Дмитриевский собор во Владимире: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Дмитриевский собор во Владимире: режим работы 2021 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15–20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

Режим работы в 2021 г.

  • Ежедневно, кроме вторника и субботы, с 10:00 до 18:00
  • По субботам с 10:00 до 19:00
  • Вторник — выходной день
  • Санитарные дни — 12, 13, 14, 15, 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28 и 29 января, 17 февраля, 24 марта и 21 апреля

Стоимость билетов в 2021 г.

  • Взрослые — 150 рублей
  • Дети до 16 лет — бесплатно
  • Дети с 16 лет и студенты — 100 рублей

История

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность — у него было 12 детей. В то время князья имели два имени — княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества — Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807–1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Наружное убранство

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  • Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция “Вознесение Александра Македонского на небо”. Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него — остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Читайте также:
Храмы Ростова-на-Дону: адреса и список церквей и монастырей

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-жёлтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами — греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Официальный сайт

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

Дмитриевский собор во Владимире — это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Домонгольские храмы Руси: Дмитриевский собор во Владимире

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами. Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя. Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус. В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы. Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда». В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня. В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован. Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол. Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора Старый крест в алтаре Дмитриевского собора Убранство Дмитриевского собора Дмитревский собор изнутри Деталь ворот Дмитриевского собора Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес: Владимирская область, город Владимир, ул.Большая Московская, 60. Телефон: (4922) 32-42-63.

Режим работы: ежедневно, с апреля по октябрь с 10.00 до 17.00, с ноября по март с 10.00 до 16.00, кроме вторника и последней среды месяца.

Официальный сайт: www.vladmuseum.ru

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Поэма в камне! Очень похож на шедевр мировой архитектуры — Храм Покрова на Нерли!

Да, храмы очень похожи. Но храму Покрова на Нерли, на мой взгляд, повезло больше в том, что он стоит в очень живописном месте и виден издалека. А Дмитриевский собор несколько зажат в городе.

Маша, спасибо тебе за Дмитриевский собор. Так мечтаю приехать во Владимир самой, безо всяких туриков и постоять у храма, рассмотреть все композиции, обойти кругом…. Немного у нас таких храмов, как Дмитриевский. В Юрьеве Польском интересная Георгиевская церковь. В Новгороде есть домонгольские храмы. Но Дмитриевский — один!

Я тоже обожаю этот собор. Помню, еще когда была подростком, у меня была книга. Называлась что-то типа «Рассказы об архитектуре». И там была фотография Дмитриевского собора. И как-то сразу он лег на сердце. Своими пропорциями, соразмерностью. И каждый раз, бывая во Владимире, старалась побывать и в нём.

Спасибо, Мария, за статью. Разделяю твое восхищение красотой Димитриевского собора, настоящий шедевр белокаменного зодчества домонгольской Руси. Здесь меня всегда завораживала резьба по камню — восхищают и техника резьбы и сюжетная линия. К сожалению в границах Золотого кольца сохранилось мало архитектурных шедевров домонгольского каменного зодчества. Согласен с Татьяной, которая упомянула о Георгиевском соборе в Юрьев-Польском. К сожалению он в 15 веке разрушался и в нынешнем виде представлен восстановленным не без потерь. Здесь резьба по камню, несмотря на частичные утраты, просто восхитительна и поражает своей красотой и загадочностью представленных сюжетных линий.

Увы — многое было разрушено монголами. На Севере много храмов домонгольского периода…
Теперь вот тоже мечтаю увидеть Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Интересно будет сравнить впечатления.

Обязательно посети Юрьев-Польский. Внимательно изучи белокаменную резьбу Георгиевского собора. По сюжету это были целые повествования, равноценные росписям интерьеров. Однако после разрушения при восстановлении не все камни были поставлены на свое место, т.е. своеобразный «пазл» был нарушен, но и то что осталось также весьма интересно.

Уф, вроде только был во Владимире, а уже два года прошло…
Спасибо за освежение воспоминаний!

Сама поражаюсь, как быстро летит время. Вчера вернулась из поездки в Нижний Новгород, снова по пути туда и обратно останавливались во Владимире.

В юности была во Владимире, а этот собор помню до сих пор. Он, как и тот, что на Нерли оставили неизгладимое впечатление. Правда, не помню, был ли тогда собор открыт для осмотра внутри. Зато белокаменное «кружево» стен стоит перед глазами…

Да, собор поражает воображение. Пожалуй, единственное, что ему мешает — это окружение, он несколько зажат. И оттого не разглядеть всей его красоты, как у Храма Покрова на Нерли.

Дмитровский собор возведен Христом в честь своего Воскресения.За 5-6 лет до этого он же, возвел Покрова на Нерли. И там и там Он написал СТВЪ_ДВДЪ. Сотворил ДавыдЪ. Звали его Андрей Глебович. Хотя ученые думают, что Юрьевич.

Успенский Желтиков монастырь в Твери

Город Тверь впервые упоминается в летописях под 1135 годом. В XIII веке город становится центром княжества, которым управляют потомки брата кн. Александра Невского Ярослава Ярославича. На рубеже XIII — XIV веков Тверь реально боролась за первенство с Москвой и сопротивлялась татарам, но после сокрушительных поражений влияние княжества было сильно подорвано. Однако в духовной истории Северо-Восточной Руси большое значение имел Желтиков Успенский монастырь г. Твери.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Ливнах: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

История постройки

Монастырь основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Этот святитель прославлен Русской Церковью и о нем известно, что он происходил из знатной тверской семьи и в ранние годы удалился в Киево-Печерский монастырь, где и принял постриг.

Он был архидиаконом митрополита Киприана, по его настоянию принял сан епископа. Святитель строил Успенский Желтиков мужской монастырь г. Твери по подобию Киево-Печерской обители, в нем он и обрел в 1409 году место своего упокоения, а история дальнейшая монастыря складывалась следующим образом:

  • при владыке Арсении был возведен каменный Успенский храм в 1404 году, в нем владыка и был погребен в 1409 году;
  • во времена Смуты начала XVII века монастырь был разорен и пришел в запустение;
  • Желтиков монастырь г. Твери восстановлен в 1630-х годах, а главный храм в 1652 году;
  • в XVIII веке были возведены Алексеевский храм и церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских;

Монастырь был закрыт после 1918 года. С 1929 года в нем размещался детский дом. В 1930 года была разобрана колокольня до первого яруса.

Но почти полностью монастырь был уничтожен в 1941 году советскими войсками при отступлении: взорваны Успенский собор, Алексеевская церковь, храм в честь прп. Антония и Феодосия Печерских, настоятельских корпус, часовня, ограда. Причину таких действий с логической точки зрения объяснить сложно, так как во всех этих разрушениях не было никакого смысла.

Интересный факт! Есть версия, по которой монастырские постройки были взорваны, потому что в них располагались авиамастерские. По другой версии обитель разбомбили наступающие немцы, так как в ней находился наблюдательный пункт.

Современное состояние

От древнего монастыря в настоящее время остались только руины братского корпуса и один ярус колокольни, построенной в 1914 году. Как таковой монастырский ансамбль не сохранился. На территории обители находился некрополь с погребениями Тверских епископов и знаменитых людей города. Здесь похоронены Федор Николаевич Глинка и его жена Авдотья Глинка.

К сожалению, кладбище было разорено еще в 1919 году.

После войны оставшиеся постройки и территория монастыря были переданы военным, которые использовали бывшую обитель для хозяйственных нужд. Только в 2015 году все, что осталось от Желтикова монастыря, передали церкви. В 2017 году был заложен первый камень на месте возрождаемого Успенского храма.

На территории обители провели раскопки, начали восстанавливать первый ярус колокольни, где 23 февраля 2019 года было совершено первое, со дня закрытия монастыря, богослужение.

Святыни

Главная святыня Желтикова монастыря – это рака со св. мощами святителя Арсения, которая пребывала в Успенском соборе. После революции 1917 года мощи в 1919 году были вскрыты и выставлены на обозрение всем желающим.

С того времени судьба св. мощей неизвестна. По некоторым данным, они были переданы на хранение в краеведческий музей, но до сих пор нигде не обнаружены.

Также в Желтиковом Успенском мужском монастыре г. Твери хранился посох святителя, позолоченная панагия и гроб, который еще при жизни изготовил сам святитель Арсений. Все это было утрачено.

На заметку! Еще в 1970-х годах позолоченная панагия хранилась в Калининском краеведческом музее, но после 2008 года реликвия исчезла из музея.

Настоятели

При открытии монастыря братию возглавляли настоятели в сане игуменов. А после того, как при гробе святителя Арсения был исцелен рыболов, распоряжением царя Ивана IV Грозного, настоятели посвящались в сан архимандритов.

Один год с 1759 по 1760 монастырем управлял святитель Тихон Задонский, будущий епископ Воронежский, духовный писатель, прославленный Русской Церковью в 1861 году.

С 1838 года по 1891 год монастырем управляли викарии Тверской епархии епископы Старицкие. В разные годы здесь на покое проживали епископы Геннадий (Левицкий), Арсений (Изотов, он умер в обители и 1909 году и погребен на монастырском кладбище), Гавриил (Голосов). В Желтиковом монастыре принял монашество в 1767 году будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин).

После возвращения монастыря церкви был назначен в 2019 году новый настоятель, а также разработан проект возрождения обители.

Интересный факт! Монастырь нередко посещали знаменитые личности. В 1654 году в нем побывал патриарх Московский Никон, в 1656 году Антиохийский патриарх Макарий, в 1745 году императрица Всероссийская Елизавета Петровна.

Как добраться

Монастырь расположен на окраине Пролетарского района г. Твери, официальный адрес: д. Борихино, 91.

С трассы М10 надо свернуть на Старицкое шоссе и доехать до поворота, отсюда по грунтовке вдоль рощи можно достигнуть места, где был когда-то монастырь.

ЖЕЛТИКОВ МОНАСТЫРЬ

Желтиков монастырь, дореволюционная фотография

Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (недейств., в пределах Тверской епархии)

Был расположен близ Твери, на берегу р. Тьмаки, в местности, называвшейся ранее Желтиково.

Основан в 1394 году святым Арсением Тверским, который в то время воздвиг храм во имя преподобных Антония и Феодосия. Первоначальный соборный храм в честь Успения Божией Матери был построен в 1404 или 1406 году. Святитель Арсений основывал обитель по образцу Киево-Печерской Лавры.

При святителе Тверском Акакие в XVI веке стал архимандритией.

12 сентября 1709 года в монастыре был освящен Алексеевский храм, устроенный царем Петром I. Одно время в монастыре жил сын царя, царевич Алексей Петрович. Впоследствии его чертоги сохранялись как достопримечательность.

Соборный храм несколько раз перестраивался; в последний раз был возобновлен в 1780 году. Здесь в серебряной вызолоченной раке покоились мощи святого Арсения и замечательные иконы древней живописи: Нерукотворного образа Спасителя и святого Арсения. В храме Антония и Феодосия находились икона Успения Божией Матери, келейная святителя и замечательная по искусству резная икона Страдания Спасителя. В монастыре сохранялись: омофор святителя Арсения; крест, найденный в гробе его; посох и каменный гроб, сделанный им самим для своего погребения.

Монастырь был закрыт не ранее 1919 года.

Уцелевшая часть колокольни Желтикова монастыря, 2012 год. Фото Юрия Верещагина с сайта sobory.ru

До начала Великой Отечественной войны на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В 1930 году была полностью разобрана на кирпичи старая колокольня, а новая трехъярусная колокольня 1914 года лишилась двух верхних ярусов.

В октябре 1941 г. при отступлении советских войск были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь.

В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

В 1945 году Желтиков монастырь был снят с госохраны.

14 января 2019 года было образовано архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова монастыря, с поручением иеромонаху Агапиту (Евдокимову) настоятельских забот по восстановлению монастырских зданий, обустройству монастырской жизни по уставу и распорядку обители [1].

Настоятели

  • Свт. Арсений Тверской (1394 – 2 марта 1409)
  • Илия (XV в.)
  • Феодосий (Голосницкий) (1753 – 1755)
  • Свт. Тихон Задонский (1759 – 1760)
  • Макарий (Петрович) (1763 – 24 декабря 1765) [2]
  • Арсений (Москвин) (1784 – 11 февраля 1789)
  • .
  • Павел (Алимпиев) (? – 1836) [3]
  • Сергий (Орлов) (? – 14 сентября 1847 [4])
  • Платон (Казанский) (1848 – 9 января 1865) [5]
  • Гавриил (Розанов) (18 марта – 8 сентября 1858)
  • .
  • Гавриил (Голосов) (4 января 1882 – 29 ноября 1886)
  • Геннадий (Левицкий) (29 ноября 1886 – 21 мая 1891)
  • Антоний (Люцернов) (21 мая 1891 – 8 октября 1896)
  • Владимир (Покровский) (8 октября 1896 – 4 августа 1904)
    • Макарий (Раевский) (+ 6 февраля 1901), игум. [6]
  • Арсений (Изотов) (26 марта 1905 – 16 апреля 1909) [7]
  • Антоний (Егоров) (21 мая 1909 – 8 ноября 1911)
  • Гавриил (Голосов), 2-й раз (22 ноября 1911 – 13 августа 1916)
  • Филарет (Никольский) (23 сентября 1916 – 2 марта 1918)
  • Сщмч. Петр (Зверев) (6 марта 1918 – февраль 1919 ?)
  • Борис (Соколов) (упом. ок. сер. 1919)

Архиерейское подворье

Литература

  • Тверские епархиальные ведомости, Тверь, 1877-1918 // Биографическая база данных и собрание материалов Духовенство Русской Православной церкви в ХХ веке на сайте Соловецкого монастыря:
    • http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/3032/
  • Маштафаров А. В., Жёлтиков (Желтиков) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия, т. 19, с. 159-164:
    • http://www.pravenc.ru/text/182239.html

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?5_1219
  • Булгаков С. В., “Желтиков Успенский мужской монастырь” // Энциклопедический словарь русской цивилизации Святая Русь [Сост. О. Платонов]:
    • http://www.rus-sky.com/rc/j.htm
  • Страница сайта Народный каталог православной архитектуры:
    • http://sobory.ru/article/?object=04673

[2] Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 62. Азбучный указатель имен русских деятелей для “Русского биографического словаря”, ч. 2, М-Ф, СПб, 1888, с. 689, http://www.prlib.ru/item/363700#i=4347606_doc1_D8EEDB83-A113. iff ; Книга памяти Тверской семинарии ректора Желтикова монастыря архимандрита Макария // Тверские епархиальные ведомости, 1881, № 17 (1 сентября), часть неофиц., с. 377-378.

[3] Анатолий (Смирнов), игум., Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, Весьегонского уезда Тверской губернии, Тверь, 1883, с. 60, http://books.google.com/books?id=zdP7AgAAQBAJ&pg=PA60 ; http://www.prlib.ru/item/416643#i=1464408_doc1_DEA49B8E-942A. iff

[4] Русский биографический словарь / изд. под наблюдением А. А. Половцова, СПб.: Имп. Рус. ист. о-во, т. 18: Сабанеев – Смыслов, 1904, с. 363, https://dlib.rsl.ru/viewer/01002921723#?page=365

[5] Русский биографический словарь / изд. под наблюдением А. А. Половцова, СПб.: Имп. Рус. ист. о-во, т. 14: Плавильщиков – Примо, 1905, с. 47-48, http://dlib.rsl.ru/viewer/01002921692#?page=50

[6] Епархиальная хроника [отправлена панихида по . игум. Макарии (+ 6 февр. 1901 г.)] // Тверские епархиальные ведомости, 1901, № 24 (15 декабря), с. 745-746.

[7] Высочайшие повеления (об увольнении еп. Сухумского Арсения от управления епархиею на покой) // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1905, № 14 (2 апреля), с. 100; Епархиальная хроника (информация о смерти) // Тверские епархиальные ведомости, 1909, №№ 15-16 (20-27 апреля), с. 148.

Тверской Успенский Желтиков монастырь подворье епархиального мужского монастыря

История

Эта обитель имеет богатую, славную историю. В настоящее время монастырь почти полностью разрушен. От него остался только братский корпус и нижний ярус колокольни.

Монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним из красивейших в окрестностях Твери.

По свидетельству церковного предания,Арсений родился в г. Твери. Год его рождения неизвестен. Воспитан был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил свой дом в приют для странников и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть эту вражду, юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать ему путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил г. Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял постриг.

Добродетельный и трудолюбивый инок, сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание святителя Киприана, будущего митрополита Московского и всея Руси. Киприан посвятил инока Арсения в иеродиаконы.

Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву святого Арсения, которому было поручено заниматься всеми делами внутреннего устроения Русской Церкви.

В то время в Твери возникли большие разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным тверским епископом Евфимием. Последний несправедливо был лишен кафедры и сослан в Николаевский Мытицкий монастырь в Твери, где вскоре скончался. На его место митрополит Киприан назначил святителя Арсения.

Вступив на епископскую кафедру, Арсений стремился положить конец княжеским распрям, водворить в родной Твери мир и согласие. В 1403 году ему удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем.

В течение многих лет архипастырского служения святитель Арсений основал около 40 монастырей в Твери и ее окрестностях, также освятил соборы в честь архангела Михаила и святителя Николая в Старице, обновленный каменный Спасо-Преображенский кафедральный собор в Твери.

Не забыл святитель Арсений и родную Киево-Печерскую Лавру, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки в 4 верстах от Твери, на урочище Желтикова он основал монастырь, где тогда же была построена деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. 30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По окончании строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского патерика — самая древняя из дошедших до нашего времени редакция сборника житий русских святых, получившая название Арсеньевской.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба святого свершались многочисленные чудеса. Одно из чудес, свершившихся у раки святого уже после его официальной канонизации на Соборе 1547 года, — воскрешение из мертвых рыбака Терентия — было прославлено епископом Акакием. Он, узнав о чуде, приказал бить в колокола и, несмотря на глубокую старость, с архиереями и народом крестным ходом отправился в монастырь. Опросив воскресшего и отслужив литургию, он завещал похоронить себя рядом с чудотворцем Арсением.
В 1655 году монастырь посетил патриарх Никон. Он осмотрел мощи Арсения, нашел их неизменившимися за прошедшие 250 лет – обветшало лишь облачение. По желанию Его Святейшества от святых мощей была отделена небольшая частица, которую затем увезли в Москву. После того, как во время Великой Отечественной Войны мощи святителя пропали, промыслом Божиим, именно эта частица мощей, увезённая патриархом Никоном в столицу, уже в 21-м веке была передана в Малицкий монастырь.

17 и начало 18 веков стали для монастыря временем коренных преобразований. Старые постройки, возведенные еще при Арсении постепенно уступают место новым.
В 1637 году из-за ветхости древний каменный храм Успения Богородицы, построенный самим святителем был разобран, а на его месте было возведено новое здание. Это был монументальный пятиглавый собор.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна посетила Желтиков монастырь. По повелению Елизаветы храм был богато украшен. Для главной святыни монастыря – мощей Святителя Арсения – была изготовлена новая, кипарисная рака, обложенная серебряными и золочеными досками.

В 1703 году император Петр I по обету, в честь благополучного выздоровление царевича Алексея повелел возвести в Желтиковом монастыре каменную церковь во имя Алексея, человека Божия над монастырскими Святыми воротами.
С царевичем Алексеем связана так же постройка в монастыре царских чертогов – специальных палат для особ царской фамилии. По легенде царевич неоднократно бывал в монастыре, встречался на его территории со своим царственным отцом.

После закрытия в 1919 г. монастыря национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов 25 мая под проклятие верующих комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. О целях и результатах работы комиссии можно только догадываться – взять те древние, прежде всего, неоценимо дорогие для верующих духовные и русского ювелирного мастерства ценности как обыкновенный ценный металл – серебро и золото. Где ныне мощи святителя Арсения, пока неизвестно. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.

До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь препод. Антония и Феодосия, ограда, ризничная–часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

ЖЁЛТИКОВ (ЖЕЛТИКОВ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился в вол. Суземье Тверского княжества, с XV в. Тверского у., со 2-й пол. XVIII в. до 1-й трети XX в.- Тверском у. Тверской губ., в 4 верстах от г. Твери, на левом берегу р. Тьмака.

Основан в местности, называемой Желтиково (Жолтиково), в 1394 г. свт. Арсением, еп. Тверским, который, согласно Рогожскому летописцу, «в лето 6902-е. поставил церковь на реце на Тмаце во имя святых отец Феодосиа и Антониа и согради монастырь» (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Ч. 1. Стб. 164). В более поздней Никоновской летописи этот текст приводится после статьи от 6 мая 6902 г. (ПСРЛ. 1897. Т. 11. С. 156). Поэтому уточненной датой освящения храма и основания мон-ря следует считать 3 мая 6902 г., день празднования преставления прп. Феодосия Киево-Печерского (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 330). С нач. XV в. соборной становится возведенная в Ж. м. каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, вероятно с этого времени мон-рь стал именоваться Успенским. В более позднем источнике, Житии свт. Арсения, еп. Тверского (самые ранние списки относятся к кон. XVI в.), детали рассказа о создании обители не совпадают с летописными данными. Агиографическая традиция предполагает одновременное строительство в кон. XIV в. каменного Успенского храма, деревянных ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и келий (подробнее см.: Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007. С. 323-325).

По штатам 1764 г. Ж. м. был отнесен к 3-му классу, с 29 февр. 1836 г.- второклассный. В 1724 – дек. 1728 г. к обители был приписан Шеренский (Ширинский) Благовещенский монастырь Кашинского у. 2 марта 1909 г. по указу Святейшего Синода от 15 нояб. 1908 г. в Ж. м. праздновалось 500-летие со дня преставления свт. Арсения.

Настоятели и братия, именитые посетители

В 1615 г. в разоренном поляками Ж. м. остался только архим. Иосиф, в 1685 г. в мон-ре проживали архимандрит, казначей, 2 черных священника, 9 «братов», дьячки; слуги (коровник, конюх, дьячок и стряпчий, при хлебне – 3 работника); в 1702 г.- архимандрит, келарь, казначей, 3 черных священника, черный диакон, 2 «крылошанина», 8 старцев, монах; вне монастыря – слуги (скотник, 2 конюха, повар, часоводец, дьячок и др.); в 1737 г.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 18 монахов; слуги (стряпчий, 3 конюха, повар, хлебник, столяр и др.); в 1764 г.- архимандрит, 8 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 монаха, белый священник, псаломщик и пономарь, а также 26 служителей (2 звонаря, 4 слуги, стряпчий, истопник, печник, 2 повара и др.); в 1801 г.- архимандрит, 5 иеромонахов (в т. ч. духовник и казначей), иеродиакон, 2 монаха, 7 послушников; в 1829 г.- 6 иеромонахов (в т. ч. казначей, ризничий и помощник ризничего), 3 иеродиакона, монах, вдовый священник, диакон, 2 послушника; в 1901 г.- архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В 1917 г. в Ж. м. положено по штату 17 насельников, реально в обители проживали настоятель (епископ на покое), казначей, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах, 5 послушников на испытании.

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна.

Храмы

С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202).

Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким. а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье // Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

В 1635-1639 гг. после изыскания необходимых средств и строительных материалов руины были разобраны «до подошвы» и началось строительство нового собора «в вечный помин» по Патриарху Филарету (Романову). В эти годы мощи святителя временно находились в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1654 г. новый Успенский собор был построен, 2 июля 1655 г. освящен Тверским архиеп. Лаврентием. Формы собора, вероятно, во многом повторяли формы старой церкви, на фундаменте к-рой он был возведен. Согласно описи 1702 г., церковь была «каменная белая, на ней глава деревянная, обита чешуею, крест деревянный, обит белым железом» (Там же. Ф. 237. Оп. 1. № 46. Л. 665). Такое же завершение имел правый придел во имя свт. Арсения Тверского. В основном пространстве храма находился 2-ярусный иконостас, в приделе – 5-ярусный. Скромнее выглядел левый придел во имя Нерукотворного образа Спасителя, где находились ветхие царские двери и единственный местный образ «Царь царем», большая часть придела была занята ризницей.

В кон. XVII-XVIII в. весь комплекс Ж. м. был перестроен в камне. В 1713-1722 гг. на средства тверичей И. Ф. Викторова и И. М. Вагина был возведен новый монументальный 5-главый с кубическим 2-светным объемом и 3-частной апсидой Успенский собор; сохранился придел во имя свт. Арсения Тверского. Небольшие барабаны глав были гранеными, боковые главы заметно приближены к центральной. Редкой особенностью внутренней структуры были 2 круглых белокаменных столпа, на к-рые опирались своды и центральный барабан. Т. о., храм относился к уже выходившему в то время из моды типу столпных соборов, построенных в традициях допетровского зодчества.

Следующим после собора каменным сооружением Ж. м. была ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, построенная на месте одноименной трапезной деревянной церкви, к-рая упоминалась еще при основании мон-ря в 1394 г. В нач. XVII в., после разрушения собора, она была, по-видимому, временно переосвящена в честь Успения и выполняла роль главного храма монастыря. В писцовой книге 1627-1628 гг. вновь значится деревянный храм «клецки» во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1685 г. в мон-ре уже была возведена новая одноименная деревянная шатровая церковь. Каменная одноглавая теплая церковь с трапезной на подклете построена между 1685 и 1702 гг. в юж. части мон-ря, вдоль берега р. Тьмака. К 1764 г. над трапезной находилась глава, крытая черепицей. К храму примыкала каменная паперть с лестницей, под папертью устроены ворота. Помещения под трапезной использовались под квасоварню и кладовые, во 2-й пол. XVIII в.- под поварню, «другую хлебодарную палату» и погреб. К храму были пристроены братские кельи. В церкви находился 2-ярусный иконостас, мн. иконы которого к 1702 г. обветшали. В отремонтированной летом 1838 г. церкви поставили новый резной позолоченный иконостас с местными иконами греч. письма; очевидно, именно он и упоминается в ведомостях мон-ря нач. XX в.

В 1700-1709 гг. на средства инспектора И. Ф. Викторова с вост., зап. и сев. сторон обители была выстроена каменная ограда, заменившая «столбы забором» и деревянные св. ворота. Ограда имела угловые полукруглые башни и крытую галерею, св. ворота в юго-вост. углу ограды были украшены предстоящими фигурами ангелов с крестами. На средства того же вкладчика на св. воротах была выстроена и 12 сент. 1709 г. освящена Тверским еп. Каллистом (Поборским) одноглавая ц. во имя св. Алексия, человека Божия. Церковное предание XIX в. ошибочно связывало возведение этого храма с именем имп. Петра I. Крупная постройка была одним из первых храмов типа восьмерик на четверике на Тверской земле и редким примером надвратного храма этого типа. Фасады имели богатый белокаменный декор нарышкинского стиля. К церкви примыкали 2-этажные палаты (3 комнаты с сенями наверху, кладовая внизу), выстроенные, по преданию, для царевича Алексея Петровича, к-рый мог проживать в них лишь короткое время, фактически находясь под арестом весной 1718 г., после принудительного возвращения из-за границы. Первоначальное убранство и богослужебные предметы храма были приобретены также на средства вкладчика Викторова. В 1849 г. стены храма расписали фресками. К нач. XX в. в храме находились 4-ярусный резной позолоченный иконостас, справа от царских врат местный образ Спасителя с предстоящими свт. Арсением и св. блгв. кн. Михаилом Тверским, слева – местный Киево-Печерский образ Божией Матери, а также чтимая икона св. Алексия, человека Божия, «греческого письма» в серебряной ризе (вклад 1843 г. вдовы действительного статского советника А. М. Полторацкого, погребенного в Ж. м.). К 1917 г. в Алексиевском храме размещалась б-ка, в нижнем этаже – кельи.

По описаниям 1685 и 1702 гг., в Ж. м. находилась деревянная «рублена осмерик» шатровая колокольня с 8 колоколами. Не позднее 1713 г. между Алексиевской ц. и Успенским собором на средства вкладчика Викторова была возведена каменная шатровая колокольня. Внутри колокольни находились часы «железные русские». В июле-авг. 1803 г. сгнившая тесовая крыша колокольни была заменена на железную, в 1897 г. колокольня еще раз ремонтировалась. В 1833-1834 гг. в линии вост. ограды (между палатами царевича Алексея и настоятельскими кельями) были сооружены новые св. ворота в стиле ампир, на месте которых в 1912-1914 гг. по проекту архит. А. П. Фёдорова была построена надвратная колокольня. Все 3 яруса колокольни (проездной и 2 яруса звона) были кубическими: нижний – со слегка пирамидальными очертаниями, верхний – со срезанными углами; колокольня завершалась небольшой маковичной главой. Интересными деталями сохранившегося до наших дней нижнего яруса являются полукруглый выступ с юга, напоминающий апсиду, а также аркатурно-колончатый пояс под карнизом. С этого времени старая колокольня не использовалась, но сохранялась как памятник архитектуры.

Из келейных и хозяйственных построек в 1685 г. в Ж. м. находились деревянные кельи, архимандричья, казенная, гостиная, 5 братских келий, келья дьячков, хлебня, конюшенный двор с избой; рядом с обителью – скотный двор с избами, дворы дьячка и стряпчего. В 1-й пол. XVIII в. с востока в линию с трапезной ц. во имя преподобных Антония и Феодосия были построены каменные настоятельские покои, в кон. XVIII в. с запада возвели братский корпус в скромных классицистических формах (сохр.). Вместе с церковью эти сооружения образовывали сплошной фасад Ж. м. со стороны Тьмаки. По ведомости 1917 г., за оградой Ж. м. находились гостиный двор, 6 домов, скотный двор, бани, сараи, погреба, мельничная изба.

Сохранился подлинник жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича 1623 г. на все монастырские вотчины, выданной Ж. м. в связи с гибелью архива в Смутное время (РГАДА. Ф. 248). Согласно переписным книгам 2-й пол. XVII в., за монастырем числилось в 1653-1661 гг. 40 дворов, в 1678 г.- 47 дворов, в 1700 г.- 52 двора. В Тверском кремле мон-рю принадлежало подворье.

В период секуляризационных реформ царя Петра I в 1701-1705 гг. земельные владения обители не были конфискованы, однако все доходы с них стали поступать в Монастырский приказ. С 30 дек. 1701 г. вместо этих денег каждому насельнику, включая и архимандрита, выплачивалось единое фиксированное денежное и хлебное содержание в размерах «без чего по самой нужде быть не возможно». В период частичной секуляризации земельных владений в 1705-1720 гг., вероятно, в связи с незначительностью получаемых доходов право их сбора вновь было передано обители. На 1744 г. за мон-рем числилось 534 крестьянина. Владельческие права Ж. м. на вотчины были подтверждены в жалованной грамоте имп. Елизаветы Петровны от 5 дек. 1744 г. Документ был написан на пергаменте и украшен рисунками, листы переложены «темнолазоревой камкой», переплет также обложен камкой «с разными полосами и по ней белые травы с корни», скреплены шелково-серебряными шнурами, красновосковая печать заключена в серебряный корпус (ГА Тверской обл. Ф. 192. Оп. 1. № 4). По данным офицерской описи 1764 г., в 1-й пол. XVIII в. монахи не получали ни хлебного, ни денежного жалованья, довольствуясь общей трапезой и небольшими денежными выплатами, складывавшимися в результате раздела доходов от треб и кружечного сбора. Слуги получали по 1 р. и по 6 четв. хлеба в год. Проживавшим в мон-ре отставным офицерам и солдатам (5 чел.) полагалось в год 44 р. 30 коп., 15 четв. муки, 7, 5 четв. круп.

В 1-й пол. XIX в. штатная выплата Ж. м. составляла 701 р. 39 к. серебром. В нач. XX в. на содержание настоятеля, братии и штатных служителей ежегодно из Тверского уездного казначейства отпускалось 1192 р. 19 к. Сведения о получении мон-рем дохода в виде процентов с капитала впервые зафиксированы в билете Московской сохранной казны, оформленном в 1800 г. дочерью подполковника Н. И. Шишковой, к-рая положила в казну 500 р. ассигнациями с условием выплаты Ж. м. 25 р. ежегодно. На 1917 г. неокладные доходы составили 5129 р. 72 к., проценты по ценным бумагам 3364 р. 87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор – 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака.

Особенности богослужения

По благословению патриарха Московского Никона и по грамоте архиеп. Тверского и Кашинского Лаврентия от 12 янв. 1656 г. настоятель Ж. м. архим. Арсений получил право служить «в епископской шапке», с палицей, набедренником, «ручным посохом» и «быть четвертым архимандритом» в Твери (Описание. 1908. С. 21-23).

К нач. XX в. в Ж. м. особо чтили дни преставления свт. Арсения Тверского (2 марта), празднования Нерукотворного образа Спасителя (16 авг.), памяти Успения Пресв. Богородицы (15 авг.), памяти св. Алексия, человека Божия (17 марта), преподобных Феодосия (3 мая) и Антония (10 июля) Киево-Печерских.

Единовременные крестные ходы из Твери в Ж. м. возглавлял при открытии мощей свт. Арсения в 1483 г. еп. Вассиан (Стригин-Оболенский), по случаю чуда воскрешения рыболова Терентия у раки свт. Арсения в 1556 г.- еп. Акакий. В 1655 г. патриарх Никон установил ежегодный крестный ход в связи с перенесением мощей свт. Арсения из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в Успенский собор и положением их в раку митр. Московского свт. Филиппа (Колычева). С этого года в первый воскресный день после праздника св. апостолов Петра и Павла из всех храмов Твери в мон-рь совершалось «святое хождение» с хоругвями и крестами.

Святыни

. Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

Тверь старинная. Как в Твери Успенский Желтиков мужской монастырь в склад превратили

История постройки

Монастырь основан Тверским епископом Арсением в 1394 году. Этот святитель прославлен Русской Церковью и о нем известно, что он происходил из знатной тверской семьи и в ранние годы удалился в Киево-Печерский монастырь, где и принял постриг.


Святитель Арсений, епископ Тверской

Он был архидиаконом митрополита Киприана, по его настоянию принял сан епископа. Святитель строил Успенский Желтиков мужской монастырь г. Твери по подобию Киево-Печерской обители, в нем он и обрел в 1409 году место своего упокоения, а история дальнейшая монастыря складывалась следующим образом:

  • при владыке Арсении был возведен каменный Успенский храм в 1404 году, в нем владыка и был погребен в 1409 году;
  • во времена Смуты начала XVII века монастырь был разорен и пришел в запустение;
  • Желтиков монастырь г. Твери восстановлен в 1630-х годах, а главный храм в 1652 году;
  • в XVIII веке были возведены Алексеевский храм и церковь в честь прп. Антония и Феодосия Печерских;

Монастырь был закрыт после 1918 года. С 1929 года в нем размещался детский дом. В 1930 года была разобрана колокольня до первого яруса.

Но почти полностью монастырь был уничтожен в 1941 году советскими войсками при отступлении: взорваны Успенский собор, Алексеевская церковь, храм в честь прп. Антония и Феодосия Печерских, настоятельских корпус, часовня, ограда. Причину таких действий с логической точки зрения объяснить сложно, так как во всех этих разрушениях не было никакого смысла.

Интересный факт! Есть версия, по которой монастырские постройки были взорваны, потому что в них располагались авиамастерские. По другой версии обитель разбомбили наступающие немцы, так как в ней находился наблюдательный пункт.

Тверь старинная. Как в Твери Успенский Желтиков мужской монастырь в склад превратили

Портал Tverigrad.ru и известный тверской блогер и краевед Игорь Марченкофф представляют тридцать первый выпуск проекта «Тверь старинная», в котором в фотографиях, изображениях, фактах, историях и легендах показывают, каким город был вчера и каким он стал сегодня.

Тверской Успенский Желтиков мужской монастырь основан в 1394 году епископом Арсением на левом берегу Тьмаки при въезде в Тверь со стороны Старицы. В те годы он играл важную роль в защите юго-западных рубежей города. Первым построили деревянный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394), каменный соборный храм Успения Пресвятой Богородицы (1404).

В начале XVII в. монастырь разорили польско-литовские интервенты, многие постройки были сожжены. С 1630-х годов обитель стала восстанавливаться, в 1654 году перестроили главный собор. В первой четверти XVIII века были возведены Алексеевская церковь (1709) с примыкавшими к ней палатами (1716), новая церковь Антония и Феодосия Печерских (1709), новый Успенский собор (1713–1722), сформировавшие основную архитектурную композицию монастырского комплекса, сохранявшуюся вплоть до 1928 года.

В XVIII в. монастырь обнесли высокой каменной оградой с крытыми галереями-переходами и двумя угловыми башнями.

Вот что сообщает Иван Алексеевич Дмитриев, писатель, переводчик, издатель, в своей книге «Путеводитель от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно, сообщающий исторические, статистические и другие сведения о замечательных городах, местах и предметах, находящихся по дороге между обеими столицами / 1839 года»: «…Верстах в четырех от Твери, в тумане из-за сосновой рощи блещет златоглавый Желтиков Успенский мужеский монастырь, на береге Тьмаки, построенный св. Арсением, епископом Тверским… и обнесен на 208 сажен каменною оградою с башнями.

Настоящие каменные церкви построены и украшены иждивением Петра Великого. В соборной церкви почивают чудесами и воскресением мертвого юноши, жителя Твери, прославленные мощи св. Арсения. епископа Тверского, преставившегося в 1409 году марта 2-го, а в огра- де над воротами находятся две комнаты для жилища царевичу Алексею Петровичу: желая доставить любимой России достойнейшего преемника своего престола, великий отец-преобразователь исправлял здесь нравственность своего сына, вместе с матерью противившегося его намерениям. Государь, истощив все увещания, решился наконец отрешить царевича от наследства и манифестом 3-го февраля 1718 г. исполнил свое намерение: 21-го июня прочитали царевичу смертный приговор, от которого он получил удар, двумя днями предваривший казнь, на которую суд приговорил несчастного сына: Бог совершил Свое. Положение монастыря, окруженного разливами излучистой Тьмаки и окруженного лесами, не лишено приятности уединения. Обитель св. чудотворца Арсения, покровителя Твери, первенствует в здешних окрестностях и привлекает многочисленных богомольцев».

В начале XX века на территории монастыря находились Успенский собор, Алексеевская церковь с примыкавшими к ней палатами (справа от въездных ворот), церковь Антония и Феодосия, а близ нее – братские и настоятельский корпуса (1837). В восточной части обители располагались въездные ворота, за ними колокольня (1833). Пространство между палатами царевича Алексея и главным собором занимал монастырский сад. Царские чертоги монастыря были взорваны в 1930 году, у новой трехъярусной колокольни (1914) два верхних яруса разобрали на кирпичи.

Монастырь был закрыт советской властью в 1928 году. До начала войны на его территории располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. Монастырь сильно пострадал в октябре 1941 года при отступлении наших войск из Твери. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь преподобных Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня и Алексеевская церковь. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

Источник: Тверь 100 лет спустя: в 3 ч. 1, 66.

Используются фотографии из собрания ТГОМ, ГАТО, архива музея ГЭТ и газеты «Калининская правда», Государственного центрального музея современной истории России, архива ОАО «Мостоотряд №19», альбома «Калинин» и автора.

Участвуйте в викторине в нашей группе «ВКонтакте».

Приз от магазина «Круиз» будет разыгран в пятницу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Современное состояние

От древнего монастыря в настоящее время остались только руины братского корпуса и один ярус колокольни, построенной в 1914 году. Как таковой монастырский ансамбль не сохранился. На территории обители находился некрополь с погребениями Тверских епископов и знаменитых людей города. Здесь похоронены Федор Николаевич Глинка и его жена Авдотья Глинка.


Историческое фото Успенского Желтикова монастыря

К сожалению, кладбище было разорено еще в 1919 году.

После войны оставшиеся постройки и территория монастыря были переданы военным, которые использовали бывшую обитель для хозяйственных нужд. Только в 2015 году все, что осталось от Желтикова монастыря, передали церкви. В 2021 году был заложен первый камень на месте возрождаемого Успенского храма.

Святыни

Главная святыня Желтикова монастыря – это рака со св. мощами святителя Арсения, которая пребывала в Успенском соборе. После революции 1917 года мощи в 1919 году были вскрыты и выставлены на обозрение всем желающим.

С того времени судьба св. мощей неизвестна. По некоторым данным, они были переданы на хранение в краеведческий музей, но до сих пор нигде не обнаружены.


Поклонный крест на пруду в Успенском Желтиковом монастыре

Также в Желтиковом Успенском мужском монастыре г. Твери хранился посох святителя, позолоченная панагия и гроб, который еще при жизни изготовил сам святитель Арсений. Все это было утрачено.

На заметку! Еще в 1970-х годах позолоченная панагия хранилась в Калининском краеведческом музее, но после 2008 года реликвия исчезла из музея.

Настоятели

При открытии монастыря братию возглавляли настоятели в сане игуменов. А после того, как при гробе святителя Арсения был исцелен рыболов, распоряжением царя Ивана IV Грозного, настоятели посвящались в сан архимандритов.

Один год с 1759 по 1760 монастырем управлял святитель Тихон Задонский, будущий епископ Воронежский, духовный писатель, прославленный Русской Церковью в 1861 году.

С 1838 года по 1891 год монастырем управляли викарии Тверской епархии епископы Старицкие. В разные годы здесь на покое проживали епископы Геннадий (Левицкий), Арсений (Изотов, он умер в обители и 1909 году и погребен на монастырском кладбище), Гавриил (Голосов). В Желтиковом монастыре принял монашество в 1767 году будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин).


Богослужение на территории Желтикова Успенского монастыря

После возвращения монастыря церкви был назначен в 2021 году новый настоятель, а также разработан проект возрождения обители.

Интересный факт! Монастырь нередко посещали знаменитые личности. В 1654 году в нем побывал патриарх Московский Никон, в 1656 году Антиохийский патриарх Макарий, в 1745 году императрица Всероссийская Елизавета Петровна.

Желтиков монастырь

Успенский Жёлтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле. Он основан в 1394 году, в княжение Михаила Александровича, епископом Арсением. С западной стороны монастырь окружала сосновая роща. Местность эта в давние времена называлась Жёлтиково и связывалась историческими преданиями с событиями примирения после долгой вражды Тверских удельных князей с Московским князем Василием Дмитриевичем в конце XIV века. Расположенный на левом берегу Тьмаки при въезде в Тверь со стороны Старицы монастырь на протяжении многих столетий играл важную роль в защите юго-западных рубежей города от вражеских нападений.

Первый деревянный храм обители выстроили в 1394 году и освятили во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских — в память о бытности Арсения, до возведения его в сан архиепископа тверского в 1390 году, постриженником Киево-Печерской лавры. В 1404 году в центре обители возвели каменный соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1409 году владыка Арсений умер и был погребён в обители.

В начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1630-х годов обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1654 году перестроили главный собор.

Расцвет монастыря, пользовавшегося особым покровительством Петра I, пришёлся на первую четверть XVIII столетия. В это время были возведены Алексеевская церковь (1709) с примыкавшими к ней палатами (1716), новая церковь Антония и Феодосия Печерских (1709) и новый Успенский собор (1713—1722), сформировавшие основную архитектурную композицию монастырского комплекса, сохранявшуюся вплоть до закрытия обители в 1928 году. В XVIII веке монастырь обнесли высокой каменной оградой с крытыми галереями-переходами и двумя угловыми башнями. В 1789 году в монастыре был похоронен Михаил Коняев — капитан генерал-майорского ранга, герой русско-турецкой войны 1768—1774 годов. В 1805—1807 годах настоятелем монастыря был иеромонах Александр.

В начале XX столетия на территории монастыря находились Успенский собор, Алексеевская церковь с примыкавшими к ней палатами (справа от въездных ворот), церковь Антония и Феодосия, а близ неё — братские и настоятельский корпуса (1837). В восточной части обители располагались въездные ворота (1833). Шатровая колокольня 1833 года. Пространство между палатами царевича Алексея и собором занимал монастырский сад.

Царские чертоги монастыря были взорваны в 1930 году. Старая колокольня разобрана полностью; у новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи в 1930 году. До начала войны 1941—1945 годов на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал в октябре 1941 года при отступлении Красной армии из Твери (тогда — Калинина). Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня и Алексеевская церковь. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад военной части. В 1945 году Жёлтиков монастырь был снят с госохраны.

В настоящее время[когда?

] областной комитет по охране историко-культурного наследия оформляет вновь взятые под охрану территории и остатки построек Жёлтикова монастыря.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: