Апостол Павел о любви: слова святого о браке, божественной и мирской любви, разводах и женщинах, гимн любви святого

«Гимн любви» апостола Павла

«Гимн любви» апостола Павла

Я не знаю более сильных и глубоких слов о любви, чем те, которые сказал апостол Павел в главе 13 Первого послания к коринфянам. Эти слова называют «Гимнам любви». «Если я говорю языками человеческими и им ангельским, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, знаю тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то и ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13).

Любовь превыше всего, она превыше всех духовных даров, — говорит апостол Павел. Путь любви — это путь превосходнейший, то есть путь, который превосходит действие всех духовных даров в том случае, если мы пользуемся этими дарами без любви, которая призвана координировать и гармонизировать использование даров.

В нашей обыденной жизни словом «любовь», как правило, обозначается чувство (эмоция). Когда, например, говорят, что Иван любит Марью, то имеют в виду определенное более или менее глубокое чувство, которое Иван испытывает к Марье. Апостол же описывает любовь не как чувство, не как эмоцию. Он показывает ее проявление в действии, говорит о том, как поступают любящие. По существу словом «любовь» апостол описывает святую жизнь, которую производит в нас полнота Святого Духа.

Подлинная любовь в нас — всегда от Духа Святого, Подлинная любовь диктует мотивы наших поступков и объяснит их. Пребывание в состоянии подлинной любви — это важнейшая характеристика зрелого христианина, характеристика святого. А к святости призваны все мы, то есть все мы призваны к любви.

Павел говорит нам, что любовь долготерпелива, милосердна, бескорыстна, правдива, исполнена надежды, вынослива, не завистлива, не горда, не эгоцентрична, то есть не ставит конкретного человека в центр забот и попечений.

Но какое время в будущем имеет в виду апостол, говоря, что тогда и пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знание упразднится? Конечно же, время после второго пришествия Иисуса Христа.

Любовь — это живой динамический центр, который собирает, координирует, организует и регулирует духовные дары. Любовь направляет действие духовных даров, ориентирует их действие на служение ближним во славу Господа. Можно сказать, что любовь — это необходимое и достаточное условие правильного пользования духовными дарами. Дарования бесполезны, если ими пользуются без любви.

Высший вид любви — это любовь к Богу, которая проявляется прежде всего в нашей любви к ближнему. Воз любви к Богу невозможна и подлинная любовь к ближнему. Апостол Иоанн утверждал: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20). Любая подлинная любовь — это, в конечном счете, любовь к Богу.

Если любовь к Богу будет руководить нами, нашим сердцем, то мы будем святыми и не сможем совершить греховного, то есть неправильного поступка. Именно поэтому святой Августин дает такую рекомендацию для повседневной жизни: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Почему именно любовь превыше всех духовных даров? Потому что она является образом Божиим, подобием нашего Творца, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Духовные дары временны, они действуют лишь в земном, временном мире и сохраняют свое значение лишь до второго пришествия Иисуса Христа. Когда Иисус вернется к нам, верующие обретут иные дары, которые, видимо, будут бесконечно превосходить известные нам духовные дары, о которых апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: слово мудрости, знания, вера, дар исцелений, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов и т. д.

О дарах же, которые верующие обретут после второго пришествия Иисуса, апостол написал такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

И пророчества, и знания позволяют лишь отчасти проникнуть в истину, поэтому они потеряют всякое значение, когда истина откроется нам во всей полноте и абсолютной всецелостности.

Любовь по своей природе всеобъемлюща и всепроникающая, поэтому она переживет все земное и пребудет вовеки.

В завершение скажу немного о смысле 12-го стихи из главы 13 Первого послания к коринфянам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Апостол говорит: и этой жизни мы видим небесное как бы в тусклом зеркальном отражении, туманно и неопределенно, а и жизни будущего века нам дано будет узреть Бога «лицом к лицу».

Кстати, то, что в русской Библии переведено с оригинального греческого текста Послания словами: «видим как бы сквозь тусклое стекло», точнее было бы перевести словами: «видим как бы в туманном зеркале».

Читайте также

Глава I. Современность Павла

Глава I. Современность Павла Почему апостол Павел? Зачем обращаться к этому сомнительному «апостолу» тем более, что апостолом он провозгласил себя сам, а его имя обычно ассоциируется с наиболее институциональными и наименее открытыми измерениями христианства: церковью,

[О ЛЮБВИ] ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

[О ЛЮБВИ] ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА ГЛАВА 13 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и

Пока Земля еще живет… ( ноосферный гимн )

Пока Земля еще живет… ( ноосферный гимн ) Пока Земля еще живет, Человек, проснись! Спасай Землю от себя, Как спасаешь мать во время войны, Как спасаешь себя сам, Когда грозит смертельная Тебе опасность. Пока Земля еще живет, Человек, оглянись вокруг: Ведь все вопиет к твоему

Читайте также:
Богадельня: определение и значение в православии, отличие от дома престарелых

IV. Критерий апостола Иоанна

IV. Критерий апостола Иоанна Последствия греха, отделяющего нас от Бога, в области сознания, мысли совершенно те же, как и во всей нашей жизни. И там и здесь грех является началом полного внутреннего распада.Раздвоение между чувственностью и мыслью – дуализм отвлеченного

2. Гимн

2. Гимн Художественное произведение поэтому требует иной стихии своего наличного бытия, божество — иного происхождения, чем то, в котором оно ниспадает из глубины своего творческого ночного мрака в противоположное ему, во внешнюю выраженность, в определение вещи,

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ГИМН И ПРИГОВОР

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ГИМН И ПРИГОВОР Культ смерти — Информационный шлейф — Замысел и случай — Последний рубеж — Большие и маленькие страны — Неизбежность войны — Потеря управления — Изгнание из системы — Потеря всего — Стратегия противостояния — Лаборатория

1. Гимн к Софии

1. Гимн к Софии а) Первый гимн воспевает бракосочетание Христа и Софии. Правда, ни того, ни другого имени в самом тексте не содержится, но на основании широкого контекста все исследователи считают, что речь здесь идет именно об этом небесном браке. В гимне не содержится

2. Гимн о душе

2. Гимн о душе Второй текст из трактата”Деяния Фомы”, интересующий нас, есть гимн о душе, который, как сказано, содержится в описании девятого подвига Фомы. Содержание этого гимна насквозь символическое; и без учета этой символики он совершенно теряет всякий свой смысл и

Открытие святого Павла

Открытие святого Павла Савл и Павел Святой Павел — личность совершенно уникальная и удивительная. Он называл себя апостолом (греч. . o. — «посланник») Христа, хотя никогда не встречал Иисуса при жизни: Павел принял веру назореев (так первоначально именовались

ГИМН НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ

ГИМН НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ «1. Вначале появился зародыш золотого света (Хира-ньягарбха), он был один рожденный Господь всего сущего. Он установил землю и это небо. Кто бог, которому мы должны приносить наши жертвы?2. Тот, который дает жизнь; тот, который дает силу, волю которого

ГИМН НАСАДИМ

ГИМН НАСАДИМ 1. Тогда не было ни того, что есть, ни того, что не есть; не было ни неба, ни небес вверху. Что покрывало? Где было это и под чьим покровительством? Была ли вода глубокой бездной?2. Тогда не было смерти и не было ничего бессмертного. Тогда не было света (отличия) между

Перевод послания к Галатам св. апостола Павла

Перевод послания к Галатам св. апостола Павла ОПЫТЫ ПЕРЕВОДОВ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ.Эти переводы были едва ли не последними занятиями покойного автора. Мы нашли в его рукописях два оконченных перевода: послания к Галатам и к Ефесеям; сверх того заметку на текст из

Перевод послания к Ефесянам св. апостола Павла

Перевод послания к Ефесянам св. апостола Павла ГЛАВА I1. Павел волею Божиею посланец Иисус Христов, святым, сущим в Ефесе и верным во Христе Иисусе.2. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

Гимн любви апостола Павла

Вы слышали ныне в Апостольском чтении удивительную речь святого апостола Павла о любви. Никто как он не мог так говорить о любви: он явил нам истинную сущность любви, ее безмерное значение. А любовь есть средоточие всего христианского учения, всего Евангелия. Вникните же в эту божественную речь святого апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1). А звук меди, звук кимвала есть нечто пустое. Пуст тот человек, который умеет говорить даже на всех языках, и ангельский язык знает, а любви не имеет.

Если «имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (ст. 2). Видите, какое поразительное возвеличивание любви: святой апостол ставит ее неизмеримо выше даже той веры, которая может горы передвигать, даже того познания, которому открыты все тайны.

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы» (ст. 3). Бесполезна жертва тех людей, которые тело свое отдают на смерть — даже на сожжение, — а любви не имеют. Ибо можно и такие дела сделать: и жизнь свою отдать, и имение раздать, — не имея любви, в иных целях, в целях нечистых, не святых. Можно раздать имение свое из тщеславия, желая казаться великим благотворителем. Можно отдать жизнь свою не за всех, кто нуждается в этой жертве, отдать ее только за некоторых, только за людей своего класса, своего народа. Такая жертва жизнью своей может быть лишена любви ко всем, ибо бывает соединена с ненавистью к людям другого класса, другого народа. Только та жертва жизнью своей имеет безмерное значение в очах Божиих, которая творится во имя святой любви ко всем, без исключения ко всем, ибо Господь велит любить не только людей своего класса, своего народа, не только своих близких, но любить всех, без исключения всех людей.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (ст. 4-6).

«Любовь долготерпит». В ком есть истинная святая любовь, тот умеет терпеть все недостатки, все пороки, все слабости своих ближних, тот всё терпит, потому что любит этих слабых, этих лишенных подлинно христианских добродетелей людей.

«Любовь милосердствует». Сердце человека, наполненного любовью, не может равнодушно смотреть на раздетых, голодных, оставшихся без крова. Любовь, наполняющая такое чистое сердце, полна милосердия.

«Любовь не завидует». Никому не завидует, и помните: если кому-нибудь завидуете, значит нет в вас любви, ибо если бы сердце ваше было наполнено чувством христианской любви, то вы никому и ничему не завидовали бы.

«Любовь не превозносится, не гордится». Тот, кто полон любви, тот чужд гордости, ибо любовь и гордость противоположны. Где есть любовь, не может быть гордости. Где есть гордость, нет любви. Подлинная любовь не только не завидует — она не превозносится, она ничем не гордится, она смиренна. Помните, помните, что если гордитесь когда-нибудь и чем-нибудь в сердце вашем, это значит, что в вас нет любви.

Читайте также:
Православие и Ванга: отношение церкви и мнение священников, вера в пророчества и предсказания, церковь Ванги

«Любовь не бесчинствует». Мало ли бесчинства мы видим вокруг себя? Ему нет края, и тяжка, невыносима нам его безмерность, а это значит, что нет в людях любви. Ибо, если была бы любовь, то не было бы бесчинства!

«Любовь не ищет своего». А мы всегда ищем для себя благ и радостей жизни: имения, почета, высокого положения — всего ищем для себя. А любовь не имеет своего. Любовь доверчива, как доверчивы дети, ибо те, в сердце которых живет святая любовь, подобны детям, о которых Господь Иисус Христос сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное » (Мф. 18, 3). Любовь всему верит, она не подозревает людей во лжи, в предательстве. В мире часто оскорбляют тех, кто не лжет, не клевещет, не совершает предательств, кто чист в словах и делах своих.

«Любовь не раздражается». А много ли среди нас таких, которые не раздражаются? Много, много таких, которые в раздраженном состоянии кричат исступленным голосом, дерутся и ругаются. А если бы была любовь христианская в сердце нашем, мы не раздражались бы, не топали ногами, не ругались, не дрались.

«Любовь не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине». Это значит, что те, в чьем сердце святая любовь, не умеют и не хотят искать в окружающих дурное и злое. Они хотят, они умеют, они стремятся видеть и искать в сердце ближних своих только доброе и чистое. В любви нет злорадства, которого так много в нас, ибо мы всегда радуемся и ликуем, когда видим падение братьев наших, видим их недостатки. Тогда мы радуемся, радуемся бесовской радостью, ибо бесы рады всему дурному, что видят в людях. Когда видит любовь истину в делах человеческих, в словах человеческих, во всех поступках и стремлениях человека, то она радуется истине чистой, ангельской радостью.

«Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (ст. 7). Когда мы видим, как согрешает наш брат, закрываем ли мы глаза на этот грех, удерживаем ли язык от разглашения людям о том грехе, который видим в брате своем? Напротив, злорадствуем, бесовски злорадствуем, спешим везде и всюду разглашать, как грешен наш брат. Не покрываем греха брата своего, как делали все святые, а наоборот, открываем, кричим и трубим о чужом грехе, а о своих грехах молчим.

Надежда, неуклонная надежда на Бога, надежда на воздаяние в жизни вечной никогда не оставляет тех, в сердце которых живет любовь.

«Любовь все переносит». Переносит все издевательства, все насмешки, все мучения за Христа, как переносили блаженные юродивые издевательства, насмешки, голод и холод. Любовь ищет только того, что нужно, что полезно ближним, своего ничего не ищет.

«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (ст. 8). Пророчество не вечно, пророки давно умерли, упразднится и гордое знание человеческое, ибо в нем весьма мало истины.

«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем» (ст. 9). Немного мы знаем, ничтожны знания человеческие, но гордимся, бесовски гордимся этими ничтожными знаниями.

«Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (ст. 10). Всё знание наше, которое приобрели мы, составляет малую часть полного и истинного знания, — всё это потеряет всякое значение и всякую силу.

«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (ст. 11). Разве мы теперь забавляемся детскими игрушками и забавами? Мы это всё оставили.

Теперь настало время, когда открылось перед нами истинное и совершенное, и тогда то, чем мы гордились в жизни прежней, — все наши знания, вся мудрость — представляются нам как детские игры, как детские забавы.

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (ст. 12). Все наши знания, которые кажутся такими ясными, такими светлыми, — ничто иное, как видимое чрез тусклое, нечистое стекло. А когда всё откроется совершенно, мы всю истину и всю правду увидим лицом к лицу. И тогда познаем всё, подобно тому, как я познан, как Бог познал меня; как для Бога нет сокровенного в мире, и для меня не будет сокровенного: я всё познаю. Любовь всё откроет.

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (ст. 13). Мы должны жить верой, надеждой и любовью: это наша опора, этим мы должны дышать, но надо помнить, что как ни велика вера, как ни благословенна надежда, любовь выше всего. Стяжите же все Христову любовь, очистите сердца ваши и дайте в них место святой любви!

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). 18 августа 1948 г.

Сборник проповедей «Спешите идти за Христом»

Православные истории

Делитесь реальными историями реальных людей!

! ОГРОМНЕЙШАЯ просьба. Друзья, если вы размещаете историю в ленте, оставьте после текста ссылку, откуда вы это взяли. Статью написать – большой труд, поэтому давайте уважать авторов материала и создателей веб-проектов.

!! Пост, состоящий лишь из ссылки и анонса, будет удаляться: размещайте текст полностью.

. Посты с просьбой о помощи будут удаляться, в Елицах есть правила размещения таких постов.

. Эта группа – для текстовых историй. Цитаты, картинки и видео размещайте в других сообществах, пожалуйста.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 4916
  • |Видео 301
  • |Мероприятия 0

«Гимн любви» апостола Павла

Считается, что самые возвышенные строки о любви в Библии принадлежат апостолу Павлу. «Гимном любви» называют 13 главу из Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа. Приведем этот текст, его хочется перечитывать вновь и вновь:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею люб ви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».

Читайте также:
Православная литература: лучшие книги о православии, какую выбрать

В этом тексте 16 свойств любви, и каждое достойно отдельного анализа. Подумаем о них с точки зрения психологии, насколько это позволительно в отношении послания святого апостола Павла.

Любовь долготерпит.
Значит ли это, что любовь дает особую силу терпения, и все ли терпит любовь? Терпит ли измену, предательство, унижения и прочее? И да, и нет. Любовь, действительно, порой заставляет человека, сверх всякого ожидания, продолжать отношения с любимым даже после его тяжких грехов (это бывает и в браках созависимых, в том числе, в супружествах с алкоголиками. Чего только ни терпят их жены! Но это не значит, что любовь должна терпеть насилие, унижения, оскорбления и ложь! Однако здесь любовь явным образом смешана с зависимостью. Зависимость удушает любовь, если терпение становится терпением-соглашением с грехом).

Долготерпит — значит умеет ждать покаяния и исцеления. Долготерпит — значит «ожидает совершенного», «умеет ждать, когда созреет, когда дорастет», «относится так, как будто уже наступило долгожданное». Не об этом ли писал апостол Павел? Примером такой долготерпящей любви является любовь праотца-патриарха Иакова к своей жене Рахили, которую он полюбил сразу, но брака с ней ждал два раза по семь лет, работая на дядю своего Лавана (см. Быт. 29: 27).

Таково милосердие, свойственное любящему человеку, он как бы включает любимую (любимого) в «свое тело». Так и милосердие к ближним основано на любви, подобно отношению к своему телу. Ближний включен в сферу моего бытия, моего космоса, потому он и «ближний», то есть как родственник, родня (телесное родство). Возможно, апостол понимает милосердие как уподобление ближних своим родным? Такова милосердная любовь великой княгини Елизаветы Федоровны, «святого доктора» Гааза, матери Терезы Калькуттской и нашей современницы доктора Лизы Глинки, как нам кажется.

Любовь не превозносится.
Любовь — сила соединения с другим, которая мысленно и чувственно «переносит» личность к другой личности, подчас забывая себя.

Любовь не гордится.
С психологической точки зрения гордость — сильная внутренняя установка личности, имеющая компенсаторный и защитный смысл.
Любовь не бесчинствует. Любящий не только ласков с любимой, но и предупредителен, заботлив, внимателен. И до тех пор, пока любовь властвует в отношениях, любящий избегает упреков, претензий, ссор, скандалов.
Когда любви не хватает, возникает напряжение и агрессия, которая только и ждет повода для нападения. Любовь примиряет людей, исключает агрессию и насилие.

Любовь не ищет своего.
«Искать своего» — значит искать свою выгоду, думать только о себе. Любовь сверхбогата, она преизобилует дарами, а потому не ищет еще чего-то «своего», но готова щедро делиться с любимым и со всем миром! Именно в силу своей полноты любовь жертвенна. Если человек пуст, делиться ему нечем, а жертвенность его будет носить невротический характер (как правило, так проявляет себя зависимость).

Любовь не раздражается.
Раздражение — признак накапливающегося напряжения, прежде всего — эмоционального. Раздражение появляется, когда чувство любви не соответствует, не резонирует с деятельностью любви (уважение, внимание, забота, познание, ответственность). Тогда любовь не реализуется, а остается «томлением духа».

Любовь не мыслит зла.
«Мыслит зло» тот, у кого осуждение отравляет ростки любви, кто находится во власти страха, малодушия, зависти, стыда и обиды. Любовь великодушна, она не знает этих чувств. Она не «мыслит» завистливым осуждением, обидчивым злопамятством.

Любовь не радуется неправде.
Ложь, обман, интрига, клевета играют, увы, большую роль в нашей жизни. Эти страсти, питаемые страхом, нередко разгораются в неукрепившейся любви, но любовь изгоняет страх. Поэтому любовь может стать пространством правды, прямоты и простоты, пространством, не допускающ

Любовь все покрывает.
Любовь своей силой и светом может, как покрывает птица своих птенцов, «покрыть» слабость, низость, недостойное поведение. Любовь — это защита, маскировка таких поступков и слабых сторон личности, которые в такой защите нуждаются. Покрыть — это сделать как бы невидимым, как бы не бывшим. Но это не значит оправдать или выгородить, а также не значит скрыть грех, ошибку или преступление. Покрыть — значит с щедростью лекаря исцелить рану, накормить голодного, согреть замерзающего. Покрыть любовью — значит восполнить недостачу, дефицит милосердия, благочестия, праведности, правды и добра. И делает это любовь добровольно, хотя иногда неосознанно, по своей природе, от избытка милосердия, от щедрости. Там, где добро убывает, где царствует грех, там любовь может восполнить недостающее.

Любовь всему верит.
Здесь вновь приходит на память история Самсона — он любил Далиду и продолжал ей верить. Такая вера в любви — риск, потому что она ничем не гарантирована, она может привести к сокрушительным последствиям.

Любовь всего надеется.
Надежда — это скрепа, связь веры и любви. Любовь выбирает лучшее в партнере, его возможную стойкость, верность, ответственность и стремится к этим качествам, то есть надеется. Надеется — значит не просто допускает, а ожидает и готовится к ним. Так, жена, после долгой отлучки мужа, узнав, что уже близко он, скоро приедет, готовится принять его в дом. Она не просто предполагает возможное, не просто ждет, но уже готовится. Надежда — это активное ожидание, это энергия приготовления, исполненности. «Блажен раб, его же обрящет бдяща» (из тропаря утрени Великого понедельника).

Любовь все переносит.
Терпению любви нет предела, это известно хорошо. Но «все переносит» не значит «не разумея, ЧТО переносит», не значит покорности и безрассудности. Что терпеть? Предательства, измены, насилие? Ответственность и опыт говорят, что иногда более терпеть нельзя. Если в отношениях терпеливость потакает греху и распаду, любовь разрушается. Тогда она может избрать исцеляющее «нет» — как разрыв, и отказ, и ответственность. Любовь зрелая может все перенести, сил у нее много, но кроме сил, у нее есть ответственность.

Любовь никогда не перестает.
Два одинаково ценных для нас смысла можем мы усмотреть в этих словах апостола Павла: с точки зрения времени и с точки зрения деятельности. Первый смысл в том, что любовь — та самая добродетель, которая сохранится не только здесь, на земле, но и за гробом, в жизни небесной. Для любящих это великое счастье — знать и верить, что их любовь имеет непреходящий смысл; что любовь — не «гормоны», не плоть, но дух; что любовь имеет высшую ценность, и любящий прикасается вечности. Владыка Сурожский Антоний любил приводить слова одного французского писателя: «Сказать человеку: „Я тебя люблю“ — то же самое, что сказать ему: „Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь…“» (Антоний, митр. Сурожский. Таинство любви: Беседа о христианском браке)

Читайте также:
Проскомидия о здравии: что это, как происходит обряд, как правильно написать и подавать записку

Эти «определения», данные апостолом Павлом, помогают отличить любовь от зависимости. Например, «любовь все покрывает и всему верит» — разве может вынести это зависимость? Напротив, ей часто сопутствуют мнительность и недоверие, зависимость нуждается в контролировании другого, потому что она не доверяет. В любви же рождается доверие, и вместе с ним — свобода. Ведь любовь налагает ответственность, взаимные обязательства, которые могут перерасти в несвободу. Очень важно не связать любимого, но «дать свободу», и уважать свободу, данную Богом. Митрополит Антоний, говоря о зависимости, подмечает:

«Не слишком ли часто бывает, что если бы жертва нашей любви осмелилась заговорить, она бы взмолилась: „Пожалуйста, люби меня поменьше, но дай мне чуточку свободы!“» Так из любви и доверия следует свобода — не попустительство и равнодушие, а дистанция, на которую я могу отступить от любимого, уважая и доверяя его личному пространству.

Отрывок из книги «Влюбленность, любовь, зависимость» протоиерея Андрея Лоргуса
Протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва)

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»
статья на тему

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в православное воспитательное пространство через воскресные школы.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_temu_2.docx 24.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сегодня мы с тревогой следим за теми негативными процессами духовно-нравственного характера, которые происходят в нашем обществе. Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространение насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям то ценное, в русской духовной культуре, что создавалось нашими предками в течение столетий, созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна.

В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, возрождение духовно-нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как самостоятельного государства.

Сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, что наш Президент ,посещая северные обители говорил, что трудно не согласится с теми, кто утверждает, что без православной веры, без возникшей на их базе культуры, вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства.

Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через церковно-приходские воскресные школы.

«Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью храма, призванная организовывать духовное просвещение и содействовать воцерковлению (создание условий активного совершенствования в духовной жизни) детей и взрослых»

Отрицать существование и повсеместное распространение воскресных школ как элемент образования сегодня уже невозможно.

Положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию. Значимость деятельности воскресной школы обусловлена ее высоким социально- педагогическим потенциалом. Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде – все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.

Воскресная школа при храме во имя свт. Николая Чудотворца в р.п. им. Ст. Разина была организованна в 2001 году. Занятия в ней все эти годы ни разу не прерывались. Первые занятия в ней проводил настоятель храма отец Вячеслав Осьминкин, впоследствии ставший духовником школы. В начале было очень нелегко, ведь у нас в поселке никогда не было церкви, а значит , и какой бы то ни было православной культуры поведения тоже не было. Первые занятия проводили в неотапливаемом необорудованном помещении колокольни возле храма. На первые занятия приходили из любопытства до 40 детей. Потом остались те, кого заинтересовала история православной церкви, красота богослужения, а значит затеплился огонек веры. Сейчас здание школы отапливается газом, в ней сделан современный ремонт. Имеется компьютерное оборудование, видеотека и библиотека. В 2014-2015 уч. году в школе обучается 18 учащихся, составляющих две группы: младшая – от 6 до11 лет, старшая в возрасте от 11 до 15 лет.

Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые лежат в основе выбора форм организации учебно- воспитательного процесса и методов работы.

Наша школа ставит перед собой следующие задачи:

1.Религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

2.Всестороннее развитие личности воспитанников;

3. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Религиозно-нравственное обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:

– воцерковление и приобщение к литургической жизни церкви;

-воспитание патриотизма активной гражданской позиции, уважение к своему народу, служение Отечеству;

-формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;

-усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота, духовная и эмоциональная близость членов семьи;

-знание культурно-исторических традиций российской семьи в целом и своей семьи в частности.

Основные направления по всестороннему развитию личности воспитанников:

– помощь в развитии творческих способностей;

-эстетическое развитие ( формирование чувства прекрасного через литературу, искусство, посещение музеев, самостоятельное творчество)

Основные направления по адаптации воспитанников к жизни в современном обществе:

-беседы с учащимися по вопросам связанным с жизнью в современном мире;

-формирование уважительного отношения к представителям другой культуры;

– воспитание человека способного к благотворительности, милосердию, состраданию;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Начало и конец учебного года. Время занятий

Учебный год начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в День славянской письменности и культуры , который связан с памятью свв. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая).Дети приходят к началу Божественной Литургии. Занятия всегда начинаются и заканчиваются детской молитвой. Продолжительность занятий 30 минут. После занятий в школе проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками.

Очень важную роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и родителями. В нашей школе каждое воскресенье проходят беседы о. Вячеслава Осьминкина. Прием учащихся осуществляется в течение года, всем желающим гарантируется доступность независимо от материального достатка, возрастных ограничений и национальных принадлежностей. В школе существует система поощрений учащихся и родителей. Два раза в год к празднику Рождества и Пасхи из учеников Воскресной школы выбираются лучшие по следующим критериям: успеваемость, посещаемость, активное участие учеников в жизни школы. Дети и родители награждаются подарками и грамотами.

Учебный процесс регламентируется расписанием уроков. Три педагога ведут занятия по Закону Божию, церковнославянскому языку, «Основам православной культуры». На уроках Закона Божия задача преподавателя состоит не только в том, чтобы обучить детей основам веры , дать ребенку некое рассудочное знание о Боге, но и привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, преподаваемой «от сердца к сердцу»

Знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес детей к чтению на ее основе. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению. « Основы православной культуры»- предмет духовно-нравственного цикла преподается по программе А. Бородиной. Знакомство учащихся с историей православия, его идеями направляется нами на то, чтобы :

  1. Показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания как праведничество, патриотизм;
  2. Проявить «добрые обычаи» (К.Д. Ушинский) в православных традициях и праздниках;
  3. Обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (« Кто добро творит, того Бог благословит»), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений), несущих по выражению Д.С. Лихачева «этикет миропорядка, этикет поведения, этикет словесный» и отечественной духовной классики, наполненных «светлым мироотношением»

Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игры, экскурсий, паломничества. Дети с огромным желанием посещают занятия, которые приносят им радость познания нового, и встречу с единомышленниками.

Кроме занятий в классе учащиеся воскресной школы участвуют в богослужении, в жизни прихода, оказывают посильную помощь храму ( на территории храма вместе с педагогами и родителями сажаем цветы и ухаживаем за ними). Центральным звеном в работе воскресной школы является Литургическое общение ( совместное участие детей , родителей и педагогов в таинствах Покаяния и Причастия). По благословлению настоятеля совершаются организованные причастия детей (участие добровольное)

Образование учащихся завершается экзаменационным испытанием на основании экзаменационных билетов. Выпускникам, успешно окончившим школу, вручается Свидетельство об окончании школы.

Помимо сугубо учебной деятельности в школе ведется работа по организации досуга детей. Самыми популярными видами внеклассной деятельности в школе являются церковно- хоровое пение, театральные постановки к праздникам, занятия рукоделием. Занимаясь музыкой, ребята поют с сопровождением в храме на службе.

Большое внимание уделяется совместным мероприятиям: экскурсиям, паломническим поездкам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам в духовное наследие. Такого рода поездки не только сближают родных людей, но и помогают установить новые христианские взаимоотношения. Мы побывали с детьми в Свято- Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, монастыре св. прп. Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца- г. Лысково, Спасском монастыре и монастыре свв. Петра и Февронии – г. Муром, в историко- краеведческих музеях Н. Новгорода, Казани, Арзамаса, Городца, Б. Болдина.

Одним из важнейших условий успешной работы нашей воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся .

Родители активно участвуют в жизни школы: присутствуют на уроках, участвуют в организации праздников , посещают родительские собрания. На занятиях родители присутствуют не только для помощи детям ,но и для самообразования. В наше время нередко бывает, что не родители детей приводят в Церковь, а наоборот: заинтересовавшись детскими занятиями в воскресной школе, мамы и папы становятся церковными людьми.

Важным направлением является проведение праздников, посвященных памяти святителя Николая, Рождеству Христову, Пасхе, Дню святых Жен- мироносиц, а также участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, концертах. Изготовление подарков для прихожан храма, участие в концертах, посещение с театрализованными постановками детей СРЦ стали доброй традицией в школе.

Достижения учащихся Воскресной школы

Ребята из Воскресной школы- активные участники Всероссийской Олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру православную!», проводимой Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом. В районном фестивале «Пасха Красная» в епархиальном конкурсе « Рождественская открытка» номинации «Изобразительное искусство» работы наших воспитанников Гниловой Екатерины и Востряковой Елизаветы заняли призовые 3 и 2 места. За участие в фестивале «Лукоянов- православный». Выпускница Воскресной школы 2011 Гнилова Екатерина стала студенткой миссионерского факультета ПСТГУ. Но главное для учителей- это не награда воспитанников, а возможность вложить в души детей бережное уважительное отношение к православному наследию нашей страны.

Сегодня Русская Православная Церковь говорит о важности соединения воспитания и образования. Пустые разговоры не помогут, если сегодня не объединить усилия российских граждан в вопросе сохранения базисных народных ценностей и в формировании культуры на основании этих ценностей. Много лет назад русский философ Иван Ильин выразил обсуждаемую нами сегодня проблему следующим образом: «Люди- писал он,- постепенно переложили цель и смысл своей жизни из внутреннего мира во внешний: материя стала первенствовать, духовность перестала цениться, все стало сводиться к земному на земле: небесное в земной жизни и небесное в небесах перестало привлекать взоры и сердца» . Философ говорил, что воля к совершенству уходит, а именно без нее культура не мыслима. Нам захотелось выйти за ограду церкви и предложить детям эти представления как прекрасную образовательную среду для формирования у молодых людей нравственных ценностей.

Спасибо за внимание. Мира всем и благоденствия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е.

Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов.

Роль педагога в формировании «Духовно-нравственных ценностей учащихся».

Эссе на тему “Роль школы в духовно-нравственном воспитании детей&quot.

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур.

Саамы наедине с природой; использование ментальной карты.

Данный материал знакомит с опытом совместной работы общеобразовательной и Воскресной школы по духовно-нравственному воспитанию детей. Многолетний опыт работы в общеобразовательн.

Чему учат в воскресной школе?

(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала “Мой Кроха и Я”)

Что такое Воскресная школа.
Не стоит обманываться названием, воскресная школа – не школа в нашем обычном понимании. Бесконечно тянущихся уроков, лекций, контрольных, экзаменов здесь стараются не устраивать. Ведь дети и родители приходят в воскресную школу, да и в церковь, вообще, не из чувства долга и не за очередной порцией ограничений, а за спокойствием, верой и пониманием. Детей здесь не учат, их воспитывают, растят, погружая в мир, полный радости. О школе напоминают разве что деление на «классы», которое обычно довольно условно: в начальном классе – дети до 4 лет, во «втором» с 4 до 8 и так далее (количество классов в каждой школе разное и зависит от подхода к обучению). Вся «школьная форма» – это платки для девочек, которые далеко не все любят поначалу носить, и которые являются основным полем для экспериментов в вышивании или рисунку по ткани.

Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.

«Политика» воскресной школы во многом зависит от батюшки – её руководителя. Где-то преподавание идет по традиционной программе, разработанной в полном соответствии с рекомендациями отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, и дети должны следовать достаточно строгим правилам поведения.
А в некоторых школах главным принципом становится не столько приучить к дисциплине, сколько, сохраняя верность основам, показать, что вера – это сама жизнь, постоянно меняющаяся и удивительно интересная.

Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.

С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».

Поведение детей в храме
Дети есть дети. Малышу не объяснишь, почему нельзя в храме петь или посреди службы задавать важные вопросы. Если ребенок капризничает, не нужно заставлять его обязательно отстоять всю службу – любое насилие, угрозы или чрезмерная строгость здесь неуместны! Только постепенно дети учатся уважать других и саму атмосферу храма. Это должно прийти само, только тогда уважение будет искренним, а понимание – идущим изнутри.

4 года – 8 лет. Занятия продолжаются уже на новом уровне, их становится больше (в общей сложности, уроки длятся 2-3 часа), дети посещают их уже без родителей. Ребята получают больше самостоятельности: они участвуют в театральных постановках, сами предлагают темы для занятий, участвуют в подготовке общих мероприятий вместе со взрослыми. Ответственность тоже растет: дети не только берут, но учатся и отдавать. Все занятия в воскресной школе – это не развлечение, а труд во благо других. Поделки – вышивки, открытки, украшения – дарятся прихожанам на праздники или продаются на благотворительных базарах. Деньги потом передаются, например, в детский дом, точно таким же ребятам, чтобы ребенок знал, что труд его не напрасен, что и он приносит пользу другим, делает жизнь лучше, и ценил то, что имеет. Одно из самых ценных свойств воскресной школы – причастность ребенка общей «большой» жизни. Никто не скажет здесь: «вырастешь-поймёшь», ведь ребенок – человек и он понимает всё уже сейчас.

8-10 лет. В это время у ребят уже появляются «предметы»: Закон Божий, церковнославянский язык, наравне с обычным – церковное пение, в целом, уроки могут занимать по 3-4 часа в день. По воскресеньям дети наряду со взрослыми поют на клиросе во время службы, иногда бывают даже детские литургии, во время которых поет только детский хор под руководством кого-то из молодежи. И конечно, дети продолжают творить: к всевозможным народным промыслам в этом возрасте может добавиться, например, возможность заниматься иконописью.
В воскресной школе продолжают заниматься и дети более старшего возраста 11-13,13-15 лет.

• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.

Учителя воскресной школы.
Руководит школой батюшка или иеромонах, если школа открыта при монастыре, иногда матушка – жена священника. Преподавание в воскресной школе – это послушание, на него человека должен благословить батюшка, который знает духовное состояние человека, его опыт и стремления. Он же может и отстранить преподавателя, если считает, что он не справляется со своими задачами.
Ирина Мещанинова-Межинская: «Жестких педагогических требований к наставникам нет, хотя преподаватели обычно сами стремятся развиваться – изучают и богословие и педагогику. Немало среди учителей воскресных школ и профессиональных преподавателей. Отработав по 10-20 лет в детском саду или школе, они приходят к осознанию того, что невозможно воспитывать детей без нравственного начала, без религиозной составляющей. Слишком уж много у детей вопросов, не которые в сухой школьной программе на найти ответов».

Валя Сухарева, 15 лет, о своей учебе в воскресной школе при Новоспасском монастыре:
«Я начала ходить в воскресную школу в четыре года сразу в один класс со старшей сестрой, которой было уже восемь. Нас привела мама. Она говорит, что сама стала верующей прямо в роддоме, поняла что чего-то ей не хватает, что пусто в душе без веры. Она стала приобщать нас, а потом и папа тоже пришел к вере.
Из начального класса воскресной школы помню только, что я сидела на последней парте и играла. А батюшка, который рассказывал про веру, был очень строгий и даже экзамен потом пришлось сдавать. Сейчас, я вижу, малышей совсем по-другому учат: преподаватели больше уважают детей, да и дети совсем другие стали, они чувствуют себя хозяевами в школе.
Был момент, когда мне не хотелось идти в воскресную школу. Мне было лет десять, в обычной школе было трудно, я видела, что все дети как дети, спят по выходным, отдыхают, а мне нужно в храм, да ещё на семи-часовую службу. Было тяжело, но потом это прошло через несколько месяцев как-то само собой. Ведь в воскресной школе – всегда радость, всегда весело.
В воскресную школу я хожу до сих пор. Сейчас, когда все основное по вере мы уже прошли, мы больше ездим в поездки, даже фильмы об этом снимаем, устраиваем спектакли.
Я учусь в обычной, неправославной, школе и с ребятами общаться не всегда легко. После Пасхальной службы, например, с утра хочешь спать на уроке, а никому и не скажешь, где была, почему устала – сразу будут смешки, вопросы. Ребята обычно не пытаются понять, жестоко ведут себя. Воскресная школа тем и дорога, что там тебя окружают люди, которые тебя понимают, с которыми тебя многое связывает».

Олег Кавокин, отец троих детей: «В воскресной школе учатся наши старшие дети: Маша, ей сейчас 12, и Максим, ему 6 лет. Началось всё с Маши, она присоединилась к воскресной школе четыре года назад. Её больше всего увлекли подготовка к праздникам и концерты, которые устраивали ребята вместе с преподавателями. Два года назад к ней присоединился и Максим. Он не ходил в детский сад, поэтому для него очень важно было ещё и общение со сверсниками, возможность заниматься вместе с детьми из семей, близких нам по духу.
Вообще, посещение храма по воскресеньям традиционно для нашей семьи, но маленьким детям не всегда всё понятно во время службы, в воскресной же школе им всё близко, всё обясняется простым и доступным языком. Все уроки проходят в игровой форме, преподаватели творчески перерабатывают Закон Божий для детей. Например, к праздникам разучивают песни, в которых изложена самая суть события или деяния святого.
Для нас, как для родителей, очень важно, что мы хорошо знаем преподавателей воскресной школы, можем доверять им, можем быть уверены, что они тщательно подходят к выбору тем для обсуждения с детьми, ограждают их от того, что неприемлемо для нас, как для верующих.
Сейчас в воскресенье дети проводят в воскресной школе практически по полдня: в 8 утра служба, затем занятия, обед, младший Максим заканчивает где-то к полудню, Маша может задержаться и до 2-3 часов дня.
Для меня, как для отца, и для Максима, как для будущего мужчины, немаловажно, что в нашей воскресной школе большое внимание уделяется, если так можно сказать, патриотическому воспитанию. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках, при котором организована наша воскресная школа – гарнизонный храм центрального казачьего войска. Мальчишек вдохновляет образ Святого Георгия – воина, защитника – они много говорят на уроках о родине, об уважении и любви не только к ближнему, но и к своей стране. К тому же, занятия ведь не всегда проходят в классе – у нас много спортивных мероприятий – походов, игр, соревнований. Так что воскресная школа многому его учит как мужчину: уважению, стремлению к справедливости, умению самостоятельно принимать решения, смелости».

Клин православный

Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику

Поддержите создание крестильного храма!

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Значение воскресной приходской школы сегодня

Автор: протоиерей Борис Балашов

В настоящее время светское образование на всех уровнях утратило воспитательный характер. Вследствие этого и средняя школа, и вузы ставят своей целью лишь передать обучающемуся определенный объем знаний. Иногда даже декларировалась цель подготовить обучающихся к тому, чтобы они могли себя подороже «продать». Но ведь речь идет о людях, которые должны учиться, осваивать серьезные специальности, поднимать производство и экономику, защищать страну, создавать семьи и растить детей!

Человек, думающий только о своем заработке и комфорте, ничем больше всерьез заниматься не будет. Как следствие, разваливаются семьи, сокращается производство, падает экономика, возникают реальные угрозы безопасности и целостности страны. И это то, с чем мы уже столкнулись!

Если говорить о духовно-нравственном воспитании детей и юношества, то возникает вопрос: каким образом, на какой основе это возможно делать? Для большинства людей русской культуры в нашей стране и за ее пределами объединяющим стержнем является православная культура со своими духовно-нравственными ценностями. Она основана на вероучительных истинах Православного христианства, т.е. восприятия и понимания христианства теми людьми Ближнего Востока и восточного Средиземноморья, которые жили там, где происходили евангельские события, где проповедовали апостолы и где в день Пятидесятницы родилась Церковь.

Слово образование происходит от слова «образ». Применительно к человеку это слово указывает на то, как именно он был сотворен Богом и чем принципиально отличается от всех живых существ.

В Библии сказано о творении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Образ Божий в человеке мы можем видеть во многих ракурсах: это и глубокий творческий ум, и мудро устроенное человеческое тело, и в особенности, конечно, наисложнейшим образом устроенный мозг человека. И здесь мы говорим не только об интеллекте, но и об устроенной гораздо сложнее, чем у животных, психике.

О коренном отличии от животных говорили еще древние греки: «Человек – это животное молящееся». Стремление к исканию Бога, восстановление живой связи с Ним, что и означает слово «религия» в переводе с латинского языка, а также связанные с этим наличие морали, совести и способности дать нравственную оценку своим действиям – все это выделяет человека из общей картины животного мира.

К этому необходимо добавить еще и то, что высшие виды животного мира осуществляют продолжение рода по половому принципу – разделенности представителей определенного вида живых существ на две половины: мужскую и женскую. Эти две половины соединяются для продолжения рода и, в некоторых случаях, для выращивания до взрослого жизнеспособного состояния своего потомства.

Однако только у людей такая разделенность создает органическую потребность к соединению этих двух половин в одно целое со стремлением к максимально возможному единству на всех уровнях жизни: физической, душевной и духовной.

Бог троичен и един, и в человека заложил стремление к подобному единению двух личностей во взаимной любви. Человек – существо социальное, он живет в обществе подобных себе личностей, которые тоже являются образами Божиими, т.е. своего рода Божиими портретами, хотя и очень искаженными прародительским грехопадением.

Говоря о христианском понимании природы человека, следует сказать, что он состоит из тела, души и духа. Душа, в смысле ума, психики и нервной системы, есть и у высших животных, но лишь у человека всё это достигает совершенно иного уровня и качества. Люди обладают богоподобным творческим умом. Дух человека – это то, что его принципиальнейшим образом отличает от животного. Именно дух способен общаться с высочайшим духовным Существом – Богом. Дух человека определяет нравственные ценности личности и дает направление деятельности ума и всей человеческой жизни.

Человек является образом Божиим. Кроме того, он, по замыслу Творца, в результате своей жизни должен стать подобным Богу: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26), – сказал Бог при творении человека. Образ дан, а вот до подобия надо расти.

Поясним примером. Рождается ребенок – разглядывая новорожденного малыша, близкие стараются определить, на кого он похож. При этом могут сказать, что это папин или мамин «портрет», «образ». Однако этот «образ» – папин или мамин – еще совсем беспомощный и ничего самостоятельно делать не может и не умеет. Должно пройти еще не менее 20–25 лет, чтобы родившийся человек смог дорасти во всех отношениях до своих родителей, и не только в отношении физического развития, но и интеллектуального, морального, духовного и профессионального. Ребенок должен стать взрослым во всех аспектах – способным трудиться, строить семейные отношения и быть полноценным членом общества.

Для реализации этой цели необходимо полноценное воспитание человека во всех сферах его жизни. Само слово «воспитание» происходит от слова «питание», оно означает то, чем питают во всех отношениях человеческую личность при ее возрастании. В этом отношении можно применить материалистическое высказывание: «Человек есть то, что он ест», то есть чем, какой «пищей» питаются ум, интеллект, чувства и дух человека на пути взросления и созревания человеческой личности. Надо отметить, что сам по себе ребенок хорошим не вырастет, как не вырастет хорошего урожая даже из самых совершенных по селекции, замечательных по сортовым достоинствам семян, которые просто бросили на грядку и не стали за ними всё лето ухаживать. Возможно, что-то и вырастет, но результат нас вряд ли обрадует.

Бог – всемогущий Творец мира. Он замыслил человека как Своего помощника в земном мире: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1, 26). Под владычеством человека в этом мире понимается мудрое и творческое управление всем, что создал Бог на земле. Хотя человек согрешил, исказил свою природу грехопадением, и мир вместе с человеком потерял райское состояние, Бог Своего определения о роли человека на земле не отменял. На этом основании созидается и воспитывается христианское отношение к земному миру и природе.

О назначении человека говорится еще следующее: взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15). Хотя райское состояние и потеряно, это определение Божие осталось в силе. Поэтому христианам необходимо учиться возделывать и хранить рай в душе, в семье, в учебном заведении или на работе – то есть везде, где мы живем.

На этом основано христианское воспитание детей и взрослых в мирной и созидательной деятельности в земном отечестве. Но этот созидательный труд во всех сферах жизни не может быть принудительным и подневольным. Бог – Творец и Создатель, а потому и Его образ должен быть творцом и создателем всего доброго и светлого в том мире, в котором человек призван быть Божиим соработником.

Слово Божие открыло миру, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Заповеди о любви к Богу и людям даны еще в Ветхом Завете и повторены Иисусом Христом (Мф. гл. 5–7). Новозаветное Откровение ясно указывает на то, о чем Ветхозаветное Откровение говорило косвенно: что человек должен возрастать до Бога не только в мудрости, могуществе, но и в любви. В Священном Писании указан путь для человека: хочешь научиться любить невидимого Бога – научись любить видимого тобой человека. По словам апостола Иоанна Богослова, не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20)

Поэтому твердым основанием правильного отношения к людям, труду, учению, отечеству является любовь к Богу, которая помогает возрастать в богоподобии – уподоблении Богу в любви. Сам Спаситель говорит Своим ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10).

О семейной жизни Бог сказал еще при творении человека: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1, 28). Брак установлен Богом в райском состоянии, как и размножение людей благословлено Богом еще в райском состоянии. Брак является органичным соединением двух половин – мужчины и женщины – в одно целое. Поэтому так значимо звучит райская песнь любви первого человека к своей жене: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). То есть «ты – это я сам, это иная грань моей жизни, моего бытия». На этом и основана цельность и нерасторжимость брака как жизни одного живого организма. Поэтому развод – это катастрофа, потому что убивается живой человеческий духовно-телесный организм – семья. На этом основано христианское воспитание правильного отношения к семье.

Человек сотворен Богом, и потому только один Бог вправе распоряжаться жизнью и смертью людей. Еще в Ветхом Завете дана заповедь: не убивай (Исх. 20, 13). А Евангелие обращает внимание на то, что неродившийся ребенок, в том числе и только что зачатый, есть одушевленная человеческая личность. Это ясно видно из повествования евангелиста Луки о встрече Девы Марии с Елисаветой почти сразу после Благовещения, когда неродившийся младенец Иоанн Креститель, который жил под сердцем матери лишь шесть месяцев, обрадовался встрече с еще не родившимся Богочеловеком. Как сказала об этом Елисавета, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 44). По пророческому вдохновению, жена Захарии называет Деву Марию Матерью Господа (Лк. 1, 43), хотя чудесное зачатие Богомладенца Христа произошло не ранее нескольких дней до этой встречи. На этом основании христианин утверждает ценность человеческой жизни на любом ее этапе – от начала зарождения до последнего вздоха.

Ответственное отношение православных людей к человеку, семье, труду, земле и отечеству основывается на Откровении Божием о назначении человека в этом мире, его бессмертии, о том, что подлинное счастье на земле возможно только при осуществлении заповедей Божиих, указывающих правильный и духовно здоровый образ жизни, а также при Божией помощи и поддержке человека, который опирается в своей жизни на Божию любовь.

Христианское воспитание человека осуществляется Православной Церковью в разных формах:

1) в таинственно-благодатной жизни Церкви, включая Таинства, в первую очередь, Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение.

2) через церковную проповедь и богослужение.

Особо важное значение для формирования духовно-нравственной человеческой личности играют воскресные приходские школы для детей. Именно в них становится возможным заложить прочный духовный фундамент, выстроить шкалу нравственных ценностей, помочь ребенку осознать, что он не животное, а потому и не должен жить по «законам джунглей»: его земная жизнь является началом вечной, а потому и имеет бесконечную ценность; он не одинок в этом мире, у него есть Бог и Церковь.

Надо отметить, что все те задачи, которые мы кратко наметили в этой статье, реальнее всего могут реализовываться именно в воскресных школах.

Конечно, глобальная задача – помочь ребенку вырасти христианином. Надо признать, что в юношеском возрасте немалое количество воспитанников воскресных школ отходит от Церкви, увлекаясь земными ценностями. Но у них есть куда вернуться, когда они станут полноценно взрослыми. И этот процесс возвращения в родной дом происходит. Кроме того, то понимание жизни и нравственных ценностей, заложенное в воскресной школе, в них остается очень во многом на всю жизнь и помогает стать полезными и активными членами общества. Те же, кто полноценно воцерковляются, становятся духовно-нравственной опорой для многих людей и сами способны обретать полноценное счастье на земном жизненном пути. Они живут для того, чтобы жить вечно. А без бессмертия жизнь человека теряет смысл.

Из всего сказанного следует вывод, что духовно-нравственное воспитание человеческой личности имеет своим основанием знание Новозаветного Откровения Божиего, понимание назначения человека в земном мире, являющемся школой подготовки к бессмертной жизни в Царстве Любви Божией.

Настоятель Скорбященской церкви г. Клина
протоиерей Борис Балашов

Фото: Татьяна Балашова

Зачем учатся в воскресной школе?
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Всякий разумный человек не может не задавать себе вопросы: в чем смысл жизни и существует ли истина? И здесь, по сути, есть две позиции.

Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Духовные искания, нравственные проблемы и пути их разрешения
Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли лекционные курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не могли решать те духовные проблемы, которые возникали в их жизни, не понимали суть христианской веры, смысл Христова учения и Евангелия. В чем причина?

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт “КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ”.
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Троицкий храм Озёрский церковный округ

Озёрский церковный округ Коломенская епархия Московская митрополия РПЦ

Альманах “Дорога к храму”

Вышла в свет книга “Храмы над Окой”

История Никольского храма села Комарёво

История Никольского храма села Комарёво

Успенский храм села Белые Колодези

Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»

Фильм о воскресной школе Троицкого храма

Сергиевский храм села Горы

Фильм «Летопись Троицкого храма»

Фильм о Вознесенском храме

фильм о Покровском храме (Сосновка)

Смотреть (нажать на изображение)

Сенницы — жемчужина Озерского района

Смотреть (нажать на изображение)

Икона дня

Православный календарь

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»

Московские епархиальные ведомости

О воскресной школе в Озёрах… и зачем она нужна?


Мы надеемся, что воспитываем, прежде всего, благодарных Богу детей, которые, к счастью, не забывают нас и снова и снова направляют свои стопы в храм Божий, где всегда им рады, где помнят их улыбки, ликования, моменты грусти, первых разочарований, взрослое осознание происходящего вокруг. Пожалуй, это то, что дарит нам вдохновение и понимание всего сделанного нами не впустую.
Мы живём в сложное время, особенно для детей и молодёжи, когда теряются ориентиры, меняются моральные ценности. Мы все стремимся, чтобы наши чада становились разносторонне развитыми личностями: хорошо учились в школе, играли на фортепиано, недурно рисовали, были в хорошей спортивной форме. И это всё правильно и хорошо. Но, к сожалению, зачастую даже физически не остаётся времени, чтобы просто пообщаться со своим ребёнком, поговорить с ним по душам. А ведь существуют такие практические, жизненные знания, которым могут научить только родители: для девочки – как правильно выйти замуж, не растратить себя, свою чистоту, как стать мудрой и любящей женой для своего мужа, заботливой матерью своих детей; для мальчика – как научиться быть ответственным отцом семейства, бесстрашным защитником Родины.

Современная школа постепенно снимает с себя воспитательные функции, делая акцент исключительно на образовательном процессе (конечно, есть и исключения). Так что ответственность за воспитание полностью лежит на родительских плечах. И здесь, именно в воспитании детей, подспорьем для родителей всегда выступала Православная Церковь. Издревле обучение грамоте невозможно было представить без знакомства детей со Священным Писанием: Псалтирью, Евангелием. Да и само обучение проходило в стенах церковно-приходских школ и было непосредственно связано с жизнью церкви. Но эта традиция была, казалось, безвозвратно утеряна в годы советской эпохи. Однако с распадом Советского Союза началось возрождение церковной жизни в масштабах всей страны, родители стали приводить своих детей в храм, начали создаваться воскресные школы на базе приходов.

Основная цель занятий – радостное общение в стенах церкви: на уроках закона Божия дети изучают библейскую, евангельскую историю, узнают о жизни замечательных святых нашей Церкви, знакомятся с устройством храма и порядком богослужения; они также занимаются радостным творчеством на уроках выжигания, рисования, русского языка и церковного пения; применяют все свои таланты при подготовке к церковным праздникам, таким как Рождество Христово и Пасха. Такими постановками и стучится юный актер в души своего разновозрастного зрителя, познавая любовь к ближнему, милосердие, стремление жить по заповедям Божьим. Благое дело поощряется: дети, которые потрудились выучить к празднику стихотворение или песню, одариваются подарками, а ученики воскресной школы, кроме того, получают в награду организованный для них праздник, где уже они могут отдохнуть и развлечься. Эти замечательные праздники проводятся по-семейному душевно и остаются в памяти надолго.

Занятия в воскресной школе не являются принудительными, как в обычной школе, — это свободный выбор детей и родителей, которые приводят своих чад в церковь по воскресениям. Нет никакой обязаловки, но есть ответственное отношение к этим занятиям, и к тем, кто трудится в воскресной школе.

Еще одной особенностью и отличием является живая связь воскресной школы с церковной жизнью детей. Без участия в церковных таинствах, без слышания Святого Евангелия на богослужении, все знания, полученные ребёнком на занятиях, не могут возыметь в нем никакой воспитательной силы, на которую мы все так рассчитываем: зачем нужно знать устройство храма, если ты туда не ходишь; зачем тебе знать житие преподобного Сергия, если лично он для тебя ничего не значит, ты его не любишь, не молишься ему.

Воскресная школа – это лишь путеводитель детей в церковной жизни, подспорье для родителей. И уж, конечно, совсем печально, если одни истины ребёнок слышит на уроках закона Божия и совсем другие истины он наблюдает в своей семье. Обучение в воскресной школе не является гарантией того, что ребёнок станет послушным, вежливым, добрым, мы лишь даём те ориентиры, которым следует Святая Церковь. Следует знать, что воскресная школа это только небольшое внесение истины в жизнь детей и родителей школа не заменит.

Господь наделил людей свободной душой, умом, в том числе и детей, поэтому стать хорошим, отзывчивым, любящим должен захотеть сам ребёнок и предпринять немалый труд над красотой своей души, а мы можем показать ему примеры таких решительных людей, возлюбивших Бога и ближних больше своей жизни.

Хочется также обратиться к тем маленьким прихожанам, которые часто посещают богослужения вместе со всеми детьми, участвуют в таинствах, но не считают необходимым посещать воскресную школу. Это замечательно, что у таких детей есть возможность читать Евангелие, жития святых вместе со своими родителями, так и должно быть. Однако и у воскресной школы есть свои преимущества. Дело в том, что на уроках ребята занимаются в группе, и ребёнок понимает, что те религиозные истины, которые дороги ему самому, его семье, также представляют значимую ценность и для других детей, его сверстников. А это крайне важно для подростков – находить в среде сверстников поддержку и понимание своих взглядов.

Очень радостно видеть, что мамы и тётушки некоторых учеников нашей Воскресной школы всегда участвуют во всех мероприятиях. Они помогают деткам в репетициях по подготовке праздников, они помогают на уроках рукоделия, участвуют не только в поездках, но и в самих Богослужениях Церкви, таким образом, выражают свою любовь, соучастие и сопричастность к тому, чему они стараются научить своих детей. Родители, участвуя в богослужениях и таинствах Церкви, своим личным примером показывают, что они учатся вместе. И тогда семья действительно становится той самой «малой церковью».

Конечно, такие семьи для всех нас являются примером образа доброй, крепкой, дружной семьи, состоящей из родных и любимых людей, от которых мы учимся любви и взаимопониманию.

Вообще, воскресная школа – это особый, очень своеобразный мирок, со своей таинственной жизнью, в которой дети получают знания о Боге, о Церкви и многих насущных вопросах, ответы на которые даются с православной точки зрения. И дети воскресной школы – это единая семья, единый живой организм, где ребёнок довольно быстро понимает, что Православие – это не только прийти в храм в воскресенье, это значит – жить по Божьим заповедям все семь дней в неделю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: