Алтарь в храме: устройство, что такое и что в нем находится, расположение

Алтарь в православном храме

С латинского термин «алтарь» можно перевести как «возвышенный жертвенник». Он занимает восточную часть церковного строения и считается самым важным местом Божьего дома. В алтаре, который иногда именуют святилищем, располагается Престол, где проводят ритуал евхаристии, жертвенный стол (предложение) и епископская кафедра, на которой восседает архиерей.

Что такое алтарь в церкви

Внутреннее пространство христианской церкви разделено на три части:

  1. Притвор.
  2. Середину.
  3. Алтарное помещение.

Чтобы войти в любой православный храм нужно подняться по ступеням на паперть (площадку). В притворе совершается обручение, обряд литии, читается молебен родильниц и чин оглашения. Эту западную часть церкви также именуют трапезной.

В среднем пространстве Божьего дома во время церковных служений стоят прихожане и участвуют в службах. Оно отделено от алтарной части иконостасом, который выступает прообразом полноценности Небесной обители.

Алтарь является прообразом Небесной обители, он символично повторяет ту знаменитую горницу, где прошла Тайная вечеря. Здесь всегда соблюдается особенная чистота и святость, сюда позволительно входить только священнослужителям, показывающим мирянам пример смиреной праведности.

На заметку! В католицизме алтарем именуют сам Престол, где совершается Таинство Причастия, а также картину, размещенную выше трапезы.

История появления

История возвышенного жертвенника начинается в период раннего христианства, когда первые последователи Спасителя были вынуждены прятаться от гонений в темных катакомбах. Последователи Мессии строили подземные храмы, а в передней их части, отгороженной невысокой решеткой или небольшими колоннами, устанавливался саркофаг из камня.

Здесь хранились чудотворные останки великомученика, отдавшего жизнь за Господа. На этой гробнице христиане проводили обряды Евхаристии (Причастия), то есть претворяли священные хлеб и вино в тело и кровь Мессии.

  • Уже с древних времен алтарь устанавливали на подиуме, который возвышался над остальными элементами церковного строения. Изначально он состоял из Престола, находящегося в самом её центре, епископского трона и Горнего места (особых скамей). Стол-жертвенник (предложение) и церковная ризница, где хранились сосуды для ритуалов, находились в приделах по сторонам от алтаря.
  • Спустя время жертвенник стали помещать с левой стороны от Горнего места, что способствовало изменению названий отдельных церковных объектов. Престол стали называть трапезой, предложение, предназначенное для приготовления Святых Даров, — жертвенником, а епископское седалище — Горним местом.
  • По старинной традиции в алтарной стене на востоке устаивается апсида (полукружие). Сегодня в центре алтаря помещают Священный Престол. К средней части апсиды примыкает возвышенность, где обыкновенно устанавливается кресло епископа, знаменующее трон Вседержителя. Именно поэтому оно называется Горним местом, которое обязательно освящается во время церковных служений. Проходя рядом, миряне и священники совершают поклон и крестное знамение, здесь всегда возжигается свеча.
  • В первые годы христианства в помещение алтаря не разрешалось входить никому из обыкновенных прихожан (особенно женщинам), это обусловливалось его божественной и чистой святостью. Чуть позже для инокинь монастырей сделали исключение, им разрешалось совершать здесь работы по уборке и возжиганию лампады. Впоследствии, право на вход, после благословения архиерея, получили иподиаконы, чтецы и алтарники, которые также занимались тем, что приводили святилище в надлежащий для богослужений вид.

На заметку! Со времен дореволюционной России в отечественных церквях часто разрешали присутствовать в алтарном помещении известным и уважаемым гражданам. Президент РФ В. Путин неоднократно ступал в пространство жертвенника во время богослужений, как и многие лица, вложившие в создание храма финансы и усилия.

Читайте о храме:

Значение и устройство

Алтарное пространство, где проходит ритуал Причастия, знаменуют собой чистую и устланную горницу, в которой состоялась знаковая Тайная вечеря. В Служебнике этот возвышенный жертвенник часто называют святилищем, так как древние христианские Учители Церкви использовали это именование в своих богословских трактатах. Употребление термина «Святая Святых» в отношении к алтарю сближает новозаветный жертвенник с ветхозаветным, а также связывает их нескончаемой божественностью.

Святилище символизирует Небесную обитель, где извечно пребывает Господь.

  • В его центре располагается Престол (трапеза), считающаяся главной святыней церковного строения. Этот стол покрыт красивой тканью, под ним находятся чудотворные останки какого-либо святого. Здесь совершают Литургию и Причастие. На трапезе находится евангельский крест, предназначенный для освящения прихожан. На ткани, называемой антиминс, изображается положение Христа во Гроб. Специальная губка, завернутая в этот платок, предназначается для сбора частиц причастной пищи.
  • В алтарном помещении находится дарохранительница, имеющая форму небольшой часовни, а также лампада, несколько подсвечников, мирница с освященным елеем.
  • За Священной трапезой находится семисвечник, являющийся обязательным атрибутом православного богослужения. Изначально древние христиане использовали только две свечи, олицетворяющие божественную и человеческую природу Бога. О символизме семисвечника можно узнать из книги, написанной И. Богословом. Автор говорит о 7 Божьих духах, 7 Таинствах, 7 церквях, 7 чашах Господнего Гнева, 7 громах, 7 печатях и 7 ангельских трубах. Рядом располагается деревянный запрестольный крест с изображением Распятия.
  • В алтаре находится жертвенник, слева от Священного Престола. Это церковное сооружение часто называют предложением, по размерам он практически сходен с трапезой, имеет ту же высоту. На жертвеннике хранятся Святые Чаша и Потир, куда наливается вода или вино. Здесь же находится дискос, на который ставится причастный хлеб, символизирующий тело Божьего Сына. С помощью особой металлической палочки (копия) вынимают остатки пищи во время Проскомидии. Этот предмет символизирует копье, пронзившее тело Спасителя.
  • Справа от Священной трапезы расположена ризница, то есть место, где церковнослужители одеваются и хранят одежды для проведения богослужений. Здесь также лежит церковная утварь и религиозные книги.
  • Между трапезной и алтарем находится Горнее место, оно представлено в виде возвышения.
Читайте также:
Восьмиконечная звезда: значение символа в православии, история возникновения, особенности

На заметку! Жертвенный алтарь принято устанавливать в восточной части Божьего дома. Подобная традиция появилась в древности, когда было принято при строительстве ориентироваться на первые лучи солнца. Получается, что возвышенный жертвенник первым принимает на себя солнечный свет.

Алтарь в православной Церкви

Алтарь

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.
Читайте также:
Православные куличи и пасха: традиционные и современные рецепты праздничного блюда, особенности приготовления

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Что такое алтарь в православной церкви?

Еще в древние времена, особое место, на котором постоянно приносили жертвы Господу, называли алтарем. Если говорить о том, каким символом в пространстве храма является именно алтарь, то стоит сказать, что символизирует он Рай. Основным элементом церковного алтаря является именно Святой престол, поскольку именно на нем священнослужитель совершает самое главное Таинство Церкви – это Евхаристия.

Обратив внимание на церковный алтарь, сразу стоит сказать, что состоит он из нескольких частей, каждая из которых имеет свое особенное, важное значение. Чтобы четко понимать, какое значение имеет каждая из частей алтаря и чем вообще является алтарь в православной церкви, данную тему стоит раскрыть более детально.

  1. Описание частей алтаря и значения каждой из них
  2. Горнее место
  3. Святой престол
  4. Запрестольный крест
  5. Жертвенник
  6. Иконостас
  7. История появления алтаря в православных храмах

Описание частей алтаря и значения каждой из них

Каждый алтарь, размещенный внутри православной церкви, состоит из горнего места, Святого престола, запрестольного креста, семисвечника, жертвенника и иконостаса.

Горнее место

Если говорить о Горнем месте, то стоит отметить, что является оно самой восточной частью алтаря, предназначается для архиерея, который может там сидеть в моменты проведения богослужений. На горном месте символически расположили архиерейский трон, а по бокам расставили лавки для священников.

Святой престол

Что же касается Святого престола, то он является небольшим столом, расположенным в самом центре алтаря. На престоле располагаются священнические предметы, совершается Евхаристия, стоит дарохранительца, куда священник ставит Святые Дары. Семисвечник в церкви располагается напротив Царских врат, он является символом семи Божьих духов и семи церковных Таинств.

Читайте также:
Церковные имена при крещении: особенности выбора имени, список православных имен для мальчиков и девочек

Запрестольный крест

Запрестольный крест является большим, на нем отображено распятие и, его можно переносить, используя во время крестных ходов. Вместе с этим крестом располагается и икона Богородицы, которую также выносят из храма во время крестного хода. Этот крест расположили за престолом, стоит он напротив Царских врат, именно в правом углу престола, в то время, когда выносную икону Богородицы располагают в левом углу.

Жертвенник

Стол, расположенный у северной стороны алтаря, принято называть жертвенником, поскольку именно на нем готовят вино и хлеб, предназначенные для Евхаристии. Также, на этом столе хранятся все сосуды, предназначенные для Евхаристии.

Иконостас

Стена, отделяющая алтарь от остальной части храма, называется иконостасом, и имеет следующие особенности:

  • иконостас состоит из нескольких рядов икон во всю ширину храма;
  • в иконостасе есть три двери – северные и южные врата дьяконские, а также Царские врата;
  • Царские врата в иконостасе являются символом Рая;
  • за иконостасом располагается специальная завеса, разделяющая престол и царские врата;
  • перед иконостасом располагается полукруглое возвышение, называемое амвоном, на котором читается Евангелие и возглашаются проповеди;
  • перед иконостасом есть возвышение во всю ширину церкви, они называется солея.

История появления алтаря в православных храмах

История появления христианского алтаря началась еще во времена зарождения христианства. Именно в ранние христианские времена, в подземных храмах и базиликах ставили в передней части каменные гробницы с мощами святых мучеников, которые были отгорожены. Там совершалось Таинство Евхаристии. Еще в древние времена, алтари ставили на небольшом возвышении, чтобы показать их особую важность и глубокий символический смысл, ведь это символ Престола Господня.

Во все времена христиане придавали алтарю значение той горницы, в которой была совершена Тайная вечеря, поэтому его всегда красиво украшают, там всегда чисто и красиво. В православных служебниках, часто можно увидеть, что алтарь называют святилищем, а пошло такое название от того, что еще в Ветхом Завете учителя Церкви называли это место Святое Святых. Действительно, такое название подчеркивает особую важность и святость этого места, поскольку именно там хранятся Святые Дары и происходит Таинство Евхаристии.

Алтарь — это главная часть храма

Алтарь — что это?

Многие религии, от древнего язычества до христианства, буддизма, индуизма, неоязыческих традиций, имеют особо выделенное место для жертвоприношений. Это алтарь.

Точная этимология слова «алтарь» (на латыни — «altarium») остается неясной. Предположительно оно происходит от латинского «altaria», что означает «навершие жертвенника», «приспособление для сжигания жертвы» или от «altus» — «высокий».

Первоначально языческие алтари сооружались из природных материалов (камня, земли, глины). Место выбиралось особое, связанное с взаимодействием божества и людей. Чаще всего алтари возводились на полянах, в рощах и дубравах, на берегах водоемов и на естественных возвышенностях.

Для языческой религии Античности (Древняя Греция и Рим) характерно сооружение алтаря непосредственно в храме. Алтарь служил местом принесения различных жертв богам. Это могли быть жертвы животного или растительного происхождения. В некоторых религиях встречались и человеческое жертвоприношение — например, среди народов Центральной и Южной Америки (майя, ацтеков, инков).

История христианского алтаря

Появление алтаря в христианстве исторически связано с Ветхозаветным Храмом. Устройство Храма соответствует Божьему Замыслу: Святая Святых, Святилище, двор. По такому же принципу устроен и православный храм. Он также состоит из трёх частей: алтаря, собственно храма и притвора. В ветхозаветные времена Святая Святых символизировало Царство Небесное. Поэтому сюда только единожды в год входил первосвященник для окропления кровью очистительной жертвы. Смысл состоял в том, чтобы кровь животных «покрывала» грехи израильского народа.

В Новозаветной Церкви кровавые жертвоприношения не приносятся. Искупление человеческих грехов происходит через покаяние и веру в Иисуса Христа, добровольно пролившего Свою Кровь на Кресте за грехи всего человечества.

Читайте также:
Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

Пространство христианского алтаря напоминает Сионскую горницу (комнату), где Господь совершил Тайную Вечерю. В раннехристианские времена (1-2 века) алтарем служил стол в доме, где совершалась Вечеря любви. Так называлась трапеза с преломлением хлеба и благословением чаши (Евхаристия).

В 4 веке окончились гонения на христиан, необходимость в тайных службах отпала, стали возводить церкви. Алтарем стал называться непосредственно храмовый престол, на котором совершалась Бескровная Жертва. Для католиков и протестантов понятие «алтаря» сохранилось именно в этом смысле. Впоследствии алтарь в храме включил в себя не только престол, но и Горнее место (возвышенное место, где стоит кресло для архиерея и сидения для священников). Для жертвенника было выделено особое место вне престола.

Алтарь в православном храме

Что такое алтарь в православной церкви? Это его Святая Святых. По словам святого Симеона Солунского (14-15 век), эта часть храма символически изображает «селение Божие», «небо небесе». Святитель Герман, патриарх Константинопольский (7-8 век) говорил, что это «место, где восседает на престоле со апостолами Христос, Царь всяческих».

В современном понимании алтарь в храме представляет собой возвышенное отделенное пространство.

«Алтарь помещается в восточной части храма и, таким образом, весь храм обращен к востоку. Объясняется это, с одной стороны, тем, что потерянный нами рай находился на востоке. С другой стороны, и особенно, это объясняется будущим, к которому направлена вся христианская жизнь. Это будущее — Царствие Божие, которое часто, особенно в памятниках первых веков, называется восьмым днем творения. Пришествие этого дня, который мы ждем и подготовляем, его восход, и символизируется восходом солнца, востоком» ( богослов Леонид Александрович Успенский, 1902-1987).

Современное устройство алтаря

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол), прикасаться к которому разрешено только священнослужителям. Престол является обязательным атрибутом храма, без него это обычное здание.

Все элементы алтаря имеют символическое значение. Так, белое полотно на престоле символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Иисуса Христа при погребении. Покрывающая сверху парча на престоле указывает на царскую одежду Царя Небесного.

Антиминс (в переводе с греческого — «вместопрестолье»), лежащий на престоле, свидетельствует о получении благословения от епископа, дающее право совершать богослужения. Вшитые в антиминс частицы мощей святых напоминают о первых христианах, совершающих Божественную Литургию на гробницах мучеников.

На престоле помещаются священные предметы. Присутствие Господа в храме символизирует напрестольное Евангелие. Об орудии спасения всех людей напоминает крест с распятием. Также на престоле лежит губка для собирания частиц Святых Даров. Она символически напоминает о губке с уксусом, преподнесенной во время распятия к устам Спасителя.

К священным напрестольным предметам относится дарохранительница. Это сосуд, по форме напоминающий храм. Его используют для хранения особым образом заготовленных Святых Даров (запасных), которыми причащают людей, не имеющих возможности присутствовать на Божественной Литургии. Для переноса Святых Даров к больным используется стоящая на престоле дароносица.

В алтаре, помимо престола, располагаются семисвечник (подобие меноры ветхозаветного Иерусалимского храма). За престолом расположено Горнее место — для архиерейского кресла со скамьями для священников. В северной части алтаря находится жертвенник — небольшой четырехугольный стол, на котором совершается Проскомидия, то есть заготавливаются хлеб и вино для Таинства Евхаристии.

Почему алтарь отделен от остального храма?

Изначально алтарь в христианской церкви пространственно ничем не отделялся от верующих. Первое свидетельство о существовании алтарных перегородок относится к началу 4 века. Церковный историк Евсевий Кесарийский сообщал о епископе города Тира (Ливан), который «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться».

Также имеются описания Храма Гроба Господня, построенного в 336 году. В нем колонны огораживали алтарное пространство. Таким образом, уже начиная с 4 века для отделения алтаря использовались колонны и невысокие (до 1 метра) решетчатые перегородки. Отличительной чертой такой алтарной преграды от более позднего иконостаса было отсутствие икон. В те времена верующие свободно могли наблюдать происходящее в алтаре.

Читайте также:
Грех любостяжания в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

В 7-8 веках на перегородках стали размещать иконы Господа, Божией Матери, святых. После 7 Вселенского Собора (787 год, Никея, современная Турция), утвердившего иконопочитание, традиция помещать иконы на алтарных перегородках получила широкое распространение.

Этому способствовало строительство в русских землях деревянных храмов. В них отсутствовали настенные росписи, присущие византийской традиции. Иконостас как раз и позволял размещать множество икон. Остается неизвестным, когда именно алтарная перегородка преобразовалась в иконостас. Однако для 14-15 веков для Русского Православия уже характерно наличие высокого иконостаса. Такая преграда полностью изолировала алтарную часть от верующих.

Православный алтарь: правила и запреты

В алтаре происходит таинственное принесение Бескровной Жертвы.

Таинство Евхаристии установил Сам Спаситель незадолго до Своей Крестной смерти (Евангелие от Матфея, 26:26-28). Во исполнение Божьего повеления Евхаристия стала совершатся апостолами и их преемниками. Однако священники во время службы не являются «заместителями» Христа. Они только Его образ. Таинство освящения и претворения Святых Даров совершается Самим Господом.

Церковными правилами (Правило 19 Лаодикийского Собора, Правило 69 Шестого Вселенского Собора) воспрещается вход в алтарь мирянам. Эта часть храма предназначена только для священнослужителей и их помощников — алтарников.

«В алтаре должен всегда быть прислужник мужеского пола – человек благоговейный и нравственной жизни, часто исповедающийся и причащающийся святых Христовых Таин, желательно посвященный в степень чтеца. Остальным мирянам, хотя бы то был церковный староста или члены приходского совета, вход в алтарь должен быть воспрещен, как этого категорически требуют церковные правила, за исключением, конечно, каких-либо особых случаев, когда это безусловно необходимо» (архиепископ Аверкий Таушев).

Алтарь — это священная территория

После совершения Таинства Крещения при воцерковлении можно увидеть, что новокрещенных мальчиков вносят в алтарь. Это действие означает, что строгого запрета для вхождения в алтарь у мужчин нет. В будущем, возможно, они смогут стать прислужниками или священнослужителями. Новокрещенных девочек же в алтарь не вносят.

«Женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым. Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев. Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником.

Если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!» (архимандрит Алипий Светличный).

В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. В условиях отсутствия мужчин доступ женщин в алтарь допускается не только в монастырях. Например, во время войны. Так, во время Великой Отечественной войны пожилые женщины по благословению священника помогали в алтаре.

Православный храм: внешнее и внутреннее устройство – Алтарь

Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.

Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.

Читайте также:
Собеседование перед крещением ребенка: понятие огласительной беседы, что нужно знать родителям и крестным

Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.

Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru

Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций.

На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.

Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест, с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие, антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон. Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru

Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.

Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.

Мирница. Фото: www.yapokrov.ru

Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.

Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.

Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета – Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.

Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru

Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.

Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.

Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru

На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир. Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота. Лжица для причастия. Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия – первая часть Литургии.

Читайте также:
Даниловское кладбище: адрес и часы работы, как доехать и добраться, списки захоронений и святые

В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница, дикирий, трикирий и две рипиды.

Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.

Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru

Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.

Кадильница. Фото Илья Свинковский, www.foma.rukadilo.html

Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей „служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.

Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru

Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно „вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.

Алтарь в храме — что это, где находится и может ли церковь быть без алтаря

Алтарь в православном храме олицетворяет Царство Небесное, находится на возвышении. В переводе алтарем называют возвышенное место, где совершается Бескровная жертва. Этот обряд также называется Евхаристией и причащением.

Поговорим о том, что такое алтарь в церкви, где находится алтарь в церкви, зачем нужен придел в храме, церковь без алтаря, а также, что такое притвор в храме и что находится в алтаре православной церкви.

Алтарь в церкви — возвышенная часть храма для службы

Алтарь — это возвышение восточной части храма, используется при проведении служения.

В церковный алтарь священнослужители могут войти через 3 двери:

  • царские врата — основные, которые открывают в торжественных местах богослужения (вынесение чаши Святых Даров);
  • две боковых двери — диаконские, через которые проходят диаконы в течение службы.

Фото алтаря внутри

Алтарь в церкви находится в восточной части храма.

В католической традиции алтарем называют сам жертвенник, иногда скульптурные алтарные картины. В православных церквях алтарь сооружается в восточной части здания.

Обращен алтарь на восток из-за традиции в строительстве храмов. В архитектуре центральный портал в храме принимает первые солнечные лучи. Алтарь в храме первый принимает солнечные лучи.

Придел в храме: дополнительный алтарь

Иногда в храме расположено несколько алтарей. Они необходимы в больших церквях, где проводят литургию несколько раз за день.

На каждом алтаре за день можно служить только одну литургию.

Дополнительным алтарем называется придел.

  • обращен на восток;
  • отделен от основного помещения церкви иконостасом;
  • расположен в стороне от основного алтаря, также на возвышении.
Читайте также:
Рецепты кухни седьмой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Согласно церковному уставу, к алтарю допускаются только священники высшего сана.

Церковь без алтаря: часовня

В православной традиции существует место, в котором верующий может помолиться и помочь человеку обратиться к Богу. Это может быть и церковь без алтаря — часовня.

Различие между церковью и часовней — наличие алтаря.

  • Часовню может соорудить любой человек, она строится в любом месте;
  • Проводятся только молебны — небольшие богослужения в честь церковного праздника или важного для страны события;
  • Часовня должна быть освещена в честь святого, в честь которого проводятся молебны в день памяти этого святого;
  • На часовне обязательно воздвигается крест;
  • Количество икон не ограничено.

В часовне нельзя проводить литургию.

Часовня в подмосковье

Алтарь, который может меняться: складень

Домашний алтарь православных верующих представляет собой 2 или 3 маленькие иконы, которые соединяются петлями.

  • Складень необходим тем, кто не может посетить церковь (на службе, в командировке и проч.);
  • Не занимает много места, можно соорудить алтарь, который может меняться для молитвы.

В русском православии наиболее почитаемыми и распространенными образами считаются:

  • Богородица;
  • Иисус Христос;
  • Николай Чудотворец;
  • Пантелеймон-целитель.

Триптих — складень из трех икон, наиболее любим на Руси.

  • Центр триптиха закрывается створками;
  • Створки напоминают Царские врата.

Резной триптих

В алтаре православной церкви находится престол, где проводится причащение

Алтарь православного храма — особая, главная часть сооружения.

Православные храмы включают в себя:

  • притвор;
  • средняя часть;
  • алтарь.

Притвор в храме — это западное крыло здания

Чтобы подняться на притвор необходимо взойти на несколько ступеней к паперти.

В притворе совершаются:

  • обручение;
  • читаются молитвы;
  • крещение.

После притвора верующий проходит в среднюю часть, в ней располагаются молящиеся в течение службы. Алтарь и средняя часть разделяются иконостасом.

Устройство алтаря включает 4 элемента

Жертвенник в церкви располагается на возвышении, так как алтарь — приемник Престола Божьего. Возвышение перед алтарем — солея, полукруглая площадка. В центре солеи расположено полукруглое возвышение — амвон. Амвон — площадка перед алтарем, где читают евангелие, проповеди.

Устройство алтаря включает:

  • ирестол;
  • жертвенник;
  • ризницу;
  • кафедры.

Престол — особая часть алтаря, где проводится Таинство Евхаристии (Бескровная жертва). Внутри престола расположены мощи святых. Это обусловлено традицией раннего христианства. Первые христиане творили молитву над гробницей святого.

В престоле находятся:

  • антиминс — полотно, на котором изображено положение Христа в гроб;
  • дарохранительница — сосуд, где хранятся хлеб и вино для причащения вне храма;
  • дароносица — сосуд Святых Даров для причащения болящих;
  • евангелие, которое читается священнослужителем на службе;
  • крест.

За престолом слева располагается горнее место — символ трона Иисуса Христа.

  • над горнем местом ставится изображение Христа;
  • в горнем месте хранятся большой крест, икона Богоматери.

Алтарная часть храма включает жертвенник, на нем подготавливают хлеб и вино, используемые в причащении.

Расположение предметов на престоле

Высокий столик в церкви — аналой

В православной культуре аналои переносные и устанавливаются справа от царских ворот. Часто аналой размещается в центре храма, перед престолом. Аналой, высокий столик в церкви, используется как подставка для иконы, так верующие могут приложиться к лику.

Предназначение алтаря — церковные таинства

Алтарная часть храма предназначена для проведения церковных таинств. Алтарь считается святым местом, где к молящимся снисходит Отец и Сын. Литургия — основное церковное богослужение, во время которого проводится обряд Причастия.

На жертвеннике проводится:

  • облачение служителя;
  • омовение его рук;
  • приготовление просфоры (хлеба).

После священнослужитель обращается к Богу, прося благословения дарам.

  • приготовление просфоры олицетворяет пришествие Иисуса;
  • жертвенник в храме знаменует пещеру, где был рожден Сын Божий.

Приготовление просфоры Патриархом Московским и всея Руси

День Святого Валентина: Библейский ответ влюбленным

Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде.

Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознанием.

Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, уже много написано разоблачающих статей о Дне святого Валентина. И тем не менее популярность Дня всех влюбленных все возрастает. На ваш взгляд, что хорошего и что плохого в этом празднике?

Читайте также:
Венчальные кольца: как выбрать и как носить, что делать при потере

– Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля».

У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными.

Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно.

– День всех влюбленных празднуется во всем мире, это целая индустрия. При этом понятие любви зачастую совершенно извращено. Более того, любовью прикрываются пороки. Что такое любовь?

– В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности.И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические.

А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3: 14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия.

Читайте также:
Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды

– В контексте библейского понимания любви, какое отношение у молодежи должно быть к празднику влюбленных и тому пониманию любви, которое он с собой несет?

– Здесь надо понять такую ситуацию. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии – это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией.

– Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности?

– Мне, может быть, трудно говорить о таких вещах (улыбается), я себя чувствую уже человеком другого поколения. Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди – они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы. Сейчас статистику проводили – в Америке, в Европе – оказывается, современный молодой человек не может полчаса смотреть фильм, не отвлекаясь на смартфон или на что-то еще. То, как сейчас молодежь воспринимает информацию, и то, как мы ее усваивали в свое время – это совершенно разные вещи, разные уровни восприятия и понимания. Информация для современного молодого человека – клиповая, урывочная.

Но в то же время мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения.

Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака.

Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих.

У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: