Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

О браках с неверующими и неверными

Здравствуйте, Батюшка!
Извините, что называю Вас так, но мне очень нравится это русское слово, применяемое к служителю церкви. Тем более, что у меня нет родителей и живу я, как вы могли видеть по моему адресу, не в России.
Мой вопрос такой: Можно ли венчаться православным с католиками? И как нам быть, если брак уже есть и основан он на любви? Не будет ли значить, со стороны православной церкви, что брак между католиком и православной – обречён?!
Мне бы очень хотелось повенчаться в церкви, дабы получить Благословение Божье, и тем самым укрепить наш брак. Как нам быть? Может тогда лучше не венчаться, а жить в простом браке (не люблю это слово)? Пожалуйста, Батюшка, помогите мне. Я не знаю как мне быть. Я очень люблю своего мужа. Муж достаточно взрослый, ему 45 лет и менять принадлежность к другой церкви трудно, да и не поймут его здесь в стране католиков, хотя он всегда бывает со мной и моей дочерью в православной церкви на протяжении всей службы.

Ответ отца Олега Моленко:

Твой вопрос имеет две стороны: формальную и духовно-практическую. В формальной части я сошлюсь на положение, существовавшее в Российской православной кафолической церкви (до революции 1917г.). Цитирую с переменой орфографии на современную по “Настольной книге для священно-церковно-служителя” С.В.Булгакова, изд.1913г.

“Действующие у нас (т.е. в императорской России) постановления дозволяют браки русских подданных мужского и женского пола православного исповедания с католиками, лютеранами, реформаторами и с другими лицами христианских исповеданий, как состоящими, так и не состоящими в русском подданстве.

Браки православных лиц с указанными неправославными лицами, если к тому нет законных препятствий, приходской священник имеет право совершать, не испрашивая разрешения епархиального Архиерея; если же священник встретит сомнение, то, не приступая к совершению брака, обязан донести Преосвященному с изложением причин сомнения; по рассмотрении этих причин, Преосвященный разрешает дело лично сам от себя, или, когда потребуется формальное производство, предписывает Консистории; при совершении браков православных лиц с неправославными должны быть исполнены и соблюдены все постановления относительно оглашения, совершеннолетия, родства, взаимного согласия брачующихся, согласия на брак их родителей, представления брачующимися всех необходимых для брачного обыска документов, словом, все те правила и предосторожности, которые постановлены для браков между православными лицами; кроме того, требуется, чтобы везде, кроме Финляндии (для коренных жителей которой постановлено в статье 68-й изъятие), лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными, дали священнику пред совершением брака подписку в том, что не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что рожденные в этом браке дети крещены и воспитаны будут в правилах православного исповедания; подписка эта берется священником пред совершением брака по установленной для нее форме, и, по совершении брака, она представляется епархиальному Архиерею (Св. Зак. Х т. 1 ч., 67 стр. Ук. Св. Син.7 авг. 1885г., № 7).

Венчание православных с неправославными непременно должно быть совершено православным священником в православной церкви, по правилам и обрядам православной веры; просьбы совершать обряд бракосочетания по правилам одной лишь иностранной церкви принимать запрещается (там же). Брак православного лица с иноверным не признается действительным, доколе не совершится в православной церкви православным священником (Уст. Д.К., 26), и в частности – браки лиц православного исповедания, совершенные одними римо-католическими священниками, почитаются недействительными, доколе тот же брак не обвенчан православным священником (Св. Зак. Х т., 1 ч. 72 стр.)”.

Как видишь, формально у тебя нет никаких препятствий, и, если какой-то невежественный священник будет отказывать, то принеси ему эту выписку с указанием страниц 1206-1208 этой книги.

В наши отступнические дни проблема может возникнуть совсем с другой стороны. Препятствием к браку является то обстоятельство, если один из брачующихся принадлежит к отступнической церковной структуре, например, “Московской патриархии”, которая ложно продолжает называть и считать себя церковью Христовой и правопрееменицей дореволюционной Греко-Российской церкви. Сошлюсь на стр. 1207 (сноска 4) цитируемой мной книги: “Вопрос о допустимости браков лиц православных с отступниками от православия на Предсоборном Присутствии подавляющим большинством голосов был решен отрицательно (см. Прилож. к Ц. Вед. 1907, 11)”.

Первым такие браки запретил святой Апостол Павел, утверждая:

2 Кор.6:
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

В отношении же неверующих (а иные исповедания с православной точки зрения можно вполне отнести к неверующим – неверующим истинно и правильно) Апостол Павел не запрещал брак:

1 Кор.7:
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Из сопоставления слов Апостола “неверующий” и “неверный” явно выходит, что последнее относится к отступникам от веры, нечестивцам и явным врагам истинной веры, а первое – к заблуждающимся в вере, например, к тем же простым католикам или вовсе неверующим во Христа людям.

Я не знаю, в какую церковь ходишь ты, но если принадлежащую МП или ОСА или РПЦЗ(Л), т.е. возглавляемую Лавром Шкурлой, то они все отступнические и члены их – отступники и предатели Христа. Тогда по церковным правилам с тобой нельзя венчаться, пока не выйдешь из отступнической структуры и не покаешься за пребывание в ней (по неведению).

Читайте также:
Национальность Иисуса Христа: какая была на самом деле, отец и мать, история, факты

Допустим, вы повенчаетесь и все у вас сложится хорошо. Могут возникнуть опасности в будущем с духовно-практической стороны, как по отношению к вашему браку, так и по отношению к вашим детям. Перемена обстоятельств или воздействие врага спасения могут повлечь за собой то, что твой муж (а люди со временем могут сильно изменяться, ибо кто со Христом не собирает, тот обязательно расточает) станет противоречить твоей вере или склонять детей к своей. Тогда-то может произойти трагедия: или ты уступишь из плотской любви и потеряешь Христа и спасение, или ваш брак распадется по предмету веры, или ты будешь наблюдать своими глазами погибель детей по заблуждению. Ведь их любимый и добрый папа – католик, почему же им нельзя принять его веру? Чем ты возразишь на это? В общем, будь готова к подобным искушениям и проблемам. Лучше всего попытаться ненавязчиво и постепенно раскрыть ему всю красоту и истинность православной святоотеческой веры и тем обратить его в нее.

Мне же более всего жалко детей твоих и любых других, которые попадают в неблагоприятные для воспитания в истинной вере условия.

Помоги тебе Господь в твоем нелегком положении!

Брак с неверующим? Почему нельзя?

В христианском мире существует понятие, что верующему человеку необходимо создавать семью только с верующим, не иначе.

Мои православные друзья абсолютно спокойно находят себе неверующих супругов и без каких-либо переживаний создают семью на основе взаимной любви. Другие верующие христиане создают браки только с верующими избранниками, желательно со своей же церкви. Вопрос спорный и мнения во взглядах у многих расходятся.

Вопрос в том, а действительно ли верно истолковываются в наше время взгляды на создание семьи обязательно с веруюшщим человеком. А что делать, если между двумя людьми огромная настоящая любовь, а , допустим, парень не желает принимать харизматическую веру, не атеист, конечно, просто знает что Господь есть на свете, но активно не верит. Сталкивалась не раз с такими семьями. Люди вполне счастливы, оба понимают свои позиции в религии и никто никому не мешает и не навязывает своё. Их соединяет любовь, дружба, семья, дети, любовь к природе, к земле и т.д.

Я предлагаю вынести на обсуждение этот вопрос и высказать свои мнения, желательно с жизненными примерами.

Фиалочка, У Соломона была огромная настоящая любовь ко всем своим женам и наложницам

И слава Богу,что не хочет принимать харизматическую веру.

А что такое активно верить?

Нужно соблюдать то,что заповедовал нам Господь и не запаривать себе мозг всякими активностями.Самое главное свою жизнь нормализовать согласно доброму учению Иисуса!Не грешить!Любить людей и Бога!

Спасибо, я тоже считаю, что это гораздо важнее..

Открою вам секрет – есть христианская вера. Слово харизма – в своей сути не несет ничего плохого, только хорошее.

вообще-то это понятие существует в Библейском мире, где-то в посланиях. )))))))) Если это еще для кого-то авторитетный источник.

А вообще..женитесь на ком хотите. Павел никого ругать не будет. МЫ ответственны за свои решения..и в конечном этоге сами будем пожинать плоды счастливого или несчастного брака.

А я лично не хочу связать жить с человеком, который не разделяет основопологающие взгляды моей жизни. Он мне будет чужим. Да и вопрос воспитания детей остается открытым – чьи ценности они воспримут?

Люди, которые собираются жениться на неверующих мне вообще. непонятны. Они напоминают детей, которые проверяют, как далеко они могут зайти и остаться безнаказанными. Но это глупо. Потому что дело не в наказании, а В ТВОЕМ СЧАСТЬИ! “Делай то и то. и не делай того и того. чтобы ТЕБЕ. было хорошо!” – говорил Бог израильтянам.

Мы искуплены и нам оказана огромная честь – быть детьми Бога. Наверное, надо совсем это не ценить, чтобы выйти за неспасенного человека.

16 и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

вот на эти слова и нужно обращать внимание. А деноминации здесь ни при чем

неверующий – это человек второго сорта и он не достоин любить тебя и быть любимым тобой, семейного счастья!

, мне немного странно, что Вы открыли эту тему в разделе “Жизнь церкви”, хотя речь идет, скорее, о семье . но это Ваш выбор.

В том, что касается официальной политики РПЦ по отношению к браку, то она совершенно четко высказана в документе “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”, раздел X.2. РПЦ относится к выбору супруга(и) не безразлично, хотя и не осуждает тех верующих, которые женились (вышли замуж) на(за) неверующей (неверующем), более того, не воспрещает браки с верующими других христианских деноминаций.

” В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.”

. ” Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме. Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Читайте также:
Гонения на православную церковь: времена и причины, история православия в 20 веке, мифы

Впрочем, то, что церковь с уважением относится к гражданскому (оформленному в соответствии с нормами гражданского законодательства) браку, не означает, что ей это безразлично.

Если говорить о современной позиции протестантизма, то интересен документ “Социальная позиция протестанских церквей России” (март 2003), в котором всячески подчеркиавется толерантность к иноверию: см, 2. СВОБОДА СОВЕСТИ, ПРАВА И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ , веротерпимость . “Христиане и все люди доброй воли должны признавать право любого человека иметь собственное мировоззрение. Диалог всегда лучше противостояния. Люди должны научиться приходить к согласию без взаимных оскорблений, без ненависти и злобы обсуждать различные точки зрения. Цель диалога – не достижение единомыслия, что зачастую влечет за собой унизительное всеобщее подчинение некоей господствующей идеологии, а равноправное и уважительное партнерство. Толерантность по отношению к чужим убеждениям – лучшая профилактика всякого рода экстремизма. “

Позволительно ли христианам вступать в брак с неверующими?

Смешанный брак Вопрос: Позволительно ли христиа­нам вступать в брак с неверующи­ми людьми?

Ответ: Историческая пози­ция еван­гель­ских церквей всегда рассматривала брак христианина с неверующим или инакове­рующим человеком (неразделяющим ев­ангельской веры) как грех. Брак с верую­щими из других евангельских конфессий допускался, но редко и только после серь­езных предупреждений молодым о слож­ностях, которые могут возникнуть в таком браке. Однако, сегодня все чаще и чаще звучат голоса, готовые оспаривать историческую позицию. В конечном счете тради­ция не является решающим аргументом в вопросах веры и жизни. Так что говорит Библия о данном вопросе?

Библейское учение о смешанном браке

Ветхий Завет

Ветхий Завет покрывает очень большой промежуток истории человечества (от со­творения мира по IV в. до Р.Х.), что делает обобщения очень непростой задачей. Тем не менее, если постараться выразить в одном предложении учение Ветхого Завета по вопросу смешанного брака, то можно уверенно сказать, что Божья воля в отношении Своего избранного народа заключалась в том, чтобы люди женились и выходили замуж за тех, кто разделяет с ними веру в истинного Бога.

Предпосылки

Авраам потребовал, чтобы жена для сына своего Исаака (избранного семени Авраама, см. Гал.4:22-28; Евр.11:17-18) была взята не из Хананеев, которые не поклонялись истинному Богу, а из числа тех, которые знали истинного Бога (Быт.24:3-4). Исаак в последствии запретил Иакову брать жену «из дочерей Ханаанских» (Быт.28:2,6).

Прямой запрет

После того, как Бог вывел Свой избранный народ из Египта и вступил с ним в за­вет Господь полностью запретил браки с языческими народами, окружавшими Израиль. В Исх. 23:32-33 и 34:12 Бог запрещает вступать с языческими народами в завет (а значит и брак).

Не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью (Исх.23:32-33).

Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас (Исх.34:12, см. тж. Исх.34:15).

В Исх. 34:16 мы видим прямое запрещение против брака с языческими народами.

Не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих (Исх.34:16).

Бог повторил запрет непосредственно перед входом в землю обетованную:

Не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя (Втор.7:2-4).

Неемия напрямую называет смешанный брак грехом:

Вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен? (Неем.13:27)

Ездра называл такой брак «беззаконием» (Езд.9:2,6), «отступлением (Езд.9:10-12) и «нарушением» заповедей (Езд.9:14), каялся и призывал людей к покаянию (Езд.9-10).

В каждом случае Бог объясняет запрет тем, что брак с языческими народами угрожает тем, что народ избранный уклонится от поклонения Богу истинному и начнет поклоняться богам языческим и понесет справедливое наказание от Гос­пода.

Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы от­вратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас наро­ды сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и тер­ном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, кото­рую дал вам Господь Бог ваш (Иис.Нав.23:11-13).

Уточнение

Запрет против смешанного брака был вопросом религиозных, а не национальных или расовых отличий. Язычники из разных народов, принимающие веру в истин­ного Бога, могли полностью инте­грироваться в еврейское общество (напр. Рахав и Руфь, которые не только стали членами избран­ного народа, но и попали в число предков Иисуса Христа, см. Мтф.1:5; Евр.11:31).

Следствия неповиновения

Божьи опасения о разрушительном действии смешанных браков многократно оправдываются свидетельством Ветхого Завета.

Чего Валак, царь Моавитский и враг Израиля, не мог добиться путем прямого про­клятия Изра­ильтян от Валаама (Числ.22-24), он смог достичь посредством сме­шан­ных браков между Израильтянами и Моавитянами (Числ.25:1-6), пока Финеес своим действием не прекратил «поражение сынов Израилевых» от Господа (Числ. 25:7-8).

После смерти Иисуса Навина Изральский народ стал служить идолам в результате смешанных браков.

И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астар­там (Суд.3:6-8).

Соломон, мудрейший из людей (3Цар.4:29-34), не смог устоять от пагубного влияния «чуже­странных женщин».

Читайте также:
Святые места Москвы и Подмосковья: популярные источники и священные места, описания и истории, рекомендации

И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хетте­янок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его (3Цар.11:1-3 и далее 3Цар.11:4-11, а также Неем.13:23-27).

Исключения?

Возможно кто-то вспомнит Иосифа, о котором сказано, что фараон «дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского» (Быт.41:45) и о Есфири, которую языческий царь Артаксеркс взял себе в жены (Есф.2:1-18). Не являются ли они исключениями из общего правила?

Некоторые с готовностью будут рассказывать об «удачных» смешанных браках и требовать на этом основа­нии снисхождения в этом вопросе по отношению к самим себе или к своим детям.

Очевидно, что как Иосиф, так и Есфирь оказались в смешанном браке не по своей инициативе. Необходимо учесть, что во время пребывания Иосифа в Египте (XIX-XVIII вв. до Р.Х.) прави­ла династия Хиксос, которая была семитского происхожде­ния и подобно евреям возможно унаследовала знание об истинном Боге. Более того, Иосиф к моменту своего брака своим свидетельством добился того, что фараон и его окружение начали слушаться истинного Бога.

Эти примеры не являются противоречием общему учению ВЗ о смешанных браках. Они лишь свидетельство того, что Бог не оставляет своей милостью оказавшихся в трудных обстоятельствах не по своей воле и полностью соответствуют повелению Господа в НЗ верующим «не разводиться» с неверующими согласными жить с ними в уже существующем браке, потому что «неверующий муж освящается женою верую­щею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14).

Если же апеллировать к опыту, то на каждый «удачный» смешанный брак суще­ствует множество неудачных, жертвы которых возвращаются в церковь с болью в сердце и часто с разрушенной семейной жизнью. «Удачным» в таком случае назы­вают брак, в котором супруги нашли способ гармоничного сосуществования и ко­торый не распался по прошествии короткого времени. Однако, стандартом брач­ного успеха является сильная духовная жизнь и совместное служение Господу, поэтому смешанные браки вовсе нельзя назвать успешными. Не стоит забывать, что даже относительно-позитивный опыт таких пар не может служить оправда­ни­ем для нарушения прямого запрета Господня. Для верующего человека брак на неверующем однозначно является актом непослушания благой и совершенной воле Бога.

Учение Нового Завета

Новый Завет поражает широтой распространения евангелия, которое предлагается всем народам без исключения. В Новом Завете Бог продолжает формировать Свой особый, избранный, святой народ – Церковь, которая является «истинным Изра­илем» и призвана быть в мире, но не от мира (Ин.17:14-16). Божьи законы для жизни Израиля в Ветхом Завете применимы и к Церкви в Новом Завете.

Предостережение

Даже если верующий человек вступает с намерением изменить неверующего, обрат­ное про­исходит гораздо чаще.

«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).

Здесь действует простая мудрость: «Если потереть чистую руку о грязную, получится две грязных руки».

Предположение

1Кор.9:5 «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?» В данном стихе речь идет, конечно, не о кровной сестре, а о сестре в Господе, т.е. о христианке. Очевидно, что Павел в вопросе брака подразумевает единство вероисповедания для христианских семейных пар, как призванных служителей Бога. Такое предпо­ложение должно быть базовым для каждого христианина. «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам.3:3).

Ограничение

1Кор.7:39 «только в Господе». Павел учит, что после смерти супруга брак возмо­жен, но только за человека верующего. Если это ограничение действует по отноше­нию к браку после смерти первого супруга или супруги, оно обязательно действует и по отношению к браку вообще, иначе оно просто не имеет смысла.

Запрет

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение правед­ности с безза­конием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая сов­местность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них ; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Гос­подь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы бу­дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2Кор.6:14-18).

Данный отрывок не упоминает слово «брак». Дух Святой через апостола Павла предосте­регает верующих против любого союза или общения, в котором наблюда­ется несовмести­мость. Речь идет не о контакте с неверующими людьми, а о взаимо­связующих обязатель­ствах, которые люди берут на себя в таких отношениях.

Логические соображения

В смешанном браке духовное единство и духовная близость невозможны. Христи­анские ценности брачной жизни не являются абсолютными ценностями для неве­рующего человека, что изначаль­но ставит будущее смешанного брака в высокую категорию риска.

Слава Божия в браке

1Кор.10:31 «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Брак с человеком неверующим не прославляет Бога, хотя бы потому, что неверующий изначально не стремится славить Бога и не считает эту цель главной в своей жизни. Вступать в брак с целью переменить духовные убеждения друг друга вряд ли можно назвать честной и благородной целью. Такой подход обрекает брак на постоянное противостояние и конфликт супругов. Брак существует для того, что­бы два человека вместе могли возрастать и укрепляться в познании Господа и жить для славы Его. Смешанный брак изначально не ставит перед собой такой цели.

Образ Христа и Церкви

С богословской точки зрения брак между мужчиной и женщиной является симво­лом духов­ного союза между Богом и Его избранным народом. В Ветхом Завете мно­гократно использу­ется образ невесты или жены по отношению к Израилю (Ис. 54:6; Ис.62:5; кн. Осии), в Новом Завете церковь представлена как обрученная невеста и жена Христа (2Кор.11:2; Еф.5:23-33). В книге Откровения кульминацион­ным событием является брак между Агнцем и единым искупленным Им народом (Откр.19:7; см.21:9). Если это так и в браке люди должны отра­жать красоту Божьей любви к Своему народу, то как немыслимо, чтобы Христос сочетался с людьми, которые отвергают Христа, так должно быть немыслимо для верующего человека сочетаться с неверующим.

Читайте также:
Мощи князя Владимира: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Влияние на супруга(у)

Если брак совершается без согласия в фундаментальных вопросах веры и жизни, то эти вопросы признаются недостаточно серьезными. Христианин, готовый на такой поступок, несет ответственность за то, что его супруга будет воспринимать вопросы веры не очень серьезно, что послужит преградой для обращения неверу­ющего(ей) супруга(и) к Господу.

Влияние на себя

Между верующим и неверующим существует очевидная духовная несовместимость (2Кор. 6:14-7:1; Еф.2:1-3). Непонятным остается почему христианин, который по определению дол­жен всем сердцем и душой стремиться жить в послушании Богу, желает связать свою жизнь с человеком, который не разделяет любви к Богу. Духов­ное состояние такого христианина явно не на должном уровне и предполо­жение, что он сможет обратить своего неверующего супруга или супругу вряд ли можно назвать разумным. В таком браке не неверующий при­ближается к Богу, а верующий удаляется от Бога. Такой брак ведет к жизни в духовном поражении (Иис.Нав.23:11-13).

Христианин вступающий в брак с неверующим человеком должен сознательно при­нять воз­можность того, что его супруга возможно никогда не придет к упов­анию на спасительную благодать Господа. Либо христианин будет вынужден жить в постоянном компромиссе ве­ры, либо бороться за изменение убеждений своей супру­ги. Если он этого не делает, тогда в нем постоянно будет жить вина и неудов­летворенность в том, что он не способен повлиять на самого близкого человека. Каков будет вес ответственности, когда христианин предста­нет пред Господом в судный день? Как такой человек сможет пребывать в вечности с созна­нием того, что его супруга в тот момент находится в месте вечных мук?

Влияние на детей

Раздвоенность в вопросах веры и жизни либо не позволит супругам серьезно отно­сится ни к одной системе вероисповедания, либо будет поводом для постоянной конкуренции. Дети воспитываемые в такой атмосфере постоянно будут перед вы­бором, кому из родителей угождать. Скорее всего смешанные браки воспитывают неспособность или нежелание вни­кать в вопросы веры. Существует большая веро­ят­ность того, что дети от смешанного брака уйдут от Господа (Втор.7:3-4; Неем. 13:23-27).

Если верующий состоит в браке с неверующим

Слово Божие дает наставление христианам, находящимся в браке с неверующими во Христа, оставаться в браке:

1) Не разводиться (1Кор.7:12-13);

2) Жить в смирении праведной жизнью, чтобы, если возможно, приобрес­ти неверующего для Господа (1Кор.7:14-16; 1Птр.3:1).

Можно ли евангельскому верующе­му вступать в брак с православным верующим?

Православная церковь негативно относится к смешанным бракам и позволяет их только при условии, что дети будут воспитаны в православной вере.

Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:5; Флм.1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершен­ствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьез­ную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь счи­тает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Госпо­де» (1Кор.7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

… В том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфа­генский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между право­славными и последователями иных религиозных традиций.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Цер­ковь как в прошлом, так и сегод­ня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Вос­точных Церк­вей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в право­славной вере.

«Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» в Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, X. 2 http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

Может ли евангельский верующий согласиться на такие условия? Элементарное уважение к вере друг друга требует от евангельского и православного верующего отказа от возможного брачного союза.

Заключение: Тот факт, что данный вопрос сегодня стоит с особой остротой перед евангельскими верующими, свидетельствует о серьезной деградации внутри ев­ангельских церквей. На самом деле вопрос должен звучать не «Позволительно ли…?», а «Почему некоторые христиане хотят связать свою жизнь с людьми, кото­рые не любят Господа Иисуса?». Исследуя Слово Божие, можно однозначно утвер­ждать, что Бог расценивает смешанные браки как грех и нарушение Его благой и совершенной воли, влекущие за собой многочисленные трудности и духовные падения.

Брак с неверующим или иноверцем: можно или нет, отношение церкви и мнение священников

  • Главная → Православные беседы
  • Поток ответов
  • Войти
  • Вход
  • Разговор за чаем [33/2089]
  • Литература [7/383]
  • Жизнь [21/962]
  • События страны [3/166]
  • Дом и семья [17/1340]
  • Статистика за сегодня
    Новые темы: 2
    Новые сообщения: 7

*СЕМЬЯ* (!) О браке с иноверцем ← Дом и семья

  • Анонимно
  • 01:05 | 28.06.2008

«Замуж за неверующего?»
http://www.christianbook.ru/lib/zamuzh.html

БРАК С МУСУЛЬМАНИНОМ
http://www.christianbook.ru/lib/braksmus.html

  • Анна:
  • 13:04 | 28.06.2008 | ответить #1123

Ну все-таки крещеный, но не воцерковленный человек – это не язычник. И ответа на вопрос, а что же все-таки делать я не нашла в этой статье.

  • Елена:
  • 16:00 | 28.06.2008 | ответить #1124

за мусульманина – никому не советую.

  • Кирилл:
  • 16:01 | 28.06.2008 | ответить #1125

#2
Крещеный, но не воцерковленный может оказаться самым настоящим противником веры.

А ответ, по-моему, в общем случае может быть только такой: создавать семью нужно с православным человеком. Об этом говорят и правила соборов, и горький жизненный опыт разных людей, которые состоят в браке с человеком неверующим или другой веры.

Читайте также:
Сайты знакомств для православных: популярные сайты, правила и особенности общения, отношение верующих и священников

Кстати, апостол Павел, который упоминается в одной из вышеприведенных статей, насколько я понял, говорил вовсе не о том, что можно ВСТУПАТЬ в брак с неверующим, а о случае, когда у человека уже есть неверующий супруг(а) (1-е послание к коринфянам апостола Павла, глава 7).

  • Deleted:
  • 19:01 | 28.06.2008 | ответить #1126

а брак с протестантом/католиком – это тоже расценивается как брак с иноверцем?

  • Екатерина:
  • 21:02 | 28.06.2008 | ответить #1127

Про брак с мусульманином, признаться, не читала: это для меня не столь уж актуально; однако с Еленой согласна) Про других “иноверцев” тоже, пожалуй, умолчу (не настолько компетентна). А вот что касается неверующих.
Прочитала статью “Замуж за неверующего”. Задела! Больно задела! Совершенно бредовая, мракобесная, фанатичная, псевдоправославная, напрочь оторванная от современности статья. И большой соблазн для новоначальных, кстати! Да-да: не брошюра, раскритикованная в пух и прах, а подобные статьи – соблазн! Вот моё мнение, может быть, и резковатое, но всё таки.
Прочитала как-то в одной замечательной книге: если книга (якобы православная, в храме купленная) не пропитана духом любви (. ) к читателю, это книга – не православная, хотя бы она вся состояла сплошь из цитат Священного Писания. Нечто подобное я заметила и в этой статье: цитат-то много, а толку. Злая статья, ИМХО. Ну что автор (как ни удивительно, священник. ) хотел сказать? Что воцерковлённые, верующие, православные – хорошие люди, в нецерковные – плохие? И те, кто выходит замуж за таковых, хуже блудниц?.Дааа – светская культура – ууууужассс!))) А вот духа Любви я там как-то не уловила, увы!

  • Кирилл:
  • 21:03 | 28.06.2008 | ответить #1128

Данную статью не читал, но то о чем вы говорите, мне очень известно. Бесчисленное множество таких книжек развелось. Мало того, что в них говорится совсем не то, о чем учит Христос и Церковь, в них злоба, ненависть, запугивание.

Но есть и вот какой пример. Существует маленькая книжка “Почему ты не в Церкви?”, написанная греческим архимандритом Харлампием Василопулосом. Он пишет местами весьма кратко и резкими словами, но все его слова пропитаны горячей верой в Бога и любовью к читателю, и в этой книжке нет никакой злобы, а только любовь и горячее желание рассказать читателю об Истине (я стал воцерковляться в том числе благодаря этой книжке).

  • Екатерина:
  • 21:04 | 28.06.2008 | ответить #1129

СпрОсите, почему меня это всё так БОЛЬНО задевает и вызывает такую негативную реакцию? Отвечу (тем более что и хотела подобный вопрос с братьями и сестрами по вере обсудить, а тут как раз и тема подходящая).
. Лет десять назад, ещё только начиная воцерковляться, я, помнится, (ну, разумеется, всяких-разных ууумных книжек-брошюрок начитавшись) как раз и мечтала о такой себе трацидионно-патриархальной православной семье: чтобы муж был исключительно верующий (а сколько хороших парней я тогда отвергла именно потому что неверующий или равнодушный. ), чтобы молились вместе, вместе в храм ходили, чтоб детишек было столько, сколько Бог пошлёт и т.д. и т.п. Но вот только жизнь мои розовые мечты в пух и прах разбила. Не дал мне Бог такого. Ой, нет, так сказать – значит, возроптать; вернее будет сказать, что Господь, по всей видимости, знал, что это не мой путь. Ой, предвижу чьи-то мысли: “Ну, не дал Бог мужа – знать тебе, девонька, прямой путь в монастырь. ” НЕТ. Ничего не имею против монашества, но не моё это. Не мо-ё. (впрочем, это уже другая тема:)))
. Итак, о чём я? Да, знакомилась я с верующими, встречалась, не без того:) Но, знаете, заметила одну интересную закономерность: если парень действительно хороший, стОящий(именно так – с ударением!)))))) (а таких в церкви ведь немало, согласитесь!) – значит уже несвободен или же обеты принёс:(, если “свободный” – непременно “с заскоками” (либо фанатик не по разуму, либо маменькин сынок, либо ещё нечто неприглядное). А мне ещё тогда мой батюшка говорил: “Катя, да что ты зациклилась исключительно на верующих-то? Да оглянись вокруг, посмотри: сколько парней классных, да разве дело только в этом?” А я ж, вся такая “начитанная”: “Ну как же. В вот у святых отцов написано. Неееее, мне безбожник даром не нужен. ” А теперь понимаю, что батюшка-то был прав!

  • Екатерина:
  • 22:00 | 28.06.2008 | ответить #1130

. Ну что я имею в результате. Нет-нет, не подумайте, я крест (в худшем смысле этого выражения) на себе не ставлю, бедненькой-такой себе разнесчастненькой себя не считаю, никогда себя не жалею и не позволяю делать это другим и твёрдо верю: ежели уж суждён мне суженый(:)), то Бог непременно устроит нашу встречу. Но вот вопрос: а почему некоторые так уверены, что эта встреча должна состояться исключительно в храме или в паломнической поездке? Почему некоторые так делят людей: верующий – хороший, неверующий – плохой. Да, многие православные девушки рады бы были выйти за “единомышленника”, да вот только где они, настоящие православные парни (без заскоков). Ой, опять не так выразилась. И мысли не было никого обидеть. Парни-то есть, но. это как, “принцев мало – и на всех их не хватает”))) А может это только мне так не повезло. Хотя лично я так не считаю. Просто сейчас я “отпустила себя погулять”, “вышла из кельи” и оглянулась: Да, много замечательных мужчин, хороших ребят. Но – загвоздочка: не все они в церкви (а может, ПОКА ЧТО не в церкви, откуда ж нам знать?). И знаете, правду говорят: смотри на жизнь проще – и люди к тебе потянутся, убедилась на собственном опыте:)
Я это всё к чему? Да к тому, что не стоит не в меру “зацикливаться” на том, верующий человек или неверующий, воцерковлённый или невоцерковлённый! Ни в коем случае не шарахайтесь от людей из религиозных соображений. Не смотрите, девчонки, насколько ваш избранник “благочестив”, главное – не это! Или кто-то может меня оспорить? Интересно было бы услышать ваши мнения по этому вопросу :)

  • Александра:
  • 22:02 | 28.06.2008 | ответить #1131
Читайте также:
Десница Спиридона Тримифунтского: что такое и где находится, как выглядит, история

Екатерина, мой молодой человек глубоко неверующий. Мама верит в фен-шуй, а папа со старшим братом атеисты. Мы вместе 3 года. О православии вообще он впервые узнал от меня. Этим летом он крестится, а в след. году наша свадьба. Такое было мое условие, за некрещеного замуж не пошла бы.

Какие болезни даются за какие грехи?

Человеческая природа познала тление тогда же, когда познала и грех. Отпадение от Бога, нарушение единения и целости с Ним привели к тому, что человек стал болеть и умирать. К сожалению, такое нарушение изначальной человеческой природы неизменно и находится в каждом из нас. Господь дарует каждому человеку возможность спасти свою бессмертную душу, но нет человека, в котором не было бы греха.

Почему страдает человек

Если грех настолько нарушил природу человека, существует ли взаимосвязь тех или иных заболеваний с конкретными грехами, присущими конкретному человеку? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что грехи человеческие бесчисленны, как песок морской. И если бы Господь проявлял бы к нам не милость, а справедливость — каждый из нас бы заслуживал тягчайших наказаний и тяжелейших болезней.

Но к счастью, так не происходит. Но в этом нет никакой человеческой заслуги. Только Господь Бог по великой своей милости ведет каждого из нас теми путями, которые лучше всего подходят для нашего спасения.

Болезнь не всегда является наказанием или прямым следствием какого-то одного конкретного греха. Мы не можем достоверно знать, почему Господь приготовил нам именно такой путь, но должны смиренно доверять Его Промыслу. В таком случае любая болезнь может принести большую духовную пользу человеку.

Таблица взаимосвязи грехов и болезней

Тем не менее, проследить определенную связь болезни и греха, к ней приведшего, возможно. Конечно, не нужно к подобной классификации относиться слишком строго. Это скорее некий ориентир, опираясь на который, человеку может стать понятнее, на какие грехи стоит обратить больше внимания, с чем бороться в первую очередь.

Далее приведем таблицу с перечнем некоторых заболеваний (как психических, так и соматических) и те греховные страсти, которые могут привести к недугу.

Болезнь Грех или страсть
Шизофрения Самомнение, своеволие, излишняя самоуверенность
Эпилепсия Упрямство, жестокосердие
Истерики Тщеславие, жажда внимания и славы
Депрессия Уныние, неверие, не упование на Бога
Язвенная болезнь Трусость, угодничество перед людьми или, наоборот, постоянный поиск конфликтных ситуаций
Тиреотоксикоз Чрезмерное рвение, самонадеянность, вера в то, что человек сам может все. Противопоставляется этому умеренность во всем, упование на Господа
Ишемическая болезнь сердца Жестокосердие, чрезмерные амбиции, желание получать большего, притязательность. Для борьбы нужно развивать в себе благодарность, скромность, самодисциплину
СПИД Наркомания, блуд, отсутствие целомудрия
Ожирение, сахарный диабет Чревоугодие, неумеренность в пище, гортаннобесие
Бесплодие и импотенция Прелюбодеяние, блуд, грехи абортов
Неврозы и психозы Сребролюбие, гнев, властолюбие
Астения Неверие в Бога, леность, праздность

Этот небольшой перечень может быть пополнен еще множеством причинно-следственных связей. Важно понимать, что нельзя бороться с одним-единственным грехом, вызвавшим, вероятно, то или иное заболевание. Духовная составляющая человека -это очень тонкий мир, тут не действуют логические законы причины и следствия.

Молитвы во время болезни:

Для того, чтобы получить исцеление как телесное, так и духовное, человек должен всесторонне позаботиться о своей душе. Необходимо каяться во всех своих совершенных грехах, которые мы можем припомнить, и стараться в целом исправить свою жизнь по христианским заповедям.

Борьба только с одной определенной страстью не даст никакого результата, да и не возможно преодолеть какой-либо грех без полного переосмысления всей своей жизни. Кроме того, в православной традиции можно часто услышать фразу, что мать всех грехов — гордыня. Поэтому, если мы не боремся со своими грехами, мы обязательно впадаем в гордыню. Эта смертельная страсть способна действительно привести человека не только к телесной смерти, но и к духовной погибели.

Как правильно лечиться

Еще какое-то столетие назад вполне нормальным вопросом, который доктор задавал пациенту, был: «Как давно вы исповедовались и причащались?». Такой вопрос никого не удивлял, потому что народ в массе своей был верующий, и если даже не сильно соблюдал все предписания веры, то, как минимум, не сомневался в их справедливости и необходимости.

Современная медицина, безусловно, совершила огромный рывок в изучении тех процессов, которые протекают в организме человека. Сегодняшние медицинские технологии, лекарственные средства, профессиональная подготовка кадров позволяют преодолевать те заболевания, которые столетие назад считались смертельными. Чего стоит одно лишь изобретение антибиотиков в середине ХХ века, которое спасло тысячи и тысячи человеческих жизней во всем мире.

Тем не менее, современная медицина, к сожалению, все дальше и дальше уходит от духовных аспектов и сути заболеваний. Вера в Бога никак не учитывается в подходах к лечению пациента. Хорошо, если заболевший человек сам понимает, что даже волос не упадет с его головы без Воли Господа, не то что болезнь не приключится. Но очень часто бывает, что пациент изо всех сил лечится, меняет специалистов, прибегает к самым передовым и прогрессивным методикам, а результата не ощущает. А все дело в том, что такой человек совершенно забыл, что он состоит не только лишь из одного тела. У него еще есть душа, дарованная Господом, которая страждет.

Интересно! История нашей Церкви имеет немало примеров, в том числе и официально задокументированных, когда искренняя молитва с верой и упованием на Господа поистине творила чудеса.

Исцелялись даже самые безнадежные больные, и таких примеров очень много. Все это говорит о том, что истинным врачевателем душ и телес является Господь Бог.

Тем не менее, это совсем не означает, что за исцелением не нужно обращаться к врачам, но только к Богу. Такой радикальный подход встречается у очень ревностных христиан, однако он часто основан на большой гордости. Такие люди считают себя достойными видимого и явного Божьего чуда, в то время как Господь часто действует прикровенно — как раз через руки врачей.

Читайте также:
Почему не отмечают 40 лет: отмечают или нет, отношение в православии

Православный христианин не должен впадать в крайности. Безусловно, в любой болезни и немощи нужно исповедоваться, причащаться, молиться, идти в храм. Но при этом необходимо и обращаться к врачам, выполнять их назначения и рекомендации с молитвой и верой, что Господь таким путем поможет в выздоровлении.

Все ли болезни — наказание за грехи?

Говоря о взаимосвязи конкретного заболевания и греха, встает вопрос — а всегда ли существует такая очевидная связь? Всегда ли болезнь — это наказание за грех, или Господь может посылать нам подобное испытание для чего-либо другого?

Святые отцы уверяют нас, что далеко не всегда болезнь — это наказание. Всемилостивый Господь очень часто не наказует своих чад, ведя их другими, только Ему ведомыми, путями ко спасению.

Так, святой старец Варсонофий в одном из своих писем к болящему духовному чаду писал, что бывают недуги, посланные для испытания. Человек, который в своей жизни не столкнулся с подобными испытаниями и трудностями, остается неопытным, не повзрослевшим. Такой человек легко впадает в искушения, его легко соблазнить. Для того, чтобы закалить в вере и духе такого христианина, Господь и может посылать болезни.

Первостепенное значение в таких испытаниях приобретает наше терпение. Если человек может нести свой Крест смиренно, с терпением и упованием на Бога, без ропота и смущения — он получает огромную духовную пользу. Конечно, это очень сложный и тяжелый путь, но Господь никогда не дает испытаний сверх меры.

Преподобного старца Паисия Святогорца однажды спросили, почему на долю одних людей выпадает множество испытаний, а другие живут, и горя не знают. Старец ответил, что те, кому приходится много претерпевать уже в этой земной жизни, должны радоваться, поскольку они тем самым облегчают свою участь загробную. По словам Писания, Господь тех наказует, кого любит. Только к наказанию этому надо относиться как к великому благу, приводящему нас ко спасению.

Еще о причинах болезней

Помимо общих грехов, присущих человеку по его падшей природе, на болезненность накладывает отпечаток и то время, в которое мы живем. Да, сегодня удалось победить смертельные эпидемии, которые еще в Средние века убивали людей десятками тысяч. Но сегодня наша повседневная жизнь, как никогда, наполнилась стрессами и унынием. И если мы не имеем твердого основания в вере, нам очень сложно будет эти стрессы преодолевать.

По словам святителя Иоанна Златоустого, даже в самые тяжелые времена человек может пребывать в спокойствии и умиротворении, если его мысли направлены к Богу. Мы можем и должны понуждать себя противостоять суете и искушениям современного мира, не забывать о Боге. Это непросто, но если сделать хотя бы первые шаги — Господь всегда поможет и человек почувствует радость и мир в душе.

И, с обратной стороны, человеку, который не вспоминает о Боге, совершенно естественно мучаться, жить в постоянной тревоге, сомнениях, терзаниях. Неудивительно, что рано или поздно такое самоощущение выльется в физические или психические заболевания.

Святитель Иоанн также подчеркивает, что особенно приводят к болезненности таки страсти, как чревоугодие, пьянство, леность. Можно сказать, что бездействующих, праздный человек, проводящий всю свою жизнь в комфорте и расслаблении, более подвержен болезням. Это прекрасно демонстрирует наше современное общество — несмотря на очевидный прогресс медицины, здоровье людей в общей массе стало хуже, нежели 1-2 столетия назад. Раньше люди больше трудились, жили в более стесненных условиях, которые не позволяли впадать в излишнее расслабление.

Излишнее стремление к комфорту вредит не только душе человека, но и его телу. Ожирение, избыточное неправильное питание, проблемы со щитовидной железой и органами пищеварения — эти заболевания давно перестали быть редкостью. Только вот Бог их посылает в наказание, или человек сам себе их создает своим образом жизни, поступками, мышлением?

Немного о пользе болезней

Что же означает правильное отношение к болезни? Прежде всего, православный христианин должен помнить, что недуг — это посещение Божье.

Важно! По словам Исаака Сирина, болезнь тела может и должна способствовать выздоровлению души.

Прекрасный пример — евангельский расслабленный, исцеленный Христом. Этот человек много лет нес искушение недугом, но зато именно на нем стала очевидна Божья милость и великое чудо.

К сожалению, современному человеку очень трудно правильно относиться к недугам, поскольку мы сделали целью жизни не Бога, а максимальный комфорт и удобство. Конечно, никакие болезни не вписываются в такие стандарты. Но, возможно, они нам для того и даются, чтобы мы хотя бы на этот период задумались, а как и чем мы живем. И хотя бы немного повернулись к Богу, раскрыли ему свою душу.

О том, что болезни не всегда означают наказания за грехи, подтверждают и святые отцы. Многие из них на себе испытали очистительную силу телесный заболеваний. Так, святой Паисий Святогорец болел онкологией, и однажды сказал, что эта его болезнь дала ему больше, нежели все годы монашества.

Как бы ни хотели всегда жить комфортно, нет ни одного человека, который не столкнулся бы с проблемами со здоровьем. И только от нас самих зависит, приобретем ли мы этим испытанием какую-либо пользу для своей души, или же, напротив, погибнем и душой, и телом.

Какие болезни даются за какие грехи?

В духовном плане тело и душа – единый механизм. Поэтому существуют духовные причины болезней.

Несмотря на то, что психология и православие по-разному на них смотрят, они очень схожи.

Вот какие причины могут лежать в возникновении того или иного заболевания.

Почему страдает человек

Если грех настолько нарушил природу человека, существует ли взаимосвязь тех или иных заболеваний с конкретными грехами, присущими конкретному человеку? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что грехи человеческие бесчисленны, как песок морской. И если бы Господь проявлял бы к нам не милость, а справедливость — каждый из нас бы заслуживал тягчайших наказаний и тяжелейших болезней.

Читайте также:
Адвентисты седьмого дня: история и описание церкви, отношение РПЦ

Чудеса исцеления Иисуса Христа

Но к счастью, так не происходит. Но в этом нет никакой человеческой заслуги. Только Господь Бог по великой своей милости ведет каждого из нас теми путями, которые лучше всего подходят для нашего спасения.

Болезнь не всегда является наказанием или прямым следствием какого-то одного конкретного греха. Мы не можем достоверно знать, почему Господь приготовил нам именно такой путь, но должны смиренно доверять Его Промыслу. В таком случае любая болезнь может принести большую духовную пользу человеку.

Духовно-религиозные авторы о связи грехов и болезней

Для более ясного раскрытия сути нашей темы, рассмотрим работы некоторых духовно-религиозных авторов и священников.

Так, А.И. Печенкин является духовно-религиозным писателем, который объединил научные, религиозные и эзотерические учения о Боге и Мироздании, природе и человеке в единую гармоническую систему.

Любую болезнь (и физическую, и психическую) А. Печенкин объясняет присутствием в человеке разрушительной энергии, которую он сам и создал. Напоминая, что мысль материальна и обладает энергией, автор подчеркивает, что если человек рождает зло в мыслях и деяниях, то он концентрирует внутри себя отрицательную энергию. Через определенное время, эта энергия, набрав потенциал, превращается в болезнь.

Отсюда религия (в том числе и православное христианство) утверждает, что «не Бог наказывает человека болезнями, а сам человек карает себя плодами своего же поведения».

Причинами болезней человека церковь видит нарушение заповедей Божиих. Человек, который нарушает эти заповеди, расстраивает целостность своего организма. Нарушая заповеди, он включает механизм и внутреннего (душевного), и внешнего (телесного) самоуничтожения. Сигналом же того, что человек сбился с верного пути, служит боль в теле.

В статье протоирея А. Мороза все существующие болезни объединяются в две группы:

  1. Болезни, возникающие вследствие нарушения естественных законов природы: от неправильного питания, перегрева, переохлаждения, переутомления и т.д.
  2. Болезни, возникающие вследствие нарушения духовных законов Вселенной – заповедей Божиих.

Данный автор подчеркивает, что если болезни из первой группы можно излечить с помощью медицины, то болезни второй группы невозможно вылечить таким способом.

Метафизика болезней

Организм даёт сбои, если нарушается отток энергии и что-то негативно воздействует на органы и ткани. Например, человеку хочется в туалет, а он долго вынужден сдерживать себя. Если такое происходит довольно часто, могут развиться болезни кишечника и желудка.

Или человек испытывает определённые отрицательные эмоции. Некоторые из них вызывают плач, страдание. В результате нарушается гормональный баланс и возникает болезнь.

Точно никогда нельзя сказать, физическая ли причина послужила причиной болезни или психическая.

Грехи и болезни связь – таблица

Православные специалисты пишут много о взаимосвязи грехов и болезней, но советуют не доверять слишком такой взаимосвязи, так как точные причины болезней полностью не изучены, поэтому не стоит надеяться, что, перестав совершать какой-то грех, вы избавитесь от телесного недуга, зависимости или психического заболевания.

Таблица возможной связи грехов и болезней (для увеличения нажмите)

Поэтому стоит не совершать грехи и вести правильный образ жизни. Ведь болезни возникают не только как расплата за грехи, но и как нарушение обычных правил гигиены и здоровья, употребление неправильных продуктов, злоупотребление жирным, острым и жареным.

И всё же существуют некоторая взаимосвязь между заболеваниями и грехами. Например, если человек нарушает свою свободу, попадает в зависимость, например, пьянство, то у него могут заболеть лёгкие и сердце.

Тоска разрушает сердце, как и конфликты с окружающими. А гнев часто становится причиной инфарктов и инсультов.

Но не всегда причины болезней лежат в православии на поверхности, поэтому церковь отрицательно относится к трактовкам, связанным с греховными причинами болезней, если только это не доказано с научной точки зрения и призывает лечить болезни официальными средствами медицины, а не только исповедоваться и читать молитвы.

Грехи и страсти как духовные причины болезней

Рассматривая причины болезней, А. Мороз отмечает, что болезни даются Богом в следующих случаях:

  1. За грехи, для искуплении и очищения от грехов.
  2. За грехи родителей (для спасения души родителей заболевают дети: чтобы родители одумались и изменились).
  3. В связи с особым жизненным призванием ребенка.
  4. Для воспитания смирения и терпения.
  5. Для недопущения к злым и гибельным поступкам.
  6. Для избавления от большей неприятности посредством малой неприятности (болезнь как малая неприятность, вырывая из хода жизни, избавляет от надвигающегося большого несчастья).

Протоирей пишет, что болезни вызываются различными страстями. В качестве аргумента этой связи приводит отрывки из Священного Писания: «Ревность и гнев сокращают дни…» (Сир. 30:26) и др.

Далее автор приводит православное объяснение духовных причин болезней некоторых органов человека. Для примера приведем пояснение причин болезней сердца.

Согласно христианскому представлению, сердце является центром духовной жизни человека. Отсюда «сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя… греховные ощущения и помышления» (святитель И. Брянчанинов).

Так, православие считает, что расплатой за гнев и злобу являются такие болезни, как: гипертония, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульты, мочекаменная и желчнокаменная болезни, неврастения, психопатия, эпилепсия.

Расплата за тщеславие, которое сопровождается гневливостью – это болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания.

Учитывая то, что «у человека болит то, чем он грешит» (И. Саноксарский), религиозные авторы приводят следующие причины болезней:

Маловерие приводит к болезни вен.

Нарушенная система ценностей приводит к диабету.

Чревоугодие приводит к гастриту, язве и другим болезням пищеварительной системы.

Зависть приводит к заболеванию печени и желчного пузыря.

Обиды приводят к болезням органов грудной клетки.

От злословия разрушаются зубы.

Агрессия к противоположному полу приводит к болезням мочеполовой системы.

Прелюбодействие ведет к самым страшным и дурным болезням.

Мужеложество ведет к СПИДу.

Непрощенная обида ведет к онкологии.

Жадность и ревность ведет к болезням почек.

Избыточное честолюбие ведет к болезням надпочечников.

Хитрость ведет к болезням желудка.

Зацикленность на прошлом ведет к болезням позвоночника.

Мнительность приводит к болезням лимфы.

Нежелание иметь детей, предохранение и аборты приводят к болезням органов в области живота и таза.

Читайте также:
Почему болит душа: что делать в православии, советы священника, причины

Следует отметить, что в книге православного врача К. Зорина «Встань и ходи» дается более подробный перечень грехов и связанных с ними болезней.

Как правильно лечиться

Еще какое-то столетие назад вполне нормальным вопросом, который доктор задавал пациенту, был: «Как давно вы исповедовались и причащались?». Такой вопрос никого не удивлял, потому что народ в массе своей был верующий, и если даже не сильно соблюдал все предписания веры, то, как минимум, не сомневался в их справедливости и необходимости.

Церковь считает, что причиной многих болезней является греховный образ жизни

Современная медицина, безусловно, совершила огромный рывок в изучении тех процессов, которые протекают в организме человека. Сегодняшние медицинские технологии, лекарственные средства, профессиональная подготовка кадров позволяют преодолевать те заболевания, которые столетие назад считались смертельными. Чего стоит одно лишь изобретение антибиотиков в середине ХХ века, которое спасло тысячи и тысячи человеческих жизней во всем мире.

Тем не менее, современная медицина, к сожалению, все дальше и дальше уходит от духовных аспектов и сути заболеваний. Вера в Бога никак не учитывается в подходах к лечению пациента. Хорошо, если заболевший человек сам понимает, что даже волос не упадет с его головы без Воли Господа, не то что болезнь не приключится. Но очень часто бывает, что пациент изо всех сил лечится, меняет специалистов, прибегает к самым передовым и прогрессивным методикам, а результата не ощущает. А все дело в том, что такой человек совершенно забыл, что он состоит не только лишь из одного тела. У него еще есть душа, дарованная Господом, которая страждет.

Интересно! История нашей Церкви имеет немало примеров, в том числе и официально задокументированных, когда искренняя молитва с верой и упованием на Господа поистине творила чудеса.

Исцелялись даже самые безнадежные больные, и таких примеров очень много. Все это говорит о том, что истинным врачевателем душ и телес является Господь Бог.

Тем не менее, это совсем не означает, что за исцелением не нужно обращаться к врачам, но только к Богу. Такой радикальный подход встречается у очень ревностных христиан, однако он часто основан на большой гордости. Такие люди считают себя достойными видимого и явного Божьего чуда, в то время как Господь часто действует прикровенно — как раз через руки врачей.

Православный христианин не должен впадать в крайности. Безусловно, в любой болезни и немощи нужно исповедоваться, причащаться, молиться, идти в храм. Но при этом необходимо и обращаться к врачам, выполнять их назначения и рекомендации с молитвой и верой, что Господь таким путем поможет в выздоровлении.

Страсти как причина заболеваний у детей

Согласно иеромонаху А. Берестову, многие страсти начинают развиваться у человека с раннего детства: чревоугодие (обжорство), сластолюбие (страсть к особо вкусным лакомствам) и др.

Автор утверждает, что активно помогают развить у ребенка эти страсти любящие родители, бабушки и дедушки и другие близкие. Они балуют разными вкусностями и лакомствами, пичкают деликатесами.

Такая «забота» близких приводит к таким последствиям, как нарушения в работе ЖКТ, интоксикация организма и головного мозга ребенка, гниение молочных зубов, запоры, диабет, ожирение и т.д.

Еще одной причиной серьезных болезней у детей, как уже отмечалось выше, являются грехи его родителей или других близких в роду (дедушки, бабушки и т.д.).

Этот вопрос более полно раскрывается в книге К. Зорина «Грехи родителей и болезни детей».

Все ли болезни — наказание за грехи?

Говоря о взаимосвязи конкретного заболевания и греха, встает вопрос — а всегда ли существует такая очевидная связь? Всегда ли болезнь — это наказание за грех, или Господь может посылать нам подобное испытание для чего-либо другого?

Святые отцы уверяют нас, что далеко не всегда болезнь — это наказание. Всемилостивый Господь очень часто не наказует своих чад, ведя их другими, только Ему ведомыми, путями ко спасению.

По учению святых отцов, нет никаких духовных препятствий пользоваться достижениями медицины

Так, святой старец Варсонофий в одном из своих писем к болящему духовному чаду писал, что бывают недуги, посланные для испытания. Человек, который в своей жизни не столкнулся с подобными испытаниями и трудностями, остается неопытным, не повзрослевшим. Такой человек легко впадает в искушения, его легко соблазнить. Для того, чтобы закалить в вере и духе такого христианина, Господь и может посылать болезни.

Первостепенное значение в таких испытаниях приобретает наше терпение. Если человек может нести свой Крест смиренно, с терпением и упованием на Бога, без ропота и смущения — он получает огромную духовную пользу. Конечно, это очень сложный и тяжелый путь, но Господь никогда не дает испытаний сверх меры.

Преподобного старца Паисия Святогорца однажды спросили, почему на долю одних людей выпадает множество испытаний, а другие живут, и горя не знают. Старец ответил, что те, кому приходится много претерпевать уже в этой земной жизни, должны радоваться, поскольку они тем самым облегчают свою участь загробную. По словам Писания, Господь тех наказует, кого любит. Только к наказанию этому надо относиться как к великому благу, приводящему нас ко спасению.

Пути исцеления

А. Печенкин считает, что для исцеления больному надо распознать по болезни свое греховное деяние в прошлом и понять, как грех превратился в болезнь.

А. Мороз в своих статьях утверждает путь исцеления Божественной силой. Но, пишет протоирей, этот путь дается только человеку с очищенным сердцем. Поэтому в первую очередь именно сердце необходимо исправлять и обновлять через покаяние.

Протоирей утверждает, что при правильном отношении к болезням, они дают человеку только пользу. Это связано с тем, что телесная болезнь приносит человеку смирение, и таким образом, искореняет его душевную болезнь. А для церкви важно исцеление, прежде всего, души человека, так как она – вечна.

В связи с этим, А. Мороз выделяет христианское отношение к болезни, которое включает в себя:

1) смиренное принятие воли Божией;

Читайте также:
Десница Спиридона Тримифунтского: что такое и где находится, как выглядит, история

2) осознание своей греховности и грехов, за которые дана болезнь;

3) покаяние и изменение образа жизни.

Протоирей А. Мороз предлагает такие христианские способы исцеления, как: чистое и частое исповедание, периодическое причащение, Таинство Елеосвящения (соборование), принятие с утра натощак святой воды и просфоры, купание в святых источниках, помазание освященным маслом, частое чтение Евангелия и Псалтыри.

Среди рекомендуемых протоиреем средств исцеления – молитва, пост, милостыня, благодарность и другие добродетели.

Желаю вам жить с чистым сердцем!

Правильные мысли исцеления

Первое, что нужно сделать – искренне покаяться и пересмотреть свою жизнь. Только в этом случае вы сможете освободить энергию, чтобы дать организму силы на борьбу с заболеванием.

Для начала продумать вполне земные причины, которые могли привести к болезни. Например, обжорство, курение, злоупотребление острыми блюдами и многое другое.

Очень часто к болезни приводит неумеренность в еде и употреблении напитков, что является грехами (пьянство, чревоугодие).

Следующий этап – приведение в порядок духа. В церкви считается грехом нарушение любого закона любви, в том числе и к себе. Даже священники спрашивают иногда на исповеди, не наносили ли вы вред своему здоровью.

Поэтому стоит постараться простить обидчиков, не нарушать режим дня и заботиться о своём организме. Правильные мысли – любовь к себе и своим близким, прощение грехов и себе, и другим, духовный рост.

Болезни позвоночника за какой грех

Чаще всего в основе болезней позвоночника лежат не духовные, а физические причины – травмы, падения, неправильное ношение тяжелых предметов, например, рюкзаков. Поэтому такие заболевания редко бывают связаны с грехами.

Но в любом случае, чтобы дать организму шанс восстановиться, нужно покаяние и здоровый дух – только в этом случае болезнь можно победить.

Болезни

Шиманский Г. И. Болезни и их значение в религиозно-нравственной жизни христианина. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 112 с. — (Серия «Христианский взгляд»).

Серия брошюр под общим названием «Христианский взгляд» составлена на основе рукописи курса лекций по нравственному богословию талантливого церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского (1915-1970). «Христианский взгляд» — не просто изложение теоретических принципов, но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о моральных ориентирах в современном мире.

В брошюре «Болезни» исследуются духовные причиныи значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина.

Приводим отрывок из книги.

Происхождение и причины болезней

В настоящее время болезни едва ли не самый распространенный вид скорбей. Христианину надо стараться всегда правильно смотреть, а именно с христианской точки зрения, на болезни.

Врачебная наука указывает главным образом разные физические причины человеческих заболеваний. Мы рассмотрим здесь духовные причины болезней, а также значение болезней в религиозно-нравственной жизни христианина.

Если рассматривать болезни с духовной точки зрения, то они бывают как наказание за грехи, как вразумление, как испытание терпения и веры и многое другое, но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с первородного [1] .

«Болезнь есть отрасль смерти, которая вошла в мир через грех. Следовательно, вместе со смертью пришла в мир и болезнь по дороге, проложенной грехом, а потому (вполне) естественно, если она и ныне приходит тою же дорогою». В святом Евангелии повествуется об исцелении Иисусом Христом двух расслабленных. И исцеляя одного из них, 38-летнего расслабленного, Господь сказал: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5, 14), а другому при том же сказал: прощаются тебе грехи твои (Мф 9, 2). Здесь, очевидно, Господь исцеляет от болезни, действуя на причину болезни, причиною же была их греховная жизнь [2] .

Бог часто наказывает тело за грехи души [3] . А множество грехов иногда производит безвременную (преждевременную) смерть [4] .

Если мы внимательно рассмотрим всякую свою болезнь, то убедимся, что в большинстве случаев в основании лежат наши грехи, страсти, пороки. Особенно такие страсти и пороки, как невоздержание, чревоугодие [5] , пьянство, разврат, раздражительность, гнев, ненависть, злоба, всегда почти своими спутниками имеют различные заболевания тела. Преподобный Варсонофий Великий указывает, что «наказательные болезни» посылаются за духовное нерадение, за нечистую, греховную жизнь: «Живущие нерадиво и нечисто, — говорит он, — впадают в болезни, пока не исправятся». Таковые «покаянием могут избавиться от наказательных болезней» [6] .

«Отними грех, — говорит преподобный Серафим Саровский, — и не будет болезней, потому что они бывают в нас от греха» [7] . «Откуда недуги? — спрашивает святитель Василий Великий. — Откуда телесные повреждения? Господь (ведь) создал тело, а не недуг, душу, а не грех». Если таким создан человек, то что «больше всего (ему) полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя же эту любовь, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам» [8] .

Могут спросить: неужели каждого больного надо считать осужденным на страдания за грехи? Неужели все болезни от грехов? «Не все, — отвечает святитель Иоанн Златоуст, — но большая часть». Случаются болезни и по другим причинам: для испытания и усовершенствования в добродетели, для большей награды духовными дарованиями здесь или в будущем веке. Некоторые же болезни бывают от беспорядочной жизни, от беспечности и небрежения о здоровье, от бездействия и лености, от чрезмерного воздержания и поста, от тяжелых условий жизни и изнурительных трудов, от сильных переживаний в бедах и скорбях; у некоторых людей — от естественной немощи по преклонному возрасту или слабости организма [9] .

«Как и всякая скорбь, болезнь бывает не без Промысла Божия и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас» [10] . Господь попускает христианину быть больным обычно через естественные причины (травмы, инфекции и др.), а также через действие на тело бесов [11] .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: