Зачем православным психотерапия
О проявлении чувств и проживании эмоций
Основной претензией православных людей к современной психологии является обвинение в том, что та якобы не признает добродетель смирения и призывает открыто проявлять любые чувства, в том числе и деструктивные.
Традиционно в нашем обществе заложено очень жесткое табу на агрессию вообще, поскольку считается, что она всегда связана с унижением другого человека.
Действительно, при нормативном подходе к определению агрессии она понимается как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее правилам социума. Между тем существуют и другие, психологические подходы к определению этого явления, исходя из которых агрессия понимается как абсолютно необходимая энергия. Без нее живое существо становится просто нежизнеспособным: оно не сможет спасти себя от стихии, не сможет никого защитить от опасности, да даже разозлиться на собственную лень и встать с дивана не сможет. Кроме того, полное блокирование в себе отрицательных эмоций приводит к атрофии любых чувств и их проявлений: в результате мы не умеем не только сердиться, гневаться, праведно или нет, но и радоваться, восхищаться, удивляться, недоумевать… и слова-то такие трудно вспоминать. Зато мы пребываем в постоянном бесплодном раздражении чувств, потому что накопленный внутри коктейль эмоций кипит, но не находит должного выхода.
Людям может казаться, что начни они проявлять все чувства, которые зарождаются в душе, тут же всех окружающих и их самих смоет ужасной волной несдерживаемой агрессии. Чаще всего это не так: орех злобы может очень долго храниться, но если начать его грызть, то невозможно делать это слишком долго, даже в очень тяжелых ситуациях. Довольно быстро он заканчивается, переваривается, а за ним – оказывается любовь.
Подтверждение этого тезиса мне встретилось в одной художественной книге. Небольшой роман Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» рассказывает о десятилетнем мальчике, умирающем от рака в госпитале. Его родители даже сами боятся осознать и принять свою потерю, не то что поговорить о смерти со своим ребенком, в то время как ребенок гораздо дальше продвинулся в проживании и осознании всего происходящего и своего к этому отношения и очень злится на своих самых близких людей. И вот что ему советует его старшая подруга, бабушка-волонтер:
— Что тебя больше всего мучает?
— Ненавижу, просто ненавижу своих родителей!
— Тогда ненавидь их как можно сильнее.
— Вы мне такое говорите, Бабушка Роза?
— Да. Ненавидь их как можно сильнее. Это будет как кость. А когда ты ее догрызешь, то увидишь, что оно того не стоило.
И действительно, в конце концов мальчик примиряется со своими родителями и понимает, как сильно на самом деле любит их, и как они любят его, пусть и несовершенной, боязливой любовью. Вообще дети, пока мы их не испортим и не закроем, гораздо лучше умеют управляться со своими чувствами. Трехлетний сын регулярно преподает мне подобные уроки. Вот такие, например, диалоги у нас случаются:
— Мама, я хочу печеньку.
— Хорошо, но сначала надо съесть суп. Ты будешь суп?
— (пауза) Я хочу немножко погрустить.
Дети понимают, что бывают эмоции, которых мы, может, и не хотим ощущать, но они все равно есть, и нужно отдаться им, тогда они перегорают очень быстро, и можно снова быть спокойным и жизнерадостным. А взрослые склонны иногда задавать очень глупые вопросы, зато при этом можно получить невероятно мудрые ответы:
— Чего ты плачешь? Что ты хочешь?
— Я хочу поплакать.
На это указывал и один из величайших педагогов Януш Корчак, заслуживающий этого именования не только за то, что положил свою жизнь вместе с детьми, но и за настоящую профессиональную мудрость: «Не хотите же вы ввести ребенка в жизнь с убеждением, что все справедливо, разумно, правильно, обоснованно и неизменно? В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать. Мы часто встречаем взрослых людей, которые обижаются, когда надо бы не обратить внимания, презирают, когда надо бы посочувствовать. Потому что в области негативных чувств мы самоучки, потому что, обучая нас азбуке жизни, нам преподают только несколько букв, а остальные скрыты от нас. Что же удивительного, если мы читаем книгу жизни с ошибками?»
О пользе самокопания
Помимо непрожитых и задавленных в себе чувств, внутри нас могут таиться и другие проблемы, решить которые может помочь психология. Сами мы этому не научены, как не умеем удалять самому себе воспалившийся аппендикс, не можем продиагностировать опухоль.
В некоторых случаях, отвергая помощь специалиста, человек уподобляется герою известного анекдота, который, утопая, отказывается от помощи проплывающих мимо кораблей, отвечая: «Мне Бог поможет!» И когда он в конце концов тонет, то обращается к Богу с недоумением и обидой: «Что же Ты оставил меня?!»
Далеко не всегда Божественная помощь заключается в даровании чудесного умения ходить по водам или ниспослании могучей рыбины, которая подхватит тебя и вынесет на берег из морской пучины. А ведь именно на такую рыбину больше всего похоже чудесное исцеление человека от какой-то глубоко въевшейся в душу страсти: вечером горячо помолился, утром встал – и здоров. Блаженны те, с кем такое случается. Счастливы и богаты верой те, кто может не ходить к докторам и лечить и тело, и душу одной молитвой и таинствами Церкви.
Но чаще все-таки нам, слабым маловерам, Господь помогает руками других людей. Ведь главная заповедь, которую Он дал нам в Новом Завете – это любовь к ближнему, и нет больше той любви, чем если кто жизнь свою отдаст за другого. Я не слишком преувеличу, если скажу, что именно такими воинами за человеческую душу и могут быть хорошие специалисты-психологи, потому что, выслушивая, пропуская через себя всю человеческую мерзость, не осуждая и помогая, они сами по капле раздают себя.
Кто-нибудь скажет, что таким человеком – выслушивающим и дающим советы – должен быть для православного человека священник, а не психотерапевт. Нет, – скажу я как жена священника, – нет, не должен, совершенно не обязан. То есть, конечно, очень хорошо, если священник настолько хорош, что может оказать настоящую психологическую помощь, и очень часто любому священнику приходится на том или ином уровне ее оказывать, приобретая при этом определенный опыт. Однако в духовных семинариях пока не учат (или учат в совершенно недостаточном объеме) кризисной психологии, аддиктивной психологии, детской психологии, женской психологии – всему этому гигантскому спектру областей науки, не учат технике, извините за выражение, духовной безопасности при такой работе. А уж тем более не учат лечить психиатрические заболевания, которые некоторые верующие люди склонны называть беснованием и пытаться с ними справляться исключительно с помощью духовных методов. Возможно, отчасти именно этому пренебрежению верующих к психологической и даже сугубо медицинской помощи мы и обязаны профессиональным выгоранием священников. Поэтому точно так же, как бессмысленно ходить к психотерапевту вместо исповеди и причастия, не стоит и ходить на исповедь вместо психотерапевта. Пожалейте батюшку! Беря на себя такие неудобоносимые бремена, священник может нанести вред не только себе, но и обращающимся к нему за помощью – несвоевременными и непрофессиональными советами.
Конечно, к выбору специалиста, как и в любой другой области, стоит подходить внимательно. Проще говоря, не все, кто называет себя психологами, одинаково полезны. О критериях выбора можно рассуждать очень долго, и в некоторой степени это дело вкуса, но главный совет здесь может быть примерно такой: не выключать голову и оставаться в Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не знать самих себя – крайнее безумие, хуже помешательства, последнее есть болезнь невольная, а первое – следствие развращенной воли. Ничто так не мешает человеку познать себя, как привязанность к житейскому, и наоборот, ничто так не побуждает прилепиться к житейским делам, как неведение самого себя». Именно познать себя, свою душу, нам может помочь наука психология (ψυχή — «душа», λόγος — «знание»). В отношении собственного внутреннего состояния мы привыкли к блаженному невежеству, часто являясь прямо-таки убежденными сторонниками и апологетами этого невежества.
Даже если человек регулярно ходит на исповедь, готовясь к ней по списку святителя Игнатия Брянчанинова, он может годами повторять один и тот же список, хоть бумажку не выкидывай. Отчасти это может происходить потому, что до корней своих страстей человек просто не хочет добираться, не хочет анализировать свое прошлое, свое поведение, причины и следствия, и это вполне понятно: мало кому нравится заглядывать в бездну… Впрочем, не всегда все так уж страшно, но чтобы это узнать, нужно все же заглянуть. Без этого освобождение от страстей может стать невозможным, как невозможно искоренить сорняки, обрывая у них только макушки.
У нас есть несколько разных инструментов борьбы с духовными сорняками: наряду с церковными таинствами, постом, молитвой, делами милосердия и т.п. очень мощным оружием является понимание, знание, разум. А результаты работы человеческого разума в отношении жизни души систематизированы как раз наукой психологией. В то время как гносеомахия – «борьба со знанием», отрицание необходимости рационального познания мира для верующего человека – еще в VIII веке была включена святым Иоанном Дамаскином в список ересей.
Православная Жизнь
«Я христианин – я не могу позволить себе чувствовать это», – так рассуждают многие, ощущая в своей душе те или иные негативные эмоции. Между тем в популярной психологической литературе очень часто можно встретить утверждение: гнев, обиду, зависть, как и любые другие чувства, нужно обязательно «проживать», иначе не миновать психосоматических болезней. Так что же в итоге правильно? И как христианину не превратиться в «скороварку», у которой из-за внутреннего давления пара может просто вылететь крышка? Как найти гармонию между проявлением чувств и сдержанностью?
«Молчи, молчи, молчи. »?
Мысль о том, что христианин должен подавлять в себе все человеческие чувства, – распространенное заблуждение, и мне с ним приходится встречаться довольно часто. С духовной точки зрения это путь неправильный. Это всё равно что закручивать гайку все крепче и крепче и в конце концов сорвать резьбу – болт после этого будет уже ни к чему не пригоден. Так же и с человеком: помимо того, что, поступая подобным образом, он рано или поздно просто сорвется и от этого будет плохо и ему самому, и окружающим, это еще и весьма опасные эксперименты с психикой. А в том, что срыв будет, можно не сомневаться: человек такое существо, что он не может не испытывать эмоций, и если мы отказываем себе в этом, то начинаем приближаться к внутреннему пределу, за которым с силой сжатая пружина обязательно распрямится.
Что говорит об эмоциях святоотеческое учение? Пожалуй, первое и самое наглядное, что вспоминается, – пример, описанный в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова): случай из жизни преподобного Пимена Великого и его братьев. Известно, что им, подвижникам, пришлось одно время жить в заброшенном языческом храме, и авва Анув – старший из братьев – каждый день приходил к статуе, которая в этом храме стояла. Сначала он кидал в нее камни, а потом кланялся ей.
Братья, конечно, были в недоумении: как может христианин преклонять голову перед идолом! – и в конце концов решились на разговор. Авва Анув пояснил, что делает всё это для их назидания: ведь можно было увидеть, что, ни когда он кидал камни в лицо статуи, ни когда перед ней склонялся, она не смущалась, не сердилась, не превозносилась над ним. Так следует поступать и людям, чтобы иметь мир между собою.
Однако это назидание вовсе не значит, что христианин должен превратиться в каменную статую и сердце его тоже должно стать каменным. Очень важно понять, что, и приняв такую установку поведения, люди не становились бесчувственными. И тот же авва Анув, когда один из его младших братьев устроил драку, живо, как мы можем увидеть, всё это переживал. Однако наше устроение и отношение к жизни подчас таково, что «не превозноситься и не сердиться» мы воспринимаем как «не ощущать ничего вообще». Это плоский и неверный подход – перед христианином стоит совершенно другая задача.
Что же важно? Важно бывает не выпустить из себя эмоцию в конкретный момент, не дать ей превратиться в стихию, которая в жизни человека наломает дров и его самого опустошит. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что, когда человеку очень хочется проявить, допустим, свою злость, он должен по крайней мере не дать ей выразиться словесно – оградить свои уста молчанием.
Но дальше – и это важнейший момент – с этой эмоцией нужно обязательно разбираться. Что это за злость, каков ее источник, почему она именно в этот момент возникла? Человек должен понять, что в его образе жизни настолько не так, что появилось такое греховное чувство. И эта внутренняя работа – осознание, что в тебе самом вступило в противоречие с Евангелием, покаяние, исправление, возвращение к Богу – может любое негативное чувство демонтировать до основания. Не сжать, чтобы оно стало незаметным или вовсе невидимым, а сделать так, чтобы его просто не было. Одними лишь своими силами человек этого сделать не сможет, но Господь помогает в этом. Поэтому перед неверующим человеком может стоять дилемма: выплеснуть негатив или загнать его внутрь себя – а у христианина ее нет, у него есть третий путь.
Не надо постоянно твердить себе: «Молчи, молчи, молчи. » Так можно вести себя с животным, чтобы выработать у него условный рефлекс. Но человек – существо другого порядка. И с человеком это не сработает – должен совершаться внутренний труд, который упраздняет недолжные, греховные чувства.
«Кто долго смеется, потом будет плакать»?
Но наряду со столь частыми среди верующих людей попытками задавить в себе любые эмоции, тревожит и другое. Человек, спрашивая, что же ему делать со своими чувствами, видит перед собой только чувства злые и словно напрочь забывает о том, что есть чувство радости и чувство благодарности, чувство умиления и чувство долга… И это яркое свидетельство того, как мало места занимают эти чувства в жизни многих христиан, как мало им уделяется внимания. А между тем добрые чувства, конечно, не нужно в себе ни зажимать, ни заменять чем-то рациональным – они должны быть живыми, спонтанными. Другое дело, что в выражении этих чувств нужно быть воспитанным, деликатным. И наверное, можно сказать о том, что в целом в своей эмоциональной сфере нужно поддерживать определенный баланс – тогда любое выражение наших эмоций будет сбалансированным, а не выходящим за все возможные рамки.
А для начала, выражая эмоции, пусть даже радостные и благие, нужно стараться сохранять внутреннее внимание. Есть такая поговорка: «Кто долго смеется, потом будет плакать». Вроде чудная она, но есть в ней между тем вполне здравый смысл: смеется человек, смеется – и налетает с размаху на фонарный столб, потому что, смеясь, перестал совершенно следить за тем, куда он идет. И это наиболее наглядный, вещественный и вместе с тем аллегорический пример того, что может произойти с человеком, который целиком погрузился в свои эмоции.
Точно так же нужно находить баланс в оценке любой ситуации – чтобы, с одной стороны, эмоция нас не зацепила и не увлекла в страсть, а с другой стороны, наша сдержанность не превратилась в отстраненность. И это та золотая середина, которую можно обрести только опытным путем, индивидуально: у всех нас разное чувство равновесия, и каждым человеком это равновесие обретается через собственные ошибки. Это все равно что научиться ходить по канату: нужно ощутить свой центр тяжести, ощутить, куда тебя чаще ведет – влево или вправо, и постепенно вероятность не слететь с этого каната и пройти требуемый отрезок будет увеличиваться.
Сменить угол зрения
И еще один вопрос люди, порой уже побывав у психолога, задают священнику. Как начать выражать свои чувства, если окружающие нас люди к этому не привыкли? Здесь суть, наверное, даже не в возможном ответе, а в том, почему этот вопрос у человека возникает, почему это для него становится проблемой. Как правило – потому, что где-то прочитав или от кого-то услышав, что своим чувствованиям в отношениях с людьми надо давать свободу, он начинает эти чувства «причинять» другим – может быть, и по-доброму, но не к месту и очень уж неуклюже. И священник может дать здесь только один простой, но, как показывает практика, действенный совет: пока человек пытается научиться выражать свои чувства ради самого себя, он будет совершать глупейшие поступки, – но стоит сменить угол зрения и делать что-то не «для того, чтобы стать другим», а чтобы другому человеку с нами было хорошо, и понимание уместности, и нужные формы выражения начинают к нам приходить сами. Важно лишь не забывать наполнять эти чувства добром и беречь как дар.
Нужно ли христианину подавлять эмоции? Игумен Нектарий (Морозов)
«Я христианин – я не могу позволить себе чувствовать это», – так рассуждают многие, ощущая в своей душе те или иные негативные эмоции. Между тем в популярной психологической литературе очень часто можно встретить утверждение: гнев, обиду, зависть, как и любые другие чувства, нужно обязательно «проживать», иначе не миновать психосоматических болезней. Так что же в итоге правильно? И как христианину не превратиться в «скороварку», у которой из-за внутреннего давления пара может просто вылететь крышка? Как найти гармонию между проявлением чувств и сдержанностью?
«Молчи, молчи, молчи. »?
Мысль о том, что христианин должен подавлять в себе все человеческие чувства, – распространенное заблуждение, и мне с ним приходится встречаться довольно часто. С духовной точки зрения это путь неправильный. Это всё равно что закручивать гайку все крепче и крепче и в конце концов сорвать резьбу – болт после этого будет уже ни к чему не пригоден. Так же и с человеком: помимо того, что, поступая подобным образом, он рано или поздно просто сорвется и от этого будет плохо и ему самому, и окружающим, это еще и весьма опасные эксперименты с психикой. А в том, что срыв будет, можно не сомневаться: человек такое существо, что он не может не испытывать эмоций, и если мы отказываем себе в этом, то начинаем приближаться к внутреннему пределу, за которым с силой сжатая пружина обязательно распрямится.
Что говорит об эмоциях святоотеческое учение? Пожалуй, первое и самое наглядное, что вспоминается, – пример, описанный в «Отечнике» святителя Игнатия (Брянчанинова): случай из жизни преподобного Пимена Великого и его братьев. Известно, что им, подвижникам, пришлось одно время жить в заброшенном языческом храме, и авва Анув – старший из братьев – каждый день приходил к статуе, которая в этом храме стояла. Сначала он кидал в нее камни, а потом кланялся ей. Братья, конечно, были в недоумении: как может христианин преклонять голову перед идолом! – и в конце концов решились на разговор. Авва Анув пояснил, что делает всё это для их назидания: ведь можно было увидеть, что, ни когда он кидал камни в лицо статуи, ни когда перед ней склонялся, она не смущалась, не сердилась, не превозносилась над ним. Так следует поступать и людям, чтобы иметь мир между собою.
Однако это назидание вовсе не значит, что христианин должен превратиться в каменную статую и сердце его тоже должно стать каменным. Очень важно понять, что, и приняв такую установку поведения, люди не становились бесчувственными. И тот же авва Анув, когда один из его младших братьев устроил драку, живо, как мы можем увидеть, всё это переживал. Однако наше устроение и отношение к жизни подчас таково, что «не превозноситься и не сердиться» мы воспринимаем как «не ощущать ничего вообще». Это плоский и неверный подход – перед христианином стоит совершенно другая задача.
Необходима внутренняя работа – осознание, что в тебе самом вступило в противоречие с Евангелием.
Что же важно? Важно бывает не выпустить из себя эмоцию в конкретный момент, не дать ей превратиться в стихию, которая в жизни человека наломает дров и его самого опустошит. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что, когда человеку очень хочется проявить, допустим, свою злость, он должен по крайней мере не дать ей выразиться словесно – оградить свои уста молчанием. Но дальше – и это важнейший момент – с этой эмоцией нужно обязательно разбираться. Что это за злость, каков ее источник, почему она именно в этот момент возникла? Человек должен понять, что в его образе жизни настолько не так, что появилось такое греховное чувство. И эта внутренняя работа – осознание, что в тебе самом вступило в противоречие с Евангелием, покаяние, исправление, возвращение к Богу – может любое негативное чувство демонтировать до основания. Не сжать, чтобы оно стало незаметным или вовсе невидимым, а сделать так, чтобы его просто не было. Одними лишь своими силами человек этого сделать не сможет, но Господь помогает в этом. Поэтому перед неверующим человеком может стоять дилемма: выплеснуть негатив или загнать его внутрь себя – а у христианина ее нет, у него есть третий путь.
Не надо постоянно твердить себе: «Молчи, молчи, молчи. » Так можно вести себя с животным, чтобы выработать у него условный рефлекс. Но человек – существо другого порядка. И с человеком это не сработает – должен совершаться внутренний труд, который упраздняет недолжные, греховные чувства.
«Кто долго смеется, потом будет плакать»?
Не стоит забывать о чувстве радости, чувстве благодарности, чувстве умиления.
Но наряду со столь частыми среди верующих людей попытками задавить в себе любые эмоции, тревожит и другое. Человек, спрашивая, что же ему делать со своими чувствами, видит перед собой только чувства злые и словно напрочь забывает о том, что есть чувство радости и чувство благодарности, чувство умиления и чувство долга… И это яркое свидетельство того, как мало места занимают эти чувства в жизни многих христиан, как мало им уделяется внимания. А между тем добрые чувства, конечно, не нужно в себе ни зажимать, ни заменять чем-то рациональным – они должны быть живыми, спонтанными. Другое дело, что в выражении этих чувств нужно быть воспитанным, деликатным. И наверное, можно сказать о том, что в целом в своей эмоциональной сфере нужно поддерживать определенный баланс – тогда любое выражение наших эмоций будет сбалансированным, а не выходящим за все возможные рамки.
А для начала, выражая эмоции, пусть даже радостные и благие, нужно стараться сохранять внутреннее внимание. Есть такая поговорка: «Кто долго смеется, потом будет плакать». Вроде чудная она, но есть в ней между тем вполне здравый смысл: смеется человек, смеется – и налетает с размаху на фонарный столб, потому что, смеясь, перестал совершенно следить за тем, куда он идет. И это наиболее наглядный, вещественный и вместе с тем аллегорический пример того, что может произойти с человеком, который целиком погрузился в свои эмоции.
Точно так же нужно находить баланс в оценке любой ситуации – чтобы, с одной стороны, эмоция нас не зацепила и не увлекла в страсть, а с другой стороны, наша сдержанность не превратилась в отстраненность. И это та золотая середина, которую можно обрести только опытным путем, индивидуально: у всех нас разное чувство равновесия, и каждым человеком это равновесие обретается через собственные ошибки. Это все равно что научиться ходить по канату: нужно ощутить свой центр тяжести, ощутить, куда тебя чаще ведет – влево или вправо, и постепенно вероятность не слететь с этого каната и пройти требуемый отрезок будет увеличиваться.
Сменить угол зрения
Выражай свои чувства не ради самого себя, а чтобы другому человеку с тобой было хорошо.
И еще один вопрос люди, порой уже побывав у психолога, задают священнику. Как начать выражать свои чувства, если окружающие нас люди к этому не привыкли? Здесь суть, наверное, даже не в возможном ответе, а в том, почему этот вопрос у человека возникает, почему это для него становится проблемой. Как правило – потому, что где-то прочитав или от кого-то услышав, что своим чувствованиям в отношениях с людьми надо давать свободу, он начинает эти чувства «причинять» другим – может быть, и по-доброму, но не к месту и очень уж неуклюже. И священник может дать здесь только один простой, но, как показывает практика, действенный совет: пока человек пытается научиться выражать свои чувства ради самого себя, он будет совершать глупейшие поступки, – но стоит сменить угол зрения и делать что-то не «для того, чтобы стать другим», а чтобы другому человеку с нами было хорошо, и понимание уместности, и нужные формы выражения начинают к нам приходить сами. Важно лишь не забывать наполнять эти чувства добром и беречь как дар.
Должен ли христианин подавлять свои эмоции: мнение священников и советы психолога
На протяжении человеческой истории мы встречаемся с двумя противоположными воззрениями на эмоциональную жизнь человека — стоическим и гедоническим. Стоический идеал разумного человека не дает места для эмоций. Совершенный человек должен быть апатичен, безразличен как к наслаждению, так и к страданию. Для гедонизма, напротив, наслаждение и страдание являются главными ориентирами в жизни. Мудрый человек должен стремиться к наслаждению как к высшей жизненной ценности и избегать страдания как крайнего зла.
Христианский взгляд на эмоциональную жизнь человека находится между этими двумя крайностями. Христос, как истинный и совершенный Человек, переживал то, что свойственно человеческому естеству. Он испытывал не только жажду, усталость и голод, но и все те нравственные чувства, которые были присущи Его Богочеловеческой природе во всей полноте.
Повествования Евангелия свидетельствуют о том, что Христос переживал чувства сострадания, жалости, радости, удивления, праведного гнева, печали и скорби, что Он с подлинным реализмом встречал все то, что предлагала Ему окружающая жизнь, и никогда не был безразличен к человеческим радостям, страданиям и скорбям.
Святой апостол Павел учит филиппийских христиан иметь “те же чувствования, какие и во Христе Иисусе” (Флп. 2:5), ибо Сын Божий в Своем вочеловечении освятил природу человеческих чувств, оправдал их естественное проявление и подчинил их высшим нравственным целям, какими являются для христиан стремление к вечному благу, преображению и обожению личности.
Святые отцы Церкви, не отрицая реальности и влияния эмоциональной сферы на нравственную жизнь человека, разделяют все чувства на две категории — духовные и телесные. В терминологии святых отцов духовное чувство называется также внутренним или умным чувством, а телесные чувства называются внешними чувствами.
Духовное чувство может находиться в антагонизме с внешними чувствами. Об этом говорит блаженный Диадох Фотикийский: “Лукавые демоны действуют на душу через телесные чувства, а благодать через умное чувство ведет человека к радости. Благодать скрывается в глубине ума, в умном чувстве.”
По учению святых отцов, человек не способен к безмолвию и Божественному созерцанию, пока на него действуют внешние впечатления. Умное чувство рождается в душе от любви к Богу, в отрешенности от внешних впечатлений и связанных с ними помыслов.
Для святоотеческих воззрений и, вообще, для христианского взгляда на эмоциональную жизнь человека является характерным признание особой иерархии чувств, которая определяется степенью их освящения Божественной благодатью.
————–
Во всех случаях возникновения нежелательных эмоций сказывается недостаточность религиозно-нравственного воспитания. Как неотъемлемый элемент в структуре личности, чувства предназначены выполнять важную миссию в духовном формировании человека. Бог содействует выполнению этой задачи Своей благодатью. Поскольку в Христе был оправдан весь человек, со всеми его способностями ума, чувства и воли, каждому человеку в жизни Церкви дается достаточная благодать для контроля над чувствами, для их очищения и освящения.
Возникновение, характер и контролируемость влечений.
Влечение, как описанное нами эмоциональное переживание, возникает всякий раз, когда имеет место недостаточная удовлетворенность личности старыми потребностями или когда появляются новые, более возвышенные потребности.
Наблюдается определенная закономерность в возникновении влечений. Так, повседневные, самые элементарные влечения, связанные с потребностями в труде и отдыхе, в общении и уединении, возникают периодически. Влечения, основанные на высших духовных потребностях, присущи человеку всегда.
Из святоотеческого мистического опыта известно, что человек, охваченный, например, любовью к Богу, никогда не перестает думать о Нем, к Нему стремиться и Его желать. Отсутствие высших влечений означает остановку в развитии личности.
Влечения, как и эмоции, могут быть положительными, отрицательными и амбивалентными, то есть содержащими положительные и отрицательные элементы. Например, этическое отношение к человеку может включать положительное влечение — любовь, отрицательное влечение — ненависть и амбивалентное влечение — ревность.
Реализация влечений связана с осознанием конкретных нравственных целей. Под влиянием осознанной цели влечения могут изменяться, подавляться, переключаться из одного вида в другой и вступать в противоречие друг с другом. Различного рода конфликты в комплексе влечений развиваются в тех случаях, когда при наличии какого-либо влечения человеком переживается понимание его запретности и на этом фоне осознается необходимость какого-то другого влечения.
В случае конфликта влечений побеждает какое-то одно влечение, но исход борьбы всегда определяется сознанием. У каждого человека в нормальном состоянии влечения находятся под контролем сознания, под контролем личности. Этот факт подтверждается многочисленными примерами из жизнеописаний христианских мучеников и святых отцов Церкви, которые под влиянием осознанной ими высшей духовной цели оставили мир и все, что есть в мире, и подчинили все влечения к миру высшей и главной ценности — любви ко Христу.
Следует отметить то положение, что было бы неправильно понимать природу влечений как полностью неосознанные явления. Неосознанным влечение бывает лишь в самой начальной стадии своего появления, после чего начинается аналитический процесс, делается попытка осознания возникшего переживания.
Самое важное здесь для личности — это установить, соответствует или не соответствует влечение истинным потребностям. Весь этот процесс протекает очень быстро. Чем выше уровень развития личности, тем скорее человек приходит к нахождению предмета влечения и его оценке.
Существенно важно отметить, что уровень развития личности определяется ее нравственной и религиозной сформированностью.
В процессе нравственного воспитания и религиозного формирования человека влечения попадают под влияние и контроль сознания, включаются в структуру эмоционально-потребностной сферы личности и под воздействием Божественной благодати освящаются и одухотворяются.
Удовлетворение духовных потребностей принципиально отличается от удовлетворения витально-органических потребностей. При удовлетворении витально-органической потребности, направленной, например, на утоление голода, интенсивность ее переживания по мере ее удовлетворения постепенно снижается и сменяется периодом более или менее длительного торможения данной потребности.
Наоборот, удовлетворение духовной потребности всегда характеризуется возрастанием интенсивности ее переживания. Духовные потребности неограниченна в пределах и неисчерпаемы в своей глубине и интенсивности переживания.
Автор – Архимандрит Платон (Игумнов). Источник – Православное Нравственное Богословие
изложено мною (Виноградинкой)в сильно сокращенном варианте .Полностью -в источнике
Православие и баптизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
Современное христианское общество представлено тремя течениями, это православие, католицизм и протестантизм. Каждая церковь доказывает свою истинность, основываясь на разных принципах. Иисус оставил верующим в Него людям всего две заповеди, любить Бога и любить ближнего своего. Если каждая религия стоит на этих принципах, то в чем различие между ними?
Чем отличается православие от баптизма и что между ними общего?
Немного истории
Уходя к Творцу на небо, Иисус оставил на земле небольшое количество последователей, которые объединились в единое общество, церковь. Это не было определенное здание.
Первых христиан объединяло учение Спасителя. стремление донести до всех народов весть о возможном спасении через веру в Живого Бога и вечной жизни. (Матв. 28:19)
Важно! Основой христианства стала вера в Иисуса, Бога-Сына, который вместе с Богом-Отцом и Святым Духом являют Святую Троицу. В нее верят все христиане, как православные, так католики и протестанты.
Затем христиане стали строить дома молитвы, храмы, создавать последования богослужений. В результате несогласия по вопросу Духа Святого, единая церковь в 1054 году раскололась на православие и католицизм.
В православии, которое всегда было самым ортодоксальным, появились свои течения. Католицизм продолжал обрастать обрядами и нововведения, так появились индульгенции, по которым за деньги можно купить себе прощение от грехов. Роль спасительной силы Крови Христа уже не имеет значения в этом случае, ее заменила мамона.
Читайте о других религиях:
Это стало одной из причин откола от католицизма части верующих под предводительством Мартина Лютера в двадцатых годах шестнадцатого века. Новообразованная религия получила название протестантизм, основными отличиями которой стало отсутствие икон, индульгенций и замена ритуалов проповедями.
Несогласия среди христиан не прекратились, среди протестантов возникли новые конфессии:
- кальвинисты;
- баптисты;
- пятидесятники;
- адвентисты;
- лютеране и другие.
Несмотря на некогда общие корни, к протестантским течениям необходимо относится с осторожностью. Многие из них (например, пятидесятники) представляют собой настоящие секты. Секта — это закрытая группа людей, объединенных своими религиозными убеждениями, где ограничена свобода личного мнения. Православным христианам нужно твердо стоять на своем учении, чтобы не поддаться на заманчивые уловки псевдоправославных сект.
Что такое баптизм
Не прошло и ста лет, как Джон Смит в 1609 году создал новое течение христиан, в основу которого было положено крещение людей в том возрасте, когда они осознают жертву Христа и готовы нести ответственность за свои грехи.
На заметку! Баптисты получили свое название от греческого слова «баптизо»- погружение в воду с головой. Этот обряд крещения, происходящий на добровольной основе, символизирует смерть Иисуса.
Как Спаситель умер на кресте и был погребен перед воскрешением, там и новообращенные верующие умирают для мира и воскрешают для Христа, поэтому принять жертву Спасителя можно только в сознательном возрасте.
Это стало причиной отказа баптистов от крещения младенцев. Малышей приносят в церковь и представляют перед Богом, прося в молитве благословения, защиты и милости Творца над ребенком и родителями.
Основные принципы баптизма
- Святое Писание, Библия является основным руководством для жизни верующих.
- Новые верующие отказались от помпезных зданий, заменили храмы молитвенными домами, возвращаясь, таким образом, к первой христианской Церкви.
- Членами церкви могут быть люди, добровольно принявшие водное крещение. Приветствуется присутствие на собраниях, заменивших храмовые службы, прихожан.
- Большинство баптистских общин являются поместными и самостоятельно принимают решения насчет хлебопреломления (Причастия), когда и как его проводить.
- На основании утверждения, что их общества отделены от государства, баптисты не признавали суды, а их юноши не брали в руки оружия, поэтому служили медбратьями и в строительных батальонах.
- Жизненные вопросы церкви решаются всем собранием под руководством пресвитера, диакона и старейшин. Совершать венчания, крещение, благословение детей и отпевание могут только рукоположенные служителя.
- Представители веры евангельской не придерживаются строгих канонов во время причастия, молитвы, служения. У них отсутствуют крестики с изображением распятого Христа, но не запрещено носить кресты без святого образа, как символ христианства. Объяснение этому звучит так: «Иисус живой, Его нет на кресте».
- Баптисты не признают православных постов, но при молитвенной нужде могут несколько дней обходиться без пищи, проводя целые дни в прошении перед Богом.
- Признавая одно Святое Писание, верующие веры евангельской с недоверием относятся ко всем изданиям, написанным вне Библии.
Отличия баптизма от православия
Православие и баптизм — два течения в христианстве, возникшие на одном корне, но имеющие множество различий в обрядах и соблюдении канонов.
Почившую Марию похоронили, а через 3 дня прибыл и Фома, он уговорил апостолов открыть доступ к могиле, чтобы попрощаться с Матерью Божьей. Каково же было их удивление, когда гроб оказался пустым.
По великой милости и любви Божьей Дева Мария была вознесена на небо.
Можно спорить по этому поводу, но факт остается фактом, и не один раз на протяжении веков Богородица чудным образом являлась людям в минуты опасности, ее видели тысячи людей
Что общего между православием и баптизмом
- Как православные, так и баптисты верят в телесное воскрешение Иисуса Христа, признают существование Царства Небесного и осознают Божью благодать.
- Верующие обоих течений христианства стремятся к святости, о ней говорил Иисус (1 Петра 1:16), ибо нет на земле праведника, в котором не было бы греха.
- Крещение, Причастие является таинством, совершаемым на Небесах.
- Как и в православной церкви, у представителей веры евангельской признается свобода совести и вероисповедания.
Стоит ли православным бояться баптистов
Иногда среди православных людей можно встретить некий, чуть ли не мистический, страх, с которым они относятся к протестантам в целом и баптистам в частности. Любые протестантские движения нарекаются сектами, общение с такими людьми резко прерывается, появляется чуть ли не ненависть друг к другу.
Этому ли учил нас Христос? Конечно же, нет. Настоящий православный христианин не может ненавидеть или бояться представителя любой другой религии. Мы должны строго следить за собой, соблюдать все предписания православного вероучения, твердо стоять в истинной вере христовой.
К тем же людям, которые по какой-то причине ушли в протестантизм, мы не должны относиться предвзято и, тем более, свысока. Человек — это существо со свободной волей, и каждый из нас должен сделать собственный выбор своего пути. К сожалению, мы никак не можем повлиять на человека, который сознательно отрекается от истинного православия и выбирает протестантскую церковь. Мы можем скорбеть о нем, молиться и просить Господа привести его на верный путь. Но выбор всегда остается за конкретным человеком.
Если мы являемся верными членами Православной Церкви, если стараемся вести глубокую духовную жизнь, приступаем к Таинству Исповеди и Причастия, изучаем Святое Писание и творения святых отцов — нам нечего бояться общения с протестантами. Твердая вера в душе человека не сможет пострадать от проповедей иноверца. Поэтому мы все свое внимание должны направлять на исцеление собственной души, а не бояться других учений.
Более того, в обычной повседневной жизни мы спокойно можем дружить с протестантами, если удается обходить несогласия в вопросах веры. Для этого нужно обладать чуткостью и уважением друг к другу, но это намного лучше, чем плевать друг другу в спину. Последнее совершенно недопустимо для православного человека.
Истина Православия и миражи баптизма
Господи, благослови. По промыслу Божьему в течение нескольких лет мне и нескольким моим друзьям пришлось находиться в среде протестантов, а точнее, в общине баптистов, входящих в СЦ ЕХБ (совет церквей евангельских христиан баптистов). По милости Божьей к нам, грешным, мы вышли оттуда и влились в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, в Церковь Православную. И теперь, имея некоторое представление о протестантизме изнутри, хотелось бы посмотреть на него с точки зрения православного человека. Вы спросите – зачем? Быть может, мой, хотя и незначительный, опыт поможет заблудившимся, предостережет неопытных, отрезвит доверчивых.
Вначале хотелось бы объяснить, почему я попал в секту баптистов. По промыслу Божьему, первым человеком, который появился на моем пути, после того как я стал интересоваться христианством, был православный священник, в прошлом терапевт. Он открыл мне глаза на многое, объяснил, где купить Библию, предлагал крещение. Но я по своей гордости и высокоумию отверг путь пастухов, а избрал путь волхвов. Это произошло потому, что я слишком многому из того, что он мне рассказал, не поверил. Я хотел узнать все сам.
По милости Божьей, в то самое время, когда я купил Библию, мне «случайно» подарили «Закон Божий». И это помогло мне приобрести некоторые здравые понятия о Боге, вере, Библии.
Сейчас очень много людей, которые называют себя христианами. Но как сказано: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». В этом все дело ‒ либо мы принимаем волю Отца, либо отвергаем. И православный священник и «Закон Божий» мне ясно указывали волю Божью, т.к. встреча со священником и получение книги произошло без участия моей воли. Но, прочитав Евангелие, я нашел много того, что, как мне думалось, не соответствует в Православии Евангелию – пышность одежд священников, украшение храмов, иконы, обряды, непонятный язык. Все это казалось мне полной противоположностью Евангелию.
И я поступил так, как пишет святой апостол Павел в послании к Римлянам. Я осудил всех вокруг себя вместо того, чтобы осудить себя. Я евангельскую мерку приложил не к себе, а к другим, и в том числе к Церкви, а себя я оправдал. И теперь я искал единомышленников, тех, кто сделал то же, что и я, и они не замедлили найтись. Это оказалась секта баптистов, входящая в СЦ ЕХБ.
СЦ ЕХБ знаменит тем, что практически все пресвитеры, которые отвечают за конкретные общины, провели от 1 до 12 лет в тюрьме. Высоким уровнем внешнего благочестия – не курят, не пьют, не ругаются. Называют себя святыми и спасенными. Благожелательно относятся друг к другу и ко всем. Постоянно изучают Библию. А потому претендуют на звание истинных христиан.
Поэтому, когда я первый раз попал в общину, то на пресвитера я смотрел, по меньшей мере, как на пророка или апостола. Мне казалось, что он видит меня насквозь и читает все мои мысли.
Лица остальных членов общины показались мне приветливыми и чистыми, что так и было на самом деле, т.к. баптисты не курят и не пьют, и по отношению к новеньким ведут себя приветливо.
Чтобы освоить Библейский текст и хотя немного осмыслить его, потребовалось несколько лет. В течение этого времени пришлось изучить несколько протестантских учебников, приобрести четыре различных перевода Евангелия на русский язык. Говорил много проповедей, выезжал с группами миссионеров, посещал заключенных в лагере. Казалось, что все складывается превосходно. Но был очень горд, а потому в общине протестантов мне часто сильно доставалось ‒ Господь смирял меня.
Но вот мой друг, через которого я пришел в общину, и еще несколько человек вместе с ним неожиданно ушли в Православие. Для меня это был нокаутирующий удар. Но, т.к. эти люди в основном уходили, осуждая конкретных людей в общине, их уход меня не увлек, а смутил. Я часто задавал себе вопрос: «Неужели я греховнее их, что они видят истину, а я нет?». Сегодня на этот вопрос я отвечаю так: «Конечно, я был слишком горд, чтобы видеть истину». Тем более, что все ушедшие были в детстве крещены в Православии, а я нет ‒ это имеет большое значение.
Тяжело пережив это событие, продолжал трудиться дальше, хотя передо мной часто вставал вопрос, а что такое Православие, и почему мои друзья туда ушли. Я встречался изредка с ними, желая узреть в них некое новое качество.
В общине все больше задавал вопросов по Евангелию – и практически всегда получал ответы, которые не насыщали души. Ведь душа может насытиться только истиной, и все неверные и неполные ответы только возбуждают ее, а не приносят удовлетворения. Тем более что новых вопросов было все больше, а удовлетворительных ответов все меньше. Все больше видел разницу между тем, что говорилось в собрании на проповеди, и что происходило в жизни.
Общину сектантов в основном скрепляют родственные и душевные связи. Пока ты всем улыбаешься и делаешь то, что они хотят, то все в порядке. Но стоит произойти какому-то конфликту или огорчению, то тогда ‒ беда. Любовь вдруг испаряется, и по отношению к тебе возникает крайне настороженное отношение. Если ты согрешаешь, то следует осуждение, вместо того, чтобы молиться за согрешившего. Все внешне стараются придерживаться установленных правил, а твоя внутренняя жизнь мало кого интересует, и даже самого тебя. Ты спасен, раз веришь во Христа, и внешне у тебя порядок. А значит, твоя главная задача – спасать других. Это приводит к полному отсутствию труда над своей собственной душой.
Я не понимал, что покаяние должно стать привычкой, входящей в состав нашего характера – для полного смытия греха, гнездящегося в нас. Евангелист Матфей 5:4 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». А кроме избавления от греха, вошедшего в привычку, надо и добронравие в себе насадить и возрастить при помощи благодати Божией. «Сорняки» растут, их тоже надо выкорчевывать, а иначе получается так. Сказал – «я болен», и болезнь проходит. Да нет, болезнь нужно лечить до конца жизни, и без помощи Божией ничего не сделаешь.
В какой-то момент я отчетливо начал видеть, что разница между всеми конфессиями в различном понимании Св. Писания. Тогда встал вопрос, кому верить и почему? Все протестанты подходят к объяснению тех или иных мест Священного Писания с позиции разума, как понимаю, так и объясняю.
Много читал протестантских книг с привлекательными обложками и многообещающими названиями, которые обещали научить истинно-христианской жизни. Часто казалось: ну, вот эту главу пойму или прочитаю, и откроется самое главное, после чего и начинается истинно-христианская жизнь. Но все эти книги оказывались миражами ‒ они давали бесплодные советы, которые ни к чему не приводили.
Читая некоторых авторов протестантов (Марцинковского), узнал о существовании книги «Добротолюбие» – творения святых Отцов и Учителей Православной Церкви – и приобрел ее. Некоторые протестанты с большим уважением относились к святителю Иоанну Златоусту ‒ я приобрел и его книги. Начал пытаться все это читать, но многое было не по зубам ‒ особенно в «Добротолюбии».
В этот момент мне в руки попали две книги ‒ одна протестантская – Каргеля «Христос освящение ваше», другая ‒ православная ‒ святителя Феофана Затворника «Что есть христианская жизнь, и как на нее настроиться».
Я увидел колоссальную разницу в понимании жизни, Евангелия, человека. Феофан Затворник на два порядка превосходил Каргеля. Феофан Затворник был точен и конкретен, понятен и глубок, Каргель же был расплывчат и сбивчив, темен и поверхностен. Я понял, что сравнивать протестантизм и Православие все равно, что сравнивать луну и солнце.
Еще одно сравнение двух других книг: протестантской ‒ «Счастье потерянной жизни» Н. Храпова и православной «Отец Арсений» ясно показало, что протестантизм – это стояние на земле с редкими взглядами на небо, а Православие ‒ это стояние на небе с редкими взглядами на землю. Иначе говоря, они отличаются, как небо и земля.
Однажды прочитал в случайной книге о смирении преподобного Сергия Радонежского. Как один мужик – крестьянин, длительное время унижал его, не желая узнавать в нем известного к тому времени всей Руси преп. Сергия Радонежского. А он с такой любовью и терпением отнесся к нему, что даже мое грешное сердце мне сказало, что этот человек действительно смирен. В конце своей встречи с крестьянином Сергий сказал ему: «Ты правильно обо мне рассудил, а другие меня слишком высоко ставят». На меня этот пример произвел необыкновенное действие – я вдруг понял, что истина часто не нуждается в доказательствах ‒ она покоряет сердце потому, что она истина. Мне вдруг открылось, что мне бесконечно далеко до такого смирения.
Последним толчком к уходу в Православие была поездка в монастырь. Там, вопреки монастырским правилам, нас поселили к одному послушнику из-за того, что негде было ночевать. То, как он жил, поразило меня – отсутствие элементарных удобств, комната с полуобвалившимися стенами, спание на досках, длинные молитвы по ночам, из одежды – фуфайка, из обуви – туфли и сапоги. И я понял, что-то, что я делаю, не стоит и одной десятой того, что делал этот парень. Там же в этом монастыре жил и другой человек, который с этого начинал, и к настоящему моменту достиг прозорливости и чудотворения. Вот учение, вот жизнь, вот плод.
В последний момент перед уходом из общины было очень тяжело. Казалось, что раз я понял искажения протестантизма и истину Православия, то можно что-то сделать для людей в общине. Но потом я понял, что обману себя и других. Стать православным в секте нельзя, а следовательно, и спастись, а раз так, то как же можно помочь другим? Могу сказать, что этот выход из общины дался мне чрезвычайным усилием всех сил. И я просил не о себе, но о детях своих (у меня их трое), часто со слезами ‒ «Господи, выведи, если я в заблуждении». И Господь вывел. Слава Тебе, Господи! Молитвы моих друзей православных тоже имели большое значение. Я многому научился, находясь в общине, а самое главное, что, находясь там, я понял, что истина в Православии. А протестантизм только претендует на истину – как мираж в пустыне видится издалека оазисом.
Погнавшись за этим миражом, я понял, что высокий уровень внешнего благочестия приводит к лицемерию, фарисейству и осуждению других. Люди внешне благочестивы, самоправедны без праведности Христа, самосвяты без святости Божией, полны внутренней нечистоты и не замечают этого.
Подвиг страдания за Христа в лагерях и зонах оказывается всесожжением без послушания Церкви, а, следовательно, и Богу, и является плодом гордости и самопрославления.
Хорошие отношения друг с другом основывались на личной симпатии. При огорчениях и обидах любовь превращалась в лучшем случае в равнодушие, неприязнь, а в худшем в ненависть. Т.е. любовь имела душевный, а не духовный корень.
Знание Евангелия вело к гордости и упорству в своих заблуждениях при столкновении с истиной. Знание Евангелия оказывалось знанием по букве, а не по духу. Евангелие в руках протестанта является мечом, который поражает своего владельца. Протестантское учение оказалось миражом источника вод, который не насыщает и не напояет.
Из всего этого можно сделать вывод, что протестантизм ‒ христианство искаженное. А ведь это все равно, что кривое зеркало, правдивая сказка или честный вор. Ведь в кривом зеркале не увидишь своего настоящего лица, правдивая сказка остается сказкой, а честный вор остается все же вором.
Истина Православия насытила ум и душу, начала очищать сердце. Оказалось, что впереди колоссальный труд по переделке себя. Господи, благослови меня на этом пути. Благослови всех, кто жаждет Тебя от всего сердца, и возбуди сердца тех, кто не знает Тебя ‒ взалкать по Тебе.
Православие и баптизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Православие за огромный период своего существования раскололось на достаточно немалое количество различных деноминаций, каждая из которых, как бы ни странно это звучало, называет себя “церковью”. Что же касается конкурентов, по отношению к ним часто применяются самые разные наименования. Отношение же к баптистам в православной религии чёткое и однозначное: это не есть церковь, а всего лишь одна из протестантских сект. И всё количество верующих ни много ни мало – более сорока миллионов. А этот факт заставляет усомниться в истинном значении данного течения. Чем отличаются баптисты от православных, и как эти отличия повлияли на подобное отношение к ним, далее в статье.
Лучшая статья для Вас, переходите: Как обрести духовного отца в православной церкви
Баптисты — это секта или нет? Нет!
Баптизм для многих православных остаётся чем-то закрытым и непонятным. Держась в стороне от других религиозных традиций, мы мало понимаем, каковы отличия баптистов от тех же пятидесятников или кальвинистов.
И есть ужасная тенденция — всех, кто не православный (в лучшем случае — и не католик), называть сектой. Это ошибка.
Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» пишет:
доктор исторических наук
«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».
Секта поэтапно дистанцируется от «материнской религии» в силу развития некоторой еретической идеи:
«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом. Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией. Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».
Церковь евангельских христиан-баптистов в Пскове
Если совсем коротко, секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Материнская религия её отвергает. И государство тоже её запрещает.
Секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. В случае баптистов мы можем говорить именно о вероисповедании, а не секте, так как баптисты — это историческая, признанная многими государствами религиозная группа.
Она не отрицает и не искажает христианское учение, а отличается в подходе к богослужениям и к административной сфере.
Новообразованные баптистские общины
Недавно наметилось новое направление тбилисской баптистской общины. Что интересно, она в своем вероучении пошла еще дальше, практически изменив все до неузнаваемости. Ее новшества весьма и весьма удивляют, так как во время богослужения у всех присутствующих задействованы пять органов чувств, пастыри носят черные одежды, в обряде используются свечи, колокольный звон и музыка, а еще баптисты осеняют себя крестом. Практически все в духе Православной Церкви. Эти баптисты даже организовали семинарию и школу иконописи. Отсюда понятна радость раскольника и преданного анафеме Филарета – предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, который однажды даже вручил орден лидеру этой общины.
Баптисты особое внимание уделяют крещению во взрослом возрасте
Стать баптистом может только взрослый человек, который отдаёт себе отчёт в этом поступке. Именно так происходило в Библии. Об обряде крещения (погружения) так сказано на сайте «Российского союза евангельских христиан-баптистов»:
«Мы веруем, что водное крещение по вере есть исполнении заповеди Иисуса Христа о Церкви, свидетельство веры и послушания Господу; оно является торжественным обещанием Богу доброй совести Мар. 16:15-16; Деян. 2:38,41; 22:16. 1 Пет. 3:21.
Водное крещение по Слову Божию совершается над теми, кто уверовал в Иисуса как в своего личного Спасителя и пережил рождение свыше. Деян. 8:36-38; 2:41; 8:12; 10:47; 18:8; 19:5.
Крещение совершается служителями через единократное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф. 28:19.
Крещение уверовавшего символизирует его смерть, погребение и воскресение со Христом. Рим. 6:3-5; Гал. 3:26-27; Кол. 2:11-12.
При совершении крещения служитель задает вопросы крещаемому: “Веришь ли, что Иисус Христос есть Сын Божий? Обещаешь ли служить Богу в доброй совести?” Деян. 8:37; 1 Пет. 3:21. После утвердительного ответа крещаемого он говорит: “По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Слово “Аминь” крещаемый произносит вместе со служителем. После крещения служители совершают молитву над крещеными и хлебопреломление».
Крещение совершается также и над теми, кто был, например, крещён в православии.
Божья благодать
Все это неминуемо приведет к погибели, как та бесплодная лоза виноградника, о которой говорил Господь, которая будет сожжена.
Самое страшное здесь то, что от таких раскольников отступает Благодать Божья. Эти люди уже не могут разобраться в Истине и думают, что делают Божие дело, распространяя ложь о Церкви, не зная, что таким образом они идут против Самого Бога. Всякого рода секты создаются в большом количестве, и так же много их распадается. Поэтому нет возможности перечислять их по названиям, датам создания и лидерам, возглавляющим их, остановимся только на самых главных, но об этом чуть позже.
Отличия православия и баптизма преимущественно внешние
Баптисты и православные имеют больше схожестей, чем различий. Во что верят одни, в то же верят и другие.
Библия — источник знаний для обоих традиций. Короче говоря, все мы христиане.
И если этим утверждением пришлось разрушить чьи-то ожидания прочесть нечто необычное, то уж извините: баптисты не пляшут с бубнами у костров, не чертят на полу пентаграммы, не выряжаются в мантии с иероглифами. Это обычные верующие, как мы.
Но кое-чем баптисты от православных всё же отличаются.
Смотрите также статью Армяне: католики или православные?
Принцип «Solo scriptura»
Это общепротестанская идея, согласно которой, есть только один источник христианского вероучения — это Священное Писание.
«А у нас разве не так?», — спросят православные. Нет, у нас и у католиков есть ещё предание. Баптисты же уверены, что есть только Библия и то, что ей либо противоречит, либо нет.
Изучение Священного Писания — одна из основ баптизма
Упор на изучение Священного Писания
Это тоже присущая большинству протестантских организаций практика. Библия — главное откровение Божие. И чем тщательнее и глубже её изучить, тем больше истин откроется человеку.
Православные комментаторы, бывает, замечают, что с нашей точки зрения собрание баптистов более походит на школу или институт, чем на богословскую службу.
Баптист считает авторитетным Священное Писание, но не предание.
Нет почитания икон и мощей
Для баптистов подобная практика была бы нарушением второй заповеди: «Не сотвори себе кумира».
Баптисты не молятся святым
Стоит различать молитву и почитание. Уважение к заслугам христианских подвижников баптистам не чуждо. Но вот обращаться к ним за помощью баптисты считают лишним.
Развёрнутый комментарий даёт на видео пастор баптистской церкви г. Челябинск, Виталий Соболев.
Нет некоторых таинств
Отсутствует священство, соборование, миропомазание, венчание и исповедь. По части исповеди, например, утверждают, что каяться надо напрямую перед Богом, а не через посредника.
Нет традиционного апостольского преемства через рукоположение
То есть идея, что все христиане — это продолжатели дела апостолов, есть. Но для того, чтобы стать частью этой цепочки, не надо посвящаться у какого-нибудь архиерея. Вера — сама по себе реализация этой преемственности.
Иное отношение к молитве
Её значительно меньше. Нет молитвослова. «Это как, нельзя молиться по книге?», — может спросить православный. Нет, нельзя молиться чужими молитвами, только своими словами. Только так молитва может быть искренней, от сердца. Исключение — «Отче наш», поскольку она есть в Библии.
баптисты не используют крестного знамения
Баптисты не используют крестного знамения
Они не видят смыла в этом действе и не находят обоснований для него Библии.
Меньше правил бытового характера
Конечно, православие тоже — не лидер по количеству предписаний для верующих, но у баптистов их ещё меньше.
Иное отношение ко многим аспектам христианства
Например, хлеб и вино на евхаристии воспринимаются исключительно в символическом значении.
Меньше торжественности
цервовь баптистов — отсутствует красивая церковная утварь, все выглядит «светским»
Отсутствие красивой церковной утвари и многочасовых богослужений — это ещё одна черта, которой отличаются баптисты-христиане. У них всё выглядит более «светским».
Баптисты не молятся за усопших
Подобной традиции нет в Священном Писании.
Разрыв между священником и прихожанином минимален
Нет того почитания и той дистанции, которая существует в православии. Баптистский священник — это, по сути, такой же верующий. Его полномочия в большей степени административного, чем духовного характера.
Собственно, каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения. Это называется принципом всеобщего священства.
каждый верующий баптист имеет право проводить богослужения
Баптисты не называют себя церковью
Они предпочитают использовать слова «альянс», «союз» и т.д. Связано это с тем, что в Священном Писании слово «церковь» не употребляется в соответствующем значении.
Баптисты отрицают церковную иерархию
И всё же в каждой общине есть пара «пресвитеров» (старейшин), избранных для священнодейства.
Пётр Вальтерович Мицкевич, председатель «Российского союза евангельских христиан-баптистов»
Баптистское учение
Главное, на чем основывается баптистское учение, – признание Священного Писания как единственного источника вероучения. Они отвергают крещение детей, только благословляя их. По баптистским правилам, крещение должно совершаться только после пробуждения личной веры у человека, после 18 лет и отказа от греховной жизни. Без этого у них этот обряд не имеет силы и просто недопустим. Баптисты считают крещение внешним знаком исповедания, и таким образом они отвергают участие Бога в этом главном таинстве, что низводит процесс к простым человеческим действиям.
Баптисты убеждены, что спасены через веру, православные считают, что ещё не обрели спасение
Что касается внутренних черт христианской религии, то здесь баптисты от православных отличаются не сильно. Они верят в Бога-Отца, Сына и Святого Духа, почитают Иисуса Христа, читают Библию и видят в ней слово Божие.
Но есть одно фундаментальное отличие — иное отношение к спасению, нежели в православной церкви.
Протоиерей Олег (Корытко) очень хорошо раскрывает разницу между баптистским и православным представлениями о спасении:
«центральным пунктом доктрины искупления является понятие о заместительной жертве».
«Бог возложил на Иисуса все грехи людей, существовавших когда-либо или имеющих родиться в будущем, и излил на него весь Свой праведный гнев во время крестных мук. Страдания Христа были адекватны тяжести наказания за все грехи человечества, прошедшие и будущие».
Хотя в вопросе о том, кто именно может быть спасён, у баптистов нет единой точки зрения:
«существует два взгляда Сторонники первого мнения, стоят на арминианских позициях (общие баптисты), утверждая всеобщее значение смерти Спасителя. Каждому человеку дана Благодать необходимая для обретения спасительной веры, и теперь уже от человека зависит: принять этот дар или отвергнуть его. Выразителями противоположной точки зрения являются частные баптисты, исповедующие приверженность кальвинским взглядам. среди частных баптистов существуют ещё «амиральдиане», называемые также «умеренными». По их мнению, Господь умер за всех людей, но затем избрал тех, кто предопределен ко спасению».
Далее протоиерей Олег (Корытко) рассказывает о механизме спасения с точки зрения баптистов:
«процесс спасения начинается с призвания человека Благодатью Божией Если призыв будет услышан, то происходит обращение, оправдание, возрождение, соединение со Христом, усыновление и освящение. Последовательность перечисленных действий не хронологическая, а логическая, так как все они (за исключением последнего) происходят одновременно и мгновенно.
В момент обращения происходит изменение отношений ко греху, Богу, и самому себе. Приходит осознание личной вины за грех, скорбь о грехе и жажда прощения. «Покаяние дается Богом людям по Его благодати» — это дар Божий, а отнюдь не акт воли самого человека. Поэтому он не может рассматриваться в качестве некоторого поступка, имеющего определённую нравственную ценность».
За покаянием следует искренняя вера, она имеет четыре аспекта:
- Уверенность в том, что Бог открывает себя в природе и Священном Писании, где содержится всё нужное для спасения;
- Пробуждение души, её жажда усвоить плоды искупления;
- Принятие Христа;
- Подчинение воле Божией.
Бог прощает такого человека. Апостол Павел сообщает:
«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».
В дальнейшем от человека требуется не грешить, побеждать искушение, проявлять любовь даже к своим врагам.
Чтобы обрести спасение, баптист должен возродиться после грехопадения.
О грехах после пробуждения веры утверждается, что
«верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольным грехом».
Верующий, прошедший через все стадии, называется возрождённым. Имеется в виду возрождение после грехопадения.
Если обобщить всё это, то баптисты считают веру достаточным условием для спасения. Они полагают, что уже спасены.
Православные христиане критикуют баптистов за излишне «юридический» подход к проблеме, себя заведомо спасёнными не считают и полагают, что без помощи Божией не способны справиться с грехом.
Центральным пункт доктрины искупления у баптистов — понятие заместительной жертвы
Вывод
Хотелось бы напомнить, что Святая Церковь – это не клуб по интересам, а то, что нисходит к нам от Господа. Церковь Христова, созданная его учениками-апостолами, была едина на земле целую тысячу лет. Но в 1054 году от Единой Христовой Церкви отпала ее западная часть, которая изменила Символ Веры и объявила себя римско-католической церковью, именно она дала плодотворную почву всем остальным образовывать свои церкви и секты. Теперь же, с точки зрения православия, отпавшие от Истинной Православной веры и проповедующие веру во Христа не одинаково с православием не принадлежат к Единой Святой и Апостольской Церкви, основанной самим Спасителем. К огромному сожалению, это происходит от того, что многие не осознают величия и высоты своего христианского звания, они не знают своих обязанностей и живут в нечестии как язычники.
Святой апостол Павел писал в своей молитве: «Поступайте достойно звания, в которое призваны, иначе будете детьми не Божьими, а сатаны, исполняющими его похоти».
Баптизм в России не запрещён, но имеет много недоброжелателей
В России баптистам предшествовали другие христианские течения (штудизм и молокане), которые впоследствии утратили свои индивидуальные признаки и были почти целиком поглощены баптизмом к концу XIX века.
За годы деятельности баптисты не старались конкурировать с православием.
Однако отношение к баптистам религиозного большинства преимущественно негативное.
Хотя критики часто не способны объяснить разницу между баптистами и свидетелями Иеговы, а также не могут сформулировать, чем опасны баптисты, это не мешает время от времени поднимать вопрос об их запрете.
Сегодня баптизм в России не запрещён, это не секта, а просто ещё одна историческая ветвь христианского учения.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение