Апологеты: понятие и значение в христианстве, задачи, история, особенности

Кто такие апологеты: защитники раннего христианства

Немного кто слышал, кто такие апологеты. Такие темы не только не обсуждают за обеденным столом, но и даже в церкви редко когда речь заходит об этих личностях. Однако апологетам христианская Церковь обязана тем, что она пережила эпоху противостояния с античным язычеством и сегодня существует в знакомой нам форме.

Апологеты — это защитники христианства во II–III веках нашей эры

Слово «апологет» восходит к греческому «апология» (защитная речь). Это название применяли к преемникам мужей апостольских и самих апостолов.

Со времени казни Иисуса Христа миновало столетие, ученики Его покинули этот мир, а у христианской религии ещё не появилось завершённой формы. «Христиане» — это было собирательное название для ряда иудейских сект, каких существовало немало.

Божественность Христа ещё не была полностью утверждена, существовала масса миссионерских, богословских, организационных и прочих проблем.

И на этом этапе возникли люди, которые решили выступить против язычников. Христианское учение их стараниями обрело мощь и утвердило авторитет в античном мире. Труды далеко не всех раннехристианских писателей дошли до нас.

Но чудо уже и то, что некогда произнесённое слово хотя бы некоторых из этих авторов сохранилось через века и стало фундаментом христианской традиции. Многое из сказанного было главным образом просто ответом на обвинения против христиан, но сделало для Церкви гораздо больше — выстроило весь организм христианской традиции.

Главная задача апологетов — это представить христианство в правильном свете

Главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы создать христианству правильную репутацию. Точнее, следовало сперва избавиться от плохой, а потом уже преподнести себя в более выгодном свете.

Христианство первых веков — это гонимая, всеми отвергаемая религия. Со стороны — секта сектой, от которой хочется поскорее отвернуться и забыть.

В трудах античных историков мы видим пренебрежительное или осторожное отношение к христианству. О самом Христе не пишут (либо упоминают бегло так, что не понять, историческая личность Он для автора или ещё один языческий бог). А вот христиан обвиняют во многих страшных преступлениях.

Апологеты старались не просто вести какую-то полемику, а разумно, логично и красноречиво представить не только внешнюю сторону христианства, но и внутреннюю. И слово тут играло ключевую роль. На вооружении апологетов были труды исследователей Ветхого Завета (да, апологеты были и у иудеев). Уже тогда к Священному Писанию подходили с научным интересом.

На вооружении апологетов появились идеи Нового Завета. Важная задача их трудов — разрешить проблемы соотношения двух частей Библии, найти между ними богословски точные компромиссы.

И тут нужно подчеркнуть, что в ту пору не существовало готовых решений, например, идеи о Троицы. Всё это ещё только предстояло обрести в духовных и интеллектуальных поисках.

Во II веке жили значительные апологеты: Феофил Антиохийский, Юстин Мученик, Минуций Феликс, Мелитон Сардийский

История Церкви знает немало выдающихся авторов. При этом жили многие значительные апологеты во 2 в н э. Вот имена и цитаты лишь некоторых из них.

Феофил Антиохийский — святой II века. Противостоял различным гностическим сектам. До наших дней почти не дошли его труды. Однако есть его послания к Автолику, где впервые встречается слово «Троица». Для примера приведём отрывок, где апологет рассуждает, почему Бога нельзя увидеть:

«Если ты скажешь: ‘’покажи мне твоего Бога”, то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат.

Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой земной жизни и усматривают различие, например, между светом и тьмою, между белым и черным, между безобразным и красивым, между правильным, соразмерным

и неправильным, несоразмерным, между чрезмерным и недостаточным, или как уши различают звуки, подлежащие слуху — резкие, тяжелые или приятные: так точно есть уши сердца и очи души, чтобы видеть Бога.

И Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света.

И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у тебя друг мой, очи твоей души помрачены грехами и злыми делами твоими.

Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога»

Юстин Мученик философ, противник ересей и активный защитник христианства. Обращался с этой целью даже к императору. Важен тем, что придумал совместить античную философию с христианским мировоззрением. Так родилось богословие как наука.

До нас дошло немало его трудов (1 и 2 апологии, «Диалог с Трифоном иудеем» и др.). Для примера приведём цитату, где Иустин Мученик пишет, что Богу нужны не ритуалы, а стремление человека к совершенству:

«А нам предано, что Бог не имеет нужды в вещественных приношениях от людей, Он, Который, как мы видим, Сам все подает нам.

Мы научены и убеждены и веруем, что Ему приятны только те, которые подражают Ему в Его совершенствах, – в целомудрии, правде и человеколюбии, и во всем, что достойно Бога, Который не именуется никаким определенным именем.

Читайте также:
Отрок в православии: кто такой, возраст отрочества и младенчества в православии, особенности

Мы научены также, что Он по благости Своей в начале все устроил из безобразного вещества для человеков, и что они, если по своим делам окажутся достойными Его назначения, удостоятся жить с Ним и царствовать с Ним, сделавшись свободными от тления и страдания.

Ибо как создал Он нас в начале, когда мы не существовали, – таким же, думаем, образом тех, которые избрали благоугодное Ему, удостоит за это избрание нетления и сожития с собою.

Что мы сотворены в начале это было не наше дело; но чтобы мы избирали следовать тому, что Ему приятно, Он посредством дарованных нам разумных способностей убеждает нас и ведет к вере».

Минуций Феликс — латинский апологет. Известен единственным сочинением. Но зато каким!

Это диалог «Октавий», одно из лучших произведений апологетики в раннем христианстве.

Апологеты не только отвечали на критику, но в ответ критиковали язычество.

Цель этого текста — критика политеизма, опровержение клеветы на христиан и описание настоящих принципов жизни реальных последователей Христа.

В приведённом далее отрывке Минцуй Феликс критикует политеизм и даёт читателю представление о слава Божией:

«Посмотри: один царь у пчел, один вожатый у овец, один предводитель у стада. Ужели же ты думаешь, что на небе разделена верховная власть и раздроблено полномочие этого истинного и божественного господства?

Очевидно, что Бог, Отец всех вещей, не имеет ни начала ни конца; всему давая начало, Он Сам вечен; Он был прежде миpa, Сам будучи для Себя миром.

Он несущее вызвал к бытию Своим Словом, привел в порядок Своим разумом, совершил Своею силой. Его нельзя видеть, Он слишком величествен; Его нельзя осязать; Он слишком тонок;

Его нельзя измерить, Он выше чувств, бесконечен, неизмерим и во всем Своем величии известен только Самому Себе; наше же сердце слишком тесно для такого познания, и потому мы тогда только Его оцениваем достойно, когда называем Его неоцененным.

Я скажу, как я думаю: кто мнит познать величие Божие, тот умаляет Его, а кто не хочет умалять Его, тот не знает Его. И не ищи другого имени для Бога: Бог — Его имя.

Тогда нужны слова, когда надо множество богов разграничить отдельными для каждого из них собственными именами.

А для Бога Единого имя Бог — выражает все. Если я назову Его отцом, ты будешь представлять Его земным; если назову царем, ты вообразишь Его плотским; если назову господином, ты будешь о Нем думать, как о смертном. Но откинь в сторону все прибавления имен и увидишь Его славу».

Мелитон Сардийский — епископ и богослов из Сарды. О жизни его известно мало. Некоторые сочинения дошли до наших дней. Многие из них — через цитаты в работах других авторов. Так в труде «О Пасхе» он пишет о том, как согласуются Ветхий и Новый Завет:

«Народ [Израиля] стал прообразом, а Закон — иносказанием. Евангелие же — объяснением и исполнением Закона, а Церковь — вместилищем истины.

Прообраз был ценен до [пришествия] истины и иносказание чудесно до [своего] истолкования. Это значит, что народ [Израиля] имел ценность, пока не восстала Церковь, а Закон был чудесен, пока не просветилось Евангелие.

Но когда восстала Церковь и вперед выступило Евангелие, тогда прообраз упразднился, передав силу истине, а Закон исполнился, передав силу Евангелию. Каким образом упраздняется прообраз, уступая место действительности, и каким образом упраздняется иносказание через освещение толкованием, таким же образом исполнился и Закон, когда просияло Евангелие, и народ [Израиля] утратил свое значение, когда восстала Церковь».

Против Цельса — важный труд апологетов

Один из самых известных трудов апологетов называется «Против Цельса». Это сочинение середины III века. Написал его философ Ориген. Цельс — это философ-платонист II века. Он написал один из самых серьёзных трудов против христианства.

Критика Христианства Цельсом потребовала создания сочинения «Против Цельса». Ориген пытается найти выход из любых уловок Цельса. Иногда это получается блестяще, иногда — спорно.

Например, ссылка на пророчества Ветхого Завета в качестве аргумента в споре — решение так себе. Но в целом «Против Цельса» — образцовое апологическое сочинение. Оно описывает многие принципы христианства, от критики получая стимул для богословских размышлений.

Центр Апологетический исследований ЦАИ, программа «Аргумент», в студии П.Цветков

Сегодня существуют апологетические центры — организации, которые отстаивают христианские идеи

Апология не исчезла и по сей день, хотя сильно трансформировалась. Сегодня уже нет нужды одному человеку изобретать философские решения богословских трудностей. Сегодня апология — это коллективный труд.

Христианский Научно-Апологетический Центр — одна из такого рода организаций. Её задача — розыск и популяризация доказательств библейской картины мира. Апологетический центр выделяет для себя главную задачу — отстоять идею креационизма.

Читайте также:
Усыновление и православие: отношение церкви и мнение священников, мифы и реальность, молитвы на усыновление

Головин Сергей Леонидович, президент «Христианского Научно-апологетического Центра». Декан Межвузовского факультета апологетики христианства. Фото: i.ytimg.com

Это самостоятельная организация. Она не подчинена РПЦ или каким-то другим христианским течениям. Её наработками могут пользоваться самые различные конфессии.

Апологетический центр активно переводит иностранные материалы, чтобы сделать их доступными русскоговорящему читателю.

Апологеты и их раннехристианская деятельность

Апологеты — это люди, которые на полную отстаивали христианские вероучения перед представителями императорской власти и пытались опровергать некоторые предрассудки II века (понятие узкого смысла). Что касается более широкого смысла — сюда входят еще люди, которые трудились с III по V века, некоторые из христианских авторов, которые в своих сочинениях высказывали обвинения против язычества.

  • Вклад апологетов в христианство
  • Распространение христианства
    • Некоторые представители и их деятельность
    • Основание для написания
    • Письменные труды
    • Ситуация в обществе
  • Выводы и итоги

Прямой задачей апологетов является отведение от представителей христианства, добиться признания взглядов христианства в пределах государства.

Апологеты были вынуждены обращаться как к представителям церкви, так и к другим людям. Апологию писали как речь или диалог, который был составлен согласно современным на то время правилам риторики. Изначально её содержание и преподнесение было рассчитано на распространение в широкой аудитории. В качестве образца для апологетов выступала защита, предоставленная Сократом, когда он выступал перед афинскими судьями.

В намерения апологетов также входило отведение враждебных обвинений в причастности к инцестам, детоубийствам, каннибализму, которые порождали слухи об организации секретных встреч, доказание нелепости и безнравственности мифов язычников в процессе противопоставления каждого из них истинным учениям в теле монотеизма и воскресения.

Аргументы в пользу христианских апологетов были такими:

  1. высокий уровень нравственности среди христиан;
  2. предсказания некоторых пророков о приходе Мессии;
  3. удивительная согласованность между Еврейскими и Греческими Писаниями (Ветхим и Новым Заветом);
  4. чудеса, которые совершал Иисус, противопоставляли магической силе колдунов, которые брали силу от демонов.

Вклад апологетов в христианство

Итак, если сказать об апологетах в обобщенном виде, можно дать такое определение: апологеты — это собирательное имя некоторых писателей, чей пик активности пришелся на время раннего христианства (в основном работали в течение II и III веков, когда христиане переживали активные гонения от представителей римской власти), которые защищали христианские принципы от критиканов философов, которые представляли нехристианские взгляды, в том числе иудейские и языческие.

Именно апологеты стали основополагателями христианского богословия, апологет Феофил ввёл в активное использование термина Троицы, до него этого понятия не существовало. Когда христианство получило статус религии, принятой на уровне государства, продолжать защиту христианских взглядов больше было не нужно, поэтому литература апологетов начала постепенно исчезать. На её месте появилась полемическая литература против разного рода ереси. Последним из апологетов является Феодорит Киррский, который активно писал в V веке, когда язычники фактически были бессильными.

Распространение христианства

Апологетские представители христианства были писателями II–III веков, которые выступали, обосновывая и защищая христианскую веру.

Процесс распространения христианских учений посреди разных слоёв населения на территории римской империи вызвал вполне понятную реакцию со стороны большинства, представленных язычниками. По факту, юридически христианство стало запрещённой религией, общины и сборы представителей христианства имели репутацию незаконных; отказ в принятии участия в различных обрядах языческого происхождения считался преступлением против религии. В течение этого периода стали явными некоторые организованные попытки противодействия христианству со стороны язычества.

Некоторые представители и их деятельность

Основными оппонентами христиан второго века считаются Фронтон и Цельс. Фронтон — это наставник императора Марка Аврелия, а Цельс стал автором сочинения под названием «Истинное слово», направленное на опровержение истинности взглядов христиан.

Эти авторы стали рассматривать христианские учения только в качестве абсурда, основанного на предрассудках, фанатизме, и угрожающий принятому в империи античному взгляду на мир. Помимо прочего, о христианах стали распространять много сплетен и клеветы, частично связанных с тем, что им приходилось проводить собрания в закрытой форме. Апологеты поставили себе задачу — демонстрация перед языческим миром приемлемость христианских взглядов со всевозможных сторон, в список которых включили гражданскую, философскую, богословскую, религиозную, культурную и т. п.

Основание для написания

Сущность действий каждого раннехристианского апологета частично была подготовлена представителями эллинистического иудаизма. Филон Александрийский произвёл на свет несколько несохранившихся до нашего времени работ, например «Основания» или «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий стал известен благодаря такой работе, как «О древности мудейского народа, против Апиона». Она оказала значительное влияние на некоторую часть апологетов в эпоху ранних христиан. Подобная тематика изначально присутствовала в некоторых из речей апостолов, в Библии, в книге Деяния.

Всё же отлично от ситуаций с апостолами, которые в большинстве своём выступали перед христианскими последователями, апологеты были вынуждены адресовать творения своего пера для представителей языческой аудитории, что не могло не отразиться на том, о чем они писали и что отображали в своих трудах.

Письменные труды

В более позднее время среди деятельных апологетов стоит упомянуть об Арнобие (который умер около 330 года), ставшем автором семикнижия, получившем название «Против язычников» (вышедшем в свет в конце III – начале IV веков). Первые две из семи книжек были апологетическими, оставшиеся были полемическими. Также стоит обратить внимание на ученика Арнобия по имени Лактанций, чей период активности пришелся на срок с 250 по 330 года. Он создал апологию «Божественные установления», выпущенные в семи томах.

Читайте также:
Сотворение мира: история и хронология в православии, мифы, год и дата

Последняя из выпущенных частей содержит, кроме конкретики по апологической деятельности самую древнюю систему христианских вероучений из тех, что существует на Западе. Она включает в себя сочинение под названием «О гневе Божием» (созданное около 303 года), которое было целенаправленно написано против деятельности язычников (в состав которых входили стоики и эпикурейцы). В своей работе Лактанций занимает решительную позицию защиты мнения о том, что к Богу можно применять слово «гнев». Некоторые из апологетических тем он развивал в своих других сочинениях, одно из которых известно под таким названием — «О смертях преследователей» (написана около 314 года).

Ситуация в обществе

Невзирая на факт того, что вышеупомянутые действия представителей христианских апологетов раннего периода, по-видимому, не были способны ослабить хватку гонений и преследований в адрес христианских поклонников, она, бесспорно, смогла подготовить процесс постепенной эволюции осознания пользы христианской религии для греко-римского общества, хоть оно и состояло из одних только язычников.

Представители раннехристианских апологетов выступали со множеством оружия среди современных религиозных и философских систем, с использованием уже придуманного понятийного аппарата и некоторыми идеями (например, это касается учения стоиков о Логосе), чтобы обосновать христианские учения, представляя христианство перед своими языческими современниками. В то же самое время они смогли сделать самые первые шаги в процессе формирования некоторых терминов из современного христианского богословия.

Интересно, что раннехристианские апологеты порой значительно по-разному. Некоторые совсем их не принимали, как, например, в труде «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», до состояния признания образований апологетов единственными возможными наследниками того самого лучшего обещания, которое подтвердил своим приходом на землю Логос, что отобразилось в труде «Всё, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам».

Учитывая критический фон язычества, запущенной религии и философии, христианский фон представления знаний о Боге, обществе в целом и человеке менялись:

  • Политеизм встретил противопоставление в лице монотеизма, про единого вечного Бога, который обладал некоторыми особенностями, типа нерождённости, беспредельности, бесстрастности, непознаваемости и так далее.
  • Философское учение совечности Творителя и материального мира, встретилось носом к носу с учением об идее сотворения мира из ничего.
  • Для учения о роке и судьбе появилась альтернатива с нитью про Промысел Бога.
  • Апологеты ввели учение о Троице как другой вариант, на основании филоновских и стоических понятий про Логос.

Христологические вопросы не имели должного количества внимания, потому что такой была основная внешне направленая ориентация богословских обсуждений всех апологетов (за единственным исключением Иустина). Что касается остальных тем, на которые могли говорить раннехристианские апологеты, стоит выделить проблемы того, как образ или подобие Божье отобразилось в человеке (чем занимался Татиан), вопросы, затрагивающие первородный грех (о чем говорил Феофил Антиохийский), воскресение людей из мёртвых или попытка опровергнуть античные представления людей о предопределении и судьбе.

В общем тексты, написанные раннехристианскими апологетами, имеют исключительное значение по важности, что до сегодня. Поскольку они являлись первопроходцами по целому списку вопросов, апологеты самосознания христианской Церкви смогли проложить дорогу для будущей христианизации мира и процесса формирования полноценной системы христианско-богословских рассуждений.

Выводы и итоги

Апологеты (с греч. «апология» — речь, произносящаяся в защиту) — исторически сформировавшееся название последователей и приемников апостолов и представителей ранней христианской церкви, которые пытались обосновать разные христианские учения и в открытую выступали в защиту их от критиковавших их людей в период II–III веков нашей эры.

Речь в основном идёт о раннехристианских писателях, к которым относятся многие. К ним можно причислить Аристона Пелльского, Кодрата Афинского, который был одновременно апостолом от семидесяти и апологетом, Иустина Великого, который и по сей день считается самым заметным деятелем и автором значительного количества апологий, которые дали название очевидному течению защитников, а также:

  • Феофила Антиохийского;
  • Афинагора Афинского;
  • Мелитона Сардиского;
  • Клавдия Аполлинария;
  • Мальтиада;
  • Тертуллиана;
  • Эрмия;
  • Иринея Лионского;
  • Татиана;
  • Пантена;
  • Климента Александрийского;
  • Оригена и прочих.

В итоге это название приклеилось ко всему этому множеству писателей, и активных защитников или тех, кто пытался пропагандировать какие-либо идеологические течения, системы, теории или учения.

Апологеты раннего христианства стали называться так по распространении христианских писателей, в основном во II и III веках, которые пытались защитить христианские учения от критики, и в ответ критикующих языческую культуру. Большинство их работ изначально были адресованы для римских императоров, а потому часто излагались в форме коротких служебных писем, которые составлялись в форме защиты от нападений. Письменные труды апологетов на самом деле не в полной мере отображают картину ранних этапов христианства, поскольку они были составлены с ответами на конкретную критику по конкретным вопросам.

Мы вкратце рассмотрели процесс защиты раннего христианства и апологетов. Возвращайтесь, чтобы узнавать больше интересного на подобные темы.

Читайте также:
Церковный устав: текст действующий, состав и значение, история и современное положение

Апологеты

Апологеты – (от греч. απολογουμαι – защищаю), собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2—3 вв. (период гонения на христиан со стороны римских властей), защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников).

Наиболее значительные из Апологетов: восточные (писавшие на греческом языке) – Квадрат, Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардский, Ориген; западные (писавшие на латинском языке) – Тертуллиан, Минуций Феликс.

Апологеты заложили начало христианского богословия, в частности Феофил ввел термин «Троица». С переходом христианства на статус государственной религии (4 в.), когда защита христианства от язычества стала излишней, апологетическая литература постепенно исчезает, вытесняясь полемическими произведениями против ересей. Последним А. был Феодорит Киррский, писавший в 5 в., когда язычество практически уже было бессильно.

Никифоров М. В., статья из III тома «Православной энциклопедии»:

Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.

Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д.

Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире.

Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.

Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (не сохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых , раннехристианских апологетах. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см. напр. Деян. 14:15–17; 17. 22–31; Рим 1. 18–32) и в творениях мужей апостольских. Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, А. р. адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем.

Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.

Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.

Читайте также:
Православие и суррогатное материнство: отношение церкви и мнение священников, почему РПЦ против

У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.

Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.

В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.

Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке.

В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение.

В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).

Читайте также:
Православие и усыпление животных: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.

Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.

Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.

В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия.

Апологеты: понятие и значение в христианстве, задачи, история, особенности

АПОЛОГЕТЫ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

АПОЛОГЕТЫ (от греч. ảπολογία – защита, оправдание) – в узком смысле слова – отцы Церкви 2 в., отстаивавшие христианство перед императорской властью и опровергавшие предрассудки образованного языческого общества; в более широком смысле – христианские авторы также и 3–5 вв., боровшиеся в своих сочинениях против язычества. Апологеты являются первыми богословами христианского мира, а апологетика может считаться первым жанром патристической литературы, специфичность которого в том, что он имеет точно фиксируемое начало и не имеет определенного завершения.

В задачу апологетов входило: отвести обвинения от христиан; добиться терпимого отношения к христианской религии со стороны государства; в сопоставлении греческой философии с христианской мыслью доказать истинность и преимущество последней. Началом литературной деятельности апологетов был момент, когда христианство решилось выйти из замкнутости и представить себя как высшее осуществление культурных стремлений общества. В этом смысле апологетика не «эллинизация христианства», а полноценный диалог с языческой философией, в котором христианство осваивало ее понятийный язык и трансформировало его в религиозно-богословском ключе. Кроме того, апологетика предлагала осмыслить всю предшествовавшую мудрость как ступень на пути к истине, которая была открыта Христом и которую воплотило христианство.

Апологеты обращались не только к членам Церкви как мужи апостольские, но и к нехристианам. Апология писалась в форме речи или диалога, составленного по всем правилам классической риторики, и была изначально рассчитана на широкое распространение. Образцом для апологетов служила защита Сократа перед афинским судом; они стремились не только отвести враждебные обвинения в инцесте, детоубийстве и каннибализме, порождаемые слухами о тайных евхаристических собраниях, но и доказать нелепость и безнравственность языческих мифов, противопоставляя их истинному учению о монотеизме и воскресении. Аргументы в пользу истинности христианства были таковы: 1) высокая нравственность христиан (заповедь любви к ближнему); 2) предсказания пророков о Христе; 3) внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом: христианство древнее язычества, так как Моисей древнее греческих поэтов и философов; 4) чудеса Христа, противоположны чудесам магов, действовавших с помощью силы демонов. Помимо антиязыческого направления апологетики (Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардийский, Минуций Феликс, Тертуллиан) выделяют направление антииудейской критики, основанное на библейской экзегезе (Аристон, Юстин), а также антигностическое направление (Юстин, Феофил Антиохийский, Тертуллиан), связанное уже с внутрицерковными догматическими разграничениями.

Читайте также:
Как научить ребенка молиться: советы святых отцов и родителей, какие молитвы должен знать ребенок и что нужно знать о молитве

В теоретическом плане у апологетов центральное место занимает проблема соотношения трансцендентного Бога и ипостасей. Заимствуя свое понятие Бога из платонизма, апологеты сближали его с библейским Богом. Их определения первоначала, как правило, апофатичны: непостижимость, несказанность, запредельность мира. Опираясь на пролог к Евангелию от Иоанна, апологеты разработали свою христологию, стержнем которой явилась идея Логоса, носящая в большей степени космологический, чем теологический характер. Логос (Ум, София), вторая ипостась, как извечно присутствующая в первоначале потенция, становится энергией и являет себя только в акте творения мира. Согласно этому взгляду, обнаруживающему влияние Аристотеля, Логос оказывается субстанциально подчиненным Отцу (субординационизм), который производит Его из Себя в качестве посредника между Собой и миром. Перенося это отношение в антропологическую сферу, апологеты пытались прояснить его посредством стоического разделения «внутреннего» и «произнесенного слова». Апологеты учили также о «семенном Логосе» (еще один стоический термин) – разумном принципе, который присутствует во всех вещах и образует внутренний закон вселенной. В сотериологии апологетов как самое совершенное проявление Логоса рассматривается его воплощение в человеке, открывающее возможность спасения.

В целом, греческие апологеты 2 в. определили развитие христианской догматики (христология и триадология), однако, начиная уже с Иринея Лионского, отцы Церкви искали пути преодоления тенденций рационализма и субординационизма, свойственных ранней апологетике. Corpus apologeticum открывается апологиями Кодрата и Аристида, адресованными императору Адриану в 125. Следующими в ряду стоят произведения Аристона Пелльского (несохранившийся «Диалог Иассона и Паписка», ок. 140), который устами иудео-христианина Иассона доказывал божественность Христа на основании Ветхого Завета, и Юстина Философа и Мученика, одного из самых значительных апологетов. Последний в двух своих «Апологиях», большой и малой, адресованных Антонину Пию (150/155) и Марку Аврелию (ок. 161), опровергает обвинения против христиан, излагает содержание христианской религии и доказывает на основании ветхозаветных пророчеств божественность Христа. Не противопоставляя веру и знание, Юстин считает лучших греческих философов учениками Моисея и предшественниками христиан (традиция, идущая от Филона Александрийского до Климента Александрийского). В «Диалоге с Трифоном Иудеем» Юстин показывает, что еврейский закон имеет лишь временное значение и что почитание Христа не противоречит вере в единого Бога. Татиан в «Речи против эллинов» (до 161) занимает резко отрицательную позицию в отношении всей греческой культуры; в богословии он находится под сильным влиянием Юстина. Афинагор Афинянин, один из самых глубоких апологетов, автор «Прошения за христиан» (ок. 177) и трактата «О воскресении мертвых», в котором приводит рациональные доводы в пользу монотеизма и воскресения; избегает субординационизма, утверждая сущностное единство ипостасей. Феофил Антиохский в трех книгах «К Автолику» (после 180) говорит о познании Бога, о Троице, о Логосе (Слове внутреннем и слове произнесенном), о грехопадении и спасении, суеверии язычников и мудрости пророков. Мелитон Сардийский, написавший апологию «Слово о вере» (ок. 172), известен своим трактатом «О Пасхе», представившим малоазийскую традицию празднования Пасхи. В трактате поднимаются проблемы соотношения двух Заветов, христологии и сотериологии. Автор анонимного «Послания к Диогнету» с морально-практических позиций разъясняет язычнику основные положения христианства, отвечая на вопросы об отличии его от других культов, о смысле любви к ближнему, о возрасте своей религии. Написанное хорошим стилем и с большой тщательностью «Послание» принадлежит к числу лучших памятников раннехристианской литературы. Этот ряд замыкают менее значительные апологеты, писавшие в самом конце 2 в.: Ермий («Осмеяние внешних философов», ок. 200), Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский. Африканская апологетика, являющаяся одновременно началом латинской патристики, представлена именами Минуция Феликса и Тертуллиана. Диалог Минуция Феликса «Октавий» – это собрание обычных апологетических аргументов, однако его выделяют как образец риторического искусства. Тертуллиан написал несколько апологетических сочинений: две книги «Против язычников» (197), содержащие морально-религиозные возражения, «Апологетик» (кон. 197), рассматривающий исключительно политические обвинения против христиан, а также «О свидетельстве души», «К Скапуле» и «Против иудеев», в котором говорится о том, что даже язычники причастны милости Божьей и что Ветхий Завет возмездия должен уступить место Новому Завету любви.

На Востоке критическую линию апологетов в 3 в. продолжают Климент Александрийский и Ориген («Против Цельса»), в 4 в. – Евсевий Кесарийский, который дополняет ранних апологетов множеством фактов, заимствованных из античной литературы и истории, и Афанасий Александрийский («Против язычников»); в 5 в. ее завершает «Исцеление языческих болезней» Феодорита Кирского. На Западе продолжателями этой линии выступили в 4 в. Лактанций («Божественные наставления») и в 5 в. – Августин («О Граде Божием»).

1. Иустин Философ, св. Соч. М., 1892;

2. Афиногор Афинянин. Предстательство за христиан. – «Вестник Древней Истории», 1993, Приложение, с. 237–279;

3. Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994;

4. Ориген. Против Цельса, пер. с греч. Л.Писарева. Б. м., 1996;

5. Ранние отцы церкви: Антология. Брюссель, 1988;

6. Отцы и учителя церкви III в. Антология, т. 1–2. М., 1996;

Читайте также:
Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

7. Theophili episcopi Antiochensis, Libri tres ad Autolycum. A Diognète. – «Sources chrétiennes» (P.), 1971, № 172;

8. Hermias. Satire des philosophes païens, 1993. – Ibidem, № 398.

1. Реверсов И.П. Защитники христианства (Апологеты). СПб., 1898;

2. Спасский А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1914;

3. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995;

4. Сидоров А.И. Курс патрологии. М., 1996, разд. 2: Греческие апологеты 2 в.;

5. Chadwick H. Early christian thought and the classical tradition. Oxf., 1966;

6. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd. I. Tüb., 1905;

7. Pepin J. De la philosophie ancienne à la théologie patristique. L., 1986.

Святые источники в Новосибирске

Святой источник — это место где царит мир и покой, а проблемы и суета уходят на второй план. Это место, где в полной мере ощущается Божье благоговение, радость и беспечность.

Во всем мире не так много мест, где можно насладиться поистине святым родником. Однако святые источники в Новосибирской области — настоящая кладезь благодати и благословения. История каждого хранит в себе определенные события, которые так или иначе связаны с гонениями верующих и их убийствами. Но все жертвы были не напрасны, каждый, кто претерпел какие-либо страдания, внес огромный вклад в христианское будущее.

Святой ключ в городе Искитим

Недалеко от Новосибирска расположен поселок Ложок, находящийся в районе города Искитим. В 1930-х годах, на этом месте находился исправительно-трудовой лагерь. Если верить определенной информации, то здесь была расстреляна группа первосвященников храма. Участь, которая их ждала, была ужасной, многие были сброшены с обрыва, а кто-то погребен заживо. Спустя некоторое время здесь пробился родник, который имел целительные свойства.

На 2019 год данное место обустраивается и развивается. Вокруг можно увидеть обилие икон, разных построек и храм. Для людей, кто не остался равнодушен к жертвам тех ужасных дней, возведена небольшая часовня, где можно помолиться за первосвященников.

Посетить храм и сам родник можно как на своей машине или такси, так и на электричке доехав до остановки «65-й километр» и пройдя небольшое расстояние по протоптанной тропинке. Если ехать на своей машине маршрут тот же, доехав до остановки, проехать по указателям до источника.

Еще читайте о святых источниках:

Святой колодец «Половинка» в селе Вознесенка

Своё название источник получил благодаря своему расположению. Находясь между селами Камышево и Вознесенка, данный колодец гордо именуется «Половинка». По истории, к берегам святого истока непонятно откуда приплыла икона Параскевы Пятницы. Перенеся икону в храм, на следующий день икону снова нашли в устье святого родника. После произошедших событий люди построили на этом месте колодец и храм, где и молились.

К сожалению вскоре всех верующих вновь подвергли гонениям. Храм был сожжен, а колодец разрушен и засыпан. К счастью, люди хранили память об этой области и приходили сюда, дабы почерпнуть немного воды. Вскоре святой родник пробился из-под земли.

На сегодняшний момент все вновь восстановлено. Колодец и храм заново отстроены. Здесь каждый год отмечают день девятой пятницы, посвященной великому празднику Пасхи. Обилие икон, красивый храм все это будоражит душу. Люди приезжают сюда, чтобы отметить светлое воскресенье. 2019 год не стал исключением, здесь собралось много людей, все наслаждались благоуханием и приятно провели этот день.

Совет! Чтобы проехать в это чудное место, нужно доехать до села Венгерка, и оттуда ехать в сторону Усть-Тарского по дороге, 25 километров. Дальше следовать указателям.

Святой источник в поселке Линево

История этого святого места началась не так давно, а если быть точнее, то в 1992 году. Община верующих обратилась к Новосибирскому епископу, для формирования прихода. После чего собирались пожертвования для постройки и возведения храма, недалеко от одного источника.

Благодаря пожертвованиям, храм постепенно облагораживался и собирал церковную утварь и иконы. В 2007 святой источник в городе Новосибирск полностью облагородили и освятили. И к 2019 году храм встречает всех с большой радостью.

Люди сюда приезжают, чтобы набрать святой воды или окунуться в нее. Являясь настоящей Божьей достопримечательностью, вода здесь никогда не мерзнет. В этом месте отмечают свадьбы и христианские праздники. Часто приезжают паломники и облагораживают место. Вокруг все красиво обустроено, стоит храм с иконами для молитв.

Добраться сюда можно как на электричке, так и на своем транспорте. Святой родник расположен в 70 километрах от Новосибирска. Сначала нужно доехать до самого поселка Линево, после чего ехать по трассе, которая уходит в лес. Дорога «протоптана», заплутать сложно.

К сожалению, в 2019 году люди забывают о подобных местах. Некоторые из них давно забыты. Но каждый человек может хранить вековые традиции, всячески помогая подобным местам. Святые источники обладают целебными свойствами, в Новосибирске эти источники имеют трагическую историю. Однако каждый из них по сей день служит символом стойкости и мужества за свою веру.

Новосибирская область

Новосиби́рская о́бласть — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр — город Новосибирск.

Читайте также:
Православные детские школы: особенности и отличия от обычных школ, преимущества и недостатки, поступать или нет

Содержание

  • 1 Православие в Новосибирской области
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Новосибирской области
  • 4 Монастыри Новосибирской области
    • 4.1 Михаило-Архангельский мужской монастырь (Козиха)
    • 4.2 Мужской монастырь Новомучеников Российских (Новосибирск)
    • 4.3 Александро-Невский Покровский женский монастырь (Колывань)
  • 5 Храмы Новосибирской области
    • 5.1 Преображенский собор (Бердск)
    • 5.2 Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи (Куйбышев)
    • 5.3 Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца (Искитим)
  • 6 Где остановиться
    • 6.1 Православный летний молодежный трудовой лагерь «Преображение» г. Бердск
    • 6.2 Православный детский лагерь во имя св. прп. Серафима Саровского с. Завьялово
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

Православие в Новосибирской области [ править ]

До революции 1917 года церковная жизнь в Новониколаевске (с 1926 г. – Новосибирск) в значительной степени была связана с православными миссионерскими традициями: в Александро-Невском храме в начале XX в. во время своих миссионерских путешествий по Сибири совершал Богослужения святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский и Алтайский. В храмах Новониколаевска служили священники из миссионерской династии Россовых. Близость Алтайской духовной миссии оказывала благотворное влияние на развитие просветительной и благотворительной церковной деятельности в Новониколаевске.

До 1924 года на территории современной Новосибирской области было 310 православных храмов и молитвенных домов. Эти приходы (кроме части Чистоозерного, Купинского, Татарского и Усть-Таркского районов) входили в Томскую епархию. В феврале 1922 года учреждено Новониколаевское викариатство Томской епархии. Епископом Новониколаевским назначен Преосвященный Софроний (Арефьев), который в конце 1922 года был арестован. Это позволило утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Новониколаевск становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников.

На рубеже 20-х — 30-х началось массовое закрытие и разрушение храмов. Были арестованы, расстреляны или приговорены к длительным срокам заключения несколько сот священнослужителей и мирян Новосибирской епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин (канонизированы Русской Православной Церковью в 2002 г.), архиепископ Сергий (Васильков), архимандрит Сергий (Скрипальщиков), протоиереи: Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, священники: Василий Выхованец, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиакон Григорий Солодилов и многие другие.

В конце 30-х годов были закрыты все церкви на территории области, кроме единственной — Успенской кладбищенской церкви в Новосибирске. Этот маленький храм стал на короткое время кафедральным для прибывшего в Новосибирск в августе 1943 года архиепископа (впоследствии митрополита) Варфоломея. Трудами и молитвами владыки открыты многие храмы на огромной территории от Урала до Тихого океана.

Населённые пункты [ править ]

Святыни Новосибирской области [ править ]

СТ. МОЧИЩЕ, Новосибирского района. Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (подворье Михаило-Архангельского монастыря): «Иверская» икона Божией Матери.

КУЙБЫШЕВ. Иоанно-Предтеченский храм: «Иверская» икона Божией Матери.

ТАТАРСК. Покровский храм: «Казанская» икона Божией Матери.

“Ложок” святой источник, Новосибирск – отзыв

История страшного концлагеря, на месте которого забил святой ключ! Очень красивые места обязательны к посещению! Как добраться и что посмотреть?

Воздушные поцелуйчики всем заглянувшим!

Сегодня хочу рассказать Вам об удивительном месте в Новосибирской области. Это святой источник под Искитимом.

История этого места печальна, жестока и одновременно полна мистики. Сама пересказывать не буду, приведу описание из Интернета.

В 30-е годы здесь был поселок и находился отдельный лагерный пункт №4 штрафного лагеря «всесоюзного» значения СИБЛАГа. По имеющимся данным, именно в нем была расстреляна группа священнослужителей. Приговоренные попросили разрешения самим себя отпеть. После расстрела многих сбрасывали в траншеи еще живыми и закапывали. Некоторые свидетели того расстрела помнят, как из под толщи земли еще долго раздавались стоны. А позже, рядом с этим полем и открылось русло родника. Народ пошел к нему, т. к. прошел слух, что вода имеет целебную силу. Тогда был дан приказ взорвать родник. Но спустя некоторое время он забил вновь. Второй раз взорвать родник уже не решились.

Данный родник находится в микрорайоне Ложок и широко известен не только среди местного населения, но и за пределами.

Муж давно рассказывал мне про это место и все жужжал: «Давай съездим, давай съездим…»

Вот в один из выходных дней мы отправились к Святому источнику.

На данный момент места там, можно сказать, благоустроены. Построены храм, купальня, оборудовано место для сбора святой воды, можно купить 5-литровые бутылки на месте, если с собой вы не захватили ёмкость для сбора воды.

Место чистое, аккуратное. Видно, что за ним смотрят. Есть хорошо оборудованные туалеты. В общем, все сделано для туристов.

Но и туристов там, надо сказать, не мало.

Мы приехали в выходной день. Это была суббота или воскресенье. Возле источника стояло много машин и один туристический автобус. Места там предостаточно, поэтому можно смело ехать на своей машине. За парковку рядом с источником ничего платить не надо.

За набор воды тоже ничего с Вас не возьмут.

Святой источник Искитим: Как добраться?

По бердскому шоссе из Новосибирска, в сторону Искитима. Чтобы попасть на источник, весь Искитим тоже придётся проехать. Либо сворачивать прямо с трассы. Но надо знать где этот поворот, потому что фактически никаких указателей проезда на источник там нет.

Читайте также:
Благодать Божия: дар и сила, значение и действие в современном мире, что это такое и как она действует

Туда мы добирались, проехав через весь Искитим, а обратно выехали прямо на трассу, и в Искитим уже не заезжали.

Итак, подъезжая к святому источнику, вы увидите храм, его купола видать издалека, поэтому в дороге, чтобы не заблудиться, можно ориентироваться на них.

Храм стоит как бы на возвышении, сам источник находится внизу. Там за мостиком оборудованное место для набора святой воды.

Чтобы попить святой воды, не обязательно стоять в очереди там, где все набирают воду. Можно пройти чуть дальше по течению источника. Там будет открытая купальня, где можно искупаться или хотя бы окунуть ножки.

Да и вообще к источнику можно подойти на всем протяжении его течения, так как он представляет из себя текущий ручеёк.

Вода, надо сказать, кристально чистая и очень вкусная. И очень холодная. Прямо ледяная.

Местность там лесистая, много деревьев. Можно встретить разную живность. Мы, когда гуляли, встретили бурундука. Узнали его по окрасу. Он спокойно бегал себе туда-сюда, почти не боялся.

Святой источник Искитим: Купальни

На территории есть две купальни: открытая и закрытая.

Закрытую купальню вы увидите сразу. Это деревянное строение. В нем два входа: братская и сестринская. Туда мы не заходили, а сразу пошли дальше по тропинке.

Там расположена купальня под открытым небом. Также есть закрытые переодевалки.

Народу там намного меньше и чувствуешь себя комфортнее.

Там также можно полностью окунуться в святую воду или хотя бы помочить ноги.

Людно, но тихо

Я сразу обратила внимание, что несмотря на обилие людей, на территории источника было тихо и спокойно. Не было гвалта, как на базаре. Видать люди понимают, что они приехали в святое место и надо вести себя потише.

Мне очень понравилась атмосфера этого места: спокойная, комфортная,, много уединенных уголков на территории, что располагает к молитве.

Атмосфера умиротворяет и успокаивает.

Святой Источник Искитим: Озёра

Посетив святой источник, мы проехали чуть дальше на машине и оказались у большого озера. Перед глазами раскинулись такие просторы: очень красиво!

На озере уже царит другое настроение: народ отдыхает, жарит шашлыки, купается.

Кстати, святой источник впадает в это озеро.

Вокруг очень красиво, можно гулять и любоваться красотами.

Мы устроили пикник, а потом пошли смотреть на пороги. Местность холмистая, то и дело подъемы и спуски. Что тоже удивительно для Новосибирской области. Так и хочется спросить откуда здесь холмы? В основном рельеф нашей области – это обычная равнина.

Привожу несколько фотографий с того озёра и окрестностей!

В чем ещё особенность местности?

По дороге на святой источник, уже на подъезде, мы заметили карьеры по левой стороне. Да и было много указательных надписей, что на трассе работают карьерные самосвалы.

На этих карьерах и работали заключённые. В данном концлагере никто не проживал дольше полугода. Труд был каторжный, а пыль от камней сильно разъедала легкие. Каторжане гибли один за другим. Просто жуткие места.

Итог

Удивительный родник бьет из-под земли в месте захоронения расстрелянных священников и по сей день. Если вы живете в Новосибирской области, обязательно рекомендую съездить в это тихое и атмосферное место, набрать святой воды, самим убедиться насколько она чистая и вкусная.

Если верить в свойства святой воды, возможно, она действительно исцелит от душевных и телесных болезней!

Ставлю Святому Источнику под Искитимом 5 звёзд и рекомендую!

Вот ещё несколько страшных фактов об этом месте:

Уроженец Искитима В. А. Маркеев свидетельствует, что не раз слышал название родного города, с ужасом произносимое в лагерях Магадана и Колымы, отправить заключенного в Искитим означало послать его на верную гибель.

ОЛП-4 Сиблага был, по сути, лагерем уничтожения. Заключенные работали в известковых карьерах, где ядовитая пыль быстро разъедала ткань легких. Тем, кто уже не мог выходить на работу, паек не полагался.

— В лагере было женское отделение на 3000 человек. — рассказывает бывший агроном подсобного хозяйства В. М. Бутченко. — Среди них, я слышал, многие были женами “врагов народа”. Помню, как на утреннем разводе женщины с плачем умоляли меня именно их взять на работу в поле. Но многим и этот считавшийся легким труд был уже не по силам: ежедневно трое—четверо человек из огородной бригады умирали во время работы.

Умерших отвозили не дальше окрестных оврагов. Недавно в искитимскую городскую газету пришло письмо от гражданина Соколова — он рассказывает, что во время войны пас поселковых коров вблизи лагеря и натолкнулся на свежее захоронение. Трупы были слегка присыпаны, но коровы, видно, почуяли их, стали тревожно мычать и рыть копытами землю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: