10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

10 заповедей христианства

10 заповедей христианства – это тот путь, о котором сказал Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6). Сын Божий является воплощением добродетелей, так как добродетель – вещь не сотворенная, но свойство Бога. Их соблюдение нужно каждому человеку, чтобы достичь своей меры, которая приближает к Богу.

Заповеди Божии даны на горе Синай евреям после того, как у человека стал ослабевать внутренний закон по причине греховности, и они перестал слышать голос своей совести.

Основные заповеди христианства

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) человечество получило через Моисея – ему явился Господь в Огненной Купине – кусте, который горел и не сгорал. Этот образ стал пророчеством о деве Марии – которая приняла в себя Божество и не сгорела. Закон был дан на двух каменных скрижалях (плитах), перстом начертал на них заповеди Сам Бог.

Десять Заповедей христианства (Ветхий Завет, Исх.20:2-17, Второзаконие 5:6-21):

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Многие думают, что главные заповеди христианства – это свод запретов. Господь сделал человека свободным и никогда не покушался на эту свободу. Но для желающих быть с Богом, есть правила, как провести свою жизнь в согласии с Законом. Следует помнить, что Господь – это источник благ для нас, и его закон – это как светильник на пути и способ не навредить себе, так как грех разрушает человека и его окружение.

Основные идеи христианства по заповедям

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются основные идеи христианства по заповедям.

Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим

Бог – это Творец видимого и невидимого миров и источник всякой силы, могущества. Стихии движутся благодаря Богу, семя прорастает потому, что в нем живет сила Божия, любая жизнь возможна только в Боге и нет жизни вне ее Источника. Всякая сила – это собственность Божия, которую он отдает и забирает тогда, когда Ему это угодно. Следует просить только у Бога и ждать только от Него способностей, даров, различных благ, как у Источника животворящей силы.

Бог – это источник мудрости и знания. Он поделился Своим разумом не только с человеком – каждая тварь Божия наделена своей мудростью – от паучка до камня. Иная мудрость у пчелы, иная – у дерева. Животное чувствует опасность, благодаря мудрости Божией, птица прилетает на то самое гнездо, которое оставила осенью – по той же причине.

Всякая доброта возможна только в Боге. Во всем созданном Им есть эта доброта. Бог милосерден, терпелив, благ. Поэтому все, что сделано Им – бездонным Источником добродетели, — переполнено добротой. Желая добра себе и ближним, нужно молиться Богу об этом. Нельзя служить Богу, Создателю всего, и другому одновременно – в этом случае человек будет разорен. Нужно твердо решиться быть верным своему Господу, Ему одному молиться, служить, бояться. Его одного любить, боясь ослушаться, как своего Отца.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли

Не обожествляй творение вместо Творца. Что бы, кто бы это ни был – никто не должен занимать это священное место в твоем сердце – поклонение Творцу. Грех ли, страх ли отвращает человека от его Бога – всегда нужно найти в себе силы и не искать себе бога другого.

Человек после грехопадения стал слаб и непостоянен, он часто забывает близость Божию и Его заботу о каждом своем чаде. В минуты душевной слабости, когда грех берет верх, человек отвращается от Бога и обращается к Его слугам – творению. Но Бог милосерднее Своих слуг и необходимо найти в себе силы вернуться к Нему и получить исцеление.

Человек может считать божеством свое богатство, на которое возложил все надежды и упование; даже семья может быть таким божеством – когда ради других людей, пусть и самых близких, попирается Божий закон. А Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал:

«кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

То есть, необходимо смиряться перед обстоятельствами, которые кажутся нам жестокими, и не отрекаться от Создателя. Человек может из власти, славы сделать себе идола, если также отдает этому все свое сердце и мысли. Из всего можно создать кумира, даже из икон. Некоторые христиане поклоняются не самой иконе, не материалу, из которого сделан крест, а образу, который стал возможен благодаря воплощению Сына Божия.

Читайте также:
Православные курсы: просветительские богословские курсы для мирян

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Нельзя произносить имя Божие небрежно, между делом, когда подвластен своим эмоциям, а не тоской по Богу. В повседневной жизни мы «замыливаем» имя Божие, произнося его неблагоговейно. Оно должно быть произносимо только в молитвенном напряжении, осознанно, ради высшего блага для себя и ближних.

Такое замыливание привело к тому, что сегодня люди смеются над верующими, когда те произносят фразу «хотите ли поговорить о Боге». Эта фраза была много раз произнесена всуе, и истинное величие имени Божьего обесценилось людьми как нечто банальное. А ведь эта фраза несет в себе огромное достоинство. Неминуемый вред ждет человека, для которого имя Божие стало банальным, а порой, и ругательным.

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Седьмой день создан для молитвы и Богообщения. Для древних иудеев эта была суббота, но с наступлением Нового Завета мы приобрели Воскресение.

Не верно, что, в подражание ветхим правилам, мы должны избегать всякого труда в этот день, но труд этот должен быть во славу Божию. Сходить в храм и помолиться в этот день для христианина – святая обязанность. В этот день следует отдохнуть, в подражание Создателю: шесть дней Он творил этот мир, а в седьмой почил — написано в Бытие. Значит, седьмой день освящен особо – он создан для размышления о вечности.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Это первая заповедь с обещанием – исполни ее, и продлятся дни твои на земле. Необходимо уважать родителей. Какие бы ни были с ними отношения – они те, через кого Творец дал тебе жизнь.

Познавшие Бога еще до твоего появления на свет, они достойны почитания, как и всякие, что прежде тебя познал Вечную Истину. Заповедь о почитании родителей распространяется на всех старших по возрасту и далеких предков.

Не убивай

Жизнь – это бесценный дар, на который нельзя посягать. Родители не дают жизнь ребенку, но лишь материал для его тела. Вечная же жизнь заключена в духе, который неуничтожим и который вдыхает сам Бог.

Поэтому Господь всегда взыщет разбитый сосуд, если кто-то посягнет на чужую жизнь. Нельзя убивать детей в утробе, так как это новая жизнь, принадлежащая Богу. С другой стороны, никто не может убить жизнь полностью, так как тело – это лишь оболочка. Но истинная жизнь, как дар Божий, совершается в этой оболочке и ни родители, ни другие люди – никто не имеет права отнимать ее.

Не прелюбодействуй

Незаконные связи разрушают человека. Нельзя недооценивать вред, который причиняется телу и душе от нарушения этой заповеди. Необходимо со всей тщательностью хранить детей от разрушительного влияния, которое может оказать этот грех на их жизнь.

Потеря целомудрия – это потеря цельного разума, порядка в мыслях и жизни. Мысли людей, для которых блуд является нормой, становятся поверхностными, неспособными постичь глубину. Со временем появляются ненависть и отвращение ко всему святому, праведному, в человеке укореняются злые привычки и дурной навык. Это страшное зло сегодня нивелируется, но от этого прелюбодеяние, блуд не перестал быть смертным грехом.

Не укради

Глубокое заблуждение считать приобретением то, что добыто неправедно. Нас окружает невидимый мир, для которого ничего не будет сокрыто. Это ангелы Божии, которые следят за порядком и не оставят несправедливость как есть.

Поэтому украденное повлечет за собой только большие убытки для вора. Таков Закон этого мира, который всегда соблюдается.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Что может быть страшнее и обиднее клеветы? Сколько судеб разрушено по ложному доносу? Достаточно одного навета, чтобы поставить крест на любой репутации, на любой карьере.

Переломанные таким образом судьбы не ускользают от карающего взгляда Божьего, и обличение последует на злой язык, так как у этого греха всегда есть минимум 3 свидетеля – кого оклеветали, кто оклеветал и Господь Бог.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Эта заповедь является переходом в новозаветные заповеди блаженства – более высокий моральный уровень. Здесь Господь смотрит в корень греха, его причину. Грех всегда рождается сперва в помысле. От зависти бывают кражи и другие грехи. Таким образом, научившись десятой заповеди, человек сможет соблюсти и остальные.

Краткое изложение 10 основных заповедей христианства позволит усвоить знание для здоровых отношений с Богом. Это тот минимум, который необходимо соблюдать любому человеку, чтобы жить в гармонии с собой, окружающими людьми и Богом. Если есть рецепт счастья, загадочная чаша Грааля, которая дает полноту бытия, то это 10 заповедей — как лекарство от всех болезней.

Читайте также:
Что такое томос об автокефалии: значение и определение, текст

10 заповедей Божьих — текст и значение

Узнайте все самое интересное и полезное о Десяти заповедях, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Как появились 10 заповедей

За 1300 лет до Рождества Иисуса Христа пророк Моисей по повелению Бога вывел израильтян из Египетского рабства. Бог обещал привести свой народ в место, где будет царить довольство и счастье – Землю Обетованную (обещанную, от слова “обет” – обещание) Палестину. Но перед этим они должны были отречься от рабского мышления, развращенной жизни. И жить по правилам, которые установил Сам Господь — впоследствии известные как 10 заповедей Божьих.

Много чудес Бог явил перед израильтянами, чтобы избавить их от египетского рабства. Наслал десять казней на Египет: вода в Ниле превратилась в кровь, устрашающе размножились жабы, песьи мухи, погибли животные, тела египтян покрылись нарывами, град уничтожил урожай, в течение трех дней наступила тьма на Египет, умерли все египетские первенцы. Когда египетское войско преследовало израильтян, Бог сделал Красное море сушей, и израильский народ беспрепятственно прошел, а войско погибло в водах моря.

Моисей получил 10 заповедей Божьих во время общения с Господом на горе Синай. Они были высечены на двух каменных скрижалях Самим Богом. Но когда пророк Моисей спустился с горы, он увидел, что его народ танцует вокруг золотого тельца – идола, забыв о Боге и своем долге перед Ним. В гневе Моисей разбил скрижали. Бог велел высечь новые скрижали с начертанными заповедями взамен уничтоженным.

Текст 10 заповедей Божьих

1. Я Господь, Бог твой Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой –суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 2-17).

Первая заповедь

Бог указывает на Самого Себя, как на единого истинного Бога и запрещает оказывать божественное почтение кому-то еще. Бог создал человека, дал ему жизнь и после смерти призывает в свои небесные покои. Эта заповедь заняла первое место по той причине, что только Бог, и никто другой, должен быть для человека главной ценностью его жизни.

Грехи против первой заповеди:

– безбожие (отрицание существования Бога);

– многобожие (почитание различных божеств вместо единого Бога);

– ересь и раскол (неверное и извращенное толкование истинной религии);

– отчаяние (когда человек перестает надеяться на помощь и спасение от Бога);

– колдовство (обращение к демоническим силам);

– суеверие (обычным ситуациям и событиям приписывают сверхъестественное происхождение и значение).

Вторая заповедь

Бог запрещает почитать кумиров и идолов (любые предметы, существа и явления окружающего мира: солнце, луну, звезды, животных, растения), как делают язычники, и обожествлять их.

Стоит обратить внимание, что иконы и изображенные на них святые не являются идолами. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. Мы молимся не материальному предмету, доске с рисунком, а тому, кто на ней изображен. Святые – это люди, которые подают нам пример, как всей своей жизнью можно проповедовать и исповедовать любовь к Создателю и ближним.

Грехи против второй заповеди:

– обожествление человеком своих творений и поклонение им, как божеству (например: художник поклоняется своей картине, как наивысшему из творений);

– поклонение богатству и возведение денег, на уровень выше Бога;

– почитание иконы как материального предмета.

Третья заповедь

Запрещается произносить имя Бога без почтения или между слов в разговоре. В библейские времена Бог и имена, носимые Им, были неразрывно связаны. И если Господь свят, то свято и Его имя, к которому нужно относиться с почтением и благоговением.

Грехи против третьей заповеди:

– легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах;

– богохульство и кощунство (когда о Боге говорят шутя и насмехаясь);

– нарушение клятв, данных Богу.

Четвертая заповедь

Бог велит после шести дней работы седьмой посвятить служению Ему. В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота, как день окончания творения мира. В Новом Завете стал праздноваться первый день недели – воскресенье, в память о Воскресении Иисуса Христа. В наше время среди людей распространилось такое поверье, что в праздничные и воскресные дни категорически нельзя работать. Требуется уточнение: нельзя служение Богу в эти дни заменять работой.

Читайте также:
Мощи Петра и Февронии: где находятся и как проехать, история, о чем просить и чем помогают

Грехи против четвертой заповеди:

– непочитание воскресных и праздничных дней, непосещение воскресного богослужения;

Пятая заповедь

Бог обязывает почитать родителей, заботиться о них и за это обещает заботливым детям долгую жизнь. В Ветхом Завете почитание родителей было настолько важным, что тот, кто злословил (осуждал) отца и мать, приговаривался к смерти.

Грехи против пятой заповеди:

– избиение отца или матери;

– непослушание родителям (за исключением случаев, когда действия и требования родителей противоречат Священному Писанию);

– равнодушие к родителям, укоры и злые слова в их сторону;

– пренебрежение родительским благословением;

– оставление молитвы за родителей.

Шестая заповедь

Бог запрещает убийство. Нельзя лишать жизни людей и самого себя. Лишь Бог дает жизнь и ее забирает. Исключением является война, где человеку приходится убивать, защищая Родину, своих близких, детей.

Грехи против шестой заповеди:

– совершение аборта и подталкивание к нему;

– соблазн на грех ближнего;

– подстрекательство к убийству и доведение до самоубийства;

– оставление ближнего без помощи в ситуации смертельной опасности.

Седьмая заповедь

Бог запрещает супругам изменять друг другу, а неженатым вступать в незаконное сожительство – блудить. Прелюбодеяние и блуд начинаются не с момента физической близости, а гораздо раньше, когда человек позволяет себе мечтать о чем-то похотливом, смотреть на чужого мужа или жену с вожделением.

Грехи против седьмой заповеди:

– чтение книг и просмотр фильмов, носящих эротический характер;

– развод без веских причин;

– уклонение от супружеской близости как повод второго супруга искать физической близости на стороне.

Восьмая заповедь

Бог запрещает присваивать себе вещи, принадлежащие другим людям – воровать.

Грехи против восьмой заповеди:

– воровство (как у людей, так и у государства);

– присвоение чужих вещей хитростью;

Девятая заповедь

Бог запрещает говорить неправду о другом человеке и запрещает всякую намеренную ложь.

Грехи против девятой заповеди:

– клевета, ложные доносы;

– ложные показания в суде;

Десятая заповедь

Бог запрещает любые плохие мысли и желания допускать по отношению к людям, так как грех начинается не с действия, а помысла. Основным грехом против этой заповеди является зависть, именно она разрушает любовь к людям и съедает человека изнутри, отравляя всю его жизнь.

Зачем 10 заповедей Божьих были даны людям?

Представьте, что земная жизнь – это топкое болото. Для того, чтобы его перейти, необходимо знать единственную узкую тропинку, которая приведет человека в Царствие Божье. Человек, который, не зная безопасного пути, сворачивает вправо или влево, неминуемо погибнет. Так и с духовно-нравственной жизнью: если нет ориентира, как нужно жить правильно, легко можно утонуть в болоте своих грехов.

Чтобы с человечеством этого не произошло, Бог дал ветхозаветные заповеди, тот фундамент, на котором нужно строить свою жизнь каждому человеку, вне зависимости от национальности и исторической эпохи, будь то христианин, иудей или мусульманин. Для этих трех авраамических религий 10 заповедей Божьих являются общими, за исключением четвертой заповеди, которая отсутствует у мусульман.

Позже Иисус Христос, придя в наш мир, даст более высокую планку нравственного поведения – Заповеди Блаженства. Согласно христианскому вероучению, если их исполнить, человек наследует Царствие Божие, где соединится с Богом.

10 заповедей Иисуса Христа

Десять основных жизненных законов люди привыкли называть «заповеди Иисуса Христа». На самом деле скрижали с наставлениями, написанными самим Богом, были даны евреям и другим людям через пророка Моисея за полторы тысячи лет до Рождества Христова.

Иисус Христос во время своей земной жизни проповедовал единого Бога и вместе с учениками ходил по свету. Однажды, на вершине горы, он прочитал Нагорную проповедь. Это не были заповеди, а только толкования, как их исполнять и жить в мире друг с другом и Господом в душе.

История

Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.

Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.

Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.

Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.

Читайте также:
Заговение: что такое и что значит в православии, правила и особенности традиции

Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.

Десять полных заповедей

Заповеди Божьи фактически являются правилами общежития. Человек свободен в своих поступках, но он не должен причинять вреда и неудобств другим людям.

Сам Христос убеждал своих учеников в том, что он пришел на землю, чтобы исполнять закон – заповеди, а не нарушать его. Божий закон написан для пользы людей. Если сравнить Заповеди с законами любого цивилизованного, демократического общества, то они совпадают по своему содержанию.

Список заповедей первого и второго варианта, написанных на скрижалях, отличаются не смыслом, формой изложения нескольких моментов. Так же незначительно отличаются заповеди Нового Завета и старые. Они не совпадают в основном из-за многообразия значений одного и того же слова при переводе.

Заповедь первая

“Я — Господь Бог твой. Да и не будет у тебя других никаких иных богов помимо меня пред ликом моим”.

Бог един и нет никого подобного ему на свете. Во всем сила и воля Божья. Именно Господь дает все необходимое человеку или забирает, когда считает нужным. Желая обрести различные способности творить что-либо, следует поклоняться Богу и от него получать все. Есть один источник силы, могущей и животворящей – это Бог.

Заповедь вторая

«Не сотвори себе кумира либо изображения того, что вверху на небе или что на земле внизу, что в водах ниже земли; не служи ты им и не преклоняйся; ибо Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину их отцов до третьего и четвёртого рода, тех, что ненавидели Меня, и те, что творили милости до тысячи родов любящим Меня и кто соблюдает заповеди Мои» (Исход 20:4-6).

Сотворить себе кумира означает страх предстать перед Господом в одиночестве, или сомневаться во всесилии Бога и ждать помощи еще от кого-то.

Третья из десяти заповедей Библии

“Не произноси имя Господа Бога всуе (просто так), ибо Господь Бог не станет оставлять никого без наказания, кто называет имя Его всуе”. (Исход 20:7).

Господь реагирует на каждое произнесение имени его, вместе с ангелами его окружающими. Не стоит беспокоить Всевышнего, произнося его имя по пустякам. Он может наказать за напрасное беспокойство.

Четвертая заповедь

“Помяни день субботний, дабы проводить его правильно: Целиком шесть дней недели работай и делай в их продолжении все свои дела, а на день седьмой — покоя, посвяти его Господу Богу твоему. Не делай в вышеупомянутый ни каких дел своих ни ты, ни дочь твоя, ни сын твой… Ибо в шесть дней Господь твой создал все что имеется в земле, море и небе и их самих, а в седьмой день отдыхал. Посему Господь благословил субботний день и его освятил”. (Исход 20:8-11)

Человек должен трудиться шесть дней в неделю, на седьмой отдыхать от трудов праведных. Но это не означает лежать весь день и ничего не делать. Субботу следует посвятить Богу: пойти в храм на службу, прочитать дома что-нибудь из Псалтири или Евангелия.

Пятая библейская заповедь

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои, чтобы ты хорошо жил на земле, которую даровал тебе Господь, Бог твой” (Исход 20:12)

Родители познали Бога раньше тебя и научили молиться, жить праведно. Именно отец и мать дают каждому жизнь и их надо почитать, уважать, беречь.

Шестая Божья заповедь

В переводе звучит так: “Не убий” (исход 20:13). Краткая, простая и понятная заповедь. Господь говорит, что человек не может самовольно лишать кого-то жизни — творения Божьего. Это вне человеческой власти. Тут необходимо добавить, что тяжким грехом является самоубийство. Те, кто по своему желанию лишили себя жизни, не смогут никогда оказаться в Царствии небесном, так как не заслуживают того. Этому греху (убийству) предшествуют такие чувства, как ненависть, гнев, злость. Этот список нельзя пускать в сердце христианину.

Всякое существо на земле живет благодаря тому, что Господь вдохнул в него жизнь от своей жизни. Все мы, живущие на земле, являемся временными носителями жизни Божьей. Поэтому отнимать жизнь у другого человека означает убивать и часть Господа. Человек не имеет права отнимать данное Всевышним. Это один из самых тяжких грехов.

Седьмая заповедь

Бог дает каждому человеку пару – жену. Нельзя вступать в связь с чужими женщинами.

Восьмая заповедь

Украсть означает присвоить чужую собственность, огорчить, обидит мирянина. Бог заступится за любого, кто пострадал от чужой жадности, обмана, подлости. Поэтому не стоит брать чужое, надо собственным честным трудом добиваться всего. В помощь брать Господа, молиться ему.

Девятая заповедь

“Не произноси ложного свидетельства на своего ближнего”.

Ложь, наговор на ближнего – другого человека, тяжкий грех. Всегда следует быть правдивым. Если не знаешь правды, молчи. На себя также не стоит наговаривать. Даже если о клевете знаешь только ты, о ней знает Бог.

Читайте также:
Венцы для венчания: что это такое и что означают, какие нужны и кто должен держать

Десятая заповедь

“Не возжелай дома, коим обладает ближний твой, ни его жены, ни раба, ни всего, что принадлежит ему”.

Достаточно перестать себя контролировать, позавидовать соседу или другому человеку, пожелать того, что он имеет, и человек уже стоит на полпути к преступлению. Если христианин вовремя спохватиться, осознает пагубность своих помыслов, он осознает греховность своего поступка и сможет исправиться. В противном случае стремление взять чужое, занять в жизни не свое место заканчивается тяжким проступком, грехом.

Желание сравнимо с семенем греха. Урожаем будет греховный поступок.

Часто можно услышать про 12 заповедей. Но к религии они прямого отношения не имеют. Самые близкие списки наставлений созданы для молодых супругов. Они основываются на православных христианских законах и учат молодых семейной жизни в любви и согласии.

Заключение

Заповеди Божьи соответствуют законам природы и любого развитого демократического общества. Каждый человек, живущий честно, работающий и заботящийся о своей семье, соблюдает заповеди Иисуса, даже не зная их.

Толковая Библия Лопухина

Чтение Библии — это довольно непростой духовный труд. Священное Писание нельзя читать как художественную книгу, не особо вдаваясь в суть и смысл написанного, не понимая аллегорий, не читая между строк. Глубина это Книги настолько огромна, что многие святые отцы и богословы утверждают, что читают Библию многие годы и каждый раз открывают для себя все новые и новые грани написанного.

Но как же быть простым людям, не имеющим глубокого богословского образования? Как разобраться во всех нюансах и, самое главное, как правильно понять и истолковать написанное? Для этого нужно читать Библию не только своим умом, но и прибегать к расшифровкам и толкованиям. Одним из таких трудов является Толковая Библия Лопухина.

Кто такой Александр Павлович Лопухин

Биография этого ученого-библеиста не отличается какими-либо особо яркими событиями. Александр Павлович родился в 1852 году в семье священника, в Саратовской губернии. Образование получал духовное — сначала в местной духовной семинарии, а затем в Санкт-Петербургской духовной академии.

Прожив несколько лет в Америке и защитив там научную работу, ученый возвращается в Россию, где начинает преподавать в родном вузе. До самой своей кончины в 1904 году он не покидал кафедру и научную работу.

Издавать свои первые научные работы будущий ученый начал еще со студенческой скамьи. Живя в Америке, писал статьи в местные газеты о жизни русской Церкви, о ее правилах обычаях. Вместе с этим на Родине издавались его заметки о жизни на другом континенте.

Интересно! Блестяще выучив английский язык, Александр Павлович получил возможность нести послушание псаломщика в Нью-Йорке, в церкви при русском посольстве.

Начав преподавать в духовной академии, Александр Павлович берется за более сложную работу — переводы творений святых отцов, сложных богословских работ. Его труды высоко ценились как в литературных, так и в богословских трудах, поскольку он мог легко и понятно объяснить сложные вероучительные моменты.

В 1890-х годах становится редактором нескольких журналов на христианскую и богословскую тематику. В это время возрастает количество публикаций на тему Библии, пояснения к богослужениям. Богослов издает бесплатные дополнения к редактируемым им изданиям, которые сами по себе имеют большую литературную и духовную ценность.

Наибольшую известность Александр Павлович Лопухин приобретает благодаря началу работы над переводом Священного Писания с пояснениями. Публиковаться его труд начинает в журнале «Странник».

О Толковой Библии

Необходимость издания Библии в понятном и ясном для любого верующего человека изложении была огромна. Древние тексты остро нуждались в толкованиях и пояснениях, чтобы можно было избежать недопониманий и различных взглядов на одни и те же места Священного Писания. Именно этой идеей — издания Библии в том формате, в котором она станет понятной каждому интересующемуся — и загорелся Александр Павлович Лопухин.

Конечно, проделать такую огромную работу самолично было невозможно, поэтому с Лопухиным работала целая команда ученых, богословов, библеистов и историков. Эти люди так были увлечены своим делом, настолько вкладывали в него все силы души, что смогли завершить начатое даже после смерти самого Лопухина.

И сам Лопухин, и его соратники, видели смысл своей работы именно в просветительстве, поэтому сразу отказались от строгого богословского формата, по которому писались все подобные толкования. Именно поэтому актуальность и понятливость Толковой Библии Лопухина не теряется даже через столетие — в ее основу положены неизменные духовные ценности и понятия, близкие любому поколению христиан.

При этом важно, что общедоступность повествования, достаточно легкий для понимания язык никак не уменьшает ни богословского, ни научного уровня труда.

Важно! Сам Александр Павлович Лопухин успел откомментировать только Пятикнижее, которое вошло в самый первый том Толковой Библии. Остальная работа была проделана его соратниками и приемниками, при этом имя их учителя и идейного вдохновителя было сохранено в истории.

Читайте также:
Душа на 40 день после смерти: что происходит и куда уходит, как провожают

Ценность и актуальность проделанного труда подтверждается тем, что Толковая Библия Лопухина не единожды переиздавалась. Так, в Стокгольме было выпущено репринтное издание, которое приурочили ко дню тысячелетия Крещения Руси.

Также уже после развала СССР эта Библия много раз переиздавалась разных странах СНГ. За ней надежно закрепилось название «лопухинской» , чему способствовало и сохранение инициалов Александра Павловича Лопухина на титуле издания.

Толковая Библия Ветхого и Нового Завета

«Толковая Библия» (толкование Библии), вышла в свет под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина (1852–1904). Первое двенадцатитомное издание выходило в С. Петербурге, с 1904 по 1913 год, в виде бесплатного приложения к журналу «Странник». Ежегодно печаталось по одному тому, а в 1912 и 1913 годах – по два тома.

О начале издания «Толковой Библии» было объявлено в октябрьском номере «Странника» за 1903 год. В аннотации предстоящего издания, в частности, говорилось, что приступая к этому изданию, редакция полагает, что она идет навстречу самой настойчивой и насущной потребности нашего духовенства и всего общества. С каждым годом Библия все более распространяется и в обществе, и в духовенстве, и недалеко то время, когда она сделается настольной книгой во всяком благочестивом доме. Дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии, оправданию и защите истины от искажения ее лжеучителями, а также и руководство к уразумению многих неясных в ней мест – вот цель настоящего издания».

«Толковая Библия», таким образом, отнюдь не представляет собой строго научного издания, ибо на первый план в ней выходит стремление авторов к духовному назиданию читателей, а также стремление подкрепить достоверность Библии ссылкой на данные положительной науки. Соотношение научного и духовно-образовательного подхода, а также уровень комментариев разнятся от книги к книге, ибо в написании их участвовало большое количество разных по своему научному уровню и видению проблемы авторов.

Работа над Толковой Библией начиналась под редакцией профессора богословия Александра Павловича Лопухина. Но, к несчастью, Александр Павлович скончался в рассвете творческих сил в августе 1904 года и работу над этим уникальным изданием продолжили его преемники. Последний том успел выйти менее чем за год до первой мировой войны.

Смерть ученого, к счастью, не привела к прекращению его главных издательских проектов. Продолженное преемниками А.П. Лопухина издание «Толковой Библии» завершилось в 1913 году. В течение десяти лет было издано двенадцать томов, последовательно предлагавших читателю комментарии и толкование библейских текстов на все книги Ветхого и Нового Завета.

Сам Александр Павлович Лопухин успел подготовить лишь комментарий на Пятикнижие Моисеево, составивший первый том «Толковой Библии». Начиная с исторических книг Ветхого Завета Библии (книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, книги Царств) работу взяли на себя выдающиеся русские библеисты профессор Киевской Духовной Академии священник Александр Александрович Глаголев, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Федор Герасимович Елеонский, профессор Казанской Духовной Академии Василий Иванович Протопопов, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Иван Гаврилович Троицкий, профессор архимандрит (впоследствии епископ) Иосиф, магистр богословия священник Александр Васильевич Петровский, профессор Киевской Духовной Академии Владимир Петрович Рыбинский, профессор Василий Никанорович Мышцын, профессор Московской Академии Александр Иванович Покровский, профессор Киевской Духовной Академии Михаил Николаевич Скабалланович, преподаватель Московской Духовной Семинарии Николай Петрович Розанов, преподаватель Санкт-Петербургской Семинарии Павел Смарагдович Тычинин, священник Дмитрий Рождественский, Н. Аболенский, священник Михаил Фивейский, К.Н. Фаминский, протоиерей Николай Орлов.

«Азбука веры» выражает признательность издательству «Даръ» за предоставленный текст толкования «Нового Завета». Приступая в 2005 году к переизданию данного классического труда Толковой Библии Лопухина, издательство стремилось предложить его читателю в новом, более удобном и исправленном виде. С этой целью комментарии на то или иное место Священного Писания следуют непосредственно за библейским текстом (в оригинале они размещены в нижней части страницы мелким, неудобочитаемым шрифтом). Стремясь сохранить во всей неповторимости текст оригинала, редакторы устранили лишь очевидные огрехи и опечатки, в большом количестве встречающиеся в оригинальном издании и воспроизведенные в стокгольмском издании 1988 г. Была проведена сплошная правка греческих и латинских слов и выражений, в большом количестве встречающихся в тексте комментариев, так как в них, к сожалению, число ошибок изначально превышало всякую допустимую меру. В то же время в новом издании было решено отказаться от приведения древнееврейских слов в их оригинальном написании и использовать кириллическую транскрипцию, по возможности точно передающую звучание слов древнееврейского языка.

Более того, была предпринята попытка выверить многочисленные (около 50000) ссылки на различные места Священного Писания, встречающиеся по ходу комментария, и исправить неточности первого издания Толковой Библии Лопухина (количество которых оказалось весьма значительным).

Таким образом, толкование Библии Лопухина в новом издании является одним из лучших на сегодняшний момент.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009.

Толковая Библия Лопухина: авторство и описание, содержание

Александр Павлович Лопухин

Толковая Библия: Ветхий Завет и Новый Завет

Читайте также:
Обязанности мужа и жены в православии: отношения супругов в семье, основы и частые ошибки

Предисловие к первому изданию

В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение, именно благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Востока. С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исторического Востока, перед взорами исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества. Но эти необычайные открытия получили еще больше значения вследствие того, что они оказались в ближайшем соотношении с библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные ее страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, которые дотоле могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Это обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к библейской истории, которая перестала быть сухой специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских ученых историков, и всего образованного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глубоко интересной и в высшей степени поучительной области знания. Удовлетворение этой, по нашему мнению, насущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.

В своих главных частях она составлена была несколько лет тому назад и предназначалась лишь в качестве конспекта для наших личных кабинетных занятий в соприкосновенной с нашей специальностью («Историей Древнего мира») области библейско-исторического знания. Но сознание указанной выше глубокой потребности побудило нас обработать этот конспект в таком виде, чтобы он хоть в малейшей мере мог удовлетворить эту потребность, именно давая связный и живой курс библейской истории с привнесением в него главнейших черт из неисчерпаемого богатства новейших библейско-исторических исследований. Понятно, что в тех рамках, какие намечены были для настоящего руководства, означенные исследования не могли найти себе самостоятельного места в нем, и мы действительно ограничились лишь привнесением некоторых черт из них; но надеемся, что читатели заметят их присутствие при каждом более или менее важном библейско-историческом событии, и сами убедятся, как много света новейшие открытия проливают в области истории и сколько свежего интереса придают самым общеизвестным фактам и событиям.

Свое «руководство» мы предназначаем для чтения вообще, но особенно желали бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По нашему глубокому убеждению, библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека. Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости; но библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет ее – центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она яснее всего может показать, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы воспринимать подобные поразительные опыты. Наше «руководство», конечно, не имеет никаких претензий на изложение библейской истории с этой именно стороны: понимание этой стороны в ней предполагает предварительное знакомство с начатками библейско-исторического знания, и эти-то начатки именно и предлагаем мы в своей книге, в надежде, что она может послужить руководством к проникновению и в более глубокую область знания.

В непродолжительном времени имеет последовать подобное же «Руководство к библейской истории Нового Завета».

СПб. 31 декабря 1887 г.

Библейская история ветхого завета

От Сотворения мира до потопа

Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Во всей своей необъятности он правильно движется подобно величественным часам, заведенным великим и искусным мастером. И как при взгляде на часы невольно является мысль о сделавшем и заведшем их мастере, так и при рассматривании мира в его правильном и стройном движении разум невольно приходит к мысли о том Виновнике, которому он обязан своим существованием и дивным устроением. Что мир не вечен и имеет свое начало, это ясно доказывается, прежде всего, общим верованием народов, у которых у всех сохраняется древнейшее предание о начале всех вещей. Затем изучение хода исторической жизни человечества, особенно древнейших его народов, показывает, что сама историческая жизнь имеет весьма ограниченную протяженность и скоро переходит в эпоху доисторическую, которая составляет детство человеческого рода, необходимо предполагающее, в свою очередь, рождение или начало. На то же указывает и ход развития наук и искусств, который опять приводит нас к первобытному состоянию, когда только начинались они. Наконец, новейшие науки (геология и палеонтология) через изучение наслоений коры земной и заключающихся в них останков неопровержимо и ясно доказывают, что земной шар постепенно образовывался в своей поверхности, и было время, когда на нем совершенно не было никакой жизни, и сам он находился в состоянии бесформенного вещества. Таким образом, начало мира несомненно, хотя бы и в виде бесформенного, первобытного вещества, из которого постепенно образовались все его формы. Но откуда явилось само это первобытное вещество? Вопрос этот издавна занимал мысль человеческую, но она бессильна была разрешить его без высшей помощи, и в языческом мире величайшие мудрецы и основатели религий не в силах были подняться выше той мысли, что это первобытное вещество существовало от вечности, и из него-то Бог создал или устроил мир, будучи лишь, таким образом, создателем или устроителем мира, но не в собственном смысле Творцом его. Тогда на помощь человеческому разуму явилось Божественное Откровение, заключающееся в книгах Св. Писания, и оно просто и ясно провозгласило великую тайну бытия, постигнуть которую тщетно усиливались мудрецы всех времен и народов. Тайна эта открыта на первой странице книги Бытия, которой и начинается Библейская история мира и человечества.

Читайте также:
Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

«В начале сотворил Бог небо и землю», – говорит в первом стихе книги Бытия бытописатель, св. пророк Моисей. В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все существующее на небе и на земле, а следовательно и первобытное вещество, имеет свое начало, и все сотворено Богом, который один только вечен и существовал в довременном бытии, и притом сотворено из ничего, как означает самый глагол барá, употребленный для выражения слова «сотворил». Бог есть единый Творец вселенной, и без Него ничего не могло произойти.

Толковая библия Лопухина

Библию не всегда легко читать. Бывает, наткнёшься на какой-нибудь стих, а там — то зверь с кучей голов, то некто, свергнутый с горы, то угрозы от Господа не пойми кому. Кажется, что библейская история оставляет читателя за боротом.

То ли не хватает образования, то ли не для той эпохи писалось. А разве хватит жизни, чтобы сократить эту дистанцию и сделать текст Священного Писания прозрачнее для себя? Это очень сложно, хочется ведь ещё просто пожить, а не только изучать тексты о древности.

Но, к счастью, есть уже готовые комментарии к Библии. Одни из лучших написал Александр Павлович Лопухин.

Автор толковой Библии — исследователь А.П.Лопухин

Александр Павлович Лопухин родился 10 октября 1852 года. Его жизнь нельзя назвать интересной или увлекательной. Никаких особых происшествий с ним не случалось. Закончив духовную семинарию и академию, Лопухин стал работать псаломщиком в Нью-Йорке до 1881 года.

В 1881 году Лопухин переехал в Санкт-Петербург, где был преподавателем:

  • На кафедре сравнительного богословия;
  • На кафедре древней общегражданской истории.

22 августа 1904 Лопухин скончался, но оставил после себя огромное количество трудов. И это неудивительно, ведь он был:

  • Профессором;
  • Переводчиком;
  • Библеистом;
  • Исследователем Библии;
  • Богословом;
  • Писателем;
  • Толкователем.

Лопухин прекрасно разбирался в истории и Библии. Для него было важно донести свои знания до людей, и главным трудом Лопухина стала Толковая Библия. Она периодически выходила в форме бесплатного издания.

А.П.Лопухин — автор Толковой Библии

Сам толкователь не смог довести дело до конца, поскольку умер. Но его миссию продолжил ответственный коллектив лучших специалистов, которых собрал Лопухин.

Главными задачами этого труда были названы:

  • Составить наиболее точное пособие по разумению Библии;
  • Опираться на научные и богословские комментарии;
  • Прояснить самые сложные места;
  • Возразить лжеучителям и лжеучениям.

Толковую Библию Лопухина публиковали с 1904 по 1913 годы.

Толковая Библия Лопухина — понятный современному читателю текст

Чем хороша именно толковая Библия Лопухина? Одно из её достоинств — это современный язык, понятный любому читателю.

Комментаторов Священного Писания достаточно. Но ведь читать их порой невыносимо. Пытаясь прояснить для себя библейский шифр, человек сталкивается с новой трудностью — необходимостью разбираться с устаревшим языком исторических толкователей.

Лопухин нам понятнее и ближе.

Например, вот что пишет про фразу Христа «Я — свет миру» преподобный Георгий Задонский:

«Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда кажется: поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукою и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа , глаголющего: «ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8:12), — каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от не-проницаемой ночи».

Смысл комментария не очень туманный, но в него требуется вчитаться. Лопухин же чётко, лаконично и конкретно поясняет философский и богословский смыслы высказывания, его практическую значимость для верующего, а также даёт ссылки на перекликающиеся по смыслу стихи в Священном Писании:

Читайте также:
Почему плачут в церкви: ответ священника, плохо это или хорошо, причины слез

«”Я свет миру”. Слово “свет” как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис.9:2, 49:6). Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. Ин.1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним».

Казалось бы, уже достаточно. Но это лишь фрагмент комментария. Привести его целиком в рамках статьи было бы слишком. Поэтому ограничимся ещё одной интересной выдержкой, где Лопухин указывает на то, откуда Христос почерпнул метафору про свет:

«Нет ничего невероятного и в том предположении, что повод к наименованию Себя светом мира подал Христу один обряд праздника Kущей. Именно в ночь с первого на второй день этого праздника в храме во внутреннем переднем дворе зажигались два больших канделябра, имевшие четыре золотых чашки с маслом, которые постоянно пополнялись. Свет этих канделябров разливался ночью по всему Иерусалиму. Господь и мог, применяя Свою речь к этому обычаю, сказать о Себе как о свете, который светит не одному Иерусалиму, а целому миру».

Толкование Ветхого и Нового Завета у Лопухина не опирается на заблуждения прошлого

Очень много авторов основывают толкование Нового Завета или Ветхого на опыте прежних комментаторов. Это способствует тому, что заблуждения кочуют из одного текста в другой. Отличный пример — комментарий к книге Исаии, в котором большинство толкователей видят дьявола:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы».

Преподобный Антоний Великий однозначно усматривает здесь историю грехопадения ангелов, которой, к слову, нет в Библии:

«Этим он сообщает, что сущность Ангелов — огненная и световая, и властна по чину, сопоставимая с образом звезды».

Ту же ошибку допускает и Ориген:

«Пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного… Следовательно, дьявол был некогда светом… И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах».

Комментаторы «лопухинской» Библии не обманываются поэзией и смотрят в суть.

А Лопухина, как и других проницательных авторов, не вводит в заблуждение поэтический язык Исаии. Толковая Библия включает в толкование Ветхого Завета контекст той эпохи и доказывает, что речь здесь — о царе Вавилона:

«Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского.

Гордыня, т. е. вся роскошь, и шум, т. е. звуки арф, какими услаждался вавилонский царь (ср. Ис. 5:12; 24:8) сошли в преисподнюю, т. е. окончательно исчезли. Сам царь, мертвый, лежит, поедаемый червями, как какая-нибудь падаль… А раньше он горел ярким блеском, как денница (по-евр. heilel от глаг. halal — блистать), т. е. как блестящая звезда Венера, которая на южном небе блестит гораздо ярче, чем у нас, и которую ассирийцы называли mustilil (блестящая звезда).

Сын зари. Утренняя заря представляется как бы матерью, рождающею эту звезду. У древних звезда служила символом царского могущества (ср. Чис. 24:17); поэтому и Исаия, желая указать на высокое политическое значение вавилонского царя, прообраза антихриста, назвал его звездой

Искупленный и возвеличенный Богом Израиль воспоет победную, радостную песнь о погибели тирана царя вавилонского, и к этому ликованию присоединятся другие народы. Будут рады этому падению вавилонского царя кипарисы и кедры ливанские и зло посмеются над сошедшим в преисподнюю тираном все обитатели последней. В конце концов, как возвещает Исаия, будет истреблена вся династия царя вавилонского, а потом и все обитатели

Царь Вавилонский не один какой-либо царь, а все цари вавилонские, действовавшие в одинаковом духе».

Толковая Библия внимательна к историческому и мифологическому контексту

Лопухин ответственно походит к изучению исторических источников. Главы Библии он предваряет некоторой справкой об их содержании и контексте эпохи. Чтобы лучше раскрыть метод Лопухина, вернёмся снова к теме «грехопадения» сатаны. Есть такой фрагмент в книге Иезекеля:

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».

Толковая Библия не обманывается расхожими мифами, а опирается только на факты.

Читайте также:
Православие и кредиты: отношение церкви и мнение священников, можно ли брать или нет

Велико искушение взять и подогнать этот текст под миф об ангельском происхождении дьявола. Но Толковая Библия Лопухина холодно взвешивает факты и указывает цитату:

«Иез.28:2. сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим».

Толковая Библия Лопухина в 7-ми томах

То есть речь идёт о человеке. Далее Толковая Библия Лопухина уточняет, о ком именно идёт речь:

«Царем Тирским тогда был Итобаал II (Иосиф Флавий С. Арр, 1, 21), но так как царь в Тире пользовался незначительною властью и влиянием и ничего неизвестно о каких-либо поползновениях тирских, как и вообще семитических царей не только к обоготворению себя, но и к производству своего рода от богов, то царь здесь берется (как в дальнейшем пророчестве на Египет фараон) в качестве представителя самого Тира. Таким образом, самообоготворение, в котором пророк обвиняет Тирского царя, это та самая гордость, которая с другой ее стороны, с внешней, описана в XXVII главе; здесь она рассматривается психологически, с внутренней стороны».

Лопухин также поясняет несколько сложных выражений:

««На седалище Божием в сердце морей». Морское положение Тира делало его в его мнении таким же недосягаемым, как престол Божий. В Пс 103.3 Бог представляется восседающим на водах. Тиряне называли свой остров святым (у Санхониатона); всякий центр особого культа считался священным местом.

«Ум», слав. точнее «cердце», т. е. самосознание. Живя в таком месте земли, которое могло считаться жилищем Божиим, Тир думал, что он может поступать и распоряжаться собою вполне по склонностям своего сердца».

Уже этих предварительных сведений достаточно, чтобы понять, о ком идёт речь в приведённом в начале отрывке. Толковая Библия Лопухина обращает внимание не весьма однозначную фразу:

«Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: “я бог”, тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?».

А затем комментатор разбирает непосредственно сам сложный отрывок:

«В каком смысле о Тирском царе можно было сказать, что он был, жил в раю Божием? Так как с раем, Едемом в Ветхом Завете не только сравнивается, но так и прямо называется так всякая прекрасная местность земли (Иез 31:9, 18, 36:35; Ис 51.3; Иоиль 2.3), то здесь раем мог быть назван сам Тир».

Толковая Библия Лопухина указывает, что осталось мало сведений для того, чтобы понять причины отождествления царя Тира с херувимом, но в этом, безусловно, есть своя метафора. О «горе Божией» комментатор поясняет:

«Тир, находясь на острове, омываемом морем, стоял как бы на горе моря, которая могла быть названа «святою» и «Божией» за избыток благословения Божия на Тире».

Далее комментатор, заострив внимание на горе, обнаруживает параллель с языческими верованиями:

«Пророк здесь имеет в виду господствовавшее в тогдашнем языческом мире представление о горе Божией — индийской Меру и Кайласа, иранской Гараберецайти или Албордш, греч. Олимпе; рай, по языческим представлениям, должен был иметь какую-либо связь с этой горой, если не был прямо тожественным с ней; посему херувим, находясь в раю, был и на этой горе, осеняя и делая ее неприступной».

Так Толковая Библия Лопухина по кусочкам снимает налёт поэтической образности с библейских стихов (образы драгоценных камней, ангелов, горы и т.д.), обнажая однозначный исторический смысл стиха.

Мы обнаруживаем, что дальше речь зайдёт о торговле, царя Тира несколько раз назовут человеком, и от мифа о бывшем ангеле Люцифере не останется и следа.

В толковании Евангелия и всей Библии этот труд опирается на лингвистику

Чтобы правильно истолковать Ветхий или Новый Завет, важно обращать внимание на значение конкретных слов. Подчас они могут значительно изменить смысл фразы.

До сих пор мы в контексте разговора о методе Лопухина опровергали миф о грехопадении сатаны. Продолжим это и здесь. Есть в Библии вот такая интересная фраза:

«Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

Толковая Библия Лопухина 2016 года издания

Уже встречавшийся нам Ориген остаётся верен себе и снова видит здесь дьявола:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: