Чистилище в православии: определение и значение, отношение церкви и мнение священников

Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Многим знаком термин «чистилище», его можно услышать от католических священников или прочесть в литературе, например, всемирно известном произведении Данте «Божественная комедия», где герой проходит именно чистилище. Признает ли Православная Церковь чистилище и как относится к данному термину?

Что такое чистилище

Данный термин встречается в католическом катехизисе и означает необходимость для человека дополнительного очищения. То есть умирая человек должен пройти это чистилище, чтобы там снять с себя все свои грехи и только потом он может предстать перед Господом. Сформулирована была эта идея не так давно — в XIII–XVI веках н.э. и является одним из догматов католической церкви.

Православная Церковь при этом не поддерживает ее и всячески отрицает существование чистилища, однако при этом довольно четко говорит о необходимости совершать молитвы за уже почивших предков.

Догмат о чистилище окончательно стал частью учения католиков в 1439 году, когда его закрепили на Ферраро-Флорентийском соборе. Позже этот вопрос рассмотрели еще раз на Тридентском соборе и опять утвердили в 1563 году. Это учение вполне соответствует латинскому духу, говоря о том, что для христиан, которые были в церкви, но имели какой-то нераскаянный или тайный грех, необходимо место, где они могли бы окончательно очиститься и стать достойными для встречи с Творцом.

Туда же попадали и люди, которые не успели совершить исповедание перед смертью, погибнув насильственной или случайной смертью. Основание для подобной позиции католические служители находят в апокрифичной книге Маккавеев, в которой автор пишет о совершении умилостивительной жертве за мертвых, чтобы снять с них бремя греха и очистить.

На основании этих слов католические богословы приняли за догму, что души покойных не сразу попадают в рай или ад, но пребывают в некоем месте для умерших, пока решается их судьба. И что живые могут своими действиями повлиять на их дальнейшую судьбу, поскольку умершие не покинут Чистилища, пока окончательно не будут чисты от греха.

Католики верят, что так предрасположил Господь и такая система будет действовать до Страшного Суда. В то время было распространено движение индульгенций, поэтому догма была крайне выгодна для Папства — люди покупали индульгенции для спасения своих близких из Чистилища и тем самым пополняли казну Церкви.

Для сведения! Сегодня, чтобы помочь близкому перейти из этого места в Царство Небесное, люди должны молиться за него и совершать дела милосердия в его имя. Умерший же также претерпевает какие-то изменения там, в процессе очищения.

Стоит особо заметить, что по утверждениям католиков, попасть в чистилище может лишь тот христианин, кто при жизни принадлежал церкви и не имел смертного греха на себе. Они, после определённого времени, встретятся с Господом. Сегодня западная церковь считает, что чистилище — это скорее процесс или состояния, а не место.

Читайте о православии:

Есть ли чистилище в православных догматах

Православная церковь (так же, как и протестантская) не признает учение о чистилище и считает, что души умерших людей, которые при жизни приняли покаяние и крещение ожидают своей участи и встречи с творцом без дополнительных очистительных мук.

Но в то же время православие исповедует учение о мытарствах души — суд и испытание грехами и страстями после смерти и до встречи с Господом. Об этом пишет преподобный Василий Новый в своем житие, где подробно расписывает мытарства некой Феодоры. В его представлении это был некий суд, где бесы пытались сломить ее душу и забрать ее у Бога.

Эта позиция принадлежит аскетической традиции православия, но не является ее догматом.

Православная церковь (и тут протестанты не согласятся) считает, что близкие могут помочь умершим родственникам стать ближе к Господу в том случае, если умерший верил в Творца, но не успел плодами своими (делами) доказать и проявить веру.

Важно! Совершая молитвы и творя милостыню, родственники могут помочь близким. Особенно полезно это делать в первые 40 дней после смерти, когда душа только готовиться предстать перед своим Творцом.

В отличие от католической веры и некоторых других, православные догматы утверждают, что спасения человека возможно лишь благодаря искупительной жертве Иисуса Христа и веры в Него. Никакие дела и поступки не могут спасти человека, лишь только вера (о чем говорит апостол Павел в посланиях). В загробной жизни уже ничего нельзя исправить мертвому, все, что можно делать, надо делать при жизни. И если человек отрицал существования Бога при жизни, после смерти он не попадет в рай, потому что его поступки уже никак не исправить.

Если католики определяют рай и ад как место, то православные более склонны считать это состоянием человеческой души. Поэтому для попадания туда необходимы были некие поступки, а православной церкви это не требуется, ведь принимая покаяние и жертву Иисуса Христа, наши души уже пребывают в раю.

Что такое чистилище и его значение в православии?

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Purgatory and Limbo. Вы также можете помочь
нашему
проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Для лучших вод подъемля парус ныне, Мой гений вновь стремит свою ладью, Блуждавшую в столь яростной пучине,
И я второе царство воспою, Где души обретают очищенье И к вечному восходят бытию.
»
— Данте, «Божественная комедия», пер. М. Лозинского

Этот симпатичный островок — вавилонская башня Чистилище, каким увидел его Данте в «Божественной комедии»
Во многих религиях существует концепция загробного суда, который определяет посмертный удел человеческих душ. Одни, при жизни бывшие хорошими людьми, возносятся в рай. Других, натворивших много зла и не сумевших заслужить прощение даже смертью, отправляют прямиком в . Но что делать, если судимый покойник — антигерой, который находится посередине шкалы добра и зла? И в рай его просто так не пропустишь, и для адских мучений он слишком хорош… В некоторых сеттингах на такой случай существует чистилище

Чистилище — это особое место в загробном мире, где люди должны раскаяться в своих грехах, прежде чем будут допущены в рай. Как правило, здесь человек должен пройти испытания по очищению своей души от грехов. Какие это будут испытания и как будет выглядеть само чистилище — зависит от фантазии автора. От загробной канцелярии с неотличимой от земной жизнью до фэнтезийной фантасмагории или даже пребывания в пустоте. В некоторых случаях Чистилище является единственным местом в загробном мире, где души ожидают перерождения.

Отдельного упоминания заслуживает Лимб (лат. Limbus, англ. Limbo), который некоторые авторы описывают как разновидность Чистилища. Однако в «Божественной комедии» Лимб является первым кругом ада, куда попадают добродетельные нехристиане.

О чистилище не говорится в Библии, это средневековый догмат

Сразу же начнём с главного — не стоит полагать, что почти все течения христианства ущербны из-за того, что в них нет идеи чистилища. Больше и подробнее — вовсе не значит правильнее. Религии нет нужды в подробной биографии Иисуса Христа или двадцатитомном труде об иерархии ангелов. Все эти аспекты усложняют учение, но отводят от его сути.

Читайте также:
Храм Троицы в Коньково: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений


Фреска с изображением чистилища

Если посмотреть непредвзято, то становится ясно, что Библия формирует вполне достаточное представление о посмертной участи души без идеи чистилища. Всё слаженно работает, без сложностей. Так зачем нужно дополнительное пристанище для умерших, если оно не уточняет, а искажает информацию из Священного Писания?

время, когда возник догмат о чистилище

Догмат о чистилище формировался в католицизме в интервале XIII—XV веков. Как видим, это довольно новая идея. Разумеется, христианство знает и более поздние нововведения, но всё же с проповедью Иисуса Христа такие представления разделяет более тысячелетия.

История

Обычай молиться за умерших в христианстве зафиксирован уже во II веке, а служение литургии за умерших — в III веке[1]. Теологумен об очистительном огне впервые высказан св. Григорием Двоесловом в его «Диалогах»[2][3]. Изложение же учения о чистилище много позже присутствует в сочинении «Сентенции» Петра Ломбардского (XII в.)[4]. Догмат о чистилище был постепенно сформирован в католицизме в XIII—XV веках, в частности, в трудах Фомы Аквинского. Следы первого спора о чистилище между православными и католиками обнаруживаются в 1231 году. Доктринальное рождение чистилища как места фиксируется в папском определении Иннокентия IV от 1254 года[5]. Церковное учение о чистилище формулировалось на II Лионском соборе в 1274 году, но в итоговых постановлениях собора слова «чистилище» ещё нет, и лишь на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году происходит догматическое закрепление чистилища в католическом богословии. Окончательно же учение о чистилище подтверждено в 1563 году на Тридентском соборе[1].

Ад, рай и чистилище в католицизме — это места, а в православии — стояния души

Возможно, эта идея кому-то из читателей покажется невероятной, но в православии нет представления о том, что ад, рай и чистилище — это какое-то конкретное место. Мы привыкли отождествлять рай с Эдемским садом, а ад — с фантазиями Данте на античную тематику. И такие образы действительно приемлемы для некоторых христианских традиций, но православное учение потому и не рассказывает о том, как выглядит ад или рай, потому что считает их состоянием.

Рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):

«Для православного человека рай, Царство Небесное — это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого — обожения человека — и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад — катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.

В католицизме особый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а, скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожего на юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось (индульгенции).

Такие представления, конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участи человека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439, т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество».

Таким образом, православие не только отвергает идею чистилища, но и на рай и ад смотрит далеко не так же, как западная культура. Демоны с трезубцами — это, конечно, зрелищно, но, если углубиться, даже демонов, как таковых, в Священном Писании вовсе и нет.

Это общеправославное мнение. Но в то же время есть некоторые вопросы. Например, если загробный мир — не конкретное место, а состояние, то куда спускался Иисус Христос и различные святые? На сей счёт есть немало толкований. Главный аргумент всё же остаётся в том, что Библия не описывает ад и рай, как конкретное место. В Писании вообще не сказано, что душа может находиться в каком-либо пространстве.

Но мы сейчас не об аде, а о чистилище.


Лодовико Карраччи «Ангел освобождает души в чистилище»

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

В связи с этим следует отметить разницу между православными молитвами, обращёнными к святым угодникам Божьим с просьбой об их ходатайстве за нас перед Богом, и молитвами католиков, в которых они просят святых поделиться с ними их сверхзаслугами, и тем самым помочь избежать очистительных мук.

Чистилище не признают также протестанты

Протестанты тоже не верят в чистилище. Пусть они — не единая христианская традиция, а совокупность подчас разных течений, всё же для них характерно неприятие подобной идеи.

Как мы знаем, для протестантов есть только один главный авторитет — Библия. Поэтому ещё основатели этого движения поставили перед собой вопрос, подтверждает ли Священное Писание существования чистилища? Следующие стихи показали, что нет:

«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд»

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»

Пусть так. С христианскими конфессиями мы разобрались, а теперь настала пора всё же полюбопытствовать, какое оно — чистилище.

Католики взяли идею чистилища у иудеев

Корни католического предоставления о чистилище нужно искать в талмудической традиции. Иудеи писали о месте шеол, которое мы называем двумя словами:

  1. Ад.
  2. Преисподняя.

Но технически это было именно чистилище. Оно занимает место в физическом мире и имеет три входа:

  1. Возле Иерусалима.
  2. На морском дне.
  3. В пустыне.

Как многие, наверняка, слышали, чистилище — это место, где муки не длятся вечно (в христианском аду, к слову, — тоже в отличие от геенны огненной). Согласно талмудической литературе, в шеоле души не пребывают дольше года. За этот срок происходит очищение.

Также бытует мнение, что иудеи не попадают в шеол.

Это, конечно же, не сказано прямо в Ветхом Завете, но является частью одного из вариантов его толкования и еврейского предания.

Нам это интересно в том смысле, что именно отсюда ноги растут у католического представления о чистилище.

Читайте также:
Рецепты постного овсяного печенья: традиционные и проверенные рецепты, советы

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», — книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и тем, что такое чистилище у католиков.

Католики рассматривают идею посмертного прощения грехов как доказательство реальности чистилища

Хотя католики считают, что чистилище — это некое место, где душа может пройти очищение от грехов, с этой точкой зрения согласны не все. Папа Римский Бенедикт XVI рассматривал чистилище как процесс:

«Чистилище — это как очищение огнем внутреннего человека, болезненный опыт сокрушения своих грехах. Душа, поврежденная грехом, не может предстать пред Богом».

Также понтифик отверг авторитет труда «Трактат о чистилище» (не издан на русском) святой Екатерины Генуэзской, который имел вес в католических кругах.


Католическая святая Екатерина Генуэзская, которая написала «Трактат о чистилище»

Как бы то ни было, католики сходятся в том, что чистилище может быть уготовано только крещённому грешнику. Обычно это человек, который близок к высокому уровню благочестия, но имеет некоторые незначительные грехи, из-за которых его не пускают в рай.

Бенедикт XVI считал, что чистилище — не место, а процесс.

Было бы несправедливо отправлять этого несчастного в один котёл к убийцам и диктаторами. Но и добродетельные обитатели рая не заслуживают соседства грешной души.

Конечно, все мы грешны, но обычно правоверному католику грехи должны отпустить ещё при жизни. А если всё же не успели? Тогда за дело берутся потусторонние инстанции — то самое чистилище.

Здесь душе придётся пострадать за совершённые грехи, чтобы очистить себя и войти в этом светлом состоянии в заслуженный рай. Католический катехизис сообщает:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых».

И всё это сказано тоже не на пустом основании. У католиков есть собственный фундамент из Священного Писания:

«Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха»

Разумеется, в этой цитате нет ничего про место, про состояние или про процесс, в коем бы очищалась душа. Но именно этот отрывок даёт католикам возможность обосновать идею чистилища спекуляциями.

Разумеется, это не единственный довод в пользу реальности чистилища, но один из основных. Раз грехи души ещё можно искупить, значит она не находится ни в одной из конечных «стадий» — в раю или аду. А стало быть, есть некое третье место. Иначе бы молитвы просто не подействовали.

Примечания[ | ]

  1. 1234
    «Чистилище» ////Католическая энциклопедия. М.:Изд. францисканцев. 2013. Т.5. Ст. 235—237
  2. Глава тридцать девятая. Есть ли очистительный огонь по смерти? // Святитель Григорий Великий (Двоеслов). Диалоги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души
  3. Рашкова Раиса Тимофеевна. Григорий I Великий – первый папа Средневековья //Католицизм. Спб.: Питер, 2007.
  4. Рашкова Раиса Тимофеевна. Католицизм Архивная копия от 9 января 2018 на Wayback Machine. Спб.: Питер, 2007.
  5. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч4. Вопрос 52. О сошествии Христа в ад
  6. Влияние «Божественной комедии» Данте на формирование римо-католического догмата о чистилище
  7. Катехизис Католической Церкви. &1029
  8. Катехизис Католической Церкви. &&1029-1030
  9. [1]Катехизис Католической Церкви. &1031
  10. «…Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:45)
  11. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис
  12. Духовные поучения. Об усопших // Фаддей Витовницкий, Духовные поучения
  13. ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО // Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы / пер. с сербского С.А. Луганской. — М.: Новоспасский монастырь, 2010. С. 151. — вместо словосочетания «промежуточное состояние» используется «среднее состояние», которое приведено в кавычках, как и слово «чистилище».
  14. Что бессмертно в человеке. Е. П. Блаватская

Чистилище, возможно, выглядит как пламя

В словах апостола Павла католики видят описание чистилища:

«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»

При этом чистилище — это не настоящий, уничтожающий огонь, ведь оно — не кара, а акт милосердия. Это добрый жест Всевышнего в сторону грешного человечества.

Хотя все люди в той или иной степени грешны, через очищение должны пройти лишь не из них, кто не прошёл очищение на земле.

Кстати, есть представление, что сама земля — и есть чистилище, просто люди этого не осознают. Это не догматическая идея, но не упомянуть о ней нельзя.

Бог упразднит чистилище, когда начнётся Страшный суд.

Помимо чистилища есть ещё лимб — место пристанища душ язычников

Некрещёные младенцы и язычники лишены возможности войти в рай или чистилище. Для них есть единственное возможное место — лимб, если человек праведник. Ну а грешному язычнику уготовано место в аду.

Лимб — это не чистилище, в нём души просто ждут Страшного суда.

В лимбе никто не очищается. Это просто зал ожидания Страшного суда.


Доменико Беккафуми «Иисус в лимбе» (1530–1535)

Признаваемый православием отец Церкви Григорий Богослов писал о лимбе:

«Иные не имеют возможности даже и принять дара [крещения] или по малолетству, или по какому-то совершенно независящему от них стечению обстоятельств… [Они] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания».

В 2007 году Ватикан отверг идею лимба, посчитав её несправедливой. Сегодня христиане не признают существования отдельного загробного места или состояния для язычников и некрещёных.

Читайте также:
Православное паломничество: история и традиции, особенности и значение, главные ошибки и основные места

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Любовь – единственный путь во Царствие Божие

По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

Что нашел в чистилище православный священник

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), еще учась в МГУ, был впечатлен лекциями о Данте, прочитанными профессором Александром Львовичем Доброхотовым. Потом он сам защитил диссертацию о Данте. А недавно выпустил книгу о великом флорентийце, его «Божественной комедии» и – не удивляйтесь – о чистилище, которого, согласно православному учению, просто нет.

Чистилище – это элемент чисто католического представления об устройстве загробного мира: есть такое место, в котором оказываются души людей, не успевших покаяться во всех своих грехах при жизни. Там, в чистилище, они искупают неисправленные грехи – и тогда могут войти в рай.

Казалось бы – какое дело православному верующему, не изучающему сравнительное богословие, что там пишет Данте об этой совершенно чуждой для него концепции? А дело в том, считает отец Симеон, что если мы посмотрим на сочинение Данте не как на богословский трактат, а как на великое художественное произведение, которым оно, безусловно, в первую очередь и является для всего человечества, то найдем очень сильные и ценные образы и метафоры. В том числе и для современных православных.

Во времена Данте чистилище представляли как некую инфернальную область, во многом напоминавшую ад. А для Данте это место надежды, освобождения, преображения. На мой взгляд, это очень сильная поэтическая метафора земной жизни вообще.

Данте изображает чистилище как гору, на которую нужно подняться:

И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.

Во время этого восхождения воля человека постепенно меняется, очищается от греховных устремлений, устремляется к Богу. Пространство чистилища наполнено церковными песнопениями, литургическими моментами:

Salve, Regina Церковный гимн Славься, Царица. – Прим. ред. , — меж цветов и трав
Толпа теней, внизу сидевших, пела,
Незримое убежище избрав.

Если в аду время застыло или скорее уничтожилось, то в чистилище свой ход времени, во многом напоминающий земной. И трудности восхождения по этой горе очень напоминают препятствия на нашем земном пути восхождения к Богу.

Что мешает человеку восходить к Богу?

Прежде всего – страсти, которые, с точки зрения Данте, не что иное, как неправильное устремление любви или же ее оскудение. Любовь лежит в основе всех поступков человека, считает Данте, но она может быть направлена не в ту сторону. То, что должно принадлежать Богу, – энергию, жар сердца, – человек направляет на какие-то тленные, а иногда и прямо греховные предметы. И себя порабощает, и замысел Божий о себе не реализует. Данте называет это «ошибиться целью», то есть неверно направить силы души.

В «Божественной комедии» об этом говорится так:

Пока она к высокому стремится,
А в низком за предел не перешла,
Дурным усладам нет причин родиться;
Но где она идет стезею зла
Иль блага жаждет слишком или мало,
Там тварь завет Творца не соблюла.

Причем в концепции Данте плотские грехи – гораздо менее тяжкие, нежели «духовные», поэтому в первых кругах ада мучаются сладострастники, потом чревоугодники, затем скупцы и расточители. Посередине, в пятом круге, – гневливые, ленивые и унылые. А нижние круги зарезервированы для еретиков, насильников всех мастей, гордецов, обманщиков и, наконец, предателей.На самом дне ада – гигантской воронки, пробитой Люцифером при падении с небес, – находятся сам падший дух и три всемирно известных предателя: Иуда, Брут и Кассий Брут и Кассий – римские государственные деятели I века до Р. Х., заговорщики и убийцы Гая Юлия Цезаря. – Прим. ред.

Напротив, в чистилище нижние уступы, откуда предстоит более трудное восхождение, определены для «духовных грехов», для тех, кто проявил любовь ко злу для другого, зложелательство: гордость, зависть, гнев (superbia, invidia, ira). Четвертый уступ – для унылых, то есть проявивших недостаточную любовь к добру. А на пятом, шестом и седьмом уступах избавляются от «чрезмерной любви» к ложным благам: от корыстолюбия, чревоугодия и сладострастия.

Как об этом говорит Данте:
В душе к любви заложено стремленье,
И всё, что нравится, её влечет,
Едва её поманит наслажденье.

Разница между грешниками в аду и чистилище состоит в том, что последние успели покаяться:

Покаялись, простили оскорбленья
И смерть прияли в мире с Божеством.
А души тех, кто прежде всего любит Бога, восходят в рай.

Почему путь в рай так долог?

Чтобы добраться до дантовского рая в «Божественной комедии», нужно преодолеть долгий путь, отправляясь в который, неплохо бы запастись, как образно писал Осип Мандельштам, «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями». Недаром, говоря о «Божественной комедии», чаще всего вспоминают ее первую часть «Ад», а реже всего – «Рай».

Думаю, причина тут та же самая, по которой наиболее популярны сегодня telegram-каналы, публикующие сплетни, чернуху и т.д. После грехопадения человеку ближе и понятнее всё низменное и страстное. Говоря словами Василия Розанова, «порок художественен, а добродетель так тускла». Попробуй еще найди в этом мире добродетель, а потом опиши ее так, чтобы это было ярко и интересно…

Но третья часть «Божественной комедии» объективно ничем не уступает первым двум. Там множество блестящих мыслей и ярких персонажей. Мы находим в раю не только бесплотных ангелов, но и святителя Иоанна Златоуста, и преподобного Венедикта Нурсийского, и Юстиниана, с которыми Данте ведет интересные и обогащающие беседы. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн устраивают Данте богословский экзамен, после чего героя ждет разговор с праотцом Адамом.

В раю Данте есть и звуки, и яркие цвета, и необычные ощущения:

Казалось мне — нас облаком накрыло,
Прозрачным, гладким, крепким и густым,
Как адамант, что солнце поразило.

И этот жемчуг, вечно нерушим,
Нас внутрь воспринял, как вода — луч света,
Не поступаясь веществом своим.

Еще Шеллинг заметил, что три царства «Божественной комедии» соответствуют трем сферам искусства: ад подобен скульптуре, чистилище – живописи, а рай – музыке. А ведь музыка – это целая вселенная!

Читайте также:
Православие и наука: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

Если в аду и чистилище проводником был Вергилий, образ земной мудрости, то по раю Данте сопровождает его платоническая возлюбленная Беатриче, символ мудрости небесной. Удивительно, как обычная девушка, виденная Данте всего пару раз в жизни, преобразилась в такой прекрасный и всеобъемлющий символ, в аллегорию небесной красоты и мудрости! На мой взгляд, один только образ Беатриче уже стоит того, чтобы дочитать «Божественную комедию» до конца.

Какой фрагмент «Божественной комедии» для меня самый пронзительный?

Образы Данте вообще отличаются особенной яркостью, пронзительностью и в то же время многослойностью. Конечно, незабываемыми остаются встречи Данте с великими поэтами прошлого: Гомером, Овидием, Горацием и другими, – в Лимбе, преддверии ада, или с Катоном Младшим – у горы чистилища. Но, пожалуй, одной из самых впечатляющих картин «Божественной комедии» для меня стала история Франчески да Римини и Паоло Малатеста.

Это реальные события, связанные с дочерью правителя Равенны, но Данте обессмертил их, поместив влюбленных во втором круге ада, среди сладострастников. Недаром по этому сюжету было создано впоследствии множество художественных произведений: литературных, изобразительных, скульптурных, музыкальных.

Женатый Паоло и замужняя Франческа вступают в любовную связь, их застает муж Франчески и убивает обоих. Но самое важное, что Данте делает прологом к грехопадению их совместное чтение – «о Ланчелоте сладостный рассказ». Имеется в виду известный средневековый сюжет о любви рыцаря Ланселота к жене короля Артура. То есть мы возвращаемся к вопросу о влиянии художественной литературы на судьбы людей: она может вдохновлять и животворить, а может низводить во ад. И не случайно, услышав этот рассказ, Данте падает, как мертвый. Потрясающе читает эти строки современный популяризатор «Божественной комедии» актер Роберто Бениньи:

E caddi come corpo morto cade / И я упал, как падает мертвец

В этом эпизоде, как и в теме чистилища, мы сталкиваемся с вопросом взаимовлияния жизни и литературы, искусства и реальности, творчества и богословия.

Цитаты из «Божественной комедии» даны в переводе Михаила Лозинского

Замечание о чистилище

С учением Православной Церкви о возможности для некоторых грешников освободиться из уз ада по молитвам живущих имеет некоторое сходство учение Римской церкви о чистилище, хотя имеет и свое отличие. Чтобы правильнее судить о том и другом, надобно вникнуть, как излагают это учение сами римские богословы.

I. Они различают в учении о чистилище две части: существенную, или то, что определено их церковью и преподается как догмат, и несущественную – то, что церковью их не определено и составляет предмет богословских мнений. К первой части относят только два положения: а) есть чистилище, то есть такое место или состояние очищения (status expiationis), в котором души умерших, не получивших еще разрешения каких-либо легких грехов или и получивших разрешение грехов, но не понесших при жизни временного наказания за грехи, терпят мучения для удовлетворения правде Божией – до тех пор, пока чрез эти мучения не очистятся и не соделаются достойными вечного блаженства; б) душам, находящимся в чистилище, весьма много помогают молитвы о них Церкви, милостыни и особенно приношение бескровной Жертвы. К несущественной части относится решение вопросов: а) есть ли чистилище определенное какое-либо место или нет и где оно находится; б) какие мучения терпят там души и огнь чистилищный есть ли вещественный или метафорический; в) сколько времени души находятся в чистилище; г) как вспомоществуют им молитвы Церкви и проч. [1]

II. Останавливаясь мыслию на существенной части римского учения о чистилище, находим в ней и сходство с учением Православной Церкви о молитвах за умерших, и несходство.

1) Сходство – в основной мысли (идее). Ибо как Римская, так и Православная Церковь учит: а) что души некоторых умерших, именно умерших в вере и с покаянием, но не успевших при жизни принести плодов, достойных покаяния, и, следовательно, не успевших заслужить от Бога полного прощения своих грехов и самым делом очиститься от них, терпят мучения, пока не удостоятся действительно такового прощения и не очистятся; б) что в этом случае вспомоществуют душам умерших молитвы о них живущих еще братий о Христе, милостыни, и особенно приношение бескровной Жертвы.

2) Несходство – в частностях. Ибо: а) по учению Православной Церкви души означенных умерших терпят мучения потому, что они хотя покаялись пред кончиною, но не успели принести плодов, достойных покаяния, не успели заслужить от Бога полного прощения грехов, самым делом очиститься от них и чрез то освободиться от естественных следствий греха – наказаний; а по учению Римской церкви души этих умерших терпят в чистилище муки, собственно, потому, что не терпели на земле временного наказания за грехи для удовлетворения правде Божией, и терпят именно для того, чтобы удовлетворить ей; б) по учению православному означенные души очищаются от грехов и заслуживают от Бога помилование не сами собою и не чрез свои мучения, но по молитве Церкви, силою бескровной Жертвы, и эти-то молитвы не только помогают страждущим, облегчают им участь, но и освобождают их от мучений [2], а по учению Римской церкви души очищаются в чистилище и удовлетворяют правде Божией чрез самые свои страдания, в чем бы ни состояли они, и молитвы церковные только способствуют облегчению этих страданий [3].

3) Впрочем, обе указанные разности в римском учении о чистилище с учением православным о молитвах за умерших, хотя касаются частностей, тем не менее важны и не могут быть приняты, потому что обе несправедливы и низвращают самую основную мысль догмата.

а) Несправедлива, как мы уже видели в своем месте [4], та мысль, будто грешники покаявшиеся должны еще принести некоторое удовлетворение правде Божией за те свои грехи, потерпев для сего какое-либо временное наказание, и будто не претерпевшие такого наказания здесь должны потерпеть его в чистилище для той же самой цели: полное и даже преизбыточествующее удовлетворение правде Божией за всех грешников принес однажды навсегда Христос Спаситель, подъявший на Себя и все грехи мира, и все казни за грехи. А грешники, чтобы получить от Бога совершенное прощение грехов и избавиться от всяких наказаний за грехи, должны только усвоить себе заслуги Искупителя, то есть уверовать в Него, истинно раскаяться во грехах и принести плоды, достойные покаяния, – добрые дела. Следовательно, если некоторые грешники, покаявшиеся пред своею кончиною, подвергаются по смерти мучениям, то потому единственно, что не успели еще вполне усвоить себе заслуги Спасителя, по слабости ли веры в Него или по недостаточности покаяния, а главное – потому, что не принесли плодов, достойных покаяния, и самым делом не очистились от грехов, как и учит Православная Церковь.

б) Несправедлива и другая мысль: будто грешники очищаются в чистилище и удовлетворяют правде Божией чрез самые свои мучения. Как бы ни понимали огнь чистилищных мучений, в смысле ли буквальном или метафорическом, – ни в том, ни в другом случае нельзя приписывать ему таких действий. Если это огнь вещественный – то он по самой природе своей не способен очищать душу – существо простое – от скверен духовных. Если – огнь метафорический, то есть внутренние терзания самой души при постоянном сознании своих прежних грехов и глубокое сокрушение о них, – и все это не может очищать душу в жизни загробной, потому что там нет уже места ни для покаяния, ни для заслуг, ни для какого-либо личного самоисправления, – как веруют и римские католики. А пока человек остается во грехах, неочищенным и необновленным, до тех пор, сколько бы ни терпел мучений, он не может удовлетворить правде Божией одними страданиями своими и избавиться от этих неизбежных следствий греха [5].

Читайте также:
Ересь и еретик в православии: определение и значение, история, знаменитые еретики

в) Если души некоторых умерших терпят в чистилище мучения потому, собственно, что необходимо самим грешникам покаявшимся понести некоторое временное наказание за грехи для удовлетворения правде Божией, и если эти души чрез самые свои мучения в чистилище действительно очищаются и удовлетворяют за себя Богу, – то спрашивается: к чему служат им молитвы и вообще всякое предстательство Церкви? Находящиеся в чистилище, очевидно, должны мучиться дотоле, пока сами собою не принесут требуемого от них удовлетворения и не очистятся чрез свои мучения; если же молитвы Церкви только ослабляют и облегчают эти мучения, то они (молитвы) не только не сокращают, напротив, еще продолжают период пребывания души в чистилище и, следовательно, не столько полезны, сколько вредны. Не явно ли ниспровергается этим основная мысль догмата?

III. Обращая внимание на несущественную часть римского учения о чистилище, составляющую предмет богословских мнений, усматриваем в ней еще более разностей с учением Православной Церкви о молитвах за умерших, хотя разностей, по внутреннему их значению, не важных. Укажем здесь на две, более замечательные:

1) Православная Церковь учит, что нет по смерти среднего разряда людей между спасаемыми – отходящими на небо – и погибающими – отходящими во ад; нет среднего особого места, где бы находились души покаявшихся пред кончиною, за которых она молится, а все они отходят также во ад, откуда только могут освобождаться по ее молитвам [6]. Наибольшая часть римских учителей принимают чистилище за особое – среднее – место и помещают его то в соседстве ада – во внутренности земли, то в соседстве неба, то на воздухе, хотя другие признают чистилище только за особое состояние души, а не особое место, и замечают, что души, находящиеся в этом состоянии, могут нести свое временное наказание и очищаться в том же самом месте, где находятся и осужденные на вечные муки (то есть во аде); подобно тому как в одной темнице могут быть заключены люди двоякого рода: и осужденные на заключение только до известного времени, и осужденные навсегда [7].

2) Православная Церковь решительно отвергает огнь чистилищный, огнь в собственном смысле, будто бы очищающий души [8]. Весьма многие римские богословы принимают этот огнь за действительный и вещественный (верование, почти общепринятое в самом народе римского исповедания) и потому в доказательство своего учения стараются собирать из Священного Писания и из писаний древних учителей Церкви места, в которых по-видимому упоминается о таком огне [9]. Другие, напротив, понимают чистилищный огнь в смысле не собственном – за мучения духовные – и потому не приводят уже в своих трактатах о чистилище подобных доказательств ни из слова Божия, ни из писаний отеческих, присовокупляя, что сами древние учители имели об этом огне только мнения, и мнения различные [10], – почему излишне было бы и опровергать означенные доказательства. Третьи, наконец, вообще замечают, что церковь их не определила, в чем состоит огнь чистилищный, вещественный ли он или не вещественный, и потому понимать его так или иначе – не относится к вере [11].

Не упоминаем о других мнениях касательно чистилища, каковы, например: а) о том, долго ли находятся в нем души и все ли – равное время; б) наказания, какие они там испытывают, сильнее ли наказаний настоящей жизни и слабее ли адских; в) молятся ли там души за самих себя и за нас, еще живущих; г) упражняются ли в добрых делах и подобное. Этим мнениям не приписывают почти никакой цены сами римские богословы, и занимаются ими весьма не многие [12].

Примечания
Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). §259. С.463-467. – Изд.
1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер. Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413].
2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О вере. Ответ 64 // Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. – Изд.
3. На Флорентийском соборе это учение выражено так: “si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes. ” [“если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы. “]. (In definit. Fidei [В “Определении веры”]).
4. См. нашего Православно-догматического богословия т.[2], §226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355].
5. Православное исповедание. Ответ 66 // Догматические послания. С.50. – Изд.
6. Православное исповедание. Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18 // Догматические послания. С.48-49,182-183. – Изд.
7. Cursus Theologiae completus. Т.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413.
8. Православное исповедание. Ответ 66 // Догматические послания. С.50. – Изд.
9. Cursus Theologiae completus. Locus citatus [Цитируемое место].
10. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III. P.310-318,323,327; Kleе. Manuel de l’histoire des dogmatiques. T.II. Paris, 1848. P.474 [Клее. Руководство по истории догматики. Т.II. Париж, 1848. С.474].
11. Bellarmin. De purgatorio. Liber II. С. 11 [Беллармин. О чистилище. Книга II, глава 11].
l2. Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42-43; Cursus Theologiae completus VII. P.1068-1612.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2021

Читайте также:
Экуменизм и православная церковь: что это такое и что значит, отношение и мнение священников, грех или нет

Как работает Чистилище? Об этом нужно знать, когда попадете туда

Ректор Курской духовной семинарии архимандрит Симеон (Томачинский), еще учась в МГУ, был впечатлен лекциями о Данте, прочитанными профессором Александром Львовичем Доброхотовым. Потом он сам защитил диссертацию о Данте. А недавно выпустил книгу о великом флорентийце, его «Божественной комедии» и – не удивляйтесь – о чистилище, которого, согласно православному учению, просто нет.

Чистилище – это элемент чисто католического представления об устройстве загробного мира: есть такое место, в котором оказываются души людей, не успевших покаяться во всех своих грехах при жизни. Там, в чистилище, они искупают неисправленные грехи – и тогда могут войти в рай.

Казалось бы – какое дело православному верующему, не изучающему сравнительное богословие, что там пишет Данте об этой совершенно чуждой для него концепции? А дело в том, считает отец Симеон, что если мы посмотрим на сочинение Данте не как на богословский трактат, а как на великое художественное произведение, которым оно, безусловно, в первую очередь и является для всего человечества, то найдем очень сильные и ценные образы и метафоры. В том числе и для современных православных.

Архимандрит СИМЕОН (Томачинский)

Во времена Данте чистилище представляли как некую инфернальную область, во многом напоминавшую ад. А для Данте это место надежды, освобождения, преображения. На мой взгляд, это очень сильная поэтическая метафора земной жизни вообще.

Данте изображает чистилище как гору, на которую нужно подняться:

И я второе царство воспою, Где души обретают очищенье И к вечному восходят бытию.

Во время этого восхождения воля человека постепенно меняется, очищается от греховных устремлений, устремляется к Богу. Пространство чистилища наполнено церковными песнопениями, литургическими моментами:

Salve, ReginaЦерковный гимн Славься, Царица. – Прим. ред., — меж цветов и трав Толпа теней, внизу сидевших, пела, Незримое убежище избрав.

Если в аду время застыло или скорее уничтожилось, то в чистилище свой ход времени, во многом напоминающий земной. И трудности восхождения по этой горе очень напоминают препятствия на нашем земном пути восхождения к Богу.

Канон[править]

Согласно вероучению католической церкви, в Чистилище после смерти попадают те, кто умер в мире с Богом (т. е. не был атеистом, сознательным сатанистом, еретиком, неверным или отмороженным злодеем), но имеет за душой непрощённые грехи, в которых не успел покаяться при жизни. Для них на том свете организовано семь кругов искупления, на каждом из которых даётся возможность осознать соответствующий грех (из канонического списка), раскаяться в нём и очиститься (отсюда, собственно, и «чистилище»).

Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.

Концепция Чистилища отсутствует в Ветхом и Новом Завете (там говорится только о загробном очистительном огне), а сложилась только к XII веку, после чего была закреплена несколькими соборами и официально принята папской буллой в 1254 году.

Современное католическое богословие уже не полагает Чистилище конкретной локацией (см. ниже про Данте), а утверждает, что это скорее состояние, чем место. Чистилище просуществует до Страшного суда, когда ад будет окончательно запечатан, а вместо рая спасённым душам будут предложены для вечной жизни новое Небо и новая Земля.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Альтернативные точки зрения[править]

  • Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства
    . Это пространство между землёй и небом («воздушная сфера»), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно, душу сдёргивают крюками и тащат в пекло под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти. Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.
  • В современном иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
  • В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф
    ) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
  • Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано, умер так умер или ад, или рай — третьего не дано.
  • В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
      Японское чистилище — Мэйдо
      — в чём-то хардкорнее христианского ада, судите сами. Нужно это чистилище затем, чтобы разобраться, в каком из миров должен переродиться покойник. Многие попадают в Дзигоку.
  • Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо
    и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.

    В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).

    Пагубность греха гордыни

    Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

    Читайте также:
    Мощи Амвросия Оптинского: где находятся и как добраться, история и чудеса

    Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

    Примеры[править]

    Театр[править]

    • В. Маяковский, «Мистерия-буфф» — с прикрученным фитильком: в аду персонажи видят дверь с надписью «Чистилище» и выходят оттуда именно через неё, но само пребывание в чистилище никак не показано — в следующем действии они уже в раю. Возможно, автор подразумевал, что это лишь незначительный «тамбур» между адом и раем.

    Литература[править]

    • Данте, «Божественная комедия» — кодификатор. Автор описывает Чистилище как огромный остров в океане с семиярусной горой в центре. Гора представляет собой горб земли, вспучившейся посреди южного полушария после падения Люцифера. По другую сторону шарика, в противолежащей точке, находится собственно место падения — такой же семиярусный кратер, упирающийся в центр Земли. На дне застрял дьявол, а по стенкам ютится ад.
    • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — зигзаг в видении Сооткин о посмертной участи императора Карла V. С одной стороны, герои к тому моменту уже протестанты, отрицающие чистилище, и согласно этому видению Карл отправляется «в самую глубь преисподней». С другой — прямо сказано, что по прошествии трёхсот лет мучений он может исправиться и всё-таки попасть в рай (что скорее соответствует именно чистилищу).
    • Д. Андреев, «Роза Мира» — все нижние слои, за исключением последнего, где происходит окончательная смерть души — именно чистилища, где срок пребывания конечен. Даже для Иуды Искариота. Таковыми чистилища стали лишь после нисхождения в них Планетарного Логоса, а до этого были вполне себе адскими кругами для вечного там пребывания. Точнее даже, к пребыванию там отягощенных грехами человеческих душ они никем не назначались, так вышло само собой по законам местной метафизики, и всех устроило.
    • Дж. Р. Р. Толкин, «Лист работы Ниггля» — смерть и посмертие главного героя описаны весьма иносказательно, однако он явно пребывает какое-то время в чистилище.
    • Александр Рудазов, «Призрак» — протагонист, помыкавшись после смерти по Земле и нескольким загробным мирам, пристраивается на работу именно в Чистилище с прицелом через несколько десятков лет выслужить пропуск в Рай. Их там много таких — с прицелом. Причём если Ад и Рай механически срисованы у Данте, то Чистилище… ну как бы тоже, но всё-таки сильно изменилось за прошедшие восемьсот лет, потому что изменились представления о действительности у новопреставленных — а Чистилище под них подлаживается.

    Кино[править]

    • Военная драма Александра Невзорова «Чистилище» (1997), посвящённая войне в Чечне. Не очень понятно, что хотел сказать автор этим названием — судя по обилию чернухи, речь скорее идёт о каком-то из кругов ада, но название «Ад» Глебыч уже использовал для документалки 1995 года. Ждём не дождёмся фильма «Рай» на ту же тему, как завещал великий Данте.

    Аниме и манга[править]

    • Angel Beats! — представляет собой имитацию школы-интерната, населённый местным подобием NPC.
    • Death Parade — а вот здесь Чистилище выглядит как бар, где умершие вынуждены участвовать в различных играх. Именно благодаря смертельным играм судьи могут определить, кто достоин перерождения, а кто пойдёт в небытие.

    Видеоигры[править]

    • Limbo — название как бы намекает.
    • Grim Fandango — для коммивояжёра Мэнни Калаверы посмертный контракт по препровождению усопших в загробный мир служит своего рода Чистилищем (отработкой кармического долга, по завершении которого его душа получит освобождение).

    Любовь – единственный путь во Царствие Божие

    По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

    Нарака

    Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

    В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

    Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

    Представления скандинавов

    Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

    Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

    Людские деяния на весах неумолимых судей

    Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

    Читайте также:
    Православие и рок: отношение церкви и мнение священников, можно ли слушать или нет, православные музыканты

    Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», — книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и тем, что такое чистилище у католиков.

    Неуместное употребление термина «чистилище»

    Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

    Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

    Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

    Шибальба

    Имели понятие, что такое чистилище, древние майя. К такому выводу можно прийти, изучая мифологию этого народа. Преисподней для них являлась Шибальба. Это было место жестоких испытаний, полных опасностей и ловушек. Дорога туда шла через реки, кишащие скорпионами, кровью и гноем. Пересечения дорог там обманывали и затуманивали разум путника. Далее умершего человека испытывали в Совете Богов перед тем, как послать его на смертельные пытки и истязания.

    Это был страшный мир, но выход оттуда найти иногда оказывалось возможно. Пытаясь открыть дверь в подземное царство, майя приносили богам мира мёртвых кровавые жертвы. Надежда добиться перерождения и новой жизни открывалась для души при встрече с Ахпухом – проводником между двумя мирами, повелителем человеческих путей.

    Тема: Чистилище в Православии: Как бы есть и как бы нет.

    Опции темы
    • Версия для печати
  • Чистилище в Православии: Как бы есть и как бы нет.

    Будучи крещёным уже достаточно давно, только совсем недавно начал вникать в суть суждений и разногласий между православной и католической церквами. Самое основное противоречие всегда представлялось для меня относительно непринятия верховенства пап. Но теперь, вникая в суть дела, появляются вопросы, которые не могут меня, православного человека, оставить равнодушным, и которые приводят к противоречивым выводам.

    Вот, к примеру, взять католический догмат о Чистилище. Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, “огонь вечный” (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?

    Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?

    Всё таки хотелось бы видеть в этом не закулисные межконфессиональные интриги и неприятие в виде некоего принципа в отношении католиков (мол, вот, примем этот догмат, значит примем и верность суждения Папы), а действительно здравое обоснование, желательно по “букве” Писания.

    Мир вам, уважаемые форумчане!
    Вот, к примеру, взять католический догмат о Чистилище. Православная церковь Чистилище не признаёт. Но! Приходя в храм, я ставлю свечу за упокой, тем самым обращаясь ко Господу о прощении грехов усопшему. Но ведь если человек в Раю, то зачем нужно молить о прощении его грехов? А если душа в Аду, то Ад это, как известно, “огонь вечный” (Мф 25,41) и оттуда нет возврата, иначе бы он был не вечным, так какой смысл вымаливать?

    Следуя логике, мы вымаливаем души людские из некоего особенного места и такое место католики называют Чистилищем. Вроде бы всё правильно. Но почему идёт неприятие этого догмата нашей православной церковью?

    К сожалению, Вы не совсем верно понимаете православное и католическое учение о загробном существовании умерших. Православие не учит, что человек после смерти попадает в рай или ад. Во-первых, туда, куда идут умершие, не “место”, а состояние. Либо человек находится с Богом, либо отделен от Него и находится в ожидании Суда. К Богу, в небесные обители, в Церковь Первенцев, где сонмы ангелов, по смерти попадают только святые, которые на Суд не приходят, но от смерти перешли в жизнь. Все обычные люди, ожидают (если так можно выразиться) всеобщего Воскресения в последний день, когда явится во славе Господь судить живых и мертвых. И только Суд Божий решает куда попасть человеку в вечности. Человек до Суда Христова не может быть ввержен на вечные муки. Вот поэтому, мы (живые, члены земной Церкви) пребывая пока до Пришествия Господа и Его Суда, молим всемилостивого Бога о том, что если есть в том умершем человеке грехи, Он смилостивился и в день Суда помиловал. Не по заслугам и справедливости, но именно по милости. Ибо если Бог будет справедлив, а не милостив, то никто бы из нас не спасся. Мы веруем в силу церковной молитвы. Сам Господь сказал, что если несколько человек будут просить о чем-то, то Он сделает.

    Отличие же католического учения в том, что они дают окончательное определение в рай или в ад по смерти, мол если туда попал, то все. но, коль есть древняя традиция молитвы за умерших, то объяснилась она тем, что существует “место” для “неопределенного контингента”, откуда можно еще вымолить, а то и выкупить.

    Т.е. я вас правильно понял, что в данный отрезок времени все “не святые” души находятся и не в Раю и не в Аду, а в некоем “среднем” месте, “среднем” состоянии? Я знаю, что православие учит о “мытарствах”. Вот, что говорит о них протоирей Сергей Четвериков:

    “Православная Церковь отвечает учением о мытарствах. Каждого человека, по исходе его из тела, ожидает ряд притязаний на него со стороны злых адских сил. Все его темные дела, желания и помышления имеются у них на учете, и на этом основании они считают умершего своею собственностью. Ангел-хранитель человека противопоставляет их требованиям добрые дела умершего или его покаяние и этим, так сказать, откупается от их притязаний. Отсюда происходит и самое название “мытарств” – “мытарь” сборщик податей, повинностей. Пройдя благополучно эти заставы, человек достигает светлой небесной области и поклоняется Господу. Затем ему показывают светлые райские обители и места мучений грешников. До девятого дня он осматривает обители праведников и до сорокового дня – места мучения грешников. После того и другого осмотра умерший поклоняется Господу. Вот почему в эти дни о нем возносится Церковная молитва. В 40-й день участь умершего определяется.” Протоиерей Сергий Четвериков. Жизнь после смерти.

    Читайте также:
    Православие и тату: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

    Получается, что:
    1. всё-таки не все души ожидают Воскресения
    2. некое “среднее” состояние всё-таки есть и смысл вымаливания у Частилища и Мытарств не так уж и не похожи друг на друга.

    По крайней мере то, что было провозглашено на Флорентийском соборе не отрицает факт вымаливания этих душ нашими молитвами:

    “Мы определяем, что души подлинно покаявшихся и умерших в любви, (но) еще не принесших достойных плодов покаяния за свои грехи делом и упущением, – очищаются после смерти мучениями в чистилище. Мы определяем, что молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, – служат этим душам к уменьшению их страданий”

    Другой вопрос, что Флорентийский собор не признаётся Православной церковью, но это не значит, что сие догматическое учение противоречит логике православной церкви. Или я не прав? Не кажется ли вам, что здесь основная загвоздка в терминах, а не в смысле, как таковом?

    Мытарства сами по себе не однозначное учение. А если конкретнее, то то, в каком виде они сегодня преподносятся, не является исконно православным учением, почему и подвергается справедливой критике сектантов. Древние Отцы говорят о мытарствах только как о том, что душе человека, отделившейся от тела, открывается видение духовного мира, с ангелами и бесами. Тут нет места ни “предварительному” суду (есть только один Суд при Втором Пришествии), нет много чего другого. Есть только то, что душа предстает пред миром духов в своей наготе и беззащитности. Но, опять таки, мир духовный, это не место в пространстве и времени. И все что мы можем об этом сказать по определению ущербно и в целом не верно.

    Сайт-чистилище «Миротворец» объявил о частичном закрытии

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Перейти к: навигация, поиск

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения).

    Чистилище. Иллюстрация Густава Доре

    (
    пургаторий
    ), согласно католическому вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от не искуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

    Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса.

    Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

    Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы»[1], благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.

    Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

    Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

    Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей — временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные христиане считают, что всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – О упокоении их душ.

    Сайт-чистилище «Миротворец» объявил о частичном закрытии

    Скандальный сайт «Миротворец», созданный в августе 2014 года и на котором размещались личные данные оппонентов киевского режима, объявил о закрытии myrotvorets. center и всех его «зеркал».

    «10 декабря 2021 года в 18:00 на радость медиаб… ям, боевикам и российским наемникам, а также с учетом некоторых объективных обстоятельств, мы полностью останавливаем серверы „Миротворца“, а именно: сайт myrotvorets. center и все его „зеркала“. Доступ к сведениям об объектах нашего исследования в разделе Чистилище будет временно обеспечен только для отдельных категорий пользователей на определенном закрытом ресурсе. Все остальные проекты Центра будут работать и дальше в открытом и доступном режиме», — говорится в сообщении.

    Здесь же уточнили, что доступ к данным в разделе «Чистилище», содержащем биографии неугодных националистам иностранцев и граждан Украины, будет временно открыт для «отдельных категорий пользователей на определенном закрытом ресурсе».

    Также сообщается, что все остальные проекты продолжат свою работу в открытом режиме.

    «Народ, делайте скрины со своих страничек «Миротворца». Покровитель всех политических беженцев закрывается. Эх, жаль! Столько людей смогли доказать политические преследования в свой адрес благодаря этому замечательному ресурсу. Не дай бог, еще СБУ закроет свою страницу с «разыскиваемыми персонами»», — призвала в соцсети глава СППУ Лариса Шеслер.

    «Ну нельзя же так вестись. А потом спрашивают, «а как ваши собеседники ведутся?». Да очень просто, уважаемые СМИ. Они написали, другие понесли в массы. Все для того, чтобы все ровно в 18:00 зашли на этот сайт. Грамотно с их стороны», — написал известный российский пранкер Алексей Столяров «Лексус» в Facebook.

    Также многие рассматривают версию приостановки работы скандального сайта с приглашением Зеленским российских представителей СМИ на Украину и лично оценить обстановку в стране. При этом он высказал мнение, что в настоящее время российские СМИ освещают события на Украине в ином русле, что его не устраивает. В частности, он обратился и к российскому телеведущему Владимиру Соловьеву. Приглашение президента Украины на пресс-конференции после саммита в Париже прозвучало впервые за последние годы.

    Читайте также:
    Подставь другую щеку: толкование и смысл фразы

    После этого заявления украинского лидера Союз журналистов России призвал Владимира Зеленского снять для представителей СМИ запреты на въезд в Украину.

    «Приглашение журналистов из России посетить Украину, сделанное в таком замечательном, по мнению некоторых, остроумном ключе, это одно. Второе — это практика, а практика такова, что на данный момент многие наши коллеги, журналисты России, находятся в так называемых списках «Миротворца», в которых выложены их персональные данные, адреса, в которых содержатся непосредственные призывы к их аресту или каким-то иным мерам воздействия на них», — отметил секретарь Союза Тимур Шафир.

    Отметим, в настоящее время сервер «Чистилище» не работает.

    Сюжет

    В центре сюжета оказываются бои за городскую больницу, расположенную в Грозном. Она занята российскими частями, которыми руководит полковник Виталий Суворов.

    4 января 1995 года отряд чеченских боевиков во главе с Дукузом Исрапиловым окружают медицинское учреждение и начинают его штурм. На стороне чеченцев много наемников и добровольцев. Это арабы, афганские моджахеды, афро-американцы, снайперши из Прибалтики, националисты из Украины.

    Положение федералов существенно осложняется из-за отсутствия связи с другими частями, которые могли бы прийти на помощь. Группа разведчиков из состава спецназа ГРУ все же прорывается к Суворову. Противостояние заканчивается ожесточенной битвой.

    Понятие «сверхзаслуг»

    В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

    Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

    В связи с этим следует отметить разницу между православными молитвами, обращёнными к святым угодникам Божьим с просьбой об их ходатайстве за нас перед Богом, и молитвами католиков, в которых они просят святых поделиться с ними их сверхзаслугами, и тем самым помочь избежать очистительных мук.

    Пагубность греха гордыни

    Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

    Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

    Любовь – единственный путь во Царствие Божие

    По учению православной церкви, Господь, восприняв повреждённую первородным грехом человеческую природу, исцелил её Своими крестными муками, и дал людям возможность, соединившись с ним в таинстве святого причастия, стать наследниками вечной жизни. Но для этого требуется не католическая бухгалтерия, при которой в актив записываются заслуги, а в пассив грехи, а искренность покаяния, и сознание собственного бессилия в отрыве от Всевышнего. Бог есть любовь, а потому только душа, наполненная этим чувством по отношению к Творцу и Его творению – людям, способна войти в единение с Ним и обрести рай.

    Православный путь к спасению

    Составив общее представление о том, как представляют себе переход в иной мир последователи католицизма, интересно разобраться в том, что такое чистилище в православии. Сразу следует отметить, что такого понятия в Восточном христианстве нет. Отвергается даже сама идея «заслуг» перед Богом, которые способны перевесить его грехи.

    Причина тому в совершенно ином подходе к понятию взаимоотношений человека и Бога. По учению православных отцов церкви, задача человека заключается в том, чтобы в этой жизни очистить душу для её последующего единения с Творцом. С этой целью он обязан вести борьбу со страстями, привязывающими его к материальному миру и отвращающими от помыслов о грядущей вечности. Именно они привязывают человека к чувственному миру, и толкают на путь отступления от Бога.

    Неуместное употребление термина «чистилище»

    Надо заметить, что в современном языке слово чистилище стало употребляться и в переносном смысле. Часто им обозначают некие испытания, выпавшие тем или иным людям на пути к достижению намеченной цели. Но, кроме того, бывают случаи довольно произвольного употребления этого термина.

    Примером может служить появившийся сравнительно недавно в интернете украинский сайт, специализирующийся на профилактике преступлений, направленных против государства. Называется он «Миротворец». Чистилище – часто используемый ими термин. Но употребляют его редакторы сайта для обозначения списка лиц, представляющих, по их мнению, потенциальную опасность существующему там режиму.

    Не вдаваясь в обсуждения обоснованности их выбора, и правомочности действий, отметим лишь ту вольность, которую позволяет себе в обращении с религиозной терминологией «Миротворец». Чистилище, как и любой иной религиозный термин, уместно использовать лишь в его собственном значении.

    Появление догмата о чистилище

    Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

    Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

    Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: