Детям о смерти: как рассказать ребенку о смерти и объяснить что это такое, советы родителям от психологов и священников

Как рассказать и объяснить ребенку, что такое смерть

Смерть является неотъемлемой частью жизни или, точнее, ее единственным исходом. Поэтому рано или поздно дети сталкиваются с ее проявлением. Это может быть не близкий человек или не человек вовсе, например, он увидит сбитую машиной собаку или попугайчик умрет.

Как сказать ребенку о смерти и надо ли говорить всю правду? — этот вопрос мучит родителей. Они со страхом ждут этого вопроса от сына или дочери «А что случилось? Почему бабушка ко мне больше не приходит?» и не знают, как правильно ответить.

Многие стремятся обойти щекотливый вопрос и придумывают дальние поездки или вечный сон животных, но правильно ли это? Как сказать ребенку о смерти правильно, чтобы он не боялся ее, но понимал всю серьезность?

Советы психолога

Многие психологи приходят к единому мнению — вопросы рождения и смерти рано посещают светлые детские головы и вызывает в них большой интерес. Обычно это происходит в 4-5 лет, с небольшими отклонениями.

Важно увидеть интерес и помочь дитю понять и осознать эти процессы, чтобы уход из жизни близкого не вызывал у малыша страха.

Очень часто дети самостоятельно приходят к открытию конца жизни, и тогда у них появляется страх, что они или родители умрут. Малыши начинают закрываться ото всех и этот страх наносит серьезный ущерб их психики.

Как понять, что пришел страх перед мертвыми? Это так, если малыш:

  • становится более привязанным к родителям, пытается контролировать их передвижения;
  • не отпускает родителей надолго от себя;
  • постоянно зовет маму или папу в испуге;
  • могут появиться проблемы со сном;
  • начинают сниться кошмары.

Происходит это часто после утраты кого-то из близких или словах об этом кого-то. Родителям очень важно распознать чувства малыша и вывести на диалог, чтобы он не закрывался, но позволил помочь. Не нужно рассказывать чаду вымышленные истории о далеких краях или вечном сне. Дети очень смышленые и быстро распознают ложь и тогда страхи вновь возвращаются, но уже к ним добавляется недоверие к словам взрослых.

Совет! Важно сесть с малышом в спокойной обстановке, рассказав, как происходит конец жизни. И, ответив на все вопросы искренне и честно, не утаивая ничего, но при этом, придав уверенности в том, что это не так страшно и он никогда не останется один.

Если умер кто-то из близких следует чадо взять в церковь на отпевание, может разрешить подойти ко гробу (если он этого захочет), не насиловать поцелуями с мертвым человеком.

Процесс похорон лучше опустить, малыш еще мал, чтобы видеть опускание в землю гроба со знакомым человеком и закапывание. Кладбище даже внешним видом может напугать восприимчивого ребенка и навсегда остаться в изображении как ужасное и страшное место.

Важно рассказать чаду, что душа — вечна и ее больше нет в теле. Но близкий человек всегда будет наблюдать за ним с небес и можно сделать что-то, что порадует его: подать милостыню, молиться или накормить птиц и бездомных животных.

Детям из православных семей проще принять и понять смерть, ведь в их понимании и веровании люди не исчезают просто так и не бродят по земле в виде призраков — они уходят к Господу, где им намного лучше, чем тем, кто остался на земле.

А вот нерелигиозным родителям будет трудно объяснить, куда же делась душа бабушки или дедушки. Хотя, как раз этот вопрос и заставляет человека задуматься о вечности, что приводит к храму.

Совет! После потери близкого человека важно говорить с малышом и быть рядом, чтобы поддержать и помочь ему пережить и понять утрату. Объясняйте все о загробном мире, но не делайте его слишком привлекательным, чтобы не пробудить в ребенке желание отправиться туда немедленно.

Фиксировали случаи, когда родители переусердствовали в этом, малыш хотел увидеться с любимым членом семьи и выпрыгивал из окна. Поэтому следует быть аккуратными в расписывании вечности яркими красками.

Важно донести до ребенка смысл жизни как движение, а смерть как конечную точку путешествия, в которую приходишь, только выполнив все задания.

Мнение священника

Протоиерей Артемий Владимиров, говоря о такой щепетильной теме, предлагает вспомнить имя Господа — жизнь и слова Христа, который когда-то определил Себя как путь и истину, и жизнь. Господь является Творцом, Источником и Дарителем жизни. Каждый человек, как только отдаляется от Него, чувствует это и недостаток жизненных сил в себе.

Дети намного чувствительнее взрослых, и они более защищены инстинктом самосохранения от суицидальных мыслей, у них есть эта воля к жизни. Но если родители вовремя не поговорят с ними и не объяснят, почему и как происходит завершение человеческой жизни, если не расскажут в чем ценность жизни, рано или поздно подросток задумается о смерти.

Читайте также:
Голгофа: что это такое, значение и возможные места, где она находится, история

Кто из нас не представлял свои похороны, особенно во время сильной обиды на взрослых? Многие представляли, как лежат в гробу, а все жалеют умершего и сожалеют о том, что не давали много варенья или играть на компьютере. Такие мысли часто посещают в возрасте 10-16 лет, особенно подростков с чувственной ранимой душой.

Важно! Именно поэтому, во избежание возникновения суицидальных мыслей или попыток, родители должны еще в возрасте 4-5 лет объяснить малышу правду о смерти.

Многие молодёжные течения (эмо, готы и пр.) воспевают смерть и нивелируют ценность жизни. Это совершенно сатанинские движения, которые наносят серьезные психологические травмы невоцерковленным подросткам. Родители должны стараться как можно чаще общаться со своими детьми, объясняя ценность жизни и рассказывая со всей суровостью ужасы смерти человека, который далек от Господа.

О воспитании детей:

Задача отца и матери донеси до своего чада, что жизнь — это Божий дар и только Он может забрать ее, когда станет нужно. Важно еще в маленьком возрасте донести до ребенка, что смерть и жизнь во власти Господа, что смерть — это логическое завершение, но приближать ее не стоит, ведь Господь для чего-то послал человека на землю, у него тут есть своя миссия, которую необходимо выполнить. Малыш не должен бояться ухода из жизни, но и не должен этот момент приближать.

Важно! Воспитывайте ребенка в лоне Церкви и молитесь за него, чтобы ангел-хранитель защищал его от дурных мыслей, и Господь вел его Своим путем.

Дети спрашивают о смерти. Ответы священника с послесловием для родителей

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Тема смерти, загробной жизни, рая и ада обычно начинает волновать детей с младших классов школы. Это касается прежде всего детей из верующих семей, но и их неверующие сверстники тоже интересуются. Мы собрали несколько таких вопросов и предложили ответить на них протоиерею Александру Елатомцеву, настоятелю храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовнику православной школы «Рождество».

Если я скоро умру и попаду в рай, можно ли будет взять туда мои игрушки?

Можно! Только учти, что в раю всё по-настоящему. Там очень красиво, так что игрушки не должны быть поломанными или грязными. Пожалуйста, каждый вечер наводи среди них порядок, чтобы они были готовы хоть завтра утром — в рай!

Почему люди живут так мало? Почему нельзя сделать так, чтобы человек жил вечно?

Я не знаю, почему тебе кажется, будто люди живут мало. Люди живут предостаточно. Вообще-то они живут вечно. Такими нас Господь сотворил — бессмертными, просто из-за грехов приходится душе разлучаться с телом, да и то — на время. Это как с болезнями: бывают такие болезни, когда с больным человеком нельзя общаться, пока он не выздоровеет. Причем в нашем случае болеет не столько тело, сколько душа, а через смерть Господь нас лечит. Он прямо так и говорит душе: «Душа, смотри, из-за того, что ты больна, придется тебе с телом разлучиться! Давай выздоравливай от лени и трусости, и от других грехов, тогда всегда будешь жить!»

Когда душа человека выздоровеет от грехов, тогда человек перестает бояться смерти. Смерть отступает от бессмертного человека, он обращается с ней, как хочет.

Иисус Христос был здоров душой как первый человек в раю. Про Свою человеческую смерть он так и говорил: «Могу отдать душу Свою, и могу опять принять ее, никто не может взять ее от Меня, Я Сам отдаю ее и Сам возьму ее» (Ин. 10:17-18).

И нам Господь Иисус Христос дает бессмертную жизнь — это Воскресение.

А умершие родственники видят нас с неба?

Они видят нас и с неба, и даже из ада, если Бог им даст такую возможность. Об этом написал евангелист Лука, почитай у него в 16-й главе стихи 19-21.

Если они на небесах в раю, они видят нас как ангелы, переживают за нас и помогают нам. А если они видят нас из ада — они очень надеются на нашу помощь, ждут наших молитв, как голодные ждут куска хлеба. Мы не всегда знаем, откуда на нас смотрят наши умершие родственники, и просим у Бога, чтобы все-таки они смотрели с небес вместе с Ним.

А кто-нибудь кроме Бога может узнать, куда после смерти попадет душа человека?

Узнать могут святые люди, только они не любопытны и сами об этом не просят. Им иногда Бог открывает, если это надо знать живущим, оставшимся на земле. А решает, кому в рай, кому в ад, Сам Господь по Своей мудрости и милосердию. Кроме Него никто не может решить этот вопрос.

Читайте также:
Православие и торги на бирже: отношение церкви и мнение священников, тонкости и нюансы, грех или нет

Зачем мы молимся за мертвых, что это дает?

Во-первых, когда мы молимся за усопших, то восполняем недостаток нашей любви к ним. Так часто бывает, что внук, например, мало заботился о дедушке или бабушке, занимался только собой, не обращая внимания на их просьбы, — и вот смерть их разделила. Внук вспомнит про них, а уже не приедешь, не поздравишь ни с каким праздником. Остается молитва: «Господи, я не успел их отблагодарить, дай им, Господи, Царство Небесное за их добрые дела!»

Многим живым помогает такая молитва, они чувствуют, что могут принести пользу, доделать то, что они не успели сделать.

Во-вторых, нашим усопшим от наших слабых молитв — великая польза. Они сами уже не могут каяться в своих грехах (это могут делать только душа с телом вместе). На том свете человек очень ясно видит свои грехи и мучается из-за них, готов просить прощения, но эти просьбы уже не действуют. И если живые, то есть те, у кого душа еще в теле, просят за них, то эти живые становятся голосом усопших. Господь слышит эти молитвы и прощает грехи.

Ну и в-третьих, когда мы молимся за усопших, мы сами становимся милосерднее и ближе к Богу. Он радуется, что мы заботимся не только о себе, но и о ком-то еще.

Послесловие для родителей. Как говорить с детьми о смерти? Советы священника

В современном мире тема смерти во многом табуирована, говорить о смерти не любят и боятся. Причем это свойственно не только неверующим, но и многим христианам, в том числе даже и воцерковленным. Поэтому когда их дети задают вполне закономерные, вполне естественные вопросы о смерти, о загробной участи умерших близких, такие родители часто теряются и стараются уклониться от ответа, перевести разговор на что-то другое, более, как им кажется, «позитивное».

Между тем это большая ошибка. Тема смерти — важнейшая для нас, христиан, потому что наша вера как раз и говорит о том, как преодолеть смерть. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» — эти слова святого Иоанна Златоуста мы каждый год слышим на пасхальной утрене, но чаще всего они не задерживаются у нас в сознании. А если бы мы постоянно об этом помнили, то и сами меньше боялись бы мыслей о смерти, и на детские вопросы отвечали бы правильно.

А как отвечать на эти вопросы правильно?

Мне кажется, что когда ребенок задается вопросами о смерти, он осуществляет трудную духовную работу. Взрослые от этой работы бегут, а дети за нее берутся. Работа это заключается в примеривании на себя реальности того света, иного мира, бытия после земной жизни. Какое оно? Что я там буду испытывать? То есть ребенок относится к этой теме всерьез. У взрослых есть ответы-штампы, а ребенок хочет ощутить эту иную реальность своими ладошками. И правильные ответы рождаются тогда, когда мы вместе с ним идем в эту неведомую область. Хорошо, если родители способны быть проводниками на этом пути. Это возможно только тогда, когда они сами ходят этими путями, ищут в молитве и в Церкви реального соприкосновения с тем, что там, и с Тем, Кто там. Такие родители смогут отозваться и на разговор о рае, и на разговор об аде, и описать их понятным образом.

Какой же рай без игрушек? Кто видел детей, увлеченных своими кубиками или лошадками, тот видел вполне райскую картину. Ребенок блаженствует, и ему интересно сравнить это блаженство с тем, которое ему обещают взрослые в своем церковном раю. Вот он и спрашивает: а пустят ли туда с игрушками?

Надо успеть вложить в эту приоткрывшуюся дверцу души знание о том, что Божий рай — это и то, что ты уже знаешь, но еще и нечто большее. Беда в том, что мы зачастую не имеем этого «нечто», этого опыта райской жизни, который передается не словами, а делами: ласками, играми, трудами и благодатью. Так что надо обретать свой собственный опыт. А общие принципы ответов на вопросы из линейки «жизнь, рай, ад, смерть», на мой взгляд, таковы:

Во-первых, излагать не свои домыслы и не околоцерковные байки, а истинное учение Церкви на сей счет (естественно, его надо знать).

Во-вторых, наши ответы не должны пугать ребенка (поэтому, особенно если спрашивают маленькие дети, не нужны никакие подробности про ад: достаточно просто сказать, что там люди очень страдают за свои грехи). Не надо про огонь, червей, чертей. И основной упор нужно делать на том, что земная жизнь дана нам, чтобы подготовиться к встрече с Богом за ее пределами, что у каждого из нас есть совершенно реальная возможность спастись, попасть в рай.

Читайте также:
Царь Ирод: биография, происхождение и история царствования

В-третьих, когда дети спрашивают о посмертной судьбе близких, надо отвечать, что вы надеетесь, что человек попал в рай, что Господь простил ему грехи (даже если у вас самих тут есть сомнения). Особая сложность может быть, когда речь заходит о загробной участи некрещеных людей. Тут и внутри церковной среды нет однозначного мнения, и уж тем более нельзя отвечать ребенку, что все эти люди непременно попали в ад. Это значило бы лишать ребенка всякой надежды. Гораздо вернее (и в духовном смысле, и в педагогическом) сказать детям, что вы не знаете, куда после смерти попал этот человек, но надеетесь на милосердие Божие, — добавив, что за него обязательно нужно молиться.

Как рассказать ребенку о смерти?

Смерть — неотъ­ем­ле­мая часть жизни, и любой ребе­нок рано или поздно узнает о ее суще­ство­ва­нии. Обычно это про­ис­хо­дит тогда, когда малыш впер­вые в жизни видит мерт­вую птичку, мышку или дру­гое живот­ное. Бывает и так, что пер­вые зна­ния о смерти он полу­чает при более тра­ги­че­ских обсто­я­тель­ствах, напри­мер, когда уми­рает или поги­бает член семьи. Вполне ожи­да­емо, что про­зву­чит этот, так пуга­ю­щий взрос­лых вопрос: А что про­изо­шло? Почему бабушка (папа, тетя, кошечка, собачка) лежит непо­движно и не разговаривает?

Даже очень малень­кие дети спо­собны отли­чить живое от нежи­вого и сон от чего-то более пуга­ю­щего. Обычно роди­тели из страха трав­ми­ро­вать дет­скую пси­хику стре­мятся обойти тему смерти и начи­нают гово­рит ребенку, что “кошечка забо­лела и ее увезли в боль­ницу”. “папа уехал и вер­нется, когда ты будешь уже совсем боль­шим” и т.п. Но стоит ли давать лож­ную надежду?

Часто за подоб­ными объ­яс­не­ни­ями на самом деле пря­чется стрем­ле­ние поща­дить не пси­хику ребенка, а свою соб­ствен­ную. Малень­кие дети еще не пони­мают зна­че­ния такого поня­тия как “навсе­гда”, “насо­всем”, они и смерть счи­тают обра­ти­мым про­цес­сом, осо­бенно в свете того, как это пре­под­но­сится в совре­мен­ных мульт­филь­мах и филь­мах, где пер­со­нажи то ли уми­рают, то ли пере­се­ля­ются в мир иной и пре­вра­ща­ются в забав­ных при­зра­ков. У детей пред­став­ле­ния о небы­тии крайне раз­мыты. А вот нам, взрос­лым, пре­красно осо­зна­ю­щим всю тяжесть про­изо­шед­шего, часто очень и очень трудно гово­рить о кон­чине близ­ких людей. И боль­шая тра­ге­дия не в том, что ребенку при­дется ска­зать о том, что папа нико­гда не вер­нется, а в том, чтобы самим еще раз пере­жить это.

То, насколько трав­ми­ру­ю­щей ока­жется инфор­ма­ция о смерти близ­кого чело­века, зави­сит то, каким тоном вы будете об этом гово­рить с ребен­ком, с каким эмо­ци­о­наль­ным посы­лом. В таком воз­расте детей трав­ми­руют не столько слова, сколько то, как мы их гово­рим. Поэтому, как бы ни горька была для нас смерть близ­кого, для раз­го­вора с ребен­ком сле­дует набраться сил и спо­кой­ствия, чтобы не только сооб­щить ему о про­изо­шед­шем, но и про­го­во­рить, обсу­дить это собы­тие, отве­тить на воз­ник­шие вопросы.

Тем не менее, пси­хо­логи реко­мен­дуют гово­рить детям правду. Роди­тели должны пони­мать, какой объем инфор­ма­ции и какого каче­ства спо­со­бен вос­при­ни­мать их ребе­нок, и должны выда­вать ему те ответы, кото­рые он пой­мет. Кроме того, малень­ким детям обычно трудно четко сфор­му­ли­ро­вать свой вопрос, поэтому надо поста­раться понять, что именно тре­во­жит малыша — он боится остаться один, или он боится, что мамы и папы тоже скоро не ста­нет, он боится уме­реть сам или что-то еще. И в таких ситу­а­циях в более выиг­рыш­ном поло­же­нии ока­зы­ва­ются веру­ю­щие роди­тели, потому что они могут ска­зать сво­ему ребенку, что душа их бабушки (папы или дру­гого род­ствен­ника) уле­тела на небо к Богу. Эта инфор­ма­ция более щадя­щая, нежели сугубо ате­и­сти­че­ская: “Бабушка умерла, и ее больше нет”. И глав­ное — тема смерти не должна быть табу­и­ро­ван­ной. Мы избав­ля­емся от стра­хов, про­го­ва­ри­вая их, поэтому и ребенку необ­хо­димо про­го­во­рить эту тему и полу­чить доступ­ные для его пони­ма­ния ответы на вопросы.

Малень­ким детям еще трудно понять, почему их близ­кого уно­сят из дома и зака­пы­вают в землю. В их пони­ма­нии даже мерт­вые люди нуж­да­ются в пище, свете, обще­нии. Поэтому вполне воз­можно, вы услы­шите вопрос: “А когда ее выко­пают и при­не­сут обратно?” ребе­нок может бес­по­ко­иться о том, что люби­мая бабушка ока­за­лась одна под зем­лей и не смо­жет выбраться оттуда само­сто­я­тельно, что ей там будет плохо, темно и страшно. Ско­рей всего, он задаст этот вопрос не один раз, потому что ему трудно усво­ить новое для него поня­тие “навсе­гда”. Надо спо­койно отве­тить, что умер­ших не выка­пы­вают, что они оста­ются на клад­бище насо­всем, что умер­шие уже не нуж­да­ются в пище и тепле, не раз­ли­чают света и ночи.

Читайте также:
Православные четки: значение и виды особенности выбора и правильного использования

При объ­яс­не­нии явле­ния смерти не стоит вда­ваться в бого­слов­ские подроб­но­сти о Страш­ном суде, о том, что души хоро­ших людей идут в Рай, а души пло­хих — в Ад и про­чее. Малень­кому ребенку доста­точно ска­зать, что папа стал анге­лом и теперь смот­рит на него с неба, что ангелы неви­димы, с ними нельзя пого­во­рить или обнять их, но их можно почув­ство­вать серд­цем. Если ребе­нок задает вопрос о том, почему умер близ­кий, то не стоит отве­чать в стиле “на все воля Божья”, “Бог дал — Бог взял”, “так Богу было угодно” — ребе­нок может начать счи­тать Бога злым суще­ством, при­чи­ня­ю­щим горе и стра­да­ния людям и раз­лу­ча­ю­щим его с люби­мыми людьми.

Часто воз­ни­кает вопрос: брать или не брать детей на клад­бище на погре­бе­ние? Одно­значно — малень­ких нельзя. Воз­раст, в кото­ром ребе­нок будет в состо­я­нии пере­жить гне­ту­щую обста­новку погре­бе­ния, когда и взрос­лая-то пси­хика не все­гда выдер­жи­вает, сугубо инди­ви­дуа­лен. Вид рыда­ю­щих людей, раз­ры­той ямы, гроба, опус­ка­е­мого в могилу — не для дет­ской пси­хики. Пусть ребе­нок, если это воз­можно, про­стится с усоп­шим дома.

Ино­гда взрос­лые недо­уме­вают — почему ребе­нок вяло реа­ги­рует на смерть близ­кого чело­века, не пла­чет и не скор­бит. Так про­ис­хо­дит потому, что дети пока еще не в состо­я­нии пере­жи­вать горе так же, как взрос­лые. Они не осо­знают в пол­ной мере тра­ге­дии про­изо­шед­шего и, если и пере­жи­вают, то внутри и по-дру­гому. Их пере­жи­ва­ния могут выра­жаться в том, что малыш будет часто заго­ва­ри­вать о усоп­шем, вспо­ми­нать, как они обща­лись, вме­сте про­во­дили время. Эти раз­го­воры надо под­дер­жи­вать, так ребе­нок избав­ля­ется от бес­по­кой­ства и пере­жи­ва­ний. В то же время, если вы заме­тили, что после смерти близ­кого чело­века у малыша появи­лась при­вычка грызть ногти, сосать палец, он начал мочиться в постель, стал более раз­дра­жи­тель­ным и плак­си­вым — зна­чит, его пере­жи­ва­ния намного глубже, чем вам может пока­заться, он не в состо­я­нии спра­виться с ними, необ­хо­димо обра­щаться к психологу.

Помо­гают спра­виться с горем поми­наль­ные риту­алы, при­ня­тые у веру­ю­щих людей. Вме­сте с ребен­ком схо­дить на клад­бище и поло­жить буке­тик цве­тов на могилу — бабушке будет при­ятно. Вме­сте с ним пойти в храм и поста­вить свечку на канун, про­чи­тать про­стень­кую молитву. Можно достать аль­бом с фото­гра­фи­ями и рас­ска­зать малышу о том, какими хоро­шими были бабушка или дедушка, вспом­нить при­ят­ные эпи­зоды из жизни, свя­зан­ные с ними. Мысль о том, что поки­нув землю, умер­ший не исчез окон­ча­тельно, что таким обра­зом с ним мы можем под­дер­жать хотя бы такую связь, дей­ствует успо­ка­и­ва­юще и дает нам надежду в том, что жизнь про­дол­жа­ется и после смерти.

Консультация «Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?»

оксана тимофеева
Консультация «Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?»

Недетские разговоры: как рассказать ребенку о смерти?

В каждой семье рано или поздно приходит время, когда ребенок начинает задавать вопросы. Сначала это совсем безобидные «почему» и «как», но чем старше становится кроха, тем более серьезные проблемы его тревожат.И однажды малыш спросит: «Мама, а почему люди умирают?». Большинство родителей оказываются не готовы к такому разговору и теряются при ответе. Хотя как раз эту тему очень важно обсудить правильно, преподнести ребенку все так, чтоб не зародить страхов и сформировать нужные взгляды на понятия жизни и смерти.

Интерес к такому явлению, как смерть, появляется у ребенка не на пустом месте. Обычно этому предшествует утрата в семье или среди знакомых, или кроха может просто увидеть погибшее животное, обратить внимание на кадр в фильме. Чаще всего это происходит в период 3-5 лет. Как раз в этот период к малышу приходит осознание того, что все живое умирает.

Очень важно понять, что побудило ребенка к расспросам. Если это потеря близкого человека, которую кроха переживает тяжело, нужно таким образом построить разговор, чтоб по-максимуму объяснить произошедшее, но при этом не травмировать детскую психику излишними подробностями. Наоборот, ваша цель – постараться успокоить, рассказать о смерти, как об избавлении от болезни (если умерший человек болел, как о логическом завершении счастливой жизни (если умер пожилой человек). В общем, ориентироваться по ситуации. Если же малыш спрашивает из чистого любопытства, быть может, его удовлетворит общий ответ, а более подробно к этой теме можно вернуться, когда он станет постарше.

Действительно, зачем такому крохе знать что-то о смерти? Пусть бы еще пару лет пожил беззаботно, не задумываясь о таких вещах. А про мертвую птичку можно сказать, что она спит, а бабушка уехала в далекую и долгую командировку. Сказать-то конечно можно. Но, во-первых, ребенок поймет, что вы врете, и будет нервничать, пытаясь разобраться самостоятельно. Во-вторых, страх смерти необходим ребенку. Он «запускает» механизм самосохранения. Зная, что жизнь не вечна, что от некоторых вещей люди умирают, малыш будет задумываться о последствиях своих поступков и о возможной опасности. Ну а в-третьих, если вы будете уходить от ответа или обманывать, а в это время ребенок непосредственно столкнется со смертью – это станет для него двойным шоком и потрясением.

Читайте также:
Смирение в православии: что такое и как научится, суть и значение, сила и путь, мнение святых

Прежде всего, не стоит уходить от разговора. Если ребенок спрашивает о смерти – значит он готов услышать ответ. Другое дело, что вы можете быть не подготовлены к столь важной беседе. Если чувствуете, что без предварительной подготовки такой разговор вам не под силу – попросите отсрочку. «Мы обязательно поговорим об этом, но через час» или «Давай дождемся папу и поговорим все вместе». Только не откладывайте слишком надолго. За время, пока вы «решаетесь», малыш может сам себе напридумывать ответов или нафантазировать всяких ужастиков, основываясь на вашей перепуганно-неуверенной реакции на его вопрос.

Второе обязательное условие – ваше спокойствие. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что его заинтересованность вас испугала или застала врасплох. Увидев мамин страх, малыш может решить, что и ему нужно бояться.

Поэтому вдохните поглубже, соберитесь с мыслями – и вперед!

1. Честно. Расскажите все, как есть. Что рано или поздно умирает каждый, что когда-нибудь умрет и мама, и папа, что и сам ребенок тоже когда-то завершит свою жизнь. Но произойдет это нескоро, до этого впереди у вас еще долгая и счастливая жизнь, малыш вырастет, у него будут свои детки, а у вас – внуки.

2. Доступно. Говорите простыми и понятными малышу словами. Не вдавайтесь в описания физиологических подробностей, не наваливайте на ребёнка кучу информации. Если ему понадобятся уточнения – он задаст нужные вопросы, на которые следует ответить так же честно и доступно. Для начала расскажите, что каждый человек рождается, растет, у него появляются дети, потом внуки. А когда он становится совсем стареньким, то умирает. Тело кладут в гроб и хоронят на кладбище, а на могилке потом растут цветы. Обязательно расскажите, что душа человека продолжает свое существование, что умерший человек не уходит насовсем – он попадает на небо (становится звездочкой, или живет на тучке, или используйте ту версию, которая соответствует вашим религиозным убеждениям, где ему очень хорошо, и оттуда продолжает посылать нам свою любовь. Придумайте историю, которая будет понятна ребенку, которая успокоит его, но при этом старайтесь не слишком давать волю фантазии и не выдумывать несуществующего. Во всяком случае такого, что ребенок сможет проверить и опровергнуть (например, не обещайте, что умершая бабушка будет приходить во снах). Постарайтесь, чтоб ребенок относился к смерти, как к естественному процессу, связаному не с болью и страданиями, а с началом другого существования, лучшего и высшего. Обязательно акцентируйте внимание малыша на том, что прежде чем умереть, он проживет долгую и счастливую жизнь, что вы еще долго-долго будете вместе.

3. Отвечая на вопрос, почему люди умирают, расскажите, что чаще всего это происходит от старости. Но не утаивайте и того, что некоторые люди умирают раньше – от болезней или несчастных случаев. Заодно подчеркните, что нужно себя беречь, лечиться при болезнях и быть осторожным.

4. Еще одна серия вопросов ребенка наверняка будет связана с ритуалом похорон. Постарайтесь так же полно и доступно рассказать, как все происходит, объяснить, что люди плачут не потому, что жалеют умершего, а потому, что грустят, что больше не увидят его. Возможно, нелишним будет указать, что в некоторых странах похороны отмечаются как настоящий праздник, на котором все радуются и веселятся. Некоторые психологи утверждают, что ребенка, который уже знает, что такое смерть, можно и нужно брать с собой на кладбище, чтоб показать, как происходят похороны. На мой взгляд, это довольно спорное утверждение, но в действительности судить можно только о каждом конкретном ребенке. Кому-то может и правда такое будет полезно.

1. Обманчиво-успокоительно. Нельзя говорить ребенку фразы,типа: «Ты никогда не умрешь» или «Ты вырастешь и придумаешь лекарство от смерти». Почему нельзя – обсуждалось выше.

2. Не нужно использовать метафоры, вроде «ушел от нас», «уснул вечным сном». Ребенок воспримет эти слова буквально, и потом будет бояться расставаний (если дедушка ушел от нас и не вернулся, то мама, уходя, тоже может не вернуться) или бояться спать. В то же время, грамотно подобранные сравнения иногда помогают малышу легче осознать происходящее.

3. Не следует говорить, что душа умершего может вернуться, или что он просто надолго уехал – ребенок будет ждать возвращения. Но можно объяснить, что являясь в снах, например, бабушка передает «привет» из своего нового мира. Или придумать легенду, о том, что радуга – это бабушкина улыбка. Или выбрать яркую звездочку на небе и представлять себе, что эта звездочка – и есть тот родственник, которого ребенку так не хватает.

Читайте также:
Покровители семьи: православные святые любви и брака, иконы, кому и как молиться

Что будет дальше?

После такого важного разговора поведение ребенка на какое-то время может измениться. Он еще долго может задавать уточняющие вопросы. В своих играх будет затрагивать тему смерти и похорон – это нормально. Не до конца осознавая степень опасности того или иного явления,малыш может спрашивать: «А от этой ранки можно умереть? А от этого? А если папа простудился, он умрет?». Не смейтесь над наивностью таких вопросов,лучше ответьте на них как можно детальнее: «От того, что ты упал со скамейки, ты не умрешь. Но вот если выпасть из окна – умереть можно. Поэтому никогда не залазь на подоконник!».

Особое внимание уделите мультикам. Объясните, что только в сказках зайчику можно пришить новые ножки, а после взрыва – отряхнуться и побежать дальше. В реальной жизни такого не бывает, и это опасно.

Внимательно следите за поведением крохи. Если малыш замкнулся в себе, плохо спит по ночам – значит, вы что-то неправильно объяснили, что-то напугало или пугает его до сих пор. Поговорите с ребенком, узнайте, что его тревожит. При необходимости, повторите беседу, уточнив нужные моменты. Важно, чтоб у ребенка не осталось непонятных моментов, чтоб он сформировал для себя цельную картину того, как и почему люди умирают, что происходит после смерти. Каждый незаполненный «пробел» в этой истории – место для страхов и тревог.

Желаю вам, чтоб этот важный разговор прошел у вас спокойно, дружелюбно и правильно. А те, кто уже проходил подобное – поделитесь опытом. Думаю, все будет интересно.

Консультация «Как рассказать детям о Рождестве Христовом» Как рассказать детям о Рождестве Христовом. Жила давным-давно девушка по имени Мария. Ее обручили с плотником Иосифом, происходившим из.

Консультация «Как рассказать ребенку сказку» Маленький ребёнок любит слушать сказки. Но намного интереснее не только прочитать сказку, но и показать иллюстрации к сказке. Сегодня есть.

Консультация для родителей «Как научить ребенка общаться с людьми?» Консультации для родителей: “Как научить ребенка общаться с людьми?”, “Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?” Как научить.

Консультация для родителей «20 октября — день Приморского края. Что интересно узнать самому и рассказать ребенку» Приморье – мая малая родина 20 октября День Приморья Что интересно узнать самому и рассказать ребенку: ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРИМОРЬЯ Легенда.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о 12 июня — Дне России» Консультация для родителей: «Как рассказать детям о 12 июне?» -День России» День России — это один из самых «молодых» государственных праздников.

Консультация для родителей «9 Мая. Как рассказать ребенку о дне Великой Победы» Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального.

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».

Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Пасхе?» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЕМУШКА».

Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождество» Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о традиции праздника Рождество» Путешествуем в прошлое Основное, что должны знать и.

Как говорить с детьми о смерти: краткая инструкция

Как отвечать на вопросы ребенка о смерти, почему важно не обходить эту тему стороной и как не травматично объяснить детям то, что родители тоже умирают? Эти и другие вопросы «Афиша Daily» задала детскому психологу Анфисе Беловой.

Почему важно объяснять ребенку, что такое смерть?

Потому что смерть — неотъемлемая часть нашей жизни. С этим рано или поздно встречается каждый ребенок: в мультиках, книгах или реальной жизни, и у него возникают вопросы. Если он не получает ответов, то начинает додумывать сам, а так как он не имеет должного опыта и знаний, то пользуется исключительно своей логикой. Чаще всего отсутствие ответов вызывает самые различные страхи : страх собственной смерти, смерти близких, неизвестности, чего‑то потустороннего (если ответы по теме смерти он получил из доступных источников — например, мистических фильмов). У ребенка может возникать ощущение, что от него что‑то скрывают или его обманывают.

В каком возрасте лучше начать разговор?

Вопросы о жизни и смерти возникают у детей в возрасте шести-семи лет. Когда они появляются, тогда и есть смысл об этом поговорить. Бывают ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью раньше — например, если умирает кто‑то из близких или домашнее животное. Тогда, конечно, можно завести разговор и раньше.

Читайте также:
Иерусалимская свеча: значение, как правильно использовать, как зажигать и что делать с ними дома

Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?

Стоит об этом говорить аккуратно, без каких‑либо подробностей и в той парадигме, в которую верит сам родитель. Кому‑то легче принимать смерть через религию, кому‑то — через теории о душе, кому‑то — через любовь и память.

Несмотря на то, что человека больше нет в реальности, он все равно остается в нашей памяти.

Нужно объяснить ребенку, что вы с ним чувствуете схожие эмоции: можно вместе поплакать, спросить у него, что он чувствует. Порой бывает так, что возникает злость на человека, которого нет рядом, и у взрослых, и у детей. Это эмоции, мотивированные мыслями: «за что он нас оставил», «почему он ушел», «мне необходимо, чтобы он был рядом, а его нет». И это тоже нормально.

Можно сохранить какие‑то вещи близкого и объяснить ребенку потерю через магические или даже сказочные тезисы: например, что в этих вещах живет частичка близкого или ваша память о нем. Но ни в коем случае нельзя замалчивать и избегать этих разговоров, иначе ребенку придется переживать это в одиночку .

Иногда родители говорят: «Тебе пока рано об этом знать». И ребенок остается с этим один на один, потому что он не может перестать задавать себе вопросы, особенно если он видит грустных родителей или плачущих родственников вокруг. И в таком случае он, скорее всего, будет переживать гораздо больше страха, чем если родитель аккуратно объяснит ему, что произошло.

Какие слова и выражения лучше использовать?

На приемах с детьми я говорю о концепции души — о том, что, когда человек умирает в реальном мире, он продолжает жить в нас, в нашей к нему любви и нашей памяти. Да, мы по нему скучаем, но должны понимать, что этому человеку не плохо и не больно, он просто находится где‑то не рядом. Я стараюсь настраивать ребенка так, чтобы грусть и печаль переводились во что‑то светлое — в воспоминания, например.

Есть родители, которые не верят в концепцию души и жизни после смерти, тогда можно объяснять с биологической точки зрения: так устроена природа, это часть нашей жизни, и никто не знает, что будет дальше. Главное — рассказать так, чтобы не вызвать в ребенке чувство безнадежности.

Почему нельзя врать ребенку?

Некоторые родители, боясь за ребенка, выбирают ложь. Говорят, что родственник уехал куда‑то далеко и больше не вернется. Но так делать нельзя. Ребенок может сразу понять, что вы ему недоговариваете или обманываете его, тогда он просто начнет терять к вам доверие. А если он через какое‑то время узнает правду, то может счесть ваш поступок за предательство .

Не испугается ли ребенок такого разговора?

Суть в том, что вопросов о жизни и смерти больше боятся родители. Для взрослых эта тема табуирована, потому что вызывает боль, скорбь, ощущение потери. У ребенка таких ассоциаций еще нет. Если преподносить ему информацию спокойно, грамотно, аккуратно, это будет просто очередной ответ на один из множества вопросов. И он не будет этого бояться.

Стоит ли брать ребенка на похороны?

Все очень индивидуально: зависит от традиций и мировоззрений семьи и от личности самого ребенка. В целом похороны — это далеко не обязательное мероприятие для детей, они действительно могут напугать. Тем более что это не единственный способ попрощаться с человеком. То есть стоит понимать, для чего необходимо брать ребенка на похороны и есть ли в этом смысл.

С другой стороны, для некоторых детей (обычно тех, кто постарше) это может быть действительно важным моментом в прощании с близким, и они сами будут проявлять интерес к похоронам.

Как рассказать ребенку о своей неизбежной смерти в будущем?

Наверное, чаще всего приходится говорить об этом, если ребенок сам спрашивает. И тут, конечно, тоже не нужно врать. Стоит осторожно объяснить, например, используя фразы: «Да, это естественный процесс, все умирают, но это будет нескоро»; «Мы еще очень долго будем вместе»; «Я не оставлю тебя одного». Важно дать понять, что вы будете вместе с ребенком до тех пор, пока он не вырастет и не заведет свою семью, но и даже тогда вы все еще будете рядом с ним. Можно переводить акцент на разговоры о жизни, о том, сколько в ней всего прекрасного и удивительного.

В разговорах с маленькими детьми на серьезные темы важно давать информацию дозированно, по мере взросления, а не перегружать сразу. Кроме этого, многое зависит от того, какие вопросы они задают. Если сразу сказать: «Я не знаю, когда я умру, может быть, завтра попаду под машину», — это может вызвать страх. При этом всегда, если это все равно кажется обманом, можно сформулировать более аккуратно: «Никто не может знать точно, когда умрет, но обычно это происходит уже в старости, когда жизнь человека подходит к концу».

Читайте также:
Православное милосердие: что такое и что значит, темы и примеры, проблемы

На первых этапах может быть достаточно веры в то, что родитель еще очень долго будет рядом и смерть произойдет нескоро. Когда через какое‑то время ребенок узнает, что люди умирают не только от старости, что иногда умирают довольно рано, тогда это повод уже отвечать на следующие вопросы.

Как рассказать ребенку о смерти

Мертвая птичка на дороге, воспоминания о дедушке, который уже не с нами, обрывки взрослых фильмов и сцены из мультиков (там, как правило, герой «почти умирает», но ведь это значит, что идея смерти все равно звучит) — дети сталкиваются со смертью постоянно. Взрослым не комфортно обсуждать эту тему с ребенком: непонятно, готов он или не готов (и что это вообще за «готовность» такая). Им страшно расстраивать детей, поэтому «пусть лучше и не думают». Непонятно, какую модель в таком случае предлагать: «дедушка на небе», реинкарнацию, след в потомках и добрых делах или вообще вечное небытие. Родителям хочется отложить такое сложное обсуждение, и часто даже на прямой вопрос ребенка они отвечают что-то вроде «обсудим на следующей неделе» или уж прямо: «вырастешь — поймешь».

Но иногда вопрос встает в полный рост, игнорировать его невозможно: когда умирает кто-то из близких и надо понять, как должно пройти прощание ребенка с умершим. Или когда без видимой причины 5-летний ребенок рыдает среди ночи, потому что ему «страшно умирать».

Как правильно поговорить на тему смерти? Попробую сформулировать несколько правил.

1. Сохраняйте спокойствие и будьте с ребенком. Думать о смерти, проявлять к ней интерес, расстраиваться, злиться, бояться смерти — все это нормально. Понятно, что для взрослых эта тема пугающая или болезненная. Помните, что для ребенка это может быть иначе, и ваши сильные чувства могут помешать вам понять, что происходит с ним. Поэтому вдохните-выдохните и слушайте ребенка. Важно найти другое время и место, чтобы проживать свое.

2. Не скрывайте факты, а также свои мысли и чувства. Фантазии ребенка могут быть куда страшнее правды. Поэтому стоит честно и прямо отвечать на его вопросы: «Наш хомяк умер, его больше нет. Нет, он не оживет. Да, его можно похоронить, и трупик понемногу истлеет». Или: «Дедушка умер, он больше не с нами. Перед нами сейчас его тело. Мы прощаемся с ним, потому что больше общаться не сможем. Да, мы будем скучать и очень грустить».

Я думаю, что аналогичным образом не стоит скрывать, что о посмертной участи мы знаем мало. Я рассказываю детям о своих взглядах именно как о вере, а не как о факте: «Я не знаю точно, но верю, что дедушка сейчас на небе, с Богом, ему там хорошо, и мы увидимся, когда тоже умрем. Я думаю, что мы можем молиться за него и через это общаться».

3. Следуйте за ребенком. Не спешите рассказывать о смерти, если ребенок не спрашивает, не оттягивайте разговор, если он спросил. Не препятствуйте, например, рассмотреть мертвую мышку или прикоснуться к телу умершего близкого, если ему хочется.

В ответ на вопрос «а где сейчас бабушка?» нельзя смолчать, но не стоит и читать получасовую лекцию. Попытайтесь отвечать в том объеме и в той плоскости, в которой ребенок спрашивает: медицинский аспект — так медицинский, посмертная участь — значит о ней и т.д.

Отдельно хочется сказать об играх в смерть и похороны. Игра — это язык детей, их способ подумать о чем-то, и потому если ребенок разыгрывает сюжеты, связанные со смертью, — это здОрово и здорОво. Не мешайте таким играм и бойтесь их спугнуть — пожалуй, это самое исцеляющее мероприятие, какое можно придумать для ребенка.

4. Давайте возможность проститься. Многие боятся брать детей на похороны и препятствуют этому, как только могут. Мне кажется, взрослым просто страшно видеть сильные чувства детей и непонятно, как с ними обходиться. Но дети — такие же люди, и для них так же важно и попрощаться, и поплакать при прощании. Даже если они маленькие и не запомнят, были ли на похоронах близкого, позже сам факт присутствия может оказаться для них важен: «Ты был маленьким и не помнишь, но ты был на похоронах мамы и попрощался с ней». Поэтому детям надо как минимум предложить пойти на похороны близкого человека.

Постарайтесь, чтобы в этом случае рядом с ребенком был эмоционально стабильный близкий человек, который мог бы о нем позаботиться, ведь родители могут быть захвачены горем и не иметь сил услышать нужды ребенка.

Читайте также:
Таинство венчания в православии: правила и особенности подготовки, нюансы выбора дня и календарь венчаний

Еще одна тема — процесс умирания. Для ребенка лучше, когда он максимально включен: бывает в больнице или хосписе, общается с умирающим близким, видит, как тот уходит. Подробнее об этом можно почитать в 7 главе методички, подготовленной фондом «Вера».

5. Проживайте чувства вместе. Нормально, что сразу после потери и в течение долгого времени после (например, несколько месяцев или даже лет) у ребенка будут грусть, злость, страх или другие чувства, связанные со смертью близкого человека. Чувствам нужно время и сочувственное внимание, их надо проживать. Чтобы этот процесс протекал здоровым образом, ребенку нужна безопасная атмосфера и стабильный взрослый рядом — родитель, друг семьи и/или детский психолог.

6. Вспоминайте умерших. Память — это важно, и особенно хорошо, если есть культурные практики, предметы и ритуалы, связанные с памятью об умерших родственниках: беседы, фотографии, поминки, панихиды в дни памяти и т.п. Можно предложить ребенку написать умершему близкому письмо или нарисовать рисунок. Так будет жить и укрепляться ощущение связи с умершим, а его образ будет для ребенка не смутной тенью (возможно, пугающей), а ясной и светлой фигурой, которая становится опорой, а не «призраком».

Чтобы следовать этим советам, родителю потребуется осознанность, эмпатия и много-много терпения. Проживание ребенком чьей-то смерти или осознание идеи смерти — это путь, порою тяжелый, и взрослому так или иначе придется идти рядом. Чтобы найти на это силы и душевное тепло, важно помнить о себе: организовывать себе отдых, давать выход своим чувствам, просто время от времени бывать наедине с собой. Ведь внутри каждого родителя тоже есть маленький ребенок, которому бывает грустно, страшно, одиноко. И он нуждается в принятии, сочувствии и поддержке ничуть не меньше, чем живой ребенок рядом с вами. Пожалуйста, позаботьтесь и о нем тоже — ведь дети, даже внутренние, не должны оставаться в одиночестве, когда им плохо.

Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Жизнь современного человека настолько наполнена различными событиями, что порой очень сложно остановится и заметить что-то значимое. Дела и повседневная суета настолько поглощают нас, что часто возникает ощущение потерянности жизни. Как будто жизнь проходит мимо, а мы не успеваем уловить главное. Часто в таких ситуациях человеку нужно передохнуть, перезагрузиться. И очень хорошо в этом помогают различные праздники. Как и что празднуют православные христиане? В чем различие христианских памятных дат от мирских? Попробуем разобраться.

Классификация православных праздников

Многие люди, кто еще не знаком близко с православной верой, ошибочно считают, что это скучная и строгая религия запретов и законов. На самом деле, весь богослужебный год строится на праздниках, а каждая воскресная литургия в храме — торжественна и величественна.

Действительно, если взять годовой цикл богослужений, можно увидеть, что службы выстраиваются в зависимости от тех или иных памятных дат, которых в православии великое множество. Попробуем их классифицировать.

Пасха

Во главе угла нашей Церкви, как и всего христианства в целом, положена благая весть о Воскресении Христовом. Поэтому Пасха — это главный день в году любого верующего христианина. Это день великой радости, день надежды на вечную жизнь с Богом. Если бы мы не имели этого праздника — пропадал бы смысл всех остальных, да и самой нашей православной веры.

Дата отмечания Пасхи каждый год меняется и зависит от лунного календаря. Одной точной даты нет по той причине, что во времена Христа летоисчисление велось по-иному. Пасхалию (даты празднования Пасхи на несколько лет вперед) можно увидеть в большинстве православных календарей.

Двунадесятые праздники

В их число входит 12 самых значимых христианских дат, не включая Пасху. Все они рассказывают нам о каких-то важных эпизодах из земной жизни Христа или Его Пречистой Матери. Среди них есть неподвижные даты, которые не меняются из года в год, а есть те, что зависят от дня празднования Пасхи.

Интересный факт! До 1925 года в России все праздники, называемые двунадесятыми, были торжественными днями не только в православной церкви, но и в светской жизни.

На сегодняшний день государственным праздником из двунадесятых считается только лишь Рождество Христово.

Читайте о других двунадесятых праздниках:

Великие недвунадесятые праздники

Это следующая ступенька иерархии, куда входят такие дни:

Эти даты также очень важны для православного человека, но в церковной традиции они имеют свои богослужебные особенности и отмечаются не столь торжественно, как двунадесятые.

Другие памятные дни

Большими и важными датами не ограничивается круг торжественный дней в православном году. Следом за основными датами, в каждом храме служат службы в память о православных святых, мучениках, исповедниках веры. Их в нашей Церкви великое множество, поэтому каждый день воспоминается кто-то из их числа.

Читайте также:
Монастыри в Черногории: православные действующие мужские и женские, описания и история

Если храм освящен в честь какого-либо святого, то его день памяти является престольным праздником в данном приходе. Во многих храмах в этот день не только служится пышная и торжественная литургия, но и организовывается угощение для прихожан.

Читайте о праздниках в честь почитаемых святых:

Чем церковные праздники отличаются от мирских

Вступая на путь христианства, многие люди задумываются о том, как теперь поменяется их жизнь. Действительно, многие аспекты повседневности приобретают совсем иные смыслы. Также происходит и с праздниками.

По словам апостола Павла, христианин призван «всегда радоваться». Поэтому совершенно беспочвенно считать православие унылой религией запретов и правил. Чему радуются христиане? Прежде всего, возможности быть с Богом.

Глубинная суть любого христианского праздника сводится к тому, что Христос подарил каждому человеку ни с чем не сравнимое счастье — возможность вечной жизни с Ним. Празднуя Пасху, мы славим святое Воскресение Христово и радуемся, что нам отныне дарована возможность обрести Бога навечно. Празднуя день памяти какого-либо святого, мы видим пример, как обычный человек сумел так прожить свою жизнь, что достиг святости и навеки соединился с Богом.

Важно! Поэтому можно сказать, что любой христианский праздник — это прославление Христа и благодарение Его за ту великую Жертву, которую Он принес за каждого человека.

Глубокий духовный смысл православных праздников позволяет постоянно напитываться Божественной благодатью. Исчерпать резервы Бога невозможно, поэтому каждый человек из года в год может примыкать ко всеобщей церковной радости в различные памятные дни.

Что же касается праздников мирских, то их наполнение никогда не будет столь глубоким. Отмечая ту или иную светскую дату, мы не имеем неисчерпаемого источника благодати, который есть в Церкви. Поэтому и мирская радость всегда временная, проходящая. Прошел праздник, отметили его, и на этом все закончилось. Нет связи с Вечностью, нет пути к Богу.

Это вовсе не означает, что православный христианин должен отказать себе во встречах с близкими и друзьями за праздничным столом на каких-то общих светских мероприятиях. Вполне можно и уместно разделить празднование с близкими, если повод не противоречит православной вере и не требует отказаться от каких-либо норм, принятых христианином.

Как отмечать православные праздники

Помимо внутреннего духовного смысла, важные христианские даты должны иметь и подобающее внешнее выражение. Очень часто новоначальные христиане по инерции и привычке пытаются очень шумно и бурно отмечать христианские даты, что часто противоречит их смыслу.

Наверняка многим знакома картина, когда по окончании Великого поста, на светлый праздник Воскресения Христова, многие люди, которые даже считают себя верующими, настолько активно начинают отмечать эту дату, что просто забывают о ее сути. Празднование превращается в шумное застолье, где люди впадают в грехи обжорства, пьянства и многие другие.

Но если помнить, какие великие события происходили в этот день два века назад, разве сможем мы превратить этот день в потакание плоти? Православные праздники тем и отличаются, что проходят тихо, спокойно, со внутренним созерцанием духовного мира.

Интересно! Вполне можно в важный для христиан день и накрыть стол, и позвать гостей, если это не противоречит Уставу на этот день.

Главное — не превращать день глубокого духовного смысла в обычное застолье, которых вполне хватает на других, мирских, мероприятиях.

Конечно, очень желательно в праздничный день посетить храм, побыть на службе, исповедаться, причаститься. Особенно часто верующие стараются придерживаться благочестивой традиции причащаться на престольные праздники, поэтому в эти дни храмы особенно полны.

В дни, когда службы служатся ночью (например, на Пасху), многие люди не идут в храм, думая, что выстоять ночью богослужение очень тяжело и у них не хватит сил. На самом деле, человек таким образом лишает себя огромной Божией благодати, дарованной на соборной молитве в торжественный день.

Конечно, в болезни, немощи или других трудных обстоятельствах действительно может не быть возможность посещать поздние праздничные богослужения. В таких случаях желательно усугубить домашнюю молитву, постараться проникнуться торжеством важного события.

Всем же, кто находится в здравии, важные христианские даты желательно отмечать в храме, на службе. Очень важно постараться на это время забыть обо всех мирских суетливых делах и полностью свой ум сосредоточить в Господе. Именно тогда человек способен почувствовать неизъяснимую радость и неземное торжество, которое никак нельзя сравнить ни с одним земным праздничным днем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: