Апокриф: определение и значение в православии, история и аспекты, типы, отличие от канонической литературы

В Евангелии нет ничего тайного

Слово «апокриф» для многих людей, в том числе порой и для живущих церковной жизнью, означает нечто загадочное и непонятное. Что это — «тайные знания» или просто часть Предания Церкви? Можно ли читать апокрифы православному христианину? Об апокрифических текстах мы беседуем с секретарем комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священником Максимом Плякиным.

— Что такое апокрифы в принципе? Что нужно знать о них, чтобы уже не воспринимать как таинственное нечто?

— Слово «апокриф» происходит от греческого слова, означающего «тайный, скрытый». И связано это наименование с тем, что древние гностики, в субкультуре которых и возникла апокрифическая литература, противопоставляли свои тайные писания открытому и всем доступному Евангелию Церкви. Они пытались проводить мысль о том, что священные книги могут быть доступны только избранным, а то, что открыто профанам, не имеет никакой цены. Следовательно, изначально апокрифы — это тексты, созданные вне церковной традиции и сознательно противопоставленные Евангелию. Но со временем исследователи стали называть так любые неканонические тексты библейской тематики, в том числе и те, которые учению Церкви не противоречат.

— Не противоречат, но Церковь все равно их не признаёт?

— Они не признаются священными, богодухновенными книгами, но их содержание находит отражение в Предании Церкви. Откуда, например, мы знаем историю о рождении Девы Марии, о Ее введении во храм? Все это описано в так называемом Протоевангелии Иакова — апокрифическом тексте, который приписывается апостолу Иакову, брату Господню. Мы не знаем, кто его автор, но ученые сходятся во мнении, что этот текст был известен в христианской среде уже в начале II века, то есть в то время, когда еще живы были непосредственные ученики апостолов. И то, что празднование этих событий вошло в церковную традицию, говорит о том, что первые поколения христиан признавали их правдой.

Другой подобный пример — история о конце земной жизни Пресвятой Девы Марии, на основании которой установили праздник Успения. Повествование ведется от лица апостола Иоанна Богослова, но это текст IV–V века, его автором никак не мог быть евангелист Иоанн. И Церковь отказывает этому тексту в праве быть в Новом Завете, но признаёт, что в нем отражены реальные события.

А есть, допустим, такой текст, как «Евангелие от Фомы». Он сильно отличается по форме от канонических Евангелий: там нет повествования — только изречения Иисуса Христа. Как утверждается в рукописи, это «тайные слова, которые сказал Иисус Христос живой и которые записал Дидим Иуда Фома» — таково полное имя апостола. Святой Климент Александрийский в III веке на вопрос о том, можно ли верить содержанию этого текста, говорил, что в нем, несомненно, присутствуют фрагменты подлинных речений Господа. Но уже само упоминание о «тайных» словах указывает, что рукопись пришла к нам от гностиков — и настоящие слова Христа разбавлены в ней таким количеством гностической отравы, что принять этот текст в целом Церковь не может.

— А как все-таки определялась достоверность-недостоверность?

— Прежде всего вопрос ставился так: к какому времени восходит этот текст и к чьему авторству? Возник ли он в кругу апостольских учеников, имеет ли он отношение к самим апостолам? Естественно, что когда история христианства насчитывала всего сотню или пару сотен лет, определить это было достаточно просто. Далее определяли, насколько то, что написано в тексте, соответствует тому, что получили Церкви через апостольскую проповедь. Уверенность в подлинности этой проповеди была выше, чем доверие любому имени, которым подписывался текст.

Один из раннехристианских отцов сказал: «Не Евхаристия проверяется Писанием, но Писание проверяется Евхаристией». Это сложно, наверное, понять человеку нецерковному, но любой верующий, осознанно пребывающий в Церкви человек понимает: выше всего — реальное присутствие в Церкви Самого Христа, в Котором созиждется ее бытие. И если для этой жизни во Христе сказанное не оказывается чужеродным, оно принимается.

Поразительно, что в разных концах христианского мира, в эпоху, когда между городами и странами отсутствовали коммуникации, хотя бы отдаленно напоминающие современные, разные церковные общины вынесли одно и то же суждение: совершенно подлинными являются только четыре Евангелия. Мы не имеем такого духовного опыта, поэтому нам непонятно, как это может быть. А первых христиан это не поражало.

— Есть ли какие-то мифы и суеверия в православной среде, которые возникли именно на основе апокрифов?

— Я бы сказал, что это не конкретный миф или суеверие, а определенная мировоззренческая склонность. Склонность считать Бога подателем чудес ради самих чудес, ради их внешнего эффекта. В апокрифах Христос часто изображается таким, особенно в тех, где идет речь о детстве Спасителя. Мы знаем, что в Евангелии о детстве и отрочестве Христа говорится очень кратко. И авторы неевангельских текстов пытаются закрыть эти, как им кажется, белые пятна, самым причудливым образом. Описывается, как маленький Христос лепит из глины птичек — и они оживают и улетают, как в ответ на злые слова кого-то из соседских мальчиков Он умерщвляет его одним-единственным словом. Это потрясает воображение, но это совершенно не в духе евангельском. Евангельское чудо никогда не происходит «просто так», оно всегда связано со спасением человека. Христос подзывает Петра, и тот идет по воде — здесь нам явлено могущество веры; Христос воздвигает праведного Лазаря — и утверждает накануне Своих страданий и Свое воскресение, и будущее всеобщее воскресение мертвых. Но люди ищут сказочных чудес — ищут в Церкви какого-нибудь старца, у которого будут улетать глиняные птички. Апокрифические «басни», как говорит апостол Павел, эту жажду подогревают. Но в Евангелии нам не случайно приводятся слова Самого Христа: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему (Мф. 12, 39). Нам прямо говорится: не ищите чудес — ищите Царства Небесного, и остальное приложится вам.

Читайте также:
Престол в храме: облачение и устройство, определение и значение

— До какого времени создавались новые апокрифы?

— На протяжении всей нашей эры, вплоть до сего дня. В этом смысле можно говорить о ветхозаветных апокрифах, которые писались иудеями в конце эпохи Ветхого Завета, в годы земной жизни Христа. Позднее возникали тексты, которые соотносились по форме с посланиями апостолов. В эпоху Средневековья гностическую идею о тайном духовном знании развивало движение альбигойцев, у них были свои писания — апокрифы XI-XII веков. К апокрифам можно отнести, как ни странно это прозвучит, и некоторые произведения русских писателей. Скажем, Лев Николаевич Толстой написал «евангелие» для детей, в котором выразил свое собственное учение. В этом тексте не отражена история Рождества Христова, в нем не рассказывается о чудесах Господа, поскольку писатель считал Спасителя лишь добродетельным учителем нравственности — и, конечно, в нем нет Христова воскресения, поскольку Лев Толстой в него не верил. Получается, что в этом изложении евангельских событий начисто утрачен евангельский смысл, хотя ничего вымышленного там нет.

А повествование про Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» — разве не апокриф? Это антиевангелие — недаром у Булгакова эту историю рассказывает Воланд, то есть диавол. И здесь мы опять же видим, что нет чудес, что Царство Небесное проповедует полусумасшедший бродячий философ. Перед нами не всесильный Господь — укротитель бури на Генисаретском озере. И не Сын Божий, Который с Креста обещает разбойнику встречу в раю. Но тем самым Михаил Афанасьевич как бы предупреждает: смотрите, тот, кто будет вам рассказывать о таком Иисусе, говорит не от себя, он лишь озвучивает историю, автор которой — Воланд.

В начале ХХ века было популярно так называемое «Тибетское евангелие», которое является на самом деле литературным трудом Николая Нотовича, плодом его фантазии. Он утверждал, что во время путешествия по Кашмиру обнаружил рукопись под названием «Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих». Там якобы рассказывается о том, что до Своей проповеди в Палестине Иисус многие годы провел в Индии и Тибете, учась у тамошних гуру, что на Кресте Он впал в состояние транса, и его тело, получившее астральные характеристики, было перенесено на Восток. Там Он прожил еще много лет, умер и был похоронен. Исследования и отзывы на эту книгу востоковедов показали, что речь идет даже не о пересказе каких-то тибетских преданий, а просто о подделке, о лжи. Но для определенного круга людей, представителей интеллигенции, эта книга стала соблазном.

Возникает вопрос: для чего автор вообще всё это писал? Ключевой момент здесь в том, что Христос в этой книге не воскресает. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна»,— говорил апостол Павел (1 Кор. 15, 17). И вот это желание убедить христиан в напрасности веры в Христа Спасителя и есть то, что движет создателями такого рода новоизмышленных апокрифов.

— Несколько лет назад в СМИ была громкая новость о том, что найдено некое «Евангелие от Иуды». Что это за «откровения» такие, почему они так взбудоражили людей?

— Я бы сказал, что в этих попытках взбудоражить первична коммерческая составляющая. О существовании такого текста известно, как минимум, с IV века — это типичный гностический апокриф, связанный с конкретной мифологической системой. В наши дни впервые был найден этот текст целиком, дотоле известный лишь во фрагментарных пересказах; в 2006 году, после исследований, его опубликовали — из этого СМИ и пытались сделать сенсацию.

По сравнении с другими гностическими памятниками там нет ничего необычного — все евангельские смыслы перевернуты с ног на голову. Иуда представлен как самый близкий ученик Христа, пошедший на предательство как на личный подвиг ради исполнения замысла о распятии Господа. В этой парадигме поступок Иуды ставится наравне со служением Самого Спасителя, потому что он — орудие искупления от греха человеческого рода. В таком восприятии Иуды, повторюсь, нет ничего нового — церковные полемисты развенчивали эту идею, начиная с глубокой античной древности. Но сегодня оказалось выгодно достать из пыльного сундука этот пафос гностиков — «но мы-то знаем, как все было на самом деле…»; в современном обществе, жаждущем острых развлечений, он востребован. По этой же причине была такая шумиха вокруг фильма «Код да Винчи», где вся идея строится вокруг того, что у Иисуса Христа были жена и потомство, и эта линия потомков продолжается до сих пор. Люди, которые с интересом смотрят такие фильмы, хотели бы, чтобы вся церковная история, все церковные заповеди оказались враньем. А они сами — в числе духовно избранных, возвысившихся над обманутым человечеством. За всем этим стоит бесплодное желание унизить христианство, и в этом смысле между иудейской подделкой — «Родословием Иисуса», гностической подделкой — «Евангелием от Иуды», мусульманской подделкой — «Евангелием от Варнавы», оккультистской подделкой — «Евангелием мира от ессеев» — никакой принципиальной разницы нет.

— Стоит ли для расширения кругозора читать апокрифы православному христианину? Хотя бы те апокрифические произведения, которые не являются антицерковными по смыслу.

— Думаю, что если человек понимает, что за тексты перед ним, то это чтение не причинит ему вреда. Но нужно быть столь же осторожным, как с лекарствами на аптечной полке — при неумелом употреблении можно отравиться. Впрочем, как показывает нам печальная история человечества, люди порой и Новый Завет умудряются прочитать так, что впадают в прелесть. Так что это вопрос разумности восприятия. Я бы посоветовал взять не просто сборник апокрифов, а исследовательский труд, в котором присутствует трезвый взгляд и анализ. Например, книгу историка Бориса Деревенского «Иисус Христос в документах истории». Она написана с нецерковных позиций, но ее автор — честный исследователь. Каждому опубликованному фрагменту он предпосылает предисловие, где разбирает исторический контекст появления этого текста, показывает конфликт апокрифического мировоззрения с церковным. Это помогает получить действительно объективное представление.

Читайте также:
Уход в монастырь мужчине или женщине: что нужно знать, особенности и правила жизни в монастыре трудником или послушником

Газета «Православная вера» № 04 (648)

Что такое апокриф, его аспекты и значение в христианстве

Происхождение слова Апокриф к нам пришло от греческого «апо» + «криф». «Круфос» или «круптос» означает скрывать, делать тайным. Приставка «апо» определяет, что действие скрытности произошло в прошлом времени. Таким образом, Апокриф — это то, что было скрыто, сделалось тайным, сокровенным.

Что такое апокриф нужно рассматривать в нескольких направлениях:

  1. Происхождение слова Апокриф.
  2. Как оперировали понятием в древности и в начале нашей эры.
  3. Какое значение оно имело в период Среднего века.
  4. О чём мы думаем, говорим и размышляем, произнося это слово сегодня, в наши дни.
  5. Что говорит Церковь, литература, наука об апокрифах.
  6. Какое значение имеет апокрифическая литература в мире или церковной жизни.

Разъяснение о понятии «Апокриф» на примере древнего племени

Наш мир (живущие в нём люди) по своей сущности религиозен. Это означает, что большая часть человечества в период всей истории догадывалась о присутствии высших сил, которым подвластны небесные и земные стихии. Для того, чтобы все было в жизни благополучно, люди приносили этим божествам дары. У каждого народа и племени приношение совершалось, согласно тому, в какой местности они проживали, и религиозным традициям принадлежали.

Объясним понятие Апокриф, используя пример из жизни предполагаемого народа, живущего в отдалённом времени. Итак, такой вымышленный исторический сюжет.

У одного древнего народа или племени сложились религиозные отношения, которые мирно продолжались в течение нескольких поколений. Вдруг встаёт некий человек из священнического рода и говорит, что раньше такие-то и такие-то вещи совершались по-другому, то есть не так, как сейчас, в наше время. Давайте мол, поменяем кое-что в наших ритуалах и таким образом, вернёмся к истокам. Стали об этом рассуждать и выяснилось, что действительно об этом говорит некое устное предание, но доказательств, происходящему в прошлом этого народа иной традиции, нет. Решают оставить все как есть, а те предполагаемые вещи, которые будто совершались в старину, будучи не доказаны, пока оставить «апокрифом».

Конечно, такой термин звучал по-другому на языке того народа, но сущность вердикта была всем понятна. Следует отметить, что вопрос этот все равно оставался открытым, и в народе ещё долгое время витал дух тайны.

Мы нарисовали эту иллюзорную картину, чтобы показать то, как нам, современным людям принимать или отвергать апокрифы, например, как христианам принять апокрифы евангелия.

Канон и апокрифы

Во второй части Библии, в Новом Завете присутствуют четыре Евангелия. Для того чтобы они там находились, была произведена работа отцами церкви на протяжении многих поколений. Эти посвящённые Богу служители собирали данные, которые пришли к ним в письменной или устной форме от очевидцев, учеников, апостолов Иисуса Христа и христиан. В четырёх Евангелиях сложилась полная информация, в такой мере, которая нужна людям, о жизни Иисуса, о Его роли в жизни людей как настоящей, так и будущей, и о пришествиях Иисуса Христа, — бывшем и грядущем.

И не только Евангелия, отбор другой новозаветной литературы проходил по той же схеме. По мнению большинства тех, кто занимался отбором — ими было определено, что уже достаточно книг, чтобы во всей полноте явить миру Иисуса Христа и Его Евангелие.

Остальные книги, так называемые апокрифы древних христиан (апокрифы от Иисуса учеников), не вошли в Библию ввиду сомнительности их авторов, и недостаточного доказательства правдивости сюжета. Тем не менее эти книги остаются полезными, в роли дополнительной литературы к уже утверждённому законченному списку Писаний. Некоторые новозаветные апокрифы были разрешены к чтению в церкви, за неожиданную трактовку уже известных фактов об Иисусе, но большая часть запрещена из-за их явного расхождения с учением Апостолов.

Новозаветных писаний было достаточное количество, чтобы беспокоится о выборе в канон евангелий, Деяния, посланий, а также Апокалипсиса. Одних только претендентов на роль евангелия было как фольклорного, так и идеологического характера, множество. Среди них такие как Евангелие от Петра, Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима, Евангелие от Марии Магдалины, Евангелие от Филиппа и другие. И в наше время читать эти книги очень интересно, особенно тем людям, кто изучает книгу Библия и которых интересует, по каким критериям был отобран канон святыми отцами.

Апокрифы об Иисусе

Особый колорит принадлежит сказаниям об Иисусе, где авторы хотели представить жизнь Иисуса в детстве, отрочестве, а также в период, который отсутствует в канонических евангелиях. Эти апокрифы появились позднее. Вот некоторые из них:

  1. Послание Христа к Авгарю.
  2. Евангелие детства.
  3. Книга Иосифа плотника.
  4. Тибетское евангелие.
  5. Иисус в храме.

Апокалипсис апокрифы

Необходимо также сказать об Апокалиптике. Это наиболее древний литературный жанр. Прежде чем вышел в свет, библейский апокалипсис Иоанна, в мире уже существовала масса древних и иудейских, таких как Апокалипсис Варуха, Книга Еноха, Видение Исаия, Апокалипсис Адама и др.

Наряду, с апокалипсисом Иоанна существовали апокрифы, написанные раньше и позже, вошедшего в канон Откровения Иоанна Богослова. Вот некоторые из них:

  1. Апокалипсис Иоанна (от канонического существенно отличается).
  2. Апокалипсис Иоанна.
  3. Апокалипсис Петра.
  4. Апокалипсис Павла.
  5. Откровение Варфоломея.

Исторический путь апокрифов

Греческие истоки

Философия школ античности была связана с религией востока и запада, которые смешались в результате завоеваний Александра Македонского. Образовавшееся синкретическое учение говорило о тайнах бытия, известных только избранным людям, которыми реальность воспринимается особенными психологическими и духовными практиками. Истоками этого воззрения являлись мифы о певце и поэте Орфее, а также мистерии, в которых действия культов и обрядов соединяли человека с Богом, в результате чего обреталось бессмертие и божественная власть в мире ином. Посвящённым в эту тайну запрещалось под страхом смерти проповедовать простому народу.

Читайте также:
Евфросиния Суздальская: житие преподобной, мощи и день памяти, о чем молятся

Истоки древнего Египта

Магические мистерии, связанные с культом Изиды, исполняемые некими хранителями тайн. В пещерах на острове Фил в пении торжественных гимнов и поклонении, им открывались скрытые божественные знания.

Первые признаки апокрифов и их развитие в начале нашей эры

Сочинения на тему спасения появились в результате влияния смешанного учения Древней Греции и Египта от тайных знаний, ведущих к осознанию божественности человека, вследствие чего он и получает это спасение. Однако египетский бог был добрым богом, но имеющий ограничения, в то время как халдейский бог являлся злонамеренным Творцом и в их понятии противопоставлялся иудейскому Богоу Яхве. Поэтому греческие апокрифы отражали в себе непринятие иудейской религии, вследствие чего претендовали на высшее признание, как отражение справедливой религии.

Современный подход в исследовании книги Билия, используя археологические данные

В связи с тем, что не прекращаются научные исследования над текстами Библии, ученными было написано много работ, которые можно трактовать, как современные апокрифы ввиду их роли на новое толковании библейских сюжетов.

  • Раскопки вавилонской литературы помогают понимать значение текстов библии значительно легче наших предков. Ветхозаветный язык входит в одну группу с древнесемитскими языками, и поэтому совпадения одних и тех же выражений у еврейских текстов и вавилонских клинописях решают эту задачу. Даже можно узнать каким письмом владели древнееврейские цари Израиля, потому что они вели переписку с вавилонскими царями. Богословие Средних веков сильно исказило понимание ветхозаветных библейских текстов, данные же раскопок ассиро-вавилонских клинописей могут исправить эти ошибки.
  • Найденные ассирийские глиняные таблички раскрыли нам историю библейского Ноя под другим углом. Иные имена Бога и Ноя, другие названия местности, горы, к которой прибило ковчег, начало и продолжительность потопа, но основной сюжет, за исключением некоторых деталей, остался неизменным.

Обобщающий вывод затронутой темы об апокрифах

Наиболее полное собрание взглядов, точек зрения предлагает нам понятие апокриф Википедия, обобщённый аспект которой рассматривает и разделяет апокрифы на ветхозаветные, новозаветные и современные. Даны понятия, определения, названия книг и их тексты, особенно заслуживает внимания большой список литературы в примечаниях.

Что говорят некоторые толковые словари об апокрифах

Словарь Ефремовой: 1. Произведения библейского направления, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому отвергаемое церковью. 2. Авторство этих сочинений является не подтверждённым и маловероятным.

Словарь Ожегова: Сочинения иудейской или раннехристианской литературы на тему книги Библия, не включённые в канонический текст и отвергаемые церковью как недостоверные.

Религиозный словарь: — религиозные сочинения, не признаваемые христианской церковью каноническими. Понятие апокрифа, первоначально относилось к гностическим произведениям, затем так стали называть писания ранних христиан.

Итак, апокриф значение

  • Такой религиозный текст о событиях святой истории, который не признаётся церковью каноническим.
  • Такая книга, которая написана на основе уже существующей и трактующая её иным аспектом.
  • Произведение, недостоверное тем, что оно может быть сомнительного происхождения.

Интересное значение для православной церкви имеют апокрифы в плане влияния на литургию и жизни вообще. Например, отдельные элементы апокрифов, Введение во храм и Рождество Девы Марии, вошли в иконографию. Часть текстов из апокрифического Протоевангелия Иакова вошли в книгу о жизни святых отцов: Житие Святых и богослужебные книги Церкви (Октоих, Минею, Триодь), — стихир, канонов, седальнов и т. п.

Апокриф определение:

  • Сугубо церковный взгляд на апокрифы
    • Апокрифические — это книги, исполненные превратных догматов.
    • Сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается.
    • Таковые книги суть все, коих в книге Библия не имеется.
    • Иоанн Златоуст. Апокрифы: в самом выражении апокрифов не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нём и мало-помалу резвившееся догматическое представление, что сочинения эти не писаны по внушению Святого Духа, и они, следовательно, дело рук человеческих.
  • Научный взгляд на апокрифы​​
    • Литература иудеев и ранних христиан, не вошедшая в ветхозаветный и новозаветный каноны.
    • Религиозные произведения иудейского, христианского или гностического происхождения, подтасованные под имя библейского персонажа.
    • Сочинения, возникшие на рубеже нашей эры в древнееврейской и древне сирийской среде, а также на христианском Востоке о персонажах и событиях священной истории, не вошедшие в официальные иудейский и христианский церковные каноны.

Заключительное слово от святителя

Заключительное слово Иоанна Златоуста: «Мы не можем изменить меру длины, объёма, веса и так далее, то есть, изменив эталон, мы изменим представление о мире; то же самое мы не можем сделать и с каноном священных книг. Добавив что-то или убавив, мы исказим-то истинное, верное и, можно сказать, спасительное учение о вечной жизни, которое нам даёт Господь Иисус Христос».

Opus Dei

“Или мы научимся находить Бога в повседневной жизни, или вообще Его не найдем.” Св. Хосемария

В чем состоит различие между каноническими Евангелиями и евангелиями- апокрифами?

Существует тот факт, что канонические Евангелия внесены в библейский канон, а апокрифы — нет. Канонические Евангелия были признаны Церквами Востока и Запада в качестве созданных в истинной апостольской традиции.

Богодухновенная природа канонических Евангелий, которая является их главным отличительным признаком по сравнению с апокрифическими евангелиями, недоказуема на основании самих этих текстов. Поэтому первое поддающееся доказательству различие между ними и евангелиями-апокрифами является привнесенным извне.

Читайте также:
Епитрахиль священника: что это такое, история и описание, значение в православии

А именно, существует тот факт, что канонические Евангелия внесены в библейский канон, а апокрифы — нет.

Это означает, что канонические Евангелия были признаны Церквами Востока и Запада в качестве созданных в истинной апостольской традиции. Известно, что Христос и Его апостолы проповедовали евангелие («благовествование»), не записывая его. После 50-х годов I века н.э., когда очевидцы земного служения Христа стали уходить из жизни, возникла потребность записать «благую весть», что и было сделано. Таким образом, термином «канонические Евангелия» стали обозначать зафиксированное апостолами повествование о жизни и учении Спасителя. (см. Комментарий к Четвероевангелию из Библии, вышедшей в брюссельском издательстве «Жизнь с Богом» (1989) )

Вместе с тем, хотя апокрифические евангелия и использовались (нерегулярно) разрозненными группами людей, эти тексты никогда не одобрялись и не признавались, в отличие от канонических Евангелий, Вселенской Церковью.

Серьезным основанием для этого, как показывают исторические сведения, являлись следующие соображения. Все канонические Евангелия были написаны в так называемый апостольский период, понимаемый в широком смысле. То есть, все четыре признанные Церковью Евангелия были созданы еще при жизни самих апостолов или их непосредственных учеников. К такому заключению приводят ссылки на эти Евангелия, которые можно найти в дошедших до нас трудах христианских авторов, принадлежавших к поколению, следующему за апостольским. Также, подобную точку зрения подтверждает и тот факт, что около 140 г. н.э. Татиан предпринял первую попытку создать из отрывков канонически признанных Евангелий единое повествование («Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех»).

С другой стороны, ссылки на апокрифические евангелия появились только позднее, примерно в конце II века н.э.

Таким образом можно сделать вывод, что апокрифические евангелия уже по самому времени своего создания не могут претендовать на ту степень достоверности, которой наделены канонические Евангелия.

Рукописи ранних апокрифов, тексты которых по стилю напоминают евангельские, датируемые примерно серединой II века н.э., очень фрагментарны по своему содержанию. Это является признаком, что те богословские изыскания, которые они выражали, не ценились настолько высоко, чтобы бережно передавать их следующим поколениям.

Вместе с тем, сохранившиеся рукописи новозаветных апокрифов, в том числе и недавно обнаруженные, очень существенно отличаются, как по форме, так и по содержанию, от канонических Евангелий.

Так, те апокрифические евангелия, которые были распространены на протяжении патристического ( II – VIII века н.э.) и средневекового периодов, изобилуют историями легендарного или фантастического содержания. В них была сделана попытка соответствовать запросам популярного благочестия. Для этого там детально рассматривались события, вообще не упомянутые или упомянутые очень кратко в канонических Евангелиях.

В целом, содержание таких апокрифов согласуется с учением Церкви. Так, в них повествуется о св. Иоакиме и св. Анне, родителях Девы Марии, и о рождении Пресвятой Девы («Рождество Марии»); о том, как повивальная бабка обнаружила девственность Марии («Протоевангелие от Иакова»); о чудесах, совершенных Иисусом в детстве («Евангелие от Псевдо-Фомы») и т. д.

Очень сильно отличаются от вышеупомянутых апокрифические евангелия Наг Хаммади (Египет), которые являются несомненно гностическими и еретическими. Они принимали то форму тайных учений Иисуса («Коптское евангелие от Фомы»), то — откровений воскресшего Господа о происхождении материального мира («Апокрифическое евангелие от Иоанна»), то — рассказа о вознесении души («Евангелие от Марии Магдалины»), то — высокопарного сплетения идей, взятых, возможно, из проповедей или из катехизиса («Евангелие от Филиппа»). Не смотря на, возможно, достаточно древнее происхождение такого рода апокрифов (так, некоторые из них могли быть созданы даже во II веке н.э.), их отличие от канонических Евангелий, также, сразу становится очевидным.

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец

Краткая история земного и небесного пути святого

Скромный мирянин Спиридон жил в начале IV века, имел семью и детей, пас овец. Для жителей острова Кипр он уже тогда был примером христианской любви к ближнему и последователем учений Христа. После смерти жены Спиридон посвятил себя служению Всевышнему, был наделен даром исцеления и изгнания нечистой силы, впоследствии возглавил кафедру, как епископ, в городе Тримифунт.


Икона Спиридона Тримифунтского

Высокое положение не изменило характер святителя. Он помогал людям, открывая для нуждающихся жителей житницы, откуда каждый брал столько, сколько ему было необходимо для пропитания. Не обученный грамоте мирянин, стал епископом, ему была дарована мудрость познания Писания. Занимая почетный пост, бывший пастух время от времени продолжал заниматься своим прежним делом.

Читайте о святом:

  • Мощи святого Спиридона
  • Житие святого
  • Икона святителя

Интересно! На иконах чудотворца часто можно видеть пастушью шапочку у него на голове. Посох в руке епископа является символом власти и пастушьим посохом.
В середине четвертого века верный последователь Иисуса почил, и на протяжении более 17 столетий дарит свои чудеса христианам, просящим у его мощей и икон.

Важно! 25 декабря — престольный праздник почитания памяти Святителя Спиридона Тримифунтского.

Православная Жизнь

Совершив множество чудес, святой Спиридон умер 25 декабря в возрасте 78 лет. Этот день и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифунтского.

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

О неотступном присутствии святителя Спиридона в жизни людей, верящих в чудо, – архимандрит Спиридон (Ходанич), наместник монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», г. Борисполь.

Святитель Спиридон Тримифунтский

– Отче, было ли в Вашей жизни какое-нибудь чудо, связанное со святителем Спиридоном?

– Да, конечно! В 2008 году я учился на 4-м курсе Киевской духовной академии и решил принять монашеский постриг. Постриг был совершен ректором Киевских духовных школ митрополитом Антонием (Паканичем) в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в первом пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда я даже помыслить не мог, что меня назовут в честь такого великого святителя Божия, ведь до пострига имя знал только владыка и хранил его в тайне. Позже он рассказал, что выбрал это имя, будучи под сильным впечатлением: накануне владыка вернулся с острова Керкира, где приклонялся к мощам святителя Спиридона Тримифунтского.

Читайте также:
Церковь и самоубийцы: мнение и отношение, духовные причины, почему не отпевают и не хоронят на кладбище, грех или нет

В этом событии я усмотрел чудо, совершившееся не без участия святителя Спиридона, которое тесно соединило мою жизнь со святителем, своим личным примером указавшим мне ориентир на основные добродетели.

Вскоре после пострига ко мне пришла новость, что в Киев прибудет великая святыня – десница святителя Спиридона, епископа Тримифунтского Чудотворца. Нельзя словами передать того чувства, которое испытывала моя душа от этой вести. Очень хотелось мне поехать в Грецию к мощам теперь уже своего небесного покровителя святителя Спиридона, но возможности не было, а тут святитель «сам едет». Но разве это не чудо?

После моего пострига один из друзей (ныне уже священник) передал для меня святыню: пакетик, в котором был воск с частицей мощей и надпись: мощи святителя Спиридона епископа Тримифунтского. Для меня это было великой радостью и чудом. Теперь эта святыня хранится в нашем мужском монастыре на честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в городе Борисполе, и каждый верующий имеет возможность приложиться к святыне и попросить молитв святого. Помощь своего небесного покровителя я ощущаю каждый день: он, как и Святитель Николай Чудотворец, мгновенно споспешествует тому, кто обращается к нему в молитвах. Ведь не случайно в Греции, да и не только, этих святых почитают наравне. В своей земной жизни они дружили и вместе присутствовали на первом Вселенском Соборе.

Всех свидетельств о чудесной помощи святителя Спиридона от древности и до наших дней не перечесть, но самое большое его чудо – это всепобеждающая любовь к людям, свидетельствующая о безграничной любви святителя к Богу.

– О святителе Спиридоне можно сказать, что он был образцом идеального архиерея. Святой отличался простотой и кротостью, хотя служил епископом. Был необычайно доброжелателен и душевно отзывчив, что привлекало к нему множество людей: странники, бездомные, бедняки находили у него помощь и защиту. На Ваш взгляд, насколько важно, чтоб архиереи общались с народом?

– Действительно, большое и любящее сердце этого святого старца вмещало в себя каждого человека. Он как добрый пастырь всегда полагал душу свою за овец, что выражалось во множестве его чудес, описанных в житии. Простодушие и смирение святителя манили к себе всех людей. Очень важно, не только в древности, но и во все времена, чтобы епископы и священники имели общение с народом. Ведь наша задача – доносить Слово Божие людям.

Но подлинно плодотворными общение и проповедь станут тогда, когда будут подкреплены примером нашей личной благочестивой жизни. Священнику без личного примера делать нечего, об этом всегда на встрече со студентами духовных школ любил напоминать ныне уже покойный Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). И с этим действительно нельзя не согласиться. Ведь для того чтобы через общение привести человека к Богу и чтобы возле нас спасались люди, по словам прп. Серафима Саровского, нам нужно самим стяжать дух мирен.

– Что Вас больше всего восхищает в житии святителя Спиридона?

– Каждое чудо, описанное в его житии, как воскрешение дочери и претворение змеи в золото, вызывает мой восторг, но больше всего я восхищаюсь его простодушием, смирением и любовью к людям, которые он пронес через всю свою жизнь. Это то, чем он жил, что составляло его внутренний мир и в точности отобразилось на его внешнем смиренном облике.

– Нам известно, как святитель Спиридон боролся против ереси Ария. Хотя он был человеком простым, неискушенным в греческой премудрости, но, просвещенный премудростью свыше, обратил в православие греческого философа, и арианская ересь была побеждена. Этот случай нам напоминает о словах Писания: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3:19). А что значит быть мудрым в глазах Господа?

– Святитель Спиридон был любим людьми и своими собратьями-епископами, пользовался уважением как кроткий, смиренный старец и молитвенник, всегда вызывающий умиление своей скромностью, ведь всю жизнь он старался ходить в простой одежде и всегда носил плетенную пастушью шапочку на голове. В этом образе он и запечатлелся на иконах.

Все знали, что святой не является выдающимся богословом. Когда он выступил на первом Вселенском Соборе против ереси Ария, у многих, наверное, возникали сомнения, что святитель Спиридон сможет опровергнуть ученого мужа, но святой привел пример с плинфой (кирпичом), доказав Триединство Бога, после которого вся земная мудрость умолкла. Как истинный молитвенник он явился и истинным богословом, просвещенным от Бога. Знания Ария, не соединенные с любовью, породили в нем гордыню и заблуждение, в то время как горячая и пламенная любовь святителя к Богу открыли в нем богослова. Думаю, можно быть мудрым в глазах Господа, если в противоположность мудрости мира сего снискать мудрость иного мира, мира Христова, открывающуюся для нас в Его учении и в Его Заповедях, и этому мы можем поучиться у святителя Спиридона.

Любовь к Богу открыла для святого любовь ко всем страждущим. Святитель не ставил себя выше других людей, но как истинный христианин он понимал, что грех человека, как болезнь души, происходит от нашего общего врага, осознавал, что помочь и дать исцеление сможет только Истинный Врач, Которому святитель всегда горячо молился обо всех людях.

Читайте также:
Рецепты кухни пятой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Очень часто от многих слышим, что раньше жить было намного легче, было много чудотворцев, но, как говорил Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан): «В наше время человек, который умеет любить и прощать, уже является чудотворцем, и бόльших чудес не нужно!»

Решимость – вот что, по словам прп. Серафима Саровского, отличает праведника от грешника, и дай Бог, чтобы каждый из нас смог найти в себе эту решимость, способную сделать из нас чудотворцев, любящих всех людей по примеру святителя Спиридона. Ведь это так важно и необходимо в наше трудное время.

Святителю Отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Три чуда Святителя Спиридона

Огонь из кирпича

Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр. Был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306–337), он был избран епископом города Тримифунта. В 325 году он принимал участие в I Вселенском Соборе. Здесь святитель явил наглядное объяснение Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

– Се три стихии, а кирпич один, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино.

Оживление младенца

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди теплой, сухой погодой, исцелялись больные, изгонялись демоны.

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Воры с подарками

Как-то воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но сразу оказались связанными невидимой силой. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их, а затем долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал:

— Пусть же не напрасно вы бодрствовали.

Беседовала Наталья Горошкова

Нетленные мощи

До седьмого века святые мощи хранились в храме острова Кипр, после набегов сарацин были перевезены в Константинополь, после падения которого в 1453 году попали на остров Корфу в благочестивую семью, но без правой руки святителя.

В конце XVI века десница святого Спиридона из Тримифунта была найдена в храме Святой Марии в Риме.


Десница святителя Спиридона Тримифунтского

Элладская Православная Церковь стала обладательницей честных мощей святого Спиридона Тримифунтского в XX столетии, куда в 1984 году была возвращена и десница святого. Именно эта часть мощей перевозится по миру для поклонения паломников.

Важно! Почти 18 веков мощи святого остаются нетленными, сохраняя пластичность, являя чудеса.

Раз в 6 месяцев священниками храма, где хранится святыня, проводится обряд замены облачения, и каждый раз башмаки, сшитые из бархата, оказываются изношенными. Разве это не доказательство того, что чудотворец поныне помогает пастве по их молитвам.

Снятую одежду разрезают на кусочки и раздают паломникам для поклонения, а башмачки рассылают в храмы. В качестве святыни удостоился такой чести и Данилов монастырь в Москве.

Десница святого Спиридона Тримифунтского торжественно отправлена из России на Корфу

Санкт-Петербург, 18 октября 2010 г.

Великая святыня христианского мира — десница святого Спиридона Тримифунтского, побывавшая во второй раз в России, торжественно отправлена 15 октября из Санкт-Петербурга на греческий остров Корфу — место своего постоянного пребывания, сообщает «Вода живая».

Прощальный молебен в Новодевичьем монастыре северной столицы совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. «Как ни грустно расставаться со святыней, но мы всегда молитвенно можем обращаться к святителю за помощью и защитой», — отметил владыка.

Ковчег с десницей в сопровождении делегации Элладской Православной Церкви и клириков Санкт-Петербургской епархии был препровожден в аэропорт Пулково.

Десница находилась в России с 15 сентября: до 6 октября — в Москве, затем десять дней — в Санкт-Петербурге. Общее число поклонившихся ей паломников, как предполагают в Русской Православной Церкви, сопоставимо с предыдущим ее пребыванием в России в 2007 году. Тогда в столичных храмах к ней приложились 1,5 млн человек.

В Санкт-Петербург в этом году десница была доставлена впервые. Десять дней с раннего утра до позднего вечера у стен Новодевичьего монастыря стояли желающие приложиться к ней и поделиться со святителем своими бедами и надеждами. Постоять у десницы можно было всего несколько секунд, и некоторые огорчались, что не успели помолиться у самих мощей. Священнослужители объясняли людям, что святой их внимательно слушает уже тогда, когда они стоят в очереди. Ежедневно в храме Казанской иконы Божией Матери, где пребывала святыня, клир одного из соборов города или кто-то из викарных епископов совершал Божественную литургию. В остальное время почти без перерывов у ковчега служились молебны.

«Было видно, что половина из приходящих к мощам — это люди, которые не привыкли ходить в храм, причащаться. Радовало то, что у них хватило решимости, усердия и веры, чтобы сюда прийти. Может быть, мы, люди Церкви, не очень это ощущаем, но, если задуматься, для многих это — серьезное событие, подвиг. На них не подействовали в отрицательном плане ни попрошайки, ни рекламщики, ни соседи по очереди. Люди приходили к мощам, несмотря на искушения, и отходили от них просветленными», — рассказал корреспонденту «Воды живой» священник Новодевичьего монастыря иерей Антоний Прилипко.

Читайте также:
Православные детские лагеря: обзор популярные мест для отдыха, программы и особенности, виды и преимущества

Святитель Спиридон родился около 270 года на Кипре. За добродетельную жизнь был избран епископом города Тримифунта. Имел дар прозорливости, молитвами исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, совершал много других чудес. Вошел в историю христианства, чудесным образом доказав на Первом Вселенском соборе триединую сущность Бога: десницей сжал кирпич, из которого мгновенно истекла вода, вверх взметнулось пламя, а в руке осталась глина. Это было наглядным доказательством единства во Святой Троице. В России его чтят как помощника в умягчении сердец, в прекращении распрей, в даровании христианской любви.

Организатором нынешнего принесения десницы в Россию выступил, как и три года назад, московский Даниловский монастырь. Эконом этой обители игумен Иннокентий рассказал, что в течение последних десяти лет с островом Корфу складывались дружеские отношения. Уже семь лет там ежегодно проходит «Русская неделя».

«Мы стали регулярно бывать там, подружились с митрополитом Нектарием. От него узнали, что десница святителя Спиридона хранится отдельно от других мощей. Мощи святого целиком сохранены в серебряной раке, и греки их никуда не увозят. По древней традиции, от нетленных мощей вообще не отделяли частиц. Исключения происходили в нестандартных ситуациях — когда крестоносцы грабили Византию или когда нападали турки. Выяснилось, что десница святого в 1984 году была возвращена грекам из Ватикана. Это было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она находится. В итальянских источниках есть информация, что в конце ХVI — начале ХVII века папа Римский Климент VIII, получил, возможно, от Константинопольского Патриарха, святые мощи из Константинополя, уже захваченного турками. Речь идет именно о деснице. Когда и при каких обстоятельствах ее отделили, не известно. Конечно, греки знали, что мощи святителя в раке без правой руки. И вот десница, которая 400 лет хранилась в Ватикане, в конце ХХ столетия вернулась на Корфу. Так как она размещена в отдельном ковчеге, есть возможность ее перевозить», — рассказал отец Иннокентий.

Десница святого Спиридона Тримифунтского торжественно отправлена из России на Корфу

Санкт-Петербург, 18 октября 2010 г.

Великая святыня христианского мира — десница святого Спиридона Тримифунтского, побывавшая во второй раз в России, торжественно отправлена 15 октября из Санкт-Петербурга на греческий остров Корфу — место своего постоянного пребывания, сообщает “Вода живая”.

Прощальный молебен в Новодевичьем монастыре северной столицы совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. «Как ни грустно расставаться со святыней, но мы всегда молитвенно можем обращаться к святителю за помощью и защитой», — отметил владыка.

Ковчег с десницей в сопровождении делегации Элладской Православной Церкви и клириков Санкт-Петербургской епархии был препровожден в аэропорт Пулково.

Десница находилась в России с 15 сентября: до 6 октября — в Москве, затем десять дней — в Санкт-Петербурге. Общее число поклонившихся ей паломников, как предполагают в Русской Православной Церкви, сопоставимо с предыдущим ее пребыванием в России в 2007 году. Тогда в столичных храмах к ней приложились 1,5 млн человек.

В Санкт-Петербург в этом году десница была доставлена впервые. Десять дней с раннего утра до позднего вечера у стен Новодевичьего монастыря стояли желающие приложиться к ней и поделиться со святителем своими бедами и надеждами. Постоять у десницы можно было всего несколько секунд, и некоторые огорчались, что не успели помолиться у самих мощей. Священнослужители объясняли людям, что святой их внимательно слушает уже тогда, когда они стоят в очереди. Ежедневно в храме Казанской иконы Божией Матери, где пребывала святыня, клир одного из соборов города или кто-то из викарных епископов совершал Божественную литургию. В остальное время почти без перерывов у ковчега служились молебны.

«Было видно, что половина из приходящих к мощам — это люди, которые не привыкли ходить в храм, причащаться. Радовало то, что у них хватило решимости, усердия и веры, чтобы сюда прийти. Может быть, мы, люди Церкви, не очень это ощущаем, но, если задуматься, для многих это — серьезное событие, подвиг. На них не подействовали в отрицательном плане ни попрошайки, ни рекламщики, ни соседи по очереди. Люди приходили к мощам, несмотря на искушения, и отходили от них просветленными», — рассказал корреспонденту «Воды живой» священник Новодевичьего монастыря иерей Антоний Прилипко.

Святитель Спиридон родился около 270 года на Кипре. За добродетельную жизнь был избран епископом города Тримифунта. Имел дар прозорливости, молитвами исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых, совершал много других чудес. Вошел в историю христианства, чудесным образом доказав на Первом Вселенском соборе триединую сущность Бога: десницей сжал кирпич, из которого мгновенно истекла вода, вверх взметнулось пламя, а в руке осталась глина. Это было наглядным доказательством единства во Святой Троице. В России его чтят как помощника в умягчении сердец, в прекращении распрей, в даровании христианской любви.

Организатором нынешнего принесения десницы в Россию выступил, как и три года назад, московский Даниловский монастырь. Эконом этой обители игумен Иннокентий рассказал, что в течение последних десяти лет с островом Корфу складывались дружеские отношения. Уже семь лет там ежегодно проходит «Русская неделя».

«Мы стали регулярно бывать там, подружились с митрополитом Нектарием. От него узнали, что десница святителя Спиридона хранится отдельно от других мощей. Мощи святого целиком сохранены в серебряной раке, и греки их никуда не увозят. По древней традиции, от нетленных мощей вообще не отделяли частиц. Исключения происходили в нестандартных ситуациях — когда крестоносцы грабили Византию или когда нападали турки. Выяснилось, что десница святого в 1984 году была возвращена грекам из Ватикана. Это было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она находится. В итальянских источниках есть информация, что в конце ХVI — начале ХVII века папа Римский Климент VIII, получил, возможно, от Константинопольского Патриарха, святые мощи из Константинополя, уже захваченного турками. Речь идет именно о деснице. Когда и при каких обстоятельствах ее отделили, не известно. Конечно, греки знали, что мощи святителя в раке без правой руки. И вот десница, которая 400 лет хранилась в Ватикане, в конце ХХ столетия вернулась на Корфу. Так как она размещена в отдельном ковчеге, есть возможность ее перевозить», — рассказал отец Иннокентий.

Читайте также:
Хованское кладбище: как доехать и добраться, часы работы, схема и адрес, могилы

Десница святого Спиридона Тримифунтского торжественно отправлена из России на Корфу

Краткая история земного и небесного пути святого

Скромный мирянин Спиридон жил в начале IV века, имел семью и детей, пас овец. Для жителей острова Кипр он уже тогда был примером христианской любви к ближнему и последователем учений Христа. После смерти жены Спиридон посвятил себя служению Всевышнему, был наделен даром исцеления и изгнания нечистой силы, впоследствии возглавил кафедру, как епископ, в городе Тримифунт.


Икона Спиридона Тримифунтского

Высокое положение не изменило характер святителя. Он помогал людям, открывая для нуждающихся жителей житницы, откуда каждый брал столько, сколько ему было необходимо для пропитания. Не обученный грамоте мирянин, стал епископом, ему была дарована мудрость познания Писания. Занимая почетный пост, бывший пастух время от времени продолжал заниматься своим прежним делом.

Читайте о святом:

  • Мощи святого Спиридона
  • Житие святого
  • Икона святителя

Интересно! На иконах чудотворца часто можно видеть пастушью шапочку у него на голове. Посох в руке епископа является символом власти и пастушьим посохом.
В середине четвертого века верный последователь Иисуса почил, и на протяжении более 17 столетий дарит свои чудеса христианам, просящим у его мощей и икон.

Важно! 25 декабря — престольный праздник почитания памяти Святителя Спиридона Тримифунтского.

Десница Спиридона Тримифунтского – что это такое?

Десница Спиридона Тримифунтского представляет собой правую руку святого. В греческих православных традициях нельзя проводить процедуру разделения мощей при полном их сохранении. Примечательно, что при проведении крестного хода мощи святого, которые очень неплохо сохранились, одевают, обувают и переносят исключительно вертикально.

Сейчас неизвестно, почему его правая рука была отделена от тела, во всяком случае, ее поместили в отдельный саркофаг. Конечно, для православных верующих, которые почитают Спиридона, это очень положительный факт, потому что только так они могут попросить у святого исполнения самых заветных желаний.

При жизни Спиридон был известен тем, что помогал простым людям, прекращая засуху, исцеляя больных или воскрешая людей. Интересно, что даже в современном мире некоторые люди прибегают к его помощи, чтобы решить жилищные вопросы – продать собственное жильё или обрести крышу над головой.

В современной литературе нередко встречается такое понятие, как «покровитель бизнесменов». Именно таким представляют Спиридона Тримифунтского люди, которым он помог. Он может решить финансовые вопросы только для тех людей, которые ни в коем случае не являются меркантильными.

Нетленные мощи

До седьмого века святые мощи хранились в храме острова Кипр, после набегов сарацин были перевезены в Константинополь, после падения которого в 1453 году попали на остров Корфу в благочестивую семью, но без правой руки святителя.

В конце XVI века десница святого Спиридона из Тримифунта была найдена в храме Святой Марии в Риме.


Десница святителя Спиридона Тримифунтского

Элладская Православная Церковь стала обладательницей честных мощей святого Спиридона Тримифунтского в XX столетии, куда в 1984 году была возвращена и десница святого. Именно эта часть мощей перевозится по миру для поклонения паломников.

Важно! Почти 18 веков мощи святого остаются нетленными, сохраняя пластичность, являя чудеса.

Раз в 6 месяцев священниками храма, где хранится святыня, проводится обряд замены облачения, и каждый раз башмаки, сшитые из бархата, оказываются изношенными. Разве это не доказательство того, что чудотворец поныне помогает пастве по их молитвам.

Снятую одежду разрезают на кусочки и раздают паломникам для поклонения, а башмачки рассылают в храмы. В качестве святыни удостоился такой чести и Данилов монастырь в Москве.

Когда паломники могут приложиться к деснице Спиридона Тримифунтского?

Все паломники могут попасть на территорию Храма Христа Спасителя каждый день, с 8 часов утра до 8 часов вечера. В период с 22 сентября по 14 октября текущего года у всех жителей и гостей Москвы появится возможность поклонения святыне. Последний день нахождения десницы в городе –15 октября текущего года. Сначала священники проведут утреннее богослужение, молебен, а затем святыня будет перемещена на территорию Греции.

Православные люди, которые очень хотят приложиться к святым мощам, могут воспользоваться метро, и выйти на станции «Парк культуры» или «Октябрьская». Далее необходимо переместиться в парк искусств под названием «Музеон». Известно, что ранее мощи находились на территории 12 городов Российской Федерации. Москва стала конечным пунктом, где православные люди могут приложиться к деснице святого.

Святитель Спиридон Тримифунтский. Православный календарь на 25 декабря

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

25 декабря (12 декабря по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 28-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать восьмой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища без растительного масла (послабления в посте возможны, однако воцерковленным людям важно согласовывать их со своим духовником). В нашей Церкви совершается память 4 поименно известных святых. Далее коротко расскажем о них.

Протоиерей Андрей Ткачев. Cвятитель Cпиридон и его честная десница

Читайте также:
Православие и порча: отношение церкви и мнение священников, ответы на частые и популярные вопросы, молитвы и защита от сглаза

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец. Этот святой, в древнерусской традиции именуемый Тримифийским, прославился многими чудесами, в том числе – помощью в строительстве и приобретении недвижимого имущества. Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей и все свои средства отдавал на нужды ближних и странников. За это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого, его рукоположили во епископа города Тримифунта. Но и в высоком сане святитель не изменил своего образа жизни, соединив архипастырское служение с делами милосердия.

В русских землях всегда глубоко чтили этого святого. А потому важнейшим событием 2014 года в православной жизни нашей страны стало принесение в Россию стараниями Благотворительного Фонда Святителя Василия Великого величайшей святыни всего христианского мира – десницы святителя Спиридона. Сегодня в нескольких храмах Русской Церкви есть иконы с частицами мощей этого великого святого. И существует множество свидетельств, как верующие, обращавшиеся к святителю с искренней молитвой, получали его помощь и заступничество. Подробнее об этом великом святом вы можете узнать из нашего материала «Пастух, ставший архипастырем», опубликованного на страницах Царьграда.

Поклониться чудотворцу. Мощи Спиридона Тримифунтского привезли в Подольск

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский. Этот святитель Церкви Христовой, пострадавший за верность истинной вере, был учеником великого церковного учителя и писателя-богослова Климента Александрийского. В начале III века он стал епископом Флавии Каппадокийской, после чего провел несколько лет в заточении. Освободившись из темницы, святитель Александр отправился поклониться святым местам Иерусалима, где в 212 году от Рождества Христова был избран соправителем Иерусалимского Патриарха старца Наркисса. Владыка Александр управлял Иерусалимскою Церковью 38 лет, собрав в Святом граде огромную христианскую библиотеку. Во время антицерковных гонений императора-язычника Декия святитель скончался в заключении в 251 году от Рождества Христова.

Священномученик Александр, Патриарх Иерусалимский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученик Разумник Римлянин. Святой Разумник (или Синезий, по-гречески Синетос – «разумный») был поставлен чтецом римской церкви при благочестивом папе Сиксте, занимавшем престол апостола Павла в 257-258 годах от Рождества Христова. В годы царствования императора-язычника Аврелиана (270-275) святой Разумник за исповедание христианства был подвергнут истязаниям и обезглавлен.

Преподобный Ферапонт Монзенский, Галичский. Уроженец Москвы, инок Андриановской обители на реке Монзе, близ костромского Галича. В своём духовном подвиге отец Ферапонт подражал блаженному Василию Московскому. Старец Ферапонт мирно почил в 1597 году от Рождества Христова в Монзенской обители, которая после этого также получила наименование Ферапонтовой.

Преподобный Ферапонт Монзенский, Галичский. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Чудеса

О биографии святителя известно немного, но церковь хранит память о многочисленных чудесах, которые совершались по молитвам святого. О жизни Спиридона свидетельствуют церковные историки IV-V Сократ Схоластик, Созомен и Руфин, труды которых обработал в X веке византийский агиограф блаженный Симеон Метафраст. Существует житие Спиридона, написанное его современником и учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской.


Икона Спиридона Тримифунтского

В 325 году Спиридон Тримифунтский совершил главное чудо своей жизни, сокрушив аргументы греческого философа, который защищал ересь арианства. На первом Никейском соборе, который созвал император Константин для осуждения еретических взглядов епископа Ария, ведущих к смущению паствы и расколу внутри священноначалия, присутствовало около 300 епископов христианской церкви, в том числе Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.


Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский

На соборе разгорелись нешуточные дебаты, во время которых Николай Мирликийский, защищая истину, даже «заушил» Ария. Когда на выступлении дошла очередь до Спиридона Тримифунтского, защищающего постулат о единой Троице, святитель взял кирпич и сжал его в ладони. В этот момент кирпич чудесным образом разделился на пламя, которое взмыло вверх, глину, оставшуюся в руке, и воду, излившуюся вниз. По преданию, записанному участниками первого собора Евсевием Кесарийским и Афанасием Великим, Спиридон при этом произнес слова:

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна. Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Увиденным были поражены все, в том числе и грек-философ, который до этого красноречиво защищал Ария. Демагог не нашел слов в ответ, а позднее принял крещение. Прославился святитель Спиридон также другими чудотворениями. По его молитвам прекратилась продолжительная засуха на Кипре, которая привела к массовым неурожаям, падежу скота и болезням. Прошедшие дожди вскоре избавили население острова от голода и бедствий. Спиридону Богом дана была власть исцелять от смертельных болезней или воскрешать уже умерших людей. Святитель сумел помочь императору Констанцию, который уже стоял на пороге смерти.


Десница святителя Спиридона Тримифунтского

По молитвам старца однажды воскрес умерший новорожденный ребенок одной женщины, которая попросила помощи у христианского священника. После свершения чуда мать сама упала замертво. Молитва епископа вернула ее к жизни. Однажды завистниками был оклеветан один праведник. Несчастного бросили в темницу, где он оставался в ожидании собственной смертной казни. На помощь поспешил Спиридон Тримифунтский, который знал о невиновности оклеветанного человека. Путь священнику и его спутникам перегородил бурный речной поток. После молитвы старца вода расступилась, и Спиридон успел добраться до тюрьмы вовремя. Судья, узнав о промыслительном чуде, отпустил осужденного.


Спиридон Тримифунтский переходит реку

Спиридон Тримифунтский регулярно помогал бедным и нуждающимся, предоставляя необходимую пищу. Для этой цели у святителя был специальный амбар, откуда люди могли взять себе все, что им было необходимо. Когда дела шли на лад, они, что могли, отдавали обратно. Амбар святого никогда не был пуст.

Читайте также:
Святые покровители: как узнать своего небесного покровителя


Спиридон Тримифунтский вымаливает дождь

Однажды к епископу обратился бедный человек, которому необходимо было отдать крупный долг богачу. Спиридон ушел в покои и долго молился, после чего вышел с большим слитком золота. При этом поставил перед бедняком единственное условие – вернуть золото обратно после того, как дела пойдут на лад. Вскоре бедный человек разбогател и пришел вернуть Спиридону Тримифунтскому драгоценность. Взяв слиток, святитель положил его на землю, и тотчас драгоценный металл превратился в змею, которая быстро уползла в лес.


Спиридон Тримифунтский излечивает больных

Проявлял милосердие Спиридон Тримифунтский и к людям с нечистыми намерениями. Однажды в принадлежащую старцу овчарню забрались два вора, которые вознамерились украсть несколько овец. Неведомая сила связала разбойников, и они остались на месте преступления до прихода святителя. Утром, увидев утомленных разбойников, Спиридон сжалился над ними и развязал их. После увещеваний встать на честный путь заработка епископ отпустил воров, подарив им двух овец.


Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне

Однажды к святителю обратился один купец, чтобы приобрести сто коз. Спиридон никогда не проверял отданную ему сумму, поэтому торговец замыслил утаить часть платы, равную стоимости одной козы. Когда стадо животных выходило за ограду, одна коза никак не хотела покидать загон и постоянно возвращалась на прежнее место. Обличенный торговец признался святителю в своей нечестности и доплатил за животное. По молитвам Спиридона Тримифунтского наказание получали злые неправедные люди. Однажды житницы богача, который продавал беднякам хлеб во время засухи по высоким ценам, были полностью размыты во время длительного ливня. А один диакон, гордившийся своим голосом, на время потерял способность разговаривать, пока не осознал свой грех.

Десница святого Спиридона

Ковчежец с десницей cвятого Спиридона.15 АПРЕЛЯ в храм Христа Спасителя с греческого острова Корфу привезут десницу святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского.

С 17 ПО 26 АПРЕЛЯ мощи будут находиться в Свято-Даниловом монастыре, затем совершат путешествие по городам России (Тула, Калуга, Брянск, Орёл, Липецк, Воронеж, Тамбов, Рязань) и потом вернутся на Корфу.

СВЯТИТЕЛЬ Спиридон жил в конце III – начале IV века на Кипре. При императоре Константине Великом был избран епископом кипрского города Тримифунта. В 325 году на I Вселенском соборе, где поднимался вопрос о единосущности Божества, святитель Спиридон сотворил чудо, весьма убедительно показав образ Святой Троицы. Он сжал кирпич в правой руке, вниз из кирпича потекла вода, вверх взметнулось пламя, а в руке осталась глина. На иконе его так и изображают с кирпичом в руке. В дореволюционной России он был столь же почитаем, как и святитель Николай.

Мощи святителя сохранились полностью. Они имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. По каким причинам от тела была отделена правая рука – неизвестно. Феномен нетления мощей святителя Спиридона пытались исследовать учёные со всего мира, но иного объяснения, кроме чуда, так и не нашли. Башмаки на ногах святого время от времени оказываются стоптанными. Существует поверье, что он ходит и помогает страждущим. Так что башмаки приходится менять, а старые раздают по храмам. Один из них есть в церкви святых Константина и Елены в посёлке Ленинское под Санкт-Петербургом.

О святыне рассказывает наместник Свято-Данилова монастыря отец Алексий.

– Почему православные христиане поклоняются мощам?

– Подобные вопросы возникали ещё перед прославлением Серафима Саровского. Тогда одна монахиня сказала: “Мы поклоняемся не костям, а чудесам”. Из Священного Писания мы знаем, например, что одежды апостола Павла исцеляли людей.

– Существует предание, что святитель Спиридон исцелял больных, превращал змею в золото, а однажды даже прошёл по воде как посуху. Современному человеку непросто в это верить.

– Это не просто чьи-то сочинения, а церковная история, то, что дошло до нас в устных и письменных свидетельствах. Мы верим в чудеса, потому что через них совершается сила Божия. “По вере вашей да будет вам”, – сказано в Писании.

Одним из свидетелей чуда от мощей святителя Спиридона стал Гоголь. Писатель приехал поклониться святыне. Некий английский путешественник, протестант, предположил, что тело забальзамировано. Мощи святого приподнялись в раке и обратились спиной к этому человеку, как бы предлагая ему лично убедиться, что никаких надрезов нет. Гоголь был потрясён до глубины души и рассказал об этом в Оптиной пустыни.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: