Антоний Храповицкий – житие и творения, труды и сочинения, позиции

Житие митрополита Антония Храповицкого

Жизнеописание

Отца Алексея Храповицкого звали Павлом, он являлся новгородским помещиком, имел генеральский чин, происходил из дворянского рода. Его мать была дочерью помещика, звали её Натальей. Родился Алексей 1863 г. в Новгородской губернии, он был третьим сыном из четверых. Юноша стал принимать активное участие в богослужениях после того, как семья переехала в Петербург, мальчику доверяли дело жезлоносца и держателя книг. Религиозное воспитание А. Храповицкий получил от своей матери.

  • Отец отдал сына в петербургскую гимназию, несмотря на желание последнего поступит в духовное училище. Юный А. Храповицкий увлекся лекциями русского философа В. Соловьева, ему также нравились публичные выступления писателя Ф. Достоевского. В училище будущий святитель познакомился с архимандритом Николаем (Касаткиным), основателем РПЦ на территории Японии.
  • Учась в 5 классе петербургской гимназии, Алексей написал службу, обращенную к Кириллу и Мефодию. В 1887 г. Синод одобрил это произведение и включил его в состав богослужебной книги. Свое обучение Алексей окончил в 1881 г. с золотой медалью. Игнорирую волю отца, он все-таки поступил в церковную академию. Этот ход выглядел неординарным, так как в религиозное учебное заведение в те времена приходили, как правило, дети духовенства. Здесь Алексей завел дружбу с людьми, которые впоследствии получили высшие церковные чины.
  • В 1885 г. А. Храповицкий окончил духовную академию и получил степень кандидата богословских наук. Весной этого года он принял постриг и получил имя Антония, в начале лета был рукоположен в иеродиакона, а осенью — во иеромонаха. В духовной академии святитель исполнял должность субинспектора, с 1886 г. преподавал богословские науки, в 1887 г. стал доцентом на кафедре ветхозаветного учения. В 1888 г. преподобный Антоний защитил диссертацию на тематику свободы воли и моральной ответственности. В 1889 г. святитель получил должность главного инспектора церковной академии.
  • В 1890 г. отца Антония рукоположили в архимандрита, а позже назначили ректором семинарии. Мировоззрение и религиозные взгляды преподобного сложились в период учебы и преподавания, в это же время святитель познакомился с И. Кронштадтским, от которого он перенял часть опыта в пастырском служении.
  • В возрасте 27 лет в 1891 г. Антоний стал ректором духовной академии в Москве. Находясь на этом высоком посте и пытаясь внедрить новаторские идеи, преподобный встретил отпор митрополита Сергия, поэтому был переведен на кафедру в Казани.

На заметку! Владыка Антоний был настоящим сердцем академического окружения. Он принимал студентов в любое время и никогда не отказывал в диалоге. Святитель лично посещал вечернюю молитву, а после нее внимательно слушал учеников. Он знал, как правильно подойти к каждому, в беседе исключал всякие формальности и официальности.

К студентам он проявлял великую заботу и любовь, говоря, что православное пастырство — самоотверженное приятие учеников, их переживаний, горестей, искушений, а также последующее возрождение посредством искренней молитвы.

Дальнейшая судьба

Владыка пользовался большим уважением среди людей разного возраста, их пленила скромность и простота святого отца. Те же, кто не общался с ним лично, удивлялись его силе нравственного влияния на студентов. Он сиял добротой, не использовал строгость, получил широкую известность благодаря распространению богословия и духовного просвещения в массы. Владыка посетил практически все большие учебные заведения и оставил после себя хорошую память.

Вокруг него концентрировалась духовная интеллигенция, многие студенты приняли монашество под влияние святителя Антония.

  • В 1906 г. святого отца возвели в сан архиепископа, с 1908 г. он руководил Волынской епархией. В этот период он поднял вопрос о восстановлении патриаршества на территории Российского государства. В связи с этим он издал брошюру, где изложил свои идеи по тематике.
  • Весной 1917 г. Антоний попросился на покой, ему даровали настоятельскую келью в Валаамской обители. В этом же году владыка являлся кандидатом на патриарший престол, но не был избран. Вскоре удостоился сана митрополита.
  • В середине зимы 1918 г. Киев был занят войсками высшего органа Украины, отца Антония арестовали и вместе с архиепископом Евлогием отправили в закрытый монастырь в Бучаче, а позже в Краковскую обитель. После освобождения святитель некоторое время проживал во Львове.
  • В 1920 г. митрополит покинул Отечество, из Новороссийска он достиг Афин, а после добрался до священной горы Афон, где и планировал провести остаток дней, но пробыл здесь только полгода. В начале осени 1920 г. военачальник белой армии П. Врангель вызвал митрополита в Крым, откуда его и царские войска эвакуировали в Константинополь. По пути в город на корабле состоялось заседание временного духовного совета на российском Юге. В итоге, 6 ноября 1920 г. на свет появилась идея создания Русской зарубежной церкви.
  • В конце зимы 1921 г. митрополит перебрался в Сербию, где ему предоставили патриаршую резиденцию. Вскоре здесь прошел Собор, на котором утвердили создание заграничной русской Церкви во главе с преподобным Антонием. Новая структура приняла ряд документов, в которых рассматривалось антибольшевистское мировоззрение.

Перед кончиной архиепископ не мог ходить, он скончался в середине лета 1936 г. Отпевание проходило в соборном храме Белграда (столицы Сербии), ритуал совершал патриарх Варнава, который был близким другом почившему владыке. Тело преподобного похоронили на Белградском Новом кладбище, в склепе часовни Иверской иконы Богоматери.

Богословские труды

Митрополит Антоний создал большое количество рукописей на темы апологетики (обоснования вероучения), догматики, пастырской деятельности и церковного управления.

Некоторые священнослужители усматривали в деятельности святителя папоцезаризм, то есть желание церковного иерарха сосредоточить в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Христианский богослов П. Флоринский отмечал, что стараниями митрополита Антония стали появляться идеи о необходимости неограниченного могущества христианства даже в делах мирских. Архимандрит Киприан отмечал, что преподобный все рассматривал с точки зрения абсолютизированной Церкви, считая ее одной и неразделимой.

Владыка Антоний в своих рукописях пытался раскрыть нравственное значение устоявшегося верования. С первых лет своей научной деятельности он стремился истолковать христианские догматы. Преподобный писал, что неправославные конфессии совершенно не принадлежат к абсолютной мировой Церкви.

  • Говоря о современном богословии как о конкретной науке, автор отмечал, что ей недостает четкой формулировки того, какие моральные понятия хранятся в истинах веры.
  • Главное творение владыки — изъяснение догмата Троицы. В этом исследовании он продемонстрировал тесную связь между непреложными законами христианства и добродетельной жизнью, а также раскрыл тайны Трех Лиц.
  • В другой подобной статье митрополит объяснял восстановление в Единой Церкви людского естества и бытие Троицы в Едином Абсолюте. Автор твердит, что наше естество не ослабло бы, если бы прародители не пали морально, не исполнились желания сопротивляться и отделять себя от других. В том совершенном состоянии для каждого только и оставалось, что согласиться с источником внутренней нескончаемой любви, радости и добродетели.
  • Преподобный Антоний отмечал: «Без искренней веры в Троицу борьба с собственной греховностью становится необоснованной фантазией».
  • Когда святитель писал об искуплении, он отмечал, что в Гефсиманскую ночь мысли Богочеловека впервые смогли объять всех падших грешников и оплакать с великой любовной скорбью каждого человека в отдельности, ибо такая деятельность доступна только Всеведущему и Единому Разуму.
  • За годы собственной преподавательской деятельности Антоний сконструировал объемный курс на тему пастырства. Автор пишет: «Пастырское служение — это целокупная внутренняя настроенность священника, которая заключается в умении дарить любовь, что есть великий однородный подвиг, а не сумма различных добродетелей». Забота о пастве постепенно порождает в окружающих предвкушение Царствия Божьего и знание о собственной греховности.

На заметку! Большие споры и критику вызывали богословские взгляды владыки Антония и его учение об искуплении. Святитель проповедовал, что искупление Христа произошло не благодаря мукам на кресте, жертвенности Мессии и Его кончине, но через моральные нравоучения в Гефсиманском саду.

Архиепископ также создал труд о первородном грехе, однако, эта рукопись причислялась некоторыми богословами к числу еретических. Его мысли иногда называли «моралистическим психологизмом», потому что автора не интересовала онтологическая (сущностная) основа всего учения и догмат о двух природах и волях Христа.

Личность архиепископа Антония Храповицкого многогранна и преисполнена талантами богослова, пастыря и преподавателя. Многие исследователи критикуют его труды, спорят о наследии митрополита, но другие воспринимают святителя как добродушного и влиятельного учителя, который никогда не отказывал в беседе и всем сердцем поддерживал монархические идеи.

Антоний Храповицкий – житие и творения, труды и сочинения, позиции

  • Русское правописаніе
  • Россія
    • Календарь Русской Исторіи
    • Исторія Россіи
    • Монарх. государственность
    • Законы Россійской Имперіи
    • Высочайшіе Манифесты
    • Трактаты и конвенціи
    • Награды Россійской Имперіи
    • «Книга Русской Скорби»
    • Бѣлое Движеніе
    • Русская Литература
  • Русское Православіе
    • Православный Календарь
    • Библія (Сѵнод. переводъ)
    • Православное вѣроученіе
    • Церковное Право
    • Творенія св. отцовъ
    • Житія святыхъ
    • Богослужебные тексты
    • Правосл. молитвословъ
    • Исторія Русской Церкви
    • Церковная письменность
    • Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
  • Русское Зарубежье
    • Церковная письменность
    • «Церк. Вѣдомости» (1922-1930)
    • «Церковная Жизнь»
    • «Православная Русь»
    • «Православная Жизнь»
    • «Православный Путь»
    • «Китайскій Благовѣстникъ»
    • «Хлѣбъ Небесный»
    • «Православное Обозрѣніе»
    • «Владимірскій Вѣстникъ»
    • «Двуглавый Орелъ»
    • Листки еп. Александра (Милеанта)
    • Русская Литература
  • Проекты портала
    • Церковный календарь
    • Русская Библія
    • Осанна
    • Святоотеческое наслѣдіе
    • Наслѣдіе Святой Руси
    • Слово пастыря
    • Литературное наслѣдіе
  • Новости

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)

Блаженнѣйшій Антоній (въ мірѣ Алексѣй Павловичъ Храповицкій) (1863-1936), митр. Кіевскій и Галицкій, церковный и общественный дѣятель, богословъ и духовный писатель, основоположникъ и первый Первоіерархъ Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Родился 17 (30) марта 1863 г. въ имѣніи Ватагино Новгородской губ., въ дворянской семьѣ. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію и въ томъ же году постригся въ монашество (1885). Ректоръ Духовныхъ Академій — Московской (1890-1894) и Казанской (1894-1900). Епископъ Чебоксарскій (1897-1900), Уфимскій (1900-1902), Волынскій (1902-1914), архіеп. Харьковскій (1914-1917). Будучи убѣжденнымъ монархистомъ, вл. Антоній всячески содѣйствовалъ упроченію и распространенію православно-монархическихъ идей въ Россіи. Послѣ Февральскаго переворота 1917 г. въ періодъ «разгула демократіи» былъ устраненъ съ каѳедры и уволенъ на покой въ Валаамскій монастырь. На Помѣстномъ Соборѣ 1917-1918 гг. былъ въ числѣ трехъ главныхъ кандидатовъ на патріаршую каѳедру. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій (1917). Предсѣдатель Высшаго Временнаго Церковнаго Управленія Юга Россіи (1919). Покинулъ Россію въ 1920 г. съ послѣдними частями Бѣлой Арміи. Возглавлялъ Русскую Православную Церковь Заграницей (1921-1936). Въ трудныхъ условіяхъ эмиграціи сумѣлъ сохранить единство Русскаго Православія зарубежомъ, вѣрность его церковнымъ канонамъ и православно-монархической идеѣ. За годы первоіераршества митр. Антонія РПЦЗ приняла, кромѣ прочихъ, слѣдующія важныя рѣшенія: были отвергнуты «обновленчество», новый стиль, политика подчиненія церковной власти безбожникамъ, анаѳематствованы спиритизмъ, теосоѳія, масонство и «софіанство». Скончался митр. Антоній 28 іюля (10 августа) 1936 г. въ Бѣлградѣ. Его отпѣваніе совершилъ сербскій патр. Варнава. Значеніе церковной дѣятельности митр. Антонія велико не только для Русской, но и для всей Христовой Каѳолической Церкви. Это былъ поистинѣ архипастырь вселенскаго масштаба.

СБОРНИКЪ ИЗБРАННЫХЪ СОЧИНЕНІЙ БЛАЖЕННѢЙШАГО АНТОНІЯ, МИТРОПОЛИТА КІЕВСКАГО И ГАЛИЦКАГО.
Юбилейное изданіе ко дню 50-лѣтія блаженной кончины Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія.
(Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1986).


Предисловіе отъ издательства [Монреаль, 1986].

Житие митрополита Антония Храповицкого

Митрополит Антоний Храповицкий — личность неоднозначная. Он был преданным христианином, но ко многим вопросам подходил со своим мерилом. Его взгляды оспаривались современниками, по-разному к ним относятся и сегодня.

Владыка Антоний был сторонником восстановления патриаршества, которое двумя веками ранее упразднил Пётр I. Как архиепископ русской православной церкви, Антоний Храповицкий едва не стал первым за несколько веков патриархом, но судьба распорядилась иначе — и ещё интереснее.

Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию

в этот день в селе Ватагино родился Алексей Павлович Храповицкий

Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.

Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.

Антоний Храповицкий

Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.

Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала

Став золотым медалистом, Алексей отдал долг отцу, но более не позволил решать за себя.

В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.

Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.

Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников

Алексей Павлович и в новом учебном заведении проявил себя способным учеником. В 1885 году он получил степень кандидата богословия и постригся в монахи, после чего получил имя Антоний. Это произошло в мае, а уже в сентябре Антоний возведён в сан иеромонаха.

в этом году Алексей Павлович получил степень кандидата богословия и постригся в монахи получив имя Анатолий

Его успехи в качестве ученика не могли не отметить в академии. Антонию поручили преподавать несколько предметов:

  • Церковное право;
  • Литургика;
  • Гомилетика (наука о церковной проповеди).

В 1888 году Антоний защитил диссертацию на тему «Психологические данные в пользу свободу воли и нравственной ответственности», что сделало его магистром богословия.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.

В те годы формируются взгляды Антония на христианство и Церковь. Историками православия они оцениваются неоднозначно. В частности, архимандрит не принимал никаких историков, филологический анализ и текстологию.

Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о взглядах архимандрита Антония:

«В своих суждениях и оценках богословских книг и наших ученых Антония можно было бы характеризовать как догматиста и моралиста, вопреки всякому историзму и мистике.

Все, что было догматически ясно, на постановлениях Соборов основано, и все, что вытекало с несомненностью из библейского текста, все, что имело нравственное применение (например, его знаменитое нравственное обоснование основных догматов Православия), все это было ему близко, все это он восхвалял и поддерживал.

И наоборот: все историческое, все критическое, все основанное на точном и кропотливом исследовании или что основывалось на мистической интуиции, на внутреннем восприятии, – все это подвергалось осуждению и неприятию».

Тот же автор рассказывает следующий случай:

«Говорят, что как рецензирующий член Синода, он на «Столп и утверждение истины» написал такую рецензию: “Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял, но думаю, что степень магистра утвердить можно”».

Антоний верил, что грешникам достаточно принять ряд нравственных идей, чтобы быстро и легко возродиться в духовной жизни. Он выбрасывал из богословия всё, что полагал лишним, и сосредотачивался на проповедях среди молодой аудитории.

По воспоминаниям современников, он обладал достаточными ораторскими качествами, чтобы воздействовать на изгнанников и разных неудачников, которые легко очаровывались, но быстро остывали к вере.

Также широко известно неприятие Антонием христианской мистики. Он критиковал практиков Ииусовой молитвы.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г

В 1895 году московский митрополит Сергий (Ляпидевский) стал инициатором перевода архимандрита Антония на должность ректора Казанской духовной академии, так как имел к нему и его взглядам много претензий и не желал видеть в своём окружении.

Главные труды

  • «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.);
  • «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьёвым» (СПб., 1890);
  • «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого» (изд. 2, СПб., 1891);
  • «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» (изд. 2, Казань, 1898);
  • «Из чтений по пастырскому богословию» (Казань, 1896);
  • «Лекции по пастырскому богословию» (ib., 1900);
  • «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии» (Казань, 1897);
  • «Значение молитвы для пастыря церкви» (ib., 1897).
  • «Полное собрание сочинений» (издано в 1900, Казань). Том 1. Том 2. Том 3.
  • Автор новой службы Иову Почаевскому и составитель службы Почаевской иконе.
  • «Служба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают» (1908).
  • «Догмат Искупления» (1917);
  • Словарь к творениям Достоевского. — София, 1921. — 184 с.
  • «Опыт Христианского Православного Катехизиса» (Сремски-Карловци, 1924);
  • Мысли митрополита Антония, высказанные им в проповедях 1935—1936 гг. Записанные П. С. Лопухиным. — Нью-Йорк. — 1961. — 60 с.
  • Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. — Нью-Йорк, 1965. — 311 с.

Богословские труды

Митрополит Антоний создал большое количество рукописей на темы апологетики (обоснования вероучения), догматики, пастырской деятельности и церковного управления.

Некоторые священнослужители усматривали в деятельности святителя папоцезаризм, то есть желание церковного иерарха сосредоточить в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Христианский богослов П. Флоринский отмечал, что стараниями митрополита Антония стали появляться идеи о необходимости неограниченного могущества христианства даже в делах мирских. Архимандрит Киприан отмечал, что преподобный все рассматривал с точки зрения абсолютизированной Церкви, считая ее одной и неразделимой.

Владыка Антоний в своих рукописях пытался раскрыть нравственное значение устоявшегося верования. С первых лет своей научной деятельности он стремился истолковать христианские догматы. Преподобный писал, что неправославные конфессии совершенно не принадлежат к абсолютной мировой Церкви.

Книга Антония Храповицкого

  • Говоря о современном богословии как о конкретной науке, автор отмечал, что ей недостает четкой формулировки того, какие моральные понятия хранятся в истинах веры.
  • Главное творение владыки — изъяснение догмата Троицы. В этом исследовании он продемонстрировал тесную связь между непреложными законами христианства и добродетельной жизнью, а также раскрыл тайны Трех Лиц.
  • В другой подобной статье митрополит объяснял восстановление в Единой Церкви людского естества и бытие Троицы в Едином Абсолюте. Автор твердит, что наше естество не ослабло бы, если бы прародители не пали морально, не исполнились желания сопротивляться и отделять себя от других. В том совершенном состоянии для каждого только и оставалось, что согласиться с источником внутренней нескончаемой любви, радости и добродетели.
  • Преподобный Антоний отмечал: «Без искренней веры в Троицу борьба с собственной греховностью становится необоснованной фантазией».
  • Когда святитель писал об искуплении, он отмечал, что в Гефсиманскую ночь мысли Богочеловека впервые смогли объять всех падших грешников и оплакать с великой любовной скорбью каждого человека в отдельности, ибо такая деятельность доступна только Всеведущему и Единому Разуму.
  • За годы собственной преподавательской деятельности Антоний сконструировал объемный курс на тему пастырства. Автор пишет: «Пастырское служение — это целокупная внутренняя настроенность священника, которая заключается в умении дарить любовь, что есть великий однородный подвиг, а не сумма различных добродетелей». Забота о пастве постепенно порождает в окружающих предвкушение Царствия Божьего и знание о собственной греховности.

На заметку! Большие споры и критику вызывали богословские взгляды владыки Антония и его учение об искуплении. Святитель проповедовал, что искупление Христа произошло не благодаря мукам на кресте, жертвенности Мессии и Его кончине, но через моральные нравоучения в Гефсиманском саду.

Архиепископ также создал труд о первородном грехе, однако, эта рукопись причислялась некоторыми богословами к числу еретических. Его мысли иногда называли «моралистическим психологизмом», потому что автора не интересовала онтологическая (сущностная) основа всего учения и догмат о двух природах и волях Христа.

Личность архиепископа Антония Храповицкого многогранна и преисполнена талантами богослова, пастыря и преподавателя. Многие исследователи критикуют его труды, спорят о наследии митрополита, но другие воспринимают святителя как добродушного и влиятельного учителя, который никогда не отказывал в беседе и всем сердцем поддерживал монархические идеи.

Митрополит Антоний Храповицкий

Использованные материалы

В НЭС т. III, стб. 67, БЭС т. I, стб. 197 и БЭЛ т. I, стб. 904 ошибочно указана дата рождения 1864 г. См. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1917 г., с. 41

цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). Жизнеописание. Письма к различным лицам. Спб., Изд. Олега Абышко, 2006. С.122

Антоний (Храповицкий), епископ. Полное собрание сочинений

Автор: Антоний (Храповицкий), епископ
Название: Полное собрание сочинений (в 3 тт.)

Издательство: Казань, Тип.-лит. Императорского Университета

Алексей Павлович Храповицкий (1863—1936) родился в селе Ватагино, Крестецкого уезда, Новгородской губернии, в семье помещика. Учился в гимназии в Санкт-Петербурге . В 1881 г. поступил, а в 1885 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию, на последнем курсе приняв монашество с именем Антоний. С 1885 по 1887 гг. был профессорским стипендиатом, помощником инспектора. Преподавал в Холмской духовной семинарии. В 1887 г. назначен исполняющим обязанности доцента СПбДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета и защитил магистерскую диссертацию. С 1890 г. — архимандрит и ректор сначала СПбДА, а затем и МДА. В 1895-1900 гг. — ректор Казанской духовной академии. В 1897 г. хиротонисан во епископа (1900-1902 гг. — епископ Уфимский, 1902-14 гг. — епископ Волынский, 1914-17 гг. — архиепископ Харьковский). С 1917 г. — митрополит Киевский и Галицкий.
Был активным сторонником движения по возрождению патриаршества. С августа 1917 года — участник Поместного собора 1917-1918 гг., позже член Совета Поместного собора и первый (по числу голосов) из трёх кандидатов на патриарший престол.
В 1920 г. эмигрировал из России и оказался в среде монархистов-рест авраторов. С 1921 г. и до конца жизни возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей. Был оппозиционером митрополита Сергия (Страгородского) . В 1934 году Московская Патриархия запретила митрополита Антония в священнослужении . Скончался митрополит Антоний 10 августа 1936 года. Погребён на Новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.
Многочисленные публицистические и богословские работы митр. Антония касались общественных вопросов, догматики, пастырства, библеистики. Некоторые богословские взгляды митр. Антония (например, касающиеся догмата об искуплении) подвергались критике.
Представлено первое издание Полного собрания сочинений митр. Антония.

• ОГЛАВЛЕНИЕ
• 1). Речь при наречении в сан епископа
• А). СЛОВА ОБЩЕНАЗИДАТЕЛЬНЫ Е
o 2). Слово в день Святителя Николая Чудотворца
o 3). Слово в день рождения Государя Императора.
o 4). Слово в день сошествия Св. Духа
o 5). Беседа в неделю четвертую св. Постов.
o 6). Слово на Великий Пяток
o 7). Слово на освящение М. Исидором новозданного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Новгородской губернии Крестецкого уезда, Каевской волости на пустыре—Козловке
o 8). Слово при открытии памятника О. Ф. Миллеру.
o 9). Слово в день св. благоверного князя Александра Невского
o 10). Слово на день Святителя Николая Чудотворца и тезоименитство Наследника Цесаревича
o 11). Речь на молебствии Бесплотным Силам в день открытия академического журнала: Богословский Вестник
o 12). Слово на день памяти преподобного Сергия.
o 13). Слово при открытии памятника Императору Александру II
o 14). Слово в день священного коронования их Императорских Величеств
o 15). Слово в день святителя Николая и тезоименитства Государя Императора 6 декабря 1895 г.
o 16). Слово на Богоявление
o 17). Слово в день открытия Святых Мощей святителя Феодосия Черниговского
o 18). Слово пред благодарственным молебствием по окончании III-го всероссийского миссионерского съезда
o 19) Слово в день Преображения Господня
• Б). СЛОВА ВОСПИТАННИКАМ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ
o 20). Слово в день академического акта, к студентам С. Петербургской Академии
o 21). Слово о кресте пастырского служения
o 22). Слово на 14 ноября
o 23). Слово в день Апостола Матфея
o 24). Беседа в навечерие св. Праотец
o 25). Слово на день св. Димитрия Ростовского
o 26). Слово на день св. Апостола Иоанна Богослова.
o 27). Слово к студентам Петербургской Дух. Академии
o 28). Слово в день Богоявления Господня о том, какими средствами усовершенствуетс я общественная жизнь, при вступлении в должность ректора Московской Духовной Академии
o 29). Слово на молебне пред началом учения
o 30). Слово на Покров Пресвятой Богородицы
o 31). Слово на молебствии пред началом учения, при вступлении в должность ректора Казанской Академии
o 32). Слово к окончившим курс слушателям Миссионерских Курсов
o 33). Слово о духовных дарах юности
• В). СЛОВА НА ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО
o 34). Слово при пострижении студентов Московской Духовной Академии—свящ. Иоанна Грекова (Василия) и Николая Борисоглебского (Григория)
o 35). Слово при пострижении студента Московской Дух. Академии—диакона Павла Сосновского (Дионисия)
o 36). Слово при пострижении в монашество студента Московской Дух. Академии Данилова (Стефана)
o 37). Слово при пострижении вольнослушателей Московской Дух. Академии М. Ф. Алексеева (Михея) и В. Машкина (Серапиона)
o 38). Слово при пострижении студента Московской Духовной Академии Николая Бессонова (Никона)
o 39). Слово при пострижении студента Московской Дух. Академии Владимира Никольского (Андроника)
o 40). Слово при пострижении магистранта Московской Духовной Академии Василия Мещерского (Евдокима).
o 41). Слово при пострижении в монашество студентов Казанской Академии священника Никодима Троицкого (Нафанаила) и Валентина Лебедева (Варсонофия)
o 42). Слово при пострижении студентов Казанской Духовной Академии, священников—Миха ила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия).
• Г). СЛОВА И РЕЧИ НАДГРОБНЫЕ
o 43). Слово в день годовщины смерти доцента С. Петербургской Духовной Академии Александра Александровича Приселкова
o 44). Извлечение из церковного слова над тем же усопшим
o 45). Слово при погребении О. Ф. Миллера
o 46). Слово в годовщину со дня кончины проф. А. Е. Светилина
o 47). Слово при погребении профессора В. Д. Кудрявцева
o 48). Речь у гроба в Бозе почившего Митрополита Леонтия
o 49). Слово при поминовении деятелей Братства пр. Сергия
o 50). Слово при погребении Епископа Михаила
o 51). В день памяти Достоевского
o 52). Слово пред панихидой о Пушкине
• Д). СЛОВА ЮНОШЕСКИЕ
o 53). Слово в годовщину после сибирской язвы
o 54). Слово на Богоявление
o 55). Слово в день юбилейной памяти св. равноап. Мефодия
• ПРИЛОЖЕНИЕ
o 56). Слово на св. Пасху
o 57). Слово в Великий Пяток
o 58). Слово пред окончанием учебного года
o 59). Слово на кончину Государя Императора Александра III
o 60). Слово на день восшествия на престол Государя Императора
o 61). Слово в Великий Четверг о любви к ближним

• ОГЛАВЛЕНИЕ
• ЧАСТЬ I.
• 1) Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы
• 2) Нравственное обоснование важнейшего христианского догмата
• 3) Какое значение для нравственной жизни имеет вера в Иисуса Христа, как Бога
• 4) Размышление о спасительной силе Христовых страстей
• 5) Нравственное содержание догмата о Св. Духе
• 6) Что следует разуметь под «спасающею верой» по смыслу божественного писания.
• 7) Учение божественного откровения о спасительном значении слова Божия
8) Церковь, как хранительница и истолковательниц а божественного откровения
• 9) О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики
• ЧАСТЬ II
• 10) Основные начала православного пастырства
• 11) О пастырском призвании
• 12) Приготовление к пастырскому званию
• 13) Принятие священства.
• 14) Первые искушения
• 15) Значение молитвы для пастыря церкви
• 16) Два пути пастырства: латинский и православный
• 17) Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания
• 18) Исповедь пастыря пред Крестом Христовым
• 19) Приветствие пастырям церкви в день Рождества Христова
• 20) Правилен ли взгляд на церковную проповедь, как только на передачу учения церкви.
• 21) Размышления об исповедной практике
• 22) О проповеди мирян
• 23) К вопросу о правильной постановке обличения заблуждений современного русского рационалистическ ого сектантства.
• 24) Разговор православного и пашковца о священном писании и преданиях церковных
• 25) О желательной деятельности монастырей
• 26) О монашестве ученом
• 27) Кого просвещать должны монастыри
• 28) О желательном характере церковно-народны х изданий

• ЧАСТЬ I. Статьи философские и критические
• 1) Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым
• 2) Две крайности: паписты и толстовцы
• 3) «Подделки» Вл. С. Соловьева
• 4) Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л, Толстого
• 5) Беседы о православном понимании жизни и о его превосходстве над учением Л. Толстого
• 6) Нравственное учение в сочинении Толстого: «Царство Божие внутри вас» пред судом учения христианского
• 7) Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии.
8) О народных рассказах гр. Л. Н. Толстого.
• 9) Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф. М. Достоевского
• 10) Как относится служение общественному благу к заботе о спасении своей собственной души.
• 11) «Над Евангелием» (библиографическ ое сообщение)
• 12) Знамение времени («Полунощники» повесть Н. Лескова)
• 13) Новый опыт учения о богопознании
• 14) В защиту наших Академий
• 15) Заметки о нашей духовной школе
• ЧАСТЬ II. Диссертация: Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности.
• Речь, произнесенная 21 Декабря 1887 года пред защитой диссертации на степень магистра богословия.
• Положения, извлеченные из диссертации «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности»
• Предисловие. Целесообразность философских работ
• Метод исследования.
• Глава I. Свобода, как данное сознания и самосознания
• Глава ІІ. Значение самосознания в душевной деятельности
• Глава III. Критика Канта
• Глава IV. Значение воли в ходе душевной жизни.
• Гдава V. Свободная воля.
• Глава VІ. Свобода и мораль
• Глава VII. Перенесение свободы на предметы природы
• Глава VIII. Свобода и теизм
• Глава IX. Монизм и свобода.
• Заключение
• Заключительное примечание автора
• ОГЛАВЛЕНИЕ

Антоний Храповицкий

Митрополит Антоний Храповицкий — личность неоднозначная. Он был преданным христианином, но ко многим вопросам подходил со своим мерилом. Его взгляды оспаривались современниками, по-разному к ним относятся и сегодня.

Владыка Антоний был сторонником восстановления патриаршества, которое двумя веками ранее упразднил Пётр I. Как архиепископ русской православной церкви, Антоний Храповицкий едва не стал первым за несколько веков патриархом, но судьба распорядилась иначе — и ещё интереснее.

Алексей Храповицкий по воле отца закончил гимназию, но после этого ушёл в духовную академию

Алексей Павлович Храповицкий родился 19 (22) марта 1863 года в селе Ватагино.

Он имел знатное происхождение — из дворян. Отец был генералом, семья жила зажиточно и перебралась в Санкт-Петербург.

Мать стала первым человеком, подтолкнувшим юного Алексея на путь служения Богу. С её одобрения сын начал принимать участие в архиерейских богослужениях. Однако родители не сочли это достаточной причиной отдать его в духовную школу.

Когда мальчику исполнилось пять, его устроили в гимназию.

Антоний Храповицкий

Но интерес Алексея к духовной сфере не угас. Опыт христианского богослужения и знания, которые сын получил от матери, напоминали о себе, и пятиклассник петербургской гимназии написал службу Кириллу и Мефодию.

Через годы её действительно стали проводить. Алексей Храповицкий имел перспективы, но мирская карьера его не интересовала.

В 1881 году он поступил в духовную академию. Это был сложный шаг. Ведь он не ограничивался одним только противодействием родительской воле.

Алексей Храповицкий — потомственный дворянин и выпускник гимназии. В духовной академии такие люди не встречались.

Алексей Павлович успешно учился в духовной академии и стал в ней преподавать, но его взгляды беспокоили современников

Алексей Павлович и в новом учебном заведении проявил себя способным учеником. В 1885 году он получил степень кандидата богословия и постригся в монахи, после чего получил имя Антоний. Это произошло в мае, а уже в сентябре Антоний возведён в сан иеромонаха.

Его успехи в качестве ученика не могли не отметить в академии. Антонию поручили преподавать несколько предметов:

  • церковное право;
  • литургика;
  • гомилетика (наука о церковной проповеди).

В 1888 году Антоний защитил диссертацию на тему «Психологические данные в пользу свободу воли и нравственной ответственности», что сделало его магистром богословия.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Академии.

Через год Антоний — архимандрит и ректор Санкт-петербургской духовной семинарии. Ещё через год — ректор Московской духовной академии.

В те годы формируются взгляды Антония на христианство и Церковь. Историками православия они оцениваются неоднозначно. В частности, архимандрит не принимал никаких историков, филологический анализ и текстологию.

Архимандрит Киприан (Керн) так пишет о взглядах архимандрита Антония:

«В своих суждениях и оценках богословских книг и наших ученых Антония можно было бы характеризовать как догматиста и моралиста, вопреки всякому историзму и мистике.

Все, что было догматически ясно, на постановлениях Соборов основано, и все, что вытекало с несомненностью из библейского текста, все, что имело нравственное применение (например, его знаменитое нравственное обоснование основных догматов Православия), все это было ему близко, все это он восхвалял и поддерживал.

И наоборот: все историческое, все критическое, все основанное на точном и кропотливом исследовании или что основывалось на мистической интуиции, на внутреннем восприятии, — все это подвергалось осуждению и неприятию».

Тот же автор рассказывает следующий случай:

«Говорят, что как рецензирующий член Синода, он на «Столп и утверждение истины» написал такую рецензию: «Читал 14 дней, прочитал 14 страниц, ничего не понял, но думаю, что степень магистра утвердить можно».

Антоний верил, что грешникам достаточно принять ряд нравственных идей, чтобы быстро и легко возродиться в духовной жизни. Он выбрасывал из богословия всё, что полагал лишним, и сосредотачивался на проповедях среди молодой аудитории.

По воспоминаниям современников, он обладал достаточными ораторскими качествами, чтобы воздействовать на изгнанников и разных неудачников, которые легко очаровывались, но быстро остывали к вере.

Также широко известно неприятие Антонием христианской мистики. Он критиковал практиков Ииусовой молитвы.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Картина М. Нестерова. 1917 г

В 1895 году московский митрополит Сергий (Ляпидевский) стал инициатором перевода архимандрита Антония на должность ректора Казанской духовной академии, так как имел к нему и его взглядам много претензий и не желал видеть в своём окружении.

Антоний побывал викарием, ректором, стал профессором богословия и членом монархических организаций

После переведения начинается регулярная смена архимандритом его титула и, соответственно, места несения службы:

  • епископ Чебоксарский;
  • епископ Чистопольский;
  • епископ Уфимский и Мензелинский;
  • епископ Волынский и Житомирский.

В 1912 году освятили Троицкий собор, который Антоний построил чуть ранее в Почаевской Успенской лавре. За минувшие годы епископ был викарием, ректором, членом Русского собрания (общество монархистов) и Госсовета.

Архимандрит Киприан (Керн) вспоминает об этом так:

«Антоний жил своей глубоко продуманной, правда, уже отжившей славянофильской наивной верою в православное царство как неотъемлемую часть всей его православной системы философии.

А «молодцы» (прим.: члены «Союза» и «Собрания») прикрывались удобным им авторитетом Антония, проповедника, идеолога, архиерея, богослова, и под этой вывеской устраивали свои мелкие делишки, делали в сферах свою небезупречную карьеру, с которой Антоний не имел ничего общего».

Монархические симпатии архиепископа вызваны тем, что царь для него всегда оставался фигурой церковной, а не государственной.

В 1908 году архиепископ Антоний нажил себе врага в лице епископа Платона (Рождественского), которого по его инициативе сняли с должности в Киевской Духовной Академии. Архиепископ Антоний проводил там ревизию, как отмечают современники, не беспристрастную.

В 1911 году архиепископ Антоний получил степень доктора богословия за литературные труды.

Через год архиепископ Антоний стал членом Святейшего Синода.

С 1914 он — архиепископ Харьковский и Ахтырский.

Архиепископ Антоний ушёл в монастырь, где написал «Догмат искупления», — труд об ином взгляде не искупление и жертву Христа

С 1917 года столь любимой архиепископом монархии не стало. Но далеко не это стало главным ударом для него. Новая власть не нуждалась в иерархе и его отправили на покой — в Валаамский монастырь.

Антоний считал, что жертва Христа на Голгофе несла только нравственное значение

Там он взялся за литературный труд «Догмат искупления».

В нём архиепископ Антоний приходит к мнению, что жертва на Голгофе имеет исключительно нравственное значение.

душе наше несовершенство,

нашу порочную волю, Господь влил

в нашу природу источник живительных новых сил —

всем, кто того пожелает и пожелал,

начиная с благоразумного разбойника».

Это противоречит учению православной Церкви.

Архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) раскритиковал «Догмат искупления», отметив, что:

«…чаша, о которой Он молился Отцу Небесному

во время Гефсиманского моления,

представляется здесь еще не испитой,

а только такой, которую Ему еще предстояло испить по воле Отца Небесного.

Ясно, что в данному случае под этой чашей

могут быть разумеемы только Голгофские,

а отнюдь не Гефсиманские муки Божественного Страдальца».

Архиепископ Антоний был главным кандидатом на престол патриарха, но жребий избрал Тихона

Вскоре архиепископа Антония избрали на Всероссийский Поместный Собор 15 августа 1917, где тот стал представителем монашествующих. Однако его роль быстро поменялась, и уже через день архиерея восстановили на кафедру Харькова.

Архиепископ Антоний стал главным кандидатом на престол патриарха. Голоса распределялись так:

  • Архиепископ Антоний — 309;
  • Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — 159;
  • Митрополит Московский Тихон (Беллавин) — 148.

Архиепископ Антоний выступал в пользу патриаршества, и его речи производили большое впечатление на публику. Но жребием патриарха выбрали Тихона, который сразу же отметил заслуги Антония.

Далее, в конце осени 1917 года, Антоний становится Митрополитом Харьковским и Ахтырским. В 1918 он стал митрополитом Киевским и Галицким.

Советская власть вынудила митрополита покинуть родную страну и стать главой Русской православной Церкви за границей

Началась эпоха арестов. Митрополита Антония, председателя Всеукраинского собора, арестовали в конце 1918 года, но уже в 1919 году он вышел из-под стражи председательствовал во Временном высшем церковном управлении на Юго-востоке России.

6 (19) 1920 года митрополит с беженцами и армией Петра Врангеля эвакуировался из Крыма. Этот день стал началом появления Русской зарубежной Церкви.

В конце 1921 года в Сремских Карловцах провели Всезаграничный Собор русской православной Церкви, на котором митрополит был председателем.

Перед смертью митрополит несколько лет не вставал с кровати. Похоронили его на Новом кладбище Белграда.

Митрополит Антоний остался в истории православия, как выдающийся пастырь, но не богослов

Хотя взгляды митрополита Антония довольно противоречивы и стали основанием для критики, об этом деятели церкви отзываются очень тепло. Отмечают, что для него первостепенное значение имела именно православная церковь, а не монархия или что-либо ещё.

Любые свои воззрения Антоний подкреплял тем, что полагал правильным с точки зрения православия, и даже если ошибался, всё равно заслуживал уважения за преданность своим идеалам. Он возглавлял Церковь без государства, будучи в уже пожилом возрасте, но смело нёс этот крест.

А его пасторская деятельность и ораторский талант заслуживают отдельного рассмотрения. Иеромонах Евтихий (Довганюк) писал на эту тему:

«Ректор трёх академий, один из наиболее известных русских архиереев, набравший наибольшее число голосов на выборах патриарха, митрополит Антоний по призванию был в большей мере пастырем, чем богословом.

Но несмотря на это, а во многом и благодаря этому (то есть своему пастырскому таланту), он имел значительное влияние на молодых богословов, в том числе на выбор ими тем для научной разработки».

За жизнь Антоний Храповицкий оставил немало трудов: лекции, службы, беседы и т.д.

Антоний Храповицкий – житие и творения, труды и сочинения, позиции

  • Главная
  • Что почитать
  • Лента
  • Жанры
  • Авторы
  • Рецензии
  • Цитаты
  • Подборки
  • Лайфхаки
  • Группы
  • Новинки
  • Издательства
  • Персонажи
  • Читатели
  • Истории
  • Мероприятия
  • Раздачи
  • Книгообмен
  • Игры
  • Премии
  • Тесты
  • Книжный вызов 2021
  • О писателе
  • Книги 13
  • Подборки 6

Митрополит Антоний — лучшие книги

  • Все
  • Бумажные издания
  • Электронные издания
  • Аудиокниги
  • Произведения
  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения

ISBN: 978-5-4261-0019-0
Год издания: 2012
Издательство: Институт русской цивилизации, Алгоритм
Язык: Русский

В настоящее издание включены избранные богословские, церковно-исторические, публицистические, литературно-критичес­кие сочинения, а также слова, речи, поучения, послания, письма выдающегося русского православного архипастыря, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви — митрополита Антония (Храповицкого) (1863—1936), дающие целостное представление о его понимании исторической жизни русского народа, роли духовных пастырей, значения Патриаршества, о губительной опасности ложных исторических путей, противных учению Слова Божия, получивших распространение как до богоборческих революций в России, так и в Зарубежье. Много внимания в публикуемых…

ISBN: 5-7533-0015-4
Год издания: 2006
Издательство: Издательство Сретенского монастыря
Язык: Русский

Выходящая в издательстве Сретенского монастыря серия включает в себя избранные труды наиболее известных деятелей русского зарубежья, волею судеб оказавшихся вдали от Родины, но не утративших с ней своей духовной связи. Веру своих отцов они сумели не только сохранить на чужбине, но и передать другим народам, не знавшим или утерявшим свет Православия. В наши дни их духовное наследие оказывается вновь востребованным в России, преодолевшей иго богоборческой власти. Духовное наследие первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) – это богословско-апологетические, исторические и…

ISBN: 5-89740-133-5
Год издания: 2006
Издательство: Издательство Олега Абышко
Язык: Русский

В настоящем издании впервые в России публикуются письма митрополита Антония (Храповицкого) 1919-1939 гг. Эти письма убедительно доказывают – имя митрополита Антония связано с громадным периодом развития великой духовной мощи Русской Церкви и русского народа, развития русской богословской мысли и русской церковной литературы. В качестве предисловия к издаваемым письмам помещается краткое жизнеописание митрополита Антония, составленное по руководству труда архиепископа Никона. Не каждому, по словам издателей, под силу прочитать 8 томов пространного повествования о многогранной деятельности митрополита на пользу Русской и Вселенской Церкви, но…

Год издания: 1994
Издательство: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Язык: Русский

Вашему вниманию предлагается церковное издание «Пастырское богословие».

ISBN: 978-985-511-602-9
Год издания: 2013
Издательство: Издательство Белорусского Экзархата – Белорусской Православной Церкви
Язык: Русский

Вашему вниманию предлагается книга митрополита Антония “Исповедь”.

ISBN: 978-5-7533-0140-6
Год издания: 2007
Издательство: Издательство Сретенского монастыря
Язык: Русский

Эпистолярное наследие митрополита Антония (Храповицкого) многообразно. Его письма, адресованные разным людям: предстоятелям Церквей и русским иерархам, монахам-афонцам и православным мирянам, общественным и политическим деятелям – воссоздают замечательный облик владыки с его умением выслушать и понять, постигнуть самую суть человека, в немногих словах сказать о главном.

ISBN: 978-5-485-00112-4, 978-5-485-00113-1
Год издания: 2007
Издательство: Даръ
Язык: Русский

В первый том Собрания сочинений митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) вошли его наиболее яркие богословские труды разных лет. Представленные работы, несмотря на спорность некоторых из них (в первую очередь это относится к “Катехизису”), по праву занимают почетное место в сокровищнице русской богословской мысли.

ISBN: 978-5-7429-0263-8
Год издания: 2007
Издательство: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Язык: Русский

Третий том серии «Русская богословская библиотека» (первые выпуски которой были посвящены свт. Филарету (Дроздову) и свт. Тихону Задонскому) представляет читателю наследие выдающегося церковного деятеля XIX—XX вв. митрополита Антония (Храповицкого; 1863—1936). Один из образованнейших иерархов Русской Церкви, неутомимый проповедник и публицист, ревнитель монашества и богословского возрождения, Владыка был одной из ключевых фигур церковной жизни России.

ISBN: 978-5-485-00112-4, 978-5-485-00113-1
Год издания: 2007
Издательство: Даръ
Язык: Русский

Во второй том Собрания сочинений митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого) вошли его статьи, выступления и проповеди полемического, догматического и наставительного характера, посвященные самым разнообразным темам и событиям, главным образом вопросам нравственности и духовной жизни.

ISBN: 5-7435-0212-9
Год издания: 2002
Издательство: Библиополис
Язык: Русский

Посмертное издание Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония Митрополита Киевского и Галицкого под редакцией и с предисловием Архиепископа Никона Рклицкого.

Год издания: 2002
Издательство: Москва
Язык: Русский

Год издания: 1989
Издательство: Издание Австралийско-Новозеландской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей
Язык: Русский

Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863 – 1936). Церковный и государственный деятель. Из дворян. Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, Председатель Архиерейского Собора и Синода. Широкую известность приобрел его “Опыт христианского катехизиса” (1924). Катехизис был посвящен давнему и близкому другу святителя, “блаженнейшему Григорию IV, патриарху Антиохийскому и всего Востока”, который дал деньги на публикацию. В отличие от прошлых катехизисов, митрополит Антоний стремился изложить глубокие истины веры простым стилем, чтобы книга была доступна широкому кругу читателей. Эту…

Антоний (Храповицкий)

Содержание

Биография

Детство и юность

Отец — Павел Павлович Храповицкий — новгородский помещик, генерал, принадлежал к роду Храповицких, московских дворян, упоминаемых с 1676 года. Отец приходился внуком кабинет-секретарю А. В. Храповицкому. Мать — Наталья Петровна Веригина — дочь малороссийского помещика Харьковской губернии. Семья имела 4-х сыновей; Алексей был третьим.

По переезде семьи в Санкт-Петербург Алексей начал принимать участие в архиерейских богослужениях в качестве жезлоносца и книгодержца.

Девяти лет Алексея, вопреки его желанию учиться в духовном училище, отдали в 5-ю СПб гимназию, что на набережной Екатерининского канала. Гимназия имела репутацию одной из самых строгих в столице.

Гимназические годы Алексея Храповицкого пришлись на конец царствования Александра II. Глубокое впечатление на юного Храповицкого произвела публичная речь Ивана Аксакова после убийства Императора на предсмертные слова его: «Домой, домой!». В речи содержалось осуждение как Санкт-Петербурга, так и всей постпетровской России; Аксаков призывал русских государей возвратиться в исконную столицу.

Посещал лекции Владимира Соловьева, а также публичные выступления Фёдора Достоевского, которым восторгался как знатоком человеческой души. Позже в России и русской эмиграции было распространено мнение, что Алёша Карамазов в романе Достоевского был написан с юного Храповицкого; но, по утверждению последнего [1] , они не были лично знакомы.

В 5-м классе гимназии написал службу святым Кириллу и Мефодию, которая впоследствии, в 1887, была одобрена Синодом для богослужебного употребления и вошла с состав дополнительной Минеи.

С детства был горячим поборником восстановления патриаршества в Русской Церкви, глубоко чтил Патриарха Никона, полагая его «величайшим человеком русской истории за последние 200—300 лет, а может быть и всей русской истории».

В 1881 году, по окончании гимназии, выдержал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию; поступление сына дворянина, закончившего гимназию, в Духовную академию было тогда шагом чрезвычайно необычным, ибо туда шли преимущественно выпускники семинарий, то есть дети духовенства.

Когда Храповицкий был на четвёртом курсе, инспектром Академии был назначен архимандрит Антоний (Вадковский). Ближайшими друзьями Алексея Храповицкого были Михаил Грибановский (впоследствии епископ Таврический) и студент Иван Страгородский (впоследствии, с 1943 года, Патриарх Московский и всея Руси).

Монашество; начало служения

В 1885 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Через 4 дня по окончании курса, 18 мая 1885 года, 22-х лет, принял постриг в академический церкви; был наречён Антонием в честь прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (память — 3 августа). Рукоположён во иеромонаха.

По окончании Академии в 1885 году был оставлен при ней профессорским стипендиатом.

С 1886 года — преподаватель гомилетики, литургики и каноники в Холмской духовной семинарии.

С 1887 года — исполняющий должность доцента Петербургской Духовной Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета.

В 1888 году ему присвоена степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности». В этом же году утверждён в звании доцента Академии.

В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии

В 1890 году Антоний был возведён в сан архимандрита и назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Епископское служение до революции 1917 года

7 сентября 1897 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.

1 марта 1899 года, в связи открытием в Казани второго викариатства, назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

14 июля 1900 года Высочайше утверждён доклад Синода о бытии ему епископом Уфимский и Мензелинский (самостоятельная епархиальная кафедра в Уфе) [2] ; 17 августа избран почётным членом Казанской духовной академии.

27 апреля 1902 года переведён на Волынскую кафедру (епархиальный центр в Житомире) епископом Волынским и Житомирским, Почаевской Успенской лавры священноархимандритом.

В 1905 году — один из организаторов Союза русского народа; возглавлял его Волынское отделение. Во время первых еврейских погромов он выступил с крайне резким осуждением насилия. Так, в прочитанной в Житомире проповеди, посвящённой кишинёвскому погрому, он сравнил его участников с Иудой и дикарями-каннибалами [3] .

22 апреля 1906 года избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых. 13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета.

В марте — декабре 1906 года состоял членом Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде, где председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры».

6 мая 1906 года был возведён в сан архиепископа.

В марте — апреле 1908 года руководил Высочайше назначенной ревизией Киевской Духовной Академии, приведшей к уходу её ректора — епископа Платона (Рождественского), что обусловило впоследствии неприязненные отношения двух иерархов в эмиграции. По позднейшему мнению протоиерея Георгия Флоровского, ревизия «не была беспристрастной, особенно в Киевской академии» [5] .

В июле 1908 года председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве.

В 1911 году издал 2-е собрание своих трудов и 14 июня того же года советом Казанской академии был удостоен степени доктора богословия (утверждён в звании Святейшим Синодом 15 июля). Награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 году председательствовал на 1-м Всероссийском единоверческом съезде; выступал с осуждением имяславия как ереси.

В 1912 году назначен членом Святейшего Синода с оставлением на Волынской кафедре; обер-прокурор В. К. Саблер предложил его кандидатуру на замещение СПб кафедры, но предложение не было принято императором.

В 1912—1913 годах участвовал в работе Предсоборного совещания.

В феврале 1913 года находился в Петербурге, принимая участие в праздновании 300-летия Дома Романовых, в частности, 21 февраля сослужил Антиохийскому Патриарху Григорию IV, который возглавил торжественную литургию в Казанском соборе [6] (Архиепископ Антоний был инициатором приглашения Патриарха Григория на торжества). За несколько дней до начала юбилейных торжеств, по его поручению, с соизволения императора [7] , в Петербург из Житомира была привезена Почаевская икона (находилась временно в Житомире ввиду угрозы войны)

1 мая 1917 года, после падения монархии, уволен на покой ввиду недовольства им со стороны новых властей и части духовенства епархии, с назначением местожительства в Валаамском монастыре, где написал сочинение Догмат искупления, вызвавший впоследствии острую критику богословского характера. Был избран на Всероссийский Поместный Собор (открылся 15 августа) от монашествующих, но участвовал как епархиальный архиерей, так как в августе был вновь избран на епархиальном собрании в Харькове на прежнюю кафедру (избрание утверждено 16 августа).

В период 1917—1920

С августа 1917 года — участник Поместного собора 1917—1918 годов, позже член Совета Поместного собора и первый (по числу голосов: получил 101 голос) из трёх кандидатов на патриарший престол. 18 октября 1917 года произнёс на Соборе речь в пользу восстановления патриаршества в Российской Церкви, произведшую впечатление.

5 ноября 1917 года, сразу по избрании на патриарший престол чрез жребий митрополита Московского Тихона (Беллавина), прибыл с другими архиереями-членами Собора в Троицкое подворье (резиденцию Московского митрополита), где приветстовал последнего от имени Собора. В ответ, нареченный Патриарх, поблагодарив всех архиереев, обратился лично к архиепископу Антонию, сказав, в частности: «Припомним, как в годы нашего учения в академии блаженной памяти наставники наши преосвященные Антоний и Михаил и Вы, ныне здравствующий владыка Антоний, в беседах, и часто после вечерней молитвы говорили студентам о восстановлении патриаршества. Владыка Антоний паче других потрудился в сем деле и мы свидетели сего. Пропоём ему многая лета.» [8]

30 мая 1918 года избран митрополитом Киевским и Галицким; в июле избран председателем Всеукраинского церковного собора.

С мая 1919 года фактически возглавлял Высшее Церковное Управление Юга России на территориях, подконтрольных белому движению.

В эмиграции

Покинул Россию из Новороссийска в марте 1920 года, прибыв в Афины, откуда перебрался на Афон, где планировал остаться, но пробыл около 5 месяцев.

В сентябре 1920 года был вызван Врангелем в Крым, откуда 6/19 ноября 1920 года эвакуировался вместе с его армией и другими беженцами в Константинополь.

В феврале 1921 года переезжает в Сербию, где в ноября — декабре 1921 года провёл Первый Заграничный («Карловацкий») Собор.

До своей кончины в 1936 возглавлял Русскую Православную Церковь заграницей. Был ярым оппозиционером митрополита Сергия (Страгородского) и возглавляемого им де-факто Временного Патриаршего Синода в Москве, находившегося под полным контролем руководства СССР. 22 июня 1934 году Московская Патриархия запретила митрополита Антония и иже с ним в священнослужении.

До конца жизни оставался убеждённым монархистом. Архимандрит Киприан (Керн) писал о его политических взглядах: “Царь и монархия для митрополита именно и не были вопросами политическими, а чисто религиозными. Он и не сопоставлял и не мог сопоставлять монархию с другими обликами государственного устройства, потому что все остальное было политическое, человеческое, государственно-правовое, а монархия почивала на библейской теократии, на священноначалии. Потому-то политика и была ему чужда. Царь был религиозно оправдан, а идеологию конституционного либерализма, кадетской партии, республики никак нельзя было религиозно канонизировать. Отсюда и известный антониевский афоризм: «Терпеть не могу слов, кончающихся на „уция“: конституция, революция, проституция…».” [9]

В Воззвании к православным русским людям 13 сентября 1929 года признал Великого Князя Кирилла Владимировича императором с 1924 года, хотя ранее признавал «Верховным Вождём» Великого Князя Николая Николаевича.

Тепло относился к воспитанному при русском Дворе югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу, которого одно время даже рассматривали в РПЦЗ как возможного претендента на русский престол. Приветствовал возвращение на престол в 1935 году находившегося до того в изгнании греческого короля Георга II, написав, что видит в том «второй и третий шаг к возвращению славного прошлого и великого будущего Православной Империи», о создании которой он мечтал.

В 1920-е в своих посланиях неоднократно выражал мысль о том, что за режимом большевиков в России стоят евреи; так, в своём послании от 12/25 сентября 1929 года в связи с событиями на КВЖД писал: « мы от имени Св. Церкви, от имени Христова молим вас, отцы, братие и сестры во Христе, подняться с того далёкого края нашего отечества по сию и даже по ту сторону китайской границы, восстать против врагов нашей родины, против злых безбожных и руководящих оными христоненавистников-иудеев, именно тех, которые стоят за спиной неразумных большевиков » [10]

В последние годы своей жизни митрополит Антоний не мог вставать и ходить.

Скончался 10 августа 1936 года. Погребён на Новом кладбище Белграда, в склепе Иверской часовни.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, находясь в Югославии в 1945 году, отслужил панихиду по митрополиту Антонию [11] .

Воспоминания современников. Оценки

В 1905 году Храповицкий так отвечал А. Г. Булыгину (из записок Д. Н. Любимова): «Владыка отмечал с прискорбием начавшуюся борьбу с самодержавием и предупреждал, что в этой борьбе русский народ будет порабощён врагом всех дорогих и священных устоев тысячелетней жизни России… Россия распадётся на части». «Тогда, — вспоминает Д. Н. Любимов, — это казалось крайним преувеличением».

Некоторые усматривали в его воззрениях папоцезаризм. Так, Павел Флоренский писал в своём труде, составлявшемся в 1908—1918 годах: «В церковных кругах, считающих себя правилами благочестия и столпами канонической корректности, с некоторых пор стараниями главным образом архиепископа Антония (Храповицкого) стала культивироваться мысль о безусловной необходимости неограниченной церковной власти и склонность к светской власти так или иначе коллективной, например ограниченной коллективно выработанной конституцией или решениями того или другого представительного органа.» [12]

Полемику и критику вызывали (в основном в эмиграции) его богословие и в особенности сотериологические взгляды: прот. Иоанн Мейендорф, полагал учение Антония об искуплении «явно несовместимым с православным пониманием»; прот. Георгий Флоровский называл общее направление его богословской мысли «моралистическим психологизмом», отмечая, что Антония не интересуют онтологические основания его учения, его соответствие догматам Халкидонского Собора о 2-х природах Христа и VI Собора о 2-х волях [13] .

Читайте также:
Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: