Детям о православном кресте: детские лекции и рассказы о кресте и нательном крестике

Конспект занятия в старшей группе «Крест»

Вигурова Надежда Викторовна
Конспект занятия в старшей группе «Крест»

Цель: Ознакомление детей с понятием крест, его значением в жизни православных верующих.

– Дать знания детям о кресте (на храмах, нательный), его значении.

-Познакомить с особенностями праздника «Воздвижение Креста Господня», с обрядом крещения.

– Способствовать проявлению интереса к беседе, участию в ней всех детей.

– Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры: «крест», «батюшка» «крещение», праздник «Воздвижение Креста Господня».

– Развивать память, мышление, познавательный интерес, творческие способности.

– Воспитывать положительные отношение к православной вере и культуре.

– Воспитывать умение слушать друг друга, проявлять положительные эмоции во время общения.

Материал для занятия: иллюстрация храма, иллюстрации Евангелия, Видеоролик «Крещение»,

Ход занятия:

Воспитатель показывает небольшой крест.

– Ребята, что это? (крест)

– Где вы видели кресты? (на церквях, у батюшки на груди, у себя на шее, в автомобиле)

– Правильно, на куполах храмах стоят большие кресты.

Показ иллюстрации храма

– Посмотрите, какие они красивые, как переливаются, блестят на солнце.

Воспитатель читает стихотворение.

Крест над храмом

Над церковью, даже из дальних мест,

Виден большой золоченый крест.

Поднят он так высоко неспроста –

Во славу Господа Иисуса Христа!

Кресты изображают на церковных книгах, это означает Божья книга

Показ иллюстрации Евангелия.

Крест на церкви означает Божий дом. А еще, вы правильно сказали, что крестик у вас есть на груди, это нательный крестик. А кто знает, когда вешают крестик человеку? Да, когда он покрестился. Чаще всего родители крестят еще маленького ребенка. Давайте посмотрим этот обряд, он называется крещение.

Видеоролик «Крещение» (2 мин.)

– Скажите, где происходит Крещение? (в храме) .

– Кто крестит малыша? (батюшка, священник).

Кто еще присутствует на Крещении? (родители малыша, братья и сестры, крестные)

Воспитатель дополняет. Вот эта большая чаша, в которой стоит малыш, называется купель. Как вы думаете, что к ней? (вода). Правильно. Батюшка трижды окунает младенца в воду, читает специальные молитвы вместе с крестными малыша, одевает ему нательный крестик. Рядом, с полотенцем в руках, стоит мама или крестная.

– Как вы думаете, какое чувство они испытывают, глядя на малыша? (радость, любовь.)

Вот так крестили вас, но вы были маленькие, и поэтому не помните, как это происходило.

– А зачем нужен такой обряд, почему люди носят крестик? Видите, кто на нем изображен? (Иисус Христос)

Воспитатель читает стихотворение.

Крест нательный

Крест надевая, знаешь ли ты,

Что крестики носят не для красоты?

На каждом их них – заучи как урок –

Любящий нас и страдающий Бог.

– Когда мы носим крестик, значит Иисус Христос всегда с нами, помогает нам, защищает нас от беды. Мы чтим Господа, следуем его правилам (заповедям, как надо жить, он нам показывает правильный путь.

Хоровод «Я в пути»

Я в пути, Христос впереди. (дети встают друг за другом, правая рука лежит на плече впереди стоящего ребенка)

Всегда и везде (дети кружатся вокруг себя на месте с отведением правой руки перед грудью)

Я верю тебе (дети складываю руки крестом на груди и кланяются)

– Есть такой праздник, осенью, в конце сентября «Воздвижение Креста Господня».

В старину в этот день отмечалось быстрое наступление холодов, окончание уборки. В эту пору рубили капусту и заготавливали её на зиму.

А молодежь собиралась на девичьи вечеринки – капустницы, где девушки готовили для гостей капусту.

Про это время есть такие поговорки:

– Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает.

– Воздвижение – осень зиме навстречу двигает.

– На воздвижение птица в отлет двинулась.

В этот праздник «Воздвижение Креста Господня» выносят на середину церкви крест для поклонения.

О, благодать Креста Господня,

Храни нас, слабых до конца,-

Ты укрепляешь и сегодня

И души наши и сердца.

Изготовление креста в техники пластинографии, используя природный материал для украшения.

В заключении воспитатель может задать вопрос

– Что означает крестик у нас на груди (это вера в Христа, защита от всего плохого)

Конспект занятия в старшей группе «Овощи» Тема: Овощи Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: Образовательные: 1. Повторить названия овощей (морковь, картошка, лук, свекла,.

Конспект открытого занятия в группе ЗПР на тему «Волшебный лес» в старшей группе Конспект открытого занятия в группе зпр на тему “Волшебный лес” в старшей группе Матакова Светлана Александровна МАДОУ д/с «Солнышко г.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: упражнять в ориентировке в пространстве,.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Развитие логического мышления у детей 5 лет. Закрепление материала. Задачи: 1. развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию,.

Конспект занятия по логике в старшей группе ЛОГИКА в СТАРШЕЙ ГРУППЕ Цель: Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по математике в старшей группе Занятие по математике в старшей группе Воспитатель:Петрова М. А. Цель: 1. Учить решать задачи на сообразительность, развитие смекалки. 2.

Конспект занятия по ПДД в старшей группе 1. Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах. Развивать наблюдательность, внимание, способность.

Конспект занятия в старшей группе «Я — человек» Конспект занятия в старшей группе «Я – Человек» Цель: активизировать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной.

Конспект занятия в старшей группе «Масленица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 1 «Тополёк» г. Джанкоя Республики Крым Конспект занятия в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе в подготовительной группе «Дошколятам о спорте» Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГОС): – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие: – речевое.

Беседы с детьми о православном кресте и необходимости носить крестик

Настоящий православный христианин не мыслит своей жизни без ношения нательного креста — символа спасения всего человечества. Это орудие позорной казни у иудеев превратилось в инструмент Божьего заступничества за каждого человека. Традиция носить православный крест на груди идет с самых ранних веков христианства, и немало мучеников отдали свои жизни за право его не снимать.

Читайте также:
Воспитание любви у ребенка к Богу: ответы священников и примеры родителей, советы и рекомендации

Поэтому крест — это великая святыня, которая несет большую духовную силу. Надевают на человека крест сразу после Крещения и предполагается, что он не снимается всю жизнь. Но если взрослые понимают необходимость ношения такой святыни, то как правильно рассказать детям о православном кресте?

О Боге и кресте: доступно для детей

Основная проблема в объяснении детям основ православной веры заключается в том, что наше спасение неразрывно связано со смертью. Христос добровольно умер за нас, вечная жизнь наступит после физической кончины, многие святые умерли страшной мученической смертью — все эти вещи могут быть слишком сложными для детского ума и пугать малыша.

Важно! Для того чтобы ребенок не боялся, нужно преподносить основы веры сообразно с возрастом ребенка.

Совершенно ни к чему с ранних лет расписывать малышу страдания Христа. Начать нужно с того, что Господь нас так возлюбил, что отдал Своего Сына для нашего спасения. Со временем, когда малыш немного подрастет, уже можно приступить к объяснению факта смерти Иисуса Христа.

О христианском воспитании:

Важно понимать самому и попытаться донести до детей, что физическая смерть человеческого тела — это вовсе не конец всего, а, напротив, начало вечной жизни души. Только душа может уйти к Богу, а может уйти к Сатане, и это зависит от того, как человек прожил свою жизнь на земле. Поэтому и учит православие быть добрым, помогать ближним, не мстить врагам — это все приближает нас к Богу.

В зависимости от возраста детей, им нужно рассказывать, что крест — это символ победы Христа над смертью, что теперь смерть для нас не страшна. Конечно, все детки рано или поздно сталкиваются со страхом смерти, они боятся потерять близких, или же погибнуть самим.

Но если сын или дочка с детства возрастают в православии, они будет знать, что есть Бог, который всегда заботится о каждом человеке и хранит его. Православные дети, как правило, намного меньше подвержены тревожным состояниям, а страх смерти у них не выходит за здоровые рамки инстинкта самосохранения.

На детский вопрос «Зачем я ношу на себе распятие?» можно ответить, что эта христианская святыня охраняет нас от зла, а еще напоминает о том, как мы должны жить. Каждому человеку с крестом на груди должно быть стыдно совершать плохие поступки, поскольку это противоречит учению Иисуса Христа.

Совет! Объяснить малышу необходимость ношения нательного крестика невозможно в отрыве от других аспектов православной веры. Поэтому нужно уделять должное внимание православному воспитанию в целом, а не только необходимости носить христианский символ на груди. Нет ничего хуже, если дети будут внешне соблюдать все правила без какого-либо внутреннего наполнения.

Православный интернет-магазин Святцы.Орг — православные кресты.

Практические советы для родителей

Самое главное правило, которое применимо к воспитанию детей в любом вопросе — нельзя ничему научить без личного примера родителей. Странно требовать от ребенка, особенно сознательного возраста, ношение креста, если родители по какой-то причине его не носят. Каждый родитель должен честно ответить себе на вопрос: «Являюсь ли я для своего чада примером достойного христианина?»

Очень хорошо, если благочестивые мамы и папы никогда не снимают с ребенка нательный крестик, надетый при Крещении. Часто можно услышать мнение, что якобы опасно крохе на шею надевать любые веревочки, поскольку они могут задушить малыша. Это все надуманные страхи, и для любого верующего человека намного страшнее оставить ребенка без крестной защиты.

О нательном кресте:

Для того чтобы минимизировать риск удушья, достаточно просто сделать ниточку максимально короткой, чтобы она не болталась и не могла запутаться в игрушках, руках или одежде. Этого вполне достаточно, чтобы обезопасить дитя.

Важно: Не стоит поддаваться на уговоры неверующих родственников об опасности ниточек и веревочек на детской шее. В этом вопросе родители должны проявить твердость.

Часто встает чисто практический вопрос, как не потерять крестик с Крещения, который часто покупают из золота? Конечно, маленькому ребенку совершенно ни к чему одевать дорогой золотой крестик. Для этого можно попросить священника во время таинства Крещения освятить два креста — золотой или серебряный и самый обычный, металлический или деревянный.

Пока ребенок маленький — пускай носит простой, а как подрастет — можно отдать ему на день рождения или другую значимую дату его золотое распятие с Крещения. На что нужно обратить особое внимание — распятие не является амулетом. Ни в коем случае нельзя суеверно относиться к нему как к некому носителю положительной энергии, который сам по себе охраняет человека от злых сил.

Надевая на грудь символ распятия, человек свидетельствует всему миру, что он христианин и во всем полагается на Бога. В том числе и в защите от сил зла он просит помощи не у самого изображения креста, а у Господа, который был на нем распят. Исходя из этого, становится совершенно бессмысленным ношение распятия неверующими людьми.

По мере взросления ребенка, нужно приучать его к благоговейному отношению к распятию. Пусть малыш выучит молитву ко Кресту, целует его на ночь и утром после пробуждения. Также нужно обращать внимание ребенка, что распятие, даже выполненное из драгоценного металла — это не украшение и не стоит носить его поверх одежды, а нужно прятать внутрь. Желательно никогда не снимать креста ни с себя, ни со своих детей.

Если ребенок занимается каким-то контактным видом спорта (например, борьбой), где запрещено надевать цепочки веревочки на шею, то распятие нужно прикрепить к одежде со внутренней стороны. То же правило действует и в отношении больниц или любых других заведений, где просят снять все украшения. Родители или сам ребенок, если уже довольно взрослый, должны твердо сказать, что распятие не является украшением и снимать его никто не будет.

Читайте также:
Грех любостяжания в православии: что значит, опасность и причины греха, последствия и наказания, искупление и победа над грехом

У семей, которые посещают бани и сауны, часто возникает проблема с ношением распятия из металла, который сильно нагревается в парилке и может оставить ожоги. Для таких случаев нужно заранее приобрести деревянные крестики на ниточке или веревочке и надевать в баню именно их. Некоторым людям такая щепетильность может показаться излишней, но, по словам самого Господа, верный в малом будет верный во всем.

Ношение символа христианской веры нельзя назвать чем-то несущественным хотя бы потому что христианская история знает множество примеров мученической смерти за отказ от снятия православного креста (например, воин Евгений Родионов).

Родители, которые плавно и с малых лет приучают ребенка к благоговейному отношению к Христову распятию, делают огромный духовный вклад в развитие своих детей. И пусть многие догматы христианства слишком сложны и непонятны для малышей, но, возрастая в атмосфере веры, они в свое время все усвоят и сделают правильные выводы.

Занятие Крест Христов
план-конспект на тему

Конспекты занятий по Азбуке православной культуры

Скачать:

Вложение Размер
Крест Христов_Занятие 22.89 КБ
Крест Христов_Презентация 1.68 МБ
Крест Христов_Рабочая тетрадь 384.68 КБ

Предварительный просмотр:

Зажечь лампадку. Отметить в журнале, кто причастился.

Сначала проверим домашнее задание.

На прошлом уроке мы говорили о Преподобном Тихоне Калужском. Кто дома читал житие Святого?

Проверим, выполнив следующее задание: я буду показывать фотографии, а вы должны ответить, что на них изображено и как это место связано с жизнью преподобного Тихона Калужского ( Задание 2. предыдущего урока ).

Тема 3. Крестное знамение

( Слайд 1. Вид села ) Перед вами на экране фотография села Льва-Толстое. Рассмотрите ее внимательно. Мы видим какую-то улицу, дома. Что это за здания, кто в них живет, мы не знаем. Но из множества неизвестных зданий можно выделить дом Божий – храм. Все вы его видите на фотографии? Как вы его узнали?

Ответы: Храм более красивый. Над храмом есть купол и крест.

Да, вы правы: ( Слайд 2. Купол ) храм Божий отличается по своему внешнему виду от прочих зданий. Обычно его завершает купол, который символизирует небо. Купол, в свою очередь, венчает глава и крест – зна′мение Христовой победы над смертью ( Слайд 3. Крест ).

Очень давно, еще до Воскресения Христова, люди боялись креста, потому что он напоминал о смертной казни, на которую осуждали самых злых разбойников за совершение тяжких преступлений.

К такой мучительной смерти – распятию на Кресте – был безвинно приговорен Господь Иисус Христос, не совершивший никакого греха. Господь по своей воле пошел на эту смерть, потому что пришел на землю для искупления грехов всех людей и спасения людей от вечной смерти.

Давайте представим и покажем весы добра и зла (греха). ( Вместе с детьми показать руками чаши весов ).

На одну чашу весов соберем все добро на земле. Что можем на нее положить?

Добро – это, когда ты кому-то помогаешь, это радость, счастье и хорошее чувство. Добро нужно всем, без него человек не проживет свою жизнь. Не будет добра – не будет семьи, счастья, друзей. Это все хорошее, что есть в человеке.

Да, чаша с добром потяжелела ( Опустить правую руку, но не до конца ). А что положим на чашу зла, грехов? Поступки, противные закону Божию. Вина перед Господом.

Значит, и чаша зла потяжелела и уже перевесила чашу добра ( Опустить левую руку ниже, чем правую ). Что же может произойти с весами и с землей, наполнившейся злом? Земля и все люди, живущие на ней, могут погибнуть.

И чтобы этого не случилось, чтобы не погибла земля, исполненная злом, чтобы не погибли все живущие на ней, Бог послал в мир самое дорогое – Своего Сына Иисуса Христа, Который, пострадав на Кресте, освободил людей от власти диавола, греха и смерти и примирил нас с Богом.

Поэтому, мы и почитаем Крест, ставший орудием или зна′мением спасения и победы Христа над смертью.

Молитву православных христиан всегда сопровождает великий священный знак Креста , или, по-славянски, кре′стное зна′мение (слово знамение недаром так похоже на слово знамя , и если мы скажем «знамя Креста» – это будет совершенно правильно).

Просмотр фильма (Диск Азбука православной культуры, Глава 5. Текст учебника – стр. 28).

1-я пауза: проговорить еще раз.

2-я пауза: Люди ставят буквы или какой-нибудь иной знак на вещах, которые они хотят отметить как свои. Когда же хотят показать, что вещь посвящена Спасителю, на ней изображают крест. Крест ставится на куполе церкви, на Евангелии и других святых книгах, на церковных одеждах священника.

Каждый христианин носит крестик, полученный при крещении, потому что все мы посвящены Богу. Нательный крест нужно носить всегда, потому что крест защищает нас от всего злого. Берегите его, не снимайте крестик даже тогда, когда вас купают или во время сна.

Крест изображает Распятие Господа Иисуса Христа – это знак не только священный, но великий и страшный. Христос страдал на Кресте за наши грехи и этим указал, что Крест всегда будет помогать нам бороться со злом, грехом и разными бедами. Если бы, полагая на себя знак Креста – кре′стное зна′мение, – люди всегда помнили, в честь чего они это делают, и видели бы перед собою Распятие (как в храме), – никто бы не крестился небрежно и быстро. Кре′стное зна′мение, исполнено великой силы, и верующий человек должен правильно, четко и внимательно употреблять его.

И сейчас мы с вами поучимся, как нужно правильно креститься.

О том, как следует креститься (Евангелие и молитвослов для детей, стр. 145-147).

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро. Только не торопитесь, изображая Крест. Крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются.

Осеняют себя Крестом люди в начале и конце молитвы, при приближении ко всему святому: когда входим или выходим из храма, в самом храме, когда целуем Крест, иконы. Крестятся христиане во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости…

И сейчас, заканчивая урок, мы тоже можем перекреститься: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Аминь.

Прочитать молитву Честному и Животворящему Кресту из домашнего задания.

Можно нарисовать и украсить Крест ( Я иду на урок в Воскресную школу, стр. 41-43, 62-64 ).

Пока будут рисовать, можно прочитать рассказ Сила креста Христова: книга Православный мир, стр. 118.

Начало следующего урока: Зажечь лампадку. Отметить в журнале, кто причастился. Проверить домашнее задание.

На прошлом уроке мы с вами говорили о кре′стном зна′мении .

Кто скажет, почему люди почитают Крест? Крест напоминает нам о распятии и славном воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Иисус Христос пострадал на Кресте, освободил людей от власти диавола, греха и смерти и примирил нас с Богом.

Обращаясь к Богу, мы изображаем на себе крестное знамение – крестимся .

Как мы соединяем три пальца правой руки? ( проверить у всех ) ( Слайд 1. ) Соединение трех пальцев символизирует нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Мы не можем своим умом понять, как Один Бог существует в трех лицах. Но в природе мы можем увидеть единство трех: Храмоведение, стр. 6 (Солнце: круг, свет, тепло. Круговорот воды в природе: вода в жидком состоянии – в реке; вода испаряется, и водяной пар образуется в облако; затем из облака вода возвращается на землю в виде осадков – дождя или снега).

Два прижатых пальца символизируют нашу веру в то, что Сын Божий Иисус Христос имеет два естества – Он есть Бог и человек , и для нашего спасения сошел с неба на землю . ( Слайд 1. )

Еще на прошлом уроке мы с вами говорили, что креститься следует благоговейно, не спеша . Нельзя креститься без необходимости и поспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются.

Все выучили краткую молитву Честному и Животворящему Кресту?

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.

Что означает эта молитва?: Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего (Дарующего жизнь) Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

Когда следует произносить эту молитву? Эту молитву следует произносить, выходя из дома, а так же перед самым сном, поцеловавши крест, носимый на груди, и оградивши себя и постель крестным знамением.

Посмотреть рисунки, которые нарисовали дома. Молодцы, очень хорошо!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

КРЕСТ НАД ХРАМОМ Над церковью, даже из дальних мест, Виден большой золоченый крест. Поднят он так высоко неспроста — Во славу Господа Иисуса Христа!

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ Более 2000 лет назад произошло Рождество Христово . Бог стал Богочеловеком . Родившийся Богочеловек стал именоваться Иисусом Христом. Христиане говорят: « Бог воплотился в человеке ». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек : Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение . Как Бог – Христос творил чудеса (исцелял, воскрешал людей). Как человек – Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал, плакал от потери друзей.

Рождение В ночь Рождества Христова пастухи пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели. Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус .

Земная жизнь Иисуса Христа До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил вместе со Своей Матерью, Девой Марией, в Назарете, в доме Иосифа. Когда Ему минуло 12 лет, Он вместе с родителями отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл в храме три дня, беседуя с книжниками. О других подробностях жизни Спасителя в Назарете ничего не известно, кроме того, что Он помогал Иосифу плотничать. Как человек, Иисус Христос рос и развивался естественным путем, как все люди.

На 30-м году жизни Иисус Христос принял крещение от пророка Иоанна в реке Иордане. Из Евангелия мы узнаем, что после Крещения Господь Иисус Христос удалился в пустыню. Там Он в уединении, молитве и посте подготавливался выйти к людям с проповедью Евангелия. Сорок дней и сорок ночей ничего Он не ел и не пил, а под конец почувствовал сильный голод, очень захотел есть.

Тогда приступил ко Христу диавол и сказал: Преврати эти камни в хлеб и насытишься . Спаситель сказал ему в ответ: Не одним хлебом жив человек, но Божественным учением .

Тогда сатана поставил Иисуса на крыше храма и сказал: Ты называешь себя Сыном Бога. Прыгни вниз и, как сказано в писании, ангелы подхватят Тебя, и Ты не разобьешься . Но Иисус Христос ответил ему: не искушай Господа Бога Твоего (то есть, где не нужно, не требуй чудес и не ожидай их).

Третий раз сатана поставил Господа на вершине горы и, показывая все царства мира, стал говорить, что будто бы всё принадлежит ему и что всякому, кто поклониться ему, он дает власть над миром. Господь ответил: В писании сказано, что кланяться можно лишь одному Богу . И тогда побежденный сатана отошел. А ко Христу приступили ангелы для служения.

Предательство Христа Иисуса Христа распяли из-за того, что люди, которые не верили в Бога, обвинили Его в том, что Он хочет произвести переворот и стать царём. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел в мир человеческой смерти. Смерть нужна была Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Люди умирали и до Христа, и после Него. До Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же, человек, который преступил порог смерти, встретит за ним не пустоту – а любовь Христа (радостное бессмертие – Царство Небесное).

Крестик Мне сказал сегодня врач: — Крест сними с себя и спрячь. Я тебя прослушаю. А я его не слушаю! Не переча, не грубя, Не снимаю крест с себя. Не расстанусь я с Христом. Можно слушать и с крестом!

Предварительный просмотр:

Тема 3. Крестное знамение

Крест напоминает нам о распятии и славном воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

Каждый христианин носит крестик, полученный при крещении, потому что все мы посвящены Богу. Нательный крест нужно носить всегда, потому что крест защищает нас от всего злого.

Обращаясь к Богу, мы изображаем на себе крестное знамение – крестимся. Три пальца правой руки соединяем вместе в знак того, что Бог Един в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух.

Креститься надо при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…»

Креститься следует благоговейно, не спеша. Нельзя креститься без необходимости и поспешно.

1. Проверь по рисунку, правильно ли ты, крестясь, складываешь три первые пальца правой руки вместе.

2. Выучи краткую молитву Честному и Животворящему Кресту:

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.

Это означает: Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего (Дарующего жизнь) Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

Эту молитву следует произносить выходя из дома, а так же перед самым сном, поцеловавши крест, носимый на груди, и оградивши себя и постель крестным знамением.

3. Нарисуй Крест и укрась его цветами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по ОПК на тему: “Нагорная проповедь Иисуса Христа”

Разработка занятия и презентация на тему: “Нагорная проповедь Иисуса Христа”.Раскрывает смысл первого публичного выступления Иисуса с изложением основ христианского вероучения.

Методическая разработка занятие по программе «Вологодское кружево» – вышивка крестом.

Методическая разработка занятия “Вышивка крестом” предназначена для учащихся, педагогов дополнительного образования и учителей технологии. в данной разработка дана история выставка, использование мате.

Факультативное занятие “Решение задач по химии с применением правила креста”

Данное факультативное занятие можно использовать как для учащихся 11 классов, так и для учащихся 9 классов. На занятии учащиеся знакомятся с решением задач на смеси по правилу креста (“конвета Пирсона.

Конспект занятия кружка “Вышивка крестом” “Уход за вышитыми изделиями”

Тема: «Уход за вышитыми изделиями». Цели: повторить технику вышивки крестом, правила закрепления нити в начале и конце работы, последовательность вышивки разных частей картины, познакомить учащих.

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия: «Счётные швы. Шов крест простой по горизонтали»

Цели и задачи:1. Рассказать о применении и выполнении шва крест простой.2. Учить детей вышивать швом крест простой по горизонтали.3. Воспитывать у учащихся аккуратное и бережное отношение к инструмент.

Методическая разработка открытого занятия “Болгарский крест”

В данной методической разработке представленно: цель, задачи, подробный ход занятия.

Конспект учебного занятия по ОПК в 7 классе “Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа”

Цель данного занятия: Сформировать у обучающихся понятия жизни как высшейнравственной ценности.Планируемые результаты:- Осознать значение образа Пресвятой Богородицы в православной культуре;- Уст.

Отдел I. Первые уроки с неграмотными

§ 1. Урок первый. Что значит ходить в школу?

Законоучитель сам читает молитву пред учением; а дети молятся с ним вместе. После молитвы Законоучитель исправляет перстосложение для крестного знамения у детей, пока не объясняя его значения.

Законоучитель. Дети! вы теперь поступили в школу. Зачем?

Ученик. Затем, чтобы выучиться грамоте, т. е. читать-писать.

Законоучитель. Только за этим?

Законоучитель. И за тем еще, чтобы вам быть умнее, добрее и дельнее неграмотных; чтобы правильнее вам знать и любить Бога и ближних. Повтори, что я сейчас сказал.

Законоучитель. Так что же требуется от вас в школе прежде всего?

Ученик. Молитва к Богу, потом постоянное послушание начальникам и наставникам, дружба с товарищами и прилежание в ученье.

Законоучитель. И так как же вы должны жить друг с другом?

Ученик. Мы должны друг другу помогать, услуживать, никогда не насмехаться над другим, над его ошибками, слабостями, не осуждать, не обижать товарища, а тем более

все знает, за добро награждает, за зло, за леность наказывает. Поэтому подходи к церкви тихо, скромно, перекрестись и лишь только войдешь в церковь поклонись до земли и скажи: «Господи помилуй меня. Боже, будь добр ко мне грешному.»

Затем иди далее по церкви тихо, не стучи сапогами, не беги по церкви; не рассматривай людей по сторонам, а становись на свое место и всю службу стой, слушай, что читают и поют; молись и крестись тогда, когда батюшка-священник или о. диакон крестятся; и всегда при этом в душе говори или Господи помилуй, или подай Господи. Вообще же крестись и поклоняйся пред Святыми Иконами тогда, когда слышишь в церкви возвания в роде следующих: подай, помилуй, спаси, услыши, помози, моли Бога о нас.

В церкви старайся не разговаривать, тем более не смеяться с другими богомольцами. И по окончании службы также не разговаривая тихо и осторожно, не толкаясь, выходи из церкви, благодари Бога за то, что Он тебя удостоил с приятностию, с радостию простоять в церкви при Богослужении.

Законоучитель. Кто мне повторит: как вам нужно входить в церковь и держать себя в ней во время Богослужения?

Ученики, понявшие урок, встают и по очереди повторяют.

Когда уже все усвоят сообщенное, тогда законоучитель может прибавить еще следующие вопросы:

Законоучитель. А если кто из ваших товарищей будет стоять в церкви дурно и из вас кто-либо заметит это, что вы должны сделать?

Ученик. Я должен подойти к нему и попросить его по-братски о том, чтобы он стоял скромнее, не вертелся, не смеялся, не разговаривал.

Законоучитель. А если он не послушает тебя?

Ученик. Тогда я вместе с другим хорошим товарищем буду уговаривать его о том же.

Законоучитель. А если и вас двоих не послушает, тогда что?

Ученик. Тогда я вынужден буду при случае сказать его родственникам, а вам, батюшка, непременно. Но это я изъясню вам не в осуждение его, не по гордости своей над ним, а для нашей, общей, школьной чести. Ведь, красиво, если все мы ученики одной школы будем держать себя везде скромно и почтительно.

Законоучитель. Да, дети, благоразумно будет с вашей стороны заботиться друг о друге и о чести нашей школы.

Повторите же, что вы должны делать, видя неприличное поведение товарища в церкви?

§ 4. Урок четвертый. О благоговении к часовням, к святым иконам, к крестным ходам, к погребальным шествиям и о
почтении к покойникам

Законоучитель. Дети! когда вы проходите мимо часовни или святой иконы на улице, или мимо крестного хода и проносимого на кладбище покойника, что вы должны тогда делать?

Ученик. Тогда непременно нужно снять шапку и перекреститься.

Законоучитель. И только? А нужно что-нибудь сказать при крестном знамении?

Законоучитель. Пред часовнею или крестным ходом нужно про себя говорить хоть краткую молитву: «Господи помилуй нас». Или: «благодарим Тебя, Господи, за все милости к нам». Пред иконою Божией Матери нужно сказать: «Пресвятая Богородица! спаси нас». Пред иконою угодника Божия говорите: «Святый Угодниче Божий N моли Бога о нас».

При проходе мимо покойника, которого несут напр. на кладбище, нужно снять шапку, перекреститься и сказать: Господи! прости грехи усопшему или усопшей. Дай ему или ей царство Твое небесное.

Законоучитель. Повтори же Ν, что я сейчас сказал вам об уважении к часовне, к Св. Иконам и к покойникам? Что нужно делать и говорить во время крестного знамения? Пред Святыми Иконами, какие молитвы произносить вам, пока вы неграмотны? А какую молитву нужно говорить при виде покойника, сопровождаемого на кладбище?

Ученик. Батюшка-Священник именем Святой Троицы, т. е. Бога, Отца и Сына и Святого Духа, благословляет на все доброе.

§ 6. Урок шестой. О крестном знамении

Законоучитель. Дети! я замечаю, что вы любите креститься при выходе на улицу поутру в школу, при начале урока или при чтении книжки или при проходе мимо церкви Божией или при входе в дом.

Хорошо вы делаете, дети, что так себя ограждаете крестом. Послушайте, я вам растолкую: что значит крестное знамение? Зачем складывают три пальца правой руки? Зачем творят на молитве движение руки крестообразно на лоб, грудь и на плечи? и какую силу имеет крестное знамение против грехов и нечистой вражьей силы?

Законоучитель. Зачем мы складываем три пальца для крестного знамения?

Ученик. В знак того, что мы веруем в Святую Троицу.

Законоучитель. Что значит св. Троица?

Ученик. Это три Лица в Боге едином.

Ученик. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый.

Законоучитель. Так сколько же у нас Богов?

Ученик. Бог один, но в Нем три Лица.

Законоучитель. Кто же выше и важнее: Бог ли Отец, или Бог Сын или Дух Святый?

Ученик. Все они равны между собою.

Законоучитель. А что ты знаешь о Боге?

Ученик. Я слыхал, что Бог есть Дух. Он везде, Он все видит, все знает и хорошее в нас и худое. Он за добро награждает, а за зло наказывает. Он все может сделать, Он предобрый. Он всегда был, есть и будет.

Законоучитель. Так, дети, и того, что сказал ваш товарищ о Боге, с вас пока достаточно.

Законоучитель. Зачем мы, когда молимся, то руками делаем знамение крестообразно на лоб, потом на грудь, на правое и на левое плечо?

Ученик. В благодарную память о том, что чрез крест Христов мы получили спасение и чрез веру во Христа и чрез добрые дела мы стали детьми Божиими и наследниками царства Небесного,

Законоучитель. Какую силу имеет крестное знамение?

Законоучитель. Крестное знамение, нами творимое с молитвою, страшно нечистым духам, и радостно доброму нашему Ангелу Хранителю; оно образумляет нас в минуты греховных помыслов.

Ученик. Так, значит, его нужно чаще творить на себе?

Законоучитель. Да, пожалуйста, не забывайте ограждать себя крестом при входе в дом, при выходе, пред началом всякого доброго дела, пред вкушением пищи и после того.

Но при этом всегда имейте в уме надлежащую хоть краткую молитву. Напр. Господи благослови. Слава Тебе, Господи. Благодарю Тебя, Боже, что Ты дал мне сегодня пищу и доброе здоровье.

Но, дети, запомните: никогда не делайте крестного знамения небрежно, как попало, торопясь или рассеянно. Это – большой грех. Лучше не часто и в церкви креститься, да только с сознанием и молитвою.

Законоучитель. N. повтори, что я сегодня сказал о крестном знамении. А вы, дети, слушайте его и поправляйте.

При этом законоучитель предлагает вопросы, по возможности краткие, но точные.

§ 7. Урок седьмой. О храме и его принадлежностях

Законоучитель. Дети, вы любите ходить в церковь и стоите, как мною научены, смирно и крестное знамение творите хорошо.

В самом же антиминсе находится частица Святых Мощей.

На этом-то антиминсе и служат обедню, и без него нельзя служить обедни.

Законоучитель. Повторите же, что такое антиминс?

Ученики более внимательные повторяют; а менее толковитые затрудняются. Тогда еще и не раз слово: – антиминс объясняется с указанием на картине.

Законоучитель. А что называется дарохранительницею?

Ученик. Сосуд на престоле.

Законоучитель. Что же он хранит?

Ученик. Он хранит Святые дары для причащения больных по домам в очищение грехов и для спасения души.

Законоучитель. Да, так. Теперь вы узнали, что находится в алтаре против царских дверей. А что стоит на левой стороне алтаря?

Ученик. Другой стол, который называется жертвенником.

Законоучитель. Отчего он называется так, и что на нем совершается?

Ученик. Оттого жертвенником называется, что во время обедни к нему приносят разные священные пожертвования на храм, на Богослужение, на бедных в приходе и еще возносятся молитвы как жертвы пред Богом о живых и умерших. При этом из принесенных просфор вынимаются частицы в память и в Освящение воспоминаемых душ.

Законоучитель. Что еще вы видите в алтаре?

Ученик. За Святым престолом стоит Святый крест Спасителя нашего, распятого за наши грехи. А на стене или у стены за престолом изображается Господь Вседержитель, Творец неба и земли или Спаситель сидящий на престоле – как Владыка всего мира.

Законоучитель. Что изображает алтарь?

Ученик. Небо, рай.

Законоучитель. Кто может входить в алтарь?

Ученик. Только лице священное или служащее при алтаре, напр. псаломщик или церковнослужитель; последние с особенного благословения Архиерейского. Да и эти лица при входе в алтарь всегда должны пред престолом Божиим, как бы пред Самим Богом сотворить земное поклонение с молитвою о своем недостоинстве.

Законоучитель. А кто может касаться престола?

Ученик. Только Архиерей, Священник и Диакон.

Законоучитель. Значит, не всякий должен входить в алтарь?

Ученик. Да, не всякий. Да мирянину во время Богослужения незачем там и быть. Молиться-то ему можно и должно посреди церкви или на клиросе, если он умеет петь и читать.

Законоучитель. А зачем алтарь устрояется обыкновенно выше, чем где стоят миряне Богомольцы?

Ученик. Затем, чтобы лучше было видеть богомольцам то, что в алтаре происходит, а также и за тем, что алтарь напоминает нам о небе, о Царстве Небесном.

§ 8. Урок восьмой. Об Иконостасе

Законоучитель. Как называется стена со святыми иконами, отделяющая алтарь от храма, где стоят миряне?

Законоучитель. Повторите все это слово за мною протяжно: И-ко-но-стас.

Законоучитель. Что такое Икона?

Ученик. Это изображение святого лица: Господа Бога Иисуса Христа или Матери Божией и Угодников Божиих.

Законоучитель. Зачем ставятся Св. иконы пред глазами всех молящихся?

Ученик. Затем, чтобы люди, смотря на Святые иконы и вспоминая, что делал для нас Господь или как жили Богородица и Божии угодники, прославляли и благодарили Бога и старались сами подражать Святым.

Законоучитель. Да, дети, для людей неграмотных Святый Иконостас есть как бы книга с лицами, а не с буквами. Ее может понимать всякий, кому только немного растолкуешь ее.

Законоучитель. Когда мы молимся, глядя на Святые иконы, и целуем их, то кому мы кланяемся и кого целуем?

Ученик. Мы чтим не серебро на иконе, кланяемся не дереву или краскам, а лицу Святого, изображенному красками.

Законоучитель. А одинаковое ли мы отдаем поклонение Богу, изображенному на иконе и Святому – напр. Николаю угоднику Божию.

Ученик. Нет, не одинаковое. Мы Бога прославляем выше всех и отдаем Ему божеское почитание. А угодники Божии – это слуги Божии, Мы их просим, чтобы они умоляли за нас Самого Господа; так что если Святые помогают нам, то они помогают по своей молитве пред Богом и по воле Божией.

Законоучитель. Кого вы знаете по имени из лиц изображенных в иконостасе?

Ученик. Божию Матерь и Спасителя.

Законоучитель. А как Матерь Божию зовут?

Ученик. Пресвятая Дева Мария, дочь праведных евреев Иоакима и Анны.

Законоучитель. А как величают Спасителя?

Ученик. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, второе Лице Святой Троицы.

Другой ученик. А я узнал Николая Чудотворца.

Законоучитель. Кто такой Николай Чудотворец?

Ученик. Великий угодник Божий, Сильный пред Богом, предобрый. Он был Архиереем, бедных любил и им помогал: часто невинно страдавших защищал пред судьями.

Законоучитель. Так вот, дети, когда придете в церковь, становитесь ближе к иконостасу за решеткою, где стоит на рисунке второй мужчина на правой стороне. Здесь вам маленьким все видно, вы никому не мешаете, и смотря на Святые иконы молитесь усердию, чтобы Святые угодники помолились за вас, за Царя и родных ваших и за всех людей пред Богом, чтобы Сам Бог дал вам быть умницами, добрыми, послушными, терпеливыми и здоровыми.

§ 9. Урок девятый. О солее, о клиросах, о пении общественном и о хоругвях

Законоучитель. Дети! Вы видите, что пред алтарем и под всем алтарем пол устроен выше, чем там, где стоят обыкновенно богомольцы. Как называется все это место с алтаря до решетки?

Законоучитель. Говорите все за мною: Со-ле-я.

Законоучитель. Что устрояется на солее?

Ученик, Клиросы, где читают и поют.

Законоучитель. Кто читает и поет?

Ученик. Псаломщики, церковнослужители, а иногда и миряне; поют певчие и из мирян.

Законоучитель. Да, дети. Прежде все христиане и христианки в церкви умели петь и пели церковные песни. Тогда было особенно радостно молиться и стоять в церкви. Но после, когда число молитв умножилось, верующие миряне не все стали принимать участие в пении, тогда стали петь и читать избранные из мирян чтецы и певцы.

Ученик. А ведь хорошо было бы, если бы и теперь стали все складно петь в церкви?

Законоучитель. Да, действительно, хорошо. Поэтому теперь и заботятся в народных школах о церковном пении. И вы дети с охотою учитесь пению. Выучите церковные песни, станете ходить па клирос себе на утешение, родителям на радость, и всем богомольцам на пользу и в назидание. А после вам будет скучно, если иной праздник вы не сходите в церковь помолиться и попеть.

Итак, будете ль учиться пению прилежно?

Ученики. Будем, будем.

Законоучитель. А что стоит около клироса?

Ученик. Хоругви, как знамена, знаки победы Христовой Церкви над врагом спасения нашего, т. е. над диаволом и его слугами, гонителями истинных христиан.

§ 10. Урок десятый. Начальные правила христианской жизни

1) Веруй в Бога и люби его всей душой. Лк.10:27 .

2) Люби ближнего, как самого себя. Лк.10:27 .

3) Почитай родителей, начальников и старших.

4) Не делай другому того, чего себе не желаешь. Деян.16 глава, 29 ст., Mф.7:12.

5) Не суди, да не будешь и сам осужден. Мф.7:1 .

6) В какую меру меришь другому, в такую и тебе отмерится. Кто копает яму другому, сам попадет в нее.

7) Дорожи временем. Еф.5:16 .

8) Будь осторожен на слова. За всякое слово пустое дашь ответ Богу. Еф.4 гл. 29 ст.

9) Каждый честно трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающемуся. Еф.5:28 .

Законоучитель. Теперь, дети, повторите, кто из вас какое правило запомнил?

Ученики каждый отдельно повторяет.

Законоучитель. Дети, эти правила в конце каждого класса я буду спрашивать кого-либо из вас, чтобы он вслух всех повторил их. Этими правилами вам нужно руководиться в жизни постоянно и в школе и дома. Вырастете большими, будете жить своим трудом; все эти правила и нужно исполнять. И тогда вы будете добрыми христианами и хорошими людьми в обществе на службе.

Источник: Начальное обучение православной вере / Соч. свящ. Спасобочар. Тихв. церкви, в С.-Петербурге, близ Литейного Моста, на Выборг. стороне, Василия Михайловского. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург : тип. В. Безобразова и комп., 1876. – [2], II, 88 с. : ил.

Вам может быть интересно:

  1. Обозрение употребительнейших церковных молитв – епископ Виссарион (Нечаев)
  2. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи – профессор Иван Степанович Якимов
  3. О говении – протоиерей Григорий Дебольский
  4. Наставление в Законе Божием – протоиерей Аполлоний Темномеров
  5. Собрание слов и размышлений – епископ Вениамин (Платонов)
  6. Жизнь и учение Христа. Часть 1 – Михаил Михайлович Тареев
  7. Уроки по “Пространному христианскому катехизису Православной Кафолической Восточной Церкви”. Книга 1 – протоиерей Георгий Титов
  8. Кафедра дидактики нужна ли при духовных академиях? – профессор Иван Дмитриевич Андреев
  9. Изложение учения православной кафолической Церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских церквей – священник Владимир Гетте
  10. Крещение Господне – епископ Александр (Светлаков)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Детям о православном кресте: детские лекции и рассказы о кресте и нательном крестике

Конспект занятия для малышей, 4.03.2018 г.

Одна из ближайших седмиц Великого поста носит название КРЕСТОПОКЛОННОЙ

Примерные вопросы, по которым ведется беседа, сопровождаемая демонстрацией слайдов.

1. Почему символом христианства является именно Крест, а не круг, или квадрат?

СЛАЙД «РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС»

Крест – главный знак христианства, знамение нашего спасения. Господь наш Иисус Христос из любви к людям сошел с неба на землю и принял страдания как обыкновенный человек, чтобы люди спаслись. Господь был распят, умер на Кресте и в третий день воскрес. Страданием и смертью на Кресте Спаситель сделал крест орудием победы над смертью и грехом, указал, что крест всегда будет помогать нам бороться со злом, грехом и разными бедами. Крест сопровождает христианина на протяжении всей жизни.

Обращаясь к Спасителю, можно читать короткую, но важную молитву: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Православный крест – восьмиконечный. Расскажем детям о Кресте Господнем, посчитаем концы Креста. Объясним, почему нижняя перекладина расположена наклонно.

2. Если ты видишь на каком-либо предмете крест, то что это за предмет?

СЛАЙД с изображением куполов с крестами, молитвослова или Библии

Крест устанавливается на храмах, как бы соединяя небо и землю, призывая весь мир к духовной высоте.

Крест изображается на обложке Евангелия и других святых книг.

СЛАЙД с фотографиями священника и диакона в облачении.

Крест изображается на церковных одеждах священников. Подумайте и скажите, на каком фото священник, на каком диакон? Почему? (Можно упомянуть названия элементов облачения священнослужителей: епитрахиль, поручи, орарь. Также предложить детям рассмотреть одежду священника, когда после Литургии они будут подходить ко Кресту.)

СЛАЙД с изображением напрестольного креста, фото кадила.

На этих священных предметах тоже изображается крест.

СЛАЙД «НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ»

Изображая и нося крест, люди хотят показать, что посвящают себя или творение рук своих Спасителю. Чтобы выразить нашу веру в Христа Спасителя, каждый христианин постоянно носит у самого сердца, пряча под одеждой, крестик, полученный при крещении.

Святая Церковь называет крест «древом жизни», «радостью мира», «оружием непобедимым».

Постарайтесь никогда не расставаться с нательным крестиком. Если вдруг вам станет страшно, тревожно, достаньте свой нательный крестик, горячо поцелуйте его, вспомните и произнесите слова, написанные с обратной стороны крестика: «Господи, спаси и сохрани». И ничего не бойтесь!

3) Крестное знамение

СЛАЙД « Ребенок крестится, глядя на своих родителей»

Слово «знамение» похоже на слово «знамя». И если мы скажем «знамя креста», это будет совершенно правильно. Когда мы осеняем себя крестным знамением, крестимся, то три пальца правой руки соединяем вместе в знак того, что веруем в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Тремя сложенными пальцами мы прикасаемся сначала ко лбу, потом – к груди, к правому и левому плечу и, опустив руку, кланяемся. Осеняя себя крестом, мы показываем, что хотим принадлежать Спасителю и служить Ему.

Смотрите, как внимательно малыш наблюдает за своими родителями. Потому и вы, когда станете взрослыми и Бог даст вам своих детишек, старайтесь учить их всему доброму. (Упомянем об аккуратном наложении на себя крестного знамения.)

4) Несение своего креста

СЛАЙД с изображением Христа, несущего свой крест.

Слова «нести свой крест» означают выполнять свои обязанности, нести труды, которые тебе посланы, делать то, что необходимо. Слова «труд», «труды» похожи на слово «трудно». Сама жизнь – это труд. Поэтому нести свой крест нелегко. Но мы должны себя готовить к труду жизни, должны привыкать трудиться, преодолевать трудности и молиться: Господь всегда рядом с тем, кто берет на себя крест.

Жизнь предлагает нам разные труды: труд земледельца, труд строителя, труд учителя, труд мамы, труд отца. У каждого свои труды и свой крест. У ученика – тоже свой труд. Нужно относиться бережно и к трудам другого человека: по возможности, помогать ему нести его крест и молиться о ближнем.

Нам надо стараться быть внимательнее и замечать, когда в нас, в нашей помощи нуждаются, откликаться на эту нужду; учиться быть благодарными за то, что наши родители, воспитатели, учителя научили нас тому, что мы теперь можем сделать для других; быть благодарными Богу за то, что Он посылает нам крест, дает силы его нести и помогать другим в их трудах.

Каждому ребенку дается распечатанное на картоне изображение восьмиконечного креста. Дети украшают его по своему усмотрению с помощью пластилина.

Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова

Детям о православном кресте: детские лекции и рассказы о кресте и нательном крестике

1.1 Развитие представлений детей о Крестопоклонной неделе, о распятии Господа, о Кресте Господнем.

1.2 Обогащение представлений о жизни Христа на земле.

1.3 Развитие познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.

1.4 Развитие умения отвечать на вопросы педагога.

1.5 Обогащение словаря: Лестница Великого поста, Крестопоклонная неделя, Страстная неделя, Распятие Господа.

1.6 Активация словаря: Матерь Божья, апостол Иоанн, Крест.

2. Структура:

2.1 Лестница Великого поста.

2.2 Вынос Креста в Крестопоклонную неделю.

2.3 Рассказ о Кресте. Распятие Господа. Победа над смертью.

3 Материал:

Раздаточный материал для игры.

1. Начало встречи: Молитва перед учением Царю Небесный.

Лествица Великого поста.

Третье воскресение Великого поста и следующая за ней неделя называется Крестопоклонными.

Обводим неделю на рабочем листе.

Ответ – фрагмент богослужения

Почему неделя называется Крестопоклонной? На какое действо указывает нам название недели?

Ответ – формула «четыредесятница = 4х10»

Эта неделя является срединной неделей Святой четыредесятницы. Какое время называется четыредесятницей и почему? (Великий пост, потому что он длится сорок дней, т.е. четыре раза по десять дней).

В синаксаре Постной Триоди говорится: Святые отцы благоволили установить в середине поста почитание и поклонение кресту – вынос его в церкви для нашего поклонения.

Поклонный крест на сопке в Кандалакше

В свете того, что означает крест, лучше понимается смысл поста.

Сам пост при этом уподобляется пути. Постящиеся – это путники, следующие по дороге изможденные жарой и жаждущие прохлады, и крест становится для ним древом, принесшим усладу.

Крест для идущих путем поста становится утверждением подвига поста, служащий нам для обретения новых сил.

Задание на рабочем листе: Лабиринт «Путь к храму»

Фото крест на аналое.

Завтра во всех православных храмах в центре на аналое будет лежать крест.

Видео: верующие, поклоняющиеся кресту.

Все верующие будут иметь возможность подойти и поклониться этой святыне.

В течение всей седмицы износится крест на середину храма и верующие поклоняются живоносному древу, лобызают крест Христов и вспоминают о страданиях Христа.

Поведенческий тренинг: «Как правильно поклониться кресту»

Текст : «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Фонограмма молитвы

Верующие будут петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Фотография Креста Господня.

Крест Господен для каждого христианина – великая святыня.

Почему именно крест так важен для христианина? Что за таинственная сила заключена в нем?

Репродукция картины «Адам и Ева»

Чтобы ответит на эти вопросы нам необходимо вспомнить самое начало истории человечества. Как звали первых людей, которых сотворил Господь? (Адам и Ева).

Ответ: фотография картин, изображающих рай.

Где жили первые люди, после их сотворения? (Господь сотворил Адама и Еву и поселил их в раю.)

Все там дышало любовью и красотою. Все там были счастливы, но люди нарушили заповедь, данную им Богом.

Ответ: Репродукция картины с запретным деревом и змеем-искусителем.

Какую заповедь нарушили люди? ( Не есть плодов с запретного дерева.) И тогда зло вошло в мир. И повредилась природа человека, он стал смертным.

Репродукция «Изгнание из рая»

Репродукция «Двери рая»

Больше он не мог жить в раю, потому что отпал от Бога. Его приютом стала грешная земля, где он принужден терпеть голод и холод, болезни и беды. Отпав от Бога, он стал находиться под властью лукавого, он как бы попал в тюрьму, двери которой были наглухо заперты. Горько сожалел человек о потерянном рае. Он хотел вернуться, но не мог найти дорогу обратно. Он не мог открыть запертые двери, он совсем заблудился.

Но и Господь не мог спокойно смотреть на несчастных, ведь Он сам создал их и любил всем сердцем. Тогда Он решил спасти заблудших и указать им дорогу в отчий дом.

«Рождество Иисуса Христа»

И Он послал к ним Своего Сына. Иисус Христос родился на земле, чтобы спасти людей.

«Иисус Христос»

Разбойники на кресте.

Он пришел восстановить поврежденную человеческую природу, чтобы люди снова могли жить в раю. Только сделать это оказалось очень непросто. Чтобы освободить человека от власти дьявола, восстановить человеческую природу, Христос совершает величайший подвиг. Он берет на Себя все грехи человечества и принимает страшную смерть на кресте. Во времена земной жизни Иисуса Христа, люди содрогались от ужаса при слове «крест», поскольку это была самая страшная и мучительная смерть.

«Иисус Христос в Гефсиманском саду»

Он молится в Гефсиманском саду накануне Своих страданий и видит Своим духом, как приближается к Нему толпа с оружием, возглавляемая Его учеником, предателем Иудой, с тем, чтобы схватить Его и предать этой казни. Он содрогается от мысли о предстоящих страданиях, все человечество Его противится этому, потому что Он единственный из всех людей, живших на земле не был достоин смерти. Она была для Него противоестественна, потому что рожден Он был без греха, не имел в себе первородного греха, как имеем все мы, получая его по рождению. Поэтому Он так усердно молился в Гефсиманском саду, приводя Свою человеческую волю в согласие с волей Божественной, потому что так надлежало исполнить всякую правду.

«Иисус Христос в Гефсиманском саду»

Фонограмма «Псалом 107»

http://www.youtube.com/watch?v=2FIMlgvnfYQ

Христос знал, какие муки Ему придется вынести, и говорит об этом словами пророка Давида: «Готово сердце мое, Господи, готово сердце мое». Это было предельное напряжение человеческих сил, после которого Он стал обладать абсолютным спокойствием.

Репродукция «Распятие»

На самом деле, казни на кресте заслуживало все человечество, за свою греховную, богоборческую жизнь. Христос, заступившись за всех нас, понес это наказание на себе. Он был распят, испытал боль и муки, но совершил чудо: освободил человеческую природу от порабощения лукавыми демонами.

Икона «Христос, попирающий сломанные двери ада»

Он отворил для человека двери темницы и сказал: «Теперь вы свободны, теперь вы сами можете выбирать: идти со Мною или оставаться в тюрьме».

Изображение креста

Поэтому крест – орудие мучительной казни Христа, стал для всех христиан – символом освобождения. Символом победы добра над злом. Крест стал светом, сияющим в ночи заблудившемуся путнику. Крест Господень победил козни лукавого, тот оказался бессилен перед Богом. Вот почему бесы так боятся и трепещут креста.

Изображение распятия

Для нас же крест – спасение. Он – величайшая святыня, наша надежда и наша вера. Через него мы можем теперь найти дорогу к Богу, в Царство Небесное. Этот обратный путь к потерянному раю непрост: на нем нас ждут испытания, камни и овраги, непроходимые чащи и болота, но мы с вами не одни, впереди, как путеводная звезда, нам светит Господень Крест. Навстречу нам с любовью протянуты руки Христа.

Иисус Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною – отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Что означает: «Взять свой крест?» (Это образное выражение. Оно означает, что наша жизнь сопряжена не только с радостью, но и исполнена скорби.

Поведенческий круг и рабочий лист. Круговой опрос:

1)Назови, по поводу чего можно радоваться?

2) Назови, по поводу чего человек скорбит?

Работа с рабочим листом:

Задание: зарисуй или запиши, то что ты считаешь «радостью» в своей жизни (+) и «скорбью) в (-).

Обвести все содержимое таблицы в сердечко и украсить его.

Христос учит нас своим примером, что жизнь человека в этом мире сопряжена со скорбью, со страданием. «Возьми свой крест», т.е. прими страдания, которые случаются в твоей жизни как должные, неси их с терпением и не впадай в уныние и отчаяние. Принимай и радости и скорби в жизни, как исполнение Промысла Божия. Отдай свою волю в руки Божия.)

Ответ: Картина битва Константина Великого.

Мы чтим крест, как знамение победы. Кому являлся крест, как знамение победы? (Константину Великому). Какие слова при этом услышал император Константин? («Сим победиши»).

Ответ: распятие.

Можно ли сказать, что христиане прославляют все кресты?

(Мы прославляем крест Христов, тот крест, по которому текла Его святая Кровь.)

Коллаж «Нательный крест, маковки церквей, крестящийся человек, кресты в храме».

Где мы с вами можем увидеть крест?

1) Когда мы принимаем крещение в церкви, священник надевает на нас нательный крестик.

Почему нужно носить нательный крестик?

В знак благодарности, в знак того, что мы помним о подвиге Спасителя и он нам бесконечно дорог, мы носим нательный крестик на себе, напротив своего сердца, средоточия нашей души. И носим не только как символ, но как действенное, непобедимое оружие в борьбе со злом. Защищая свою душу, нося перед собой крест, перед своим сердцем и защищая вход в него, крестом, на котором изображен распятый Сын Божий. Поэтому важно не снимать этот крест никогда, не забывать какую святыню мы на своей груди носим, и быть достойными того звания, которым мы именуемся, нося на себе не просто крест, но именуясь именем нашего Бога, именуясь христианами.

2) На каждой маковке, на каждой главе храма находиться именно распятие, именно крест Христов.

3) Когда мы молимся, мы налагаем на себя крестное знамение, изображение креста.

Ангелы и крест

Крестное знамение

Маковки церквей.

Почему о кресте говорят, что он – 1) хранитель всея вселенной, 2) ангелов слава, 3)демонов язва и 4)церкви украшение?

Крест – это средоточие всего Евангелия, всей Священной истории, здесь сошелся Ветхий и Новый Завет и началась новая жизнь для человека. Нам важно помнить об этом подвиге Спасителя, помнить, что именно крест венчает главы наших храмов, говоря нам о том, какой дорогой ценой куплена наша свобода, наше счастье, наше бессмертие.

При виде крестного знамения бесы трепещут и исчезают как дым, так говорится в одной из молитв Господу.

На каждой маковке, на каждой главе храма находиться именно распятие, именно крест Христов.

Игровая деятельность.

Подвижная игра «Золотые ворота» на выходе в рекреацию.

Все дети встают парами. Последняя пара идет под воротцами. Текст: «Золотые ворота, проходите, господа. Первый раз – прощается, второй раз – запрещается, а на третий раз – не пропустим вас. Хлеб, соль, вода – закрываем ворота». Стражники опускают руки и ловят тех, кто не успел выйти в рекреацию.

Подвижная игра «Сказочное королевство»

Выбираем двух читающих стражников. Стражники должны быть строгими и неподкупными. Стражники охраняют сказочное королевство (вход в кабинет, где проходит встреча). Но сегодня там будут показывать мультфильм, и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ туда пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по тексту встречи. К стражникам можно подходить по очереди, если тот, кому задают вопрос, не знает ответа, он может выбрать из тех, кто еще не вошел, себе помощника (поэтому первыми будут отвечать маленькие дети).

Материал: 20 вопросов или заданий по теме встречи

1) Среди фотографий 6 крестов найди два одинаковых.

2) Чем отличаются? (фотография нательного креста и креста на куполе храма).

3)Найди аналой (фотография аналоя и двух других предметов, например престола и обеденного стола).

4) С чем сравнивают крест в синаксарии? (фотография дерева, цветка, виноградной грозди).

5) Сколько пальцев нужно сложить для крестного знамения?

6) Как звали первых людей?

7) Кто первым увидел крестное знамение на небе во время битвы?

8) Чего боятся бесы?

9) Где можно увидеть крест?

10) Что значит «нести свой крест»?

11) На каком кресте был распят Иисус Христос? (изображение креста Т-образной и Х-образной формы).

12) Какое животное ввело первых людей в искус? (змея, лев, гиена)

13) Найди, чего не хватает (изображение церкви без креста)

14) Какое песнопение мы сегодня разучили?

Остальные 6 карточек пустые, на них только знак вопроса. Это означает, что стражники сами должны придумать вопрос по тексту встречи.

Всех ли мы пропустили? Если нет, то давайте все вместе ответим на их каверзный вопрос и пропустим их смотреть мультфильм.

Игра «Хорошие и плохие поступки»

Задача: научить детей конкретизировать абстрактные понятия.

1) по одному листу на каждого играющего;

2) набор цветных карандашей или фломастеров.

Что должны знать дети о Кресте – Советы православных священников

Очень часто молодые родители задают священникам вопрос: «В каком возрасте можно начинать рассказывать детям о муках Иисуса Христа на Кресте и Его победе над смертью?» И очень многие считают, что начинать подобный разговор необходимо не раньше семи — восьми лет, ибо, как они утверждают, неразвитый ещё детский ум не в состоянии постигнуть всей важности подобного события.

Православные священники считают наоборот, что чем раньше малыш узнает о том, что сделал Спаситель для всех людей и для него в частности, тем легче будет ему принять учение Христа в своё сердце, так как душа ребёнка – она как губка, способная впитывать всю информацию, которую он поглощает из окружающего его мира. И как важно, чтобы эти первые представления малыша носили правильный с точки зрения религиозного мировоззрения характер и содержание.

Очень правильно поступают те родители, которые ещё когда их дитя лежит в коляске, читают ему главы из Евангелия. Ведь детское сердечко ещё чистое и безгрешное, а потому способно к постижению добра и света. Понятно, что сначала чадо не будет понимать содержание того, о чём вы читаете. Но ваш спокойный и тихий голос отложится в его памяти как что-то приятное и хорошее. А впоследствии, если подобные чтения войдут в норму в вашей семье, ребёнок уже сам будет хотеть понять, то о чём ему читают и начнёт задавать вопросы. Вот тут очень важно, чтобы взрослые, во-первых, хорошо владели русским литературным языком, а во-вторых, информацией, которую им нужно будет донести до своего чада.

Что же самое необходимое должны знать дети о Кресте?

Главный и очень сложный вопрос – это рассказать детям о тайне жизни и смерти, т. е. о том, что означает православный крест и что каждый человек в определённое, отведённое ему время, должен будет умереть. Но вот тут как раз через рассказ о том, как Бог послал своего Сына Иисуса Христа на землю искупить все наши грехи и тем самым победил эту смерть, дав надежду на спасение и Вечную жизнь всем людям, мы и можем сформировать правильное отношение к смерти. Ведь смерти как таковой в мире и нет. Вернее есть, но только в одном виде – в смерти тела. Но она невечная. Вот человеческая душа – она вечно живая и способная чувствовать, любить или ненавидеть. И малыш в первую очередь должен понять и осознать именно это.

Ребёнку сложно понять, куда уходят его бабушки, дедушки или просто знакомые ему люди? И вот тут нужно подчеркнуть практическую важность вопроса о жизни и смерти. Ребёнок должен понять, что смерть человека – это неокончательный его уход, а только часть того задуманного действия, через которое проводит нас Бог.

Нужно в доступной форме объяснить детям, что каждый человек по своей сути греховен. Но есть Бог, который очень любит всех нас и хочет нашего Спасения. Он даже позволил Своему Сыну претерпеть муки и умереть за нас. Что может быть возвышеннее и благороднее подобного поступка?

Также во время подобного разговора необходимо детям в ненавязчивой форме рассказывать содержание всех заповедей Иисуса Христа и раскрывать их великий смысл. Объяснять малышам разницу между добром и злом, хорошими поступками и плохими. Нужно, чтобы с самых ранних лет появилось понимание, что зло – это всегда плохо. Нужно быть милосердными и любить всех людей, как это делал Иисус Христос, и на протяжении всей своей жизни придерживаться Евангельского учения, которое передал Спаситель как дар всему человечеству.

И в заключение, хочется подчеркнуть, что когда ваш ребёнок уже будет готов к более серьёзному разговору на эту тему, нужно будет более подробно, поэтапно рассказать обо всех событиях, предшествовавших распятию Иисуса Христа на Кресте, а именно: особенности Его рождения, жизни, учения, которое он принёс всем народам мира, причины гонений на него, суд и саму казнь, в конечном итоге ставшая не концом, а триумфальным началом новой жизни и победы Спасителя над смертью и силами зла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: