Армянская апостольская церковь: догмы и основные аспекты, отличие от православной

Мужской монастырь “Крестовая Пустынь”, поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

В чем разница между Православием и Армянской «церковью» и есть ли в ней спасение?

Армянская григорианская «апостольская церковь» (далее АГАЦ) – одна из общин называющая себя христианской, но является ли она таковой рассмотрим далее. Часто мы слышим, что армяне первыми приняли веру на государственном уровне, но спросим от кого приняли веру? От Иерусалимской и Византийской Церквей и, однако, сохранить её в не поврежденности они не сумели! Кроме того в это-же время в Римской империи изданы эдикты полностью легализовавшие христианство, поэтому повода для гордости АГАЦ не остаётся. Уже много веков между нами нет церковного единства, это не исключает добрососедских отношений, однако раскол и ереси АГАЦ идут вразрез принципу сохранения Единства Веры переданной нам апостолами и указанному Словом Божиим: «Един Бог, едина вера, едино крещение» (Ефес.4,5). С 4 века АГАЦ отделилась от всей полноты древнейших Православных поместных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийскй и др.) приняв сперва по ошибке, а потом и осознанно монофизитскую и монофелитскую и миафизитскую ереси и ушла в раскол от всех остальных. До сих пор мы имеем эту не уврачеванную рану так, что и не можем вместе молиться и Причащаться покуда не будет восстановлено истинное учение о Боге в АГАЦ. Заложниками этой беды ереси и раскола становятся простые армяне, к сожалению, зачастую далекие от тонкостей богословия. Следует знать, что невозможно одновременно быть и православными и причисленными к армянской «церкви» как невозможно быть одномоментно спасенным и погибшим, правдивым и лжецом. Приходится делать выбор между истинной и ложью. Прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажем о том, что такое монофизитство и как оно возникло.

Монофизитство – это неверное учение о Христе, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе признается лишь одна природа, а не две (Божественная и человеческая), как учит Слово Божие и Православная Церковь.

Православная Церковь исповедует во Христе одну личность (ипостась) и две природыбожественную и человеческую пребывающих неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Монофизиты же (в т.ч. АГАЦ) во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу. Вследствие этого монофизиты не признают Вселенские Соборы начиная с 4-го (а всего их семь).

Большинство святых они поэтому оскорбляют, порицают и не принимают. Монофизитством является не только полное отрицание реальной человеческой плоти Иисуса Христа Сына Божия, но любой малейший перенос, сдвиг или перекос от человеческой природы Христа в сторону Его Божества. АГАЦ после многих колебаний осталась исповедницей ереси монофизитства, которая у них заключается не в отрицании Боговоплощения, а в упорном настаивании на поглощении божеством Христа Его человеческой природы – что есть ложь на Христа и еретическое учение. Все дело в этой конкретной расстановке акцентов в христологии Богочеловека Иисуса Христа. После этого ни символ Армянской веры, в котором православно исповедуется Боговоплощение Христа, ни утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа никакого значения не имеют. Армянская церковь дважды монофизитская: по собственному исповеданию ереси и по общению с монофизитскими церквями (ибо по учению Церкви – кто с еретиком общается, тот сам еретик). В АГАЦ отсутствует к.-л. официально утвержденное сжатое изложение основ вероучения. В АГАЦ используются три Символа веры: 1) краткий Символ употребляемый в чине оглашения. 2) «средний» в чине Божественной литургии АГАЦ, 3) пространный Символ, в читаемый священником в начале утреннего богослужения. Фраза из третьего пространного Символа «едино лице, един вид, и соединен в едином естестве» вполне еретичен, а всякая ложь и ересь от дьвола, что неприемлемо особенно что касается Бога. Эта ересь приводит ко лжи о Богочеловеке Христе, к мысли о невозможности подражать Христу «ведь Он более Бог, а человечество в Нем поглащено». Т.о. унижается человечество во Христе и рвутся мотивации к христоподражанию и не дается благодать.

Одно заблуждение потянуло и другие. Так лишь в 12 в. окончательно признается иконопочитание, при священнодействии АГАЦ употребляет по иудейскому обычаю опресноки и совершают жертвоприношение животных (матах), допускают сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье во время поста. А с 965 г. АГАЦ стала перекрещивать переходящих в нее из православия армян.

Основные разногласия с Православием:

— в АГАЦ признают тело Христово не единосущным нам, а «нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворенным, и небесным, совершавшим все, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении»;

— АГАЦ считает, что в акте Воплощения тело Христа «превратилось в Божество и сделалось единосущным ему, исчезнув в Божестве как капля меду в море, так что после этого не остаются уже во Христе два естества, но одно, целиком Божественное», исповедуют во Христе два естества до соединения, а после соединения исповедуют единое сложное, сливая оба — Божественное и человеческое, и вследствие этого называют оное единым естеством.

Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием. Это также ужасная ложь на богочеловека Иисуса Христа.

Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время их всего три:

1) Сирояковиты, копты и малабарцы севирианской традиции. 2) Армянская Григорианская АГАЦ (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты). 3) Эфиопская (Эфиопская и Эритрейская «церкви»).

АГАЦ в прошлом отличалась от остальных монофизитов-нехалкидонцев, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие АГАЦ значительное влияние оказывал афтартодокетизм (еретическое учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из АГАЦ в Православие , причем, как в самой Армении, так и в России.

С АГАЦ же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, они готовы обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов никакого интереса не обнаруживает. К сожалению, представители АГАЦ поставили себя вне Церкви Христовой от этого она превратилась в самоизолированную и отделенную от Вселенской Церкви однонациональную церковь, имеющую общение в вере только с монофизитскими еретичествующими церквями.

Как крещенные в АГАЦ (и др. монофизиты) сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние и специальный чин. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры Византии, получила автокефалию (самостоятельность).

Читайте также:
Лики святых: причисление к лику святости в православии, причины

В 387 году Великая Армения оказалась разделеной, и вскоре ее восточная часть в 428 году была присоединена к Персии, а западная часть стала провинцией Византии. В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание, творения Отцов Церкви.

Представители Армянской Церкви присутствовали на I и II Вселенских Соборах; также были приняты решения III. Но вот уже IV Вселенский Собор состоявшийся в 451 году в г. Халкидоне прошёл без участия армянских епископов и по этой причине им были неизвестны в точности постановления этого Собора. А между тем в Армению прибыли монофизиты и распространяя свои заблуждения. Правда, постановления Собора вскоре появились в Армянской церкви, но, по незнанию точного значения греческих богослвских терминов, армянские учителя впали сперва без умысла в ошибку. Однако, армянский собор в Довине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил АГАЦ в число монофизитов. Православная вера была официально отвергнута и осуждена. Так Армянская церковь отпала от Православия. Однако значительная часть армян осталась в общении с Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.

В 591 году Армения вследствие нападения персов была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской империи, и в городе Аване (находился к северо-востоку от Еревана, сейчас является частью города) был образован православный католикосат. Ему противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории и персы искусственно его поддерживали, чтобы не было единства с византийскими православными армянами, впрочем, на персидской территории, также было немало православных армян. Во время византийско-персидской войны 602-609 гг. православный католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.

Репрессии не искоренили православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. После арабских завоеваний в 726 г. АГАЦ снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне снова стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха. Те же, которые остались в пограничных с Грузией районах Армении, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX в. православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.

Усилиями святителя Фотия Константинопольского, а также Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.

В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем, в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются как «грузинские».

Последняя попытка возвратить Армянскую Церковь к Православию была предпринята в 1178 году. Ее иерархи на созванном императором Мануилом Комниным Соборе признают православное исповедание веры. Смерть императора Мануила помешала воссоединению. В 1198 г. союз между крестоносцами и армянским царём Киликии привёл к заключению унии между еретической Римско-католической и армянской церквами. Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской церкви, в результате чего в 1198 возникла Армянская католическая церковь. На сегодняшний день основная часть армян проживающих в Армении принадлежит к АГАЦ.

Святитель Игнатий Брянчанинов, который был на Кавказской кафедре, прекрасно знал положение дел в Армянской церкви и мнения многих армян, тяготевших к православной вере. Он с великим сожалением и скорбью говорил, что АГАЦ очень близка православной вере во многом, но не хочет отказаться от разделяющей нас ереси монофизитства. Причина этому одна – гордость, которая от многих веков неправильного исповедания и от однонациональности Армянской церкви (что привнесло чувство национальной исключительности и противоречит Евангелию) лишь окрепла, выросла и возрастила гордыню Армянского вероисповедания. О ложности гордого пути национальной исключительности говорит Бог в Писании: «Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол. 3:11). Как известно, Бог гордым противится и не дает им Своей спасительной благодати (1 Петр. 5:5) От сего мы и не видим в АГАЦ таких святых как Серафим Саровский, Матрона Московская и многих др. великих святых, которых рождает Православная Церковь.

Свтитель Иоанн Златоуст, признаваемый всеми святой говорит: «производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ересигрех раскола не смывается даже мученической кровью». Посему мы со скорбью и болью ждем наших братьев армян из греха ереси и раскола, опасаясь вечной гибели тех душ которые не внимательно относящихся к личности и учению Христову Единстве Веры (см. Еф.4:5).

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных». (Рим. 16:17)

Итак, АГАЦ относится к сообществам, не слишком далеко от нас отстоящим, но и не в полном единстве пребывающим. В силу определенных исторических обстоятельств, но, впрочем, и не без некоторого греха человеческого, после IV Вселенского Собора 451 года она оказалась в числе тех сообществ, которые называются монофизитскими, не принявшими истины церковной о том, что в единой ипостаси, в едином лице воплотившегося Сына Божия соединяются две природы: Божественная и истинная природа человеческая, неслитно и нераздельно. Так получилось, что АГАЦ некогда бывшая часть единой Вселенской Церкви, не приняла этого учения, но разделила учение монофизитов, признающих только одну природу воплотившегося Бога-Слова — Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота тех споров V-VI столетия во многом отошла в прошлое и что современное богословие АГАЦ далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, полного единства в вере между нами пока нет.

Например, святые отцы Четвертого Вселенского собора, Халкидонского, осудившего ересь монофизитства, для нас являются святыми отцами и учителями Церкви, а для представителей АГАЦ и других «древневосточных церквей» – лицами либо анафематствованными (чаще всего), либо по крайней мере вероучительным авторитетом не пользующимися. Для нас Диоскор – анафематствованный еретик, а для них – «иже во святых отец». Хотя бы уже из этого понятно, каким традициям преемствует семья поместных Православных церквей, а каким – те, которые называются древневосточными. Между самими древневосточными церквями есть довольно приметные разности, и мера монофизитского влияния весьма различна: скажем, оно приметно сильнее в коптских церквях (при всем уважении к египетскому монашеству у коптов нельзя не видеть, особенно у коптских современных богословов, совершенно отчетливого монофизитского влияния), и почти неприметны ее следы в АГАЦ. Но историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы верим в Церковь как в Столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что Ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, тогда нужно делать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая не вполне, либо наоборот, – и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя делать, – это сидеть на двух стульях и говорить, что учения нетождественны, но на самом деле совпадают, и что полуторатысячелетние разделения проистекают исключительно из косности, политических амбиций и нежелания объединиться.

Читайте также:
Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

Из этого следует, что причащаться по очереди то в АГАЦ, то в Православной Церкви все же нельзя, и следует определиться, а для этого изучить вероучительные позиции АГАЦ и Православной Церкви.

Конечно же, в кратком ответе невозможно сформулировать богословское вероучение АГАЦ, и вряд ли Вы могли бы этого ожидать.

(По матер. прот. Олега Давыденкова и Правосл. Энцикл.)

Крестовая пустынь – мужской монастырь, п. Солохаул, г. Сочи

Армянская Церковь — история, обычаи, отличия от Православия

Узнайте все самое интересное и полезное об Армянской Церкви, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Армения — христианская страна

Первой страной, принявшей христианство как государственную религию стала Великая Армения (располагалась на Армянском нагорье). До сих пор невозможно точно определить год, когда Армения приняла христианство и появилась Армянская Церковь. Традиционно считается, что принятие христианства царем Трдатом и последующее Крещение страны произошло в 301 году. Ряд историков это событие относят к 314-315 годам. Согласно преданиям, христианство в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей, которые считаются просветителями Армении.

История Армянской Апостольской Церкви

Во время Халкидонского Собора, проходившего в 451 году, был принят догмат о “двух естествах” Иисуса Христа. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Он в одном Лице соединил две природы: божественную и человеческую. Именно поэтому Иисус Христос называет Себя Сыном Божиим (Ин.: 10, 36) и Сыном Человеческим (Мк.: 2, 10). Как Бог Он совершает чудеса: исцеляет, воскрешает, повелевает стихиями природы. А как Человек спит, ест, пьет, испытывает голод, терпит страдания и смерть.

Представители Армянской Церкви не смогли присутствовать на Халкидонском Соборе из-за войны на территории их страны. В итоге они не приняли учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Спасителя только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной. В результате долгой дискуссии Армянская Апостольская Церковь полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями. Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось.

Армянская Церковь и Православие

Армяне Православные или нет? Сама Армянская Церковь причисляет себя к Православной и называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры). Армянские христиане признают в качестве Православных Церквей: Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Индийско-Малабарскую.

Халкидонские Церкви (принявшие две природы Иисуса Христа как догмат), по мнению армян Православными не считаются, Их обозначают просто Русская Церковь, Греческая Церковь и так далее. С точки зрения Русской Православной Церкви армяне считаются “монофизитами”. Так называют признавших одну Божественную природу Спасителя и впавших в заблуждение (ересь). Соответственно, Армянская Церковь не относится к Вселенской Православной Церкви.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Армянской Апостольской Церковью

В наши дни между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской ведется традиционный диалог о двух природах Спасителя. Но к общему решению прийти пока не удается. Православному христианину запрещается причащаться в Армянской церкви и участвовать в других церковных Таинствах. Но при переходе из Армянской Церкви в Православие повторное крещение не требуется. Совершается лишь Таинство Покаяния, чаще всего сопровождаемое миропомазанием.

Многие Святые Отцы убеждали монофизитов отказаться от этого ошибочного суждения.

“честный христианин не может признавать одну природу в Иисусе Христе – ведь в таком случае либо это только божественная природа, и тогда Он не стал человеком, не спас и не очистил нашу природу от искажения, либо это человеческая природа, и тогда Он при воплощении перестал быть Богом, что абсурдно, либо это какая-то новая, богочеловеческая природа, сложенная из двух, но тогда это значит, что Он и не единоприроден Отцу и Духу, и не единоприроден Деве Марии и прочим людям, и таким образом Он не будет известен ни как Бог, ни как человек”. (Первое обличительное слово против армян, 5)

При догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси всегда доброжелательно относились к армянским купцам. При Петре Первом российские войска пытались освободить армян от персидского и турецкого владычества. Освобождение Армении заняло много лет. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Армянская Апостольская церковь и Православие

Большинство историков считает, что официально армяне стали христианами в 314 г, причём это самая поздняя дата из предполагаемых. Многочисленные последователи новой веры появились здесь задолго до провозглашения Армянской церкви государственным учреждением.

Читайте также:
Пятиконечная звезда в православии: значение, символика и определение, где рисуют и где встречается

Вера армянского народа считается первоапостольской, т. е. полученной непосредственно от учеников Христа. Несмотря на догматические различия, Русская и Армянская церкви поддерживают дружеские отношения, особенно в вопросах изучения истории христианства.

История церкви в Армении

До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:

  • I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
  • Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
  • 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
  • 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
  • 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
  • 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
  • 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
  • XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
  • XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
  • 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
  • 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
  • 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
  • 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
  • 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
  • 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
  • 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.

Расхождение с православием

В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.

Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.

Догматические различия

В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.

Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.

Армяне, в числе других монофизитов, считали, что Христос является Богом, и плоть, в которой Он пребывал на земле, была не человеческой, а божественной. Следовательно, Христос не мог испытывать человеческие чувства и даже не чувствовал боли. Его страдания под пытками и на кресте были символическими, кажущимися.

Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.

Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.

Догмат о природе Христа является главным отличием армянской церкви от православной. В настоящее время между РПЦ и ААЦ (Армянской апостольской церковью) ведутся богословские диалоги. Представители учёного духовенства и церковные историки обсуждают, какие противоречия возникли по недоразумению и могут быть преодолены. Возможно, это приведёт к восстановлению полного общения между конфессиями.

Особенности обрядов

Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:

  • Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
  • Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
  • Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
  • В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
  • Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
  • С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.

Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.

Ренегатство армян

Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.

В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.

Иерархическое устройство

Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов. Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:

  • Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
  • Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
  • Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
  • Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.

Общины в России и Иерусалиме

Армянская диаспора в мире насчитывает около 7 миллионов человек. Все эти люди скреплены народными традициями, связанными с религией. В местах постоянного проживания армяне стараются воздвигнуть храм или часовню, где собираются для молитвы и праздников. В России церкви с характерной древней архитектурой можно встретить на Черноморском побережье, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и других крупных городах. Многие из них называются в честь Великомученика Георгия — любимого святого всего христианского Кавказа.

Читайте также:
Мощи Андрея Первозванного: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Армянская церковь в Москве представлена двумя красивыми храмами: Воскресения и Преображения. Преображенский собор — кафедральный, т. е. в нём постоянно служит епископ. Неподалёку находится его резиденция. Здесь расположен центр Ново-Нахичеванской епархии, включающей в себя все бывшие республики СССР кроме кавказских. Воскресенский храм расположен на национальном кладбище.

В каждом из храмов можно увидеть хачкары — каменные стрелы из красного туфа, украшенные тонкой резьбой. Эту дорогую работу выполняют специальные мастера в память о ком-либо. Камень доставляется из Армении, как символ исторической родины, напоминающий каждому армянину в рассеянии о его священных корнях.

Самая древняя епархия ААЦ находится в Иерусалиме. Здесь её возглавляет патриарх, имеющий резиденцию при храме Св. Иакова. По преданию, храм построен на месте казни Апостола Иакова, неподалёку находился дом иудейского первосвященника Анны, перед которым истязали Христа.

Кроме этих святынь, армяне хранят и главное сокровище — пожалованную Константином Великим третью часть Голгофы (в храме Воскресения Христова). Эта собственность даёт право армянскому представителю наряду с Иерусалимским Патриархом участвовать в церемонии Святого Света (Благодатного Огня). В Иерусалиме ежедневно совершается служба над Гробом Божией Матери, принадлежащим в равных долях армянам и грекам.

События церковной жизни освещаются телевизионным каналом Шагакат на территории Армении, а также англо- и армяноязычным каналом Armenian Church на YouTube. Патриарх Кирилл с иерархами РПЦ регулярно принимают участие в торжествах ААЦ, связанных с многовековой дружбой русского и армянского народов.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Ин. 2:16

Свт. Лука Крымский

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Не любить мира, не любить утех мирских, не любить услаждений и утех плоти – ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16).

Глаза наши соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей.

Гордость житейская возбуждается в нас когда достигнем успехов на этом пути; сребролюбием заражаемся мы, а сребролюбие есть корень всех зол, ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и в конце концов приводит нас к тягчайшей страсти – гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн.

Проповеди. Том I. Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух.

Прп. Антоний Великий

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мiре, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.

Поучения.

Прп. Иоанн Кассиан

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

См. Толкование на 1 Ин. 2:15

Прп. Максим Исповедник

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

См. Толкование на 1 Ин. 2:15

Прп. Иустин (Попович)

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха. Посредством любогреховности (т. е. любви ко греху) тело становится жаровней греха, рассадником греха. И ненасытные глаза увлекают человеческий род в грех. Глаза являются самыми ненасытными, самыми жаждущими и алчущими похотей греховных. Если человек не будет их обуздывать мудростью и воздержанием, если их не обновит милостью, если их не утихомирит покаянием, если их не смягчит милосердием, тогда они полностью поглотят грехи, и те, в свою очередь, наполнят и опустошат душу. Горе человеку, у которого такие глаза, кто использует глаза как орудия неправды (Рим. 6:13). Счастлив же тот человек, который уши и глаза использует как орудия праведности (Рим. 6:13). Каков третий грех, который включает все грехи? – Это гордость житейская. Это первый грех для всех людей, грех сатаны и источник всех грехов. Таким он был от начала и таким пребывает всегда.

Мы можем сказать, что гордость – это все-грех. Каждый грех своим жизненным нервом исходит от нее и поддерживается ею. Гордость житейская состоит из бесчисленного количества разных видов гордости, маленькой и большой, кратковременной и долговременной. Упомянем главнейшие. Гордость по причине славы (научной, государственной и т. д.), гордость по причине красоты, гордость по причине богатства, благодеяний, по причине милости, удач. Ведь разве существует добродетель, которой бы грех не смог превратить в порок (если мы не внимательны)? Так гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех есть в действительности грех по причине гордости, потому что сатана есть сатана по причине гордости. Если бы не существовало гордости, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире, ведь она несть от Отца. От Отца – Единородный Сын Божий. И Он вочеловечился, воплотился и облекся смирением со всеми Своими Божественными совершенствами. И в Его Евангелии главной заповедью, все-заповедью (заповедью заповедей) является смиренномудрие (Мф.5:3). Да, смиренномудрие – это единственное лекарство от гордости и остальных грехов.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Итак, вожделение это, которое не есть от Отца, но от мира, чем делается в человеке острее и жгучей, тем более каждый ради того, по отношению к чему это вожделение испытывает, становится терпеливей в перенесении любых тягот и страданий.

О терпении.

Стало быть, эта любовь к миру, которая заключает в себе всеобщее вожделение по отношению к миру, есть обычный повсеместный блуд, из-за которого совершается прегрешение в собственном теле. И потому, что всяким телесным, и видимым, и преходящим желаниям и удовольствиям человеческий дух непрестанно служит, Самим Творцом всего он оставлен и покинут.

Читайте также:
Церковь и налоги: платит или нет РПЦ налоги, доходы и расходы, особенности

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Ин. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения – диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17:15), то есть мира, о котором и в другом месте (1 Ин. 5:19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, – очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Ин. 8:44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Эти определения указывают на все виды порока.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Ничто из суетного и полного тления не пребывает вечно, но оно временно и испорчено и слабее всякой паутины.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Похоть плоти – это то, что относится к чревоугодию и сладострастию. Похоть глаз и гордость житейская – это то, что относится к порокам души. И гордыня – это любовь к собственному возвышению, которая не есть от Отца, но от мира, так как Отец создал благо, а дьявол эти пороки изобрел.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

В мире все противоположно тому, что требует и что любит Бог; основные начала жизни мира, которыми он движется, или управляется, не любовь к Богу, к творению и святости самого человека, а похоть в ее троечастном виде — похоть плоти, похоть очей и похоть ума, или гордость житейская. Похоть, о которой говорит здесь апостол Иоанн, это то, что по словоупотреблению святого апостола Павла называется вообще греховностию, как злое греховное расположение извращенной природы человека по падении (см. особенно Рим. 7:7 и далее и парал.). В этой природе человека кроются три страсти, на которых, как на рычаге, вертится мир, лежащий во зле, и со стороны которых искушал Самого Господа Иисуса Христа искуситель на горе в пустыне (ср. Мф. 4:1-11 и парал.; см. прим.). Первая из этих похотей, или страстей, есть похоть плоти, или вообще чувственности. Это — страстные возбуждения, раздражения и пожелания плотские, или чувственные, во всех многообразных их видах. Главное действующее начало в них не тело, не телесные потребности и склонности естественные, но греховное начало, действующее чрез члены тела и, следовательно, противное Богу и несогласное с любовию к Богу и ближним. Сфера действия этой похоти чрезвычайно обширна; чувственность почти главный рычаг действия греховного мира на человека. Похоть очей: это та исконная похоть, или страсть, которой изначала искушены были наши прародители и которой они согрешили и грешат все их потомки, это — все, что приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание (Быт. 3:6), всякое греховное и страстное желание и вожделение видеть, знать, испытывать. Сфера действия этой похоти так же обширна, как и похоти плоти, но эта похоть еще глубже входит в душу, чем чувственность, и тоньше действует и на ум, и на более глубокие способности души. — Гордость житейская: если похотию очей и вожделением знания согрешили прародители, то похотию гордости согрешил диавол, и потому эта похоть, как начало, действующее в мире, может быть еще сильнее и страшнее, чем указываемые две похоти. Сфера действия ее так же широка, как и тех, но еще глубже действует в мире, и на мир, и на человека. — Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей. Потому, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что и мир проходит, и похотъ его. Это — новое побуждение, не любить мира и того, что в мире: мир и похоть его проходят: все предметы и вещи мира, все, к чему человек питает пристрастие и привязанность, к чему прилепляется более, чем к Богу, в которых мнит найти счастие и наслаждение, все это — греховное, порочное и злое, все проходит, минует, не может постоянно продолжаться, потому что и сам человек проходит, и скоро, как тень, как сон жизнь его, и не будет его и не познает ктому * места своего. Наконец и весь этот мир не вечен, со всеми его похотями прейдет, или изменится в новый вид. Что же будет тогда с любящими мир, привязанными к нему, которые, вместо того чтобы прилепляться любовию к Богу, прилеплялись к этому преходящему и время.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Апостол сам раскрывает, как надобно понимать его слова: не любите мира, ни того, что в мире, и почему в том, кто любит мир, нет любви к Богу. Слова Апостола: ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего, – ясно показывают, что св. Иоанн, говоря: кто любит мир, в том нет любви Отчей, – разумеет любовь порочную, пристрастную к вещам, любовь к тварям преобладающую. Когда человек так любит мир, тогда эта преобладающая порочная любовь, занимая всю душу человека, делает его неспособным достойно любить Бога. Когда так любит кто мир, тогда, по свойствам нашей природы и также по качеству любимых предметов, – любовь бывает или похотью плоти, или похотью очей, или гордостью житейскою. А все это, говорит Апостол, не есть от Отца, но от мира сего есть. Такие похоти или порочные страсти не от Бога, но от мира сего. Бог, как всеблагий и всесвятой Отец всех тварей, не сотворил зла или порока. Все сотворённые существа в начале были, как изрек сам Бог, хорошо и хорошо весьма (Быт. 1:12, 31). И сам человек, созданный по образу Божию, вышел из рук творческих правым. Но человек, злоупотребив высокий дар Божий – свою свободу, преступил заповедь Божию, и чрез грех сделался виновником того нестроения в мире, о котором говорит св. Иоанн: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская произошли от грехопадения человеческого. Чрез грехопадение человека и окружающая его тварь, созданная для человека, по слову Апостола, подверглась суете, не сама собою, но тем, кто подверг ее: ибо знаем, пишет св. Павел, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим.8:20, 22). Апостол Иаков говорит: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:13, 14).

Читайте также:
Православие и рукоблудие: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, как избавиться и молитвы

Все, что в мире, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Что такое похоть плоти? – Беспорядочные порочные чувственные желания, неумеренность в пище и питии, объедение, пьянство, сластолюбие, изнеженность, особенно пороки противные целомудрию (1 Кор. 6:9; Гал. 5:19; Кол. 3:5). Что такое похоть очей? – Вообще, всякое беспорядочное или порочное удовольствие, получаемое посредством зрения, или, еще обширнее, всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Сюда принадлежат: неблагонамеренное или суетное желание знать тайны и тайные грехи других, страсть остротами оскорблять других, также пристрастие к созерцанию соблазнительных или бесполезных изображений, зрелищ и подобного. А в более тесном значении под похотью очей разумеется скупость или корыстолюбие: потому что одержимые этою страстью смотрят на золото, серебро и всякие драгоценности с пристрастием к этим вещам, и притом жаждут иметь их, или, имея такие вещи, питают слепое пристрастие к ним. Потому апостол Павел любостяжание называет идолопоклонством (Кол. 3:5). Что такое гордость житейская? – Гордость, самомнение, тщеславие, надменность и другие названия, выражающие тот же корень пороков, означают порочное желание человека ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым, быть предметом удивления. Одержимый страстью гордости ищет почестей и отличий, любит хвалиться своими достоинствами или какими-нибудь преимуществами, высоко ценит свои качества, познания, заслуги, иногда, не имея других преимуществ, любит выделяться одеждами, жилищем, роскошью жизни и подобным.

Все это, учит Апостол, не от Отца, но от мира. Все эти пороки произошли от греха, и с распространением греха, распространились в мире, заразили человеческий род, и зараза распространилась на самые твари, окружающие человека: предназначенные на служение человеку, вместо того, чтобы призывать человека к прославлению Бога, они подверглись суете грехов человеческих.

Это предложил Иоанн как побуждение к тому, чтобы не любить мира: любовь мира лишает любви к Богу, всеблагому Отцу; плоды мирской любви противны Богу, как не от Него происходящие. Не любить Бога, всеблагого Отца, питать нечистые мысли, желания и порочные страсти, и чрез то удаляться от Бога – это великое несчастие для человека, понимающего свое истинное счастье, свое высочайшее благо – любить Бога более всего и жить в Боге. Это сильное побуждение не любить мира, ни того, что в мире. Раскрывая и усиливая это побуждение, Апостол присовокупляет: И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Как противостоять похоти очей?

Каждый день наш взгляд сталкивается с огромным количеством картин в жизни, которые далеко не всегда пробуждают в душе благие порывы. Церковь называет это похотью очей, с которой нужно бороться во имя спасения собственной души.

Что это такое

Термин «похоть» означает противоестественное желание, перечащее Закону Божьему, влекущее ко злу и греху. К понятию похоть можно отнести не только блудные страсти, как в большинстве своем думают люди. Сюда причисляются все стремления человека услаждаться греховными вещами.

Все в мире материальном есть грех, потому святые подвижники всегда стремились удалиться от мирской суеты, чтобы не грешить. И поскольку большую часть информации об окружающем мире люди воспринимают через органы зрения, то похоть очей, возможно, является одной из самых опасных.

О Божьих заповедях:

Человек видит что-либо, и душа его заражается грехом. Сегодня на человечество сыпется со всех сторон масса информации самого греховного характера: порнография, насилие, брань, жестокость и т. д. Миллиарды глаз ежедневно устремляются в экраны домашних телевизоров и мониторов компьютеров, поглощая оттуда все, что может повлечь за собой очередное грехопадение.

И тут некоторые могут возразить — зачем же тогда Господь дал глаза, если посредством их в человеке пробуждается похоть? Сами по себе глаза — не греховны. С их помощью человек может созерцать красоту природы, работать и спасать от опасности себя и других. Но многие сознательно обращают свой взор на то, что не угодно Богу, что отделяет людей от Него. Дьявол предлагает людям массу развлечений, глядя на которые человек начинает с вожделением желать насладиться ими.

Похоть порождает грех, а грех приводит к смерти. Современный человек, устремляя свой взор на окружающий мир, берет для себя из него много примеров для подражания. И как правило, эти примеры далеки от праведности.

В Библии сказано:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Эти слова должен взять на вооружение каждый христианин, поскольку все в этом мире временно, после смерти — вечность. И какой она будет для каждого — люди решают сами, поддаваясь или противостоя своим внутренним страстям. Вовремя отвернувшись от греховных картин, мы спасаем свою душу и даем себе шанс на спасение.

Как бороться

Лучшим средством в борьбе с похотью любой природы всегда являлась молитва. Человек, живущий по воле Божьей, всегда сумеет найти в себе силы для борьбы с греховными желаниями.

Читайте также:
Святой источник в селе Ташла: история и описание, рекомендации при посещении, адрес и маршрут

Сознательное ограждение себя от потока лишней информации извне также будет полезно. Лучше почитать духовную литературу вечером, нежели провести время за просмотром очередного фильма сомнительного содержания. Лучше поиграть с ребенком в развивающие игры, чем усадить его за просмотр телевизора и уйти в виртуальную реальность собственного смартфона.

Совет! Начиная новый день, лучше всего первым делом помолиться и попросить напутствия у Всевышнего. Все возможно с помощью Божьей!

Толкование

Согласно толкованию святителя Луки Крымского, похоть очей — это соблазн наших глаз. Глаза наши соблазняют нас срамными видениями и видениями той блистательной жизни, которой живут люди, далекие от Христа.

В этом толковании очень емко и ясно дано определение такому понятию, как похоть очей. Ее предмет — вещественные блага и всяческие услаждения, которые на самом деле способны загубить душу.

Каждый верующий христианин в силах совладать с собственными желаниями, но только с помощью Отца Небесного. Поэтому ежедневная молитва должна стать неотъемлемой частью жизни, как и посещение храма.

Светильник для тела есть око

Пастор Александр ШУМИЛИН (Кант, Кыргызстан)

Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом.

Время, в которое мы живем, характеризуется глубоким падением нравов, человеческой морали. Люди стали «самолюбивы, … злоречивы, родителям непокорны, … нечестивы, … непримирительны, невоздержны, жестоки, не любящие добра …».1 Чем это вызвано? Причин много. Одна из них – множество примеров для подражания, которые человечество берет из окружающего мира, из средств массовой информации. Одного мальчика, убившего свою четырехлетнюю сестренку, спросили о том, что побудило его сделать это. На это он ответил, что видел подобное по телевизору.

Наибольшего эффекта эти худые примеры достигают благодаря нашему зрению. И это неудивительно! Статистика говорит, что через органы слуха человек запоминает 10-15% всей прослушанной информации, через зрение же – до 60% увиденного и более. Неслучайно Иисус Христос отметил очевидную истину: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»2 Душепопечительская практика имеет множество примеров жестокой борьбы христиан с греховными картинами, вошедшими в их сознание и подсознание еще до обращения к Богу.

Библия говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».3

К кому обращены эти слова?
К христианам. К какой категории христиан? Только ли к духовным младенцам? – Ко всем: и духовным младенцам, и отрокам, и юношам, и отцам. Эти слова относятся к каждому христианину. Бог призывает Своих последователей не любить этого греховного мира и того, что в нем: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской. Все это, говорит апостол Иоанн, не от Бога. Все это – и греховный мир, и все, что в мире, – пройдет, то есть некогда (со смертью человека или в конце времени) прекратится, а вот праведники пребывают вечно.

Не любить похоти очей, похоти плоти, гордости житейской – это не просто быть равнодушным к ним. Это намного больше! Это – ненавидеть их!
В Псалме (96:10) мы читаем: «Любящие Господа, ненавидьте зло!»
Итак, апостол Иоанн призывает ненавидеть похоть очей.

Как диавол разделяет человека от его Создателя Словарь Даля дает следующее объяснение похоти: «Похоть – страстное желание чего-нибудь, запрещенного Богом. Похотничать – с удовольствием следовать грубым, чувственным страстям своим, плотскому вожделению».

Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом. Сегодня сатана делает все, чтобы направить взоры человека на это греховное и тем самым отвлечь человека от Бога. Сегодня сатана делает все, чтобы пробудить в человеке греховные чувства и страсти и тем самым разделить его со своим Создателем.

Сегодня миллиарды человеческих глаз многими часами в сутки устремлены на экраны телевизоров. Разврат, порнография, эротика, многочасовые «мыльные» сериалы, боевики – все это, как магнитом, влечет к себе людей этого мира. Одно время, я помню, в одном из научно-исследовательских институтов Москвы почти невозможно было увидеть кого-то через 5-10 минут после окончания работы. Почему? Да все очень просто. Люди стремились домой сразу же после работы, чтобы посмотреть очередную (двадцатую, пятидесятую или сотую) серию какого-то очередного фильма-сериала. А кто из нас не видел зрелища, когда мальчики, подобно каратистам или драчунам, дрыгают руками и ногами? Мы спросим: «Откуда у них это?» Одна из причин – влияние телевидения. Сегодня миллионы человеческих глаз устремлены на экраны телевизоров, часами и днем, и ночью наблюдающих за ходом спортивных состязаний. Сколько тратится бесценного времени!

Сегодня миллионы глаз устремлены в игровые автоматы. Человеку диавол предлагает множество различных игр и развлечений. Дети сегодня буквально заражены страстью к этим играм и развлечениям. Зачастую они даже обманывают своих родителей, выпрашивая деньги на одно, а тратя их на игры.

Сегодня миллионы человеческих глаз бесстыдно, на глазах у окружающих людей рассматривают журналы, газеты, пропагандирующие разврат, эротику, насилие Я наблюдал картину, как в метро мужчина рассматривал порнографический журнал, не стыдясь рядом сидевших женщин.

Сегодня миллионы глаз устремлены на многочисленную рекламу, пропагандирующую спиртное, сигареты и т. д. Сегодня миллионы глаз ежедневно устремляются на «живую» рекламу: глаза так и стремятся «посмаковать» полуобнаженные тела многочисленной публики. Современная мода способствует этому. Часто приходится наблюдать такую картину: люди оборачиваются и сопровождают взглядом симпатичных или не обремененных одеждой людей.

Сегодня миллионы людей смотрят на все это греховное похотливо, с завистью. Им хочется занять место героев фильмов. Хочется насладиться всеми «удовольствиями» мира.

Миллионы и миллиарды глаз!
И, к большому сожалению, среди них очень много глаз христиан! Не устремляем ли и мы свои взоры на все это нечистое?
Кто-то может сказать: «Но ведь Бог Сам дал мне глаза! Зачем меня винить в том, что я смотрю на все это?» Кто-то может обвинить в этом окружающий мир: люди, мол, виновны. Зачем ходят в таком виде? Зачем все это зло показывают по телевидению? Зачем делают такие рекламы?
Не следует винить Бога! Он дал нам глаза, которые сами по себе весьма хороши.4 Кто из нас хотел бы отказаться сегодня от них? Благодаря глазам мы можем созерцать окружающий нас мир (как восхищаемся мы творением Божиим, когда бываем с молодежью в горах). Благодаря глазам мы можем сегодня избежать многих бед. Благодаря глазам мы можем плодотворно трудиться. Благодаря глазам мы можем увидеть всю греховность этого мира! Да, мы встречаемся с этой греховностью, однако это не значит, что нам следует заигрывать с ней, смотреть не нее намеренно.

Читайте также:
Обучение церковному пению: популярные школы и курсы, особенности и правила учебы, роль и значения пения в православии

Сами по себе глаза негреховны
Что же заставляет их с вожделением и страстью смотреть на греховное и неугодное Богу?
Христос дает точную оценку этому: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»5 . Оценка, данная человечеству Богом еще через пророка Иеремию, подобна предыдущей: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено».6

Оказывается, сердце, лукавое и испорченное, заставляет очи с вожделением и страстью смотреть на все непотребное. Не сердце физическое, но сердце духовное! Закон греха поселился в этом сердце после грехопадения человека и сделал его своим рабом, пленником. Апостол Павел описывает человека, желающего делать добро, но не имеющего для этого силы. В чем причина? В членах (в сердце) человека живет закон, противоборствующий закону ума, и он делает его пленником закона греховного.7 Этот закон часто называют ветхой, то есть старой, природой человека.8

Похоть (греч. ерйихмйб. – желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение) – свойство греховной плотской природы, закона греховного. Она-то и является источником искушения. Она-то и дает человеку эту жажду смотреть на нечистоту.

В послании Иакова мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».9 Похоть, живущая в человеке, тянется к греху и влечет за собой человека, обманывая его, обещая множество наслаждений, счастья и радости.

Грех увлекает и тянет за собой похоть, притягивает ее к себе так, как гвоздодер вытаскивает гвоздь, как магнит увлекает за собой металл, как приманка из червя – рыбу и как миловидность женщины – мужчину.10

Лишь только похоть соприкасается и соединяется с нечистотой, происходит зачатие, рождение греха, смерть.11 Как узнать, соединилась похоть с грехом или нет, другими словами, как узнать, совершил человек грех, глядя на нечистоту, или нет?

Если он случайно увидел нечистоту и сразу же отвел глаза в сторону – это еще не грех. Но если он повторно, осознанно, с вожделением смотрит на нечистоту – это уже грех.12 Некто сказал: «Мы не можем запретить птицам летать над нашими головами, но мы можем запретить им свить гнездо на нашей голове».

Грех может повстречаться нам в жизни Однако нам не следует давать ему место в нашем сердце. Нам не следует поступать, как Анания и Сапфира. Мысль о том, чтобы обмануть апостолов, сначала только пришла к ним. Однако вместо того, чтобы гнать ее из головы, они приняли ее. Поэтому справедливы к ним слова: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».13

Похоть очей очень тесно связана с похотью плоти. И это естественно: если через глаза грех вошел в сердце человека, то сердце воздействует и на его плоть.14 Плоть наша томится, мучается, так и тянется к греху: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел».15 И еще: «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним спрятано».16

Как противостоять похоти очей?
Во-первых, молиться. Сам Господь сказал, что без Него человек не может делать ничего.17 Необходимо просить прощения за уже совершенный грех. Важно просить помощи и в моменты искушений. Ценно просить Божьей помощи всякий раз, когда мы открываем наши глаза и начинаем новый день.

Во-вторых, заботиться о правильной работе нашего ума и правильном использовании наших очей. «… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».18 А в чем же воля Божья? В том, чтобы христиане не любили греховного мира, ни присущей ему похоти очей.19 Тот, кто неправильно использует данное ему зрение, не познал любовь Бога и не может рассчитывать на Его благоволение. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».20 Заметьте, Бог обещает быть со Своими детьми и дать им Свой мир тогда, когда их жизнь чиста.

Одно время мне приходилось снимать квартиру в одном из районов Москвы. Это время совпало с началом моего христианского пути. Я был членом церкви в Канте, Киргизия, а посещал церковь на «Маловузовском». Мои наставники и духовные отцы находились за более чем 3000 километров . Однако в это время я особенно сильно чувствовал на себе заботу и попечение Небесного Отца.

В квартире был черно-белый телевизор, который я часто смотрел по вечерам после работы. Однажды в нем пропало изображение. Поскольку он был старенький, ламповый, я с помощью паяльника смог и раз, и два устранить неполадки. Каждый раз я молился, обращая внимание Бога на то, что я – Его дитя, и просил помочь мне. Но этот «ящик» вновь и вновь ломался. И настал момент, когда мои познания и молитвы уже не помогли мне. Изображение пропало окончательно. Я немного успокоил себя тем, что смогу хотя бы слушать какие-то программы. Но однажды пропал и звук. И я взмолился вновь: «Господи, почему Ты не отвечаешь на мои молитвы»? Ответ пришел вскоре. «Обрати внимание на твои молитвы и работу с Библией, – услышал я ясный голос Божий. – Когда ты молишься, разные образы из увиденного в телевизоре встают перед тобой и являются помехой. Нет сосредоточенности, молитва всуе, размышление над Библией не идет». И тогда я осознал на себе водительство Божие.

Читайте также:
Отличие православных праздников от светских: главные особенности и различия, традиции и духовный смысл

В-третьих, думать о последствиях греха, причиной для которого могут послужить наши глаза. Если око наше худо, то все тело темно. Но Бог есть свет. И у Него нет ничего общего с тьмой. Бог и грех несовместимы.21 Беззакония разделяют человека с Богом, Который не слышит молитвы человека, находящегося во грехе. Я не раз прочувствовал на себе всю тяжесть такого состояния: мои молитвы были «не выше потолка». Важно помнить, что каждым моим грехом я всякий раз распинаю Христа.22

В-четвертых, усмирять и порабощать тело, в частности, глаза. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».23 А вот как Иов свидетельствует о своем противостоянии похоти очей: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице».24

Как это выглядит практически: усмирять и порабощать глаза? Закрыть их или отворачивать от неугодного Богу, например, когда видишь рекламу или нехороший журнал на витрине.

В-пятых, убегать от греховных похотей. «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».25 Есть искушения, которым можно противостоять твердой верой. А есть искушения, от которых нужно убегать. В частности, это искушения, связанные с областью зрения. Практически – это уходить от искушений, от мест, служащих соблазном, и от общения с грешниками.26

Итак, Слово Божье настоятельно требует, чтобы народ Божий контролировал свою область зрения и не повергал бы себя во тьму.

Да благословит нас в этом Господь!

1 2Тим.3:1-5
2 Мф.6:22-23
3 1Ин.2:15-17
4 Быт.1
5 Мар.7:21-23
6 Иер.17:9
7 Рим.7:23
8 Еф.4:22
9 Иак.1:13-15
10 Пр.31:30
11 Рим.6:23
12 Мф.5:28
13 Деян. 5:3-4
14 Быт.3:6; Мф.5:28-30; 6:22-23
15 Быт. 3-6
16 И. Нав. 7-20
17 Ин.15:5
18 Рим12:2
19 1Ин.2:15-16
20 Фил. 4:8-9
21 Ис.59:1-2
22 Евр.6:4-6
23 1Кор.9:24-27
24 Иов 31:1
25 2Тим.2:22
26 Пс.1:1-2

Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская

Как бороться

Лучшим средством в борьбе с похотью любой природы всегда являлась молитва. Человек, живущий по воле Божьей, всегда сумеет найти в себе силы для борьбы с греховными желаниями.


Христианину следует бороться с похотью посредством молитвы

Сознательное ограждение себя от потока лишней информации извне также будет полезно. Лучше почитать духовную литературу вечером, нежели провести время за просмотром очередного фильма сомнительного содержания. Лучше поиграть с ребенком в развивающие игры, чем усадить его за просмотр телевизора и уйти в виртуальную реальность собственного смартфона.

Совет! Начиная новый день, лучше всего первым делом помолиться и попросить напутствия у Всевышнего. Все возможно с помощью Божьей!

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

Неделя 13 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Даже в начале пути думаешь о его конце. Даже при избытке жизненных сил и здоровья нет-нет да и посетит пронзительная и страшная мысль о том, что же станется, когда все эти дивные дары Божии вдруг иссякнут. Ещё не переживший страданий человек всё-таки догадывается об их возможности, а может быть, и о неизбежности. А если так, отчего тогда мы живём столь безоглядно? Отчего мы, как и современники Спасителя, не признаваясь самим себе в том, всё же исповедуем бессмысленный принцип страуса: «…кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих» (Сир.23.24,25)?

Экое бесстрашие! Какой, подумать только, безудержный оптимизм! Так жить, так мыслить можно, только будучи совершенно уверенным в конечности бытия, в том, что там, за порогом смерти, нет ничего: ни награды, ни мздовоздаяния, ни рая, ни ада. Какая отвага безумия потребна, чтобы продолжать тянуть жизненную лямку, «кряхтя, под ношей жизненной плестись», наперёд зная, что жизнь эта со всеми её горестями и скорбями – бессмысленная и мучительная дорога в никуда! Однако положим, что это и вправду так: бессмысленная и в целом мучительная жизнь заканчивается столь же бессмысленной и мучительной смертью. Но ведь и в этом случае совершенно непонятно, зачем мы с таким упорством строим всё новые и новые житницы (Лк.12.18), зачем мы всю свою чрезвычайно короткую жизнь посвящаем стяжанию того, что в конечном итоге всё равно обратится в прах?

Вот какую злую шутку сыграл со скорым на всякий грех Адамом и нами, несчастными потомками его, древний змей, враг рода человеческого! В результате: «не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием» (Еккл.1.8), а того, чем одарил нас Бог, нам, утробам ненасытным, всегда мало. Поэтому и не можем мы остановиться в стяжании, поэтому всякий раз, когда промысл Божий поставляет предел нашим имущественным похотям, возникает и крепнет в нас преступная мысль: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф.21.38).

Всё потому, что мы как бы и не слышим предупреждения апостола Павла: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13.14). Между тем и сегодняшние его слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1.Кор.16.13) – означают не только и не столько призыв к усвоению теоретических основ нашего вероучения, сколько побуждение к решимости устоять перед соблазном, укротить разгул собственных похотей. «Стойте в вере» – буквально значит: воздерживайтесь от греха, не позволяйте себе впасть в соблазн зависти и жадности, который погубил и ещё погубит не одну душу. Ибо отчего алчных виноградарей ждёт «злая смерть» (Мф.21.41)? Оттого лишь, что, одержимые жадностью и завистью, они «восстали на Господа и на Христа Его» (Деян.4.26), «схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф.21.35).

Никто никого не хотел убивать ради самого процесса убийства. Убийство – всего лишь инструмент, при помощи которого удовлетворяется желание обладать. А мы с вами с младых ногтей привыкли к тому, что само по себе желание обладать вовсе не преступно. И вот так постепенно, от одной невинной идеи к другой, столь же невинной, мы и продвигаемся по лестнице, у которой нет конца. Вниз, в бездну, во ад.

А поначалу всё оправдывалось вполне простыми и понятными человеческими желаниями: жить чуть получше, детей своих одеть-обуть, как-то дом обустроить. Что, спрашивается, во всём этом дурного? В заботе о хлебе насущном, в попечении о детях нет и не может быть ничего дурного, пока злой волей падшего человека эти простые и понятные занятия не становятся самоцелью, то есть той самой похотью, от которой нас предостерегает апостол. Потому что похоть ни перед чем не остановится, пока не удовлетворит самое себя, потому что «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1.15).

Читайте также:
Что делать, просфора заплесневела: советы и ответы священников

Вот и льётся по осквернённой человеческим грехом земле кровь «от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф.23.35). Вот и приносится в искупительную Жертву за эти бесконечные беззакония злых виноградарей Пречистое Тело Сына Единородного, Которого род человеческий так и не постыдился. Зато это Тело стало пищей для всех «алчущих и жаждущих правды» (Мф.5.6). «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6.55), – говорит злым виноградарям приносимый за них в Жертву Сын Человеческий. Ибо Бог самое зло, совершённое падшей тварью, обращает во спасение этой твари, потому что, по Его бесконечному милосердию к нам грешным, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5.20).

«Апостол любви» Иоанн Богослов давно уже указал нам на причину всех преступлений, всех убийств, всех блудодеяний в роде человеческом: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1.Ин.2.16). Стоит помнить об этом печальном уроке любимого ученика Христова для того хотя бы, чтобы не заблуждаться в отношении самих себя и своих растущих жизненных потребностей. Стоит помнить об этом, чтобы постараться попечения о плоти не превращать в похоти. Стоит постоянно напоминать себе о притче, которую мы читали сегодня за богослужением, чтобы не разделить печальную участь злых виноградарей, каковых Суд Божий «предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21.41). Аминь.

14 сентября 2003 г.

Похоть плоти

Каждому человеку Бог дал разные потребности и нужды, которые Он хочет, чтобы мы удовлетворяли нормальным естественным путем. Но когда потребности мы удовлетворяем извращенными способами или не только удовлетворяем, а пресыщаем потребность – это уже является похотью.

У любого человека есть физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности), потребности в безопасности и уверенности в будущем (когда человек не переживает, что его ожидает), социальные потребности (человек нуждается быть частью семьи или какой-то группы), потребности в уважении (все нуждаются, особенно мужчины, чтобы их уважали и признавали их компетентность и значимость), потребности самовыражения (люди нуждаются в реализации своих потенциальных возможностей и личностном росте).

Бог не хочет сделать нас неудовлетворенными и несчастными, но Он послал нам Христа, чтобы в Нем все наши потребности были удовлетворены с избытком (Евангелие от Иоанна 10:10). В Эдемском саду Бог проявил огромную щедрость к людям, сказав: от всякого дерева ешьте (Бытие 2:16-17), кроме одного. Интересно, что дьявол фокусирует человека не на то, что можно, но что нельзя. Он убедил Еву, что плоды дерева хорошие и вкусные (Бытие 3:6), но он никогда не говорит о катастрофических последствиях любого непослушания Богу.

Любые наши потребности мы можем удовлетворять либо Божьими методами, либо ужасающими способами, которые предлагает дьявол.

Бог хочет накормить, напоить нас, дать нам жилье и отдых, но Он не хочет, чтобы мы жили только для этого. В Евангелии от Луки 21:34 Иисус говорит:

«Смотрите за собою, чтобы ваши сердца не отягчались обьядением и пьянством и заботами».

Бог хочет дать нам замечательную семью и близкие интимные отношения, но только в браке. Он ненавидит, когда сексуальные желания удовлетворяются разными небиблейскими извращенными способами, которые могут принести лишь кажущиеся временные удовлетворения, но несут ужасающие последствия для психического и духовного здоровья. В Евангелии от Матфея 5:28 Иисус Христос сказал, что если смотреть на женщину с вожделением, последствия для моего сердца и мозгов будет такое же, как и при прелюбодеянии.

Психологи считают, что удовлетворение потребности походит 4 стадии:

  1. нетерпение
  2. возбуждение
  3. удовлетворение
  4. успокоение

Например, человек хочет пить. Сначала ему становится тяжело терпеть жажду, затем жажда достигает такого уровня, когда человеку кажется, что если он не попьет, то сразу умрет (хотя на самом деле он еще долго может прожить без воды или пищи). Затем человек начинает пить, удовлетворяет свою потребность, и наступает успокоение. Дьявол знает, на какой стадии я нахожусь, и предлагает мне свой вариант удовлетворения. Мне может казаться, что если я прямо сейчас не удовлетворю свою потребность, я могу не выдержать и даже умереть, но это все только ложь сатаны.

Когда сатана решил искусить Иисуса, он пришел к Нему в тот момент, когда Иисус постился 40 дней и сильно проголодался (Евангелие от Матфея 4:1-4). Он предложил Ему свой план удовлетворения потребности, но Иисус использовал Божий план. Иисус показал, что удовлетворение всех наших потребностей надо искать в Священном Писании.

В последнее время появилось много разных мирских теорий, что если не удовлетворять какие-то, например сексуальные потребности, будет вред для организма человека. Но на самом деле это всего лишь лже-предположения, не подтвержденные никакими научными фактами. У Иисуса и Павла не было физических отношений с женщинами, однако это на них никак негативно не влияло. Наоборот, когда у людей небиблейские беспорядочные сексуальные отношения, это приводит к серьезным физическим и психическим заболеваниям (множество различных венерических заболеваний, и появление ненормальной сексуальной ориентации и различных извращений).

Как распознать в себе похоть

Конфликт между потребностями плоти и духа, когда удовлетворение физических потребностей наносит урон душе, святые отцы называют похотью. Есть признак, по которому можно определить, материальные запросы человека являются следствием естественных потребностей или превратились в похоть, — если они все время возрастают, а в душе прочно поселилась неудовлетворенность уровнем жизни.

Святые отцы в своем наследии различают не только похоть плоти, но и духа. Второй случай встречается значительно реже, но также наносит непоправимый ущерб человеческому естеству. В мире распространилось огромное количество ложных вероучений. В них дух человека вводится в болезненное, неестественное состояние. Такие псевдорелигиозные практики святые отцы именуют прелестью или похотью духа. В результате у сектантов рушатся семьи, рвется естественная связь между родителями и детьми, наносится непоправимый ущерб в других областях жизни.

Люди жили долгие годы в состоянии бездуховности, царящей во времена советской власти. Теперь они не понимают, чем может повредить «невинная», с их точки зрения, вера в Бога помимо православной церкви где-нибудь в секте. Но в таких псевдорелигиозных организациях проповедуется не истинный духовный образ мыслей (жизни), а его подделка или искажение (похоть), которые способны разрушить человека как образ Божий, как личность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: