Детям о Святой Троице: детские лекции и рассказы о трех ипостасях Господа, дне и празднике Троицы

Конспект занятия для детей средней группы «Праздник Святой Троицы»

Надежда Илюхина
Конспект занятия для детей средней группы «Праздник Святой Троицы»

Конспект занятия «Троица» в средней группе.

Подготовила и провела воспитатель Илюхина Н. А.

Цель: Вызвать интерес и уважение к русским традициям.

Добрый день всем добрым людям

С праздником «Троицы» вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Троица – это единый Бог в трёх лицах: Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой дух.

Троица – это время прощания с весной и встреча лета.

Издавна на этот праздник дома и улицы украшали берёзовыми ветками, лентами и цветами. Даже в церковь приносили берёзовые ветки, а пол устилали травой.

Девушки плели венки из цветов и веток берёзы. Считалось, что к тем, кто их мастерит, обязательно придёт счастье.

Берёза считается символом России. В троицу всегда украшают берёзу разноцветными лентами. (дети и воспитатели украшают берёзку лентами, а детям читают загадки о берёзе).

1. Стоят в поле сестрицы:

Платья белены, шапочки зелены.

2. Стоит Алёна, платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

3. В белом сарафане стала на поляне.

Летом синицы сели на косицы.

Берёза моя, берёза!

Берёза моя белая,

Береза моя кудрявая.

Стоишь ты, берёзонька,

На тебе, берёзонька,

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки семик поют,

Под тобою, берёзонька,

Красны девицы венок плетут.

Подходи честной народ.

Пусть сердца раскроются

На святую троицу.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Ребёнок читает стих. О. В. Тиуновой «Берёзка»

Со двора к берёзке

Стали грызть берёзку,

А берёза в слёзы.

Мы бежим гурьбою,

О троице русский народ придумал пословицы и поговорки. Назовите, пожалуйста, какие вы знаете?

– На троицу мужики вяжут голики. (Веники)

– Без троицы дом не строится.

– Бог любит троицу.

С приходом троицы наступает лето красное.

Дети выучили стихи о лете.

1. Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

2. Я по травке, по лугу

В синих тапочках бегу,

А трава хорошая,

Ну-ка тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется

Мне смеяться хочется.

3. Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Объяснить не могу.

В стакане он день

Простоял – и завял,

А сколько бы он

На лугу простоял?

Танец: «Жуки и бабочки»

Поиграть нам пора

Пусть ваш смех звучит вокруг.

Становитесь дружно в круг.

Игра: «Гори, гори ясно»

Игра: «Раз, два, три – к дереву беги!»

Игры по желанию детей.

Сценарий развлечения «Праздник мам» для детей средней группы «Праздник мам». Развлечение для детей средней группы Ход развлечения. Ведущий. Самое главное слово в жизни каждого человека – это слово.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Праздник мам» для детей средней группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД «Праздник доброты» для детей средней группы Цели: 1. Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. 2. Поощрять стремление ребенка совершать добрые.

Конспект ООД «Святой и чистый праздник — Сретение Господне» в подготовительной группе “Святой и чистый праздник – Сретение Господне”. Цель: Приобщать дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказ по картине «Праздник Светлой Пасхи» для детей старшей группы Конспект по речевому развитию на тему: «Рассказ по картине «Праздник Светлой Пасхи»»для детей старшей группы Цель: Развитие связной речи.

Конспект развлечения для детей средней группы «Праздник мыльных пузырей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №7» Подготовила: воспитатель Зеткина.

Конспект совместного досуга для детей старшей и средней группы «Папин праздник» Конспект совместного досуга с родителями и детьми старшей и средней групп посвященного Дню защитника отечества “Папин праздник”. Подготовила.

Конспект занятия для детей старшей группы «Великий праздник — Светлая Пасха» Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Светлая Пасха Задачи: Познакомить детей с праздником – Пасхой, ее.

Праздник к 8 Марта «У нас в гостях Карлсон» для детей средней группы Праздник на восьмое марта для детей средней группы «У нас в гостях Карлсон»(Под музыку дети заходят в зал и становятся возле стульев.).

Проект «Праздник Святой Пасхи» Проект «Праздник Светлой Пасхи» Автор проекта: Золина Н. В. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность проекта: с 15.04.2019г.

Беседы с детьми о Святой Троице в православии

Очень важно рассказывать детям о Святой Троице с самого маленького возраста, поскольку христианское мировоззрение и образ жизни закладываются в сознании именно тогда. Праздник Святой Троицы или Пятидесятницы имеет важное значение в христианском богословии и вере, поэтому желательно донести его основополагающие истины до сознания детей.

Воспитанные с детства дети, смогут выстроить свой жизненный путь согласно канонам и положениям христианской веры, тем самым обеспечив себе вечную жизнь и Божье присутствие в каждом дне рядом.

Святая Троица в православии

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Читайте также:
Миссионерство: история и суть в православии, принципы и понятие, развитие в 21 веке

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Детская беседа о Боге — Святой Троице

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

Мы вновь рады приветствовать Вас на православном сайте «Семья и Вера»!

Сегодня мы с Вами побеседуем о Боге, который прославляется в трех Лицах.

«Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом, — пишет Протоиерей Серафим Слободской. — Он всё может сделать, что пожелает.

Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нём, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе.

Что мы знаем о Боге, всё это открыто нам Им Самим.

Бог один, но в трёх Лицах.

Первое Лицо — Бог Отец,

второе Лицо — Бог Сын,

третье Лицо — Бог Дух Святый.

Это не три Бога, а один Бог в трёх Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

Посмотрите-ка на солнышко! Как дивно оно рассказывает о тайне Троицы! Вашим глазам открывается солнечный диск. Он порождает лучи яркого света. Эти лучи пронизаны живительным теплом, что исходит от диска и доносится до земли. А вместе — единое Солнце, без которого и помыслить нельзя нашего бытия. Таков и единый Бог.

Все три Лица Пресвятой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо.

Бог — это самая большая Любовь!

Господь нас любит, дорогие дети, и никогда не пожелает нам плохого!

Правда, если мы будем плохо жить, драться, жадничать, не слушать родителей и делать другие плохие поступки, тогда любящий Господь накажет вас той или иной болезнью, или каким-нибудь другим наказанием, чтобы вы исправились и стали добрыми!

Читайте также:
Молитвенное правило схимонахини Антонии об убиенных младенцах: читать или нет, особенности и основные ошибки

Поэтому, дорогие ребята, давайте будем жить дружно, всех любить и ни в коем случае не гневить любящего нас Господа!

о том: Как поговорить с Живым Богом? Детская беседа.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Основные положения

Пятидесятница — это 50 день после Пасхи. В Библии этот день крайне точно описан — ученики Христа вместе молились и Дух Святой сошел на них в виде языков огня. Именно тогда впервые проявилась третья Божья личность — Дух Святой.

Для христианства Троица является основополагающим фактором, именно вера в то, что Христос, Дух и Отец являются ипостасями Одного Господа делают христианство истинной религией. Но как рассказать детям о Святой Троице, чтобы им было это понятно?

По своей сущности Бог Единый и не Раздельный. Но одновременно с этим, Он состоит из трех лиц: Отец, Сын и Святых Дух. Именно это и есть состав Троицы.

Догмат, который определяет основные положения этого, является до конца непонятным человеку. При этом он самый таинственный и слегка противоречивый, ведь человеческое сознание не может воспринять его логически, но именно он отличает христианскую веру от прочих религий (иудаизм, ислам).

Догмат имеет три положения:

  1. Бог тройственен и заключается в трех лицах: Отец, Сын, Святой Дух.
  2. Эти Лица — Бог, но не разные, а по сути своей единый.
  3. У каждого из Них есть свои, личностные свойства.

Каждое Лицо обладает своими свойствами, и они есть суть божественные. В Троице мы имеет три Божественных Лица, каждое из которых имеет свои личностные качества и при этом составляют единое целое — нашего Бога.

Праздник Пятидесятницы отмечает сошествие Духа Святого на учеников Христа. Несмотря на то, что явление Троицы произошло во время Крещения (когда от Господа на Христа сошел голубь — Дух), именно Пятидесятница является важным праздником. Поскольку тогда третья ипостась Господа — Дух Святой взаимодействовал с человеком напрямую. До этого такого не происходило.

Конспект НОД в подготовительной группе “Троица-праздник русской березки”
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе “Троица-праздник русской березки”

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskiy_material.docx 35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста «Лествица: ступеньки к красоте души»

Номинация – Лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Троица – праздник русской березки»

Тематика: Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

ФИО автора разработки –

Малова Анна Александровна

педагог-психолог МБДОУ детский сад «Солнышко»

р.п. Дальнее Константиново

Цель: знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

– формировать представления о празднике Троица, празднике русской березки;

– развивать творческие способности детей средствами русского фольклора;

– способствовать формированию гармонически развитой личности;

– поддержать познавательный интерес к истории родного поселка, к своей малой Родине;

– воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Состав группы воспитанников: дети подготовительной к школе группы.

Актуальность. Актуальность выбранной темы занятия заключается в том, что Троица – один из светлых праздников. Со своими обычаями и обрядами он играет значительную роль в православной культуре. В русской народной традиции праздник Троицы был связан с проводами весны и встречей лета. Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и, в то же время, самым загадочным праздником на Руси. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. В наше время устраиваются народные гуляния с играми, представлениями, песнями. Таким образом, наше занятие поможет детям не только сформировать представления о традициях на Руси, но и воспитать нравственно-духовные качества личности: доброту, радость, вежливость и другие.

Словарная работа: трапеза, козули, «тонкий стан», кума, червленый олень.

Предварительная работа: разработка сценария, чтение художественной литературы, изучение иллюстраций из серии «Православные праздники», разучивание хороводной песни «Во поле березка стояла», рассматривание фотографий с видами родного поселка, экскурсии по поселку, разучивание гимна поселка Дальнее Константиново «Моя самая близкая Русь», чтение стихов поэтов-дальнеконстантиновцев.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Место НОД в программе дошкольного образования: проведение непосредственной образовательной деятельности «Троица – праздник русской березки» отражается в реализации авторской программы «Край, в котором мы живем», которая направлена на развитие познавательного интереса к истории малой Родины.

Формы проведения занятия, виды деятельности: тематическое занятие.

Предполагаемый результат: Умение детей эмоционально выражать чувство любви к природе, ценить её красоту, неповторимость, хрупкость через, доступные детям, творческие проявления. Дать элементарные знания детей об истории, быте русского народа, о празднике Троица. Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.

I этап. Организационный

Приветствие, организационный момент

На улице ребят встречает педагог и приглашает их на занятие. Веранда оформлена в виде избы, украшенной ветками и цветами. На видном месте стоит кадка с березкой. Вокруг нее постелена свежескошенная трава.

Психолог: Добрый день, ребята. Я рада видеть вас! А теперь поприветствуем друг друга.

Сегодня я хотела бы поздороваться с вами не совсем обычным способом – с помощью стихотворения. Я буду произносить слова, а вы повторяете за мной движения.

Здравствуй, солнце золотое!

(Рисуем руками круг.)

Здравствуй, небо голубое!

(Поднимаем руки вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок!

(Качаем, вытянутыми руками.)

Здравствуй, маленький дубок!

(Присесть, показать ладонью маленький дубок.)

Мы живем в родном краю –

Всех я Вас приветствую!

II этап. Мотивационный

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат –
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Иван Бунин «Троица»

Психолог: Давным-давно, в далекую старину, когда на полях заканчивались посевные работы, наступало время веселого и радостного праздника – Троица! Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. В праздник Троица особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами. И сегодня к нам в гости пришла красавица – березка. Березка в белом сарафане хочет веселиться с нами.

Дети рассматривают березку.

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.

III этап. Практический

Психолог: Под березой устраивали трапезу. Среди подававшихся блюд были яичница и козули с яйцами (круглые лепешки в виде венка). Наряжали в этот день березку, словно красну девицу – лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой, переплетали ветки между собой.

Ребята, давайте нарядим и нашу березку цветными ленточками, косички ей заплетем и плясать с нею пойдем.

Дети украшают березку цветными лентами.

Психолог: Вот у нас какая получилась березка. Ее всегда сравнивали на Руси с нежной, стройной красивой девушкой.

У березки батюшка – ясный месяц, он ей ночью светит.

Ее матушка – красно солнышко, все лето ее греет.

У березы сестра – ранняя заря, она росой ее питает.

Ее брат – соловей в лесу, он ей песни распевает.

Давайте и мы березку песней порадуем.

Все вместе хоровод мы заведем,

Про березоньку споем.

Дети водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла».

Психолог: А теперь ребята, посмотрим, что вы знаете о русской красавице. Я подготовила для вас очень интересные вопросы:

1. Почему березу называют русской красавицей?

2. Что у березы названо зеленой кофточкой? Белым сарафаном?

3. Признак березы – «тонкий стан». Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?

4. Почему в загадках, стихах, песнях березу часто сравнивают со «стройной, нежной девушкой»?

Психолог: Еще девушки связывали вершины двух рядом стоящих березок, делая своеобразную арку. Пройдя под этой аркой, девушки целовались (кумились). Таким образом, выражалось желание быть верными подругами. Девушки приговаривали:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться –

Русская народная игра «Венок»

Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:

– Идите, девочки, на луг гуляти,

Зеленые веночки заплетати.

– Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки мы завьем.

– Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веночек совьюсь,

Завивайте веночки зеленые,

Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на голову венок и командуют: «Венок, венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Психолог: Первый понедельник после Троицы – Духов день. Он посвящен прославлению Святого Духа. С Духовым днем связана вера в русалок. Вся неделя после Троицы называлась русальной и считалась временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать. Чтобы русалки не утащили в воду, нужно быстро начертить крест, обвести его кругом и встать внутри круга.

Русская народная игра «В кресты»

Выбираются девочки – «русалки». Они выбегают из-за веранды, остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидят «русалок», быстро нарисовать крест и встать в него. Кто не успеет, того «русалки» забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

Психолог: В день Троицы дальнеконстантиновцы отмечают праздник – День поселка.

Психолог: Как называется поселок, в котором мы с вами живем?

Психолог: Правильно, поселок, в котором мы с вами живем, называется Дальнее Константиново.

Словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?»

Педагог бросает ребенку мяч и задает вопрос «Наш поселок, какой?». Ребенок должен поймать мяч и охарактеризовать одним прилагательным свой поселок.

Психолог: А теперь я предлагаю вам окунуться в историю праздника. В далеком от нас 1930 году было принято решение отмечать в Троицу день Дальнеконстантиновского района. Ежегодно в этот день в храме совершается торжественное богослужение и крестный ход по улицам районного центра. Общая молитва во время таких праздников, каким является день Святой Троицы, помогает объединить людей.

Рассказ сопровождается показом иллюстраций.

Психолог: Ребята, я совсем забыла, когда я спешила к вам в детский сад, по дороге я встретила почтальона, и он вручил мне большой конверт, а в нем лежала красивая картинка. Но налетел ветер, и картинка разлетелась на несколько частей. Вы сможете мне помочь собрать ее? Ответы детей.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают картинку. На ней изображен герб Дальнеконстантиновского района.

Психолог: Интересно, что же у вас такое получилось? Ответы детей.

Как вы думаете, для чего нужен герб? Ответы детей. Давайте его рассмотрим.

В верхней части расположено изображение идущего в серебряном поле червленого оленя, имеющего рога о шести отростках и черные копыта. Нижняя часть Герба имеет зеленый фон, на котором изображены весы. Чаши весов имеют серебряный цвет, сами весы темно-зеленого цвета. В основании два золотистых колоса. Геральдический щит обрамлен красной лентой с черной обводкой.

а) идущий в серебряном поле червленый олень – древний символ земли Нижегородской, отражающий принадлежность района к Нижегородской области;

б) весы – символ поселка Дальнее Константиново, административного центра района, старинного русского поселения, возникшего в середине XIV века, издавна являвшегося центром местной жизни и известного прежде всего своим базаром – еженедельным торгом;

в) золотистые колосья – символ земледелия, основной отрасли экономики района;

г) красная лента – символ основателя Нижегородского великого княжества Константина Васильевича, чье имя и носит Дальнее Константиново, являвшееся дальним от Нижнего Новгорода владением этого князя. Характерной особенностью одежды князей того времени являлась красная накидка”.

Психолог: В завершении нашего тематического занятия, предлагаю вам спеть гимн нашего поселка «Мое Дальнее Константиново».

(Слова: Валентины Агаповой, музыка: Николая Фагина).

Гимн р.п. Дальнее Константиново

Не на юге живу, не на севере –
У нас средняя полоса.
Здесь олени есть, птицы, звери есть
И ковыль степной, и леса.

Рощ берёзовых и осиновых
У нас много. считать не берусь.
Моё Дальнее Константиново-
Моя самая близкая Русь.

Из-за поля встаёт зорька алая,
День приветствуя золотой.
Большой Родины долька малая
Константиново – дом родной.

Мы не то село, что Есенина
До сих пор хранит светлую грусть.
Но и мы его чтим не менее,
И одна у нас общая Русь.

Мне самою судьбою даровано
Это ставшее близким село.
Пусть посёлком зовётся теперь оно,
Лишь бы каждой весною цвело.

И природа, и люди красивые.
Никуда я отсюда не рвусь.
Моё Дальнее Константиново –
Моя самая близкая Русь.

IV этап. Рефлексивный

1. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Упражнение «Заплетем косичку»

Каждому ребенку предлагается выбрать одну из лент на березе, характеризующих их настроение после проведения занятия:

– зеленая – весело, интересно, занимательно;

– красная – трудно, волнительно;

– белая – безразличие, скука, усталость.

Психолог: Ребята, чтобы заплести косичку настроения нужно три ленты. Каких лент больше, такое общее настроение группы после проведенного занятия.

Дети заплетают косички из лент и украшают ими березку.

Психолог: Наше тематическое занятие подошло к концу. Но впереди нас ждут много интересных и увлекательных встреч.

И нам осталось, попрощаться.

Вспомните, в начале мы с вами здоровались необычным способом. И попрощаться я предлагаю тоже необычно: давайте возьмемся за руки и передадим друг другу знак дружбы. Мы будем по очереди передавать друг другу свое тепло и хорошее настроение. Для этого нужно крепко сжать руку соседа.

Педагог с детьми по кругу сжимают друг другу кулачки.

Технологии и методики:

Наглядные: изучение иллюстраций из серии «Православные праздники», рассматривание фотографий с видами родного поселка.

Информационно-развивающие: словарная работа, разбор понятий, викторина.

Словесные: словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?», чтение художественной литературы, разучивание хороводной песни «Во поле березка стояла», гимна р.п. Дальнее Константиново «Моя самая близкая Русь».

Игровые: русские народные игры «Венок», «В кресты», игра «Собери картинку», словесная игра с мячом «Наш поселок, какой?».

Практические: игра «Собери картинку».

Дидактическое оснащение и оборудование: ветки и цветы для украшения, макет березки, ленточки трех цветов – зеленые, красные, белые; венок, мелки, конверт, разрезная картинка – герб Д-Константиновского района, фото окрестностей р.п. Дальнее Константиново, ноутбук, книги о р.п. Дальнее Константиново, сборники стихов поэтов-дальнеконстантиновцев.

Познавательная мотивация детей на предстоящую деятельность – рассказ педагога-психолога о празднике Троица, народных приметах и об обычаях, с ним связанных.

Организация детской деятельности

Фронтальный способ организации детей.

Методы и приемы педагогической деятельности: рассказ педагога-психолога о праздновании Троицы, об обрядах завивания березки, кумления и проводов русалки, проведение русских народных игр «Венок», «В кресты», хоровода «Во поле березка стояла», викторины, словесной игры с мячом «Наш поселок, какой?», игры «Собери картинку».

Возможные действия педагога в случае, если ему не удаётся достигнуть поставленных целей: чтение дополнительной литературы, просмотр видеофильмов о празднике Троица, посещение дальнеконстантиновского краеведческого музея, ответы на вопросы о празднике.

Методы мотивации (стимулирования) познавательной активности в ходе деятельности: чтение стихотворений и потешек, проведение игр, викторины.

Обсуждение прошедшего занятия, дети делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений. Оценка настроения и эмоционального состояния воспитанников с помощью лент – зеленая (весело, интересно, занимательно); красная (трудно, волнительно); белая (безразличие, скука, усталость).

Список использованной литературы

1. Агапова В.Е. Моя самая близкая Русь / В.Е. Агапова. – Арзамас: Арзамасская типография, 2002. – 82 с.

2. Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников / Н.В. Бабинова. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.- 144 с.

3. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Т.А. Бударина, А.С. Куприна. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2015.- 304 с.

4. Грязнов Н.Ф. Сказы дальнеконстантиновской земли Н.Ф. Грязнов. – Арзамас: Арзамасская типография, 2000. – 32 с.

5. Кулакова А. Мои герои / А. Кулакова. – Арзамас: Арзамасская типография, 2003. – 166 с.

6. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н.Ю. Куражева. – СПб.: Речь, 2011. – 218 с.

7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду / В.Н. Матова. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013. – 176 с.

Детям о празднике Святой Троицы

Троица. Информация для детей

Есть такая икона — Святая Троица, и все, наверное, не раз смотрели на неё, пытаясь понять её смысл.

На этой иконе изображён сам Бог-Отец, Бог- Сын — Иисус Христос и Бог — Святой Дух, тот самый Утешитель, сошествие которого обещал своим ученикам Иисус Христос, когда вознёсся на небо. Святая Троица означает, что Бог существует в трёх лицах, или ипостасях. Почему это так, может быть, и не стоит пока разбираться, просто надо поверить и признать, что это так и есть и что изображение Бога в трёх ипостасях на иконах называется Святой Троицей.

Святой Троице посвящён великий церковный праздник – праздник Святой Троицы, или просто Троица. Он тоже связан с Пасхой и Вознесением, поэтому постоянного дня не имеет, а отмечается на пятидесятый день после Пасхи на десятый после Вознесения. Поэтому его ещё называют Пятидесятница. Этот праздник посвящён воспоминанию о сошествии Святого Духа на апостолов-учеников Христа. Этот день именуется Троицей, потому что в этот день мы прославляем все лица Триединого Бога: Бога-Отца, который сотворил мир, Бога-Сына, который пострадал во имя человеческого спасения и избавил людей от порабощения дьяволу, и Бога — Духа Святого, который освящает мир через основание церкви, поэтому День Святой Троицы именуется также днём рождения христианской церкви.

На десятый день после Вознесения все апостолы, как всегда, были вместе в доме, и вдруг раздался сильный шум, как будто в комнату ворвался порыв сильного ветра. Шум наполнил весь дом, а потом над каждым апостолом (так называли первых учеников Христа) остановился огненный язык, и неожиданно они заговорили на разных языках, которых раньше не знали: и по латыни, и по-гречески, и по-арабски, и по-персидски, и на других языках, какие были на свете.

Апостолы поняли, что на них сошёл Святой Дух. Тогда они вышли на площадь и стали рассказывать людям, которые со всех сторон приехали в Иерусалим отмечать иудейский праздник Пятидесятницы, об Иисусе Христе, о том, как он умер, потом воскрес и вознёсся на небо. И несмотря на то, что люди были из разных мест и говорили на разных языках, они прекрасно всё понимали и спросили апостолов:

— Что же нам делать, братья?

Апостолы отвечали им:

— Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите прощение.

А затем пошли апостолы в разные земли: и на север, и на юг, и на запад, и на восток, чтобы рассказать веем людям об Иисусе Христе и его добрых делах.

Из Святого Писания известно, что тогда сразу крестилось около 3 тысяч человек, а апостолы пошли дальше по земле и приобщали к своей вере новых и новых людей.

День Святой Троицы — очень красивый праздник. В этот день церкви украшаются изнутри берёзовыми веточками, на полу расстилается свежескошенная трава и полевые цветы. Все верующие с зелёными веточками берёзы в руках идут в церковь, там во время службы эти веточки освящают, и они хранятся у каждого в доме, принося счастье, благополучие и здоровье.

День Святой Троицы — переходящий праздник. Например В 2018 году он был 27 мая.

Кто такие апостолы?

Апостолами (от греческого слова «аполстолос» — посланный) в Библии называют тех, кто сопровождал Иисуса Христа в его скитаниях, а затем был послан проповедовать христианство по всему миру.

Согласно книгам. Библии, у Иисуса Христа было двенадцать учеников. Однако в последующее время к ним. добавилось ещё несколько святых.

Во что одеты священнослужители во время богослужения?

Ты, конечно же, видел красивые, расшитые золотом одежды, в которые облачён священник во время богослужения. Эти пышные и красочные одежды помогают придать всему, что происходит в церкви, торжественность и величавость. Особенно красиво они выглядят в свете мерцающих свечей. Священники очень умные и образованные люди, они хорошо знают историю, много языков.

Главная книга для всех священников и верующих – Библия, самая известная книга на всём земном шаре. Она переведена на 1800 языков народов мира, и, если человек знает только один свой родной язык, он всё равно может прочитать Библию.

Детям о Святой Троице: детские лекции и рассказы о трех ипостасях Господа, дне и празднике Троицы

Троица – один из самых любимых народом православных праздников.

Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая травка, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками.

Это знак обновления, цветения жизни во Христе.

Зеленый цвет облачений изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи.

Глубинный смысл праздника Троицы состоит в том, что Бог открывался людям не сразу, а постепенно:
сначала Он в качестве Бога Отца создал землю и всё живое, затем Он послал на землю Своего Сына – Иисуса Христа,
и в самом конце сниспослал на Апостолов Христа Духа Святого.

Таким образом, православный праздник Святой Троицы символизирует ТриЕдиный Образ Бога, когда Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой представляют собой единое, неразрывное целое – Господа Бога, Святую Троицу.

Происхождение праздника

Согласно Библии, Троица отмечается в честь сошествия
Святого Духа на апостолов.
Это событие им обещал сам Иисус Христос
перед своим Вознесением на Небеса.

Сошествие стало своего рода его подарком ученикам.
Благодаря нему они получили мудрость,
а также особые знания и умение различать духов,
способность говорить на разных языках и толковать их,
а еще – веру, чудеса и исцеление, пророчества.

Считается, что именно в этот день – на пятидесятый после Пасхи
и на десятый после Вознесения все уверовали
в истинное единство трех Высших Сил – Отца, Сына и Святого Духа.
«Бог-Отец творит мир, Бог-Сын искупает людей от рабства дьяволу,
Бог Святой Дух освящает мир через устроение Церкви».

Как отмечается Троица в христианской традиции

Это светлый и радостный день,
объединяющий всех верующих и помогающий еще раз осознать,насколько важно в христианстве Триединство.

К тому же особый смысл имеет Троица и для всего института Церкви,
ведь считается, что именно в момент сошествия Святого Духа
она получила свое рождение и как христианское понятие, и как организация.

Храмы на Троицу украшены по-особому -пол устлан свежескошенной травой, иконы в «окладах» из березовых ветвей, да и наряды церковнослужителей преимущественно зеленые, хотя в некоторых церквях клир одет и в белые, и в золотые одежды.

Зеленый цвет в убранстве храмов
и в облачении не случаен – он символизирует животворящую
и обновляющую силу Святого Духа.

Кроме того, это цвет оптимизма, надежды на Спасение,
на защиту от дьявольских козней и происков.

Береза же удостоилась чести стать «главным деревом»
праздника из-за того, что она с древних времен
олицетворяла созидательную силу природы, рост,
процветание и благодать.

На Троицу сначала служится литургия , после нее – вечерня ,
на которой читаются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, Триединство и значение Церкви для всех верующих.

Также произносятся молитвы о спасении всех живых и усопших.

Завершается праздничная служба заутреней
и пением двух специальных канонов.

Трапеза на Троицу

Столы на праздник по традиции должны быть обильными.
Это символизирует плодородие,
будущий отменный урожай, благодать и радость.

Преимущественно трапеза состоит из всевозможной зелени,
блинов, яиц, яичниц, хлеба и пирогов
с начинкой в основном растительного происхождения.

Употребляется также куриное мясо и рыба.

Наши предки пекли пироги с крапивой, с луком и яйцами,
с оставшимся с зимы вареньем, с рыбой.

Делали кулебяки с капустой, с солеными грибами.

Специально для этого праздника варились меды,
готовились сбитни, морсы, квасы.

Особое место на столе занимали всевозможные ритуальные и обычные каши.

Приметы

На Троицу было принято ходить в лес и слушать кукушку –
сколько раз она прокукует, столько лет девице в доме отца томиться.

Дождь на Троицу – к урожаю, к грибному лету, к обильному цвету, к щедрым хлебам, к благополучным делам.

Дождь на Троицын день – к долгому периоду хорошей погоды.

Однако в некоторых регионах России говорят,
что если дождь на Троицу начался, значит, 40 дней лить будет.

Дождь на Троицу – к большому количеству мышей.

На Троицу работать не полагается – неприятности приманишь.

Единственное, что можно делать – готовить еду и косить траву для праздничных обрядов.

На Троицу не купаются – русалки лютуют, на дно заманивают.

Если парень девушку на Троицу под березой поцелует, быть девице его женой.

Считалось, что та девица, которую на Троицу просватают,а на Покров замуж отдадут, проживет со своим супругом долгую и счастливую жизнь.

Поговорки

Бог Троицу любит.

Троица – граница между весной и летом.

Троица три дня строится.

Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом.

Троица Троицей, а трех свечей на стол не ставят.

Без Троицы дом не строится.

Троица перстов крест кладет.

На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь.


Ну и напоследок хочется сказать – как бы вы ни относились ко дню Святой Троицы, принесите домой хотя бы одну веточку березы и поставьте ее на подоконник.

Детям о Святой Троице

Святая троица

Святая Троица – учение о триедином Боге, едином по существу и троичном в лицах Отца, Сына и Святого Духа.

Первые христиане жили очень хорошо, благочестиво. Каждый день они молились и причащались.

Они очень любили друг друга и старались помогать друг другу во всем.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всему миру.

Число верующих в Господа нашего Иисуса Христа день ото дня увеличивалось.

Сначала апостолы проповедовали христианское учение только в Палестине, а потом, по наитию Святого Духа решили разойтись по всему миру.

Они бросили жребий, кому в какую сторону идти, и вскоре разошлись по разным странам.

Троица – один из самых любимых православных праздников.

Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца.

Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица?

Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа.

Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами.

А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения.

Божественная Троица есть абсолютное единство.

Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму.

Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра.

Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.

И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них.

Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Как нарядна православная церковь в этот день: на полу лежит молодая травка, кругом свежие полевые цветы украшают образа.

Иконы украшены ветвями, люди приходят на службу с букетами цветов.

Это знак обновления, цветение жизни во Христе.

Цвет зеленой травы, листьев символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Звоном колоколов, ароматом цветов и трав, теплом и солнцем наполнена Троица.

В Троицкую субботу мы поминаем всех наших усопших, посещаем кладбища, молимся об упокоении душ наших близких.

В день Святой Пятидесятницы, в воскресение, впервые после Пасхи в церкви поют молитву «Царю Небесный Утешителю», это молитва Святому Духу.

В день Пятидесятницы Церковь прославляет всю Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, поэтому праздник и именуют днем Святой Троицы.

А в понедельник тоже праздник – день Святого Духа.

Считается, что в этот день вся земля именинница.

В этот день Церковь вспоминает и прославляет Святого Духа – третье лицо Пресвятой троицы.

В этот день особенно благоухает летнее разнотравье.

Все цветет, все пронизано солнцем, каждый цветочек навещают ангелы.

Следующее воскресенье после Троицы – День всех Святых.

В этот день нужно посетить храм и поставить свечу святому, имя которого носим.

Следует помнить, что весь православный календарь – словно чудесный веночек, в который как цветы вплетены жития святых, церковные праздники и другие церковные события.

Каждый человек может добавить в него скромный цветочек своей любви, уважения и почитания.

9 дней после смерти. Что происходит с душой усопшего?

9 день после смерти. Почему мы считаем его особым днем? Христиане верят в то, что жизнь человека не заканчивается вместе с его земным существованием. Ведь человек — это не только его тело. Из Священного Писания мы знаем о том, что тело человека смертно, но его душа вечна. После смерти душа встречается с Богом. У всех эта встреча происходит по-разному. Кому-то она дается тяжело из-за грехов, накопленных в земной жизни, а кто-то испытывает великую радость встречи с Небесным Отцом. Но все люди нуждаются в поддержке через молитву в эти дни. Молиться можно в храме, на кладбище и келейно. Душа человека отравлена грехом и встреча с Совершенным Богом может стать большим испытанием для души усопшего. Но мы знаем, что Господь милостив и слышит наши молитвы, даруя нам по ним отпущение грехов. Поэтому, мы можем молиться и за усопшего. Причем, из Церковного Предания мы знаем, что некоторые дни в загробной жизни человека будут для него особенно важными и трудными. Именно в эти дни душа человека встречается с Богом, решается его посмертная участь, он пересматривает дни своей земной жизни и часто страдает от своих грехов, от воспоминания о моментах, когда он не смог отказаться от соблазна совершить нечто неправедное. Что происходит с душой в эти дни? Как можно помочь усопшему?

9 дней после смерти — значение в православии

3 дня, 9 дней после смерти, 40 дней… Эти даты — важный момент для души усопшего человека. Согласно церковному Преданию до 3 дней после смерти душа пребывает рядом с телом. Она уже перешла в новое состояние, но еще не совсем покинула этот мир. На третий день душа человека отправляется ко Господу, где может увидеть райские обители. На девятый день душа предстает перед Богом и может узнать, что такое — ад, вечная жизнь без Господа. На 9-ый день для души человека наступает время очищения. Пребывать без поддержки близких в этот день душе может быть тяжело. Посмертная память у человека сохраняется, его душа знает и помнит, что в земной жизни остались люди, которые могут о нем помолиться. Память — это часть человеческой личности и нигде не говорится о том, что попадая на небо, душа человека совершенно утрачивает связь с этим миром. Тем более впереди страшная встреча с обителями ада. Эта встреча длится дольше, потому что в Царствие Небесное входят «тесными вратами». Адские обители гораздо больше райских. Но сороковой день определятся дальнейшая участь человека до Страшного Суда, душа почившего будет пребывать в Раю или в аду до того момента, как Господь придет «судить живых и мертвых», и наступит новый мир. Во время Страшного Суда, где окончательно решится участь всех людей, они воскреснут.

Что происходит с душой усопшего на 9 день после смерти

Путешествие по раю и аду — это образное понятие. О том, как именно встречаются Бог и душа человека после смерти нам ничего неизвестно доподлинно. В земной жизни человек не может узреть Бога, поэтому нет сомнений в том, что после путешествия по райским обителям, встреча с Богом — это ответственный и важный момент. Ангел-Хранитель водил человека по Царству Небесному и, вот, человек оказывается на поклонении у Небесного Отца. Человек несовершенен, в земной жизни он совершил множество грехов. И душе трудно выдержать встречу с совершенным Создателем. Суеверные представления часто рисуют ад, как место со сковородками и кипящими котлами. В действительности, мы знаем только образно, что ждем человека, который не оказывается в Раю. Точно нам известно лишь то, что жизнь без Бога — это мучение для человека, и все хорошее, что у нас есть в земной и грядущей жизни — от Бога. Точного обетования у нас нет. 3 дня, 9 дней после смерти и 40 дней после смерти — это те числа, которые часто встречаются в Библии. Возможно, 9 дней после смерти — это очень долго в нашем понимании, но мы воспринимаем дни, как время земное, время небесное может идти совсем по-другому. Рассчитывать 9 дней после смерти нужно правильно. Обычный математический метод (прибавить к дню кончины человека 9 дней) — неверный способ. Чтобы правильно рассчитать 9 дней со дня смерти нам надо учитывать ту дату, в которую скончался человек. Даже, если это случилось в 11 часов вечера. Если человек скончался 4 ноября, 9-ый день со дня смерти — 12 ноября. Обязательно надо учитывать дату смерти, если смерть произошла в течение суток 4 ноября, этот день также учитывается при подсчете. Доподлинно о 9 дне после смерти, 40 дне после смерти нам известно одно — эти вехи становятся особыми и самыми важными для души человека в его загробной жизни.

Поминки на 9 день после смерти

Самое лучшее для души усопшего человека — поехать на кладбище на 9-ый день, попросить священника совершить панихиду. Конечно, можно молиться о душе человека и келейно. Мы не знаем, как именно действует наша молитва. Рассуждая о таких вещах, можно строить только предположения, но Церковь однозначно говорит о том, что молитва в эти дни облегчает участь и усопшего и дарует утешение родственникам и близким человека, который отошел в жизнь вечную. Существуют разные предрассудки и суеверия, которые говорят о том, что на 9 день после смерти не следует посещать кладбище. Но все утверждения о том, что это — плохая примета или каким-то образом может навредить душе человека, не соответствуют действительности. Церковь решительно отвергает суеверные убеждения, не основанные на Церковном Предании. Опыт Церкви говорит о том, что человек может ходить на кладбище, может не ходить, если не имеет такой возможности. Главное, — помолиться за душу почившего.

9 дней после смерти — что делать родственникам почившего

Смерть близкого человека или родственника всегда рождает скорбь. Бог создавал нас для вечной жизни, именно поэтому кончина воспринимается нашим разумом как нечто ненормальное, противное человеческой природе, пугающее и неправильное. «Смерть — это та единственная епитимья, которую не избежал ни один человек», — говорят священники. Смертью мы расплачиваемся за несовершенство этого мира, в котором мы оказались вследствие Первородного греха. Наше тело насильственно разлучают с душой и, разумеется, это испытание и для усопшего и для его близких. Душа человека перейдет в вечность в том состоянии, в котором смерть застала ее. Мы никогда не знаем, когда перейдем в Богу, именно поэтому нужно на протяжении всей жизни стараться жить достойно и праведно. Но у христиан есть утешение. Мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос «смертью смерть попрал». Господь взял на себя наши грехи, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Он победил смерть. По милости своей Бог предоставил нам возможность помочь душе человека, который сам уже не может помочь себе покаянием. Паисий Святогорец говорил «самая лучшая панихида по усопшему — исправление собственной жизни». Поэтому искренняя молитва, без формального подхода, угодна Богу, и мы действительно все еще можем помогать нашим близким, если молимся за них после их кончины.

Если у вас нет возможности пригласить священника, вы можете прочитать литию о покойном для мирянина. Существует специальный чин литии, который совершается мирянами келейно и на кладбище. Несмотря на то, что мы не можем знать точно, что дает душе усопшего наша молитва, мы имеем некий духовный опыт, который накопила Русская Православная Церковь и знаем, что Бог всегда слышит наши молитвы. Он также видит искреннее желание помочь усопшему, любовь ближних к человеку, который перешел в новый мир.

В молитвах об усопшем мы просим, чтобы на 9 день после смерти, при встрече с Богом душа человека получила неизреченную радость и утешение, а не скорбь о своей недостойной жизни.

Какие молитвы читать на 9 день после смерти

Чин литии, которую миряне совершают келейно и у могилы покойного отличается от чина литии, который читают священнослужители.

Вот лития, которую могут читать и миряне:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Читайте также

  • Радоница: 15 частых вопросов о поминовении усопших
  • Что сказать человеку, потерявшему близкого?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: