Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл и автор, значение

Благими намерениями вымощена дорога в ад

Есть одна такая странная фраза: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Звучит по-библейски, и многие всерьёз спрашивают батюшек, каков смысл этого выражения. Забавно, что в Священном Писании такой фразы нет, но отдуваться приходится всё равно священникам. И вопрос действительно сложный, требующий глубокого разбора.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.

Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.

Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

7 вариантов этого афоризма

  1. Путь в ад устлан благими намерениями.
  2. Благими намерениями устлана дорога в ад.
  3. Из добрых побуждений дорожка прямо в ад.
  4. Благими (добрыми) намерениями ад вымощен.
  5. Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен.
  6. Преисподняя полна добрыми намерениями, а небеса полны добрыми делами.

Седьмой вариант нам сообщает преподобный Серафим Саровский, когда пишет, что у святых отцов есть выражение: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово».

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела:
У друга на нос муха села:
Он друга обмахнул;
Взглянул,
А муха на щеке; согнал, а муха снова
У друга на носу,
И неотвязчивей час-от-часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,
Увесистый булыжник в лапы сгреб,
Присел на корточки, не переводит духу,
Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!»
И, у друга на лбу подкарауля муху,
Что силы есть — хвать друга камнем в лоб!
Удар так ловок был, что череп врознь раздался,
И Мишин друг лежать надолго там остался!

Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

Читайте также:
Грех лихоимства и мздоимства в православии: что значит, отличия и сравнения, примеры в жизни, опасность и причины греха

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Что означает крылатая фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Среди массы крылатых фразеологических сочетаний есть такие, в которых сокрыта глубокая народная или философская мудрость. Их употребление в речи нередко кажется неоднозначным и может вызвать интеллектуальные споры. Некоторые крылатые фразы и выражения такого типа могут иметь даже несколько вариантов звучания, но при этом сохранять один и тот же смысл. Один из таких фразеологизмов мы рассмотрим в данной статье. Узнаем его значение, происхождение. А также рассмотрим, как употребляется данная фраза.

Читайте также:
Евангелие от Матфея: толкование, язык, история и особенности

Значение выражения

Приходилось слышать самые неожиданные толкования фразы о благих намерениях, вымостивших дорогу в ад. Наиболее близко к истинному значению звучит точка зрения такого плана: какая-то особа постоянно собирается сделать что-то полезное, доброе, но дальше этих намерений дело не идет – то времени нет, то возможности, то текучка заедает. Так эти замыслы замыслами и остаются, т. е. превращаются в несделанные добрые дела. Каждое из них – булыжник в упомянутой мостовой, ведущей в ад. Потому что если намеченные добрые дела не сделаны, появляется пространство для злых деяний, т. е. для греха.

Нередко прекраснодушные замыслы могут вовсе не касаться какого-то конкретного дела по отношению к другому человеку – помочь, поухаживать, защитить, а всего лишь – стать лучше самому. Вот эти намерения, как правило, наиболее трудновыполнимы. То есть нужно не собираться сделать, а делать.

Употребляется фраза «благими намерениями вымощена дорога в ад» в том случае, когда, пытаясь осуществить какое-то вполне гуманное дело, человек достигает совершенно противоположного результата, нередко с отрицательными последствиями.

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: “Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад”.

Происхождение фразы и ее вариантов

История крылатых выражений довольно часто отсылает нас к разным источникам. Так, согласно одной из версий, фраза о благих намерениях восходит к изречению английского писателя Сэмюэля Джонсона, который как-то сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями». Об этом упоминает его биограф, автор двухтомных мемуаров о литераторе Джеймс Босуэлл.

Однако есть и другая точка зрения, приписывающая происхождение данного выражения англиканскому священнику XVII века и поэту-метафизику Джорджу Герберту, у которого оно звучит таким образом: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Эта цитата как бы подчеркивает смысл изречения из Библии, содержащегося в Книге Иисуса. Там говорится: «Путь грешников вымощен камнями, но в конце его – пропасть ада».

Второе предположение считается наиболее вероятным, поскольку автор как бы иллюстрирует данной фразой один из основных пунктов этики протестантов. Суть его в том, что настоящая вера непременно ведет к творению добрых дел, а не мечтам о них.

Употребление выражения

Фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад» довольно часто используется не только в литературе и журналистике, но и в разговорной речи. Можно услышать и сокращенный, «поговорочный» его вариант: «благими намерениями», что предполагает ту же концовку с тем же значением.

Как показали наблюдения, в первом, библейском смысле выражение употребляется не менее часто, чем в «бытовом». В первом случае акцент делается на том, что, по словам апостола Иакова, вера без дел мертва, т. е. неосуществленные намерения, какими бы благими они ни были, являются результатом слабой веры и преграждают дорогу к спасению.

Очень симпатичной и вполне обоснованной видится и такая точка зрения. В этой фразе пропущено слово «нереализованными», которое должно стоять перед словом «намерениями».

А в бытовом плане красноречиво мнение о том, что, когда воспитываешь ребенка, стараешься делать для него все возможное и невозможное. Из самых благих побуждений. А вырасти может совершенно недостойный человек. Поэтому, прежде чем пытаться сделать нечто «благое», не худо бы разобраться, что для того или иного человека является по-настоящему благом.

Синонимы

Относительно фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад» наблюдается интересное явление. Достаточно древнее изречение, да еще имеющее религиозный оттенок, неожиданно обрело синоним в XX веке в связи с экономическими проблемами в России.

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – это выражение В. С. Черномырдина, председателя Совмина РФ, обрело синонимическое значение фразы о благих намерениях в том ее смысле, который предполагает желание сделать доброе дело, а результат его оказывается совершенно противоположным ожидаемому. В данном контексте речь шла о характеристике хода денежной реформы в стране в 1993 году. Фраза вскоре стала поистине крылатой и нередко употребляется вместо «благих намерений».

Заключение

Крылатые фразы и выражения рождаются в недрах жизни. История человечества богата множеством примеров, когда, казалось бы, благие намерения приводили не только к противоположным результатам, но и к трагедиям. Сколько было изобретено утопических идей, разработано революционных программ, организовано партий, проведено каких-то радикальных движений вроде как для улучшения всеобщей жизни. А в итоге были и крестовые походы, и большевизм, и фашизм, призванные доставить «счастье» если не всему человечеству, то «запрограммированным» на него народам или расам.

А с точки зрения теологии смысл изречения «благими намерениями вымощена дорога в ад» заключается в том, что добрых побуждений в жизни гораздо больше, чем таких же дел.

Читайте также:
Православие и тибетская медицина: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы

Благими намерениями вымощена дорога.

Впервые эта идея о благих намерениях была высказана в 1775 году Джеймсом Босвеллом следующими словами:

“Ад вымощен добрыми намерениями!”

Мне она откликается в теме ” заботы”, о которой сегодня хочу порассуждать.

Молодой человек серьезно заболел и попал в реанимацию. Он не знал о том, сколько там пробудет. Поэтому решил позаботиться о своей маме через своих друзей.

В реанимации нельзя использовать гаджеты. И если он задержался бы там дольше чем пару суток, его мама начала бы волноваться.

Тогда его друг должен был написать его маме и рассказать о том, что ее сын в очень тяжёлом состоянии

С мамой, которая живёт с его отцом в другом городе, парень общается в виде сообщений в соцсетях через день.

А ещё, он маме никогда не говорил о своих болезнях.

” Для моей мамы я самый здоровый человек в мире”, – сказал он с грустью.

” Моя мама в возрасте, и она будет волноваться. Поэтому – лучше ей ничего не знать.”

Маме парня 64 года.

Разговариваю с подругой по телефону. Она заболела, судя по симптомам, пневмонией и , возможно, с короновирусом. Состояние ее с каждым днём ухудшается.

Тут она говорит:” Моя дочка звонит по параллельной линии. Ей про мою болезнь ничего не говорить? Да?”

Болея уже пять дней, моя подруга не хотела волновать свою дочь, которой 27 лет.

Девушка 25 лет улетела на работу в ОАЭ. Вакансию она нашла в интернете и никому из родных не сказала.

Родные думают, что она работает в Польше.

Версия ее заботы не оригинальна – чтобы не волновались.

Родителям девушки около 50 лет.

Бабушке – лет 70.

И таких примеров можно привести много.

Взрослые дети не хотят волновать своих родителей.

Или родители не говорят правду своим взрослым детям.

Сами, при этом, себе создают состояние напряжения. И очень благодатную почву для психосоматики.

Почему такое общение может привести к напряжению?

1. Чтобы их ” забота” не вскрылась, они должны контролировать, чтобы их родители или их взрослые дети ни от кого и ни когда не узнали об истинном положении дел.

2. Вырабатывают у себя привычку что-то утаивать и врать. А наша психика очень чувствительна. И если что-то сделать пару раз, она запомнит эту ” дорожку”. И:

3. Энергия для насыщенной жизни рассеивается на поддержание версии про обман.

Это как горная река и водопад.

Горная река не может с такой же скоростью спускать свои воды. Ее скорость сбрасывается на каждом препятствии в виде камней, упавших деревьев и земли.

Водопад же сбрасывает свои воды с огромной скоростью и захватывает своей мощью. Очень даже захватывающее зрелище.

4. Тратится много энергии на мысли о том, как лучше утаить или как близкие отреагируют, если вдруг в их “идеальном” плане появится огромная прореха.

Какие мотивации заставляют взрослых детей или родителей утаивать правду от близких?

Сразу скажу, что каждый случай индивидуален.

Но чаще всего под такими фразами о

” чтобы не волновались”,

” могут не вынести” и т.д.

1) мне слышится высокомерие. “Комплект Бога”, когда за другого решают сообщать ему информацию или не сообщать;

Нельзя знать о том, что другой должен или не должен знать. И как он будет распоряжаться этой информацией.

В некоторых случаях родители или взрослые дети могут помочь решить возникающие проблемы, поддержать или помочь с реабилитацией.

А в некоторых случаях, узнав об утаивании правды, родители или дети перестанут доверять своим близким и у них будет расти напряжение. И волнение, соответственно.

Круг замкнулся. Чего боялись, то и получили.

2) мне слышится страх.

Когда не говорящий боится встретиться с чем- то, с чем не сможет справиться.

Часто это страх не отстоять свои границы.

#” Если мама узнает, что я больна,- говорит девушка 30 лет, – она будет мне писать и звонить сто раз в течение дня и спрашивать о моем состоянии. Я от этого только злюсь!”

И мама, и ее дочь в таком случае ничего не изменят в своей жизни.

Мама в следующий раз будет опять сто раз писать или звонить, а дочка будет злиться.

Ещё может быть страх не справиться с эмоциями со стороны родителей или взрослых детей.

“Когда то я сказал маме о своих проблемах в школе с одноклассниками, а она так отреагировала , что после ее ” поддержки” больше нет желания ей ни о каких проблемах говорить,” – сказал мужчина 35 лет.

Получив негативный опыт или травму, человеку сложно встречаться с похожей ситуацией.

И сложно переживать те же эмоции.

Но так устроена психика человека , что встречаясь с похожими ситуациями, мы сможем прожить свои травмы.

А игнорируя их, убегая, мы их складываем всё глубже и глубже в себя, тем самым давая почву для психосоматики.

Так же, может быть страх не получить то, что хочется.

#” Я сначала что то сделаю, а потом об этом говорю. Моя мама не одобряет моих увлечений”, – говорит девушка 26 лет.

Здесь я пишу о тех случаях, когда взрослые дети не могут отстоять свои желания и потребности.

Читайте также:
Масло Матроны Московской: как использовать и что делать с ним, для чего нужно

Сложно спорить с родителями, они же жизнь прожили и знают лучше, что надо своим детях.

И осуществляют свои потребности подпольно.

# ” Мой мужчина решил меня познакомить со своей мамой. Он никогда никого с ней не знакомил. Мне страшно, потому что неспроста взрослый человек дожил до 37 лет и не знакомил с мамой ни одну свою девушку. С прошлой девушкой он жил три года, и его мама ее не видела!”

Поэтому, у вас есть выбор:

оставить старый способ контакта и утаивать информацию о себе и своей жизни от близких

начинаем по чуть-чуть менять способ общения и формировать более доверительные отношения со своими близкими.

Благими намерениями вымощена дорога в ад: смысл высказывания

Среди массы крылатых фраз есть такие, которые скрывают в себе глубокий философский смысл. Их применение в разговорной речи зачастую может вызывать интеллектуальные споры. Сохраняя одно и то же значение, некоторые крылатые изречения могут иметь несколько смысловых нагрузок. Одно из таких выражений мы рассмотрим. Узнаем, откуда оно произошло и что означает, а также в каких ситуациях его применять.

Изречение «Благими намерениями вымощена дорога в ад» сегодня относят к поговоркам. Разница в том, что оно имеет автора, и не одного. Выражение, подобное приведенному выше, применяли в своих произведениях многие авторы.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Употребление выражения

Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.

Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром.

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Джонсон был выдающимся человеком, несмотря на синдром Туретта.

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.


Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.


Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

Откуда появилось изречение

Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался: «Ад полон добрыми намерениями».
Обе фразы слегка отличаются от рассматриваемой. Говоря о дороге в преисподнюю, на самом деле подразумевают сам ад. Однако простой человек, вряд ли ощутят существенную смысловую разницу между изречениями.

Читайте также:
Церковные имена при крещении: особенности выбора имени, список православных имен для мальчиков и девочек

Иеромонах Иов подробно расшифровывает известное высказывание, что совершенно не схоже с обывательским объяснением. Он утверждал, что одних лишь благих намерений недостаточно, чтобы угодить Спасителю. Пожелания не соединят нас с Господом. Как правило, намерения остаются лишь желаниями, которые никогда не станут реальностью. Чтобы угодить Всевышнему, необходимо иметь непоколебимую веру. Только она способна провести христианина через испытания и тернии.

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела: У друга на нос муха села: Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неотвязчивей час-от-часу. Вот Мишенька, не говоря ни слова, Увесистый булыжник в лапы сгреб, Присел на корточки, не переводит духу, Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» И, у друга на лбу подкарауля муху, Что силы есть — хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!


Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

Смысл

С богословской точки зрения смысл изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай[1][неавторитетный источник?

Данная фраза употребляется для обозначения случаев, когда попытки осуществления самых гуманных и благих задач приводят (по недальновидности, недосмотру, неумению и т. п.) к совершенно обратным и даже деструктивным последствиям.

В современном русском языке в качестве аналога зачастую используется также ставшее крылатым выражение В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Другие варианты

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

11 стих 21 главы

книги Иисуса сына Сирахова, содержит похожую фразу про ад

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Читайте также:
Зосима Сокур: биография старца, проповеди и пророчества, труды


Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?

Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной (Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола человекоубийцей от начала (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде. Повредить Самому Богу он, конечно, не в состоянии, и потому его грызет страстное желание — уничтожить творение Божие и его венец — человека.

Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми. Но цель у дьявола только одна — довести человека до гибели, заставить его окончательно отречься от Бога, подтолкнуть к краю, за которым бездна, где уже не спастись.

Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.


Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Почему важно научиться отделять ложь от истины

Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами.
В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.

Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.

Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.

Читайте также:
Пояс Богородицы: история и описание, чудеса и значение, где находится и как добраться, зачем и как носить

Пост перед Причастием

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Пост перед Причастием обязателен, но его мера обычно определяется индивидуально. Смысл подготовки к Таинству не в том, чтобы изнурить своё тело голодом, а в том, чтобы телесное воздержание было помощью в духовной подготовке. Есть несколько степеней поста – начиная с отказа только от мяса и заканчивая полным отказом от пищи.

Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.

Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.

В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.

Что едят в пост перед причастием?

В пост перед Причастием едят пищу растительного происхождения, то есть крупы, фрукты и овощи, грибы и бобовые. Под запрет попадает в первую очередь мясо, а также молоко и яйца. Если человек готовится причащаться не в период поста, то в его рационе могут быть морепродукты и рыба, если же устав предполагает в это время более строгое гастрономическое воздержание, то оно должно быть соблюдено.

Бывает, что проблемы со здоровьем или какие-то жизненные сложности не позволяют человеку следовать рекомендациям устава. Но в любом случае надо понимать, что пост в период подготовки к Причастию предполагает в первую очередь отказ от каких-то излишеств и лакомств, которые могут быть не только скоромными, но и постными. Основное правило: пища должна быть простой, а внимание должно быть уделено духовной работе – покаянию и молитве.

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?

Есть рыбу в пост перед Причастием не стоит, если человек приступает к Таинству нечасто, а церковные календарные предписания по питанию выполняет кое-как – в таком случае перед редким Причастием желательно поститься строже. Стоит отказаться от рыбы и в случае, если подготовка и без того выпадает на постные дни. В Великий пост, даже если вам разрешены послабления (например, по состоянию здоровья), то перед Причастием от рыбы стоит отказаться. Если же согласно уставу в эти дни можно есть все, а верующий, четко следуя правилам, и так не ест мясную и молочную пищу примерно половину года, то не будет грехом, если он не станет изнурять себя излишне строгим воздержанием.

Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.

Но есть или не есть рыбу в пост перед Причастием – это все же не главный вопрос. Гораздо важнее постараться сохранить духовную чистоту, не обижать близких и не позволять себе раздражаться. Именно злоба, а не кусочек рыбы может стать препятствием для того, чтобы приступить к Таинству.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их приравнивать к рыбе или же «морские гады» – постный продукт. И потому даже во время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и без морепродуктов.

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

Сплошная седмица – это период, когда пост отменяется. Всего таких пять в году – десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.

Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост – то есть отказ от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).

Читайте также:
Флорентийская уния: история и дата заключения, суть и последствия

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Как правильно поститься перед причастием

Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

  • в виде кусочка просфоры жертву Иисуса на голгофском кресте, на нем было ломимо тело Христа, и заплачено за все наши грехи и болезни;
  • вино, как Святую кровь Христа, которая дает очищение духу, душе и телу.

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь — можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост — в посте и исповедании грехов.

Пост — время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост — единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва — крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

История появления поста перед причастием

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Читайте о многодневных постах:

Священники рекомендуют причащаться каждое воскресенье, чтобы держать себя в чистоте и святости, соблюдая воздержание в еде по средам и пятницам.

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно — рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Послабления в посте

Причастие — великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей — лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост — это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

Правила соблюдения поста перед причастием, что можно и нельзя есть

Причастие – одно из великих таинств церкви, позволяющее прихожанам соединиться с Богом, вкусив его «плоть и кровь», в качестве которых выступают освященные хлеб и вино. Верующие, регулярно посещающие причастие, поминают таким образом и Иисуса Христа, выражая истинную любовь к Сыну Божьему. Посещение причастия требует предварительной подготовки, выражающейся в виде поста и молитв. Для чего нужен пост, соблюдаемый перед причастием, разберемся ниже.

Необходимость евхаристического поста

Необходимость евхаристического поста заключается в подготовке тела человека к великому таинству, без которого невозможно единение с Господом Нашим. Отношение к посту менялось вместе с отношением к важности самого причастия. В давние времена считалось, что причащаться нужно не чаще 1-2 раз в год, соответственно, пост перед обрядом был долог и строг.

Позже церковные служители пересмотрели подход к таинству, решив, что частые причастия не возбраняются и даже поощряются. Таким образом изменилось и отношение к посту, который стал менее продолжительным и строгим.

Сегодня главами церкви принят к руководству документ о правилах участия верующих в Евхаристии, согласно которому пост должен длиться:

  • трехдневный пост для тех прихожан, которые причащаются не чаще 1-2 раз в году;
  • восемь часов для верующих, посещающих таинство 1 раз в неделю или чаще.

Обратите внимание! Все богословы сходятся во мнении, что к Евхаристии следует подходить с полным пониманием сути происходящего и чистыми помыслами. Если это не так, то в таинстве нет смысла, не зависимо от того, проводится оно еженедельно или раз в году.

Соблюдение обязательных постов

Держать пост требуется не только перед причастием. Необходимо соблюдать правила проведения других постов, так как они все подготавливают тело с разумом, очищая и закаляя их.

Среди обязательных постов, принятых к соблюдению в православной церкви, выделяют:

  1. Великий пост, приуроченный к почтению памяти Спасителя нашего, голодавшего во время путешествия по пустыне.
  2. Страстная седмица – посвящена памяти последних дней жизни Иисуса Христа, предшествующим его мученической смерти во искупление грехов наших и последующего воскрешения.
  3. Успенский – соблюдается в честь Успения Божьей Матери.
  4. Пост в честь жития и смерти двух последователей Иисуса Христа – Павла и Петра. В народе его называют Петров пост.
  5. Рождественский.

Главной целью всех постов, не зависимо от их длительности или важности для религии, является борьба с чревоугодием и укрепление веры, а не оздоровление организма, как принято считать в наши дни.

Что можно и нельзя есть перед причастием

Итак, вы решили пойти на причастие, но не знаете, как правильно кушать, чтобы подготовить тело к предстоящей церемонии. Ниже будет приведен список продуктов, запрещенных церковью для употребления в пост:

  • мясо;
  • яйцо;
  • продукты молочного происхождения.

Рыба также не рекомендуется к употреблению, за исключением тех случаев, когда она составляет основной рацион постящегося в течение его повседневной жизни. В день перед самой Евхаристией прихожанам запрещается есть любую пищу, даже хлеб. Время, отводимое на еду, посвящается молитвам, помогающим настроить душу верующего на нужный лад.

Что нужно учитывать перед решением о посте

Воздержание от приема пищи – серьезное испытание не только для духа верующего, но и для его тела. Исходя из этого, не стоит совершать необдуманных поступков, приступая к длительному, изнурительному посту, не имея на то физических сил. Перед принятием решения о становлении на пост, учитывайте следующие особенности:

  • возраст;
  • текущее состояние здоровья;
  • влияние внешних условий на ваш организм.

Некоторые верующие, не учитывающие эти факторы, изматывают себя до такой степени, что на причастие уже не остается сил. Имейте это в виду и не повторяйте подобных ошибок в будущем.

Возраст

Многие верующие понимают указания о посте слишком буквально, применяя его ко всем, начиная от маленьких, еще не окрепших детей, заканчивая стариками. Это неверное решение, так как состояние организма у всех разное, и длительный пост, идущий на пользу крепкому, здоровому человеку, может оказаться фатальным для неподготовленного верующего. Детям и старикам желательно сокращать время нахождения на посту, чтобы не истощать их физические силы.

Обратите внимание! Священнослужители рекомендуют делать упор на чистоту помыслов и душевный настрой, а физическое очищение относить на второй план.

Неполное соблюдение поста – не такая большая ошибка, как причащаться к великому таинству без должного душевного состояния.

Состояние здоровья

Второй фактор, на который почему-то мало обращают внимание, – состояние здоровья. Многие считают, что воздержание от еды моментально избавит от всех проблем, не влияя при этом на организм в негативную сторону.

Чтобы не попасть в ситуацию, когда отказ от обычной пищи приведет к обострению болезни и ухудшению физического состояния верующего, проконсультируйтесь о будущей диете у врача. Он оценит текущее состояние и даст точные рекомендации по поводу урезания рациона во время подготовки к таинству. Такой совет даже звучит из уст самих священников, которые пекутся о благе своей паствы.

Внешние условия

К внешним условиям, влияющим на принятие решения о соблюдении поста в полной мере, можно отнести:

  1. Природные условия. Верующие проживают в различных регионах, климат в которых не всегда благоприятен для человека. Это создает дополнительную нагрузку на организм, требуя от него пищи для поддержания функциональности. Если этим пренебрегать, ревностно соблюдая все известные посты, тело не выдержит и начнет разрушаться.
  2. Интенсивность рабочего дня. В современном обществе много тяжелой работы решается при помощи механизмов и новейших технологий. Однако человеческий труд никто не отменял, а высокая физическая активность требует дополнительных затрат энергии. Если ее неоткуда брать, организм начинает изнашиваться, а здоровье – ухудшаться.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что воздержание от еды – дело нужное и богоугодное, но подходить к нему надо с умом, не причиняя себе ненужного ущерба. Главное – не изнурять себя отказом от пищи, а иметь правильный настрой и веру в Господа и Иисуса Христа.

Послабления диеты

Святые отцы отлично понимают важность сбалансированного, правильного питания, отчего существует ряд официальных условий, дающих послабление во время поста для различных категорий прихожан. К ним относятся:

  1. Беременные женщины.
  2. Маленькие дети.
  3. Военнослужащие.
  4. Матери, кормящие младенцев.
  5. Тяжело больные люди.

Большинство из них имеют от врачей особые предписания по поводу рациона, которые разрешается соблюдать с благословлением от местного священника.

Для беременных

Наверно, не нужно заострять особо внимание на том, как важно правильно питаться женщинам на сносях или кормящей маме. От этого будет зависеть будущее не только одной конкретной прихожанки, но и здоровье ее потомства.

Набор продуктов, необходимых для принятия на постоянной основе, обычно обсуждается с врачом, после чего получается благословление у священника.

Не стоит бояться обратиться за ним в церковь, так как там всегда рассмотрят вашу проблему и постараются пойти на уступки. Все мы – дети Божьи и никому не чуждо понимание и соучастие.

Для детей

Подрастающему, еще не окрепшему организму требуется питаться комплексно, не исключать из рациона столь необходимые продукты. Для этого для детей юного возраста делаются большие послабления во время поста, обсудить которые нужно и с врачом, и со священником.

Примечателен случай, когда к священнослужителю обратился мальчик, которому запрещали поститься по состоянию здоровья. Святой отец посоветовал прекратить жевать малышу жвачку во время поста, так как он крайне злоупотреблял этой вредной привычкой. Так малыш стал причастен к общему таинству и подготовке к нему, пусть и такими окольными путями. По словам самого малыша, этот отказ стал для него серьезным испытанием, но он справился и благодарен церкви за столь мудрый совет.

Постарайтесь и вы найти индивидуальный подход к ребенку, предложив ему отказаться от употребления чего-то не столь необходимого для формирования крепкого и здорового организма. Помните, что всегда может найтись продукт, от которого не грех отказаться на продолжительное время.

О длительности

Длительность поста во многом зависит от частоты посещения верующим причастий и его готовности следовать заповедям Божьим. Согласно официальному постановлению церкви, пост перед причастием длится:

  • не менее трех дней, если верующий посещает таинство 1-2 раза в год;
  • от 6 до 8 часов в тех случаях, когда причастие осуществляется еженедельно или чаще.

Не забывайте, что это лишь общие рекомендации, которые применимы к здоровым телесно и духовно прихожанам. Если у вас имеются какие-либо проблемы со здоровьем – не забудьте проконсультироваться по поводу ограничения питания у специалистов. Такой подход сбережет вам время и деньги, которые придется потратить на восстановление подорванного ограниченным питанием здоровья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: