Чистить зубы перед причастием: можно или нельзя, ответы священников

Исповедь, причастие, епитимья…

Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

Игумен Нектарий (Морозов)

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7, 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться – не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому – формальному же – списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное – глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Читайте также:
Парастас: что это в православии и что за служба, сколько длится и когда служится

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока[1].

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда – о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., – вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Читайте также:
10 заповедей Господа Бога: основные заповеди в христианстве, их смысл и толкование

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? – Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе – ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только – по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Читайте также:
Мощи святого Николая Угодника: история, где сейчас находятся, российские храмы с мощами святителя

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

[1] Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред.

Шестиконечная звезда в православии: значение, история и особенности

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих “крестов” также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый – Последний, Альфа – Омега, Начало и Конец, Корень Давида – потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) – условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Читайте также:
Пути Господни Неисповедимы: смысл и значение фразы,трактовка, история и происхождение

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды – это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус – обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Шестиконечная звезда, значение символа в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Читайте также:
Как правильно обратиться и помолиться Богу, чтобы он услышал и помог

Шестиконечная звезда – это, наверное, один из самых тайных и загадочных символов, которое окутано множествами различных легенд. Этот символ называется звездой Давида. Истинное происхождение звезды не известно, но несмотря на это за тысячи лет ее существования она получила очень много различных толкований. Так какое же значение символа шестиконечной звезды.

Немного истории

Сегодня присутствие шестиконечной звезды в православии, а точнее в православном храме вызывает много смущения. Когда она используется в символике православия, то народ начинает обвинять священнослужителей чуть ли не в масонстве. На самом деле это не так.

Гексаграмма – это звезда, имеющая шесть концов. Она состоит из двух равносторонних треугольников, имеющий общий центр. Такая звезда не является символом иудаизма. Ее часто использовали в качестве декора в средние века в арабских странах.

С начала 19 века евреи ее начали принимать как национальную эмблему. Поэтому в последние века она часто изображается на синагогах и в еврейских изданиях. С тех пор, как была основана еврейская государственность, такая звезда стала изображаться на израильском флаге. Выбор такого знака как символа не имеет ничего общего с иудаизмом и его традициями. А название «щит Давида», «печать Соломона» являются условными.

Значение в православии шестиконечной звезды

Нужно отметить, что название «щит Давида» является условным. Связь с этим царем в библии не подтверждена и не зафиксирована. Что же обозначает шестиконечная звезда? Существует мнение, что гексаграмма в православии является символом соединения во Христе божественной и человеческой природы.

То, что знак используется разных культурах не мешает и не запрещает его использовать в православии с религиозным замыслом. Например, одну и туже букву могут использовать в разных культурах и в разных религиях с совершенно разными смыслами. Нужно отметить, что в православных церквях шестиугольная звезда встречается намного чаще, чем в синагогах.

В свое время такой символ имел лишь декоративное значение. В 13-15 веках такая звезда очень часто украшала амулеты. А в позднем средневековье и еврейские тексты. Согласно Библии, такую форму имела Вифлеемская звезда, которая сияла над домом где родился Иисус Христос. Вот почему она начала использоваться в декоре храмов православной религии.

Для христиан в православной вере шестиконечная звезда является символом шести дней творения. Также очень часто священнослужители трактуют значение знака, как символ вечной борьбы добра и зла, борьбы Бога и дьявола. Причем символом Бога является верхняя звезда, а дьявола – нижняя, что в свою очередь дает понять, что добро все равно победит зло.

Есть еще одна версия трактовки знака. Согласно ней, звезда Давида символизирует шесть основных чувств человека, среди которых главными являются стремление и вера в Бога. Если она исчезает пропадает верхний угол звезды, и она превращается в пяти угловую, которая по своему значению обозначает пиктограмму. Такой знак принадлежит сатане. Это значит, что человек отдает свою веру злу.

Читайте также:
«Любите врагов ваших»: толкование заповеди, смысл и значение

Что означает шестиконечная звезда в православии?

В культуре человечества широко использовались знаки и эмблемы в течение тысяч лет. Их трактовка менялась от эпохи к эпохе. Одним из самых загадочных символов остаётся шестиконечная звезда.

История символа

Учёным не известно до сих пор происхождение этого знака. Он встречается в самых древних культурах, живших ещё до Рождества Христова. В основном шестиугольная звезда использовалась народами Индии, Месопотамии, Британии и Египта. Этим изображением украшались дома в арабских странах, также эмблема попадается в древнем письме.

Другое название шестиконечной звезды — гексаграмма. Она состоит из двух равносторонних треугольников, которые пересекаются центрами. Как правило, гексаграмма вызывает у современных людей ассоциацию с иудеями. Но на самом деле евреи начали использовать этот символ только в XIX веке. С того момента, как утвердилось израильское государство, шестиконечная звезда была принята иудеями, как национальная эмблема. Её начали изображать на флаге страны, применять в оформлении синагог, ставить в качестве печати на документации.

Читайте о значении звезд:

Гексаграмму именуют также «звездой Давида» и «печатью Соломона». Хотя в библейских текстах не подтверждается какая-либо связь со знаком звезды упомянутых царей, но существует предание, что Давид освободил Израиль со щитом именно в форме шестиконечной звезды. Также есть версия, что у царя Соломона было кольцо с гравировкой в виде этого изображения, отсюда и второе название.

Есть и предположение, что звезда стала использоваться Давидом, как монограмма, поскольку его имя в письме выглядело, как два треугольника с буквой «вав» между ними, означающую 6. Впрочем, на печати царя был изображён посох пастуха. Вероятно, что связь между Давидом и звездой начали искать в средние века.

Историки отмечают, что изображение звёздного шестиугольника уже в XIII-XIV веках часто можно было встретить на еврейских надгробиях, в манускриптах, на родовых гербах. Не исключением были и тексты Каббалы. В культуре народов Чехии, Моравии, Италии и других стран европейского региона знак тоже нашёл применение.

Существует определённая связь между так называемой менорой и шестиконечной звездой. Менора — это семисвечник, который широко использовался в храмах до II века нашей эры.

Под каждой свечой меноры выкладывалась белая лилия. Когда свечи зажигали, получалось, что в центре цветка, напоминающего по форме именно равноконечную звезду с шестью углами, загорался огонь. Выглядело это так, будто сияет звезда Давида.

В годы расцвета фашистского течения жёлтые гексаграммы наносили на одежду еврейских узников в концентрационных лагерях, чтобы отличать их среди других. В то же время в британской армии еврейские солдаты с гордостью носили изображение звёзд жёлтого цвета, нанесённое на белые и голубые полосы. Евреи присвоили эмблему в виде красной гексаграммы организации неотложной помощи. В 2006 году комитет Красного Креста поддержал эту инициативу, однако, выдвинул условие — вне Израиля изображение должно быть обрамлено ещё и ромбом.

Очевидно, что гексаграмма — это не только символ еврейского народа. Звезду использовали оккультисты, масоны, алхимики, религиозные конфессии и каждое сообщество вкладывало в неё собственный смысл.

Значение в православии

Когда священнослужителям задают вопрос о том, почему в православных храмах часто встречается декор с использованием гексаграмм, на это следует простой ответ. Верующим людям не стоит впускать в свой разум мысли о магическом значении того или иного символа. Если взглянуть на шестиконечную звезду взглядом человека, не обремененного догматами лжеучений, то можно увидеть просто геометрическую форму, навеянную видом окружающей природы, созданной Творцом.

Читайте также:
Правила чтения молитвы для православных: особенности и основные моменты чтения, важность молитвы

Однако определённый смысл в изображение всё же вкладывается. Одни утверждают, что два треугольника, из которых состоит звезда, символизируют двойственность природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Другие говорят, что гексаграмма — это интерпретация сотворения мира за шесть дней. Есть мнение, что треугольники демонстрируют борьбу добра со злом, Бога с дьяволом. И то, что верхний треугольник ассоциируется с добром, показывает — зло всегда будет побеждено.

Одна из трактовок следующая: шесть концов звезды — это шесть чувств человека. Самое главное — это вера в Бога, стремление воссоединиться с ним. Если это чувство человек утрачивает, то гексаграмма превращается в пиктограмму. Пятиконечная звезда — это уже сатанинский символ. Часто коммунистов обвиняют в служении князю тьмы, поскольку они отрицали существование Бога и сделали своей эмблемой красную пятиконечную звезду, которой украшали головные уборы.

Самой распространенной версией того, почему в православии часто встречается шестиконечная звезда, является предание о Вифлеемской звезде. Когда Иисус родился, в небе загорелась новая звезда, указавшая волхвам дорогу к Назарету. Исторически подтверждено, что такое явление имело место. Возможно, это была комета. Для христиан звезда стала символом пришествия в земной мир Мессии, который искупил впоследствии человеческие грехи. На Рождество многие используют изображение звезды в эстетически-декоративных целях, что уже стало хорошей традицией.

Важно! Православные священники говорят, что миряне должны воспринимать символ звезды, как ориентир, который ведёт к Господу, напоминает о свете Царствия Небесного. Тогда весь жизненный путь человека становится для других примером того, к чему следует стремиться и какие ценности культивировать.

Что означает шестиконечная звезда в православии?

Многих верующих сильно удивляет, когда они видят в православных храмах 6-конечные звезды Давида, которые считаются иудейским символом. Например, они есть на крестах даже в храме Христа Спасителя.

  1. Вневременной символ
  2. Роль в культуре
  3. Значение в православии

Вневременной символ

На самом деле, нет ничего удивительного в том, что символы и знаки из одной религии активно используются представителями других конфессий. За прошедшие века нередко возникала ситуация, когда какие-нибудь символы становились неотъемлемой частью сразу нескольких культур или религий.

Например, общины ранних христиан, когда они были еще официально запрещены, узнавали друг друга по изображению рыбы. Сейчас этот символ исчез, оставшись в истории. При этом многие другие знаки прошли через века, закрепившись в религиозной и культурной традиции.

Часть символов параллельно перекочевали и в иудаизм, и в православие. Этому не стоит удивляться, так как Новый Завет стал продолжение Ветхого Завета, главной книги в иудаизме. За прошедшие века знания человека о мире многократно менялись, но Слово Божие оставалось незыблемым.

Звезда Давида размещена на израильском флаге, как один из главных символов всего народа. Также ее можно увидеть на многих домах иудеев в Европе и России. Звезда является одним из главных символов иудаизма, по ее значимости сравнить звезду можно с крестом – основным христианским символом. Однако такое сравнение будет не совсем точным.

В православии звезда Давида встречается на киотах, иконах в убранстве православных соборов и церквей. Причем она является не просто обычным украшением, а несет символический смысл.

Роль в культуре

Шестиконечная звезда известна под несколькими названиями: звезда Давида, печать Соломона, гексаграмма. Все они обозначают один и тот же символ, который внешне выглядит как равносторонний треугольник, объединенный общим центром.

Читайте также:
Грех гордыни в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

Звезда Давида часто встречается в общинах первых христиан, позже была распространена в арабской культуре. При этом только с XIX века гексаграмма стала использоваться иудеями в качестве определенного национального символа. Только в позапрошлом веке ее начали изображать на еврейских зданиях, синагогах, в результате она появилась даже на израильском флаге.

Прочно ассоциироваться звезда Давида с евреями начала после Второй Мировой войны, когда ее заставляли прикреплять в гетто на одежду, чтобы еврея сразу могли распознать все окружающие.

Значение в православии

В православной традиции царь Давид считается почитаемой ветхозаветной фигурой, пророком. Поэтому использование этого названия не противоречит канонам.

В богословии данная гексаграмма имеет несколько значения для православных:

  1. Единство человеческой и божественной природы в Иисусе Христе. За основу стоит взять цитату из Апокалипсиса Иоанна Богослова, в котором Спаситель утверждает, что является потомком Давида.
  2. В раннем христианстве гексаграмма была одним из вариантов изображения Вифлеемской или Рождественской звезды. Известно, что во время появления на свет Сына Божьего действительно люди видели на небе некое удивительное явление, возможно, это была комета. Вифлеемская звезда зажглась в знак пришествия Мессии, указав дорогу волхвам, которые принесли в эту же ночь свои дары Спасителю.
  3. Гексаграмма это еще и символ 6 дней, именно столько времени Господу потребовалось, чтобы сотворить землю.
  4. Для царя Давида гексаграмма символизировала 6 основных устремлений или чувств человека. То есть она отождествляет 5 всем известных чувств, которые венчает шестое, связанное с верой в Бога.
  5. Считается, что эта звезда связана с Богородицей. В этом случае ее изображают только не с шестью, а с восемью лучами. При этом звезда обязательно остается равноконечной. Этот символ появляется на образах Богородицы по плечам или надо лбом, что свидетельствует о ее целомудрии и чистоте помыслов.

Шестиконечная звезда Давида в Православии

Символ шестиконечной звезды Давида в Православии

  1. Икона Архангела Михаила
  2. Икона Серафима Вырицкого
  3. Икона Спиридона Тримифунтского
  4. Молебен иконе «Неупиваемая Чаша»

Сегодня в культуре используются знаки и символы разных религий и эпох. Одни из них – например, изображение рыбы, по которому узнавали друг друга некоторые общины первых христиан, – исчезли из повседневности и имеют лишь историческое значение. Другие живут на иконах и в книгах, в живой церковной традиции. Множество таинственных символов перекочевало в в Православие и из иудаизма. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет, и Новый Завет Господа с человеком является продолжением Ветхого, которого придерживаются иудеи. Менялась культура и мировосприятие человека. Неизменным оставалось лишь слово Божие.

Одним из таких символов является шестиконечная звезда – звезда Давида. Ее можно увидеть на флаге Израиля и даже на многих европейских и российских домах. Многие говорят, что это знак иудаизма, ка крест – символ христианства. Это не совсем так. Шестиконечные звезды можно встретить и на иконах, киотах, в украшении православных храмов. Это не просто украшение, звезда Давида имеет ряд значений в Православии.

Звезда Давида в культуре

  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице
  3. Молебен о даровании детей
  4. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Шестиконечная звезда имеет три названия:

Читайте также:
Иуда Искариот: кто это, история и судьба предателя, грехи апостола и что заставило его повеситься

Все они являются условными, описывая пришедший из древности символ двух равносторонних треугольников с общим центром.

Ее часто использовали в качестве декора и в первохристианских общинах, и в Средние века в арабских странах, и лишь с 19 века иудеи начали использовать «звезду Давида» как национальную эмблему. С этого времени она появилась на синагогах, в еврейских изданиях, на израильском флаге. Печально известно требование национал-фашистов к узникам гетто прикреплять желтую звезду Давида на одежду.

Значение звезды Давида в Православии

Отметим, что царь Давид почитается как ветхозаветный пророк Православной Церковью, поэтому использование названия является вполне каноничным.

Богословским значением гексаграммы в Православии является

Соединение в вочеловечившемся Иисусе Христе не слитно и нераздельно Божественной и человеческой природы. Ассоциации звезды и Господа основываются на словах Книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса), где Христос говорит: «Я потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая» (глава 22, стих 16).

Вариант обозначения Рождественской или Вифлеемской звезды в ранней христианской символике. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление – возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему. Поэтому она часто используется на многих европейских и российских домах под Рождество.

Гексаграмма является символом шести дней творения.

Мистической трактовкой звезды Давида является символика пяти чувств человека, венчать которые должна вера в Бога. Если она пропадает, то есть верхний луч звезды исчезает – она обращается в перевернутую пентаграмму, знак сатаны.

Звезда Богородицы. Она может изображаться и с восемью, и с шестью лучами. Главное – это равноконечная звезда. Ее можно увидеть на большинстве образов Божией Матери. Темно-вишневое верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.

Звезда своими руками

Сегодня шестиконечная звезда – один из прекрасных и светлых мировых символов. Она освящает многие иконы и храмы, церковную утварь, украшения благочестивых женщин. Нет греха и в том, чтобы использовать ее в декоре дома на Рождество, напротив, это очень благочестивый и красивый обычай. Можно сделать ее и своими руками, приклеив, например, в центр бумажную икону Рождества Христова.

Звезда напоминает нам и о силе Божией, и о сиянии Царствия Божия, и о нашем жизненном пути, по которому мы должны идти вслед за Вифлеемской путеводной звездой, словно волхвы к Младенцу Христу. Нужно суметь и самому стать в этом мире путеводной звездой для людей с помощью добрых дел.
Да хранит вас Господь Своей благодатью!

Что означает шестиконечная звезда в православии?

Многие верующие очень удивляются, когда видят в православных церквях шестиконечные звезды Давида, которые считаются еврейским символом. Например, они тоже есть на крестах в Храме Христа Спасителя.

  1. Вневременной символ
  2. Роль в культуре
  3. Значение в православии

Вневременной символ

Действительно, неудивительно, что символы и знаки одной религии активно используются представителями других конфессий. В прошлые века часто возникала ситуация, когда некоторые символы становились неотъемлемой частью нескольких культур или религий одновременно.

Читайте также:
Рецепты кухни Рождественский пост: постные блюда и меню на каждый день

Например, первые христианские общины, когда они еще были официально запрещены, узнавали друг друга по изображению рыбы. Теперь этот символ исчез, оставшись в истории. В то же время многие другие знаки прошли через века, закрепившись в религиозных и культурных традициях.

Некоторые символы параллельно перекочевали и в иудаизм, и в православие. Это не должно вызывать удивления, поскольку Новый Завет стал продолжением Ветхого Завета, главной книги иудаизма. За прошедшие столетия человеческое знание мира много раз менялось, но Слово Божье оставалось непоколебимым.

Звезда Давида размещена на израильском флаге как один из главных символов всей нации. Его также можно увидеть во многих еврейских домах в Европе и России. Звезда — один из главных символов иудаизма; По значению звезду можно сравнить с крестом, главным христианским символом. Однако такое сравнение было бы не совсем точным.

В православии Звезда Давида встречается на футлярах для икон, икон в убранстве православных соборов и церквей. Причем это не просто обычное украшение, а имеет символическое значение.

Роль в культуре

Шестиконечная звезда известна под несколькими названиями: звезда Давида, печать Соломона, гексаграмма. Все они обозначают один и тот же символ, внешне похожий на равносторонний треугольник, соединенный общим центром.

Звезда Давида часто встречается в ранних христианских общинах и с тех пор распространилась в арабскую культуру. Более того, только с 19 века гексаграмма стала использоваться евреями как специфический национальный символ. Только в прошлом веке ее стали изображать на еврейских зданиях, синагогах, в результате она даже появилась на израильском флаге.

Звезда Давида стала прочно ассоциироваться с евреями после Второй мировой войны, когда ее заставили прикрепить к одежде в гетто, чтобы еврея могли мгновенно узнать все вокруг.

Значение в православии

В православной традиции царь Давид считается почитаемой фигурой Ветхого Завета, пророком. Поэтому использование этого имени не противоречит канонам.

В богословии эта гексаграмма имеет несколько значений для православных:

  1. Единство человеческой и божественной природы в Иисусе Христе. За основу взята цитата из Апокалипсиса Иоанна Богослова, в котором Спаситель утверждает, что является потомком Давида.
  2. В раннем христианстве гексаграмма была одним из вариантов изображения Вифлеема или рождественской звезды. Известно, что в момент рождения Сына Божьего люди действительно видели в небе удивительное явление, возможно, это была комета. Вифлеемская звезда загорелась в знак пришествия Мессии, указывая путь волхвам, которые в ту же ночь принесли свои дары Спасителю.
  3. Гексаграмма также является символом 6 дней, то есть того, сколько времени понадобилось Господу, чтобы создать землю.
  4. Для царя Давида гексаграмма символизировала 6 основных стремлений или чувств человека. То есть выделите 5 общеизвестных чувств, которыми венчает шестой, связанный с верой в Бога.
  5. Считается, что эта звезда связана с Девой Марией. В этом случае она изображена только не с шестью, а с восемью лучами. В этом случае звезда обязательно останется прежней. Этот символ появляется на изображениях Богородицы на плечах или над лбом, что свидетельствует о ее целомудрии и чистоте помыслов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: