX века село оказалось в руках частных владельцев. В 1805 году Гольяново приобрел некий Сергеев, а с 1811 года оно значится уже за надворным советником князем И.Н. Трубецким. В имение последнего входили также и окрестные селения: Абрамцево, Лукино, Суково и бывший дворцовый приселок – Никольское.

После Отечественной войны 1812 года и разграбления французами основной усадьбы князей Трубецких в Говорове, Иван Николаевич Трубецкой и его жена — Наталья Сергеевна (урожденная княжна Мещерская), перебрались в тихое Гольяново. С переездом князей Трубецких в Гольянове забурлила жизнь. Вокруг имения в Гольянове был разбит парк и создан огромный водоем. К 1816 году Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится церковь кирпичная, которая освящается в 1842 году.Помещики Трубецкие были не только основными вкладчиками, но и строителями храма. Церковь имел две части – холодная часть храма, или летняя церковь (четверик с престолом в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких), и зимний придел – трапезная часть храма, с престолом в честь свв. мучеников Адриана и Натальи. На месте старой деревянной церкви была возведена каменная часовня. Церковь построена в стиле ампир – позднего классицизма. Трапезная часть храма имела пока только один придел в честь святых мучеников Адриана и Натальи; там, где ныне находится алтарь «Живоносный Источник», струился живой ключ. К концу XIX века усадьба Трубецких значилась уже за Товариществом Балашихинской мануфактуры. В 1872 году огромный надел размером 2653 десятины, в который входили села: Гольяново, Никольское и другие окрестные деревни, был продан купцу А.Н. Прибылову. Рядом с Гольяновом находился кирпичный завод Венедикта Веденеева и ткацко-красильное заведение. Здесь же продолжал работать бывший царский свечной завод, только уже под началом Московского Епархиального ведомства.

В 30-х годах XX века в Гольянове был создан свиноводческий совхоз имени 10-летия Октября. Советские преобразования этого времени коснулись и церкви: храм был закрыт, а помещение отдано под макаронную фабрику, со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1960 году Гольяново вошло в состав Москвы, а к началу 70-х годов попало в зону массовой жилищной застройки. Здание храма до последнего момента остается в Гольянове единственной ценной постройкой первой четверти XIX в.

31 марта 1990 года, после 75 лет разрухи и осквернений, храм преподобных Зосимы и Савватия был возвращен Русской Православной Церкви. Здание стояло без купола, с порушенной алтарной абсидой, с кратером вместо пола в четверике, с обезглавленной колокольней. От хранения и использования для опытов над кроликами и крысами химикатов на стенах не только не сохранилось росписи, не было самой штукатурки, сам кирпич пришлось стесывать на полтора метра от пола, потому как химикатами он весь был протравлен, и никакая штукатурка, а тем более роспись, держаться на нем не могли. Когда храм был приспособлен под макаронную фабрику, то, чтобы не ставить фабричной трубы, колокольню храма приспособили для вытяжки дыма, предварительно разобрав у нее купол. Кроме того, шлак из печей в течение десятилетий не вывозился, а высыпался прямо на территории. И когда храм был отдан Церкви, то пришлось вывезти с территории храма (и это в Москве-то!), ни много ни мало, сто двадцать вагонов «культурного грунта».

Храм представлял неописуемое зрелище. Входить в него можно было только через окно, которое ныне в алтаре придела святых мучеников Адриана и Наталии; там же, где ныне престол «Живоносный Источник», никакого алтаря в храме никогда ни в какие времена не существовало. На его месте была выемка от бившего источника, который снабжен был своеобразным кирпичным перекрытием, и вход к источнику представлял собою лаз: всякий желающий почерпнуть из источника, мог сделать это только подобравшись к нему на коленях. (На месте источника впоследствии был возведен баптистерий.) На месте четверика, вместо купола красовался небесный свод, вместо пола зиял кратер. С самого верха, откуда должен был бы начинаться купол, до дна вырытой в полу воронки, спускалась немыслимая по величине железная конструкция, которую и поднять-то можно было только мощным краном. Алтарная апсида главного алтаря была разрушена.

На 31 марта 1990 г. (день принятия ключей) был назначен субботник. О субботнике население было заранее оповещено. В течение двух дней и трех ночей соорудили временный иконостас. Народная помощь не иссякала всю неделю, но и результаты налицо: не взирая на невыразимую, даже ужасающую разруху за одну неделю руины храма были приспособлены к Богослужению. 31 марта были приняты ключи, шестого же апреля вечером уже была отслужена первая Всенощная, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. На самый день праздника утром, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, было совершено малое (священническое) освящение престола в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и совершена первая Божественная Литургия.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Ныне существующий храм в стиле классицизма с трехъярусной колокольней был выстроен в 1842 г. После 1917 г. храм был закрыт и обезглавлен. Вновь освящен в 1990 г За последние годы храм преображается на глазах. Из руин возвысились стены храма, вновь устремилась к небу величавая колокольня и своим перезвоном приглашает людей в храм прославить Бога.

На территории храма посажен прекрасный цветник, в центре которого бьет фонтан.

Кроме того, за храмом располагается трехэтажное здание воскресной школы, в котором также находится музей картин и скульптур, библиотека и конференц-зал.

21 августа 2008 года в день престольного праздника на территории храма был открыт памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому.

Деятельность прихода [ править ]

При храме Зосимы и Савватия Соловецких имеется баптистерий.

Действует воскресная школа для детей и взрослых, а также имеется Духовно-просветительский центр.

Создана благотворительная служба по оказанию помощи малоимущим.

Работает библиотека и церковный музей.

Действует Родительский комитет — общественное объединение жителей муниципального района Гольяново, актив которого составляют учителя ближних школ и прихожане храма.

Святыни [ править ]

  • Образ святителя Николая с житием, икона Тверских письмен.
  • Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – с двунадесятыми праздниками. На обратной строноне иконы – печать с годом и автором написания – 1691 год, Сильвестр.
  • Два ковчега – на 50 и на 100 мощей. Изготовлены Андреем Матвеенко, методом маркитри (мозаика по дереву)
  • Голгофский крест. Крест сделан по образцу того креста, который находится в старообрядческой часовне московского Преображенского кладбища. Исходник был изготовлен византийскими мастерами и относится к XIV веку.

Престольные праздники [ править ]

Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких – 10 октября, 30 апреля

Мучеников Адриана и Наталии – 8 сентября

Как добраться [ править ]

Адрес: г.Москва, Байкальская ул., 37А (ближайшее метро: “Щелковская”)

Проезд: авт. 3, 68, ост. “Аптека”

Паломнику [ править ]

В храме обустроен баптистерий.

Фото [ править ]

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Памятник Святому благоверному царевичу Димитрию Угличскому

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: