Благоговение в православии: определение и значение, примеры и синонимы

Благоговение — основа сердечной любви

Такому чувству, как благоговение, редко уделяется внимание в проповедях, книгах для современных христиан. Возможно, потому, что объяснить его обратившемуся от нецерковной жизни человеку очень трудно: не принято в нынешнем мире перед чем-либо благоговеть, не учат этому с детства. Поэтому нередко под благоговением понимают всего лишь правильное, каноничное отношение к священным предметам, тогда как на самом деле смысл этого понятия намного глубже. О том, как приобрести благоговейное чувство к Богу и чем опасно его отсутствие, мы говорим с игуменом Нектарием (Морозовым).

В центре мира

— Батюшка, понять, что такое благоговение, можно, наверное, только из собственного опыта: страх, уважение, трепет, почтение — ни одно из этих слов не раскрывает это понятие в верном ключе. А как нужно этот опыт приобретать, с чего начинать?

— Наверное, начинать нужно с самого простого: когда человек приходит в храм, который является местом особого Божественного присутствия, ему нужно всегда помнить, что он заходит не просто в какое-то здание, не в чью-то квартиру, а туда, где большее, нежели обычно, значение приобретает все, что он думает, что он говорит и делает. Конечно, каждый из нас в течение всей жизни находится перед взором Бога, но в храме — особенно. Мне неоднократно приходилось наблюдать, как люди нецерковные, едва-едва верующие, входя в храм, замирали буквально как дети, испытывая те самые священный трепет и благоговение, о которых мы говорим. Им никто никогда не объяснял, что здесь нужно так себя вести, так себя чувствовать,— это идет изнутри, из глубины. То есть вообще человеку, в храм приходящему, это чувство бывает присуще. То же самое происходит со священником по рукоположении: когда он сам становится перед престолом и начинает совершать Евхаристию, то испытывает те же самые непередаваемые чувства. Но потом постепенно может наступить то, что именуется привыканием к святыне. Как это происходит? Скажем, человек в храме делает что-то не так — и видит, что гром не гремит, молния в него не бьет, какая-то неисцелимая болезнь тотчас же его не поражает. И он начинает себя чувствовать как-то спокойнее и прохладнее. Если раньше он, образно говоря, открывал дверь храма с некой боязнью, то теперь может и ногой подтолкнуть. Все то же самое происходит и в отношении молитвы: первоначально, вставая молиться, человек ощущает нечто необычное для себя, ведь обыкновенно он с людьми разговаривает, а здесь ему предстоит беседовать с Богом. И вначале опять-таки бывают какие-то особые переживания в связи с этим, а потом, по мере привыкания, благоговение постепенно утрачивается.

— Что может человека от этой утраты хотя бы отчасти сохранить и что, наоборот, ускоряет этот процесс?

— Считается — и у многих святых отцов мы можем это найти — что одним из самых гибельных для человека внутренних проявлений является дерзость. Это некое состояние, под влиянием которого человек ведет себя так, как если бы никто не видел и не оценивал его слов и действий. Мы знаем, как проявляется дерзость в общении с людьми: человек кого-то хлопает по плечу, или называет, так сказать, в шутку каким-то словом на грани бранного, или перебивает, кричит. Мы также знаем, как проявляется дерзость на дорогах — как человек может дерзко себя вести, находясь за рулем. И точно так же дерзость может проявляться и в отношениях с Богом, когда человек наедине с Ним и с самим собой. И вот от такого поведения сердце человека может стать настолько сухим, что он и Бога перестает чувствовать: святые отцы уподобляли дерзость жгучему ветру из пустыни, который выдувает из души все живое, иссушивает всю живительную влагу. Конечно же, благоговение из подобным образом расположенного сердца уходит.

Очевидно, что для того, чтобы этого избежать, человек должен все время жить с ощущением того, что Господь его видит. Нужно постоянно задавать себе вопрос: а как Господь оценит мое слово, действие? Таким образом мы даже не то что работаем над собой — мы, скорее, просто осознаем реальность, потому что Господь действительно в каждое мгновение нашей жизни нас видит. Если это побуждает человека быть осмотрительнее, дисциплинирует его, он будет сохранять благоговение — может быть, даже как-то дополнительно в этом преуспевать. Если же это вызывает только панический страх или подавленность, если человек не заботится о том, чтобы быть внимательнее к себе, то, безусловно, благоговейное чувство ему сохранить не удастся.

— Как не утратить благоговейное чувство в храме тем, кто в нем работает, для кого это место не только молитвы, но и каких-то дел, причем повседневное?

— Иногда приходится наблюдать, как человек зашел в храм — ему что-то нужно сделать, к кому-то подойти — повесил одежду на крючок и тут же куда-то побежал. Конечно, должно происходить все совершенно иначе: человек зашел в храм, остановился, подумал о том, где он находится — по большому счету, в центре всего мира, потому что центр мира — там, где совершается Евхаристия. Во многих молитвословах, особенно старого издания, писалось: не приступай к молитве тотчас, но постой, дондеже утишатся твои чувства. И здесь точно так же — надо остановиться и подождать, пока утишатся чувства,— понять, где ты, перед Кем ты, с чем ты сюда пришел и опять-таки в каком состоянии ты находишься. Если все это постоянно пропускать и пробегать, то от благоговения и следа не останется у человека.

Читайте также:
Ланчанское чудо: история и особенности, мнение священников, чудеса исцеления

Основа богопознания

— Мне как-то встретилась цитата святителя Афанасия Великого, где он говорит о благоговении как о состоянии, необходимом для богопознания. То есть без этого чувства, собственно, человек и Бога познать не в состоянии?

— Это действительно так. Молитва, в собственном смысле, возможна только тогда, когда человек, с одной стороны, ощущает бездну, разделяющую его и Бога, а с другой стороны — ощущает, что Господь очень близко и слышит его. И благоговение как раз таки поставляет человека в то положение, из которого можно молиться, а без благоговения молитва для него превращается всего лишь в некий набор информации, которую он озвучивает. Человек начинает пытаться разговаривать с Господом на равных, а это невозможно, потому что не равен человек Богу. И то, о чем пишет святитель Афанасий Великий, другими словами выражает преподобный Исаак Сирин, который говорит о том, что смирением открывается таинство — таинство Божественной жизни. Смирение и благоговейное чувство — это вещи неразрывно связанные. Смиренный человек благоговеет, благоговейный — смиряется. У пророка Исайи есть такие слова: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). Если человек в таком состоянии находится, то Господь милостиво взирает на него, если он это состояние разрушает, то в другом совершенно положении по отношению к Богу оказывается. Так что здесь есть такой очень сильный стимул: если ты хочешь, чтобы Господь милостиво взирал на тебя, будь кротким, смиренным, трепещущим словес Божиих, то есть благоговейным.

— Как прививать благоговение детям? Наверняка этот вопрос многих интересует…

— Благоговение невозможно «прививать» в отрыве от собственно жизни религиозной. Когда родители молятся сами и для них естественно то, что мы называем богобоязненностью, они и ребенку с самого раннего возраста дадут здравое понимание того, Кто есть Господь и в каких отношениях находится с Ним человек. И безусловно, воспитание благоговения — это не внушение ребенку того, что если он будет плохо себя вести, то Бог его накажет. Благоговение входит в жизнь ребенка, когда он видит благоговеющими своих родителей. Тогда он и сам будет таким.

— Каким образом против благоговения работает враг?

— Как я уже сказал, когда мы куда-то спешим и таким образом какие-то очень важные для себя вещи не продумываем глубоко, благоговейное чувство теряется. Вот это состояние — смятения, спешки — и старается всячески усилить враг. Преподобный Исаак Сирин называет смятение колесницей диавола, на которой он въезжает в душу человека со всеми мыслимыми и немыслимыми страстями. Когда же у человека упорядоченный внутренний мир, он очень многих ошибок не совершает, и разрушить его благоговейное чувство врагу не удается.

— А если все-таки разрушение произошло и сердце, захваченное суетой, не испытывает ни трепета, ни умиления?

— Есть такой момент, не все о нем знают: ум человека устроен таким образом, что стоит замедлить в какой-то мысли, начать всматриваться во что-то, и это проявляется, становится актуальным в сознании. К примеру, человек знает, что есть смерть, что она его настигнет. И бежит дальше как ни в чем не бывало. Но достаточно бывает сказать себе: «Нет, остановись на этой мысли» и всерьез себе это представить, как сердце уже начинает откликаться. Это подобно тому, как кусок фотобумаги нужно сначала положить под фотоувеличитель, а потом в проявитель — и там, в проявителе, какое-то время подержать. И потом вдруг это явление, эта реальность духовная, о которой мы размышляем, с полной ясностью входит в нашу жизнь, и мы ощущаем силу мысли об этом. Вот то же самое и здесь. Нужно жить с осознанием того, что Господь тебя сейчас видит? Остановись, скажи себе это. Замедли в этой мысли — на десять секунд, минуту, две минуты. И постепенно, раз за разом, ты будешь чувствовать, как происходят изменения.

Газета «Петропавловский листок» № 01, январь 2016 г.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовили Ольга Протасова
Елена Сапаева

БЛАГОГОВЕНИЕ

религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.

В Синодальном переводе Свящ. Писания рус. слову «Б.» соответствуют греч. εὐλάβεια (осторожность, страх, робость, почитание, Б.- Притч 28. 14; Деян 8. 2; Евр 5. 7; 12. 28), ϕόβοϛ (страх, ужас, боязнь – Пс 118. 38; Мал 1. 6; 1 Петр 3. 15), σέβομαι (благоговею, почитаю, поклоняюсь – Ис 29. 13). В тексте Септуагинты производные от глагола εὐλαβέομαι не всегда соответствуют рус. «Б.», «благоговеть» в Синодальном переводе. Термином «Б.» описывается широкий спектр состояний, связанных со страхом: от позорной боязливости (Прем 17. 8), естественного страха перед лицом врагов (2 Макк 8. 16), страха перед соперником (1 Цар 18. 15, 29), опасения перед будущим (Нав 22. 24) до священного трепета (Исх 3. 6 ) и молчания перед лицом Божиим (Авв 2. 20; Соф 1. 7). Выражение «ἄνδρεϛ εὐλαβεἶϛ » из кн. Деяний святых апостолов передается в Синодальном переводе как «люди набожные» (2. 5) или «мужи благоговейные» (8. 2).

Читайте также:
Сон и православие: верить ли снам или нет, отношение, значение и толкование снов, как правильно спать

В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « », « » фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978. Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).

Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.

Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.

В ВЗ, с одной стороны, Б.- страх и трепет в присутствии Бога и Его грозных знамений, это не статичный, ограниченный местом и временем, легко ритуализируемый священный страх приверженцев античного языческого культа, а глубокая душевная потрясенность и неизбывная тревожность человека, впервые ощутившего себя перед лицом действительно единого и всевластного, всюду настигающего Бога, Который есть «огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор 4. 24), но – прежде всего остального – Который есть Сущий (Исх 3. 14). Благоговейный страх в ветхозаветном представлении – это страх Иакова, воскликнувшего о месте присутствия Господа: «Как страшно сие место!» (Быт 28. 17); страх и трепет Авраама, безропотно ведущего на заклание своего единственного и возлюбленного сына (Быт 22). С др. стороны, столь же углубленный характер приобретает в ВЗ этика любви к Богу: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6. 5); вся религиозно-нравственная атмосфера ветхозаветного бытия исполнена напряженными взаимоотношениями любви, сострадания, коллизиями верности и неверности человеческой в ответ на непреложную верность Бога. Страх и любовь, как 2 своеобразных вектора, сближаясь, создают этос Б.

Благая весть о воплощении, страстях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса Христа создает для христ. мироощущения центральную перспективу, в к-рой понятие Б. объединяет в себе преклонение перед величием и всемогуществом Божиим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство собственной ответственной причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире. Прообразованный для христиан Свящ. историей, этос Б. становится существенным элементом как религ. опыта, так и человеческой нравственности, налагая свой отпечаток на устойчивые типы отношений личности к почитаемым ею людям, ценностям культуры, духовным и нравственным святыням, миру природы. Б. перед кем-либо означает почитание данной личности в силу изначально дарованного ей Богом совершенства, открытого и привлекательного для нас и вместе с тем требующего от нас деятельного соучастия. Благоговеть – значит быть причастным при соблюдении почтительной дистанции по отношению к предмету нашей причастности. Подлинно благоговеющий добровольно умаляет себя перед благоговеемым, тем самым открывая в нем и для себя новые возможности одухотворенного действия и возрастания.

Очерченное понимание Б. глубоко вошло в христ. традицию – его пробуждает и в нем раскрывается существо христ. богослужения, его утверждают и развивают многовековой уклад церковной жизни, почитание святых. Выдающиеся произведения христ. письменности, включая жития святых, учительную лит-ру, воспитывают в духе Б. перед Господом и Его творением. По словам свт. Тихона Задонского, «дети пред отцем своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного, и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом вездесущим и все назирающим должно ходить со страхом и благоговением» (Творения: В 5 т. М., 1889. Т. 5. С. 257). Б., согласно свт. Тихону, рождается от познания вездесущия Божия: «Помни о вездеприсутствии Божием, и породится в тебе благоговеинство» (Т. 4. С. 9). По учению св. отцов, Б.- необходимое условие для занятия богословием, участия в богослужении, вообще в духовной жизни. Свт. Афанасий I Великий говорит о Б. как о состоянии, необходимом для богопознания: «Божество познается не в словесном изложении. но в вере и благочестивом размышлении с благоговением (εὐσεβεἶ λογισμὦ μεἰ εὐλαβείαϛ.)» (Athanas. Alex. Ep. ad Serap. I 20). Свт. Иоанн Златоуст называет Б. состояние души, необходимое при чтении Свящ. Писания (Ioan. Chrysost. In Ioan. 53. 3). По его словам, «надлежащее благоговение» (προσηκοὐση εὐλαβεία) наряду со страхом (ϕόβοϛ) и трепетом (τρόμοϛ ) характеризует состояние приступающего к Св. Тайнам (De proditione Judae I 1). Он укоряет своих слушателей в том, что они приходят в храм мимоходом, по привычке к празднику, а не по Б. души ( οὐ δἰ εὐλάβειαν ψνΔἦϛ ) (De bapt. Christ. 1).

Читайте также:
Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

Термин «Б.» употреблялся в древней Церкви и как форма обращения: «Твое Благоговение» – обращается свт. Афанасий Великий к имп. Иовиану (Athanas Alex. Ep. ad Jovianum. 1) и свт. Серапиону Тмуисскому (Ep. ad Serap. I 33; ср.: Ioan. Chrysost. Ep. 25; Greg. Nazianz. Ep. 102).

В рус. мысли заслуга выявления подлинной религ. и философско-этической содержательности понятия Б. принадлежит Вл. С. Соловьёву, представившему в «Оправдании добра» целостную систему истолкования человеческой нравственности, возводящую последнюю к 3 взаимосвязанным истокам: чувствам стыда, жалости и Б. При этом чувство стыда, согласно Соловьёву, выражает этическое отношение человека к низшей природе, жалость – к подобным ему живым существам, Б., или благочестие, определяет «должное отношение человека к высшему началу» и составляет т. о. «индивидуально-душевный корень религии» (Соловьев. С. 52). Поскольку указанные начала нравственности, при всей самобытности каждого из них, сохраняют между собой и нек-рую преемственность, в Б., как его понимает и описывает Соловьёв, есть нечто и от стыда, и от жалости – в частности, активный нравственный протест против недолжного и недостойного, не подобающего высшему призванию человека. Так же, как чувство стыда восстает против наших уступок низменным влечениям и как человеческая совесть протестует против всяческой несправедливости и неправды, и нарушение религ. обязанности, свидетельствующее об отдалении человека от «абсолютного центра вселенной», вызывает «могущественное противодействие нашей сокровенной целости» (Там же. С. 233) – противодействие, вынуждающее, как замечает Соловьёв, говорить уже «не «стыдно» и не «совестно», а «страшно» (Там же). Необходимым коррелятом Б., формирующим «отрицательную сторону благочестия», предстает, т. о., страх Божий – «чувство действительного несоответствия нашего абсолютному Добру, или совершенству» (Там же). Б. в его положительном выражении, согласно Соловьёву, «сводится окончательно к радостному ощущению, что есть существо бесконечно лучшее, чем мы сами, и что наша жизнь и судьба, как и все существующее, зависит именно от него,- не от чего-то бессмысленно-рокового, а от действительного и совершенного Добра – единого, заключающего в себе все» (Там же. С. 248). Несмотря на такое радостно-возвышенное завершение, чувство Б. выдвигает перед человеком настоятельную нравственную задачу. Оно властно побуждает его преодолевать собственную немощь, стремиться к совершенству, соответствующему Божию замыслу о нем. Развитие вытекающих отсюда императивов выстраивалось Соловьёвым в перспективе проповедуемого им «теургического делания», имеющего своей целью избавление человечества и мира от разрушительного воздействия времени и смерти (Там же. С. 236, 254 и др.).

Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.

Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Что такое благоговение?

В повседневной жизни мы почти не употребляем слово «благоговение». В Библии чувство благоговения можно встретить всего несколько раз. В духовной литературе это понятие не всегда упоминается. Почему так: не особенно важное чувство или же для него существуют более понятные синонимы? Вопросом «Что такое благоговение?» задаются христиане, которые не так давно углубились в духовную православную жизнь с её понятиями и обычаями.

  1. Понятие благоговения из словарей
  2. Как трактуют понятие благоговение богословы
  3. Почему сложно дать определение благоговению

Понятие благоговения из словарей

В. Даль объяснял благоговение как «сочетание страха и уважения, смирения и покорности; высшая степень почтительности!» Развивая эту мысль, Даль уточняет, что благоговеть – это и «смиряться в ничтожестве своём перед высшим, оказывать безусловное уважение и повиновение пред кем это проявляется».

У С. Ожегова под благоговением понимается «глубочайшее почтение».

Прочитав определения лексикографов, мы можем в первую очередь соотнести понятие «благоговения» с отношением к Высшим силам, Богу; возможно, правителям или старшему поколению.

Читайте также:
Можно ли не ходить в храм и к священнику, если есть Бог в душе? Ответы и советы священников

Как трактуют понятие благоговение богословы

Святитель Афанасий Великий считает благоговение «состоянием, необходимым для богопознания», а Иоанн Златоуст именует благоговением «состояние души, необходимое при чтении Священного Писания».

Богословско-литургический словарь даёт более расширенное описание благоговения. Своими словами передать смысл содержания можно так:

  1. Прежде всего, благоговение – это чувство. Приближаясь к Богу в молитве, присутствуя на церковной службе, участвуя в Таинствах, к христианину приходит чувство сродни озарению, толчку, и с этого момента в нём развивается чувство благоговения. Он вдруг начинает понимать, для чего все эти ритуалы, в чём суть молитвы и ощущает присутствие Бога.
  2. Далее христианин продолжает жить воцерквленной жизнью. Ему искренне необходимо единение с православным миром, и его жизнь делится на «до» и «после» момента озарения.
  3. В это время к верующему приходит чувство восторга, трепета, глубочайшего уважения к Богу, понимание того, как Господь велик и могущественен. Христианин недоумевает, какова же велика сила Бога, и он проникается глубокой любовью к Отцу небесному. Это чувство немного напоминает уважение, почитание и любовь к земным родителям, только сюда ещё добавляется безусловное доверие и принятие всего, что происходит в мире. Верующий знает: если что-то есть, значит Богу так угодно. Он не спорит с Господом даже в мыслях. На самом деле такое отношение может быть у человека и к земным своим близким, но едва ли оно остаётся неизменным в течение жизни.
  4. Благоговея перед Богом, человек понимает: всё, что ни делается, в итоге приведёт ко всеобщему Спасению, всё – Божий промысел. Главное, не переусердствовать в своём желании положиться целиком на волю Божью, а стараться совершать добрые дела, укреплять православную веру в себе и ближних, ведь Господь так любит своих земных «детей», что не препятствует их действиям и не наказывает до последнего. То есть, Он не искореняет всё зло, которое видит, хотя он против зла. Можно сравнить эти ситуации с тем, как отец растит ребёнка, но когда-то отпускает его и лишь со стороны наблюдает за его жизнью, стараясь без необходимости не вмешиваться. Те, кто опекают своих чад до старости, растят их несамостоятельными и порой не очень ответственными, что навредит им же в дальнейшей жизни. Так же и Бог – видит всё, но не всегда наказывает, даёт человеку возможность самому или при помощи знамений прийти к праведной жизни. Так вот, чувствующий к Богу благоговение, понимает всё это. У него нет сомнений, что Господь желает ему и всем в мире добра.
  5. Христианин, относящийся к Богу с благоговением не позволит себе шуток или осуждений Господа не только со своей стороны, но и услышав от тех, с кем общается. А сам он не упоминает имени Божьего напрасно.
  6. Наконец, благоговея перед Всевышним и, соответственно, всем, что он создал, христианин с уважением и без осуждения воспринимает всех людей, несмотря на различия во взглядах и мировоззрении, в том числе, верующий перед ним или нет.

Красочно и точно выразился о состоянии благоговения перед Богом апостол Павел:

«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и нисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, им и к Нему, Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11, 33-36).

Почему сложно дать определение благоговению

Нет точного синонима понятию благоговения. Сказать, что это трепет, страх, восторг или глубочайшая преданность – нельзя, потому что этих слов недостаточно для описания ощущения величия Бога.

Наверное, в том-то и дело, что это надо почувствовать, чтобы понять? Как в земной любви: пока мы сомневается, испытываем ли глубокое чувство к своей половинке, это сложно назвать любовью, как и невозможно описать словами, как узнать это чувство. Только когда уже любим, мы твёрдо знаем, что любовь есть в нашем сердце.

Однако чувство благоговения может и не прийти просто так, если мы не впускаем Бога в свою привычную жизнь: не молимся, не следуем заповедям Божьим, не изучаем духовную литературу, не посещаем храм. Но стоит вовлечься, полюбить христианские традиции и соблюдать их – жизнь заиграет другими красками, и в нашей душе найдётся место для неведомых ранее чувств.

Видео по теме: Что такое благоговение по мнению священника Димитрия Беженарь

Что такое благоговение и его значение в православии

В православии нет мелочей, каждое действие и слово имеет свой смысл. Слово «благоговение» со временем потеряло истинное значение, вне христианской тематики оно мало где применяется. Люди, окунувшись в суету жизни, легко забыли, что значить благоговеть перед кем-то или чем-то. Благоговению не учат в школах и современных семьях, мало кто может объяснить истинный смысл этого слова.

Что такое благоговение

Благоговение — трепетное состояние души, при котором возникает духовная чуткость и появляется Божий страх при осознании присутствия рядом Святого Духа. Трудно одним словом передать значение этой черты характера. В нем соединилось уважение и почитание, культ и преклонение, обожание и почтительность.

Благоговение может возникать в разных ситуациях, но чаще все его испытывают в храме или во время домашней молитвы, когда приходит осознание:

  • цены, уплаченной за спасение;
  • величия Творца;
  • силы Крови Иисус.
Читайте также:
Православная церковная иерархия: чины по возрастанию, особенности каждого сана

Важно! Благоговение свойственно только искренним, благодарным людям. Святыми отцами свойство человека благоговеть перед Божьим присутствием названо добродетелью.

Святые отцы о благоговении

По словам Паисия Святогорца, благоговение является необходимой чертой характера не только монахов, но и истинных христиан. Святой Паисий учил отличать благоговение от благочестия, когда все делается хорошо, но при этом не всегда прилагается разум и сердце.

Благоговеющий перед Господом человек наполнен радостью, от него исходит особое внутреннее тепло.

Святой Святогорец подчеркивал, что без страха Божьего, внутренней скромности и духовной четкости пребывать в благоговейном состоянии невозможно. Христианин, вкусивший состояние благоговейности, отличается тонкими и аккуратными движениями, ощущая около себя постоянное присутствие Ангелов, Творца и святых.

В уме благоговеющего человека постоянно живет уверенность, что его тело — храм Бога Живого, нашего Спасителя, Иисуса Христа. Такой человек с почтением относится к иконам и Святому Писанию, никогда не будет использовать печатное издание, на котором написано имя Господнее, для своих хозяйственных нужд.

Простым примером благоговения могут служить христианки, которые с радостью и великим почитанием выполняют самую черновую работу в храме, а при этом их лица светятся от радости особой теплотой, ведь они служат Самому Богу, считая это за честь.

Читайте еще о православии:

Составная часть особого почитания — смирение

Особое почитание, трепетное состояние в ощущении присутствия Божьего невозможно достигнуть без истинного смирения и покорности. В послании пророка Исайи, в 66 главе говорится о том, что Господь заботится о тех, кто беден и смирен. Кроткие и благоговеющие перед престолом Всевышнего, иконами святых наполнены Божьей благодатью.

Благоговение невозможно привить детям, если родители не служат для них примером истинного послушание и смирения. Благоговеющий отец и мать, которые в смирении и послушании с радостью соблюдают посты, и искренне молятся перед святыми образами, сеют в своих детях семена истинного поклонения перед Всевышним.

Читайте о детях:

Чем отличается благоговеющий перед Богом человек

При особом поклонении Творцу отсутствует спешка, смятение, такой христианин всегда обладает упорядоченным внутренним миром. Благоговеющий человек четко осознает, что каждый его шаг, любая мысль или действие находятся под контролем Творца.

Христианин, наполненный благоговением, покрыт благодатью Творца, окружающие ощущают в его присутствии удивительную радость, умиление и покой. Углубление в познании христианских ценностей, постоянное пребывание в постах и молитве рождает в человеке благоговейное состояние.

Важно! Для благоговеющего человека свято как посещение храма, Святые дары, так и молитва, поклонение иконам. Все, в чем есть присутствие и касание Творца, вызывает слезы умиления, радости и почитания у благочестивого христианина.

Синонимы к слову «благоговение»

  • преклонение, почитание, обожание, поклонение
  • преклонение, преклоняться, поклонение
  • почтение, восхищение, преклонение, уважение, презрение, гордость
  • почтение, уважение, пиетет
  • почитание, поклонение, почесть
  • почтение, почтительность, уважение, серьёзность
  • почтение, преклонение, подобострастие, респект
  • благоговеть, преклоняться, поклонение, подчиняться
  • почитание, благочестие, самообожание
  • преклонение, почитание, поклонение, обожествление, культ, фетишизация
  • почесть, честь
  • преклонение, обожание, подобострастие, предупредительность, бережность, заботливость, самообожание, льстить, чуткость, внимательность
  • обожание, льстить, унижаться
  • предупредительность, внимательность, внимание
  • священный трепет
  • благоговейный трепет

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: направлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

  • благоговение, признательность, почтение, уважение, обожание, трепет, пиетет, смирение, почтительность, святыня, изумление, почитание, восхищение, благодарность, святой
  • поклонение
  • отвращение, презрение, недоверие, недоумение, ужас, робость, коленопреклонение
  • благоговейный страх
  • преклоняя колено
  • глубочайшее почтение
  • полное смирение
  • служители алтаря
  • приходит в удивление
  • чудотворная сила
  • петь акафисты
  • безусловное доверие
  • повергаться ниц
  • священный трепет
  • глубина сердца
  • неизъяснимая радость
  • религиозный восторг
  • благодатные дары
  • божественная благодать
  • молитвенный подвиг
  • освящение икон
  • молитва верных
  • детский восторг
  • целуя руку
  • огромное уважение
  • безграничное восхищение
  • благословляющий жест
  • чудесное явление

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: подвижник, псалмопевец, верующий, почитатель, неверующий
  • Места: святыня, святилище, алтарь, храм, скиния
  • Предметы: дарохранительница, фимиам, молитвенник, икона
  • Действия: почитание, поклонение, благодарность, священнодействие, коленопреклонение
  • Абстрактные понятия: благоговение, трепет, почтение, преклонение, восхищение

Предложения со словом «благоговение&raquo

  • – Это был, как видно, редкостной души человек, – заметил я, – если память о нём спустя столько поколений внушает такое глубокое чувство благоговения.

Цитаты из русской классики со словом «благоговение»

  • В этом путешествии приняла она поклонение императора Иосифа, которому внушала благоговение к себе своею мудростию и великолепием. Об этом путешествии с умилением рассказывает восторженный историк Екатерины.

Сочетаемость слова «благоговение&raquo

  • глубокое благоговение
    в немом благоговении
    религиозное благоговение
  • чувство благоговения
    в знак благоговения
    в состояние благоговения
  • внушать благоговение
    испытывать благоговение
    вызывать благоговение
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «благоговение»

Значение слова «благоговение&raquo

БЛАГОГОВЕ́НИЕ , -я, ср. Книжн. Особенно глубокое почтение, уважение к кому-, чему-л. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «благоговение&raquo

  • Все чувства могут привести к любви, к страсти, все:
    Ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение.
    Да, все чувства… исключая одного: благодарности.
    Благодарность — долг; всякий честный человек плотит свои долги… но любовь — не деньги.
Читайте также:
Молитва об усопшем до 40 дней - молитвы об упокоении души новопреставленного святым, как и когда читать

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «благоговение»
  • Склонение существительного «благоговение» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «благоговение» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «благоговение» (подборка цитат)
  • Перевод слова «благоговение» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «благоговение&raquo

БЛАГОГОВЕ́НИЕ , -я, ср. Книжн. Особенно глубокое почтение, уважение к кому-, чему-л.

Предложения со словом «благоговение&raquo

– Это был, как видно, редкостной души человек, – заметил я, – если память о нём спустя столько поколений внушает такое глубокое чувство благоговения.

Их попутчики окружили повозку и с благоговением смотрели на лежащего старика, который только что на их глазах сотворил невероятное волшебство.

Словом, колокола эти постоянно занимали его слух, наполняли его мысли, всегда вызывая в нём чувство глубокого благоговения.

БЛАГОГОВЕНИЕ

Смотреть что такое БЛАГОГОВЕНИЕ в других словарях:

БЛАГОГОВЕНИЕ

БЛАГОГОВЕНИЕ, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение. Б. перед памятьюгероя.

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговение ср. Глубокое уважение, почтение к кому-л., чему-л., преклонение перед кем-л., чем- л.

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговение с. (перед)awe (of); reverence (for, before), veneration (for)

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговение См. почтение; благоговеть См. подчиняться. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. благоговение культ, поклонение, обожествление, почитание, фетишизация, преклонение, почтение; благоговейный трепет, священный трепет, боготворение, пиетет Словарь русских синонимов. благоговение благоговейный (или священный) трепет, преклонение см. также культ Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. благоговение сущ. • преклонение • поклонение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. благоговение сущ., кол-во синонимов: 12 • благоговейный трепет (3) • боготворение (3) • всеговение (1) • культ (18) • обожествление (15) • пиетет (6) • поклонение (18) • почитание (14) • почтение (15) • преклонение (14) • священный трепет (3) • фетишизация (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, священный трепет, фетишизация Антонимы: поругание, презрение. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

понятие, определяющее глубокое уважение, к Богу, как в помыслах, так и поступках. По своему содержанию оно неотделимо от благочестия как религиозного чувства. После крещения Руси в 988 г. это понятие заняло одно из центральных мест в рус. мысли. Как отмечал Зеньковский, особенностью православного аскетического благочестия было стремление не к отвержению, а к преображению и освящению мира. Флоровский писал, что сама рус. икона свидетельствует *о сложности и глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта*. Образцом Б. для рус. человека был Сергий Радонежский, с его еще отроческой безраздельной отданностью Богу. Свой вклад в сохранение подлинного благочестия церкви внесло старообрядчество. Характерным для православно-христианского понимания благочестия было творчество Хомякова, с его живой и глубокой личной религиозностью. Видимая церковь была для него первореальностью, *соборностью*, проявлением церкви невидимой, в к-рой каждый человек в Б. и духовном единении с др. людьми и с Богом находил себя. Киреевский, постоянно общавшийся со старцами Оптиной пустыни и обладавший подлинным религиозным опытом, суть веры, коренящейся во внутреннем средоточии личности, усматривал в единении личного духа, в его цельности (и даже *всей цельности человека* с Богом). Одной из сокровенных тем Достоевского было постижение силы человеческого покаяния, добра и благочестия. Согласно К. Н. Леонтьеву, ценна только та любовь к людям, к-рая питается из христианской веры, Б. перед Богом. В нравственной философии В. С. Соловьева (*Оправдание добра*, 1897) Б. наряду с жалостью и стыдом является одной из вечных основ человеческой нравственности, коренящихся в природе человека. Оно выражает должное, любовное отношение человека к высшему началу, внутреннее подчинение и преклонение перед ним и составляет *индивидуально-душевный корень религии*. Вера в Бога, неотделимая от веры в объективное значение добра в мире (поскольку Бог и есть абсолютное Добро), является *естественной религией* и позволяет человеку делать добро сознательно и разумно, ибо воля Отца, согласно Соловьеву, говорит через разум и совесть человека. Однако не всякая вера вполне совпадает с истинным Б., а только та, предмет к-рой является достойным, и лишь в случае достойного отношения к такому предмету. Б. и благодарность человека по отношению к Богу неразрывно связаны с Б. по отношению к предкам, через к-рых (в смысле наследственности и созданной предками среды) высшая воля определила существование данного человека, и с Б. по отношению к *провиденциальным* людям, продвигавшим человечество по направлению к совершенству. Настоящее Б., согласно Соловьеву, не зависит от знания к.-л. теологических, религиозно-философских или научных учений, а есть факт реального, действительного ощущения человеком присутствия и действия в нем Божества. Субъективную неправду неверующих людей Провидение стремится также оправдать, направляя их энергию на полезные земные дела. Окончательный нравственный смысл жизни, или совершенное Добро, Соловьев определяет как триединство *любви нисходящей* (по отношению к материальной природе), *любви уравнивающей* (по отношению к людям) и *любви восходящей*, или высшего Б., любви к Богу, обусловливающей первые два вида любви. Флоренский сущность Б., или любви к невидимому Богу, понимал как пассивное открытие сердца человеческого перед Богом и ожидание активного ответного откровения, нисхождения энергий Божественной любви. Глубокое понимание природы Б. встречается также в работе Франка *Смысл жизни* (1926): в этом чувстве человек открывает единство парализующего страха перед бездонной и беспощадной бездной бытия и гармонии, радостного покоя перед величием и неизъяснимой полнотой того же бытия. *Благоговение, – писал он, есть *страх Божий*, страх, дарующий слезы умиления и радость совершенного покоя и последнего приюта*. В понимании Н. О. Лосского в живом религиозном опыте, наполненном чувством Б., Бог, или Божественное Сверхч-то, открывается не только как абсолютная полнота бытия, но и как наиболее совершенная ценность. С т. зр. Н. О. Лосского, религиозность является *основной, наиболее глубокой чертой* характера рус. народа. смотреть

Читайте также:
Правила чтения молитвы для православных: особенности и основные моменты чтения, важность молитвы

БЛАГОГОВЕНИЕ

(AWE) Термин, используемый в двух разных значениях. Первое из них может быть проиллюстрировано выражением ‘благоговеть перед кем-либо’. Второе значение соотносится с внезапным чувством подавленности, обычно связанным с небывалыми размерами, красотой, величественностью необычного искусственного или природного объекта или того, что воспринимается кок сверхъестественное. Вероятно, тот и другой варианты употребления термина обусловлены идентичным психологическим происхождением. Благоговение, означающее преклонение, связанное со страхом, в психоаналитической литературе обозначается как фаллическое благоговение, возникающее, когда ребенок, обретший четкое чувство индивидуальности, подавлен, в типичном случае наблюдая эрегированный пенис отца. Второе значение этого слова предполагает чувство изумления, истоки которого можно увидеть в ранних постиндивидуационных впечатлениях от атрибутов материнского тела, в типичном случае груди и соска. Состояния благоговения отражают выраженную регрессию с диффузией границ Я. Подобные переживания характеризуются чувством растворения в космическом пространстве и времени. В детском и подростковом возрасте переживания благоговения нередко оказывают глубокое и стойкое влияние и связаны с притязаниями и креативностью. Они тесно связаны с такими проявлениями, как покорность искромность, сопровождающими осознание собственной ограниченности перед лицом величия природы, достижений человечества и религиозного опыта. Состояния благоговения часто побуждаются различными ритуалами, такими, как посещение святых мест, живописными красотами, грандиозными театральными и оперными представлениями и т.д., что способствует возникновению чувство единения между членами группы. Благоговение, характеризующееся непреодолимым переживанием страха и ужаса, предполагает влияние ранней детской травмы. Подобные чувства подробно описаны в рассказах Эдгара Алана По. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

(Awe). Чувство глубочайшего почитания и уважения к Богу, соединенное со страхом. Это ни с чем не сравнимое по своей силе и остроте чувство проявляется в неизъяснимом и окрашенном ужасом изумлении перед лицом величайшего и ужасающего присутствия Верховного Существа. Евр. слово yir a и греч. словоphobos чаще всего используются в Св. Цисании для обозначения этого священного трепета, или “страха Божьего”. Благоговение наиболее характерная черта библейского понятия страха основано на том, что человек осознает и признает святость и безмерное величие Бога. Этот священный трепет вызван тем, что человек ощущает милосердную любовь Бога, крую он ничем не заслужил. Почтительное благоговение перед Богом вызывает в душе верующего восхищение, обожание, доверие, поклонение, но, к-ром е того, страх и тревогу. Благоговение весьма существенный элемент богопочитания и служения Богу. В Библии часто говорится о почтении к Богу (Быт 20:11; Пс 33:11; Деян 9:31; Рим 3:18). Священный страх, ниспосылаемый Богом, служит стимулом, благодаря к-ром у в душе верующего возникает почтение к Богу, повиновение Его заповедям, следование Его путями и ненависть ко всякому злу (1Цар 12:14; Еккл 12:13; Пс 2:11; Притч 8:13; Иер 32:40). Согласно НЗ, этот священный страх побуждает верующего вести праведнуюжизнь(2 Кор 7:1; Флп 2:12). Иов и псалмопевец определяют страх как начало мудрости и знания (Иов 28:28; Притч 1:7; Пс 110:10). Библия говорит и о том, что народу, к к-ром у благоволит Бог(Пс 146:11), ведом страх передНим и что “страх Божий” необходим в отношениях верующих друг к другу (Еф 5:21). P.G. CHAPPELL(пер. В. Р.) Библиография: S.Terrien, IDB, II, 25660; R. Otto, The Idea of the Holy; R. Bultmann, TDNT, II, 75154; R.H. Pfeiffer, “The Fear of God”, IEJ, 5:4148. См. также: Страх; Нуминозное. . смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

Обол Обои Обнова Облог Облов Облиго Облегание Обл Обегание Обгон Обвал Оао Нолева Нога Ново Нло Нил Нива Неолог Неелов Нега Нева Небо Нгал Налог Налив Налево Нал Наиболее Наиб Наголовие Наголо Нагло Нагиб Набело Набег Наб Лоно Лонг Логин Логвин Лог Лов Лобов Лобио Лобие Лобан Лоб Лион Лина Лиго Лига Ливан Леон Лениво Лена Лен Легион Лев Лебег Лбина Лаг Лаб Ионол Ион Иол Иов Инга Илона Иена Иегова Иго Игла Иволга Иван Енол Ение Елена Еле Евина Ева Гонгал Гонг Гон Головин Голован Голова Голо Гол Гоголев Гога Говно Говение Гоблин Гоби Гобелен Гнев Глоговин Глог Глобин Глина Глибов Глебов Глеб Гиена Гига Геолог Генеалог Ген Гелио Гелена Геб Ганг Галоген Гало Галеон Галенов Гален Галег Габон Габион Вона Вон Волна Волин Волго Волгин Волга Волан Вол Воин Вобла Вне Виола Винол Вино Вилен Вие Виг Виан Вено Вена Вега Веб Вгиб Вано Валин Вале Вал Вагон Вагин Бон Болона Боление Более Болван Бола Боинг Боев Бог Боа Блогинг Блог Блин Блевание Благоев Благоговение Благовоние Биолог Биола Био Бинго Билон Билан Биг Бенгали Бен Белоног Белов Белена Белг Бела Бегов Овал Овен Бегло Овилан Овин Огнев Огниво Оголение Бег Бвлон Банг Огон Олег Аон Ангоб Англо Ангел Алин Алиев Ален Олеин Олива Олин Олинго Онега Агеев Оон Аггел Авил Аил Багг Багин Баев Бал. смотреть

Читайте также:
Башмачок Спиридона Тримифунтского: где находится и о чем просят, история мощей

БЛАГОГОВЕНИЕ

БЛАГОГОВѢ́НИЕ (-ье), я, ср.Слав.Смирение перед богом, богобоязненность, благочестие.Она как исповѣдалась, так и причастилась с прямым христианским благ. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: благоговение2) Ударение в слове: благогов`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): благоговение4) Фонетическая т. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговение глубокое (Языков); немое (Лермонтов); святое (Фруг) Эпитеты литературной русской речи. — М: Поставщик двора Его Величества – товарищество. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

страх Божий, преодоленный и преображенный любовью (И. А. Ильин). Благоговение есть ощущение вечного идеала как истинно сущего, вызывающего стремление к. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

-я, ср. книжн. Особенно глубокое почтение, уважение к кому-, чему-л.[Ефимов] бережно и с благоговением взял ее в руки и сказал, что это его скрипка, е. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

– преклонение перед высшим, чувство любви человека к тому, что превосходнее его самого; нравственная основа религии. Чувство благоговения составляет «естественную религиюэ (В.С. Соловьев) и является врожденным. Оно состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному, из сильного чувства зависимости, почтения, страха, благодарности за прошедшее и упования на будущее благо. Чувство благоговения – одно из вечных, незыблемых основ нравственной жизни человечества, наряду с чувствами стыда и жалости. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

высшая степень оценки одного человека другим, выражающаяся в признании его заслуг, достоинств и священного происхождения, как обладателя великого сокровища – образа Божьего, неуничтожимой святыни души. Благоговение содержит в себе страх нарушить Божий мир другого человека и радость от присутствия его в своем приближении. Благоговение побуждает человека относиться к другому прежде всего по принципу «не навреди», а потом – «помоги». Благоговение – это непроходящая радость от встречи с другим человеком. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

Rzeczownik благоговение n uwielbienie n pietyzm m cześć f szacunek m respekt m

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговениеיִראַת כָּבוֹד נ’; חֶרדַת קוֹדֶש נ’* * *הערצהיראהСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, п. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

(от говеть в значении «угождать, уважать, бояться») – смесь страха и глубокого почтения. К концу жизни Микеланджело вызывал у своих современников чувство, близкое к благоговению (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело). Земли достигнув наконец, От бурь спасенный Провиденьем, Святой Владычице пловец Свой дар несет с благоговеньем. (А. Пушкин, Акафист E.H. Карамзиной) Что-то вроде неземного благоговения охватывало меня при мысли о таком множестве книг (С. Цвейг, Письмо незнакомки). смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

благогове́ние, благогове́ния, благогове́ния, благогове́ний, благогове́нию, благогове́ниям, благогове́ние, благогове́ния, благогове́нием, благогове́ниями, благогове́нии, благогове́ниях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, священный трепет, фетишизация Антонимы: поругание, презрение. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

корень – БЛАГОГОВ; суффикс – Е; суффикс – НИ; окончание – Е; Основа слова: БЛАГОГОВЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ – БЛАГОГОВ; . смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

(2 с), Пр. о благогове/нииСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, пре. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

сveneração f, reverência f, devoção fСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, по. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

Ударение в слове: благогов`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: благогов`ение

БЛАГОГОВЕНИЕ

• áhítat • kegyelet Синонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонен. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. В нем выражены преклонение перед Высшим, чувство религиозной преданности, доверие, любовь, самоотдача, почитание, благодарность, зависимость, надежда и пр. В этике благоговение одно из нравственных чувств. *Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без благоговения* (о. А.Мень). смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

景仰 jǐngyǎng; (почтение) 极恭敬 jí gōngjìngСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, . смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

сpek derin saygıСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, . смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

сEhrfurcht f, Andacht fСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, прекло. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

• глубокое благоговениеСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, прекло. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

благогов’ение, -яСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

с.vénération fСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, св. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

поруганиепрезрениеСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

andakt, pietetСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, св. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговение с Ehrfurcht f, Andacht fСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, по. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговениеСинонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, свящ. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

ср.(благоговейный страх, трепет) awe (of)проникнутый благоговением — awe-struck

БЛАГОГОВЕНИЕ

с. высок. venerazione f, adorazione f Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: благоговейный трепет, боготворение, всеговение, культ, обожествление, пиетет, поклонение, почитание, почтение, преклонение, священный трепет, фетишизация Антонимы: поругание, презрение. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

сущ. ср. рода, только ед. ч.техн.благоговіння

БЛАГОГОВЕНИЕ

благогове’ние, благогове’ния, благогове’ния, благогове’ний, благогове’нию, благогове’ниям, благогове’ние, благогове’ния, благогове’нием, благогове’ниями, благогове’нии, благогове’ниях. смотреть

БЛАГОГОВЕНИЕ

благоговение культ, поклонение, обожествление, почитание, фетишизация, преклонение, почтение, благоговейный трепет, священный трепет, боготворение, пиетет

Православная энциклопедия (А-К)
БЛАГОГОВЕНИЕ

БЛАГОГОВЕНИЕ

БЛАГОГОВЕНИЕ – религиозно-нравственное чувство, выражающее любовно-почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность,- Богу, святыням, высшим ценностям бытия; основное религ. переживание непосредственного присутствия Божия в мире и в жизни.

Читайте также:
Сколько раз можно быть крестным родителем: допустимое количество крестников у женщины и мужчины

В Синодальном переводе Свящ. Писания рус. слову «Б.» соответствуют греч. εὐλάβεια (осторожность, страх, робость, почитание, Б.- Притч 28. 14; Деян 8. 2; Евр 5. 7; 12. 28), ϕόβοϛ (страх, ужас, боязнь – Пс 118. 38; Мал 1. 6; 1 Петр 3. 15), σέβομαι (благоговею, почитаю, поклоняюсь – Ис 29. 13). В тексте Септуагинты производные от глагола εὐλαβέομαι не всегда соответствуют рус. «Б.», «благоговеть» в Синодальном переводе. Термином «Б.» описывается широкий спектр состояний, связанных со страхом: от позорной боязливости (Прем 17. 8), естественного страха перед лицом врагов (2 Макк 8. 16), страха перед соперником (1 Цар 18. 15, 29), опасения перед будущим (Нав 22. 24) до священного трепета (Исх 3. 6 ) и молчания перед лицом Божиим (Авв 2. 20; Соф 1. 7). Выражение «ἄνδρεϛ εὐλαβεἶϛ » из кн. Деяний святых апостолов передается в Синодальном переводе как «люди набожные» (2. 5) или «мужи благоговейные» (8. 2).

В письменных текстах Др. Руси слова «Б.», « », « » фиксируются с XII-XIV вв. (Срезневский И. Материалы для Словаря древнерусского языка. М., 1958. Т. 1. С. 94) первоначально исключительно в церковном применении. В XVIII-XIX вв. Б. фигурирует и как понятие мирской морали, иногда не без нек-рого уничижительного оттенка: Б. определяется как «смесь страха и уважения, смирения и покорности», причем одним из значений слова «благоговеть» признается «раболепствовать» (Даль В. И. Толковый словарь живого рус. языка. М., 1978.

Т. 1. С. 92); появляются характерные производные «благоговейник», «благоговейница» и т. п. (Там же).

Развитие понятия Б. соответствует историческому опыту религ. и нравственного сознания. На ранних этапах формирования представлений о высшем, сверхъестественном начале нарождающееся религ. чувство наиболее адекватно определяется предложенными нем. теологом Р. Отто терминами «majestas» (величие), «mysterium tremendum» (таинство, вызывающее трепет), «mysterium fascinosum» (чарующее таинство). Священное открывалось человеку в многоликости непредсказуемых стихийных сил, ужасающих и влекущих одновременно. Однако такое амбивалентное отношение к Первоисточнику бытия еще не было тождественно Б. в настоящем смысле этого слова.

Античный мир с его политеистическим мировосприятием четко различал «horror sacrilegii» (ужас святотатства) и «tremor sacer» (священный трепет), сопровождающий религ. поклонение. При этом то и др. тесно увязывается с духом и регламентом полисной, а впосл. имперской гражданской добродетели: благоговеть перед родными богами человек обязан как житель и гражданин данного города или гос-ва, вслед. чего Б. приобретает публичный характер. Поскольку, однако, могущество и благосклонность языческих божеств не всегда совпадают,- священный трепет, нравственная привязанность и религ. поклонение в античном мировоззрении еще не объединяются в органическую целостность, присущую идее Б. в христ. понимании.

В ВЗ, с одной стороны, Б.- страх и трепет в присутствии Бога и Его грозных знамений, это не статичный, ограниченный местом и временем, легко ритуализируемый священный страх приверженцев античного языческого культа, а глубокая душевная потрясенность и неизбывная тревожность человека, впервые ощутившего себя перед лицом действительно единого и всевластного, всюду настигающего Бога, Который есть «огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор 4. 24), но – прежде всего остального – Который есть Сущий (Исх 3. 14). Благоговейный страх в ветхозаветном представлении – это страх Иакова, воскликнувшего о месте присутствия Господа: «Как страшно сие место!» (Быт 28. 17); страх и трепет Авраама, безропотно ведущего на заклание своего единственного и возлюбленного сына (Быт 22). С др. стороны, столь же углубленный характер приобретает в ВЗ этика любви к Богу: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6. 5); вся религиозно-нравственная атмосфера ветхозаветного бытия исполнена напряженными взаимоотношениями любви, сострадания, коллизиями верности и неверности человеческой в ответ на непреложную верность Бога. Страх и любовь, как 2 своеобразных вектора, сближаясь, создают этос Б.

Благая весть о воплощении, страстях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса Христа создает для христ. мироощущения центральную перспективу, в к-рой понятие Б. объединяет в себе преклонение перед величием и всемогуществом Божиим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство собственной ответственной причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире. Прообразованный для христиан Свящ. историей, этос Б. становится существенным элементом как религ. опыта, так и человеческой нравственности, налагая свой отпечаток на устойчивые типы отношений личности к почитаемым ею людям, ценностям культуры, духовным и нравственным святыням, миру природы. Б. перед кем-либо означает почитание данной личности в силу изначально дарованного ей Богом совершенства, открытого и привлекательного для нас и вместе с тем требующего от нас деятельного соучастия. Благоговеть – значит быть причастным при соблюдении почтительной дистанции по отношению к предмету нашей причастности. Подлинно благоговеющий добровольно умаляет себя перед благоговеемым, тем самым открывая в нем и для себя новые возможности одухотворенного действия и возрастания.

Очерченное понимание Б. глубоко вошло в христ. традицию – его пробуждает и в нем раскрывается существо христ. богослужения, его утверждают и развивают многовековой уклад церковной жизни, почитание святых. Выдающиеся произведения христ. письменности, включая жития святых, учительную лит-ру, воспитывают в духе Б. перед Господом и Его творением. По словам свт. Тихона Задонского, «дети пред отцем своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного, и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом вездесущим и все назирающим должно ходить со страхом и благоговением» (Творения: В 5 т. М., 1889. Т. 5. С. 257). Б., согласно свт. Тихону, рождается от познания вездесущия Божия: «Помни о вездеприсутствии Божием, и породится в тебе благоговеинство» (Т. 4. С. 9). По учению св. отцов, Б.- необходимое условие для занятия богословием, участия в богослужении, вообще в духовной жизни. Свт. Афанасий I Великий говорит о Б. как о состоянии, необходимом для богопознания: «Божество познается не в словесном изложении. но в вере и благочестивом размышлении с благоговением (εὐσεβεἶ λογισμὦ μεἰ εὐλαβείαϛ.)» (Athanas. Alex. Ep. ad Serap. I 20). Свт. Иоанн Златоуст называет Б. состояние души, необходимое при чтении Свящ. Писания (Ioan. Chrysost. In Ioan. 53. 3). По его словам, «надлежащее благоговение» (προσηκοὐση εὐλαβεία) наряду со страхом (ϕόβοϛ) и трепетом (τρόμοϛ ) характеризует состояние приступающего к Св. Тайнам (De proditione Judae I 1). Он укоряет своих слушателей в том, что они приходят в храм мимоходом, по привычке к празднику, а не по Б. души ( οὐ δἰ εὐλάβειαν ψνΔἦϛ ) (De bapt. Christ. 1).

Читайте также:
Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

Термин «Б.» употреблялся в древней Церкви и как форма обращения: «Твое Благоговение» – обращается свт. Афанасий Великий к имп. Иовиану (Athanas Alex. Ep. ad Jovianum. 1) и свт. Серапиону Тмуисскому (Ep. ad Serap. I 33; ср.: Ioan. Chrysost. Ep. 25; Greg. Nazianz. Ep. 102).

В рус. мысли заслуга выявления подлинной религ. и философско-этической содержательности понятия Б. принадлежит Вл. С. Соловьёву, представившему в «Оправдании добра» целостную систему истолкования человеческой нравственности, возводящую последнюю к 3 взаимосвязанным истокам: чувствам стыда, жалости и Б. При этом чувство стыда, согласно Соловьёву, выражает этическое отношение человека к низшей природе, жалость – к подобным ему живым существам, Б., или благочестие, определяет «должное отношение человека к высшему началу» и составляет т. о. «индивидуально-душевный корень религии» (Соловьев. С. 52). Поскольку указанные начала нравственности, при всей самобытности каждого из них, сохраняют между собой и нек-рую преемственность, в Б., как его понимает и описывает Соловьёв, есть нечто и от стыда, и от жалости – в частности, активный нравственный протест против недолжного и недостойного, не подобающего высшему призванию человека. Так же, как чувство стыда восстает против наших уступок низменным влечениям и как человеческая совесть протестует против всяческой несправедливости и неправды, и нарушение религ. обязанности, свидетельствующее об отдалении человека от «абсолютного центра вселенной», вызывает «могущественное противодействие нашей сокровенной целости» (Там же. С. 233) – противодействие, вынуждающее, как замечает Соловьёв, говорить уже «не «стыдно» и не «совестно», а «страшно» (Там же). Необходимым коррелятом Б., формирующим «отрицательную сторону благочестия», предстает, т. о., страх Божий – «чувство действительного несоответствия нашего абсолютному Добру, или совершенству» (Там же). Б. в его положительном выражении, согласно Соловьёву, «сводится окончательно к радостному ощущению, что есть существо бесконечно лучшее, чем мы сами, и что наша жизнь и судьба, как и все существующее, зависит именно от него,- не от чего-то бессмысленно-рокового, а от действительного и совершенного Добра – единого, заключающего в себе все» (Там же. С. 248). Несмотря на такое радостно-возвышенное завершение, чувство Б. выдвигает перед человеком настоятельную нравственную задачу. Оно властно побуждает его преодолевать собственную немощь, стремиться к совершенству, соответствующему Божию замыслу о нем. Развитие вытекающих отсюда императивов выстраивалось Соловьёвым в перспективе проповедуемого им «теургического делания», имеющего своей целью избавление человечества и мира от разрушительного воздействия времени и смерти (Там же. С. 236, 254 и др.).

Значимую для современности концепцию Б. представляет этика «благоговения перед жизнью» (die Ehrfurcht vor dem Leben) протестант. теолога и гуманиста-подвижника А. Швейцера. Он считал, что универсализация идеи жизни как высшей ценности является единственным способом утвердить созидательную силу и полемическую мощь христианства в драматических условиях XX в. По его мнению, «принцип нравственного» состоит в том, что человек способен испытывать равное Б. перед жизнью как по отношению к своей воле к жизни, так и по отношению к любой др.: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. » (Швейцер. С. 218). Однако, с христ. т. зр., нравственный императив не есть лишь плод интуиции ценности жизни, но заповедь, данная человеку Творцом. Тем не менее Швейцер внес несомненный вклад в сохранение и актуализацию понятия Б. для светского европ. сознания, интерпретируя жизнь во всем многообразии ее проявлений как предмет этического Б.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // он же. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 119-135, 170-204, 222-266; Франк С. Л. С нами Бог: Три размышления // он же. Духовные основы общества. М., 1992. С. 217-404; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 23-35, 216-237; Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 8-22; Элиаде М. Священное и мирское // он же. Миф о вечном возвращении. С. 251-356. М., 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: