Четверговая соль: что это и что означает в православии, где взять и как использовать

Как применять четверговую соль и зачем она нужна

Четверговая соль — соль, которую можно приготовить только один раз в году, в Чистый четверг. Издавна христиане наделяли этот продукт магическими качествами, считалось, что он оберегает от сглаза и нечистой силы, наделен способностями лечения множества болезней.

Соль четверговая имеет множество преимуществ перед морской или поваренной солью, а чудодейственные свойства ей приписывают из-за того, что изготавливается она в особый для христиан день, в Чистый четверг на страстной неделе, когда душа человека очищается от всего плохого.

Четверговая соль — практически священный продукт у христиан

  1. Четверговая соль — что это такое
  2. Где используется четверговая соль
  3. Заговоры с черной солью
  4. Полезные свойства продукта
  5. Приготовление четверговой соли
  6. Рецепты
  7. Простая обжарка с мукой
  8. Рецепт с геркулесом
  9. Соль с ржаным хлебом и с добавлением трав
  10. Хлебная буханка
  11. С капустными листьями
  12. На квасной гуще или с добавлением бородинского хлеба

Четверговая соль — что это такое

Что такое соль четверговая — это один из мощнейших и важнейших оберегов для христиан. Изготавливалась она только в Чистый четверг на Страстной неделе.

Изначально целебный оберег научились обжигать в Костроме, где среди местных жителей был обычай перед Пасхой раскалять в печи белые кристаллы с добавлением различных продуктов — ржаного хлеба, муки, листьев капусты.

Необычный черный цвет стал одной из причин, почему специю считают магической и целебной, но все дело только в химической реакции, а не в магии Чистого четверга.

Продукт приобретает черный цвет

Где используется четверговая соль

Употребление четверговой соли связано с различными христианскими поверьями, которые наделяли этот продукт сильными магическими и целебными качествами.

Способы применения черной специи в качестве защитного амулета и средства народной медицины:

  • Щепотка кристаллов добавляется в воду для купания младенцев, чтобы защитить их от болезней и сглаза.
  • При крещении ребенка ему в уши вкладывают немного соли, чтобы уберечь его от порчи и злых сил.
  • Баночка с приправой, которую нужно поставить на стол, привлекает в дом благополучие и достаток.
  • Мешочек с черными кристаллами, приколотый к одежде, принесет удачу в поездке.
  • Чтобы уберечь семью от склок и ссор, мешочек с продуктом всегда держат в кровати под подушкой.
  • Для сохранения молодости и красоты, соль добавляется в воду для умывания.
  • На свадьбу черные кристаллы подавали вместе с караваем — это будет сулить браку надежность и долголетие.
  • Чтобы в доме всегда был мир и взаимопонимание, черные кристаллы рассыпались по углам жилых комнат.

В Сибири специя, обожженная в Чистый четверг, примешивалась к зерну перед посевом. Делалось это для того, чтобы обеспечить богатый урожай. При заболеваниях домашнего скота христиане добавляли черные кристаллы в пищу животных, веря, что соль поможет их излечить.

Что делать с четверговой солью еще — конечно же, добавлять в различные блюда. Кристаллы, обожженные в печи, имеют приятный мягкий вкус, они обогащены минеральными элементами

В качестве приправы для блюд соль черного цвета предпочтительней поваренной или морской, так как в ней нет вредных примесей, она обладает более мягким вкусом и меньшей степенью солености.

Можно использовать как обыкновенную приправу

Заговоры с черной солью

При ухудшении здоровья — добавить в стакан воды щепотку кристаллов и сказать:

«Как огонь соль закалил, так и тело (произнести имя) наполняется здоровьем. Аминь».

Далее следует выпить воду.

Если настигли жизненные неудачи — рассыпать по углам дома специю, приговаривая «Уйди беда, уйди. Аминь».

Если в дом приходил нехороший человек, после его ухода нужно высыпать соль на дорогу в той стороне, куда ушел недоброжелатель и три раза прочитать «Отче наш».

Полезные свойства продукта

Христиане верили, что употребление черной специи способно не только защитить от недугов, но и вылечить от многих болезней. Польза соли объясняется наличием в ее составе высокого содержания таких элементов, как магний, калий и кальций, и минимальной концентрацией вредных тяжелых металлов.

  • насыщение организма макро- и микроэлементами, которые в высокой концентрации присутствуют в продукте;
  • очищение кишечника при регулярном употреблении черных кристаллов;
  • заживление поврежденных слизистых оболочек;
  • улучшение процессов пищеварения;
  • устранение воспалительных процессов.

Заболевания и патологии, при которых черные кристаллы рекомендуется использовать в пищу:

  • болезни пищеварительной системы;
  • отклонения в работе кишечника;
  • слабый аппетит;
  • остеохондроз;
  • ожирение;
  • частые запоры;
  • вздутие живота и повышенное газообразование.

Лечебное действие продукта объясняется тем, что соль представляет собой активный адсорбирующий продукт — он способен вытягивать из организма различные патогенные микроорганизмы, вирусы и микробы, что провоцируют многие болезни.

Полезную черную специю можно купить в готовом виде, в зависимости от степени ее очистки, применять продукт можно, как приправа для пищи, так и в лечебных целях, например, для солевых ванн или повязок при различных воспалительных процессах.

Такую соль можно купить

Использование в пищу черной соли должно быть осторожным — ее чрезмерное употребление может спровоцировать сильную задержку жидкости в организме. Осторожно пользоваться черными кристаллами при готовке блюд необходимо при наличии следующих состояний здоровья:

  • склонность к отекам;
  • болезни, связанные с нарушением кровообращения;
  • заболевания почек и мочевыделительной системы;
  • повышенное артериальное давление.

Пищевая особенность черной специи — привкус сероводорода. Но так как в пищу ее добавляется немного, этот вкусовой нюанс остается незамеченным.

Приготовление четверговой соли

Обжариваться четверговый оберег можно только из поваренной соли с крупными кристаллами. Морская, мелкая или йодированная соль для этой цели не подходят. Обжигать продукт можно на противне, в толстом казане или на сковороде с толстым дном.

Чтобы заготовить продукт в квартире, достаточно рассыпать на противень поваренную соль и отправить в духовку, но если есть возможность обжарить ее в печи — это самый лучший вариант, ведь именно так, с частицами золы, и получится настоящая Четверговая соль.

Читайте также:
Православные и церкви других религий: можно ли заходить или нет, особенности и правила поведения

Настоящая Четверговая соль обязательно с золой

Обязательные условия для изготовления черной соли — отсутствие плохих мыслей и хорошее настроение. Чтобы усилить магические характеристики продукта, во время его обжарки рекомендуется произносить молитву:

«Как соль эта станет чиста, и не прилипнет к ней нечисть, так и к дому моему не прильнут ни невзгоды, ни позоры. Аминь».

Рецепты

Известно несколько простых и сложных рецептов.

Простая обжарка с мукой

Первый, и самый простой метод обжарки соли с добавлением муки:

  • Ингредиенты — 10 ст. л. крупной поваренной соли и 1 кг муки.
  • Соль высыпается на сковороду, в нее добавляется мука.
  • При нагреве ингредиентов их нужно перемешивать деревянной лопаткой или ложкой, строго по часовой стрелке. При перемешивании трижды читается «Отче наш».
  • Обжаривать соль до того момента, пока она не станет черной — такой цвет означает ее полною готовность.
Рецепт с геркулесом

Действовать нужно так:

  • Геркулес заливается водой. В полученную смесь добавляется соль в соотношении 1:1.
  • Ингредиенты перемешиваются до образования смеси, похожей по консистенции на песок.
  • Полученная смесь выкладывается пирамидой на кусок льняной ткани, концы которой завязываются веревкой. Оставить смесь на 2-3 часа.
  • Развернуть ткань, смесь выложить на один край ткани, сверху накрыть второй стороной и несколько раз прокатать скалкой, чтобы образовалась «колбаска».
  • Завернуть «колбаску» из соли и геркулеса в льняную ткань, плотно обвязать бечевкой и положить сверток в горячие угли. Выпекать всю ночь при закрытой заслонке печи.

Обожженная специя берется большим комом, но так и должно быть. Комок потом нужно измельчить и рассыпать по мешочкам.

После обжарки соль будет выглядеть большими комками. Их нужно измельчить, но так как выполнить это нет так просто, понадобится молоток.

Если продукт будет использовать в качестве защитных оберегов, кристаллы можно оставлять довольно крупными, а если в качестве приправы, соль нужно измельчить до состояния песка.

Для оберегов подойдут крупные комки

Соль с ржаным хлебом и с добавлением трав

Интересный рецепт приготовления:

  • Ингредиенты — 1 кг белой специи, хлеб ржаной, предпочтительно самостоятельно испеченный и смесь трав. В травяную смесь должны входить — зверобой, чабрец и полынь, сосна и можжевельник. Травы измельчаются в ступке.
  • Хлеб размачивается водой, после чего измельчается и перемешивается с солью и с травяной смесью.
  • Полученная смесь выкладывается на противень и ставится в разогретую печь или духовку.
Хлебная буханка

Еще один метод — с хлебной буханкой:

  • Буханка хлеба в виде кирпичика разрезается на две части.
  • С разрезанного хлеба достается мякиш, а вместо него засыпается соль.
  • Сверху на специю вернуть мякиш, накрыть одну часть хлеба второй половиной.
  • Положить хлеб в холст и плотно перевязать бечевкой.
  • Запекать в печи в течение 8 часов, на остаточном от углей жаре.
С капустными листьями
  • со свежей капусты снять листья и измельчить их;
  • смешать листья с каменной солью;
  • выложить ингредиенты на противень или в казан и отправить в духовку;
  • когда ингредиенты станут темными, они достаются с духовки, после остывания перетереть, чтобы восстановить сыпучую консистенцию.
На квасной гуще или с добавлением бородинского хлеба

Алгоритм приготовления такой:

  • смешать 1 кг крупных кристаллов с квасной гущей, которую можно заменить 5 кг размягченного в воде бородинского хлеба;
  • выложить смесь на сковороду с толстым дном и отправить в духовку, разогретую до 250 °С;
  • после почернения квасной гущи или хлеба сковорода достается из духовки;
  • после остывания продукта его необходимо перетереть через сито.

Древние славяне чаще всего использовали 2 способа изготовления — в хлебе или с травами.

Наибольшую ценность как лечебное средство имеет специя, обожженная с травяным сбором, она богата минералами и эфирными маслами

Черная соль обладает защитным, очищающим и лечебным действием. Издавна знахари использовали этот продукт и для лечения, и для защиты от злого глаза. Готовится она только в Чистый четверг, в тот день, когда человек очищается от всего плохого и негативного. Черные кристаллы это мощный оберег, вкусная и полезная добавка к различным блюдам, действенное средство народной медицины.

Четверговая соль — для чего нужна, как готовить в домашних условиях

Существует много противоречий, которые касаются четверговой соли. Ее легко получить, но что с ней делать, знают не все. Рассмотрим, что такое четверговая соль с точки зрения церкви и кулинарных профессионалов. А также этнографические исследования.

Что это такое

Четверговая соль — это соль, которая готовится по определенному методу в наступление чистого четверга. На протяжении многих столетий считалось, что именно эта соль наделена свойствами, которые могут очистить. Обычная же соль такими особенностями не обладает. На самом ли деле это так?

Мнение о том, что лишь четверговая соль имеет очищающие свойства ошибочное. Любая соль наделена подобными качествами. Не имеет значения в какой день этот продукт был приобретен, какой имеет цвет и в какой из дней вы занялись приготовлением.

Не будет секретом, что большинство христианских обычаев пришли к нам из ведичества. Но, современные православные люди считают, что все церковные традиции никоим образом с язычеством не связаны. Решать, во что именно верить, только вам.

Для чего нужна и как пользоваться

Согласно традициям, заниматься приготовлением очищающей соли следует один раз в год, с наступлением Чистого четверга. У продукта есть и другое название — черная соль, так как при правильном приготовлении она получает черный цвет. Иногда добиться яркого черного цвета не получается, соль становится серой, однако на очищающие качества это не влияет.

Не стоит думать о том, что черная соль, это выдумка нынешних магов. Четверговую соль готовили на протяжении многих веков наши предки. Поверья гласят о том, что приготовленная в Чистый четверг соль обладает сильнейшими магическими свойствами. Также есть поверья в то, что для того, чтобы наделить кристаллы соли чудодейственной силой, достаточно в ночь перед наступлением праздника вынести их на улицу и оставить под открытым небом. Так соль впитает в себя магию.

Читайте также:
История Адама и Евы: жизнь, любовь и изгнание, как появились и выглядели, последствия грехопадения

Также соль можно было оставить около хлеба или держать на протяжении всей Пасхи около икон. Вся чудодейственная сила праздника будет впитана в соль. Магические качества у соли сохраняются на протяжении всего следующего года. Поэтому ее приготовлением следует заниматься каждый год.

У черной соли особенные вкусовые свойства. Если вы захотите использовать ее в приготовлении еды, ее придется измельчить с помощью ступки. Вкусовые качества соли могут меняться в зависимости от того, с чем именно вы будете ее сочетать. Суть соли заключается не в добавлении ее в еду для вкуса, ее требуется совсем немного.

Во время приготовления продукт полностью очищается и впитывает энергию:

  1. В силу огня люди верили еще с древних времен. Огнем можно очистить соль от негативной энергии и усилить магические свойства.
  2. Важное место в приготовлении занимает молитва, она наделит соль особенной энергией. В процессе приготовления следует читать молитву, которая поможет очистить соль.
  3. Особенное значение имеет сам четверг. В этот день всем миром посылаются чудодейственные излучения.
  4. Службы, которые проводятся в Пасхальный период, также обладают сильной подзарядкой.

А теперь рассмотрим, как используют четверговую соль. Конечно, более подробно мы углубимся в этот вопрос ниже. Черная соль может спасти от хвори, негативного влияния, сглаза, принести успех в предстоящих делах. Но для начала ее нужно насыпать в мешок из хлопчатобумажной ткани, носить с собой на веревочке, ее можно насыпать в ладанку и хранить рядом с обычной солью.

Как сделать четверговую соль

Раньше четверговая соль готовилась в печи, иногда для этого использовался открытый огонь. В условиях современности можно использовать привычную нам газовую плиту.

Предки для приготовления использовали глиняную емкость, а иногда плетеный лапоть и в нем томили на протяжении нескольких часов. Соль можно было заворачивать в листья капусты.

Когда же следует заниматься приготовлением? Процесс должен происходить или ночью перед Чистым четвергом или ранним утром. Перед тем, как переходить к приготовлению, женщина обязательно должна искупаться и прочесть молитвы.

Приготовление заключается в термической обработке кристаллов. Следует взять крупную поваренную соль, которая продается в упаковках. Не подойдет морская соль и мелкого помола. Если в ваших планах использовать соль активно, лучше заготовить килограмм, его точно хватит на год.

Для приготовления лучше воспользоваться чугунной сковородой, у которой толстое дно. Можно заменить на казанок с толстыми стенками. А вот сковородки, у которых антипригарное покрытие использовать нельзя.

Соль высыпают на сковороду и прокаливают, можно смешать ее с добавками или пряностями.

Соль можно оставить на хранение до наступления полуночи, после этого ее следует пересыпать в подготовленный мешок. Хранить ее открытой до Страстной пятницы нельзя, в этом случае соль может потерять все свои очищающие качества.

Что можно добавить

Готовую черную соль можно пересыпать для хранения в банку, колба или мешочек.

В качестве добавок может быть использован:

  • листья капусты;
  • ржаной хлеб;
  • овсяные хлопья;
  • отруби;
  • гущу от кваса;
  • травы;
  • специи.

В качестве специй или трав можно использовать мяту, лавровый лист, укроп, кориандр, тмин и базилик. Лучшим образом подходит полынь. В этой траве заключены большие магические свойства. Наши предки использовали полынь в качестве защиты от порчи и сглаза. Пучки размещали в домах, вешали в углах комнат, так создавали защиту от нечисти и отводили от дома молнии.

Для магической защиты, кроме полыни, можно добавить:

  • крапиву;
  • зверобой;
  • тысячелистник;
  • пижму;
  • сныть;
  • бессмертник.

Как приготовить

В первую очередь следует помнить о том, что при приготовлении будет выделяться смог и характерный запах, поэтому перед процессом включите вытяжку, откройте окна на проветривание. Также можно вспомнить о примете, связанной с солью. Если во время прокаливания она начала трещать, значит, на хозяине дома лежит порча.

Какими способами можно приготовить соль:

  1. Соль можно проколоть на чугунной сковороде. Перемешивать при этом ее стоит ложкой или лопаткой из дерева. Перемешивать ее стоит до тех пор, пока она не приобретет черный цвет.
  2. Приготовить четверговую соль можно и в духовке. Засыпьте ее в казан. На выжарку уйдет несколько часов.
  3. Можно мелко раскрошить ржаной хлеб, смешать с поваренной солью. Смесь высыпают в утятницу и ставят в духовку, до момента потемнения. Смешивать хлеб с солью следует в пропорциях 1 к 4.
  4. В чистой чугунной сковороде можно смешать соль и ржаную муку. На один килограмм соли потребуется десять столовых ложек. Три раза следует прочитать молитву над смесью и прожарить помешивая.
  5. Соль смешивают с овсянкой. Смесь можно прожарить на сковороде или поставить в духовку до потемнения.
  6. Смесь можно сделать и с капустой. Для этого ее листья следует нарезать тонкой соломкой. На полкилограмма соли используется сто грамм капусты. Все это выкладывают на сковороду и сушат.

Важный нюанс приготовления! Перемешивать соль нужно обязательно по часовой стрелке.

Когда приготовление будет окончено, в соли можно заметить комки, их следует размять. После этого соль пересыпается в мешочек или емкость. Подпишите дату изготовления. После того, как соль остынет, ее можно просеять, чтобы крупные кристаллы использовать для оберегов, а мелкую добавлять в пищу.

Молитвы для соли

Перед тем, как заняться приготовлением, обязательно сосредоточьтесь на нужном ладе, избавьтесь от всех негативных мыслей. Готовя соль, ваша душа должна быть наполнена верой и чистыми помыслами.

Еще один важный момент — чтение молитвы. В молитвослове, найдите молитву под названием “Перед началом всякого дела”. Не лишним будет прочесть “Отче наш”. Сделать это следует не меньше трех раз.

Читайте также:
Грехи и болезни: таблица взаимосвязи в православии, происхождения и исцеления

Перед тем, как начать прокалывать соль или отправлять ее в духовку, можно произнести и такую молитву:

Во время приготовления черной соли могут быть прочитаны различные молитвы, не только Отче наш. Вы можете воспользоваться таким примером:

В процессе приготовления обязательно представляйте, какой результат вы хотите получить и с какой целью вы занимаетесь этим.

После приготовления соль будет горячей, дождитесь пока она до конца остынет, и только тогда займитесь перекладыванием в подготовленные емкости или мешочки. После этого соль желательно спрятать от чужих глаз, пользуйтесь ей при необходимости. Нелишним будет отнести соль в церковь на Пасху и освятить ее там.

Применение в православии

Черную соль можно насыпать около порога. Выйдите за него, начиная шаг с правой ноги, сделайте обход дома по часовой стрелке и сказать:

Эта сильнейшая защита для вашего жилья. Она возводит щит от людей, которые входят в ваш дом со злыми намерениями. Еще можно прочесть следующую молитву:

Или же такой текст:

Можно развести черную соль в воде и провести генеральную уборку в доме. Ей можно обработать пол и мебель. Также солью обрабатывают все углы в доме, достаточно насыпать небольшую щепотку.

На сегодняшний день четверговая соль используется для:

  1. Лечения. Соль способна наделить силой, восстановить здоровье. Для этого применяют ванны, обтирания.
  2. Привлечения любви. Достаточно написать на листе имя второй половинки, какими качествами и характером он должен обладать. Все это складывают в конверт и насыпают соль.
  3. Успешности. Соль поможет привлечь работу и деньги. К соли добавляются разные заговоры и обряды. После их проведения соль ссыпают в мешочек и хранят там, где их нельзя увидеть.
  4. Используется четверговая соль от сглаза. Здесь тоже можно добавлять различные заговоры и ритуалы.
  5. Излечения от алкогольной зависимости, злоупотребления наркотиками, зависимости от игр. В сочетании с заговорами соль обретает большую силу.

Чудодейственные свойства четверговой соли заставляют многих задуматься, где ее можно приобрести. Вы можете приготовить ее самостоятельно, а некоторые даже готовят ее на продажу. Также можно обратиться к экстрасенсам или магам, однако лучше заняться самостоятельным изготовлением, ведь так вы вложите в нее свою душу и энергию.

Черная соль от порчи и сглаза

Многих интересует вопрос, помогает ли четверговая соль от порчи и сглаза. Можно с уверенностью сказать, что это надежный оберег от любого негативного влияния. Если вы будете носить с собой такой оберег с собой в мешочке, то никакая негативная энергия вам не страшна. С ее помощью вы защитите и себя, и свое жилье.

Чтобы защитить свое жилье, следует насыпать соль в ладанку, а на стол ставить небольшую солонку. Так вы наделите своих родных здоровьем. Употреблять соль стоящую на столе нельзя, считается, что она впитывает негативную энергию. Существовало поверье, если попросить в трех зажиточных домах соль и из нее приготовить черную, то вам будет сопутствовать удача.

А если вы почувствовали негативное энергетическое влияние, можно развести черную соль в воде и умыться ей. Это снимет весь негатив. Конечно, не забудьте смыть с тела остатки соли, чтобы не испытывать зуд. Для целой ванны, достаточно небольшой щепотки соли. Тогда смывать с себя ничего не потребуется.

Если человек заболел, ему нужно добавить немного соли в пищу, и в скором времени он выздороветь. Использовалась соль и в хозяйстве, ее насыпали в ведро с водой.

Черную соль делают в то время, когда в мире источались положительные православные волны. Так она впитывала в себя хорошую энергию и импульс.

Читайте также:

Применение четверговой соли

Что делать с четверговой солью? Соль можно носить с собой в кармане, сумке, сыпать в ладанку. Тогда вы сможете быть уверенными в том, что находитесь под защитой.

Цель применения четверговой соли заключается в следующем:

  • чтобы защититься от злого влияния;
  • для выздоровления от болезни;
  • если в доме стали появляться беды;
  • при регулярных семейных ссорах соль кладут под подушку супругу;
  • при долгом отсутствии человека соль бросают в огонь;
  • для воспитания красивого и умного ребенка, его купают в воде с добавлением щепотки соли;
  • чтобы в доме был достаток, соль насыпали в деревянную солонку и ставили в центр стола;
  • добавляют в пищу гостям, чтобы найти недоброжелателя;
  • если в доме был недоброжелатель, его следы присыпали солью;
  • для привлечения мира и счастья в семье, черную соль сыпят в изголовье каждой кровати.

Защита четверговой солью сработает только в том случае, если при ее приготовлении вы будете верить в добро. Так вы сможете быть уверенными в полной защите вашего дома и родных. Осталось узнать о том, какую пользу приносит черная соль и есть ли от нее вред.

Есть ли вред от черной соли

Любой продукт с точки зрения здоровья следует рассматривать как тот, который может принести вред. При употреблении любого продукта следует знать меру.

Какие полезные качества можно выделить у черной соли:

  • может быть использована как сорбент;
  • наполняет организм необходимыми для жизни микроэлементами (в их число входит кальций, фосфор, натрий, калий, фтор);
  • восстанавливает энергию, устранять усталость при добавлении при принятии ванн;
  • приносит душевное спокойствие при моральных терзаниях;
  • защищает жилье при скоплении негативной энергетики;
  • излечивает от большинства недугов;
  • помогает создать благополучную обстановку дома;
  • привлекает достаток и удачу;
  • способствует богатому урожаю, защищает скот от болезней;
  • может быть использована как косметологическое оздоравливающее средство.

Заключение

Приготовленная четверговая соль в домашних условиях обладает особенной силой, если ее подкреплять специальными заговорами. Добавляйте ее в еду, а если за столом собирается вся семья, желательно, чтобы каждый бросил хотя бы щепотку в казан или на сковороду. Хозяйка же должна прочитать молитву и приготовить ее. Когда готовить 2021 году соль? Точной даты нет, все зависит от того, на какую дату приходится Пасха.

Читайте также:
Социальная сеть Елицы: регистрация и общение в православной соцсети

ЧТО ТАКОЕ «ЧЕТВЕРГОВАЯ СОЛЬ»?

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год — в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах , где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах . Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» — одно из множества возникших в древности языческих суеверий.

В народных представлениях славян соль — символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу.

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным ? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия.

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли — «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

Читайте также:
Мощи Илии Муромца: где находятся и как добраться, о чем просить и чем помогают

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль». Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», — спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни… И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль» — языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8).

Отношение и мнение православной церкви о романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита» и в наши дни продолжает волновать умы и сердца читателей. Его восхваляют и ругают одновременно. Особенно неоднозначно отношение к произведению Михаила Булгакова у православных верующих.

О чём роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Безусловно, данное произведение относится к очень талантливым работам. И прочтение его может происходить на разных уровнях. Здесь есть много граней, которые не каждый способен разглядеть. В романе идёт параллельное повествование о событиях, которые происходили в эпоху Понтия Пилата и в современности писателя, то есть в советские времена 30-х годов.

Несмотря на своё название, произведение Булгакова не о Мастере и его возлюбленной Маргарите. Эти два персонажа появляются позже и играют второстепенную роль. Главным же героем выступает Воланд, пришедший в Москву накануне Пасхи. В романе используется необычное противопоставление. Это не традиционный контраст сил света и тьмы, а сопоставление ветхого сатанизма, в лице Воланда, и большевистской адской машины. На фоне кровавых событий тридцатых годов проделки Князя Тьмы и его свиты выглядят безобидно и старомодно.

Некоторые, после прочтения книги, обвинили писателя в надругательстве над Евангелием, отрицании Бога и в симпатиях к сатане. Но так ли это в действительности? На этот счёт есть разные мнения. Отдельные критики склоняются к позиции, что кощунственным является не сам роман Михаила Афанасьевича, а жизнь москвичей, описанная в нём, их атеистические взгляды и радикальный материализм.

К тому же в романе сам Воланд говорит о реальности Христа. Следовательно, читатель, после вдумчивого прочтения, должен задаться вопросом о том, кто же всё-таки был Христос? Очевидно, что это не Иешуа Га-Ноцри, описанный в романе. Произведение побуждает человека искать другую, более развёрнутую информацию из других источников о Христе.

В своём романе Булгаков, скорее, демонстрирует абсурдность идеи атеизма, чем пропагандирует сатанизм. Что касается глав о Пилате, то сам автор признавался, что это пародия на атеистическое толкование Евангелия.

Важно! В своей истории писатель через образ Мастера хотел показать мучения человека, отрёкшегося добровольно от Бога и одержимого демоническими силами.

Мастер — это лишь марионетка в руках Воланда, посредством которого дьявол пишет своё антиевангелие для совершения чёрной мессы. За искажение Святого Письма Мастер навсегда оказывается во власти своего тёмного покровителя.

Читайте также:
Митрофорный протоиерей: кто это и что это значит в православной церкви

Маргарита — это инфантильная женщина, которая томится от скуки и не слишком печётся о верности законному супругу. Она продаёт свою душу и становится ведьмой за возможность быть рядом с любовником.

В конце романа Воланд и вся его свита отправляются в преисподнюю. Вместе с ними — Мастер и Маргарита, которые обретают покой в царстве тьмы. Без Бога и света.

Православный взгляд на роман «Мастер и Маргарита»

Богословы Православной Церкви разделились в своих мнениях насчёт романа «Мастер и Маргарита».

    Так, одни считают, что это утончённая апология сатанизму. Люди, читая историю Булгакова, могут подумать, что договорённость с сатаной допустима и в этом нет ничего страшного. Вся опасность в том, что в своём откровенном, истинном обличии зло отталкивает, пугает человека. Но если его «упаковать» в импозантную обёртку и добавить элегантности, оно будет притягивать необъяснимым образом. А в романе Булгакова Воланд со своими слугами представлен именно в таком амплуа — обаятельных негодяев.

Патриарх отметил своё критическое отношение к комментариям по поводу отступничества Булгакова от Господа. А учитывая его происхождение из христианской семьи, это утверждение оказывается и вовсе под сомнением.

Булгаков писал в период гонений на христианство. Вряд ли тогда бы удалось написать о Христе. Такой роман, возможно, дошёл бы до нас только сейчас. Писатель пошёл на рискованный эксперимент. В то же время о соответствии православным канонам священнослужитель не стал ничего добавлять и давать какую-либо оценку. Таким образом, о единогласии священников в отношении романа «Мастер и Маргарита» говорить не приходится.

Об отношении православия к:

«Мастер и Маргарита»: четыре разных прочтения

Особенностью произведений, которые пишутся во времена жёсткого давления со стороны властей и общественности, является их зашифрованный характер. Поэтому в них каждое поколение читателей находит то, что актуально именно в конкретную эпоху.

Свой роман Булгаков писал, очевидно, для своих современников, которые жили в 30-е годы двадцатого века. Тем не менее, впервые прочитала книгу совсем другая аудитория. Это люди, живущие в 60-е годы. Они увидели в этой истории трогательную любовь Мастера и Маргариты, диалоги Иешуа и Пилата истолковали, как взаимоотношения поэта и власти. Иван Бездомный олицетворил тягу к знаниям. Именно тогда Воланду приписали аристократическое обаяние.

В 1980-е к изданиям прилагались комментарии в таком же духе. Спустя десять лет произведение писателя начали считать эпатажным и вызывающим. В театральных постановках во всю игрались сцены с обнажённой Маргаритой на сатанинском балу.

В начале нового XXI века роман получил жёсткую критику со стороны некоторых священнослужителей. Николай Гаврюшин и Михаил Дунаев резко высказывались в адрес книги. Булгакова назвали поклонником сатанизма, а роман охарактеризовали, как чёрную мессу. Но после обнародования писем и черновиков писателя, эта теория потерпела фиаско.

В настоящее время современники, в том числе и богословы, стараются дать внятную трактовку загадочному роману. Исследователи пытаются понять, действительно ли «Мастер и Маргарита» — это зашифрованное христианское послание Михаила Афанасьевича людям того безбожного времени.

На заметку! Следует отметить, что многие читатели, никогда не помышлявшие о Боге, церкви и вере, после прочтения романа, по их словам, пришли к Православию. А это подталкивает к определённым выводам.

От «Идиота» — к «Мастеру и Маргарите»

«Мастер и Маргарита»: четыре разных прочтения

«Мастер и Маргарита» — очень необычный роман. Как правило, текст литературного произведения становится лучше от черновика к «беловику». Однако это не относится к текстам, которые писались в условиях жёсткого давления. В этом случае автор словно бы «зашифровывает» роман, сознательно делает его сложным и двусмысленным. И только ранние черновики и редакции позволяют выявить мотивы, которые в финальном тексте почти неясны.

Кроме того, надо понимать, что булгаковский роман пришёл совершенно не к тому читателю, для которого писался. Создавая столь непростой текст, который он рассчитывал опубликовать при жизни, автор, очевидно, имел в виду читателей-своих ровесников – поколение начала XX века. А увидели и впервые прочли роман совершенно другие люди – шестидесятники. Как результат – роман Булгакова у нас долго воспринимали неправильно.

Поколение шестидесятых увидело в его тексте те идеи, которые были актуальны для них. Отношения Мастера и Маргариты тогда были прочитаны как история о великой любви, диалоги Иешуа и Пилата – как история отношений поэта и власти, а головокружительная карьера ставшего профессором Ивана Бездомного – как рассказ о тяге к знаниям. Это же поколение приписало Воланду импозантность. В таком прочтении роман пришёл и в 1980-е – в виде комментариев к новым изданиям.

В 1990-е роман воспринимался как эпатаж и вызов – сцены с обнажённой Маргаритой на балу вошли сразу в несколько театральных постановок.

В результате к началу 2000-х роман очень резко оценили несколько отечественных богословов – в частности, Николай Константинович Гаврюшин и Михаил Михайлович Дунаев. В их работах встречались рассуждения о том, что Булгаков – поклонник сатанизма, а его роман – чёрная месса с принесением в жертву барона Майгеля.

Однако, когда были опубликованы черновики романа и письма Булгакова, эта версия быстро начала рассыпаться. Современные трактовки, среди которых можно отметить книгу диакона Андрея Кураева, — это попытки понять зашифрованное христианское послание Булгакова, помещённое во внешне сатанинскую упаковку.

Явное и неявное в «Мастере и Маргарите»

Рассуждая о романе Булгакова, нужно внимательно проследить все авторские оговорки и «говорящие» детали, – сделать неявное явным. В одном из писем 1930 года Михаил Афанасьевич отмечает: «Я пишу роман о дьяволе». То есть, его книга с самого начала не предполагала положительных героев.

Читайте также:
Православие и заговоры: отношение церкви и мнение священников, отличие от молитв

Уже на первых страницах, встречаясь с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах, Воланд произносит фразу: «Так вы – атеисты?» — привизгнув. Эта деталь не только лишает иностранного профессора всякой вальяжности, но прямо относит нас к евангельской истории о гадаринском бесноватом. Там визжит стадо свиней, в которое вселяются бесы.

Более того, Воланд хром и у него разные глаза – медик Булгаков не мог не знать, что сочетание таких симптомов – признак сифилиса.

И Мастер, и Маргарита в романе не улыбаются, а неоднократно «скалят зубы» — это не только говорит об авторском отношении к ним. Такая же улыбка была у колдуна из гоголевской «Страшной мести». Герои не симпатичны, а просто одержимы.

Посмертие Мастера в романе Булгакова также не слишком привлекательно. Там мы видим пейзаж, явно заимствованный из сна Маргариты, который она видела перед встречей с Азазелло – речка, мостик, баня, «кричащее безмолвие». Мастер в этом сне был «человеком с больными глазами». А вечно зацветающие вишни, зацвести которым не суждено, – намёк на бесплодие Маргариты. (Об этом она рассказывает мальчику, мимо окна которого пролетала: «Жила-была тётя, у неё не было детей, и она стала злая»).

Обращаясь к Мастеру, Маргарита здесь произносит фразу: «Прогнать меня ты уже не сможешь», — так не говорят о любимой женщине.

В посмертии звучит музыка Шуберта. В одной из ранних редакций романа этот момент прописан подробнее – там упомянут романс Шуберта «Чёрные скалы – вот мой приют», который басом поёт Воланд.

Не всё в порядке и с хронологией посмертия: Булгаков упоминает, что со времени Иешуа здесь прошло «12000 лун», тогда как на самом деле от времени Христа до первой трети XX века, когда разворачивается московская линия романа, прошло 22000 лун; по этому поводу существуют расчёты самого писателя.

«Фауст», «Книга Иова» и ловушка сатаниста в произведениях Булгакова

Роман Булгакова начинается с эпиграфа из «Фауста» Гёте. Сам же «Фауст» — с «Пролога на небесах», в котором Мефистофель выпрашивает себе подопытного Фауста, и Бог разрешает ему коснуться души и тела героя. Эта ситуация напоминает сюжет ветхозаветной «Книги Иова» с той разницей, что там Бог касаться души праведника дьяволу не разрешал.

В «Книге Иова» есть ключевой момент, ради которого она, возможно, и была включена в канон Писания. В момент, когда мучения праведника достигают наивысшей точки, приходят его друзья и начинают уговаривать его покаяться в каких-то несуществующих грехах, за которые его, якобы наказали. В конце концов, Иов прогоняет их.

По сути, «Книга Иова» – это своеобразная прививка для тех, кто хочет все отношения с Богом строить только на меновой основе, видеть в несчастиях последствия грехов. Отсутствие этой зависимости позволяет и крестную смерть Христа не воспринимать как следствия грехов.

Такая подмена – превращение любящего Бога, который пострадал за человеческие грехи до креста, на мелкого божка, который только и мечтает уловить человека на каком-нибудь грехе и отправить на сковородку, присутствует в логике сатанистов. (Дальше из этой ситуации делается вывод, что, если сковородка неминуема, нужно успеть в нынешнем мире «нагуляться»).

Вариации обмена человеческих дел на посмертную участь встречаются в древнерусском «Прологе», нередко эта зависимость там совсем не прямая. Есть подобный сюжет и у Достоевского – это знаменитый «рассказ о луковке» в «Братьях Карамазовых».

Некая злая баба после смерти попадает в кипящее озеро в аду, её ангел-хранитель пытается вспомнить хоть одно доброе дело за её жизнь и, в конце концов, вспоминает, как некогда она кинула луковицей в надоевшую нищенку. За эту нечаянно поданную луковку бабу почти удаётся вытащить из горячей смолы, однако за неё начинают цепляться и другие грешники. Когда баба их отталкивает, луковка разрывается.

В жизни Фауста Мефистофель появляется не сразу, но лишь после того, как доктор «приглашает» к себе нечистую силу. До этого он занимался изучением природы, но теперь покусился на текст Евангелия. Более того, текст, который правит Фауст у Гёте, — это начало «Евангелия от Иоанна» — строки, читаемые в храме на Пасху.

Под рукой Фауста строка «В начале было Слово» превращается во «В начале было дело». Так из пасхального текста исчезает главное – Бог-Слово, а у героя начинается период дурной дьявольской активности.

Тема художника, одержимого подобной страстью к переустройству мира, есть и в других сочинениях Булгакова. Например, в «Собачьем сердце» его профессор Преображенский экспериментирует с половыми железами обезьян – это аллюзия на советские эксперименты по скрещиванию обезьяны и человека, о которых в 1920-е много писали. Однако в результате этих экспериментов по преображению мира и человека получается даже не новый гомункулус, а Шариков.

Иешуа, князь Мышкин и тюбингенская школа богословия

К моменту написания булгаковского романа более шестидесяти лет развивалась так называемая тюбингенская школа богословия – протестантское течение, сводившее смысл пришествия Христа к простому морализаторству. О деятельности этой школы Михаил Афанасьевич Булгаков был хорошо осведомлён, поскольку его отец в своё время защищал работу по протестантскому богословию.

Под влиянием этого течения находился в своё время Лев Толстой, предлагавший исключить из Евангелия «мистику». Ответом Льву Толстому стал роман Достоевского «Идиот», в котором князь Мышкин – это пародия на Толстого. Несмотря на лучшие свои намерения, он терпит абсолютный крах в финале. Роман Булгакова – ответ морализаторскому богословию уже на новом этапе.

Если внимательно проанализировать текст, у Иешуа найдётся много общих черт с князем Мышкиным. Оба верят в наступление царства Божия на земле, оба названы «философами», обоим по двадцать семь лет», они похожи внешне и изношенной одеждой. Кроме того, и Иешуа, и Мышкин именуются «утопистами» (хотя по отношению к герою Булгакова такое название – явный анахронизм), обоих по приезде вроде бы встречали криками (но Иешуа опровергает это в разговоре с Пилатом, а у Достоевского крики были адресованы Рогожину).

Читайте также:
Обращение к Богу с просьбами: смысл и значение, мнение священников

В романе Булгакова есть и другие отсылки к Достоевскому. Например, Левий Матвей несколькими чертами напоминает Рогожина. В начале романа Рогожин неравнодушен к деньгам, тогда как Левий Матвей – сборщик налогов. Рогожин хочет убить Мышкина, Левий – Иешуа. Оба крадут ножи в лавке, оба – в решительный момент неожиданно слегли с лихорадкой.

Некоторыми чертами Иуды у Достоевского обладает Ганя.

Поймите чей текст, или Воланд в романе Булгакова

Проблема интерпретации текста существует ещё в Евангелии. Искушая Христа в пустыне, дьявол, по-видимому, принимает Его за рядового праведника, а потому предлагает несколько цитат из Псалтири, в ответ на которые получает другие цитаты. Так дьявольская интерпретация Писания противопоставляется Божественной.

В романе Булгакова дело обстоит несколько сложнее. Там априори присутствуют несколько видов безбожников, которые заведомо неверно относятся к евангельскому тексту. Бездомный холоден, но Христос в его поэме хотя бы живой. Берлиоз страшнее: он пытается сделать христианство одним из мифов. К ним подходит Воланд со словами: «Имейте в виду, Христос существовал».

Прошедшее время в этой фразе для христиан, в понимании которых Христос жив, — уже однозначное доказательство того, что вся дальнейшая история Иешуа – ложь. Но важно ещё и понять, кому же, собственно, принадлежит версия, рассказанная Воландом.

Дело в том, что ангел в богословском понимании – это только вестник. Самостоятельно творить доносимые им известия он не способен. Для него невозможен даже момент покаяния, так как пересоздание души – это творческий процесс.

На самом деле, на протяжении романа Воланд рассказывает историю, родившуюся в воспалённом сознании мастера, выдавая её за свою. При этом он иногда не отказывает себе в удовольствии «поиграть в бога».

Одну из финальных сцен, в которой, вместо апостола, к Воланду приходит творение мастера – безумный Левий Матвей, — можно было бы принять за «суд Воланда». Однако настораживает, что всесильный консультант, как и его свита, иногда чего-то очень боятся.

Например, в последней экранизации Бортко совершенно потеряла свой смысл сцена с буфетчиком. Выходя из «нехорошей квартиры», тот начинает догадываться, с кем связался, и по привычке крестится. В этот момент берет Воланда, по ошибке поданный ему Геллой, превращается в котёнка и убегает.

Вызвавший восторг присутствующих сеанс в варьете неожиданно заканчивается, когда из ложи раздаётся крик одной из дам, не выдержавшей вида конферансье, над которым издевается свита Воланда: «Ради Бога не мучьте его».

Когда свита на чёрных конях уже покидает Москву, их видит старушка с сельдереем. Стоит ей поднять руку ко лбу – и Азазелло тоже истошно кричит: «Отрежу руку».

Когда вместо просьбы о Мастере Маргарита после бала начинает просить за Фриду, не на шутку встревоженный Воланд и заявляет: «Надо заткнуть щели тряпками – сюда проникло милосердие».

Вообще же нужно заметить, что зло никогда не появляется в романе само по себе – герои должны позвать его. Мастер начинает эксперименты с евангельским текстом, Маргарита думает: «Душу бы отдала, лишь бы узнать, где сейчас мой любовник». Другие герои чертыхаются, либо танцуют фокстрот «Аллилуйя», который звучит в книге несколько раз.

В финале вся свита вместе с героями покидает Москву вечером Страстной Субботы. Герои Булгакова разминулись с воскресшим Христом; понятно, что Иешуа Мастера здесь никого не спасает.

Был ли Булгаков сатанистом?

На фоне всего сказанного выше, решительный приговор писателю, который выносили богословы в начале 2000-х, выглядит несправедливым. Сложно представить, чтобы автор, публично так и не отказавшийся от идей «Белой гвардии», за которую его перестали печатать, в 30-е годы живший очень сложно, ночами писал антихристианский роман. Вести атеистическую или сатанинскую пропаганду в тогдашнем СССР вполне можно было открыто и без подобных сложностей.

Про Булгакова же известно, что роман давался ему довольно мучительно – он продолжал диктовать правку и за две недели до смерти, ослепнув от тяжёлого нефрита. На одной из правок рукописи сохранилась авторская запись: «Господи, помоги мне закончить роман».

До нас дошла также записка последней супруги писателя Елены Сергеевны кухарке Марфуше: за две недели до смерти мужа она подавала на литургию записки о здравии тяжко болящего Михаила и просила взять просфоры. Получается, что гонимая в советское время Церковь молилась о здравии писателя, тогда как нынешняя устами отдельных богословов неожиданно начинает его проклинать.

10 марта – очередная годовщина смерти Михаила Афанасьевича Булгакова. Пусть это станет поводом помолиться за упокой его души.

Грех ли читать роман «Мастер и Маргарита»?

Этот роман вызвал огромное количество споров, как в атеистическом, так и в православном мире. Многие христиане тут же окрестили его «евангелием от сатаны» и даже считали запретным для настоящего православного человека, открыто называя даже просто чтение его греховным и порочным. Вот какие комментарии на этот счёт дают отцы церкви.

  1. Евангелие от сатаны или обращение к атеистам 30-х?
  2. Главы о Понтии Пилате, сатане и Христе
  3. Грешно ли читать этот роман?

Евангелие от сатаны или обращение к атеистам 30-х?

Чтобы точнее понять запрещённый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, важно вспомнить время его творчества. Такие произведения как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и многие другие были созданы автором как критика революции, нового времени, когда нельзя было открыто критиковать атеизм, власть, так как за это можно было попасть под расстрел или сесть в тюрьму.

Читайте также:
Православие и аборты: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Страшно представить, каким гонениям подвергались священнослужители в то время, да и простые христиане. Сам же Булгаков был сыном священника, профессора академии Богословия и очень образованным человеком, однако, будущий писатель, не выдержав натиска атеизма, вынужден был отречься от религиозных взглядов, хотя, возможно, это происходило только внешне. Это случилось в 18 лет, когда он снял с себя крестик.

Роман «Мастер и Маргарита» был написан автором как обращение к атеистам 30-х годов, которым нельзя было проповедовать о Боге открыто. Причём Михаил Афанасьевич замаскировал его под своеобразную сказку для людей того времени, в которой добро и зло практически поменялись местами.

Воланд предстаёт в виде обаятельного всемогущего хулигана, его деяния оказываются безнаказанными, от действий страдают вполне невинные люди. Влюблённая Маргарита, чтобы найти своего избранника, бросает мужа и становится ведьмой, а Иуду, по версии автора, за предательство убили ученики Христа, что противоречит Евангельскому учению.

Смесь каббалистики, истории, философии, волшебства и реальности заставляет задуматься об относительности атеизма, хотя христианским, этот роман назвать нельзя и это подтверждает в своём письме сам Булгаков – «я пишу роман о дьяволе». Именно по этой причине зло остаётся безнаказанным, добро поверженным, а сами ценности, в том числе и христианские, преподносятся в крайне искажённом виде.

Главы о Понтии Пилате, сатане и Христе

Те, кто не знакомы со Священным Писанием, его историей, могут принимать то, о чём пишется в «Мастере и Маргарите» за исторические факты, но не следует забывать о том, что автор писал роман под воздействием наркотического опьянения и при его жизни рукопись так и не была закончена. Булгаков употреблял запрещённое вещество как обезболивающее после прививки от дифтерии, со временем он сгубил здоровье — в конце жизни у писателя отнялась речь. За него концовку придумала Елена Сергеевна, его последняя жена. Поэтому главы о сатане, Пилате, Христе не соответствуют даже исторической действительности, хотя и побуждают атеистов немного задуматься о том, что выше их.

Разумеется, у тех, кто не крепок в вере, главы о Пилате могут вызвать смятение в чувствах, вере, поэтому священники не рекомендуют читать роман новообращённым. Это может вызвать мрачные мысли, исказить представление о добре и зле, у некоторых людей вызвать уныние, нездоровые мысли.

Грешно ли читать этот роман?

Само по себе чтение романа Булгакова грехом не является, но оно может наводить на мысли и чувства, далёкие от христианства и крепкой веры. В романе Иисус Христос лишён своей Божественной сущности, представая обычным философом со своим богатым внутренним миром, которого совершенно не понимает толпа, поэтому такой подход снижает веру в Него, может способствовать разочарованию неокрепших душ в православии.

В психологическом и православном плане любовь Мастера и Маргариты – полная противоположность христианскому пониманию и построению семьи. Женщина бросает мужа, становится ведьмой, наводит хаос в квартире литератора, летает по Москве в непотребном виде и ругается нецензурными словами на шабаше ведьм, хотя она не может жить без Мастера, стремится, как настоящая женщина, заботиться о нём, но какой ценой?

Фраза героини о том, что её жизнь пуста и, что, если бы она не встретила Мастера, она бы удавилась или отравилась, намекает на пустоту в душе, которую может заполнить только Бог или забота о ближнем. Этим пристанищем для неё и становится забота о бедном больном Мастере, ставшем смыслом её жизни, но любой священник скажет о том, что любая зависимость (страсть) отравляет душу, когда человек на место Бога в своей душе ставит другого человека или предмет (карты, водку).

Это расстройство души называется страсть (от слова «страдание»), толкающее бедную женщину на совершенно дьявольские поступки и жертвы. Поэтому чтение романа «Мастер и Маргарита», хоть и полезно для того, чтобы лучше знать литературу, отрываться от атеизма, но христианской душе может нанести вред, вытесняя из неё божественный свет, оптимистичность, веру и чистую доброту.

  • Многие моменты в романе искажают христианские ценности и факты о Христе;
  • Чтение может поколебать веру, особенно у людей с недостаточными знаниями Святого Писания;
  • Вытесненная из романа божественная сущность событий Иерусалима накануне Пасхи может вызывать уныние, сомнение в вере и отвращать человека от божественного пути.

Поэтому роман Булгакова можно прочесть для общего развития, но только крепким в вере и образованным христианам, способным отличить не только правду от лжи, но и добро от зла.

Мастер и Маргарита: За Христа или против? — протодиакон Андрей Кураев

Отре­кись от Него – и громом
Не рас­ко­лется небосвод…
Только свет из греш­ного дома
Может быть, навсе­гда уйдет.
И заме­тишь ты это едва ли:
Всё заботы да суета…
Мы не раз уже предавали
И сты­ди­лись верить в Христа.
Но гля­дит Он из даль­ней дали,
Весь изъ­язв­лен и весь в крови:
Дети, дети Моей печали,
Дети, дети Моей любви.

(Надежда Пав­ло­вич. Наши дети)

Сразу скажу: так назы­ва­е­мые «пила­товы главы» «Мастера и Мар­га­риты» кощун­ственны. Это неин­те­ресно даже обсуж­дать. Доста­точно ска­зать, что Иешуа бул­га­ков­ского романа уми­рает с име­нем Пон­тия Пилата на устах [1] , в то время как Иисус Еван­ге­лия – с име­нем Отца. Любой хри­сти­а­нин (а хри­сти­а­нин – при мак­си­мально мяг­ком и широ­ком опре­де­ле­нии этого слова – это чело­век, кото­рый молится Хри­сту) любой кон­фес­сии согла­сится с этой оценкой.

Вопрос в дру­гом: а можно ли эту оценку («кощун­ство») пере­не­сти с «пила­то­вых глав» на весь роман в целом и на самого Булгакова?

Серб­ский иссле­до­ва­тель М. Иова­но­вич наста­и­вает, что «Еван­ге­лие по Воланду» ока­зы­ва­ется одно­вре­менно и «Еван­ге­лием по Бул­га­кову», и пола­гает, что «Бул­га­ков писал свой роман с волан­до­вых пози­ций» [2] .

Читайте также:
Утреня: понятие и особенности, порядок и значение в православии, время, история и духовный смысл

На мой взгляд, такое отож­деств­ле­ние слиш­ком жестоко и поспешно.

Впро­чем, прежде, чем при­во­дить аргу­менты, при­зна­юсь, почему я стал их искать (в конце кон­цов, разум все­гда при­во­дит лишь в ту точку, в кото­рой ты назна­ча­ешь ему свидание).

Я полю­бил эту книгу, когда она еще не вхо­дила в школь­ную про­грамму. И мог стра­ни­цами цити­ро­вать ее по памяти. Даже спу­стя пят­на­дцать лет после про­чте­ния, впер­вые ока­зав­шись в Иеру­са­лиме, я смот­рел на Город через бул­га­ков­ские стихи (язык не пово­ра­чи­ва­ется назвать про­зой его опи­са­ние грозы над Ерша­ла­и­мом). Иначе было про­сто невоз­можно: я стоял на вер­шине Мас­ле­нич­ной горы; внизу был Город, а с запада, (но не сверху, а вро­вень с гла­зами) надви­га­лась гроза. Ну как тут было не вспом­нить: «Тьма, при­шед­шая со Сре­ди­зем­ного моря, накрыла нена­ви­ди­мый про­ку­ра­то­ром город. Исчезли вися­чие мосты, соеди­ня­ю­щие храм со страш­ной Анто­ни­е­вой баш­ней, опу­сти­лась с неба без­дна и залила кры­ла­тых богов над гип­по­дро­мом, Хас­мо­ней­ский дво­рец с бой­ни­цами, базары, кара­ван-сараи, пере­улки, пруды… Про­пал Ерша­лаим – вели­кий город, как будто не суще­ство­вал на свете. Все пожрала тьма, напу­гав­шая все живое в Ерша­ла­име и его окрестностях…».

В общем, мне хоте­лось бы оправ­дать кон­сер­ва­тизм своей любви. Имею ли я право про­дол­жать с любо­вью отно­ситься к бул­га­ков­ской книге, несмотря на то, что за эти годы я стал орто­док­саль­ным хри­сти­а­ни­ном? Может ли хри­сти­а­нин не воз­му­щаться этой кни­гой? Воз­можно ли такое про­чте­ние бул­га­ков­ского романа, при кото­ром чита­тель не обя­зан вос­хи­щаться Волан­дом и Иешуа, при этом вос­хи­ща­ясь рома­ном в целом? Воланд – оппо­нент автора или резо­нер, кото­рому дове­рено озву­чи­вать автор­скую пози­цию? Воз­можно ли такое про­чте­ние романа, при кото­ром автор был бы отде­лён от Воланда?

Такую воз­мож­ность отри­цают школь­ные учеб­ники по лите­ра­туре. Что ж, пора выхо­дить за порог слиш­ком сред­ней школы.

В защиту черновиков

Прежде, чем при­сту­пать к изло­же­нию аргу­мен­тов, стоит при­знаться в необыч­но­сти по край­ней мере неко­то­рых из них.

В лите­ра­ту­ро­ве­де­нии при­нято опи­раться на ито­го­вую, бело­вую автор­скую руко­пись. Если между бело­ви­ком, тем тек­стом, кото­рый автор пере­дал в изда­тель­ство и чер­но­выми, более ран­ними, наброс­ками есть рас­хож­де­ние, то пред­по­чте­ние отда­ется именно позд­ней­шему вари­анту. Вполне понят­ный и логич­ный принцип.

Но все же есть такие книги, к кото­рым он не может быть вполне при­ме­ним. Этот прин­цип не вполне при­ло­жим к про­из­ве­де­ниям под­цен­зур­ной лите­ра­туры. Если писа­тель рабо­тает в усло­виях жест­кой внеш­ней цен­зуры, то со вре­ме­нем он пере­хо­дит к само­цен­зуре. Он уже по сво­ему горь­кому опыту знает, что – можно, что ‑на грани допу­сти­мого, а что – про­сто невоз­можно. Он знает тре­бо­ва­ния цен­зуры и вкусы кон­крет­ного цен­зора. И тогда он может сам под­прав­лять свой текст нака­нуне отдачи его в чужие руки. Пока писа­тель наедине со своим вдох­но­ве­нием – он про­сто искре­нен. И тогда каж­дый пишет как он дышит… [3] Но вот насту­пает пора, когда надо насту­пать на горло своей песне ради того, чтобы хоть что-то прохрипеть.

Бул­га­ков писал свой послед­ний роман в годы жесто­чай­шей цен­зуры и уже имея огром­ный опыт про­ди­ра­ния через нее. Он хотел видеть свой роман опубликованным.

За несколько дней до смерти в днев­нике его жены Е. С. Бул­га­ко­вой появ­ля­ется запись: «6 марта 1940 г. Когда засы­пал: „Составь спи­сок… спи­сок, что я сде­лал… пусть знают…“. Был очень лас­ков, цело­вал много раз и кре­стил меня и себя – но уже непра­вильно, руки не слу­ша­ются.. Одно время у меня было впе­чат­ле­ние, что он мучится тем, что я не пони­маю его, когда он мучи­тельно кри­чит. И я ска­зала ему наугад (мне каза­лось, что он об этом думает): „Я даю тебе чест­ное слово, что пере­пишу роман, что я подам его, тебя будут печа­тать!“ – А он слу­шал, довольно осмыс­ленно и вни­ма­тельно, и потом ска­зал: „Чтобы знали… чтобы знали“ [4] .

Спи­сок, о кото­ром идет речь в начале этой записи – это спи­сок лите­ра­тур­ных и идей­ных вра­гов Бул­га­кова [5] . И вот, вопреки оби­лию этих вра­гов, Бул­га­ков все же хочет видеть свой роман опуб­ли­ко­ван­ным. И в романе он видит неко­то­рое пре­ду­пре­жде­ние чита­телю: «чтобы знали…».

Ради этого он пере­де­лы­вал роман, не только улуч­шая его, но и страха ради цен­зор­ского. В лите­ра­тур­ной сводке ОГПУ от 28 фев­раля 1929 гово­рится: «…Бул­га­ков напи­сал роман, кото­рый читал в неко­то­ром обще­стве, там ему гово­рили, что в таком виде не про­пу­стят, так как он крайне резок с выпа­дами, тогда он его пере­де­лал и думает опуб­ли­ко­вать, а в пер­во­на­чаль­ной редак­ции пустить в каче­стве руко­писи в обще­ство, и это одно­вре­менно с опуб­ли­ко­ва­нием в уре­зан­ном цен­зу­рой виде» [6] . В днев­нике Е. С. Бул­га­ко­вой (осень 1937 года): «Мучи­тель­ные поиски выхода… откор­рек­ти­ро­вать ли роман и пред­ста­вить. Миша пра­вит роман» [7] .

Были ли шансы на пуб­ли­ка­цию? Ино­гда каза­лось, что – да. В ноябре 1936 года поста­новка шуточ­ной оперы А. Боро­дина «Бога­тыри» Камер­ным теат­ром (с тек­стом Демьяна Бед­ного) была заклейм­лена совет­ской прес­сой «за глум­ле­ние над кре­ще­нием Руси». Е. С. Бул­га­кова отме­чает в днев­нике: «Я была потря­сена!» [8] . Бул­га­ков же настолько вдох­нов­лен этим, что в том же месяце делает набро­сок либ­ретто «О Вла­ди­мире», обра­ща­ясь к теме кре­ще­ния Руси [9] .

Вообще, когда в 1928 году Бул­га­ков начи­нал свой «роман о дья­воле» [10] , в совет­ской лите­ра­туре дья­вол счи­тался вполне при­ем­ле­мым и обыч­ным пер­со­на­жем. Ничего шоки­ру­ю­щего в том, что совет­ский писа­тель вдруг вво­дит в повест­во­ва­ние черта, тогда не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: