Деньги и церковь: камень преткновения духовности и богатства

Почему Церковь берет деньги и другие неприятные вопросы

К сожалению, сегодня от многих людей можно услышать рассуждения в духе: «Почему в храме все стоит денег? Разве не изгнал Христос торгующих? Почему свечку сделать дешево, а продают ее втридорога? Ясное дело, чтоб „попам мерседесы“ покупать. Или часы.» Таких народных налоговых инспекторов, которые со знанием дела рассуждают о церковных доходах, очень много Попробуем разобраться, зачем же на самом деле церкви нужны деньги, куда они тратятся и должны ли прихожане платить за духовность?

Зачем Церкви деньги?

Деятельность Церкви, как и любой духовной общины происходит в миру — в социуме, который сложился вокруг. В мире есть деньги, которыми между собой расплачиваются люди, компании и государство. Иногда есть бесплатные услуги, но это лишь значит, что за людей в данном случае платит государство.

Бесплатного нет ничего, и ничего не может законным образом существовать в мире, не имея денег. Исключение составляет натуральное хозяйство — идеальный образ жизни, когда человек или община кормят, одевают и лечат себя сами, — но и в таком случае деньги необходимы: заплатить, например, налог на землю, которую община или дом занимают. На деле же даже самые «натуральные» общины используют в хозяйстве недорогие трактора, хозяйственные инструменты, покупную одежду. Лекарства и какие-то продукты тоже берутся в магазинах.

Хозяйство Никитского монастыря в Ярославской области.

Зачем деньги Церкви? Деньги помогают ей существовать. Каждый храм платит государству за свет (сотни лампочек в храме) и отопление. Деньги тратятся на ремонт и поддержку зданий в надлежащем состоянии. Храм закупает свечи и облачения священникам — по вековой традиции сложилось, что нужны облачения разных цветов, и все они стоят денег. Храм платит зарплату — священникам и тем, кто работает при храме — например, продавцу в книжной лавке при церкви.

Некоторые храмы устраивают воскресные школы — и иногда это отдельные здания, в которых также есть электричество и отопление.

Если это монастырь, то к хозяйственным расходам добавляются траты на питание. Жить натуральным хозяйством, — особенно, если обитель находится в черте города, — сейчас невозможно.

Высоко-Петровский монастырь, который расположен в самом центре Москвы.

А еще некоторые монастыри (реже — храмы) стараются иметь при себе небольшую редакцию, в которой к печати готовятся душеполезные книги. Например, такое издательство есть у Свято-Троицкой Сергиевой-Лавры или у Подворья Лавры в Москве. Продав эти книги, монастырь что-то заработает, но для начала книгу надо подготовить к печати, а это тоже деньги.

По сути, любая церковь и любой монастырь, каким бы высоким ни был уровень духовной жизни и степени аскетики в нем, нуждается в деньгах.

Церковь и деньги — история вопроса

Вопрос о том, нужна ли Церкви какая-то собственность или блага, не нова. Спор о церковном имуществе и землевладении известен на Руси с XV века. В то время преподобный Иосиф Волоцкий отстаивал право монастырей на владения, где бы трудились монастырские крестьяне, а преподобный Нил Сорский и его последователи («нестяжатели») учил, что монахи должны кормить себя сами и избегать роскоши в храмах.

Конечно, позиция преподобного Нила кажется предпочтительной, но тогда Церкви будет трудно заниматься благотворительностью: помогать неимущим, строить школы, организовывать летние лагеря, паломнические поездки и т.д — монастыри потеряют любую возможность помогать миру, кроме как молитвой за него.

Село Селихово в Тверской области вплоть до XIX века принадлежало Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Крестьяне обеспечивали главный монастырь страны частью необходимого, а монастырь давал крестьянам спокойное мирное существование и молитвенное заступничество.

Как стало сейчас

Жизнь современного человека, даже искренне верующего, совершенно не походит на жизнь участника древней общины. Мы не занимаемся натуральным хозяйством, а если и занимаемся — это не единственный и часто даже не основной источник пополнения семейного бюджета. Множество верующих людей живет в городах, занимается интеллектуальным трудом, результаты которого нельзя потрогать руками. Именно тут в истории мировой политэкономии появляется такое понятие, как «всеобщий эквивалент», т.е. деньги.


Пожертвования, которые собираются в храме, расходуются на содержание и людей, и храма

Существенно видоизменились и наши храмы. Они больше не представляют собой холодные угрюмые пещеры, без освещения, тепла и красивого убранства. Напротив, заходя во многие современные храмы, дух захватывает от великолепия форм и оформления церкви. Всем нравится, когда в храме чисто, тепло, светло и просторно. Когда на клиросе красиво поет профессиональных хор, а не какофония голосов трех не спевшихся старушек. Когда есть возможность посещать воскресные школы и приходские кружки для детей. Когда на большие праздники можно поучаствовать во вкусном и сытном приходском обеде. Но не всем нравится, что в современном мире это стоит денег.

Почему Церковь берет деньги за всё?

Прихожане дают деньги храму, потому что иногда это единственное, что они могут дать взамен. Храм и священник ничего не требуют взамен, но это естественный порыв души — как-то поблагодарить.

Взамен чему? Отблагодарить за что?

Практически для всех, кто приходит в храм — на службу или просто заглядывает в течение дня — это моменты сокровенные. Кто-то переживает искреннюю радость от молитвы, которую особенно глубоко ощущает именно в храме у икон. Кто-то — скорбит, кто-то — молится за здоровье. Кто-то надеется, что эта минутная сосредоточенность в храме перед иконой поможет в предстоящем деле. Отблагодарить — это естественный порыв души.

Кто-то благодарит тем, что помогает храму или монастырю — что умеет, то и делает. Остальные — деньгами и пожертвованиями (например, в виде покупки свечей), потому что для храма продажа свечей или плата за подачу записок — это существенная статья доходов, которая дает хозяйству не развалиться.

В храме горит свет — это потому что были проданы 1000 свечей. В храме тепло зимой — потому что были проданы свечи и пожертвованы деньги за записочки. Примерно всё именно так и есть.

Ответный дар

Если человек знает Евангелие – он тут же вспоминает, что Христос изгнал торговцев из храма. Если человек Евангелия сам не читал – что ж, рано или поздно найдутся «доброжелатели» из какой-нибудь секты, которые не откажут себе в удовольствии ткнуть пальцем в чужой «грех». С гневным возмущением они обратят ваше внимание на очевидное противоречие между жизнью православной церкви и Евангелием… Но ведь Евангелие читают и православные священники. Почему же в наших храмах звенят деньги?

Деньги в храме – это плата за то, что мы живём в условиях, весьма отличных от той культурно-бытовой среды, в которой складывались устои православной жизни. Это наша плата за то, что мы живём не в традиционном обществе, не в крестьянской общине. Мы – жители городов, вдобавок северных, а отнюдь не палестинских или греческих.

Читайте также:
Мощи великой Елизаветы Федоровны: где находятся и как добраться, история, о чем просить и чем помогают

Представим себе основы церковной «политэкономии» в ту пору, когда господствовало так называемое натуральное хозяйство.

Что нужно было для повседневной жизни храма? – Хлеб и вино для таинства Причастия. Воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. Всё это совсем не экзотично и не дорого. У греческого, сербского, болгарского крестьянина (а именно оттуда к нам пришёл православный уклад жизни) всё это было под рукой. Хлеб он выращивал свой. Вино делал из своего винограда. Маслиничное дерево росло на его же пастбище. В качестве ладана могла сгодиться смола, собранная с деревьев (прежде всего – сосен и кедра).

Денег почти не было (особенно на селе). Люди приносили в храм частичку того, что они вырастили или сделали сами. Они не покупали свечи в храме – а приносили из дома свои. Они не покупали в храме бутылочку с маслом для своих домашних лампад, но из дома приносили сделанное их же руками масло. Они не покупали в храме просфор, но свой, домашний хлеб или муку приносили для храма. Они не покупали в церковной лавке ладан, привезённый из-за границы, но сами делились с храмом собранной ими смолой. То, что мы сегодня выносим из храма, ещё сто лет назад люди (по крайней мере, крестьяне) в храм приносили.

Крестьянин понимал, что он не является творцом своего урожая. Да, его труд и его вклад велик. Но без дождя и без солнца – разве дала бы плод вспаханная им земля?! Всю страду он с надеждой смотрел на небо. Теперь у него есть урожай – и чувство справедливости требует быть благодарным Небу. Частичку своего урожая, частичку своего труда он приносит к алтарю: «Ты даровал это мне, Господи, я благодарю Тебя и приношу ответный дар, хотя и символический».

Именно в этом смысл освящения мёда, яблок, винограда в августовские церковные праздники. Яблоки не становятся вкуснее или святее от принесения их в храм. Просто душа учится быть благодарной.

Можно ли брать свечки в храме бесплатно?

Если вы придете в храм, то увидите, что на все установлены «цены». Свечи: от 20 рублей и больше. Записочки. Заказ молебна. Венчание. И так далее. Это магазин, спросите вы? Это пожертвование, ответят вам, и это действительно так.

Никто не будет поднимать скандал, если вы возьмете бесплатно свечу и уйдете. Если у вас нет денег — вы нищая старушка или погибающий бездомный — вам дадут свечу или записку бесплатно. Мы сами видели это много раз. Некоторые более или менее благополучные храмы или монастыри вообще имеют практику бесплатной раздачи свечей — например, мы видели это в Зачатьевском монастыре в Москве. Да много, где видели.

Собор Зачатьевского монастыря в Москве. Улица Остоженка. Метро Парк-Культуры или Кропоткинская

Мы так же знаем, что и Венчание и Крещение — священник может проводить совершенно бесплатно, если видит, что об этом просит семья, у которой очень тяжело с деньгами.

Вообще говоря, священник и так все молебны и Таинства проводит абсолютно бесплатно. А передать деньги — это естественный порыв души у человека. Например, священник приехал освящать нам дом. Его зарплата меньше нашей, у него три ребенка — я хочу его отблагодарить.

Пожертвования Церкви в какой-либо форме — это устоявшееся и естественное положение дел, которое совершенно искренне и без какой-либо «мысли» проживается «обеими сторонами».

Есть огромное число примеров, когда храмы и монастыри (практически все храмы и монастыри) по возможности помогают больницам, заключенным, нуждающимся — как могут и чем могут. Однако не афишируют это, не пишут в социальных сетях и никто про это не знает.

Но тот, кто не ходит в храм и не принимает участие в Церковной жизни, с этим не знаком и со стороны говорит, что «Церковь берет деньги и ничего не хочет делать бесплатно».

Это ваша лепта

Церковь и деньги, храм и деньги, приход и деньги… Дискуссия на эту тему не теперь возникла, нет, она не прекращается с апостольских времен. Это действительно важный вопрос, как с практической, так и с вероучительной точки зрения. Церковь воинствующая стоит на земле, она включена в земную жизнь, она не может обходиться без денег, но каким образом они должны у нее появляться? Как относиться к «прейскуранту» — листочку с перечнем треб и суммами пожертвований, висящему на стене или лежащему в свечной лавке под стеклом в большинстве наших храмов? Реально ли отказаться от фиксированной суммы пожертвования, написав на том же листочке «на ваше усмотрение»? Как быть, если денег у пришедшего в храм человека мало или вообще нет?

А много ли денег у Церкви? Совсем немного? А на какие же средства тогда строятся храмы?

Торговля свечками и прочим плюс пожертвования за требы — это непременно единственный источник существования храма? Может ли приходская община сама, общими усилиями содержать свою церковь — как это делается за границей? Есть ли рациональное зерно в периодически возникающих разговорах о церковной десятине? Должен ли прихожанин жертвовать хотя бы какую-то часть своих доходов Церкви?

Деньги — это постоянный повод для нападок на Церковь; однако не только противников Церкви волнуют вопросы, связанные с деньгами, но и ее прихожан. Тем более что многие прихожане и сами вынуждены отбиваться от нападок и провокационных вопросов — в частном уже порядке. Или — не отбиваться, а просто отвечать на вопросы невоцерковленных ближних. Исходя из этого, мы решили подготовить материал на «денежную» тему.

— Книжка у вас, я смотрю… Вы верующая? В смысле — в церковь ходите? А я вот не хочу туда ходить. Мне не нравится, что там все за деньги. Да нет, мне этих денег не жалко, просто когда я вижу прейскурант на стене: крещение — столько-то, отпевание — столько-то, венчание без хора, с хором… Это религиозное чувство мое оскорбляет, понимаете? И всякое доверие отбивает к этой церкви.

Что ж, не она первая. Помню, как стояли пикетом напротив «Утоли моя печали» так называемые богородичники: «Мы — настоящая православная церковь, мы не торгуем благодатью, мы помним, как Христос изгнал из храма торгующих, а вон там, в той красивой церковке, об этом эпизоде почему-то забыли…»

Возразить, казалось бы, нетрудно, довод на поверхности:

— Вы входите в храм — в нем горит свет? В нем тепло — если вы пришли зимой? Вы думаете, все это для Церкви бесплатно? А люди, которые трудятся в храме — от уборщицы до настоятеля,— они должны какое-то содержание получать, как по-вашему?

Читайте также:
Мощи Петра и Февронии: где находятся и как проехать, история, о чем просить и чем помогают

Но оппоненты не сдаются. Коль скоро вопросы заданы — попробуем ответить, и заодно — помочь тем нашим читателям, которых этими вопросами периодически атакуют.

Итак, вопрос первый: почему Спаситель наш изгнал из храма торгующих (см.: Мф. 21, 12–13; Мк. 11, 15–17; Лк. 19, 45–46; Ин. 2, 14–16), а у нас, православных, нет ни одного храма без церковной лавки?

Как ни скупо сообщают евангелисты о происходившем в иерусалимском храме, мы не можем не видеть, насколько отражаемая ситуация отличается от нашей. Иерусалимский храм был — не одним из многочисленных, но единственным для евреев храмом, и содержали этот храм всем народом: существовала храмовая подать. Евреи приходили в храм, чтобы молиться и приносить жертвы согласно Закону, им нужны были жертвенные животные — козы, овцы, голуби,— и именно потому торговцы этим живым товаром плотно оккупировали храм и пространство вокруг него. Образовался восточный базар, шумный, многолюдный, особенно по праздникам. На нем торговали ради собственной прибыли, а не ради храма. А доход от нашей свечной лавки, от продажи отнюдь не овец, как вы понимаете, а свечек и книжек, остается в церкви. В храме, который, заметьте, содержит себя сам. Точнее, его содержат те, кто в нем нуждается.

Хорошо, конечно, если в стенах храма — только богослужение, а свечная лавка — где-то за этими стенами, снаружи. В некоторых вновь построенных храмах так и есть: здание для свечной лавки, трапезной, воскресной школы, бухгалтерии и т.д.— отдельно. Ну а если нет такой возможности? Если разрушены давным-давно все пристройки — одно только храмовое здание удалось Церкви вернуть, и все пространство вокруг него плотно застроено? Волей-неволей приходится продавать свечки в храме. Кстати: один мой знакомый настоятель (не в нашей епархии) попытался было запретить торговлю на время Литургии верных — от «Изыдите, оглашеннии» и до причащения мирян. Постоянные прихожане это вполне приняли. А вот те, кто заходит в храм по настроению — поставить свечку — и не обращает внимания на происходящее в нем,— те были страшно недовольны, и в конечном итоге пришлось этот запрет снять.

Вопрос второй: ну хорошо, это про свечки, а зачем прейскурант на частные требы? Как быть, если денег на крещение ребенка, или на отпевание, или даже на молебен о здравии болящего — не хватает?

Во-первых, нет никакого прейскуранта, есть — в большинстве храмов — рекомендуемые суммы пожертвований. Эту ситуацию тоже надо воспринимать реально. Процитирую Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, его доклад на последнем епархиальном собрании: «Мне постоянно приходится отвечать на вопросы по поводу цен и «ценников» в храмах. Я всегда говорю о том, что если у человека нет денег или даже желания платить за требы, в храме их обязаны совершить для него бесплатно. Но в то же время я не могу силой заставлять духовенство убирать эти так называемые «ценники» — предлагаемый размер пожертвования, зная, насколько сложным является финансовое положение многих наших приходов. Конечно, это не касается того, что распространяется в наших церковных лавках: книг, икон и т.д. Но фиксированные «цены» на таинства и на обряды — вещь принципиально неправильная: даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8), говорится в Евангелии. Тем более, я должен подчеркнуть, совершение требы на дому или в храме не может быть поводом для вымогательства. В таких случаях я буду принимать самые жесткие меры вплоть до запрещения в священнослужении».

Иными словами, отнесемся к цифре рекомендуемого пожертвования как к просьбе помочь храму вот такой именно суммой — если эта сумма вам по силам. Зачастую листок с «рекомендуемыми суммами» на стенке иконной лавки — это необходимый минимум или предел возможностей храма: если цифры будут меньше, концов с концами уже не свести.

За жалобами на «ценники» в храмах зачастую стоит потребительское отношение к Церкви — как к некоей «конторе», которая стоит отдельно от нас и обязана оказывать нам услуги, причем даже бесплатно. Но Церковь — это собрание людей, это все мы, и значит, каждый из нас должен быть готов подставить плечо, понести хотя бы какую-то часть этого груза, помочь хоть немного. Кто, если не мы?

Вопрос третий. Как быть, если сталкиваешься с неправомерными действиями священника (иногда даже не священника, а свечницы или иного работника в церкви), с категорическим требованием платы, причем непомерно высокой?

Я бы сфальшивила, если бы сказала: «Так никогда не бывает». Так бывает. Среди наших священников есть разные люди. Хотя большинство, уверяю вас, соответствует своему предназначению. Столкнулись с «пастырем недобрым» — постарайтесь постоять за себя, дайте понять, что вы «в теме», что вас не обманешь, а найдет коса на камень — жалуйтесь благочинному того округа, в котором этот храм, или Правящему архиерею,— Владыка не оставит вашу жалобу без внимания, вы только что прочитали его слова.

Некоторые, правда, предпочитают другой вариант: заплатить и смириться, и не осуждать, просто помолиться, чтоб этого батюшку Господь вразумил. В таком выборе своя правда; но это не значит, что все должны так поступать.

Вопрос, а вернее, контрдовод четвертый. Да ладно вам (в смысле — Церкви) прибедняться, вы такая богатая организация, вон, храм за храмом строите, куда ни глянь — золотые купола. Да еще и недвижимость себе отвоевываете — ту, что у вас после революции забрали…

Вот это «Церковь — страшно богатая организация» засело во многих головах с советских еще времен и никак почему-то не уходит: все мерещатся какие-то сундуки с золотом. К сведению: Церковь как хозяйствующий субъект стоит на ногах, но никакой «богатой организацией» она не является. Все наши храмы строятся на средства жертвователей. А жертвователи бывают разные. Таких, для которых построить храм — счастье, не так много. Один мой знакомый настоятель (в нашей уже епархии) говорит, что за годы строительства храма, в котором сейчас служит, стал профессиональным нищим: «Хожу и выпрашиваю. И выслушиваю, что мне при этом говорят». Такой вот богач — с протянутой рукой и бесконечной кротостью.

Возвращаемая недвижимость не приносит Церкви денег, напротив, она ставит перед нею все новые материальные проблемы. Мы, сотрудники информационно-издательского отдела мит­рополии, очень хорошо это видим, поскольку сами работаем в возвращенном здании, требующем капитального ремонта.

Вопрос пятый, самый сложный. Неужели только за счет торговли и платы за требы можно содержать храм? Разве не должна его содержать община — на свои средства? Вот, неслучайно же заговорили о церковной десятине…

Читайте также:
Рецепты кухни седьмой недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

О церковной десятине говорят периодически. Ничего удивительного в том, что эта тема возникает, нет. Мы давно привыкли к тому, что о храме, в том числе и о его материальном состоянии, должен заботиться настоятель, община же — даже если она есть, сложилась, активна и сознательна — играет роль в лучшем случае вспомогательную, не идет дальше предпасхальной уборки и разбивки клумб. Меж тем на Западе у православных общин ситуация иная: можете солидарно содержать храм и священника — значит, будет у вас и храм, и священник; не можете, не хватает сил — не будет, только и всего. Нашим прихожанам, за редким исключением, такая ответственность и не снилась: за них отвечает клир. И это действительно перекос. Но выправить его с помощью вводимой десятины, конечно, нереально. В Православной Церкви сегодня нет жесткого членства, как в партии; степень принадлежности к Церкви — это дело христианской совести каждого из нас. Так же, как и помощь храму. Представьте, что будет, если мы попытаемся навязать людям такое членство с целью организации налогообложения: «Ты регулярно бываешь в храме, исповедуешься и причащаешься? Плати десятину. Ты зашел только поставить свечку? Можешь не платить. А ты уже два раза замечен в очереди на исповедь — не пора ли тебе поделиться доходом?». Дискуссия, возникшая в православном Интернете, показывает: большинство священников считает, что помощь храму должна быть исключительно добровольным делом, делом любви. Один из упомянутых выше настоятелей говорил мне, что знает людей, которые регулярно приносят и опускают в церковный ящик для пожертвований именно десятину — десятую часть своего дохода. Но это их свободный выбор, и об этом, как правило, не известно никому, кроме них самих и их духовника.

А требовать, чтобы кто-то другой платил десятину и содержал таким образом Церковь, а тебе в этой Церкви предоставляли бы все бесплатно… Это уж совсем странно.

Думается, однако, что все эти разговоры про деньги — только одно из бесчисленных самооправданий человека, подсознательно чувствующего Божий упрек: вот он, храм Мой, рядом с домом твоим, почему не приходишь?

Почему в Церкви берут деньги?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Отправляя учеников проповедовать и исцелять больных, Христос наставлял их: Даром получили, даром давайте (Мф 10:8). Но сейчас нередко можно увидеть, как прихожане вручают священникам конверты с деньгами в знак благодарности — то за крещение, то за отпевание, то за освящение машины. И священники не отказываются. Они нарушают заповедь Христа?

Эти вопросы, столь часто звучащие в наши дни, были немыслимы в ранней Церкви. И в «апостольский век» (несколько десятилетий после Вознесения Господа Иисуса Христа, пока были живы Его ученики), и в последующие полтора столетия, когда Церковь была гонимой и за принадлежность к ней казнили, христиане мыслили себя как единое целое. Именно так смотрел на Церковь апостол Павел, когда называл всех верующих во Христа единым организмом: вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27). А люди, которых сегодня беспокоят вопросы о финансовых взаиморасчетах в храме, исходят (возможно, сами того не сознавая) из совершенно других представлений. Они видят себя кем угодно: менеджерами, госслужащими, рекламными агентами, ответственными родителями, любящими дочерями и сыновьями, заботливыми бабушками и дедушками, но в любом случае не теми, кто, собственно, и составляет Церковь. Церковь ограничивается для них пределами храма и церковными структурами, в которые входят епископы, священники и приходские сотрудники. Такие люди приходят в храм, чтобы «прикоснуться к чему-то святому» или вообще — «чтобы у меня все было хорошо» — и потом возвращаются к «обычной» жизни. При этом они почему-то уверены, что «в церкви» (которую обычно пишут с маленькой буквы «ц») все должно быть бесплатно.

Оказывает ли Церковь платные услуги?

Церковь не оказывает никаких услуг — ни платных, ни бесплатных. Храм Божий вообще не имеет отношения к сфере услуг; это место служения Богу и друг другу, место, где человек встречается с Господом и освящается Божией благодатью. Благодать — «благой дар» — спасительное воздействие Бога на человека, которое невозможно ни продать, ни купить, ни вообще оценить по каким бы то ни было человеческим меркам. Как пишет апостол Павел: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф 2:8).

Поэтому никакой «таксы» за то, что совершается в Церкви, нет и быть не может. Сам Христос раз и навсегда запретил Своим ученикам — а значит, и их преемникам, епископам и священникам — что-либо требовать от людей за раздачу тех благодатных даров, которые самим ученикам достались в таинстве Священства через возложение рук и молитву епископа. Даром получили, даром давайте (Мф 10:8) — только так и никак иначе. И когда волхв Симон предложил апостолам Петру и Иоанну денег за то, чтобы те возложили руки и на него, то услышал от Петра гневную отповедь: Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян 8:20). С тех пор симония — продажа священных должностей за деньги — считается в Церкви одним из самых серьезных грехов.

Говорить об оказании в Церкви каких-либо услуг вообще весьма опасно: это прямой путь к духовной катастрофе, опасная подмена духовной жизни и веры чисто человеческими отношениями, построенными по принципу «ты — мне, я — тебе». Что бы ни делал священник — совершал богослужение, крестил, проповедовал, отпевал усопшего, освящал квартиру, — всё это так или иначе связано с раздачей людям тех благодатных даров, которые он получил от Духа Святого. А эти дары никак не могут быть предметом торговли.

Значит, Церковь вообще должна обходиться без денег?

Нет, это неверный вывод. Уже у собранной Господом Иисусом Христом апостольской общины имелись средства — это видно из Евангелия.

Господь никогда не брал с людей никакой платы — ни за беседы, ни за исцеления, ни за хлеб, который Он чудесным образом умножал и раздавал Своим голодным слушателям, оказавшимся вдали от дома (см. Мф 14:13–21, Мф 15:32–39 и др.). Все Он делал абсолютно бескорыстно и ученикам заповедовал поступать так же.

Одновременно, посылая учеников проповедовать Евангелие по городам и деревням, Иисус Христос учил их останавливаться там, куда их пригласят, и пользоваться гостеприимством хозяев, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф 10:10).

Читайте также:
Можно ли поминать раньше даты смерти: мнение церкви

О том, на какие деньги жили Спаситель и Его ученики, пишет апостол Иоанн Богослов, когда упоминает, что предатель Иуда, пока находился среди апостолов, имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:6). Это был ящик для пожертвований, в который люди, приходившие послушать Христа или попросить Его о помощи, могли потом бросить монету. На эти деньги апостолы покупали хлеб, этими деньгами сами делились с нищими. Не просто так ведь у Иуды, увидевшего, как женщина возливает на ноги Христа драгоценное миро Миро — драгоценное благовоние, которым было принято умащать тела усопших , вырвалось восклицание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим! (Ин 12:5).

Среди людей, обращавшихся ко Христу или просивших Его о помощи, были как бедные, так и состоятельные люди. Можно вспомнить и начальников Иудейских Иосифа Аримафейского и Никодима, приходивших побеседовать со Христом, а после Его Распятия снявших Его тело с Креста и положивших в пещере (Ин 3:1–21; Ин 7:50–52; Ин 19:38–42). И фарисея Симона, пригласившего Христа с учениками к себе в дом на трапезу (Лк 7:36–50). И Закхея, начальника мытарей в городе Иерихон (Лк 19:1–10). И начальника синагоги Иаира, чью дочь воскресил Спаситель (Мк 5:22–24, 35–43). И тех женщин, что ходили за Христом и Его учениками, служа Ему имением своим (Лк 8:1–3). Это были богатые иудейки, которые жертвовали часть своих сбережений на нужды апостольской общины, объяснял блаженный Феофилакт Болгарский Известный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века .

Эти и многие другие люди желали внести свою лепту в дело спасительного благовествования миру, хотели оградить Господа и Его учеников от забот, связанных с поиском средств. Упомянутая выше формула — трудящийся достоин пропитания — стала своего рода экономической основой существования первоначальной апостольской общины.

Так же и в Церкви, выросшей из апостольской общины, нет ни «услуг», ни «тарифов». А есть — личная жертва христианина.

То есть Церковь всегда жила на пожертвования?

Да, пожертвования всегда были основным источником средств, благодаря которому земная Церковь существовала и совершала свое дело спасения людей. Этот принцип был сформирован в раннехристианской Церкви и получил свое окончательное оформление в последующие века церковной истории.

Еще апостол Павел, обходя с проповедью Малую Азию, регулярно собирал среди тамошних христиан средства для помощи Иерусалимской Церкви. Его послания наполнены призывами помогать терпящим нужду Церквям, и он даже ввел правило, как организовывать пожертвования: При сборе же для святых Святыми в первые десятилетия существования Церкви называли друг друга сами христиане. Подразумевалась не столько действительная святость их жизни (хотя часто это были люди святой жизни), сколько их принадлежность к святой Христовой Церкви. — Прим. ред. поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1 Кор 16:1–3).

Книга Деяния святых апостолов рисует вдохновляющую картину ранней Церкви: это было множество уверовавших во Христа, у которых было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4:32, 34–35). Все были друг другу как братья, каждый служил другим, как умел, и все вместе заботились о слабейших — вдовицах, больных и т. д.

С тех пор в жизни Церкви ничего принципиально не изменилось. Может быть, сегодня меньше ощущается тот поразительный дух братства, который существовал в Иерусалимской общине. Но забота Церкви о нищих, больных, бездомных, людях в тяжелых жизненных обстоятельствах и сегодня невероятно широка и по своему социальному эффекту сравнима с результатами работы государственных служб.

Это оказывается возможным благодаря пожертвованиям рядовых членов Церкви.

Пожертвование или плата за услугу — какая разница, если смысл один?

Нет, смысл разный. Если вы придете в магазин за телевизором и скажете, что у вас нет денег, вам его не продадут. Может быть, вы его и заберете домой, но только вместе с кредитом, который потом придется возвращать в двойном размере.

Если вы привезете машину в мастерскую, но у вас не окажется нужной для ремонта суммы, механик не станет с вами даже разговаривать.

А в Церкви вам не откажут в любом случае. Да, здесь принято жертвовать на храм, но если у человека нет денег, он всегда получит то, ради чего пришел, даром. На то оно и пожертвование, что всегда — добровольное и не одномоментное.

Люди жертвуют Церкви не только деньги. Кто-то приносит продукты к общему чаепитию после службы. Кто-то — лампадное масло. Кто-то бесплатно занимается с детьми в воскресной школе. Кто-то убирает снег вокруг храма…

Но пожертвовать можно и деньги. Во-первых, это проще, чем пойти и самому купить то, что требуется приходу (к примеру, оклады для новых икон или уголь для разжигания кадила). Во-вторых, приход и сам нуждается в деньгах, чтобы приобретать свечи, просфоры, платить за электричество, обеспечивать жизнь священников и их семей, оплачивать труд различных приходских работников.

В Древней Церкви все, что требовалось для совершения богослужения — хлеб, вино, масло, свечи, — приносили с собой в храм сами христиане, в ту пору весьма немногочисленные. Таким образом они участвовали в службе и обеспечении жизни общины непосредственно. Не случайно главное богослужение христиан называется литургия, по-гречески — «общее дело» (λειτουργία).

Сегодня, когда прихожан в храмах часто десятки и даже сотни, людям приходится это делать иначе. Миряне жертвуют деньги — а служители храма сами приобретут и приготовят все необходимое для совершения службы (и не только). Изменилась форма пожертвования, но не сама суть.

Но разве хорошо, что храмы выставляют цены за свечи, записки, а иногда и за требы — крещение, венчание и т. д.?

Что касается свечей — это не что иное, как традиционная форма пожертвования на храм. Чтобы помолиться или поучаствовать в богослужении, ставить свечку совершенно не обязательно, Бог и так принимает наше обращение к Нему. Свечи заведены в храме как раз для того, чтобы желающие могли внести свою лепту в жизнь общины, чем-то помочь приходу — купить для храма свечу. Это во-первых.

Читайте также:
Хлеб в пост: можно ли или нет, какой выбрать и как приготовить

Во-вторых, выставляют, как правило, не цены, а ориентировочные суммы пожертвований. И речь вовсе не о «благочестивой» замене одного понятия другим. Мы уже сказали: если у человека нет денег, он может заплатить за требу или записку для поминовения своих близких меньше или вообще ничего.

И наконец, в-третьих: даже такие ориентировочные суммы пожертвований — лишь одно из возможных решений. Есть храмы (в том числе и в Москве), где нет вообще никаких «прейскурантов» и размер пожертвований остается исключительно на усмотрение человека. Но для людей, приходящих в храм, наличие табличек с примерными суммами оказывается наиболее понятным и удобным вариантом. Чисто психологически человеку проще и спокойнее, когда указан некий ориентир, мера. К сожалению, современному человеку постсоветской эпохи совершенно непонятно, что такое жертва. Он не приучен, не умеет и не может жертвовать. Ему проще и удобнее заплатить, потому что тогда он ничего никому не должен и может спокойно продолжать критиковать Церковь, ощущая себя просто сторонним наблюдателем, не участвующим ни в ее радостях, ни в бедах. Из сочувствия к современному человеку многие приходы идут на это, веря при этом, что сто рублей, с которыми он расстанется, от этого не перестанут быть пожертвованием и Всемилостивый Господь примет их как жертву Богу, а не проклянет, как деньги того самого волхва Симона, пытавшегося купить у апостолов благодать.

А как относиться к ситуациям, когда с человека все-таки требуют непосильное для него пожертвование, а иначе отказывают в исполнении просьбы?

Если требование исходит от сотрудницы свечной лавки, где обычно и принимают пожертвования, и договориться с ней не получается, то нужно обратиться к настоятелю храма. Он всегда пойдет вам навстречу, поскольку знает церковные правила, да и в конфликтных ситуациях никогда не заинтересован. Но если понимания нет и с его стороны или вы его не поняли — тогда стоит обратиться к церковному начальству. Это может быть благочинный, епархиальный или викарный архиерей, Патриарх — в зависимости от того, в чьем ведении находится данный приход. Не преувеличивая масштабов случившегося, нужно все же написать на имя священноначалия жалобу и изложить факты как есть. Стесняться в данном случае не стоит: дело тут не в вашей личной обиде, а в том, чтобы нарушение, которое допускают сотрудники храма, не превратилось в норму.

Еще проще пойти в другой приход и к другому священнику. В современной России это почти всегда возможно. Всегда были и будут бескорыстные священники, и жертвовать деньги стоит, конечно, именно им. Только такой священник сумеет понять, как употребить собранные средства во благо.

Сребролюбие — очень распространенный в современном обществе, но для священнослужителя один из самых опасных грехов, о чем будущих пастырей неоднократно предупреждают еще на семинарской скамье. Ничто так не смущает людей в священниках, как случаи проявления жадности или эпизоды роскошной жизни. Конечно, это именно отдельные эпизоды, которые возникают изредка на фоне очень скромного и часто полуголодного существования подавляющего большинства священнослужителей, обычно имеющих большие семьи. Но именно эти эпизоды бросаются в глаза. А страдают в итоге простые батюшки-бессребреники, которые чаще всего сами живут беднее своих прихожан.

В продолжение темы читайте:

Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала проректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Николая Емельянова.

Зачем и на что церковь собирает деньги?

К сожалению, сегодня от многих людей можно услышать рассуждения в духе: «Почему в храме все стоит денег? Разве не изгнал Христос торгующих? Почему свечку сделать дешево, а продают ее втридорога? Ясное дело, чтоб „попам мерседесы“ покупать. Или часы.» Таких народных налоговых инспекторов, которые со знанием дела рассуждают о церковных доходах, очень много Попробуем разобраться, зачем же на самом деле церкви нужны деньги, куда они тратятся и должны ли прихожане платить за духовность?

Как было раньше

В древние времена, когда церковные общины только начинали формироваться, церковная атрибутика и набор необходимого для богослужения были крайне скудными — вино и хлеб для Таинства Причастия, свечи (которые в те времена носили практический смысл и освещали темные древние храмы), и ладан или смола хвойных деревьев для благовония. Этого было вполне достаточно, чтобы совершить богослужение.

В первые века христианства действительно церковь не взимала никаких плат — напротив, христиане несли в храм все необходимое. Но как жили люди тогда, особенно простые? Натуральным хозяйством. Вино использовалось то, что люди делали сами дома из своего винограда. Хлеб тоже все пекли самостоятельно. В Греции, Сербии и других родственных странах, от которых мы переняли устои и правила проведения служб, было и свое домашнее масло из оливок, которые росли буквально в каждом дворе, и вино.

Люди, которые обрели веру во Христа, с радостью несли в храм то, что смогли вырастить и сделать у себя дома. Человек не мог рассчитывать только на свои силы — для хорошего урожая помимо усилий крестьянина нужен был и дождь, и определенная температура воздуха, и многое другое. Христиане верили, что все необходимое для жизни им дает Господь, поэтому с радостью разделяли с Ним плоды трудов.

Как стало сейчас

Жизнь современного человека, даже искренне верующего, совершенно не походит на жизнь участника древней общины. Мы не занимаемся натуральным хозяйством, а если и занимаемся — это не единственный и часто даже не основной источник пополнения семейного бюджета. Множество верующих людей живет в городах, занимается интеллектуальным трудом, результаты которого нельзя потрогать руками. Именно тут в истории мировой политэкономии появляется такое понятие, как «всеобщий эквивалент», т.е. деньги.

Существенно видоизменились и наши храмы. Они больше не представляют собой холодные угрюмые пещеры, без освещения, тепла и красивого убранства. Напротив, заходя во многие современные храмы, дух захватывает от великолепия форм и оформления церкви. Всем нравится, когда в храме чисто, тепло, светло и просторно. Когда на клиросе красиво поет профессиональных хор, а не какофония голосов трех не спевшихся старушек. Когда есть возможность посещать воскресные школы и приходские кружки для детей. Когда на большие праздники можно поучаствовать во вкусном и сытном приходском обеде. Но не всем нравится, что в современном мире это стоит денег.

Цена или жертва

Как раньше крестьянин понимал, что не является единоличным творцом своего урожая и что без Бога он может умереть от голода, так и современный верующий христианин должен понимать, что его достижения не происходят без участия Господа. И, получая свою заработную плату, совершенно нормально хотеть отнести ее часть Тому, Кто по милости Своей заботился о человеке.

Читайте также:
Православие и ЗОЖ: отношение церкви и мнение священников, когда и чем можно заниматься

В определенный период развития церкви существовало понятие «десятины». Первый киевский христианский храм носил название «Десятинной церкви». Десятина предполагала, что прихожанин отдает на нужды и развитие своего прихода десятую часть заработанного дохода.

В современных условиях невозможно обязать прихожан к таким пожертвованиям. Много людей в России и без того находятся за чертой бедности и подобный церковный налог означал бы, что и без того мизерные пенсии и зарплаты многих, станут еще меньше. Поэтому церковь не взимает никакой обязательной платы.

Никто не мешает человеку ходить на службы, молиться, приступать к самым главным Таинствам исповеди и причастия совершенно бесплатно. За все эти вещи не предусмотрено никаких оплат и пожертвований. Но если человек считает себя христианином, почему он не хочет поддержать свой храм, в котором он прокладывает свой путь к Богу?

Принося деньги в храм и покупая свечи, оплачивая записочки и т.д., человек несет пожертвование. Он делится плодами своей благословленной Господом работы, отдавая часть дохода в свой приходи и поддерживая его существование. Поскольку сейчас не нужно самому делать вино и нести его в церковь, можно прийти и «обменять» заработанные купюры на вино, необходимое для совершения богослужения.

Читайте еще о церковной практике:

Куда уходят пожертвования

Человеку, глубоко не вникшему в церковную жизнь, может показаться, что все деньги уходят в карман священникам. Но это совершенно не так — у церкви очень много финансовых потребностей.

Помимо элементарных богослужебных вещей, таких как ладан, лампадное масло, вино, свечи и т.д., каждый приход платит заработные платы тем, кто трудится. В больших храмах это может быть довольно широкий штат — и охранники, и дворники, и уборщицы, и работницы свечных лавок, и повара. Отдельно следует упомянут хор — если хор профессиональный, его участие в богослужениях часто накладывает ощутимую нагрузку на приходской бюджет.

Важно! Очень распространен миф, что церковь не платит налоги. Существует ряд официальных льгот, но полностью налогообложение никто не отменял.

Большой статьей расходов для любого прихода являются коммунальные платежи. Для того чтобы в храме было тепло и комфортно каждому молящемуся, необходимо обеспечить достаточное отопление, освещение, своевременный ремонт и замену коммуникаций, труб, кровли и многого другого.

В конце концов, нельзя забывать и о священниках. Если служит белое священство, то дома батюшку ждет семья, часто многодетная. Эту семью необходимо кормить и содержать. Священник молится за своих прихожан, выслушивает исповеди, ездит на требы, ежедневно совершает огромный духовный труд на благо верующих. Разве не справедливо, что паства, духовно окормляющаяся у батюшки, содержит его?

Покупая в свечной лавке иконку или подавая записку, мы можем подумать, что мы осуществляем не покупку, как в магазине, а совершаем акт милости. Простое действие может предстать перед нами совершенно в другом свете.

Платить или не платить?

Как бы ни казалось странным, но часто основную массу пожертвований несут в храмы непостоянные прихожане. Если люди все время ходят в храм, регулярно участвуют в Таинствах, имеют своего духовника — никто и никогда с них не будет требовать какой-либо оплаты за требы или молитвы.

Часто бывает ситуация, когда человек заходит в храм чуть ли не впервые в жизни, и с порога качает права. Он ничего не сделал для прихода, он не вложил никаких усилий для того, чтобы храм существовал и в нем служились службы. Но стоит такому человеку увидеть рекомендованную сумму за свечу или записочку — тут же начинаются возмущения о несметных богатствах церкви. Такие люди не понимают, что храм нужен, прежде всего, им самим. И придя туда, было бы неплохо вложить посильный труд в поддержание прихода.

К тому же, если человек не может или даже не хочет по каким-либо причинам вносить пожертвования — он все равно может участвовать в богослужениях, приходить на исповедь и причастие. Очень часто внешним ритуалам, таким как постановка свечи или подача записки, придается слишком сакраментальное значение. Подчас можно увидеть, как человек забегает в храм, совершенно не обращает внимания на течение богослужения, но при этом покупает строго определенное количество свечей, да еще и ставит в какой-то особой последовательности. И с чувством выполненного долга покидает храм. Такой человек очень превратно понимает веру и замещает духовное внешним деланием.

Читайте о поведении в храме:

Напоследок необходимо сказать о тех случаях, когда священство действительно злоупотребляет пожертвованиями. Как и в любой сфере человеческой жизни, в церкви тоже бывают неблагочестивые служащие. К сожалению, не все с достоинством несут свой крест служения Богу и людям. Но и вся история христианства тоже строится не только на благочестивых мучеников, верных Господу до смерти. Одним из первых учеников Христа был Иуда, который лично знал Спасителя, ходил следом за ним, видел его чудотворения. И тем не менее, предал Его. Но ведь мы не оцениваем все учение Христово, Его заповеди и веру в целом по примеру и поведению Иуды.

Так и в храме — грехи отдельных служащих всегда останутся на их совести, и им отвечать за них перед Богом. И отвечать строго, поскольку своим греховным поведением они многих отвращают от веры. Но и нам, обычным прихожанам, не надо забывать, что отдельно взятый неблагочестивый священник (которых единицы по сравнению с прекрасными искренне верующими пастырями) совершенно не характеризует ни христианство как таковое, ни Церковь. Ведь если мы пришли в булочную, и нас обманул нечестный продавец, мы же не перестанем есть хлеб. Мы просто пойдем искать другую булочную, верно?

  1. Почему и зачем у православных много храмов?
  2. Можно ли ходить в церковь выпившим?
  3. Зачем каяться перед Богом и как правильно у него просить прощения
  4. Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Собирают пожертвования на улице для церкви. кто их собирает? Нужно ли давать? Законно ли это?

Добрый день. К сожалению, мы не можем Вам ответить, насколько добросовестные сборщики милостыни попались на Вашем пути. Среди таких людей, безусловно, могут быть и те, кто пытается собрать милостыню на нужды храма, но могут быть и мошенники. Если вы сомневаетесь и хотите сделать пожертвование так, чтобы оно точно пошло на пользу храма, а не в чей-то нечестивый карман — внесите свою жертву непосредственно в храме. Для этого там обычно стоят специальные ящики, или же можно передать пожертвование в свечном киоске. Что же касается уличных сборщиков — им можно давать подаяние, можно и не давать. Никакого обязательного правила тут быть не может. Поступайте по сердцу и по совести.

Читайте также:
Конина у православных: можно ли есть или нет, отношение в Библии и мнение церкви, ответы священника

Можно ли в храм принести столовую посуду?

Добрый день. Вам нужно уточнить этот вопрос в конкретном храме, куда хотите принести. Практически в каждом храме есть своя трапезная, и да, туда вполне могут с радостью принимать посуду. Но, поскольку в каждом отдельном храме свои правила и потребности, сказать однозначно о всех нельзя. Узнавайте на месте.

Скажите пожалуйста как нам поступить?У меня умер брат 26 марта Но ввиду сложившихся обстоятельств, его дети не смогли отпеть его.Уже прошло 9 дней.А можно ли отпеть спустя столько дней после смерти.?Что нам надо сейчас сделать?

Добрый день. Царство Небесное вашему брату! Вам сейчас необходимо обратиться в храм ко священнику, он исполнит все необходимые требы и заупокойные молитвы. Просто идите в храм к священнику и просите его сделать все необходимое.

Здраствуйте!Статья понравилась ,особенно обьективно освящен вопрос платы за требы,даже удивился этому.Но к сожалению это в большем количестве наших Российских храмов.Слышал что многих неверующих .но желающих криститься и кристить своих детей это отталкивает от веры.Вот беда!И к ожалению мало батющек,которые бы брали пожертвования за крестины и венчания не по прескуранту,который часто оглашают матушки в лавках,а кто сколько сможет по совести и по карману.Такие приходы знаю,но их единицы.Это наверное главная наша беда,но не только.Господи вразуми и спаси нас!

А почему неверующих не смущает тот факт, что священники состоят из крови и плоти? Что у них есть обычные физические потребности — во сне, еде? Отворачивает от веры тех, кто нарисовал себе в уме очень сказочную картину храма и православия вцелом — святые люди с нимбами, которым чуждо все земное, которые живут только в молитве и посте, голые, босые и голодные. А зайдя в храм, тебя сразу окружают только благочестивые и очень добрые люди, готовые всегда прийти на помощь. И община формируется сразу сама по себе, без каких-то усилий. А счета за воду, электричество и отопление оплачиваются как-то сами собой. Или вообще их не существует — тоже так сказочно, волшебно. И вот приходит такой сказочник в храм, и сталкивается с реальностью.

И вдруг оказывается, что половина прихожан в храме — далеко не святые люди, а какие-то вредные старушки, которые пристально следят за твоим поведением и в любой момент готовы довольно грубо сделать замечание. Священник вдруг посмел приехать на службу не на велосипеде или трамвае, а на собственном авто. Да еще и за свечку надо заплатить вполне реальные и совсем бездуховные рубли. И сказочная картина стремительно рушится.

Но в том-то и дело, что земная Церковь существует тут, в этом мире. И состоит она вовсе не из святых людей, а в самом лучшем случае — из кающихся грешников. А то и далеко не всегда из кающихся. И священники бывают тоже разные, просто потому что они тоже люди. И эти вещи надо понимать, когда идешь в храм. Идти туда надо без оглядки на эти вещи, тем более не надо искать какие-то несоответствия высоким духовным идеалам. Конечно, если человек сталкивается с вопиющим вымогательством или чем-то подобным — на это надо реагировать и жаловаться. Но чаще всего люди возмущаются, что придя в храм, вынуждены тратить деньги. Оказывается, и свечка что-то стоит, и за требы принято пожертвование вносить.

Тем временем, даже в Евангелии мы видим, что в древней Церкви вносились пожертвования. Раньше было понятие десятины, и все прихожане исправно вносили личные деньги в церковную казну. Многие протестантские церкви по сей день живут по этому принципу. С самого начала существования Церкви было нормой, что паства содержит свой приход.

Церковь и деньги 1: ответы на «острые» вопросы

Христос изгонял торгующих из храма, а сегодня в храмах открыты церковные лавки, по всему храму стоят ящики для пожертвований, да ещё и на службе с тарелками ходят… Зачем Церкви столько денег и действительно ли у Неё их так много? Попробуем разобраться вместе!

Критики Церкви, не знакомые с Её природой и смыслом существования, любят задавать «острые», как им кажется, вопросы о церковных финансах: Зачем Церкви столько денег? Откуда получены все эти средства? Не берёт ли Церковь грязные деньги бандитов? Куда Она тратит полученное? Почему не отчитывается перед нами (критиками)? Почему толстые попы ездят на мерседесах? Почему в Церкви всё за деньги? И тому подобные.

В первой статье из цикла «Церковь и деньги» мы попытаемся честно ответить на многие распространённые вопросы о церковной экономике, которые на поверку могут оказаться не «острыми» а «тупыми»…

1. Почему в Церкви всё за деньги? Разве это нормально?!

Да, это нормально! Приход существует и должен существовать на деньги верующих!

С первого века существования христианства верующие брали сначала апостолов, а потом и поставленных ими во главе общин епископов и свои молитвенные помещения на кошт общины (церкви). И это не воспринималось ими, как покупка или продажа религии.

Все понимали, что проповедь Евангелия дала им неизмеримо больше того, чем они обладают сейчас — надежду на Вечную жизнь в Царствии Божием, как и то, что проповедникам нужно чем-то питаться, а собранная ими милостыня может быть использована также для больных и нуждающихся в других христианских общинах. Верующие отдавали толику своего материального достатка ради того, чтобы Церковь могла поддерживать своё существование и продолжать миссию.

Вот как эту мысль в девятой главе Первого послания к Коринфянам выразил святой апостол Павел: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».

В те времена, как писал в своей статье «Откуда у Церкви деньги?» протодиакон Андрей Кураев, устройство жизни имело известную простоту. Во-первых, при каждом храме складывалась постоянная община из живущих поблизости верующих, в которой все друг друга знали и все уделяли значимую часть дохода (церковную десятину) на нужды храма. Во-вторых, большая часть вещей, которые использовались в храме, изготавливалась самими верующими в рамках их хозяйств.

Крестьяне сами сеяли злаковые и, как следствие, мололи зерно в муку и выпекали хлеба и просфоры. Виноделы лично изготавливали кагор и приносили его в храм. То же самое происходило с материей для облачений, ладаном, свечами, елеем и т.п. — это были продукты хозяйств верующих, которые они приносили и жертвовали в храм.

Сегодня общественное устройство усложнилось. Теперь сам храм занимается изготовлением просфор, закупкой вина, ладана, елея, облачений и утвари, изготовлением свечей. А мы — программисты, врачи, пожарные, лётчики, логопеды, фрезеровщики и прочие — не способны использовать прямые продукты своего труда для совершения богослужений.

Читайте также:
Рецепты кухни второй недели Великого поста: питание, постные блюда и меню на каждый день

Мы конвертируем свой труд в деньги, которые приносим в церковную лавку и на которые заказываем записки и свечи, а уже сама Церковь берёт на себя труд обратить нашу непрямую жертву во всё, потребное для Таинств.

Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры и ритм современной жизни в городах «размывает» общину. Сегодня я хожу в один храм, а завтра захотел, сел на метро и поехал в другой, расположенный от моего дома за несколько километров или вообще на другом берегу громадной реки, но легко мне доступный. Или моя сменная работа два через два не позволяет мне посещать не то, чтобы каждую, а хотя бы и каждую вторую литургию…

Таким образом, в постоянной «обойме» храма остаются лишь немногие, что не позволяет содержать его за счёт десятины. Поэтому её и не собирают с верующих. А деньги на содержание храма нужны… Так что не стоит удивляться указанным в храме «рекомендуемым суммам пожертвования» за записки, свечи и разные требы. Это современная замена той десятой части доходов, которую мы, верующие, должны бы отдавать в Церковь.

2. А если у меня нет денег? Мне откажут в молитве или в совершении Таинства?

Начнём с того, что никто не заставляет нас идти в Церковь и подавать записки, ставить свечу или заказывать сорокоуст. Если мы стремимся сделать это, значит мы верим в Господа Иисуса Христа и ощущаем себя членами Его Церкви. А коли так, то должны выделять толику средств на поддержание Её существования. Ведь находим же мы деньги на мороженое, походы в кино и поездку в Таиланд?!

Но, бывают и люди с тяжелобольным ребёнком на руках или иными сложными обстоятельствами, которым действительно уже не до удовольствий, быть бы живу… Неужели такому человеку, за неимением денег, священник откажет в Таинстве Крещения, или принятии записки на богослужение? Я не знаю таких священников! Всегда существует возможность подойти к батюшке и по-человечески объяснить ситуацию. Тогда батюшка пойдёт вам навстречу и сделает всё бесплатно.

Кроме того, самое важное Таинство Церкви — Причащение Святых Тела и Крови Христовых всегда происходит без взимания каких-либо пожертвований. Что ещё раз напоминает нам о том, что Церковь не стремится «нажиться» на верующих.

С этим разобрались. Но почему-же «рекомендуемая сумма пожертвования» довольно высока? Неужели нельзя оставить сумму пожертвования на усмотрение верующего?

Всё зависит от духовной культуры прихожан. В некоторых храмах, действительно, нет никакой «рекомендуемой суммы» и ты можешь оставить столько денег, сколько пожелает душа. Но нередко бывает и так, что при проявлении подобной инициативы все свечи разберут, а в храме оставят лишь горку мелочи…

Православный публицист Андрей Зайцев предлагает взглянуть на такой исход глазами священника и церковных работников и самим себе ответить на вопрос, не против ли это нашей христианской совести: «В храме есть певчие, которым нужно платить хоть какую-то зарплату. Сторож, алтарник, работник свечного ящика… Это означает, что каждый месяц священник должен платить людям. Он не может сказать: «Вы знаете, в этом месяце у нас было мало жертвователей, поэтому вы трудились бесплатно»».

«Настоятель храма не может договориться с прохудившейся крышей, счетами за отопление и электричество. Не может не платить отчисления в епархию… Кроме того, у белого духовенства есть жена и дети, а значит, он должен приносить какие-то деньги и домой» — добавляет он в своей статье «Зачем священнику деньги?».

3. О толщине и мерседесовости попов

На вопрос о «толстых попах на мерседесах» отвечали уже многие православные публицисты, но напомним и мы. Зачастую, богатые машины священников — это просто растиражированный фейк, как например вот этот:

Но иногда у епископа или священника действительно можно увидеть дорогой автомобиль…

Машина для епископов и священников — это насущная необходимость, рабочий инструмент. Первым приходится посещать по делам множество государственных ведомств и регулярно объезжать все храмы епархии. Вторым — соборовать на дому больных, причащать умирающих, отпевать на кладбищах и совершать другие требы.

Большая часть епископов и настоятели некоторых крупных храмов действительно могут позволить себе дорогое (а значит и качественное, надёжное) авто. Что же плохого в том, что их машина не будет ломаться в дороге и быстро доставит к месту назначения?

И всё же, чаще хорошие машины владыки и пресвитеры не приобретают на церковные деньги. Их им просто дарят. Понимая нужду священнослужителей в хороших «колёсах», состоятельные благотворители порой преподносят им какой-нибудь внедорожник для поездок по сельской местности или хороший седан для перемещений по городу. Такое пожертвование ничем не хуже денег или кирпичей для постройки храма и Церковь с благодарностью принимает его.

И да, священники и епископы нередко бывают полными. Это связано с диабетом и другими профессиональными заболеваниями. Во время богослужений священникам приходится подолгу стоять на одном месте, отчего затекают мышцы и излишне нагружаются сосуды на ногах.

Вспомните также, что Божественная литургия предполагает обязательное причащение присутствующих священнослужителей. Перед причастием не принято завтракать и даже пить воду. А значит, первую пищу священник может вкусить примерно в час дня. Потом требы, новая служба, исповедь и поздний ужин. И так изо дня в день. Отсюда и полнота.

4. Принимают ли в Церкви деньги бандитов?

На этот вопрос в интервью «Аргументам и Фактам» хорошо ответил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Владыка напомнил, что: «На Церковь, по древним правилам, не положено принимать «деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмём денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя. Был случай, когда к нам пришёл прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги».

«Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся — не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал. Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви», — также добавил епископ Пантелеимон.

И действительно, если преступник положил украденные им деньги в ящик для пожертвований, то понять, что они были получены преступным путём священник никак не в состоянии и тогда эти средства используются Церковью на доброе дело.

Читайте также:
Православие и йога: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, ответы на частые и популярные вопросы

5. Правда ли, что Церковь не платит налоги и получает государственные дотации?

Частично. Церковь освобождена от налогов на религиозные обряды (доход от записок и треб), НДС и налога на прибыль за предметы церковной утвари и другую продукцию религиозного назначения, например такую, которую верующие «оплачивают» для использования в богослужебных целях (свечи, кагор, просфоры).

Выше мы говорили о непрямой, денежной жертве, которую Церковь использует для покупки всего необходимого для Таинств. Таков и смущающий иных людей случай с кагором. Человек жертвует Церкви, к примеру, 400 рублей. Ему выдают бутылку кагора. Он отдаёт её пономарю и на этом кагоре совершается литургия. Таким образом, христианин фактически просто пожертвовал Церкви богослужебное вино.

При этом, если Церковь начнёт продавать в лавке сухое вино (из-за кислотности не используется в богослужении) или, скажем, булочки, то это уже будет классическим товаром. С этого товара приход заплатит налог на прибыль, а саму прибыль вправе будет использовать на уставные цели. Например, на ремонт храма.

Помимо льготы на продукцию религиозного назначения, Церковь освобождена от налога на имущество религиозного назначения (храм, часовня, воскресная школа) и участок земли, отданный под его обслуживание.

Остальные налоги: на транспортные средства прихода, на здания и сооружения не используемые в религиозных целях (мастерская, гараж и т.п.) и прочие православный приход платит наравне со всеми юридическими лицами. Как и коммунальные платежи, составляющие одну из основных статей расходов храма.

Церковь, как и другие НКО вправе участвовать в федеральных программах по сохранению памятников архитектуры, социальной помощи и другим подобным. Оформив кипу документов, с великими трудами, Она действительно может получить часть средств для восстановления или ремонта храма (если он признан памятником архитектуры) или для церковной благотворительной столовой, ночлежки, центра реабилитации, от государства.

Но это всегда только часть средств. Другую часть, и немалую, Церковь вкладывает из собственных средств, которые получены благодаря нашим пожертвованиям.

Православная Жизнь

«Без Церкви нет спасения» – эта святоотеческая мысль становится центральным стержнем православного учения о Церкви. Но Церковь, будучи святой в силу освящающей силы Ее Главы – Христа, в то же время состоит из людей, каждый из которых не является Ангелом, не спустился с неба, но вырос на нашей земле, учился в нашей школе, покупает продукты в наших магазинах и передвигается в нашем общественном транспорте. И очень часто по поведению такого человека, будь он высокопоставленным служителем Церкви или не совсем усердным прихожанином, внешние люди начинают судить о Самой Церкви, перенося недостатки, реальные или мнимые, существующие или несуществующие, на Саму Церковь, обвиняя Ее и в конечном счете Самого Христа – Главу Церкви. Поступая таким образом, многие совершают весьма распространенную логическую ошибку, считая частное законом общего, определяя истинность учения поведением привратников, стоящих у его дверей.

Более того, очень часто все обвинения, выдвигаемые в качестве претензий к Церкви, при более подробном рассмотрении оказываются не вполне соответствующими действительности, а иногда и откровенной провокацией и ложью. И сегодняшний наш разговор хотелось бы посвятить весьма неприятной теме, вызывающей определенный нездоровый интерес и множество кривотолков, – теме денег Церкви.

Мы прекрасно осознаем ее неблагодатность и неблагодарность, но хотелось бы не оправдываться, а попытаться ответить на вопросы, которые наверняка задавали себе многие, переступающие церковный порог – почему в Церкви все не бесплатно, для чего Церкви нужны деньги и откуда берутся в Церкви деньги.

Итак, Церковь, как любая другая организация, нуждается в деньгах для совершения собственной миссии. Даже во времена первохристианской общины, когда Церковь составляли всего несколько десятков человек, следовавших за Христом по городам и селениям Палестины, уже существовал особый ящичек для пожертвований. Священное Писание недвусмысленно указывает на то, что Христос и Его ученики принимали добровольную материальную помощь от желающих таковую оказать. Апостол Павел, оправдывая сборы милостыни в пользу христианской общины Иерусалима, обращаясь к первенствующим христианам, удивляется недовольством, что он, сея духовное, пожинал телесное.

Действительно, для осуществления своей миссии Церковь нуждается в материальных средствах, и эти средства составляются из добровольных пожертвований верующих. К сожалению, лишь немногая часть людей, позиционирующих себя как православных верующих, говорящих о том, что они православные, регулярно еженедельно посещает храм. Многие приходят лишь от случая к случаю, и иногда таких людей несколько удивляет, что им предлагают внести некоторую сумму – ведь они пришли к Богу, а Он в деньгах не нуждается.

Но, приходя к Господу, мы приходим в храм, и каждому хочется, чтобы храм был уютным, опрятным, благолепным. На содержание церкви уходят весьма значительные суммы. Конечно же, никому бы не было приятно зайти в неубранное помещение. Но чтобы храм регулярно убирался, необходимо найти человека, согласившегося заниматься этим, и оплатить его труд. Подобное можно сказать и о труде дежурящих в храме и ежедневно его открывающих, о сторожах и дворниках.

Более того, храмы не возникают из воздуха, их необходимо строить и поддерживать в нормальном состоянии, то есть делать ремонты, на которые, как прекрасно знает каждый, приходится тратить весьма немалые средства.

Отдельно приходится говорить о хорах. Все мы, приходя в церковь с просьбой о совершении Таинства Венчания, Крещения или молебна наверняка будем просить, чтобы звучало церковное пение. Но мало кто знает, что хорошее пение и хороший хор требует немало трудов. Люди, для того чтобы в удобное для прихожан время прийти в храм и пропеть то или иное богослужебное последование, должны быть свободны от другой работы. К тому же им надо кормить собственные семьи. Следовательно, тот храм, в котором они поют, должен оплатить их труд, поддержать их материально, иначе они вынуждены будут искать средства.

К сожалению, большинство наших постоянных прихожан является небогатыми людьми. И потому в храме вынуждены обращаться за помощью к тем, кто заходит в него лишь изредка, ради совершения какой либо требы – крещения, венчания, погребения и так далее.

Но храм – это не фирма духовных услуг и не рынок, на котором торгуют благодатью. Деньги, которые верующие приносят в храм, – необязательная мзда, не плата за благодать. Это именно пожертвование на содержание храма, и доказательством служит то, что самое главное Таинство Церкви – Таинство Причащения – во всех храмах, всегда и везде совершается бесплатно. Более того, если у вас нет возможности внести ту или иную сумму за совершения последования, то необходимо обратиться к священнику, и, я уверен, никакой священнослужитель не откажет вам в молитве или священнодействии.

Все деньги, появляющиеся в храме и направляемые на его содержание, – это добровольные пожертвования верующих христиан. Важно подчеркнуть принципиально значимый момент: человек несет в Церковь деньги только в том случае, если он считает это необходимым. Речь идет именно о добровольных пожертвованиях, а не обязательной десятине, как в некоторых западноевропейских государствах. Ведь если человек не верит в Бога, не разделяет основных догматов православного вероучения, не считает для себя обязательным принадлежать к Церкви, тогда ему не нужны и совершения обрядов и Таинств церковных, он никогда не обратиться в храм с просьбой о венчании или погребении по православному обряду. Но если человек хочет, чтобы над ним совершили Таинство Крещения, венчание или какое-либо священнодействие, значит он считает себя православным, членом церковной общины, на плечи которой ложится, между прочим, и обязанность заботиться о храме – месте, где собирается церковная община и где проводятся богослужения.

Читайте также:
Архангел Селафиил: в чем помогает и о чем просить, молитва

Новое в блогах

Сообщество «Религия и вера»

7 фактов о деньгах, которые должны знать христиане

Даниэль Дарлинг, LifeWay

Библия может многое сказать о деньгах.

На самом деле, Иисус говорил больше о деньгах, чем даже о рае и аде. Мы также должны говорить об этом здоровым, открытым способом, основанным на библейской истине. Вот семь финансовых основ из Библии, которые должны знать христиане.

1. Деньги — это не зло, это инструмент, данный Богом для нашего процветания.

Обладание деньгами само по себе не плохо. Слово Павла Тимофею о деньгах (1 Тим. 6: 10) было не обвинением в деньгах, а предупреждением об опасности поклонения деньгам (см. ниже).

На самом деле именно Павел часто собирал деньги, чтобы заботиться о бедных христианах. Слишком часто христиане в благих намерениях пытаются поощрять щедрые пожертвования, порочат библейские ценности тяжелого труда и бережливости и подрывают преимущества свободных рынков и заработной платы. Деньги могут быть использованы для злых целей, но они также могут быть использованы для добра.

2. Деньги — это награда за тяжелый труд.

И Иисус, и Павел подтвердили идею о том, что тяжелый труд должен вознаграждаться справедливым вознаграждением (от Луки 10:7; 1 Тим. 5:18). Бог прославляется, когда мы используем наши дары и таланты на рынке и получаем деньги. На самом деле, Библия учит, что мышление, которое ищет деньги без работы является греховным образом жизни (2 Thess. 3:10).

Мы должны поощрять наших детей упорно трудиться и находить вознаграждение. Конечно, деньги-не единственная причина, чтобы работать, мы работаем, чтобы прославить Бога (Кол. 3:23). Когда мы работаем, мы подражаем Богу, который работает и творит.

3. Деньги — плохой бог.

Мой пастор детства любил говорить: «нет ничего плохого в том, чтобы иметь деньги. Это когда у тебя есть деньги.»В этом суть предупреждения Павла молодому Тимофею в 1 Тимофею 6: 8-10. Деньги становятся для бедного идолом, а когда им поклоняются, они погружают души в духовную и физическую разруху.

Это случается не только с «волком с Уолл-Стрит», но и с каждым, когда деньги становятся нашей движущей, всепоглощающей страстью. Мы должны следовать Совету Апостола и держать наши ресурсы свободными. «Мы ничего не принесли в мир, и мы ничего из этого мира» (1 Тим. 6:7). Когда деньги становятся богом для нас, они подпитывают такие отношения, как жадность и зависть, которые наносят ущерб человеческим отношениям и отвлекают нас от нашей данной Богом миссии.

4. Долг — бедный хозяин.

Существует целый спектр взглядов на христиан и долг. Некоторые считают, что христианин никогда не должен владеть кредитной картой или брать кредит, в то время как другие считают, что священные Писания позволяют взвешенное, мудрое использование кредита. Но нет сомнений в том, что долг — всегда бедный хозяин.

Христиане на Западе должны особенно остерегаться материализма, который заставляет нас жить не по средствам, превращая предметы роскоши в предметы первой необходимости. Иногда долгов нельзя избежать в сложных ситуациях, таких как длительная безработица или медицинские кризисы, но по большей части мы не должны порабощать себя легким кредитом.

5. Мы должны сделать щедрость образом жизни.

Библия учит щедрости как образу жизни, независимо от уровня нашего дохода (2 Кор. 9:6-9). Когда мы спокойно дарим наши ресурсы, Бог позволяет нам испытать благословение и радость отдачи.

Мы отдаем не потому, что Бог на небесах отчаянно нуждается в наших деньгах, а потому, что он позволяет нам продемонстрировать нашу любовь к Нему, отдавая часть того, что Он дал нам. И я считаю, что мы должны отдавать в первую очередь через нашу поместную церковь, а затем и другим, достойным благотворительным организациям.

6. Мы должны рассматривать наши финансовые потребности как возможность доверять Богу.

Удовлетворенность позволяет нам доверять Богу наши потребности, а не нашу собственную изобретательность. Это освобождает нас от беспокойства и страха и позволяет нам цепляться за дарителя хороших подарков для нашего пропитания и обеспечения. Вот что подразумевается под молитвой: «хлеб наш насущный дай нам сегодня» (Мф. 6). Все, что у нас есть-от руки Отца.

7. Священные Писания, а не культура, должны формировать наши взгляды как на богатых, так и на бедных.

Притчи 30: 8 — хорошая молитва: «не дай мне ни бедности, ни богатства.»Наша культура любит делить людей по классам, богатых на бедных. Очень многие негативно относятся к состоятельным бизнесменам, считая, что все, что у них есть, было получено обманом.

Это греховное отношение. Оно не только осуждает, но и игнорирует тот факт, что в Писании было много богатых и благочестивых людей (Авраам, Иов, Иосиф и т.д.). Существует также покровительственное и бесчеловечное отношение к бедным. Это тоже грех (Иак. 2:6).

Евангелие Христа разрушает стены классовых предрассудков, объединяя нас из разных социально-экономических слоев. Христиане должны оценивать людей не по их экономическому статусу, а по их статусу людей, созданных по образу Божию.

Последняя мысль
В церкви много мнений о деньгах и финансах, даже среди духовно зрелых последователей Христа. Хорошие люди, иногда в одном доме, расходятся во мнениях о том, сколько дать, как использовать долг и что представляет собой хорошее использование денег. Но некоторые основные, фундаментальные, библейские принципы—это то, с чем христиане могут и должны согласиться — согласиться передать следующему поколению.

(Даниэль Дарлинг – автор бестселлеров, пастор и ведущий подкастов. Cтарший вице-президент по коммуникациям NRB)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: