Детям о монашестве: детские лекции и рассказы о монахах и монашеской жизни

Беседа с детьми о монашеской жизни

Беседа с детьми о монашеской жизни

Здравствуйте дорогие дети и родители!

Мы вновь рады приветствовать Вас на православном сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы побеседуем с Вами о монахах и монашестве.

Монахи, это те люди, которые посвятили себя Богу! Они отреклись от земной жизни, от радостей мира, даже от своих мыслей, и всецело предались к духовному деланию. Они много молятся, много постятся, читают духовные книги и устремляют свои мысли в Райские обители – к Богу!

Для того, чтобы лучше понять монашество, лучше всего поговорить с самим монахом.

Ниже мы прилагаем замечательную беседу детей с монахом и старцем Силуаном Афонским, из которой мы с Вами много чего интересного для себя поймем.

Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский»

«Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему:

– Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келий и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келий, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле?

Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им:

– Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым.

– Что значит познать Господа Духом Святым?

– Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смотреть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах.

– А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться.

– Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого – рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда и уже не влекут ее песни земные.

– Но мы любим петь.

– Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви.

– А почему ты плачешь, мы не понимаем?

– Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего. Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам. Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот. Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: «Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым». Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.

– Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить?

– Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью.

– Как можем мы знать, что Бог нас любит?

– По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли.

– Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие?

– Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге.

– Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит – чистый ум?

– Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете».

Некоторым из Вас, дорогие дети, действительно, будет сложно понять слова старца-монаха Силуана Афонского. Но если мы будем следовать его советам, читать духовные книги, чаще молиться, обязательно ходить с родителями в храм, тогда нам будет намного радостнее жить! И мы будем чувствовать Господа еще сильнее и понимать тех людей, которые посвятили себя монашеству.

Читайте также другие интересные беседы:

Владимир Зоберн — Граждане неба. Рассказы о монахах и монастырях

Другая любовь

— Диана, сколько лет тебя знаю, не замечала в тебе набожности, никогда не слышала от тебя разговоров на эту тему. Для меня это — «вдруг». Что-то случилось?

Читайте также:
Апостол Павел о любви: слова святого о браке, божественной и мирской любви, разводах и женщинах, гимн любви святого

— Ничего не случилось, и совсем не вдруг. Мне было 13 лет, когда бабушка открыла передо мной огромную книгу. Это была Библия — дореволюционное издание с медными застежками, с иллюстрациями Доре, переложенными папиросной бумагой. Она сказала: «За эту книгу в голодный год мне давали два мешка картошки. Я отказалась». Я спросила, как же ее читать, если в ней написано не по-русски. Она сказала, что это русский, но церковнославянский язык. Надо читать. Сначала будет трудно, а потом все поймешь.

Я давно человек воцерковленный, два года в Охе вела занятия в воскресной школе, в Южно-Сахалинске, правда, в церкви не работала, но меня священники знали, в редакции я готовила материалы на православные темы. Мысль уйти в монастырскую жизнь возникла давно. Когда на Сахалин приезжал митрополит Сергий, работающий в аппарате патриарха, у меня состоялась с ним беседа. Мне было сказано, чтобы я молилась, причащалась. Ко мне присматривались, за мной наблюдали. Договорились, что как только церковь сочтет нужным, я оставлю работу и уйду в монастырь.

— Но на Сахалине нет монастырей…

— Монастырь обязательно будет, а первая ступень — послушание, уход из светской жизни, его я проходила в епархии. Вторая ступень — рясофор, третья — постриг, когда даешь монастырский обет. От послушания до пострига может пройти длительное время.

В монастырь идут не потому, что в жизни что-то не удовлетворяет, а идут спасать свою душу. Спасаться и молиться. Другой цели нет. Если есть другая — ты там просто не выдержишь. Это тяжелое служение. И вот однажды владыка мне позвонил и сказал, чтобы готовилась прийти на послушание. Он дал мне полгода, чтобы завершить мирские дела: подготовить близких, передать газету в хорошем состоянии, без долгов.

— Как отнеслись родные и коллеги к твоему решению?

— Сначала резко отрицательно: «Зачем нужно себя хоронить?». Я их убедила, что уход в монастырь это не смерть. Монастырь — это жизнь, правда, своя, отличная от мирской. Насыщенная, очень интересная. Внутренняя.

— И какое же послушание тебе дали?

— Мое послушание заключалось в работе на кухне. Надо было кормить священников и строительную бригаду — в здании управления епархией шел ремонт. Я чистила овощи, мыла посуду, пол.

— Это могла сделать и любая неграмотная бабка, принявшая послушание … Зачем для этого иметь сложный духовный мир, образование, профессиональный опыт? Тебе не кажется, что тебя могли бы лучше использовать?

— Любой человек, приходящий в монастырь на послушание, начинает с самой черной, грязной работы.

— Проверяется на смирение?

— Он должен отрешиться от всех мирских привычек, стереотипов, в том числе и приобрести смирение. Когда-то, еще в Охе, мой коллега, узнав, что я хожу в церковь и веду занятия в воскресной школе, спросил, почему я не ухожу в монастырь. Мол, ты такая инициативная, ты бы там сделала большую карьеру. Так вот, инициатива в монастыре не только не поощряется, она запрещена. Ты должен делать, что тебе сказано и ни на йоту больше. У Серафима Саровского был такой случай. Он дал сестрам послушание привезти из леса два бревна. Они два бревна погрузили и решили, что телега выдержит три. Положили три. Лошадь прошла половину пути и остановилась как вкопанная. И стояла, пока не убрали лишнее. Серафим Саровский их потом отругал за то, что они нарушили послушание.

Решивший жить в монастыре полностью должен отречься от своей воли и исполнять только волю Божию, а это означает делать то, что тебе велит наставник.

— Как у тебя складывался день?

Без мирских страстей ты не становишься бесчувственной, их заменяют эмоции совершенно другого уровня. Ты продолжаешь любить, но это другая любовь.

— Когда новоначальный монах приходит в монастырь, его ограничивают в посещении служб и количестве молитв. Духовная жизнь — сложная вещь, и расти духовно можно только очень постепенно. Есть монастырская поговорка: если монах полез на небо, хватайте его за рясу и тащите на землю. Мне разрешено было читать утренние и вечерние молитвы, в субботу ходить на всенощное бдение, в воскресенье на литургию. Через некоторое время добавили читать каждый день псалтырь по одной кафизме (кафизма — это несколько псалмов).

Я вставала рано, молилась, потом шла на кухню, ставила воду горячую, приходила повар, мы готовили завтрак, потом мыли посуду, готовили обед на тридцать человек. Самую обычную еду — борщ, рыбу, морепродукты. Но монастырская еда получается очень вкусной — ведь ее готовят с молитвой… Потом опять мыла посуду, пол на кухне и в кладовой. Затем молилась и шла в келью. Это вполне уютная комнатка с диваном, шифоньером, столом, на котором лежат духовные книги — Библия и молитвослов.

Работа занимала все время, у послушниц не допускается никакой праздности. Беседовала с батюшками я только коротко и по делу, например, если не шла молитва.

Вначале было очень трудно. Я никогда столько физически не работала. Безумно уставала. Приходила в келью, с трудом читала вечернее правило, падала и вырубалась.

— Хотелось все бросить?

— Никогда. Я много читала о монашестве и хорошо знала, что меня ждет. Я просила Бога только о том, чтобы он дал мне силы крепко держать швабру в руках и не упасть. И действительно, прошло какое-то время, и послушание стало даваться легче и легче. Эта швабра, вначале такая тяжелая, стала как балерина в руках порхать. А вот преодолеть изолированность оказалось труднее.

Читайте также:
Православие и гадание: отношение церкви и мнение священников к гаданиям на таро и на Святки, тонкости и нюансы

— Журналист привык быть среди людей, привык общаться, справляться с огромным потоком информации, и вдруг — четыре стены…

— Не хватало движения. Хотелось просто выскочить на улицу и куда-то бежать, быть среди людей. Это была не моя обязанность, но я ее выпросила — ходить за хлебом. Всего-то полквартала до киоска, в котором покупала десять буханок. Я испытывала удовольствие просто оттого, что шла по улице с этим хлебом. Удовольствие оттого, что я в толпе, сливаюсь с ней. Но вот прошло время. Я шла по этой же многолюдной улице с тем же хлебом, но испытывала совсем другие ощущения. Суета воспринималась мной отстраненно, я к ней уже не имела отношения. Я чувствовала покой. Когда мы приходим с работы и говорим: «Ох, мне бы покоя!» и ложимся на диван… это внешний покой. А я говорю о внутреннем покое — состоянии, когда начинают уходить страсти.

— Идя за хлебом, не притормаживала ли ты возле газетного киоска? Чтобы взять свою газету в руки, посмотреть, что же твои бывшие подчиненные без тебя наворочали?

— Нет. Газеты я читала в обязательном порядке, но это были православные издания. Полгода не слушала радио, не смотрела телевизор.

— Какие люди окружали тебя в этот период?

— Они, на мой взгляд, много интереснее светских людей, образованы и очень много работают. Я поняла, что труд священнослужителя — тяжелейшая работа. Не буду называть имена… Вот пример, у батюшки сильнейший радикулит, он испытывает страшные боли, но стоит на службе, как свечечка. Мало того, после службы и кирпичи таскает, помогая на ремонте. Он для меня пример, как преодолевать боль. Глубоко его уважаю, ценю каждое его слово. Учусь у него веселости, оптимизму.

Не надо воспринимать православных людей, как существ со скорбными физиономиями. Существует стереотип, что когда идешь в церковь, надо принять вид сокрушенный, убогий… Это не так. Православие — это радостная религия. Когда стоишь на литургии, приходит такая огромная радость.

— Почему ты вернулась?

— В моей семье произошла ситуация, с которой, как я поняла, мои близкие без меня бы не справились. Срочно потребовалась моя финансовая и моральная помощь. Я переговорила с владыкой Даниилом, он меня благословил вернуться.

— Как встретили твое возвращение в редакционном коллективе?

— Хорошо. Я вернулась на должность корреспондента, мне очертили темы — дети-сироты, общественные организации, православие…

— По общему мнению, ты вернулась другим человеком. Изменилась даже внешне: перестала модно одеваться, пользоваться макияжем и как бы это выразиться… ушла в тень.

— Некоторое время я ходила в монастырской одежде — черной юбке, черной кофте и черном платке, расстраивая дочь и поражая коллег. Но мне действительно было трудно с ней расстаться — я чувствовала в ней себя совершенно комфортно. И все-таки в длинной юбке до пят тяжело залезать в микроавтобусы, да и не хотелось привлекать к себе внимание, я вернулась к мирской одежде. А вот желание украшать себя совсем пропало.

Я избавилась и от многих других привязанностей, даже по отношению к любимым ранее книгам. Сейчас любую вещь могу спокойно отложить в сторону.

Когда я не была воцерковленным человеком, мне казалось, бесстрастие — это плохо. Позитивно — переживать, кого-то любить, бороться за справедливость. «Прав лишь горящий, презревший покой… » Пришлось пройти длинный путь, пока я не поняла выражение, встречающееся в молитвах — «бесстрастная страсть».

Без мирских страстей ты не становишься бесчувственной, их заменяют эмоции совершенно другого уровня. Ты продолжаешь любить, но это другая любовь. Раньше, беспокоясь о своем ребенке, я нервничала, даже паниковала. Сейчас понимаю, что любила ревнивым и нездоровым чувством, что так нельзя, на все воля Божия, даже на несчастье. И надо эту волю Божью принять и молиться вместе со своим ребенком, чтобы Господь дал возможность выйти из тяжелой ситуации.

Я благодарна судьбе за то, что она дала мне в эти полгода работы в епархии.

— Ты вернешься в монастырь?

— На все воля Божия, окончательно с этой мыслью я не рассталась.

— Недавно один очень известный в области предприниматель сказал мне, что вера — удел слабых. Его ничуть не поколебали первые пришедшие мне на язык фамилии — Александра Солженицына и Никиты Михалкова — людей, которых слабыми никак не назовешь…

— По мирским меркам слабые люди бывают намного сильнее духовно самых «накачанных». В Библии сказано, что сила в немощи совершается. И я знаю многих, кто с Божией помощью преодолел тяжкие испытания с достоинством, не пачкая себя ложью, не впадая в отчаяние, не преступая нравственного закона.

Основные этапы пострижения

Пострижение совершается в храме настоятелем обители в присутствии братии. На принимающем постриг в монахи должна быть только длинная белая рубаха (символ чистоты и смирения). Человек ползком двигается от притвора к алтарю храма. Настоятель помогает ему подняться на ноги и задаёт ему вопросы. Утвердительные ответы на эти вопросы и представляют собой обеты Богу. Дается обещание жить в данной обители до конца своих дней. Отрекающимся от мира человеком даются обеты девства (безбрачия), послушания, нестяжания.

Всем мирским монах жертвует ради достижения победы в духовной борьбе преодоление греха и искушений ради достижения Небесного Царства. Поэтому монашеские обеты приносятся словно воинская присяга — в присутствии «дружины иночествующих» братьев.

Затем совершается пострижение волос. Это действие символизирует послушание и жертву. Так монах выражает свой отказ от собственной воли и от всего мирского. Церковь учит, что пострижение совершается Самим Господом, Который незримо присутствует при этом.

Читайте также:
Мощи Петра и Февронии: где находятся и как проехать, история, о чем просить и чем помогают

Постригаемый трижды подает ножницы настоятелю. Настоятель со словами: «От руки Христовой принимаешь их», кладет их на Евангелие. Затем крестообразно постригаются волосы на голове посвящаемого «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В это время монах получает новое имя. Принятие монашества является изменением внутреннего состояния христианина, его духовным перерождением. Он становится по сути другим человеком — поэтому ему необходимо и иное имя. Каким будет новое имя, решает совершающий постриг настоятель обители, нередко это делает епископ. Монашеское имя может начинаться с той же буквы, что и мирское имя человека. Распространена традиция давать имя в честь святого угодника, память которого приходится на день пострига.

Кто такие монахи

Для начала следует объяснить ребенку, кто такие монахи и почему они живут отдельно от мира, да еще и наряжаются таким странным образом.


Преподобный Антоний Великий — основатель монашества

Можно рассказать, что первые монахи появились очень давно, еще в первых веках. Были обычные верующие во Христа люди, а были те, кто всячески врал и говорил неправду на христиан. Начали появляться различные движения, которые извращали христианское учение — секты и ереси.

И группа христиан решили уйти подальше от них, чтобы сохранить свое учение в изначальном виде и передать его другим. Они ушли в пустыню и там основали первый монастырь. Так появились первые монахи.

Известные в России монастыри:

  • Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новогороде
  • Казанский женский монастырь в Ярославле
  • Казанский мужской монастырь в Тамбове

Монастырь

Класс: 4

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание , основы православной культуры , православный монах

Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры». 4-5 классы.

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;
  • изучить монашеские одежды
  • воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
  • развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.

– Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

2. Проверка домашнего задания

– Что было задано на дом? (подготовить небольшое сообщение о таинствах церкви)

(Дети зачитывают свои сообщения)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа со стихотворением

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

– Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

– Попробуйте дать определение слову «монастырь».

Дети высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.

Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» – один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян (не являющийся священником или монахом) была возможность получить духовные советы.

Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.

Читайте также:
Церковный канон: определение и значение в православии, виды, как читать и чем отличается от акафиста

Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, ВалдайскийИверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много – много других.

А возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  • исполнение заповедей Господних;
  • нестяжание (добровольная нищета)
  • безбрачие (отказ от семейной жизни)
  • послушание (отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику)

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Монашеское облачение.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)

– В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

Кто из вас знает, что означают эти слова?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

Хитон – длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник – черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Пояс – является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса – символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, – неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук – именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Чётки – называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

4. Занятия монахов.

– Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).

– Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3–4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, – работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.

Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).

В монастыре запрещается:

  • Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
  • Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
  • Носить шорты на территории монастыря.
  • Лицам женского пола находиться без головного убора.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…

– Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души)

– Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо)
– Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать – значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни)

Работа с притчей.

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

– Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

– Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

– Бесчестие – как похвала?

– Враги – как друзья?

– Тогда, – сказал старец, – иди трудись дальше, ты пока не готов.

– Скажите, о чем притча?

– Какое послушание нес человек?

– С каким вопросом он пришел к старцу?

– Как старец решил проверить послушника?

– Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монашество – это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

Читайте также:
Пост перед причастием: правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции

6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

– Что вы узнали об этом святом?

– Как он стал монахом?

– Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?

Дети высказывают свое мнение.

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как вы думаете, легко ли быть монахом?

– Хотите поехать на экскурсию в монастырь?

Закончите предложение:

1. Люди уходят в монастырь, когда:

1) у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является:

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

8. Домашнее задание.

– На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.

  • прочитать стр. 80-83, ответить на вопросы стр. 83;
  • повторить информацию по карточке «Монастырь» (детям выдается карточка);
  • подготовить сообщение о любом монастыре (по желанию).

Истории о монахах

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Для меня жизнь — Христос,

а смерть — приобретение.

Послание филиппийцам апостола Павла 1:2

Призыв

Однажды экскурсию по монастырю проводил отец P., совсем молодой еще иеромонах, не старше 30 лет. С ним было очень легко ходить по древней обители, легко его слушать. Какое-то простое, очень человеческое общение получалось. Когда экскурсия закончилась и мы стояли уже у монастырских ворот, одна из паломниц собралась с духом и спросила отца P.: «Батюшка, все-таки, что привело вас в монастырь? Как можно понять, что ты должен оставить все и стать монахом?» Он улыбнулся, помолчал и сказал спокойно: «Это призыв. И ты его ни с чем не спутаешь. Просто… надо его услышать».

Валерия, Москва

Алеше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: «Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен». Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместовсегодва рубля, а вместоиди за мной— ходить лишь к обедне».

Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»

Олимп и Фавор Катьки N.

Это история моей хорошей знакомой. Однажды угораздило ее бросить престижный институт, где она училась на переводчицу, ради поступления в театральное училище. Поступила с первого раза и сразу же стала любимицей и надеждой курса. Ей одной чудом удавалось все четыре года обучения светить на победоносном небосводе. Катю эту за что-то любили. Подозреваю, за «железобетонность» — она никогда не отступала от своих моральных принципов, а таких уважают даже в самой дикой стае. Все добрые эпитеты вроде «честная, порядочная, ответственная, сознательная» неразлучно следовали за ней. Катя репетировала и репетировала, преданно, фанатично, без обеда и выходных. На последнем курсе ее позвали сниматься аж в трех кинофильмах и предложили играть аж в двух известных театрах. Ликуй, Катя. Но, отыграв последний дипломный спектакль, она исчезла без следа. Искали всем курсом, сплетничали, острословили, гадали, бегали по общим знакомым — все напрасно.

Совершенно случайно я встретила ее во время довольно скучного паломничества в никому не известный монастырек где-то на краю земли. Только это уже была не Катя… а мать Кассия, то есть монахиня. Удивлению моему предела не было! Ибо Катька никогда, кажется, православием не интересовалась, а тем паче монашеством.

— Да знаешь… — отвечала она на мои недоумения, — Я вот все карабкалась, карабкалась что есть силы на Олимп, а у самой вершины оказалось, что я восседаю на навозной куче. И надо мной не звездное небо, а пустота. Дырка. А вообще это хорошо, что я училась в театральном. Именно там, в этой нашей ежедневной борьбе за то, чтобы стать лучшим, я поняла, как, должно быть, выглядит ад. И сразу захотелось отыскать альтернативу. Ну, я и пошла… нет, не в храм, а на православную ярмарку. Иду я по ней и думаю: поеду-ка в первый монастырь, стенд которого попадется на глаза. Вот попался этот.

Теперь бывшая Катька, новорожденная монахиня Кассия, с азартом прирожденного альпиниста покоряет другую гору — то ли Фавор, то ли Ермон… и, думаю, у нее получится!

Леся, Екатеринбург

Когда я стал монахом, я поверил, что смерти нет.

Об уходе из монастыря

Монастырь — это не стены, монастырь — люди. В наши дни молодежь так же дышит романтикой, как и их сверстники на заре христианства. Как и в прежние времена, наши страсти и привычки сказываются и на выборе монастыря. Расскажу историю моей знакомой послушницы. В нашем монастыре она живет уже пять лет. До приезда к нам жила в другой обители не больше, не меньше, а целых четырнадцать лет — целая жизнь для юной девушки! Но что же случилось? Почему она вдруг решила сменить обитель?

А дело было в том, что послушница Юлия первые семь лет жизни в монастыре всегда была при игуменье. Талантливая, старательная на всех послушаниях девушка быстро смекнула, чего ожидает от нее матушка, и во всем этому образу старалась соответствовать. Она не могла одновременно думать и о Божьем, и о человеческом. Получалось, что много размышляя над тем, как угодить игуменье, Юля совсем не думала о том, как угодить Христу. И фактически избегала сестринского общения, общих добрых дел, которые могла бы делать вместе с другими послушницами и монахинями. Никого, кроме игуменьи, для нее словно бы не существовало.

Читайте также:
Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы

Но однажды случилось так, что Юля, совершенно не желая того, так расстроила игуменью, что была сразу же отстранена от всех послушаний при келье матушки. И вдруг впервые осталась совершенно одна. Добрых отношений с сестрами так и не построила, не общалась ни с кем, не понимала, чем живет обитель, не знала, что и как ей делать, просто отвыкла жить с сестрами бок о бок.

Первой реакцией было уныние. Но, видимо, ее тяга к монашеству не была случайной. Она попыталась бороться с унынием, и, не понимая, как найти подход к людям, обратилась к книгам — пошла в библиотеку. Парадоксально, но она поняла, что раньше о монашестве ничего не читала. Следующие семь лет наша послушница читала и размышляла о прочитанном, пыталась понять: что произошло? Кем надо стать, чтобы стать настоящей монахиней?

Юля поняла, что выбрала обитель из-за особого отношения к ней игуменьи. И что в юности ее скорее привлекало не служение Христу, а красивые монашеские одежды и романтика причастности к высоте монашеского подвига, без всякого понимания его сути.

Тогда, еще раз пересмотрев свою жизнь, Юля, с разрешения духовного отца и игуменьи, переехала в наш монастырь. И с тех пор никогда больше не жалела, что решилась выбрать иночество. Ведь это уже был выбор взрослого, знакомого с монашеской традицией человека, понимающего, что в ней главное.

Анна, Москва

Монастырь — общество борющихся с собою Царствия ради Небесного…

Святитель Феофан Затворник (1815—1894)

Важность в христианстве, а не в монашестве. Монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству.

Оптинский старец Никон (Беляев) (1886—1937)

Старец

Я частенько езжу потрудиться в разные монастыри. Работа у трудника всегда самая обыкновенная, рутинная, я с трудом мог себе представить, как сами монахи по многу лет ею занимаются. Пока не встретил на послушании отца T. и не услышал его рассказ.

Его первое иноческое послушание было в кухне: чистить картошку и нарезать овощи. И так каждый день. В миру T. был технарем, а тут стал, по его словам, «кухаркой». При этом он сильно уставал, времени после кухни оставалось только на службы, да и то не всегда. И все руки уже изрезал из-за этой картошки! Стал унывать, тяготиться постылой работой.

Однажды пришло известие, что в монастырь едут двое братьев с Валаама, один из них, поговаривали, прозорливый. Наш герой приободрился, стал ждать их. Но гости по дороге заехали в соседнюю обитель и задержались! Игумен вместе с частью иноков уехали туда. А T. остался — от кухни далеко не уедешь. И вот сидит он, чистит картошку, обижается. Вдруг один брат заходит и говорит: «Тут нищий пришел, странник, накорми-ка его». Нищий так нищий. T. наскоро поджарил картошку, приправив овощной подливкой, отнес страннику, а сам вернулся на кухню, закрыл за собой дверь. Через 10 минут в дверь постучали, это был тот нищий. Т. уже собрал ему пакет с едой, стал было отдавать, а тот вдруг мягко отвел его руку и, глядя по-доброму прямо в глаза, сказал: «Спасибо тебе, брат, что принял меня, своего брата. Я ведь еще вчера хотел посетить вашу обитель, но люди меня задержали. Святыни у вас чудотворные, приложиться к ним хочу, и тебе советую». T., оторопев, спросил его имя, а «нищий» устало махнул рукой: «Спросишь у брата моего вечером». И вложил ему в руку книгу Амвросия Оптинского. Инок опустил глаза и открыл книгу на словах: «Сиди в своем скворечнике, он многому тебя научит»…

А вечером вернулась братия, с одним из валаамских монахов, который поведал, что его спутник — отец Р. — уже был здесь, приложился к святыням и вернулся обратно. Перед отъездом этот старец снова посетил монастырь. Украдкой лучисто улыбнулся одними глазами нашему монаху. Они друг друга поняли. Служи там, где ты поставлен, а Господь везде тебя найдет и постучит и в твою дверь. Даже если она и кухонная.

Максим, Кемерово

И всякий, кто оставит доЂ мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зеЂ мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Евангелие от Матфея 19:29

Не грех ли лечится тибетской медициной?

Не грех ли лечится тибетской медициной?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Выбор человек должен сделать в зависимости от того, чего он не хочет калечить: душу или тело. Европейская медицина, как и все другие сферы деятельности, сильно дифференцировалась. Чаще всего она лечит не человека, а больной орган. Сильное терапевтическое воздействие при лечении какого-нибудь заболевания может быть негативным для отдельных органов (например, печени) или организма в целом (резко ослабить иммунную систему). Происходит это не всегда. Есть и немалые достижения. Нужно иметь на все трезвый и спокойный взгляд, свободный от крайностей. Если медицинское врачевание оказалось успешным, христианин благодарит Бога. Если болезнь продолжается, то верующая душа усиливает покаяние и молитвы. В любом случае душа не только не повреждается, а смиряется и научается чаще обращаться к всесильному Небесному Врачу и идет путем спасения. К тибетской медицине православный человек обращаться не должен. Она теснейшим образом связана с восточным оккультизмом. Опытно известно, что любая лжедуховность приводит к общению с демоническими силами. Давайте посмотрим базовый текст тибетской медицины «Чжуд-ши» (четыре тантры). В начале 2-й главы читаем: «В это время Учитель, победоносно прошедший, исцелитель Бхайшаджья-гуру, царь вайдурьевого сияния, вошел в самадхи, называемое «Царем врачевания, Победителем 404 болезней». Как только он вошел в самадхи, из сердца его на десять сторон вырвался свет сотен и тысяч цветов, который очистил живые существа во всех десяти направлениях от скверны пороков души. Усмирив все болезни «трех ядов», возникшие от невежества, свет вернулся назад, в сердце. В это время из языка Учителя Бхайшаджья-гуру, царя вайдурьевого сияния, вырвался луч сотен и тысяч разных цветов, распространился по десяти сторонам света и очистил живые существа в десяти пределах от скверны грехов, содеянных словом. Усмирив болезни и демонов гдон, свет вернулся в язык. Появилось воплощение слов (Бхайшаджья-гуру) — риши по имени Маносиджи. Он поклонился Учителю, совершил вокруг него круг почета и, став перед Учителем в позе льва, молвил от имени круга риши слова такой просьбы: «О Учитель, риши Видьяджняна, да будет благо! Тот, кто желает исполнять всю полноту своих и чужих дел, как должен учиться врачеванию?» Не нужно быть богословом, чтобы увидеть за слащаво-витиеватыми словесами опасную лжедуховность, прибегая к которой человек вступает в общение с темными духами, если даже это не осознает. Душа при этом повреждается.

Читайте также:
История о пророке Ионе и ките: легенда или правда, толкование и смысл, особенности и исследования истории

Читайте также

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех»

«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех» Нравственное Богословие (Грехи против 7 заповеди, грех — извинение в других плотского греха разными предлогами):«Что это за грех? Вот зло сделать человеку, действительно, составляет грех». Не

Ненависть лечится пониманием

Ненависть лечится пониманием Вопрос: Знаком с учением многие годы. В результате – только ненависть к Творцу. Нужен Ваш совет, как выйти из тупика.Ответ: Видно, не с тем учением Вы знакомы или читали без связи с Учителем, что также совершенно необходимо. На сегодня в Вас есть

Понимание традиционной тибетской культуры

Понимание традиционной тибетской культуры And I think that for us Westerners to be able to become involved with Buddhism – particularly Tibetan Buddhism – it’s very important to have some appreciation of the traditional culture that it’s coming from.И для нас, мне кажется, что для нас, для западных людей, для того чтобы действительно по настоящему понять

памятник средневековой тибетской культуры

памятник средневековой тибетской культуры Ответственные редакторыкандидат медицинских паук С. М. Николаев,доктор исторических наук Р. Е. Пубаев«Чжуд-ши» — классический источник тибетской медицины, в котором собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в

Атлас тибетской медицины на перекрестке религии и политики

Атлас тибетской медицины на перекрестке религии и политики (опубликовано: Жуковская Н. Л. Мир традиционной монгольской культуры. Lewiston, Queenston: The Edwin Mellen press, 2000. C. 222–238)В первых числах мая 1998 г. по нескольким программам Центрального телевидения были показаны неотчетливые

ГЛАВА 2 Грех ближнего — наш грех

ГЛАВА 2 Грех ближнего — наш грех Вступление «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1, 2).«Сын мой! если ты примешь слова мои и

У истоков тибетской государственности

У истоков тибетской государственности Тара — женское божество буддийского пантеона. (Китайская и непальская жены первого тибетского царя Сронцангампо были позднее идентифицированы как Белая и Зеленая Тары соответственно.) Образ Тары символизирует политическую и

Буддизм в зеркале традиционной тибетской историографии

Буддизм в зеркале традиционной тибетской историографии Падмасамбхава — первый индийский миссионер (VIII в.), полулегендарный буддист-тантрик, сумевший «покорить» местных тибетских божеств, препятствовавших проникновению в страну буддизма. Считается идейным

133. Вопрос: Лечится ли пьянство с помощью «плацебо»-эффекта?

133. Вопрос: Лечится ли пьянство с помощью «плацебо»-эффекта? Если взять в руки практически любую светскую газету, то в ней обязательно отыщется реклама или информация по лечению алкоголизма. Основа многих новомодных методик (не говоря об откровенно оккультных) – эффект

Глава четвертая Как бог занимался медициной

Глава четвертая Как бог занимался медициной Мы уже указывали на то, что священники, жрецы, волхвы в древности не только занимались сношениями с богом и богами, но также и лечением. Знахарство было также их ремеслом.Когда какой-нибудь знахарь или знахарка отбивали у них

Обыск на тибетской границе

Обыск на тибетской границе Тибет в составе Китая представляется совсем отдельной страной, да и административно имеет статус автономии. Мои наблюдения касаются тибетской культуры в провинциях Юннань и Сычуань, где она, по отзывам старожилов, сохранилась гораздо лучше,

О неожиданном свидетельстве и личном опыте соприкосновения с православием тибетского монаха

Поиск новостей привел нас на прошлой неделе на сайт “Православие и мир”, где предлагалось познакомиться с “неожиданным свидетельством и личным опытом соприкосновения с православием тибетского монаха”; публикация отсылала интересующихся на сайт блогера Адриана. Когда межрелигиозный диалог, который Далай-лама определяет как одну из своих приоритетных задач, выходит за рамки зачитывания докладов и подписания резолюций, и переходит на уровень личных и искренних отношений между последователями разных религий, то в нем появляется искра жизни, и наблюдать за ним всегда интересно.

“Немало удивился узнав, что у нас дома остановился тибетский монах. Первая мысль – только этого мне в пост не хватало! – но вспомнив: “. не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. ” стал с интересом ждать событий. Танзинь Тай (так зовут нашего гостя) зашёл в одеяниях буддийского монаха, среднего роста и светло улыбающийся. Общение сложилось сразу, без неловких пауз. Общались на английском (откуда начну плакатися моего английского языка!) и он рассказал о себе: коренной тибетец, ещё ребёнком увидевший китайский гнёт (рассказывал как сжигались книги и всё тибетское, что бы ускорить процесс китаизации), в юношестве ушёл в Индию в город Дхарамсала, вслед правительству Далай-ламы находящемуся там в изгнании. Принял монашество, в котором ужо 25 лет. Тай – монах/лекарь тибетской медицины второго уровня (первый уровень проходят 20 лет), доктор наук. Оттуда его пригласили на несколько дней в Москву какие-то VIPы. Он блестяще продиагностировал меня по пульсу, назначил некоторые снадобья и посоветовал сменить режим “совы” на “жаворонка”, предлагая отбиваться хотя бы в 23.00 и вставать в 5-6 утра. да-уж. =)

Читайте также:
Слово "Аллилуйя" в православии: определение и значение, история и происхождение, особенности употребления

Поелику, в начале 90х, мне приходилось изучать восток, я не мог упустить возможность пообщаться с настоящим (а не доморощенной пародией) буддистом и получить инфу из первых рук.

Его, в свою очередь, очень интересовало Православие и я, в меру своего знания английского, старался о просвещении Тая. Во время моего рассказа (на позорном английском) о Троице, Христе и перстосложении, Тай аккуратно складывал троеперстие и налагал на себя крестное знамение “во имя Отца и Сына и Святого Духа” с “аминь” в конце. Мой кум Lot , присутствовавший при этом, сказал, что я чуть ли не катехизировал тибетца – удачная шутка! =)

В Воскресенье Торжества Православия, нам выделили машину и мы поехали в Троице-Сергиеву Лавру. К моей радости, народ в Лавре реагировал на буддийское облачение с доброжелательным любопытством. Экскурсию проводил англоязычный гид. В Успенском соборе, после рассказа о гробе преподобного, Тай приложился лбом к оному, а после экскурсии попросил вернуться в Троицкий собор. Там я его увидел таким серьёзно-сосредоточенным второй раз (первый – при просмотре фильма Гипсона “Страсти Христовы” с английскими титрами). Вечером, за ужином, Тай сказал: “Лавра – место насыщения души светом, но то что я почувствовал у святого Сергия. знаешь, у нас есть такие места куда доступ имеют только посвящённые монахи, там день и ночь творятся молитвы с земными простираниями, так вот, даже там я не ощущал такого, что ощутил у святого Сергия!”. Это свидетельство – дорогого стоит!

За эти несколько дней мы очень подружились.

Недавно он прислал на мэйл письмо, в котором говорит, что провёл у нас несколько дней счастья и отдельно благодарил маму – она вкусно готовит! =)

По-моему, святитель Николай Сербский писал, что буддизм – милосердное язычество. Тай меня поражал неподдельной кротостью, радостью и добротой. Я понял, что Господь с любовью обличает меня/христианина через такие качества этого язычника.

Всемогущий Господи, помилуй и спаси брата нашего во Адаме!

PS:
Что бы не ввести кого в соблазн: я чадо Русской Православной Церкви МП, убеждённый сторонник церковно-славянского языка, юлианского календаря (Бог даст, как нибудь напишу об этом) и объединения через присоединение к Православию. В отношении остальных, держусь слов святителя Феофана затворника: “Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, – одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то – несомненно погибну”.

Московская Сретенская Духовная Академия

Войти

ГлавнаяНовостиОбразование Христианское отношение к медицине

Христианское отношение к медицине

Это завершающая статья нашего цикла о болезни. Ранее мы рассказали о причинах существования болезней, их значении для духовной жизни и способах врачевания души и тела. Сегодня — об отношении Православной Церкви к медицине.

Два типа отношения к медицине

Христианство и медицина, предлагая разные способы, решают одну задачу — исцеление и спасение жизни. Тем не менее, в христианской литературе можно встретить два противоположных отношения к светской медицине.

а) Игнорирование медицины в основном встречается в трудах и жизнеописаниях святых монахов-аскетов, таких как преподобные Макарий Великий, Варсонофий Великий, Серафим Саровский: «Многие из них не считали даже нужным лечиться при болезнях» (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2). Своим ученикам они также советовали «при наличии достаточной веры, при болезнях не лечиться у земных врачей, а предавать себя всецело Господу — Врачу душ и телес наших» (Там же).

Однако сами святые отцы признавали, что такое отношение к медицине не является абсолютным и общеобязательным для всех христиан — это «идеал, которого могут достигнуть только обретшие совершенство и который поэтому не может быть вменен другим» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Отказаться от медицины может только человек, достигший духовных вершин, потому что он всего себя предает в волю Божию, способен терпеть болезнь или получить исцеление от Бога и, отказываясь от медицины, способен сохранять смирение. Большинству же современных христиан благоразумнее применять медицинские средства, потому что они «более доступные, более простые, не спрашивающие с человека той целостности, той глубокой веры, которая требуется для обращения к таинствам и действиям Церкви» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).

б) Положительное отношение Церкви к медицине встречается чаще. Оно выражено в словах Священного Писания: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир. 38:1-2,4,10). Стоит обратить внимание, что обращение к врачу является признаком благоразумия и одобряется Богом. Христианин не должен за медицинскими советами идти к священникам, тем более к тем, которые не имеют медицинского образования и опыта работы врачом (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Промысл Божий).

Читайте также:
Фарисейство: определение и значение в православии, понятие фарисеи, история и особенности их появления

Пользование медициной не является грехом и само по себе не препятствует духовной жизни человека. Медицинскими средствами пользовались многие святые Русской Православной Церкви, в том числе святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский, старец Иоанн Крестьянкин и другие.

Пользование медициной не является грехом и само по себе не препятствует духовной жизни человека.

Многие представители медицины причислены к лику святых, и часто они делали явной благодать Божию, действующую в них, именно посредством врачебного искусства. Среди этих святых наиболее почитаемыми в Русской Православной Церкви являются апостол Лука, великомученик Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан Римские, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Последний никогда не противопоставлял свое архипастырское и медицинское служение, но подчеркивал их единство как двух составляющих единого врачевания души и тела человека.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был хирургом и провел множество успешных операций

Хотя внешним образом излечение происходит от действий врачей и лекарств, источником исцеления является Бог: Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его (Сир. 38:6,7). Потому употребление медицинских средств должно сочетаться с верой в то, что именно Бог подает через них исцеление. Н. Е. Пестов пишет, что «святые отцы предлагают освящать принимаемое лекарство (как и все, чем пользуется христианин). Так преподобный Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство — розовое масло со святой водой» (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2). То же советует архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Купите лекарство, осените его крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь».

Значение душевного и социального здоровья для здоровья тела

Тело и душа человека неразрывно связаны, поэтому телесное здоровье во многом зависит от его душевного состояния. Убежденность в этой связи положительно повлияла, в частности, на повсеместное применение в светской медицине суггестивной терапии (терапии внушения): «С XVI века врачебное сообщество было убеждено, что успешность лечения во многом определяется верой пациента в Бога и его доверием врачу» (Силуянова И. В. Антропология болезни).

Хотя внешним образом излечение происходит от действий врачей и лекарств, источником исцеления является Бог.

Претерпевающий болезнь рано или поздно испытывает чувство тоски и скорби. Человек, «изнывающий в скорби», предающийся чрезмерному плачу, вредит и своей душе, и телу, не находя при этом утешения. Игумен Никон (Воробьев) в качестве средства от тоски предлагает помимо молитвы читать Псалтирь, вставляя в чтение благодарение Господа, «молитву Иисусову, молитвы Божией Матери и всем святым» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби).

Объятия необходимы для душевного и телесного здоровья детей

Телесное здоровье зависит также от того, как человек общается с другими людьми. С сожалением приходится признать, что в настоящее время «новые технологические достижения в области медицины… игнорируют межличностные отношения и фундаментальные гуманитарные ценности» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Поэтому для улучшения отношений со своим окружением (в смысле следования Божией заповеди о любви к ближним) человек может использовать уже названные духовные средства, в первую очередь — переосмысление своей жизни и отношений, покаяние в грехах, примирение с ближними и неосуждение.

Поиск исцеления вне Православной Церкви

Русская Православная Церковь, подчеркивая положительное отношение к врачебной деятельности, призывает отличать исцеляющую благодать Святого Духа, подаваемую по вере человека через медицинские средства, от «заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий», которые представляют собой обращение к бесовским силам (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Телесное здоровье зависит также от того, как человек общается с другими людьми.

Опасность этих практик заключается в том, что они подвергают «волю и сознание людей воздействию демонических сил», даже если человек этого не осознает (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). Наличие такой опасности подтверждает Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Обращение к биоэнергетику — есть обращение к врагу Божьему, а значит ничего хорошего от этого ждать не приходится. Будет временное улучшение, а потом станет еще хуже» (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Болезнь и лечение). Причина опасности в том, что «все эти, привлекаемые с помощью магических приемов, силы тьмы по своей природе абсолютно злы. Демоны, являясь творением в свое время проклятым Богом, не способны делать добро по определению», и любое исцеление от демонов, проклятых Богом (Быт. 3:14), «должно неукоснительно компенсироваться превосходящим злом и страданиями в ближайшем будущем… в виде еще более тяжкой болезни или же трагических жизненных обстоятельств» (Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человекас христианской точки зрения).

Применение духовных и медицинских средств должно сопровождаться молитвой, послушанием священнику и врачу, а также верой в то, что только Бог подает исцеление.

Напротив, согласно письмам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), допустимым является лечебный массаж, операции по исправлению недостатков внешности, лечение гомеопатическими средствами, иглоукалыванием, а также прием, при необходимости, успокоительных средств.

Примерный порядок врачевания

Мы увидели, что для исцеления тела необходимо исправление своей жизни, врачевание души в молитве и таинствах Церкви, обращение и медицине. Однако может возникнуть вопрос, как применять указанные средства. Можно предложить следующий примерный порядок, который отражает мнение рассмотренных авторов, хотя и не является абсолютным, то есть в каждом конкретном случае он может быть свой:

1. При острой необходимости следует в первую очередь обращаться к врачу. Но если характер болезни позволяет — сначала обращаются к таинствам Церкви, а затем к медицинским средствам (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Семейная жизнь).

2. Рассмотрение своей духовной жизни. Раскаяние в совершенных грехах, в первую очередь, в тяжких и тех, которые вероятнее всего привели к болезни. Благодарение Богу за болезнь как средство к духовному преображению. Подготовка к встрече со священником и исповеди.

Читайте также:
Монастырский хлеб: рецепты, особенности и советы приготовления

3. Если человек не крещен — таинства Крещения и Миропомазания.

4. Исповедь. По возможности — совет у священника о том, какие духовные средства применить для исцеления.

5. Частое причастие. Минимум, раз в месяц.

6. Соборование, которое может предварять собой причастие.

7. Подача записок о здравии и заказных молебнов как просьба о церковной молитве.

8. Последовательные деятельные усилия по изменению своей жизни в соответствии с Божиими заповедями.

9. По совету духовника — применение других духовных средств с неизменным упованием на помощь Божию.

На каждом этапе болезни, является ли она излечимой или нет, необходимо принимать ее с благодарностью и смирением, действовать в соответствии с новыми обстоятельствами жизни. Применение духовных и медицинских средств должно сопровождаться молитвой, послушанием священнику и врачу, а также верой в то, что только Бог подает исцеление.

На этом мы завершаем цикл статей о болезни. В заключение приведем основные тезисы.

Причины существования болезней:

1. В изначальном райском состоянии человек не был подвержен тлению, болезням и смерти.

2. Бог не создавал болезни. Они появились вследствие добровольного и сознательного отступления людей от Бога как источника жизни и здоровья.

3. Христос Своим пришествием не отменяет существование греховности и болезней в мире, однако Он дает возможность человеку очиститься от первородного греха, соединиться с Богом и, претерпев физическую смерть, после Второго Пришествия Христа воскреснуть к вечной жизни, где болезней уже не будет.

4. В современном мире болезни существуют по нескольким причинам: естественная тленность мира и человеческого тела; личные грехи человека и других людей; прямое воздействие бесовских сил; прямое воздействие Бога. Какова бы ни была непосредственная причина заболевания, любая болезнь попускается Богом для пользы души человека.

Значение болезней в духовной жизни:

1. В падшем мире не существует абсолютного здоровья. Каждый человек является лишь относительно здоровым или больным и рано или поздно умирает.

2. Телесное здоровье не обладает абсолютной ценностью. Несравнимо более важным является здоровье души, которое предполагает личную связь с Богом. Установлению этой связи может способствовать как здоровье тела, так и болезни.

3. Болезни способствуют тому, чтобы человек увидел свою духовную нищету, попросил помощи у Бога и начал перестраивать свою жизнь в соответствии с Его заповедями. Важным является терпеливое перенесение болезней с осмыслением их как лекарства для души и благодарением Богу.

Основные принципы исцеления от болезней:

1. Исцеление человеческой природы как единства души и тела происходит при сочетании духовных и медицинских средств.

2. Источником полноты здоровья и исцеления всегда является только Бог, какие бы видимые средства, церковные или медицинские, при этом не применялись.

3. Исцеление может происходить без обращения к Богу — посредством чисто медицинских средств или демонических сил — но при этом врачуется только тело, а душа и дух остаются в прежнем состоянии или получают вред.

Надеемся, что эти статьи о болезни хотя бы в малой степени помогут болеющему человеку духовно осмыслить свое состояние и действовать с пользой для души и тела. Будем рады, если наши труды окажутся полезны также священникам в духовном окормлении болеющих людей, их родственников и врачей.

Здоровья вам и вашим близким. Храни вас Господь!

Алексей Мигальников,

студент 4 курса

Ключевые слова: болезнь, Церковь, медицина, лечение.

Книги и статьи по теме болезни:

1. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. — М., 2015.

3. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек перед Богом. — М., 2000.

4. Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем. — М., 2009.

5. Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь. Толкования Священного Писания // URL: http://bible.optina.ru (дата обращения: 01.05.2017).

6. Духанин В., свящ. О вере, неверии и нашем выборе // URL: http://www.pravoslavie.ru/80404.html (дата обращения: 01.05.2017).

7. Завершинский Г., прот. Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть: православный взгляд. — М., 2015.

8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/pisma/1_6 (дата обращения: 01.05.2017).

9. Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах: в 2-х т. — Т. 1. — М., 2011.

10. Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. — М., 2016.

11. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М., 2013.

12. Лоргус А., прот. Телесное воскресение: как это будет? // URL: http://www.pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-kak-eto-budet/ (дата обращения: 01.05.2017).

13. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. — Киев, 2016.

14. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается. Духовные беседы. — М., 1997.

15. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание. — Киев, 2015.

17. Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби. — М., 2015.

18. Никон (Воробьев), игум. Как жить сегодня. — М., 2011.

19. Никон (Воробьев), игум. Письма о духовной жизни. — М., 2013.

20. Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. — М., 2014.

21. Никон Оптинский (Беляев), прп. Завещание духовным детям // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinskij/zaveshhanie-dukhovnym-detjam (дата обращения: 01.05.2017).

22. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2000.

23. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. — Т. 2. — М., 2012.

24. Силуянова И. В. Антропология болезни. — М., 2011.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: